Почему психоанализ все же выстоял, несмотря на всю научную критику в его адрес? Можно с уверенностью сказать, что до некоторой степени все теории поведения могут быть подвергнуты критике за недостаточную научную проработанность. Иногда при оценке той или иной психологической теории приходится отказываться от строгих научных критериев и мерить ее какими-то иными мерками. А потому можно сказать, что исследователи, избирающие для себя психоанализ, делают это не совсем безосновательно.
Психоанализ также предполагает подтверждение - правда, иного рода, нежели то, с которым обычно работает наука. И даже если психоаналитическое подтверждение не является таковым с точки зрения классической науки, это вовсе не значит, что теория неверна. Вера в психоанализ может опираться и на основание его интуитивной достоверности.
В целом можно сказать, что фрейдовский психоанализ оказал существенное воздействие на американскую академическую психологию. Интерес к идеям Фрейда продолжает оставаться довольно высоким. Однако популярность психоанализа как метода лечения в целом падает, если судить по количеству обращений к психоаналитикам, а также по количеству людей, желающих приобрести специальность психоаналитика. Длительная и довольно дорогая процедура традиционного психоанализа вытесняется менее длительным и менее дорогим методом психотерапии (одно из ответвлений психоанализа), а также бихевиоральной и когнитивной терапией.
Широкое применение лекарств сократило потребность в психоанализе и подобных ему методах при лечении ряда душевных расстройств. Доступность таких лекарств, как литиум и процак, вновь склонило психиатров и клинических психологов от психологической трактовки природы душевных заболеваний а сторону соматической точки зрения.
Соматический или биохимический подходы рассматривают душевные расстройства как результат нарушения химического баланса в мозге. К чему затевать долговременное и дорогостоящее психотерапевтическое лечение, если пациент может принять таблетку - и порядок? Однако, медикаментозная терапия подходит не всем и не всегда. Справедливости ради следует отметить, что Фрейд еще много раньше предвидел подобное развитие событий.
Влияние идей Фрейда на массовую культуру еще более значительно и очевидно. Оно начинает сказываться непосредственно после его визита в университет Кларка в США в 1909 году. В газетах появляются многочисленные статьи, посвященные Фрейду, и к 1920 году опубликовано уже свыше 200 книг по различным проблемам фрейдовского психоанализа. Nfrbt ;ehyfks? rfr "Ladie’s Home Journal», «The Nation», «The New Republic», часто публикуют статьи о психоанализе. Ведущая студия домашнего кино МГМ (MGM) предложила Фрейду 100 тысяч долларов за помощь в работе над фильмом о любви, но он отказался. Следует отметить, что широкие слои общественности с энтузиазмом восприняли психоанализ еще задолго до того, как на него обратили внимание академические круги.
В XX веке происходит значительное ослабление запретов и ограничений на отражение сексуальных вопросов в повседневном поведении, искусстве, литературе и сфере развлечений. Широко распространено мнение, что вытесненная или подавленная сексуальность опасна для здоровья. Однако, ирония ситуации состоит в том, что собственно фрей-довские представления о сексе были при этом существенным образом искажены. Сам он никогда не ратовал за. ослабление половых запретов или за сексуальную свободу. Как раз наоборот, его собственная позиция состояла в том, что вытеснение сексуальности необходимо для развития цивилизации. Но вне зависимости от его намерений, либерализация сексуальности в наше время является отчасти следствием распространения психоанализа. Ведь именно акцент на вопросах пола в его работах привлек к психоанализу широкое общественное внимание. Даже в научных журналах статьи, посвященные вопросам секса, имеют оттенок сенсационности.
Несмотря на всю критику в свой адрес, недостаток научной строгости и некоторую методологическую слабость, фрейдовский психоанализ продолжает оставаться влиятельной силой в современной психологии. В 1929 году Е. Дж. Боринг писал в своем учебнике под названием «История экспериментальной психологии» (A history of Experimental Psyhology), что психология не может выставить ни одного мыслителя ранга Дарвина или Гельмгольца. Двадцать один год спустя, во втором издании того же учебника, он пересмотрел свое мнение. Характеризуя произошедшие за это время в психологии события, с чувством неприкрытого восхищения Фрейдом, он пишет:
Теперь мы с уверенностью можем оценить его как величайшею новатора, подлинного проводника духа времени, сумевшего достроить здание психологии, введя в нее принцип бессознательного... Вряд ли кому в течение, по крайней мере. последующих трех столетий удастся написать историю психологии без упоминания имени Фрейда. А это и есть подлинный критерий величия: посмертная слава. (Boring. 1950. P. 743, 707.)
studfiles.net
З. Фрейд и его вклад в организацию психологических исследований - страница №1/1
Студента (ки) курса Гуманитарного факультета.
Чедырян Ольги Викторовны. Учебная дисциплина : Введение в профессию .
Тема: З.Фрейд и его вклад в организацию психологических
исследований.
Оценка:
г.Одесса
-План-Сведения о З.Фрейде , его жизни и научных работах.
Развитие психоанализа . Психоанализ как философское течение вообще. Преувеличение роли сексуальных влечений в психической жизни человека- один из главных призывов к « раскрепощению чувственности».
Истолкование сновидений, как «королевская дорога» психоанализа.
Заключение (Психоанализ – урок скромности для человека).
Список литературы. Зигмунд Фрейд и его вклад в организацию
психологических исследований. Во второй половине ХIX века, когда психология выделилась как отдельная наука, главной её целью стало раскрытие основных элементов человеческой психики методом интроспекции в лабораторных условиях . В этом направлении работала первая в то время лаборатория В. Вунта .Поэтому появление радикально иного подхода к изучению людей вызвало ошеломляющий эффект. Разработанная молодым венским врачом З.Фрейдом теория личности представила человека не как существо разумное и осознающее своё поведение , а как существо , находящееся в вечном конфликте ,истоки которого лежат в другой , более широкой сфере психического – в неосознанном.
Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми инстинктами , рассудком и сознанием. Его психоаналитическая теория служит примером психодинамического подхода . Понятие динамики в его теории подразумевает , что поведение человека полностью детерминировано ,и бессознательные психические процессы имеют большое значение в регуляции поведения человека.
Почти за 45 лет активной научной деятельности и клинической практики Фрейд создал:
*Первую развёрнутую теорию личности ;
*Обширную систему клинических наблюдений;
*Оригинальный метод лечения невротических расстройств;
*Метод исследования тех психических процессов , которые почти невозможно изучить каким – либо другими средствами.
Зигмунд Фрейд – создатель направления , которое приобрело известность под именем глубинной психологии и психоанализа , родился 6 мая 1856г. в небольшом моравском городе Фрейбурге (ныне Пршибор ,Чехия) в семье небогатого торговца шерстью. В1860г. семья переехала в Вену , где будущий знаменитый ученный прожил около 80 лет . В большой семье было 8 детей , но только Зигмунд выделялся своими исключительными способностями , удивительно острым умом и страстью к чтению .Поэтому родители стремились создать для него лучшие условия . Он окончил гимназию с отличием в 17 лет и поступил в знаменитый Венский университет . Особый интерес для него представляли естественные науки. Фрейд воспитывался на принципах и идеалах точного, опытного естествознания – физики и биологии. Он не ограничивался описанием явлений , а искал их причины и законы. Этим идеалам он следовал и тогда , когда перешёл в область психологии . Он намеривался стать профессиональным научным работником. Но он стал практикующим врачом - невропатологом , т.к. его материальное положение ухудшилось . Вместе с таким же врачом И. Брейером они стали применять для лечения своих пациентов гипноз. Через несколько лет Фрейд выдвинул постулат , придавший всем его последующим концепциям , каких бы психологических проблем они не касались , особую окраску и навсегда соединивший его имя с идеей всесилия сексуальности во всех человеческих делах. В различных гипотезах и представлениях Фрейда потаённым силам сексуальности действительно было придано могущественное влияние на судьбу человека , и для того, чтобы считать Фрейда трубадуром этих сил , он сам дал немало оснований . Однако , подобно тому как применительно к поведению своих пациентов Фрейд в их реакциях искал скрытый от их сознания реальный смысл, в суждениях самого Фрейда , его теориях заключалось гораздо больше , чем это им самим осознавалось .И именно эти «зашифрованные» идеи , а не версия о всемогуществе полового влечения , стали животворным источником его влияния на науку о человеке . Совместно молодые невропатологи Фрейд и Брейер подготовили книгу «Исследования истерии». Она вышла в 1895г. Иногда её оценивают как первую главу в истории созданного Фрейдом психоанализа .
Книгу «Толкование сновидений» , вышедшую в 1900г., Фрейд считает своим главным трудом . Он думал , что сны являются отражением страхов , влечений и других переживаний , которые говорят о себе на особом символическом языке , словарь и способ построения которого Фрейд попытался восстановить. Идея о том, что на наше повседневное поведение влияют неосознанные мотивы , была блестяще продемонстрирована им в книге «Психопатология обыденной жизни»(1901г.) В другой работе –«Остроумие и его отношение к бессознательному»(1905г.) шутки или каламбуры интерпретируются Фрейдом как разрядка напряжения, созданного теми ограничениями , которые накладывают на сознание индивида различные социальные нормы . Н о это вовсе не означает , что они монопольно царят над всеми движущими поведением человека потребностями , как это со всё большей настойчивостью утверждал Фрейд. Именно этот подход он отстаивал в «Трёх очерках по теории сексуальности»(1905г.) , где весь анализ психоневрозов вращался вокруг подавленного сексуального влечения как главной причины страхов, неврастении и других болезненных состояний. Его обращение к данным, касающимся психики «первобытных людей», ставило целью доказать сходство между их мышлением и поведением и симптомами нервозов . Об этом говорилось в работе «Тотем и табу»(1913г.). В 1915-1917гг. он выступил в Венском университете с большим курсом , опубликованным под названием «Вводные лекции в психоанализ». Курс требовал дополнений, их он опубликовал в виде 8 лекций в1933г. В этот же последний период творчества Фрейда увидели свет его , работы , запечатлевшие изменения , которые претерпели его взгляды на структуру человеческой личности : «Психология масс и анализ Я»(1921г.), «Я и Оно»(1923г).В конце 30-х гг. ХХ века Фрейд эмигрировал в Англию . Там его встретили восторженно , но дни его были сочтены . Он мучился от болей , и по его просьбе его лечащий врач сделал 2 укола , положившие конец страданиям . Это произошло в Лондоне 21 сентября 1939г.
Возникнув в начале века одно из направлений медицинской психологии , психоанализ , сначала усилиями Фрейда, а затем его последователей , постепенно превратился в учение , претендующее на оригинальное решение чуть ли не всех мировоззренческих проблем. Одновременно он стал частью повседневного существования миллионов людей в Западной Европе и , в особенности ,в США.
ПСИХОАНАЛИЗ – не только вид психотерапевтической и клинической практики. Одновременно он является философским учением о человеке, социальной философией, принадлежа, таким образом , к факторам идеологического порядка . Именно в этом смысле психоанализ стал неотъемлемой частью западной культуры . По словам Бергера , «если бы Фрейда не было , его нужно было бы выдумать». По его мнению , главной социальной причиной распространения психоанализа является почти полное разделение сфер публичной и частной жизни в буржуазном обществе . Это ведёт к «кризису идентичности»: лишь немногие люди имеют возможность найти своё «подлинное Я» в гражданской жизни , политике , бизнесе , культуре . Для большинства же в условиях разделения труда и капиталистической рационализации производства и потребления остаётся искать своё «подлинное Я» в частной жизни .
Психоаналитическое учение о культуре представляет собой способ истолкования знаков , семиотику или даже симптоматику культуры .Взгляд Фрейда на искусство , религию , мораль , сознательные институты – это взгляд заболевания. Психоанализ развивался по следующему направлению : то терапии неврозов и методов исследования бессознательных психических процессов к «метапсихологии», т.е. совокупности теоретических постулатов о человеческой психике и «судьбах влечений».
Затем эта общая теория послужила фундаментом для применения психоанализа в различных областях знания: в этнографии , религиоведении, социальной психологии , социологии и т .д. Уже в ранних работах Фрейда содержатся его основные философские идеи, осуществляется выход за пределы специальных проблем психотерапии и медицинской психологии , тогда как поздние произведения по прежнему опираются на опыт общения с пациентами и ориентированы на более глубокое осмысление этого опыта.
В «Толковании сновидений» (1900г.) сновидение рассматривается как приватная микрология сновидца , а мир представляется как сновидение народов . Фрейд находит первоисток всех проявлений человеческой души во влечениях , залегающих в бессознательном , в глубинах психики- отсюда название «глубинная психология», закрепившееся за психоанализом. Аналитик повсюду ищет и находит следы влечений , той психической энергии, либидо, которая «инвестирует» произведения искусства или религиозные верования. Человек у Фрейда- человек желающий, у которого влечения и страсти предшествуют сознательному поведению и мышлению . Он подчинён неумолимым влечениям , сокрытым за множеством конвенциональных масок ; но несознательный мир не только рационален, сколько полон «рационализацией», то есть подобранных для оправдания своих поступков идеальных мотивов, которые не совпадают с подлинными мотивами поведения. «Разумность» человека весьма ограничена, за ясными и отчётливыми идеями и образами сознания скрываются тёмные и спутанные представления сновидений и галлюцинаций , психические отображения инстинктивных влечений и неосознаваемых запретов .Предметом психоанализа являются , в первую очередь , разного рода психопатологии , в которых эта «тьма» берет верх над сознательной жизнью . Если такова природа человека , если фундаментом его существования является влечение , то исчезают всякие ограничения для аналогий между детскими влечениями, неврозами , сновидениями и произведениями культуры .Поле применения психоанализа тогда беспредельно , равно всей культуре , всему человеческому бытию.
Для обозначения самого глубокого уровня психической жизни Фрейд использовал термин «Trieb», переводимый либо как «инстинкт» , либо как «влечение». Хотя Фрейд постоянно подчёркивал связь психической жизни с биологической организацией (поэтому речь идет об инстинктах), эта биохимическая реальность , по его собственному признанию , нам неизвестна, и лишь в каком – то отдаленном будущем наука сумеет полностью объяснить поведение и мышление человека на языке химии и физиологии . Психоанализ имеет дело с психическими заместителями или представителями инстинктов. Мы сталкиваемся с особой психической реальностью : влечения изначально осмыслены , поэтому они могут входить в сознание в состоянии сновидения или невроза , могут воздействовать на сознание . Влечение уже наделено смыслом – это как бы граница между биологическим и психическим , тут совершается переход слепой и немой энергии в артикулируемый смысл . Эти потоки психической энергии «инвертируются» в определённые идеальные образы культуры , творимые жизненной энергией желания.
Фрейд создал учение, которое было использовано не только для объяснения поведения и мышления невротиков , но и для истолкования эмпирических данных чуть ли не всех социальных и гуманитарных наук . Он подчеркивал наличие конфликтов в психике человека , стал рассматривать душевную жизнь индивида в её истории и в связи с действием некоторых социальных факторов .Его заслугой является разработка вопросов о динамическом соотношении бессознательных и сознательных мотивов действий людей , о наличии в психике различных уровней. Фрейду удалось показать и некоторые негативные стороны современного ему буржуазного общества, поскольку те внутрипсихические конфликты , которые он описывал , являлись отражением условий существования людей в капиталистическом мире.
Фрейд , конечно , ни к какой революции , тем более к «сексуальной» , не призывал , но характерное для его учения преувеличение роли сексуальных влечений в психической жизни человека стало одним из главных источников призывов «раскрепощению чувственности».Фрейд отрицал какое-либо внешнее влияние на его учение со стороны Шопенгауэра и Ницше и даже говорил , что специально отказался от чтения произведений Ницше , чтобы такого влияния не произошло , но он , судя по всему был неплохо с этими учениями знаком .
Учение Фрейда предлагает два варианта ответа на вопрос о человеческой природе . Но и в том , и в другом случае им осуществляется биологизация человеческого существования . Одним из источников витализма Фрейда была «философия жизни». Другим источником была установка естествознания , а также буржуазной социологии и антропологии ХIX века сводить сложные социальные и психологические явления к элементарным физическим и биологическим процессам. Фрейд считал , что биология и психология должны быть теми «точными» науками , которые заложат фундамент для всей совокупности социальных и гуманитарных наук. Фрейд сосредоточил всё внимание на том , что по его мнению ,присуще природе человека , т.е. на некоторых биопсихических характеристиках , которые в отличие от различных привнесений культуры присущи всем людям .
Моделью его философской антропологии был не просто человек с его исключительно психологическими была задатками .Человеческая природа была понята им по образу и подобию тех больных невротиков , с которыми он как врач имел дело . Неврозы , по его мнению , «не имеют какого- либо им только свойственного содержания, которого мы не могли бы найти у здорового…. Невротики заболевают теми же комплексами , с которыми ведём борьбу и мы , здоровые люди». В конечном счёте и здоровая , и отклонившаяся от нормы психика истолковываются Фрейдом как результат совершающейся в раннем детстве эволюции либидо (сексуального инстинкта). В зависимости от того , успешно был преодолён «эдипов комплекс» или нет , произошла ли фискация , задержка на одной из «доэдиповых» ступеней развития либидо , протекает , в соответствии с его учением , вся взрослая жизнь человека.
По определению Фрейда , психоаналитиком является тот , кто признаёт существование первичных бессознательных процессов в психике, учение о вытеснении и сопротивлении , а так же считает , что фундаментом психоанализа является теория детской сексуальности и «эдипова комплекса». Фрейд подчёркивал , что бессознательное ,во- первых ,выступает как проявление инстинктов , во- вторых , что именно энергия инстинктивных влечении определяет динамику психической жизни человека , в- третьих , что структура психики , характер индивида и все социально –культурные явления должны объясняться этой психодинамикой , «судьбами влечений», наконец ,что события и впечатления раннего детства определяют основные черты психики индивида.
Особенностью воззрения Фрейда является также предложенный им метод дешифровки , с помощью которого за видимым обнаруживается сокрытое . Интерпретация преодолевает и невротическое сопротивление , и «работу сна»- вообще то искажение , которое привносится в видимую нами картину мира запретами и нормами . Фрейд обнаруживает механизмы конденсации , смещения образов , проекции и сублимации влечений . Наше «Я» совсем не так «прозаично» , как полагали философы . Это лишь одна из инстанций психики , формирующаяся в процессе индивидуального развития. Длительная зависимость ребенка от родителей , медленное , в сравнении с другими животными , взросление – вот первопричина существования другой инстанции «Сверх-Я». В ней как бы конденсируются требования и запреты родителей , семьи , воспитателей , социальной среды , народной традиции , всего филогенеза. Чтобы понять смысл нынешних психических затруднений индивида , нужно вернуться к его раннему детству; в социологии , эстетике, философии культуры регрессия к ранним этапам человеческой истории помогает установить смысл сегодняшних событий , творений , социальных институтов , религиозных верований и моральных запретов .
Поэтому истолкование сновидений представляет собой «королевскую дорогу» психоанализа , а само сновидение может быть парадигмой всех шифров, уловок влечений , так как в сновидении происходит регрессия психического аппарата к архаичному , изначальному- мы возвращаемся к нашим детским влечениям, а они – суть наследия первобытности . Важнейшей предпосылкой всей культурологи фрейдизма является «биологический закон»: онтогенез есть повторение филогенеза. Трагедия, разыгравшаяся однажды в первобытной орде , неизменно повторяется в каждой семейной сцене ; история Эдипа и история Моисея возобновляют эту древнейшую пьесу – этом эстетическая сила античной трагедии , воспроизводящей древний миф , в этом сила истории Моисея- она воспроизводится в душе ребенка , вступающего в жизнь не только биологически , но и психически – через взаимоотношения с родителями.
Символика сновидений универсальна , мы имеем дело с одними и теми же символами, замещающими влечения. Строго говоря , это не символы , а знаки с установленными от века значениями . Психоаналитик может быть верующим или неверующим в Бога, почитающим искусство или равнодушным к нему , но психоанализ в любом случае есть род иконоборчества. Метод Фрейда – сведение сложного к простому , примитивному и архаичному . Психоанализ представляет собой театр масок , где главным актёром является желание. Фрейд ставит вопрос об отношениях между влечением и смыслом , языком и той же силой , которая стремится найти выражение в языке . Не зря он сразу заинтересовал писателей и художников , хотя встретил немалое сопротивление со стороны медицинских кругов . И сновидения , и невротические симптомы являются носителям скрытого смысла: существует тайный язык глубинных психических процессов, доступный переводу на язык сознания . Это лежит в основе всей психотерапии Фрейда , который утверждал : «Там , где было Оно, должно стать Я». Иначе говоря, вместе с выходом бессознательных представлений на свет сознания , они теряют ту психическую энергию , которая не находила ранее иного пути , кроме создания невротических симптомов.
Самым загадочным в психоанализе является понятие «сублимации», отклонение влечения от своей цели , какая его «возгонка», когда эротическое стремление становится произведением искусства .Художник у Фрейда напоминает свободно играющего ребёнка , беспрепятственно реализующего свои фантазии , но в замещенной форме .Созерцание произведения искусства доставляет нам наслаждение ,подобное лёгкому наркозу . Как и невротик , художник бежит от реальности, ибо не находит удовлетворения своим постоянным влечениям, но творец обладает даром возвращаться из мира фантазий , воплощая их в произведения искусства . Сам этот дар остаётся в психоанализе необъяснимым : совершенно непонятно , почему тот или иной «комплекс» не вызывает невроза, но реализуется именно в такой повести( а не в стихотворении , картине или скульптуре ). Единственное , что проясняет психоанализ ,- это производность прекрасного от эротики (прекрасное и возбуждающее ,- пишет Фрейд, - таковы изначальные свойства сексуального объекта».
Психоанализ представляет собой не только мир, но и философию. Она далека от оптимизма .Мы обладаем такой , а не иной физической и психической организацией и мало , что способны изменить в своём положении . Реальность не подчиняется нашим желаниям и не подвластна мольбам . С нею можно примириться , как и со своей судьбой . Психоанализ – это урок скромности для человека, поскольку ему следует отучится принимать иллюзорное за самоочевидное , а желаемое за действительное . Обнаружив себя рабом собственных влечений , человек способен уменьшить зависимость , но от цепей ему не избавиться , как и от смерти. Освобождение от иллюзий , от сновидений даёт познание необходимости . Такая философия не утешает , она помогает одному бесстрашному принятию судьбы. Список литературы.
Психология бессознательного: сборник произведений.
З. Фрейд.
Психоанализ. Религия. Культура.
З. Фрейд.
От Фрейда к Хайдеггеру.
А.М. Руткевич.
Лекции по психоанализу. Лекция 31.
З.Фрейд.
Хрестоматия по истории психологии.
А.А.Радугин.
shikardos.ru
Автор статьи Джон Ф. Килстром, Калифорнийский университет, Беркли
Если XX век был «веком Америки», то он был и веком Зигмунда Фрейда (Andersen & Glassman, 1996; Grits-Ghristoph, Cooper & Luborsky, 1990), потому что этот ученый изменил наше представление о самих себе. Коперник доказал, что Земля не является центром Вселенной, Дарвин утверждал, что человек произошел от «низших» животных, а Фрейд стремился показать, что человеческий опыт, мысли и поступки определяются не нашим сознанием, а иррациональными механизмами, находящимися вне нашего контроля, механизмами, которые можно понять и контролировать только с помощью сложного процесса, называемого психоанализом.
Фрейд внес изменения и в наш лексикон, с помощью которого мы познаем себя и окружающих. Вы знали, что такое ид и суперэго, зависть к пенису и фаллические символы, кастрационный и эдипов комплексы еще до того, как открыли эту книгу. В обычном понимании психотерапия отождествляется с психоанализом. Теория Фрейда, которая уделяет особое внимание случаям, допускающим двоякое толкование, основана на «постмодернистском» подходе к научному критицизму, частью которого является выявление и объяснение противоречий. Фрейд, как никто другой, оказал глубокое влияние на современную культуру.
Влияние Фрейда на культуру основано, по меньшей мере косвенно, на предположении, что его теория имеет научную ценность. Но с научной точки зрения классический фрейдистский психоанализ мертв и как теория психики, и как метод психотерапии (Crews, 1998; Macmillan, 1996). Ни одно предположение теории психоанализа, например идеи о том, что развитие проходит оральную, анальную, фаллическую и генитальную стадии, или о том, что мальчики испытывают половое влечение к своим матерям и ненависть и страх по отношению к отцам, не подтверждается на практике. Нет эмпирических доказательств, что психоанализ более эффективен, чем другие методы психотерапии, такие как систематическая десенситизация или аутогенная тренировка. Также не доказано, что психоанализ достигает результатов с помощью именно тех механизмов, которые предсказывались теорией, например с помощью переноса и катарсиса.
Фрейд жил в особый период времени, и можно утверждать, что его теория была правильной в отношении европейской культуры того момента, даже если теперь она таковой не является. Однако недавно проведенный исторический анализ показал, что фактический материал, который Фрейд использовал в качестве доказательства своих теорий подсознательного конфликта и детской сексуальности, систематически искажался, а имеющиеся в его распоряжении научные данные ошибочно истолковывались или были представлены в ложном свете. Теории Фрейда — это не только продукт своего времени: они были ошибочны, даже когда автор впервые публиковал их.
Дрю Уэстен (Westen, 1988), психолог из Гарвардской медицинской школы, согласен, что теории Фрейда давно устарели и вышли из употребления, но утверждает, что его научное наследство живет в ряде теоретических предположений, которые в настоящее время широко признаны учеными: существование подсознательных психических процессов; важность конфликтов и амбивалентного поведения; наличие стадий психического развития; утверждение о том, что индивидуальность взрослого человека закладывается в детстве; влияние ментальных представлений на социальное поведение. Однако некоторые из его предположений весьма сомнительны. Например, нет доказательств того, что детские переживания оказывают существенное влияние на формирование личности. И что еще важнее, Уэстен обходит стороной вопрос о том, правильна ли точка зрения Фрейда на этот счет. Одно дело утверждать, что подсознательные побуждения оказывают большое влияние на поведение, и совсем другое — заявлять, что каждая наша мысль и любой поступок определяются сдерживаемыми сексуальными или агрессивными побуждениями, что ребенок испытывает половое влечению к родителю противоположного пола и что мальчики враждебно относятся к своим отцам, которых ревнуют к матерям. Так считал Фрейд, и теперь мы можем сказать, что Фрейд был не прав в каждом из этих утверждений. Например, лабораторные опыты показали, что процессы, происходящие в подсознании, не имеют ничего общего с теми процессами, которые описывает теория психоанализа (Kihistrom, 1998).
Уэстен также утверждает, что теория психоанализа со времен Фрейда претерпела значительные изменения и что, следовательно, несправедливо тесно связывать психоанализ со взглядами Фрейда на подавляемые, детские, сексуальные или агрессивные побуждения. Но опять-таки это утверждение не является ответом на вопрос, верна ли теория Фрейда. Более того, вопрос о том, действительно ли все эти «неофрейдистские» теории более правильны, чем классическая теория Фрейда, остается открытым. Например, все еще не ясно, является ли теория стадий психологического развития Эрика Эриксона более обоснованной, чем соответствующая теория Фрейда.
Несмотря на то что Фрейд оказал значительное влияние на культуру XX века, его вклад в психологию — не более чем мертвый балласт. Те общие вопросы, о которых пишет Уэстен, обсуждались и до Фрейда или, напротив, были сформулированы совсем недавно, независимо от него. В лучшем случае Фрейд представляет интерес для психологов только как историческая фигура. Возможно, у него был талант писателя, а не ученого.
www.all-tests.ru
...
В 1927 году Анна Фрейд опубликовала свою первую книгу под названием «Введение в технику детского анализа», в значительной мере определившую направление дальнейших се исследовательских интересов. Она обосновала необходимость создания особого направления психоаналитической терапии — детского анализа, который учитывал бы незрелость детской психики и сравнительно низкий уровень вербализации. (Сам Зигмунд Фрейд никогда не занимался в своей частной практике лечением детей.)
Внесенные ею нововведения касались использования игровых методов в психоанализе, а также наблюдения ребенка в домашней обстановке. Бульшая часть исследований проводилась в Лондоне, где семья Фрейда осела после бегства от нацистов в 1938 году. Анна открыла свою клинику в доме по соседству от того, в котором умер ее отец. Там в течение многих лет она принимала пациентов, а впоследствии основала психоаналитический центр, в котором проходили подготовку клинические психологи со всего мира. О ее новых работах сообщалось в ежегодных публикациях журнала «Психоаналитические исследования у детей», издававшегося с 1945 года. Собрание сочинений Анны Фрейд, выходившее в период с 1965 по 1981 год, насчитывает девять томов.
Анна Фрейд подвергла существенному пересмотру ортодоксальную психоаналитическую теорию, расширив роль эго и допустив его независимое от ил функционирование. В работе «Эго и механизмы защиты» (Das Ich and die Abwechrrnechanisrnen, 1936 г.) она развивала одно из базовых положений психоанализа — роль и функционирование механизмов, защищающих эго от тревоги. «Книга имела шумный успех, была объявлена значительным вкладом в развитие психологии и была переведена на ряд иностранных языков. Она и до сих пор входит в ядро психоаналитической эго — психологии» (Fine. 1990. P. 99). Стандартное ныне для психоаналитической теории описание защитных механизмов (подобное тому, которое приведено в главе 13) — заслуга прежде всего Анны Фрейд. Именно она дала им четкое и ясное описание, снабдив его подробными примерами из области детского анализа.
bookap.info
Обратимся к истории и сделаем выводы. В конце XIX столетия Зигмунд (Сигизмунд Шломо) Фрейд уже начал формулировать свое фантазийное учение. Его сила была, прежде всего, в чрезвычайной лестности идей фрейдизма для человечества. (Как мы видим, в обывательском фольклоре фрейдистская терминология и сегодня занимает весьма почетное место.)
От Фрейда люди не без удовольствия узнали, что их мышление имеет в своей основе тайные порочные механизмы, что управляется оно неким всесильным «подсознанием», а также «силами бессознательного». Еще одним приятным открытием было то, что все эти загадочные процессы поддаются регулировке с помощью т. н. «психоанализа».
Для рынка парамедицинских услуг того времени данная теория была самым подходящим товаром. Дело в том, что Европа уже научилась «нервничать». Она выяснила, что существует «психика», и искала ей достойного применения. Сперва в моду вошли обмороки и затяжные истерики. Затем, по мере развития психиатрии, стал известен обширный список невротических депрессий — и публика быстро научилась страдать теми из них, что свидетельствовали о «тонкой душевной организации» их носителя или носительницы. Конечно, особенно усердствовали дамы. Но и среди мужского населения мало кто мог позволить себе «нервное здоровье». Это расценивалось как вызов обществу, дурной тон и прямое свидетельство примитивности индивидуума.
Классическая психиатрия, разумеется, была не готова к эпидемии душевной утонченности. Тут-то и возник доктор Сигизмунд Шломо с его «психоанализом».
По одной из версий — он очень правильно оценил «клинический пейзаж» и его финансовые потенциалы. (Они действительно были великолепны.) Более того, умный и наблюдательный Сигизмунд уже хорошо знал, как скучна и скудна судьба физиолога-академиста, щепетильно преданного своей «чистой» науке. Участь обычного «доктора» была ничем не лучше. Чинное загнивание в статусе квартального лекаря, живущего под звон медных монеток, в планы Фрейда никак не входило. Он не мог не видеть, как со всех сторон тянутся бумажники и портмоне, предназначенные тому, кто сможет сделать лечение «души» не менее увлекательным, чем сама болезнь.
Конечно же, Фрейд отозвался на этот зов. Он легко превратил имеющийся у него академический багаж в сырье для многозначительных фантазий и забавного шарлатанства. Но именно это и нужно было публике. Измотанная издевательствами материалистов над вечными ценностями, она требовала от неврологии чувствительного привкуса непостижимого. Фрейд обеспечил этот привкус — и попал в «десятку».
Впрочем, все было не так линейно. Чарующее шарлатанство психоанализа, возможно, никогда бы не украсило скрижали истории медицины, если бы не С17h31NO4. Конечно, теперь трудно понять, кто был в большей степени автором идей «подсознания, бессознательного и психоанализа» — сам Фрейд или тот (в общей сложности) центнер кокаина, который начиная с 1883 года доктор Сигизмунд Шломо проглотил, инъецировал, втер во все свои слизистые, употребил назально, клизмально и даже в виде глазных капель.
Человека, знакомого с основами физиологии мозга, заподозрить в изобретении таких фантазий, как «подсознание», чрезвычайно сложно. А Фрейд не просто знал физиологию, а знал хорошо. И до своего кокаинового периода написал несколько недурных статей, в том числе и для медицинской энциклопедии Нотнагеля. Так что, скорее всего, подлинным творцом фрейдизма является все-таки не сам доктор, а С17h31NO4. Впрочем, кокаин, в силу известных причин, не смог заявить о своем авторстве, и все лавры достались исключительно Зигмунду Фрейду.
Кстати, судя по всему, именно постоянное кокаиновое опьянение помешало Фрейду заметить то существенное открытие, которое он случайно сделал в 1884 году. Испытывая на себе кокаин, присланный ему для исследований фабрикой Мерка в Дармштадте, он опробовал его сильный настой на роговицах собственных глаз и обнаружил способность cocainum парализовать рецепторы, в том числе и болевые. Чуть позже открытие было присвоено Карлом Коллером, который именно на основании невнятной статьи Фрейда в Heitlersche Zentralblatt für Therapie (описавшего там свои личные ощущения) ввел в оперативную офтальмологию способ кокаиновой анестезии роговицы, чем начал новую эру глазной медицины.
Фрейда эта ситуация привела в долговременное бешенство и, по всей вероятности, детонировала его полный разрыв с физиологией и медициной. Впрочем, он никогда не забывал про завораживающую силу научной терминологии и продолжал ею жонглировать. Более того, хорошо понимая коммерческий вес ученых регалий, доктор Сигизмунд Шломо одиннадцать раз безуспешно номинировался на Нобелевскую премию.
Но по существу все его учение — как по его собственному признанию Фрейда, так и по факту — никакой связи с имеющимися у него научными познаниями не имело. Более того, он неоднократно упоминал, что «лучших своих учеников он нашел среди немедиков» (Ф. Виттельс «Фрейд его личность, учение и школа» 1925).
Нобелевский лауреат Питер Медавар в свое время высказался о Фрейде — «грандиозное мошенничество ХХ века». Но Медавар, ослепленный академической брезгливостью, по всей вероятности, все же ошибся. Ничего грандиозного в учении Фрейда нет. К сожалению, в нем вообще ничего, достойного упоминания, нет.
Вообще, Фрейд долго вызывал справедливое раздражение биологов, физиологов и неврологов, пока время не спустило его из науки «тремя этажами ниже», в массово-развлекательные дисциплины, вроде эзотерики, астрологии и психологии.
thequestion.ru
Зигмунд Фрейд
Зигмунд ФрейдНаиболее известен как основатель и создатель:
Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856
Умер 23 сентября 1939
Независимо от того, как воспринимаются теории Зигмунда Фрейда сегодня, нет никаких сомнений в том, что он оказал огромное влияние на различные области психологии. В его работах присутствует убеждение в том, что не все психические заболевания имеют физиологические причины. Он также доказал, что на психологию и поведение человека оказывают влияние культурные различия. Благодаря работе и трудам Зигмунда Фрейда, был сделан вклад в развитие нашего понимания личности, становление клинической психологии, развитие человеческого потенциала и патопсихологии.
Фрейд также оказал влияние на многих других выдающихся психологов, в том числе на свою дочь Анну Фрейд, Мелани Кляйн, Карен Хорни, Альфреда Альдера, Эрика Эриксона, и Карла Юнга.
Когда Фрейд был молод, с семьей он переехал из Фриберга в Моравии в Вену, где провел большую часть своей жизни. Перед тем, как ему поступить в гимназию Шпурлинга, родители учили Зигмунда дома. В гимназии он всегда стремился быть первым среди других. Школу он окончил с отличием.
После изучения медицины в Венском университете, Фрейд стал работать врачом и снискал на этом поприще уважение. Работая с заслуженным французским неврологом Жаном Мартеном Шарко, Фрейд стал увлекаться изучением эмоционального нарушения, известного как истерия. Позже друг и наставник Фрейда доктор Йозеф Брейер предложил ему изучить случай пациентки Анны О., настоящее имя которой было Берта Паппенхайм. У нее были следующие симптомы: нервный кашель, тактильная анестезия и паралич. Во время своего лечения, женщина вспомнила несколько травмирующих событий, которые Фрейд и Брейер посчитали причинами развития ее болезни.
Оба врача пришли к выводу, что у Анны O. никакой врожденной причины недомогания не было, но то, что она рассказала о своих переживаниях, вызвало успокаивающий эффект. После этого случая в 1895 году Фрейд и Брейер опубликовали работу под названием «Исследования истерии». Сама же Берта Паппенхайм ссылалась в последующем на то, что ей удалось вылечиться благодаря тому, что она смогла рассказать о своей тревоге.
Среди более поздних работ Фрейда: «Толкование сновидений» (1900г.) и «Три очерка по теории сексуальности» (1905г.). Несмотря на то, что теория психосексуального развития Фрейда многие годы является предметом критики и дискуссий, его работы стали всемирно известными. Теории Фрейда часто рассматриваются современными психологами со скептицизмом, однако его работы и по сей день продолжают оказывать влияние на развитие психологии и многих других дисциплин.
Источник: http://psychology.about.com/bio/Kendra-Cherry-17268.htm
lovetorun.ru
Джон Ф. Килстром, Калифорнийский университет, Беркли
Если XX век был «веком Америки», то он был и веком Зигмунда Фрейда (Andersen & Glassman, 1996; Grits-Ghristoph, Cooper & Luborsky, 1990), потому что этот ученый изменил наше представление о самих себе. Коперник доказал, что Земля не является центром Вселенной, Дарвин утверждал, что человек произошел от «низших» животных, а Фрейд стремился показать, что человеческий опыт, мысли и поступки определяются не нашим сознанием, а иррациональными механизмами, находящимися вне нашего контроля, механизмами, которые можно понять и контролировать только с помощью сложного процесса, называемого психоанализом.
Фрейд внес изменения и в наш лексикон, с помощью которого мы познаем себя и окружающих. Вы знали, что такое ид и суперэго, зависть к пенису и фаллические символы, кастрационный и эдипов комплексы еще до того, как открыли эту книгу. В обычном понимании психотерапия отождествляется с психоанализом. Теория Фрейда, которая уделяет особое внимание случаям, допускающим двоякое толкование, основана на «постмодернистском» подходе к научному критицизму, частью которого является выявление и объяснение противоречий. Фрейд, как никто другой, оказал глубокое влияние на современную культуру.
Влияние Фрейда на культуру основано, по меньшей мере косвенно, на предположении, что его теория имеет научную ценность. Но с научной точки зрения, классический фрейдистский психоанализ мертв и как теория психики, и как метод психотерапии (Crews, 1998; Macmillan, 1996). Ни одно предположение теории психоанализа, например, идеи о том, что развитие проходит оральную, анальную, фаллическую и генитальную стадии, или о том, что мальчики испытывают половое влечение к своим матерям и ненависть и страх по отношению к отцам, не подтверждается на практике. Нет эмпирических доказательств, что психоанализ более эффективен, чем другие методы психотерапии, такие как систематическая десенситизация или аутогенная тренировка. Также не доказано, что психоанализ достигает результатов с помощью именно тех механизмов, которые предсказывались теорией, например с помощью переноса и катарсиса.
Фрейд жил в особый период времени, и можно утверждать, что его теория была правильной в отношении европейской культуры того момента, даже если теперь она таковой не является. Однако недавно проведенный исторический анализ показал, что фактический материал, который Фрейд использовал в качестве доказательства своих теорий подсознательного конфликта и детской сексуальности, систематически искажался, а имеющиеся в его распоряжении научные данные ошибочно истолковывались или были представлены в ложном свете. Теории Фрейда — это не только продукт своего времени: они были ошибочны, даже когда автор впервые публиковал их.
Дрю Уэстен (Westen, 1988), психолог из Гарвардской медицинской школы, согласен, что теории Фрейда давно устарели и вышли из употребления, но утверждает, что его научное наследство живет в ряде теоретических предположений, которые в настоящее время широко признаны учеными: существование подсознательных психических процессов; важность конфликтов и амбивалентного поведения; наличие стадий психического развития; утверждение о том, что индивидуальность взрослого человека закладывается в детстве; влияние ментальных представлений на социальное поведение. Однако некоторые из его предположений весьма сомнительны. Например, нет доказательств того, что детские переживания оказывают существенное влияние на формирование личности. И что еще важнее, Уэстен обходит стороной вопрос о том, правильна ли точка зрения Фрейда на этот счет. Одно дело утверждать, что подсознательные побуждения оказывают большое влияние на поведение, и совсем другое — заявлять, что каждая наша мысль и любой поступок определяются сдерживаемыми сексуальными или агрессивными побуждениями, что ребенок испытывает половое влечению к родителю противоположного пола и что мальчики враждебно относятся к своим отцам, которых ревнуют к матерям. Так считал Фрейд, и теперь мы можем сказать, что Фрейд был не прав в каждом из этих утверждений. Например, лабораторные опыты показали, что процессы, происходящие в подсознании, не имеют ничего общего с теми процессами, которые описывает теория психоанализа (Kihistrom, 1998).
Уэстен также утверждает, что теория психоанализа со времен Фрейда претерпела значительные изменения и что, следовательно, несправедливо тесно связывать психоанализ со взглядами Фрейда на подавляемые, детские, сексуальные или агрессивные побуждения. Но опять-таки это утверждение не является ответом на вопрос, верна ли теория Фрейда. Более того, вопрос о том, действительно ли все эти «неофрейдистские» теории более правильны, чем классическая теория Фрейда, остается открытым. Например, все еще не ясно, является ли теория стадий психологического развития Эрика Эриксона более обоснованной, чем соответствующая теория Фрейда.
Несмотря на то что Фрейд оказал значительное влияние на культуру XX века, его вклад в психологию — не более чем мертвый балласт. Те общие вопросы, о которых пишет Уэстен, обсуждались и до Фрейда или, напротив, были сформулированы совсем недавно, независимо от него. В лучшем случае Фрейд представляет интерес для психологов только как историческая фигура. Возможно, у него был талант писателя, а не ученого.
---
megaobuchalka.ru