Профессиональные цели и направление профессионального развития. Цель профессионального развития


Профессиональные цели и задачи. Профессиональное достижение целей. Профессиональные цели

К сожалению, профессиональные цели являются понятием, о котором многие люди имеют искаженное или поверхностное представление. Но стоит иметь в виду, что на самом деле подобная составляющая работы любого специалиста является вещью поистине уникальной.

профессиональные целиПрофессиональные цели способны привести к необходимым для предприятия и экономики страны результатам, над путями достижений которых ломают голову коллективы целых институтов. Об этом понятии можно говорить много. Однако самое основное, что желательно знать каждому специалисту в своей области, это то, в чем профессиональные цели имеют отличия от других. Каким образом можно определить свои профессиональные интересы? Что предпринять для четкой формулировки профессионального измерения?

Основные отличия

В процессе трудовой деятельности у специалиста могут возникать те или иные цели. Однако далеко не все они имеют отношение к профессиональным. В чем же кроется их отличие? Основные профессиональные цели непременно должны отражать содержание работы человека. Например, специалист может говорить о том, что собирается найти практическое применение имеющимся новейшим разработкам в той или иной области. Или он пытается создать вечный двигатель. А может, работник контролирует качество сборки эксклюзивной модели, являющейся продуктом отечественного автомобилестроения? В любом случае каждому сразу становится ясно, чем занимается этот человек, и в какой сфере экономики работает.

Но цели могут быть и совсем иные. Например, получение Нобелевской премии или занятие руководящей должности в представительстве своей организации в другой стране. Кроме того, к подобным целям может быть отнесено непременное желание повышения своей профессиональной компетентности или занесение в список самых богатых людей на нашей планете. Разумеется, окружающие понимают ваши намерения, но при этом содержание работы специалиста остается для них тайной. Следовательно, эти цели относятся вовсе не к профессиональным, а к личным.

Однако есть и комбинированные варианты. Это может быть, например, желание специалиста занять должность директора, занимающегося производством, для повышения объема продаж, получения больших доходов, завоевания предприятием престижной государственной премии и т.д. В этом случае собеседники вполне способны получить представление о конкретной работе человека и его личных намерениях.

Ошибки при написании резюме

Порой люди, которые являются соискателями на вакантную должность, в графе «Профессиональные цели» указывают на то, что они стремятся:

- заниматься перспективной и интересной работой;- быть полезными другим людям;- подняться до уровня лучшего специалиста в своей области;- добиться карьерного роста;- получать достойный заработок.

Но все же неясно, в чем заключаются должностные обязанности этих людей. За профессиональной помощью в какой сфере к ним можно обратиться? Для ответа на эти вопросы необходимо обладать сверхъестественными способностями. Только они позволят понять, в чем должна заключаться работа такого специалиста.

Примеры постановки профессиональных целей

Что же следует писать в своем резюме соискателю на должность? Это могут быть профессиональные цели, примеры которых приведены ниже, а именно:

- возведение зданий и сооружений любой сложности от нулевого цикла и «под ключ»;- обеспечение организаций-заказчиков канцелярской и сувенирной продукцией;- написание редакционных текстов и статей по заданным тематикам;- повышение эффективности работ по добыче газа на различных стадиях разработки месторождений и т.д.

А, например, основные профессиональные цели педагога заключаются в воспитании личности, способной в дальнейшем построить свою жизнь таким образом, чтобы стать достойным человеком и гражданином и быть полезным для общества.

основные профессиональные целиТакое описание видения своих обязанностей непременно понравится работодателю. Из общего списка соискателей он выделит человека, который четко ставит перед собой свои профессиональные цели.

Классификация

Какими могут быть профессиональные цели? Они классифицируются на истинные и ложные, полные, а также сокращенные. Рассмотрим их подробнее.

Истинные цели специалиста отражают его профессиональные интересы. Они непременно ориентируются на интересы других людей. Достижение подобных целей помогает коллегам, клиентам, а также специалистам иных сфер деятельности решать свои задачи и проблемы. Именно поэтому считается, что они имеют не только индивидуальное, но и социальное значение, приводя к профессиональному развитию и общественному признанию.

 профессиональные цели примерыО ложных целях заявляется, но они никогда не могут быть достигнуты. При этом о том, к каким результатам стремится человек, становится понятно очень скоро, что приводит к потере коллег, партнеров и клиентов.

Отличия полных и сокращенных целей состоят в их описании. Так, в объемных вариантах указывается и планируемый результат, и средства, а также методы его достижения. То есть имеет место большая информативность.

Элементы профессиональной цели

Что входит в это понятие? Под профессиональной целью понимается совокупность намерений и интересов специалистов, которые находят свое выражение:

- в задачах и проблемах, над которыми трудится работник;- в применяемых им методах и средствах;- в полученных результатах;- в той группе людей, для которой решение проблемы нужно и важно.

Эти четыре элемента и являются составляющими звеньями профессионального достижения целей.

Заполняя соответствующую графу в резюме, следует рассказать о тех результатах, которых вы хотите достичь в своей деятельности. Однако лучше если этот результат будет четко конкретизирован. А для этого понадобится не только его словесное описание, но и указание конкретных сроков и цифр. Если не сделать этого, то с течением времени даже сам человек не сможет понять, достигнута ли заявленная им профессиональная цель или нет.

Важнейшая составляющая

Как показывает практика, очень редко при постановке профессиональных целей уделяется внимание проблемам, которые могут возникнуть во время работы, а также постановке тех задач, решение которых позволит получить необходимый результат. Это означает, что специалист имеет смутное представление о том, над чем ему предстоит работать. В результате профессиональная цель оказывается безосновательной. При этом используемые при ее достижении методы и средства малоэффективны. Результаты такого труда вряд ли вызовут у кого-либо заинтересованность.

Профессиональные проблемы

Известно, что цели не возникают ниоткуда и не уходят вникуда. Если они являются истинными, то непременно появляются из некогда возникших проблем, требующих своего решения. Конечный итог при этом должен привести к переменам сложившейся ситуации.

Профессиональные задачи

Для того чтобы деятельность специалиста приводила к нужному результату, важно не только определить имеющиеся проблемы. Необходимо также поставить те задачи, решение которых позволит должным образом повлиять на исходную ситуацию.

профессиональные цели педагога

Для их формулировки понадобится дать ответ на следующие вопросы:

- кому требуется помощь и для кого важен результат труда специалиста, то есть уточнение целевой группы;- в чем заключается сложившаяся ситуация, то есть уточнение актуальности проблемы;- какой потребуется профессиональный ресурс;- уточнение границ профессиональной компетентности специалиста;- в чем будет состоять потенциальный результат, и в какой степени он способен будет изменить сложившуюся ситуацию;- из чего должен состоять конкретный план действий.

Каждый из перечисленных выше пунктов позволяет не только уточнить профессиональные проблемы, но и конкретизировать те задачи, над решением которых предстоит работать.

Проблема недостатка профессионального ресурса

Для того чтобы понять, насколько глубоким уровнем знаний для решения различных проблем обладает специалист, понадобится предвидение того, что от него может потребоваться завтра. При этом необходимо будет рассмотреть вопрос о расширении имеющихся знаний. Основные цели профессионального развития будут заключаться в оперативном доборе недостающего мастерства.

Нехватка знаний у специалиста является отдельной проблемой. Причем необходимость в ее решении важна для активной и результативной профессиональной деятельности. Специалист должен всегда держать руку на пульсе, чтобы иметь возможность эффективно изменить проблемную ситуацию.

Задачи профессионального обучения

Получение специалистом квалификации является непростым и длительным процессом. Цели профессионального образования первоначально состоят в том, чтобы дать человеку необходимые трудовые навыки. Полученная им специальность явится не только предпосылкой занятости и получения материального дохода. Цели профессионального образования заключаются еще и в творческой всесторонней реализации личности. Такое обучение должно помочь каждому выбрать для себя ту или иную специальность в соответствии с имеющимися склонностями и возможностями. Кроме того, оно должно воспитать настоящего профессионала. В дальнейшем его деятельность будет приносить пользу обществу.

Начальный этап образования по специальности

Цели профессионального обучения последовательно достигаются на всех его стадиях. Так, первые навыки трудового образования, а также постановка цели происходит еще в стенах школы.

Начальной ступенью системы профессионального образования являются училища. В эти учебные заведения будущие специалисты поступают после окончания школы. Цель профессиональной подготовки в училищах заключена в подготовке квалифицированных рабочих. В последнее время данный этап обучения возможен в учреждениях образования нового типа. Они носят название профессиональных лицеев. Основная цель их деятельности заключается в подготовке рабочих кадров, обладающих высшей квалификацией.

цели профессионального развития В последнее время в этой системе обучения происходят определенные изменения. Немаловажной целью профессионального образования, которая постепенно выдвигается на первый план, становится освоение учащимися таких специальностей, как дизайнер, эколог и организатор малого бизнеса, которые все больше становятся востребованными обществом.

Среднее профессиональное образование

Это следующий этап подготовки специалистов. Для его осуществления и работает система, дающая среднее специальное образование. На данном, более качественном этапе получения образования обучающимся предоставляется возможность последовательно повышать свой общеобразовательный и профессиональный уровень. Все это позволяет выпускникам подобных заведений быть конкурентоспособными на рынке труда. Кроме традиционных техникумов в настоящее время создаются новые типы таких учреждений. Ими являются колледжи. Их основной целью является обучение людей специальностям, востребованным обществом. И это все согласно принятым в стране государственным стандартам.

цели профессионального обученияВ системе СПО производится подготовка специалистов среднего звена, а также удовлетворяется потребность личности в расширении и углублении образования, которое осуществляется либо на базе общего среднего, либо после окончания училища или лицея.

Высшее профессиональное образование

В нашей стране существует концепция непрерывного образования. Для ее воплощения в жизнь существует следующий этап повышения уровня профессиональных знаний – получение высшего образования. Конкретная цель вузов состоит в воспитании квалифицированного, высокообразованного специалиста в выбранной им области народного хозяйства. Выполнение этой задачи осуществляется также с использованием государственных стандартов.

Обучение на работе

Достижение любым человеком своих истинных профессиональных целей невозможно без постоянного и непрерывного обучения, которое заключается в следующем:

- получении новых знаний и навыков, необходимых для выполнения своих должностных обязанностей;- поддержании на должной высоте своего профессионального уровня;- подготовке к подъему по карьерной лестнице;- поддержании позитивного отношения к своим обязанностям.

цели профессионального образованияПри этом профессиональное обучение может быть достигнуто с помощью следующего:

- самообразования;- дополнительного долгосрочного или краткосрочного обучения;- наставничества.

Итак, мы рассмотрели цели, задачи профессиональных сфер.

fb.ru

Как грамотно описать профессиональную цель в резюме?

Многие соискатели при составлении резюме задаются вопросом: Что писать в цели резюме и нужна ли эта графа вообще?

Важно правильно понимать смысл раздела профессиональной цели. Ошибочно было бы предполагать, что работодатели не знают для чего к ним присылают резюме и поэтому требуют писать о цели, с которой это делается. Ведь цель размещения резюме в интернете или подачи в кадровое агентство предельно ясна.

До недавнего времени в резюме было принято просто указывать название вакансии на которую вы претендуете. Однако в современном деловом мире мало указать просто название вакансии. Работодатели хотят знать о кандидате гораздо больше.

Что движет кандидатом? Почему он хочет работать именно в нашей компании? Знает ли он специфику бизнеса? Понимает ли, что компания может ему предложить в качестве карьерных и профессиональных перспектив? Это главные вопросы, которыми задается работодатель при отборе кандидатов. Частично на эти вопросы может ответить графа «цель резюме».

Важно помнить, что трудоустройство — это некоторый процесс, который имеет свою конкретную цель. Поэтому правильно было бы говорить не о цели резюме, а о цели трудоустройства как таковом. Раздел «профессиональная цель» дает рекрутеру четкое представление, что вы хотите получить от компании и что вы при этом намерены предоставить взамен.

Каждый профессионал должен иметь четкую карьерную (или профессиональную) цель, постоянно развиваться и стремиться к большему — поднимать планку. Это самый главный признак профессионала, который должен прослеживаться при описании цели.

Цель резюме — это важная часть часть документа и опускать ее ни в коем случае не следует. Грамотное описание цели в резюме способно заставить рекрутера прочитать ваш документ до конца!

Пример оформления раздела «Профессиональная цель»

Профессиональная цель описывается сразу же после шапки документа.

Для резюме, которые вы отправляете напрямую в кадровые службы работодателей, в качестве цели резюме необходимо указывать только одну конкретную позицию. А если вы рассматриваете несколько позиций — составляйте отдельные резюме под каждую из них.

Что же касается резюме в Интернете, то как правило, при публикации предлагается выбрать область деятельности и конкретную профессию либо просто указать названия вакансии на которую вы претендуете. Здесь тоже не стоит злоупотреблять — достаточно указать 2, максимум 3 области деятельности или позиции, которые вас могут заинтересовать.

Соискатели со слишком обширными интересами для работодателя представляют меньший интерес, чем специалисты более узкой профессиональной направленности, цель резюме у которых четко определена. Как уже говорилось, профессионала от посредственности отличает то, что он знает чего хочет и последовательно совершенствуется в конкретной области.

Далее мы подробно остановимся на том как описать вашу карьерную цель в резюме для прямого поиска. Поэтому прежде всего запомните основное правило описания цели в резюме:

Уровень ваших притязаний должен соответствовать тому, что вы готовы предложить работодателю как специалист.

Самая распространенная ошибка в том, что соискатели претендуют на одну должность, а дальше в резюме описывают навыки и опыт, которые не соответствуют заявленной цели. Естественно ожидать, что такое резюме будет расценено работодателем как неадекватное. Конкретный пример такого резюме подробно разобран здесь.

Как грамотное описание профессиональной цели поможет вам стать лучшим кандидатом?

Все очень просто. Следует учесть, что ежедневно каждый кадровик просматривает не одну сотню резюме на несколько десятков позиций. Поэтому каждый рекрутер как можно быстрее хочет выяснить: стоит ли тратить время на чтение вашего резюме или перейти к следующему.

Hr-специалист хочет знать: кто вы, что вы хотите и какими компетенциями вы обладаете. Он ищет определенные признаки, которые позволят ему сделать вывод: Этот кандидат нам интересен.

Какие конкретно признаки ищет рекрутер? Признаки, которые непосредственно касаются открытой вакансии, а также самой компании в которую требуется специалист. Давайте разберем все на конкретном примере. Допустим вас интересует вакансия «Помощник бухгалтера».

Самое худшее, что вы можете сделать — это в разделе «Цель» просто написать: Помощник бухгалтера. Это стандартная формулировка. Она не зацепит рекрутера по двум причинам. Во-первых, это стереотип слабого резюме. Во-вторых, так и хочется спросить: «И чего дальше? Вы действительно хотите, работать именно у нас?». Создается впечатление, что соискателю «пофигу» где.

Не многим лучше будет часто встречающаяся формулировка: «Соискание должности помощника бухгалтера». Как и в первом примере отсутствует самое главное — мотивировка и конкретика.

Чтобы выделиться среди кучи посредственных резюме эту формулировку необходимо немного изменить, усилив ее конкретикой. Делается это очень просто.

Способ номер один. Необходимо узнать профиль деятельности компании. Это производственная, торговая или работающая в сфере обслуживания организация?

Многие объявления начинаются заголовком: «В производственно-торговую компанию требуется...» Допустим вас интересует вакансия в производственной компании.

Значит надо писать следующее: «Соискание должности помощника бухгалтера в производственной компании.»

Дополнительно стоит отметить, что название вакансии в описании цели должно слово в слово повторять название вакансии как оно было описано в объявлении. Это повышает соответствие резюме требованиям вакансии (так называемую «релевантность открытой позиции») и вносит больше конкретики в ваше резюме.

Плюс этого способа в том, что вы демонстрируете заинтересованность именно конкретной вакансией и компанией. В приведенном примере можно даже убрать слово «Соискание» — это и так понятно, что отбор производится по конкурсу. И написать еще проще: «Должность помощника бухгалтера в производственной компании».

Кстати, вы заметили, что в этой формулировке есть интрига? Например, если так опишет свою профессиональную цель выпускник, то у рекрутера сразу же возникнет вопрос: «А почему этот соискатель хочет стать помощником бухгалтера именно в производственной компании?» Одно это уже разогреет интерес и заставит прочитать ваше резюме до конца и позвонить вам, чтобы выяснить в чем тут дело.

Кто знаком с техникой продаж сразу поймет суть этого приема. Она основана на главном поведенческом принципе — кто задает вопросы, тот управляет ситуацией. Продемонстрированный способ — это возможность задать вопрос рекрутеру очень ненавязчиво, завладеть его вниманием и мотивировать к действию.

Кроме того, используя данную методику вы даете понять, что знаете с чем имеете дело (у вас есть опыт работы в производственной компании или вы твердо намерены его получить именно в ней). Работодатели любят соискателей, которые знают чего хотят и настойчиво движутся к цели.

Способ номер два. Этот способ очень напоминает предыдущий. Однако его особенность в том, что он позволяет акцентировать внимание на ваших профессиональных компетенциях уже в самом начале резюме.

Выберите 1-2 ключевых требования и слово в слово повторите их в описании цели, связав с названием вакансии.

Несколько простых примеров:

  • «разработка и проведение маркетинговых исследований на должности маркетолога-аналитика»
  • «решение транспортных задач на позиции менеджера по логистике»
  • «администратор сайта: оптимизация, продвижение и поддержка web-проектов»

Как видно из приведенных примеров, требованиями являются: «разработка и проведение маркетинговых исследований», «решение транспортных задач», «оптимизация, продвижение и поддержка web-проектов».

Второй способ является очень мощным инструментом самопрезентации в резюме. Как и в первом случае, он вносит предельную конкретику в ваше резюме и позволяет произвести впечатление профессионала, который твердо уверен в своих силах.

Единственное, чего следует избегать — это многословных пафосных конструкций вроде этой:

«Соискание должности менеджера по продажам в торговой компании с целью предоставления наилучшего сервиса клиентам, улучшения показателей прибыльности и распространения известности и укрепления торговой марки компании на рынке. Профессиональное развитие и совершенствование компетенций менеджера по продажам в одной из лучших компаний.»

Разберем ошибки приведенного примера:

  • «предоставление наилучшего сервиса» — это не просто само собой разумеющееся требование — это ОБЯЗАННОСТЬ сотрудника, работающего в клиентоориентированной сфере. Поэтому обещать такое просто нелепо (все равно, что обещать вовремя приходить на работу и быть при этом еще и в трезвом состоянии).
  • Слова «Профессиональное развитие и совершенствование...» больше напоминают «торжественную клятву» при вступлении в компартию. Для профессионала — развитие и совершенствование — неотъемлемые качества, при их отсутствии он перестает быть таковым. А когда такое пишет в резюме выпускник — создается впечатление полной «беспомощности» кандидата. Что очень отрицательно сказывается на имидже соискателя.
  • А слова «в одной из лучших компаний...» — это вообще неприкрытая лесть, которая ни одному профессионалу не свойственна.

От подобного описания цели создается впечатление, что соискатель потерял связь с реальностью и летает где-то высоко в облаках... Давайте попробуем улучшить описанный пример, руководствуясь уже известными нам правилами.

Получится примерно следующее: «Менеджер по продажам в крупной торговой компании: повышение объема продаж, продвижение брендов компании на рынке».

Или даже так: «Увеличение объема продаж, продвижение брендов крупной торговой компании на должности менеджера по продажам».

Получилось всего две строчки в каждом варианте — совсем другое дело — сразу видно, что резюме писал профессионал!

Стоит отметить, что оба способа описания профессиональной цели универсальны. Ими может пользоваться как соискатель без опыта, так и профессионал. Выберите для себя тот, который считаете более уместным для конкретной вакансии и компании.

Позже в этом руководстве будет рассмотрен еще один прием связанный с описанием цели, который поможет дополнительно усилить ваше резюме. Он позволит еще больше увеличить соответствие требованиям вакансии. Правда им смогут воспользоваться только соискатели с опытом — молодые специалисты и профессионалы. Увы, для выпускников он будет бесполезен, как раз по причине отсутствия опыта.

www.good4job.ru

Лекция 20. Профессиональное развитие и обучение персонала

Тема 1. Развитие персонала

Развитие персонала –это совокупность мероприятий, направленных на повышение качества человеческих ресурсов организации.

Цель развития персонала – обеспечение организации хорошо подготовленными работниками в соответствии с ее целями и стратегией развития.

Виды развития персонала

Общее развитие персонала –это процесс обогащения интеллектуального капитала работников, осознания окружающей действительности, принятия новых ценностей, расширения социальных связей и возможностей партнерства, способствующих полному раскрытию индивидуального трудового потенциала с целью личностного роста и увеличения вклада в дела организации.

Профессиональное развитие персонала– это система взаимосвязанных мероприятий, направленных на совершенствование профессиональных компетенций работников и их мотивации с целью выполнения не только необходимых для работы обязанностей, но и новых функций для решения актуальных и перспективных задач организации.

Базисные элементы системы профессионального развития персонала в организации

  • введение в должность и адаптация;

  • создание мотивации на обучение;

  • обучение персонала;

  • управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением;

  • формирование кадрового резерва.

Индивидуальный план развития сотрудника – это документ, содержащий перечень действий, направленных на обучение и развитие сотрудника. Одним из основных источников формирования индивидуального плана развития выступает оценка эффективности деятельности, ежегодно проводимая в компании. По результатам такой оценки руководитель совместно с сотрудником (возможно, при участии HR-службы) составляют список обучающих и развивающих мероприятий, направленных на развитие компетенций, необходимых для достижения индивидуальных целей на следующий отчетный период. Индивидуальный план развития полезен тем, что «привязан» к целям и задачам организации и одновременно интегрирован в планирование карьеры конкретного человека.

Преимущества работы по индивидуальному плану развития сотрудника

  • профессиональное развитие сотрудника становится организованным и целенаправленным, а не стихийным;

  • план позволяет соотнести направления профессионального развития сотрудника с актуальными и перспективными потребностями подразделения;

  • он позволяет учесть интересы сотрудника в его профессиональном развитии;

  • по результатам оценки выполнения такого плана сотрудник регулярно получает обратную связь по развитию своих профессиональных компетенций и лучше понимает требования организации к занимаемой или перспективной должности;

  • грамотно выстроенная работа по планам профессионального развития мотивирует сотрудника на дальнейшую работу в организации.

Недостатки работы с индивидуальным планом развития сотрудника

  • планировать в ситуации нестабильности и зависимости от большого количества внешних факторов нелегко, тем более профессиональное развитие сотрудников;

  • план профессионального развития – достаточно сложный в работе инструмент: на его составление, контроль и оценку выполнения надо выделять достаточно много временного и личностного ресурса руководителя, поскольку все процедуры проводятся в форме личной беседы;

  • план профессионального развития может легко превратиться в формальный документ, которому в организации или подразделении не придают большого значения – в этом случае организация получает инструмент демотивации сотрудников.

studfiles.net

Стадии профессионального развития

 

Для описания определяющих качеств последовательности профессионального развития предлагаются различные стадиальные модели. Для психологических целей наибольшие возможности имеет модель профессионального развития Д. Сьюпера. Пять стадий этой модели (и, соответственно, целей профессионального развития) могут быть представлены в следующем виде.

1) На стадии пробуждения (детство и ранняя юность), за счет предметных и социальных требований и побуждений, идущих от семьи и школьного окружения, развиваются основные профессионально релевантные способности, интересы, оценки, закладываются основы профессиональной Я-концепции. Кроме того, ребенок приобретает первые общие профессиональные понятия и представления. Возникающие на этой стадии профессиональные желания еще детерминированы потребностными состояниями и в целом нестабильны или фиксированы на те или иные профессиональные роля нереалистично.

2) На стадии исследования (юношеский возраст, ранняя взрослость) возникает необходимость решить в первую очередь следующие задачи: дальнейшее развитие и дифференциация Я-концепции, кристаллизация и специализация профессиональных предпочтений и реализация первого профессионального решения (выбора) в профессиональном или общем (университетском) образовании или в профессиональной деятельности.

Для предпрофессионального поведения могут быть выделены следующие характерные признаки:

- первоначально случайные, затем сознательные восприятие и исследование профессионального мира и собственных профессиональных возможностей;

- рассмотрение профессиональной перспективы и расширение её возможностей;

- принятие реальности, особенно под углом зрения общественных и личностных шансов и рисков.

Надо учитывать, что закономерно возникают различия в профессиональном поведении: различия в уровне готовности к планированию и исследованию, в профессиональной информированности, в компетентности профессиональных решений, в установках на профессиональный выбор.

3) Стадия установления и консолидации начинается, как правило, после завершения профессионального образования или через несколько лет после этого (с конца второго десятка до середины пятого). Характеризуется локализацией в выбранной профессии и связыванием с ней, адаптацией собственной жизни и профессиональных целей к реальным возможностям, профессиональной специализацией, стремлением к такой профессиональной позиции, которая воспринимается как стабильная. На этот возрастной период приходится наибольшая часть мероприятий, связанных с дальнейшим профессиональным образованием. С другой стороны, на этой стадии, особенно при её завершении могут возникать наиболее тяжелые профессиональные кризисы, которые приводят к новой оценке до сих пор реализуемых целей и повторению цикла первой половины жизни (исследование - консолидация - сохранение).

4) Стадию сохранения характеризует стремление защитить достигнутый ранее профессиональный статус, возможно, через противодействие внедрению нового в предметной области или занятие руководящей позиции. Будет ли данный период сопряжен с продуктивной профессиональной деятельностью, будет ли фрустрация и падение, зависит, прежде всего, от отношений с другими и достигнутых до сих пор успехов в карьере.

5) Стадия пенсионерства связана с уходом из профессиональной жизни, часто при этом происходит возврат к личностной активности и оживлению профессиональных интересов.

Мы считаем, что профессиональное развитие человека не ограничивается развитием внутри одной, изначально выбранной профессии. По ряду причин человек может почувствовать ограничения в своем профессиональном развитии в рамках данной профессии. Отсюда следует, что сознательный уход из профессии целесообразно рассматривать как результат осознания кризисной ситуации, невозможность самореализации в профессии, необходимость изменения личностной и профессиональной перспективы. При этом невозможность самореализации затрагивает глубинные отношения личности.

Таким образом, сознательный уход из профессии рассматривается как форма преодоления профессионального кризиса. В процессе профессиональной адаптации, человек выходит на осознанный выбор новой для него профессиональной деятельности. И тогда можно говорить о его дальнейшем профессиональном развитии.

Изучением достижения взрослым человеком высокого уровня продуктивности профессиональной деятельности занимаются разные отрасли гуманитарных знаний, но дальше всех в исследовании этого вопроса продвинулась такая наука, как акмеология.

Акме в профессиональном развитии - это психическое состояние, означающее высший для данного человека уровень в его профессиональном развитии, который приходится на данный отрезок времени.

Акмеологияизучает закономерности и технологии развития профессионализма и творчества как высших форм оптимального осуществления всевозможных видов профессиональной деятельности.

Данная область знания возникла на пересечении психологии, педагогики, теории менеджмента и ряда других дисциплин. Ее задача - разработка средств самосовершенствования и развития жизнедеятельности до высшего уровня профессионального мастерства.

Одним из ключевых вопросов для акмеологии является проблема становления и развития творческого потенциала человека в различных видах профессиональной деятельности в сфере управления, науки и изобретательства, предпринимательства, образования и т.д.

На основе концептуального решения этой фундаментальной проблемы возможна конструктивная разработка ряда прикладных задач:

-диагностики одаренности,

-подбора кадров с творческим потенциалом,

-создания индивидуализированных программ обучения творческих кадров в целях развития их профессионального мастерства до акмеологического уровня.

Однако специфика этой науки заключается в том, что объектом её исследования является взрослый человек, и что она делает акцент на развитии творческого потенциала.

Профессионализм можно определить как интегральную психологическую характеристику человеческого труда, отражающую уровень и характер овладения человеком профессией, означающую, что человек выполняет свою трудовую деятельность на уровне высоких образцов, сложившихся в профессии к настоящему времени.

Специалисты выделяют следующие показатели зрелости личности профессионала:

1) понимание системы нравственных ценностей, менталитета данной профессии;

2) способность к накоплению и анализу собственного профессионального опыта;

3) проектирование себя как профессионала, умение построить оптимальный сценарий своего профессионального развития и следовать ему;

4) максимальное использование человеком своих возможностей и их компенсация;

5) выработка индивидуального стиля профессиональной деятельности как сочетания профессиональных задач и способов деятельности, отвечающего возможностям человека;

6) адекватность и экономичность поведенческих профессиональных действий, блокирование трудовой деятельности в случаях превышения человеком своих возможностей, при угрозе самосохранению;

7) способность максимально мобилизовать свои возможности и сконцентрировать усилия;

8) умение сочетать высокую мобилизованность и концентрацию усилий в труде с учетом имеющихся возможностей, предупреждать перегрузки:

9) способность поддерживать удовлетворенность трудом, позитивное отношение к себе как к профессионалу;

10) использование каждой новой возможности для профессионального совершенствования, высокая чувствительность к новымвозможностям, ответственность личности за неиспользованный шанс.

Принято выделять 5 уровней профессионализма:

1.Допрофессионализм. На этом уровне человек выполняет некоторые трудовые действия, не являясь профессионалом. Иными словами, так работает новичок, не овладевший еще трудовыми навыками, не знающий норм и правил профессии. Такой уровень обычно проходят все люди в процессе своей трудовой деятельности, но некоторые могут оставаться на нем долгие годы.

2. Профессионализм. На этом уровне человек находится большую часть своей жизни, приобретает профессиональные качества. Он усваивает нормы и правила профессии, выполняя роль исполнителя и работая по инструкции, затем, овладев специальностью и квалификацией, осуществляет квалифицированную деятельность. Далее, по мере развития мотивационной сферы человек начинает более сознательно относится к своему труду. Усвоив профессиональные нормы, он повышает результативность своего труда, осознает себя как профессионал, самоутверждается как специалист и стремится повысить свою квалификацию. Естественно, что столь сложная метаморфоза происходит в течение длительного времени и у всех людей по-разному.

3. Суперпрофессионализм. На этом уровне профессиональная деятельность достигает своего расцвета. Для него характерны наиболее высокие достижения и значительные творческие успехи. Человек становится творцом и «выходит за рамки профессии», обогащая её своим личным вкладом.

4. Непрофессионализм (псевдопрофессионализм). Здесь создается впечатление внешне довольно активной деятельности, однако человек либо неэффективно выполняет работу, работа его может не соответствовать нормам и требованиям, либо прикрывает своими действиями отсутствие профессионализма.

5. Послепрофессионализм. Этого уровня достигают все люди пенсионного возраста и переживают его в разной степени. Человек может либо оказаться просто «профессионалом в прошлом», либо стать желанным консультантом, советчиком, наставником, экспертом, открыть новые грани профессионализма, помочь другим людям.

Вершин профессионального мастерства можно достигать всю жизнь, постоянно совершенствуя свое мастерство, отыскивая в себе новые таланты и способности.

Итак, профессионализм,

с одной стороны, может рассматриваться как высокий уровень овладения профессией, а

с другой - как состояние, владение неким абстрактным систематизированным набором знаний и навыков в сочетании с основополагающей этической составляющей - служению обществу.



infopedia.su

Профессиональные цели и направление профессионального развития

Нижеприведенные цели иногда изменяются. Это связано с несколькими причинами — например, прочитал книгу, узнал от кого-то что-то полезное и нужное, пришла в голову новая идея и т.п. Я стараюсь корректировать ход своего развития в соответствии со своими желаниями. Если Вы попали на данную страницу, то возможно ссылки, расположенные внизу страницы, будут полезными для Вас.

  • Пройти курс «Основы микроэкономики» (осень 2014)
  • Пройти курс «Макроэкономика» (осень 2014)
  • Сдать сертификацию по CIMA P1 и P2 (в течение 2015 года)
  • Пройти обучение на программе mini-MBA в области Стратегического менеджмента (до 2018 года)

1) А. Вахрушина, М. И. Сидорова, Л. И. Борисова.»Стратегический управленческий учет. Полный курс МВА»2) Колин Друри «Управленческий и производственный учет» и «Управленческий учет для бизнес-решений»3) Филип Котлер, Роланд Бергер, Нильс Бикхофф «Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приемы и методы» (ok)4) Тихонова М.В., Балашов А.И., Рогова Е.М., Ткаченко Е.А. «Управление проектами. Учебник для бакалавров» (ok)5) Питер Этрилл, Эдди Маклейни. «Финансовый менеджмент и управленческий учет для руководителей и бизнесменов».

15 книг для профессионального развития:1) Силбигер С. MBA за 10 дней. Самое важное из программ ведущих бизнес-школ мира2) Мэнкью Н., М. Тейлор. Экономикс. 2-е изд.3) Мэнкью Н.Г. Принципы макроэкономики. 4-е изд.4) Расиел И. Метод McKinsey. Использование техник ведущих стратегических консультантов для решения личных и деловых задач. 8-е изд.5) Паттон Б., Фишер Р., Юри У., Фишер Р.; Юри У.; Паттон Б. Переговоры без поражения. Гарвардский метод6) Теннент Дж. Управление денежными потоками. Как не оказаться на мели7) Абрамс Р. Бизнес-план на 100%.Стратегия и тактика эффективного бизнеса8) Бланк С., Дорф Б. Стартап. Настольная книга основателя. 2-е изд.9) Томас Лотон, Чарльз Харви, Сидни Финкельштейн. Стратегия прорыва10) Лучшая практика по стратегии. Комплект из 3 книг11) Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора. 3-е изд.12) ЛеФевер Л. Искусство объяснять. Как сделать так, чтобы вас понимали с полуслова13) Каптерев А.И. Мастерство презентации. Как создавать презентации, которые могут изменить мир14) Сьюэлл К., Браун П. Клиенты на всю жизнь15) Годин С. Фиолетовая корова. Сделайте свой бизнес выдающимся! 3-е изд.

Клевые курсы от ВШЭ на Coursera org:Основы микроэкономики (Microeconomics Principles)Финансовые рынки и институты (Financial Markets and Institutions)Экономика труда (Labor economics)История экономической мысли (History of Economic Thought)Теория отраслевых рынков (Industrial Organization)Макроэкономика (Macroeconomics)Основы корпоративных финансов (Fundamentals of Corporate Finance)

Другие курсы:1) Бесплатный курс финансового менеджмента2) Система дистанционного бизнес-образования малого и среднего предпринимательства3) Бизнес-образование онлайн4) Основы банковской аналитики5) Финансы — Учебное пособие6) Медиа-курс от Сбербанка по предпринимательству7) Академический курс «Менеджмент услуг» IBM8) Биржевой тренажер9) Онлайн-курс «Мой бизнес-план. Руководство к действию»10) Бизнес-планирование11) Основы бизнес-аналитики12) Стратегия и стратегическое мышление13) Бизнес-планирование14) Онлайн-обучение для интернет-специалистов от ведущих практиков Рунета

ivan-shamaev.ru