Конспект урока по теме "Труд людей осенью". Люди осенью что делают


Блог учителя-логопеда Полянской Светланы Васильевны: Лексическая тема: Осень

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ старшей и подготовительной групп

Лексическая тема "Осень" Автор: Арефьева Л.Н.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Дети должны знать:— названия осенних месяцев;— основные приметы осени;— что происходит с деревьями, как изменилась трава, значение слова «листопад»;— что делают осенью животные и птицы;— чем занимаются люди;— какие подарки людям принесла осень;— почему об осени говорят «золотая».Расширение словарного запаса детей:названия: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, туман, сырость, ненастье, свежесть, природа, урожай, сад, огород, фрукты, овощи, запасы, деревья, листья, лес, птицы, животные, слякоть, озимь, погода, увядание, мгла, небо, солнце, люди, одежда, зонт;признаки: ранняя, поздняя, осенняя, унылая, грустная, золотая, прощальная, туманный, дальний, трудный, богатый, длинная, короткий, частый, редкий, хмурая, ненастная, дождливая, сырая, багряная, голые, увядающий, печальная, дивная, прекрасная, пышная, перелетные, зимующие;действия: летят, шелестят, падают, шуршат, осыпаются, наступает, приходит, хмурится, прощаются, улетают, курлыкают, убирают, срывают, собирают, выкапывают, одеваются, готовятся, увядают, желтеют, сохнут, моросит.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»

Дождь — дождик, дождичек, солнце — солнышко,лужа — лужица, дерево — деревце,ветер — ветерок, лист — листок, листик, листочек,туча — тучка, лес — лесок,сад — садик, птица — птичка.

Образование множественного числа существительных в родительном падеже«Один — много» Месяц — месяцев, дерево — деревьев,дождь — дождей, фрукт — фруктов,лужа — луж, овощ — овощей,урожай — урожаев, листья — листьев,сад — садов, птица — птиц,огород — огородов, слякоть — слякоти,зонт — зонтов, лес — лесов.

Согласование существительного и прилагательного «Скажи со словом "осенний"»

Небо (какое?) — осеннее,ветер (какой?) — осенний,аллея (какая?) — осенняя.Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.

Образование качественных прилагательных «Назови, какая погода?»

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая,... дует ветер — ветреная;если на улице холодно, какая погода? — холодная; если пасмурно — пасмурная,... сыро — сырая,... хмуро — хмурая,... солнечно — солнечная,... ясно — ясная.

Образование множественного числа глаголов, существительных и прилагательных «Один — много»Наступил осенний день — наступили осенние дни, на дереве желтый лист — на деревьях желтые листья, плывет темная туча — плывут темные тучи, стоит большое дерево — стоят большие деревья, идет холодный дождь — идут холодные дожди, дует сильный ветер — дуют сильные ветры, висит теплая куртка — висят теплые куртки, летит птичья стая — летят птичьи стаи.

Лексический строй речи

Пересказ рассказа «Осень» 

После лета наступает осень. Листья на деревьях, кустах желтеют, краснеют, опадают. Небо часто покрыто тучами, идут дожди. Они не такие, как летом, — теплые и сильные, а мелкие и холодные.В начале осени еще много теплых дней, солнышко еще греет, в цветниках много цветов. Это золотая осень. Кругом красиво. К концу осени солнечных дней мало, солнце греет плохо, становится холодно. Вода от холода замерзает, иногда выпадает снег, но от дневного тепла он тает. Почти все деревья стоят голые, цветы завяли. Становится холодно, поэтому птицы улетают на юг. Это перелетные птицы. Животные тоже готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму, сделав за лето запасы жира (медведь, еж, барсук), другие меняют шубку на более теплую (заяц, белка), многие животные запасают корм на зиму (белки, мыши).Насекомые прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору. В лесу тихо и пустынно.Осенью убирают урожай: овощи на огороде, фрукты — в саду.Люди одеваются теплее: надевают куртки, шапки, теплые штаны, кофты, покрывают голову платочками, обувают сапоги, ботинки.

Поиск антонимов «Скажи наоборот»

Осень ранняя — осень поздняя,день веселый — день грустный,день солнечный — день пасмурный,облако белое — туча черная,... холодная — жаркая,... хорошая — плохая.

Поиск соответствующего понятия «Я начну, а ты закончи»

Люди осенью одеты, (во что?) — ... ;школьники идут с портфелями (куда?) — ... ;листья на деревьях стали (какими?) — ... ;цветы на клумбах (что сделали?) — ... ;птицы улетают (куда?) — ... ;звери делают на зиму (что?) — ... ;люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что?) — ....

Построение монолога «Расскажи об осени по плану»:

1) когда наступает осень;2) осенние месяцы;3) приметы осени в природе;4) красота золотой осени;5) что делают птицы и животные осенью;6) труд человека в осенний период;7) осенняя одежда.

Поиск фактических ошибок «Исправь ошибки»

Лето прошло, и наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: ежик — мед, белка — орешки, медведь — капусту, лисичка — яблоки. С юга прилетели птицы.Дети надели панамки и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.

МИНУТКА ОТДЫХА

Осень наступила, высохли цветы, И глядят уныло голые кусты. Вянет и желтеет травка на лугах. Только зеленеет озимь1 на полях.Туча небо кроет, солнце не блестит. Ветер в поле воет, дождик моросит. Воды зашумели быстрого ручья. Птички улетели в теплые края.А.Н. Плещеев

Отгадай загадки!

Утром мы во двор идем — Листья сыплются дождем, Под ногами шелестят И летят, летят, летят. (Осень.)

Сухой — клин, мокрый — блин. (Зонтик.)

Меня часто зовут, дожидаются,А приду — от меня укрываются. (Дождик.)

Листья желтые летят, Под ногами шелестят. Солнце уж не припекает. Когда все это бывает? (Осенью.)

Все деревья облетели, Зеленеют только ели, Днем и ночью дождик льет, Грязь и лужи у ворот. (Осень.)

Подвижная игра«Здравствуй, осень!»

Ведущий: Здравствуй, осень! Дети: водят хоровод.Здравствуй, осень!Хорошо, что ты пришла. У тебя мы, осень, спросим, Что в подарок принесла? Имитируют приготовление пирогов.Принесла я вам муки —Дети: Значит, будут пироги.Ведущий: Принесла вам гречки —Дети Каша будет в печке.Имитируют резание овощей.Ведущий Принесла вам овощей — Дети И для супа, и для щей.Ведущий Рады ли вы грушам?Разводят руки, показывая коло¬ду меда.Дети На зиму насушим.Ведущий Принесла и меду —Дети Полную колоду!Ведущий: А уж яблоки — что мед! На варенье, на компот.Дети: Ты и яблок, ты и меду, Ты и хлеба припасла, А хорошую погоду Нам в подарок принесла?Ведущий: Дождику вы рады?Дети: Не хотим, не надо!Кто под дождик попадетТот сейчас водить пойдет. Убегают, «прячутся от дождя».

Музыкально-ритмическое упражнениеОсенние листочки

Мы листики осенние,На ветках мы сидим.Дунул ветер — полетели.Мы летели, мы летелиИ на землю тихо сели,Ветер снова набежалИ листочки все поднял.Повертел их, покрутилИ на землю опустил.Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.

Пальчиковая гимнастика "Осень"

Разбросала осень листья,      (раскрывать и закрывать кулачки)Разукрасила их кистью.         (Делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз.)Мы в осенний парк пойдём,(«Шагают» пальцами обеих рук.)Букеты листьев соберём.       (Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.)Лист кленовый, лист с осинки, (Поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого,)Лист дубовый, лист рябинки,Рыжий тополиный листНа дорожку спрыгнул вниз.  (спрыгнуть со стульчика и приземлиться на корточки на ковер)И. Михеева 

Рассказываем по ролям:

— Солнце, солнце, Ты откуда?— Я из тучки золотой.— Дождик, дождик, Ты откуда?— Я из тучи грозовой.— Ветер, ветер, Ты откуда?— Я из дальней стороны.- Листик, листик, ты откуда?- Из березовой страны!Из пособия Г. Быстровой, Э.Сизовой, Т. Шуйской ЗакличкаОСЕННЯЯЦели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи, силу голоса.Осень, осень,В гости просим.Погости недель восемь:С обильными хлебами,С первыми снегами,С листопадом и дождём,С перелётным журавлём.

Рассмотрите вместе с ребенком картины, назовите признаки осенней природы:

И. Левитан «Октябрь»

И. Бродский «Упавшие листья»

Ф. Васильев «Перед дождем»

Л. Афремов "Осень"

В. Куприянов "Осень"

И.Левитан "В лесу осенью"

polyanskaya-swetlana3.blogspot.com

Конспект урока по теме "Труд людей осенью"

Задачи: - обобщить жизненные наблюдения обучающихся о труде людей осенью;

               - активизировать познавательную деятельность обучающихся;

   - проводить работу по формированию грамматического строя речи, слухового      восприятия;

              - воспитывать трудолюбие, уважение к старшим, стремление им помогать.

Ресурсы урока: учебник, рабочие тетради, иллюстрированный материал по теме, видеоматериал «Консервный завод», дневник наблюдений за погодой.

Ход урока

1.Оргмомент

Рапорт дежурного.

Определение состояния настроения с помощью цветовых лент.

2.Речевая зарядка.

Дежурный звук «Е»

Работа над дыханием.   

е

ет

воет

завивает

Воет, воет ветер

Воет, завивает.

Последние листочки

С дерева срывает. 

3.Мотивация познавательной деятельности.

Обучающимся предлагается оценить свою работу на уроке по критериям:3,4,5.

4.Актуализация необходимых знаний.

Беседа о признаках осени (работа за экраном)

Отмечание состояния погоды в дневниках наблюдений.

5. Организация познавательной деятельности.

            1) Проверка домашнего задания по вопросам:

                        - Какие растения убирают летом и осенью с полей?

                        - Какие машины помогают человеку на полях?

                        *Игра «Что из чего делают?»

                                   - Что делают из сахарной свеклы?

                                   - …, спроси у …, что делают из подсолнечника?

                                   - …, спроси у меня, что получают из пшеницы и ржи?

            2)Работа по теме урока.

                        1. Беседа по картинкам.

                                   - Что делают люди осенью?

2. Задание на закрепление названий овощей и фруктов «Найди                       слово».

Задание выполняется за 2 минуты. Проводится самопроверка по словам, написанным на доске.

                      3. Физкультминутка, элементы гимнастики для глаз.

4.  Работа в тетрадях.

Самостоятельная запись обучающимися видов работ людей осенью.

5.Сообщение новой информации учителем.

Объяснения новых понятий  «зернохранилище», «овощехранилище», «консервный завод»  с  сопровождением картинок.

6. Просмотр видеоматериала «Консервный завод».

7. Беседа по просмотренному сюжету.

            - Что делают из овощей на консервном заводе?

6. Домашние задание.

            Выполнить задание на  в «Дневниках наблюдений»

7. Итог урока

8. Оценка работы обучающихся на уроке.

            Самооценка детей своей работы на уроке.

            - Как ты работал на уроке? (хорошо или плохо)

            - Какую оценку тебе поставить? Почему?

9. Рефлексия.

           Карточки разных цветов в виде кружков (зелёные - всё понятно, жёлтые - не совсем понятно,  красные – ничего не понятно) вывешиваются на доску. Все кружки были зелёные.

Просмотр содержимого документа «конспект урока по теме "Труд людей осенью"»

Конспект урока природоведения ( 3 класс II вид )

Тема «Труд людей осенью в садах, в огородах и парках».

Задачи: - обобщить жизненные наблюдения обучающихся о труде людей осенью;

- активизировать познавательную деятельность обучающихся;

- проводить работу по формированию грамматического строя речи, слухового восприятия;

- воспитывать трудолюбие, уважение к старшим, стремление им помогать.

Ресурсы урока: учебник, рабочие тетради, иллюстрированный материал по теме, видеоматериал «Консервный завод», дневник наблюдений за погодой.

Ход урока

1.Оргмомент

Рапорт дежурного.

Определение состояния настроения с помощью цветовых лент.

2.Речевая зарядка.

Дежурный звук «Е»

Работа над дыханием.

е

ет

воет

завивает

Воет, воет ветер

Воет, завивает.

Последние листочки

С дерева срывает.

3.Мотивация познавательной деятельности.

Обучающимся предлагается оценить свою работу на уроке по критериям:3,4,5.

4.Актуализация необходимых знаний.

Беседа о признаках осени (работа за экраном)

Отмечание состояния погоды в дневниках наблюдений.

5. Организация познавательной деятельности.

1) Проверка домашнего задания по вопросам:

- Какие растения убирают летом и осенью с полей?

- Какие машины помогают человеку на полях?

*Игра «Что из чего делают?»

- Что делают из сахарной свеклы?

- …, спроси у …, что делают из подсолнечника?

- …, спроси у меня, что получают из пшеницы и ржи?

2)Работа по теме урока.

1. Беседа по картинкам.

- Что делают люди осенью?

2. Задание на закрепление названий овощей и фруктов «Найди слово».

Задание выполняется за 2 минуты. Проводится самопроверка по словам, написанным на доске.

3. Физкультминутка, элементы гимнастики для глаз.

4. Работа в тетрадях.

Самостоятельная запись обучающимися видов работ людей осенью.

5.Сообщение новой информации учителем.

Объяснения новых понятий «зернохранилище», «овощехранилище», «консервный завод» с сопровождением картинок.

6. Просмотр видеоматериала «Консервный завод».

7. Беседа по просмотренному сюжету.

- Что делают из овощей на консервном заводе?

6. Домашние задание.

Выполнить задание на в «Дневниках наблюдений»

7. Итог урока

8. Оценка работы обучающихся на уроке.

Самооценка детей своей работы на уроке.

- Как ты работал на уроке? (хорошо или плохо)

- Какую оценку тебе поставить? Почему?

9. Рефлексия.

Карточки разных цветов в виде кружков (зелёные - всё понятно, жёлтые - не совсем понятно,  красные – ничего не понятно) вывешиваются на доску. Все кружки были зелёные.

kopilkaurokov.ru

Жизнь животных осенью | Ясное Солнышко

Здравствуйте, наши дорогие мамочки и папочки! Продолжаем осеннюю тематику и сегодня будем Жизнь животных осеньюрассказывать деткам о жизни животных осенью.

Осенью животные готовятся к самому суровому времени года – зиме. От того, как пройдёт эта подготовка, зависит жизнь мохнатых, пернатых и других обитателей лесов, полей, городских парков, скверов.

Одними из первых на изменение погоды реагируют насекомые.

imagesБольшинство из них ищут уютные убежища, в которых можно проспать всю зиму. Эти убежища они находят под опавшей листвой, под корой, отставшей от ствола дерева, в щелях домов.

А вот бабочки превращаются в куколок и так пережидают холодную зиму.

Торопятся уйти на зимовку и ящерицы, змеи, лягушки, жабы. Бурые травяные и зелёные лягушки осенью держаться ближе к водоёмам, на дне которых и зимуют. Жабы ищут себе укрытие на суше: под корнями деревьев, в норках мелких грызунов.

Ящерицы осенью глубже забираются в свои норки, под мох, в опавшую листву, под корни деревьев, в гнилые пни.

Когда наступают холода и исчезают насекомые, перелётные птицы – ласточки, стрижи, мухоловки – начинают готовиться к путешествию в тёплые страны.

Лесные звери тоже начинают готовиться к зиме. Некоторые из них начинают много кушать, чтобы у них под шкуркой образовался жирок, который хорошо согреет зверя в зимнюю стужу. Например – медведи и барсуки. Многие обитатели леса делают запасы на зиму (белки, мыши, кроты), готовят зимнее жильё.

Осенью у многих животных начинается линька – у них вырастает тёплый подшерсток, а шёрстка меняет свою окраску.

У зайца-беляка вся шубка становится белой, и только кончики ушек – чёрненькие, а у зайца-русака шубка светлеет только на боках.

imagesБелочка к зиме становится серенькой, меняя свою яркую огненно-рыжую шубку на более незаметную в зимний период.

Когда появляется снег и становится холоднее, некоторые животные ложатся в спячку. К таким животным относятся ежи и медведи, которые не могут прокормиться в зимнее время.

На сегодня всё. В скором времени на Ясном Солнышке появится и презентация на тему «Жизнь животных осенью».

Также, вы можете получить мою бесплатную книгу «Осенние развивашки».

С Уважением.Елена Медведева.

 

Возможно Вам будут интересны следующие статьи:

yasno-solnishko.ru

Чем заняться осенью

Автор: Владимир Мананников

Чем заняться осеньюЧем заняться осенью? Осень – прекрасное время года. Это именно то время, когда дома всегда ощущается уют и спокойствие.

Правда всем нам очень часто осенний холод и прочие моменты навевают неприятные ассоциации. Но не стоит отчаиваться, если вдруг вас одолела осенняя хандра!

Стоит только подумать и вспомнить о том, сколько всего полезного и увлекательного можно сделать осенью в холодные и дождливые дни.

Предлагаем прочесть список дел на любой вкус и выбрать подходящее именно вам!

1. Не пропустите бабье лето. Это последний этап, когда можно погрустить о том, что лето прошло и при этом погреться.

2. Начните бегать по утрам. Прекрасное время для того, чтобы пробежаться на свежем бодрящем воздухе и одновременно быть в хорошей физической форме.

3. Прогуляйтесь в осеннем парке. Пошуршите листиками, подышите осенним воздухом, помечтайте на лавочке.

4. Посетите дачу. Отличная возможность заняться делами по хозяйству, например, собрать урожай, привести в порядок свой сад.

5. Поезжайте на море. Бархатный сезон привлечет вас своим комфортом и сравнительно дешевым отдыхом. В это время года туристов достаточно мало, поэтому на курортах можно встретить более умиротворенную и тихую атмосферу.

6. Устройте фотосессию в осеннем стиле. Задействуйте в этом процессе природу, окружающие вас предметы, друзей либо же случайных прохожий. Такое занятие принесет вам море удовольствия!Что делать осенью

7. Соберите осенний букет. Разноцветные листья, желуди и шишки способны создать интересную композицию.

8. Устройте встречу с друзьями. Включите веселую музыку, сварите глинтвейн и пригласите хороших знакомых к себе домой. Уверяем вас, такие посиделки поднимут настроение и заставят забыть об осенней грусти.

9. Прокатитесь на велосипеде. Такая поездка пойдет на пользу вашему физическому состоянию и позволит отдохнуть от домашней суматохи.

10. Выгуляйте собаку. Прогулка с домашним питомцем пойдет на пользу вам обоим.

11. Отдохните на природе. В период бабьего лета вы сможете устроить пикник или посидеть у костра.

12. Запаситесь дешевыми овощами наперед. Посетите рынок и выберите любимые овощи по доступным ценам.

13. Займитесь заготовкой продуктов питания на зиму. Осень – самое подходящее для этого время.

14. Пересадите домашние цветы. Купите новые горшочки, наполните их свежей землей.

15. Поезжайте к родителям, живущим отдельно, ну или навестите дедушек с бабушками. Они уж точно вам найдут работу.

Собираем грибы16. Отправьтесь в лес за грибами. Под шум деревьев испытайте на себе все прелести лесной жизни.

17. Пойдите на рыбалку. Спокойное и полезное времяпровождение.

18. Устройте романтическую прогулку под тихим дождем.

19. В конце-то концов, займитесь любовью. Ничто так не согревает осенью, как любимый человек.

20. Смените гардероб. Самое время постирать и убрать на нижнюю полку летние вещи и достать теплые.

21. Смените прическу. Осень – пора перемен. Листья меняют свою окраску, вы же можете изменить свою внешность.

22. Почистите свой организм. Можете отказаться от вредной еды либо сесть на нестрогую диету.

23. Составьте список книг для прочтения осенью. Выберите любой удобный для вас день и читайте, читайте и еще раз читайте!

24. Займитесь шопингом. Скидок в такой период мало, однако шопинг проходит без особого ажиотажа. А это значит, что вы можете спокойно и размеренно совершать покупки.

25. Сделайте ремонт дома. Можно смело утеплить окна к зиме или поклеить понравившиеся обои в гостиной.

26. Осень – отличная пора для поездок в другой город. Соберите веселую компанию для путешествия либо сами загляните в гости к друзьям.Чем заниматься осенью

27. Запишитесь на курсы (вождения, пения, рисования и тому подобные). Это станет полезным и увлекательным занятием.

28. Начните изучать иностранный язык. Вы можете это сделать самостоятельно либо подыскать учителя. Сейчас в интернете очень много пособий по изучению английского, немецкого, французского, испанского, итальянского и прочих языков.

29. Посмотрите захватывающий фильм. Есть множество сайтов для просмотра рейтинговых фильмов.

30. Займитесь своими ногтями. Маникюр и педикюр в холодную погоду никто не отменял!

31. Можно увлечься кулинарией. Испеките вкуснейший пирог и пригласите попробовать его своих друзей.

32. Сыграйте с друзьями в настольную игру. На это занятие может уйти целый вечер, но вы точно останетесь довольны им.

Как видите, осень отнюдь не является поводом для грусти!

dobro.pw