Методика быстрого чтения. Топ-6 главных правил. Быстрочтение методика


книги, правила быстрого чтения и техника быстрого запоминания

Еще лет 30 назад, чтобы найти ответ на какой-нибудь вопрос, нужно было пойти в библиотеку и искать там необходимые материалы. Сейчас достаточно задать запрос поисковой системе, и она выдаст огромное количество информации по теме. Как не потеряться в информационном пространстве, уметь в нем ориентироваться, выбирать и воспринимать только полезную информацию? На эти и многие другие вопросы дают ответ в своих работах О. А. Андреев и Л. Н. Хромов. О книгах этих авторов и пойдет речь в статье.

Школа скорочтения

Олег Андреевич Андреев известен как основоположник методики и школы быстрого чтения. Кандидат технических наук, он много лет работал в различных НИИ, связанных с организацией потоков информации, а в 1970 году, собрав группу энтузиастов, разработал методику скорочтения. В 1976-м О. А. Андреева пригласили в Кремль для обучения руководящих работников.

В 1988 году Андреев создал “Школу быстрого чтения”, среди выпускников которой - известные российские бизнесмены и политики. В 1994-м одна из его учениц установила рекорд: 60 000 знаков в минуту. С. Архипова прочитала незнакомую книгу и ответила членам комиссии на все вопросы.

По заверению авторов программы по скорочтению Андреева и Хромова, каждый желающий может так же, как и российская рекордсменка, научиться читать и запоминать информацию, следуя советам, изложенным в книгах, и выполняя рекомендуемые упражнения и тесты.

андреев хромов

Программа обучения

Методика авторов - это не волшебный ключик, открывающий дверцы памяти, внимания и искусства чтения. Система, которую предлагают Андреев и Хромов, эффективна и пользуется популярностью, но все зависит только от желания читателей. В основу упражнений положены простые способы обучения, поэтому заниматься по данному методу можно начинать в любом возрасте.

В школе Андреева программа состоит из трех ступеней:

  1. “Доминанта” - знакомство с техникой быстрого чтения.
  2. “Сатори” - тренировка памяти, упражнения для активации мозга и интеллектуальных способностей.
  3. “Ультра-рапид” - обучение вниманию и сверхбыстрому чтению.

Беседы о скорочтении

“Доминанта” - это первая ступень программы комплексного интеллектуального развития. О ней рассказывается в книге “Учитесь быстро читать”. Андреев и Хромов написали ее в форме беседы с советами, рекомендациями, тестами, упражнениями. Первая глава - “Динамика чтения” - рассказывает о чтении как о процессе. Подробно объясняет, что такое быстрое чтение, и ставит читателей в известность, что этот метод хорош для научно-популярной литературы, статей, журналов, газет. Обращаться к скорочтению при знакомстве с художественным произведением или текстами, понимание которых затруднено, авторы не рекомендуют.

Вторая беседа рассказывает о первом правиле быстрого чтения и пяти способах. Третья глава повествует о человеческом мозге и о чтении как о процессе, использующем определенную программу умственной деятельности. Авторы рассказывают об интегральном алгоритме чтения и предлагают для его освоения идеомоторную тренировку. Четвертая беседа повествует о дифференциальном алгоритме чтения.

андреев хромов учитесь быстро читать

“Доминанта”

В пятой главе Андреев и Хромов подробно рассказывают о чтении вслух, о чтении без артикуляции (про себя) и обучают совершенному чтению в виде ключевых слов и смысловых рядов. В шестой части рассказывается о зрительном восприятии текста, о движении глаз, о периферическом зрении. Седьмая глава - беседа повествует о внимании, раскрывает основные причины невнимательности, рассказывает, как этого избежать и предлагает упражнения на наблюдательность, учит управлять вниманием и его концентрировать.

В восьмой беседе авторы знакомят читателей с механизмами человеческой памяти, ее структурой, параметрами и способами тренировки. Девятая беседа подробно разъясняет, как читать газеты, научные журналы, учебники. Рассказывает, можно ли научиться быстро писать и как подходить к чтению художественной литературы. В десятой главе - итоги обучения и знакомство со следующими ступенями интеллектуального развития: “Сатори” и “Ультра-рапид”.

андреев хромов учитесь

“Сатори”

Название второй ступени в переводе с хинди означает “озарение”. С ней авторы подробно знакомят в книге “Тренируйте память”. Андреев и Хромов предлагают упражнения, которые помогают улучшить работу правого и левого полушарий, способствуют согласованному действию сознания и подсознания, активизируют познавательную деятельность человека. Цель программы - тренировка памяти и увеличение скорости чтения до 10000 знаков.

Авторы книги Андреев и Хромов объясняют, почему лучшему воздействию на тонкие механизмы мозга способствуют медитация и мантры, написанные специально для этой программы М. Экимяном. Кроме того, такие сеансы вносят гармонию в жизнь человека, насыщают его новой энергетикой и поднимают на новый интеллектуальный уровень. Продолжительность этой программы рассчитана в среднем на 6 месяцев. Сроки могут меняться в ту или иную сторону, в зависимости от регулярности занятий, возможностей и успехов обучающегося.

техника быстрого чтения

Третья ступень

Книга Андреева и Хромова “Учись быть внимательным” - это программы “Ультра-рапид”. Означает она “скоростной, быстрый”, что объясняет суть курса - сверхбыстрое чтение, до 20000 знаков, при устойчивом внимании. В основу курса легли как достижения современной науки, так и древнейшие источники из восточных учений.

Здесь авторы в простой форме объясняют, что радиофизика рассматривает человека как сложную кибернетическую систему, носителем энергии в которой является сердечно-сосудистая система. От ее состояния зависит и творческий потенциал, и его жизненные силы человека. Поэтому много времени в этой программе уделяется здоровью, и для его поддержания авторы предлагают асаны, мантры, дыхательную гимнастику, пальминг.

Методика при кажущейся простоте глубоко воздействует на тонкие механизмы мозга. В процессе освоения программы значительно улучшаются внимание, воображение и эмоциональное состояние обучающегося. Продолжительность курса рассчитана примерно на 6 месяцев. Уменьшение или увеличение сроков напрямую зависят от желания, настойчивости и успехов учеников-читателей.

техника быстрого чтения андреев хромов

“Управляй своим сном”

Программа “Четвертое измерение” предлагается и как самостоятельный курс, и как заключительная ступень методики “Техника быстрого чтения”. Андреев и Хромов объясняют читателям, что сны - это сокровищница опыта и знаний. Древние мыслители доказали: сон можно применить для обучения и самопознания. Если использовать это время с пользой, то можно увеличить время жизни как минимум в два раза, а качество сна при этом улучшить.

В книге “Управляй своим сном” авторы объясняют суть методики и приводят научные данные о том, что способности к ясновидению и телепатии заложены во всех людях, но не все это знают и верят в это. Авторы программы утверждают, что в каждом человеке есть огромный потенциал энергии и силы, а прячется он там, где находится внутреннее “Я” человека.

Цель программы - изучить это “Я”, шаг за шагом познавать суть пространства и времени. Научиться управлять сном, погружаться с помощью медитации в мир измененного сознания, где можно управлять и временем своей жизни. Авторы утверждают, что нет предела человеческим возможностям, и предлагают различные психологические тренинги и интенсивы.

человек на горе

Предела нет

Школа Андреева предлагает еще пять программ - две детские и ступени самопознания и самосовершенствования:

  • “Пятый путь” - духовное очищение и возрождение личности. Авторы посвящают читателя в суть религий мира - христианства, ислама, буддизма, иудаизма. По каждой из них разработаны и эзотерические таблицы, но суть сводится к одному: каждая из них учит любви к ближнему, доброте и состраданию.
  • “Шестое чувство” - на этой ступени обучения слушатели-читатели обучаются сверхчувственному восприятию. Книга “Развитие интуиции” подробно рассказывает об этом курсе и шаг за шагом помогает раскрывать свои способности.
  • “Нет предела” - это завершающая ступень обучения и более высокая ступень развития. Суть ее заключается в следующем: человек, как и любая элементарная частица, есть голограмма. И главная его задача - подключиться к космическому сознанию, пространству и его энергии. На этой ступени человек подходит к вершине самосовершенствования.

“Но и это еще не предел”, - утверждают авторы. “Предела нет”, - вторят читатели и подтверждают, что курс скорочтения и самопознания, предлагаемый О. А. Андреевым и Л. Н. Хромовым, очень эффективный. Кроме развития внимания и техники быстрого чтения, учишься познавать себя и окружающий мир.

fb.ru

Развитие памяти, скорочтение (быстрочтение) и мнемотехника

Случаются такие ситуации, когда необходимо применить навыки скорочтения, например, школьникам и студентам при подготовке к экзаменам, людям, профессиональная деятельность которых связана с переработкой информации, даже в быту такие навыки тоже пригодятся.

Поэтому знать, что означает техника быстрого чтения и как правильно её использовать для развития читательского мастерства, полезно каждому. Но навык скоростного чтения станет напрасным, если прочитанное будет быстро забываться и, чтобы этого не происходило, нужна хорошая память.

Основные техники работы с текстом

Эксперты, обучающие скорочтению, определяют этот навык как способность читать со скоростью от 2 до 10 раз выше обычной. Так, тренированный читатель может прочитать 100 страниц за одну поездку в автобусе в отличие от человека, не владеющего этими навыками. Научные данные доказывают, что при срочном восприятии объёмного материала, происходит интенсивная мозговая активность. Память при этом работает в усиленном режиме, сознание концентрируется на информации, из-за чего чтение осуществляется легко и быстро.

Чтобы научиться скоростному чтению, нужна методика, которая увеличит скорость восприятия информации с опорой на запоминание. При этом педагоги, в первую очередь учат тому, как правильно заниматься с текстом. С этой целью разработана классификация способов работы над материалом: углубленное, быстрое, панорамное, выборочное чтение, просмотр, сканирование.

В зависимости от содержания и назначения текста каждый способ выполняет конкретную задачу. Например, углубленным чтением осваивается научная литература, проводится анализ текста, формулируются итоги.

Для усвоения большого объёма художественной литературы подойдёт быстрое чтение, которое подразумевает высокую скорость чтения с пониманием прочитанного.

Решение такой же задачи — панорамное чтение, когда глазами охватывается большой фрагмент текста. При этом приходит в действие периферийное зрение, при котором взгляд движется вертикально по центру страницы, а не горизонтально по строчке.

Выборочное чтение используется при проработке отдельных частей материала: главы, разделы, абзацы и предложения.

Чтение-просмотр применяется при подборе литературы специалистами и студентами — при этом изучается аннотация, предисловие, оглавление.

Чтение-сканирование направлено на поиск нужной информации, например, в виде дат, фамилий и имён. С этой целью идёт перелистывание страниц, определена норма страница в 1 секунду. Человек от природы готов к скоростному чтению и без методик, главное, иметь мотивацию, а технологии ему в этом помогут.

Читаем всей семьей

Техника обучения скорочтению

Существует методика, соблюдая алгоритм которой каждый добьется высокого результата при чтении на скорость:

  1. Во время быстрого ознакомления текст изучается целиком, без остановок и перечитывания непонятных мест, так как смысл содержания улавливается автоматически. Работает память, помогая воспроизвести уже имеющиеся знания.
  2. Один из приёмов, увеличивающий скорость при чтении, — выделение ключевых слов в каждом фрагменте. При этом вовсе не обязательно читать фрагмент до конца, для восприятия материала можно выделить ключевые слова, чтобы запомнить их при помощи мнемотехнического приёма, называемого построением ассоциаций на основе образов.
  3. Начиная скоростное чтение, сосредоточьтесь и погрузитесь в содержание текста, иначе оно не даст никаких результатов.

Тренеры, работающие с методиками по скоростному чтению, отдают предпочтение вертикальному чтению и чтению с подавлением артикуляции, эффективно развивающим навыки чтения и одновременного запоминания текста.

Методика подавления артикуляции направлена на сдерживание процесса мысленного проговаривания слов, что значительно увеличивает скорость прочтения текста. При обычном чтении идёт внутренняя речевая деятельность — мозг, кроме зрительной информации, обрабатывает ещё и речевую, при этом нагрузка увеличивается, а скорость падает.

Разработаны техники, направленные на подавление артикуляции, например, во время работы с текстом тренеры предлагают отбивать такт. Сегодня для этой цели всё чаще используется метроном. Практика показывает, что проработав двадцать часов подобным образом, можно добиться определённого результата.

Во время вертикального чтения развивается периферическое зрение, которое позволяет охватить большой объём текста, для облегчения можно провести линию в центре страницы и читать, сосредоточив на ней взгляд. Это упражнение лучше начинать с таблиц Шульце или текстов узкого формата, например, с колонки в журнале, затем постепенно отрабатывать навык, переходя на более широкие форматы. В результате этого упражнения увеличивается скорость чтения и улучшается запоминание смысла прочитанного. Когда человек охватывает взглядом большой фрагмент, то образно представляет себе, о чём идёт речь в тексте.

Мнемотехника в быстрочтении

Мнемотехника используется в большинстве современных курсов скорочтения и развития памяти. Кроме того, скорочтение и развитие памяти с помощью ассоциаций тесно взаимосвязаны. Например, человек научился быстро читать, охватывает большой объём информации, и чтобы навык быстрочтения (более высокого этапа скорочтения) оказался небесполезным и прочитанное долго удерживалось в памяти, необходимы приёмы мнемотехники.

Сегодня мнемотехника стала более совершенным как в теоретическом, так и в техническом плане, способом, сделав возможным запоминание любой точной информации.

Приёмы мнемотехники в скорочтении

Первый шаг сохранению в памяти прочитанного — быстрочтение или перелистывание страниц книги. С этой целью можно ограничиться просматриванием аннотации, резюме глав, рисунков или схем, изучением оглавления, что помогает составить образ книги и создать начальное впечатление о тексте.

Если появляются вопросы при первом ознакомлении, лучше их записать, чтобы в дальнейшей работе с содержанием ответить на них. Этот ещё один из мнемотехнических приёмов ‒ взаимодействие ощущений, который помогает лучшему запоминанию информации.

Затем идёт скорочтение текста любым способом, какой больше ему подходит. Главное, выделять ключевые слова для запоминания. При следующем просмотре информации, нужно будет только взглянуть на них, и текст легко вспомнится, а потом и образно воспроизведётся.

Проблема быстрого чтения актуальна в современном обществе, когда каждый день приходится воспринимать, запоминать и обрабатывать большой объём информации, поэтому развитые навыки чтения и хорошая память сделают этот процесс гораздо результативнее.

Автор статьи: Сазонов Михаил

pamyatplus.ru

Методика быстрого чтения. Топ-6 главных правил

В современном мире очень трудно разобраться в беспрерывном потоке информации, который ежедневно обрушивается на нашу голову. Поэтому тем, кто стремится всегда быть в курсе всех событий, необходимо искать альтернативные варианты. Методика быстрого чтения – лучший выход в такой ситуации. Методик, тренингов и курсов обучения быстрому чтению сейчас существует просто уйма. Поэтому мы решили ознакомить Вас с главными правилами, на которых они все, без исключения, основаны.

1.Старайтесь избегать регрессий

Регрессии – это возвратные движения глаз, чтобы повторно прочитать уже прочитанное.  Да, да, да! И вы тоже иногда так делаете! Согласно исследованиям ученых, практически каждый читатель совершают эту ошибку при чтении. Такие возвраты происходят незаметно для читателя обычно с целью лучшего освоения либо осмысления материала.

Однако не стоит путать с таким понятием как «реципация», которое основывается на возвратах, возникающих при возникновении новых идей и мыслей. Техника скорочтения предполагает повторное прочтение только по завершении чтения всей книги.

Подумайте, почему вы часто перечитываете один и тот же фрагмент текста. Он слишком сложный? Или написан каким-нибудь замысловатым языком? Либо вы просто часто отвлекаетесь и уноситесь мыслями куда-то очень далеко? Учтите, что отказ от регрессий увеличивает скорость чтения и качество освоения прочитанного в разы.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Японская методика счета «Соробан»

2.Читайте без артикуляции

metodika_bystrogo_chteniyaЧто значит это умное слово? Артикуляция – это неконтролируемые движения языка, губ, иногда гортани при чтении про себя. Это внешне кажется, что они не двигаются в процессе читания, а на самом деле они пребывают в непрерывном движении. И чем труднее текст, тем интенсивнее проявляется артикуляция.

Вы, конечно, можете не признавать, что у вас есть артикуляция. Однако проведенные исследования доказывают, что это явление наблюдается даже у тех людей, которые читают сравнительно быстро. Следовательно, чтобы ускорить чтение, необходимо прекратить внутренне проговаривать слова. Всему виной последствия привитой школой привычки читать вслух. А переучиваться намного сложнее, чем учиться. Специалисты советуют применять один из этих методов:

  1. В случае если ваше чтение сопровождается движением губ, языка и т.д., попробуйте положить в рот какой-нибудь предмет, например, ручку, и держать его зубами. В результате вы сможете контролировать сам процесс чтения и подавить этот замедляющий фактор.
  2. А произношение слов в мозгу (речевом центре) искоренить намного сложнее. Здесь может помочь следующий – очень необычный – метод: найдите в интернете несколько записей ритмов с разной частотой ударов.  Именно ритмов, не музыки и даже не мелодии. Читайте под него и отбивайте пальцами звучащий ритм.

3.Читайте, двигаясь глазами вертикально

Bystroe_chtenieПри традиционном чтении поле зрения слишком узкое – глаза охватывают не больше трех слов, вследствие чего они делают слишком много лишних движений. Соответственно, чем шире поле зрения, тем больший объем информации воспринимает читатель. Текст желательно читать целыми фразами, а лучше целой строкой, вертикально, сверху вниз по центру страницы.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В чем секрет успеха финского образования?

Таким образом, читающий сможет воспринимать сразу большие объемы информации в моменты концентрации взгляда на тексте.

4.Научитесь отделять главное от второстепенного.

Во время чтения необходимо сразу определять, какой фрагмент текста несет основную смысловую нагрузку. Часто опорой понимания может служить какие-нибудь ассоциации, предугадывание будущих событий, использование логической цепочки и т.д.

5.Постоянно работайте над своей памятью и вниманием.

Bystroe_chteniyeВ процессе быстрого чтения мы неотступно концентрируем свое внимание на тексте, не отвлекаясь на текущие дела и заботы. А от медленно читающего часто ускользают важные детали, интерес к тексту падает, поскольку его внимание незаметно переключается на сторонние мысли и предметы. Книга читается механически, а смысл прочитанного так и остался неосознанным.Затем человек замечает, что он прочитал, не вдумываясь, и начинает перечитывать заново.

Помните,  человек, читающий быстро, всегда сконцентрирован, организован и легко управляет своим вниманием. Чтобы ускорить чтение и осмысление книги предлагаем вашему вниманию такое упражнение: попробуйте читать мысленно слова задом наперед. Сначала короткие, потом более длинные. Это значительно увеличит уровень концентрации внимания.

6.Ежедневно тренироваться быстрому чтению.

Чтобы освоить технику быстрого чтения необходимо каждый день читать самую разнообразную литературу: художественную (минимум 50 страниц), газеты, журналы и т.д. Во время обучения быстрому чтению перестраивается сознание, разрушаются существующие стереотипы мышления.Очень хорошо себя зарекомендовали книги по скорочтению Андреева О.А. и Хромова Л.Н. «Учимся быстро читать». Желательно также посещать специальные занятия и тренинги. Они помогут значительно ускорить процесс обучения.

Вам понравилась статья? Спешите поделиться с друзьями! Жмите лайки!

www.agata.org.ua

Методика скорочтения: 5 эффективных практик!

В настоящее время существует огромный выбор методик, позволяющих повысить технику чтения. Их можно освоить не только в системе онлайн-занятий, специально проводимых курсах, семинарах, но и самостоятельно, путем каждодневных тренировочных упражнений. Как сделать это наиболее эффективно? Рассмотрим на примерах. Выбранная вами методика скорочтения однозначно даст гарантированный результат!

Эффективные методики скорочтения

Методика Теодора Рузвельта

Позволяет увеличить скорость чтения в 3-4 раза, доводя объём прочитанного материала до 600 слов в минуту.

Важно освоить принципы этой методики:

  • Избегать субвокализаций (мысленного проговаривания слов) за счёт переключения внимания с вокального восприятия читаемого слова на зрительный образ. Другими словами, нужно научиться читать глазами, а не ртом;
  • Не возвращаться к уже прочитанному. Поможет в этом простой карандаш, которым можно водить по строчкам, следя за ним глазами;
  • Тренировать периферийное зрение, позволяющее охватывать в процессе чтения не одно, а сразу несколько слов. Хорошим подспорьем в развитии такого навыка может стать чтение колонок газет или журналов;Методика скорочтения
  • Освоение быстрого чтения по диагонали, путем сужения угла просмотра строчек текста, которым нужно овладеть;
  • Поверхностное просматривание текста, или выборочное чтение за счет отбора ключевых слов и фраз, несущих основной смысл прочитанного.

Интерактивная методика

Данная методика скорочтения напрямую связана с изменением главных стереотипов чтения.

Например, стоит чаще практиковать чтение текста вверх ногами, в обратную сторону, зигзагообразное чтение, чтение «плавающего» текста, когда буквы иерархически движутся. Такие способы нацеливают мозг на восприятие целой оболочки слова, а не его буквенного состава.методика скорочтения

Развитие бокового зрения при использовании тренажерной таблицы Шульте

Эта необычная методика скорочтения позволяет фокусировать внимание на центральных, самых важных элементах, развивая способность выделять в тексте главную мысль, искать слова-опоры, содержащие в себе основную информацию.

Для примера представляем вам одну из таблиц Шульте.методика скорочтения

Метод инсайта

Для упражнения необходимо выбрать незнакомый текст. Сначала он должен быть небольшого объёма, затем можно использовать большие тексты. В выбранном тексте некоторые слова (а чуть позже группы слов, предложения, абзацы) прикрываются наклейками или маскируются специальными маркерами.

Суть метода состоит в том, что нужно прочесть текст, восстановив его содержание логически и по смыслу. Такой способ позволяет читать бегло, не зацикливаясь на мелочах, выделяя в тексте самую суть.

Методика Олега Андреева

Данная техника чтения подразумевает под собой поэтапное усвоение всех видов скорочтения:

  • Чтение сверху вниз и наоборот;
  • Быстрый поиск в тексте слова, на которое укажет другой человек (слово может располагаться как на странице текста, так и в главе). Подобное действие можно видоизменить. Например, если один человек начинает читать любое предложение из текста, а тот, кто желает освоить скорочтение, находит предложение и дочитывает его вместе с первым;методика скорочтения
  • Логическое прочтение текста (пропуская строчку или две заданного текста), требующее восстановления всего текста;
  • Сканирование текста (за 20 секунд просмотреть содержимое страницы). Этот прием позволяет выделять главное и восстанавливать весь текст, не теряя его основного смысла;
  • Чтение на одном дыхании, без остановок;
  • Чтение вдогонку (скользя по строчке карандашом или пальцем, опережая глаза).

Любые из рассмотренных упражнений позволяют повысить технику чтения, увеличить объём запоминания материала, способствуют развитию внимания и памяти.

abzac.cc