Из чего формируется личность человека? Что формирует личность


Из чего формируется личность человека? | Психология

Известные факторы, которые влияют на личность индивидуума — это воспитание, то есть влияние общества, и наследственность, что определяет собственные качества личности. Мы не будем спорить с этими постулатами, однако попытаемся определить их действительную значимость в деле формирования личности человека.

Советский человек привык к распространенной точке зрения о том, что всего (или почти всего) можно добиться «правильным» воспитанием. Признанные отечественные педагоги открыто об этом заявляли. Так, например, Ушинский, оценивая реальное влияние различных факторов на формирование Человека, «придавал воспитанию значение решающего фактора»: «Человек становится человеком через воспитание».

И это очень выгодная точка зрения! В соответствии с ней можно выполнить любые планы государства в области воспитания «правильных» (выгодных этому самому государству) граждан. На формирование личности влияет воспитание

На формирование личности влияет воспитаниеФото: Depositphotos

Предположим, что если абсолютно всего (или очень многого) можно добиться воспитанием, то логично продолжить, что человек — это «пластилин»: если из него формировать правильную фигуру, то получится вполне достойный гражданин известного общества. В таком случае становится верным известное утверждение: «Каждая кухарка может стать президентом». И это, в свою очередь, означает, что «особенности нашей личности» состоят из одинакового набора неких качеств, которые всегда можно изменить.

Такая точка зрения очень выгодно подается в школе. Учителю достаточно «правильно» и регулярно воздействовать на родителя, дабы родитель, в свою очередь, так же «правильно» сформировал свое дитя. Кроме того, данное расхожее мнение пропагандируется во всех современных тренингах и внушаемом нам образе «позитивных мыслей», типа: «верьте в успех и все у вас получится» и «мысли, как миллионер, и станешь миллионером».

Продолжить список читатель может сам. Сюда же гармонично вписывается известный вопрос «Когда нужно начинать воспитывать ребенка?» с не менее известным ответом: «С пеленок!»

В таком случае, меня терзает единственный вопрос: где здесь индивидуальность?

«Индивидуа́льность (от лат. individuum — неделимое, особь) — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого» (Википедия).

Почему значение такой важной составляющей, как врожденные особенности, сводится на нет? А как же врожденные способности?А как же врожденные способности?Фото: Depositphotos

Моя дочь имеет собственную волю, особенности и мнение с самого рождения! Нет, не удивляйтесь, это не происки ошибочного восприятия. Ребенок с самого начала проявил свой характер: показал чрезмерную восприимчивость (плаксивость), эмоциональность и свое собственное несогласие с некоторыми родительскими решениями (выражала плачем протест)! И вопрос, мне кажется, не в том, у кого это есть, а у кого нет. А во внимательности родителей и в их готовности видеть и принимать свое дитя не как отражение себя, а как отдельного человека. Кстати, именно такое отношение решает в семье многие психологические проблемы недопонимания и воспитания.

Однако складывается впечатление, что народ не готов пока в подобную точку зрения поверить.

Наследственность можно отнести к врожденным свойствам личности. К наследственным привычкам наши генетики относятся крайне скептически. И действительно, это можно понять. Как на клеточном уровне может передаться, например, нелюбовь к куриной шкурке?

И можно было бы полностью довериться мнению ученых врачей, если бы не примеры из жизни с необъяснимыми деталями…

…К копанию картошки Зина была приучена с детства. Она хорошо помнит: отец ворчит на мать за то, что она идет не ровными рядочками, а куда глаз ляжет. Девочка не вступала в их перепалки, хотя мысленно была на стороне отца. Ну, действительно, идти ровными рядочками куда удобнее и понятнее, чем спонтанные телодвижения!

И вот этим летом, будучи на копке в качестве помощи уже родителям мужа, заметила за собой желание броситься на первый попавшийся куст. Кажется, что если возьмусь за все сразу (а все сразу — это каждая ботва в поле зрения), то сие не особо приятное занятие быстрее закончится. А рядочек за рядочком — нудно и не быстро!

Благо, эти ее броуновские телодвижения никто не заметил. И вот ведь странно, все происходило бессознательно, как по заранее заложенной программе, которая неминуемо приводится в исполнение. Как говорится: «Хочешь узнать, какой будет твоя жена — посмотри на тещу».Хочешь узнать, какой будет твоя жена - посмотри на тещу!Хочешь узнать, какой будет твоя жена — посмотри на тещу!Фото: Depositphotos

…Виталий не успел толком пожить с детьми. Так уж вышло, что развелся, когда одной дочке было 2 года, а второй 4. К сожалению, мама девочек не допустила общения детей с отцом после развода. Но это может быть подтверждением чистоты эксперимента. Откуда спустя много лет у дочек взялась папина любовь к жареному луку? И это при том, что мама не признает лук ни в каком виде!

Смотрят потом разведенные мамы на своих деточек и видят в них ненавистные привычки, движения и характеры уже давно разлюбленных пап.

  • Таким образом, если некоторые особенности можно объяснить совместным проживанием и каждодневным примером поведенческих реакций, то как объяснить то же самое при раздельном проживании родителей?

А примеров подобного рода на самом деле великое множество!

И как бы ни убеждали нас ученые умы в том, что характер и привычки закладываются только воспитанием, мы имеем регулярную возможность видеть обратное. Характер и привычки родителей каким-то странным, непостижимым образом могут передаваться по наследству!

Но кроме наследственности, есть еще и свои личные особенности, непредсказуемые и не поддающиеся никакому или весьма опосредованному влиянию. Некие предпочтения, свойства характера, восприимчивость к только определенным воздействиям и т. п. И вот эта часть свойств личности человека — совершенно неисследованный зверь, «кот в мешке».

Ведь никто не станет спорить с тем, что на свете нет двух совершенно одинаковых людей. И никогда их не будет. Потому что каждый человек — это отдельная вселенная, результат случайного стечения многих факторов, которые сформировали его — единственного и неповторимого в своем роде. С юных лет мы пытаемся доказать всему миру свою уникальность и неповторимость

С юных лет мы пытаемся доказать всему миру свою уникальность и неповторимостьФото: Depositphotos

Не именно ли это — факт собственной неповторимости и особенности — мы пытаемся доказать всему миру, когда пытаемся «стать лучше» или показать, что «я особенный»?

По моему мнению, индивидуальностью человек рождается — и это первый ключевой фактор, влияющий на характеристику героя: врожденные свойства характера, особенности, таланты и прочее. А вот что будет в дальнейшем влиять на личность, в некотором роде определяет судьба, общество и имеющиеся особенности восприятия данного индивидуума.

Однако, вопреки мнению психологов, педагогов и государства, внешнее воздействие не является приоритетным моментом в становлении человека! Второй ключевой фактор в становлении и развитии личности Человека (именно с большой буквы!) — собственный выбор, направленный на «согласие» или отвержение влияния общества, на впитывание понравившихся идей и в конечном итоге на выбор: в какую сторону мне идти.

Что еще почитать по теме?

Как воспитать в ребенке личность?Как стать гармонично развитой личностью?Как изменять свою личность и зачем это нужно делать?

shkolazhizni.ru

Кто или что формирует твою личность

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Семья - главная ценность………………………………………..4

Глава 2 Роль школы в формировании личности........................................6

Заключение…………………………………………………………………8

Литература………………………………………………………………...10

Приложения

Введение

Мы постоянно узнаем о себе что-то новое. Год за годом открывается нечто такое, чего мы раньше не знали.

Мы знаем, какими мы были, но не знаем, какими станем!

К.Г. Юнг

Понятие "личность человека" с незапамятных времен вызывало к себе неподдельный интерес со стороны мыслителей, философов, деятелей культуры и искусства, а также простых смертных. Одна за другой сменялись всевозможные концепции о том, что же такое человеческая личность и как она формируется.

Цель моей работы - выяснить кто или что влияет на формирование моей личности.

"Личность" - очень сложный и неоднозначный термин. Можно ли сформировать личность? Сформировать, слепить, как из сырой глины, свою жизнь. Кто-то уверен, что "делает свою Судьбу" сам, другие думают, что будущее предначертано свыше.

Личностью принято считать совокупность черт характера, которые человек проявляет в различной обстановке. И чем больше таких черт, тем, как правило, интереснее для общества эта персона1.

"Это личность!" - говорят про человека неординарного, уверенного в себе, имеющего влияние на других людей, авторитета. Каждый хотел бы, чтобы его считали личностью.

Как известно, в мире не существует двух абсолютно одинаковых людей. Даже у близнецов, которых постоянно путают знакомые, есть свой характер, свой собственный внутренний мир. Безусловно, все мы разные, но что же именно наделяет нас уникальностью и непохожестью на других?

Глава 1. Семья - главная ценность

Огромное количество факторов влияет на формирование личности. Это и общество, в котором мы живем и даже природные условия, которые нас окружают. Но самым важным, на мой взгляд, является семья.

Статья 38 Конституция РФ гласит: «Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей».2

Мне повезло, я воспитываюсь в хорошей семье, у меня замечательные родители. Они для меня авторитет, и я стараюсь на них быть похожей.

Народная мудрость гласит: «Друзей мы выбираем, родственники же нам достаются». Семья веками почиталась, как большая ценность. Моя семья – это место, где царит любовь, доверие друг другу, взаимное уважение, готовность понять и помочь другому.

Русская царица Александра Федоровна писала:

“ Родители должны быть такими, какими они

хотят видеть своих детей – не на словах,

а на деле. Они должны учить своих детей

примером своей жизни”.

Я полностью с ней согласна. Именно с семьи начинается развитие каждого из нас, уверенность в себе, в своих способностях и возможностях, умение бороться с трудностями.

Я конечно еще не полностью сформировавшаяся личность, но то какая я сейчас: общительная, коммуникабельная, любознательная, имею много друзей, люблю читать и сочинять стихи, рисовать, петь , обожаю выступать на сцене, дарить положительные эмоции людям , все это привилось мне в семье.

Моя семья многонациональная, традиции многих народов переплелись в нашем доме. Мой характер формировался под влиянием этих культур. Моя семья небольшая, но очень дружная, я знаю, что всегда могу на них положиться и в любой ситуации найду поддержку.

Большим примером для меня является мой старший брат Сераждин - это половинка моего сердца, без него жизнь была бы пуста. ( Приложение 1) Сейчас он учится в г. Ростов – на - Дону. Мне без него очень скучно и грустно, я очень жду его на каникулы. Я знаю, что брат меня всегда выслушает и поддержит в любом моём начинании. Мы с ним родственные души, понимаем друг друга с полуслова.

Таким образом, семья — основа жизни ребенка, и ничем ее заменить нельзя. Мои родители, воспитывают во мне личность. Только любовь может обеспечить развитие всех моих потенциальных возможностей и раскрыть мое духовное, уникальное Я.

Глава 2. Роль школы в формировании личности

На формирование личности влияет не только воспитание и обстановка в семье, но и школьная среда. Огромную роль в этом играют одноклассники и учителя. Ведь недаром в народе говорят, что школа это второй дом. В нашей школе закладываются основы чувства долга, дисциплины, выдержки, мы приучаемся давать оценку собственному поведению.

С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. Ведь из года в год мы развиваемся, обогащаем себя новыми знаниями, анализируем их, как-то реагируем, а значит, изменяемся и влияем на формирование личности друг друга.

Мне повезло, я учусь в лучшей гимназии города Хасавюрта, в этом году ей исполнилось восемьдесят лет, меня окружают знающие и добрые учителя, которые любят свою работу и делятся своими знаниями с нами. Мне кажется, что ни одна новая школа не может передать такую доброту и тепло, которые излучают стены моей гимназии, годами хранящей звонки перемен, громкие возгласы и смех учеников, строгие, но правильные наставления учителей…

Я люблю свою гимназию. Она меня научила читать и писать, дала мне знания, толчок к развитию. Первый раз в родную гимназию я пришла на первый звонок моего брата, этого я, конечно, не помню, мне было всего шесть месяцев. Мой старший брат в прошлом году с отличием окончил нашу школу. И благодаря знаниям, которые он получил здесь, благодаря учителям, которые эти знания донесли до него, он поступил в Ростовский Государственный Медицинский Университет. Я уверена, что он с гордостью несет звание выпускника гимназии им. М.Горького.

Труд учителя сложен и очень важен. Неповторимость моей гимназии заключается в том, что только у нас работают такие замечательные, добрые и чуткие учителя, которые способны найти подход к каждому ученику. Поэтому учителей я буду благодарить в первую очередь за их терпение, за то, что привили любовь к знаниям.

Но школа – это не только учебники и тетрадки, уроки и контрольные. Огромное место в школьной жизни занимает общение с одноклассниками, концерты, соревнования, походы и другие мероприятия.

Первые удачи, достижения, победы; первые ошибки, обиды и ссоры – все это каждый человек переживает в стенах школы.

Общаясь с ровесниками и учителями, мы учимся строить отношения с людьми, улаживать конфликты, отстаивать свою точку зрения. Эти навыки тоже пригодятся в жизни. Ученые говорят, что личность формируется в школьные годы и потом лишь незначительно изменяется.

«Моя школа»

Моя школа - это родник,

Неиссякаемый и живительный,

Влагу знания пьёт ученик,

Как когда-то пили родители.

Моя школа-это очаг,

Столько в ней тепла и внимания,

Каждый год принимает ребят,

Это славная кладезь познания.

Моя школа-это гора,

День за днём покоряем с учителем,

Пусть нелёгкая эта тропа,

Каждый день всё ближе к вершине мы.

Меджидова Фатима

Заключение

Я считаю, что всякий человек является личностью, но не всегда положительной или значимой для общества. Значимой личностью становятся люди, которые этого хотят. Они развивают свои способности, стараются заниматься полезным делом. Мы сами влияем на свою судьбу, можем ее изменить, достичь определенных целей. Все в наших руках! Но какай бы совершенной личностью мы не стали, самое важное, нужно оставаться -Человеком.

Ярким примером Человека с большой буквы является героический поступок, совершенный нашим земляком старшим лейтенантом полиции Магомедом Нурбагандовым. (Приложение 2). Перед лицом смерти он остался верен своим принципам и убеждениям. Преступники прямо на камеру просили его отвергнуть свою связь с правоохранительными органами, отказаться от своих коллег и призвать их покинуть полицию. Не ради славы и наград офицер полиции произнес свои последние слова «Работайте, братья…», он не знал и не думал о том, что видеозапись, кто-нибудь увидит, просто до конца был верен присяги.

Я, как и вся наша страна, точно знаю, что Магомед Нурбагандов - настоящий герой, с честью проживший жизнь и мужественно принявший смерть.

Магомед Нурбагандов - личность, с которой нужно брать пример и стараться хоть немного в поступках быть похожими на него. Его последний призыв должен быть девизом для всех, в том числе и для нас, школьников. Наша работа – это учеба. Нужно учиться так, чтобы во взрослой жизни стать нужными для общества людьми, чтобы нами гордились наши родители, а потом и наши дети.

Личность – это не каждый человек, хотя в каждом есть задатки и возможности ею стать. Но многие не хотят быть личностью и добровольно отказываются от этой возможности. Потому что личность принимает на себя ответственность за свою жизнь.

Каждый человек неповторим,

Все мы в своем мире уникальны,

Кем бы в этой жизни вы не стали,

Только оставались бы Людьми.

Литература

1. Краснобельмов А. В. Я познаю мир: Спорт. М., ООО «Издательство Астрель», 2003.

2. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? М., 2014.

4. Кравченко А.И., Певцова Е.А.учебник Обществознания 8 класс 11-е изд. - М.: 2012г

5. Куманев Г. А. Час мужества. М., Изд-во Оникс, 2008г

6. Интернет ресурсы: Википедия – Личность

7. Конвенция о правах ребенка

8 Конституция Российской Федерации

1Кравченко А.И., Певцова Е.А.учебник Обществознания 7 класс 14-е изд. - М.: 2012г

2 Конституция Российской Федерации

infourok.ru

Кто и как формирует твою личность

Человек живет в обществе. Здесь с ранних лет он воспитывается и учится под влиянием людей и множества других факторов. Поэтому  задача моей работы является проанализировать воспитательное влияние средств визуальной коммуникации на нравственное сознание и поведение подростка; изучить и обобщить позитивные и негативные тенденции воспитательного воздействия СМИ и на подростков; рассмотреть положительное воздействие средств визуальной коммуникации на учебную деятельность и поведение подростков.

Поэтому целью моей работы является  анализ  воспитательного воздействия средств визуальной коммуникации на нравственное сознание и поведение подростков в данный, конкретный возрастной период.

Эта тема является сейчас для меня очень актуальной, так как именно сейчас мы задумываемся о своем будущем, строим планы, мечтаем, берем примеры поведения, то есть  формируемся как индивидуальности и личности. А что это такое?

На уроке обществознания мы изучали тему «Личность». Я поняла,  что личность – это проявление характера через деятельность. В толком словаре дано определение личности – это (слово латинского происхождения и обозначает «маска актера») социально и духовно развитый человек. Я учусь в 6 классе, и я только формируюсь как личность,  поэтому   про меня  больше пока можно говорить как про индивидуума  и индивидуальность. 

«Индивид» - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей и т.д.  Понятие "индивид" в этом случае употребляется в значении "конкретный человек". При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека

Индивидуальность (от лат. individuum — неделимое, особь) — Совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих один индивидуум от другого; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств. Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности. Существует мнение, что индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают.

 У меня ещё идет становление характера, я развиваю как индивидуальность и  как  личность – это мое отношение к какому – либо виду деятельности. Мы (учащиеся) проявляем себя сейчас только в образовательном процессе, то есть учимся, и творческой деятельности  (поем, танцуем, ходим на различные кружки). Все это время мы стареемся найти себя, найти себе дело по душе и по способностям. В этом нам помогают родители и учителя.

 А полностью сформировавшаяся личность  - это самостоятельный человек, со своими принципами, ценностями, взглядами, правилами поведения, отношением к друзьям, обществу, проявление себя в работе, карьере. Личность не формируется сама по себе, она формируется в обществе. Пока я формируюсь, как личность, на меня влияет все: СМИ, друзья, учителя, мнение окружающих людей и, конечно, родители. О роли родителей я скажу позже…

А сейчас рассмотрим роль СМИ на влияние становления психики подрастающего поколения, т.е. нас – подростков. Если раньше безоговорочным другом человека являлась собака, то теперь эту роль взял на себя телевизор. Для одних он становится окном в мир, для других – средством убить время, для третьих – неосознанным уходом от реальности в виртуальную жизнь.

Средства массовой информации (СМИ) – методы и учреждения, посредством которых централизованные поставщики передают или распределяют информацию и другие формы символической коммуникации обширной, разнообразной и географически рассеянной аудитории.

Информация – сведения, передаваемые одними людьми в процессе межличностной коммуникации или распространяемые по каналам специальной или массовой коммуникации с целью создать, пополнить, изменить представления, их ориентацию в событиях и явлениях окружающего мира. В узком смысле информация – совокупность кратких не комментированных сведений об актуальных фронтах жизни общества. В широком смысле информация включает все имеющие значение сведения, получаемые, хранимые, перерабатываемые и используемые в биологических объектах, машинных системах и человеческом сообществе, в котором функционируют различные виды социальной информации.

Средства визуальной коммуникации – понятие комплексное. Оно является производным от понятия СМИ, под которыми понимаются «средства передачи между отправляющей и принимающей сообщение стороной в процессе массовой коммуникации». Таким образом, они включают институты и системы, которые посредством газет, журналов, радио и телевидения производят и передают большое количество информации, направленной не на определенного адресата, а на всех адресатов без их определения. Если дать обобщенное определение понятия средств визуальной коммуникации, то можно сказать, что средства визуальной коммуникации означают технические средства создания видеообраза, т.е. кинематограф, видео, телевидение, компьютеры и т.д.

Слово «телевидение» является составным, включает в себя греческую морфему tele (далекий, далеко) и латинскую морфему vision (смотреть, видеть) и иногда обозначается сокращением TV. Данный технический термин означает механизм живого воспроизведения происходящих в определенном месте событий и их трансляции на большие расстояния, который является общим для всего мира средством коммуникации. Общеизвестно, что социализация человека происходит в процессе воспитания и под значительным влиянием среды. Среда современного человека, в которой происходит воспитание, существенно изменилась по сравнению со средой моих родителей. В нашу среду органично вошли и средства визуальной коммуникации, глубоко проникшие в различные сферы его жизни. Такие факторы современного социума, как телевидение, видео, компьютеры и прочие средства визуальной коммуникации, предоставляя разнообразную информацию в наглядном изображении громадному числу людей, обладают огромным воспитательным потенциалом. По мере развития спутниковой связи, информационных технологий, интернета, СМИ становятся важным фактором не только постоянных изменений в нашем образе жизни, но и существенным средством воспитания подрастающих поколений.

Средства визуальной коммуникации оказывает неоднозначное влияние на нравственное сознание и поведение школьников, их взаимоотношения. Влияние, оказываемое телевидением и другими средствами визуальной коммуникации на школьников в процессе их социального развития, отражается в нашем стремлении к активному подражанию киногероям, в богатстве воображения и чутком восприятии наблюдаемых событий. Склонность подростков к фантазиям, замене реальной жизни воображаемыми событиями, в которые мы сами начинаем искренне верить, также не безобидны, что становится фактором часто возникающих подростковых проблем. Поэтому роль СМИ в воспитании подростков не может не являться объектом для пристального внимания со стороны родителей, учителей и даже правительства.

Изменения в социальной среде оказывает заметное влияние на процесс воспитания детей в школе и семье. Исследователи отмечают устойчивую тенденцию к чрезмерной опеке детей со стороны родителей, что ведет за собой инфантилизм, индивидуализм, эгоизм в их поведении. С другой стороны, некоторая самостоятельность, предоставляемая семьей подростку, инициирует создание собственной подростковой субкультуры как отражения этой самостоятельности и относительной независимости. Поиск подростками нравственного идеала, смысла и образа жизни, сопровождаемые бурным физическим, интеллектуальным, нравственным, эмоциональным развитием, являются важнейшими для нас – подростков. Поэтому их чувствительность к влиянию средств визуальной коммуникации значительно выше, чем в любом другом возрасте.

Содержание программ, предоставляемых телевидением, охватывает различные сферы человеческой жизни в целом  - сообщения и образы на темы политики, культуры и текущих событий, образовательные и художественные передачи, поэтому его влияние на жизнь нации нельзя вкратце назвать иначе как огромным. Так, исследование, проведенное в Японии, установило, что японские подростки до окончания повышенной средней школы проводят в школьных классах в целом 12000 часов, тогда как время, проводимое ими за просмотром телепередач, составляет 22 000 часов. Таким образом, японские подростки в среднем ежегодно проводят в школе по 980 часов, у телеэкрана  - 1340 часов. Японские исследователи выявили также, что дошкольник до поступления в школу проводит перед телевизором 9000 часов. Эти исследования убеждают, что дети и подростки в течение длительного времени подвергаются воздействию телевидения. Анализ телевизионных программ в различных государствах, например, в Корейской республике, США, Германии и других свидетельствует, что основное время телевещания отдано боевикам, в которые включено неоправданное изобилие сцен насилия. Вот почему телевидение и другие средства визуальной коммуникации называют «школой насилия». Согласно исследованию, проведенному министерством здравоохранения США, просмотр демонстрировавшихся на телевидении за последние 10 лет сцен насилия и программ агрессивного характера оказывает вредное влияние на формирование характера и жизненной позиции человека. Анализ материалов, полученных телекомпанией Columbia Broadcastinq Sustem от 1650 лондонских тинэйджеров, показал, что чем чаще подросток смотрит телевизионные программы со сценами насилия, тем больше он вовлекается в совершение насильственных действий тяжкого характера.

Существуют объективные причины, побуждающие педагогов, родителей и общественность принимать меры по органичению демонстрации на телевидении сцен насилия, оказывающих отрицательное влияние на зрителей. Сцены насилия на телевидении приводят к пониманию мира как насильственного и опасного для человека и могут сформировать негативный взгляд на мир.

Понятие новых средств визуальной коммуникации включает в себя кабельное телевидение, компьютерную связь, компьютерные игры и прочие, вновь возникающие средства. На практике первое знакомство с компьютером в большинстве случаев происходит через игры, которые распространились настолько, что их можно назвать неизбежным злом. Таким образом, компьютерные игры являются средством, оказывающим наибольшее влияние на подростков. Компьютерные (электронные) игры повсеместно проникают в нашу жизнь, а по затрачиваемому на них времени, составляющему в среднем 76 минут в день, они занимают второе место среди визуальной коммуникации, уступая только телевидению.

Человек ежедневно получает огромное количество информации, достоверной и недостоверной, порой очень противоречивой. Но именно это и дает человеку возможность проанализировать, сравнить эту информацию, критически осмыслить и сделать осознанный выбор.

СМИ оказывает на человека противоречивое  влияние, приносят пользу и наносит вред. Современный человек не может отказаться от информации, получаемой через СМИ. Но любую информацию человек должен критически осмыслить и определять, чему можно подрожать, а чему нельзя.

Воздействие средств визуальной коммуникации на процесс нравственного развития подростка и его социализации может быть как положительным, так и отрицательным.

Повышение эффективности воспитания подростков средствами визуальной коммуникации во многом зависит от учета уровня их воспитанности и нравственной направленности, от подготовленности подростков к адекватному восприятию кино, теле – видеопродукции, от организации целесообразного педагогического руководства просмотра со стороны взрослых, их помощи в выборе визуальных средств коммуникации с целью формирования эстетического вкуса и опыта их нравственной оценки.

 Таким образом, что смотрит ребенок и сколько времени он сидит у компьютера во многом зависит о родителей. Мои родители зорко следят за тем, что я смотрю. Они убеждены, что сегодняшняя массовая культура играет разрушительную роль, калеча человеческое сознание, притупляя чувства, исчерпывая духовные силы, подменяя волнение возбуждением.

Но мы также знаем, что эстрадное искусство не может претендовать на силу мышления романа, спектакля, фильма. Это искусство может создать нам настроение. Есть певцы и ансамбли,  которых можно слушать, но все – таки большинство песен на эстраде однообразны и не интересны. Многие певцы слабо подготовлены в профессиональном отношении. Крик и хрип нередко оказываются главным средством эмоционального воздействия на публику. Что – то заученное есть и в частом чередовании ускоренного и замедленного темпа. Не хватает эмоционального разнообразия. И я очень переживаю, когда мои одноклассники не имея голоса и чувства ритма, такта, слуха пытаются петь и даже выступать на сцене. Это объясняется тем, что многим такая музыка нравится. Крики, усиленные аккорды электрогитары и навязчивый ритм ударных дополняются неловкими движениями  тела и выглядит это вульгарно, некрасиво и смешно. А многие школьницы считают это большой естественностью, внутренней свободой, силой чувств. Эти же ученицы потом также и общаются, в них много шума и гама. Таким образом, постоянные впечатления от общения с искусством и СМИ отражаются во всей нашей жизни, в наших нравах, даже в нашей работе и потому влияют на становление личности.

 Мои  родители больше читают  и приучили читать и меня. Мне нравится читать. Это развивает логическое мышление, заставляет задуматься над какой – либо ситуацией, учит фантазировать. Это расширяет мой духовный кругозор.

Художественное произведение должно воспитывать нас с  нравственных позиций, пробуждать стремление быть добрее, умнее, счастливее и гармоничнее.

Я рада, что мои родители привили вкус к чтению художественных произведений, к хорошей, приятной музыке, я люблю природу, у меня есть истинные друзья. Я знаю, что я стану личностью, о которой будут говорить только хорошее. Во всяком случае, я буду стараться. Ведь учитель нам говорил, личностью не рождаются, личностью становятся. И только от тебя зависит в итоге, какой личностью станешь ты. Личностью человек становится, когда начнет осуществлять свою деятельность, направленную на общество. Поэтому фундаментом личности выступают общественные отношения, но только такие, которые реализуются в деятельности.

Осознав себя как личность, определив свое место в обществе и жизненный путь, человек становится индивидуальностью, обретает достоинство и свободу, которые позволяют отличить его от любой другой личности, выделить её среди прочих.

Таким образом, личность – это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретенные знания, набор психофизических черт и особенностей человека, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой.

Немецкий гуманист 15 века С. Брандт писал:

Ребенок учится тому

Что видит у себя в дому:

Родители пример тому…

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе.

И за слова легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом

Чтобы не каяться потом.

Конституция РФ гласит: «Забота о детях, их воспитание  - равное право и обязанность родителей» (ст.  38)

Мне повезло, я воспитываюсь в хорошей семье, у меня замечательные родители. Они для меня авторитет,  и я стараюсь на них быть похожей. В нашей семье мы все делаем вместе, мы всегда вместе. Моих родителей ставят в пример другим родителям и ученикам, так как им не безразличен класс, в котором я учусь, школьные  проблемы, мои отношения со сверстниками. Когда у меня будет своя семья, я постараюсь, чтобы она была похожей на семью моих родителей: дружная, веселая, трудолюбивая. В этой семье мне спокойно и уютно. Л Н Толстой писал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Я счастлива, что у меня такие родители, которые называют меня «своей кровиночкой».

Таким образом, семья — основа жизни ребенка, и ничем ее заменить нельзя. Мои родители, воспитывают во  мне личность. Только любовь может обеспечить развитие всех моих потенциальных возможностей  и раскрыть мое духовное, уникальное Я.  

Таким образом, семья — это та среда, которая влияет на развитие моей личности, мое будущее духовное и душевное благополучие.

Мои родители учат меня общаться. У меня много хороших знакомых и есть настоящие друзья. Они тоже влияют на мое становление личности. Мы много разговариваем, обсуждаем, вместе ходим в походы, учим уроки. Мы дружим и выбираем, таким образом,  определенные правила поведения, стиль общения, умение общаться.

Есть такая поговорка: «Скажи,  кто твой друг, и я скажу,  кто ты», то есть по   друзьям можно судить и о самом  человеке. У моих друзей и у меня есть идеал человека, который нам служит образцом поведения. Я понимаю, пока мы не сформировались как личность, мы будем следовать в большей или меньшей степени за чьими-то предпочтениями. Но уже сейчас, я стараюсь отстоять свою точку зрения, свою позицию, не всегда согласна с большинством, то есть я формируюсь как личность. Тех, кто навсегда останется эхом другого, в его тени, ожидает тяжелая участь. Люди такого типа бесхарактерны, они все повторяют и за этим человеком, не проявляя себя. Я считаю, что это не настоящая дружба, это не настоящие друзья.

Истинная дружба не должна мешать человеку проявлять себя. В настоящей дружбе есть месту уважению, любви, поддержке, готовность безвозмездно помочь, уступкам и даже жертвам. Через такую дружбу человек приобщается к новым ценностям, правилам поведения и общения в обществе. Дружба – это школа жизни.

Но я учусь в школе, где провожу 7 часов. Я общаюсь не только с друзьями, но и с одноклассниками. И естественно я не могу не прислушиваться к мнению коллектива. Иногда общественная оценка коллектива значит для меня больше, чем мнение учителей или родителей, или даже друзей. Мы про свой класс говорим – мы единый коллектив и есть у нас свой девиз:  «Мы как дольки апельсина – все равны и неделимы». Мы вместе трудимся, вместе выполняем различные школьные и классные поручения, вместе переживаем, к чему – то стремимся, заботимся об общем результате. В нашем  коллективе есть   все необходимые условия для самоутверждения через совместную деятельность, направленную на пользу общества.  И мне понятно, что опыт коллективных взаимоотношений прямо сказывается на развитие  моей личности. Я сама уже могу определить, кто мне поможет, а кто лодырь, кому можно поручить дело, а кому нельзя, т. е.  общий труд показывает человека как личность. Ведь личность – это твое отношение к труду, определенному виду деятельности. Коллективный труд показывает наш класс в разрезе – кто уже формируется личностью, а кто еще маленький ребенок. В коллективе проявляются такие качества – как взаимоответственность, с одной стороны, а с другой – проявление самостоятельности в организации и осуществлении какой – либо деятельности. Один из главных признаков  личности  – самостоятельность. Уже в этом возрасте нам можно доверять какое – либо дело, без напоминаний  со стороны родителей и учителей  выполнять свои обязанности. Самостоятельность – это тоже черта личностного роста.

У нас в классе уже формируются личности,  которые могут организовать класс, проявляя свои организаторские способности, другие как предприимчивые и деловые личности. Это показывает их  во взаимоотношениях с людьми, одноклассниками. Наверное, они и в будущем будут проявлять свое умение налаживать деловые контакты, договариваться о совместных делах, проектах, распределять обязанности в коллективе и т. д.

Коллектив формирует нравственные качества человека, нормы поведения, взаимоотношения друг с другом.

Я рада, что мои родители привили вкус к чтению художественных произведений, к хорошей, приятной музыке, я люблю природу, у меня есть истинные друзья. Я знаю, что я стану личностью, о которой будут говорить только хорошее. Во всяком случае, я буду стараться. Ведь учитель нам говорил, личностью не рождаются, личностью становятся. И только от тебя зависит в итоге, какой личностью станешь ты.

Личностью человек становится, когда начнет осуществлять свою деятельность, направленную на общество. Поэтому фундаментом личности выступают общественные отношения, но только такие, которые реализуются в деятельности.

Осознав себя как личность, определив свое место в обществе и жизненный путь, человек становится индивидуальностью, обретает достоинство и свободу, которые позволяют отличить его от любой другой личности, выделить её среди прочих.

Таким образом, личность – это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретенные знания, набор психофизических черт и особенностей человека, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой.

nsportal.ru

Что формирует личность: наследственность или среда?. Воспитание как процесс развития личности

Похожие главы из других работ:

Агрессивность и наследственность

2. Наследственность

Этологический подход исходит из биологизаторской трактовки агрессии как особого врожденного инстинкта и, по сути, представляет собой модернизированную форму социального дарвинизма...

Взаимное влияние индивида и коллектива друг на друга

2. Личность в группе. Влияние группы на личность

Положительное воздействие общности на индивида. Положительное влияние группы на формирование и развитие личности состоит в следующем: 1. В группе индивид встречается с людьми, которые являются для него основным источником духовной культуры. 2...

Девиантное поведение и наследственность

2. Преступность и наследственность

История развития психогенетики свидетельствует о постоянном интересе к этой проблеме. Около 70 лет назад появились первые работы, в которых МЗ и ДЗ близнецы сравнивались по склонности к преступному поведению...

Девиантное поведение и наследственность

3. Алкоголизм и наследственность

Алкоголизм является одним из наиболее социально значимых заболеваний. Распространенность его чрезвычайно велика. Чрезмерное пристрастие к алкоголю (алкогольная зависимость) наблюдается у 3-4% лиц в популяции...

Личностные расстройства

1. Истерическая личность и сценическая личность у женщин

Как истерическое, так и сценическое расстройства личности имеют разные характеры у мужчин и женщин. Рассмотрим особенности этих расстройств, а также общие для каждого из двух полов...

Личностные расстройства

2. Истерическая личность и сценическая личность у мужчин

Блэкер и Тьюпин (Blacker and Tupin, 1977) обобщили характеристики пациентов-мужчин с истерическим и сценическим расстройствами личности. При описании патологий характера они ранжируют по тяжести под общим заголовком "истерические структуры"...

Понятие об интеллекте и его коэффициент по Джону Гилфорду

Интеллект и наследственность

Основной вопрос, который решают исследователи - это вопрос  соотношении генетических и средовых компонент в развитии интеллекта. При изучении вклада среды и генотипа в фенотип используются однофакторная...

Психогенетика отклоняющегося поведения

3. Генетика аддиктивного поведения. Преступность и наследственность

Около 70 лет назад появились первые работы, в которых МЗ и ДЗ близнецы сравнивались по склонности к преступному поведению. С тех пор как были опубликованы первые данные о преступности у близнецов...

Психология и педагогика

8. Личность и ее структура. Человек как личность, индивидуальность, субъект деятельности и общения, индивид

Личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов. Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда...

Психология личности

2.1 Среда, наследственность и развитие личности

Проблема соотношения среды и наследственности в развитии личности. Концепция двойной детерминации и её методологические предпосылки. Движущие силы развития личности...

Роль семьи в формировании личности

4. Что и как формирует семья у детей дошкольного и школьного возраста

Семьям - социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью...

Среда и ее влияние на личность ребенка младшего дошкольного возраста

1.2.2 Среда и ее влияние

Формирующийся организм представляет собой наиболее благодатную почву для воспитания. Известно, какое впечатление производят на человека события, совершающиеся в детстве, какое влияние они подчас оказывают на всю дальнейшую жизнь...

Учет типов темперамента учащихся в учебной деятельности

7. Наследственность и условия жизни как причина различий темпераментов

В происхождении типа темперамента главную роль, по-видимому, играет наследственность. Наиболее убедительно это подтверждается, если сравнить свойства темперамента у одинаковы (гомозитных) близнецов...

Формы и методы работы психолога с одаренными детьми

1.7 Способности и наследственность. Формирование способностей

Тот факт, что природные предпосылки способностей - задатки заключены в особенностях строения и функционирования нервной системы делает достоверным предположение, что они, как и все другие морфологические и физиологические качества...

Характер

3.1. Наследственность и характер

Психологи, стоящие на позициях идеализма и механицизма, объясняют различие тем, что люди неодинаковы от природы по своим наследственным свойствам...

psy.bobrodobro.ru