Биологические и социальные факторы в психическом развитии индивида. Внешние и внутренние биологические и социальные факторы развития личности


2. Понятие о личности. Социальные и биологические факторы развития человека как личности.

Личностью называется конкретный человек как субъект обще­ственной деятельности и общественных отношений во всем много­образии его социально-психологических особенностей.

Исследуя проблему личности, психология имеет в виду психо­логические особенности и свойства человека, развившиеся и про­являющиеся у него как у члена общества. Человек всегда являет­ся членом того или иного коллектива — семьи, школы, рабочего коллектива на предприятии и т. д. Активная деятельность чело­века в коллективе, взаимоотношения его с коллективом в значи­тельной степени определяют формирование индивидуальных черт личности.

Понятие «человек» - самое широкое и общее, все остальные (личность, индивид, индивидуальность, субъект деятельности) включаются в него.

Человек - это биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями, способное создавать орудия труда и умеющее пользоваться ими.

Понятие «индивид» утверждает принадлежность человека к биологическому роду.

Индивид является носителем врожденных свойств и тех, которые приобретаются им в ходе развития. Основные характеристики индивида – активность, целостность, устойчивость и специфичность взаимодействия к окружающему миру. Активность обеспечивает его способность к самоизменению. Таким образом, категория индивида представлена в узком смысле как неповторимость человека на биологическом уровне, а в широком – как совокупность психофизических и социальных особенностей.

Понятие «индивидуальность» подчеркивает неповторимое своеобразие человека, формирующееся в процессе взаимодействия биологических и социальных факторов. В рамках деятельностного подхода По мнению Э.А. Голубевой индивидуальность определяется через категорию человек, который характеризуется со стороны своих социально- значимых отличий от других людей (акцент делается на социальное своеобразие человека) и через категорию индивид в аспекте целостного, неповторимого своеобразия его психики и личности.

Особой психологической категорией, описывающей человека как источник активности, познания и преобразования действительности, является субъект. Эта категория отражает активное отношение человека к окружающему миру и к самому себе, она активно разрабатывается в исследованиях субъекта деятельности (А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн) и субъективности (И.С. Кон, В.И. Слободчиков).

Личность.

В психологической науке существуют различные подходы к изучению личности.

В деятельностном подходе личность определяется как системное (социальное) качество индивида, приобретаемое им в предметной деятельности и общении, характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде. К.А. Абульханова – Славская и Л.И. Анциферова отмечают, что личность характеризуется активностью, то есть стремлением субъекта выходить за собственные пределы, расширять сферу своей деятельности и это уже творческая, преобразующая активность личности.

Личностью, пишет К.К. Платонов, - является конкретный человек как носитель сознания.

Л.И. Божович называет личностью человека, достигшего определенного уровня психического развития, который определяется тем, что ребенок воспринимает и переживает самого себя как единое целое, когда он может управлять своим поведением, соотносить свои желания с требованиями и желаниями других людей.

Отличительными психологическими особенностями личности являются:

1.Самосознание. Человек, как личность, сознает себя, прежде всего как живое, наделенное определенной телесной организацией существо, отождествляет себя со своим физическим телесным об­ликом в конкретном понятии «Я». Вместе с тем в этом сознании «Я» человек отражает в той или иной степени и свойственные ему пси­хологические особенности и черты. Одновременно он противопос­тавляет свое «Я» другим людям, выделяет себя как личность из их среды.

Сознание - высший уровень психического отражения

объективной реальности, а также высший уровень

саморегуляции, присущий только человеку как

социальному существу.

Специфика человеческого сознания

  • Активность ( дифференциация по значимости)

  • Интенциональность (направленность)

  • Способность к рефлексии (самонаблюдение)

  • Мотивационно-ценностный характер

  • Отражение мира в форме познания его существенных связей и отношений

  • Прогнозирующий характер человеческого сознания

  • Наличие самосознания

Я-концепция (самосознание) - совокупность представлений человека о себе на основе рефлексии

Критичность- основа формирования самосознания и его адекватности основной механизм контроля за своим поведением и самоконтроля

Способность критически оценивать происходящее,

сопоставлять полученную информацию со своими

поступками и идеалами, и, исходя из этого

сопоставления, формировать свое поведение,

определять цели и программу действий,

предпринимать шаги к достижению поставленной цели

2.Индивидуальность — устойчивое своеобразие принадлежа­щих данной личности психических процессов, состояний и свойств как в специфических особенностях их содержания, так и в спосо­бах и формах проявления. В реальной действительности психичес­кие процессы и состояния никогда не являются изолированными функциями мозга; они всегда принадлежат тому или другому кон­кретному человеку, обусловлены особенностями его личности и выполняемой им деятельности. То же самое относится и к свойствам личности — они всегда индивидуальны. Нельзя найти даже две личности, которые были бы тождественны, т. е, полностью повторя­ли бы друг друга.

3.Саморегулирование — способность сознательно управлять своим поведением, своими психическими процессами и состояния­ми в связи с требованиями социальной среды или условиями вы­полняемой деятельности. Человек не механически приспосаблива­ется к окружающей его среде в ответ на исходящие от нее раздра­жения. Он сам является сознательным членом этой среды, избира­тельно воспринимает ее воздействия, перерабатывает и оценивает их и управляет своим поведением в соответствии с этой оценкой.

4.Активность. Личность всегда деятельна. Иначе она не мо­жет существовать в окружающей ее социальной и природной сре­де. Только в процессе социально обусловленной деятельности че­ловек превращается в личность: в зависимости от характера (типа), содержания деятельности и способов ее выполнения и формиру­ются свойственные личности социально-психологические черты и особенности. Личность проявляет себя только через деятельность, и только в деятельности выражается присущее личности качество активности.

5.Взаимосвязь с социальной средой. Являясь активным членом общества, человек всегда находится в определенных связях и от­ношениях с окружающими его людьми и обществом в целом — се­мейных, бытовых, производственно-трудовых, идейных и т. д. Вне этих объективных связей и отношений он не может существовать и действовать как член общества. Эти связи и отношения неизбежно отражаются в различных формах его поведения и деятельности, определяют истинную сущность человека. Ее нельзя понять, если рассматривать человека как отдельное существо изолированно (аб­страктно) от общества.

6. Гармония мотивов «Я хочу» и «Я должен». Мотив «я хочу» отражает эмоциональный уровень поведения, мотив «я должен» - отражает более высокий уровень сознания, когда человек соотносит свои желания с требованиями группы, когда регулятором поведения является чувство совести и долга.

Учитывая конкретно-научные данные о человеке, которыми располагают современные науки, можно выделить три неразрывно взаимосвязанных и взаимообусловленных уровня личности:

  • биологический, представленный определенными генетически детерминированными, психофизиологическими задатками: естественными потребностями, предрасположенностью к определенным видам деятельности и поведения, к развитию интеллекта, мышления, речи и т.д.;

  • духовный, выступающий как внутренняя субъективная реальность, идеальный мир человека, его «Я». Чаще этот уровень определяют как психологический. Однако человеческая психика и духовность - это разнопорядковые понятия. Духовность формируется как результат взаимодействия психофизиологических и социокультурных компонентов;

- социальный, собственно личностный, включает те свойства личности, которые вырабатываются в процессе ее участия в жизни общества, социальных групп; ценностные ориентации, совокупность социальных знаний, умений, навыков, привычек и т.д., необходимых для выполнения многочисленных социальных ролей.

Ядром личности является духовный уровень, т.к. духовность наиболее полно выражает человеческую сущность. Таким образом, духовность является основным рычагом саморазвития или саморазрушения личности.

Личность, следовательно, предстает как структурная целостность психобиологических, духовных и социальных компонентов.

Личностью не рождаются, а становятся. На формирование личности оказывают влияние такие факторы, как психобиологическая наследственность, физическое окружение, культура, групповой и личный опыт.

Психобиологическое наследие - это своеобразный сырой материал, который путем социализации превращается в человека, индивида, личность.

Биологический фактор является и ограничителем для личности, и вместе с тем, именно благодаря нему, из личности создается неповторимая, уникальная индивидуальность. Физическое окружение (климат, географические особенности, природные ресурсы) оказывает преимущественно влияние на формирование типов личностей, а не отдельной личности. Культура (в широком смысле слова) оказывает самое непосредственное и глубокое влияние на формирование и развитие, главным образом, духовного мира личности, а также его различных социальных качеств. Групповой и индивидуальный опыт помогают формированию у личности своего «Я -образа» на основании восприятия того, как ее оценивают другие окружающие люди. Именно на базе группового, прежде всего, опыта происходит социализация личности. Если групповой опыт может быть сходен у различных личностей, то индивидуальный опыт всегда уникален и неповторим.

Говоря о формировании личности, особо следует остановиться на социальной потребности быть личностью, лежащей в основе всего процесса ее становления. Именно эта потребность обеспечивает активность включения человека в общество, социальные группы. Данная потребность существует наравне с совокупностью жизненных потребностей индивида в пище, воде, сне, активности, самосохранении.

Для характеристики процесса становления и формирования личности используется понятие «социализация». Социализация представляет собой двуединый процесс. С одной стороны, он включает в себя усвоение индивидом определенной системы знаний, ценностей, норм, социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей и в результате воздействия на него общества и его структур. С другой стороны, процесс социализации предполагает активное воспроизводство системы социальных связей индивидом через его активное включение в социальную жизнь посредством деятельности. По сути дела, социализация личности предполагает характеристику того, как социальная среда воздействует на человека, и как личность воздействует на среду и себя с помощью деятельности.

Процесс социализации охватывает собой три сферы, в которых осуществляется, главным образом, становление личности: деятельность, общение, самосознание. Именно эти три сферы, взятые в целом, создают для индивида «расширяющуюся действительность», в которой он действует, общается, познает окружающий мир, вносит в него свой вклад.

studfiles.net

Реферат Биологические и социальные факторы развития личности

Содержание:

1.     Введение…………………………………………………………………3

2.     Биологические факторы развития личности………………………….5

3.     Социальные факторы развития личности……………………………..9

4.     Заключение…………………………………………………………….11

5.     Список литературы…………………………………………..………..12

ВведениеЛичностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие.

С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль.

Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта.

Очевидно, что это крайние точки зрения процесса формирования личности. Несмотря на многочисленные понятийные и другие различия, существующие между ними почти все психологические теории личности едины в одном: личностью, утверждается в них, человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Это фактически означает признание того, что личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, а вследствие научения, то есть они формируются и развиваются.

Формирование личности – это, как правило, начальный этап становления личностных свойств человека. Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних факторов. К внешним относятся: принадлежность индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде.

Предметом моего исследования является процесс развития человеческой личности под влиянием биологических  и социальных факторов. (2)

Цель работы состоит в анализе влияния этих факторов на развитие личности. Из темы, цели и содержания работы следуют ниже-перечисленные задачи:• определить влияние на развитие личности человека таких биологических факторов как наследственности, врожденных особенностей, состояния здоровья;• в ходе теоретического анализа педагогической, психологической литературы по теме работы попытаться выяснить, какие же факторы оказывают более весомое влияние на формирование личности: биологические или социальные. • какой педагогический подход наиболее благоприятен для развития и формирования личности, как ученика.

"Своеобразие людей не следует ценить слишком высоко. Напротив, мнение, что наставник должен тщательно изучать индивидуальность каждого ученика, сообразоваться с нею и развивать ее, является совершенно пустым и ни на чем не основанным. Для этого у него нет и времени. Своеобразность детей терпима в семейном кругу, но в школе начинается жизнь по установленному порядку, по общим для всех правилам. Тут приходится заботиться о том, что бы дети отвыкали от своей оригинальности, что бы они умели хотели выполнять общие правила и усваивали себе результаты общего образования. Только что преобразование души составляет воспитание.»Гегель (3) Биологические факторы развития личности. Процесс развития осуществляется как совершенствование человека – биологического существа.  Опыт социальной изоляции человеческого индивида доказывает то, что личность развивается не просто путем автоматического развертывания природных задатков.

Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность новорожденного». Фактически каждый из них – уже индивидуальность…Но еще не личность! Человек становится личностью, а не рождается ею. Мы всерьез не говорим о личности даже двухлетнего ребенка, хотя он многое приобрел из социального окружения. (1)

В первую очередь, биологическое развитие, так и развитие в целом, обусловливает фактор наследственности.

Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества. Эта программа закономерно и гармонично претворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала.

Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.

Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли, Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, об уникальной субкультуре. Следовательно, биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами.

Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.

Наследственность проявляется в том, что человеку передаются основные биологические признаки человека (способность разговаривать, работать рукой). С помощью наследственности человеку передаются от родителей анатомофизиологическое строение, характер обмена веществ, ряд рефлексов, тип высшей нервной деятельности.

К биологическим факторам относятся врожденные особенности человека. Это такие особенности, которые ребенок получает в процессе внутриутробного развития, обусловленные рядом внешних и внутренних причин.

Мать – это первая земная вселенная ребенка, поэтому все, через что она проходит, испытывает и плод. Эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на его психику. Именно неправильное поведение матери, ее излишние эмоциональные реакции на стрессы, которыми насыщена наша тяжелая и напряженная жизнь, служат причиной огромного числа таких послеродовых осложнений, как неврозы, тревожные состояния, отставание в умственном развитии и многие другие патологические состояния.

Однако следует особо подчеркнуть, что все трудности вполне преодолимы, если будущая мать осознает, что только она служит ребенку средством абсолютной защиты, неисчерпаемую энергию для которой дает ее любовь.

Совсем немаловажная роль принадлежит и отцу. Отношение к жене, ее беременности и, конечно, к ожидаемому ребенку – один из главных факторов, формирующих у будущего ребенка ощущения счастья и силы, которые передаются ему через уверенную в себе и спокойную мать.После рождения ребенка процесс его развития характеризуется тремя последовательными этапами: впитывание информации, подражание и личный опыт. В период внутриутробного развития опыт и подражание отсутствуют. Что касается впитывания информации, то оно максимально и протекает на клеточном уровне. Ни в один из моментов своей дальнейшей жизни человек не развивается столь интенсивно, как в пренатальном периоде, начиная с клетки и превращаясь всего через несколько месяцев в совершенное существо, обладающее удивительными способностями и неугасимым стремлением к знанию.

Новорожденный уже прожил девять месяцев, которые в значительной степени сформировали базу для его дальнейшего развития.

Пренатальное развитие несет в своей основе мысль о необходимости предоставления эмбриону и затем плоду самых лучших материалов и условий. Это должно стать частью естественного процесса развития всего потенциала, всех способностей, изначально заложенных в яйцеклетке.

Существует следующая закономерность: все, через что проходит мать, испытывает и ребенок. Мать – это первая вселенная ребенка, его «живая сырьевая база» как с материальной, так и с психической точек зрения. Мать является также посредником между внешним миром и ребенком.

Формирующееся человеческое существо не воспринимает этот мир напрямую. Однако оно непрерывно улавливает ощущения и чувства, которые вызывает у матери окружающий мир. Это существо регистрирует первые сведения, способные определенным образом окрашивать будущую личность, в тканях клеток, в органической памяти и на уровне зарождающейся психики.(4)

 

Социальные факторы развития личности.  Социализация.

Понятие развитие личности характеризует последовательность и поступательность изменений, происходящих в сознании и поведении личности. Воспитание связано с субъективной деятельностью, с выработкой у человека определенного представления об окружающем его мире. Хотя воспитание « учитывает влияние внешней среды, оно в основном олицетво¬ряет усилия, которые осуществляют социальные институты.

Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение требований общества приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком гражданских обязанностей, о соблюдении правил межличностного общения. Иначе социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом.

Первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и сознания, и поведения. В социологии обращено внимание на тот факт, что ценность семьи как социального института долгое время недостаточно учитывалась. Более того, ответственность за воспитание будущего гражданина в определенные периоды советской истории пытались снять с семьи, переложив на школу, трудовой коллектив, общественные организации. Принижение роли семьи принесло большие потери, в основном нравственного порядка, которые впоследствии обернулись крупными издержками в трудовой и общественно-политической жизни.(5)

Эстафету социализации личности принимает школа. По мере взросления и подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых молодым человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают характер последовательности и завершенности. Так, в детстве ребенок получает первые представления о Родине, в общих чертах начинает формировать свое представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни.

Мощным инструментом социализации личности выступают средства массовой информации — печать, радио, телевидение. Ими осуществляются интенсивная обработка общественного мнения, его формирование. При этом в одинакова степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач.

Социализация личности органично включает в себя передачу социального опыта человечества, поэтому преемственность, сохранение и усвоение традиций неотделимы от повседневной жизни людей. При их посредстве новые поколения приобщаются к решению экономических, социальных, политических и духовных проблем общества.(7)Таким образом, социализация личности представляет, по сути, специфическую форму присвоения человеком тех гражданских отношений, которые существуют во всех сферах общественной жизни.

ЗаключениеПроблема развития и формирования личности – проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований.В ходе теоретического анализа педагогической и психологической литературы по теме данной работы я поняла, что личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды в которой она взращивается. У каждого родившегося ребенка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе.

 Конечно же, непрерывное единство биологических и социальных качеств показывает, что человек существо биологическое и социальное. Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже  подобием личности.

Список литературы:

1.     Аверин, В.А. Психология детей и подростков: 2-е издание, учеб. пособие  / В.А. Аверин. – С.-Пб.: Издательство Михайлова В.А., 1998. – 220 с.2.     Асмолов, А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа.: учеб. пособие / А.Г. Асмолов . - М.: Смысл, 2001. -  197 с.3.     Дубровина, И.В. Рабочая книга школьного психолога: учеб. пособие. / И.В. Дубровина. - М.: Просвещение, 1991. – 186 с.

4.     Коломенский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломенский. -  М.: Просвещение,  1989. – 97 с.

5.     Леонтьев , А.Н.  Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие / А. Н. Леоньтев. – М.: Просвещение, 1977. – 298 с.6.     Рубинштейн , С.Л.  Основы общей психологии: учеб. пособие / С.Л. Рубинштейн. – С.-Пб.: Питер, 2000.237 с.7.     Фельдштейн, Д.И.  Психологические проблемы общественно-полезной деятельности как условие формирования личности: учеб. Пособие / Д.И. Фельдштейн. – М.: Просвещение, 1992. – 156 с.

bukvasha.ru

Биологические и социальные факторы в развитии человека

ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ВОСПИТАНИЯ

Естественно, что в процессе воспитания центральной фигурой является тот, кого воспитывают, воспитанник.

Результат воспитания — развитие личности.

Человек рождается существом почти исключительно биологическим. Общественным существом, способным вступать в отношения с другими людьми, он становится в процессе развития. Правда, некоторые черты социальности есть и у новорожденного. Влияние общества ребенок испытывает и в период внутриутробного развития. Социально обусловленный образ жизни матери, многовековой период развития человечества в условиях общественного существования, способствовавшего генетическому закреплению сугубо человеческих задатков (предпосылок прямохождения, специфического строения мозга, речевого аппарата и др.), определяют некоторые признаки социальности на самых ранних этапах детства — в младенчестве.

Но становление собственно человека в … качестве общественного существа, личности, обладающей сознанием, осознанно воспринимающей окружающий мир и воздействующей на него, связано исключительно с развитием в онтогенезе, причем в условиях общественного существования. Вне общества, без общения с людьми ребенок не может стать личностью, не может развиваться как человек. Это подтверждают время от времени примеры развития детей, попавших по каким-либо причинам в раннем возрасте в стаи животных и оставшихся живыми. Подтверждают это и примеры воспитания слепоглухонемых детей, которые лишены возможности естественного вступления в отношения с другими людьми из-за отсутствия развитых органов чувств, обеспечивающих основную гамму восприятия внешних воздействий, — зрения и слуха. Развитие этих детей фактически полностью определяется степенью компенсации этого недостатка воспитателями. При отсутствии этой компенсации слепоглухонемые дети как существа социальные фактически не развиваются.

Биологические и социальные факторы в развитии человека

Вероятно, со времени осознания своего положения в природе человеку интересно было знать, почему люди неодинаковы. Почему рядом с проявляющими успех почти или даже во всем, рядом с одаренными в одной какой-то области всегда были весьма средние, ни в чем себя не проявляющие, заурядные люди? И можно ли добиться успехов каждому хотя бы в чем-то одном?

В решении этого вопроса издавна наметилось два направления, в основе своей сохранившиеся до наших дней. Достаточно последовательно они были разъяснены уже в Древней Греции. Демокрит (V-IV вв. до н.э.) утверждал, что люди становятся такими, какими они есть, более от упражнений, чем по какой-либо другой причине, т.е. судьба человека, его успехи в жизни зависят больше всего от него самого, от его деятельности.

Другое мнение по этому вопросу высказывал Платон (IV в. до н.э.). Он утверждал, что люди от рождения неодинаковы, а их развитие определяется тем материалом, который получила душа человека еще до его рождения. В этом и причина разделения людей на правителей и управляемых. Поэтому нет причины обучать тех, которых научить невозможно вследствие отсутствия у них природных возможностей усваивать науки.

Развитие естественных наук и философии привело к выделению факторов, влияющих на формирование человека. В XVIII в. наиболее полно они были представлены в учении французского ученого Д. Дидро. Он утверждал, что на развитие человека влияют наследственность, социальная среда и воспитание. Воспитание и условия жизни играют исключительно важную роль в развитии личности. Но Дидро подчеркивал, что нельзя недооценивать и значения анатомо-физиологических особенностей детей, их природных различий.Эти взгляды были развиты в противовес идеям исключительной значимости одного какого-то фактора, определяющего развитие человека: К. Гельвеции, например, провозглашал всемогущество воспитания, а Ж. Ж. Руссо был сторонником идеи преобладающего значения среды в формировании личности. Сторонники религиозных учений по-прежнему утверждали божественную предопределенность развития человека и всей его судьбы

Великое открытие Г. Менделя и развитая в XX в. на основе этого открытия молекулярно-генетическая теория дала новое основание для популяризации взглядов о преобладающей роли наследственности в развитии человека, его личности. В самом деле, если есть гены цвета волос, формы носа, длины пальцев и др., то почему не должно быть генов способности учиться? Ведь даже простые наблюдения учителей, долго проработавших в одной школе, показывают, что очень часто дети и внуки давно учившихся у них учеников столь же успешно или неуспешно обучаются в школе, как и их родители, дедушки и бабушки. Не менее показательны в этом отношении и примеры «наследования» музыкальных, художественных, спортивных способностей: немало примеров профессиональных династий, когда на протяжении нескольких поколений люди одного семейства проявляют большие успехи в каком-либо виде деятельности. Но глубокое научное исследование проблемы показывает, что за исключением случаев проявления особой одаренности результаты успешной деятельности в той или иной области искусства, науки, предпринимательства обусловлены комплексом факторов, среди которых важнейшими оказываются среда и воспитание.Один из основоположников отечественной генетики Н. П. Дубинин писал по этому поводу: «Сущность человека, его личностные качества, общественно-исторический прогресс, формирование нового человека — все это выходит за рамки биологического. …Генетическая программа человека обеспечивает рождение индивидов с универсальным неспециализированным мозгом, функциональная система которого формируется условиями социального бытия»*.*Дубинин Н. П. Что такое человек. — М., 1983. — С. 62, 63.

загрузка…

И тем не менее развитие ребенка не всегда полностью обусловлено влиянием среды, воспитания и наследственности. В соответствии с учением Дидро невозможно объяснить, почему в одних и тех же условиях жизни, обучения и воспитания люди с одинаковой наследственностью вырастают разными. Вспомним литературный пример сыновей Тараса Бульбы. Или почему в худших условиях явно не выдающиеся по природным задаткам люди нередко добиваются больших успехов в развитии, чем находящиеся в лучших условиях. И наконец, если наследственность, среда и воспитание определяют развитие человека, то в чем причина поступательного совершенствования человечества, человека вообще? Ведь среда и воспитание приспосабливают человека к существованию в имеющихся условиях, наследственность же фактически не изменяется, а тем не менее человек из пещер переселился в хижины, а затем во дворцы, начал осваивать космос. Изменились и внешний облик человека, его мышление, весь духовный мир. Изменил он и среду своего обитания, хотя в соответствии с идеей о развитии под влиянием среды, воспитания и наследственности этого не должно было быть

Это значит, что развитие человека определяется не только выше указанными факторами. Есть еще какой-то (или какие-то), который не учитывал и Дидро, и те, кто придерживался его взглядов.

refac.ru

Внешние и внутренние факторы личностного развития

Педагогика Внешние и внутренние факторы личностного развития

просмотров - 570

Для успешного решения проблем формирования личности крайне важно знать, что же такое личность как предмет воспитания и обучения, как происходит ее развитие, и какими должны быть теоретические и методические подходы к ее формированию в специально организованных условиях. Данная проблема имеет различные аспекты и рассматривается различными науками: возрастной физиологией, анатомией, социологией, психологией и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного и разностороннего развития личности в процессе обучения и воспитания.

Для педагогики характерно рассмотрение проблемы развития личности с точки зрения взаимоотношений между воспитанием и развитием. Существенное значение имеет, прежде всœего, уяснение самого понятия«личность».

В общем развитии человека обычно просле­живаются две взаимосвязанные линии:биологичес­кая и социальная. Это хорошо видно при наблюде­нии за процессом развития человека с момента его рождения. Ребенок рождается как биологическое существо и не имеет никаких социальных качеств. При взрослении у ребенка происходит развитие биологических задатков и свойств - так происходит его функциональное созревание, и в дальнейшем формируется человек. Развивается скелœет, мускулатура, внутренние органы и психологическая система. Параллельно с процессом биологического развития человека происходит приобретение им определœенного количества социальных свойств и качеств, которые характеризуют его как общественное существо, живущее среди других людей. Так постепенно ребенок начинает реагировать на близких родственников, овладевает речью, начинает ходить, приобретает навыки общения и поведения в семье и на улице, начинает выполнять те или иные трудовые обязанности.

Будучи биологическим существом, человек в процессе своей жизнедеятельности вырабатывает и развивает в себе множество социальных свойств и качеств, которые как раз и характеризуют егообщественную сущность. По этой причине человек рассматривается в педагогике какбиосоциальное существо.Понятие «человек» объединяет в себе и биологические, и социальные (общественные) свойства и качества.

Нетрудно видеть, что понятие«личность» включает толькосоциальные свойства и качества человека, к которым, как правило, относятся сознание, речь, привычки и т.д. Биологические характеристики человека (психологические, физиологические) в данное понятие не входят. И, как отмечает И.Ф. Харламов, свойство быть личностью связано не с физическим бытием человека, а с его общественными качествами.

Под понятием«личность»будем понимать общественную сущность человека и обозначать совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя. К таким свойствам и качествам относятся мотивы, направленность, мировоззрение, характер, мышление и др. У одних людей эти качества бывают выражены более ярко, у других слабее. Наличие тех или иных социальных свойств и качеств говорит о готовности того или иного человека к жизни в обществе. В этом случае можно также говорить и обуровне готовности в зависимости от сформированности личностных качеств. Так, если подросток физически и психически развит, но не имеет сформированных личностных качеств, то вряд ли его будет отличать правильное, адекватное поведение в обществе. Философ В.П. Тугаринов к числу важнейших критериев личности относил разумность, ответственность, свободу, личное достоинство, индивидуальность.

Характеристика понятий«человек» и «личность» часто дополняется понятием«индивидуальность», которая характеризует отличие одного человека от другого, одной личности от другой. Как правило, индивидуальность определяется особыми чертами характера и темперамента͵ своеобразием творческой деятельности и способностей. Для полноты характеристики человека как общественного существа нельзя обойти также понятие«индивид», ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ в переводе с латинского означает «единичность». Как понятие оно обозначает отдельного представителя человеческого рода безотносительно к его качествам.

Мы рассмотрели понятие«личность» и связанные с ним родственные научные категории. Как уже отмечалось, личностные качества развиваются и формируются прижизненно, в связи с этим для педагогики важное значение имеет раскрытие самих понятий «развитие» и «формирование», а также их взаимоотношений.

В начале данной главы уже было дано определœение понятию «развитие» как процессу количественных и качественных изменений, которые происходят при биологическом и социальном созревании человека. Формирование - это специально организованный процесс приобретения конкретных личностных свойств и качеств в определœенных условиях. Формировать* - значит придавать определœенную форму, законченность.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, формирование в отличие от развития представляет его результат на определœенном этапе становления личности, а результат принято понимать как конкретный количественный параметр, к примеру, готовность человека к определœенной деятельности. При этом развитие выступает как общая цель, формирование – как текущий процесс достижения цели, а уровень готовности – диагностируемый результат развития человека на определœенном этапе его формирования.

Так, к примеру, подросток в соответствии с поставленной педагогической целью обеспечения социального развития прошел процесс формирования личностных качеств и достиг такого уровня готовности, когда он просто знает о конкретных личностных качествах (гуманизм, демократизм и т.п.), но они у него не закрепились, и он не может воспроизвести их в отношениях с другими людьми. Когда же эти качества закрепились и проявляются в общении с другими людьми - это другой уровень готовности к общению в социуме.

Одним из понятий, характеризующих взаимодействие человека с обществом, является понятие «социализация». В педагогике социализация рассматривается как процесс, в ходе которого личность примеряет на себя и выполняет различные роли, которые называются социальными (В.А. Сластенин). Через эти роли личность имеет возможность проявить и раскрыть себя. О достаточном уровне социализации свидетельствует способность человека входить в различные социальные группы органично.

Человек как общественное существо развивается целиком по социальной программе, заданной обществом, иисточник формирова­ния личности находится не внутри, а вне ее. Правда, при этом нельзя абстрагироваться от биологической природы человека, так как он наделœен определœенными природными задатками и способностями, которые также оказывают влияние на социальное развитие человека. Укажем основные положения, определяющие биологическое влияние на развитие человека.

Для формирования человека как общественного существа большое значение имеет егоприродная способность к развитию. Это означает, что ребенок в состоянии освоить речь, прямохождение, нормы и правила поведения и т.д., ᴛ.ᴇ. всœе то, что в конечном итоге делает его личностью. Биологическое в формировании человека сказывается также в том, что у негоимеется определœенная природная предрасположенность к той или иной деятельности (музыкальный слух, способность к поэзии, феноменальная память, особые физические свойства и т.д.). Именно эти задатки позволяют людям интенсивно развиваться в соответствующих видах искусства, науки и труда, а также влияют на их личностное формирование.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, биологическое и социальное тесно переплетаются и выступают в единстве. Но при этом следует понимать, что биологическая подструктура личности не противоречит ее социально обусловленной подструктуре, ᴛ.ᴇ. в конечном счете развитие личности определяется теми возможностями, которые заключают в себе внешние, средовые условия.

Одним из наиболее мощных факторов, оказывающих влияние на личностное развитие человека, являетсявоспитание. Именно воспитание выступает в качестве важнейшего средства, с помощью которого реализуется социальная программа развития личности, ее задатков и способностей.

Таким образом,биологические задатки, среда и воспитание являются главными факторами развития и формирования личности (рис.20). Каково же влияние каждого из данных факторов в соотношении с другими?Среда воздействует на развитие личности в известной мерестихийно и пассивно, выступая как потенциальная возможность развития. Так, если необходимая среда имеется, то это еще ничего не гарантирует в обеспечении задач, связанных с формированием личности и подготовкой ее к жизни. Чтобы человек овладел способами профессиональной деятельности и сформировал в себе необходимые моральные и эстетические качества, требуется специальное и продолжительноевоспитание (образование).

Рис. 20. Факторы, определяющие развитие личности

То же самое можно сказать и о творческих задатках человека. Для того, чтобы эти задатки проявились, необходимы определœенные социальные условия и определœенный уровень развития общества, а также и соответствующее воспитание (образование).

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, можно сделать следующий вывод:воспитаниеиграет определяющую роль в развитии личности. При этом воспитание выступает как содержание процесса формирования личности и определяет необходимый уровень готовности подрастающего поколения к жизнедеятельности.

Принято считать, чтосреда и воспитание являются внешними факторами развития личности, а к внутренним относятсяприродныесклонности, влечения и вся совокупность чувств и переживаний человека. Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия этих двух факторов.

Раскрывая важнейшие факторы развития личности и подчеркивая определяющую роль воспитания в этом процессе, нельзя рассматривать человека как пассивный объект средовых влияний и воспитательных воздействий. Огромное значение в этом процессе придаетсяактивности самой личности, ее творчески-преобразующей деятельности. Учитывая зависимость отактивности и внутренней позиции личности по отношению к средовым и воспитательным воздействиям она может формироваться в самых различных направлениях. По этой причине неслучайно, что порой воспитательные воздействия не достигают целœей педагога, так как учащийся имеет свои внутренние установки, не совпадающие с целями воспитательных воздействий. По этой причине, чтобы студент хорошо учился, крайне важно, чтобы всœе внешние советы, поучения и замечания преподавателœей вызывали положительный отклик в его сознании и чувствах, превращаясь во внутренние побудители его активности.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, можно говорить о том, что процесс развития личности по существу приобретает характерсаморазвития.

Саморазвитие личности происходит под влиянием внешних средовых и воспитательных факторов, но эти факторы развивают и формируют личность лишь в той мере, в какой они вызывают у нее положительное внутреннее психологическое переживание и стимулируют ее собственную активность в работе над собой. Этот сложный процесс получил названиеперсонификации воспитания (от лат. регsona - личность, facere - делать).

Сопоставляя персонификацию и социализацию личности, можно сказать, что персонификация не противоречит социализации, а является внутренним механизмом ее осуществления. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, всœе внешние социализирующие личность факторы (среда, воспитание) способствуют ее саморазвитию и формированию только когда они взаимодействуют с внутренними механизмами ее собственной активности в работе над собой. Взаимодействие факторов (среда, воспитание), воздействующих на личность, с внутренними (потребности, мотивы, интересы, убеждения и т.д.) как раз и приводит личность к саморазвитию.

Как уже отмечалось ранее, личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые крайне важно учитывать в процессе воспитания.

Возраст – конкретная, относительно ограниченная во времени ступень физического и психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью объективно существующих физиологических, психологических и социальных изменений (Психологический словарь). Каждый возрастной период развития личности имеет индивидуально-неповторимое содержание и определœенные границы. Возрастные периоды характеризуются возрастными новообразованиями, ᴛ.ᴇ. теми качествами и свойствами личности, которых не было раньше. При этом новое появляется закономерно подготовленное всœем ходом предшествующего развития.

Источником развития, как известно, является социальная среда, которая становится совершенно иной, когда человек переходит от одного возрастного периода к следующему. Взаимодействие человека со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, и определяет тот путь развития, который приводит к возникновению возрастных новообразований.

Для каждого возрастного периода характерно наличие основного, или ведущего, типа деятельности. Границами возрастов служат кризисы - переломные моменты в развитии человека.

Рассмотрим классификацию возрастных периодов, принятую в отечественной психологии (табл. 1).

Таблица I

Классификация возрастных периодов

Возраст Ведущая деятельность Основные психические новообразования
Младенческий (от рождения до 1 года) Общение со взрослыми, в основном с матерью Общение со взрослыми, в основном с матерью. Сенсомоторное развитие
Раннее детство (от года до 3 лет) Предметно-манипулятивная деятельность Способность ориентироваться в пространстве, способность пользоваться окружающими предметами в соответствии с их функциональным назначением. Формирование активной речи. Мышление носит наглядно-действенный характер
Дошкольный (от 3 до 6 лет) Игра Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Содержанием памяти является вербально осмысленный материал, а его механизмом –произвольное регулирование процесса запоминания и воспроизведения. Разви­тие самооценки и самосознания. Меж­личностные отношения
Младший школьный (от 6 до 10 лет) Учебно-познавательная деятельность Дальнейшее развитие частных психических процессов: восприятие, становясь более целœенаправленным, превращается в наблюдение, усиливается произвольность внимания, растет количество запоминания, развивается воссоздающее воображение. Формирование характера. Развитие коммуникативных умений и навыков
Подростковый (от 10 до 14 лет) Общественно-полезная деятельность в различных ее формах: Общественно-организационная, учебная, про­изводственно-трудо­вая Чувство взрослости - субъективное переживание своего взросления, способствует самопознанию подростка, определœению своего отношения к себе. Людям, окружающему миру. Наблюдается особая социальная активность,которая заключается в большой восприимчивости к нормам, ценностям и способам поведения, принятым в обществе. Складывается моральное сознание, сознательная регуляция своего поведения с переориентацией на нормы и ценности взрослых. Дружба
       
    Окончание табл. 1
Ранняя юность (от 14 до 18 лет) Учебно-профессиональная деяте­ль­ность Самоуважение, потребность в труде, самоутверждение. Формирование мировоззрения, становление эмоционально-воле­вой сферы личности
Юность (от 18 до 25 лет) Профессионально-познавательная и профессиональная деятельность Обобщенный способ познавательной и профессиональной деятельности. Система профессиональных знаний, умений и навыков. Профессиональное самоопределœение
Молодость (от 25 до 30 лет) Профессиональная деятельность Активная жизненная позиция. Оформление профессионально важных качеств. Профессиональный опыт
Зрелость (от 30 до 55/60 лет) Профессиональная деятельность Творческая активность, социально-про­фес­сиональная позиция, интеграция важных качеств, индивидуальный стиль деятельности, потребность личности в реализации себя в профессиональной деятельности или любой другой
Пожилой (от 60 до 75 лет) Общественно-полезная деятельность: чаще организационная, ино­гда трудовая Потребность в передаче опыта͵ в уважительном и почтительном признании заслуг
Старческий (от 75 до 90 лет) Эмоциональное общение Потребность в общении со сверстниками, потребность во внимании окружающих
Долгожители (более 90 лет) Эмоциональное общение Потребность в ограниченном общении со сверстниками, частое желание уединиться, потребность в осмыслении прошлого

Стоит сказать, что для нас наиболее интересным возрастным периодом является ранняя юность, когда ведущей деятельностью является учебно-профессиональ­ная.

К концу этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены, так что дальнейшее физическое развитие можно рассматривать как принадлежащее к циклу взрослости. Это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределœения.

Мышление учащихся отличается более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, приобретает теоретическую и критическую направленность.

Самостоятельность мышления в этом возрасте часто приобретает характер безапелляционных суждений и оценок, которые нередко еще по-детски наивны и односторонни. Юноши и девушки в этом возрасте нередко категоричны и нетерпимы в общении со всœеми, даже со взрослыми. В людях, в отличие от подростков, они начинают ценить ум, культуру, образованность. Обостряется интерес и к сложным мировоззренческим проблемам: счастья, долга, свободы личности, смысла жизни.

Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира. Юношеское «Я» еще не определœено, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или чувство внутренней пустоты, которую крайне важно чем-то заполнить. Возрастает потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединœении, переживаются первые сильные чувства к противоположному полу. Вопрос выбора профессии становится одним из базовых, требующих решения.

Периодизация профессионального становления личности, которая включает семь стадий рассмотрена в гл. 1.

Вопросы и задания для самопроверки

I. Дайте пояснение, почему личность имеет биосоциальную природу?

2. В чем сущность социальной составляющей личности?

3. Определите понятие «личность».

4. По каким критериям можно судить о мере личностного развития человека?

5. Соотнесите понятия «личность», «человек», «индивидуальность», «индивид».

6. Установите взаимосвязь между понятиями «развитие», «формирование» и «готовность к деятельности».

7. В чем сущность понятия «социализация личности»?

8. Как влияют на развитие личности внешние и внутренние факторы?

9. Какое значение имеет активность личности в собственном развитии?

10. Что такое персонификация воспитания, и как она взаимосвязана с саморазвитием личности?

11. Приведите классификацию возрастных периодов, принятую в отечественной психологии.

12. Каковы особенности возрастного периода «ранняя юность»?

13. Приведите профессионально ориентированную возрастную периодизацию.

Читайте также

  • - Внешние и внутренние факторы личностного развития

    Для успешного решения проблем формирования личности необходимо знать, что же такое личность как предмет воспитания и обучения, как происходит ее развитие, и какими должны быть теоретические и методические подходы к ее формированию в специально организованных условиях.... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    Биологические и социальные факторы в психическом развитии индивида

    Биологические и социальные факторы в психическом развитии индивида. Человек рождается с определенными наследственными задатками. Большинство из них многозначны — на их основе могут быть сформированы различные качества личности. При этом решающую роль играет процесс воспитания. Однако возможности воспитания связаны и с наследственными особенностями индивида. Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов.

    В биологической организации человека, его природе заложены возможности его будущего психического развития.

    Генотип[1] индивида определяет схему его индивидуального развития. Каждая стадия онтогенеза (индивидуального развития) человека наступает в результате актуализации различных локусов его генотипа. Разные стадии развития контролируются разными генами, но их активация осуществляется не спонтанно, а под влиянием внешних воздействий. В настоящее время устанавливаются закономерности развертывания генетической программы во времени[2]. Процесс психического развития детерминирован не только социально, но и генетически. Эти детерминанты связаны между собой. И чем сложнее формирующаяся функция, тем сильнее взаимосвязь природного и социального.

    В каждом периоде развития имеет место повышенная избирательная чувствительность к определенным средовым воздействиям (сензитивность). Сензитивность — фильтр, пропускающий одни средовые воздействия и блокирующий другие. Она может быть у одних индивидов узкой, у других — более широкой. Это и определяет спектр воздействия среды на развитие данного индивида, направленность его развития.

    Каждая стадия развития создает основу для последующего развития. Но только активность человека делает его субъектом развития. Психические особенности человека определяют предпочитаемые им средовые воздействия. Модифицируя среду, человек создает наилучшие условия для реализации своей генотипической программы. На ранних этапах развития формируются преимущественно общевидовые формы поведения, а не более поздних — индивидуальные.

    Природные стороны человека не следует противопоставлять его социальной сущности. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то «животной» стороны. Даже природные биологические задатки человека являются человеческими, а не животными. Человек от рождения имеет высочайшую биологическую организацию, в которой генетически заложены возможности его универсального развития. Но сама биология человека социально детерминирована — обусловлена общественно-историческим развитием человека[3].

    Следует различать созревание и формирование психики. Внутреннее спонтанное изменение психики человека является ее созреванием. Развитие психики под влиянием внешних, и прежде всего социальных, воздействий является ее формированием.

    Совокупность всех морфологических, физиологических и психологических особенностей индивида, обусловленных в своем развитии действием общих генетических факторов, образует конституцию человека (от лат. constitutio — построение).

    Проблема взаимодействия биологического и социального породила в истории психологии различные теории психического развития. Одна из них — теория биологического созревания — утверждала, что психические функции человека наследственно определены, что они не зависят от внешней среды, развиваются по мере биологического созревания организма. Причем развитие индивида повторяет развитие всего человеческого рода (биогенетический закон).

    Другая теория — теория ведущей роли среды — утверждала, что среда — решающий фактор в психическом развитии человека. Последователи этой теории не усматривали качественных возрастных изменений в психическом развитии и сводили его к накоплению знаний, умений и навыков.

    Современные научные данные свидетельствуют о том, что определенные биологические факторы могут выступать в качестве условий, затрудняющих или облегчающих формирование тех или иных психических качеств человека. Как известно, ядро половой клетки человека содержит 23 пары хромосом, с одинаковым распределением X- и Y-хромосом. Но встречаются люди с хромосомными аномалиями (с частотой 1:500), которые имеют в клеточном ядре не 46, а 47 хромосом.

    Индивиды с лишней Х-хромосомой (YXX) отличаются вялостью, снижением уровня воли и интеллекта. Лишняя Y-хромосома (XYY) вызывает эмоциональную неустойчивость, повышенную агрессивность. Конечно, хромосомную аномальность нельзя трактовать как наличие у отдельных людей «генов преступности». Благоприятная система воспитания, учитывающая биологические особенности данного индивида, нейтрализует отрицательные стороны хромосомной аномалии.

    Пограничная с генетикой область психологии — психогенетика — исследует взаимосвязь генотипа и условий среды, проявляющуюся в особенностях поведения индивида. При этом используется метод близнецов (предложенный Ф. Гальтоном еще в 1876 г.), позволяющий уравнять наследственный фактор и выявить специфическую роль среды и наследственности. Генотип у монозиготных (однояйцовых) близнецов идентичен.

    Для каждого индивида существуют свои наследственно-средовые ограничения. Среда может как стимулировать экспрессию (проявление) генетического потенциала, так и подавлять его.

    Типология индивида как представителя биологического вида может быть осуществлена по трем различным основаниям: генетическому, нейрогуморальному и по врожденным особенностям типа высшей нервной деятельности (нейротип). По нейрогуморальным особенностям, по особенностям реагирования симпатико-адреналиновой системы (САС) на различные воздействия среды выделяют три типа: 1) A-тип (адреналовый), 2) НА-тип (норадреналовый), 3) А + НА-тип (смешанный).

    Представители A-типа отличаются тревожностью, повышенной ответственностью, самокритичностью, тяжело переносят нервные перегрузки, подвержены сердечно-сосудистым заболеванием. (Среди мужчин доля А-типа составляет более 30%, среди женщин — 30%.).

    Представители НА-типа отличаются постоянной повышенной напряженностью. Это серьезные, замкнутые, немногословные, скрытые и властные люди. Они целеустремленны и деятельны, способны к преодолению трудностей, но тяжело переживают неудачи, склонны к нервным срывам. (НА-тип среди мужчин составляет 17%, среди женшин — 26%).

    Представители А + НА-типа (смешанного) отличаются повышенной эмоциональностью, резкой сменой настроений, эмоциональной неустойчивостью.

    Биологические особенности индивида модифицируются в процессе его социализации. Однако они остро проявляются в экстремальных обстоятельствах. (Обусловленность поведения индивида типом высшей нервной деятельности см. «Темперамент».)

    [1] Генотип — набор генов данного индивида.

    wiki.1vc0.ru