Сочинение-рассуждение на тему: "Классическая музыка в нашей жизни". Нужна ли современному человеку классическая музыка


"Классическая музыка в нашей жизни"

Классическая музыка – это вид искусства, который отображает всю нашу жизнь с помощью звуков. Она помогает наладить взаимопонимание людей, понять смысл жизни, пробудить в них чувство единения и поддерживает человека в горе и радости.

Классическую музыку относят к разряду серьезных. Ее исполняют целые оркестры, ансамбли, солисты. Эта музыка отличается от других разнообразием художественных приемов и глубиной передаваемых переживаний. Свое развитие она начала с давних времен и развивается до сих пор, занимая одно из первых мест в мировой культуре.

Классическая музыка имеет особую притягательность. Она собирает огромные залы слушателей. Люди на протяжении многих лет вслушиваются в гармонию доносящихся звуков, в которой каждый находит свое, видит мир в красках, приобретает веру, надежду.

Этот вид музыки – это бесценный дар, который дали человечеству гении, которые смогли увидеть все и передать звуками. Классическая музыка играет огромную роль в формировании эстетических вкусов человека, помогает мыслить образно и шире понимать этот мир. Она врачует душу и тело, ее используют в некоторых отраслях сельского хозяйства.

Конечно, все это очень тяжело отнести к современной музыке. Она не всегда профессиональна. Такая музыка гонится за спросом и модой. Современная музыка иногда является просто средством для обогащения продающих ее групп. И уже говорить о чем-то глубоком, высоком - не приходится. Не говоря даже о том, что исполнители этой музыки не всегда имеют профессиональное образование.

Если честно, то в моей личной внутренней битве классической и современной музыки ни одна из противоборствующих сторон не является абсолютным победителем. Иногда хочется успокоиться, подумать, помечтать слушая классику… Иногда какая-то новая, еще не заезженная, песня очень «цепляет» мое внимание…

Но вместе с этим всем, я не отрицаю того факта, что классическая музыка – она проверена веками, временем, а современная сплошь и рядом – временная, мимолетная, которую забываешь спустя месяц. Многие фанаты современных исполнителей и жанров музыки скажут – ерунда все это и что их музыка вечная, но оставляю за собою право не согласиться с этим. Далеко не факт, что такое возможно. Классика радовала, радует и будет радовать ценителей, а 99% современной музыки уйдет в забвение.

«На вкус и цвет – товарищей нет», поэтому слушать надо то, что нравится.

xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Почему классическая музыка считается самой «интеллектуальной»?

Вы неслучайно, полагаю, заключили в кавычки слово "интеллектуальная". Действительно, не совсем очевидно, что значит слово "интеллектуальная", "умная" по отношению к музыке. Начать ответ следует с попытки прояснить возможные значения этого эпитета. 

Обыкновенно, когда говорят об интеллектуальном характере музыки, имеют в виду две вещи: 

1. При сочинении музыки композитор или группа музыкантов опирались на достаточно сложную и разработанную теорию, использовали те или иные сложные композиторские техники и приемы, привлекали эстетические идеи, которые сами по себе могут быть в сложном и насыщенном диалоге с другими сферами культуры и жизни. Очевидным примером такой музыки является европейский авангард середины-второй половины XX века (который еще иногда называют авангардом II с легкой руки музыковеда Юрия Холопова) - сочинения Пьера Булеза, Карлхайнца Штокхаузена. Для такой музыки характерно то, что она обладает развитым самосознанием, т.е. постоянно ставит под вопрос собственные методы, природу, эстетические истоки; многие композиторы-авангардисты совмещали сочинение музыки с педагогической деятельностью и написанием статей, пропагандой искусства и разъяснением собственных идей. Другой пример, более отдаленный - индийская рага, традиционная крупная форма классической индийской музыки, которая опиралась на разработанные теоретические системы мелодики и ритма. Подобных примеров можно найти множество.

2. Восприятие некоторой музыки требует особенной квалификации - либо для человека, не знакомого с определенными идеями и не имеющего определенного багажа музыкальных и общекультурных знаний, такая музыка будет совершенно закрытой вещью-самой-по-себе, либо её восприятие будет чрезвычайно поверхностным и обедненным. 

Может ли классическая музыка - а под ней чаще всего, если не указано другого, понимают совокупность классического канона, т.е. собственно классику, и современной академической музыки, или же contemporary art music - претендовать на интеллектуальность в указанном смысле? Безусловно. Она организована по сложным внутренним законам, у неё есть собственное теоретическое самосознание, основание которого было заложено более двух тысячелетий назад (первые трактаты по музыкальной теории и по смежным вопросам, которые послужили фундаментом для более поздних штудий и теоретических разработок, были написаны еще древними греками). Произведения классической и современной академической музыки требуют погружения и определенной квалификации от слушателя. Многие из них для совершенно неискушенного человека звучат как бессмысленный шум или рябь на звуковой поверхности; человек, не знакомый с контекстом произведения, просто-напросто не понимает, как его слушать, что должен делать с этими звуками его разум; в смятении человек может потеряно и жалобно спрашивать "а где же мелодия? это же даже не споешь..." Не слишком удивляет, если подобное говорят об Оливье Мессиане или Лигети, но иногда подобные сложности у неискушенных слушателей возникают и с музыкой Иоаганна Себастьяна Баха. 

Принято считать, что музыка Бетховена или Моцарта всем понятна, что якобы служит непререкаемым свидетельством её гениального характера. Однако такая понятность означает обычно лишь то, что их шедевры при поверхностном прослушивании не отобьют аппетит человеку, который совсем не числится среди музыкальных энтузиастов. Классическая музыка, музыка старых мастеров, вполне может использоваться в силу её привычности в качестве развлечения, "дижестива" своего рода, однако более тесное знакомство с её контекстом и внутренним устройством стократно обогащает её восприятие. 

Классическая/современная академическая музыка обыкновенно наиболее требовательна к квалификации слушателя и наиболее сложно устроена в теоретическом отношении, позволяет себе самые широкие и непривычные для времени своего создания эксперименты в области гармонии, ритма, смысловых отсылок и так далее, которые становятся предметом интенсивных обсуждений и споров в музыкальном сообществе; именно поэтому такая музыка считается самой интеллектуальной. Однако существуют и другие виды музыки, которые требуют значительной подготовки от слушателя или композитора/музыканта - к примеру, джаз или некоторые формы старинной или электронной музыки. Не следует сбрасывать со счетов и явление культурного фетишизма, престижа, символической связи высокой культуры и социального господства, но этот момент заслуживает отдельного рассмотрения. 

 В конечном счете, наше восприятие, грубо говоря, является бессознательным процессом постоянного выдвижения и опровержения перцептивных гипотез, процессом распознаваний, в этом смысле процесс прослушивания любой музыки интеллектуален, только в случае с классической и академической музыкой такой бессознательно-интеллектуальный характер восприятия требуется дополнять сознательным усилием и развитием специфической и общекультурной эрудиции. 

thequestion.ru

Есть ли сегодня необходимость в классической музыке?

Евгений Бойко, главный редактор Classica.FM и Алексей Игнатьев, ведущий программы «Есть мнение». Полный текст интервью для телеканала «Столица».

Алексей Игнатьев: Сегодня не часто встретишь людей, которые вечером идут на концерт академической музыки. По мнению москвичей, современная классическая музыка сложна для восприятия неподготовленного слушателя. Композиторы в поисках нового порой пытают неискушенные уши. Можно ли назвать такую музыку классической? Есть ли сегодня необходимость в новой классической музыке? Как изменяется академическая музыка во времени?

Евгений Бойко: Давайте разделим понятие классической и академической музыки Они близки, но не идентичны. Хотя классическая музыка всегда сочинялась и исполняется людьми, имеющими музыкальное образование, не всю академическую музыку можно считать классической. Всё-таки, чтобы стать классикой, нужно чтобы произведение приняло не одно поколение, а несколько – минимум два-три. Общественное сознание инертно, ему требуется время, и это время историческое, не бытовое.

В начале 18-го века Европа знала Генделя – он блистал в лучах славы, как принято говорить. Бах был не так известен – музыку его считали сухой, рациональной, не приглашали королевские дворы, не платили гонорары, как его современнику Генделю, всеобщему любимцу. Потом на сто лет забыли. Сегодня, через 250 лет, Гендель остался на своём месте – в том же блеске, а Бах вознёсся на пьедестал, недоступный ни для кого и в наши дни.

Академическая музыка – наверное, это почти вся классика плюс то, что пишется академическими музыкантами сегодня – то, что в авангарде. Да, новой музыкой неискушенные уши пытают. Всё, что написано сто лет назад, можно слушать смело. Видите ли, в классике принято ходить на произведения. Исполнитель чуточку вторичен. Идут слушать Аиду, Девятую симфонию Бетховена, второй концерт Шопена, третий Рахманинова, первый Чайковского. Кто это исполняет, тут для кого-то есть разница, будет ли это Оркестр Берлинской филармонии или Российский национальный Плетнёва, будет ли это превосходный и известнейший пианист Михаил Воскресенский или молодой Андрей Ярошинский. Чтобы не рисковать, нужно смотреть на афиши и для начала идти на композиторов, которые не принесут «неприятных» сюрпризов. Это Бах и Гендель, Моцарт и Бетховен, Шопен, Мендельсон, в русской музыке – Чайковский и Рахманинов.

Алексей Игнатьев: Классическая музыка существует благодаря трем своим составляющим. Композитор – творец, сочиняет, музыкант – исполняет, слушатель – воспринимает. Все ли звенья цепи сегодня в наличии?

Евгений Бойко: Все звенья есть в наличии, но плотность наполнения в каждой из составляющих поредела. Пишут меньше и не столь интересно, чтобы сразу можно было узнать в написанном что-то значительное. Исполняют не так часто, как хотелось бы, в том числе новую музыку. И слушателей в концертных залах не всегда много. Не хочется говорить о каком-то глобальном кризисе в классической музыкальной культуре, но проблемы есть. И проблемы эти начинаются с самой системы музыкального образования, на самом раннем этапе.

А в итоге даже опытные музыканты не всегда убедительны на сцене. Часто играют скучно, невыразительно. Неубедительно. Недавно мы решили основать проект «Открытая классика», куда привлекли недавних выпускников Московской консерватории. Прекрасные исполнители, только что получившие профессию, в отличной форме, с программой в руках, на пороге карьеры музыканта, но играть им негде, концертов мало, в маленький зал не набирается и половина, причём половина эта – друзья и друзья друзей.

Стали составлять программу и оказались не удовлетворены. Играть-то особо некому. Хочется ведь сделать не обычный концертный проект, а так, чтобы прозвучал! Решили, что нужно дополнить их образование и основали «Школу высшего исполнительского мастерства». Ориентируемся на музыкантов с готовой концертной программой, помогаем сделать успешную карьеру и готовим к концертам. Ведь научится блестяще играть на инструменте ещё не значит стать музыкантом. Научиться ловко делать фокус не значит, что ты способен выйти на арену и стать фокусником. Даже если ты готовил его двадцать лет.

Мы составили уникальную программу – изучаем драматургию и форму художественного произведения, средства художественной выразительности в музыке, литературе, театре, кино и живописи, исполнительский стиль, мелодику и музыкальный тематизм, технику виртуозной игры, особые возможности музыкальных инструментов. Уделяем внимание аспектам сценического выступления, психологии восприятия и управлению вниманием слушателя, планированию концертного репертуара и творческого графика, стратегии конкурсных побед. Изучаем исполнительский стиль, стиль в одежде, общении, поведении, культуру речи и искусство риторики, взаимодействие со средствами массовой информации. Это то, что на наш взгляд составляет комплекс знаний, которые упускаются в этой професии.

Лекции у нас читают те, кто сам является воплощением успеха – известные музыканты, театральные режиссёры, актёры, художники, писатели. Вот так надеемся изменить ситуацию в исполнительстве.

Алексей Игнатьев: Существуют ли в нашем мире люди, которые живут классикой? Композиторы, музыканты, истинные слушатели?

Евгений Бойко: Люди, которые живут классикой – конечно. Музыка – это же академическая категория. Ни одной профессии не учатся так долго. Выпускник консерватории имеет за плечами почти 20 лет профессиональной подготовки – в школе, училище, консерватории, аспирантуре. Ни одна профессия в мире не требует такой долгой подготовки. И музыканты – одни из самых преданных своей профессии людей. Как правило, кроме музыки, они ничем в жизни заниматься не могут. Бывает, что уходят из профессии, и это каждый раз вызывает сожаление.

Алексей Игнатьев: Как изменяется музыка во времени?

Евгений Бойко: С музыкой происходит то же самое, что с общественным сознанием. Во времена Баха господствовал теоцентризм – в центре вселенной был Бог. Почти вся музыка Баха – это стремление языком гармонии раскрыть величие и красоту божественного замысла. Затем появилась идея гуманизма, довольно вредная, на мой взгляд, потому что сразу начались неприятности – мировоззрение сменилось на антропоцентрическое, в центр мира встал сам человек, его дух и воля – это было время французской революции, эпоха Бетховена.

Когда «Буря и натиск» в искусстве улеглись, наступил период романтизма, на первый план вышла чувственная сторона духовной личности. Это время Шопена, Шуберта, Мендельсона. Человек взглянул внутрь себя и увидел много чего прекрасного, поскольку тогда всё ещё ощущал себя частью божественного замысла. От внутреннего мира во второй половине 19-го века человек повернулся к внешнему – так родились национальные школы, прекрасные пейзажные полотна Грига, ранний русский симфонизм Чайковского, эпические симфонии Малера. Позже эта линия протянулась к французским импрессионистам.

20-й век вновь всё потряс – трагедиями двух мировых войн, сломом общественного сознания, стиранием всего личностного. Стало не до лирики, внутренние переживания и импрессии были отринуты, как малозначимые. В музыке это выразилось масштабными симфоническими полотнами Шостаковича. Эти глыбы отражают историческое сознание масс, это вершины музыки середины 20-го века, на мой взгляд. Затем всё стало дробиться, социализация общества ослабевать, и к концу 20-го века появился Шнитке. Перед нами снова личность, но уже потерянная во времени и пространстве. Социум распался, исторические перспективы размыты. Бога нет. Человек взглянул внутрь себя и ужаснулся – там бездна пустоты. Он не целая вселенная, а песчинка в ней, берега, куда прибиться, на горизонте не видно.

Я обобщаю, выделяю только пики, и это сугубо моё личное видение того, как изменялась музыка. Конечно, всё сложнее, в этой системе нет Скрябина, Рахманинова, Вагнера, а это отдельные системы мировоззрений. Сейчас период предельной атомизации, не просто потеря идеалов и ценностей – отвергание их. Общественные проблемы не интересны, межличностные нерешаемы и сознательно игнорируются, чьи-то внутренние переживания вызывают отторжение. Обогащения за счёт новых национальных школ не произошло – этот период был пройден в 19-м веке, новые академические национальные школы не выросли. Чуть-чуть вдохнул свежего воздуха Астор Пьяццола, который обогатил классическую музыку духом танго. О чём писать – непонятно. В академической музыке царят искусственные звукообразующие схемы, содержание которых не глубже промодизайна.

Алексей Игнатьев: Насколько новые произведения понятны современному слушателю? И должны ли быть понятны?

Евгений Бойко: Академическая музыка идёт в нескольких направлениях – ещё более изощрённой сложности и желанию вернуться к простоте и ясности. Первое оборачивается ещё большим непониманием, второе выглядит жалко на фоне того, что уже написано. Одни композиторы придумывают новые средства музыкальной выразительности, изобретают новые языки, другие всё упрощают. Получается либо безжизненные схемы, либо красивый нью-эйдж вроде Лары Фабиан, Сары Брайтман – но это ещё куда не шло, хотя бы ушам приятно, хотя это не полноценная классическая музыка, конечно.

В каждом произведении сразу ищешь мысль – насколько она глубока, значительна, каким языком сказана. Если мысль путана, язык корявый – никто слушать не станет. Новые сочинения появляются, но явно талантливых мало. Уверен, что они есть, но мы их не видим. Ведь всё значительное видно сразу, пусть не всеми, но наиболее проницательной частью культурных людей принимается мгновенно. Очевидно увидели крупные творческие личности в Скрябине, Стравинском, Прокофьеве, Шостаковиче, хотя их язык на то время для большинства тоже был для многих чем-то малопонятным.

Новая музыка часто кажется чепухой. Иногда так и есть. Чтобы отличить зёрна опять-таки нужно время, много времени. Может быть, и не стоит заниматься её расшифровкой неподготовленному слушателю – жажда познания приведёт и к современной музыке, если классика будет воспринята.

Алексей Игнатьев: Есть ли необходимость в новой классической музыке?

Евгений Бойко: Ну конечно, есть. Это вопрос риторический – новая музыка будет появляется, появляется и сейчас. Гений не может не писать, музыка рождается у него в голове, композитор вынашивает произведение, как женщина вынашивает плод в чреве, оно созревает, пока автор не увидит его целиком, как архитектор видит здание.

Когда Моцарт говорил о том, что видит свои симфонии целиком, от начала до конца, он не красному словцу отдавал дань, он действительно видел! Композитор понимает, о чём речь. И тогда он не может не записать его. Антонио Вивальди, который как известно был священником, убегал во время службы – сбрасывал одеяние, оставлял прихожан в недоумении. Он чуть жизнью не поплатился при объяснении с инквизицией, когда его вызвали на допрос. Но ничего не мог поделать – он убегал записывать музыку, которая рождалась в голове, прямо во время службы. Сана его лишили, но жизнь сохранили – ну музыкант, что с него возьмёшь? Не от мира сего, даже инквизиция это понимала…

Алексей Игнатьев: Есть ли сегодня композиторы, которые творят не по заказу, а ради искусства?

Евгений Бойко: Да, и я только что о них сказал. Кто-то в эти минуты пишет в стол, без надежды на исполнение, как это делал Шуберт, ни одно произведение которого при жизни не было исполнено. О какой-то музыке мы узнаем обязательно, что-то, к сожалению, будет потеряно. Нужно писать – я обращаюсь к авторам – обязательно пишите, не бойтесь показывать музыкантам, не нужно брать пример с Шуберта, не нужно ждать признания после смерти.

Алексей Игнатьев: Нужно ли уметь слушать музыку?

Евгений Бойко: Слушать музыку можно неподготовленным. Даже без специальных знаний музыкального языка она производит огромный эмоциональный эффект. Вспомните, как поражён был Гоголь, когда впервые услышал оркестровые произведения. «Но если и музыка нас оставит, что будет тогда с нашим миром» – это его слова. Считается, что это язык, не зная который, ничего не поймёшь. Может и не поймёшь, но сразу почувствуешь. Конечно, каждое значительное музыкальное произведение – это ещё и гигантский информационный ресурс.

Одного Баховского наследия хватит на столетия, чтобы постичь хоть часть того, что он написал. Его прелюдии и фуги учёные сегодня компьютерами просчитывают – ничего не сходится. Такого не может быть, говорят. Но это гении, с ними всегда так. Мы со своими компьютерами – как туземцы с палкой вокруг свалившегося в саванну НЛО, что-то там пытаемся измерить, сосчитать. Очевидно понимаем, что это возможность открыть неизвестный космос, что-то значительное и величественное, восхищаемся им, исполняем, но что это именно – для подлинного осознания не хватает уровня мышления.

Чтобы понимать, в первую очередь нужно начать слушать. Постепенно начнёшь слышать. Даже музыканты в разные периоды жизни одно и то же произведение прочитывают по-разному, как и в литературе. Определённый багаж знаний и жизненного опыта позволяют открыть другое понимание, ранее недоступное. Можно ли прочесть и понять Пушкина в 15 лет – тогда, когда его изучают в школе так же, когда тебе 45? Конечно, нет. Я и в 15 им восхищался, не понимая десятой доли того, о чём он говорил. В музыке так же.

Алексей Игнатьев: Какие трудности испытывают музыканты сегодня?

Евгений Бойко: Сейчас много разговоров о том, что общество деградирует в духовном плане. Отчасти это верно. Глубокая деградация всегда высветит фигуры настолько яркие, что их нельзя не заметить. Они будут бить в набат, и их будет слышно. Сейчас такие фигуры есть, они кричат, это не может не тревожить. Это Михаил Казиник, который недавно в Москве провёл несколько концертов–лекций. Я был на них, такие фигуры – светочи в области просвещения сегодня.

Я всё-таки склонен надеяться и думать, что классическая музыка вступает в период возрождения. Даже если это кажется чересчур оптимистичным. В данный момент она в кризисе, классическая музыка потеряла свой вес и значимость. Беспокоит не это. Смена культурных ориентиров неизбежна. Вкусы и стили меняются, но классическая музыка при этом не теряет своей ценности, она была и останется фундаментом. С классики всё начинается, к ней обращается каждое следующее поколение музыкантов в поисках вдохновения – даже для самых смелых экспериментов. Казалось бы, ей ничто не угрожает – есть развитая система образования, есть школы, училища, консерватории, филармонии, музыкальные коллективы, концертные агентства. Есть хранители традиций, храмы искусств. Но при этом классика давно и уверенно сдаёт позиции.

Тут нужно спокойно и уверенно засучить рукава и работать. Одна из задач – повышение престижа профессии музыканта. Несмотря на уважение к этой профессии, престиж её невысок. В музыкальных школах детей всё меньше, новые концертные залы не строятся, молодые музыканты на зарубежных конкурсах получают награды всё реже. Талантов меньше не стало, но возможностей проявить себя у них мало. Зарплата педагогов и исполнителей, за исключением нескольких столичных коллективов и солистов очень низкая. Размер Гран-при на конкурсе Чайковского, самом престижном в России такой, что на него приличный рояль не купишь, гонорар российских эстрадных «звёзд» средней руки на рядовом корпоративе существенно выше. А за эту премию борются те молодые люди, кто уже отдал профессии по два десятка лет.

Мы не стоим в стороне – недавно издание Classica.FM учредило журналистскую премию «Classical Awards». Есть мысль сделать её в денежной части равной сумме Гран-при, а возможно и больше. Журналистская премия – обычная практика для международных конкурсов крупного масштаба, теперь будет и у нашего. В дальнейшем предполагаем сделать её регулярной. Это один из шагов на пути повышения престижа профессии музыканта в нашей стране.

Алексей Игнатьев: А что такое классическая музыка?

Евгений Бойко: Классическая музыка – это огромный пласт культуры, который в России – «терра инкогнита» для огромного числа людей. В том числе считающих себя интеллигентными, и даже творческими личностями. Если Пушкина, Чехова и Толстого в школе всё-таки проходят, если пытаются поместить в голову информацию и них, и кто-то, повзрослев, открывает для себя этот культурный багаж, то Бах, Бетховен, Шопен и Рахманинов так и остаются неоткрытыми.

У нас классическая музыка не является обязательной составляющей культурного багажа, потому что считается фактологически не содержательна, из неё нельзя получить конкретную информацию, какую можно получить, прочитав книгу, посмотрев фильм. Всё очень эфемерно. Это удел горстки отчаянных гурманов, которые что-то там слышат. Ну, ещё многим орган нравится – мощно. А без музыки, без классической музыки, нельзя говорить о полноценном духовном развитии. Имена великих композиторов неспроста стоят в одном ряду с именами великих живописцев, скульпторов, архитекторов, литераторов, философов.

Музыка не ребус, который нужно разгадать, это не эфемерность, с которую нужно погрузиться для релакса. Это мощный информационный поток мысли, выраженный в мелодии, звуковом материале, проникающий на эмоциональном уровне. Да, она неконкретна, если это не программная музыка – как опера, к примеру. Там действие, всё понятно. Про инструментальную, симфоническую или камерную музыку нельзя сказать – о чём она. Если дать человеку съесть горсть черники, сможет ли он словами описать вкус? Так чтобы всё было понятно и другому не нужно было пробовать? Конечно, нет. Нужно всыпать горсть в рот и разжевать. С музыкой так же. Ты слушаешь и всё понимаешь. Или не понимаешь, как можно не понять какого-то вкуса. Ну, выплюни и попробуй другое.

Музыка – та же духовная пища. Я раз в один-два года читаю «Книгу Экклезиаста». Помните – «время собирать камни и время разбрасывать камни». Она нужна, чтобы привести в порядок систему координат, которая неизбежно разладится в обычном течении жизни. Сверить часы, настроиться по камертону, не знаю, как точнее сказать. Время от времени я должен сходить в Пушкинский музей, потому что начинаю тосковать по любимым фламандцам, зимним пейзажам Брейгеля. Иду поздороваться с обожаемой Жанной Самари. Такую же потребность чувствую в некоторых музыкальных произведениях. Послушаешь – и всё встанет на место, мысли приходят в гармонию, можно жить дальше. Без этого не представляю себе полноты жизни.

Представьте, что вы выбираете квартиру. Когда вы оцениваете, подходит ли она, вы спрашиваете – есть ли лифт, городской телефон, газ, центральное отопление или бойлер. Для полноценной жизни вам нужно электричество, санузел, кухня, бытовые приборы, удобная мебель. Для полноценной духовной жизни вам нужно тоже много чего – литература, кино, театр, живопись, дизайн, декор – всё то, на чём покоится ваша мысль.

Отсутствие классической музыки в этом ряду – всё равно, что квартира без окон. В этой квартире может быть евроремонт, но без окон сознание так и останется пещерным. Вроде как живём, живём как все, книжки читаем, вместо окон – красивые фактурные обои, под которыми я подразумеваю лёгкую популярную музыку. В ней содержания не больше, чем в рисунке на обоях. Впустить в душу классическую музыку – всё равно что открыть окно. Только музыка может осветить ценности, которые вы возможно накопили. Музыка для души важна, как свет для картины. Без света любая живопись была бы чёрным квадратом Малевича, ведь правда?

Алексей Игнатьев: А как обстоит дело с классической музыкой в Европе?

Евгений Бойко: В Европе по сравнению с Россией с классикой всё обстоит очень неплохо. Там много школ, прекрасные инструменты, педагоги, библиотеки. Можно взять рояль в прокат за 30 евро в месяц – в Москве за сутки требуют больше. Большое число специальных фондов, грантов, конкурсов с внушительными суммами премий. Как только ты проявляешь способности, к тебе поворачивается лицом мощная система творческой поддержки. Ты можешь получить социальную стипендию, гонорары за выступления и записи.

У нас талант – это наказание. Если у ребёнка обнаружился талант – готовься платить. За покупку хорошего инструмента, переезд в Москву, потому что тут лучшие педагоги, за проживание в этом бесчеловечном по дороговизне городе, за поездки на конкурсы за границу, за мастер-классы. Система поддержки талантов очень слаба, неодоразвита. Фонды поддержки есть, вот Фонд Ростроповича – знаю, что реально очень много кому помогают, настоящие таланты поддерживают. Европейскую систему тоже есть за что критиковать, но она работает, потому что есть социальный заказ. Там общество привыкло потреблять классику и оплачивать её.

Алексей Игнатьев: Почему?

Евгений Бойко: У них, как известно, другая система ценностей. Ценности подлинные, значимые, имеют в этой системе свой вес и цену. К примеру, что у нас происходит с музыкальной жизнью в августе? Ничего. Филармонии закрыты, в учебных заведениях каникулы. В августе у нас тонут подлодки, горят телебашни, штурмом берётся Цхинвал, рушатся гидроэлектростанции.

Что у них в августе? Да, филармонии закрыты, но где музыканты? На фестивалях. В любом крошечном городке Европы в августе идёт фестиваль классической музыки. На всех сценах, в площадях и парках, холлах гостиниц и на вокзалах, на паромах, которые плывут по реке, – везде играют музыканты. Учебные заведения закрыты, но где в это время студенты? На мастер-классах. Что бы в мире не происходило, европейцы знают – у нас есть Бах, Гайдн, Моцарт, Мендельсон, Бетховен, и это – святое. Это – их общее, для всех и каждого, чтобы чувствовать свою принадлежность к великой культуре, разделять её и чувствовать себя её частью.

У нас тоже есть общечеловеческие Бах, Моцарт, Бетховен и Шопен, а кроме этого – свои, до душевной боли родные – Чайковский, Римский-Корсаков, Мусоргский, Рахманинов. По-настоящему русские композиторы. Но мы не ценим их так, как европейцы. Почему?

Потому что в первую очередь не ценим себя. Мы боимся признать себя хорошими людьми. Проще быть циником, надёжней – пессимистом. Проще отгородиться, чем помочь. Душевная щедрость подразумевает способность делиться, а нам привычней не делиться ничем, и в первую очередь не делиться духовным богатством. Потому что душевная открытость ошибочно считается слабостью. Мы боимся, что этим воспользуются, как будто не для этого щедрость предназначена, как будто самим не хватит. Душевного богатства не может не хватить, когда его отдаёшь, оно прибавляется. Это настоящее волшебство.

Вы можете идти по улице, улыбаться до ушей, и пока дойдёте до дома, улыбок в мире станет больше, а ваша не истощится. Вы можете прожить с улыбкой всю жизнь, а в итоге проживёте дольше, добьётесь большего и запомнят вас светлым человеком. Духовное богатство неисчерпаемо – этому учит культура, классическая музыка. Об этом говорят все великие умы. Музыка сама по себе – красота, гармония, неиссякаемый духовный потенциал. Вспомните лица великих музыкантов – Герберта фон Караяна, нашего Владимира Спивакова – какие это лица!

Нужно ходить на концерты классической музыки. Во-первых, это очень недорого по сравнению с эстрадным концертом. Во-вторых, это очень красиво. Многие опасаются, что надо по-особому одеваться – фраки, вечерние платья, меха и драгоценности. Это не так, вы можете придти в свитере и джинсах, никто не осудит, другое время. Но, почему бы и нет? Почему бы не показать себя другой стороной? Такой концерт – как раз редкая возможность самому почувствовать себя другим человеком.

Наденьте лучший костюм, позвольте вашей даме надеть настоящее вечернее платье, если его нет – купите! Купите билет в консерваторию, чтобы не рисковать и не наткнутся на заумную музыку – выбирайте Чайковского, Рахманинова, – точно не ошибётесь. Закажите такси до Большой Никитской. Купите программку, в гардеробе возьмите напрокат бинокль. В антракте купите в буфете шампанское. Всё это обойдётся вам в смешные 50-100 долларов, а запомнится на всю жизнь. Такие мероприятия спасали браки – поверьте, я знаю, о чём говорю. На вас обратят внимание на работе – ну как же, ходит в консерваторию! У вас много что начнёт меняться в жизни. В лучшую сторону.

Алексей Игнатьев: Спасибо Вам за беседу.

Евгений Бойко: Спасибо за приглашение.

Москва, 9 ноября 2009 г.

www.classica.fm

«Может ли классическая музыка быть современной?»

Профессиональный конкурс работников образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

2015-2016 учебный год

____________________________________________________________________________Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

детская школа искусств «Камертон»

г. о. Тольятти.Номинация: «Проектная и творческая деятельность учащихся».Подраздел: Музыкальное творчество.

Творческая работа на тему:

«Может ли классическая музыка быть современной?»

Автор: Салахов Альберт, ученик 8 класса.Руководитель: Николюкина Татьяна Валентиновна,

преподаватель теоретических дисциплин

МБУ ДО ДШИ «Камертон» г. Тольятти.

«Не надо думать, что старая музыка устарела,

Подобно прекрасному правдивому слову

не сможет устареть прекрасная правдивая музыка».

Р. Шуман

Слушают ли классическую музыку сегодня? Будут ли слушать классику будущие поколения? Какую музыку можно назвать классической?

В сегодняшнем мире музыка чаще всего, воспринимается как развлечение. Под ее звуки танцуют на дискотеках, ее слушают, чтобы скоротать время в транспорте, включают, чтобы создать фон во время выполнения каких-то домашних дел. В нее уходят, когда не хочется ни о чем думать, когда стараются забыть о каких-то неприятностях и проблемах. Совсем иначе воспринимаются классические произведения. Там не нужны слова, к этой музыке не снимешь клипы. В них каждый звук задевает какие-то глубокие струны души, пробуждает то, что мы долго и упорно прячем от постороннего глаза. Классической музыке мы можем доверить свои мысли, горе, радость.

Произведения этих великих композиторов живут своей собственной жизнью, с ними, как с живым существом, можно разговаривать, спорить или соглашаться. А многих писателей и поэтов, художников и скульпторов именно классическая музыка вдохновляла на создание выдающихся произведений. Если классическую музыку не должны полюбить все, то ознакомится с ней и иметь хоть небольшое представление о ней должны все, т. к. это классика.

Классическая музыка.

Самая сложная область музыкального искусства - классическая музыка. Слово «классический» подразумевает, что произведение заключает в себе серьезное содержание, обращается к вечным вопросам человеческого бытия. В центре классических сочинений те же нравственные, религиозные и философские проблемы, что и в творениях художников, писателей.

Музыка позволяет осознать проблемы не только разумом, но и сердцем, как бы почувствовать их изнутри, не только размышлять, но и сопереживать. Когда мы слышим словосочетание «классическая музыка», то в памяти всплывают фамилии композиторов – классиков, таких как:

Иоганн Себастьян Бах, Людвиг Ван Бетховен, Петр Ильич Чайковский, Вольфганг Амадей Моцарт. И это естественно, ведь XVII- XIX века считаются расцветом классической музыки. Классическая музыка является очень сложной по своему содержанию. Большинство известных нам композиторов- классиков в своей жизни претерпевали немало трудностей. Творчество многих при жизни не было признано и оценено по достоинству.

А как сейчас воспринимается музыка композиторов- классиков. Достаточно ли она понятна и современна? Хотя мы не отдаем себе отчета классической музыкой заполнено буквально все наше жизненное пространство, конечно не только в ее классическом исполнении, но и во многих современных интерпретациях.

И звучит она не только на земле, но и в далеком космосе. Эта вечно прекрасная музыка была выбрана учеными земли для представления земной цивилизации при встрече с инопланетными мирами. В миллионах километрах о нашей планеты летит космический корабль «Вояджер» и несет на своем борту диск с «Бранденбургским концертом №2» И. С. Баха.

Так почему же, именно, музыка Баха представляет все человечество? Почему цивилизацию не представляет какой-либо современный хит? Многие исследователи творчества и ученые неоднократно пытались проводить расшифровки баховских произведений, желая объяснить ее влияние на человека, и каждый находил что-то совершенно оригинальное. Математики утверждают: что, переложив музыку в математические символы можно получить известные формулы. Музыковеды находили в произведениях зашифрованные библейские темы и образы Иисуса Христа, Марии, их жизни, страданий и вознесения. Может именно это и объясняет высокую духовность и высоконравственное воздействие музыки Баха?

Классическая музыка является неотъемлемой частью нашей жизни, сопровождая нас от младенческого возраста, ведь учеными доказано, что именно классическая музыка как никакая другая оказывает самое благотворное воздействие на развивающийся мозг детей. Даже в слышимых нами теле и радио роликах часто звучит классическая музыка, без которой представляемый образ не воспринимался бы нами с таким глубоким содержанием. На современных конференциях, презентациях считается хорошим тоном слушать именно классическую музыку, что свидетельствует о повышении популярности классики.

Именно классическая музыка является некой магической связью поколений. Каждый человек находит в классике что-то необходимое для себя: одухотворенность, успокоение, гармонию, отклик на свои чувства и ответы на сложные вопросы. Ответ на поставленный мною ранее вопрос очевиден: классическая музыка, безусловно, была, есть и будет актуальна в современном мире.

Классическая музыка в современной обработке.

Современная классическая музыка – довольно странное сочетание слов. У многих при словах «классическая музыка» возникает в голове представление о чем-то скучном и древнем. Но это не так, и события последнего времени в музыкальной сфере искусства это доказывают. Современная классическая музыка присутствует на нынешней эстраде в компьютерной обработке и надо признать, что это не только не портит ее, но и придает новое звучание. Технологии прочно вошли в современную жизнь, и классической музыке приходится подстраиваться под них, переходить на новые форматы – из залов на компьютеры, с пластинок на mp3-диски, чтобы сохранить прежние и приобрести новые позиции в сердцах и умах людей. Однако не надо считать, что классическая музыка в своей традиционной форме отошла в прошлое. Концерты симфонических оркестров становятся все популярнее и, теперь довольно часто в наушниках рядом стоящего человека слышится фрагмент произведения Вивальди, Моцарта или другого классика вместо популярного поп-певца. Так что очень может быть, что скоро современной классической музыкой называть будут именно ту, традиционную оркестровую музыку, возможно, сохраняющую элементы обработки с помощью компьютерных программ.

 Сегодня наблюдается пристрастие молодежи к легкому жанру, который является частью массовой культуры, а высокая музыкальная культура (классическая, народная и др.), которая играет большую роль в формировании общечеловеческих ценностей, у школьной молодежи часто не востребована. У молодежи срабатывает закон влияния «толпы»: «Что слушают другие, то буду слушать и я». Таким образом, еще одним фактором влияния музыкальной культуры на формирование общечеловеческих ценностей у школьной молодежи является мода и престиж.

Классическая музыка в современной обработке пользуется большой популярностью. Давно знакомые и любимые многими музыкальными ценителями классические вещи обретают новое звучание, новый стиль, новый характер благодаря интеграции различных жанров. Вовлечение непривычных для классики музыкальных инструментов, смелые аранжировки, вокальные партии дают еще одну жизнь музыкальному произведению, доносят его к той аудитории, которая еще не была знакома с ним, посвящая тем самым все большее количество людей в таинственный и прекрасный мир классики.

Поэтому классическая музыка в современной обработке становится все более распространенной как среди почитателей традиционных канонов жанра, так и среди тех, кому больше по душе другие стили – поп-музыка, альтернативный рок, рэп, электронные жанры и многие другие. Меняются времена, меняются люди, меняется сама жизнь. Конечно же, меняется и искусство, и, в первую очередь, — музыка. Но мне очень хочется, чтобы и в наше время композиторы сочиняли великие произведения, которые и через века будут с замиранием сердца и слезами восторга на глазах слушать люди во всех уголках нашей огромной планеты! 

fil.na5bal.ru

Исследовательская работа "Актуальность классической музыки в современном мире"

Введение.

«Не надо думать, что старая музыка устарела,

Подобно прекрасному правдивому слову

не сможет устареть прекрасная правдивая музыка»

Р.Шуман

В этом высказывании звучат мнения музыкантов XIX века. Возникает вопрос: а будет ли актуальна классическая музыка в современном мире? На этот вопрос мы ответим в ходе нашей исследовательской работы.

В разных странах и у разных народов всегда считалось, что музыка обладает сильным воздействием на внутренний мир человека. Она может доставить наслаждение или напротив вызвать сильное душевные беспокойство; побуждать слушателя к размышлениям и открывать перед ним неизвестные ранее стороны жизни. Именно музыке дано выразить чувства столь сложные, что порой невозможно описать словами.

Самая сложная область музыкального искусства - классическая музыка. Слово « классический» подразумевает, что произведение заключает в себе серьезное содержание, обращается к вечным вопросам человеческого бытия. В центре классических сочинений те же нравственные, религиозные и философские проблемы, что и в творениях художников, писателей.

Актуальной проблемой данной работы является утрата интереса к классической музыке среди подрастающего поколения.Исходя из проблемы была сформулированна цель работы: выявить роль классической музыки в современном мире.

Задачи исследования:

  • Изучить историю возникновения и развития классической музыки;

  • Рассмотреть развитие классической музыки и ее представителей в России;

  • Определить актуальность классической музыки в современном мире;

  • Выявить влияние классической музыки на человека и окружающий мир.

Музыка позволяет осознать проблемы не только разумом, но и сердцем, как бы почувствовать их изнутри, не только размышлять, но и сопереживать.

История развития классической музыки.

Понятие «классической музыки» очень размытое с точки зрения терминологии понятие. В общепринятом понимании, классической называют музыку, выдержавшую проверку временем и оставшуюся популярной на протяжении многих лет после момента своего создания.

В историческом плане к понятию «классической музыки» относят музыкальную традицию классицизма, а точнее 18 и 19 веков. Другая периодика, на которой мы и остановимся, ограничивает период классической музыки Средневековьем, когда она зародилась, и нынешним временем, когда она все еще существует.

В истории классической музыки выделяются отдельные периоды развития: ренессанс, барокко, класицизм, романтизм, классика XX века.

Ренессанс

Самый длительный период в истории классической музыки, охватывающий 1400-1600 гг. Эпоха Возрождения и бурного развития искусства, оставившая в мировой музыкальной традиции произведения таких композиторов, как Томас Луис де Виктория, Джованни да Палестина, Томасс Таллис и в том числе музыкальное творчество Шекспира.

Барокко

Эпохе Барокко (1600-1750 гг.), следующей за Ренессансом, характерны более сложные музыкальные формы, появление новых жанров, разнообразие жанров, полифония. Именно в эпоху Барокко получила расцвет опера и стали популярными композиторы, которых слушают и наследуют по сей день: Иоганн Себастьян Бах, Антонио Вивальди, Георг Фридрих Гендель.

Классицизм

Эпоха классицизма в развитии классической музыки ограничивается периодом 1750-1830-х гг., с которым неизменно соотносят имена композиторов Венской школы – Моцарта, Гайдна, Бетховена.

Когда мы слышим словосочетание « классическая музыка», то в памяти всплывают фамилии композиторов – классиков, таких как:

Иоганн Себастьян Бах, Людвиг Ван Бетховен, Петр Ильич Чайковский, Вольфганг Амадей Моцарт. И это естественно, ведь XVII- XIX века считаются расцветом классической музыки.

Классическая музыка является очень сложной по своему содержанию. Большинство известных нам композиторов- классиков в своей жизни претерпевали немало трудностей. Творчество многих при жизни не было признано и оценено по достоинству.

Ярким примером этого служит жизненный и творческий путь немецкого композитора XVIII века Иоганн Себастьяна Баха.

Именно в творчестве этого великого композитора появилось то, что стало характерным для искусства в последующие века: стремление к философскому обобщению и в то же время тонкое проникновение в мир человеческой души.

«Не ручей, а море должно быть ему имя»- сказал о Бахе знаменитый Л.В. Бетховен (в переводе с немецкого языка Бах- ручей). И это правда, Бах был талантливейшим музыкантом, прекрасным композитором, превосходным певцом, но при жизни не получил заслуженного признания, потому, что боролся за идею новой музыки, более понятной и демократичной. Бах никогда не предавал того, что считал главным в жизни, - свои убеждения художника и творца.

Именно это позволяло композитору на протяжении всей своей жизни создавать музыкальные, поразительные по форме и грандиозные по внутреннему богатству. Наследие Баха является непревзойденным по признанию всех музыкантов мира.

Возникает вопрос: « А как сейчас воспринимается музыка Баха?

Достаточно ли она понятна и современна?». Несмотря на то, что прошло уже более двухсот лет со дня смерти гения интерес к его музыке все возрастает. В наше время полифонические произведения Баха: прелюдии, инвенции и сюиты стали обязательными произведениями в программах детских музыкальных школ, а прелюдии и фуги из знаменитого «хорошо темперированного клавира» - в училищах и консерваториях. Исполнение полифонического произведения Баха является обязательным условием большинства музыкальных конкурсов.

Примером может служить Всероссийский конкурс имени С.С. Бендицкого проводящийся в городе Саратове, обязательным правилом этого конкурса является исполнение классических произведений, в том числе и произведения Баха. (Я принимала участие в этом конкурсе).

Хотя мы не отдаем себе отчета музыкой Баха заполнено буквально все наше жизненное пространство, конечно не только в ее классическом исполнении, но и во многих современных интерпретациях.

И звучит она не только на земле, но и в далеком космосе. Эта вечно прекрасная музыка была выбрана учеными земли для представления земной цивилизации при встрече с инопланетными мирами. В миллионах километрах о нашей планеты летит космический корабль «Вояджер» и несет на своем борту диск с «Бранденбургским концертом №2» И.С.Баха.

Так почему же, именно, музыка Баха представляет все человечество? Почему цивилизацию не представляет какой-либо современный хит? Многие исследователи творчества и ученые неоднократно пытались проводить расшифровки баховских произведений, желая объяснить ее влияние на человека, и каждый находил что-то совершенно оригинальное. Математики утверждают: что, переложив музыку в математические символы можно получить известные формулы. Музыковеды находили в произведениях зашифрованные библейские темы и образы Иисуса Христа, Марии, их жизни, страданий и вознесения. Может именно это и объясняет высокую духовность и высоконравственное воздействие музыки Баха?

Классическая музыка является неотъемлемой частью нашей жизни, сопровождая нас от младенческого возраста, ведь учеными доказано, что именно классическая музыка как никакая другая оказывает самое благотворное воздействие на развивающийся мозг детей. Даже в слышимых нами теле и радио роликах часто звучит классическая музыка, без которой представляемый образ не воспринимался бы нами с таким глубоким содержанием. На современных конференциях, презентациях считается хорошим тоном слушать именно классическую музыку, что свидетельствует о повышении популярности классики.

Мы считаем, что очень важным является то, что в школах преподается предмет « музыка». Ведь на этом уроке очень часто звучит именно классическая музыка. Ведь это очень хорошо, когда у детей, начиная с маленького возраста, воспитывается музыкально-эстетический вкус. Классическая музыка учит ребенка не только слышать, но и представлять услышанное. Она развивает все виды восприятие и все виды памяти. По последним данным психологических исследований были опубликованы следующие выводы: что ученики, получающие помимо традиционного образования еще и музыкальное, имеют поведение и успеваемость выше, чем у других.

Еще Пифагор создал свою «школу мудрости», положив в ее основу два искусства – музыку и математику. Он считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков, что оба этих занятия упорядочивают хаотичность мышления и дополняют друг друга. История знает многих выдающихся людей, талант которых многогранен и способности к одному роду занятий дополняют способности к другому.

-Леонардо да Винчи был скульптором, художником и архитектором; пел, преподавал пение и был первым, кто изучил природу вокального искусства.

- Александр Сергеевич Грибоедов был писателем и дипломатом, а также был композитором, пианистом и органистом.

-Михаил Иванович Глинка был прекрасным композитором и замечательно рисовал.

- Гениальный математик Эйнштейн играл на скрипке.

Интерес к классической музыке никогда не иссякнет, так как ее возможности безграничны. Это то, что никогда не будет забыто.

Именно классическая музыка является некой магической связью поколений. Каждый человек находит в классике что-то необходимое для себя: одухотворенность, успокоение, гармонию, отклик на свои чувства и ответы на сложные вопросы. Ответ на поставленный мною ранее вопрос очевиден: классическая музыка, безусловно, была, есть и будет актуальна в современном мире.

Развитие классической музыки в России.

Расцвет русской музыкальной классики приходится на первую половину XIX в. И связан с именем Михаила Ивановича Глинки (1804–1857), вошедшего в историю как первый русский композитор мирового значения. Глинка считается основателем русской классической музыки. Его оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» во многом определили дальнейшее развитие русской оперной музыки. Отличительной чертой творческого подхода композитора было использование мотивов русского фольклора, народной музыки. Подробнее...

Традиции Глинки развили в своем творчестве такие композиторы как Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков. Очень часто в своем творчестве композиторы обращались к сюжетам русской истории и фольклора: «Борис Годунов», «Хованщина» Мусоргского; «Князь Игорь» Бородина; «Снегурочка», «Псковитянка», «Золотой петушок» Римского-Корсакова.

Величайшим композитором в истории русской и мировой музыки был Петр Ильич Чайковский – создатель высочайших образцов опер («Евгений Онегин» 1878 г., «Мазепа» 1883 г., «Пиковая дама» 1890 г., «Иоланта» 1891 г.), балетов («Лебединое озеро» 1876 г., «Спящая красавица» 1889 г., «Щелкунчик» 1892 г.), симфонических и камерных произведений. Подробнее...

На рубеже веков русская музыка была обогащена творчеством новых талантливых композиторов и исполнителей. Автором монументальных симфонических произведений и балетов был А. Н. Глазунов. Одним из основателей современного музыкального языка, современной симфонической музыки считается композитор и пианист А. Н. Скрябин. Неповторимым своеобразием и оригинальностью отличались музыка и исполнительское мастерство С. В. Рахманинова, выдающегося композитора, пианиста и дирижера.

Составной частью развития музыкальной культуры и прямым ее следствием была мировая слава, которой достигли мастера русского музыкального театра – оперы и балета. Лидирующее положение среди музыкальных театров занимали петербургский Мариинский театр и Большой театр в Москве. Имена знаменитого оперного баса Федора Шаляпина, балерины Анны Павловой получили широкую известность, как в России, так и за рубежом.

Классическая музыка в современном мире.

Современная классическая музыка – довольно странное сочетание слов… И, тем не менее, отрицать ее существование, по меньшей мере, глупо.

У многих при словах «классическая музыка» возникает в голове представление о чем-то скучном и древнем. Но это не так, и события последнего времени в музыкальной сфере искусства это доказывают.

Современная классическая музыка присутствует на нынешней эстраде в компьютерной обработке и надо признать, что это не только не портит ее, но и придает новое звучание, позволяет не быть отвергнутой урбанизированной молодежью. Технологии прочно вошли в современную жизнь, и классической музыке приходится подстраиваться под них, переходить на новые форматы – из залов на компьютеры, с пластинок на mp3-диски, чтобы сохранить прежние и приобрести новые позиции в сердцах и умах людей.

Однако не надо считать, что классическая музыка в своей традиционной форме отошла в прошлое. Концерты симфонических оркестров становятся все популярнее и, теперь довольно часто в наушниках рядом стоящего человека слышится фрагмент произведения Вивальди, Моцарта или другого классика вместо популярного поп-певца. Так что очень может быть, что скоро современной классической музыкой называть будут именно ту, традиционную оркестровую музыку, возможно, сохраняющую элементы обработки с помощью компьютерных программ.

«Времена года»

«Времена года» Антонио Вивальди принадлежат к числу самых популярных произведений всех времен. Для многих само имя «Вивальди» является синонимом «Времен года» и наоборот (хотя он написал массу других произведений). Каждому из концертов композитор предпослал сонет — своего рода литературную программу.

«Времена года» в наше время звучат в рок - обработке

Токката и фуга ре минор

Переложения и аранжировки. Существует множество переложений токкаты и фуги. В частности, для фортепиано, гитары, электрогитары, баяна, струнного, джазового оркестра и других исполнительских составов.

Эстрадные версии. Аранжировка начальной темы Токкаты и фуги ре минор, осуществлённая Полем Мориа, использовалась в заставке программы "Человек и закон" Первого канала.

Бетховен Людвиг ван (1770—1827), немецкий композитор.

Симфония № 5 до минор, op. 67, написанная Людвигом ван Бетховеном в 1804—1808 годах, — одно из самых знаменитых и популярных произведений классической музыки и одна из наиболее часто исполняемых симфоний. Симфония, и особенно начинающий её мотив (известный также как «мотив судьбы», «тема судьбы»), стали настолько широко известны, что их элементы проникли во множество произведений, от классических до популярной культуры разных жанров, в кино, телевидение и т. д. Она стала одним из символов классической музыки.

Симфония № 40 соль минор KV 550 ― одно из наиболее популярных сочинений Вольфганга Амадея Моцарта. Она была окончена 25 июля1788 года, три недели спустя после симфонии № 39. В 1791, незадолго до своей смерти, композитор создал её вторую редакцию.

Влияние музыки на организм человека и окружающий мир

Как музыка влияет на человека?

Как показали многочисленные исследования, музыка влияет на мозг человека, на интеллект и на весь наш организм в целом. Существует даже такое понятие как «музыкотерапия», которая доказывает влияние музыки на весь организм человека. Это процедура, во время которой пациенту включают определенную мелодию, которая впоследствии помогает избавиться от проблем со здоровьем. Например, с помощью музыки можно лечить болезни, связанные с пороками развития, психическими расстройствами, межличностными проблемами и токсикоманией. Давайте рассмотрим некоторые примеры влияния музыки на человека.

Произведения великих классиков оказывают вдохновляющий и успокаивающий эффект на организм человека. Мелодичная музыка навевает глубокие переживания, а ритмичная проще воспринимается нами и может порождать глубокие страсти в душе. Особенный эффект на человека оказывают произведения Моцарта. Многочисленные исследования показали огромное влияние музыки этого композитора на интеллект. Прослушивание его мелодий заметно повышает уровень IQ и усиливает мозговую активность. Музыка Моцарта уникальна – она не быстрая и не медленная, спокойная, но не скучная. Этот феномен до конца не изучен, но уже получил название «Эффект Моцарта».

Влияние музыки на мозг человека. Исследования ученого Роберта Монро доказали, что при прослушивании определенных мелодий человек способен ощущать бинуральные ритмы. Например, если одно ухо слышит звук с чистотой 150Гц, а другое 157Гц, то оба полушария мозга начинают работать синхронно. Эти ритмы образуют не реальный звук, а «фантом» мощностью всего в 7Гц. Такие ритмы помогают улучшить функционирование мозга, поскольку позволяют наладить межполушарные нервные связи на нужной частоте. И чем выше амплитуда колебаний, тем более синхронно будут работать полушария. Но при этом не забывайте что не все ритмы полезны для нашего мозга. Прослушивание однотипной техно-музыки может спровоцировать замедление быстроты реакции и даже привести к деградации интеллекта.

Влияние рок музыки на человека. Музыка этого стиля характеризуется переизбытком высоких и низких частот. Такое чередование совместно с громкостью серьезно травмирует мозг. Ученый-медик Дэвид Элкин однажды провел эксперимент, благодаря которому доказал, что пронзительная громкая музыка провоцирует сворачивание белка. На одном из рок концертов перед громкоговорителем Элкин положил сырое яйцо. К концу концерта, через три часа яйцо оказалось «сваренным» всмятку.

Отрицательное влияние музыки. Некоторые жанры музыки не только побуждают своих фанатов к насилию, но и способствуют злоупотреблению наркотиками. Наверняка многие были свидетелями того, как после концертов подростки выходили на улицы и крушили все, что падало им под руку.

Предыдущий пример того, какое разрушающее воздействие может оказать музыка, далеко не единственный. Однажды ученые проводили эксперимент, в котором студентам предлагали запомнить 20 чисел в спокойной тихой обстановке. Затем испытуемые в течение некоторого времени слушали «попсовую» музыку с простыми и легко запоминающимися словами. При повторе эксперимента оказалось, что мозговая активность студентов значительно снизилась, а некоторые испытуемые пришли в себя лишь спустя час.

Исследования влияния музыки на здоровье человека позволило ученым создать несколько рекомендаций для профилактики заболеваний и улучшения работы организма:

  • любая приятная вам мелодия способна вызвать увеличение в крови лимфоцитов, благодаря чему организму легче справиться с болезнями;

  • классика способствует более легкому запоминанию информации;

  • от головной боли можно избавиться слушая «Фиделио» Бетховена или полонез Огинского.;

  • от бессонницы вас могут спасти пьесы Чайковского или сюита Грига «Пер Гюнт».

Таким образом, влияние музыки на человека очевидно. Зная, какие мелодии способствуют нашему оздоровлению многие, наверняка, станут более разборчивы в вопросе какую музыку выбрать для души и сделать спутницей жизни.

Заключение

Сегодня наблюдается пристрастие молодежи к легкому жанру, который является частью массовой культуры, а высокая музыкальная культура (классическая, народная и др.), которая играет большую роль в формировании общечеловеческих ценностей, у школьной молодежи часто не востребована. У молодежи срабатывает закон влияния «толпы»: «Что слушают другие, то буду слушать и я». Таким образом, еще одним фактором влияния музыкальной культуры на формирование общечеловеческих ценностей у школьной молодежи является мода и престиж.

Классическая музыка в современной обработке пользуется большой популярностью. Давно знакомые и любимые многими музыкальными ценителями классические вещи обретают новое звучание, новый стиль, новый характер благодаря интеграции различных жанров. Вовлечение непривычных для классики музыкальных инструментов, смелые аранжировки, вокальные партии дают еще одну жизнь музыкальному произведению, доносят его к той аудитории, которая еще не была знакома с ним, посвящая тем самым все большее количество людей в таинственный и прекрасный мир классики.

Поэтому классическая музыка в современной обработке становится все более распространенной как среди почитателей традиционных канонов жанра, так и среди тех, кому больше по душе другие стили – поп-музыка, альтернативный рок, рэп, электронные жанры и многие другие.Меняются времена, меняются люди, меняется сама жизнь. Конечно же, меняется и искусство, и, в первую очередь, — музыка. Но мне очень хочется, чтобы и в наше время композиторы сочиняли великие произведения, которые и через века будут с замиранием сердца и слезами восторга на глазах слушать люди во всех уголках нашей огромной планеты!

Список литературы и интернет-ресурсов

  1. http://kak-bog.ru/vliyanie-muzyki-na-cheloveka

  2. Человек в мире художественной культуры /Под ред. Ю.У. Фохта-Бабушкина – М., 1982.

  3. http://www.advantour.com/rus/russia/culture/music.htm

infourok.ru

Нужна ли нам классическая музыка? / Культура / Русская Испания

В народ!

Имена Моцарта, Бетховена, Баха, Глинки, Чайковского и других композиторов знакомы нам с детства. Правда, Моцарт у некоторых людей ассоциируется с коробкой дорогих конфет, а не с музыкой маэстро.

Какую роль играет классическая музыка в жизни наших соотечественников? Слушают ли классическую музыку только особо одаренные люди? За ответами мы отправились в народ.

 

Юрий ПЕТРОСЯН, скрипач оркестра Кордовы, в Испании 19 лет:

— Я не считаю, что классическая музыка — для избранных. Ведь и у людей, которые не учились ни в музыкальной школе, ни в консерватории есть чувство прекрасного. Музыка не имеет слов, она воспринимается нутром, душой, сердцем. К тому же, классическая музыка сейчас используется в разных областях, даже в медицине. Слышали о музыкальной терапии? Это когда на приеме у стоматолога, например, включают концерт Рахманинова, и пациент забывает о страхе и боли.

А звуки органа в церкви? Ведь все при этом испытывают чувство умиротворения...

Я бы все-таки избранными назвал людей с особым мироощущением. Они не стесняются открывать свою душу, не зашоривают себя, они не гордятся своим непониманием, они хотят дотянуться до прекрасного.

Еще я заметил, что в Испании и в России разные зрители. На родине они более взыскательные, требовательные, особенно жители городов. А вот в деревнях люди всегда приходят на концерты эстрадной музыки, классической, циркового искусства в ожидании чуда, большого праздника. И всегда зачарованно смотрят на сцену.

 В Испании зрители знают композиторов, ходят на концерты. У нас, в Кордове, да и в других городах всегда аншлаг на концертах симфонического оркестра. Они ходят слушать музыку каждую неделю, а «наши» — по праздникам. Просто у испанцев времени свободного больше, живут они благополучнее, меньше заняты проблемами добычи хлеба насущного.

 

РАМИЛЯ ФИЗОВА, из Башкирии, 6 лет в Испании:

— По-моему, классическая музыка — для избранных. Мне она, например, не нравится. Не все же должны ее слушать! Иногда, бывает, переключишь радио, послушаешь, ну в основном, по настроению или когда слушать нечего. Я предпочитаю  шансон или поп.

А кто классику слушает? Искусствоведы, наверное. Мне бы бесплатно дали билет, я бы не пошла. Оперу вообще не воспринимаю. Балет мне нравится, фигурное катание, танцы. Это мне понятно. У меня в семье родители, например, слушали Анну Герман. Она приятно поет.

Я никогда и не пробовала ходить на симфонические концерты. Мне кажется, я бы до конца не досидела: это утомляет. Но ведь кто-то ходит, значит, кому-то нравится.

Здесь многие, кто живет и работает в Испании, тоже так думают. И на концерты не ходят.

 

ЕВГЕНИЙ ОЖОГИН, альтист Королевского симфонического оркестра Севильи, в Испании 21 год:

— Конечно, классическая музыка требует определенной подготовки. Есть два типа слушателей: подготовленные и «душевные». Удивительно, что все дети любят музыку, причем, если звуки гармоничные и ритмичные, они привлекают их еще больше. Но чем дети старше, тем более они становятся зависимыми от вкусов родителей. Ведь именно в семье формируется любовь к музыке.

Хотя открыть для себя музыку можно и в 40 лет. Одна моя испанская подруга пошла с мужем на оперу "Дон Карлос" первый раз в 42 года. Так вот она просидела 4 часа с открытым ртом: так была поглощена своим открытием. Теперь она бывает на каждом концерте нашего оркестра. Просто зерно упало на подготовленную почву. Ведь в традиционных испанских семьях музыка всегда была фоном в жизни. Под нее пели, под нее работали, с ней ложились спать, а уж как любили и страдали под музыку!

У нас, в общем-то, тоже было в традиции слушать и исполнять народную музыку. Только было это так давно, что редко кто может похвастаться знанием хоть одной старинной песни. Вот о партии и Ленине скорее вспомнят песни. Потеряли мы немного культуру восприятия настоящей музыки. А теперь наверстываем упущенное. Хотя русская классическая музыкальная школа славится на весь мир.

А вообще, дело не в избранности, а в дозволенности. Вот есть люди, которые говорят: "Я не ем рыбу, я не смотрю фильмы Феллини, я не люблю джаз, мне не нравится дайвинг". Это потому, что они не попробовали, не позволили себе насладиться, не почувствовали вкус.

В залах на концертах мало русских. Ходят, в основном, родные или знакомые наших музыкантов (их в оркестре 15 человек). А остальным то ли денег жалко, то ли устают... А вот испанцы ходят, в залах аншлаги, а уж как аплодируют — до мурашек своими ритмичными аплодисментами пробирают. Очень благодарные и теплые зрители.

А наши... Научатся, потянутся. Хотелось бы надеяться.

www.russianspain.com

Сочинение. может ли быть современной классическая музыка?

Классическая музыка – это вид искусства, который отображает всю нашу жизнь с помощью звуков. Она помогает наладить взаимопонимание людей, понять смысл жизни, пробудить в них чувство единения и поддерживает человека в горе и радости.

Классическую музыку относят к разряду серьезных. Ее исполняют целые оркестры, ансамбли, солисты. Эта музыка отличается от других разнообразием художественных приемов и глубиной передаваемых переживаний. Свое развитие она начала с давних времен и развивается до сих пор, занимая одно из первых мест в мировой культуре.

Классическая музыка имеет особую притягательность. Она собирает огромные залы слушателей. Люди на протяжении многих лет вслушиваются в гармонию доносящихся звуков, в которой каждый находит свое, видит мир в красках, приобретает веру, надежду.

Этот вид музыки – это бесценный дар, который дали человечеству гении, которые смогли увидеть все и передать звуками. Классическая музыка играет огромную роль в формировании эстетических вкусов человека, помогает мыслить образно и шире понимать этот мир. Она врачует душу и тело, ее используют в некоторых отраслях сельского хозяйства.

Конечно, все это очень тяжело отнести к современной музыке. Она не всегда профессиональна. Такая музыка гонится за спросом и модой. Современная музыка иногда является просто средством для обогащения продающих ее групп. И уже говорить о чем-то глубоком, высоком - не приходится. Не говоря даже о том, что исполнители этой музыки не всегда имеют профессиональное образование.

Если честно, то в моей личной внутренней битве классической и современной музыки ни одна из противоборствующих сторон не является абсолютным победителем. Иногда хочется успокоиться, подумать, помечтать слушая классику… Иногда какая-то новая, еще не заезженная, песня очень «цепляет» мое внимание…

Но вместе с этим всем, я не отрицаю того факта, что классическая музыка – она проверена веками, временем, а современная сплошь и рядом – временная, мимолетная, которую забываешь спустя месяц. Многие фанаты современных исполнителей и жанров музыки скажут – ерунда все это и что их музыка вечная, но оставляю за собою право не согласиться с этим. Далеко не факт, что такое возможно. Классика радовала, радует и будет радовать ценителей, а 99% современной музыки уйдет в забвение.

«На вкус и цвет – товарищей нет», поэтому слушать надо то, что нравится.

vashurok.ru