18.Понятие о деятельности. Мотивы и цели деятельности. Цели мотивы и


Мотивы и цели

Термином «воля» обозначается та сторона психической жизни, которая получает своё выражение в сознательных целенаправленных действиях человека.

Действия человека исходят из определённых мотивов и направлены на определённые цели. Мотив — это то, что побуждает человека к действию; цель — то, чего человек стремится достигнуть в результате этого действия.

Ставя себе ту или другую цель, человек всегда руководствуется определёнными мотивами, определёнными побуждениями. Постановка цели не может происходить беспричинно. Что-то должно побудить человека направить свою деятельность к данной цели. Мотивы — это то, что побуждает человека к постановке тех или других целей. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не к другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.

Исходным побуждением к деятельности является потребность, т. е. испытываемая человеком нужда в чём-либо. Можно различать потребности материальные — потребность в пище, одежде, жилище и т. п.— и духовные, или культурные,— потребность в общении с людьми, потребность в образовании, в книге, в музыке и т. д.

Духовные потребности исторически возникли в процессе общественного труда по мере удовлетворения и дальнейшего развития и утончения исходных материальных потребностей. Сама трудовая деятельность родилась из необходимости удовлетворения этих насущных материальных потребностей. Но в дальнейшем она стала источником новых потребностей, важнейшая из которых — потребность в самом труде, в основе которой лежит, с одной стороны, органическая потребность в активности, свойственная всякому здоровому организму, с другой — потребность в общении с людьми, основной и первоначальной формой которого является трудовое, производственное общение. Полное развитие эта потребность в труде могла получить лишь в социалистическом обществе, когда труд, став действительно свободным, превратился «из зазорного и тяжёлого бремени, каким он считался раньше, в дело чести, в дело славы, в дело доблести и геройства» (Сталин).

Потребность вызывает стремление к удовлетворению её, стремление может выражаться во влечении или желании.

Влечением называется смутное стремление, не связанное с ясным представлением цели. Своеобразие влечения прекрасно передано в известных словах Пушкина: «Когда б не смутное влечение чего-то жаждущей души... »

Желанием называется осознанное стремление к определенному объекту, к определённой цели.Превращение смутных влечений в осознанные желания является необходимым условием сознательной и целенаправленной деятельности, в которой проявляется воля человека.

Не всякое желание ведёт, однако, к действию. Человек может желать и того, что совершенно не находится в его власти, что никак не зависит от его действий: человек может желать, чтобы завтра была хорошая погода, чтобы нужная ему книга оказалась в библиотеке незанятой, чтобы в спектакле участвовал интересующий его исполнитель, и т. п. В этих случаях имеется осознанная направленность к определённой цели, но нет стремления действовать для достижения этой цели, потому что нет сознания того, что достижение её зависит от желающего.

Такие желания можно назвать недейственными желаниями в отличие от желаний действенных, которые связаны с мыслью не только о цели, но и о средствах достижения её, с осознанием возможности достичь этой цели и со стремлением действовать в этом направлении.

Действенные желания и лежат в основе волевой деятельности человека.

Потребности являются той предпосылкой, на основе которой формируются мотивы человеческой деятельности. На основе потребностей в процессе общественной жизни развиваются чувства человека и в частности его общественные чувства, создаются его интересы, складываются взгляды и убеждения, наконец, формируется его мировоззрение. И в чувствах, и в интересах, и в убеждениях, и в мировоззрении человека, поскольку они становятся источником действенных желаний, выступают мотивы его деятельности.

psyera.ru

Цель и мотивы деятельности

Цель — это то, к чему стремится человек, для чего он работает, за что борется, чего хочет достичь в своей деятельности. Без цели сознательная деятельность невозможна.

Цели человеческой деятельности возникли и развивались исторически, в процессе труда. Они порождаются общественной жизнью, условиями, в которых живет человек. Они зависят от исполняемых человеком ролей, общественных поручений, от его развития и индивидуальных особенностей. Цели бывают близкими и отдаленными. Отдаленная цель реализуется через достижение ряда ближайших, частичных целей, которые шаг за шагом ведут к ее осуществлению в перспективе.

Общественно важная, содержательная цель становится источником активности личности. Только большая цель рождает большую энергию. Такая цель вызывает единство умственной, эмоциональной и волевой деятельности, целенаправленной сосредоточенности сознания на поставленных целях. "Рефлекс цели", как писал И.П. Павлов, имеет огромное жизненное значение, он является основной формой жизненной энергии человека.

Жизнь красива и сильна у тех, кто все время стремится к определенной цели. Как только исчезает цель, жизнь становится бесцветной и скучной.

Мотив — это внутренняя движущая сила, которая понуждает человека к деятельности. Мотивы деятельности и поведения человека генетически связанны с его органическими и культурными потребностями. Потребности порождают интересы, направленность личности на определенные объекты с целью познания и овладения ими.

Побуждениями к деятельности могут быть материальные потребности (потребности в пище, одежде, жилье) и духовные, культурные потребности (познавательные, общественно-политические, эстетические). Мотивация деятельности бывает близкой (осуществить желательное в ближайшем времени) и отдаленной (когда осуществление желательного планируется на длительное время).

Различают мотивы и по уровнем осознания. Бывают ярко и четко осознанные мотивы — обязанности перед коллективом, ответственность, дисциплинированность и др. Но во многих случаях действуют неосознаваемые побуждения, например, привычки, предубежденное отношение к определенным фактам жизни, людям и т.п. Однако, независимо от меры осознания мотива деятельности, он является решающим фактором в достижении поставленной цели.

Цели и мотивы деятельности человека определяются условиями жизни, производственными, учебными, игровыми отношениями. Между целями и мотивами деятельности существует определенная связь. С одной стороны, цель и мотивы понуждают человека к деятельности, определяют ее содержание и способы выполнения, а с другой — они и формируются в процессе деятельности, под влиянием условий, в которых она происходит. В процессе деятельности возникают и развиваются новые потребности и интересы, идеалы и убеждения — производственные, умственные, эстетические, спортивные.

psyera.ru

Цели и мотивы деятельности



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса - ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Деятельность человека характеризуется наличием цели, которую он перед собой ставит. Если нет цели, то нет и деятельности, а есть только отдельные случайные действия. Бывает, что человек сделал что-то, не ставя перед собой определенной цели. Так, сгоряча он совершил поступок, о котором потом сожалел. Результат поступка оказался нежелательным.В этом случае действия человека не имели характера деятельности, а представляли собой так называемый импульсивный поступок.На основе потребности у человека возникают мотивы деятельности, т. е. побуждения к ней, связанные с удовлетворением определенных потребностей. Таким образом, мотив — причина, побуждающая к деятельности, а цель — это то, к чему стремится человек, выполняя определенную работу.Цель не всегда совпадает с мотивом. Но важно, чтобы цель стала мотивом деятельности. Тогда у человека возникает стремление как можно лучше выполнить свою задачу. Это становится его потребностью.В процессе деятельности перед человеком обычно стоит не одна цель, а целая система подчиненных друг другу целей. Если школьник решает пример по алгебре, то ближайшая его цель — выполнить действия так, чтобы получить правильный ответ. Но за этой непосредственной задачей стоит стремление научиться алгебраическим преобразованиям. Данная цель подчиняется, в свою очередь, более широкой задаче — изучить математику.Но и это не является конечной целью школьника. За этой задачей стоит более общая, главная цель — стремление юноши стать образованным человеком и знающим специалистом, строителем и членом коммунистического общества.В этой системе одни из целей являются ближайшими, другие — более отдаленными. Точно так же и мотивы деятельности бывают близкими, или короткими, и далекими. Если человек руководствуется только короткой мотивацией, то у него может не быть перспективы в деятельности. Это говорит об ограниченности его интересов или отсутствии необходимой принципиальности.Люди, которые руководствуются только ближайшими мотивами, обычно ставят перед собой и примитивные цели (удовлетворить свои материальные потребности, получить удовольствие). Эти люди, как правило, не склонны отказывать себе в чем-либо, они не привыкли преодолевать большие трудности.Человек, который руководствуется далекой мотивацией, рассматривает ближайшие цели только как необходимый этап, как ступень на пути к достижению главной цели своей деятельности. Трудности не побуждают таких людей отказываться от работы, отдельные неудачи не ослабляют, а только усиливают их стремление к решению поставленной задачи, которая нередко является целью всей жизни.Недаром И. П. Павлов среди причин, побуждающих его к деятельности, указал на существование трудностей на пути к поставленной цели.

Любая деятельность человека представляет собой сложную структуру психофизиологических процессов. Простейшими составными элементами ее являются движения, которые мы постоянно совершаем, находясь в состоянии бодрствования.Отдельные движения, совершаемые человеком, объединяются в сложные комплексы, составляющие действия. Так, чтобы сделать стол или нарисовать картину, человек совершает большое число весьма разнообразных мышечных движений. Но разрозненные движения и даже действия — это еще не деятельность.Только совокупность действий, объединенных единой целью, можно назвать деятельностью. Она характеризуется определенной длительностью. Когда речь идет о педагогической деятельности, под него разумеется не однократное действие учителя, а его повседневный, систематический труд в школе, который составляется из ряда поступков и действий педагога, совершаемых им в течение продолжительного времени.Всякая деятельность включает ряд компонентов (составных частей). Например, процесс такого вида учебной деятельности школьника, как написание сочинения, включает постановку задачи. Она выражается в теме, на которую должно быть написано сочинение. Далее необходимо наметить план работы, продумать каждую часть, подобрать материал (из книг, из личного опыта и т. п.), изложить свои мысли в письменном виде. Затем ученик перечитывает написанное, исправляет стилистические и орфографические ошибки, особое внимание обращает на логическое построение работы, правильность и точность выводов.Подобную структуру: постановку цели (задачи), планирование работы, выбор наиболее целесообразных ее приемов, выполнение деятельности, проверка результатов, исправление ошибок, подведение итогов — имеют и многие другие виды человеческой деятельности.По мере развития деятельности (в связи с овладением ею или решением поставленных задач) ее структура меняется. Несложная деятельность может входить позднее как составная часть в более сложную.Так, если у первоклассника процесс письма — самостоятельная деятельность, то у человека, овладевшего им, письмо становится компонентом более сложной деятельности (учения, творческого труда и т. д.). Напротив, сложная структура деятельности может упрощаться в связи с овладением умениями и навыками ее выполнения.

Человеческая деятельность протекает в теоретической и практической форме. Примером теоретической деятельности может служить работа ученого, математика или физика, который фиксирует общие закономерности явлений в виде формул, правил, схем, таблиц и т. п. Примером практической деятельности может быть также работа физика, но изучающего предметы и явления природы путем наблюдения и эксперимента.Практика чаще всего представляет собой материально-производствейную деятельность, направленную непосредственно на производство средств существования для человеческого общества и на производство средств производства.Но почти в любой деятельности можно найти компоненты и теоретической и практической деятельности. В структуре деятельности такие компоненты, как постановка цели, планирование, выбор приемов работы, могут быть отнесены к теоретической, а остальные элементы — к практической деятельности.В труде рабочего у станка тоже есть элементы практических и теоретических действий. Рабочий обдумывает процесс деятельности, планирует ее, находит лучшие приемы, вносит рационализаторские предложения, а не просто механически обрабатывает детали.Теория строится на основе практики, ио нередко и сама предваряет ее. В истории науки есть немало фактов, когда ученые на основе чисто теоретических расчетов строили гипотезы, которые не сразу подтверждались конкретными наблюдениями и экспериментами.Так, Д. И. Менделеев предположил существование нового химического элемента и описал его свойства задолго до того, как этот элемент был открыт в лаборатории.По этому поводу Энгельс писал: «Менделеев доказал, что в рядах сродных элементов, расположенных по атомным весам, имеются различные пробелы, указывающие на то, что здесь должны быть еще открыты новые элементы. Он наперед описал общие химические свойства одного из этих неизвестных элементов... Несколько лет спустя Лекок де Буабодран действительно открыл этот элемент...».Марксистская психологическая наука рассматривает теоретическую и практическую деятельность, в тесной связи и взаимодействии друг с другом. Теоретическая деятельность, как и теоретическое мышление, исходит из данных чувственного познания (ощущений, восприятий) и практической деятельности. Без практики нет и не может быть правдивой, научной теории. Вместе с тем теоретическая деятельность служит нуждам практики, освещает ее путь и проверяется ею.Вырастая на основе практической работы, теория оказывает на нее огромное влияние, совершенствует ее, дает возможность глубже понимать явления природы, их связь, предвидеть пути их дальнейшего развития. Благодаря теории и практике деятельность человека становятся глубоко сознательной, а потому и наиболее успешной.Но успех деятельности зависит не только от того, в какой степени осознал человек и цель и приемы работы, но и от его волевой собранности, от его отношения к деятельности, выражаемого в чувствах. Если человек увлечен работой, горячо переживает ее успехи и неудачи, умеет мобилизовать себя на труд, то его деятельность будет плодотворной. Большую роль играет чувство долга перед обществом, которому подчинена сознательная деятельность человека.

Виды деятельности

Деятельность людей очень разнообразна. Чтобы существовать, имея все необходимое для материальной и духовной жизни, человек должен хорошо ориентироваться в окружающем мире, иметь верные представления о природе, об обществе, усвоить опыт окружающих людей и прежних поколений, ему необходимо искать и думать, узнавать, исследовать, словом, заниматься познавательной деятельностью. Органы чувств и мозг дают возможность человеку воспринимать окружающий мир, сохранять в памяти усвоенное, воспроизводить (вспоминать) его, мыслить и т. п. Поэтому психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение — это все проявление познавательной деятельности человека.Огромное значение в жизни человека имеет также речевая деятельность (в форме устной и письменной речи), благодаря которой люди сообщают друг другу необходимые сведения, обмениваются опытом и т. п.Но человек не мог бы существовать, если бы он только познавал мир. Совершенно необходимыми для существования являются материальные (пища, одежда, жилище) и духовные ценности (произведения искусства), без которых не может быть нормальной жизни человека. Материальные и духовные ценности создаются в процессе трудовой деятельности, которая осуществляется в форме физической и умственной работы. Но чтобы иметь знания об окружающем мире и уметь преобразовывать его для удовлетворения своих потребностей, человек с юных лет должен заниматься учебной деятельностью.Труд и учение будут протекать успешно, если человек физически и психически подготовлен для них и состояние его организма позволяет заниматься ими в должной степени. Для такой подготовки к жизни большое значение имеет игровая деятельность детей. Для укрепления сил человека необходимы и занятия физической культурой.И наконец, важной формой деятельности человека является общение людей друг с другом. Оно проявляется не только в речи, но и в других формах деятельности, например в занятиях искусством. Художник рисует картину не только для себя, композитор создает музыкальное произведение, а пианист исполняет его не для удовлетворения лишь своей потребности творить и музицировать. Их деятельность дает радость тысячам других людей, которые через художественное творчество вступают в общение с его авторами, знакомятся с миром их идей и образов.Человек как социальное существо живет и действует в обществе, и потому его деятельность подчинена обществу, служит в той или иной мере удовлетворению общественных потребностей. И в подлинно сознательной деятельности личные мотивы сливаются с общественными целями.

Вопросы для повторения

1. Что называется деятельностью?2. Чем она отличается от поведения животных?3. Что такое мотивы и цели деятельности?4. Каково взаимоотношение между ними?5. В чем разница между близкой и далекой мотивацией?6. Укажите основные компоненты деятельности.7. В чем заключается теоретическая и практическая деятельность?8. Дайте сравнительную характеристику основных видов деятельности.

Понятие о навыках

Как уже говорилось, любые действия человека состоят из движений и выполняются, как правило, осознанно. Однако не все наши движения совершаются под контролем сознания (вспомните о непроизвольных действиях). В нашей произвольной деятельности некоторые движения совершаются почти неосознанно. Так, когда человек идет или бежит, он обычно не задумывается, как поднимать ноги, как сгибать колени, а делает это автоматически. Когда мы пишем, мы не думаем, как написать ту или иную букву. Но было время, когда каждый из нас учился писать. Нам объясняли, каким образом надо держать в руке ручку, как проводить линии и т. д. Мы не родились с готовыми навыками ходьбы, письма и других действий, а научились выполнять соответствующие движения путем упражнений.Автоматизированные компоненты (составные части) сознательной деятельности, выработанные в процессе ее выполнения, называются навыками. Навыки характеризуются тем, что действия выполняются легко и быстро, как бы сами собой, с меньшим участием сознания и с наименьшей затратой сил. Опытный мастер лучше работает и меньше устает, чем начинающий работник.Пианист играет на рояле. Его руки быстро бегают по-клавишам, он не задумывается над тем, в какой момент и куда ставитьтот или иной палец. Получается впечатление, что эти движения он совершает без участия сознания. Однако его игра в целом все время остается сознательной. Когда навык выработан, контроль над отдельными движениями почти отсутствует.Полный контроль со стороны сознания иногда может даже помешать выполнить действие. Когда человек учится плавать каким-нибудь стилем, он следит за правильностью движений. Но если он научился быстро плавать и теперь старается каждое движение контролировать, это вредно отражается на скорости. Но общий контроль за всей деятельностью, как бы механически ни выполнялись отдельные компоненты, у нас остается, хотя мы и сами часто этого не замечаем. Так, идя по ровной дороге и не осознавая, какие движения совершают наши ноги, мы, едва заметив неровности пути, начинаем ступать осторожнее, обходя любое препятствие, которое встречается на дороге.Навыки входят почти во все виды нашей деятельности и составляют подавляющую часть всяких движений, которые мы совершаем. Некоторые психологи предполагают, что около 90% всего, что человек делает, он выполняет благодаря выработанным навыкам. Они не только облегчают труд, но и открывают возможности для творческой работы, освобождают нас от необходимости следить за менее сложными действиями. Так, ученик, пишущий сочинение, мало мог бы думать над его содержанием, если бы из-за отсутствия соответствующего навыка был принужден следить за техникой написания каждой буквы, каждого слова.Физиологическими основами навыков являются образующиеся в коре мозга в результате повторных движений сложные условные рефлексы, системы временных связей, при которых одно возбуждение вызывает, как по цепочке, серию других возбуждений. Эти системы связей И. П. Павлов, как известно, назвал динамическими стереотипами. Выработка навыков зависит от деятельности не только коры, но и подкорки. Управление автоматизированным навыком осуществляется подкорковыми нервными центрами. Однако контроль за действием остается за корой больших полушарий.

megapredmet.ru

Потребности, мотивы и цели деятельности.

а) потребности

С точки зрения А. Н, Леонтьева, деятельность – форма активности. Активность побуждается потребностью, т.е. состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида.

Личность – это, прежде всего живой человек из плоти и крови, потребности которого выражают его практическую связь с миром и зависимость от него. Наличие у человека потребностей свидетельствует о том, что он испытывает нужду в чем-то, что находится вне его, - во внешних предметах или другом человеке; это значит, что он существо страдающее, в этом смысле пассивное. Вместе с тем потребности человека являются исходным побуждением его к деятельности: благодаря им и в них он выступает как активное существо. В потребностях как бы заключен человек как существо, испытывающее нужду и вместе с тем действенное, страдающее и вместе с тем активное, как страстное существо.

Потребность не переживается как таковая – она представляется как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения и проявляется в поисковой активности. В ходе поисков происходит идентификация с предметом – фиксация на предмете, который может ее удовлетворить. С момента «встречи» активность становится направленной, опредмечивается – как потребность в чем-то конкретном – и становится мотивом, который может и осознаваться. Именно в этом случае можно говорить о деятельности.

Все потребности человека могут быть разделены на материальные и духовные. Потребности в пище, жилье и одежде являются насущными потребностями человека. Возникающее для удовлетворения человеческих потребностей производство не только удовлетворяет, но и порождает потребности людей, определяет их уровень развития и характер.

Органические потребности представлены в психике, прежде всего в органических ощущениях. Поскольку в органические потребности включен момент динамического напряжения или более или менее острый аффективный тон, они выступают в виде влечений. Влечение – это органическая потребность, представленная в органической (интероцептивной) чувствительности.

Возникающие в связи с потребностями мотивы вызывают у человека деятельность, выходящую за пределы той, которая непосредственно служит удовлетворению наличных потребностей. Эта деятельность может породить новые потребности, потому что не только потребности порождают деятельность, но и деятельность иногда порождает потребности.

б) структура деятельности

Деятельность имеет свою структуру: мотивы, способы и приемы деятельности, цель, предмет, средства осуществления, результат.

Общественная организация человеческой деятельности, объективный факт разделение труда порождают своеобразный характер ее мотивации. В силу общественного характера, деятельность из инстинктивной, как у животных, - становится сознательной. Вместе с тем создается возможность, как схождения, так и расхождения между мотивом и целью деятельности.

Мотиваминазываются внутренние побудительные силы человека, заставляющие его заниматься деятельностью. Мотивы человеческой деятельности могут быть различных типов: органические, функциональные, материальные, социальные, духовные. Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма; материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание вещей и инструментов, обслуживающие естественные потребности и т.п. Тип деятельности обычно определяется по ее доминирующему мотиву (доминирующему потому, что всякая человеческая деятельность полимотивирована, т.е. побуждается несколькими мотивами).

В качестве целидеятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, умения и навыки, творческий результат. Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Различные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель (конечный результат), могут побуждаться и поддерживаться различными мотивами.

Мотив человеческих действий естественно связан с их целью, поскольку мотивом является побуждение или стремление ее достигнуть. Но мотив может отделиться от цели. Наличие мотивов деятельности, выходящих за пределы прямых целей действий, неизбежно и правомерно. Все, что человек делает, имеет помимо непосредственного результата еще какой-то общественный эффект: через воздействие на вещи он воздействует на людей. Поэтому у человека, как правило, в деятельность вплетается социальный мотив – стремление выполнить свои обязанности, а также проявить себя, заслужить общественное внимание.

Единство деятельности конкретно выступает как единство тех целей, на которые она направляется, и мотивом, из которых она исходит. Мотивы и цели деятельности, в отличие от мотивов и целей отдельных действий, носят обобщенный, интегрированный характер, выражая общую направленность личности, которая в ходе деятельности не только проявляется, но и формируется.

Предметом деятельностиназывается то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом трудовой деятельности – создаваемый материальный продукт.

Способы и приемы – это действия, предпринимаемые человеком, для достижения целей. Они могут состоять из одной или нескольких операций. Выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение.

Операцией именуют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно назвать и операций. Характер операций зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.

В качестве средств осуществления деятельностидля человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятельность становится более продуктивной и качественной.

Результат – это то, чего достигает человек в ходе деятельности. Результаты могут не совпадать с целями деятельности. Люди оценивают результаты деятельности человека, а через них и самого человека, а также значимость его деятельности.

studfiles.net

Цели и мотивы деятельности, Виды деятельности

Деятельность начинается с определения объективного явления - целые. Цель выступает не как зеркальное отражение явления, а как переработанная личностью динамическая модель будущего результата деятельности. Действия, су укупнистю которых определяется деятельность, управляются и регулируются ее мстою. Это четко можно проследить, наблюдая за работой кузнеца. Чтобы изготовить свое изделие, в процессе трудовой деятельности кузнец постоянно контролирует силу, ритм и направление удара молота зависимости от того, что он хочет изготовить из кусочка металла. Целью деятельности выступает. ЕЕ продукодукт.

Вторым звеном структуры деятельности выступают мотивы. Эта категория уже рассматривалась в структуре личности, но, учитывая психологический постулат единства сознания, личности и деятельности, мотивы и нужно рассматривать и в ракурсе процесса деятельности случае мотив выступает как психическое явление, является осознанным толчком к определенной деятельности и побудительной причиной диії.

Мотив тесно связан с целью, потому что он побуждением или устремлениям достичь ее. Но мотивы могут отделяться от целей и перемещаться на саму деятельность (игра, работа"из любви к искусству") аб потому на один из ее результатов. Мотивы человеческой деятельности очень многогранны, поза как вытекающие из различных потребностей и интересов, которые формируются у человека в процессе общественного жизненнольного життя.

Мотивы человеческой деятельности могут быть разнообразными: органические, функциональные, материальные, социальные, духовные

Тип мотива характеризуется доминирующим видом деятельности. Мотивы делятся на потенциальные и актуальные. Различаются они между собой по мере включения в структуру деятельности

Существует интересная теория. А. Адлера (1870-1937), согласно которой ведущим мотивом человеческой деятельности является"врожденное стремление к превосходства, к власти"Он считал, что источником данного стремления является чувство неполного ноцинности, присуще каждому человеку, и попытки компенсировать свои слабости и развивать неполноценные функции. Непосредственно своей деятельностью и"делами"человек стремится преподнести себя в глазах окружая х и в собственном представлении о себсному уявленні про себе.

Следующим звеном схемы деятельности выступает способ ее выполнения. Он зависит от целей и мотивов и, учитывая их, выполняется соответствующими навыками и умениями

Заключительная подструктура деятельности - это ее результат, основной особенностью которого является его соответствие цели

Все структурные компоненты деятельности выступают в различных формах своего проявления, в сознании личности и ее поведении

Виды деятельности

Деятельность очень разнообразна по проявлениями своих видов. Первый вид человеческой сознательной деятельности - это игра. Это специфический вид. Он является не только выражением определенного отношения личности к окружающему с среды, но и источником разрядки напряжения, возникшего под влиянием актуальных потребностей человекини.

Игровая деятельность - это вид осознанной деятельности, где целью является субъективное удовольствие от процесса самой игры. В основном игровая деятельность наблюдается у детей. В игре впервые формируется и проявляется ся потребность ребенка воздействовать на мир. Игра имеет развивающее значение, а также выступает способом реализации детских потребностиреб.

Различают несколько типов игр

Индивидуальные игры представляют собой деятельность, которую выполняет один человек. Групповые игры включают в свой процесс нескольких индивидов. В предметную игру включены некоторые предметы. Сюжетные игры разворачиваются за некоторый ним сценарию, воспроизводя его основные детали. Ролевые игры ограничивают деятельность человека ролью, которую она берет на себя. Игры по правилам регулируются определенной системой требований к деятельности ее учасникиників.

Труд - это ведущий вид человеческой деятельности, направленный на производство определенных общественно полезных, материальных или идеальных продуктов. Предметом психологического познания выступают компоненты труд шего деятельности и условия, в которых она происходит (как внешние, так и внутренние). Цель деятельности лежит в продукте ее конечного результата. Конечно, мотивом трудовой деятельности одного человека становятся продукты деятельности других людей, продукт общественной деятельности. Ведь один человек не может производить все нужные ему предметмети.

Основные мотивы трудовой деятельности человека выражены в ее отношении к труду

Труд выступает основным средством формирования личности. По словам. С. Л. Рубинштейна,"в процессе труда не только производится тот или иной продукт трудовой деятельности субъекта, но и сам субъект формируется я в труде"Аксиомой выступает его утверждение:"Труд - основной закон развития человекаон розвитку людини".

Существует еще один вид деятельности, в котором по-своему проявляется и формируется человеческая личность и сознание - обучение

Обучение - это целенаправленное усвоение системы знаний, навыков и умений для успешной деятельности

Цель, которую достигает обучения, заключается в подготовке объекта к будущей деятельности

Обучение - не только пассивный процесс восприятия знаний, но и усвоение (переработка, анализ и т.д.) оптимальных приемов, проверенных опытом человечества

Овладение знаниями происходит во время обучения, центрального частью которого является процесс прочного усвоения знаний. В этом процессе выделяется четыре этапа:

1. Начальный этап восприятия, или первое знакомство с материалом. Восприятие учебного материала обусловлено предпосылками, которые были созданы до его восприятия и создаются в процессе восприятия

То, как материал воспринимается, зависит от формы его подачи

2. Восприятие материала тесно связано с процессом осмысления - проникновением, глубоким раскрытием содержания знаний

Прочность усвоения знаний существенно обусловлена ??характером и качеством изложения материала

3. В процессе закрепления знаний значительную роль играет повторяющееся воспроизведение осмысленного и усвоенного материала. Чем активнее работа по повторению, тем больший эффект имеет усвоение знаний

4. Последний этап прочного усвоения знаний - овладение. Оно дает возможность оперировать знаниями в различных ситуациях, использовать их при изменении условий и применения на практике

Важное место в процессе обучения занимает мотивационная сфера личности субъекта. Мотивы определены задачами, которые перед собой ставит человек и решение которых составляет существенное значение в ее життедияль ьность. Основным мотивом сознательного обучения является естественное стремление подготовиться к будущей деятельности. А в связи с тем, что обучение - это и есть процесс овладения знаниями, добытыми человечеством в процесс и деятельности, то мотив обучения можно вывести как интерес к знанияань.

Процесс обучения существенно зависит от характера конкретного учебного материала и индивидуальных и возрастных особенностей степени развития субъекта

Важным фактором, который имеет большое влияние на человеческую деятельность, является феномен свободы

Если человек действует результате свободного выбора, то она способна преодолеть самые препятствия, порой весьма сложные и многочисленные, чтобы достичь заветной цели. Когда кто-то действует, не имея свободы выбо ору, под принуждением, то он имеет слабую мотивацию для выполнения поставленной задачия.

Поэтому в человеческой деятельности очень важное значение имеет монолитная целостность соотношение необходимости и свободы действий

Необходимость осуществления человеком действия заключается в зависимости от объективных условий, в которых ей приходится принимать решения, и сознательном подчинении определенным признанным нормам. Свобода действий выражается в возм ности реализации самостоятельно выбранных целей и желаний и в определении линии личного метода решения задачия.

Свобода проявляется также и в том, что человек может прекратить действия в ситуации, когда решит, что определенная цель стала для нее неуместной, или ее реализация в новых, изменившихся условиях нерациональная

В человеческой деятельности неразрывно связаны. Ее внешняя (физическая) и внутренняя (психическая) стороны. К внешней стороне деятельности принадлежат движения и действия, с помощью которых человек воздействует на внешний св вит, а к внутренней (идеальной) относят познавательные возможности, регуляторные процессы. Эти две стороны взаимно влияют друг на одну.

Их влияние выражается в процессе интериоризации и экстериоризации

интериоризации - процесс перехода от внешней, реального действия к внутренней, идеальной. Вынесение внутренних, умственных действий наружу называют экстериоризации

Такие процессы возможны благодаря наличию у объектов и явлений природной среды определенных устойчивых качеств и закономерностей. Они и становятся категориями, которыми оперирует человеческая психика, регулируя деятельные ость человеки.

uchebnikirus.com

18.Понятие о деятельности. Мотивы и цели деятельности.

Де́ятельность — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели.

Деятельность можно разделить на 2 группы:

1.физикеский труд

2.умственный труд. Всякая деятельность состоит обычно из ряда актов - действий или поступков, основанных на тех или иных побуждениях или мотивах и направленных на определенную цель.

Понятие деятельности необходимо связано с понятием мотива. Деятельности без мотива не бывает: <немотивированная> деятельность - это деятельность, не лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом. Деятельность обычно осуществляется некоторой совокупностью действий, подчиняющихся частным целям, которые могут выделяться из общей цели. Роль общей цели выполняет осознанный мотив. Цель-сознательное представление о результате деятельности предвосхищение будущего. Любая деятельность предполагает целепологание.

19. Основные виды деятельности. Знания, умения и навыки – основа успешной деятельности.

В зависимости от возраста человеку свойственны все три разновидности деятельности, однако в разные периоды жизни они проявляются по-разному за целью, содержанием, формой, значением В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности те есть игра, в школьном - обучения а в зрелом – труд игровая деятельность одновременно является и основным средством познания окружающего мира. Игровая деятельность направлена на сам процесс игры и в доступной форме воссоздает обучения и труд. Учебная деятельность - активная, сознательная деятельность, направленная на усвоение знаний, выработки умений и навыков. Труд - это сознательная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных благ

Труд является необходимым условием существования и развития человека Необходимым условием любого труда является наличие цели: создание определенного продукта

Знание - это теоретически обобщенный общественно-исторический опыт, результат овладения человеком действительности, ее познания Знание и действие тесно переплетены Действия с предметами дают одновременно знания об их свойствах и о возможности использования этих предметов. умение - это основанная на знаниях и навыках готовность человека успешно выполнять определенную деятельность Умение представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, по крайней мере в главных промежуточных пунктах и конечной цели. Навык - это действие, сформирована путем повторения и характеризуется высокой степенью постижения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Умение в отличие от навыков образуются в результате координации навыков, их объединения в системы с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем.

20.Понятие группы. Классификация групп и их социально-психологическая характеристика.

Группа — это человеческая общность, выделяемая на основе определенного признака, например классовой принадлежности, наличия и характера совместной деятельности, особенностей организации и т. д Группы: 1.большие(представлены госуд-ами, нациями, народностями и классами). Через эти группы посредственно осуществляется воздействие идеалогии общества на психологию составляющих их людей. 2.малые.состав от 2..3 до 20..30 чел, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном общении(семья, школьный класс) -малые условные -малые реальные(действительно существующие)

Малые реальные делятся на:

1.лабораторные(с целью научного исследования)

2.естественные -формальные(официальные: школьный класс).Высокоразвитые -неформальные(объединения по интересам: кружок). Низкоразвитые.

studfiles.net

Что такое мотивация? Цели, методы и примеры мотивации :: BusinessMan.ru

Лев Толстой говорил: «Счастье не в том, чтобы делать всегда то, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь». Система стимулов, побуждающая человека делать то, что нужно, и получать от этого удовлетворение, называется мотивацией. Мотивация представляет собой динамический процесс физиологической природы человека, который управляется психикой индивида и проявляется как на эмоциональном, так и на поведенческом уровне. В этой статье мы с вами выясним, что такое мотивация и как она формируется.

Терминология

Итак, что такое мотивация? Впервые о мотивации заговорил в своих трудах А. Шопенгауэр. На сегодняшний день данное понятие является предметом исследования психологов, социологов и педагогов. Тем не менее единого определения мотивации до сих пор не существует. Есть множество гипотез, которые, основываясь на научных изысканиях, пытаются описать феномен мотивации и ответить на вопросы:

  1. Из-за чего и почему человек действует.
  2. Какие потребности человек пытается удовлетворить, проявляя активность.
  3. Как и почему индивид выбирает стратегию действий.
  4. Какие результаты человек хочет получить и какова их субъективная значимость для него.
  5. Почему персоны, обладающие более высоким уровнем мотивации, чем другие, при прочих равных условиях, добиваются больших успехов.

В определении мотивации ученые делятся на несколько групп. Представители первой из них считают, что внутренняя мотивация играет преобладающую роль. Под внутренней мотивацией понимают врожденные и приобретенные факторы, управляющие поведением человека. Вторая группа ученых считает основным источником мотивации внешние факторы, который воздействуют на индивид из окружающей среды. Третья же склоняется к изучению основных мотивов личности и их разделению на врожденные и приобретенные. Четвертая группа исследует саму суть мотивации как главенствующую причину, ориентирующую поведение человека на пути к достижению конкретной цели, или же как источник энергии, необходимой для деятельности, которой управляют другие факторы, к примеру, привычка.

Основное количество ученых рассматривает мотивацию как систему, объединяющую в себе внутренние факторы и внешние стимулы, которые и определяют поведение человека. Система мотивации стоит из таких факторов:

  1. Вектор направленности действий.
  2. Целеустремленность, последовательность, собранность, и организованность действий.
  3. Активность и напористость.
  4. Устойчивость целей.

Мотив, цель, потребность

Одним из ключевых понятий философии является такой термин, как мотив. Он так же, как и мотивация, понимается учеными в рамках различных теорий по-разному. Мотив – это условно идеальный предмет, на достижение которого ориентируется деятельность личности. При этом он не обязательно должен иметь материальную природу. Индивид может воспринимать мотив двояко. С одной стороны, это своеобразное переживание, которое можно назвать позитивным предвкушением получения предмета потребностей. А с другой – негативные эмоции, возникающие вследствие неудовлетворения, или же частичного неудовлетворения настоящим положением вещей. Чтобы выделить и осознать конкретный мотив, человек должен проделать серьезную внутреннюю работу.

В «Теории деятельности» А. Леонтьев и С. Рубинштейн дали наиболее простое понятие мотива. По мнению ученых, мотив – это «опредмеченная» (мысленно очерченная) потребность индивида. По своей сути мотив отличается от таких понятий, как потребность и цель. Потребностью называют неосознанное желание субъекта избавиться от существующего на данный момент дискомфорта. А цель – это желаемый результат, осознанных целенаправленных действий. К примеру, естественной потребностью выступает голод, мотивом – желание принять пищу, а целью – конкретное блюдо. Выяснив, что такое мотивация и мотив, переходим к рассмотрению видов мотивации. В современной психологии существует довольно много классификаций мотивации. О каждой из них поговорим отдельно.

Экстринсивная и интринсивная

Экстринсивной мотивацией называют совокупность мотивов, которые обуславливаются воздействием на человека внешних факторов: условий, обстоятельств и стимулов, не связанных с конкретной деятельностью. Простыми словами, это внешняя мотивация деятельности. Интринсивная мотивация, соответственно, имеет внутренние причины, которые могут обуславливаться жизненной позицией человека: желаниями, потребностями, стремлениями, интересами, влечениями и установками. В рамках внутренней мотивации личность поступает «добровольно», не опираясь на внешние обстоятельства.

Дискуссия о целесообразности такой классификации мотивации была освещена в наработках Х. Хекхаузена. Однако с позиции современной психологии такая дискуссия является беспочвенной и бесперспективной. Человек, будучи активным членом социума, не способен в выборе решений быть полностью независимым от окружающего общества.

Положительная и отрицательная

Положительная мотивация базируется на ожиданиях и стимулах положительного характера, а отрицательная – соответственно, наоборот. В качестве примера положительной мотивации выступают конструкции типа: «Если я предприму это действие, то получу вознаграждение» и «Если я не буду выполнять этого действия, то меня вознаградят». Примерами отрицательной мотивации могут выступить суждения типа: «Если я не сделаю этого, меня не накажут» и «Если я поступлю таким образом, то меня не накажут». Другими словами, в первом случае ожидается позитивное подкрепление, а во втором – негативное.

Устойчивая и неустойчивая

Основой устойчивой мотивации являются нужды и потребности человека, для удовлетворения которых личность действует, не заручившись дополнительным подкреплением. Примером устойчивой мотивации может выступить утоление жажды, согревание после переохлаждения и так далее. В случае неустойчивой мотивации человек нуждается в постоянном стимулировании извне. Здесь, как правило, речь идет о тех действия, невыполнение которых не станет проблемой для человека и оставит его на том же уровне. Неустойчивая мотивация может проявляться при попытке похудеть, избавиться от курения и так далее. В теории мотивации часто можно встретить разделение устойчивой и неустойчивой мотивации на два подвида. Различие между ними отлично иллюстрирует пример: «Хочу избавиться от лишних килограммов» или «Хочу достигнуть привлекательной фигуры».

Дополнительная классификация

Кроме того, мотивацию делят на индивидуальную, групповую и познавательную.

Индивидуальная мотивация выражает совокупность потребностей, стимулов и целей, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности индивида и поддержки гомеостаза. В качестве примера здесь выступают: жажда, голод, стремление к избеганию болевых ощущений и прочее. Примеры мотивации группы: поддержание государственного устройства; деятельность, направленная на признание со стороны социума; забота родителей о детях и так далее. Ну и, наконец, к познавательной мотивации относятся научная деятельность, стремление ребенка к получению знаний через игровой процесс и прочее.

Психологи, философы и социологи давно пытались классифицировать мотивы – стимулы, которые потенцируют активную деятельность человека. С точки зрения различных мотивов ученые выделили следующие виды мотивации.

Самоутверждение

Самоутверждением называют потребность человека в признании и оценке со стороны общества. Развитие мотивации в таком случае основывается на чувстве собственного достоинства, самолюбии и честолюбии. Желая самоутвердиться, человек старается проиллюстрировать окружающим, что он достойная личность. Исходя из этих желаний люди стремятся получить определенный статус или положение, добиться признания, почитания и уважения. По сути, этот вид мотивации синонимичен с мотивацией престижа – жаждой достичь и в дальнейшем сохранить высокий общественный статус. Такой мотив, как самоутверждение, является весьма значимым фактором в мотивации активной деятельности субъекта, побуждающим его работу над собой и личностное развитие.

Идентификация

Речь идет о стремлении индивида быть похожим на кумира. Кумиром может выступать как другой человек (учитель, отец, артист), так и вымышленный персонаж (герой фильма или книги). Мотив идентификации является весомым стимулом для развития человека и прикладывания им усилий, нацеленных на обретение определенных черт. В ювенальном периоде мотивация идентификации с кумиром особенно сильна. Под ее влиянием подростки обретают большой запас энергии. Наличие мотива идентификации является важной оставляющей социализации подростка, так как оно придает вдохновения, формирует чувство ответственности и целеустремленность.

Власть

Выражает потребность человека оказывать влияние на других людей. В отдельные моменты развития личности и общества в целом этот мотив становится существенным движущим фактором. Стремление человека быть лидером в коллективе, и занимать руководящие должности вызывает повышение мотивации и построение активной стратегии действий. Стремление господствовать отличается от мотива самоутверждение, ведь в таком случае человек стремится не к подтверждению собственной значимости, а к обретению влияния на других.

Процессуально-содержательная

Этот вид мотивации побуждает личность к активной деятельности не под влиянием внешних факторов, а благодаря ее личной заинтересованности непосредственно в этой деятельности. Это внутренняя мотивация, которая сильно сказывается на активности индивида. Суть явления состоит в том, что человек заинтересовывается и наслаждается самим процессом, проявляя физическую активность и задействовав свои интеллектуальные возможности. К примеру, девушка любит заниматься танцами. Она получает удовольствие, проявляя свой творческий потенциал и физические навыки. Ее мотивирует сам процесс, а не внешние факторы, такие как популярность, благополучие и прочее.

Саморазвитие

Этот вид мотивации основывается на стремлении личности к развитию уже имеющихся талантов, природных способностей, или качеств. С точки зрения Абрахама Маслоу, мотивация саморазвития заставляет личность прикладывать максимум усилий для развития своих способностей с целью почувствовать компетентность в определенной сфере. Саморазвитие позволяет человеку почувствовать собственную значимость и нуждается в самообнажении – понимании себя настоящего.

Кроме того, этот вид мотивации требует мужества, решимости и отваги для преодоления страха перед потерей стабильности и комфорта. Людям свойственно держаться за былые достижения и возвеличить их, что часто становится основным препятствием на пути к дальнейшему развитию. Становясь на путь саморазвития, человек предпочитает отказаться от спокойствия в пользу стремления стать лучше. Как утверждает Маслоу, саморазвитие возможно только в том случае, когда каждый шаг вперед приносит более сильное удовлетворение, чем былые достижения. Несмотря на внутренний конфликт мотивов, саморазвитие в чистом виде не нуждается в насилии над собой.

Достижения

Этот мотив подразумевает стремление индивида достигнуть лучших результатов в выполняемой им деятельности. Такая мотивация имеет высокую эффективность, так как она предполагает, что субъект сознательно выбирает более трудные задания. Мотивация достижения является движущей силой для роста в любой сфере деятельности, так как победа складывается не только из способностей, навыков и природного дара. Успех в любом начинании основывается на высокой мотивации достижения, которая позволяет человеку проявить целеустремленность, упорство и решительность ради желанной цели.

Просоциальная

Это общественно значимый тип мотивации, базирующийся на чувстве долга личности перед социумом или чувстве личной ответственности перед социальной группой. Когда личность опирается на просоциальную мотивацию, происходит ее идентификация с той или иной ячейкой общества. Кроме того, под воздействием общественно значимых мотивов человек имеет с этой ячейкой общие интересы и цели.

Как правило, люди, движимые просоциальной мотивацией, обладают особым внутренним стержнем и набором таких качеств:

  1. Нормативное поведение: ответственность, уравновешенность, добросовестность, и постоянство.
  2. Лояльное отношение к стандартам, принятым в группе.
  3. Признание и защита ценностей, принятых коллективом.
  4. Искреннее стремление, к достижению целей коллектива.

Аффилиация

Такая мотивация базируется на желании индивида устанавливать новые контакты и поддерживать старые. Суть мотива состоит в том, что человек высоко ценит общение как захватывающий и проносящий удовольствие процесс. Аффилиация, в отличие от налаживания контактов с корыстными целями, удовлетворяет духовные потребности людей.

Уровень мотивации

Вне зависимости от того, каким видом стимула движим человек, его уровень мотивации может быть разным. Здесь все зависит от ожиданий человека и внешних обстоятельства. К примеру, в среде ученых одни специалисты ставят себе скромные задачи, а другие сложнейшие. Мотивация деятельности зависит от таких факторов:

  1. Значимость для человека перспективы достижения цели.
  2. Вера в достижение.
  3. Оценка вероятности успеха в определенном начинании.
  4. Понимание стандартов и эталонов успеха.

Методы

На сегодняшний день с успехом применяются разные методы мотивации, которые условно можно разделить на три крупных группы:

  1. Социальная мотивация – мотивация персонала.
  2. Учебная мотивация.
  3. Самомотивация.

Разберем отдельно каждую их методологий

Социальная

Социальная (трудовая) мотивация представляет собой комплекс мер, состоящих из морального, материального и профессионального стимулирования работников. Целью такой мотивации является повышение активности, инициативности и эффективности трудящихся. Меры, которыми руководство пользуется, дабы побудить активную деятельность персонала, могут зависеть от таких факторов:

  1. Система стимулирования, внедренная на конкретном предприятии.
  2. Система менеджмента в целом и управления персоналом в частности.
  3. Особенности предприятия: направление деятельности, численность сотрудников, стиль управления, опыт руководителя и прочее.

Мотивация сотрудников может достигаться разными методами:

  1. Экономические (материальная мотивация).
  2. Организационно-административные. Основываются на власти (подчинение регламенту, соблюдение субординации и прочее) и могут предполагать принуждение.
  3. Социально-психологические. Представляют собой воздействие на рабочих, через активацию их эстетических убеждений, социальных интересов, религиозных ценностей и прочего.

Учебная

Мотивация учебной деятельности для студентов и школьников является важнейшим звеном в процессе образования. Верно сформированные мотивы и четко поставленный цели деятельности делают образовательный процесс более осмысленным и позволяют обучающимся добиться более высоких результатов. В детском и подростковом возрасте довольно редко возникает произвольная мотивация обучения. Поэтому педагоги и психологи разработали множество методик для формирования тяготы к знаниям среди учеников. Учебная мотивация чаще всего развивается с помощью таких методов:

  1. Создание ситуаций, которые привлекают и заинтересовывают учеников. Это могут быть увлекательные опыты, поучительные рассказы, основанные на примерах из жизни, необычные факты и прочее.
  2. Сравнительный анализ научных постулатов и их житейского толкования.
  3. Имитация научных споров, создание познавательных дебатов.
  4. Радостное переживание достижений и позитивная оценка успехов.
  5. Придание фактам новизны.
  6. Актуализация учебных материалов.
  7. Применение позитивной и негативной мотивации.
  8. Социальные мотивы.

Самомотивация

Самомотивацией называют индивидуальные способы мотивации, которые основаны на внутренних убеждения конкретной личности: стремлениях и желаниях, решительности и стабильности, целеустремленности и последовательности. Когда человек продолжает идти к своей цели, несмотря на внушительные внешние помехи – это и есть проявление самомотивации. Для развития самомотивации существует несколько способов:

  1. Аффирмации – подобранные специальным образом положительные утверждения, оказывающие подсознательное влияние на человека.
  2. Самовнушение – самостоятельное воздействие личности на психическую сферу, нацеленное на формирования новых моделей поведения.
  3. Изучение биографий выдающихся личностей. Работает по принципу «Если он смог, то и я смогу».
  4. Развитие волевых навыков.
  5. Визуализация – мысленное представление и переживание достигнутых результатов.

Заключение

Сегодня мы с вами выяснили, что такое мотивация и из каких составляющих она состоит. Как можно заметить, мотивация представляет собой довольно обширное понятие, формирование которого происходит под воздействием целого ряда факторов. И она нужна всем, ведь человеческая природа устроена таким образом, что она всегда отвергает развитие, в угоду спокойному бегу жизни. Поэтому формирование мотивации стоит изучать, чтобы быть хозяином своего тела и разума и не стоять на месте.

businessman.ru