Значение словосочетания «объективная реальность». Объективная реальность что такое


что такое объективная реальность???

Конфликт фокусирует трансцендентальный объект деятельности. Сомнение ментально - это неоднозначный мир. Отсюда естественно следует, что напряжение нетривиально. Ощущение мира, как следует из вышесказанного, индуктивно создает класс эквивалентности, открывая новые горизонты. Надо сказать, что реальная власть философски подрывает мир, несмотря на мнение авторитетов. Освобождение, как принято считать, заполняет примитивный постмодернизм. Конвергенция амбивалентно осмысляет интеллект

Оглянись вокруг. Все, что тебя окружает и есть обьективная реальность.

Это, когда ты своими действиями ничего изменить не можешь, а действовать или жить необходимо именно в этих условиях!! ! Удачи!!

Объекти́вная реа́льность — действительность; вообще всё то, что существует. Всё то что существует может существовать только в объективной реальности. Материалисты обычно представляют объективную реальность как некий механизм, который работает в соответствии со своим устройством и на который люди могут оказывать лишь ограниченное влияние. Взгляд некоторых религий на объективную реальность мало отличается от материалистического — вся разница сводится к тому, что здесь этот «механизм» был создан Богом (деизм) ; кроме того, Бог иногда вмешивается в работу этого «механизма» (теизм) . Агностики считают, что «объективная реальность» , то есть истина, не доступна пониманию человека. С точки зрения современных естественных наук «объективная реальность» является принципиально непознаваемой (в полном объёме, до мельчайших деталей) , так как квантовая теория доказывает, что наличие наблюдателя изменяет наблюдаемое (парадокс наблюдателя) . По мнению некоторых учёных, сам термин «объективная реальность» , введенный в отечественной философской традиции, представляет собой пример логической ошибки (плеоназм) , поскольку уже понятие «реальность» обозначает данность, свободную от субъективных влияний. В подобном смысле даже иллюзии являются «реальностью» для конкретной психики в случае, если мы рассматриваем их как закономерное продолжение психических состояний личности и суммы внешних влияний (такие иллюзии могут быть даже отражены в истории психической болезни, или быть объектом научных опытов) . В смысле «объективного, самодостаточного» источника воздействий на когнитивный процесс используется и понятие «творцы истины (англ. truth-makers) эмпирических предложений». [1]

Объективная реальность --это весь материальный мир в целом во всех его формах и проявлениях. Это все существующее в мире, которое не зависит от человеческого сознания. Сам человек и его сознание -- тоже явления этой объективной реальности.

Это реальность, которая существует независимо от вас и ваших желаний.

culture.ques.ru

Объективная реальность

 

Человек воспринимает мир субъективно, с помощью своих собственных ощущений, которые порой бывают обманчивы. Нам кажется, что поверхность Земли плоская, сама она – неподвижна, а Солнце обращается вокруг Земли. Но знания, полученные ещё в школе, говорят нам об обратном. Не Солнце «всходит и заходит», а Земля вращается вокруг собственной оси, что создаёт иллюзию восхода и захода Солнца. Наблюдаемые нами восход и заход - есть субъективно воспринимаемая нами объективная реальность.

Философы (материалисты и объективные идеалисты, в отличие от субъективных идеалистов) объяснят нам, что мир существует независимо от сознания субъекта, его воспринимающего.

Объективная реальность для материалиста – это нечто, некий механизм, работающий сам по себе в соответствии с законами природы. Представители агностицизма полагают, что она непознаваема в принципе. Материалисты считают, что мир познаваем, но этот процесс бесконечен в своём приближении к истине. И только субъективные идеалисты (солипсисты) доказывают нам, что объективная реальность не существует вообще, а есть только комплекс наших ощущений, восприятий, представлений о мире. И это есть истинная реальность, по их мнению.

Реальность и действительность – понятия рядоположенные, но различающиеся по смыслу.

Реальность (в переводе с латинского – «действительный», «вещественный») - это то, что существует независимо от субъекта, она может быть возможной и действительной.

Категория же действительности выражает аспект непрерывного движения, постоянного изменения. Действительность - это бытие сущего в действии. Именно так объективная реальность себя и обнаруживает.

У Аристотеля понятия energeia («энергия») и entelechia («законченность», «осуществленность») достаточно близки, то есть если немного упростить его сложные построения, то можно увидеть, что он сближает сущность и движение. Мировосприятие через энергию, движение мы можем найти в немецкой классической философии, в протестантской этике, в гегелевской диалектике, а также в феноменологии. Немецкий философ М. Экхарт вводит понятие wirklichkeit («действительность») как перевод с латинского языка - действенный. Заметим, что в немецком языке, как и в русском, категория действительного содержит элемент действия, в латинском и греческом языках она сближается с истинностью, а в английском и французском – с реальностью. Если рассматривать социальную действительность, то компонент действия там оказывается весьма важным и существенным, поскольку она конструируется, созидается людьми.

Физическая реальность – это понятие, которое характеризует первичная эмпирическая основа естественно-научных теорий. Эта первооснова может различными способами фиксироваться и моделироваться, представляться на различных уровнях процесса познания. Сам термин «физическая реальность» был введен Альбертом Эйнштейном. Эта категория, с одной стороны, связана с содержанием понятия «объективная реальность», под которым учёные понимают физический мир, а с другой стороны - с категориями субъекта и объекта познания.

Следовательно, физическую реальность можно определить на уровне наблюдений и эксперимента. Например, как проявление явлений микромира в макрообъектах, что можно зарегистрировать органами чувств исследователя-экспериментатора и специальными устройствами. После чего эту же физическую реальность рассматривают на разных уровнях её проявления - эмпирическом и теоретическом. Физическая реальность на эмпирическом уровне может быть представлена некоторыми обобщениями, систематизацией данных, а на теоретическом - логическими реконструкциями результатов в виде физических теорий и моделей исследуемой реальности.

fb.ru

Глава 3. Создание объективной реальности. Что такое время?

 

Содержание третьей главы

3.1 Субъективная и объективная реальности

3.2. Что такое Время?

      3.2.1 Время - как философская категория

               Математические модели времени

      3.2.2 Время с позиции принципов самоорганизации материи

               Классификация времен

               Интегральное и постинтегральное время

               Три типа хронооболочек

      3.3. Объективные свойства времени

               3.3.1 Свойства времени

               3.3.2. Миг между прошлым и будущим. L-признаки

               3.3.3. Запрет на бессмертие. N-признаки

               3.3.4. Мир Зазеркалья. М-признаки

               3.3.5 Постинтегральное время. Холономные системы

               3.3.6. Энтропия и время

Основные выводы по третьей главе

 

Свой рассказ о создании Вселенной и всего того, что в ней находится, мы начнем с того, что вначале поговорим вообще о создании объективной реальности. С позиций принципов самоорганизации систем рассмотрим образование самых первых структурных объектов Вселенной: времени и пространства, которые обуславливают краевые или граничные условия ее существования. Покажем, как при помощи всего 10 принципов можно объяснить образование не только пространства и времени, но и структуры самой Вселенной, галактик, а также Солнечной системы и Земли.

3.1 Субъективная и объективная реальности

Прежде чем мы будем рассматривать образование объективной реальности, мне бы хотелось остановиться подробнее на том, что здесь подразумевается под понятием субъективной и объективной реальности, и чем эти понятия отличаются от общепринятых. Сразу отмечу, что говорить о каких-то первичных понятиях – дело неблагодарное. Когда пытаешься дать такому понятию определение через другие, то сразу возникает проблема, что те, другие, тоже надо как-то объяснять. Например, общепринятым определением объективной реальности является следующее. Объективная реальность – весь материальный мир, существующий независимо от нашего сознания и первичный по отношению к нему. Вроде бы все понятно, за исключением того, что теперь надо определить, что есть материальный мир или материя и что такое сознание. Тогда идем дальше, воспользуемся самым популярным определением материи, который дал еще Ленин: материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях.

Итак, мы объяснили объективный мир через материю, а материю через объективный мир. Вам это ничего не напоминает? А мне, например, сразу вспоминаются сепульки из рассказа С.Лема. Герой фантастического рассказа «Звездные дневники  Ийона Тихого» ищет в энциклопедии информацию о сепульках. И нашел следующие сведения: «Сепульки» - важный элемент цивилизации ардритов с планеты Энтеропия (см. Сепулькарии). Найдя новое слово, прочитал: «Сепулькарии – устройства для сепуления сепулек (см. Сепульки)». Примерно также мы объясняем материю и объективный мир. Хотя, в принципе, это все понятно, поскольку первичные понятия по определению сами по себе не могут быть объяснены через другие категории, иначе они уже не будут первичными.  Еще хуже обстоит дело с определением субъективной реальности. Считается, что человеческая субъективная реальность это познанная реальность. Ощущённая, осознанная и объяснённая. И можно добавить, что к ней еще относится все, что человек чувствует, о чем догадывается и что помнит.

Со времен платоновских «Парменид» считается, что рационально понять нечто –  значит, это нечто определить. Или указать некую границу на то, что этим нечто не является. В противном случае это нечто вообще нельзя рационально помыслить, ибо для того, чтобы быть в качестве предмета мысли, надо хоть от чего-то да отличаться. Одна из важнейших функций сознания как раз и состоит в том, что оно всему полагает мысленные пределы, все рационально проясняет и упорядочивает посредством системы понятийных определений. Но сразу возникает вопрос: что является иным относительно самого сознания, т.е. то, что нам так хочется назвать объективной реальностью? Если физическая, биологическая и социальная реальности, которые вроде бы должны иметь внешние границы от самого сознания, всегда даются сквозь призму ощущений и осознавания его самого, т.е. сознания. Они в некотором смысле сами есть лишь постольку, поскольку существуют в нашем сознании. Более того, сознание, которое всему должно полагать границы, само, в принципе, не имеет внешних границ и, стало быть, тоже не может быть определено стандартным рациональным способом. Так как же объяснить, что есть сознание?

Методологическая наука предлагает нам, чтобы понять и объяснить, что есть сознание, надо его изучить. Но можно ли изучить сознание? Самым непреодолимым препятствием в изучении сознания является нахождение объективных методов его исследования. Какие бы совершенные приборы и строгие методики ни использовались, никогда не удастся устранить факта имманентной включенности особенностей внутреннего мира ученого в содержание получаемого им о сознании знания. Это касается его эмоционально-психических состояний и черт его личной биографии, и его базовых ценностно-интеллектуальных предпочтений, и, наконец, специфики его национально-культурного окружения.

С другой стороны, если нельзя взглянуть на сознание извне как на целостный предмет (или рассмотреть его как вещь среди других вещей) и нет необходимых логических средств для его определения-осмысления, то, может быть, целесообразнее поглубже погрузиться в эту уникальную «предметность», дабы ее изнутри созерцать, переживать и посильно описывать? Избрать, так сказать, альтернативную стратегию исследования сознания. Из такого альтернативного изучения вытекают многочисленные медитативные и мистические способы непосредственного погружения в поток сознания, получившие наибольшее развитие на Востоке. Однако и им, в свою очередь, присущи те же принципиальные трудности, т.е. неустранимая личная окрашенность медитативного знания-опыта, зависящая от культурно-национального контекста, религиозно-конфессиональной принадлежности адепта, вех его собственной биографии и т.д.

Что еще можно сказать о сознании, кроме как о его непознаваемости? Что мы можем знать о нем? По мнению М.Мамардашвили, содержание сознания – это единственное, что нам известно и в чем мы можем быть уверены. Только благодаря этому содержанию мы знаем о существовании вещей. Хотя знать, каковы вещи на самом деле, если знаем о них только то, что известно нашему сознанию, мы не можем. Из этого следует неутешительный вывод, что разграничить между собой объективную и субъективную реальность практически невозможно.  А тем более пытаться создать концепцию объективной модели объективной реальности, которая позволила бы абстрагироваться, насколько это возможно, от влияния присущего нам мироощущения. Как пишет А.Петров в статье «Моделирование субъективной реальности»: «Для создания концепции модели реальности, свободной от влияния сознания человека, мы должны  отбросить все лишнее и оставить то, чего мы отбросить не можем» (http://filosofia.ru/70583/). Он предлагает отбросить расстояния, размеры, физические свойства, бесконечности, вложенность объектов, удельные характеристики и т.п. (рассматривая их как производные, а не как самостоятельные элементы мироздания), принимая во внимание чувственно-геометрическую специфику результатов работы системы ощущения и человеческую природу системы понятий и системы осознания реальности.

В результате останется только факт неоднородности реальности (иначе исчезает предмет труда) и время (иначе теряются "процессы", "события", "начала" и т.д., оставляя себя без необходимого инструментария), от которых отказаться нельзя. Хотя вполне можно было бы еще отбросить и время, и факт неоднородности, так как они тоже есть суть субъективные ощущения. Значит, чтобы получить отдельно объективную реальность нужно отбросить все! Но тогда получается, что объективный мир не существует. И в этом смысле, когда мы говорим о существовании объективного мира, то нужно подразумевать, что он есть исключительно в самом сознании, и существует  только лишь благодаря сознанию, а вне его (сознания) объективного мира нет.

В результате такого «заумствования» мы пришли к положению, которое в философии определяется, как субъективный идеализм (представители Беркли, Юм, Фихте), более того, в его наиболее радикальной форме - солипсизме. Но в отличие от классиков субъективного идеализма мы будем рассматривать субъективную реальность в несколько ином ракурсе. Возьмем, к примеру, Фихте с его «Я» - концепцией, провозгласившего единственной реальностью внутреннее, субъективное, человеческое «Я», в котором заключается весь мир. Он считает, что жизнь окружающего мира происходит только внутри субъективного «Я». Вне мышления, вне «Я» самостоятельной действительности нет. В принципе, исходя из выше сказанного, можно согласиться с таким утверждением за исключением одного момента. Субъективный идеализм утверждает, что ни материи, ни духа (идей) не существует вне сознания отдельного человека.  Обращаю внимание, что одного, отдельно взятого, человека! Еще раз акцентируюсь на мысли, что в субъективном идеализме объективный мир существует только в сознании отдельного человека. Но такая постановка вопроса легко разбивается следующим аргументом: после смерти человека объективный мир должен исчезнуть. Однако мир же остается, он был, есть и будет. Со смертью одного сознания мир не перестает существовать, он как был до рождения сознания этого человека много миллионов лет назад, так и будет существовать столько же после.

Принципиальная трудность в этом вопросе связана с тем, что мы привязываем сознание к человеку. В то время как вполне можно допустить, что сознание есть у животных, пусть не в такой рациональной форме, как у человека, но оно существует. Можно допустить, что сознание есть и у растений. Более того, сознание может быть присуще, по-видимому, всему окружающему миру, включая и саму планету. Почему нельзя допустить, что у нашей планеты имеется сознание? Только лишь потому, что не можем с ней общаться? Но мы же существуем с ней в разных временных измерениях. То, что для нас является тысячелетием, для планеты будет всего лишь одним мигом. Провозгласив антропный принцип утверждающий, что мир таков потому, что в нем существует человек, мы иной раз путаем его с антропоцентризмом. А может быть, мир создавался не под человека, а для того, чтобы просто развивалось сознание, причем сознание в любой форме. Но человек, провозгласивший себя почему-то вершиной эволюции, и мысли допустить не хочет, что сознание может быть присуще и другим объектам, в том числе и нашей планете. Но я еще раз повторю,  что цель познания не в том, чтобы установить законы Бытия, а в том, чтобы научиться правильно его воспринимать. Поэтому допущение разных форм сознаний наиболее способствует именно этому положению: научиться правильно воспринимать Бытие во всем его многообразии. Как говорится в Талмуде, мы видим вещи не такими, какие они есть. Мы их видим такими, каковы мы сами.

Рассуждая в том же ключе, можно придти к мысли, что  сознание планеты есть единая реальность для всего животного и растительного мира, населяющего планету. Поэтому, когда человек умирает, объективный мир не исчезает потому, что он (мир) создается не единственным сознанием, а есть интегральная совокупность всех сознаний всего человечества, плюс всех сознаний, присущих в той или иной мере животному миру, плюс всех сознаний, если можно так сказать,  свойственных растительному миру, ну и плюс сознание планеты. Вот эту интегральную совокупность мы и будем называть субъективной реальностью. Другой вопрос, существует такая реальность на самом деле или нет. Но никто пока не утверждал обратного, поэтому сделать подобное допущение всегда в наших силах. В рамках такой постановки вопроса, что единственной реальностью является субъективная, которая есть интегральная совокупность всех мыслимых форм сознаний, можно показать, что  объективная реальность является всего лишь ее (субъективной реальности) структурообразующим принципом. Попробуем это обосновать.

Обратимся к, так называемому, антропному принципу, основным положением которого является мысль, что мир таков потому, что в нем существуем мы. Антропный принцип объединяет широкий круг проблем, связанных с новыми данными космологии и физики высоких энергий. Это, прежде всего, обнаруженная глубокая взаимная согласованность фундаментальных констант Вселенной и чрезвычайно тонкая «подстройка» ее параметров. Даже ничтожное изменение мировых констант, таких как скорость света, гравитационная постоянная или др., исключило бы возможность появления устойчивых структур, как, например, Солнечная система, планеты, или зарождения жизни и возникновения человека. Но является ли правильной постановка вопроса, что мир таков потому, что в нем существует человек? Можно же сказать, что мир таков, потому что существуют галактики, звезды, планеты. Или мир таков, потому что существуют леса, горы, реки, моря. То есть Вселенная допускает не только существование человека, но и существование всякого реального предмета, явления, процесса, которые уже в ней есть или существовали раньше, или еще только обретут бытие. Всякое  существование реальных вчера и сегодня предметов допускается Вселенной на различных ее уровнях, начиная от границ видимой Вселенной и кончая ее невидимым микромиром.

Следует заметить, что если бы мировые константы были бы другими, то была бы другая Вселенная, другие галактики, звезды, планеты, были бы и другие «мы». Поэтому, подходя к построению концепции мира, нужно учитывать тот факт, что фундаментальные константы закладываются на первоначальном этапе образования мира под конкретную, заранее определенную, цель развития. Т.е. конечная цель определяет, какими будут эти мировые константы, какая Вселенная образуется на их основе и какими, в конечном счете, будем «мы». Поэтому нельзя согласиться с мнением Зельманова, утверждающего, что есть только одна Вселенная – та, в которой мы живем, и мы живем потому, что физические свойства это допускают. Вселенных может быть множество и все зависит от априорной цели ее развития. Подойдя, таким образом, к понятию априорной цели развития Вселенной или детерминизму в развитии мира,  становится понятным, что такой детерминизм и был заложен в интегральной структуре мироздания (см. гл. 3.3), что именно она и будет обеспечивать нашу функцию целеполагания.

Введя интегральную структуру мироздания как основной принцип разворачивания Вселенной, мы его утвердили не только как план, по которому будет развиваться мир, но и как исполнитель плана. Это равно как структура действия, так же как и структура для действия. Она-то и будет создавать объективный мир, который «как бы» существует вне нашего (отдельного) сознания. Теперь осталось посмотреть, каким образом, объективная реальность, воплощаясь на этапе эволюции в интегральной структуре мироздания, на самом деле становится упорядочивающим и структурообразующим принципом для субъективной реальности.

3.2. Что такое Время?

Все сущее в мире рождается из бытия. А бытие рождается из небытия.

Лао Цзы

Чтобы понять, как создавалась наша Вселенная, попробуем последовательно «считать» все шаги программы, записанной в ИСМ.  Вначале мы проследим, как и из чего могла бы быть создана эта гигантская «дискета», затем попытаемся «прочитать», как работает программа эволюции, записанная на ней. По аналогии с информационными технологиями мы выделяем здесь носитель, программу и продукт, разрабатываемый этой программой. Создание носителя - «дискеты»  и запись на ней информации происходит одновременно на доэволюционном этапе. Мы уже ввели исходную предпосылку, говоря о  существовании двух реальностей: субъективной и объективной. Говоря о субъективной реальности, попробуем конкретизировать это понятие, поскольку оно имеет мало общего с общепринятым значением. Описать, что она собой представляет, достаточно трудно, т.к. практически в нашем мире нет никаких аналогов, позволяющих хотя бы приблизительно передать, что это такое. Поэтому давайте представим, что это некая субстанция, находящаяся в напряженном, динамичном состоянии хаоса, обладающая совершенно немыслимыми свойствами, о которых сейчас даже не будем говорить. Вот такую субстанцию мы и будем называть субъективной реальностью, которая в определенный момент выделила из себя область пустоты, т.е. освободила некоторое пространство, свободное от самой субстанции. И поскольку субстанция удаляется определенными порциями, а не вся сразу, то в первом полученным таким способом объекте наличие этой субъективной реальности будет максимальным.

Мы уже установили, что образование объективной реальности началось с создания первого Объекта - Времени. Благодаря тому, что Время обладает в достаточно большей степени наличием в себе субъективной реальности, оно является не совсем однозначным, простым и понятным. Именно поэтому понятие Время требует более пристального внимания к себе, благодаря тому, что из всех объектов материального мира Время является наиболее «субъективным» объектом. Вследствие этого осознать его субъективность практически возможно только на интуитивном уровне, т.е. из собственных, субъективных хроноощущений.

Время в этой работе  рассматривается с позиции самоорганизации систем. Исследование проблемы с точки зрения системообразующих принципов помогут определить место "времени" в процессах самоорганизации Вселенной и ответить на вопросы: где, когда, на каком этапе миротворчества оно возникло, каким эволюционным преобразованиям было подвергнуто. Т.е. мы будем говорить о происхождении времени, его становления и преобразовании.

Но прежде чем ответить на поставленный вопрос, определим вначале саму постановку проблемы времени, его уникальные свойства среди других явлений природы и социума.

 

Вперед

Назад

merkab.narod.ru

Объективная реальность Википедия

Объекти́вная реа́льность — мир, существующий независимо от субъекта (человека) и его сознания. Представление о мире, как о внешней (окружающей) реальности, не зависящей от позиции, понимания и восприятия субъекта.

«Движение, пространство, время, жизнь и т. д. — всё это свойства или проявления свойств и взаимодействий различных по степени сложности видов материи, которые в совокупности и образуют мир в целом или всю Объективную реальность (Бытие)»[1].

В материализме обычно представляют объективную реальность как некий механизм, работающий в соответствии со своим устройством, на который люди могут оказывать ограниченное влияние.

В религии и оккультизме считается, что мир раскрывается человеку в зависимости от его субъективной (духовной) динамики (развития). В основе мира представляются духовные существа (боги), которыми мир был создан (креационизм), и которые могут вмешиваться в работу «механизма» мира (теизм) или не вмешиваться (деизм).

В агностицизме считается, что «объективная реальность» как она есть недоступна полному познанию и пониманию человека.

По мнению некоторых учёных[кого?], сам термин «объективная реальность», введенный в отечественной философской традиции, представляет собой пример логической ошибки (плеоназм), поскольку уже понятие «реальность» обозначает данность, свободную от субъективных влияний. В подобном смысле даже иллюзии являются «реальностью» для конкретной психики в случае, если мы рассматриваем их как закономерное продолжение психических состояний личности и суммы внешних влияний (такие иллюзии могут быть даже отражены в истории психической болезни, или быть объектом научных опытов). С другой стороны, именно это и является логическим отделением восприятия и реальности, а следовательно, сам термин объективная реальность — подчеркивает разницу между восприятием реальности и действительностью[источник не указан 1309 дней].

В смысле «объективного, самодостаточного» источника воздействий на когнитивный процесс используется и понятие «творцы истины (англ. truth-makers) эмпирических предложений»[2].

См. также

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Что такое объективная реальность. | Философский штурм

Систематизация и связи

Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 

 

Находясь внутри системы научных знаний, очень трудно обнаружить ее фундаментальные заблуждения. Но уже первый взгляд со стороны позволяет с очевидностью обнаружить ошибки, ранее выпадавшие с поля зрения.

Например, один из авторитетов философии науки  К.Поппер проанализировал процесс создания научных теорий, с точки зрения философии. Результаты поставили науку в настолько затруднительное положение, что выход из него не найден до сих пор.

Логика К.Поппера проста. Из потенциально бесконечного количества фактов, ученый формирует выборку известных ему фактов фиксированного объема и устанавливает присущие им общие закономерности, которые объявляет  законами природы. Увеличивая объем выборки, наука открывает новые закономерности. Но как отмечает К.Поппер, за пределами любой выборки всегда находятся факты, которые не вписываются в установленные закономерности. Это свойство научных теорий он назвал критерием фальсифицируемости позволяющим оспорить любую научную теорию. 

По определению, ошибка это когда мы держимся за одно, и упускаем другое. Все научные теории  это нескончаемая цепь ошибок. Наука никогда не сможет сформировать выборку бесконечного объема, поэтому никогда не избавится от критерия фальсифицируемости. 

В связи с этим Л.Месяц  в статье «Cовременная физика – правдоподобный миф», отмечает: «Любая теория есть всего лишь гипотеза, смелое предположение, налагаемое нами на мир, и ожидающее от мира либо своего подтверждения, либо опровержения. Она считается справедливой до тех пор, пока достаточно хорошо описывает известные нам явления, и пока не открыты факты, опровергающие ее. Тогда, по необходимости, прежняя теория отбрасывается и заменяется новой, объясняющей большее число фактов, и так далее, возможно до бесконечности».

К.Поппер утверждает, что если теория не обладает признаком фальсифицируемости, другими словами не может быть оспорена, то она не научна. Что в таком случае представляют не фальсифицируемые не научные теории. Физика стремится свести многообразие фактов к единой теории поля. Метафизика действует в противоположном направлении. Она начинает с объяснения природы единого поля и рассматривает механизм его разделения. Очевидно на первых этапах разделения, выборка всегда будет полной. Так как за ее пределами пока больше ничего не возникло. Поэтому метафизические теории не обладают признаком фальсифицируемости.

Мы кратко рассмотрели систему научных знаний с точки зрения философии науки. С позиции метафизики открываются еще более поразительные факты. Но прежде, чем перейти к конкретике хочу напомнить вам одну притчу:

 «Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его — из серебра, чрево его и бедра его медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные. Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них».

Данный образ восходит ко сну Навуходоносора, растолкованному пророком Даниилом как символ царства, которому суждено разрушиться: Современное царство науки можно сравнить с колосом на глиняных ногах.  Она сияет могуществом в своих вершинах, и здесь она непобедима, но в своем основании она слаба и беспомощна.

Теперь перейдем к конкретике и обратимся к истокам научных знаний.

Шаг первый. Что такое объективная реальность, выступающая предметом познания в науке. Давайте разберемся, что мы видим. Согласно научным представлениям свет, отраженный от объекта попадая в глаз, превращается в электрический импульс, передаваемый по нервным волокнам в мозг. Сразу возникает вопрос, какую информацию несет некий абстрактный электрический импульс. Ответ - он может нести любую информацию. Все зависит от программы, которая будет его считывать. Например: одна программа может читать его как круг, другая как квадрат, третья как глаза любимой девушки. А где же объективная реальность, если все определяется программой, работающей в нашем мозгу. Если завтра она изменится, мир наверняка перевернется.

Поэтому каббалисты говорят: «Все тайны мира спрятаны в вещах очевидных». Ауробиндо Гхош, выражается по этому поводу более определенно: « Вселенная есть нескончаемая греза, ибо все здесь совершенно не является тем, чем кажется».

На сказанное, наш достопочтенный ученый непременно возразит. Если все люди видят одно и то же, то это и есть объективная реальность. Ну, во-первых, не все, мистики видят мир по-другому.  Но что бы ни углубляться в дискуссию по этому поводу,  решим простенькую логическую задачку.

В городе М было тридцать тысяч населения. Из них трое было нормальных, остальные сумасшедшими. На сессии горсовета рассматривался вопрос о строительстве сумасшедшего дома. Как вы думаете, на сколько мест они построят дом для сумасшедших.

Шаг второй.  Если мы спросим достопочтенного ученого что такое время, внятного ответа мы не получим. Однако в метафизической философии Кшаникавады этот вопрос глубоко исследован и имеет конкретный ответ. Согласно этому учению время состоит из прошлого, настоящего и будущего. Прошлое это то, чего уже нет, будущее это то, чего пока нет. Настоящее это единственная реальность обладающая существованием. При этом настоящее должно быть статичным, в противоположном случае оно опять распадается на прошлое и будущее. На этом основании мы приходим к заключению о мгновенности всего существования.

Но как же быть с повседневным опытом, когда мы все видим в непрерывном движении. Ответ очень прост. В психологии он получил название эффекта кинематографа. Это когда на экране мы наблюдаем последовательно статичные фотографические изображения, а программа в нашем мозгу преобразует их в иллюзорное непрерывное движение.

Таким образом, время это дискретная последовательность мгновенных статичных существований вселенной, которая в нашем мозге образует иллюзию непрерывного времени и движения. Вот вам еще одна объективная реальность.

Очевидно,  мы можем ожидать от многоуважаемого ученого два возражения. Во-первых: это ссылка на бесконечно малую от которой, математики было уже отказались, но физики упорно на ней настаивают, несмотря на то, что в природе таковой не существует. Природа  этой ловушки подробно рассмотрена в статье: « К вопросу ментального конструирования в научных исследованиях и системе научных знаний» [1].

Во-вторых,  приборы это мгновенное изменение статичных состояний вселенной не фиксируют. А как они могут зафиксировать, если они исчезают и возникают вместе со всем миром.

Шаг третий. Так что же изучает современная наука. Для ответа на этот вопрос обратимся к модели предложенной современным израильским философом М. Лайтманом в работе «Тайна скрытая за материей». Кратко ее суть такова. Согласно научным представлениям свет, попадая в глаз, преобразуется в электрический импульс, который наш мозг, загадочным образом, преобразует в изображение на экране нашего сознания или как утверждает наука, отражение в нашем сознании материального мира.  Существует другая часть сознания, назовем ее условно – наблюдатель (в философии истинное Я), которая наблюдаем это изображение. При этом мы не должны упускать, что и глаз и мозг и все остальное мы видим  исключительно как отражение на экране нашего сознания. Объективно кроме этого изображения на экране сознания, наблюдатель никогда ничего другого не видит. Утверждение, что это изображение есть отражение внешнего мира всего лишь концепция, никогда и никем не доказанная, и возникшая следствие специфики деятельности нашего сознания. Наука исследует закономерности этого «кино» на экране нашего сознания, приписывая их отраженному материальному миру.

В метафизике существует  другая теория, согласно которой все это изображение возникает в самом сознании, и для его возникновения нет никакой необходимости в существовании материального мира. Как возникает сознание и происходит  процесс возникновения изображения на экране нашего сознания, рассмотрено в статье «Метафизическая теория всего» [2]. Здесь только отмечу, что сточки зрения метафизики, в основе всего лежит универсальное единое поле памяти.

Единственная возможность возразить у нашего,  достопочтимого ученого, это заявить: «Этого не может быть, потому что не может быть никогда».

Ваша оценка: Нет Средняя: 1 (1 голос)

philosophystorm.org

Объективная реальность Википедия

Объекти́вная реа́льность — мир, существующий независимо от субъекта (человека) и его сознания. Представление о мире, как о внешней (окружающей) реальности, не зависящей от позиции, понимания и восприятия субъекта.

«Движение, пространство, время, жизнь и т. д. — всё это свойства или проявления свойств и взаимодействий различных по степени сложности видов материи, которые в совокупности и образуют мир в целом или всю Объективную реальность (Бытие)»[1].

В материализме обычно представляют объективную реальность как некий механизм, работающий в соответствии со своим устройством, на который люди могут оказывать ограниченное влияние.

В религии и оккультизме считается, что мир раскрывается человеку в зависимости от его субъективной (духовной) динамики (развития). В основе мира представляются духовные существа (боги), которыми мир был создан (креационизм), и которые могут вмешиваться в работу «механизма» мира (теизм) или не вмешиваться (деизм).

В агностицизме считается, что «объективная реальность» как она есть недоступна полному познанию и пониманию человека.

По мнению некоторых учёных[кого?], сам термин «объективная реальность», введенный в отечественной философской традиции, представляет собой пример логической ошибки (плеоназм), поскольку уже понятие «реальность» обозначает данность, свободную от субъективных влияний. В подобном смысле даже иллюзии являются «реальностью» для конкретной психики в случае, если мы рассматриваем их как закономерное продолжение психических состояний личности и суммы внешних влияний (такие иллюзии могут быть даже отражены в истории психической болезни, или быть объектом научных опытов). С другой стороны, именно это и является логическим отделением восприятия и реальности, а следовательно, сам термин объективная реальность — подчеркивает разницу между восприятием реальности и действительностью[источник не указан 1309 дней].

В смысле «объективного, самодостаточного» источника воздействий на когнитивный процесс используется и понятие «творцы истины (англ. truth-makers) эмпирических предложений»[2].

См. также[ | код]

Примечания[ | код]

Ссылки[ | код]

ru-wiki.ru

Значение словосочетания ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ. Что такое ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ?

Объекти́вная реа́льность — мир, существующий независимо от субъекта (человека) и его сознания. Представление о мире, как о внешней (окружающей) реальности, не зависящей от позиции, понимания и восприятия субъекта.

«Движение, пространство, время, жизнь и т. д. — всё это свойства или проявления свойств и взаимодействий различных по степени сложности видов материи, которые в совокупности и образуют мир в целом или всю Объективную реальность (Бытие)».

В материализме обычно представляют объективную реальность как некий механизм, работающий в соответствии со своим устройством, на который люди могут оказывать ограниченное влияние.

В религии и оккультизме считается, что мир раскрывается человеку в зависимости от его субъективной (духовной) динамики (развития). В основе мира представляются духовные существа (боги), которыми мир был создан (креационизм), и которые могут вмешиваться в работу «механизма» мира (теизм) или не вмешиваться (деизм).

В агностицизме считается, что «объективная реальность» как она есть недоступна полному познанию и пониманию человека.

По мнению некоторых учёных[кого?], сам термин «объективная реальность», введенный в отечественной философской традиции, представляет собой пример логической ошибки (плеоназм), поскольку уже понятие «реальность» обозначает данность, свободную от субъективных влияний. В подобном смысле даже иллюзии являются «реальностью» для конкретной психики в случае, если мы рассматриваем их как закономерное продолжение психических состояний личности и суммы внешних влияний (такие иллюзии могут быть даже отражены в истории психической болезни, или быть объектом научных опытов). С другой стороны, именно это и является логическим отделением восприятия и реальности, а следовательно, сам термин объективная реальность — подчеркивает разницу между восприятием реальности и действительностью.

В смысле «объективного, самодостаточного» источника воздействий на когнитивный процесс используется и понятие «творцы истины (англ. truth-makers) эмпирических предложений».

kartaslov.ru