Цели и мотивы совместной деятельности. Цели и мотивы


Цели и мотивы деятельности

Деятельность – это активное взаимодействие с окружающей средой, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.

Анализ структуры как материальной, так и духовной деятельности обнаруживает следующие составные элементы, составляющие ее примерное содержание: мотивы, побуждающие субъект к деятельности, и цели– результаты, на достижение которых направлена деятельность, а такжесредства, с помощью которых деятельность осуществляется. В соответствии с этим в самом процессе взаимодействия субъекта с действительностью выделяются определенным образом мотивированная деятельность в целом, входящие в ее состав целенаправленные действия и, наконец, автоматизированные компоненты этих действий - операции, обеспечивающие использование имеющихся средств, и условия для достижения необходимого результата.

Как показали исследования российских психологов (А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.А. Смирнова и др.), протекание и развитие различных психических процессов существенно зависят от содержания и структуры деятельности, от ее мотивов, целей и средств.

Деятельность человека на всех этапах исторического развития человечества осуществляется сознательными действиями, в которых совершается переход целей в объективные продукты, и подчиняется побуждающим ее мотивам. В ходе исторического развития человека изменяются содержание и технические средства деятельности, что определяет и формирование его сознания.

Для человека осознание и достижение им конкретных целей, овладение средствами и операциями действий есть способ утверждения его жизни, удовлетворения и развития его материальных и духовных потребностей, реализованных в мотивах его деятельности. Функция мотивов состоит в том, что они как бы оценивают жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах, придают им личностный смысл, который и создает пристрастность человеческого сознания.

В индивидуальном сознании значения возвращаются к чувственно данной человеку реальности мира. Другим обстоятельством, превращающим значения в психологическую категорию, является то, что, функционируя в системе индивидуального сознания, значения реализуют не самих себя, а движение воплощающего в них личностного смысла.

Воплощения смысла в значениях – это глубоко интимный, психически содержательный процесс. Научная психология знает этот процесс только в его частичных выражениях: в явлениях рационализации людьми их действительных побуждений, в переживании муки в процессе перехода от мысли к слову.

Проведенные исследования российских ученых (Гальперин и др.) обнаружили, что на основе внешних материальных действий путем их последовательных изменений и сокращений формируются внутренние, идеальные действия, совершаемые в умственном плане и обеспечивающие человеку всестороннюю ориентировку в окружающем мире.

studfiles.net

Цели и мотивы деятельности человека. / Статьи / Библиотека / Первая онлайн система анализа вашего душевного здоровья

Цели и мотивы деятельности человека.

Цели и мотивы деятельности человека.

 

Деятельность начинается с определения объективного        явления - цели. 

Цель выступает не как зеркальное отражение явления, а как переработанная личностью динамическая модель будущего результата деятельности.

 

Действия, совокупность которых определяется деятельностью, управляются и регулируются ее целью.

Это отчетливо можно проследить, наблюдая за работой кузнеца. Чтобы изготовить свое изделие, в процессе трудовой деятельности кузнец постоянно контролирует силу, ритм и направление удара молота в зависимости от того, что он хочет изготовить из кусочка металла. Целью деятельности выступает ее продукт.

Вторым звеном структуры деятельности выступают мотивы. Мотивы нужно рассматривать в ракурсе процесса деятельности. И тут мотив выступает как психическое явление, является осознанным сигналом к определенной деятельности и побудительной причиной действия. Мотив тесно связан с целью, потому что он является побуждением или устремлениям достичь ее. Но мотивы могут отделяться от целей и перемещаться на саму деятельность (игра, работа "из любви к искусству") или на один из ее результатов.

Мотивы деятельности могут быть разнообразными: органические, функциональные, материальные, социальные, духовные. Тип мотива характеризуется доминирующим видом деятельности. Мотивы делятся на потенциальные и актуальные. Различаются они между собой по мере включения в структуру деятельности.

Существует интересная теория А. Адлера (1870-1937), согласно которой ведущим мотивом человеческой деятельности является "врожденное стремление к превосходству, к власти". Он считал, что источником данного стремления является чувство неполноценности, присущее каждому человеку, и попытки компенсировать свои слабости и развивать неполноценные функции. Непосредственно своей деятельностью и "делами" человек стремится преподнести себя в глазах окружающих и в собственном представлении о себе. Следующим звеном схемы деятельности выступает способ ее выполнения. Он зависит от целей и мотивов и, учитывая их, выполняется соответствующими навыками и умениями. Заключительная подструктура деятельности - это ее результат, основной особенностью которого является его соответствие цели. Все структурные компоненты деятельности выступают в различных формах своего проявления, в сознании личности и ее поведении.

Важным фактором, который имеет большое влияние на человеческую деятельность, является феномен свободы. Если человек действует в результате свободного выбора, то он способен преодолеть самые трудные препятствия, порой весьма сложные и многочисленные, чтобы достичь заветной цели. Когда кто-то действует, не имея свободы выбора, под принуждением, то он имеет слабую мотивацию для выполнения поставленной задачи. Поэтому в человеческой деятельности очень важное значение имеет монолитная целостность соотношения необходимости и свободы действий. Необходимость осуществления человеком действия заключается в зависимости от объективных условий, в которых ему приходится принимать решения, и сознательном подчинении определенным признанным нормам. Свобода действий выражается в возможности реализации самостоятельно выбранных целей и желаний и в определении линии личного метода решения задачи. Свобода проявляется также и в том, что человек может прекратить действия в ситуации, когда решит, что определенная цель стала для него доступной, или ее реализация в новых, изменившихся условиях нерациональна.

В человеческой деятельности связаны внешняя и внутренняя (т.н. психическая) стороны. К внешней стороне деятельности принадлежат движения и действия, с помощью которых человек влияет на внешний мир, а к внутренней (идеальной) относят познавательные возможности, регуляторные процессы. Эти две стороны взаимно влияют друг на друга. Их влияние выражается в процессе интериоризации и экстериоризации. Интериоризация - процесс перехода от внешней, реального действия к внутренней, идеальной стороне. Вынесение внутренних, умственных действий наружу называют экстериоризации.

Такие процессы возможны благодаря наличию у объектов и явлений природной среды определенных устойчивых качеств и закономерностей. Они и становятся категориями, которыми оперирует человеческая психика, регулируя деятельность человека.

 

Поделитесь с друзьями и оцените публикацию
Оставить комментарий, могут только зарегистрированные пользователи. Вы можете зарегистрироваться или войти

psihoanalitik.net

Цели и мотивы - algoritmist.ru

Цели и мотивы – психические элементы, которые могут изменяться и которые наполняют нашу внутреннюю жизнь. Обилие литературы по проблеме целей и мотивов сопровождается многообразием точек зрения на этот предмет. Однако безусловно то, что цели и мотивы определяются потребностями человека, а потребности реализуются посредством действий. Итак, цели и мотивы деятельности – наш основной предмет рассмотрения в данной статье.

 

Желание – прародитель цели. Цель определяет последующую деятельность, опирающуюся на побудительный мотив. Цель первоначально выступает как образ цели, затем как переработанная личностью динамическая модель будущего результата деятельности. Действия, совокупностью которых определяется деятельность, управляются и регулируются этой динамической моделью. Скажем, наблюдая за метателем молота, можно проследить как в процессе взаимодействия с целью, как динамической моделью, спортсмен постоянно контролирует напряжение мышц, ритм вращение и направление броска молота в зависимости от того, как реализуется процесс подготовки броска. Целью деятельности в данном случае выступает не ее изготовленный продукт, а дальность броска.

 

В этой структуре целевой деятельности движущей силой выступает мотив. Мотив тесно связан с целью, потому что он является побуждением или устремлениям достичь ее. Но мотивы могут отделяться от целей и перемещаться на саму деятельность – охота ради развлечения, игра "из любви к искусству" - или на один из ее результатов. Мотивы человеческой деятельности очень разнообразны, так как вытекают из различных потребностей и интересов, которые формируются у человека в процессе общественного бытия и трансформируются в процессе осуществления конкретных действий.

 

Цели также могут воздействовать на желания и мотивы. Противоестественно ли, например, пытаться регулировать свои желания и т.п. Возможно так, если это делается ни для чего. Нет - если это делается ради других желаний и целей, имеющих больший приоритет. Такая ситуация типична на пути действия, когда человек пытается в чем-то изменить себя. В этом случае, желание с наибольшим приоритетом воспринимается как цель. Все остальное подчиняется ему.

 

В психологии существует мнение, что о субъекте как о личности можно говорить тогда, когда он достигает такого уровня развития, на котором способен управлять собственными потребностно-мотивационными состояниями ради базовой потребности или цели. В этом процессе регулируемые, ранее субъективные, потребности в большей или меньшей мере осознаются как объекты анализа, отдаленные от объекта и даже "чужие" - давняя запись в моем дневнике.

 

Цель организует, стимулирует и т.д. и т.п. Цель может быть достигнута или нет. В зависимости от обстоятельств, цель может быть заменена на более значимую или менее значимую цель. Но жить без цели противоестественно. Во всяком случае, для меня.

 

В своих давних записях я нашел извлечение - откуда оно взято не указано: "Исчезновение главной цели из-за невозможности или даже в результате ее достижения - означает распад всей системы ценностей. Это воспринимается как хаос, растерянность, утрата смысла и тягостное состояние, порой близкое к невротическому. Но в это же время в душе человека осознанно или неосознанно идет поиск новых ценностей, происходит сотворение нового внутреннего мира".

 

Если эта цель поставлена искренне и твердо, но не через силу, то психика сама организует и себя и организм в соответствии с "проектом", заданным целью. Причем поиск средств организации этого соответствия идет автоматически, на подсознательном уровне. Но в большей или в меньшей мере к этому подключается и сознание. В зависимости от того, насколько человек понимает суть этих процессов самонастройки по ориентиру цели и насколько у него развит самоконтроль.

 

Поставленная перед собой цель организует человека и духовно и физиологически. Это связано с тем, что, представляя свой путь к цели, человек представляет и себя на этом пути. Адекватно этому представлению о себе, движущемуся к цели, меняется и общее состояние человека по всем его психическим и физиологическим компонентам.

 

Чтобы быть эффективным в достижении цели, надо себя к этому приучать. Приучать можно, начиная с небольших целей, каждая из которых должна быть обязательно завершена. Это отучает от обычной нашей расхлябанности и возбуждает доверие к самому себе – существенный психологический фактор достижения успеха. Особенно это важно на пути действия, когда человек ставит цель самосовершенствования или в чем-то локально себя в психологическом плане изменить.

 

Цель в этих, да и во всех других, случаях должна ставиться искренне и твердо. Потому что ложь в своих намерениях при постановке цели - это тоже своего рода действие, которое идет в зачет. То есть, пополняет подсознательный опыт недоверия к себе. Дело здесь, конечно, не в мистике, а в том, что нарабатывается навык: принимать решение и не выполнять его.

 

Из многочисленных психотехнических рекомендаций по достижению цели в следовании по пути действия, я отмечаю именно элемент доверия к самому себе. Этот элемент должен стать мотивом действий. Если ты своей практикой действий доказал себе, что принятое решение выполняется неотступно, упорно, без малейших исключений и оговорок, то в последующем выполнение любого внутреннего или внешнего действия облегчается, а его эффективность повышается в несколько раз. Правда, твердые, неотступные в исполнении, цели надо ставить аккуратно и осторожно. Особенно в начале пути. Иначе неверно поставленная и случайно оказавшаяся недостижимой цель выбьет, что называется, из колеи и спровоцирует кризис доверия к самому себе.

 

Кризис доверия при постановке цели возбуждает относительно предстоящего предполагаемого действия внутренний протест. Этот ложный мотив действия или, вернее, бездействия возникает тогда, когда ты не уверен, что будешь следовать собственному намерению реализовать желаемую цель. Если же принятое решение воспринимается как неизбежная реальность последующего за намерением действия, то внутренний ориентир переключается на целевую подготовку (настройку/адаптацию) к тому, чтобы это решение осуществить.

 

И еще по части мотивов человеческих действий. "Дж. Пирпонт Морган как-то заметил в одной из своих аналитических интерлюдий, что у человека всегда бывает два мотива для всякого поступка: один, который красиво выглядит, и второй, подлинный. Но все мы, будучи в душе идеалистами, любим думать о тех мотивах, которые красиво выглядят. А поэтому взывайте к более благородным мотивам. (Например, это может быть апеллированием к чувству справедливости.)" – Дейл Карнеги.

 

Познание, самосовершенстовование, матблага, любовь/дружба людей. Вот, кажется, и все основные мотивы, которые, в принципе, могут сделать задачу притягательной для меня. Возможно эти мотивы окажутся подходящими в постановке ваших целей.

algoritmist.ru

Цели и мотивы - Чёрным по белому

WIKI: “Мотив часто путают с потребностью и целью, однако потребность — это, по сути, неосознаваемое желание устранить дискомфорт, а цель — результат сознательного целеполагания, выбора предмета (объекта), удовлетворяющего требованиям мотива. Например: жажда — это потребность, желание утолить жажду — это цель, а бутылка с водой, к которой человек тянется — это мотив.”

По сути, мотивация это инструмент, с помощью которого можно достичь определенной цели, а также это и сам процесс. Однако, первична не цель, а потребность. Если потребность нельзя реализовать прямо сейчас по каким-либо причинам, то тогда и формируется цель, а уже средства достижения цели на разных этапах могут быть различными. Эти средства и есть мотив, а действие, направленное непосредственно на достижение цели – это мотивация. Вроде я ничего не перепутал =)

В это контексте сложно понять такой термин, как «мотивы преступления», ведь в этом случае мотивом является способ осуществления преступления, а не подразумевающиеся по контексту побудительные основания к реализации такового. Возможно, здесь речь идёт опять-таки о подмене понятий, но настолько глубоко я не «копал».

В современном мире все цели можно условно упростить до четырёх: власть, богатство, знание и творчество. При желании даже можно расширить этот список смертными грехами, но речь сейчас не о конкретных пунктах списка, а о понимании структуры.

Проблема заключается в том, что выбрать можно только один пункт. Это чтобы эффективно его достигать. Можно и несколько выбрать, но, как говорится, «за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь». Всё упирается, как я всегда говорю, в приоритеты. Это как с той задачкой: можно выполнить работу быстро, дёшево и качественно, но выбрать можно только два пункта из трёх. Всегда один параметр будет в ущерб другому. Хотя бы по закону сохранения энергии. Поэтому, всегда есть одна преобладающая цель с высшим приоритетом и несколько целей поменьше.

Для иллюстрации можно вспомнить момент формирования навыков у персонажа какой-нибудь РПГ.

Так вот, когда мы говорим «у меня нет мотивации», то что это значит? Отсутствие средств достижения цели или невозможность совершать какие-то действия по её (цели) достижению? Ведь на бытовом уровне, фраза про отсутствие мотивации сообщает нам об отсутствии настроения и нежелании что-то делать, а нежелание и невозможность это, как говорится, две большие разницы, а правильная формулировка, даже для самого себя, играет не самую последнюю роль.

Фраза «отсутствует мотивация» равнозначна фразе «у меня нет цели и я не понимаю, как достичь того, чего нет». Бред какой-то! Ну, так сядь и подумай, какова цель и как её можно достичь, этапы распиши, расставь приоритеты – чтобы пришло понимание, ничего тут особо сложного.

В таком деле нужно быть честными прежде всего с самими собой. Возможно, подойдёт фраза «у меня нет вдохновения»? Или признание своего лентяйства и трусости будут более точными? В любом случае, нужно провести ревизию целей и средств их достижения, проверить, соответствует ли всё это с потребностями, а то может это и не нужно совсем. Ошибка большинства людей лишь в том, что они не осознают важность составления плана и самонадеянно полагают, что всё само случится. Ну, что-то обязательно случится - здесь не поспоришь, но что именно это будет, сказать сложно.

Предлагаю провести простой мысленный эксперимент. Вы заходите в незнакомый супермаркет с завязанными глазами. У вас есть тележка для покупок, но вы не знаете, что именно нужно купить и сколько у вас денег. Представили? А теперь подумайте, на сколько сократится поиск, если знать ваш бюджет и иметь список покупок? А если ещё и глаза развязать? Сопоставимо ли будет время на составление списка покупок со временем бесцельного блуждания между полками с товаром?

Вот об этом я и говорю. Даже творчество можно регламентировать, только в этом случае система оценки будет другая, а сама методика не изменится. Посмотрите на художественные училища и институты. Они ведь как-то готовят специалистов, существуют учебные планы и методики преподавания, списки когда, чего и сколько рисовать. Правда, не учитывается тот факт, что эти знания благополучно устарели уже лет сто назад. Изменилось всё. От качества материалов и инструментов (и появления совершенно новых) до полного изменения концепций. Например, сам термин «современное искусство» за сто лет несколько раз полностью поменял своё значение.Раз есть методика, то при желании можно научиться чему угодно в любом возрасте и с любым набором стартовых навыков. Первично желание (цель) и вера в результат. Желание появляется само, а веру даёт само наличие методики.

2

Другой вопрос, правильная это методика или нет, но нужно учитывать тот факт, что правильной методика становится только при индивидуальном применении. Я могу долго рассуждать на эту тему разными правильными словами, в итоге нагородить какие-то схемы или даже написать целую книгу, но кто гарантирует, что прочитав её вы не скажете что-то вроде «всё замечательно, но это не совсем про меня»? А так оно и бывает когда всех пытаются причесать под одну гребёнку, и тем более плачевный результат будет при использовании уравниловки применительно к творчеству. На начальных этапах – да, это всё работает, но опять же, длительность этого начального этапа у всех разная и стартовые возможности разные – как тут быть? Да очень просто, нужно заниматься самостоятельно, но при этом часть заданий должна выполняться в группе, а другая часть индивидуально, а когда появляются вопросы, можно обратиться к наставнику.

Я полагаю, мы сейчас совершенно неправильно представляем себе процесс и результат обучения потому что не понимаем, какая цель преследуется. Понимаете, обучение - оно на самом деле никогда не заканчивается. Это в принципе невозможно, как невозможно заставить кого-то учиться.

Что именно я хотел сказать этой кучей печатного текста, неизвестно, но к счастью, в своё оправдание могу сказать лишь то, что при написании этой статьи ни одного дерева не погибло =)

eugene-zando.livejournal.com

Цели и мотивы совместной деятельности

Соотношение целей и мотивов в совместной деятельности еще сложнее, чем в индивидуальной. В условиях групповой деятельности мотив индивида, включенного в нее, так или иначе соотносится с мотивами других участников, и в силу этого он может измениться. В этих условиях раскрываются некоторые новые стороны в динамике индивидуальных мотивов. Сложность переплетений мотивов в групповой деятельности создает некоторые трудности в руководстве этой деятельностью.

Групповая деятельность, как и индивидуальная, предполагает планирование. Процесс планирования протекает по-разному в зависимости от функциональной организации группы, которая определяет меру участия в планировании каждого члена группы.

Существенным для организации групповой деятельности является согласование действий во времени по трем вариантам.

1. Отдельные действия или ряд последовательных действий выполняют разные участники группы параллельно. Согласование осуществляется в основном в начале деятельности и может также проводиться по определенным этапам.2. Последовательное выполнение действий, когда результат действия одного участника становится отправной точкой действия другого. Здесь согласование требуется при каждом переходе.3. Выполнение одной операции одновременно несколькими людьми. Согласование действий в этом варианте должно осуществляться непрерывно в течение всего времени операции.

Общая цель определяет специфику задач каждого из участников совместной деятельности, а следовательно, и те конкретные действия, которые должен выполнить каждый. При этом отдельные действия всех участников выступают именно как составная часть совместной деятельности и могут быть поняты только в ее логике. При рассмотрении самого действия процесс трансформации цели в систему задач вообще не может быть раскрыт.

В изучении общей цели совместной деятельности особое значение обретает второй личностный аспект. Включаясь в совместную деятельность, люди могут иметь (и обычно имеют) разные цели: случаи их полного совпадения скорее исключение, чем правило.

Вопрос о том, как на этой основе формируется общая цель и как с ней соотносятся индивидуальные цели, является ключевым для психологического изучения совместной деятельности.

Было бы упрощением представить дело так, что каждая личность, включающаяся в совместную деятельность, имеет только одну-единствен-ную цель. В процессе жизни у личности формируется определенная система целей, в которой одни цели занимают ведущее положение, другие — подчиненное. При этом их соотношение динамично. Иначе говоря, каждая личность характеризуется сложно структурированным и динамичным полем целей. Благодаря этому создается возможность согласования индивидуальных целей и формирования общей цели, которая требуется для организации конкретной совместной деятельности.

Когда речь идет об общей цели, то имеется в виду не только совпадение целей личностей, участвующих в совместной деятельности. Более важно, что она связана с потребностями группы, целостного образования. В этом смысле общая цель как бы стоит над целями отдельных личностей, являющихся членами этой группы; личностные цели выступают как производные от общей. Здесь возникает вопрос, как тот или иной участник совместной деятельности трансформирует общую цель в собственную, понимает свое участие в ее реализации, а также понимает и принимает цели и роли других участников.

psyera.ru

Цели и мотивы успеха

Что мешает нашему жизненному успеху?

Успех. Звучит абстрактно, не правда ли? Точно так же как и “счастье”, “любовь”, “радость”, “горе”, слово “успех” имеет свое значение для каждого.

Давай разберемся, что конкретно ТЫ чувствуешь, когда слышишь это слово! Закрой глаза, и скажи себе - “я успешный человек”. Произнеси это несколько раз. Что ты видишь? Наверное перед тобой пронеслись тысячи картинок с изображениями любимых людей, мировой славы, миллионов долларов, собственного красного ягуара, яхты с четырьмя палубами и виллы на Лазурном берегу. . . стоп! Теперь ты понимаешь? Сейчас поймешь. Потому что это первая причина, которая мешает Твоему успеху. Отсутствие конкретной цели. Часто люди жалуются, что они несчастливы, у них ничего не получается, да и вообще – все в жизни против них. Но ведь нет! Отдавай себе в этом отчет. У тебя есть все, чтобы быть успешным. Тебе просто необходимо обозначить для себя конкретную цель, и твой первый шаг к успешности сделан. А потом уже идет работа над реализацией цели.

Знаешь да, метафору про то, как съесть слона? По кусочкам. Так и цель свою надо разбить на маленькие цели-ступеньки, и по ним уже взбираться на самую горку Успеха.

Как определить эту Главную цель? - спросишь ты.

Все просто – необходимо написать список тех вещей, которые делают тебя счастливым. И потом среди них методом вычеркивания определить одну единственную. Есть и другой способ. Допустим, счастливым (или счастливой) тебя делает совсем не то, что может привести к успеху. Да и не знаешь ты еще, не разобрался, что КОНКРЕТНО тебя делает счастливым. Тогда тебе остается вот что – пробовать. Причем пробовать как можно больше. Нравится читать книги? Попробуй написать книгу сам. Нравится слушать музыку? Попробуй выучиться играть на инструменте, или же попробуй себя в качестве ди-джея. Нравится разгадывать сложные кроссворды? Так может и сложные дела в суде – это твое!

Но есть еще одна причина, которая может помешать твоему Успеху, если даже ты правильно определил свою цель.

Жизнь всегда будет подбрасывать тебе дрова в огонь – чтобы горело ярче. Понимаешь, о чем я? Всегда будут обстоятельства, люди, ситуации, которые буду мешать тебе на пути к твоему Успеху. Сначала, заряженный энтузиазмом, ты, конечно, легко будешь перескакивать через болотца и речки, отделяющие тебя от твоих маленьких целей. Но чем дальше – тем сложнее. И чем больше ты будешь приближаться к Успеху – тем больше у тебя будет появляться барьеров, сложностей, соперников. Все как в кино! А разве интересно тебе смотреть фильм, когда у героя нет проблем на пути к своей цели?

В сказках принц, который должен освободить принцессу, прежде должен убить дракона. Но дракон появляется в самом конце, а до него будут еще всякие ящерки, игуаны и прочая живность. И тебе может элементарно стать скучно! Ведь ты стольким жертвуешь ради своей цели! Вместо того, чтобы валяться на диване, пить пиво с друзьями, смотреть кино или просто блаженно “ничего не делать” ты каждый день целенаправленно трудишься. Ведь так? Я надеюсь, что да.

И здесь тебе нужна Мотивация. Именно она спасет тебя от участи быть втянутым в трясину быта.

Итак:

Мотивация: Совокупность стойких мотивов, определяемых характером личности и её ценностной ориентацией.

Мотивацию можно заменить желанием, но одного желания обычно бывает недостаточно.

Желание имеет свойство выгорать. Поэтому, тебе просто обязательно нужно подумать над тем, что тебе даст достижение твоей Цели. Например, Мартин Иден, герой романа Джека Лондона, научился читать и стал великим писателем, только чтобы достичь уровня любимой женщины, так как ранее считал себя недостойным ее. Мотивация – это твоя движущая сила. И в любой ситуации, когда тебе кажется, что сил уже нет – именно она будет помогать тебе не сдаваться и двигаться вперед, к Успеху.

Но все это ничего без уверенности в том, что Ты, именно Ты, а никто другой, достоин того, чтобы достичь своей Цели. Поверь в себя.

www.stopnark.com

ПЯТАЯ МЕХАНИЗМЫ опредмечивания психических образований, Психологический анализ деятельности, Понятие о деятельности, Цель и мотивы деятельности

19 Психологические анализ деятельности

Ключевые понятия темы:

активность, поведение, деятельность, мотив, цель, интериоризация, экстериоризация, обратная афферентация, действие, движение, умение, навык, упражнения, автоматизация навыки, перенос навыки, интерференция, игра, учение, труд

Понятие о деятельности

Живым существам от природы свойственна активность, которая обеспечивает жизненно важные связи организма со средой. Источником активности живых существ являются потребности, которые побуждают ее к ответных реакций, действий

Деятельность - одна из главных категорий психологической науки. Предметом психологии является сама целостная деятельность человека в разных ее формах и видах, в ее филогенетическом, историческом и онтогенетическом развитии ку. Деятельность - специфически человеческая форма отношения к окружающему миру, содержанием которой является целесообразные изменения и преобразования вещей и явлений зависимости от человеческих потребностей, она - необходимое условие существования обще льствава.

Деятельность включает цель, средства, результат и сам процесс. Надо опираться на целостное понимание деятельности как органического единства ее почуттсво-практической и теоретической формы

Деятельность включает действия и операции как составные, которые соотносятся с потребностями, мотивами и целями

Потребность - это состояние живого существа, в котором проявляется зависимость человека от конкретных условий существования. Но активность животных и деятельность человека существенно отличаются по своим психологическим аспектами

Активность животных - поведение. Она ограничивается инстинктивными и условно-рефлекторными действиями, направленными на приспособление к условиям жизни и удовлетворения биологических потребностей в пище, розмножув ванне, защите. Предмет потребностей животного - непосредственный стимул активности, определяет сам способ удовлетворения потребностейби.

Человеческая деятельность по своей сути является социальной. Она сформировалась исторически, в процессе труда человек не только приспосабливается к условиям жизни, но и активно изменяет их в соответствии со своими человеческих потребностей что возникли и развились исторически. Деятельность человека сознательная и целенаправленана.

Личность как субъект деятельности, удовлетворяя собственные потребности, взаимодействует со средой, ставит перед собой определенную цель, мотивирует ее, подбирает средства для ее осуществления, проявляет физическую и умственную актив тивность, достигая поставленной мет.

Сознательный характер человеческой деятельности проявляется в ее планировании, в предвидении результатов, регуляции действий, в стремлении к ее совершенствованию

Следовательно, деятельность человека - это сознательная активность, которая проявляется системой действий, направленных на достижение цели

Цель и мотивы деятельности

Цель - это то, к чему стремится человек, для чего она работает, за что борется, чего хочет добиться в своей деятельности. Без цели не может быть сознательной деятельности

Цели человеческой деятельности возникли и развивались исторически, в процессе труда, предопределяют общественную жизнь, условия, в которых живет человек. Они зависят от ролей, которые выполняет человек, общественных поручений, е ид ее развития и индивидуальных особливос

Цели бывают близкие и отдаленные. Удаленная цель реализуется в ряде близких, частных целей, которые шаг за шагом ведут к осуществлению удаленной цели в перспективе

Общественно важная, содержательная цель становится источником активности личности. Только великая цель рождает великую энергию. Такая цель вызывает единство умственной, эмоциональной и волевой деятельности, целенаправленную в сосредоточенность сознания на поставленных целях"Рефлекс цели", писал. И. П. Павлов, имеет огромное жизненное значение, он является главной формой жизненной энергии человек енергії людини.

Жизнь только у того красивое и сильное, кто все время стремится к определенной цели. Как только исчезает цель, оно становится бесцветным, непривлекательным

Мотив - это внутренний двигатель, что побуждает человека к деятельности

Мотивы деятельности и поведения человека генетически связаны с ее органическими и культурными потребностями, в которых человек чувствует необходимость. Потребности порождают интересы, т.е. направленность личности на а определенные объекты с целью познать и овладеть йх.

побуждения к деятельности могут быть материальные потребности (потребности в пище, одежде, жилье) и духовные, культурные потребности (познавательные, общественно-политические, эстетические)

Мотивация деятельности бывает близка (осуществить желаемое в ближайшее время) и удаленная (осуществление желаемого планируется на длительное время)

Различают мотивы и по уровню осознания. Бывают ярко и четко осознанные мотивы - обязанности перед коллективом, ответственность, дисциплинированность и др.. Но во многих случаях действуют не-осознают лювани побуждения, например привычки, предвзятое отношение к определенным фактам жизни, людей и т.д.. Однако независимо от степени осознания мотива деятельности он является решающим фактором в достижении поставленной метети.

Цели и мотивы деятельности человека определяются общественными условиями жизни, производственными, учебными, игровыми отношениями. Между целями и мотивами деятельности людей существует определенная связь. С одной стороны, цель и мотивы побуждают каждого человека к деятельности, определяют ее содержание и способы выполнения, а с другой - они формируются в ходе деятельности, под влиянием условий, при которых она происходится.

В процессе деятельности возникают и развиваются новые потребности и интересы, идеалы и убеждения - производственные, умственные, эстетические, спортивные

uchebnikirus.com