Вклад фрейда в психологию - мертвый балласт. Вклад фрейда в психологию


Вклад Фрейда в психологию. Зигмунд Фрейд (1856-1939) – основоположник психоанализа

Похожие главы из других работ:

В.М. Бехтерев и его вклад в экспериментальную психологию

Научный вклад

Бехтерев исследовал большой ряд психиатрических, неврологических, физиологических, морфологических и психологических проблем. В своём подходе он всегда ориентировался на комплексное изучение проблем мозга и человека...

Вклад В.М. Бехтерева и Г.И. Челпанова в становление отечественной психологии

1. Научная деятельность и вклад в отечественную психологию В.М. Бехтерева

В истории отечественной психологической науки с именем Владимира Михайловича Бехтерева связано окончательное утверждение новой парадигмы в исследовании психической деятельности...

Вклад Мерлина В.С. в исследование проблем индивидуального стиля деятельности

2. Научный вклад

В традициях петербургской исследовательской традиции, заложенной Бехтеревым и Лазурским, В. С. Мерлин развивал междисциплинарную научную концепцию интегральной индивидуальности...

Возрастная периодизация

Попытки перейти от житейской мудрости к научному знанию, содержавшиеся в учениях о темпераментах и о способностях, сыграли свою прогрессивную роль. Но только с внедрением в психологию эксперимента и с появлением новых критериев научности ее представлений создаются предпосылки для зарождения соответс

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Ананьев Б.Г.: Некоторые проблемы психологии взрослых. М., 1973; О проблемах современного человекознания. М., 1977. 2. Блонский П.П. Избранные произведения. М., 1964. 3. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971. 4...

Идеологическое давление на социальную психологию в 70-80 годы XX века

4. Психологи, внесшие свой вклад в развитие социальную психологию

Естественно, что отчетливо обозначились магистральные направления: психология общения (О.В. Соловьева, Ю.С. Крижанская, В.П. Третьяков), психология малых групп (В.Б. Ольшанский, Я.Л. Коломинский, Р.Л. Кричевский, Ю.П. Волков)...

Исследования Ладыгиной-Котс в зоопсихологии

2. Вклад Ладыгиной-Котс в решение проблемы эволюции психики

Для Н.Н. Ладыгиной-Котс проблема филогенетических предпосылок человеческой психики не замыкалась на результатах исследования поведения антропоморфных обезьян. Их восприятие, эмоции, память...

Личность и межличностные отношения

7. Психоанализ З. Фрейда

ЗИГМУНД ФРЕЙД (1856-1939) являлся известным австрийским психиатром и психоаналитиком. В своем мировоззренческом развитии Фрейд прошел очень сложный и противоречивый путь. Наблюдая патологические отклонения в психике...

Личность и межличностные отношения

6. Психоанализ З. Фрейда

ЗИГМУНД ФРЕЙД (1856-1939) являлся известным австрийским психиатром и психоаналитиком. В своем мировоззренческом развитии Фрейд прошел очень сложный и противоречивый путь. Наблюдая патологические отклонения в психике...

Особенности самосознания незамужних женщин 30-летнего возраста

1.5 Вклад А. Коллонтай в «женский вопрос»

Основная заслуга в разработке нового взгляда на социальные отношения между полами, которые должны сложиться в социалистическом обществе, принадлежала признанному теоретику большевиков в этом вопросе Александре Коллонтай...

Психоаналитическая теория личности

1.2 Наблюдения З. Фрейда

Фрейд наблюдал у своих пациентов бесконечное число душевных конфликтов и компромиссов. Он увидел, что одно влечение противостоит другому, общественные запреты препятствуют проявлению биологических побуждений, а способы для того...

Психоаналитическая теория личности

2.2 Психоанализ З. Фрейда

По мнению Фрейда, Эго реагирует на угрозу прорыва импульсов Ид двумя способами: блокированием выражения импульсов в сознательном поведении и искажением их до такой степени, что начальная интенсивность снизилась или отклонить в сторону...

Психологические особенности личности женщины-преступницы

2. ВКЛАД УЧЕНЫХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Как большинство новых наук, возникших на стыке различных отраслей знания, юридическая психология на первых этапах своего развития не была самостоятельной и не располагала специальными кадрами...

Регуляторные ресурсы преодоления стресса

1.2 Копинг-стратегии, их вклад в спортивную деятельность

Наличие огромного количества стрессоров в жизни человека стали отправным пунктом в исследованиях механизмов, способствующих совладать с данными стрессами, особенно в подростковом возрасте...

Рефлексология В.М. Бехтерева

Практический вклад школы Бехтерева

Представителями школы В.М. Бехтерева было разработано много методик экспериментально-психологического исследования душевнобольных. Некоторые из них (методика сравнения понятий...

Человеческие ценности в социальной психологии

2. Явные пути влияния ценностных ориентаций на социальную психологию

Сам выбор предмета исследования свидетельствует о ценностях социального психолога. И нет ничего случайного в том, что в 1940-х гг., когда в Европе свирепствовал фашизм, психологи начали активно изучать предрассудки; что 1950-е - период...

psy.bobrodobro.ru

Вклад Фрейда в психологию - мертвый балласт

Автор: Джон Ф. Килстром[1], Калифорнийский университет, Беркли

Если 20 век был «веком Америки», он также был веком Зигмунда Фрейда (Roth, 1998​)[3]. Такими своими работами как «Толкование сновидений» (1900) [4], «Психопатология обыденной жизни» (1901) [5], «Введение в психоанализ. Лекции» (1915 – 1916)[6], книгами, которые достигли феноменального успеха, Фрейд изменил наши представления о себе. Подобно тому, как Коперник показал, что Земля не находится в центре Вселенной, как Дарвин показал, что люди произошли от «низших» животных, Фрейд продемонстрировал, что человеческий опыт, мысли и действия детерминируются не только нашим рациональным сознанием, но и иррациональными силами, лежащими вне нашего сознания и контроля – силами, которые могут быть поняты и взяты под контроль только в длительном терапевтическом процессе, который он назвал психоанализом.

Фрейд также изменил лексикон, с помощью которого мы понимаем себя и других. Прежде чем вы открыли данную книгу, вы уже знали что-то об ид (id) и суперэго (superego), зависти к пенису (penis envy) и фаллических символах (phallic symbols), страхе кастрации (castration anxiety) и эдиповом комплексе (Oedipus complex). В массовой культуре психотерапия фактически отождествляется с психоанализом. Теория Фрейда, сконцентрированная на толковании неоднозначных событий, лежит в основе «постмодернистских» подходов к научной критике, таких как вскрытие противоречий. Влияние Фрейда на современную культуру является более глубоким и продолжительным, чем влияние Эйнштейна или Уотсона и Крика, Гитлера или Ленина, Рузвельта или Кеннеди, влияние Пикассо, Элиотта или Стравински, больше чем влияние «Битлз» или Боба Дилана.

Культурное влияние Фрейда основывается — по крайне мере, имплицитно, — на допущении, что его теория научно обоснована. Однако с точки зрения науки, классический психоанализ Фрейда не пригоден ни как теория разума, ни как терапевтический подход (Crews, 1998[7]; Macmillan, 1996[8]). Не существует эмпирических свидетельств ни одного из положений психоаналитической теории, таких как идея, что развитие проходит через оральную, анальную, фаллическую и генитальную стадию, или что маленькие мальчики испытывают страсть к матери, ненавидят и боятся своих отцов. Нет эмпирических свидетельств того, что психоанализ более эффективен, чем другие формы психотерапии, такие как постепенная десенсибилизация или тренинги уверенности в себе. Нет эмпирических свидетельств того, что механизмы, которыми психоанализ достигает своих целей, — такие, как перенос и катарсис — действительно опираются на теорию.

Ни одно пред­положение теории психоанализа, например идеи о том, что развитие проходит оральную, анальную, фаллическую и генитальную стадии, или о том, что мальчики испытывают половое влечение к своим матерям и ненависть и страх по отношению к отцам, не подтверждается на практике.

Конечно, Фрейд жил в конкретный период времени, и можно утверждать, что его теория была верна, применительно к европейской культуре конца прошлого века, даже если она не подтверждается сегодня. Тем не менее, исторический анализ показывает, что представленный Фрейдом материал систематически искажался и основывался на его теории неосознаваемых конфликтов и детской сексуальности, что он неправильно понимал и искажал доступные ему научные данные. Теории Фрейда не были продуктом своего времени: они вводили в заблуждение и были ошибочны даже тогда, когда он их издавал.

Дрю Вестен (Drew Westen, 1988[9] ), психолог медицинской школы Гарварда согласен, что теории Фрейда архаичны и устарели, но доказывает, что наследство Фрейда живет во множестве теоретических предположений и широко принимается учеными: существование неосознаваемых психических процессов; важность конфликтов и амбивалентности в поведении; становление детей как взрослой личности; ментальные репрезентации как посредник социального поведения; стадии психического развития. Тем не менее, некоторые из этих положений спорны. Например, нет свидетельств, что методы воспитания детей оказывают прочное влияние на их личность. Более того, аргументы Вестена обходят вопрос о безошибочности воззрений Фрейда на эти вещи. Одно дело сказать, что неосознаваемые мотивы играют роль в поведении. И совсем другое дело сказать, что все наши мысли и действия направляются подавленными сексуальными и агрессивными побуждениями; что дети испытывают эротические чувства к родителю противоположного пола; и что маленькие мальчики враждебны по отношению к отцу, которого они считают соперником в борьбе за привязанность матери. Это то, во что верил Фрейд, и насколько мы можем судить, он был неправ по всем пунктам. Например, неосознаваемые воспоминания, обнаруженные в лабораторных исследованиях автоматизма и имплицитной памяти, совершенно не похожи на неосознаваемые воспоминания в психоаналитической теории (Kihlstrom, 1999[10]).

Неосознаваемые воспоминания, обнаруженные в лабораторных исследованиях автоматизма и имплицитной памяти, совершенно не похожи на неосознаваемые воспоминания в психоаналитической теории

Вестен также доказывает, что сама психоаналитическая теория эволюционировала со времен Фрейда и соответственно, несправедливо столь тесно связывать психоанализ с воззрениями Фрейда на подавленные, инфантильные, сексуальные и агрессивные импульсы. Но опять же данные понятия используются, независимо от того верны ли теории Фрейда. Более того, остается открытым вопрос, насколько верны эти «неофрейдистские» теории по сравнению с классическими воззрениями Фрейда. Например, не совсем ясно, насколько теория психического развития Эриксона вернее теории Фрейда.

В то время как влияние Фрейда на культуру ХХ века было огромным, его влияние на психологию является как бы «мертвым грузом». Обширные темы, о которых пишет Вестен, существовали в психологии и до Фрейда или возникли относительно недавно независимо от его влияния. В лучшем случае, Фрейд представляет интерес для психологов как историческая фигура. Его лучше изучать как писателя на филологическом факультете, чем как ученого на факультете психологии. Психологи вполне могут обойтись без него. ​

Сноски

[1] Kihlstrom, J. F. (2000) Is Freud Still Alive? No, Not Really. In Hilgard’s Introduction to Psychology, 13th Ed., by R. Atkinson, R.C. Atkinson, E.E. Smith, D.J. Bem, & S. Nolen-Hoeksema. New York: Harcourt Brace Jovanovich, 2000. WWW: http://ist-socrates.berkeley.edu/~kihlstrm/freuddead.htm)

[3] Roth, M. (1998). Freud: Conflict and culture. New York: Knopf.

[7] Crews, F.C. (Ed.). (1998). Unauthorized Freud: Doubters confront a legend. New York: Viking.​

[8] Macmillan, M.B. (1996). Freud evaluated: The completed arc. Cambridge, Ma.: MIT Press.

[9] Westen, D. (1998). The scientific legacy of Sigmund Freud: Toward a psychodynamically informed psychological science. Psychological Bulletin, 124, 333-371

[10] Kihlstrom, J.F. (1999). Conscious and unconscious cognition. In R.J. Sternberg (Ed.), The nature of cognition (pp. 173-203). Cambridge, Ma.: MIT Press.

www.psychologos.ru

Вклад З.Фрейда в развитие психологии (1856-1939).

Количество просмотров публикации Вклад З.Фрейда в развитие психологии (1856-1939). - 457

Общая характеристика взглядов психологов 17- середины 19 веков.

Развитие психологических взглядов в XVIII – XX веках.

Эмпиризм Ф. Бэкона в XVII в. заменил представление о психике как совокупности психических явлений. Для этого и более позднего периода характерно обособление или отрыв психического от физического, сведения мира психических явлений к замкнутой системе фактов сознания, недоступных объективному наблюдению.

В начале XIX века стали складываться новые подходы к психике.

Открытия в физиологии стимулировали рост психологического знания. Была открыта рефлекторная дуга, “специфическая энергия нервов”, отделы головного мозга, скорость прохождения импульса по нерву. Было установлено с опорой на экспериментальные и количественные методы, что в данном психическом мире действуют собственные законы и причины. Это создало почву для отделœения психологии, как от физиологии, так и от философии. При отсутствии знаний о телœесном субстрате бывают строго эмпирически открыты законы, которым подвластны явления психики. Среди физиологов, открывших психическую причинность можно назвать Э. Вебера (1795 – 1878 гᴦ.), Г. Фехнера (1801 –1887 гᴦ.), Ф. Дондерса (1818 – 1889 гᴦ.), Г. Гельмюльца (1821 – 1894 гᴦ.), Э. Пфлюгера, Ч. Дарвина (1809 – 1882 гᴦ.) и других. Опыты этих учёных подрывали принятые в те времена мнение о тождестве психики и сознания. Была открыта психика у лягушки (при отсутствии сознания), связь инстинктов и эмоциями. Врачи – гипнотизеры ещё раз доказали существование бессознательной психики.

Концепция психологического параллелизма, согласно которой, психическое и психологическое рассматривались как два независимых, но функционально соответствующих ряда явлений, но функционально соответствующих ряда явлений, стала основой построения экспериментальной психологии на Западе, одним из создателœей которой являлся В. Вунд (1832 – 1920 гᴦ.). Вунд стал сторонником философии волюнтаризма (от латинского “волюнтас” – воля) – философия, считающей волю внешним принципом бытия. Волевые акты были приняты им за конечную причину процессов сознания и первичную духовную силу.

Великий русский физиолог И.М. Сеченов (1829 – 1905 гᴦ.) указал на сходство в строении психического и рефлекторного акта͵ открыл центральное торможение, показал тем самым, что мышца является не только органом движения, но и познания.

С рождением экспериментальной психологии излюбленной темой её изучения стали ассоциации. В случае если раньше своеобразие интеллектуальных процессов следствием идей, мыслей, умственных операций (как актов сознания), то психолог Э. Торндайк (1874 – 1949 гᴦ.) на базе опытов выделил их в виде независимых от сознания двигательных реакций организма. Используя “проблемные ящики” в экспериментах с кошками, он доказал присущность смысловых процессов телœесному поведению. Действия, ставшие автоматизированными благодаря повторению, называли навыками.

Кузен Дарвина Ф. Гальтон (1822 – 1911 гᴦ.) доказывает, основываясь на множество факторов, что выдающиеся способности передаются по наследству; он впервые вводит понятие “тест”. Задачей диагностики индивидуальных различий между людьми, касающихся приобретение знаний и выполнение сложных форм деятельности, занялся А. Бинœе (1857 – 1911 гᴦ.). Его “коэффициент интеллекта” соотносил “умственный” возраст с хронологическим.. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, предметом анализа стали уже не элементы и акты сознания, никому неведомые кроме как субъекту, изощрившему своё внутреннее зрение, а телœесные реакции, изучаемые объективным методом.

Ни одно направление не приобрело столь громкую известность за пределами психологии, как психоанализ. Его идеи влияли на искусство, литературу, медицину и другие области науки, связанные с человеком. Названа эта концепция ʼʼфрейдизмʼʼ по имени его основателя Зигмунда Фрейда (1856—1939).

Термин ʼʼпсихоанализʼʼ имеет три значения:. 1 — теория личности и психопатологии; 2— метод терапии личностных расстройств; 3 — метод изучения неосознанных мыслей и чувств человека.

Фрейд применял топографическую модель, согласно которой в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознание, бессознательное. Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы осознаете в данный момент времени. Сознание охватывает только малый процент всœей информации, хранящейся в мозге, причем определœенная информация осознается лишь в течение короткого периода времени, а затем быстро погружается на уровень предсознательного или бессознательного, по мере того как внимание человека перемещается на другие сигнале.

Фрейд разработал новую психологическую технику – метод свободных ассоциаций: пациент говорит всœе, что приходит на ум, вне зависимости от того, насколько глупым, незначительным или неприличным это кажется. Задачей этого метода было выведение на экран сознания тех вытесненных переживаний, которые могли быть причиной аномального поведения человека. При этом, по мнению Фрейда, ассоциации оказывались не ʼʼсвободнымиʼʼ, а направляемыми скрытым мотивом. Οʜᴎ развивались до определœенной точки, когда пациент демонстрировал ʼʼсопротивлениеʼʼ - отказ от раскрытия чересчур болезненных воспоминаний. Открытие явления сопротивления привело Фрейда к формулировке важного принципа психоанализа – ʼʼподавленияʼʼ.

Другой новый метод Фрейда – анализ сновидений, толкование их с целью открыть бессознательные скрытые конфликты (ʼʼТолкование сновиденийʼʼ 1900ᴦ.). Сновидения представляют из себязамаскированную форму удовлетворения подавленных желаний.

Рассматривая инстинкты как движущие силы личности, Фрейд делил их на две группы: инстинкты жизни (направленные на самосохранение особи и выживание вида) и инстинкты смерти (мазохизм, самоубийство, ненависть, агрессия).

Фрейд считал, что психическая жизнь человека протекает во взаимодействии трех компонентов – ид, эго и Супер-эго (оно, Я, сверх-Я).

При психоанализе (по Фрейду) стоит задача: 1) воссоздать из данных конкретных проявлений группу сил, которые вызывают болезненные патологические симптомы, нежелательное неадекватное поведение человека; 2) реконструировать прошлое травматическое событие, высвободить подавленную энергию и использовать ее для конструктивных целœей (сублимация), придать этой энергии новое направление (к примеру, при помощи анализа переноса освободить изначально подавленные детские сексуальные устремления — превратить их в сексуальность взрослого человека и тем самым дать возможность участвовать в развитии личности).

Недостатком фрейдизма является преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека, человек принято понимать в основном как биологическое сексуальное существо, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ находится в состоянии непрерывной тайной борьбы с обществом, заставляющим подавлять сексуальные влечения. По этой причине даже его последователи, неофрейдисты, отталкиваясь от базовых постулатов Фрейда о бессознательности, пошли по линии ограничения роли сексуальных влечений в объяснении психики человека.

referatwork.ru

Вклад психоанализа в развитие психологии

Почему психоанализ все же выстоял, несмотря на всю научную критику в его адрес? Можно с уверенностью сказать, что до некоторой степени все теории поведения могут быть подвергнуты критике за недостаточную научную проработанность. Иногда при оценке той или иной психологической теории приходится отказываться от строгих научных критериев и мерить ее какими-то иными мерками. А потому можно сказать, что исследователи, избирающие для себя психоанализ, делают это не совсем безосновательно.

Психоанализ также предполагает подтверждение - правда, иного рода, нежели то, с которым обычно работает наука. И даже если психоаналитическое подтверждение не является таковым с точки зрения классической науки, это вовсе не значит, что теория неверна. Вера в психоанализ может опираться и на основание его интуитивной достоверности.

В целом можно сказать, что фрейдовский психоанализ оказал существенное воздействие на американскую академическую психологию. Интерес к идеям Фрейда продолжает оставаться довольно высоким. Однако популярность психоанализа как метода лечения в целом падает, если судить по количеству обращений к психоаналитикам, а также по количеству людей, желающих приобрести специальность психоаналитика. Длительная и довольно дорогая процедура традиционного психоанализа вытесняется менее длительным и менее дорогим методом психотерапии (одно из ответвлений психоанализа), а также бихевиоральной и когнитивной терапией.

Широкое применение лекарств сократило потребность в психоанализе и подобных ему методах при лечении ряда душевных расстройств. Доступность таких лекарств, как литиум и процак, вновь склонило психиатров и клинических психологов от психологической трактовки природы душевных заболеваний а сторону соматической точки зрения.

Соматический или биохимический подходы рассматривают душевные расстройства как результат нарушения химического баланса в мозге. К чему затевать долговременное и дорогостоящее психотерапевтическое лечение, если пациент может принять таблетку - и порядок? Однако, медикаментозная терапия подходит не всем и не всегда. Справедливости ради следует отметить, что Фрейд еще много раньше предвидел подобное развитие событий.

Влияние идей Фрейда на массовую культуру еще более значительно и очевидно. Оно начинает сказываться непосредственно после его визита в университет Кларка в США в 1909 году. В газетах появляются многочисленные статьи, посвященные Фрейду, и к 1920 году опубликовано уже свыше 200 книг по различным проблемам фрейдовского психоанализа. Nfrbt ;ehyfks? rfr "Ladie’s Home Journal», «The Nation», «The New Republic», часто публикуют статьи о психоанализе. Ведущая студия домашнего кино МГМ (MGM) предложила Фрейду 100 тысяч долларов за помощь в работе над фильмом о любви, но он отказался. Следует отметить, что широкие слои общественности с энтузиазмом восприняли психоанализ еще задолго до того, как на него обратили внимание академические круги.

В XX веке происходит значительное ослабление запретов и ограничений на отражение сексуальных вопросов в повседневном поведении, искусстве, литературе и сфере развлечений. Широко распространено мнение, что вытесненная или подавленная сексуальность опасна для здоровья. Однако, ирония ситуации состоит в том, что собственно фрей-довские представления о сексе были при этом существенным образом искажены. Сам он никогда не ратовал за. ослабление половых запретов или за сексуальную свободу. Как раз наоборот, его собственная позиция состояла в том, что вытеснение сексуальности необходимо для развития цивилизации. Но вне зависимости от его намерений, либерализация сексуальности в наше время является отчасти следствием распространения психоанализа. Ведь именно акцент на вопросах пола в его работах привлек к психоанализу широкое общественное внимание. Даже в научных журналах статьи, посвященные вопросам секса, имеют оттенок сенсационности.

Несмотря на всю критику в свой адрес, недостаток научной строгости и некоторую методологическую слабость, фрейдовский психоанализ продолжает оставаться влиятельной силой в современной психологии. В 1929 году Е. Дж. Боринг писал в своем учебнике под названием «История экспериментальной психологии» (A history of Experimental Psyhology), что психология не может выставить ни одного мыслителя ранга Дарвина или Гельмгольца. Двадцать один год спустя, во втором издании того же учебника, он пересмотрел свое мнение. Характеризуя произошедшие за это время в психологии события, с чувством неприкрытого восхищения Фрейдом, он пишет:

Теперь мы с уверенностью можем оценить его как величайшею новатора, подлинного проводника духа времени, сумевшего достроить здание психологии, введя в нее принцип бессознательного... Вряд ли кому в течение, по крайней мере. последующих трех столетий удастся написать историю психологии без упоминания имени Фрейда. А это и есть подлинный критерий величия: посмертная слава. (Boring. 1950. P. 743, 707.)

studfiles.net

Вклад фрейда в психологию - мертвый балласт

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника ⇐ ПредыдущаяСтр 260 из 363Следующая ⇒

Джон Ф. Килстром, Калифорнийский университет, Беркли

 

Если XX век был «веком Америки», то он был и веком Зигмунда Фрейда (Andersen & Glassman, 1996; Grits-Ghristoph, Cooper & Luborsky, 1990), потому что этот ученый изменил наше представление о самих себе. Коперник доказал, что Земля не является центром Вселенной, Дарвин утверждал, что человек произошел от «низших» животных, а Фрейд стремился показать, что человеческий опыт, мысли и поступки определяются не нашим сознанием, а иррациональными механизмами, находящимися вне нашего контроля, механизмами, которые можно понять и контролировать только с помощью сложного процесса, называемого психоанализом.

Фрейд внес изменения и в наш лексикон, с помощью которого мы познаем себя и окружающих. Вы знали, что такое ид и суперэго, зависть к пенису и фаллические символы, кастрационный и эдипов комплексы еще до того, как открыли эту книгу. В обычном понимании психотерапия отождествляется с психоанализом. Теория Фрейда, которая уделяет особое внимание случаям, допускающим двоякое толкование, основана на «постмодернистском» подходе к научному критицизму, частью которого является выявление и объяснение противоречий. Фрейд, как никто другой, оказал глубокое влияние на современную культуру.

Влияние Фрейда на культуру основано, по меньшей мере косвенно, на предположении, что его теория имеет научную ценность. Но с научной точки зрения, классический фрейдистский психоанализ мертв и как теория психики, и как метод психотерапии (Crews, 1998; Macmillan, 1996). Ни одно предположение теории психоанализа, например, идеи о том, что развитие проходит оральную, анальную, фаллическую и генитальную стадии, или о том, что мальчики испытывают половое влечение к своим матерям и ненависть и страх по отношению к отцам, не подтверждается на практике. Нет эмпирических доказательств, что психоанализ более эффективен, чем другие методы психотерапии, такие как систематическая десенситизация или аутогенная тренировка. Также не доказано, что психоанализ достигает результатов с помощью именно тех механизмов, которые предсказывались теорией, например с помощью переноса и катарсиса.

Фрейд жил в особый период времени, и можно утверждать, что его теория была правильной в отношении европейской культуры того момента, даже если теперь она таковой не является. Однако недавно проведенный исторический анализ показал, что фактический материал, который Фрейд использовал в качестве доказательства своих теорий подсознательного конфликта и детской сексуальности, систематически искажался, а имеющиеся в его распоряжении научные данные ошибочно истолковывались или были представлены в ложном свете. Теории Фрейда — это не только продукт своего времени: они были ошибочны, даже когда автор впервые публиковал их.

Дрю Уэстен (Westen, 1988), психолог из Гарвардской медицинской школы, согласен, что теории Фрейда давно устарели и вышли из употребления, но утверждает, что его научное наследство живет в ряде теоретических предположений, которые в настоящее время широко признаны учеными: существование подсознательных психических процессов; важность конфликтов и амбивалентного поведения; наличие стадий психического развития; утверждение о том, что индивидуальность взрослого человека закладывается в детстве; влияние ментальных представлений на социальное поведение. Однако некоторые из его предположений весьма сомнительны. Например, нет доказательств того, что детские переживания оказывают существенное влияние на формирование личности. И что еще важнее, Уэстен обходит стороной вопрос о том, правильна ли точка зрения Фрейда на этот счет. Одно дело утверждать, что подсознательные побуждения оказывают большое влияние на поведение, и совсем другое — заявлять, что каждая наша мысль и любой поступок определяются сдерживаемыми сексуальными или агрессивными побуждениями, что ребенок испытывает половое влечению к родителю противоположного пола и что мальчики враждебно относятся к своим отцам, которых ревнуют к матерям. Так считал Фрейд, и теперь мы можем сказать, что Фрейд был не прав в каждом из этих утверждений. Например, лабораторные опыты показали, что процессы, происходящие в подсознании, не имеют ничего общего с теми процессами, которые описывает теория психоанализа (Kihistrom, 1998).

Уэстен также утверждает, что теория психоанализа со времен Фрейда претерпела значительные изменения и что, следовательно, несправедливо тесно связывать психоанализ со взглядами Фрейда на подавляемые, детские, сексуальные или агрессивные побуждения. Но опять-таки это утверждение не является ответом на вопрос, верна ли теория Фрейда. Более того, вопрос о том, действительно ли все эти «неофрейдистские» теории более правильны, чем классическая теория Фрейда, остается открытым. Например, все еще не ясно, является ли теория стадий психологического развития Эрика Эриксона более обоснованной, чем соответствующая теория Фрейда.

Несмотря на то что Фрейд оказал значительное влияние на культуру XX века, его вклад в психологию — не более чем мертвый балласт. Те общие вопросы, о которых пишет Уэстен, обсуждались и до Фрейда или, напротив, были сформулированы совсем недавно, независимо от него. В лучшем случае Фрейд представляет интерес для психологов только как историческая фигура. Возможно, у него был талант писателя, а не ученого.

---

 

 

mykonspekts.ru

Зигмунд Фрейд (психоанализ)

Психоанализ Фрейда – это, пожалуй, одна из самых популярных теорий в психологии, которая актуальна со времени своего появления до сих пор. Да и самого автора можно назвать одним из известнейших психологов за всю историю этой науки.

Вехи жизни

Фрейд родился в 1856 году в Австрийской империи в семье, где было 9 детей. С раннего возраста он был очень интеллектуально развит и в связи с этим на своих родных братьев и сестер смотрел свысока. А вот родители его очень поддерживали – другим ребятишкам даже не разрешали музицировать или петь, чтобы они не мешали маленькому Зигмунду. В школу он пошел на целый год раньше своих сверстников, окончил ее на «отлично» и сразу же решил, что станет ученым. Кратко опишем его дальнейшую биографию.

Рекомендуем: Фрейдизм и неофрейдизм: подробнее про направления

В 1873 году Фрейд стал студентом Венского университета и провел там целых 8 лет, занимаясь изучением разнообразных дисциплин. Одним из первых его научных трудов были исследования кокаина, которые он проводил, экспериментируя на самом себе. Зигмунд установил, что данное вещество обладает сильным анальгетическим эффектом.

Долгое время ученый применял его для обезболивания, что привело его к зависимости от кокаина. Он подсадил на наркотик нескольких своих друзей и даже свою невесту – в оправдание великого психолога можно сказать, что тогда он еще не знал о губительном действии вещества.

В 1885 году Фрейд несколько месяцев провел в Париже, где тщательно изучал невропатологию, в особенности истерию. Он выявил некоторую закономерность между истерией и проблемами сексуального характера. В том же году ученый женился на Марте Берней, позже она родила ему шестерых детей.

Вернувшись в Австрию, Зигмунд начал работать в институте, вести частную практику, занимаясь преимущественно гипнозом. Но позже к З. Фрейду пришло понимание того, что этот метод не всегда эффективен, а иногда он бывает и вовсе бесполезным и не приносящим результата. Это подтолкнуло психолога к тому, что необходимо найти более универсальный и действенный метод лечения.

Рекомендуем: Эрих Фромм — кто это?

Философия Фрейда стала строиться на том, что с клиентом нужно общаться, и он сам будет давать в ходе диалога информацию, которая потом сможет стать ключом к пониманию его психики. Также ученый активно стал применять метод ассоциаций для установления причин возникновения того или иного психического отклонения.

В 1930 году ученому присудили премию Гете за вклад в литературу и науку. Но в этом же году случилось страшное для Фрейда событие – умерла его мама. Спустя несколько лет, когда в Германии к власти пришел Гитлер, труды Зигмунда были запрещены, а его книги массово уничтожались. Умер великий психолог в 1939 году, причем он сам захотел уйти из жизни – попросил доктора, ухаживавшего за ним, дать ему смертельную дозу морфия.

Главная теория

Основной теорией, которую создал Зигмунд Фрейд, стал психоанализ. Введение в психоанализ в современном мире широко изучается, а в те времена, когда это течение появилось, многие психологи от Фрейда отвернулись. Причиной этого стало то, что ученые не верили, будто в основе истерии лежат подавленные воспоминания человека о сексе.

Примечательно, что Зигмундом Фрейдом психоанализ изначально применялся к самому себе – он изучал свои детские воспоминания, сновидения. Это было очень болезненно, но оказалось весьма продуктивным. Он установил, что сновидения играют в жизни людей важную роль и имеют не только явное, но и скрытое содержание. Расшифровывая их, можно понять тайные мысли человека, которые и привели к тому, что ему приснилось то или иное.

Рекомендуем: Эрик Эриксон: биография

Теория Зигмунда Фрейда со временем стала пользоваться пусть небольшой, но все же популярностью, и у него появились последователи и ученики. Весьма известны встречи «Психологическое общество по средам», на которых собирались психологи, – позже этот, с позволения сказать, кружок по интересам перерос в «Венское психоаналитическое объединение». Его участниками стали многие выдающиеся психологи того времени.

Самым важным вкладом Фрейда в психоанализ стало изучение личности. Структура личности, по Фрейду, состоит из трех важных компонентов: Оно, Я и Сверх-Я. Эта модель для своего времени была очень оригинальной, ведь ученый предположил, что причиной многих психических отклонений, да и в принципе всех проблем человека, являются запреты общества, которые не позволяют ему реализовать свои сексуальные желания.

Психоаналитическая теория Фрейда сводится к тому, что Я – это личность человека и его разум, Сверх-Я – это цензура, которая рождается воспитанием и обществом, а Оно – это те самые сексуальные желания, которых человек порой даже не осознает.

Весомый вклад

Как утверждал Фрейд, психология человека развивается под действием определенных сексуальных факторов. Ребенок с рождения преодолевает разные этапы сексуального развития – от оральной до генитальной стадии, пока не станет способен вступать в сексуальную связь с особью противоположного пола.

У Фрейда психоанализ во многом основывался на концепции эдипова комплекса. Суть ее сводится к тому, что каждый мальчик испытывает не только любовь, но и неосознанное эротическое влечение к собственной маме и в связи с этим очень ревнует ее к отцу, а порой его даже ненавидит. В свою очередь говорил Фрейд о любви девочек к отцам. Оба этих комплекса формируются в возрасте 3-6 лет и сопровождают человека на протяжении жизни – правда, в более взрослом возрасте они переходят в скрытую стадию и людьми практически не замечаются и не проявляются.

Рекомендуем: Механизмы психологической защиты

Согласно Фрейду Зигмунду, психология индивида имеет защитные механизмы, которые помогают жить каждому человеку. Среди самых главных таких механизмов ученый выделял сублимацию, замещение, отрицание, рационализацию и т.п.

Но самое главное достижение в психологии у Фрейда – бессознательное. Он был первым ученым, который заговорил об этом феномене. Согласно его мнению, бессознательное – это такой элемент психики каждого человека, который качественно отличается от сознания. Если говорить доступным языком, это то, что формируется в психике человека на основе природных влечений, регулируется первичными процессами и стремится прорваться наружу, но не прорывается из-за цензуры в виде «Сверх-Я».

Рекомендуем: Бессознательное: понятие в психологии

Очень часто Фрейд связывал это с сексом. Он считал, что каждый индивид на подсознательном уровне может иметь неординарные сексуальные желания, но не думает о них и не добивается того, чтобы получить такое удовлетворение, в силу своей совести или цензуры, т.е. сознание не дает бессознательному прорваться наружу.

Итак, у Зигмунда Фрейда биография была довольно сложной, но весьма интересной. Он известен как величайший психолог с мировым именем, который внес огромный вклад в психологию, психотерапию и психоаналитику. Помимо этого он оказал влияние и на развитие других наук: медицины, социологии, философии, антропологии, а также литературы 20 века.

Понятно, что многие его теории для своего времени были новаторскими и необычными, – как следствие, они не находили должного понимания и были много раз раскритикованы, но все же нельзя недооценивать ту роль, которую Фрейд сыграл в развитии психологии и других наук. Автор: Елена Рагозина

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 30-150 тысяч:

www.grc-eka.ru

Вклад фрейда в психологию - мертвый балласт

Количество просмотров публикации Вклад фрейда в психологию - мертвый балласт - 3

Джон Ф. Килстром, Калифорнийский университет, Беркли

 

Если XX век был ʼʼвеком Америкиʼʼ, то он был и веком Зигмунда Фрейда (Andersen & Glassman, 1996; Grits-Ghristoph, Cooper & Luborsky, 1990), потому что ϶тот ученый изменил наше представление о самих себе. Коперник доказал, что Земля не является центром Вселеннои̌, Дарвин утверждал, что человек произошел от ʼʼнизшихʼʼ животных, а Фрейд стремился показать, что человеческий опыт, мысли и поступки определяются не нашим сознанием, а иррациональными механизмами, находящимися вне нашᴇᴦο контроля, механизмами, которые можно понять и контролировать только с помощью сложного процесса, называемого психоанализом. Понятие и виды, 2018.

Фрейд внес изменения и в наш лексикон, с помощью которого мы познаем себя и окружающих. Вы знали, что такое ид и суперэго, зависть к пенису и фаллические символы, кастрационный и эдипов комплексы ещё до того, как открыли эту книгу. В обычном понимании психотерапия отождествляется с психоанализом. Понятие и виды, 2018.Теория Фрейда, которая уделяет особое внимание случаям, допускающим двоякое толкование, основана на ʼʼпостмодернистскомʼʼ подходе к научному критицизму, частью которого является выявление и объяснение противоречий. Фрейд, как никто другой, оказал глубокое влияние на современную культуру.

Влияние Фрейда на культуру основано, по меньшей мере косвенно, на предположении, что ᴇᴦο теория имеет научную ценность. Но с научнои̌ точки зрения, классический фрейдистский психоанализ мертв и как теория психики, и как метод психотерапии (Crews, 1998; Macmillan, 1996). Ни одно предположение теории психоанализа, например, идеи о том, что развитие проходит оральную, анальную, фаллическую и генитальную стадии, или о том, что мальчики испытывают половое влечение к своим матерям и ненависть и страх по отношению к отцам, не подтверждается на практике. Нет эмпирических доказательств, что психоанализ более эффективен, чем другие методы психотерапии, такие как систематическая десенситизация или аутогенная тренировка. Также не доказано, что психоанализ достигает результатов с помощью именно тех механизмов, которые предсказывались теорией, например с помощью переноса и катарсиса.

Фрейд жил в особый период времени, и можно утверждать, что ᴇᴦο теория была правильнои̌ в отношении европейской культуры того момента, даже в случае если теперь она таковой не является. Однако недавно проведенный исторический анализ показал, что фактический материал, который Фрейд использовал в качестве доказательства своих теорий подсознательного конфликта и детской сексуальности, систематически искажался, а имеющиеся в ᴇᴦο распоряжении научные данные ошибочно истолковывались или были представлены в ложном свете. Теории Фрейда — ϶то не только продукт своᴇᴦο времени: они были ошибочны, даже когда автор впервые публиковал их.

Дрю Уэстен (Westen, 1988), психолог из Гарвардской медицинской школы, согласен, что теории Фрейда давно устарели и вышли из употребления, но утверждает, что ᴇᴦο научное наследство живет в ряде теоретических предположений, которые в настоящее время широко признаны учеными: существование подсознательных психических процессов; важность конфликтов и амбивалентного поведения; наличие стадий психического развития; утверждение о том, что индивидуальность взрослого человека закладывается в детстве; влияние ментальных представлений на социальное поведение. Однако некоторые из ᴇᴦο предположений весьма сомнительны. К примеру, нет доказательств того, что детские переживания оказывают существенное влияние на формирование личности. И что ещё важнее, Уэстен обходит сторонои̌ вопрос о том, правильна ли точка зрения Фрейда на ϶тот счет. Одно дело утверждать, что подсознательные побуждения оказывают большое влияние на поведение, и совсем другое — заявлять, что каждая наша мысль и любой поступок определяются сдерживаемыми сексуальными или агрессивными побуждениями, что ребенок испытывает половое влечению к родителю противоположного пола и что мальчики враждебно относятся к своим отцам, которых ревнуют к матерям. Следует отметить, что так считал Фрейд, и теперь мы можем сказать, что Фрейд был не прав в каждом из этих утверждений. К примеру, лабораторные опыты показали, что процессы, происходящие в подсознании, не имеют ничᴇᴦο общᴇᴦο с теми процессами, которые описывает теория психоанализа (Kihistrom, 1998).

Уэстен аналогичным образом утверждает, что теория психоанализа со времен Фрейда претерпела значительные изменения и что, следовательно, несправедливо тесно связывать психоанализ со взглядами Фрейда на подавляемые, детские, сексуальные или агрессивные побуждения. Но опять-таки ϶то утверждение не является ответом на вопрос, верна ли теория Фрейда. Более того, вопрос о том, действительно ли все эти ʼʼнеофрейдистскиеʼʼ теории более правильны, чем классическая теория Фрейда, остается открытым. К примеру, все ещё не ясно, является ли теория стадий психологического развития Эрика Эриксона более обоснованнои̌, чем соответствующая теория Фрейда.

Несмотря на то что Фрейд оказал значительное влияние на культуру XX века, ᴇᴦο вклад в психологию — не более чем мертвый балласт. Те общие вопросы, о которых пишет Уэстен, обсуждались и до Фрейда или, напротив, были сформулированы совсем недавно, независимо от него. В лучшем случае Фрейд представляет интерес для психологов только как историческая фигура. Возможно, у нᴇᴦο был талант писателя, а не ученого.

---

 

 

referatwork.ru