Критерии поведения в организации. Что такое поведение каковы его критерии


Социальное поведение и его критерии

Критерии поведения в обществе

Для каждого человека свойственны устойчивые характеристики его личности, которые относятся к критериальной основе его поведения, они определяют тот или иной выбор и принятие решений по поводу поведения.

На выбор какого-либо решения влияние оказывает цель, преследуемая человеком, условия, в которых он находится, возможности, его настроение и другие факторы.

Однако, поведение человека, несмотря на большое разнообразие факторов, обладает стабильностью и предсказуемостью, определенными принципами поведения, предпочтениями, табу и др.

Разные люди при одинаковых ситуациях, принимают совершенно разные решения и это объясняется различной критериальной базой, которая задает их приоритеты и оценки происходящих событий.

Критерии поведения складываются из расположения человека к другим членам общества, набора тех ценностей, которые человек разделяет, его верований и принципов, находящихся во взаимодействии.

Тем не менее, каждый критерий можно рассматривать самостоятельно и каждый из них будет характеризовать личность человека.

Нормальное взаимодействие человека с его окружением будет зависеть от того, как сам человек расположен к людям, к тем процессам, которые происходят в его среде. Один и тот же процесс, явление, влияющее на людей, вызывают разную реакцию, потому что у каждого человека будет различное расположение к этому явлению или процессу.

Поведение человека в коллективе, его предпочтения и принимаемые решения, имеют тесную связь с его ценностями – это набор стандартов и критериев, которых человек придерживается.

Формирование системы ценностей происходит в ходе воспитания человека. Большая часть ценностей воспитывается родителями, близкими людьми.

Большое влияние на формирование системы ценностей оказывает литература, религия, образовательная система и др. Даже в зрелом возрасте система ценностей может быть подвержена изменению.

То или иное решение может быть принято человеком на основе оценок явлений или заключений по поводу их качеств. Это верования, которые становятся таковыми, если оценки устойчивы и не нуждаются в каких-либо доказательствах.

В целом верования являются устойчивыми представлениями о явлении, процессе, самом человеке, но, могут меняться во времени. Если у человека есть определенные верования относительно объекта, то оценка объекта происходит в соответствии с этими верованиями.

Верования тоже относятся к самостоятельным характеристикам объекта. По поводу одного и того же человека, например, верования могут быть такие: этот человек надежный, он прекрасный специалист, мастер своего дела. человек очень болезненный, слабый.

Важным фактором, систематически регулирующим поведение человека, являются его принципы, формируемые на основе системы ценностей. Воплощаются принципы в устойчивых нормах поведения, каких-либо ограничениях, табу на явления, на протекающие процессы, на людей.

Каждый человек – это исключительное, уникальное явление природы, обладающее своей индивидуальностью.

Замечание 1

Таким образом, принципы являются устойчивой формой проявления ценностей и воплощением верований в форме каких-то определенных стандартов поведения

Поведение «нормальное» и «отклоняющееся»

Специалисты считают, что границы «нормального поведения» людей, как границы «нормального характера или здоровья», относительны.

По мнению П.В. Ганнушкина людей, «находящихся на границе психического здоровья и психической болезни», принимающих участие в социальной жизни достаточно большое количество.

Поскольку границы между нормальным поведением и отклоняющимся достаточно размыты, то те или иные поступки, правонарушения надо оценивать с позиций комплексного биопсихосоциального подхода.

Нормальным считается нормативно-одобряемое поведение людей, не связанное с болезненными расстройствами. Такое поведение характерно для большинства людей, оно соответствует норме-эталону.

Способы получения этой нормы называются критериями.

Статистический критерий принято считать самым распространенным. С помощью подсчета частоты определяется норма для любого явления, с которой это явление встречается. Все то, что встречается не реже 50% случаев, т.е. часто, с точки зрения математической статистики будет нормальным.

В гуманитарной области, помимо статистического критерия, используются специальные критерии оценки нормальности или аномальности поведения человека. Например, в медицине используется психопатологический критерий, социльно-нормативный – в общественной жизни.

Степень социальной адаптации является ведущим показателем нормальности поведения, с точки зрения социально-нормативного критерия. Если адаптация прошла успешно, то между ценностями, особенностями индивида и требованиями социальной среды, будет оптимальное равновесие.

Нежелание и неумение выполнять и принимать требования социальной среды, является дезадаптацией. В результате становится очень трудно реализовать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях.

Проявляться дезадаптация может в виде конфликтов с законом и негативного отношения к социальным требованиям. Отсюда завышенные претензии к окружающим, неудовлетворенность собой при стремлении самому избежать ответственности.

Замечание 2

Отклоняющееся поведение часто заменяют синонимом девиантное поведение.

Особенности отклоняющегося поведения:

  • Это поведение не соответствует общепринятым социальным нормам, но поскольку социальные нормы изменяются, то девиантное поведение является нарушением не всех, а наиболее важных социальных норм в данное время для данного общества.
  • Лица с девиантным поведением со стороны других членов общества вызывают негативную оценку – это может быть общественное осуждение, уголовное наказание. Здесь может возникнуть такое негативное явление, как стигматизация личности, т.е. навешивание ярлыка – наркоман, преступник, убийца и др.
  • Девиантное поведение наносит ущерб не только самой личности, но и окружающим людям – моральный и материальный ущерб, физическое насилие и причинение боли, угроза жизни снижают качество самой жизни.
  • Прежде чем классифицировать поведение как отклоняющееся, его надо согласовать с общей направленностью личности. Нестандартные ситуации – потеря близкого человека, самооборона, не являются основными при классификации поведения.
  • Девиантное поведение имеет особенность, оно не рассматривается в пределах медицинской нормы и не отождествляется с психическими заболеваниями. Некоторые условия могут способствовать переходу отклоняющегося поведения в патологическое состояние, и зависимое поведение переходит в системное заболевание – алкоголизм, наркомания.
  • Девиантное поведение может сопровождаться проявлениями социальной дезадаптации.
  • Девиантное поведение имеет индивидуальное и возрастное половое своеобразие, следовательно, это устойчивое поведение личности.

Факторы, влияющие на девиантное поведение детей

Девиантное поведение имеет свои психологические предпосылки, среди которых личностные особенности человека:

  • Чрезмерная неуравновешенность и возбудимость;
  • Необоснованное упрямство и слабость воли;
  • Неразвитые высшие чувства и скудная эмоциональная сфера;
  • Неустойчивость, конформность характера и в большинстве случаев психопатии;
  • Чаще всего заниженная самооценка и отсутствие критического отношения к себе;
  • Предрасположенность к определенной форме локуса контроля;
  • Отсутствие интересов и упрощенная мотивация;
  • Крайняя узость кругозора и моральная неустойчивость;
  • Большая потребность в самоутверждении.

Кроме личностных особенностей существуют микросоциальные факторы отклоняющегося поведения, они связаны с трудностями в трех сферах – семье, школе, неформальных группах.

В семьях, где есть дети с девиантным поведением, как правило, атмосфера асоциальная и конфликтная, отсутствует педагогическое влияние, обычна отчужденность и жестокое отношение к ребенку.

Такие семьи делятся на четыре типа:

  1. Аморальные и криминальные;
  2. Семьи с постоянными конфликтами;
  3. Неполные и многодетные семьи;
  4. Семьи с неправильной педагогической позицией или педагогически некомпетентные семьи.

Замечание 3

В школах за такими детьми закрепляется клеймо «трудновоспитуемые», «неуспевающие», « недисциплинированные». Безусловно, что такие дети вне школы будут искать референтную группу. Как правило, в этих неформальных группах подростки ищут то, что им не дала семья и школа.

spravochnick.ru

Критерии поведения в организации

Критерии поведения в организации основаны на поведении человека в организации, включая его устойчивые характеристики личности, определяющие выбор, принятие решений.

На решения человека непосредственное воздействие оказывают цели как критерии поведения в организации. Цели представляют собой условия, которые преследует личность, в них будут разворачиваться действия, возможности, динамика процесса, настроение и др.

При всем разнообразии критерии поведения человека в организации для каждого конкретного работника будут обладать определенной стабильностью и предсказуемостью. Человеку присущи определенные принципы поведения, критерии выбора и предпочтения, запреты и другие особенности.

Система организационного поведения

Критериальная база поведения

В одинаковых ситуациях разные типы личности могут принимать абсолютно разные решения, что определяется различиями в их критериальной базе, задающей приоритеты и оценки случающихся ситуаций.

Критерии поведения в организации могут складываться из расположения человека к определенным людям, ситуациям, процессам, системе ценностей и верований. Критерии поведения в организации обусловлены также принципами, которым следует человек в своем поведении.

Все элементы критериальной базы поведения тесно взаимодействуют, часто проникают друг в друга и влияют друг на друга. Но, не смотря на это, сильная взаимозависимость может рассматриваться в качестве относительно обособленных характеристик личности, которые оказывают воздействие на ее поведение.

Критерии поведения сотрудников в организации

Сотрудник может быть расположен по отношению к людям, определенным процессам, предприятию в целом. Это играет огромную роль в ходе нормального установления взаимодействия человека и окружения организации. 

Одинаковое явление (действие), которое обладает одинаковыми проявлениями и оказывающее равнозначное влияние на людей, часто вызывает разную реакцию. Это происходит по той причине, что у каждого человека существует отличное от других расположение к рассматриваемому действию или событию.

Ценности как критерий поведения

Ценности отдельного человека и организации в целом способны оказать большое влияние на предпочтения, принимаемые решения и поведение всего коллектива. Ценности представляют собой набор стандартов и критериев, по которым человек следует.

Формирование ценностной системы человека происходит, главным образом, в процессе его воспитания. Большую часть ценностей индивиды могут получить под влиянием родителей и близких людей. Огромное влияние способна оказать система образования, верования и религия, литература и кинематограф.

Тем не менее, ценностная система подвержена развитию и изменениям даже в зрелом возрасте, в чем огромную роль играет организационное окружение.

Верования человека

Критерии поведения в организации могут определяться верованиями человека. Часто люди принимают решение, основываясь на оценки явлений или заключений о качестве явлений. В случае достаточной устойчивости данных явлений не требуются соответствующие доказательства, и заключение превращается в верование.

Верование можно определить в качестве устойчивого представления о человеке, явлении или процессе. Его используют при восприятии. Верования подлежат изменению во времени, но на то время, когда человеку присущи определенные верования по отношению к объекту, он будет воспринимать и оценивать объект по своим верованиям.

Так, по отношению к одному и тому же объекту может быть большое количество разных верований, поскольку в большинстве случаев они сопутствуют отдельным характеристикам объекта.

Принципы как критерий поведения в организации

В жизни и работе большого числа людей существуют определенные принципы, которые систематически регулируют их поведение. Они воплощены в устойчивых нормах поведения, ограничении, табу, устойчивой форме реакции на явление, процесс или человека.

Принципы как критерии поведения в организации способны формироваться на базе системы ценностей, являясь устойчивой формой проявления систем ценностей, и воплощают верования в форме определенных стандартов поведения. Люди не всегда осознают, какая ценность и верование нашли свое воплощение в определенных принципах.

Примеры решения задач

ru.solverbook.com

Что такое поведение

Что такое поведение

Привет! Тут такое дело: оказывается мало кто себе представляет базовые понятия, которыми мы пользуемся каждый день, но в действительности мало кто себе представляет, что они означают. Например, что такое поведение? Вроде простой вопрос, а вот поди ж ты, может поставить в тупик даже искушенного знаниями человека. В этой статье разберемся с этим понятием, так что дочитайте статью до конца.

Понятие

В психологии поведение — это форма и метод взаимодействия человека с окружающим миром. В социологии оно понимается как система социальных действий направленных на взаимодействие с другим субъектом. 

Понятно, что тут психологи и социологи могут спорить до бесконечности, какое определение более точное. На первый взгляд, кажется, что первое шире: человек ведь может вести себя по-особенному, по-разному даже тогда, когда он вообще один. Например человек прогуливается в лесу, и будучи уверенным, что его никто не видит, например сделает что-нибудь этакое, чего на людях делать он не будет ни при каких обстоятельствах. Например, вырежет на коре дерева -то непристойное. 

Однако, с точки зрения социологии: любой человек не сам же по себе существует, а является продуктом социализации. И чтобы он не вытворял один, это реакция на отсутствие представителей социума, которая вот такой может быть. К тому же многие все равно представляют, что кто-то рядом есть, даже если они одни. 

Словом, тут спор может быть долгим. Однако главное, что вам надо запомнить: поведение — это система действий, поступков людей, которая выражает реакцию человека как на социум, так и на окружающий мир.

Что такое поведение

Главный вопрос при этом в социологии стоит так: что влияет на поведение субъекта? Чем он руководствуется, какова его мотивация? На этот счет существует великое множество теорий как собственно социологических, так и психологических. Кстати, некоторые из них я рассматриваю в моем свободном курсе «Обществознание: социальная сфера».

Виды

Как вы уже поняли, поведение может быть абсолютно разным. Мерилом, или его критерием являются правила — общепризнанные нормы поведения. Они могут быть как формальными, так и неформальными: правовыми или нормами морали. Что такое мораль, смотрите здесь.

По этому критерию поведение бывает:

Девиантным (отклоняющимся) — таким, которое отклоняется от общепризнанных норм; более детально смотрите о нем в этой статье.

Конформным — или лояльным социальным нормам, более детально смотрите тут.

Рациональным — таким, когда человек руководствуется здравым смыслом, который, в свою очередь, в общем-то тоже можно отнести к нормам. Более подробнее читайте здесь.

Иррациональным — таким, при котором человек руководствуется чувствами, или инстинктами, или любыми не рациональными доводами.

Например, согласно теории социального действия Макса Вебера, например, выделяется еще несколько видов поведения: собственно рациональное, ценностнорациональное, аффективное и традиционное. Статью про социальные действия, кстати, вы можете найти на этом сайте.

Уверен, вы получили представление о том, что такое поведение. Поделитесь этой статьей с друзьями в социальных сетях — не будьте жадиной!

С уважением, Андрей Пучков

ege59.ru