Каждый из нас так или иначе постоянно сталкивается с различными задачами и проблемами. Это могут быть проблемы личного и делового характера, нерешенные вопросы, которые с течением времени превращаются в проблемы, личная ответственность за принятие того или иного решения.
Не всегда и у всех получается находить наилучший выход из создавшейся ситуации. Чаще всего для того, чтобы найти эффективное решение, не хватает опыта, мудрости, времени или знаний. Существует множество различных техник нахождения решений, и главная задача состоит в том, какая их техник подходит конкретно вам или конкретной ситуации.
Не так давно появились утверждения о том, что проблем не существуют. Есть только задачи, которые нужно решить. Проблемы существуют только в наших головах. На этот счет есть много мнений, и в принципе, каждый волен думать по-своему. Но так как слово «решение» в большей степени соответствует слову «задача», давайте постараемся рассматривать свои проблемы как задачи, так их будет проще решить. Мы же все в школе учились решать задачи: с одним неизвестным, с двумя неизвестными, были даже такие, когда исходных данных для ее решения казалось совсем мало.
Вот так и в жизни, когда находишься на первый взгляд в неразрешимой ситуации, сначала кажется, что справиться в одиночку практически невозможно, но начиная распутывать клубок вопросов, становится понятно, что решение найдено и найдено верно.
Как же сделать так, чтобы в любых ситуациях мы действовали по одному и тому же алгоритму, который ранее доказал свою эффективность? Ответ банально простой — создавать свою личную систему принятия решений, и оттачивать мастерство поиска эффективных решений до автоматизма.
«Если мы поймем, что любая проблема или задача имеет решение, то наши мысли будут фокусироваться не нашем отношении к ней, а на том, что сделать, чтобы на одну задачу или проблему стало меньше.»
«Безвыходность положения заключается чаще всего не в отсутствии выхода из него, а в неспособности его найти.»
«Все наши трудности в большей степени связаны с тем, что мы думаем о них, а не с истинным положением вещей. Поэтому проблема заключается не в том, что именно произошло, а в том, как мы реагируем на произошедшее.»
«Парадоксы и закономерности нашей жизни и бизнеса таковы, что за отсутствие проблем, приходится платить… отсутствием успехов!»
Мудрые мысли, афоризмы, порой как отголоски из далеких миров и веков, часто бывают хорошими помощниками и советчиками в разнообразных ситуациях. Это уже чей-то пережитый опыт. Но мы привычно хотим наступать на свои, а не на чужие грабли, поэтому ценность советов чаще всего оцениваем уже после того как…
Давайте посмотрим, как находят решение задач и проблем те, кто уже умеет это делать. Заметьте, что перед нами сейчас стоит важная задача: научиться находить самое эффективное решение.
1. Убедитесь, что вы решаете ту задачу, которую нужно. Важно на забывать: «Главное внимание — главным вещам».
2. На второе место я поставлю способность задавать себе нужные вопросы. Вспомните, иногда чей-то вопрос способен в корне изменить отношение к проблеме и взглянуть на нее под другим углом зрения. Вопросы нужны и для того, чтобы проанализировать имеющуюся ситуацию, понять, от чего нужно отталкиваться и какими ресурсами мы обладаем.
Способностью задавать вопросы обладают коучи. Коучем называют такого человека, который профессионально решает чужие задачи. В своей практике коучи используют технику, при которой они искусственно создают ситуацию, в которой человек должен найти свое собственное правильное и эффективное решение. То решение, которое он с большим желанием и удовольствием реализует.
Брайан Трейси утверждает, что успешные люди тратят 25 % всего времени, отведенного на решения задачи. Действительно, наша неспособность определить истинную причину возникновения ситуации привет к тому, что эта проблема может повторяться снова и снова в разных вариациях.
3. Эффективным средством в поиске наиболее эффективного решения может стать обычный мозговой штурм, проведенный в кругу коллег, сотрудников, друзей, членов семьи. В таких случаях говорят: «Одна голова хорошо, а две лучше.» Более того, в такой среде часто возникают идеальные и креативные способы решения задачи. Имея на руках несколько вариантов, главной задачей будет выбрать наилучшее из них. Нелишним в этом случае будет знание о том, как правильно сделать выбор.
4. Эффективным считают метод «Шести думающих шляп», изобретенным Эдвардом де Боно для оценки провокационных и необычных идей, инновационных предложений и ситуаций.
Учитывая, что коллективное мнение часто представляет собой борьбу разных мнений, метод «Шести думающих шляп» побуждает участников думать параллельно. Для этого участники одевают шляпы разных цветов, и смотрят на задачу в ракурсе соответствующего цвета шляпы. Сначала озвучивается предложение, а затем каждый участник по очереди одевает шляпы:
Белая шляпа — шляпа информации. В белой шляпе можно попросить предоставить дополнительную информацию, цифры, факты, которые помогут оценить ситуацию.
Красная шляпа — шляпа эмоций. Можно описать эмоции, которые вызывает данное предложение.
Желтая шляпа — шляпа оптимизма. Даже если идея кажется плохой, нужно найти в ней положительные стороны.
Черная шляпа — шляпа пессимизма. Даже если идея отличная, надо найти в ней недостатки и угрозы.
Зеленая шляпа — шляпа роста и возможностей. Каждый может предложить способ улучшения идеи для того, чтобы она работала лучше.
Голубая шляпа — шляпа процесса. Одевая шляпу голубого цвета люди включаются в процесс размышления над ним. Цель: выяснить, насколько эффективен данный метод оценки предложения.
С помощью метода «Шести думающих шляп» в корпорациях решают проблемы текучки кадров или обмена электронного документооборота.
5. Найти максимальное количество информации по данному вопросу. В этом случае также появится необходимость выбора из имеющегося арсенала и адаптации чьего-то эффективного решения под конкретную ситуацию. Старайтесь читать хорошую бизнес-литературу, накапливайте знания. Читайте больше, анализируйте прочитанное, запоминайте информацию.
6. Самый любимый и быстрой поиск нужного и эффективного решения — подбросить монетку. Это на случай, когда хороших вариантов так много, что определиться становится трудно.
Встретила по этому поводу перевод стихотворения Питера Хейна:
Коль ты в плену сомнений мук,
В них заперт, словно в клетке.
Мудрей всего, не смейся друг, —
Подбросить вверх монетку.
Лишь в воздух устремиться грош,
Лишь станет мир короче.
Ты неожиданно поймешь,
Чего ты втайне хочешь.
7. Хорошо бы услышать свою интуицию. Иногда, в экстремальных ситуациях, подсознание способно предложить наилучший выход. Доверяя своей интуиции надо помнить о вероятности ошибок.
8. Случайно наткнулась на технику «Лощади», который, считаю, имеет право на жизнь в некоторых случаях. Когда не остается сил, а решение еще не найдено, ложитесь спать. «Утро вечера мудренее» — говорили наши бабушки. Только перед сном мысленно подумайте о задаче и скажите: «Пусть об этом подумает лошадь».
Таким образом вы отпускаете проблему, и если навязчивая задача будет беспокоить, говорите себе, что теперь это не ваша задача, что теперь об этом думает Лошадь. Сняв таким образом напряжение и поверив в то, что ответ найдется у Лошади, автор метода советует поблагодарить Лошадь, когда ответ придет вам в голову или вложит в уста другого человека.
9. Техника стакана воды по Методу Сильвы. С помощью этого метода можно задействовать скрытые способности сознания. Это по сути — самовнушение, и оно стимулирует творческие способности нашего мозга за счет использования обоих полушарий.
Перед тем, как лечь спать, наполните стакан чистой водой и выпейте половину. Затем закройте глаза и направьте взгляд слегка вверх. Произнесите мысленно: «Это все, что мне нужно сделать, чтобы найти решение проблемы, о которой я думаю». После этого отпустите проблему и перестаньте о ней думать — вы передали ее на рассмотрение своему сознанию.
Проснувшись утром, выпейте вторую половину воды и проделайте те же действия, что и перед сном. Люди, использующие этот метода, считают, что решение приходит либо ночью во сне, либо в виде какой-то случайной подсказки. Этот метод очень похож на технику «Лошади», вероятно, в поисках эффективного решения люди изобрели много подобных способов на тот случай, когда идея совершенно не приходила в голову.
10. А теперь, когда единственное решение все-таки найдено, его можно проверить на соответствие критериям «Каким должно быть эффективное решение».
Друзья, никто из нас не застрахован от принятия неверных решений. Это нужно понимать и постараться избавиться от этого страха. Единственный разумный способ справиться с проблемами и задачами — как можно быстрее создать импульс движения. Не пускать все на самотек, а начать действовать. В процессе движения обязательно появляются средства и пути решения проблемы, обычно скрытые от нас.
Может быть стоит поучиться и узнать, как найти эффективное решение сегодня, чтобы завтра не ошибиться.
Смотрите один из способов принятия решения от Константина Коптелова.
Копилка эффективных советовПроблемная ситуация и задача
Мышление имеет целенаправленный характер. Необходимость в мышлении возникает прежде всего тогда, когда в ходе жизни и практики перед человеком появляются новая цель, новая проблема, новые обстоятельства и условия деятельности. Например, так бывает, когда врач сталкивается с каким-то новым, до сих пор неизвестным заболеванием и пытается найти и использовать новые методы его лечения. По самому своему существу мышление необходимо лишь в тех ситуациях, в которых возникают эти новые цели, а старые, прежние средства и способы деятельности недостаточны (хотя и необходимы) для их достижения. Такие ситуации называются проблемными. С помощью умственной деятельности, берущей начало в проблемной ситуации, и удается создать, открыть, найти, изобрести новые способы и средства достижения целей и удовлетворения потребностей.
Мышление - это искание и открытие нового. В тех случаях, где можно обойтисо старыми, уже известными способами действия, прежними знаниями и навыками, проблемной ситуации не возникает и потому мышления попросту не требуется. Например, уже ученика II класса не заставляет мыслить вопрос типа: "Сколько будет 2х2?". Для ответа на такие вопросы вполне достаточно лишь старых, уже имеющихся у этого ребенка знаний; мышление здесь излишне. Потребность в мыслительной деятельности исчезает и в тех случаях, когда школьник хорошо овладел новым способом решения определенных задач или примеров, но вынужден снова и снова решать эти однотипные, уже ставшие известными ему задачи и примеры. Следовательно, далеко не всякая ситуация в жизни является проблемной, т. е. вызывающей мышление.
Необходимо различать проблемную ситуацию и задачу. Проблемная ситуация означает, что в ходе деятельности человек натолкнулся - часто совсем неожиданно - на что-то непонятное, неизвестное, тревожащее и т. д. Например, летчик ведет самолет и вдруг начинает замечать какой-то посторонний, неясный шум в моторе. Сразу же в деятельность летчика включается мышление, необходимое для того, чтобы раскрыть смысл случившегося. Так возникшая проблемная ситуация переходит в осознаваемую человеком задачу. Задача появляется из проблемной ситуации, тесно связана с ней, но отличается от нее. Проблемная ситуация - это довольно смутное, еще не очень ясное и малоосознанное впечатление, как бы сигнализирующее: "что-то не так", "что-то не то". Например, летчик начинает замечать, что с мотором происходит нечто непонятное, однако он пока не уяснил, что именно происходит, в какой части мотора, по какой причине, и тем более летчик еще не знает, какие действия надо предпринять, чтобы избежать возможной опасности. В такого рода проблемных ситуациях и берет свое начало процесс мышления. Он начинается с анализа самой этой проблемной ситуации. В результате ее анализа возникает, формулируется задача, проблема в собственном смысле слова.
Возникновение задачи - в отличие от проблемной ситуации - означает, что теперь удалось хотя бы предварительно и приблизительно расчленить данное (известное) и неизвестное (искомое). Это расчленение выступает в словесной формулировке задачи. Например, в учебной задаче более или менее четко фиксированы ее исходные условия (что дано, что известно) и требование, вопрос (что? требуется доказать, найти, определить, вычислить). Тем самым в порядке лишь первого приближения и совсем предварительно намечается искомое (неизвестное), поиски и нахождение которого дают в результате решение задачи. Следовательно, исходная, начальная формулировка задачи лишь в самой минимальной степени и совсем приблизительно определяет искомое. По ходу решения задачи, т. е. по мере выявления все новых и все более существенных ее условий и требований, все в большей степени определяется искомое. Его характеристики становятся все более содержательными и четкими. Окончательное решение задачи означает, что искомое выявлено, найдено, определено в полной мере. Если бы неизвестное целиком и полностью было определено уже в начальной формулировке задачи, т. е в формулировке ее исходных условий и требований, то не было бы никакой необходимости его искать. Оно сразу же стало бы известным, т. е. не возникло бы никакой задачи, требующей мышления для ее решения. И наоборот, если бы не было первоначальной формулировки задачи, намечающей, в какой области надо искать неизвестное, т. е. в минимальной степени предвосхищающей искомое, то тогда это последнее было бы просто невозможно найти. Не оказалось бы никаких предварительных данных, зацепок и наметок для его поисков. Проблемная ситуация (в народных сказках: "Пойди туда, сам не знаю куда, найди то, сам не знаю что") не порождала бы ничего, кроме мучительного чувства недоумения и растерянности.
Детерминация мышления как процесс
В ходе решения задачи особенно отчетливо выступает мышление как процесс. Трактовка мышления как процесса означает прежде всего, что сама детерминация мыслительной деятельности осуществляется тоже как процесс. Иначе говоря, по ходу решения задачи человек выявляет все новые и новые, до того неизвестные ему условия и требования задачи, которые причинно обусловливают дальнейшее протекание мышления. Следовательно, детерминация мышления не дана изначально как нечто абсолютно готовое и уже законченное, она именно образуется, постепенно формируется и развивается в ходе решения задачи, т. е. выступает в виде процесса. В исходных условиях процесса заранее не запрограммировано - все целиком и полностью - его дальнейшее протекание; по ходу решения задачи непрерывно возникают и развиваются новые условия его осуществления. Поскольку заранее всего полностью нельзя запрограммировать, по мере протекания мыслительного процесса необходимы постоянные коррекции, уточнения (как ответ на новые условия, которые изначально невозможно предвосхитить).
Нахождение решения задачи часто описывают как внезапное" неожиданное, мгновенное открытие, озарение и т. д. Этот факт обозначают также как догадку, эвристику и т. д, Так фиксируется результат, продукт мышления, но задача психологии - раскрытие внутреннего мыслительного процесса, приводящего к результату. Чтобы вскрыть причинную обусловленность этого как бы внезапно наступающего инсайта, т. е. мгновенного нахождения неизвестного (искомого), надо прежде всего учесть, что по ходу решения задачи всегда осуществляется хотя бы минимальное, совсем незначительное и вначале очень приблизительное мысленное предвосхищение неизвестного. Благодаря такому предвосхищению удается перебросить мостик от известного к неизвестному.
Для того чтобы лучше уяснить основные механизмы мыслительного процесса, рассмотрим следующие три взаимно противоположные точки зрения на мысленное предвосхищение неизвестного, которые высказываются в психологии. В зависимости от разных взглядов на процесс мышления психологи предлагают различные пути формирования мышления учащихся в ходе решения задач.
Первая точка зрения основана на том, что каждая предыдущая стадия ("шаг") познавательного процесса дает начало непосредственно следующей за ней. Такой тезис правилен, но недостаточен. На самом деле в ходе мышления осуществляется хотя бы минимальное предвосхищение искомого больше, чем на один "шаг" вперед Поэтому нельзя все сводить только к взаимосвязи между предыдущим и непосредственно следующим за ним этапами. Иначе говоря, нельзя недооценивать, преуменьшать степень и объем мысленного предвосхищения в ходе решения задачи.
Вторая, противоположная точка зрения, наоборот, преувеличивает, абсолютизирует, переоценивает момент предвосхищения еще неизвестного решения, т. е. не выявленного и еще не достигнутого в ходе мышления результата (продукта). Предвосхищение - всегда лишь частичное и приблизительное - сразу превращается здесь в готовое и полное определение такого результата (решения). Ошибочность этой точки зрения можно показать на следующем примере Ученик ищет решения трудной задачи, которого он, естественно, еще не знает; он сможет найти его лишь в конце, в результате, в итоге мыслительного процесса. Учитель, который уже знает решение, начинает помогать ученику. Опытный педагог никогда не станет подсказывать сразу весь ход решения, он будет давать школьнику постепенно и по мере надобности лишь небольшие подсказки, с тем чтобы основную часть работы выполнял сам ученик. Только так можно формировать и развивать самостоятельное мышление учащихся. Если же сразу подсказать основной путь решения, сообщить будущий результат мышления и таким образом "помочь" ученику, то это лишь затормозит развитие его мыслительной деятельности. Когда ученик заранее знает весь ход решения от первого до последнего этапа, его мышление либо вообще не работает, либо работает в минимальной степени, очень пассивно. Учащиеся всегда нуждаются в квалифицированной помощи педагога, но эта помощь не должна вовсе устранять их мышления, подменяя процесс заранее данным, готовым результатом.
Таким образом, обе эти рассмотренные точки зрения признают наличие мысленного предвосхищения в процессе поисков неизвестного, хотя первая из них недооценивает, а вторая преувеличивает роль такого предвосхищения. Третья же точка зрения, наоборот, вовсе отрицает предвосхищение в ходе решения задачи.
Третья точка зрения получила очень широкое распространение в связи с развитием кибернетического подхода к мышлению. Она состоит в следующем; по ходу мыслительного процесса надо перебрать подряд (вспомнить, учесть, попытаться использовать) один за другим все, многие или некоторые признаки соответствующего объекта, связанные с ним общие положения, теоремы, варианты решения и т. д. и в результате выбрать из них лишь необходимое для решения. Например, если в исходных условиях задачи указан параллелограмм, то в процессе обдумывания задачи надо вспомнить, перебрать все подряд свойства этого объекта и попытаться использовать для решения каждое из его свойств по очереди. В конце концов какое-нибудь из них, быть может, и окажется подходящим для данного случая.
На самом же деле, как показали специальные психологические эксперименты, мышление никогда не работает по способу такого слепого, случайного, механического перебора всех или некоторых возможных вариантов решения. По ходу мышления хотя бы в минимальной степени предвосхищается, какой именно признак рассматриваемого объекта будет вычленен, проанализирован и обобщен. Отнюдь не любое, не безразлично какое, а лишь определенное свойство объекта выступает на передний план и используется для решения. Остальные же свойства просто не замечаются и исчезают из поля зрения. В этом проявляется направленность, избирательность, детерминированность мышления. Следовательно, хотя бы минимальное, самое приблизительное и совсем предварительное предвосхищение неизвестного в процессе его поисков делает излишним слепой, механический перебор всех подряд или многих свойств рассматриваемого объекта. И наоборот, в тех случаях, когда такого предвосхищения нет, механический перебор становится неизбежным.
Именно по принципу перебора работают современные "думающие" машины, построенные кибернетиками. В программах этих машин заранее заложены все основные варианты и способы решения возможных задач, так что в каждом отдельном случае выбор нужного варианта осуществляется путем механического перебора всех или некоторых имеющихся вариантов. В результате с помощью таких машин действительно удается решать некоторые группы задач, и это, бесспорно, выдающееся достижение кибернетики. Однако кибернетические машины, как мы видим, работают совсем по другому принципу, чем человеческое мышление. Следовательно, такие машины не моделируют и не воспроизводят мышления человека, хотя с их помощью человек может решать многие сложные задачи. Тем более важно выяснить, как мысленное предвосхищение неизвестного осуществляет человек в ходе своей познавательной деятельности. Это одна из центральных проблем психологии мышления. В процессе ее разработки психологическая наука преодолевает рассмотренные три ошибочные точки зрения на мысленное предвосхищение неизвестного. Решить эту проблему - значит раскрыть основной механизм мышления.
Неизвестное (искомое) не есть какая-то "абсолютная пустота", с которой вообще невозможно оперировать. Оно всегда так или иначе связано с чем-то известным, данным. В любой задаче, как уже отмечалось, что-то всегда известно (исходные условия и требование, вопрос задачи). Исходя из связей и отношений между известным и неизвестным, становится возможным искать и находить нечто новое, до того скрытое, неизвестное. Например, для определения неизвестных свойств данного химического элемента надо сделать так, чтобы он вступил во взаимодействие, во взаимосвязь хотя бы с некоторыми, уже известными химическими реактивами. Именно в этих взаимоотношениях с ними он и выявит, сделает познаваемыми свои действительные свойства. Любой предмет обнаруживает присущие ему признаки, свойства, качества и т. д. в своих взаимоотношениях с другими предметами, вещами, процессами.
Можно сделать поэтому следующий вывод: одна и та же вещь есть и она сама и нечто другое, поскольку она выступает в разных системах, связей и отношений. Стакан - это и стеклянный цилиндр, и инструмент для питья, и предмет с художественной резьбой или рисунком и т. д. Открытие и познание нового в объекте (предмете) было бы невозможно без включения его в новые связи с другими объектами (предметами). К познанию предмета в его новых, пока еще неизвестных свойствах нужно, значит, идти прежде всего через познание тех отношений и взаимосвязей, в которых эти свойства проявляются.
Поэтому важнейший механизм мыслительного процесса заключается в следующем. В процессе мышления объект включается во все новые связи и благодаря этому выступает во все новых своих свойствах и качествах, которые фиксируются в новых понятиях; из объекта таким образом как бы вычерпывается все новое содержание; он как бы поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нем выявляются все новые свойства. Например, прямая, определенная в исходных условиях задачи как биссектриса данного угла, выступает затем - в ходе решения задачи - как медиана и высота, затем - как секущая при двух параллельных прямых и т. д., т. е. эта прямая выступает все в новых свойствах и качествах.
Указанный механизм мышления называется анализ через синтез, поскольку выделение (анализ) новых свойств в объекте совершается через соотнесение (синтез) исследуемого объекта с другими предметами, т. е. через включение его в новые связи с другими предметами.
Лишь по мере того как люди раскрывают систему связей и отношений, в которых находится анализируемый объект, они начинают замечать, открывать и анализировать новые, еще неизвестные признаки этого объекта. И наоборот, пока человек не начнет сам раскрывать систему таких связей, он не обратит никакого внимания на новое и нужное для решения свойство, даже если это свойство подсказать путем прямого указания.
Случайная подсказка нередко способствует открытиям и изобретениям. Однако в использовании такой подсказки проявляется отмеченная выше закономерность мыслительного процесса. "Счастливый" случай будет замечен и использован только тем человеком, который напряженно думает над решаемой задачей, Все дело в том, насколько подготовлена почва, вообще система внутренних условий, на которую попадает та или иная внешняя подсказка. Здесь, как и везде, внешние причины действуют только через внутренние условия.
Специальные эксперименты вскрыли ряд психологических, внутренних условий использования таких подсказок. Опыты ставились следующим образом. В первом случае экспериментатор предлагал испытуемому одну и ту же подсказку на разных (раннем и позднем) этапах решения задачи; во втором случае, наоборот, на одном и том же этапе мыслительного процесса предлагались подсказки разного уровня (они содержали большее или меньшее количество звеньев решения задачи). При этом в качестве подсказки для решения основной экспериментальной задачи давали вторую, дополнительную, вспомогательную, менее трудную задачу, содержащую принцип решения первой. Этот принцип решения испытуемый мог обобщить и перенести из одной задачи в другую. Для успешного решения задач чаще всего, необходимо совершить обобщение.
Как видно, обобщение и его результат - перенос зависят прежде всего от включения обеих задач в единый процесс аналитико-синтетической деятельности. Самый ход обобщения (и переноса) обусловлен тем, на каких этапах анализа - ранних или поздних - совершается соотнесение задачи и подсказки.
Результат процесса (перенос, использование подсказки) зависит от работы, проведенной самим испытуемым по анализу задачи. Лишь тогда, когда человек сам вплотную подходит к подсказываемому звену решения, он в состоянии принять помощь со стороны (учителя, руководителя). Иначе решающий просто не поймет подсказку и потому не примет ее, или же она будет использована чисто формально, механически, без уяснения существа дела; вместо развития мышления будет иметь место натаскивание. Действительную помощь ученику может оказать только та подсказка, которая естественно включается, вписывается в соответствующую систему связей и отношений, к данному моменту уже достаточно проанализированную самим учеником. Тогда подсказка включается в его мышление как частичный ответ на вопрос, который он сам себе уже поставил и над которым напряженно думает. Если она таким образом принимается учеником и используется им для дальнейшего процесса решения задачи, то это объективное достоверное свидетельство того, что мышление учащегося достигло более высокого уровня. И наоборот, непринятие той же подсказки, неумение ее использовать означает, что мыслительный процесс находится пока на более низком уровне. Так принимаемая или игнорируемая подсказка становится объективным показателем внутреннего процесса мышления. По тому, как принимает ученик помощь со стороны, можно судить о протекании психического процесса мышления. Экспериментальная методика подсказок позволяет осуществить психологическое исследование внутренних специфических закономерностей мыслительной деятельности.
Мышление при решении задач
Мышление и решение задач тесно связаны друг с другом. Но их нельзя отождествлять, сводя мышление к решению задачи. Решение задачи осуществляется только с помощью мышления, и не иначе. Но мышление проявляется не только в решении задачи. Как уже отмечалось, мыслительная деятельность необходима не только для решения уже поставленных, сформулированных задач (например, школьного типа). Она необходима и для самой постановки задач, для выявления и осознания новых проблем. Нередко нахождение и постановка проблемы требует даже больших умственных усилий, чем ее последующее разрешение. Мышление нужно также для усвоения знаний, для понимания текста в процессе чтения и во многих других случаях, отнюдь не тождественных решению задач.
Хотя мышление и не сводится к решению задач (проблем), лучше всего формировать его именно в ходе решения задач, когда ученик наталкивается на посильные для него проблемы и вопросы и формулирует их. За последнее время на основе психологических исследований проблемной ситуации и решения задач разрабатываются методы проблемного обучения школьников. Эти методы обучения направлены на то, чтобы поставить учащегося в положение первооткрывателя, исследователя некоторых посильных для него проблем. Например, ученик решает серию задач и в результате сам открывает новую для себя (конечно, не для человечества) теорему, лежащую в основе решения всех этих задач. В таких условиях лучше всего воспитывать мышление ребенка, мышление действительно самостоятельное, всегда открывающее нечто новое, способное преодолевать трудности. Психологическая наука приходит к выводу, что не нужно устранять всех трудностей с пути ученика. Лишь в ходе их преодоления он сможет сформировать свои умственные способности. Помощь и руководство со стороны педагога состоят не в устранении этих трудностей, а в том, чтобы готовить учащегося к их преодолению.
biofile.ru
Annotation
Полицейские расстреляли невинного человека. Специалисты за год исследований не смогли установить поддельность статуи. На пост президента США в 1921 году был избран Уоррен Хардинг — посредственный и незадачливый политик. Почему произошли эти роковые ошибки? Можно ли было избежать их? В своей увлекательной книге Озарение Малкольм Гладуэлл, автор бестселлера Переломный момент, анализирует процесс принятия решений. На богатом материале из области искусства, науки, дизайна, медицины, политики и бизнеса он раскрывает закономерности бессознательных решений и анализирует факторы, искажающие этот процесс. Книга будет интересна психологам, политологам, маркетологам— всем специалистам, успешность деятельности которых зависит от умения принимать важные решения (подчас в условиях острого дефицита времени), а также широкому кругу читателей, интересующихся последними достижениями психологии.
Не ломайте голову — ловите проблеск истины!
Об авторе
Благодарности
Введение. Статуя, с которой было что-то не так
Глава 1. Теория тонких срезов: как, зная мало, добиться многого
Глава 2. Закрытая дверь: тайная природа мгновенных решений
Глава 3. Ошибка с Уорреном Хардингом: стоит ли терять голову при виде высоких красивых брюнетов
Глава 4. Великая победа Пола Ван Рипера: построение структуры спонтанности
Глава 5. Дилемма Кенны: можно ли узнать, чего на самом деле хотят люди?
Глава 6. Семь секунд в Бронксе: тонкое искусство чтения мыслей
Заключение
Примечания
notes
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Не ломайте голову — ловите проблеск истины!
В своем бестселлере «Переломный момент» Малкольм Гладуэлл перевернул наши представления об окружающем мире. Теперь в «Озарении» он меняет наши представления о мире внутреннем. Озарение — книга о том, как мы, не задумываясь, в мгновение ока принимаем решения, подчас довольно сложные. Почему у одних это получается легко, а другим оказывается не под силу? Почему одни люди прислушиваются к своей интуиции и побеждают, а другие следуют логике и совершают ошибки? Как работает наше сознание и почему самые лучшие решения порой трудно объяснить словами?
В Озарении Малкольм Гладуэлл рассказывает о психологе, который предсказывает, будет ли брак долгим, после нескольких минут наблюдения за семейной парой; о тренере по теннису, который знает, что игрок совершит двойной промах, еще до того, как мяч коснется ракетки; об искусствоведах, которые с первого взгляда распознали подделку.
Но бывают и роковые «озарения»: избрание президентом США Уоррена Хардинга, выпуск «Новой колы», убийство офицерами полиции случайного человека. Автор показывает, что лучшие решения принимают не те, кто перерабатывает больше информации или проводит больше времени в размышлениях, а те, кто овладел искусством «тонких срезов» — умением выделять из огромного числа переменных малое количество значимых факторов. Основываясь на последних достижениях социологи и психологии, Малкольм Гладуэлл меняет наше отношение к процессу принятия решений. Вы больше никогда не станете относиться к своей интуиции так, как прежде.
В своей новой книге Озарение Малкольм Гладуэлл анализирует процесс принятия бессознательных решений, используя для этого богатейший материал из области искусства, науки, дизайна, медицины, политики и бизнеса. Это не просто полезное, но и увлекательное, захватывающее чтение, открывающее двери в малоизученный, полный тайн мир бессознательного. Книга будет интересна не только специалистам, успешная деятельность которых зависит от умения быстро принимать важные решения (психологам, маркетологам, рекрутерам, политикам, переговорщикам), но и самому широкому кругу читателей.
Об авторе
Малкольм Гладуэлл — автор международного бестселлера Переломный момент. Ранее он работал журналистом и писал о бизнесе и науке для газеты Washington Post, сейчас сотрудничает с журналом New Yorker. Малкольм Гладуэлл родился в Великобритании, вырос в Канаде, в настоящее время живет в Нью-Йорке.
Благодарности
Несколько лет назад, еще до написания Озарения, я отрастил длинные волосы. Раньше я всегда стригся очень коротко и консервативно. А тут решил, последовав капризу, отпустить настоящую гриву, какую носил в юные годы. Моя жизнь сразу резко изменилась. Мне начали выписывать штрафы за превышение скорости, чего раньше никогда не случалось. Меня стали выводить из очереди в аэропорту для более тщательного досмотра. А однажды, когда я шел по Четырнадцатой улице в центре Манхэттена, к тротуару подъехала полицейская машина, и оттуда выскочили три офицера полиции. Как выяснилось, они искали насильника, который, по их словам, был очень похож на меня. Они показали мне фоторобот и описание. Я взглянул на все это и как можно любезнее сообщил им, что на самом деле насильник совершенно на меня не похож. Он был гораздо выше, намного крупнее и лет на пятнадцать моложе меня (и, в бесполезной попытке перевести все в шутку, я добавил, что он далеко не так хорош собой, как я). Все, что у нас с ним было общего, — это большая копна кучерявых волос. Минут через двадцать офицеры полиции со мной согласились и отпустили меня. На фоне глобальных проблем я решил, что это банальное недоразумение. Афроамериканцы в США постоянно переживают куда более серьезные унижения, чем это. Но меня поразило, насколько туманным и абсурдным оказалось стереотипное мышление в моем случае: тут не было ничего по-настоящему очевидного, такого как цвет кожи, возраст, рост или вес. Дело было только в волосах. Первое впечатление от моих волос отмело все остальные соображения при погоне за насильником. Этот уличный эпизод заставил меня задуматься о тайной силе первых впечатлений. И эти мысли привели к созданию Озарения. Поэтому считаю, что, прежде чем благодарить кого-то еще, я обязан выразить признательность тем трем офицерам полиции.
А теперь моя самая искренняя благодарность, во-первых, Дэвиду Ремнику, New Yorker. Проявив благородство и терпение, он позволил мне в течение года работать только над Озарением. Всем желаю такого хорошего и великодушного босса, как Дэвид. Издательский дом Little, Brown and Company, который с огромным уважением отнесся ко мне, когда я представил им свою книгу Переломный момент,[1] был не менее добр ко мне и на этот раз. Спасибо вам, Майкл Питш, Джефф Шандлер, Хизер Фейн и особенно Билл Филипс. Это люди, которые искусно и вдумчиво превращали мою рукопись из бессмыслицы в нечто стройное и разумное. Теперь хочу назвать своего первенца Билла. Огромное количество его друзей читали мою рукопись на разных стадиях готовности и давали мне бесценные советы. Это Сара Лайалл, Роберт Маккрам, Брюс Хедлам, Дебора Нидлман, Джейкоб Уэйсберг, Зоуи Розенфельд, Чарльз Рандолф, Дженнифер Уотчелл, Джош Либерсон, Элейн Блэр и Таня Саймон. Исследование о физическом росте директоров компаний провела для меня Эмили Кролл. Джошуа Аронсон и Джонатан Скулер щедро поделились со мной своим академическим опытом. Великолепный персонал ресторана Savoy терпел меня, когда я часами сидел за столиком у окна. Кэтлин Лайон поддерживала меня в счастливом и здоровом состоянии. Мой самый любимый в мире фотограф Брук Уильямс сделал мое авторское фото. Есть и еще несколько человек, которые заслуживают особой признательности. Это Терри Мартин и Генри Файндер. Так же, как в случае с Переломным моментом, они представили пространную и исключительно полезную критику моих первых черновиков. Я счастлив, что у меня такие умные друзья. Сузи Хансен и несравненная Памела Маршалл сделали текст точным и ясным и спасли меня от путаницы и ошибок. Что касается Тины Беннетт, я предложил бы, чтобы ее назначили главой компании Microsoft или чтобы она баллотировалась на пост президента, или получила другое аналогичное назначение, дабы ее ум, знания и великодушие помогли решить мировые проблемы, — но тогда у меня больше не было бы агента. И, наконец, я благодарю своих родителей, Джойс и Грэхема Гладуэллов. Они прочли эту книгу так, как могут только мать и отец: увлеченно, непредвзято и с любовью. Спасибо вам.
Введение. Статуя, с которой было что-то не так
В сентябре 1983 года торговец предметами искусства по имени Джанфранко Беккина обратился в музей Пола Гетти в Калифорнии. Он заявил, что к нему попала мраморная статуя, датируемая VI веком до н. э. Это был курос[2] — скульптурное изображение обнаженного юноши-атлета с вытянутыми по бокам руками и выставленной вперед левой ногой. В настоящее время известно примерно двести куросов, причем большинство из них найдены в местах захоронений сильно поврежденными или только в виде фрагментов. Однако данный экземпляр, высотой примерно в семь футов,[3] сохранился почти идеально, что само по себе удивительно. Это была исключительная находка! Джанфранко Беккина просил за нее десять миллионов долларов.
Работники музея Гетти не стали спешить. Они забрали статую к себе и приступили к тщательным исследованиям. По стилю она не отличалась от прочих куросов, в частности от так называем ...
knigogid.ru
Иногда человек может столкнуться с таким явлением, которое он назовет прозрением. Он не знал, как решить проблему или ответить на вопрос, однако в какой-то момент он понял. Достаточно часто люди сталкиваются с таким редким явлением, которое еще носит название инсайт. Как его достичь и что это такое, детально рассмотрит сайт психологической помощи psymedcare.ru.
В жизни любого человека возникают проблемы. Это сложный случай, когда человек пытается найти решение. Проблема часто заключается в том, что при возникновении трудностей человек начинает зацикливаться на своих эмоциях. Ему неприятно, больно, обидно. Это становится первой причиной того, что происходит искажение видения ситуации и неспособности ее решить.
Вторая причина заключается в том, что индивид видит ситуацию только в том аспекте, в каком она ему показалась изначально. Человек выделяет детали, мелочи, особенности. В чем здесь заключается ошибка? В том, что ситуация не видится в целом.
Прозрение (или инсайт) наступает тогда, когда человек видит ситуацию в целом. Не имеет значения, о проблеме или просто о событии идет речь. Когда человек зацикливается на деталях, не замечая всего остального, он становится ограниченным в своем мышлении. Как можно принять обдуманное решение, когда информация дается в неполном формате? Только целое видение картины позволяет рассмотреть все варианты, поскольку решений одной ситуации в действительности существует очень много.
Достаточно сложно людям объяснить, что такое инсайт. Пока человек сам не испытает данного явления, он не сможет понять его. Синонимами данного понятия можно назвать:
Выглядит это как внезапный прорыв, неожиданное нахождение решения, понимание поставленной задачи. Это является интуитивным решением, которое возникает непонятно из чего и на каких основаниях. Однако человек начинает его видеть и осознавать.
Инсайт не является результатом обдумывания и анализа. Здесь нет абсолютно никакой логики, хотя человек ее находит уже после того, как достиг прозрения. Можно сказать, что сначала человек приходит к определенному выводу, а потом уже видит логическую связь. На чем это основано?
Вольфганг Келер, немецкий психолог, который ввел понятие «инсайт», провел эксперимент над обезьянами. Перед ними были поставлены задачи, которые не имели логического и прямого решения. Обезьяны сначала безуспешно пытались решить задачи прямыми способами. Однако после того, как им надоело сталкиваться с неудачами, они успокоились. Это привело к тому, что они просто начали рассматривать предметы, изучать их со всех сторон. Как только они начали видеть ситуацию в целом, у них возникли новые решения задач.
Человеческий мозг действует по такому же принципу: он сначала видит то, что ему хочется видеть, или то, чего он боится. Защитные механизмы или ожидания включаются в первую очередь. Ситуация видится такой, чтобы можно было ею воспользоваться ради собственного блага либо убежать, избавиться.
При ограниченности мировосприятия невозможно принимать различные решения. Обычно у человека возникает 1-2 решения поставленной задачи. Если он их использует и не достигает успеха, тогда он сдается. Пока бушуют эмоции (как положительные, так и отрицательные), человек видит лишь часть картины. Это похоже на то, как трогать колесо от автомобиля и думать, что автомобиль – это что-то круглое, мягкое, резиновое.
Как только эмоции стихают и человек начинает видеть ситуацию в целом (то есть отходит от колеса и начинает трогать автомобиль полностью), тогда возникают прозрения, новые решения, постижение новой сути. Это и называется инсайтом.
Инсайт не базируется на прошлом опыте. Он не происходит в результате логического или аналитического мышления. Он возникает из ниоткуда в виде прозрения. Инсайт – это новое решение, новое понимание, новое видение вещей, о котором человек ранее не знал либо не догадывался.
Инсайтом можно назвать:
Инсайт используется во многих направлениях психологии. Особенно важным он становится в творчестве и решении проблем. Инсайт никогда не исходит из известного, ранее знакомого и логического. Инсайт не приходит тогда, когда человек анализирует, поскольку в таком случае всегда используются те знания и тот опыт, который уже известен человеку. Инсайт – это нечто новое, ранее непробуемое, неизведанное. Вот почему нередко инсайт связывают с интуицией.
Инсайт проходит 4 этапа своего становления:
Берет свое начало развития тема инсайта от немецкого психолога В. Келера в 1925 году. Именно он отметил необходимость восприятия ситуации в целом для нахождения новых, ранее не используемых и даже не известных решений ситуации. В психологии инсайтом стало называться прозрение как уникальный вид мыслительной деятельности, в которой абсолютно не участвует логика и анализ. Только когда человек перестает думать логически и изучает ситуацию целиком (а не оценивает ее с позиции, что ему нравится и не нравится), тогда у него наступает инсайт.
перейти наверхКаждого читателя может заинтересовать вопрос, как достичь инсайта. Поскольку данное явление считается неуловимым и пока до конца необъяснимым, трудно дать четкие рекомендации. Однако можно воспользоваться теми ситуациями, когда инсайт случался.
Почему именно в спокойствии человек находит решение своих проблем?
1 – Ум успокаивается. Мысли перестают думать хаотично.
2 – Человек наконец-то начинает видеть ситуацию в целом. Раньше он видел только то, что было видно с его стороны. А когда он успокаивается, то начинает смотреть на ситуацию с любых сторон – со своей стороны, со стороны врагов/оппонентов/обидчиков, со стороны посторонних лиц, то есть в целом.
Все это благодаря чему? Благодаря тому, что эмоции утихли. Ваши собственные эмоции цепляются за некий отдельный момент во всей ситуации. Эмоционально вы возмущены, раздражены, не согласны, противитесь чему-то. Что-то зацепило вас. Ваше внимание сосредоточено на отдельной детали. Вы зациклились. Вот почему сложно найти верное решение, пока вы не видите картины в целом. Но как только эмоции стихают, вы можете увидеть проблему со всех сторон. А это происходит часто на отдыхе, когда вы уходите мысленно от своей проблемы.
Отдых помогает найти решение. Это происходит за счет того, что на отдыхе вы эмоционально успокаиваетесь и мысленно уходите от будничных волнений. Вы расслабляетесь, набираетесь новых впечатлений, вас может что-то отвлечь от дум и переживаний. Такое возможно только на отдыхе, поскольку в постоянной работе и заботах вы забываете оглянуться и увидеть природу, людей, мир, в котором живете. Все это на мгновение отвлекает от насущных проблем. Вы на уровне эмоций успокаиваетесь.
А ведь ничто, кроме эмоций, вас не закрывает от видения ситуации целиком. Вас что-то возмущает, и вы думаете только об этом. Вам трудно посмотреть на ситуацию со стороны своих обидчиков/оппонентов. Сложно увидеть все варианты действий, которые вы можете совершить. Ваши эмоции заставляют возмущаться и требовать. А это не всегда является хорошим способом решения проблем.
Почаще отдыхайте. Ведь именно на отдыхе вы ненадолго вспоминаете о себе любимых. А это помогает расслабиться и эмоционально успокоиться. И если вас ничто не волнует, тогда вы спокойно можете найти решение своих проблем – прийти к инсайту.
перейти наверхИнсайт такой же неуловимый, как и интуиция. Однако они имеют одну природу и механизм своего появления. Если человек научится управлять данными механизмами, тогда он может достигать более успешных итогов. А пока его ум ограничен логикой и разумными мыслями, он не замечает и не обнаруживает чего-то нового.
Имеющиеся знания и опыт помогают человеку находить типичные и банальные решения, которые уже ранее использовались. Если теперь эти решения не помогают, значит, необходимо найти ту информацию, которую человек не видит или не знает. Это порой постигается посредством инсайта.
psymedcare.ru
1) Проблемная ситуация и задача.Мышление имеет целенаправленный характер. Необходимость в мышлении возникает тогда, когда в ходе жизни и практики перед человеком появляется новая цель, новая проблема, новые обстоятельства и условия деятельности. (Например, так бывает, когда врач сталкивается с каким-то новым, до сих пор неизвестным заболеванием и пытается найти и использовать новые методы его лечения.) Мышление необходимо лишь в тех ситуациях, в которых возникают новые цели, а старые, прежние средства и способы деятельности недостаточны для их достижения. Такие ситуации называются проблемными. С помощью умственной деятельности, берущей начало в проблемной ситуации, удается открыть новые способы и средства достижения целей и удовлетворения потребностей.
Мышление — это искание и открытие нового. В тех случаях, где можно обойтись старыми, уже известными способами действия, прежними знаниями и навыками, проблемной ситуации не возникает, и поэтому мышление попросту не требуется. Далеко не всякая ситуация в жизни является проблемной, т. е. вызывающей мышление.
Необходимо различать проблемную ситуацию и задачу. Проблемная ситуация означает, что в ходе деятельности человек натолкнулся — часто совсем неожиданно — на что-то непонятное, неизвестное, тревожащее и т. д. Например, летчик ведет самолет и вдруг начинает замечать какой-то посторонний, неясный шум в моторе. Сразу же в деятельность летчика включается мышление, необходимое для того, чтобы раскрыть смысл случившегося. Так возникшая проблемная ситуация переходит в осознаваемую человеком задачу.
Мыслительная задача — это ситуация, требующая от субъекта действия, направленного на нахождение неизвестного на основе имеющегося.
О.К. Тихомиров определяет задачу как «цель, заданную в конкретных условиях и требующую эффективного способа ее достижения».
Задача появляется из проблемной ситуации, тесно связана с ней, но отличается от нее. Проблемная ситуация — это довольно смутное, еще не очень ясное и малоосознанное впечатление, как бы сигнализирующее: «что-то не так», «что-то не то». Например, летчик начинает замечать, что с мотором происходит нечто непонятное, однако он пока не уяснил, что именно происходит, в какой части мотора, по какой причине, и тем более летчик еще не знает, какие действия надо предпринять, чтобы избежать возможной опасности. В такого рода проблемных ситуациях и берет свое начало процесс мышления. Он начинается с анализа самой этой проблемной ситуации. В результате ее анализа возникает, формулируется задача, проблема в собственном смысле слова.
Возникновение задачи, в отличие от проблемной ситуации, означает, что теперь удалось хотя бы предварительно расчленить данное (известное) и искомое (неизвестное). Это расчленение выступает в словесной формулировке задачи. Например, в учебной задаче более или менее четко фиксированы ее исходные условия (что дано, что известно) и требование, вопрос (что требуется доказать, найти, определить, вычислить). Исходная, начальная формулировка задачи лишь в самой минимальной степени и совсем приблизительно определяет искомое. По ходу решения задачи, т. е. по мере выявления все новых и все более существенных ее условий и требований, все в большей степени определяется искомое. Его характеристики становятся все более содержательными и четкими. Окончательное решение задачи означает, что искомое найдено. Если бы неизвестное целиком и полностью было определено уже в начальной формулировке задачи, т. е. в формулировке ее исходных условий и требований, то не было бы никакой необходимости его искать, не возникло бы никакой задачи, требующей мышления для ее решения. И наоборот, если бы не было первоначальной формулировки задачи, намечающей, в какой области надо искать неизвестное, т. е. в минимальной степени предвосхищающей искомое, то тогда это последнее было бы просто невозможно найти. Не оказалось бы никаких предварительных данных, зацепок и наметок для его поисков. Проблемная ситуация (в народных сказках: «Пойди туда, сам не знаю куда, найди то, сам не знаю что») не порождала бы ничего, кроме мучительного чувства недоумения и растерянности.
2) Детерминация мышления как процесс. Входе решения задачи особенно отчетливо выступает мышление как процесс. По ходу решения задачи человек выявляет все новые и новые, до того неизвестные ему условия и требования задачи, которые причинно обусловливают дальнейшее протекание мышления. Следовательно, детерминация мышления не дана изначально как нечто абсолютно готовое и уже законченное, она образуется, постепенно формируется и развивается в ходе решения задачи, т. е. выступает в виде процесса. В исходных условиях процесса заранее не запрограммировано — все целиком и полностью — его дальнейшее протекание; по ходу решения задачи непрерывно возникают и развиваются новые условия его осуществления. Поскольку заранее всего полностью нельзя запрограммировать, по мере протекания мыслительного процесса необходимы постоянные коррекции, уточнения (как ответ на новые условия, которые изначально невозможно предвосхитить).
Нахождение решения задачи часто описывают как внезапное, неожиданное, мгновенное открытие, озарение и т. д. Этот факт обозначают также как догадку, эвристику и т. д. Так фиксируется результат, продукт мышления, но задача психологии — это раскрытие внутреннего мыслительного процесса, приводящего к результату. Чтобы вскрыть причинную обусловленность этого как бы внезапно наступающего инсайта, т. е. мгновенного нахождения неизвестного (искомого), надо прежде всего учесть, что по ходу решения задачи всегда осуществляется хотя бы минимальное, совсем незначительное и вначале очень приблизительное мысленное предвосхищение неизвестного. Благодаря такому предвосхищению удается перебросить мостик от известного к неизвестному.
Мышление никогда не работает по способу слепого, случайного, механического перебора всех или некоторых возможных вариантов решения. По ходу мышления хотя бы в минимальной степени предвосхищается, какой именно признак рассматриваемого объекта будет вычленен, проанализирован и обобщен. В этом проявляется направленность, избирательность, детерминированность мышления.
К познанию предмета в его новых, пока еще неизвестных свойствах нужно идти прежде всего через познание тех отношений и взаимосвязей, в которых эти свойства проявляются. Поэтому важнейший механизм мыслительного процесса заключается в следующем: в процессе мышления объект включается во все новые связи и отношения и благодаря этому выступает во все новых свойствах и качествах, которые фиксируются в новых понятиях; из объекта таким образом как бы вычерпывается все новое содержание; он как бы поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нем выявляются все новые свойства. Например, прямая, определенная в исходных условиях задачи как биссектриса данного угла, выступает в ходе решения задачи как медиана и высота, затем — как секущая при двух параллельных прямых и т. д., т. е. эта прямая выступает все в новых свойствах и качествах.
Указанный механизм мышления называется анализом через синтез, поскольку выделение (анализ) новых свойств в объекте совершается через соотнесение (синтез) исследуемого объекта с другими предметами, т. е. через включение его в новые связи с другими предметами. Лишь по мере того, как люди раскрывают систему связей и отношений, в которых находится анализируемый объект, они начинают замечать, открывать и анализировать новые, еще неизвестные признаки этого объекта. И наоборот, пока человек не начнет сам раскрывать систему таких связей, он не обратит никакого внимания на новое и нужное для решения свойство, даже если это свойство подсказать путем прямого указания.
Этапы процесса мышления:
- постановка проблемы,
- анализ условий,
- выдвижение гипотезы,
- функциональное решение,
- конкретное решение,
- проверка)
megaobuchalka.ru
Название статьи не следует воспринимать буквально: это метод решения проблем, разработанный американским парапсихологом Хосе Сильвой. Очень часто человека беспокоят жизненные проблемы, а найти решение не получается. Мы выбиваемся из сил: неопределенность отравляет существование, делая его невыносимым. Техника, изложенная в этой статье, находится на «границе» между такими науками, как магия и психология.
Данная техника отдаленно напоминает такой магический прием, как гадание на книге.
При гадании на книге, гадающий задает определенному духу или какой-то потусторонней силе тот или иной вопрос и требует (или просит) дать ответ через какую-то книгу.
Затем либо открывает книгу на случайно попавшейся странице и, выбрав наугад строку, читает ответ на свой вопрос, либо же ждет появления в его сознании цифр, обозначающих номер страницы и строки с ответом.
Отличие данной техники от гадания на книге состоит в том, что в ней нет обращения к какой-либо потусторонней силе.
Когда можно применять эту технику? На наш взгляд, лучшие результаты метод дает тогда, когда нужно выбрать один вариант из нескольких возможных в крайне важном для вас, «принципиальном» вопросе.
Итак, теперь сама техника. Перед тем, как лечь спать, налейте в обычный стакан воды и добавьте несколько капель лимонного сока (просто выдавите из лимона). Сконцентрируйтесь на своей проблеме и возьмите стакан 2 указательными пальцами и приподнимите.
Мысленно, или если вы находитесь в комнате одни, вслух, произнесите фразу: «Этого вполне хватит, чтобы решить мою проблему». Далее закрываете глаза и спокойно пьете половину содержимого стакана. Емкость с водой поставить возле кровати и накрыть листком чистой бумаги. Теперь можно заснуть.
Наутро, как только проснетесь, выпейте всю воду и скажите «Спасибо». Ваша проблема решится в самом скором времени. Иногда это происходит сразу, а в некоторых случаях нужно просто «отпустить ситуацию» и подождать. «Подсказка» придет неожиданно, все зависит от индивидуальности самого человека.
Вам могут показать какой-либо знак, случайный собеседник может затеять с вами разговор и натолкнуть на нужные мысли, в общем, вариантов может быть масса.
Но имейте ввиду, что использовать данную технику можно 1 раз для одной проблемы. Повторять ритуал для того, чтобы усилить эффект, категорически запрещается.
Получив ответ на один свой вопрос, вы можете задать и второй. Как и почему работает данный метод, неизвестно.
Однако, есть версия, что при применении данной техники активизируется Ваше собственное подсознание. Как известно, активность мозга человека во сне практически не снижается. Пока человек спит, мозг продолжает активно работать, но вместо оперативной реакции на окружающие события, он выполняет несколько иную задачу – обработку, сортировку и анализ всей накопившейся за время бодрствования информации. В частности это является одной из причин возникновения сновидений.
Помимо этого, так как во время сна у человека ослаблены или вовсе отключены основные источники информации, такие как зрение, слух, обоняние и осязание, происходит активация сверхчувствительности – интуиции.
Иными словами, во сне человек более восприимчив к различного рода электромагнитным полям, звуковым колебаниям сверхнизких и сверхвысоких частот и другим «тонким вибрациям», которые он не ощущает в течении для из-за того, что его мозг и органы чувств заняты приемом и обработкой более «явной» информации.
Это отдаленно напоминает ситуацию, когда находясь на улице, мы не можем различить тихий плач ребенка, находящегося на расстоянии пятидесяти метров от нас, из-за шума проезжающих мимо машин. Во сне же ситуация кардинально меняется.
Основные органы чувств отключены или, как минимум, приглушены, что позволяет, а точнее заставляет мозг, «прислушиваться» к альтернативным источникам информации. Объясняется это тем, что мозг очень не любит информационного голода.
В медицине общеизвестен тот факт, что человек, в раннем возрасте потерявший зревшие или вовсе рожденный слепым, зачастую развивает необычайный слух и тактильную чувствительность. Таким образом, мозг избавляется от «информационного голода». Этот же процесс «включает» интуицию во время сна.
Есть мнение, что интуиция, активирующаяся во время сна, позволяет человеку получать и обрабатывать данные из ноосферы – единого биоинформационного поля Земли.
Последнее, в свою очередь, дает возможность объяснить такой феномен, как вещие сны. Вероятно, этим же можно объяснить и действие данного метода.
Мистики в этом ритуале нет совершенно – так что, если вы верите в Бога и боитесь согрешить, занимаясь магией, то на этот счет можете не переживать. Метод просто работает, и им нельзя не воспользоваться!
magic-daily.com