Презентация на тему: Человек. Индивид. Личность. И человек и животные обладают стремлением к саморазвитию


Подготовка к ЕГЭ по обществознанию: Человек. Индивид. Личность

Презентация на тему: Человек. Индивид. Личность

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Подготовка к ЕГЭ по обществознанию Человек. Индивид. Личность. Описание слайда:

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию Человек. Индивид. Личность.

№ слайда 2 Часть А Важное отличие человека от иных живых существ:Инстинкты.Рефлексы.Потребн Описание слайда:

Часть А Важное отличие человека от иных живых существ:Инстинкты.Рефлексы.Потребности.Сознание.

№ слайда 3 Часть А 2. Социальным, то есть формируемым в процессе взаимодействия с обществом Описание слайда:

Часть А 2. Социальным, то есть формируемым в процессе взаимодействия с обществом, качеством человека является:Общение при помощи членораздельной речи.Способность укрываться от опасности.Потребность в пище.Необходимость поддержания теплового баланса.

№ слайда 4 Часть А 3. Биологической (естественной) потребностью человека является потребнос Описание слайда:

Часть А 3. Биологической (естественной) потребностью человека является потребность в:Общении.Семье.Признании.Тепле.

№ слайда 5 Часть А 4. Верны ли следующие суждения о человеческих качествах?А. Врождённые ка Описание слайда:

Часть А 4. Верны ли следующие суждения о человеческих качествах?А. Врождённые качества человека социализируются в процессе взаимодействия с обществом.Б. Помимо естественных потребностей, у людей формируются потребности социальные, связанные с жизнью в обществе.Верно только А.3. Верны оба суждения.Верно только Б.4. Оба суждения неверны.

№ слайда 6 Часть А 5. В науке для обозначения единичного представителя человеческого рода и Описание слайда:

Часть А 5. В науке для обозначения единичного представителя человеческого рода используется термин:Личность.Индивид.Деятель.Субъект.

№ слайда 7 Часть А 6. В целях расширения гражданского опыта школьников была организована об Описание слайда:

Часть А 6. В целях расширения гражданского опыта школьников была организована общешкольная игра «Страна Ньюландия». Учащиеся провели выборы в муниципальные органы власти, разработали и представили программы кандидатов, организовали их публичную защиту, разработали текст конституции школы. Кто (что) является субъектом данной игровой деятельности?Разработанная школьниками конституция.Процесс проведения выборов в муниципалитет.Программы кандидатов на выборные должности.Школьники – участники выборной кампании.

№ слайда 8 Часть А 7. Верны ли следующие суждения о личности человека?А. Свойства и роли, п Описание слайда:

Часть А 7. Верны ли следующие суждения о личности человека?А. Свойства и роли, приобретаемые человеком в процессе взаимодействия с другими людьми, характеризуют его как личность.Б. Личность человека определяется как природными задатками, так и воздействием всей системы общественных отношений.Верно только А.3. Верны оба суждения.Верно только Б.4. Оба суждения неверны.

№ слайда 9 Часть А 8. Признаком деятельности человека, отличающей его от поведения животных Описание слайда:

Часть А 8. Признаком деятельности человека, отличающей его от поведения животных, является:Постановка осознанных целей.Приспособление к внешней среде.Использование природных веществ.Взаимодействие с себе подобными.

№ слайда 10 Часть А 9. Верны ли следующие суждения о деятельности?А. Деятельность человека п Описание слайда:

Часть А 9. Верны ли следующие суждения о деятельности?А. Деятельность человека представляет собой целенаправленную активность, связанную с удовлетворением потребностей людей.Б. Видом деятельности, доминирующем в детском возрасте, является игра.Верно только А.3. Верны оба суждения.Верно только Б.4. Оба суждения неверны.

№ слайда 11 Часть А 10. Особенностью творчества как вида человеческой деятельности служит:Ис Описание слайда:

Часть А 10. Особенностью творчества как вида человеческой деятельности служит:Использование вещества природы.Удовлетворение биологических потребностей.Создание нового, не имеющего аналогов в природе.Использование орудий и средств труда.

№ слайда 12 Часть А 11. Реформа, предполагающая замену социальных льгот денежными выплатами, Описание слайда:

Часть А 11. Реформа, предполагающая замену социальных льгот денежными выплатами, представляет собой деятельность:Материально-производственную.Социально-преобразовательную.Ценностно-ориентировочную.Познавательную.

№ слайда 13 Часть А 12. Римский философ Цицерон говорил: «Телесные наслаждения не вполне дос Описание слайда:

Часть А 12. Римский философ Цицерон говорил: «Телесные наслаждения не вполне достойны высокого положения человека и их следует презирать и отвергать, а если всё-таки кто-то и станет отдавать дань удовольствию, в этом следует тщательно соблюдать меру. Поэтому заботу о пище и уходе за телом нужно отнести к области здоровья и поддержания сил, а не к области наслаждения». О каком типе человеческих потребностей рассуждает философ?Социальных.3. Естественных.Духовных.4. Эстетических.

№ слайда 14 Часть А 13. Жизненная позиция человека, отрицающего все моральные нормы и принци Описание слайда:

Часть А 13. Жизненная позиция человека, отрицающего все моральные нормы и принципы, характеризуется как:Аскетическая.3. Нигилистическая.Альтруистическая.4. Скептическая.

№ слайда 15 Часть А 14. Верны ли следующие суждения о деятельности?А. Мотивы человеческой де Описание слайда:

Часть А 14. Верны ли следующие суждения о деятельности?А. Мотивы человеческой деятельности могут иметь как сознательную, так и бессознательную основу.Б. Игровая деятельность присуща людям исключительно в детском возрасте.Верно только А.3. Верны оба суждения.Верно только Б.4. Оба суждения неверны.

№ слайда 16 Часть А 15. Человек формирует знание о себе, своих потребностях, способностях, с Описание слайда:

Часть А 15. Человек формирует знание о себе, своих потребностях, способностях, стремлениях в процессе:Самопознания.3. Самоконтроля.Самолюбия.4. Самоуправства.

№ слайда 17 Часть А 16. Верны ли следующие суждения о свободе?А. Свобода человека в обществе Описание слайда:

Часть А 16. Верны ли следующие суждения о свободе?А. Свобода человека в обществе предполагает возможность выбора и принятия на себя ответственности за него.Б. Чем больше свободы получает человек в обществе, тем больше ответственности ложится на него.Верно только А.3. Верны оба суждения.Верно только Б.4. Оба суждения неверны.

№ слайда 18 Часть А 17. Школьники по заданию учителя провели социологический опрос среди жит Описание слайда:

Часть А 17. Школьники по заданию учителя провели социологический опрос среди жителей микрорайона и определили основные проблемы, которые их волнуют. Какой вид деятельности характеризует данный пример?Исследовательскую.3. Политическую.Хозяйственную.4. Производственную.

№ слайда 19 Часть А Какой вывод можно сделать на основе данных диаграммы?Наибольшее число оп Описание слайда:

Часть А Какой вывод можно сделать на основе данных диаграммы?Наибольшее число опрошенных высказалось за ведущую роль семьи в становлении личности.2. Более трети опрошенных затруднились в ответе на заданный им вопрос.3. В качестве ведущего фактора в формировании личностных качеств человека около трети опрошенных назвали школу.4. Наименьшее число голосов опрошенных набрал фактор природных задатков.18. В стране Д.был проведён опрос . Респондентам было предложено ответить на вопрос: «Какой фактор вы считаете главным, определяющим в формировании личности?» Были получены следующие результаты (в %), представленные в диаграмме:

№ слайда 20 Часть В Описание слайда:

Часть В

№ слайда 21 Часть В 1. Запишите слово, пропущенное в схеме. Описание слайда:

Часть В 1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

№ слайда 22 Часть В 2. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся Описание слайда:

Часть В 2. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «социальные качества личности».Жизненный опыт, толерантность, образованность, умения, практические навыки, инстинкты, коммуникабельность.Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.

№ слайда 23 Часть В 3. Установите соответствие между видами деятельности и их примерами.ПРИМ Описание слайда:

Часть В 3. Установите соответствие между видами деятельности и их примерами.ПРИМЕРЫ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИА) выдвижение гипотез развития Вселенной.1) научнаяБ) производствопотребительских товаров.В) преподавание учебных2) практическаяпредметов в школе.Г) изучение поведенияживотных в естественной среде.

№ слайда 24 Часть В 4. Найдите в приведённом перечне качества, отличающие человека от животн Описание слайда:

Часть В 4. Найдите в приведённом перечне качества, отличающие человека от животного.1. Стремление к самореализации.2. Потребность в труде.3. Способность строить жилища.4. Потребность в пище и воде.5. Способность отображать мир в идеальных образах.

№ слайда 25 Часть В 5. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого пронумеровано Описание слайда:

Часть В 5. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого пронумеровано. Определите, какие положения текста носят 1) фактический характер;2) характер оценочных суждений.(1) Личность человека, вне всякого сомнения, социальна по своей природе. (2) Общество и культура накладывают на человека свой отпечаток. (3) Учёные признают, что каждая культура пишет в человеческой душе свои письмена. (4) Можно предположить, что вне общения, вне контактов с продуктами культуры человек вряд ли станет полноценной личностью.

№ слайда 26 Часть В 6. Выберите из списка слова, которые необходимо вставить в пробелы.1. По Описание слайда:

Часть В 6. Выберите из списка слова, которые необходимо вставить в пробелы.1. Потребность.6. Результат.2. Интерес.7. Рефлексия.3. Мотив.8. Цель.4. Процесс.9. Субъект.5. Деятельность.6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором ряд слов пропущен. Основанием для мотивации ______(А) становится осознание потребности в чём-либо. _____(Б) побуждает к деятельности, к поиску предмета её удовлетворения.Мотив – это форма проявления потребности, побуждение к определённой деятельности, тот предмет, ради которого осуществляется данная потребность. Одна и та же активность _______(В) может вызываться различными мотивами.Итак, мотив – это побуждение к деятельности, отвечающее на вопрос «зачем?» мы что-то делаем. Мотив служит основой для формирования осознанного _____(Г).Следующим элементом человеческой деятельности является выдвижение _______(Д). Формулируя цель, человек, как правило, создаёт в своём сознании идеальный образ желаемого _____(Е).

№ слайда 27 Часть В 7. М. – известный учёный, занимающийся генной инженерией. Проблема, кото Описание слайда:

Часть В 7. М. – известный учёный, занимающийся генной инженерией. Проблема, которой он занимается, связана с изучением хромосомного набора человека и возможностью ранней диагностики опасных заболеваний, передающихся генетическим путём. В приведённом перечне найдите характерные черты деятельности М. творческая 2) духовно-практическая 3) политическая4) научная 5) эстетическая

№ слайда 28 Часть С Описание слайда:

Часть С

№ слайда 29 Часть С Укажите три любых вида деятельности человека. Проиллюстрируйте их конкре Описание слайда:

Часть С Укажите три любых вида деятельности человека. Проиллюстрируйте их конкретными примерами.

№ слайда 30 Часть С Варианты ответа:социально-преобразовательная (пенсионная реформа…) матер Описание слайда:

Часть С Варианты ответа:социально-преобразовательная (пенсионная реформа…) материально-производственная (создание потребительских товаров и услуг…) познавательная (накопление научных знаний, исследование гипотез…) прогностическая (предположение учёных-экономистов тенденций развития экономики после глобального кризиса…)

№ слайда 31 Часть С 2. Французский просветитель Вольтер так определял значение деятельности Описание слайда:

Часть С 2. Французский просветитель Вольтер так определял значение деятельности в жизни человека:«Человек создан для действия. Не действовать и не существовать для человека одно и то же».Сформируйте собственную интерпретацию слов автора.Приведите два аргумента в обоснование значимости деятельности в жизни человека.

№ слайда 32 Часть С 2. Варианты ответа:интерпретация: автор подчёркивает, что деятельность п Описание слайда:

Часть С 2. Варианты ответа:интерпретация: автор подчёркивает, что деятельность представляет собой универсальный способ и форму существования человека, в деятельности проявляется сущность человека, формируются человеческие качества.аргументы:В процессе познавательной деятельности человек приобретает новые знания о мире и самом себе, без чего он не смог бы жить и взаимодействовать с обществом и окружающей природной средой.В процессе трудовой деятельности человек совершенствуется физически и нравственно, приобретает необходимые трудовые навыки и умения, обретает счастье творчества.

№ слайда 33 Часть С 3. Укажите любые четыре структурных компонента деятельности человека. Описание слайда:

Часть С 3. Укажите любые четыре структурных компонента деятельности человека.

№ слайда 34 Часть С 3. Варианты ответа: субъект деятельности (тот, кто её осуществляет) объе Описание слайда:

Часть С 3. Варианты ответа: субъект деятельности (тот, кто её осуществляет) объект деятельности (то, на что она направлена) средства и ресурсы для осуществления деятельности определённые действия результаты деятельности

№ слайда 35 Часть С 4. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли Описание слайда:

Часть С 4. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции. «Жизнь и деятельность столь же тесно соединены между собой, как пламя и свет». Ф.Н.Глинка «Человек хуже животного, когда он становится животным». Р.Тагор «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают». А.Г.Асмолов «Величайшая революция нашего поколения – это открытие того, что человек, изменяя внутреннее отношение к жизни, способен изменить и внешние аспекты этой жизни». Д.Уильям

ppt4web.ru

Сущность человека и развитие

sushnost-chelovekВ чем сущность человека или что такое человек? У каждого из нас уже есть какое-то понимание сущности человека, но никогда не мешает поразмышлять над этим еще раз. От того, как мы понимаем сущность человека, зависит и направление нашего собственного роста и развития (или деградации), и наш подход к воспитанию детей, и отношения с другими людьми… Некоторые варианты направляют нас к наиболее полной реализации нашего потенциала, а другие, наоборот, закрывают многие перспективы.

Все мы люди, но люди бывают очень разные: плохие и хорошие, умные и глупые, подлые и благородные, талантливые и бездарные… Как же среди этого многообразия сущность человека выявить? Очень много людей несчастных, неудовлетворенных жизнью, потерянных… А другие — счастливые, успешные, целеустремленные. Почему? Конечно, каждый уникален, но все ли наши качества можно отнести к уникальным особенностям? Не являются ли они иногда просто задержкой развития или болезнью? И как это выяснить? Должна быть какая-то система отсчета, дающая некий эталон сущности человека. От того, в какой системе мы мыслим, будут зависеть и наши выводы.

Сущность человека как его потенциал

Под сущностью человека я, в первую очередь, подразумеваю его потенциал — то, что человек может реализовать в жизни. А может и не реализовать. Например, младенец потенциально может научиться разговаривать и ходить. Но если он этому учиться не будет, то этот потенциал не реализуется. С детьми, правда, все понятно. У нас есть таблицы, где написано, что и в каком возрасте должен освоить ребенок при нормальном развитии. Степень адекватности таких таблиц обсуждать не будем — они, по крайней мере, есть.

Со взрослыми все сложнее. Для них таблиц нет, но огромная разница между людьми наводит на мысль, что не каждый в полной мере проявил свою человеческую сущность, достиг личностной зрелости, реализовал свой потенциал. Беда наша в том, что человеческая сущность совсем не очевидна, сама собой она не раскрывается и не реализуется. Возможность этой реализации во многом напрямую зависит от самого человека — от того, как он эту задачу понимает, и его усилий. И главный вопрос — что считать потенциалом человека?

Например, котенок вырастет кошкой, а росток розы — розовым кустом, в любом случае, без приложения усилий своих или извне. Если условия плохие, то кошка или роза могут быть слабые, больные, но их сущность их от этого не изменится. А вот человек далеко не всегда даже догадывается своем потенциале. И это может случиться всего лишь потому, что сущность свою он понимает так, что многие возможности этого потенциала не учитывает. Эти возможности никуда не делись, но человек им не дает развития. В результате возникает внутренний конфликт, который исподтишка портит ему жизнь. А он не может понять, в чем дело…

 

Варианты понимания сущности человека

Вариантов понимания сущности человека не так уж много. Все концепции сущности человека можно разделить на 4: человек — это животное, человек — часть природы, человек — продукт / часть общества, и человек — нечто большее, несводимое ко всему остальному, уникальное существо. Развитие человека определяется, соответственно, исходя из понимания его сущности.

Человек — это животное

Материалистическая концепция сущности человека определяет человека, как «представителя вида люди из семейства гоминиды отряда приматы», т. е. как одно из животных. Речи о специфической сущности человека и каком-то особом потенциале здесь практически нет — человек принадлежит к своему виду по факту рождения. Как у животного, возможности у него не велики, даже учитывая разумность. В детстве он осваивает навыки речи, прямохождения, использования рук и разума для произведения нехитрых операций по выживанию. Ну и все :) Ведь здесь человек — в первую очередь тело, биологический организм. Потребностями организма он и определяется.

Если человек — лишь биологическое существо, животное, обладающее чисто технической разумностью, то его развитие трактуется как физическое развитие плюс освоение определенного минимального объема знаний и умений, достигнутых человечеством. Об индивидуальности тут речи не идет. Задача развития такого человека — приспособление к условиям среды и сохранение вида. Главная деятельность человека, как животного — произведение потомства и обучение его навыкам, необходимым для выживания. Как животное, он управляем инстинктами, практически не имея свободы. Со всеми, вытекающими из этого, следствиями…

Человек — часть природы

Такого взгляда на сущность человека придерживается различные эзотерические учения, говорящие о «гармонии с природой». Они рассматривают человека исключительно как часть природы, чем, на самом деле, мало отличаются от материализма. Даже при том, что «природу» они видят шире, чем материалистическая философия, усматривая в ней, кроме видимых, еще и невидимые «уровни» разной степени фантастичности. Суть от этого не меняется — ведь тайна мироздания у них в том, что все оно едино, все является лишь разными формами существования одной энергии, просто эта энергия бывает «тонкой» и «грубой».

О сущности человека они говорят красиво — что она «божественна». Нам нужно лишь найти в себе этого бога и с ним идентифицироваться. Однако, оказывается, что той же самой «божественной сущностью» обладает все на свете. Эта философия не делает разницы даже между живой и неживой природой — не только животные, но и камень при дороге имеют одну и ту же божественную сущность. Задача человека в этих учениях заключается в том, чтобы слиться с природой, под которой понимается весь материальный мир, как можно полнее и гармоничнее. Это даже радикальнее, чем считать себя животным…

Слиться с природой — это как? Это значит избавиться от всего, что мешает на этом пути — а мешает самосознание и разум, желания мешают, воля тоже… Какой потенциал мы можем раскрыть при таком понимании сущности человека? Даже сказать сложно, что за потенциал у камня. Но очевидно, что при таком взгляде многие человеческие черты упраздняются, как совершенно не нужные (подробно об этом в статье о сути эзотерики). И уж точно даже речи не может быть о какой-то уникальности, индивидуальности. Ты же просто часть природы! Даже отношения с другими людьми в этой системе предстают, как механическое взаимодействие безличных «энергий», которые они через себя проводят. Ничего личного, в общем — просто физика :)

Человек — социальное животное

Все знают, что если Маугли воспитывается вне человеческого общества, то человеком полноценным он не станет — даже ходить и говорить не научится. Это значит, что взаимодействие с себе подобными для становления человеком очень важно. То есть  человек — это социальное животное. Такой взгляд предполагает, что весь потенциал человека зависит от общества, там же он и реализуется. В таком случае, развитие индивида будет заключаться наилучшем приспособлении к обществу — то есть в социализации. Это обретение знаний, навыков и черт характера, необходимых для взаимодействия с обществом по его законам. Выучил законы, научился их применять — и все! Критерием развития здесь будет что? Правильно — успех и уважение в обществе.

В нашем обществе потребления успех измеряется в денежно-имущественном эквиваленте, а также в ступеньках карьерной лестницы. Немаловажное значение имеет и успешное отыгрывание социальных ролей: гражданина, мужчины или женщины, члена семьи (хорошей дочери, матери, жены, хозяйки). Это весьма характерное для нашего общества представление о человеке. Но роли и место в социуме — это лишь внешние аспекты нашего бытия. А как же быть с внутренними? И как быть с реализацией нашей уникальности?

Человек — уникальное существо

Когда мы говорим о сущности чего-либо, мы стараемся найти черты, которые его отличают, а не являются общими с чем-то другим. Мне кажется, что и для определения сущности человека целесообразно выделить те черты, которые отличают его от остального мира — ведь это и будет его видовой уникальностью, правильно? Взгляда на сущность человека, как существа, принципиально отличающего от остального мира, придерживаются философия / психология гуманистического направления и некоторые мировые религии.

В религии то, что человека отличает от остального мира (животных, растений, неживой природы), называется называется духом. Дух принципиально не родственен «потусторонен», «миру сему», являясь «образом Божьим» или «искрой» трансцендентного Бога. Нетеистический гуманизм просто  считает человека уникальным существом, способным к самосозиданию и творчеству, субъектом познания и деятельности, опирающимся в своих действиях на собственный разум и творческие потенции, чего в остальной природе не наблюдается.

Отличительные черты человека как уникального существа
  1. Свобода воли. Остальной мир управляется законами и инстинктами, а человек способен на произвольное поведение. Из этого вытекает и нравственность, и ответственность.
  2. Разум.  Только человек способен мыслить и осмысливать себя и окружающее. Животные могут что-то думать и понимать, но вопросы смысла интересуют только нас, только мы способны к рефлексии и абстрактному мышлению.
  3. Творчество. Только человек создает новое, подобно Богу. Остальной мир просто существует, приспосабливаясь и используя среду.
  4. Развитие. У человека есть врожденное стремление к самосовершенствованию и личностному развитию, которое продолжается всю жизнь.
  5. Также можно отметить религиозность, эстетическое чувство и чувство юмора — этого в животном мире тоже не наблюдается.

На основании этих свойств человека в человеческом мире существуют такие ценности, как истина, добро и красота. И на этих чертах основана возможность самобытности, уникальности Личности — то есть ее нравственный выбор, самостоятельное мышление, творческое самовыражение, способность любить. Думаю, все согласятся с тем, что эти черты отличают только человека и потенциально присутствуют в каждом из нас, как и с тем, что реально далеко не каждый реализует их в полной мере.

Понимание сущности человека как нравственный выбор

К сожалению, мы можем наблюдать людей, не использующих свою свободу, а действующих под влиянием внешних факторов; людей, не умеющих самостоятельно мыслить, чей разум закован в рамки заученных стереотипов;  людей, только воспроизводящих то, чему их научили вместо творческого акта; и людей не развивающихся — тех, чья жизнь многие годы вращается по кругу, или даже деградирующих… Таких людей очень много, что позволяет обосновывать теории, описывающие человека как часть природы, биологическое существо или как социальное животное. Но как быть с тем, что вышеперечисленные черты у человека тоже есть, даже если они развиты не у всех? В эти теории они ни вписываются, а значит, теории не полны.

Конечно, мы являемся и биологическими существами, членами общества, и даже частью природы, но если мы оставим без внимания высшие наши черты, можно ли говорить о том, что мы в полной мере люди? Будет ли наша жизнь полной и счастливой? Она может быть спокойной и относительно гармоничной, в ней будут маленькие радости… Но время от времени нас таки будут посещать мысли о смысле жизни и преследовать смутная тоска по чему-то большему. Стремление к развитию личности и реализации своего потенциала — к самоактуализации — все равно заложено в нас, и оно будет требовать удовлетворения. А вот сможем ли мы это осуществить, зависит от того, какого понимания сущности человека мы придерживаемся.

Стоит отметить, что ни один из описанный вариантов понимания сущности человека не является чем-то «научно доказанным». Эти воззрения принадлежат к аксиомам, лежащим в основах той или иной картины мира — в них либо верят, либо нет. Это значит, что человек свободен выбирать ту концепцию, которой он хочет верить. Этот выбор, с одной стороны, обусловлен его склонностями и личными мотивами, а с другой — в свою очередь, неминуемо оказывает влияние на его жизнь и деятельность. То есть вопрос различного понимания сущности человека — это нравственный выбор, а не вопрос познания. Какой вариант выбираете вы?

myempeiria.ru

Альфред Адлер о движущих силах саморазвития

Альфред Адлер о движущих силах саморазвития

АЛЬФРЕД АДЛЕР (7 февраля 1870 — 28 мая 1937), австрийский психологи и психиатр

Адлер не использовал понятия "САМОСТЬ" в своих работах, однако то, о чем он писал, приближается по динамизму и значению к тому, что мы называем самостью. Альфред Адлер полагал, что источником всех устремлений человека к саморазвитию, росту и компетентности является чувство неполноценности. Оно берет свое начало в детстве, когда ребенок зависим и беспомощен, что заставляет его ощущать себя неполноценным по сравнению с более сильными и могущественными людьми своего окружения. Это заставляет человека бороться против ощущения неполноценности, за достижение превосходства над окружением, стремиться к совершенству и безупречности.

С точки зрения видовой человек также является несовершенным существом по сравнению с другими животными, обладающими и большей силой, и большей выносливостью. Так как любой биологический вид для выживания должен более совершенно адаптироваться, то и вся история человечества (особенно на ранних этапах) представляет собой стремление преодолеть его биологическое несовершенство.

Альфред Адлер утверждал, что стремление к превосходству является основной мотивационной силой в жизни человека. Человек обладает, согласно Адлеру, врождённым стремлением к превосходству, называемым им "великой потребностью возвыситься", двигаться от несовершенства до совершенства и от неспособности до способности смело встречать лицом к лицу жизненные проблемы. Эта жизненная цель со временем становится источником мотивации, силой, организующей нашу жизнь и придающей ей смысл. «Чтобы быть полноценным человеком, надо обладать комплексом неполноценности».

Альфред Адлер считал, что в человеке заложено некое творческое начало, которое может менять направление развития личности. Это начало, названное им „творческое Я“, участвует в формировании уникального жизненного стиля человека, заключающегося в постановке целей жизни и способов их достижения и включающего в себя совокупность черт характера, привычек и способов поведения.

Жизненный стиль формируется в процессе преодоления трудностей, пережитых в детстве, выражающихся в комплексе неполноценности, и основывается на стремлении к цели – а именно к преодолению этих комплексов, к превосходству.

Нормальный человек инстинктивно желает баланса между стремлением к совершенству и достижением и сохранением гармонии социальных отношений. Поэтому стиль жизни является уникальный способом преодоления человеком комплекса своей неполноценности, способом самосовершенствования, развития социального интереса и достижения общности с людьми.

Наличие в человеке творческого Я, делает человека свободным, самоопределяющимся и ответственным за свой стиль жизни. Оно способствует оценке получаемого человеком опыта и придаёт смысл человеческой жизни на путях этого опыта.

  • Назад
  • Вперёд

www.strah-i-trevoga.ru

"Человек и общество" - тест, 10 класс

Тест 1 по теме: «Человек и общество»

Вариант II

Часть 1

1.Запишите слово, пропущенное в таблице.

2.Ниже приведен перечень примеров. Все они, за исключением двух, относятся к методам научного познания.

1) теория; 2) наблюдение; 3) эксперимент; 4) концепция;

5) классификация; 6) систематизация.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

3.Выберите верные суждения о биосоциальном в человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) к социальным качествам человека относят стремление к профессиональному успеху;

2) осознание и переживание человеком нужды в чем – либо, необходимом для поддержания его жизни и развития, называют потребностью

3) к естественным (биологическим) потребностям человека относят потребность в общении;

4) к духовным потребностям человека относят потребности в воздухе, питании, поддержании нормального теплообмена;

5) индивидуально – психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления какой – либо деятельности, называют способностями.

4. Установите соответствие между признаками и уровнями научного познания (исследования): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ УРОВНИ НАУЧНОГО

А) выявление и объяснение закономерностей; ПОЗНАНИЯ

Б) сбор фактов; (ИССЛЕДОВАНИЯ)

В) описание наблюдаемых явлений; 1) эмпирический;

Г) формулирование научной проблемы; 2) теоретический.

Д) выдвижение гипотез.

5.Вадиму Андреевичу 40 лет. Найдите в приведенном списке его черты, имеющие социальную природу. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Вадим Андреевич – полковник Вооруженных Сил РФ;

2) Вадим Андреевич легко переносит физические нагрузки.

3) Вадим Андреевич – честный и принципиальный человек.

4) Вадим Андреевич посещает курсы французского языка.

5) Рост Вадима Андреевича – 176 см.

6) Вадим Андреевич – добрый и отзывчивый, у него много друзей.

6.Ученые обобщили результаты многолетнего исследования и написали книгу.

По каким основаниям содержание книги можно отнести к научному знанию? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. для подтверждения истинности суждений предложены доказательства.

  2. книга сложна для самостоятельного изучения неспециалистами.

  3. содержание книги изложено профессиональным языком.

  4. все гипотезы исследований были обоснованы.

  5. книга была напечатана в крупном издательстве.

  6. весь тираж книги был раскуплен в течение одного месяца.

7. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество – это группа людей, объединяющихся для выполнения какого – то действия.

Б. Общество – это конкретный этап в историческом развитии народа.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

8. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) Животные, по сравнению с человеком, обладают более развитой мускулатурой. (Б) Человек физически слабее, чем многие представители животного мира. (В) Можно сказать, что характеристика физического развития подходит и к понятию «человек» и к понятию «животное».

Определите, какие положения текста

  1. отражают факты;

  2. выражают мнения.

Часть 2.

1.Продолжите предложения:

1. Специфический вид человеческой активности, направленной на совершенствование окружающего мира и самого себя называется __________________.

2. _________________ - изменения в обществе, переход всех общественных отношений в новое качество.

2.Заполните пропуски схемы:

Человек

Общественное

(социальное) существо

Подавление и регулирование инстинктов

Формируются в обществе: речь, мышление, навыки

?

3. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об относительной истине, и одно предложение, раскрывающее объективный характер истины.

4.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетание), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Познание можно определить как процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение ________________(А) в его сознании, а ____________ (Б) – получение нового знания об окружающем мире.

Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, ______________ (В). Ни один из этих видов познавательной деятельности не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны друг с другом.

В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле под ______________ (Г) обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, и в широком – все общество. ____________ (Д), соответственно, является либо познаваемый предмет, либо – в широком смысле – весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом. Практически каждый человек способен делать объектом познания самого себя. В таких случаях говорят, что имеет место ______________ (Е)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов (словосочетаний) больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

  1. результат

  2. рациональное

  3. объект познания

  4. субъект познания

  5. объективная реальность

  6. самореализация

  7. социальное

  8. мотивация

  9. самопознание.

5.Расскройте смысл предложенного высказывания в форме мини – сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой) темы.

«От фанатизма до варварства один шаг». Д.Дидро (1713 – 1784), французский просветитель.

infourok.ru

Тесты | Хронометры

Итак, господа! В предвкушении предстоящего экзамена моему злорадству просто нет предела!:) Но по доброте своей душевной вывешиваю для вас тестовые задания по всем билетам. Билеты само-собой не называю:)

Как говорится, ищите и обрящете! Учите и зачтено вам будет!

Природа в отличие от общества

1) Испытывает влияние человеческой деятельности

2) Является средой обитания человека

3) Изменяется в направлении от низшего к высшему

4) Способна  развиваться  независимо от человека

Все виды способов деятельности людей и формы их совместной

жизни охватываются понятием

1) Культура

2) Общество

3) Природа

4) Цивилизация

Произведения массового искусства в отличие от элитарного

1) Имеют авторство

2) Предусматривают широкое тиражирование

3) Обладают жанровым разнообразием

4) Используют систему художественных образов

Произведения массового искусства в отличие от элитарного

1) Имеют авторство

2) Предусматривают широкое тиражирование

3) Обладают жанровым разнообразием

4) Используют систему художественных образов

Произведения массового искусства в отличие от элитарного

1) Имеют авторство

2) Предусматривают широкое тиражирование

3) Обладают жанровым разнообразием

4) Используют систему художественных образов

Общество в широком смысле означает:

А) этап человеческой истории

Б) совокупность всех связей и взаимодействий людей

В) объединение людей

Г)  естественную среду обитания людей

Общество в широком смысле означает:

А) этап человеческой истории

Б) совокупность всех связей и взаимодействий людей

В) объединение людей

Г)  естественную среду обитания людей

Классовый тип социальной стратификации

1) Присущ европейскому средневековому обществу

2) Характерен для древневосточной цивилизации

3) Носит универсальный характер

4) Свойственен индустриальному обществу

Перемещение человека в социальном пространстве без изменения

социального статуса называется

1) Восходящей социальной мобильностью

2) Вертикальной социальной мобильностью

3) Горизонтальной социальной мобильностью

4) Нисходящей социальной мобильностью

В книге «Юности честное зерцало» молодым дворянам рекомендовалось

чистить ногти, мыть руки, «не дуть в ушное». Это примеры

1) Норм этикета

2) Норм морали

3) Традиций

4) Народной мудрости

Верны ли следующие суждения об оценке положения человека в обществе?

А. Авторитет – это оценка обществом социальных позиций, занимаемых личностью.

Б. Престиж – это степень признания окружающими личных и деловых качеств человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Вставьте пропущенные  слова:  Общество представляет собой

обособившуюся от природы часть мира, включающую в себя

_________________________________________________

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1)Социологи определяют социальную роль как поведение субъекта, обеспечивающее выполнение

его статусных прав и обязанностей.

(2)Принято считать, что социальная роль – это нормативно одобряемый,

социально устойчивый образец поведения.

(3)Социальную роль человек реализует в рамках того или иного статуса.

(4)По нашему мнению, именно социальная роль позволяет человеку легко и безболезненно

интегрироваться в любую социальную систему.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

_______________________________

Какое из понятий характеризует как общество, так и природу?

1) система

2) весь материальный мир

3) формы и способы взаимодействия людей

4) этап исторического развития человечества

Что из нижеприведенного характеризует постиндустриальное общество?

1) религиозный характер культуры

2) переход от натурального к товарному производству

3) завершение промышленного переворота

4) развитие информационных технологий

Общим для науки и художественного творчества является

1) стремление к осмыслению действительности

2) обоснованность предположений

3) стремление к достоверности

4) формирование чувства прекрасного

Правительство страны ограничило ввоз иностранных молочных продуктов и мяса.

К каким сферам общественной жизни относится данный факт?

1) экономической и социальной

2) политической и экономической

3) социальной и духовной

4) экономической и духовной

Верны ли следующие суждения о культуре?

А. Материальная и духовная культуры слабо связаны друг с другом.

Б. Общество может существовать, не создавая культуру.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Какая из перечисленных наук рассматривает общество

как органическое единство общественных сфер,

развивающихся благодаря деятельности людей?

1) антропология

2) социология

3) экономика

4) политология

К социальным потребностям человека относится потребность в

1) отдыхе

2) общении

3) самосохранении

4) сохранении потомства

К существенным признакам, отличающим общение от труда, относится

1) активный характер

2) целенаправленность

3) целесообразность

4) наличие партнера

Найдите в приведенном ниже списке характерные признаки

правонарушений и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) общественно опасное деяние

2) неэтичное деяние

3) виновное деяние

4) безнравственное деяние

5) безрассудное деяние

6) противоправное деяние

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ: ____________________.

Социальной сущностью человека обусловлены его потребности в:

1) Понимании

2) Отдыхе

3) Питании

4) Самосохранении

И человеку, и животному свойственна способность к:

1) Самореализации

2) Самопознанию

3) Самосохранению

4) Самообразованию

При переходе  от аграрного общества к индустриальному:

1) Личность стала подчиняться общине

2) Увеличилась доля городского населения

3) Возросла роль обычаев и традиций

4) Упрочилось значение коллектива

При переходе от индустриального общества к постиндустриальному:

1) увеличилось значение сельского хозяйства

2)  затормозилось развитие промышленности

3)  основной ценностью стали знания

4)  усилился политический деспотизм

По территориальному признаку выделяют такую

социальную общность, как

1) немцы

2)горожане

3)рабочие

4) предприниматели

Репродуктивная функция семьи проявляется в

1) организации потребления

2) моральной регламентации поведения

3) воспитании детей в традициях семьи

4) биологическом воспроизводстве

Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Поведение человека всегда целесообразно, поведение животного никогда не бывает целесообразным.

Б. Практическая преобразовательная деятельность – это то, что отличает человека от животного.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения об этносе?

А. Естественная предпосылка формирования того или иного этноса – общность территории.

Б. Отдельные части сформировавшегося этноса сохраняют этническую

идентичность в случае разделения политико-государственными границами.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Установи соответствие между видами потребностей человека

и их примерами: к каждой позиции первого столбца подбери

соответствующую позицию из второго.

ПРИМЕРЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ:

1.В пище

2. В престижной профессии

3. В наслаждении красотой

4. В уважении близких

5. В авторитете

6. В самосовершенствовании

ВИДЫ  ПОТРЕБНОСТЕЙ:

А) БИОЛОГИЧЕСКИЕ

Б) СОЦИАЛЬНЫЕ

В) ДУХОВНЫЕ

Ответ в буквах:

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо

вставить на место пропусков.

«Характеристика общества как _______________ (1) предусматривает изучение

его внутренней структуры. Ее основными элементами являются __________________

(2) общественной жизни и социальные институты. Выделяют экономическую,

социальную, политическую и духовную сферы. Все они находятся в тесной взаимосвязи,

так как поддерживают необходимую _________________ (3) общества. __________________ (4)

в каждой из сфер решают важные социальные задачи.

Они обеспечивают производство и распределение различных видов _________________ (5),

а также управление совместной _______________ (6) людей».

Слова в списке даны в именительном падеже.

Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно

заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то,

что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) целостность

Б) система

В) общество

Г) социальные блага

Д) сфера

Е) производство

Ж) культура

З) социальные институты

И) деятельность

В данной ниже таблице указаны номера пропусков.

Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

Ступенью общего образования в Российской Федерации являются

1) Дошкольное образование

2) Дополнительное образование

3) Основное общее образование

4) Профессиональное общее образование

Какая из перечисленных ниже способностей свойственна человеку и отсутствует у животных?

1) способность ощущать воздействия среды

2) способность воспринимать окружающую действительность

3) способность делать выбор и нести за него ответственность

4) способность удовлетворять свои потребности

Отличительным признаком понятия «личность» является наличие у человека

1) Эмоционально-чувственных реакций на воздействия среды

2) ответственности за свои действия и их последствия

3) Обусловленность поведения генетическими особенностями

4) инстинктов самосохранения и заботы о потомстве

Старшие подростки помогают родителям на даче обрабатывать грядки с огурцами.

Субъектом данной деятельности являются

1) советы и рекомендации родителей

2) Грядки с огурцами

3) старшие подростки

4) инструменты и дачный инвентарь

Верны ли следующие суждения о результатах познавательной деятельности?

А. Результат познания зависит от установок, целей и предыдущего опыта познающего субъекта.

Б. Результат познания зависит от возрастных и индивидуальных характеристик субъекта познания.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

К среднему классу в экономически развитых странах относятся

1) неквалифицированные рабочие

2) менеджеры крупных предприятий

3) владельцы небольших фирм

4) лица, занятые физическим трудом

Сословное деление общества отражает

1) Вид государственного устройства

2) Тип социальной стратификации

3) Характер экономических связей

4) Особенность политической системы

…Общество в отличие от природы…

1) Развивается закономерно

2) Подвержено изменениям

3) Творит культуру

4) Является динамической системой

Какой признак характеризует индустриальное общество?

1) Низкая социальная мобильность

2) Глобализация экономики

3) Сословный тип стратификации

4) Зарождение массовой культуры

Экологический кризис относится к глобальным потому, что

1) Затрагивает существование большинства землян

2) Возник в эпоху экономической глобализации

3) Порожден внеземными силами

4) Не поддается регулированию

«Второй природой» называют

1) Культуру

2) Науку

3) Технику

4) Производство

Сходство человека и животных проявляется в том, что они обладают

1) разнообразными ощущениями

2) членораздельной речью

3) Рациональным мышлением

4) возможностями саморазвития

В отличие от поведения животных,

деятельность человека носит характер

1) Преобразующий

2) Приспособительный

3) Коллективный

4) Орудийный

Верны ли следующие суждения о социализации?

А. В ходе социализации происходит усвоение индивидом социального опыта.

Б. В ходе социализации происходит вхождение индивида

в социальную среду и приспособление к ней.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

В экономически развитых странах большую часть населения составляют (ет)

1) маргиналы

2) средний класс

3) «синие воротнички»

4) пролетариат

Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением одного,

относятся к понятию «структура деятельности».  Найдите и укажите

термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию.

Субъект, цель, средства, индивид, объект, результат.

Ответ: _________________________.

_________________________________

Сословное деление общества отражает

1) Вид государственного устройства

2) Тип социальной стратификации

3) Характер экономических связей

4) Особенность политической системы

Среди факторов восходящей социальной мобильности социолог П.Сорокин выделял

1) Родственные связи

2) Накопленный опыт

3) Расширение состава семьи

4) Получение образования

Уверовав в особую живительную силу пирамид, житель

Подмосковья начал воздвигать их в различных районах области.

Этот случай можно рассматривать как пример

1) адаптивного поведения

2) конформистского поведения

3) делинквентного поведения

4) девиантного поведения

Верны ли следующие суждения о социальных институтах?

А. Современное общество отличается низкой степенью институализации.

Б. Социальный институт – это устойчивый комплекс норм,

регулирующих определенные сферы деятельности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения о культуре?

А. Материальная и духовная культуры слабо связаны друг с другом.

Б. Общество может существовать, не создавая культуру.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Какая из перечисленных наук рассматривает общество

как органическое единство общественных сфер,

развивающихся благодаря деятельности людей?

1) антропология

2) социология

3) экономика

4) политология

К социальным потребностям человека относится потребность в

1) отдыхе

2) общении

3) самосохранении

4) сохранении потомства

К существенным признакам, отличающим общение от труда, относится

1) активный характер

2) целенаправленность

3) целесообразность

4) наличие партнера

Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением

одного, относятся к понятию «собственность».

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию.

Национализация, аренда, квалификация, имущество, дивиденд, ценные бумаги, владение.

Ответ: _____________________________.

Ниже приведены названия потребностей. Все из них, за исключением

одной, являются названиями, под которыми в различных

классификациях представлены естественные потребности человека.

Первичные, биологические, социальные, органические, природные.

Найдите и укажите название потребностей другого вида, «выпадающее» из их ряда.

Ответ: ______________________________.

Одной из подсистем общества как целого является

1) Биосфера

2) Духовная культура

3) Природа

4) Трудовой коллектив

Традиционное общество в отличие от индустриального

1) Имеет классовую стратификацию

2) Является открытым

3) Базируется на религиозном мировоззрении

4) Поддерживает науку как социальный институт

Массовая культура в отличие от народной

1) Воспринимается узким кругом ценителей

2) Возникла только с переходом к индустриальному обществу

3) Не взаимодействует с элитарной культурой

4) Базируется на национальных традициях

Верны ли следующие суждения об образовательной системе в нашем обществе?

А. Все дополнительные образовательные услуги являются бесплатными

Б. Дошкольное образование является ступенью общего образования

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

И человек, и животные обладают

1) социальными потребностями

2) поведенческой активностью

3) стремлением к саморазвитию

4) сознательным отношением к действительности

Ученик работает в библиотеке со специальной литературой,

подбирая материал для реферата по обществознанию.

Субъектом данной деятельности является

1) Ученик

2) Библиотека

3) отобранная литература

4) тема реферата

Выражением социальной стратификации является

1) многоукладность экономики

2) разнообразие культурных традиций

3) сословное деление общества

4) идейный плюрализм

Верны ли следующие суждения о тенденциях развития социальной сферы?

А. Для постиндустриального общества характерен рост среднего класса.

Б.  Социальная дифференциация общества при переходе

от командной экономике к рыночной уменьшается.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

Установите соответствие между  главными социальными институтами и

сферами жизни общества: к каждой позиции, данной в первом столбце,

подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Главные социальные институты Сферы жизни общества
1) Государство А) Экономика
2) Религия Б) Политика
3) Образование В) Духовная культура
4) Производство Г) Социальные отношения
5) Семья

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Семья – это основанная на ________ (1) и/ или кровном родстве

малая _____(2), члены которой объединены совместным проживанием

и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными ________(3)

по отношению друг к другу. Также семьей называется социальный ________(4),

т.е. устойчивая форма взаимоотношений  между людьми, в рамках которого

осуществляется основная часть повседневной жизни людей, т.е. сексуальные

отношения, деторождение и первичная ________  (5) детей, значительная часть

бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания,

особенно по отношению к ______ (6) и лицам пожилого возраста».

Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо

вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже.

Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.

А) дети

Б) брак

В) социализация

Г) коллектив

Д) обязанности

Е) институт

Ж) отношения

З) группа

И) любовь

К) уважение

Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже

таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву,

соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

Проявлением взаимозависимости общества и природы служит

1) Экологический кризис

2) Возрастание солнечной активности

3) Кризис перепроизводства

4) Усложнение общественной жизни

И традиционное, и индустриальное общества характеризуются

1) Низкой социальной мобильностью

2) Преимущественным развитием промышленности

3) Сословным типом социальной стратификации

4) Связью всех сфер жизни общества

К общим признакам человека и животного относится способность

1) предвидеть результаты своей деятельности

2) сознательно относиться к воспитанию потомства

3) осуществлять выбор средств достижения цели

4) воспроизводить генетически обусловленные модели поведения

Доминирующим фактором социализации личности выступает

1) природная среда

2) врожденные особенности человека

3) общение с окружающими

4) специфика социальных норм

Причиной снижения численности промышленных рабочих в странах Запада является:

1) увеличение доли сельского хозяйства в общем объеме производства

2) механизация и автоматизация производства

3) рост притока рабочей силы из-за рубежа

4) снижение покупательной способности населения

Касты, сословия, классы – это

1) типы социальной стратификации

2) этапы развития государств в новое время

3) социальные группы, присущие средневековому обществу

4) элементы социального статуса личности

Человек, вышедший из одной страты, но не занявший устойчивого положения в другой, относится к

1) маргиналам

2) социальным низам

3) «синим воротничкам»

4) пролетариям

Эта семья включает несколько совместно проживающих

поколений родственников. Младшие здесь

беспрекословно подчиняются к старшим.

Данную семью можно отнести к

1) традиционной,

2) партнерской

3) супружеской

4) нуклеарной

Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого   пронумеровано.

1. И человек, и животное обладают нервной системой, способны ощущать

и воспринимать окружающую действительность.

2. Но в отличие от животных человек обладает абстрактным мышлением

и способен осознавать цели своей деятельности и предвидеть ее результаты.

3. Можно констатировать, что благодаря этому человек возвысился

над всеми живыми организмами и подчинил себе природу. 4. Все действия человека

продуманы и направлены на дальнейшее укрепление его положения как «царя природы».

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер,

Б) характер оценочных суждений.

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

Сходство человека и животных проявляется в том, что они обладают

1) разнообразными ощущениями

2) членораздельной речью

3) Рациональным мышлением

4) возможностями саморазвития

Что из нижеприведенного характеризует постиндустриальное общество?

1) религиозный характер культуры

2) переход от натурального к товарному производству

3) завершение промышленного переворота

4) развитие информационных технологий

Отличительным признаком понятия «личность» является наличие у человека

1) Эмоционально-чувственных реакций на воздействия среды

2) ответственности за свои действия и их последствия

3) Обусловленность поведения генетическими особенностями

4) инстинктов самосохранения и заботы о потомстве

Правительство страны ограничило ввоз иностранных молочных

продуктов и мяса. К каким сферам общественной жизни относится данный факт?

1) экономической и социальной

2) политической и экономической

3) социальной и духовной

4) экономической и духовной

Верны ли следующие суждения о культуре?

А. Материальная и духовная культуры слабо связаны друг с другом.

Б. Общество может существовать, не создавая культуру.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Какая из перечисленных наук рассматривает общество как

органическое единство общественных сфер, развивающихся

благодаря деятельности людей?

1) антропология

2) социология

3) экономика

4) политология

К социальным потребностям человека относится потребность в

1) отдыхе

2) общении

3) самосохранении

4) сохранении потомства

К существенным признакам, отличающим общение от труда, относится

1) активный характер

2) целенаправленность

3) целесообразность

4) наличие партнера

Установите соответствие между особенностями общественных отношений

и типом социальной стратификации: к каждой позиции, данной в первом столбце,

подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Особенности общественных отношений              Типы стратификации

1) юридическое закрепление прав и                      А) кастовая

обязанностей за основными социальными          Б) сословная

группами                                                                     В) классовая

2) преимущественно наследственный

характер принадлежности к элите общества

3) запрещение перемещения из одной

социальной группы в другую

4) в основе деления на группы – различия

в характере труда и размерах и формах его

оплаты

5) запрет на браки с представителями других

групп

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность

букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

Общество как динамическую систему характеризует:

А)  наличие элементов и подсистем

Б)  связь социальной системы с природой

В)  коммуникация внутри элементов и подсистем

Г)  возникновение новых элементов взамен исчезнувших

Ступенью общего образования в Российской Федерации являются

1) Дошкольное образование

2) Дополнительное образование

3) Основное общее образование

4) Профессиональное общее образование

Какая из перечисленных ниже способностей свойственна человеку и отсутствует у животных?

1) способность ощущать воздействия среды

2) способность воспринимать окружающую действительность

3) способность делать выбор и нести за него ответственность

4) способность удовлетворять свои потребности

Отличительным признаком понятия «личность» является наличие у человека

1) Эмоционально-чувственных реакций на воздействия среды

2) ответственности за свои действия и их последствия

3) Обусловленность поведения генетическими особенностями

4) инстинктов самосохранения и заботы о потомстве

Старшие подростки помогают родителям на даче обрабатывать

грядки с огурцами. Субъектом данной деятельности являются

1) советы и рекомендации родителей

2) Грядки с огурцами

3) старшие подростки

4) инструменты и дачный инвентарь

Верны ли следующие суждения о результатах познавательной деятельности?

А. Результат познания зависит от установок, целей и предыдущего опыта познающего субъекта.

Б. Результат познания зависит от возрастных и индивидуальных характеристик субъекта познания.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

К среднему классу в экономически развитых странах относятся

1) неквалифицированные рабочие

2) менеджеры крупных предприятий

3) владельцы небольших фирм

4) лица, занятые физическим трудом

Сословное деление общества отражает

1) Вид государственного устройства

2) Тип социальной стратификации

3) Характер экономических связей

4) Особенность политической системы

АМИНЬ!

hronometry.com