Как и почему проявляется аутизм у ребенка? Что такое аутизм и как он проявляется у детей


Что такое аутизм у детей и откуда он берется.

Logo7Эта статья описывает наше понимание того, что такое аутизм, основанное на нашем опыте.

Записано Йосефой с согласия и одобрения Давида.

Согласно Википедии, аутизм представляет собой нарушение развития нервной системы, для которого свойственны многообразные проявления, отмечаемые впервые в младенческом или детском возрасте, и устойчивое течение расстройства, как правило, без ремиссий. Симптомы обычно сохраняются и у взрослых, пусть зачастую и в смягчённой форме. Одного симптома недостаточно для определения аутизма, требуется наличие характерной триады:

недостаток социальных взаимодействий;

нарушенная взаимная коммуникация;

ограниченность интересов и повторяющийся репертуар поведения.

Другое определение аутизма:

Аутизм – расстройство, возникающее из-за отклонения в развитии головного мозга, при котором больной испытывает сложности в общении, замыкается на узкой области интересов, неоднократно повторяет некоторые действия. Также больной может крайне раздражительно реагировать на определенные звуки, цвета и вкусовые ощущения.

Причины развития данной дисфункции головного мозга не выявлены до конца, но, как правило, связывают их с экологическими, иммунологическими и неврологическими факторами.

Возникновение такого заболевания у детей происходит в результате сокращения оксигенации конкретных областей головного мозга или хронических иммунологически — опосредованных воспалительных процессов в кишечнике.

У детей с аутизмом были отмечены нарушения кровотока (гипоперфузии) в мозг. Гипоперфузия, в свою очередь, способствует формированию функциональных дефектов не только путем увеличения гипоксии (дефицита кислорода в мозге), но и приводит к накоплению видоизмененных метаболитов или медиаторов.

В основе успешного развития нервной системы лежит сбалансированная работа иммунной системы. У детей с аутизмом наблюдается отклонения от нормы в функционировании иммунной системы. Астроциты (вспомогательные клетки головного мозга), которые обычно играют важную роль в регулировании перфузии и защите от инфекций центральной нервной системы, начинают наносить вред здоровым клеткам. Дети, страдающие заболеванием, часто имеют ослабленную иммунную систему и страдают от хронических воспалений. Чаще иммунный дисбаланс оказывает пагубное воздействие на желудочно-кишечный тракт. У детей возникают такие симптомы, как диарея, вздутие живота, поражение кишечника и воспаление желудочно-кишечного тракта.

Аутизм обычно проявляется в первые три года жизни. Встречается как в легкой, так и в сложной форме. Симптомы этого заболевания не всегда проявляются физиологически, поэтому обнаруживается это нарушение по неадекватному поведению ребенка.

Первые признаки аутизма, требующие обращения к специалисту следующие:

ребенок не пытается заговорить или указывать на предметы пальцем по истечении первого года жизни,

не может выговорить одно слово к 16 месяцам или словосочетание к 2 годам,

не откликается на имя,

не может на равных играть со сверстниками,

не может сфокусировать взгляд,

постоянно пытается выстроить последовательность из игрушек или других предметов,

не улыбается или не реагирует на поведение окружающих.

Позднее проявляются следующие симптомы:

неспособность заводить друзей среди сверстников,

неспособность начать беседу,

слабое воображение и неумение войти в игру,

повторяющиеся стереотипные фразы, неправильное употребление слов,

чрезмерная увлеченность некоторыми предметами,

чрезмерная привязанность к определенному распорядку.

Аутизм является одним из трёх расстройств аутистического спектра (РАС, англ. ASD; см. Определения в Википедии). Отдельные симптомы «триады» встречаются в общем населении, причём степень их ассоциации друг с другом невысока и патологические проявления расположены в едином континууме с общими для большинства людей чертами.

Аутизм — состояние, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни, активным отстранением от внешнего мира, бедностью выражения эмоций.

Согласно той же Википедии, РАС объединяет более широкий круг отклонений, среди которых – нарушения речевого и интеллектуального развития.

Нет единого научного мнения о причинах возникновения аутизма или РАС. Существует теория о генетическом происхождении аутизма, есть свидетельства, что аутизм может возникать как осложнение на некоторые прививки, есть теория воздействия пестицидов или даже парацетомола. Судя по этому разбросу мнений и при отсутсвии четких доказательств у каждой теории можно предположить, что аутизм – не единое заболевание, а разные заболевания, имеющие схожие симптомы и поэтому объединяемые в один диагноз.

Для наших практических целей эти научные споры не важны. Судя по нашему опыту, существуют различные физические и эмоциональные причины, которые приводят к аутизму или РАС у ребенка.

Наша классификация аутизма отличается от общепринятой, потому что мы исходим из наших возможностей его излечить.

Эта глава описывает виды аутизма, как мы их понимаем. Эта классификация отличается от принятой в официальной медицине. Она является результатом осмысления конкретных случаев в нашей практике и методов диагностики и лечения, которые следует применять в каждом случае. Прогноз и длительность лечения для каждого вида аутизма в Центре Беэр Давид основывается на этой классификации.

Детский аутизм, возникший у плода вследствие проблем матери во время беременности

Один из наиболее распространенных видов аутизма – аутизм, возникший вследствие неправильно протекающей беременности. Следующие нарушения беременности могут приводить к раннему аутизму у ребенка:

  • Вирусные и бактериальные заболевания у матери во время беременности могут приводить к недоразвитию или повреждению ЦНС у плода. Наиболее тяжелые поражения ЦНС возникают, если болезнь – в первом триместре беременности. Есть также свидетельства, что тяжелые заболевания матери незадолго перед беременностью также могут приводить к аутизму.
  • Гормональные нарушения у матери во время беременности. Пример – нарушения работы щитовидной железы или поджелудочной железы.
  • Нарушения работы почек у матери. Эклампсия.
  • Нарушения работы других органов, приводящие к интоксикации и поражению ЦНС у плода.
  • Прием некоторых лекарств во время беременности. Судя по всему, влияние конкретного лекарства на плод зависит от особенностей организма матери.
  • Другие вредные воздействия на мать во время беременности. Пример: длительные радио- и электромагнитные облучения, вредная атмосфера на производстве, где работает мать и тому подобное.
  • Тяжелое курение матери до беременности и во время беременности. Вероятно, употребление других веществ также способно быть причиной нарушения работы ЦНС у ребенка (например, употребление матерью алкоголя во время беременности может приводить к так называемомму алкогольному синдрому плода, который диагностируется отдельно).

Прогноз при этом виде аутизма с нашей точки зрения как правило благоприятен (по крайней мере для случаев, когда проверка МРТ не показывает тяжелых физических повреждений мозга). Длительность лечения зависит от степени поражения ЦНС и от сопутствующих осложнений.

Детский аутизм, возникший вследствие родовой травмы

Бывают разные родовые травмы. Мы подразделяем:

  • Гипоксия (кислородное голодание) при родах
  • Сдвиг и/или повреждения костей черепа и шеи

Гипоксия, в зависимости от степени и времени, проведенным плодом при недостатке кислорода, может давать как легкие отклонения в развитии ребенка, так и более тяжелые, иногда уже граничащие с ДЦП (ДЦП обычно диагностируют отдельно). Легкие отклонения обычно диагностируются в более старшем возрасте, как правило уже в школе, когда обнаруживается, что ребенок не способен усваивать какие-то виды материала (например, у ребенка дискалькулия, дисграфия или дислексия) или способен, но только (например) если ему читают вслух учебный материал или наоборот, только если он видит его написанным.

Если у ребенка есть какие-то трудности в учебе, стоит проверить, не было ли у него родовой травмы.

Для этого вида нарушений прогноз (с нашей точки зрения) благоприятный, но лечение может занять больше времени в зависимости от степени поражения тканей ЦНС и других органов (например, ЖКТ) вследствие кислородного голодания.

Нарушение расположения костей черепа и позвоночника также могут вести к отклонениям в развитии, часто гораздо более тяжелым, чем те, которые возникают вследствие гипоксии.

Прогноз при таких повреждениях сильно зависит от того, насколько пострадал скелет. Напимер, если речь идет о сдвинувшихся шейных позвонках, то прогноз, как правило, благоприятен. Если же травма привела к тяжелым анатомическим нарушениям (микроцефалия, заращение венечного шва), то лечение будет долгим, а прогноз сильно зависит от того, в каком возрасте начато лечение и каково состояние ребенка на этот момент.

Детский аутизм, возникший вследствие послеродовых травм или заболеваний

ЦНС маленького ребенка не обладает устойчивостью перед различными воздействиями и может легко повреждаться в следующих случаях:

  • Воздействие анестезии. Общая анестезия (общий наркоз) может приводит к повреждениям ЦНС разной степени у маленьких детей.
  • Воздействие вирусов. Маленькие дети имеют незрелую иммунную систему, чей ответ может быть неадекватен вирусу, попавшему в организм. В таких случаях вирус может повреждать части ЦНС или он может провоцировать неверный ответ организма, приводящий к повреждению ЦНС вследствие аутоиммунной реакции. Сюда же следует отнести возможность возникновения аутизма после некоторых прививок.
  • Заболевания внутренних органов ребенка, приводящих к отравлению ЦНС.
  • Травмы головы и спины у ребенка (например, сотрясение мозга).

Для данного вида аутизма нет единого прогноза. Прогноз в данном случае зависит от многих факторов и должен даваться на индивидуальной основе после определения всех обстоятельств. Примерно в половине случаев нельзя добиться полного исцеления, но можно улучшить ситуацию и повысить качество жизни как ребенка, так и родителей (пример: ребенок спит 2-3 часа в сутки, постоянно истерит, агрессивен вследствие тяжелого органического поражения мозга. Его можно привести в состояние, когда он будет нормально спать, есть, и будет в хорошем настроении).

Иногда аутические черты проявляются у детей как осложнение травмы головы или другого основного заболевания. В таких случаях тоже нет единого прогноза. Примеры:

  • Гидроцефалия у ребенка
  • Эпилепсия различной степени
  • Нарушения обмена веществ
  • Другое

Этот список вовсе не исчерпывает все возможные осложнения и их сочетания. Прогноз и рекомендации каждому конкретному ребенку можно дать только в процессе обследования и лечения в Центре Беэр Давид

Из всего, написанного выше, понятно, что диагноз «аутизм» (и особенно РАС) может скрывать под собой большое разнообразие заболеваний, от собственно аутизма до родовой травмы, эпилепсии или других заболеваний. Несмотря на то, что разные заболевания могут давать сходные симптомы, каждая причина заболевания требует индивидуального подхода и влияет на эффективность лечения.

У нас сложилось впечатление, что сегодня диагноз «аутизм» вошел «в моду» в официальной медицине, и его почти автоматически ставят детям с любыми задержками в развитии или с отклонениями в поведении, зачастую даже не пытаясь определить истинные причины проблемы. Мы понимаем, что чтобы поставить точный диагноз, у медицины зачастую не хватает точных инструментов (все анализы и проверки, которые сегоняшняя медицина предоставляет, требуют правильной интерпретации, а часто просто не обладают нужной точностью). Это одна из причин, по которой медицинский прогноз «пожизненная инвалидность» может не оправдаться, и ребенок может выздороветь, если его правильно лечить.

Много лет продолжается спор между родителями и врачами о способности прививок вызывать детский аутизм. Регулярно появляются исследования, подтверждающие связь между вакцинацией и аутизмом и их опровержения. Наш опыт говорит, что есть очень много мамочек, сообщающих, что ребенок отлично развивался до 18 месяцев, а потом начались проявления аутизма, как правило, усиливающиеся с возрастом ребенка.

Возраст 18 месяцев – это возраст, когда в большинстве развитых стран ребенок получает тройную привику корь-ветрянка-краснуха или ее вариации.  Привика эта делается живым ослабленым вирусом.

Одно из очень неприятных осложнений вируса кори – коревой энцефалит. Ветрянка также может приводить к поражению ЦНС, известному как ветряночный энцефалит.

Мы не делали формальных исследований (и не имеем таких намерений), но наблюдали у таких детей некое воспаление в позвоночном столбе в головном мозге и предполагаем, что в каких-то случаях ослабленный вирус кори или ветрянки может давать неизученное осложнение на ЦНС (более слабое, чем известный коревой или ветряночный энцефалит), приводящее к аутизму. Поскольку вероятность возникновения осложнения при кори гораздо выше, чем при ветрянке, мы полагаем, что именно прививка от кори может быть ответственной за большинство случаев «прививочного» аутизма.

Также, в случаях, которые мы наблюдали, дети, как правило, рождались после каких-то осложнений беременности или родов у матери. Вероятно, есть связь между ослабленной или несозревшей иммунной системой ребенка и вероятностью для него получить осложнение от прививки. Матери, знающие об осложнениях при беременности или родах, должны иметь возможность ставить детям эту прививку не в 18 месяцев, как это принято сейчас, а позднее (скажем, после 7 лет), когда ребенок уже подрос и окреп и его иммунная система достаточно укрепилась.

Существует ряд факторов, которые, сами не являясь причиной аутизма, тем не менее обостряют аутические симптомы. Наиболее известные факторы – это заражение паразитами и аллергия на продукты питания.

Паразиты

Если ребенок регулярно контактирует с зеслей, песком или домашними животными, то велика вероятность, что он заражен какими-нибудь паразитами. Заражение некоторыми видами паразитов приводит к усилению гиперактивности, нарушениям сна и аппетита. При сильном заражении ребенок может отставать в физическом развитии.

Помимо стандартных лекарств против паразитов, которые выписывает врач, существуют натуропатические средства, такие как настойка скорлупы черного ореха или коры белого дуба. Чтобы получить эти средства, следует обратиться к опытному натуропату, так как необходимо знать точную дозировку для конкретного ребенка.

Продукты питания

У детей с аутизмом или РАС часто наличествуют нарушения работы ЖКТ, приводящие к неправильной обработке и усвоению некоторых продуктов или даже к банальной аллергии. Такие продукты следует исключать из рациона ребенка. Существует очень длинный список продуктов, проверку на чувствительность к которым следует делать. Здесь мы приводим только наиболее распространенные:

  • Лактоза
  • Казеин
  • Глютен
  • Шоколад
  • Соя
  • Мед

Источник http://beer-david.com/chto-takoe-autizm-u-detej-i-otkuda-on-beretsja.html

semjadom.ru

Что такое аутизм и как он проявляется? :: SYL.ru

Что такое аутизм? Это тяжелое расстройство психики, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга. Часто проявляется в нежелании контакта с реальностью и бедностью "эмоций".

Причины и механизм возникновения болезни

Аутизм - болезнь, которая диагностируется у пяти из десяти тысяч родившихся детей. У мальчиков она проявляется чаще, нежели у девочек. В период эмбриогенеза под действием определенных факторов возникают дефекты в головном мозге. Изменения сначала имеют локальный характер, а затем распространяются на другие участки. Вследствие этого возникают биохимические и нейрогенные расстройства, которые охватывают большую часть функциональных систем мозга. Что такое аутизм? Чем он вызван? Точно не известно, какие мутации способствуют возникновению болезни, но доказано, что это происходит на первых неделях эмбриогенеза. Негативными факторами являются инфекция, наркотические вещества, тяжелые металлы и т.д.

Клинические признаки

Что за болезнь аутизм и каковы ее внешние признаки? Она имеет три основных проявления:

  • отсутствие социального взаимодействия - затруднен контакт с окружением;
  • нарушение взаимной коммуникации - невозможность передавать информацию с помощью речи и жестикуляции;
  • затруднен сценарий поведения.

Как ведут себя аутисты?

Вышеописанные нарушения проявляются до трех лет. Родителям, которые заметили у своего младенца такую «странность», необходимо как можно скорее обратиться к специалисту. Ранняя диагностика и своевременно начатое лечение может несколько улучшить адаптацию к жизни. Если у ребенка проявляется один отдельно взятый симптом, это нельзя расценивать как классический аутизм. Оценивать болезнь по интеллекту также нет необходимости, так как при аутизме он может быть как высоким, так и низким. Многие больные очень талантливые, с высоким развитием интеллектуальных возможностей. У некоторых детей проявляются гиперактивность, резкие смены настроения, повышение или понижение слуховой чувствительности, агрессивность, фобии, непереносимость тактильной чувствительности. В случае выявления болезни в старшем возрасте ее классифицируют как атипичный аутизм. Он начинается внезапно с проявлений немотивированной агрессии, истерики, упрямства. Возникают нервные тики, расстройства сна, апатия, страхи, нарушается речь.

Что такое аутизм: диагностика

Поставить такой диагноз можно на основании триады симптомов, приведенной выше. Диагностировать трудно, так как дети на первый взгляд выглядят как умственно отсталые, поэтому только группа специалистов в состоянии правильно определить эту патологию. Собрав подробный анамнез, обследовав по определенной схеме, проведя лабораторные исследования (компьютерная томография, хромосомный анализ), можно поставить точный диагноз.

Лечение аутизма

Особенность лечения заключается в том, что невозможно восстановить нормальное функционирование головного мозга, а только избавиться от ряда негативных симптомов. Раньше, когда еще не до конца понимали, что такое аутизм, детей с такой болезнью лечили в специализированных интернатах для умственно отсталых. Как показали многолетние исследования, этим детям лучше проводить время со сверстниками и в кругу своей семьи. Специфической терапии нет, поскольку каждый отдельный случай аутизма требует индивидуального подхода. Для каждого пациента составляется личная комплексная программа лечения. В нее входят медикаментозные, педагогические и психотерапевтические составляющие. Лечением занимается группа специалистов: психолог, логопед, невролог, психиатр, педагог. Медикаментозная терапия назначается в случае крайней необходимости (противосудорожные препараты, психостимуляторы, антидепрессанты и др.).

www.syl.ru

Детский аутизм что это такое

Одно из самых загадочных, непонятных и неизученных до конца заболеваний психики – это аутизм. Долгое время ученые всего мира пытаются понять причины возникновения детского аутизма, разрабатывают методики профилактики и лечения. Проявление синдрома особенно явно выражается в раннем детском возрасте.

Ребенок аутист

Многие взрослые считают, что поставленный диагноз – ранний детский аутизм – своеобразный приговор малышу. В настоящее время разработано достаточно много методик по лечению синдрома. Необходимо отличать данное состояние от других расстройств психики.

Аутизм нельзя отнести к классическому заболеванию, это расстройство, происходящее из-за нарушения развития головного мозга. Дети-аутисты нуждаются в квалифицированной долголетней помощи и сопровождению со стороны педагогов, психологов. Данное умственное расстройство часто изолирует кроху от окружающей действительности, а также от родных b близких людей.

Понятие аутизма

Аутизм – это погружение в собственный мир, куда малыш никого не допускает. Кроха закрывается от постороннего воздействия. Синдром раннего детского аутизма выражается проявлением дефицита общения, эмоций, отсутствием социализации, коммуникативности.

Синдром раннего аутизма

Подобный диагноз чаще всего ставится малышам 3 — 5 лет. Синдром Каннера или ранний детский аутизм (РДА) чаще выявляется у мальчиков, однако, у девочек с таким расстройством симптоматика протекает в более тяжелой форме.

У малышей старше 5 лет, детей подросткового возраста и взрослых людей, синдром проявляется очень редко. Присуща легкая форма. Ученые до сих пор не определились с тем, имеет ли синдром только генетический характер или существует возможность, что некоторые виды этого нарушения имеют приобретенный характер.

Синдром совсем недавно относили к психозам как к психическим заболеваниям. Однако неоднократные убедительные исследования позволили изменить отношение к РДА. Этот синдром, прежде всего, относится к группе общих расстройств психологии, куда специалисты объединяют весь объем, связанный с задержкой развития, отклонения разнообразных психологических функций у детей.

Два типа заболевания

Восприятие мира, симптоматика аутизма

Малыши-аутисты не могут принять отдельный образ человека или предмета. Ребенок выделяет отдельные части: рука, нога, нос, рот. Понять, что все это взаимосвязано и принадлежит одному человеку, маленький человечек не в состоянии. Для несмышленыша человек – это отдельные детали, а не единый образ.

Для такого крохи нет разницы между живым существом и неодушевленным предметом. Именно поэтому несмышленыш может попытаться оторвать хвост кошке, чтобы играть им. Любое внешнее воздействие – прикосновение, звук, свет, создает дискомфорт для малыша. Пытаясь спрятаться от этого чувства, маленький человечек закрывается от внешнего мира.

Родители могут уже с первых месяцев по определенным симптомам определить нарушение развития у чада. Поставить окончательный диагноз сможет только специалист, однако, именно родители должны обратить внимание, заподозрить необычность развития ребенка.

Грудничок с заболеванием

Чтобы понять, как распознать аутизм, необходимы знания родителей о том, какие у детского аутизма симптомы указывают на возможное нарушение развития:

  • С ребенком невозможно установить прямой контакт «глаза в глаза». Кажется, маленький человечек смотрит куда-то вдаль, сквозь человека.
  • Агрессивно реагирует на любые прикосновения. Не любит, когда берут на ручки, обнимают, целуют. Бывает и обратная реакция, когда кроха абсолютно равнодушен: как его мамочка взяла на руки, в такой позе он и будет находиться. Не будет пытаться обнять маму или прижаться к ней.
  • Маленький игнорирует других детей, не обращает на них внимания. Предпочитает играть самостоятельно в игры с однотонными, повторяющимися действиями, например, выстраивает по порядку игрушки. Часто предпочитает играть с песком или водой. Очень нравится переливание воды из одной емкости в другую. Такое поведение должно вызвать обеспокоенность у взрослых.
  • Плохо развита речь. Нередки случаи, когда после 2-х лет кроха, который умел разговаривать, имел неплохой словарный запас, замолкает, из речи исчезают многие слова.
  • Понижен болевой порог. Ребенок не осознает, что такое опасность. Может выйти на дорогу во время движения автомобилей или опустить пальчик в чашку с кипятком. Реакция на боль часто атипична. На серьезные травмы карапуз не обращает внимания. Зато небольшой ушиб может вызвать истерику.
  • Малыш пассивен или гиперактивен. Такое поведение также должно привлечь внимание родителей.

Мальчик играет в одиночестве

При любых тревожащих явлениях в поведении чада следует обратиться за консультацией к психологу. Чем раньше будет диагностирован ранний детский аутизм, тем больше шансов скорректировать процесс воспитания и развития, помочь маленькому человечку влиться в социум, вести здоровую нормальную жизнь.

Причины аутизма у детей

До сих пор причины возникновения, сами механизмы РДА до конца не изучены, что способствует появлению большого количества теорий. Существует несколько теорий происхождения данного нарушения:

  • Тератогенная.

Считает, что причина – факторы внешней среды или экзогенные факторы. Неправильное питание, использование продуктов с большим количеством консервантов, нитратов, употребление алкоголя, наркотиков, применение лекарственных препаратов могут выступить тератогенами, которые окажут воздействие на развитие плода на ранних сроках беременности. Кроме того, перенесенные стрессы, заболевание мамочки краснухой во время беременности также могут вызвать нарушения центральной нервной системы во время внутриутробного развития плода.

  • Генная теория.

Считает основной причиной наличие генетических дефектов. Если в семье уже были случаи рождения малышей с таким диагнозом, то шанс рождения крохи с аутизмом вырастает во много раз. У малышей с РДА также часто выявляются иные виды генетических нарушений, например, гипомеланоз и др.

  • Альтернативные теории.

Связывают появление детей с аутизмом с достаточно большим возрастом родителей, а также ожирением у будущей мамочки.

Признаки нарушения развития

У ребятни внешние признаки могут проявляться с разной степенью выражения. Однако специалисты выделяют несколько признаков, по которым диагностируется данное психологическое расстройство:

Ребенок играет с палочками счетными

  • очень слабая форма коммуникативности;
  • аномальный дефицит социального взаимодействия;
  • стереотипная, однообразная, повторяющаяся форма поведения;
  • раннее проявление аутизма.

РДА диагностируется только по поведению малышей. Первые признаки аутизма обычно проявляют себя после одного года. В 3-х летнем возрасте все характерные особенности уже достаточно очевидны. Наличие особенностей в поведении, которое не соответствует обычному умственному развитию, сильное отставание от развития сверстников, служит основанием для постановки этого диагноза.

Чтобы понять, как распознать данное нарушение, необходимо более детально понимать, что относится к признакам нарушения.

Занятия с детьми аутистами

  1. Слабая форма коммуникативности
  • У малышей отмечается задержка развития речи. При особо тяжелых случаях возможно полное отсутствие речи – мутизм. Кроха употребляет короткие слова, выражающие действия: спать, есть. О себе такие детки говорят в третьем лице: он сделал, она поела. Речь бессвязная, понять со стороны, о чем говорит ребенок, невозможно. Нередко несмышленыш может очень долго повторять одну и ту же фразу или слово.
  • Аномальная форма речи. Перед ответом повторяет весь вопрос или его часть. Отвечает без интонации или неправильно интонирует слова. Разговаривает очень тихо, почти неслышно или слишком громко. Не реагирует на свое имя.
  • Практически никогда не задают вопросов, не проявляют любопытство. Обычный период почемучек, который ярко проявляется в 3 года, проходит мимо таких деток.
  1. Дефицит социального взаимодействия
  • Внешне очень симпатичные, с отстраненным задумчивым выражением лица. Очень часто выражение лица похоже на неподвижную маску, вместо улыбки малыш гримасничает. Ребенок с РДА не распознает эмоции других людей. Нормально развивающийся младенец чутко реагирует на интонацию, на улыбку, улыбается. Может по выражению лица понять, что взрослый сердится. Аутист не отвечает на улыбки, нет никакой реакции на ласки мамы. Учитель с ребенком
  • Обычно грудничок с радостью и интересом реагирует на новую игрушку, прикосновения мамы. Пытается ухватить ее за руку или волосы, чтобы поиграть. Активно смотрит по сторонам, реагирует на звуки. Кроха с синдромом использует жесты с конкретной целью, чтобы попросить что-то. Такой малыш не будет пытаться привлечь маму к совместной игре.
  • При нормальном развитии, в три года дети ищут активное общение со сверстниками. Маленькому аутисту неинтересны подвижные игры, а также общение с ровесниками. Малыш играет отдельно от остальных детей, не обращает на сверстников никакого внимания, ему не нравятся ролевые игры, он их игнорирует. Ему больше нравится рассматривать свои пальчики или крутить одно и то же колесо от машинки.
  • Бутуз внешне не реагирует на своих родителей. Испытывая чувство тревожности, если мама вышла из комнаты, малыш внешне будет спокоен, не будет звать маму, пытаясь ее вернуть. Раньше считалось, что дети с аутизмом не привязываются к родителям, однако, последние исследования доказали, что это не так. Рядом с родными, близкими взрослыми чаще всего маленький человечек выбирает маму как объект привязанности, кроха не выглядит слишком зацикленным, проявляет зачатки интереса.
  • Иногда дети очень остро реагируют на обращенное на них внимание: начинают беспричинно смеяться, раскидывать вещи, игрушки. Если к малышу кто-то направляется, то он может с криком убежать, начать прятаться.

Мама с сыном

  1. Однообразная, повторяющаяся форма поведения
  • Зацикленность. Маленький человечек может бесконечно долго выстраивать ровно машинки, поправлять карандаши, фломастеры. Заставить отвлечься от этого занятия кроху практически невозможно.
  • Постоянное повторение действия, не несущего никакой смысловой нагрузки. Несмышленыш может несколько часов подряд сидеть, не меняя позы, раскачиваться, качать головой, перебирать пальцы рук. Нередки случаи, когда малыш стучится головой об стену или о бортик кроватки. Девочка может долго кружиться на месте.
  • Неизменность, ритуальность привычных действий. Кроха придумывает свои ритуалы, которые строго соблюдает. Например, у него обязательно должна быть своя тарелка, кружка. Если мама налила молоко в другую кружку, малыш может эту чашку просто не увидеть. Будет ждать, когда ему нальют пить в его чашку.
  • Постоянство в обстановке. Все должно находиться на привычном месте. Малейшая перестановка мебели, например, сдвинули стол, может привести к тому, что ребенок еще больше закроется. Иногда на такое изменение обстановки он может ответить повышенной агрессивностью, истерикой.

Агрессивный ребенок

 

Любое посягательство на личные границы ребенка, создание непривычной ситуации способствует развитию навязчивых идей, страхов. У малыша могут проявиться приступы самоагрессии или агрессивности. Кроха будет рвать у себя волосы на голове, биться головой о твердую поверхность, часто до появления крови.

Раннее проявление синдрома

Внимательные родители уже в раннем возрасте жизни грудничка могут заметить некоторые особенности его поведения. Распознать взрослым ранний детский аутизм помогут следующие наблюдения за детьми:

  • Ребенок менее подвижен, чем его сверстники.
  • Нет эмоций, у младенца очень скудная мимика. Обычно груднички очень рано начинают улыбаться, радоваться, когда слышат голос мамы. Кроха-аутист абсолютно спокоен.
  • Иногда кажется, что кроха плохо слышит или видит, он не реагирует на свое имя, на обращение к нему. Невозможно поймать взгляд маленького человечка.
  • Малыш может запомнить сложное слово, правильно произносить его, при этом не может повторять обычные слова: мяч, кукла, машина.
  • У грудничков отсутствует детский лепет, повторение за мамой слов.
  • Ребенок долго не может произнести «да».

Точная диагностика возможна уже в 3 года, что позволяет специалистам своевременно назначить корректирующую терапию. Начатая в раннем возрасте терапия позволяет добиться очень хороших результатов. Известны нечастые случаи диагностирования синдрома у подростков, чаще всего в легкой форме аутизма.

Занятые своей работой, личной жизнью, некоторые родители не замечают тревожных симптомов развития крохи. С течением лет такие нарушения только усугубляются. Воспитатели в детском саду нередко обращают внимание на тревожное поведение малыша.

Развитие и уровень интеллекта

Существует ошибочное мнение, что все дети с синдромом аутизма являются умственно неполноценными личностями. Действительно, из-за некоторых нарушений развития, у большинства деток наблюдаются трудности с обучением, как следствие, легкая или умеренная степень умственной отсталости.

Ранний детский аутизм

Синдрому иногда сопутствуют приступы эпилепсии, ярко выражены симптомы микроцефалии, другие хромосомные аномалии. Такие случаи зафиксированы примерно у 20% ребятни с синдромом, при этом наблюдается глубокая умственная отсталость.

При легкой форме нарушений, если проводятся интенсивные занятия по развитию мелкой моторики, речи, аутисты не отличаются от сверстников. Интеллект соответствует возрастной норме, иногда даже находится выше среднего уровня. Одна из особенностей этого синдрома – избирательность интеллекта.

Малыш может мысленно совершать сложнейшие математические действия, в то же время делает простейшие ошибки по другим учебным предметам.  Кроха с первого раза запомнит мелодию, повторит ее без ошибок, но для него невозможно запомнить таблицу умножения.

Детишек с таким избирательным интеллектом выделили в отдельное явление – савантизм. Саванты очень талантливы в какой-либо одной сфере развития, однако, могут очень сильно отставать в развитии от своих сверстников в других сферах деятельности.

Источники аутизма

Ошибки взрослых при диагностике

Если у родителей уже есть один малыш, то необычное поведение второго они смогут заметить практически сразу, что позволит вовремя обратиться к специалистам и помочь социализироваться карапузу в будущем.

Чаще всего вовремя не обращают внимание на необычность поведения те родители, которые переложили воспитательный процесс на бабушек, дедушек или приходящих нянь. У молодой семьи с первенцем тоже отсутствует необходимый опыт диагностики возможных нарушений развития.

Если взрослые все же обратились к специалисту, то степень возможного нарушения развития малыша определяется с помощью опроса родителей, а также проведением специальных тестов для ребятни. За поведением ребенка обязательно наблюдают в привычной для него среде, чтобы не травмировать его психику.

Обследование ребенка

Иногда, для более полной картины, специалисты назначают инструментальные методы исследования: УЗИ головного мозга, проверка слуха, а также для выявления приступов эпилепсии – ЭЭГ.

Нередко окружающие взрослые и сами родители неверно оценивают поведение чада.

  • Мама возмущается, что ее дитя витает в облаках, все забывает. Причину этого мамочка чаще всего видит в простой лени, нежелании помочь, непослушании. Но это может быть непонимание того, чего от него ждут. Аутист таким образом может реагировать на новую, стрессовую для него ситуацию. Повышенная тревожность дошкольника приводит к тому, что он ничего не делает.
  • Чадо против перестановки в комнате, носит старые джинсы, футболки, не принимает обновки. Может длительное время совершать повторяющиеся действия. Реакция родителей обычно однозначна: «Ты неблагодарный, упрямый». Вполне возможно, что такая реакция связана с неуверенностью. Человечек не может понять, что надо делать. Отказ от перестановки может быть вызван желанием сохранить свое пространство, оградить его от непредсказуемости.
  • Иногда дети ведут себя импульсивно: мешают разговору взрослых, игнорируют просьбы, приказы родителей. Если для здоровых детей такое поведением является проявлением эгоизма, желанием привлечь к себе внимание любой ценой, то малыши с аутизмом испытывают определенные трудности. Такие детки не могут разделить общие или абстрактные понятия.
  • Многие родители злятся, когда чадо отводит глаза, трогает хрупкие предметы, пытается понюхать или попробовать новый крем, помаду у мамы. Выключает яркий свет в комнате или постоянно настраивает звук у телевизора. Причиной такого поведения может быть то, что у аутистов очень хрупкая, ранимая сенсорная чувствительность.

Отличия аутизма от других заболеваний

Возможно ли лечение

Аутизм нельзя вылечить таблетками или уколами. Нарушение развития головного мозга плода во время беременности является основополагающей причиной проблемы таких детишек. Только тяжелый ежедневный труд родителей совместно со специалистами позволит малышу приспособиться к жизни в обществе, стать полноценной личностью, быть счастливым человеком.

Благоприятная, комфортная среда в семье. Ежедневные упорные занятия помогут ребенку выйти за пределы внутреннего мира. Главное, необходимо понять, что дети-аутисты видят мир, слышат его и ощущают, совсем по-другому, чем остальные люди. С малышами надо обязательно заниматься.

Аутизм – не приговор вашему ребенку. При правильном отношении к нему, при вовремя начатой психологической коррекции раннего диагностируемого аутизма, дети ведут нормальную полноценную жизнь.

Поддержка взрослых помогает воссоздать и развить коммуникативность.  Помощь логопеда исправит недостатки речи, подготовит дошкольника к школе.  По статистике, дети, отрезанные от специализированной помощи, в 70 % остаются инвалидами, без навыков самообслуживания, без коммуникативности.

Ни один специалист не сможет помочь крохе без содействия родителей, на которых возложена вся тяжесть по воспитанию таких деток.

pups.su

Что такое аутизм и как он проявляется у взрослых и детей?

Доброго времени суток, дорогие гости блога! Патология, которая проявляется сложностями социальной адаптации личности, речевыми и психологическими расстройствами, называется аутизмом.

При раннем исследовании ребенка лечение может дать хорошие плоды. Основной направленностью лечения должна быть социальная адаптация и обучение. В нашей стране, к сожалению, очень тяжело вовремя выявить заболевание, поэтому эта задача, прежде всего, возлагается на родителей. Сегодня пойдет речь о том, что такое аутизм и как он проявляется.

Различают разные стадии течения заболевания, и при легкой форме человек может казаться окружающим весьма здоровым. При тяжелом течении у больного происходят нарушения в мозгу, и он не способен нормально учиться, работать и контактировать с окружающими.

В далеком прошлом проявления аутизма путали с шизофренией или неврозами. Но с течением времени специалистам удалось выяснить суть данной проблемы и отделить похожие по клиническим признакам болезни.

Благо, сегодня совершенно не сложно распознать заболевание и большинство заблуждений уже развеяны.

Что происходит в мозгу при аутизме?

Сегодня до конца не установлено, что конкретно происходит с мозгом при данном заболевании. Патология не имеет определенного механизма появления. До конца не выяснено, что конкретно приводит к расстройству: несколько нарушений сразу или большая группа патологических состояний.

Однозначно можно сказать, что аутизм спровоцирован множеством факторов, влияющих на частично или полностью на головной мозг. Поэтому возникают сложности с лечением аутизма, как у взрослых, так и у детей. Однако, специалистам под силу регулировать жизнь пациента и делать ее качество лучше.занятия с детьми

Как проявляется?

Исследователи установили определенные проявления и признаки патологии, при помощи которых можно распознать проблему у взрослых либо детей:

  • проблемы с общением со сверстниками;
  • поведение, которое не свойственно другим людям или детям;
  • социальные проблемы.

Человек, который страдает данным заболеванием, как правило, не отличается коммуникабельностью. Более того, он испытывает скованность и страх при общении с людьми. Такие пациенты очень сильно привязываются к одному человеку, который проявляет к нему заботу. Однако, эта привязанность проявляется абсолютно по-другому, если сравнивать привязанности у здоровых людей.

Далеко не всегда малообщительный ребенок страдает от аутизма. Патология всегда сопровождается изменениями лицевой мускулатуры, позами тела, нарушением зрительного контакта. Дети аутисты зачастую не могут установить успешные контакты с ровесниками и остаются всегда одни. Решение об отстранении от общества они принимают самостоятельно.

Стоит заметить особенности поведения таких детей. Зачастую, им не интересны никакие развлекательные программы и игры. В тяжелых ситуациях дети могут настолько замыкаться в себе, что не замечают присутствия других лиц.

Особенности общения

Обычно у людей с данным диагнозом нарушены коммуникативные функции. Взрослые аутисты часто просто не воспринимают информацию, не могут понять, о чем им рассказывают. Дети не видят смысла в коллективных играх.

Такие люди не любят вести диалоги. Эмоциональные фразы и выражения собеседника для них часто непонятны. Аутисты, как правило, обладают меланхолическим темпераментом и разговаривают монотонно без проявления каких-либо эмоций. Часто эти люди просто монотонно повторяют фразы и высказывания других людей. Так, когда вы скажете при больном ребенке: «какая красивая собака!», он невольно повторит слово «собака». Причем аутисты не понимают, почему они это делают.

Как ведут себя аутисты?

Независимо от возраста, тактика поведения может отличаться особой мнительностью, чувствительностью. Также эти люди восприимчивы к резким звукам, яркому свету, большому скоплению людей. Большие и шумные компании для некоторых пациентов воспринимаются очень ранимо.

Даже такие незначительные для здоровых людей вещи, как обычные значки на одежде, могут сильно обидеть больного человека. Все,что угодно, может вызвать у аутиста протест к выполнению тех или иных действий, которые другими людьми воспринимаются абсолютно нормально.

Человек может по-разному реагировать. Вместо того, чтобы сделать то, что от него ожидается, он может внезапно вскрикнуть или побежать куда-то. Таким образом, больные аутизмом люди непредсказуемы в своих действиях. Им часто нравится трогать какие-то предметы, чтобы тактильно почувствовать их.

Элементарные для обычных людей занятия могут быть для аутистов очень проблематичными. К примеру, принятие душа для такого человека может доставлять очень сильный дискомфорт. Он всегда требует точную температуру и объем воды, одну и ту же мочалку, гель для душа и полотенце.

Часто больные дети и взрослые ведут себя странно. Например, человек может постоянно трогать свои волосы и т.д. Человек может носить с собой одну и ту же вещь. Ребенок, который страдает данной проблемой, может каждый день слаживать игрушки в одном порядке. Взрослый человек может проделывать какие-то ритуалы с одеждой. Если такому человеку попробовать помешать, у него тут же возникнет неадекватная реакция. Он может стать очень агрессивным и даже напасть на виновника.

Особенным людям очень нравится трогать предметы, которые вращаются, поворачиваются, открываются и т.д. Если такого ребенка оставить в одиночестве с самим собой, он может играть часами с таким предметом, монотонно включать и выключать свет.дети

Поведение детей с аутизмом

Болезнь чаще всего встречается среди мальчиков. Исследователи считают, что это происходит из-за генных нарушений. Однако, утверждать точно или полностью опровергнуть это мнение пока невозможно.

Впервые детский аутизм дает о себе знать примерно в три года. В первом классе у деток уже ярко выражены проблемы физического развития. У таких деток нет доминантной руки. Обеими руками они пользуются намного хуже своих ровесников.

Новорожденные не интересуются звуками голосов людей, избегают контакта глазами, не идут на руки, не бегают за взрослыми. Они предпочитают оставаться в помещении в одиночестве, в отличие от своих сверстников. Обычно они не видят разницы между собственными родителями и родителями другого ребенка в супермаркете. Все люди для них чужие. Они не интересуются ими, не пытаются подружиться с детьми, их не привлекают даже яркие игрушки.

К сожалению, аутист не может ответить лаской на родительскую любовь и заботу. Он просто не получает удовлетворения и радости от общения и игр с ними.

О своих потребностях такие детки дают знать громким плачем, либо эмоциональными жестами, так как у них наблюдается задержка речевого развития.

Часто маленькие пациенты очень ранимы, нервозны и вспыльчивы, особенно когда им что-либо запрещают. В отличие от других, они не работают над преодолением своих эмоций.

Обычно они очень боятся всего нового. Они легко пугаются, из-за чего возникает сильная моральная травма. У них могут быть свои собственные особые страхи: боязнь закрытого пространства, каких-то вещей, либо предметов.

Ко всему прочему стоит добавить нарушения интеллектуального развития. Однако, часто именно среди таких деток можно встретить личности с выдающими способностями. Они великие математики, музыканты, художники. Но, несмотря на это, им чужда социальная адаптация и бытовые навыки.

На сегодняшний день аутизм признан болезнью, которая не поддается лечению. Но я обязательно поделюсь с вами позже своими знаниями, которые помогут хотя бы частично устранить симптомы болезни.

Сегодня создано множество способов, которые способны значительно улучшить качество жизни больного человека и сделать его членом общества. При тяжелой форме заболевания можно обучить ребенка невербальным коммуникациям.мама и малыш

Полезные рекомендации родителям:

  • прививание житейских навыков должно быть основано на систематическом повторении одного и того же действия. Даже, если вы научили ребенка завязывать шнурки, в дальнейшем необходимо всегда повторять с ним это действие, чтобы оно отложилось у него в памяти;
  • у такого ребенка должен быть строгий режим дня;
  • не нужно резко менять обстановку и условия;
  • регулярно по возможности контактируйте с дитем и занимайтесь с ним;
  • не забывайте про регулярные повторения и обращения к нему. Ни в коем случае не кричите, избегайте рукоприкладства даже в легкой форме;
  • в младенчестве берите своего ребенка на руки, говорите приятные слова, веселите его;
  • показывайте карточки, чтобы он учил слова;
  • делайте паузы между занятиями, пусть дите побудет один на один с собой;
  • выполняйте зарядку с малышом, чтобы избавиться от стресса и укрепить его мускулатуру;
  • если ребенок проявил к чему-либо инициативу, не нужно ее подавлять.

Взрослые, которые воспитывают особенного ребенка, должны быть очень терпеливыми. В доме должна быть создана для малыша комфортная атмосфера. Поэтому такие родители должны всегда думать о собственном душевном состоянии, посещать опытного психолога.

Заботиться о ребенке нужно везде и всегда, где бы он не находился. Нужно понимать, что ему очень тяжело дается учеба и общение со сверстниками. Однако не стоит изолировать его от общества. Когда он будет показывать свой протест в общении, необходимо помогать ему упорно преодолевать страх коммуникаций.

Дорогие гости, на моем блоге будет еще масса интересных статей. Чтобы не пропустить их, подпишитесь на обновления и делитесь информацией с друзьями. До новых встреч!

С уважением, Нина Домнина.

female-magazine.net

признаки, причины, симптомы и лечение

Признаки аутизма у детей

Аутизмом называется сложная болезнь, одна из форм психического расстройства, возникнуть которая может по разным причинам. Наиболее яркие проявления ее случаются в детском возрасте. Определение болезни включает общее расстройство личности, слабое развитие, во время которого наблюдается минимальный набор эмоций, нежелание общаться с людьми. Слово «Аутизм» означает замкнутость внутри у себя. Признаки аутизма у детей 2 лет можно увидеть невооруженным взглядом. Ребенок явно отличается от остальных, кажется не таким, как другие.

психические отклонения у детейЧеловеку при такой болезни свойственно уходить во внутренний мир, никакого желания общаться с кем-то «снаружи» при наличии заболевания нет. Социальный смысл в действиях больного человека не просматривается. Причины возникновения аутизма до конца непонятны. Учеными выделяется несколько основных версий, вплоть до генетической предрасположенности. В 3 года синдром уже проявляется, родители замечают изменения малыша, отличие его от остальных.

Этот возникающий неожиданно диагноз чаще всего ставится детям от 3 лет. Если ребенок повзрослел, он редко может заболеть, если раньше никаких проявлений болезни не было. Взрослые с болезнью ведут себя по-разному. Имеются характерные первые признаки как в мыслительных процессах, так и во внешности.

Особенности поведения ребенка

Симптомы детского аутизма многочисленны. Зависеть они могут от возраста, но есть определенные черты характера, которые присутствуют у каждого больного. В поведении подобные проявления наблюдаются в следующем:

  1. Нарушаются социальные контакты, взаимодействия.
  2. Интересы сильно ограничены, особенности проведения игр выделяются среди прочих.
  3. Имеется склонность к повторению действий.
  4. Нарушается вербальное общение.
  5. Интеллект развит хуже, чем у здоровых детей.
  6. Чувство самосохранения отсутствует полностью, или занижено.
  7. Жесты, мимика, походка отличаются от норм.

Социальные контакты

Детский аутизм часто проявляется в подобных нарушениях. Ребенок проживает жизнь в собственных мыслях, внутренняя жизнь заставляет его не обращать внимания на то, что происходит вне его головы. Коммуникабельность значительно занижена, наблюдается явное избегание общения со своими ровесниками.

Важно знать, что представляет собой аутизм, как он проявляется. Первые проявления болезни заключаются в нежелании малыша сидеть у матери на руках. Ребенок двигается мало, наблюдается инертность. Новые игрушки не вызывают радости, поднятия настроения. Малыш проявляет минимальную реакцию на яркое освещение, сильные звуки, он редко улыбается. Явное оживление, которое прослеживается у каждого малыша, у больных детей отсутствует.

погруженность в самого себя у ребенкаЕсли говорить о том, что такое аутизм, ответ будет неоднозначен. По сути, это простой в развитии, уход в себя. Например, малыш не отзывается, когда его называют по имени, не проявляет реакции на любые стимулы. Очень похоже, что он просто глухой. Обычно родители замечают отклонения и обращаются к доктору, чтобы проверить слух малыша.

Если с малышом пытаются наладить контакт, реакция может быть разной. Случаться может как агрессия, страх, так и другое проявление аутизма у таких детей. Одно из основных проявлений – отсутствие контакта глазами. Подобные два или более проявления наблюдаются не у каждого больного, встречаясь в особо тяжелых видах болезни, потому малыш часто никак не реагирует на то, что на него смотрят. Ребенок может смотреть как будто сквозь того, кто на него смотрит.

Чувства дети с аутизмом проявляют, но у них эмоциональный набор минимален. Они нечасто улыбаются, лицо постоянно застыло в одном выражении. Иногда встречаются малыши с нормальной мимикой, набором эмоций. При взрослении ребенок все сильней углубляется в себя. Одним из явных проявлений болезни является неумение общаться с членами своей семьи. За первый – второй год изменения могут быть существенными, улучшения в развитии или значительный регресс будет явным.

Малыш учится обслуживать себя сам, прослеживается нежелание обращаться за помощью. Откуда берется аутизм с синдромом Аспергера, до конца непонятно. Появляться заболевание может даже из-за курения матери как в период беременности, так и длительное время до этого.

Физические контакты проявляются минимально, почему возникает неприятие ребенка среди сверстников. Если у него просят дать что-то из рук в руки, скорее всего он бросит предмет на пол, а не передаст его. Так прослеживается ограниченность при взаимодействиях с окружающим миром. Большая часть таких детей не любит объятия, любые другие физические контакты.

До сих пор непонятно, почему появляется аутизм у детей, и причины его распознать на данном этапе развития медицины невозможно. Проблемы становятся заметны, когда малыша начинают водить в детский сад. Если его пытаются посадить с кем-то за один стол, или завлечь одной общей забавой, он может проявлять себя совершенно неожиданно. Бывает сильная активность, или полное игнорирование окружающего мира. Аутисты могут не проявлять никакого интереса к общим забавам, или просто испугаться, спрятаться. Иногда проявляется сильная агрессия, направленная на сверстников.

Особенности проведения игр у больных аутизмом детей

ребенок играет с кубикамиПримерно каждый пятый новорожденный проявляет полное безразличие к любым играм. Если у малыша имеется интерес, в большинстве случаев он направлен на одну игрушку, или любому предмету. Аутичный грудничок повторяет свои действия, каждый раз делая одно и то же. Груднички могут долго смотреть на положенную к ним игрушку, тем самым проявляя интерес, но браться за нее не будут.

Дети немного старше, больные аутизмом, способны часами смотреть в одном направлении, смотреть один и тот же мультфильм. Такая увлеченность одним занятием может пугать родителей. Если попытаться оградить от занятия, частой реакцией бывает недовольство.

Детский аутизм проявляется в том, что малыши редко проявляют интерес к творческим играм. Например, если дать ребенку куклу, он не начнет ее переодевать во всевозможные наряды, играться с ней. Будут однообразные действия, например, постоянное расчесывание волос или поглаживание игрушки. Такое действие может повторяться очень долго, за день большое количество раз. Если малыш делает с игрушкой несколько действий, скорее всего они будут повторяться в той же последовательности каждый раз.

Различается у детей еще и специфика игр. Каждый третий не любит простые игрушки. Предметами интереса зачастую становятся рядовые предметы, например, ключи, куски ткани. Такие вещи зачастую привлекают детей какой-то особенностью – возможностью издавать звонкий звук, обладают яркостью, мягкостью. Ребенок выбирает один предмет и очень надолго привязывается к нему. Если будет попытка отнять игрушку у малыша, будет явное нежелание с ней расставаться. Реакция может проявиться разнообразная – запирание в себе или агрессия.

Детский аутизм выделяется среди болезней, симптомы его особенные. Такие дети могут проявлять интерес к определенному процессу. При наличии нескольких игрушек они могут часами их перестраивать по определенному признаку: росту, цвету, яркости. Важным отличием от занятий здоровых детей и больных младенцев является отсутствие социального содержания. Им не интересно, что у него в руках, какие у него свойства, он просто сортирует предметы, делая это бесцельно, долго.

Детский аутизм или синдром Каннера проявляется в нежелании пускать в свои игры других детей. Часто их привлекает не сам процесс игры, а повторение определенных действий. Примером может стать желание через каждые 5-10 секунд крутить какой-то винтик то в одну, то в другую сторону. Ребенок может смотреть, как начинает литься вода из крана, включая и выключая его. Редко в их играх прослеживается стремление к творчеству.

Стереотипия

признаки аутизмаАутизм у детей встречается редко, признаки его явно заметны. У ¾ больных детей наблюдается склонность к повторяемости действий – стереотипии. Наблюдается проявление как в манере разговаривать, так и во всех действиях. Часто можно наблюдать двигательные стереотипии, проявляющиеся в однообразном изменении положения головы, повторяющихся движениях рук.

Аутизм у подростков проявляется следующими видами стереотипии:

  • нажатие на кнопку выключателя для зажигания света;
  • пересыпание из одной емкости в другую сыпучих предметов;
  • качание игрушки из одной стороны в другую;
  • движения под определенный счет в любой игре;
  • разрывание бумажек;
  • напряжение в конечностях, потом их расслабление.

Иногда детский аутизм проявляется стереотипией в разговорах. Могут быть повторения определенных звуков, слов. Если ребенок слышит что-то для себя интересное, он начинает повторять это часами, не понимая, зачем он это делает. Повторения могут перебиваться другой фразой, которая также продолжает повторяться. Ему нравится следовать по одному маршруту, одеваться в одно и то же. Больные дети постоянно делают повторяющиеся движения, соблюдают определенный такт.

Могут проявляться стереотипии в других органах, например, во вкусовых. Малыш начинает постоянно пытаться все попробовать, если ему что-то нравится, он переходит на «жевание» только этого предмета. То же самое с обнюхиванием чего-либо. Лечение детского аутизма заключается в поэтапном развитии способностей малыша до тех пор, пока он не сможет развиваться самостоятельно.

Нарушение общения

нарушение общения у ребенкаДетский аутизм характеризуется нарушениями речи. Проявляться это может как полным отсутствием развития разговорной речи, так и медленным ее развитием. На ранних стадиях такие моменты проявляются чаще всего. Ребенок может не разговаривать вообще, не издавать никаких звуков. Иногда развитие у таких детей проходит с увеличенной по сравнению со сверстниками скоростью. Но через некоторое время наблюдается все большее отставание, замедление прогресса.

Ребенок перестает разговаривать со своим окружением, но начинает разговаривать сам с собой. Могут начаться лепетания, что может выглядеть настораживающе. Дети начинают неправильно пользоваться словами, хотя раньше произносили их нормально. Он начинает называть себя не в первом лице. Если вокруг малыша большое количество людей, часто он вообще перестает разговаривать. Но если остается один, свои действия часто подвергаются комментированию, он начинает сам себе что-то рассказывать.

Причины аутизма у детей до конца не изучены, но речь часто носит странный характер. В ней присутствует большое количество непонятных слов, отрывков из ранее услышанных разговоров, какие-то фразы. Ответов на вопросы, если они задаются при посторонних людях, часто вообще не следует. Ребенок игнорирует других людей. Разговор не обилует эмоциями, речь монотонная, интонаций нет никаких. Частой особенностью речи детей с данной болезнью является восклицание в конце фразы.

Интеллектуальные расстройства

В 75% случаев у больных аутизмом, симптомы и лечение которого полностью зависят от ребенка, наблюдается явное интеллектуальное расстройство. Это проявляется как низкий уровень развития, или неравномерность в достижении результатов. Такие дети показывают невозможность сосредоточения, концентрации. Их интерес быстро пропадает, внимание переключается на другой предмет. Тесты, которые требуют проявления логики, проходятся такими детьми очень плохо.

интеллектуальное расстройство у ребенкаПричины детского аутизма изучены не до конца, но иногда прослеживается интерес к каким-то сферам жизни. Например, у них может наблюдаться идеальная пространственная память, слух, он может по памяти воспроизвести большие куски информации. Но такие способности часто осложняются сильным распадом личности, в результате чего вспышки интеллекта проявляются случайно.

Снижение интеллекта редко достигает критического уровня, когда он полностью не понимает, что он делает, где находится. В большинстве случаев их уровень IQ понижен наполовину, на треть. Чем ниже уровень интеллекта у малыша, тем сложней ему адаптироваться в обществе. Аутизм у ребенка часто ограничивает его, проявляется уход в себя.

Для многих детей не является сложностью самостоятельно обучиться простейшим навыкам. Многие сами учатся читать, понимают математику. Некоторые проявляют способности к музыке, механике и прочим наукам. Развитие интеллектуальной сферы меняется случайным образом, от резких всплесков, до сильных регрессов. О том, как лечить аутизм у детей, имеется множество литературы. Следует запастись терпением, настроиться на серьезный труд.

Нарушение чувства самосохранения

Если говорить о том, как проявляется аутизм, что это такое, результатом будет множество ответов. У каждого третьего больного встречается нарушение чувства самосохранения. Если их как-то задеть, часто они проявляют агрессию. Часто он не реагирует на окружающих, потому агрессивное поведение может направляться на самого себя. Они могут бить себя, кусать. Часто у них отсутствует чувство осторожности, когда он перелезает через край коляски, затем ударяется о пол.

нарушение чувства самосохраненияЛечение аутизма у детей возможно, но до выздоровления необходимо следить за чадом. Ребенок может выбежать на дорогу, где движется большое количество автомобилей, спрыгнуть с высокого объекта. Многие не понимают после получения травмы, что с ними случилось, то есть опыт не накапливается, и они могут повторить то же самое через некоторое время или сразу же. Ребенок может наносить себе увечья, но не останавливаться при этом. Такое поведение скорей всего вызвано пониженным болевым порогом. Малыши редко плачут, когда причиняют себе боль.

Симптомы аутизма у детей встречаются самые разные. Агрессия может быть направлена на других людей. Поведение это может быть защитой, когда другой человек пытается нарушить деятельность малыша. После прекращения вмешательств в мир ребенка, он перестает резко реагировать, сразу успокаивается. То есть реакция является ответом на внешние воздействия.

У больных детей часто можно наблюдать изменения походки. Прослеживается движение «бабочки», когда движения на цыпочках, балансирование руками. Иногда такие дети способны двигаться только вприпрыжку. Основной особенностью, на которую все обращают внимание, является необычность их ходьбы, некоторая угловатость, нелепость. Если начинает бежать, он размахивает руками, начинает сильно расставлять ноги. Дети с аутизмом ходят только по определенному маршруту по квартире, могут передвигаться боком.

Важно помнить, что ребенка можно вылечить с течением времени, полностью или частично наладить отношения со сверстниками. Важно помогать развиваться, учить всему, что он должен знать для нормального развития.

golovnaiabol.ru

Как проявляется аутизм у ребенка : причины , лечение

[toc]

Аутизм у детей – одно из наиболее загадочных и неоднозначных заболеваний, точные причины возникновения которого до сих пор не установлены.

Примерно в каждой 250-й семье из тысячи проявляется следующий сценарий развития маленького ребенка: достигнув 2-3-летнего возраста, чадо все так и не научилось нормально разговаривать, у него отсутствует интерес к обычным детским развлечениям, он не может нормально общаться с представителями социума.

Родители, веря в лучшее, полагают, что у их детей просто такой характер и со временем все станет хорошо. Но проблема в том, что именно такими симптомами чаще всего проявляется аутизм.

Если у вашего ребенка отмечаются подобные проблемы, поторопитесь показаться врачу для подтверждения или опровержения диагноза. Сейчас же вам предлагается узнать, каковы причины возникновения рассматриваемого заболевания у детей, как может проявиться аутизм у ребенка и есть ли надежда на выздоровление.

Видео на тему: Симптомы аутизма у новорожденных и детей дошкольного возраста. Ранний детский аутизм

Как проявляется аутизм у детей?

Загадочность и неоднозначность рассматриваемого заболевания, помимо всего прочего, заключается в том, что его симптомы у одного ребенка могут кардинально отличаться от характерных особенностей, отмечающихся у других детей.

Наряду с этим, можно привести перечень признаков, характерных для большинства детей с аутизмом. Характер проявлений, при этом, будет меняться в зависимости от возраста ребенка.

Особенности проявления аутизма у пациентов возрастом 2-11 лет Дети, преодолевшие двухлетний возрастной рубеж, проявляют нижеперечисленные признаки аутизма:

  • отсутствие реакции на собственное имя;
  • игры в одиночестве;
  • отсутствие интереса к общению с другими людьми;
  • отсутствие стремления к новым знакомствам и общению с другими людьми;
  • увлечение одним хобби, к примеру, рисованием или музыкой;
  • зацикленность на одном и том же слове или звуке;
  • панические атаки при смене обстановки;
  • сложности в освоении новых навыков.

Признаки аутизма в 11 лет и старше Начиная с этого возрастного периода, у ребенка с аутизмом обычно проявляется способность к освоению элементарных коммуникационных навыков, но для подавляющего большинства детей по-прежнему характерно стремление к одиночеству.

К вышеперечисленным симптомам часто добавляются депрессивность и агрессивность. Половое созревание у детей, страдающих аутизмом, протекает тяжелее, чем у психически здоровых подростков.

Аутизм у ребенка: ключевые причины возникновения

Причины, из-за которых у детей способен возникнуть аутизм, достоверно не установлены. Существует множество предположений, но все они остаются теориями – клинических подтверждений по-прежнему нет.

Большинство исследователей склоняется к мнению, что аутизм является наследственным недугом. Наряду с этим, болезнь может возникнуть у ребенка, родившегося от здоровых мамы и папы.

Видео на тему:Причины аутизма: наследственность, ген аутизма, прививка АКДС, глютен

Согласно усредненным статистическим данным, чаще всего рассматриваемое отклонение встречается среди первенцев. Не исключается и вероятность того, что аутизм у ребенка может провоцироваться инфекционными болезнями вирусной природы (ветрянкой, краснухой и т.п.), перенесенными женщиной в период вынашивания плода.

Под воздействием подобного рода возбудителей могут происходить изменения строения детского мозга, способные вызвать аутизм.

Особенности развития ребенка с аутизмом

Среди характерных особенностей психического развития ребенка-аутиста следует отметить неоднозначность и противоречивость проявления признаков заболевания.

Ребенок может быть как умственно отсталым, так и очень умным, проявлять высочайшие способности в какой-либо культурно-научной сфере, но, при этом, не иметь возможности справляться с элементарными бытовыми задачами.

При разных обстоятельствах один и тот же пациент может демонстрировать невероятную проворность и быть очень неуклюжим в идентичной ситуации.

Если ребенок проявляет хорошие умственные способности, он, как правило, уделяет основное внимание какой-либо одной сфере деятельности, полностью исключая другие из круга своих интересов.

У ребенка с болезнью аутизм складываются собственные стереотипы. Он заключает свою жизнедеятельность в жесткие рамки, и если обстоятельства заставляют выходить за них, для пациента это сродни настоящей трагедии.

Подобные особенности поведения связаны, в первую очередь, с неофобией – боязнью получения новых знаний и навыков. В целом, ребенок-аутист может бояться на уровне фобии абсолютно всего. Нередко отмечается сенсорная фобия, характеризующаяся боязнью шумов, резких звуков, яркого освещения и т.д.

В особенно сложные периоды ребенок-аутист может проявлять агрессию к себе и окружающим. Чаще всего вспышки гнева и ярости возникают при попытке вмешательства в привычный жизненный уклад аутиста от посторонних.

Ребенок с рассматриваемым заболеванием будет исключительно избирательным в социальных контактах. Нередко дети-аутисты не демонстрируют никакой привязанности и любви даже к своим близким.

Характерные особенности отмечаются и в речевом развитии аутиста – такие дети склонны к «механической», негибкой, «попугайчастой» речи. Нередко проявляются симптомы эхолалирования, при которых пациент повторяет любую из услышанных где-нибудь фраз или слов, вне связи с особенностями окружающей обстановки.

Проблемы семьи, воспитывающей аутичного ребенка

Ключевая проблема, как правило, заключается в том, что понимание наличия аутизма у родного ребенка происходит очень внезапно. С малышом трудно идти на контакт и взаимодействовать, но родители успокаивают себя тем, что ребенку интересно наедине с самим собой и он проявляет хорошие навыки в чем-либо. Поэтому подтверждение диагноза обычно становится очень большим стрессом.

Еще бы: кажущаяся гениальность и одаренность малыша на практике оказывается отсутствием способности к обучаемости.

Специалист может предложить отправить ребенка на обучение в специальный интернат. Делать ли это – каждая семья решает самостоятельно.

С наибольшими трудностями обычно сталкиваются мамы детей-аутистов, т.к. с рождения малыша они не получают ожидаемой радости и положительных эмоций взамен на постоянные тревоги и хлопоты, как в нормальных семьях.

Ребенок отказывается смотреть людям в глаза, не идет на руки, не смеется и даже не проявляет любви и привязанности к родной маме.

В результате у женщины может сформироваться состояние эмоционального угнетения, раздражительности и сильной депрессии.

Наряду с этим, у аутичного ребенка может отмечаться сильная привязанность к кому-либо из близких. Отличать такую привязанность от обычной будет разве что невозможность подолгу смотреть в глаза собеседника и нежелание контактировать с другими людьми, не вошедшими в круг «избранных».

Отцы в большинстве своем проводят основную часть времени на службе, поэтому не настолько сильно поддаются воздействию стресса, характерного для воспитания больного ребенка. Наряду с этим, папы также чувствуют себя разочарованными и виноватыми, хотя и стараются скрывать эмоции.

Ситуация усугубляется тем фактом, что за «сложным» ребенком зачастую приходится ухаживать в течение всей жизни. В особой обстановке взрослеют сестры и братья аутистов: в быту им приходится испытывать некоторые сложности, т.к. родителям нередко приходится жертвовать их потребностями и интересами в пользу больного ребенка.

Можно ли вылечить аутизм?

Средств, позволяющих со 100%-й гарантией избавиться от аутизма, на сегодняшний день не существует. Пациентам, вступающим в борьбу с рассматриваемым заболеванием, необходимо настроиться, что этот процесс будет длительным и сложным, как физически, так и психологически. При этом методы, направленные на нормализацию состояния ребенка, необязательно дадут положительный результат.

Применять лекарства для устранения непосредственно аутизма бессмысленно, но избавить ребенка от сопутствующих ему симптомов с помощью медикаментов можно. Главные направления в борьбе с недугом – психотерапия и социальная адаптация.

Родители, занимающиеся лечением аутиста, должны придерживаться целого ряда рекомендаций.

  1. Терапия должна продолжаться не только в больнице, но и за ее пределами. Родители будут вынуждены ходить на приемы к психотерапевту, сообща работая над состоянием пациента.
  2. Лечением должен заниматься квалифицированный врач с соответствующим опытом. Часто менять психотерапевтов нельзя – из-за этого состояние пациента неизбежно ухудшится.
  3. В процессе лечения нужно постоянно работать над закреплением результатов, ежедневно прорабатывая уже освоенные навыки, пока ребенок не научится делать требуемые вещи самостоятельно. Даже после освоения навыков, к ним придется время от времени возвращаться.
  4. Родителям надо помнить и о собственном отдыхе – хотя бы 1 раз в 1-2 года им рекомендуется ездить в отпуск без ребенка.
  5. Пациент должен придерживаться режима дня.
  6. Родителям аутиста следует общаться с другими родителями, ведущими аналогичную борьбу – так будет легче справляться с болезнью. При клиниках формируются специализированные группы, члены которых общаются и делятся радостным опытом.
  7. Необходимо работать над способностью привлечения внимания ребенка, относясь спокойно и с пониманием к отсутствию реакции с его стороны.
  8. Нужно исключить вероятность изменения привычной для ребенка обстановки.

Прогноз в отношении аутизма различается в зависимости от особенностей конкретного случая. Так, некоторые дети учатся контактировать с другими людьми уже спустя 2-3 месяца после начала терапии, у других же положительных сдвигов не отмечается в течение долгих лет.

При любых обстоятельствах, надеяться на быстрый эффект не стоит – над ребенком придется работать в течение всей жизни.

Не опускайте руки, запаситесь терпением и будьте здоровы!

prodepressiju.ru