Формирование личности в деятельности. Что является основой для формирования человека как личности является


Практическое занятие n3

Тема: Развитие, воспитание и формирование личности.

План:

1.Сущность понятий человек, индивид, личность, индивидуальность.

2.Движущие силы и основные закономерности развития личности.

3.Характеристика основных факторов, влияющих на развитие личности.

4.Периодизация возрастного развития. Возрастные особенности развития, их учет в педагогическом процессе.

5.Сущность индивидуального подхода в обучении.

1.Сущность понятий человек, индивид, личность, индивидуальность.

Проблема развития личности, ее формирования рассматривается многими науками. Педагогика изучает наиболее эффективные условия для развития, формирования личности в процессе воспитания и обучения.

Человек– биологическое существо, обладающее даром мышления, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, представляющее собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного.

Личность –человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способной к самопознанию и саморазвитию; это устойчивая система качеств, отношений, планов, мотивов и установок, характеризующих человека как члена общества.

Человек как личность характеризуется:

1.Развивающимся самосознанием,являющимся основой формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях и ориентированным прежде всего на познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни.

2.Активностью– стремление выйти за пределы реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний; расширить сферу деятельности.

3.Наличием «Я-образа»- системы представлений человека о себе реальном, себе ожидаемом, себе идеальным, которые обеспечивают единство и тождественность его личности и обнаруживаются в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний.

4.Направленностью– устойчивой системой мотивов: потребностей, интересов, идеалов, убеждений.

5.Способностями,свойствами и качествами, обеспечивающими успешность в выполнении определенной деятельности.

6.Характером,представляющим собой совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, обусловливающую типичные для него способы поведения и эмоционального реагирования.

Индивидуальность – совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психических особенностей, отличающих данного индивида от всех остальных.

Развитие личности– это естественный, сложный, противоречивый процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов.

Формирование личности– процесс становления личности в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.

Результатом развития личности является становление человека как биологического вида и как социального существа.

Биологическоев человеке характеризуется физическим развитием, включающим в себя морфологические, биохимические, физиологические изменения.

Социальное развитиесвязано с психическими (развитие памяти, внимания, речи и др.), духовными (нравственное становление: формирование сознания, нравственных чувств, привычек нравственного поведения), интеллектуальными (углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост) изменениями.

Существуют три концепции соотношения биологического и социального в развитии человека и формировании его как личности: биологическая, социальная и биосоциальная.

studfiles.net

Развитие личности: сущность, направление, факторы

Развитие личности: сущность, направление, факторы

 

Жукова Жанна Владимировна, педагог-психолог, методист ГБСКОУ школы №3 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

 

Человек рождается на свет уже человеком. Понятие индивид обозначает отдельного представителя человеческого рода безотносительно к его качествам.

В общем развитии человека обычно выделяют биологическую и социальную составляющие.[1, 2, 4, 9]. Человек рождается как биологическое существо, однако в процессе своей жизнедеятельности вырабатывает и развивает в себе множество социальных свойств и качеств, которые характеризуют его общественную сущность. Поэтому в науке человек рассматривается как биосоциальное существо, как субъект (т.е. действующее лицо) исторической деятельности и познания.

Это позволяет сделать вывод: понятие «личность» характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно.[9]

Чем ярче проявляет личность социальные черты и качества, а ее деятельность все больше начинает носить своеобразно-творческий характер, тем больше проявляется индивидуальность.

Понятие индивидуальность включает в себя то особенное, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой, что придает ей своеобразную красоту и неповторимость и обусловливает специфический стиль ее деятельности и поведения.

Психологическая структура личности.

Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, обычно называемые «чертами личности». Их очень много. Но все это труднообозримое число свойств личности психологи пытаются условно уложить в некоторое количество подструктур

Низшим четвертым уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента.

Третья подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств.

Вторым уровнем личности является ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер.

Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.[4, 5, 9]

Вопрос о том, как происходит развитие личности человека, каковы его источники и факторы, является основным вопросом для наук о человеке

Под развитием понимают взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, общественно-политических взглядов и убеждений

Соотношение биологического и социального в личности

Теории развития личности еще недостаточно хорошо разработаны. На сегодняшний день практически нет единой теории, способной дать ясное представление об этой проблеме. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными подходами на ее развитие.[1, 2, 4, 6,

1) С точки зрения биологизаторского подхода, каждая личность развивается и формируется в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение, при этом играет весьма незначительную роль.

2) Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – продукт, полностью формируемый социумом.

Указывая на определяющую роль внешних, средовых влияний на развитие и формирование личности, ученые, однако, не абстрагируются от биологической природы человека. В качестве природного существа он наделен природными силами, задатками и способностями, которые не могут не влиять на социальное развитие человека, на его формирование как личности. В чем же проявляется это влияние?

1)   Для формирования человека как общественного существа важнейшее значение имеет его природная способность к развитию.

2)   Биологическое проявляется в формировании природной предрасположенности к той или иной деятельности, способностях, задатках  (например, имеют музыкальный слух, математические способности, хорошие голосовые данные, мышечную силу и т.д.). Именно эти задатки позволяют людям активно развиваться в соответствующих областях искусства, науки и труда и влияют на их личностное формирование.

3)   Биологически человек имеет большие возможности для развития, используя свой потенциал лишь на 10-12%.

Биологическое и социальное тесно переплетаются и выступают в единстве. Но это единство не означает равнозначности их влияния. В развитии личности преобладающее значение играют социальные факторы.

Три фактора развития личности

1) Наследственность. Для проявления задатков и способностей необходимы не только соответствующие социальные условия и определенный уровень научного, технического и художественного развития общества, но и соответствующее воспитание, специальное обучение в той или иной сфере деятельности.

2) Среда воздействует на личность в известной мере стихийно и пассивно; она выступает как возможность, потенциальная предпосылка развития личности.

3) В современных условиях приобщение человека к жизни трудно представить без продолжительного и специальным образом организованного обучения и воспитания. Именно воспитание выступает  в качестве важнейшего средства, с помощью которого реализуется социальная программа развития личности, ее задатков и способностей.

Таким образом, наряду со средой и биологическими задатками воспитание выступает как третий существенный фактор развития и формирования  личности.

Определяющую же роль в развитии и формировании личности играет воспитание.

Основные направления развития личности

- физическое развитие - включает в себя морфологические (рост, вес, объем), биохимические (состав крови, костей, мышц) и физиологические (пищеварение, кровообращение, половое развитие и созревание) изменения;

- социальное развитие - связано с психическими (совершенствование памяти, мышления, воли, развитие эмоций, потребностей, способностей, характера), духовными (нравственное становление), интеллектуальными (углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост) изменениями

Движущие силы развития личности - это противоречия между новым и старым

Именно противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания, выступают движущими силами развития личности.[7]

К таким противоречиям относятся:

- противоречие между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения;

- противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности;

- противоречие между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности (В.А.Крутецкий).

Названные противоречия характерны для всех возрастов, но они приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются. Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень своего развития. Потребность удовлетворяется - противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим - развитие продолжается. [7]

Итак, движущей силой психического развития человека является противоречие между достигнутым уровнем развития его знаний, навыков, способностей, системой мотивов и типами его связи с окружающей  средой

Условия развития личности

В процессе деятельности происходит разностороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру.

Деятельность, которая удовлетворяет основные потребности ребенка на данном возрастном этапе и определяет целостное развитие его психики, называется ведущим видом деятельности (термин ввел отечественный психолог А. Н. Леонтьев): в младенчестве (от 2 мес. до 1 года) ведущим видом деятельности является непосредственно-эмоциональное общение со взрослым, удовлетворяющее потребность ребенка в общении;

в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) - предметная деятельность, удовлетворяющая потребность в познании предметного мира;

в дошкольном возрасте (от 3 до 6-7 лет) - сюжетно-ролевая игра, которая удовлетворяет новые потребности ребенка: быть как взрослый, быть самостоятельным;

в младшем школьном возрасте (от 6-7 до 10-11 лет) - учебная деятельность, в которой реализуются потребности в учении (потребность в познании окружающего мира), в стремлении стать взрослым;

в подростковом возрасте (с 10-11 до 14-15 лет) - интимно-личное общение, удовлетворяющее потребность в общении со сверстниками;

в юности (с 15 до 17 лет) - учебно-профессиональная деятельность, которая удовлетворяет потребность в самоопределении.

Роль активности личности в собственном развитии

Раскрывая важнейшие факторы развития личности и подчеркивая определяющую роль воспитания в этом процессе, нельзя рассматривать человека как пассивный объект средовых влияний и воспитательных воздействий.

Огромное значение в этом процессе придается активности самой личности, ее творческо-преобразующей деятельности.

В зависимости от этой активности и внутренней позиции личности по отношению к средовым и воспитательным (внешним) воздействиям она может формироваться в самых различных направлениях, вплоть до прямо противоположного в тех случаях, если педагогическое воздействие не находит положительного отклика в сознании и чувствах воспитанника.[9]

Влияния на развитие личности

ВНЕШНИЕ: Средовые влияния и воспитание

ВНУТРЕННИЕ:  Природные склонности и влечения, вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания)

Социальная зрелость личности

По каким же критериям можно судить о мере личностного развития человека?

Например, психолог С.Л.Рубинштейн писал, что личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей сознательно управлять собственным поведением и деятельностью. Вот почему способность обдумывать свои поступки и отвечать за них, способность к автономной деятельности есть существенный признак личности.[1, 4, 9]

Известный философ В.П.Тугаринов к числу важнейших характеристик личности относил: 1) разумность, 2) ответственность, 3) свободу, 4) личное достоинство, 5) индивидуальность.

Выделяя критерии личностности, В.П. Тугаринов связывал это понятие также с возрастной и психической зрелостью человека. С этой точки зрения не является личностью младенец, который не достиг определенного психического развития, а также психически больной человек, который не в состоянии проявлять сознательность в поведении.

Четыре компонента личностной зрелости

Проблематикой социальной зрелости личности занимаются различные науки: педагогика, психология, социология, акмеология и др.. Предметом акмеологии является феномен зрелости человека, или процесс и результат достижения человеком вершин как индивидом, личностью, субъектом деятельности (в том числе и профессиональной) и индивидуальностью. На сегодняшний день  можно выделить четыре фундаментальных компонента личностной зрелости:

- ответственность;

- терпимость;

- саморазвитие;

- позитивное мышление, позитивное отношение к миру.

Социальная зрелость и ее составляющая – ответственность – формируется лишь в адекватной деятельности. Формирование ответственности прямо связано с предоставлением личности свободы в принятии решений, с развитием автономности личности.

Потребность в саморазвитии, самоактуализации есть основополагающая составляющая зрелой личности.

В терпимости же личности проявляется интегральная образующая – позитивное отношение к миру

Выводы

Все внешние социализирующие личность факторы (средовые и воспитательные воздействия) способствуют ее развитию только тогда, когда они взаимодействуют с внутренними механизмами ее собственной активности в работе над собой, а именно, с ее потребностями, мотивами, интересами, убеждениями и т.д., и оказывают на них положительное влияние.

Развитие личности, будучи многофакторным процессом, требует постоянного изучения и умелого учета педагогических воздействий всех факторов, которые влияют на это развитие.

Только опираясь на положительные средовые влияния, природные задатки и способности учащихся, создавая специально сконструированные условия (среду) для саморазвития и самореализации и нейтрализуя негативные влияния, воспитание сможет играть действительно определяющую роль в развитии личности.

Наиболее перспективным в этом отношении, на наш взгляд, является личностно-деятельностный подход. [3]

 

Литература:

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009.
  2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.2: Пер. с франц. – М.: Мир, 1992.
  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология.
  4. Немов Р.С. Психология. – М.: Просвещение, 1995.
  5. Общая психология: Курс лекций для первой ступени пед. образования/ Сост. Е.И.Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1995.
  6. Психологический словарь/Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1997.
  7. Сластенин В.А.
  8. Фролов С.С. Социология: учебник, (http://onby.ru/sfrolovsotsiologija/7/5d36/)
  9. Харламов И. Педагогика.  (http://www.sunhome.ru/books/b.pedagogika/22)
  10. Шевандрин Н.И.. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: Учеб.для студ. Высш. Учеб.завед. – 2 –е изд. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 512 с

 

ext.spb.ru

Формирование личности в деятельности — Мегаобучалка

Личность человека и его общественное сознание формируются

в деятельности.

Возникновение и развитие различных видов деятельности человека — процесс сложный и длительный. У новорожденного деятельность как таковая отсутствует, но уже с первых дней жизни ребенок проявляет психическую активность и импульсивное поведение. По мере созревания мозга, сознания и развития движений формируются предпосылки к возникновению деятельности. Онтогенетически первым видом деятельности является игра. Для ребенка игра — путь к познанию окружающего мира. В игре проявляются и совершенствуются его способности к речевому общению и управлению собственными движениями. По мере формирования личности игровая деятельность дополняется другими видами дея-

тельности — учением и трудом. Триада «игра — учение — труд»' является деятельностной основой формирования личности в процессе ее воспитания и социализации.

Игра.В детском возрасте игровая активность является преобладающей. Игра — это предметная деятельность, моделирующая реальные взаимоотношения индивида с себе подобными и окружающим миром. Психологической особенностью игровой деятельности является замена реальности воображаемой ситуацией. В игре наиболее полно удовлетворяется потребность ребенка в движении, психической активности. Стремление к игре — показатель его здоровья, психического комфорта, активности. Тесная связь игровой деятельности с биоэнергетическим потенциалом организма отчетливо прослеживается в подвижных и спортивных играх. В процессе игры происходит интенсивная тренировка многих психических функций и свойств личности: активизируются мышление, воображение, фантазия, формируются положительные эмоциональные состояния личности, возникают чувства радости и удовольствия, включаются в деятельность процессы подражания, сопереживания, лидерства, формируются умения и навыки. В игре ребенок усваивает нормы и правила человеческого общения и взаимодействия, учится коллективности и сотрудничеству.

Особое значение для эффективного решения задач физического воспитания личности имеют подвижные и спортивные игры. Это особый вид игр «по правилам» с использованием всего многообразия движений. В играх «по правилам» символически задаются ситуации. Символика формирует особую игровую установку, когда человек верит и не верит в серьезность происходящего. Устранение этого противоречия кладет конец игре. Игра заставляет участников состязаться, добиваться выигрыша, порой забывая об усталости, травмах и болевых ощущениях. Такая психо^ логия игры типичная для спорта, и этим он привлекает к себе людей.

Таким образом, основное назначение игры — обучение человек ка пользованию вещами и предметами, формирование у него умений и навыков взаимодействия с другими людьми в групповой и коллективной деятельности, развитие и тренировка психических процессов и функций.

Учение.Поскольку человеческое поведение определяется социальным опытом, существует способ его передачи из поколения в поколение — процесс учения. Учение — это познавательная активность и деятельности личности по овладению опытом и знаниями. Учение является одной из сторон процесса обучения — целенаправленного процесса по овладению знаниями, умениями и навыками под руководством педагога.

Учение — специфическая человеческая деятельность, успешность которой зависит от уровня психической и социальной активности личности. Первое исходное условие для успешной учебной деятельности — высокая познавательная активность личности, создание у ребенка сознательного отношения к учению, формирование мотивов и установки на познание. Готовность к учению

выражается в интересе, который проявляется к деятельности по овладению предлагаемым материалом.

Решающее значение для формирования положительного отношения к учению имеют действия педагогов, воспитателей, взрослых. Их личный пример, педагогическая компетентность — залог успешности обучения.

Цели учения:

1) усвоение информации о свойствах вещей и явлений социальной действительности, значимых для успешной организациии осуществления деятельности. Результат такого усвоения —

знания;

2) сознательное овладение способами использования усвоенной информации для правильного выбора и внутреннего контролясовершаемых действий и поступков. Достижение этой цели формирует умения;

3) освоение и совершенствование способов выполнения действий в тех или иных жизненных ситуациях, доведение этих дей^-ствий до высшего уровня профессионального мастерства, т. е.приобретение навыков.

Практически при формировании навыков процесс учения переходит в процесс тренировки, так как овладение навыком предполагает неоднократное повторение упражнения. Ясно, что процесс учения (обучения) составляет основу учебно-тренировочной деятельности в спорте. Приобщение человека к физической культуре и спорту начинается с обучения его движениям с помощью разнообразных физических упражнений.

Таким образом, целью учения является приобретение знаний,

умений и навыков.

Труд.Трудовая деятельность является основополагающей з становлении личности. Основоположники марксизма неоднократно подчеркивали решающую роль труда в формировании человека, указывали, что только в процессе трудовой деятельности развивается общественное сознание людей, творится их история. «...Образование пяти внешних чувств,— отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс,— это работа всей до сих пор протекшей всемирной

истории»*.

Трудовая деятельность связана с игрой и учением. Игра во многих отношениях моделирует труд, а учение подготавливает человека к полноценному труду. Труд весьма тесно связан и со спортом. Физическое воспитание способствует формированию ценных для трудовой деятельности качеств личности — организованности, социальной активности, дисциплинированности, надежности, решительности и целеустремленности в достижении цели. Спорт дает человеку здоровье и высокую работоспособность. В условиях механизации и автоматизации, когда отсутствие физических нагрузок порождает гиподинамию, физическая культура приобретает особое

значение.

Дальнейшее совершенствование трудовой деятельности, повы-

Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956, с. 594.

шение производительности труда во многом зависят от роста массовости занятий физической культурой и спортом всех групп трудящихся.

megaobuchalka.ru

Формирование личности – процесс целенаправленного ее становления под влиянием различных объективных факторов

Для педагогики, как и для других наук о человеке, кардинальным является вопрос о том, как происходит его личностное развитие, каковы источники и факторы (причины) этого развития.

 

2. Освещение проблемы развития личности в зарубежной и отечественной педагогике и психологии.

В зарубежной педагогике и психологии в связи с решением проблемы личности и ее развития выделяются три основных направления: биологическое, социологическое и биосоциальное.

Представители биологического направления считают личность сугубо природным существом и все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З.Фрейд и др.). Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности. Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим собой, он «надевает маску», или неудовлетворение естественных потребностей замещает занятиями каким-либо видом деятельности.

Все явления общественной жизни (стачки, забастовки, революции), как считают представители этого направления, естественны для простых людей, у которых от рождения заложено стремление к нападению, жестокости, бунтарству.

Представители социологического направления утверждают, что человек рождается как существо биологическое. Однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Этот фактор они считают решающим в развитии человека.

Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Такое искусственное деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.

Отечественная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на всём образе её жизни.

В свою очередь, мотивы, интересы, цели как результаты социальной жизни личности придают ей силы для преодоления физических недостатков и особенностей характера (вспыльчивости, стеснительности т.п.).

Личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время является живым организмом. Отношения социального и биологического в формировании личности очень сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития человека.

Личность, по определению Л. С. Выготского, - это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Основные функции личности - творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений.

Процесс развития личности – сложный, противоречивый процесс. Именно противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания, выступают движущими силами развития личности.

К таким конкретным противоречиям относятся, например: противоречие между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения; противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности; противоречие между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности.

Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень своего развития.

Потребность удовлетворяется - противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим, и развитие продолжается.

 

3. Биологические факторы формирования личности.

Человек является природным существом. В этом качестве он наделен природными силами, задатками и способностями, которые не могут не оказывать влияния на его формирование как личности. В чём же заключаются эти влияния?

Первое. Биологическое сказывается в том, что у людей имеется определенная природная предрасположенность к той или иной деятельности (имеются задатки способностей). Например, многие люди от природы имеют тонкий музыкальный слух, хорошие голосовые данные, способность к поэтическому творчеству, феноменальную память, математические задатки, особые физические свойства, выражающиеся в росте, мышечной силе и т.д. Именно эти задатки позволяют людям интенсивно развиваться в соответствующих видах искусства, науки и труда, влияют на их личностное формирование.

Речь идёт о факторе наследственности. Наследственным является то, что передаётся от родителей детям через зародышевое вещество. Носителями наследственности являются гены. Задатки способностей человека передаются по наследству. Так, изучение родословной И.С. Баха показало, что на протяжении 300 лет в его роду было свыше 20-ти выдающихся музыкантов.

Но процесс развития личности – не простое повторение наследственных фондов. Развитие идёт через борьбу наследственности и приспособления к условиям жизни. Этим объясняется то, что не все задатки способностей человека развиваются.

Благодаря фактору наследственности человеку может передаваться предрасположенность к отдельным заболеваниям (таким, как сахарный диабет, болезни сердца и т.п.). Причём, она может проявиться через 20-30 лет после рождения человека.

Второе. Многие индивидуальные особенности человека как личности определяются врождённым биологическим фактором. Для человека важно то, как шло его формирование во внутриутробном периоде. Инфекции, перенесённые матерью, применение ею сильных лекарственных средств, употребление спиртных напитков, курение, травмы могут привести к определённым дефектам в развитии человека, что сказывается на становлении его как личности.

Третье. Биологическим фактором развития личности является состояние здоровья человека. Приобретённые болезни (слепота, глухота, полиомиелит), травмы негативно сказываются на развитии человека как личности.

Установлено, что биологически человек имеет весьма большие возможности. Но свой потенциал в этом отношении он использует лишь на 10-12 процентов.

Поэтому в своей работе педагогу всегда необходимо исходить, говоря словами А.С.Макаренко, из оптимистической гипотезы, верить в творческие силы учащихся, искать пути к их развитию и совершенствованию.

Педагогу следует помнить и о том, что роль природных факторов неодинакова на разных возрастных этапах: чем меньше возраст, тем в большей мере природные особенности сказываются на формировании личности.

Таким образом, наука не отрицает влияния биологического на развитие личности. Однако это влияние нельзя переоценивать. Биологическое и социальное тесно переплетаются и выступают в единстве.

Но это единство не означает тождества, равнозначности. В развитии личности преобладающее значение имеют социальные факторы. По этому поводу К.К.Платонов замечал, что биологически обусловленная подструктура личности подчинена ее социально обусловленной подструктуре.

 

4. Влияние окружающей среды на развитие человека

В понятие «среда» в широком значении входит вся совокупность внешних условий, необходимых для жизни и развития человека, личности. К ним относятся как естественные (природные), так и общественные (социальные) условия жизни.

Естественные условия жизни человека являются источником необходимых для него веществ – воды, воздуха, пищи. При этом сам человек воздействует (положительно или отрицательно) на окружающую природную среду. Например, в результате Чернобыльской трагедии загрязнены 39 районов России, Украины, Белоруссии.

На формирование человека как личности сильное воздействие оказывает социальная среда. Это: система общественных отношений, деятельность государственных органов, политические события, культура, созданная данным обществом. Названное относится к макро социальной среде (к макро социальному фактору).

Мезо социальный фактор – тип поселения, в котором живёт человек, этнокультурные условия жизни людей. (Этнический – принадлежащий к тому или иному народу)

Микро социальная среда – окружающие человека люди (друзья, семья, учителя), материальные условия жизни, обстановка, в которой живёт человек и пр. При этом самым главным формирующим элементом непосредственно окружающей ребёнка среды являются люди. Но не всякий человек занимает в жизни формирующейся личности значительное место, а только тот, в общении с которым ребёнок испытывает жизненную необходимость.

Из среды ребёнок берёт тот строительный материал, который отвечает его потребностям. При этом благодаря личному опыту, собственной активности и правильному воспитанию, даже в самых трудных условиях вырастают хорошие люди.

 

5.. Воспитание как важный фактор развития личности.

Социальная среда может влиять на развитие человека как стихийно, так целенаправленно Целенаправленные воздействия социальной среды носят название «воспитание». Его роль постоянно возрастает. В современных условиях трудно представить себе приобщение человека к жизни без продолжительного и специальным образом организованного воспитания. Именно воспитание выступает в качестве важнейшего средства, с помощью которого реализуется социальная программа развития личности, ее задатков и способностей.

Посредством воспитания человек овладевает наукой, способами профессиональной деятельности, формирует в себе необходимые моральные и эстетические качества.

Но при этом нельзя рассматривать человека как пассивный объект средовых влияний и воспитательных воздействий. Огромное значение в этом процессе педагогическая наука придает активности самой личности, ее творческо-преобразующей деятельности.

Понимание этого явления привело к тому, что все факторы развития и формирования личности, стали делить на две группы - внешние и внутренние. Факторы среды и воспитания относятся к внешним факторам развития личности. Биологические факторы и активность личности (самовоспитание) относятся к внутренним факторам.

Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия этих факторов. При этом воспитание играет важную роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работе над собой. Именно собственное стремление растущего человека к своему личностному совершенствованию, его активная деятельность в конечном итоге определяют его развитие.

Характер развития каждой личности, широта, глубина этого развития при одинаковых условиях обучения и воспитания зависят главным образом от ее собственных усилий, от той энергии и работоспособности, которые она проявляет в различных видах деятельности, с соответствующей поправкой на природные задатки.

Отечественная педагогика исходит из признания того, что свободное и гармоничное развитие личности возможно в условиях коллективной творческой деятельности. Организация различных форм коллективной деятельности (учебно-познавательной, трудовой, художественно-эстетической и др.) способствует проявлению творческого потенциала личности. Незаменима роль коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности, ее социальной, гражданской позиции. В коллективе в условиях сопереживания и взаимопомощи совместно действующих людей осуществляется эмоциональное развитие каждой личности.

Л Н Толстой сравнивал процесс развития человека с тем, как растет плодовое дерево: в буквальном смысле не человек его выращивает - оно само растет. Человек только рыхлит почву, вносит удобрения, обрезает ветви, иначе говоря, создает необходимые внешние условия, которые способствуют его росту.

. То же самое можно сказать по поводу развития личности: внешние факторы развивают и формируют личность лишь в той мере, в какой они стимулируют ее собственную активность в работе над собой. Этот сложнейший процесс получил название «персонификация воспитания».

Сказанное позволяет сделать следующие выводы:

1. Развитие личности, будучи многофакторным процессом, требует постоянного изучения и умелого учета воспитателями воздействий всех его факторов. Только опираясь на положительные средовые влияния, природные задатки и способности учащихся, привлекая их к активной деятельности и нейтрализуя негативные влияния, воспитание в состоянии играть определяющую роль в формировании личности.

2. Воспитание ни в коем случае не может допускать нивелировки и «уравнительности» в личностном формировании. Его важнейшей задачей является выявление и всемерное развитие положительного потенциала каждой личности, ее природных задатков, способностей и склонностей.

3. В зависимости от активности и внутренней позиции личности по отношению к средовым и воспитательным (внешним) воздействиям она может формироваться в самых различных направлениях. Если учащийся негативно относится к этим воздействиям, он будет развиваться в направлении, прямо противоположном тому, на которое его ориентирует воспитатель.

 

megaobuchalka.ru