Творческая личность и ее основные особенности. 5 тезисов. Творческая личность это


Творческая личность

Многие исследователи сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности: не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами.

Действительно, если интеллектуальная одаренность не влияет непосредственно на творческие успехи человека, если в ходе развития креативности[1] формирование определенной мотивации и личностных черт предшествует творческим проявлениям, то можно сделать вывод о существовании особого типа личности – “Человека творческого”.

Знаниями об особенностях творческой личности психологи обязаны не столько своим усилиям, сколько работе литературоведов, историков науки и культуры, искусствоведов, которые так или иначе касались проблемы творческой личности, ибо нет творенья без творца.

Творчество есть выход за пределы заданного (пастернаковское “поверх барьеров”).

Это лишь негативное определение творчества, но первое, что бросается в глаза, - сходство поведения творческой личности и человека с психическими нарушениями. Поведение того и другого отклоняется от стереотипного, общепринятого.

Есть две противоположные точки зрения: талант – это максимальная степень здоровья, талант – это болезнь.

Традиционно последнюю точку зрения связывают с именем гениального Чезаре Ломброзо.

Правда сам Ломброзо никогда не утверждал, что существует прямая зависимость гениальности и безумия, хотя и подбирал эмпирические примеры в пользу гипотезы: “Седина и облысение, худоба тела, а также плохая мускульная и половая деятельность, свойственная всем помешанным, очень часто встречается у великих мыслителей (…).

Кроме того, мыслителям, наряду с помещенными свойственны: постоянное переполнение мозга кровью (гиперемия), сильный жар в голове и охлаждение конечностей, склонность к острым болезням мозга и слабая чувствительность к холоду и голоду”[2]

Ломброзо характеризует гениев как людей одиноких, холодных, равнодушных к семейным и общественным обязанностям. Среди них много наркоманов и пьяниц: Мюссе, Сократ, Сенека, Гендель, По.

Двадцатый век добавил в этот список множество имен, от Фолкнера и Есенина до Хендрикса и Моррисона.

Гениальные люди всегда болезненно чувствительны.

У них наблюдаются резкие спады и подъемы активности. Они гиперчувствительны к социальному поощрению и наказанию и т.д.

Ломброзо приводит любопытные данные: в популяции евреев-ашкенази, живущих в Италии, больше душевнобольных, чем у итальянцев, но больше и талантливых людей (сам Ломброзо был итальянским евреем).

Вывод, к которому он приходит, звучит следующим образом: гений и безумие могут совмещаться в одном человеке.

Список гениев, больных душевными заболеваниями, бесконечен.

Эпилепсией болели Петрарка, Мольер, Достоевский, не говоря уже об Александре Македонском, Наполеоне и Юлии Цезаре. Меланхолией болели Руссо, Шатобриан. Психопатами (по Кречмеру) были Жорж Санд, Микеланджело, Байрон, Гете и другие. Количество пьяниц, наркоманов и самоубийц среди творческой элиты не поддается подсчету.

Гипотеза “гений и безумие” возрождается и в наши дни. Д. Карлсон считает, что гений – это носитель рецессивного гена шизофрении. В гомозиготном состоянии ген проявляется в болезни.

Например, сын гениального Эйнштейна болел шизофренией. В этом списке – Декарт, Паскаль, Ньютон, Фарадей, Дарвин, Платон, Кант, Ницше и многие другие.

Но не присутствует ли в основе представлений о связи гениальности и психических отклонений иллюзия восприятия: таланты у всех на виду и все их личностные качества тоже. Может быть, душевнобольных среди “средних” не меньше, а даже больше, чем среди “гениев”?

Т. Саймонтон провел такой анализ и выявил, что среди гениев число душевнобольных не больше, чем среди основной массы населения (около 10%). Единственная проблема: кого считать гением, кого не считать таковым?

Если исходить из того, что творчество это процесс, то гений – это человек, творящий на основе бессознательной активности, который способен переживать самый широкий диапазон состояний ввиду того, что бессознательный творческий субъект выходит из-под контроля рационального начала и саморегуляции.

Как это не удивительно, именно такое, согласующееся с современными представлениями о природе творчества, определение гениальности дал Ломброзо: “Особенности гениальности по сравнению с талантом в том отношении, что она является чем-то бессознательным и проявляется неожиданно”.

Следовательно, гений по преимуществу творит бессознательно, точнее, через активность бессознательного творческого субъекта. Талант же творит рационально, на основе продуманного плана.

Гений по преимуществу – креатив, талант – интеллектуал, хотя и та и другая общие способности есть у обоих.

Что касается колебаний настроения, то еще Вильям Гирш отмечал их наличие у гениев, а многочисленные исследования выявили взаимосвязь креатизма с нейротизмом[3] . Замечу, что нейротизм в меньшей степени определяется генотипом, чем другие черты темперамента[4] .

Выделяются и другие признаки гения, отличающие его от таланта: оригинальность, универсальность, продолжительность творческого периода жизни.

Гегель в “Эстетике” также коснулся вопроса о природе способностей: “Говорят, правда, и о научных талантах, однако наука предполагает только наличие общей способности к мышлению, которая, в отличие от фантазии, не проявляется как нечто природное, а как бы абстрагируется от всякой природной деятельности, так что будет правомерно сказать, что не существует специфики научного таланта в смысле определенного дарования”[5] .

То, что различия в уровне интеллекта в значительной мере определяются генотипом (то есть природным фактором), Гегель, в отличие от нас, мог не знать.

Интерес к феномену гениальности вспыхнул в эпоху Возрождения, именно тогда в связи с интересом к творчеству появились первые биографии художников и композиторов. Этот интерес был воскрешен усилиями романтиков в XIX веке и, как “миф”, похоронен в XX веке.

Однако несомненно: в отличие от “просто креативов”, “гений” обладает очень мощной активностью бессознательного и, как следствие (а может быть, это причина?), склонен к крайним эмоциональным состояниям. Психологическая “формула гения” может выглядеть следующим образом:

гений = (высокий интеллект + еще более высокая креативность) х

х активность психики.

Поскольку креативность преобладает над интеллектом, то и активность бессознательного преобладает над сознанием.

Возможно, что действие разных факторов может привести к одному и тому же эффекту – гиперактивности головного мозга, что в сочетании с креативностью и интеллектом дает феномен гениальности.

Наконец, приведу выводы В. Бодэрмана, касающиеся конституциональных особенностей выдающихся ученых.

Среди них чаще всего встречаются: “Легкий, хрупкий, но изумительно симметричный тип, и тип низкорослого гиганта.

Первый, в общем, имеет все, кроме физической мощи и здоровья, вся его энергия концентрируется в мозгу… Низкорослые гиганты имеют счастливую судьбу быть крепкими телом и духом.

Такие низкорослые тела имеют особую тенденцию порождать большие головы и, следовательно, те большие мозги, которые обычно ассоциируются с исключительной интеллектуальной мощью”.

Гораздо более продуктивен не поверхностный, а систематический естественно научный подход к изучению психических особенностей творческой личности.

Главное отличие творческой личности представители глубинной психологии и психоанализа (здесь их позиции сходятся) видят в специфической мотивации. Остановлюсь лишь вкратце на позициях ряда авторов, поскольку эти позиции отраженны в многочисленных источниках.

Отличие заключается только в том, какая мотивация лежит в основе творческого поведения. З. Фрейд считал творческую активность результатом сублимации[6] полового влечения на другую сферу деятельности: в творческом продукте опредмечивается в социальноприемлемой форме сексуальная фантазия.

А. Адлер считал творчество способом компенсации комплекса неполноценности. Наибольшее внимание феномену творчества уделил К. Юнг, видевший в нем проявление коллективного бессознательного.

Р. Ассаджиоли считал творчество процессом восхождения личности к “идеальному Я”, способом ее самораскрытия.

Психологи гуманистического направления (Г. Олпорт и А. Маслоу) считали, что первоначальный источник творчества – мотивация личностного роста, не подчиняющаяся гомеостатическому принципу удовольствия; по Маслоу – это потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей.[7]

Однако большинство авторов все же убежденны в том, что наличие всякой мотивации и личностной увлеченности является главным признаком творческой личности. К этому часто приплюсовывают такие особенности, как независимость и убежденность.

Независимость, ориентация на личностные ценности, а не на внешние оценки, пожалуй, может считаться главным личностным качеством креатива.

Творческим людям присуще следующие личностные черты:

1. независимость – личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность[8] оценок и суждений;

2. открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;

3. высокая толерантность[9] к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;

4. развитое эстетическое чувство, стремление к красоте[10]

Часто в этом ряду упоминают особенности “Я” - концепций, которая характеризуется уверенностью в своих способностях и силой характера, и смешанные черты женственности и мужественность в поведении.

mirznanii.com

1. Творчество и творческая личность. Развитие творческой личности ребенка

Похожие главы из других работ:

Взаимное влияние индивида и коллектива друг на друга

2. Личность в группе. Влияние группы на личность

Положительное воздействие общности на индивида. Положительное влияние группы на формирование и развитие личности состоит в следующем: 1. В группе индивид встречается с людьми, которые являются для него основным источником духовной культуры. 2...

Инсайт как результат реализации творческой задачи

1. Память головного мозга человека и творческая деятельность

Инсайт приходит (или не приходит) сам, но можно создать условия, когда он будет приходить чаще. Инсайту способствуют: - Стадия предварительного исследования (накопления гипотез). - Стадия отхода от прямых попыток решения...

Личностные особенности творческого человека

2. ПОНЯТИЕ «ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ» И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ

Предметом изучения психологии является внутренний мир человека. Сама же психология делит человека на три «ипостаси»: индивид, индивидуальность и личность...

Личностные расстройства

1. Истерическая личность и сценическая личность у женщин

Как истерическое, так и сценическое расстройства личности имеют разные характеры у мужчин и женщин. Рассмотрим особенности этих расстройств, а также общие для каждого из двух полов...

Личностные расстройства

2. Истерическая личность и сценическая личность у мужчин

Блэкер и Тьюпин (Blacker and Tupin, 1977) обобщили характеристики пациентов-мужчин с истерическим и сценическим расстройствами личности. При описании патологий характера они ранжируют по тяжести под общим заголовком "истерические структуры"...

Личностный подход в психологии

Глава 2. Творческая реализация личностного подхода

...

Мотивация творческой деятельности

1. Творческая деятельность. Творческая личность

Самих определений понятия творчества, творческой деятельности очень много. Контекст сильно влияет на терминологию. "Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью...

Особенности использования технологии развития творческих способностей личности во внеурочной деятельности

1.2 Творческая личность: понятие, типы и классификация

Когда появляется на свет новорожденный, мы говорим: «Родился человек», - т. е. говорим о биологическом его рождении. Однако дальнейший процесс биологического развития теснейшим образом сочетается с приобретением таких качеств и свойств...

Психологические особенности творческой личности

Глава 2. Творчество и личность

...

Психологические особенности творческой личности

2.2 Творческая личность и ее жизненный путь

Многие из исследователей сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности: не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами. Действительно...

Психология и педагогика

8. Личность и ее структура. Человек как личность, индивидуальность, субъект деятельности и общения, индивид

Личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов. Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда...

Психология творчества

Творчество и личность

Довольно многие исследователи утверждают, что не существует особенных способностей к творчеству - но есть творческая личность, обладающая определенными чертами характера и мотивацией. [6] С ними согласен и Мясищев, говоря...

Становление общественной активности студентов в педагогическом вузе

1.2 Творческая активность как часть общественной.

Одной из главных характеристик возрастной категории студенчества является наивысшая социальная активность, которая проявляется, прежде всего, в творчестве, поэтому целесообразним будет разобрать и понятие творчества...

Сущность креативности

1.2 Креативность и творческая фантазия

Различные исследования и тестирования подводят к выводу, что психологическую основу креативной способности составляет творческая фантазия, понимаемая как синтез воображения и эмпатии (перевоплощения)...

Сфера эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста вынужденных сменить место жительства

Глава I. Художественно-творческая деятельность как средство эмоционального развития старших дошкольников

...

psy.bobrodobro.ru

Что такое творческая личность?

Что такое творческая личность?Культура

Творчество, которое определяется как порождение чего-то нового и полезного, исторически считалось процессом божественного вдохновения. Новое исследование выявило менее загадочную картину: творчество не только можно измерить, но и значительно улучшить.

В Университете Сиднея, например, исследователи разработали устройство "thinking cap" (думающая кепка), которое нацелено на то, чтобы способствовать творчеству, воздействуя электрической стимуляцией на мозг.

Чарльз Лимб (Charles Limb), американский специалист по слуху, саксофонист и адъюнкт-профессор в Университете Джона Хопкинса начал исследовать нейробиологическую базу творчества, изучая работу головного мозга джазовых музыкантов. Он и его коллега Д-р Аллен Браун из Национального Института Здоровья в США, сравнили показатели сканирования мозга исполнителей, которые играли по памяти и тех, кто импровизировал.

В исследовании обнаружили, что области мозга, которые регулируют торможение и самоконтроль, отключаются во время импровизации. Самовыражение и саморегуляция, наоборот, подключаются, тогда как сенсорное восприятие повышается.

Другими словами, музыканты стали настолько искусными в игре, что при импровизации они входят в своего рода автоматическое экспрессивное состояние. Нужно только дойти до такого уровня, когда вы полностью расслабляетесь и забываете все о том, что учили раньше.

В каком-то смысле невозможно заставить человека стать творческим, но можно улучшить способность входить в творческое состояние ума, хорошо изучив свою среду и тот навык, которым вы владеете.

Черты творческой личности

Работа Чарльза Лимба стала частью изучения творчества в других исследований, где выяснилось, что творчество - это больше, чем просто талант и высокий уровень интеллекта. Черты личности, такие как отсутствие конформизма, любознательность и настойчивость также ведут к креативности.

Способность генерировать новые идеи и сужать варианты также являются существенной частью творческого метода, утверждает Эндрю Мартин (Andrew Martin), психолог и профессор из Университета Сиднея. Те, кто хорошо решают задачи, определят цель и вопрос до того, как разделить их на части, затем будут исследовать, отсеивать, распределять, формировать идеи и часто даже отступать до того, как, наконец, придут к своей цели.

Также имеет значение социальный контекст и обстоятельства. За последние 35 лет, Тереза Амабайл (Teresa Amabile), профессор Гарвардской Школы Бизнеса , нашла достаточно доказательств для того, чтобы развенчать миф об одиноких гениях.

Инновационное мышление в такой же или большей степени связано с мотивацией человека и такими факторами, как опыт или врожденная креативность. Внутренняя мотивация или "страсть к выполнению чего-то" является особенно важной, и на нее часто влияет наше социальное, школьное или рабочее окружение.

Команда ученых под руководством Амабайл выяснили факторы, которые повышают творчество в организациях, и ими оказались: положительное соперничество и независимость, сильная поддержка группы и здоровые отношения с менеджерами и работодателями. Также важны время и финансирование, при условии, что остальные факторы учтены. Иногда сроки также могут стимулировать инновации, до тех пор, пока за ними стоит значимая причина.

С другой стороны, политическая борьба на рабочем месте, произвольные сроки и ограничения часто душат творчество.

Исследователи обнаружили, что люди больше всего выполняли творческую работу, когда у них была возможность поговорить с другими о задаче, которую они пытались решить.

Советы по развитию творческого мышления:

1. Следуйте своей страсти

2. Станьте мастером своего дела и набирайтесь опыта

3. Будьте любознательны и не бойтесь экспериментировать

4. Ищите сложные проекты при поддержке хороших менеджеров

5. Выясните, какая деятельность вызывает у вас творческое состояние

6. Будьте настойчивы и усердно работайте

Перевод: Филипенко Л. В.

www.infoniac.ru

Какими нам представляются творческие люди

Какими нам представляются творческие люди? Их профессия или, по крайне мере, хобби, связаны с творческой деятельностью – музыкой, литературой, искусством, актерским мастерством. Впрочем, они могут быть не только гуманитариями – например, исследователями, изобретателями, учеными. У них богатая фантазия, богатый внутренний мир. Как правило, они являются сильными личностями, живущими по своим правилам игры и пренебрегающими общественными стереотипами. Творцы мыслят нестандартно, некоторые их поступки не поддаются нормальной человеческой логике. Они действуют под влиянием эмоций, желаний и своего воспаленного воображения. Творческие личности могут быть как «белыми воронами», «никем непонятыми», «людьми не от мира сего», так и «лидерами общественного мнения», «звездами», кумирами миллионов. Могут вести себя вызывающе, экзальтированно, эпатировать публику. И, напротив, быть людьми замкнутыми, необщительными, пребывающими в своих мыслях. Творческие люди даже одеваются не так, как все. Одни, благодаря обостренному чувству красоты и эстетки, становятся иконами стиля, законодателями модных тенденций. Другие, пребывая в «высших материях», напротив, не уделяют внимания своему внешнему виду, надевая то, что «попадется под руку». У них другая система ценностей? Некоторые звезды кино и эстрады не пренебрегают хорошо оплачиваемыми съемками в рекламе. В то же время, СМИ буквально недавно трубили о российском математике Григории Перельмане, отказавшемся от денежной премии в размере миллиона долларов. Какие же мотивы руководят творческими людьми – удовлетворение собственных амбиций, чувство собственной значимости, восторги публики, желание принести пользу человечеству или просто жизнь в свое удовольствие?

Творчество с научной точки зрения Конечно, творческие способности (или, как сегодня модно говорить – креативность) в той или иной мере присущи каждому человеку. Примерами творчества могут быть кулинарные эксперименты домохозяйки или нестандартное решение математической задачи школьником. Как мы помним из курса школьной анатомии, человеческий мозг состоит из двух полушарий: левое отвечает за логические операции и анализ, правое – за абстрактное мышление, воображение и творчество. Почему же «творческими личностями» мы называем если не единицы, то, по крайней мере, меньшинство людей?

По одной из версий, творческое начало вообще не имеет никакого отношения к человеку. Созданием шедевров искусства или научными открытиями мы обязаны «высшим силам» божественного или демонического происхождения. Например, классик английской литературы лорд Байрон полагал, что во время создания поэтических произведений в него вселялся «демон». Итальянский живописец Микеланджело, напротив, считал, что кистью художника водит Бог. Некоторые творческие люди верят в то, что они получают указания свыше. Чайковскому создавать музыкальные произведения помогал некий «внутренний голос». Менделеев увидел свою таблицу элементов во сне. Моцарт говорил о своем творчестве: «Я тут ни при чем». Основоположник психоанализа, Зигмунд Фрейд видел в творческой деятельности земные корни – неудовлетворенные (в том числе и «запретные») сексуальные желания человека. Для обозначения процесса перехода сексуальной энергии в творческую он использовал термин «сублимация». Карл Густав Юнг, последователь Фрейда и автор теории архетипов, считал, что в каждом человеке присутствует «темная сторона» (архетип «тень»). Это не только «социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти». «Тень» – это и источник жизненной энергии, фантазии, вдохновения и творчества. Согласно Юнгу, задача человеческого «эго» состоит в том, чтобы направлять энергию «тени» в нужное русло. Ничто так, как творчество, не помогает нам обуздать темную сторону своей натуры, открыто выражая свои эмоции, самореализовываясь и при этом обретая гармонию с окружающими миром.

Американский психолог Джо Пол Гилфорд, автор первых тестов на креативность, разработал определенные «параметры» творческих способностей (цит. по сайту Psyberia.ru): 1. Беглость мысли – количество идей, возникающих за некоторую единицу времени. 2. Гибкость мысли – способность переключаться с одной идеи на другую. 3. Оригинальность – способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых. 4. Любознательность – чувствительность к проблемам, к окружающим ситуациям. 5. Способность к разработке гипотез – смелых идей, которые впоследствии подвергаются обстоятельной эмпирической проверке. 6. Иррелевантность – логическая независимость реакций от стимулов. Российский философ и психолог Евгений Басин, посвятивший множество работ изучению психологических особенностей искусства, считает, что «важнейшей четой творца является сильная и устойчивая потребность в творчестве. Творческая личность не может жить без творчества, видя в нем главную цель и основной смысл своей жизни».

Что же побуждает творца браться за кисть, перо (в современном варианте – компьютерную клавиатуру) или за клавиши рояля? Евгений Басин полагает, что творческий человек «постоянно испытывает неудовлетворенность, напряжение, тревогу, обнаруживая в реальной действительности отсутствие ясности, простоты, упорядоченности, завершенности и гармонии. Он создает новый мир, в котором чувствует себя комфортно и радостно. Вот почему сам процесс творчества и его продукты доставляют творцу наслаждение и требуют постоянного возобновления». Жизнь в двух мирах приводит к феномену «естественного раздвоения», свойственному творческим личностям – на «Я реальное» и «Я воображаемое»: «Поведение творца в обыденной жизни нередко кажется «странным», «чудаковатым». Классической иллюстрацией может служить «профессорская» рассеянность. Творческие личности порой производят в жизни впечатления бездельников, внешне недисциплинированных, иногда беспечных и безответственных. В творчестве же они обнаруживают огромное трудолюбие, внутреннюю честность и ответственность». Отличительная черта любого творческого продукта – его неповторимость и уникальность. Например, один и тот же пейзаж каждый художник изобразит по-разному, каждый писатель опишет своими словами, в свойственном ему стиле.

Творческая личность: от восхищения до неприязни Общество может по-разному принимать творца. С одной стороны, творческие личности вызывают у нас симпатию – большинству они видятся интересными собеседниками, нестандартно мыслящими людьми, у которых можно поучиться чему-то новому. Мы восхищаемся их смелостью, внутренней свободой, независимостью. Завидуем их талантам, которые у большинства из нас отсутствуют – умению нарисовать портрет человека, выразить душевные переживания в стихах или музыке.

«Творческие люди – это удивительная категория населения. В них как будто заложен вечный двигатель, порождающий их неутолимое любопытство и неугасимую страсть, с которой они берутся за любое дело. Это люди, которые могут на любую проблему посмотреть сразу с нескольких, причем необычных сторон, – считает психолог Светлана Ященко, ведущая тренинга «Психология творчества в нашей жизни». – Творческие люди смотрят на жизнь, как на массу новых неизведанных ранее возможностей и всегда готовы к их реализации. Они как электромагнит притягивают окружающих своей потрясающей харизмой». В то же время, автор книги «Психологические особенности творческого поведения» Александр Галин утверждает, что в современном обществе широко распространены предубеждения против творчества. В ходе опроса, проведенного среди российских старшеклассников, творческие личности получили не самые лестные характеристики: рассеяны, отвлечены от реальности, странны, высокомерны, эгоистичны, замкнуты, непостоянны, безответственны, слишком эмоциональны и экспрессивны, подвержены капризам своего настроения, психически неустойчивы, страдающие нарциссизмом. Не слишком довольны стилем работы представителей творческих профессий и прагматичные работодатели. «Что нужно сделать, чтобы творческая личность начала нормально работать? Предоставить время для настроя, создать психологически комфортную обстановку, не торопить, не требовать, ждать и лелеять. Подобные вещи очень часто можно наблюдать у дизайнеров, веб-мастеров, стилистов и других специалистов, которые уверены, что творят что-то особенное, может быть даже божественное. Нельзя торопить дизайнера! Он ждёт, когда озарение снизойдёт. Когда лень одолевает окончательно, наступает период под названием творческий кризис» – делится «наболевшим» предприниматель Евгений Куропаткин.

Творческая семья Кого выбирают творческие люди в спутники жизни? Как правило, себе подобных – людей с похожими интересами и взглядами на мир. Однако, создавая семью, творцы иногда проявляют чудеса прагматизма. Творческий мужчина может остановить свой выбор на «обычной» девушке – главное, чтобы она была хорошей хозяйкой и матерью, уважала его личность, любила таким, какой он есть, мирилась с его «творческим стилем жизни». Нередки в творческой среде и «неравные» браки, когда жена, например, «годится в дочери» – более зрелый супруг заботится о ней, опекает, делится своим жизненным опытом, а, возможно, и выступает в роли протеже.

Бытует мнение, что творческие семьи не отличаются стабильностью. Творцы (особенно поэты и художники) время от времени нуждаются в «новых музах», да и сам «творческий образ жизни» подразумевает определенную степень свободы, в том числе и от строгих моральных обязательств. Именно такой тип отношений показан в биографическом фильме «Фрида». Известная мексиканская художница Фрида Кало была вынуждена прощать во имя любви бесконечные измены своего мужа, живописца Диего Риверы, в то время как он отличался болезненной ревностью и требовал верности и преданности от своей супруги. Герой фильма «Рэй», звезда американского джаза, слепой пианист, вокалист и композитор, на какое-то время остепенился, встретив любовь своей жизни, Деллу Би, но затем снова вернулся к любовным похождениям, алкоголю и наркотикам.

Ни для кого не секрет, что некоторые творческие личности используют средства, «расширяющие границы сознания». Помимо вредных пристрастий, творческие персоны с их тонкой душевной организацией, в большей степени подвержены нервным срывам, неврозам, депрессиям и психическим заболеваниям. «Сильный» характер творца может проявляться в деспотизме, эгоизме, наплевательском отношении к мнению остальных членов семьи. Творческие личности, как правило, не любят контролировать свои эмоции, что выражается в раздражительности, вспыльчивости, «устраиванию сцен» дома. Они часто находятся «выше» решения бытовых вопросов, в том числе и поддерживания чистоты в доме, распространяя вокруг себя «творческий беспорядок».

«Творческих» родителей, пожалуй, можно разделить на три категории. Некоторые творцы, поглощенные самореализацией, не уделяют должного внимания своим детям. Жизнь представителей ряда профессий (журналисты, актеры, музыканты и т.п.) связана с постоянными разъездами, гастролями. Часто воспитание детей в таких семьях перекладывается на плечи нянь, бабушек и дедушек. Вторая категория родителей, напротив, стремится воспитать свое чадо в духе семейных традиций. Они мечтают о том, чтобы дети непременно пошли по их стопам, продолжили семейные творческие успехи. И даже если сын или дочь не проявляет особых талантов, они упорно заставляют их заниматься, например, музыкой или живописью. Наконец, третья категория родителей подходит к воспитанию детей действительно творчески. Они понимают, что отпрыски могут обладать совсем другими талантами и жизненными интересами. В таком случае воспитание строится с учетом личностных особенностей ребенка, который может выбрать абсолютно нетворческую профессию.

Творческими личностями рождаются или становятся? Психологи считают, что творческие способности присущи практически каждому ребенку – это его естественное поведение на фоне отсутствия стереотипов. Например, В. Юркевич пишет: «У маленьких детей проявления креативности носят достаточно массовый характер и большинство специалистов по возрастной психологии относят такие познавательные качества как фантазия, творческое воображение, нестандартность к «рядовым» чертам дошкольного возраста. Более того, креативность, в отличие от интеллектуальных способностей, которые необходимо развивать, объявляется своего рода природным даром, сваливающимся на ребенка чуть ли не самого его рождения». Согласно исследованиям, проведенным американским психологом Полом Торренсом, период расцвета креативных способностей приходится на возраст от 3,5 до 4,5 лет. В дальнейшем, реализация творческой одаренности зависит как от развития личности в целом, так и от развития других способностей – интеллекта, внимания, памяти (музыкальной, зрительной, цифровой, двигательной).

Конечно, многие творческие таланты имеют врожденный характер. Например, музыкальный слух или способности к живописи, могут передаваться по наследству. И все же, «творческими личностями не рождаются, а становятся, – утверждает философ и психолог Евгений Басин. – Креативная способность, которая во многом носит врожденный характер, выступает как ядро творческой личности, но последняя – продукт социального, культурного развития, влияния социальной среды и творческого климата». Сегодня существует множество методик, призванных помочь человеку раскрыть свои креативные способности. «Доказано, что если к логике левого полушария добавить креативность правого, то интеллектуальные способности человека возрастают в 5-6 раз. Возможно ли этого добиться, если за вашей спиной уже не один год жизни? Оказывается – да! Творческие способности не являются уделом единиц. Они даны всем. Только в некоторых людях они задавлены в процессе жизни ошибками воспитания, навязанными штампами и мыслительными стереотипами», – утверждает психолог Светлана Ященко.

Некоторые девушки, да и зрелые дамы, стараются выглядеть «богемно» – экстравагантно одеваются, «манерно» держатся и вообще всячески стремятся подчеркнуть свою неординарность и произвести впечатление на окружающих. Конечно, творческая личность – это не только внешняя оболочка. Это, прежде всего, обладатель богатого внутреннего мира, который щедро делится своими дарами с миром окружающим. И каждый творческий продукт, будь то картина, стихи, архитектурный проект или научное изобретение, делает нашу жизнь немного светлее, радостнее, красивее или комфортнее.

studfiles.net

Что выделяет творца из толпы?

В каждом заложен свой потенциал, требующий развития в дальнейшем. И зная основные факторы, влияющие на развитие творческой личности, можно её взрастить, одарив мир очередным гением. Благодаря опросам известных специалистов в сфере психологии, сейчас легко определить задатки людей с ранних лет.

развитие творческой личности

Кто же это – творческая личность?

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте! Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб! Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию... Читать подробнее..

Ответ на этот вопрос достаточно прост – это человек, познающий окружающий его мир при помощи раскрытия собственного потенциала через творческую деятельность. В каждом из нас заложено творческое начало, которое является одним из внутренних психологических факторов людей. Из данного суждения можно сделать вывод, что любой человек способен творить, независимо от его возраста, пола или расы.

Как определить творческая вы личность или нет?

Как правило, человек творческий обладает некоторыми признаками, выделяющими его среди других. В своё время немецкий психиатр Карл Леонгард провёл масштабный опрос населения с целью выявить особенности и черты характера людей, способных к творчеству.

Результаты опроса показали, что людям, склонным творить, свойственны:

  • Гипертимностъ;
  • Эмотивность;
  • Психологическая подвижность;
  • Экзальтированность.

Гипертимностъ выражается в частой бодрости, подъёме духа и оптимизме. Люди, обладающие таким качеством, в буквальном смысле не могут усидеть на месте! Они постоянно находятся в возбуждённом состоянии, увлечены делами или решением проблем.

Эмотивность является эстетической составляющей характера, она позволяет своему носителю тонко чувствовать переживания других людей, а также оказывать им сочувствие и поддержку.

Психологическая подвижность проявляется в аффективном поведении, частых сменах настроения. То есть, индивид находился в приподнятом настроении, и буквально через пару минут потухнуть и загрустить.

Экзальтированность – это повышенное чувственное восприятие происходящей действительности. Такая персона будет сильно радоваться маленькому счастью или уходить в депрессивное состояние из-за неудачи.

Психологические особенности творца:
развитие творческой личности

1. Эмоциональность. Реакция на любые события, происходящие вокруг – эмоциональная, живая, яркая, но при этом адекватная, разумная.

2. Мышление без устойчивых стереотипов. Все отклики на любое воздействие – самостоятельные, человек сам создаёт своё мнение, не опираясь на чужое.

3. Плохой самоконтроль. Свобода мысли порождает развязные действия, поэтому сдерживать себя в таких ситуациях крайне сложно.

4. Свежие идеи, новизна. Восприятие событий с другой точки зрения и создание нового персонального мнения.

5. Сосредоточенность. Внимание направлено на существующую проблему и её решение.

6. Полное принятие себя. Такие люди не боятся в чём-то отличаться от остальных, полностью принимают себя такими, какие они есть.

7. Способность видеть альтернативные решения. Креативщиков всегда отличало иное мышление, которое порой приводит к новым открытиям.

8. Вера в себя и собственные решения. Самоуверенность помогает продолжать развивать свой потенциал, несмотря на любые жизненные преграды.

Американский психолог Абрахам Маслоу выдвинул теорию о связи врождённой одарённости и потребности в самореализации. И характерные особенности личности, перечисленные выше, являются тому доказательством.

Но не стоит опираться лишь на эти данные, так как научно подтверждено, что природой заложено множество вариаций и сочетаний качеств творческой личности. Поэтому, не расстраивайтесь, если не обладаете всеми теми психологическими особенностями, описанными в данной статье. Может быть, именно вы окажетесь тем творцом, что откроет в себе новые черты, способствующие успешной творческой деятельности?

Творчество как средство развития личности

Одним из главных средств развития личности всегда было творчество. Тяга к нему заложена в нас природой, оно, по сути, и есть часть нас. Поэтому, для развития индивидуальности так значима естественная функция творца.

Творение – создание новейшего мышления, материальных ценностей, это изобретение того, что не существовало. Поэтому креативность создаёт саму личность. Она определяет всё её будущее существование. Ведь не зря одарённость становится побудителем к выбору своего будущего.

Факторы развития творческой личности
 развития творческой личности

Воспитать творческого человека самостоятельно вполне реально, используя общеизвестные факторы такого развития.

Многогранность интересов и увлечений станет одним из них. Сюда также можно отнести периодическую смену обстановки и окружения.

С самого детства ребёнка лучше всего приучать к разнообразному труду, давать ему возможность попробовать реализовать желания в действительность, обучать различным видам творчества и не ущемлять его интересы. Некоторая смена обстановки поможет вашему чаду преодолеть барьер затруднительного общения со сверстниками, привьёт ему общительность и коммуникабельность.

Благодаря этим манипуляция, подрастающее поколение видит, что весь мир – абсолютно разный! Такой ребёнок не станет останавливаться на одном видении мира, он захочет узнать о нём куда больше. Недаром многие известные творцы с детства не боялись пробовать себя в чём-то новом и не естественном для себя, это только способствовало росту их способностей.

Также к факторам развития творческой личности относится чувство комфорта наедине с собой. Не каждый способен пережить одиночество, но человек творчества всегда найдёт, чем себя занять в такие моменты, и время с собой только принесёт ему очередные идеи и задумки. А ещё в такие моменты будет время задуматься над полученной информацией, осмыслить её и переварить.

Немало важной причиной роста творческого потенциала является пример старших рядом с индивидом. Именно на них он будет ровняться, и ставить самоидентификацию. С раннего детства важно приучить ребёнка к труду, тогда он не будет бояться испачкать руки или лениться. Но главное, научить малыша ценить свой труд, и работу других людей.Хорошим фактором развития творческой личности станут развивающие игры с детьми.

Только занимаясь своим ребёнком, можно воспитать из него настоящую личность. Во время разнообразных игр довольно легко выявить предпочтения и таланты вашего малыша, а в дальнейшем их развить.

Развитие личности человека и его творческой индивидуальности

Любому человеку необходимо создавать поводы для раздумий, чтобы он смог формировать собственные выводы о той или иной ситуации. Подходя к ситуации с разных сторон, моно оценить все выходы из неё, выбрав наиболее правильный и безопасный. Именно такие моменты создают индивидуальность.

Если же вы станете решать проблемы за кого-то, то только окажите ему большую “медвежью услугу”. Только разобравшись с проблемами один на один, можно взрастить самостоятельность, которая так необходима в будущей жизни.

Характерные проблемы творческого развития личности
  1. Отсутствие мотивации.

С такой проблемой сталкивается большинство людей, им не хватает толчка к решительным действиям. Разрешить эту задачу поможет самопознание, поиск стимула к изменениям и прогрессу. Хорошей практикой окажется попытка заинтересовать индивида чем-либо, ведь если будут желание и интерес, то и мотив тоже.

2. Незаинтересованность.

В данном случае всё немного сложнее, ведь если ты в чём-то не заинтересован, то переубедить тебя почти не реально. Здесь советуется дать больше свободы выбора. Чтобы персона сама смогла выбрать для себя интересное занятие.

3. Боязнь быть непонятым.

Да, порой, чтобы создавать новейшие идеи, приходится обойти старые мнения и уже давно сложившиеся стереотипы. Но тот, кто найдёт в себе эту смелость, обязательно добьётся успеха в деле!

4. Неуверенность в себе.

Чтобы действовать, придётся поверить в себя. Если сам в себя не веришь, то кто поверит в тебя?

Что выделяет творца из толпы?
развитие творческой личности

Многие выдающиеся психоаналитики и философы пытались выявить признаки творческих людей и разгадать загадки об их таланте. Например, Реймонд Бернар Кеттел, американский теоретик, провёл своё личностное исследование. Ему удалось узнать 16 особых качеств, определяющих творческих людей. К ним относятся: добродушие, открытость, смелость, независимость, эмоциональность. Наиболее ярко выраженным оказался “синдром Питера Пена”. Участвующие в опросе в большинстве случаев оказались взрослыми детьми.

Детский синдром выражался в невинном восприятии мира, яркости впечатлений и доверчивости. С другой стороны эта черта характера приносила и негативный окрас в виде капризности и легкомыслия.

Стимулируем развитие творческой личности

Итак, для воспитания личности с креативными задатками стоит придерживаться нескольких правил:

1. Развивающие игры.

В них происходит примерка разных ролей на себя. Дети знакомятся с всевозможными развитиями игр и различными задачами, требующими выполнения. Это помогает узнать предрасположенности вашего чада к определённым видам занятости.

2. Выход в свет.

Взаимодействие со сверстниками всегда оставалось важным этапом в созревании ребёнка. Без должного общения, он не сможет научиться правильным действиям в социуме.

3. Воспитание вкуса.

Посещение музеев и галерей поспособствует зарождению вкуса у малыша. Хороший вкус окажется залогом адекватного восприятия мира.

4. Приучение к труду.

Творить способен лишь тот, кто не боится трудиться. Трудолюбие прививается с детства, стоит привлекать ребёнка к совместной работе и учить помощи.

5. Познание мира и природы.

Любознательность – качество, поддающееся воспитанию. Его появлению поспособствует всестороннее обучение.

развитие творческой личности

Так же вам может быть интересно:

zazama.ru

Творческая личность и ее основные особенности. Личное мнение!

творческая личность и ее основные особенности

Доброго времени суток, уважаемые читатели блога. В современном мире мы часто оперируем понятием творческой личности. Звучит эта фраза в различных контекстуальных конструкциях, однако каждый в это вкладывает свой смысл. Давайте немного поразмышляем над этим… Итак, тема сегодняшней статьи – “творческая личность и ее основные особенности“.

Признаться честно, я считаю, что данное понятие слишком размыто в связи со своей субъективностью. Подумайте сами… Скажем, существует, так называемые, андерграунд-проекты, которые не каждый среднестатистический обыватель способен понять. Для одних – творчество, для других – пустая трата времени.

Автор: Никитин Павел

Сфера деятельности: копирайтинг, блоговедение, психология.

Краткая информация:

Опыт работы в сфере копирайтинга - 5 лет. Главным в блоге считает целостность, эстетичность и качество дизайна и контента.

Как говорится, сколько взглядов, столько и мнений. Существуют очень много течений и стилей, признанных лишь меньшинством. Именно поэтому, говорить о том, творческой личностью является человек или нет, лучше всего, исходя из его взглядов и отношения к своему делу. Попробуем выделить основные особенности:

1. Своеобразный взгляд на мир

По большому счету, он присущ каждой более-менее деятельной личности. Желание отличаться от серой массы определяет мировоззрение лидера. Ну по крайней мере, человека, для которого важно не стоять на месте, а развиваться! Что касается творческих людей, здесь они могут видеть мир по-своему, представлять вещи в необычных для стандартного взгляда вариациях.

2. Особая восприимчивость к жизни. Чувствительность

Для того чтобы творить, нужно испытывать к этому определенные чувства. Без исключения лучшими работами великих поэтов являлись те, в которых читатель ощущает бурю эмоций, сопереживает автору. Не зря говорят, “вложил душу”: пропустил через себя то, что делает, вобрал в работу все свои переживания и настроение.

 

Именно поэтому творческая личность очень часто может воспринимать всё близко к сердцу, и это её особенность. Разумеется, все должно быть в определенных рамках. Хотя опять же вопрос спорный: многие гениальные люди были с некоторыми психическими расстройствами. Я лишь говорю о том, чтобы это не перерастало в лицемерие. Некоторые персонажи специально создают странные образы для того, чтобы удержать на себе внимание.

3. Желание преобразовывать этот мир

Какой бы деятельностью не занимался творческий человек, но во многом ему хочется преобразовать этот мир, оставить свой след в истории. Сделать что-то, что продолжат после него, или же просто добавить ярких красок, альтернативный взгляд.

4. Дальновидность

Умение видеть дальше носа, включать периферийное зрение, прорабатывать метафоричные конструкции – всё это также может быть свойственно полной творческих взглядов личности.

Наверняка, вы не раз замечали, как художники, поэты, прозаики, режиссеры, сценаристы и многие-многие другие люди создавали невероятные образы, неожиданные развязки, потрясающие душу и разум кульминации. Ассоциировали, казалось бы, простые, ничем неприметные вещи с глубинными проблемами человечества.

5. Внутренняя борьба

К сожалению, также творческий человек очень часто склонен к постоянной борьбе внутри себя. По сути, человек, открывающий и дающий волю своему сердцу, становится уязвим как от окружающих, так и от своих собственных мыслей. Именно поэтому, многие творческие люди переживают тягостные периоды своей жизни.

Причин здесь много. Для кого-то это поиск идеального образа и формы. Кто-то не может справиться с бесконечным шквалом чередующихся эмоций. Некоторые остаются непризнанными для своего поколения, и не могут справиться с этим.

Итак, сегодня мы рассмотрели тему “творческая личность и ее основные особенности“. Давайте подытожим эти особенности:

  • Своеобразные взгляд на мир.
  • Ярко выраженная чувствительность.
  • Желание менять мир.
  • Дальновидность.
  • Бесконечная борьба со своими эмоциями.

В конце хочется сказать, что само понятие творчества многогранно. Я лишь выделил те особенности, с которыми приходилось сталкиваться мне лично. Это не значит, что они являются определяющими. Просто развивайтесь! Всего доброго!

free-blog.ru

Психологические особенности творческой личности

А. Маслоу связывает творческую одаренность с потребностью в «самоактуализации», т. е. с реализацией всех генетически обусловленных возможностей индивида. Он перечисляет черты личности, способной к самоактуализации:• аффективное (эмоциональное) восприятие действительности; живая и вместе с тем адекватная реакция на окружение, на происходящие события;• непосредственность в откликах на внешние воздействия, отсутствие стереотипов, заданное™, низкий самоконтроль;• свежесть, непосредственность восприятия;• умение сосредоточиться на проблеме;• независимость в суждениях;• чувство общности с другими людьми;• принятие себя и других такими, какие они есть, без предъявления высоких требований и без представления о себе как о достигшем всех возможных совершенств;• чувство юмора;• «творческое начало», выражающееся в отсутствии консерватизма, стремлении искать новые пути, способности видеть новые проблемы.

Побуждение к самоактуализации Маслоу определяет так: «Человек должен быть тем, чем он может быть. Эту потребность мы можем назвать самоактуализацией». Самореализация личности, по Маслоу, означает «полное использование и разработку своих способностей и возможностей». Автор подчеркивает побуждающее действие способности и потенциальных возможностей человека: «Я полагаю, — пишет Маслоу, — что любой талант, любая способность являются также мотивацией, потребностью, импульсом»14. Способность к самоактуализации он рассматривает как некое врожденное свойство людей, независимое от окружающих их условий, носящее бессознательный характер.

Понятие самоактуализации у Э. Шострема предполагает активность, инициативность индивида в процессе его развития, свойственный ему момент самодвижения.

Выделение потребности в самоактуализации закономерным образом привело к попыткам исследовать психологические характеристики подобного рода людей. Было выделено 27 свойств, среди которых ведущее место занимает сосредоточенность не на собственной личности, не на узко индивидуальных интересах, но на более широких общественных целях. Такие люди, по мнению Шострема, испытывают, как и все остальные, чувство стыда, вины, тревоги, но их беспокоит не собственная судьба. Они стыдятся недостатков рода, культуры или группы, с которыми себя отождествляют.

Самоактуализирующейся личности не свойственно стремление к безопасности, защите себя от окружающего мира. Она не нуждается в системе защитных механизмов, постулируемых фрейдистами как необходимое условие существования. Функцию защиты и устранения тревожности выполняет у такой личности адекватное восприятие реальности. Собственно, индивидуальные желания, страхи, эмоции не искажают понимания действительного хода вещей.

Адекватно воспринимая окружающий мир, других людей, такая личность хорошо осознает себя, свои желания и цели. Страх знания себя, по мнению Шострема, подобен страху перед внешним миром и препятствует развитию лучших сторон личности. В отличие от здоровых, реализующих себя индивидов невротическая личность искажает реальность, предъявляет к ней неадекватные требования, рассматривает ее сквозь призму своих убеждений, боится неизвестного и нового. Проистекающая от искаженного восприятия действительности неуверенность обуславливает такую черту невротической личности, как стремление искать одобрение со стороны других людей. Напротив, самоактуализирующиеся личности опираются на собственное мнение и оценку событий, живут по своим законам и ищут самоодобрения, а не одобрения извне.

Наряду с ориентацией на собственную самооценку для таких личностей характерно чувство общности с другими людьми, симпатия к ним. Эти люди демократичны, учатся у каждого, не думая о собственном престиже. Их эмоциональная жизнь необычайно богата. Они способны к глубоким и полным переживаниям близости, любви, дружбы, тонко чувствуют природу, искусство. Они способны проницательно судить о других, быстро распознавать притворство, обман, нечестность. В искусстве, науке, политике самоактуализирующиеся люди быстро ориентируются, усматривают скрытые возможности, легче, чем Другие, разбираются в трудных вопросах. Порою удивляет свежесть и нешаблонность их восприятия.

В области науки такие люди являются новаторами, в отличие от многочисленных ученых, обладающих высоким интеллектом, но из-за робости, тревожности, приверженности установившимся мнениям разрабатывающих уже высказанные другими идеи.

Творческая направленность и творческие способности являются, согласно Шострему, универсальной характеристикой личности, пронизывающей все ее стороны. Этим креативность отличается от высших способностей талантливого человека, часто не затрагивающих всей его личности и не сочетающихся с психическим здоровьем.

Многие психотерапевты разделяют эти теоретические представления гуманистической психологии. Самоактуализирующаяся личность является, по их мнению, психологически здоровой и рассматривается как конечная цель и желаемый результат психотерапии. Следовательно, об успешности процесса психотерапии можно судить по тому уровню самоактуализации, которого достигает пациент.

Было бы очень удобно, если бы можно было выделить один какой-то тип творческой личности, изучить его, придумать тесты для диагностики этого типа при приеме в школы и высшие художественные заведения. Однако в природе существует огромное разнобразие вариантов различных черт личности и возможности компенсаций одних недостающих черт другими. Если обратиться к темпераменту как к биологической основе личности, ее врожденному свойству, мы увидим, что нет «выгодных» и «невыгодных» темпераментов. Ясно, однако, что есть черты темперамента, способствующие развитию творческого потенциала личности.

Как известно, темперамент имеет две составляющие: активность и эмоциональность. Очевидно, обе эти составляющие очень существенны для характеристики творческих способностей. Третьей важной составляющей является подвижность нервных процессов.

К. Леонгард (Leongard, 1974) создал типологию личностей на основе показателей темперамента и некоторых черт характера. Пользуясь вопросником, составленным на основе этой типологии, можно экспериментально выделить некоторые качества, присущие творческим людям. Одним из них является гипертимностъ (высокая энергетичность деятельности и общения). Однако гипертимность присуща актерски одаренным людям, но не обязательна для развития музыкальных или литературных способностей. Другим качеством творческой одаренности является, как уже было сказано, эмотивность, т. е. способность к сопереживанию, тонкость чувств, эстетическая направленность личности.

Черту, называемую Леонгардом циклотимией, можно трактовать как психологическую подвижность. Она выражается в перепадах настроения от повышенной активности, бодрости, жизнерадостности до подавленного мрачного настроения. Светлые и темные периоды тянутся достаточно долго — два-три месяца. Эксперименты показали, что художественно одаренным людям свойственна циклотимия и, в свою очередь, она обусловлена психологической подвижностью.

Еще одним качеством, в большей степени присущим многим творческим людям, оказалась экзальтированность. Можно трактовать это свойство как силу чувств, т. е. размах переживания, способность очень эмоционально переживать как большую радость, так и большое горе.

Теоретически творческому человеку, направленному на то, чтобы его произведения были восприняты другими людьми, должна быть свойственна экстраверсия. Но, с другой стороны, художник живет богатой творческой жизнью: идеями, образами, настроениями. Сочетание общительности с ориентацией на мир чувств, идей, образов швейцарский психолог Г. Роршах (Н. Rorshach, 1923) назвал интротензией.

Р. Кеттелл (R. Kettell, 1972, 1976) создал личностный вопросник, позволяющий определять 16 качеств личности. Некоторые из этих качеств оказались присущими творческой личности. Доброжелательность, раскованность, социальная смелость, независимость, импульсивность, низкий самоконтроль характерны для большинства художественно одаренных людей. Среди этих черт особенно интересен комплекс «детскости». Он включает непосредственность восприятия, яркость впечатлений, доверчивость, открытость миру. Однако в личности профессионала эти черты соседствуют с чувством социальной ответственности, способностью управлять собой и своим вдохновением.

Детскость имеет и отрицательные черты: творчески одаренные люди часто непредсказуемы, нетерпеливы, внешне капризны, легкомысленны, доверчивы. Высокая чувствительность проявляется как ранимость, тревожность; потребность в самоутверждении — как болезненное самолюбие.

Художественная одаренность делает человека незащищенным; тревожность приводит к тому, что многие творческие люди страдают неврозами, психической неустойчивостью, отклонениями в поведении. Однако в напряженной и продуктивной работе такая личность находит спасение. Если человек продуктивен, нельзя сказать, что он не адаптирован к условиям жизни. Американский психолог Ф. Бэррон (F. Barron,1969) утверждает, что творческий человек, как и всякий другой, встречает на своем пути препятствия, переживает конфликты. Но несмотря на хрупкую психическую организацию, он обладает запасом прочности. Именно творческие способности и конструктивная деятельность позволяют ему справляться с конфликтами, возникающими при столкновении с косной средой. Экспериментальные данные подтверждают, что творческие люди обладают достаточным запасом душевных сил, чтобы сопротивляться давлению среды и преодолевать его.

psyera.ru