План
1.Введение.
2.Понятие личности.
3.Структура личности.
4.Факторы формирования личности.
5.Личность и общество.
6.Заключение.
Список используемой литературы.
1.Введение
Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом. Но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожий друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы.
Астрология, теология, философия, литература и социальные науки – вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Какие-то из этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета. Сегодня проблема стоит остро. Как никогда, поскольку большинство серьёзных недугов человечества -стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм. Наркомания, расовые предрассудки, нищета - является следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование цивилизации, будут зависеть оттого, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.
2.Понятие личности.
Личность - понятие богатое по содержанию, включающее не только общие и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человека. То, что делает человека личностью, - это его социальная индивидуальность, т.е. совокупность характерных для человека социальных качеств. Но и природная индивидуальность оказывает свое влияние на развитие личности и ее восприятие. Социальная индивидуальность человека не возникает на пустом месте или только на основе биологических предпосылок. Человек формируется в конкретном историческом времени и социальном пространстве, в процессе практической деятельности и воспитания. Поэтому личность как социальная индивидуальность - это всегда конкретный итог, синтез и взаимодействие очень разнообразных факторов. И личность тем значительнее, чем в большей степени она аккумулирует социально-культурный опыт человека и в свою очередь вносит индивидуальный вклад в его развитие. Проблема личности в философии - это вопрос о том, в чем сущность человека как личности, каково ее место в мире и в истории. Личность здесь рассматривается как индивидуальное выражение и субъект общественных идеалов, ценностей, общественных отношений, деятельности и общения людей. .Особенно следует сказать о влиянии деятельности на личность. Деятельность человека является той основой, на которой и благодаря которой происходит развитие личности и выполнение ею различных социальных ролей в обществе. Только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается "вещью в себе". Сам человек может думать о себе что угодно, но то, чем он является в действительности, обнаруживается только в деле.
Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании. В русском языке издавна употребляется термин "лик" для характеристики изображения лица на иконе. В европейских языках слово "личность" восходит к латинскому понятию "персона", что означало маску актера в театре, социальную роль и человека как некое целостное существо, особенно в юридическом смысле. Раб не рассматривался как персона, для этого надо быть свободным человеком. Выражение "потерять лицо", которое есть во многих языках, означает утрату своего места и статуса в определенной иерархии.
Нужно отметить, что в восточных языках (китайском, японском) понятие личности связывается не только с лицом человека, но и со всем телом. В европейской традиции лицо рассматривается в оппозиции с телом, так как лицо символизирует душу человека, а для китайского мышления характерно понятие
"жизненность", куда входят и духовные качества.
Как в восточном, так и в западном мышлении сохранение своего "лица", т.е. личности - это категорический императив человеческого достоинства, без чего наша цивилизация потеряла бы право называться человеческой. В конце XX века это стало подлинной проблемой для сотен миллионов людей, ввиду тяжести социальных конфликтов и глобальных проблем человечества, которые могут стереть человека с лица Земли.
Интересно отметить, что латинский термин "homo" восходит к понятию
"гумуса" (почвы, праха), из которого произведен человек, а в европейских языках "man" производится от "manus* (рука). В русском языке слово
"человек" имеет корень "чело" - лоб, верхняя часть человеческого существа, приближающая его к творцу.
Следовательно, даже этимологически личностные характеристики человека несут разную смысловую нагрузку в зависимости от той или иной культуры и цивилизации.
Первым понятием, с которого следует начинать изучение проблемы личности, является "индивид". Дословно оно означает неделимую дальше частицу какого-то единого целого. Этот своеобразный "социальный атом", отдельный человек рассматривается не только как единичный представитель рода человеческого, но и как член какой-то социальной группы. Это самая простая и абстрактная характеристика человека, говорящая лишь о том, что он отделен (прежде всего, телесно) от других индивидов. Отделенность не составляет его существенную характеристику, ибо отделены друг от друга и в этом смысле "и иди виды" все объекты во Вселенной. В истории философии и социально-политической мысли известен индивидуализм - философско-этическая концепция, утверждающая приоритет личности перед любой формой социальной общности, исходящая из представлений об атомарности индивида.
Выделяют несколько крупных социальных типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества.
Первый тип - "деятели" - охотники и рыболовы, воины и ремесленники, земледельцы и рабочие, инженеры и геологи, медики и педагоги, менеджеры и т.д. Для таких личностей главное - активное действие, изменение мира и других людей, включаю самого себя.
Второй тип - "мыслители". Это люди, которые, по словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и торговать, а смотреть и размышлять. Образ мудреца, мыслителя, воплощавшего в себе традиции рода и его историческую память (летописание) всегда пользовался огромным авторитетом.
Третий тип - "люди чувств и эмоций", которые остро чувствуют, как
"трещина мира" (Г.Гейне) проходит через их сердца. Прежде всего, это деятели литературы и искусства, гениальные прозрения которых зачастую опережают самые научные прогнозы и прорицания мудрецов.
Четвертый тип - "гуманисты и подвижники", отличающиеся обостренным чувством ощущения душевного состояния другого человека, как бы
"вчувствуются" в него, облегчая душевное и телесное страдание. Их сила - в вере в свое предназначение, в любви к людям и всему живому, в активном действии. Они сделали делом своей жизни милосердие. "Спешите делать добро" - этот жизненный девиз русского врача-гуманиста XIX века Ф.П. Гааза символизирует стержень таких личностей.
В основных культурах и цивилизациях Земли сложились определенные типы личностей, отражающие особенности Востока и Запада. Так, если сравнить европейский канон личности, отражающий идеал цивилизаций Запада с японским, как моделью культур Востока, то очевидны существенные различия. В европейской модели личность понимается как определенная целостность, которая сходным образом действует в разных ситуациях, сохраняя свой основной стержень. А для японцев более характерно восприятие личности и ее поступков как совокупности нескольких "кругов обязанностей" по отношению к императору, родителям, друзьям, самому себе и т.д.
Хотя буддизм и отрицал наличие у человека души в европейском понимании, но индивид стремится к эгоцентрическому отношению к миру, что искажает видение реальности. Такова вторая истина.
Далее утверждается, что "истина преодоления страдания" состоит в снятии иллюзорных субъективных установок.
Наконец, четвертая "истина пути" содержит описание восьми ступеней, на которых последовательно осуществляется контроль над сферой познания, поступками и, наконец, обосновывается буддийская психотехника (самадхи).
Таким образом, в рамках трех мировых религий можно выделить и разные типы личности и пути ее совершенствования. Этим не исчерпывается диапазон данного понятия и очевидно, что большинство людей" сочетает в себе признаки разных типов личностей, а иногда происходит и смена ведущих установок. Выбор личностного пути и поле его деятельности - результат свободного волеизъявления человека. Поэтому личность немыслима вне феномена свободы. А, по словам Гегеля, истинная природа человека есть "свобода, свободная духовность".
3.Структура личности
Выделяют, в первую очередь, так называемую физическую личность или физическое Я. Это тело, или телесная организация человека, самый устойчивый компонент личности, основанный на телесных свойствах и самоощущениях. Тело не только первый "предмет" для познания, но и обязательный компонент личностного мира человека, как помогающее, так и мешающее в процессах общения. К физической личности могут быть отнесены также одежда и домашний очаг. Известно, что многое о человеке можно сказать по данным элементам
mirznanii.com
ТОП 10: |
Мой одиннадцатилетний сын, который разводил свиней, был весьма расстроен. Дело в том, что свиньи часто переворачивали пойла своими рылами, поэтому невозможно было натаскать для них свежей питьевой воды. Тогда мы решили сделать для них бетонную кормушку, которая была бы слишком тяжела, чтобы ее перевернуть. Мы сделали форму из дерева и стали заполнять ее бетонным раствором. Во время нашей работы я начал рассказывать моим сыновьям, что их юная жизнь подобна тому, чем мы в этот момент собирались заняться. Устои нашей семьи подобны деревянной форме. Жизнь моих сыновей подобна бетонному раствору, которым мы заполняли эту форму. Настанет день, когда деревянная форма будет удалена, и тогда они должны оказаться крепкими, сильными и готовыми к самостоятельной жизни. Дисциплинированность, которой мои дети научились в детстве, должна окрепнуть и стать прочной, как затвердевший бетон. Я говорил все с большим жаром и красноречием. Сыновья слушали меня с должным вниманием и уважением. Когда я остановился на мгновение, чтобы перевести дух, они убежали играть, потому что аналогия, которую я проводил между их юной жизнью и кормушкой для свиней, не произвела на них должного впечатления. В тот день мальчики не были готовы к таким серьезным размышлениям, и я не могу винить их в этом. Даже мне нелегко обдумать и осмыслить все факторы, оказывающие влияние на жизнь детей. Их характеры формируются под влиянием жизненных обстоятельств. Все происходящее в вашей семье оказывает на них огромное воздействие, обусловливая то, какими людьми они вырастут.
В данной главе я хочу предложить вашему вниманию схему, которая поможет вам понять, как личность человека формируется в его детские годы. Хотя термин «факторы, формирующие личность» кому-то может показаться новым, однако то, что он обозначает, старо как мир. Факторы, формирующие личность, - это те события и обстоятельства, которые имеют место в годы развития ребенка и оказываются катализаторами в процессе формирования его личности. Однако формирование личности не происходит автоматически; реакция ребенка на события, происходящие в его жизни, и обстоятельства, в которых он оказывается, определяет тот эффект, который они производят в нем. Библия совершенно ясно подтверждает тот факт, что опыт, приобретенный в ранние детские годы, оказывает влияние на всю последующую жизнь. Основные библейские отрывки, говорящие о семье (6-я глава Книги Второзаконие, 6-я глава Послания к ефесянам и 3-я глава Послания к колоссянам) включают в себя мысль о том, что события и переживания, имевшие место в раннем детстве, отражаются на всей жизни человека. Писание требует, чтобы вы как родители уделяли внимание тем факторам, которые формируют личность вашего ребенка. Личность того взрослого человека, в которого со временем превратится ваш ребенок, будет являться результатом влияния двух различных факторов. Первый из них – это события, происходящие в его жизни; второй – это то, как он относится к этим событиям. Схема, которая приводится в данной главе, изображает события и обстоятельства жизни, влияющие на формирование личности. В следующей главе будет представлена схема, показывающая реакцию ребенка на эти влияния извне. Ребенок не просто подвергается влиянию различных жизненных обстоятельств. Он реагирует на них. Он отвечает на них в соответствии с ориентацией своего сердца по отношению к Богу. Понимание этих схем поможет вам осознать, где именно ваши дети нуждаются в корректировке и поддержке. Стрелки на схеме, которая приводится ниже, символизируют влияние событий и обстоятельств жизни на личность ребенка. Эти внешние влияния, которые родители могут, а иногда и не могут контролировать, воздействуют на жизнь ребенка. Рис.2. Факторы, формирующие личность
Устройство семейной жизни Одна из стрелок на схеме изображает устройство (или структуру) семейной жизни. Имеет ли ваша семья традиции и является ли она сплоченной, дружной семьей? Обоим ли родителям подотчетен ребенок? Сколько поколений в этой семье – два или три? Живы ли оба родителя и выполняют ли они свои функции в доме? Как распределены роли обоих родителей? Имеются ли другие дети в семье, или же семейная жизнь ограничена только одним ребенком? В каком порядке родились дети? Какие отношения существуют между ними? Как близки они друг к другу по своему возрасту, способностям, интересам и особенностям характера? Как особенности характера ребенка сочетаются с характерами других членов семьи? Салли и ее муж пришли ко мне за советом. Они недавно поженились и столкнулись с трудностями совместной жизни. Одним из самых больших затруднений для Салли было то, что ее муж не посвящал ей всецело свою жизнь. Она была единственным ребенком в семье. Хотя родители и не баловали ее в детстве, заваливая подарками, но они ставили ее желания и нужды на первое место. Теперь же ей казалось, что муж не любит ее, поскольку исполнение ее желаний не было главной целью его жизни. Потребности и взгляды Салли на отношения с мужем полностью сформировались в ее детские годы, когда она жила в своей семье. Семейные ценности Другая стрелка на схеме обозначает семейные ценности. Что является важным для родителей? Что вызывает у них беспокойство и что проходит незамеченным? Что важнее для них: люди или вещи? Что больше расстраивает родителей: дырка в брюках от школьной формы или драка между товарищами по школе? Какой жизненной философии придерживаются родители, и какого рода разговоры слышит ребенок в семье? Считают ли родители, что детей не должно быть слышно в доме? Каковы гласные и негласные правила семейной жизни? Каким образом Бог вписывается в семейную жизнь? Организована ли жизнь таким образом, что познание Бога и любовь к Нему стоят на первом месте, или же семья увлечена чем-то иным? «Смотрите, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2:8). Вы должны задать себе следующий вопрос: «Основаны ли ценности моей семьи на людских традициях и основных принципах жизни этого мира, или же они укоренены во Христе?» Недавно я спросил десятилетнего мальчика, за что он будет больше наказан: за то, что разбил дорогую вазу, или за то, что не послушался ясного указания своих родителей. Без какого-либо колебания он ответил, что ему будет намного хуже, если он разобьет дорогую вазу. Этот мальчик уяснил для себя, в чем состоят ценности его семьи. Он постиг негласное правило: дорогие вещи беспокоят родителей намного больше, чет его непослушание. Подобные семейные ценности основаны на пустой и ложной философии. Есть также и другие аспекты семейных отношений. Какие невидимые барьеры отделяют членов семьи друг от друга? В каких случаях семейные секреты хранятся в тайне, а в каких они рассказываются другим людям? Поддерживает ли семья открытые, добрососедские отношения с окружающими, или же она ведет замкнутый образ жизни? Как высоки стены, отделяющие семью от посторонних? Где в этих невидимых стенах можно найти лазейку? Некоторые люди никогда не рассказывают родственникам о своих проблемах, зато охотно делятся ими со своими соседями. Другие зовут на помощь брата, но никогда ни о чем не попросят соседа, живущего рядом (Пр. 27:10). Некоторые дети растут, не имея никакого представления о том, сколько зарабатывает их отец, в то время как другие в любой момент могут узнать, сколько денег лежит на родительском счету в банке. Некоторые родители что-то держат в секрете от своих детей. Некоторые дети делятся секретами с другими людьми, но только не со своими родителями. Иногда мать и дети имеют какие-то секреты от отца. Иногда отец и дети что-то скрывают от матери. В каждой семье существуют определенные невидимые барьеры. О них, возможно, не говорят и не думают, но, тем не менее, они существуют.
Распределение ролей в семье В любой семье каждый ее член играет какую-то определенную роль. Одни отцы активно участвуют в семейной жизни, другие же слишком заняты работой и весьма далеки от всего того, что происходит у них в доме. Незначительные детали: кто платит по счетам или кто назначает семейные встречи – очень много говорят о распределении ролей в семье. Дети также имеют свои роли. Я знаю одну семью, в которой дети обязаны надевать носки и ботинки своему отцу, потому что он слишком тучный и ему неудобно самому это делать. Поскольку он жестокий человек, то их личности формируются под влиянием его резких заявлений об их месте в семейной жизни. |
infopedia.su
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ. 3
2. ЧТО ТАКОЕ ЛИЧНОСТЬ .. 5
3. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ .. 8
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ .. 26
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 28
ВВЕДЕНИЕ.
Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас.
Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий.
Известно, насколько велико многообразие людей, как многолики и иногда значительны индивидуальные их качества. Среди, более чем пяти миллиардов людей на нашей планете не существует двух совершенно одинаковых людей, двух однотипных индивидуальностей. Эти громадные различия усложняют, если не делать вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы.
Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль.
Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения процесса формирования личности. Несмотря на многочисленные понятийные и другие различия, существующие между ними почти все психологические теории личности едины в одном: личностью, утверждается в них, человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Это фактически означает признание того, что личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, а вследствие научения, то есть они формируются и развиваются.
Формирование личности – это, как правило, начальный этап становления личностных свойств человека. Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних факторов. К внешним относятся: принадлежность индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние детерминанты включают генетические, биологические и физические факторы.
Предметом моего исследования является процесс формирования человеческой личности под влиянием биологических факторов.
Цель работы состоит в анализе влияния этих факторов на развитие личности. Из темы, цели и содержания работы следуют ниже-перечисленные задачи :
· определить влияние на развитие личности человека таких биологических факторов как наследственности, врожденных особенностей, состояния здоровья;
· в ходе теоретического анализа педагогической, психологической литературы по теме работы попытаться выяснить, какие же факторы оказывают более весомое влияние на формирование личности: биологические особенности или ее социальный опыт.
ЧТО ТАКОЕ ЛИЧНОСТЬ
Слово «личность», как и многие другие психологические понятия, широко используются в повседневном общении наряду с другими терминами. Поэтому что бы ответить на вопрос: «Что такое личность?», необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий «человек», «личность», «индивидуальность», «индивид».
Человек – с одной стороны существо биологическое, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться; с другой стороны человек – существо общественное, ему необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми.
Личность – это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное существо. Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической природной его стороны. Не всякий человек является личностью. Недаром же, наверное, можно слышать об одном «настоящая личность!», а о другом – «нет, это не личность».
Индивидуальность – это личность конкретного человека как неповторимое сочетание своеобразных психических особенностей.
Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальный и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей и т.д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируется как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто- и фейлогенеза человека, личность – итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.
Одни ученые считают, что психика человека биологически обусловлена, что все стороны личности являются врожденными. Например: характер, способности наследуются как цвет глаз, волос.
Другие ученые считают, что каждый человек всегда находится в определенных отношениях с другими людьми. Эти общественные отношения и формируют человеческую личность, т.е. человек усваивает принятые в данном обществе правила поведения, обычаи, нравственные нормы.
Допустимо ли игнорировать, не принимать во внимание биологическую сущность человека? Нет, его биологическую, природную, естественную сущность игнорировать нельзя. Разумеется, соответствующие природные, биологические особенности совершенно необходимы для психического развития человека. Необходимы человеческий мозг и нервная система, что бы на этой основе стало возможно формирование психических особенностей человека.
Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда даже не станет подобием личности. Известен случай, когда в Индии в 1920 году были найдены две девочки, живущие в волчьей стае, младшая быстро умерла, а старшая (ее назвали Камалой), которой было 6-7 лет, прожила более 10 лет. Печать сообщала еще о нескольких подобных случаях: один мальчик был обнаружен снова в Индии и снова среди волков и два мальчика обнаружены в Африке в стае обезьян. По-видимому, дети были похищены животными, но оставлены в живых. Во всех этих случаях наблюдалась одна и та же картина: дети не умели ни стоять, ни ходить, но быстро передвигались на четвереньках или ловко лазали по деревьям; не владели речью и не могли произносить членораздельные звуки; отказывались от человеческой пищи, питались сырым мясом или дикими растениями, жуками и стрекозами; воду лакали, срывали с себя одежду, кусались, выли, спали на голом полу.
Опыт социальной изоляции человеческого индивида доказывает то, что личность развивается не просто путем автоматического развертывания природных задатков. Изучение восприятия подобными индивидами себя как отдельного существа в окружающем мире показало, что они не имеют собственного "Я", так как у них полностью отсутствует представление о себе как об обособленном, отдельном существе в ряду других подобных им существ. Тем более такие индивиды не могут воспринимать свое различие и сходство с другими индивидами. В данном случае человеческое существо не может считаться личностью.
У каждого родившегося ребенка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерывное единство биологических и социальных качеств показывают, что человек – существо биологическое и социальное.
ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность новорожденного». Фактически каждый из них – уже индивидуальность… Но еще не личность! Человек становится личностью, а не рождается ею. Мы всерьез не говорим о личности даже двухлетнего ребенка, хотя он многое приобрел из социального окружения.
Личность не только существует, но и впервые рождается именно как «узелок», завязывающийся в сети взаимных отношений. Внутри тела отдельного индивида реально существует не личность, а ее односторонняя проекция на экран биологии, осуществляемая динамикой нервных процессов.
Процесс развития осуществляется как совершенствование человека – биологического существа. В первую очередь, биологическое развитие, так и развитие в целом, обусловливает фактор наследственности.
Кирпичный дом не может быть построен из камня или из бамбука, но из большого количества кирпичей можно построить дом множеством различных способов. Биологическое наследие каждого человека поставляет сырые материалы, которые затем формируются разными способами в человеческую особь, индивида, личность.
Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества. Эта программа закономерно и гармонично претворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала.
Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.
mirznanii.com