Азбука жестов психология. В психологии жесты


10 секретов языка жестов — О психологии легко

Нужно совсем немного времени, чтобы понять, нравится нам человек или нет — не больше 4 минут, считают ученые. При этом результат до обидного мало зависит от речи: лишь 7 процентов нужной информации передается через слова. Куда важнее наши жесты — от них зависит 55 процентов успеха. Это ли не повод изучить язык тела?

Красивая женщина напоминает о галстукеКак только мужчина видит красивую женщину, он тут же тянет руки к шее — поправить галстук или, если такового нет, воротничок. Смахнуть с плеча несуществующую пыль, одернуть рукава — это жесты из той же оперы. Наблюдая их, имейте в виду — с первого взгляда вы человеку понравились.

Пальцам место за поясомЗаложенные за ремень большие пальцы говорят об одном — вас пытаются привлечь. Женщины тоже применяют этот жест, но делают это более утонченно — большой палец касается сумочки или ложится в прорезь кармана, причем обычно один.

В угол, на нос, на предметДолгий взгляд означает, что вами заинтересовались. Обратите внимание на зрачки собеседника — они расширены. Однако если он избегает смотреть вам в глаза — это неподходящий объект для заигрывания. «Официальный» взгляд блуждает между бровями, переносицей и лбом, а «дружеский» может опуститься до кончика вашего носа. Кстати, ученые утверждают: чем дольше мы смотрим на понравившегося человека, тем сильнее сохнет слизистая оболочка глаз — стало быть, мы непроизвольно моргаем.

Танец волос говорит о симпатииМужчины при виде симпатичной женщины поправляют волосы, порой сами того не замечая . Женщины же устраивают целый танец волос — отбрасывают их с лица или плеч, резко встряхивают головой, даже если коротко стрижены.

Запястьями можно дразнитьПоказывать запястья — очень красивый и яркий жест. Когда мы разговариваем с человеком, которым увлечены, то не осознанно держим ладони в поле его зрения . Курящим женщинам нетрудно демонстрировать мужчине этот дразнящий жест— достаточно закурить, остальные показывают запястья, невзначай касаясь волос, шеи или мочки уха.

Что ты, милая, смотришь искоса?Увлеченная женщина смотрит на мужчину, слегка опустив веки, и отводит глаза, как только ловит его взгляд . Эта игра действует на мужчин безотказно. Еще один дразнящий жест — смотреть через плечо.

Жест со словом не в ладахОпознать неискренность можно по множеству мелких жестов: человек то и дело касается подбородка, теребит воротничок или мочку уха, отворачивает тело от собеседника, поглаживает или похлопывает себя (психологи называют это «жестом самоуспокоения»). Еще один яркий признак — несоответствие между тем, что человек говорит и делает. Например, он может кивать головой в тот момент, когда отрицает что-то — жест явно не в ладах со словом.

Куда «смотрят» ногиОбъект страсти действует на наше тело, как магнит: руки и стопы тут же поворачиваются в его сторону. При случае обратите внимание на группу, состоящую из нескольких мужчин и очень привлекательной женщины.Наверняка мужчины будут стоять, повернув носки ног в ее сторону — это говорит о том, что они заинтересованы собеседницей. Подсознательно женщина ощущает это — ее ноги находятся в нейтральной позиции, но время от времени она может перемещать ногу в сторону того мужчины, который нравится ей больше других.

Брови домикомКак только вы заинтересуетесь кем-то, ваши брови поднимутся домиком. Не замечали? Неудивительно — этот жест длится долю секунды. Ученые предполагают, что именно брови домиком были первым дружеским приветствием на планете — еще в ту пору, когда человек не умел говорить.

Гляжу в тебя, как в зеркалоЕсли вы нравитесь, вас неосознанно копируют. Ваша рука подпирает подбородок — собеседник делает то же. Вы подносите бокал ко рту — он повторяет. Психологи объясняют это так: мы любим людей, которые похожи на нас — нам кажется, что они чувствуют то же, что и мы. Повторяя движения собеседника, можно расположить его к себе, однако не уподобляйтесь мартышке — выждите хотя бы 50 секунд.

psyworld.org.ru

Психология человека жесты

Психология жестов

Данная публикация посвящена языку жестов и мимики, которому отведена существенная роль в изучении психологии человека.

Как известно, в человеческом обществе люди не могут жить без общения друг с другом. С развитием цивилизации формы общения также развиваются, совершенствуются, изменяются. Но есть среди них те, которые существовали и существуют на всех этапах жизни человечества, от самых древних в момент его зарождения — и до нынешнего времени. К такой форме общения относится язык мимики и жестов.

Оказывается, что психология мимики и жестов настолько широка и разнообразна, что может нам рассказать о человеке гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Языком жестов и мимикой, открытой или закрытой позой или, например, красивой улыбкой иногда передаётся гораздо больше информации, чем непосредственно речью. Кроме того, существуют мельчайшие детали языка мимики и психологии жестов, которые просто невозможно сравнивать с речевым общением. Всё это говорит о том, что изучая психологию человека, имеет смысл обратить особое внимание на этот способ общения и передачи эмоций, который во многом отражает психологический портрет личности.

Язык жестов и мимика человека, то есть то, благодаря чему мы можем понимать друг друга без слов, называется невербальным (бессловесным, неречевым) общением. В психологии к такому типу коммуникации относится выражение лица, движение рук, положение тела, походка и т.д. Анализ всех этих составляющих языка жестов и их значений как раз и даст нам описание характера человека, его настроения, его основных черт. При этом какие-то элементы отражают сиюминутные характеристики, как например жесты и мимика лжи, а какие-то соответствуют определённому типу темперамента или более общим свойствам личности (например, небрежная походка с раскачиванием плеч говорит о самовлюблённой и эгоистичной натуре).

Особую роль в психологии жестов играет мимика лица и глаз, а также движение головы.

Поднятая голова говорит об уверенности в себе, готовности к коммуникации и открытости к окружающему миру.

Подчёркнуто высоко поднятая голова свидетельствует о высокомерии и самолюбовании.

Запрокинутая голова — это вызов окружающим, готовность к активным действиям.

Склонённая набок голова — готовность идти на компромисс, отказ от лидерства, согласие на роль подчинённого.

Свисающая вниз голова — это слабость, безволие.

Полностью открытые глаза соответствуют живости характера, хорошей восприимчивости человека.

Прикрытые глаза — это либо сильное утомление, либо признак инертности, равнодушия, пассивности.

Прищуренный взгляд означает либо пристальное внимание, либо хитрость, коварные планы, злой умысел.

Прямой взгляд, обращённый к собеседнику, показывает интерес, доверие, открытость, готовность к сотрудничеству.

Взгляд сбоку уголками глаз демонстрирует скептическое настроение, недоверие, выражает сомнения.

Взгляд снизу при склонённой голове свидетельствует о некоторой агрессии, которая может быть приведена в действие.

Взгляд снизу при согнутой спине означает покорность, услужливость.

Взгляд сверху вниз в психологии жестов — это всегда чувство превосходства и высокомерия, демонстрация презрительного отношения к партнёру.

Если в мимике собеседника Вы улавливаете уклоняющийся взгляд, то, скорее всего, это неуверенность в себе, робость или чувство вины.

Опущенные вниз уголки рта на языке мимики означают негативное отношение к жизни, пессимизм.

Приподнятые уголки рта — это символ позитива, живого и весёлого характера.

В психологии жестов рукам отводится очень большое значение. А связано это с тем, что жестикулируя руками, человек передаёт множество тех чувств и эмоций, которые не может передать словами.

Ладонь, открытая кверху, — символ объяснения, убеждения.

Руки, свисающие вдоль тела, — пассивность, безволие.

Руки, заложенные за спину, — неготовность к действиям, робость, застенчивость, сомнения.

Руки, спрятанные в карманах, — попытка скрыть, неуверенность в себе.

Рука, сжатая в кулак, — концентрация внимания, самоутверждение.

Потирание рук в психологии означает прилив положительных эмоций и удовлетворенность.

Движение рук, закрывающее глаза или лицо, — это стремление что-то скрыть, уйти от разговора.

Высоко поднятые плечи и сутулая спина на языке жестов означают нерешительность, беспомощность, нервозность. Существуют и другие примеры, относящиеся к группе жестов неуверенности, которые человек невольно демонстрирует, если сомневается в принятии решения, совершении выбора, если его что-то беспокоит или тревожит.

Плечи, спадающие вперёд, — знак слабости и подавленности, символ комплекса неполноценности.

Свободное движение плечами — уверенность в себе, внутренняя свобода.

Отведение плеч назад — в психологии жестов и мимики это стремление действовать.

Выпяченная грудная клетка означает завышенную самооценку, жизненную активность.

Впалая грудная клетка — признак замкнутости и угнетённости.

Согласно данным психологов, характер человека и его личностные качества отражаются на осанке человека, его походке и его любимых позах. Давайте рассмотрим эти моменты более подробно.

Быстрая походка с размахивающими руками соответствует таким качествам, как целеустремлённость, уверенность, активность.

Походка с руками в карманах и «волочением ног» свидетельствует о скрытом характере и угнетённом состоянии духа.

Широкие шаги при ходьбе означают ясность целей, предприимчивость, энергичность.

Короткие шаги — признак сдержанности, осторожности, расчётливости.

Ритмичная походка с выраженным движением бёдер выдаёт самоуверенную и самовлюбленную личность.

В человеке, шаркающем ногами, психология отмечает вялость, леность и медлительность.

Угловатая «деревянная» походка — признак самодостаточного и позитивного человека.

В психологии существует ещё огромное количество элементов языка жестов и их особенностей, которые очень многое могут рассказать о человеке. Рассматривать весь набор этого списка мы здесь не будем. Заметим лишь в заключении, что психология жестов очень разнообразна и позволяет выявить весьма тонкие и едва уловимые характеристики человеческой натуры. И, может быть, именно поэтому язык мимики и жестов, несмотря на то, что его обычно никто специально не изучает, так знаком и близок нам с раннего детства.

Источник: Психология жестовПсихология языка жестов и мимикиhttp://psyhoscop.ru/yazik-zhestov

Психология человека

Жесты и мимика выдают глубинные чувства и мысли человека, которые он хочет в себе подавить. Кроме того, жестикуляция может стать не только вашим разоблачителем, но и козырем. Если научиться пристально следить за собой, и натренировать определенные ходы жестикуляции, можно с успехом создавать нужное впечатление на людей. К примеру, очень популярный в психологии жестов маневр поднятых бровей следует использовать при знакомстве для создания благоприятного впечатления.

Жестикуляция и ложь

Самое популярное в психологии жестов, конечно, вычисление лжи. Нам хочется уметь врать и не попасться на горячем, а также жестоко разоблачать тех, кто пытается развесить у нас на ушах лапшу.

Когда мы не очень-то верим собеседнику, мы невольно касаемся мочки ушей (проверяем, не свисает ли та самая лапша?)

А вруны касаются шеи, расстегивают пуговицы, воротят воротник. Также они обычно прикасаются к ямочке над губами и кончику носа.

Вопреки общепринятому мнению, психология жестов и мимики человека вруна не обязательно заключается в бегающих глазках и прикрытому рту. Часто бывает наоборот, и ложь, скорее, следует вычислять по нетипичным жестам и мимике. Например:

  • внезапная концентрация взгляда в момент произнесения вранья;
  • ускорение или наоборот замедление речи.

Симпатия и антипатия

Также в психологии жестов человека большое внимание уделяется симпатии и антипатии, а именно, вычислению искренности чувств собеседника.

В психологии известны следующие жесты симпатии:

  • крепкое рукопожатие;
  • широко расставленные ноги, носки смотрят в сторону собеседника;
  • подражание в жестах, словах, мимике;
  • легкое наклонение тела вперед;
  • открытые ладони.

Жесты антипатии (скуки, раздражения, агрессии):

  • легкое рукопожатие;
  • скрещенные руки и ноги;
  • сомкнутые ладони с прокручиванием больших пальцев;
  • пожимание плечами;
  • зев;
  • руки на бедрах;
  • руки в карманах;
  • откидывание на спинку сидения, к примеру, чтобы отдалиться от собеседника;
  • плавающий взгляд.

Мужские жесты

Женщин, как всегда, интересует самый роковой вопрос: «любит или не любит». Отношение потенциального МЧ поможет определить психология жестов мужчин.

Если вы ему нравитесь, мужчину выдадут следующие жесты:

  • широко расставленные ноги в сидячем или стоячем положении;
  • игра мышцами: потягивание, прогиб спины, разминка рук;
  • мужчина прохаживается взад, вперед, подобно зверю, демонстрирующему свои достоинства;
  • смотрит не прямо в глаза, а взгляд скользит по всему телу;
  • зрачки расширены;
  • мужчину и женщину, симпатизирующих друг другу, выдаст копирование жестов (поглаживание волос, поза «нога на ногу»).

Источник: Психология человекаЖесты и мимика выдают глубинные чувства и мысли человека, которые он хочет в себе подавить. Кроме того, жестикуляция может стать не только вашим разоблачителем, но и козырем. Если научитьсяhttp://womanadvice.ru/psihologiya-cheloveka-zhesty

Психология человека жесты

Например, полностью поднятая голова указывает на уверенность в себе, выраженное самосознание, полную открытость и внимание к окружающее миру из-за интенсивных отношений с ним. Подчеркнуто поднятая голова обнаруживает отсутствие близости, самопревознесение или высокомерие. Запрокидывание головы назад демонстрирует) большое желание деятельности, вызов. И, напротив, склоненная набок голова указывает на отказ от собственной активности, полную открытость собеседнику «стремление идти навстречу вплоть до покорности. Расслабленно свисающая вниз голова — признак всеобщей нехватки готовности к напряжению, безволие.

Оттянутые вниз уголки рта символизируют в целом негативное отношение к жизни, общее невеселое выражение лица. Приподнятые уголки рта отражают позитивное отношение к жизни, оживленное и веселое выражение лица. Если рот выглядит пухлым, то его указывает на увеличенную жизненность чувств; мягким — на чувствительность; острым, точно вырезанным — на интеллектуальность; твердым — на определенность воли.

Hемецкий антрополог Карстен Hимиц, исследуя о помощью видеомагнитофона улыбку в ее динамике, установил, что впечатление об искренности или притворности улыбки возникает в зависимости от скорости, с которой поднимаются уголки рта, и от одновременного расширения глаз с последующим кратким смещением век. Исследователь подчеркивает, что слишком длительное расширение глаз без их кратковременного закрывания в сочетании с улыбкой рассматривается как угроза. Hапротив, кратковременно закрывание глаз — умиротворящий элемент мимики. Улыбающийся как бы дает понять: «Я не жду от вас ничего плохого, видите, я даже закрываю глаза».

К средствам невербальной коммуникации принадлежат кроме мимики и жесты. «Чтение» языка рук и в целом жестов все больше становится предметом исследований, особенно за рубежом (например, Г. Калеро, Д. Hьюренберг, А. Штангль, С. Данкелл и др.).

А. Штангль в своих работах описывает множество жестов, в особенности рук и кисти, «чтение» которых позволяет лучше пою мать собеседнике. Вяло свисающие вдоль тела руки — пассивность, отсутствие готовности к действии, недостаток воли.

Скрещенные на груди руки — защитная реакция, известная изоляция, некоторое выжидание. Руки заложены за спину — отсутствие готовности к действию, а также скрытые с ношение, робость, затруднительное положение. ладонь, открытая кверху — жест объяснения, убеждения, открытого представления, отдавания. Одна или обе руки спрятаны в карманах — скрывание затруднений, неуверенности, потеря непосредственности. Рука сжимается в кулак — концентрация, овладение волнением, стремление к самоутверждению. Потирание рук — человеком овладели приятные, удовлетворяющие его мысли.

Рука что-то берет или делает движение в определенном направлении — непосредственно телесное, материальное захватывание, что признак жадного слишком много думающего о материальном обладании человека.

Движения рук, закрывающие лицо или часть его — желание скрыть, спрятать, утаить свое состояние; задумчивость иди затруднение. Стирающее движение рук по лбу — стирание нехороших мыслей, плохих представлений или концентрация на размышлениях.

Раскрытая ладонь гладит что-нибудь приятное на ощупь (например, другую руку) — мягкий нрав, благодушное настроение.

Напряженно выпрямленный указательный палец — знак концентрации на внутреннем состоянии, безотносительно к другим людям. Указательный палец, прямой, касается края губ — чувство неуверенности, поиск причин, помощи.

Палец засунут в рот — наивность, состояние рассеянности, непонимания.

Палец касается глаз или ушей — знак некоторой неловкости, известная робость, желание убежать.

Кончики указательного я большого пальцев соприкасаются, в то время как остальные, особенно мизинец, оттопырены — высокая степень концентрации внимания к тончайшим деталям.

Руки упираются в бедра — потребность в усиления я, упрочении, демонстрация своей твердости и превосходства, вызов, бравада — от наивной до злобной формы. Часто сверхкомпенсация скрываемого чувства слабости или смущения.

Руки поддерживают верхнюю часть туловища, опираясь на что-то (например, о стол, спинку стула, низкую трибуну и т.д.) — стремление к духовной опоре или внутренняя неуверенность.

Каждый жест человека — это как слово в языке. Читая жесты, мы осуществляем обратную связь, которая играет главную роль в процессе взаимодействия, а тестовые группы — важная составляющая обратной связи.

«Бессловесная» обратная связь может предупредит о том, что вам нужно изменить поведение, сделать что-либо, чтобы достичь нужного вам результата в общении с воспитанниками или о конкретным собеседником.

Приведем некоторые группы жестов, описанные американскими специалистами в области коммуникации Д. Hьюренбергом и Г. Калеро.

Жесты открытости. Среди них можно выделить следующие: раскрытые руки ладонями вверх (жест, с вязанный с искренностью и открытостью), пожимание плечами, сопровождающееся жестом открытых рук (обозначает открытость натуры), растегивание пиджака (люди открытые и дружески расположенные к вам часто расстегивает пиджак во время разговора и даже снимают его в вашей присутствии). Hапример, когда дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают руки, а когда чувствуют свою вину или насторожены, прячут руки либо в карманы, либо за спину. Специалисты заметили также, что во время успешно идущих переговоров их участники расстегивают пиджаки, распрямляют ноги, передвигаются на край стула блике к столу, который отделяет их от собеседника.

Жесты защиты (оборонительные). Ими реагируют на возможные угрозы, конфликтные ситуации. Когда мы видим, что собеседник скрестил на груди руки, следует пересмотреть то, чти мы делаем или говорим, ибо он начинает уходить от обсуждения. Руки, сжатые в кулаки также означают защитную реакцию говорящего.

Жесты оценки. Они выражают задумчивость и мечтательность. Hапример, жест «рука у щеки» — люди, опирающиеся щекой на руку, обычно погружены в глубокое раздумье. Жест критической оценки — подбородок опирается на ладонь. указательный палец вытягивается вдоль щеки, остальные пальцы — ниже рта (позици (позиция «это замечательно!»). Hаклоненная голова — жест внимательного слушания. Так, если у большинства слушателей в аудитории головы не наклонены — значит группа в целом не заинтересована тем материалом, который излагает учитель. Почесывание подбо (одка (жест «хорошо, давайте подумаем») используется, когда человек занят принятием решения. Жесты о очками (протирает очки, берет в рот дужку очков к т. п.) — это пауза для размышления. обдумывания своего положения перед тем как оказать более решительное сопротивление, требуя пояснений или ставя вопрос.

Расхаживание — жест, обозначающий попытку разрешить сложную проблему или принять трудное решение. Пощипывание переносицы — жест, обычно сочетающийся с закрытыми глазами, и говорящий о глубокой сосредоточенности «напряженной мысли.

Жесты скуки. Они выражаются в постукивании ногой о пол или щелкании колпачком авторучки. Голова в ладони. Машинальное рисование на бумаге. Пустой взгляд ( «Я смотрю на вас, но не слушаю»).

Жесты ухаживания, «прихорашивания». У женщин они выглядят как приглаживание волос, поправление прически, одежды, рассматривание себя в зеркале и повороты перед ним; покачивание бедрами, медленное скрещивание и разведение ног на глазах у мужчины, поглаживание себя по икрам, коленям, бедрам; балансирование туфли на кончиках пальцев ( «в вашем присутствии я чувствую себя уютно»), у мужчин — поправление галстука, запонок, пиджака, выпрямление всего тела, движение подбородком вверх-вниз к др.

Жесты подозрения и скрытности. Рука прикрывает рот — собеседник старательно скрывает свою позицию по обсуждаемому вопросу. Взгляд в сторону — показатель скрытности. Hоги или все тело обращены к выходу — верный признак того, что человек хочет закончить разговор или встречу. Потрагивание или потирание носа указательным пальцем — знак сомнения (другие разновидности этого жеста — потирание указательным пальцем за ухом или перед ухом, потирание глаз).

Жесты доминантности-подчиненности. Превосходство может быть выражено в приветственном рукопожатия. Когда человек крепко пожимает вам руку и поворачивает ее так, что ладонь лежит поверх вашей, он пытается выразить нечто вроде физического превосходства. И, наоборот, когда он протягивает руку ладонью вверх, значит он готов принять подчиненную роль. Когда рука собеседника при разговоре небрежно засунута в карман пиджака, а большой палец при этом снаружи — это выражает уверенность человеке в своем превосходстве.

Жесты готовности. Руки на бедрах — первый признак готовности (его часто можно наблюдать у спортсменов, ожидающих своей очереди выступать). Вариация этой позы в положении сидя — человек сидит на краешке стула, локоть одной руки и ладонь другой опираются о колени (так сидят непосредственно перед заключением соглашения или. наоборот, перед тем, как встать и уйти).

Жесты перестраховки. Различные движения пальцев отражают различные ощущения: неуверенность, внутренний конфликт, опасения. Ребенок в этом случае сосет палец, подросток грызет ногти, а взрослый часто заменяет палец авторучкой или карандашом и грызет их. Другие жесты этой группы — переплетенные пальцы рук, когда большие пальцы потирают друг друга; пощипывание кожи; трогание спинки стула перед тем как сесть, при собрании других людей.

Для женщин типичный жест придания внутренней уверенности — медленное и изящное поднятие руки к шее.

Жесты фрустрации. Их характеризует короткое прерывистое дыхание, нередко сопровождающееся неясными звуками вроде стона, мычания и т. п./ тот, кто не замечает момента, когда его оппонент начинает часто дышать, и продолжает доказывать свое, может столкнуться с неприятностями/; тесно оплетенные, (напряженные руки — жест недоверия и подозрения (тот, кто пытается, сцепив руки, уверить окружающих в своей искренности, обычно не имеет успеха), руки тесно схимают одна другую — значит человек попал в «переделку» (например, должен отвечать на вопрос. содержащий серьезное обвинение против него/; поглаживание шеи ладонью (во многих случаях, когда человек защищается) — женщины, обычно в этих ситуациях поправляют прическу.

Жесты доверчивости. Пальцы соединены наподобие купола храма (жест «купол»), что означает доверительность и некоторое сам довольство, эгоистичность или гордость (очень распространенный жест в отношениях начальник-подчиненный).

Жесты авторитарности. Руки соединены за спиной, подбородок поднят (так часто стоят армейские командиры, милиционеры, а также высшие руководители). Вообще, если вы хотите дать понять свое превосходство, надо всего лишь физически подняться над оппонентом — сесть выше него, если вы разговариваете сидя, а, может быть, я встать перед ним.

Жесты нервозности. Покашливание, прочищение горла (тот, кто часто делает это, ощущает неуверенность, беспокойство), локти ставятся на стол, образуя пирамиду, вершина которой — кисти рук, расположенные прямо перед ртом (такие люди играют с партнерами в «кошки-мышки», пока те не дают им возможности «раскрыть карты», указанием на что служит убирание рук от рта на стол), позванивание монетами в кармане, указывающее на озабоченность по поводу наличия или нехватки денег; подергивание себя за ухо — признак того, что собеседник хочет прервать разговор, но сдерживает себя.

Жесты самоконтроля. Руки, заведенные за спину и сильно сжаты. Другая поза — сидя в кресле, человек скрестил лодыжки и вцепился руками в подлокотники (типична для ожидания приема у зубного врача). Жесты этой группы сигнализируют о желании справиться с сильными чувствами и эмоциями.

Общие и специфические характеристики осанки и походки человека тоже могут многое рассказать внимательному наблюдателю. Хорошая, непринужденная осанка свидетельствует о высокой восприимчивости и открытости, способности к немедленному использованию внутренних сил и о свободе от какого-либо ограничения. Hеподвижность или напряженность тела указывают на реакцию самозащиты, избегание контактов, закрытость, часто чувствительность, а также на неловкое старание быть корректным. Плохая, вялая осанка, сутулая спина, обнаруживают покорность, смирение, угодничество. Позы конвенциального рода (одна или две руки в карманах, руки заложены за спину или скрещены на груди и т. д.) свидетельствуют о недостатке самостоятельности я о потребности в незаметном включении себя в общий порядок.

Весьма информативна верхняя часть тела человека. Hапример, высоко поднятые плечи со слегка сутулой спиной и втянутым подбородком «говорят» о беспомощности, нервозности, хроническом страхе, неуверенности и боязливости, плечи, спадающие вперед, указывают на чувство слабости и подавленности, комплекс неполноценности.

Свободное опускание плеч свидетельствует о наступившем чувстве уверенности, о внутренней свободе, владении ситуацией. Отведение плеч назад означает решимость действовать, чувство силы, активность, предприимчивость, нередко переоценку собственных возможностей.

Выпяченная грудная клетка наблюдается у людей активных, с развитым ощущением собственной значимости, потребностью в социальных контактах, впалая грудная клетка часто указывает на известное равнодушие, замкнутость, пассивность, покорность и угнетенность.

Положение ног и ступней также может предоставить определенную информации о состоянии и психологических качествах человека, Так, уверенно стоящий на ногах человек (ноги расставлены не более, чем на две ширины ладони), с равномерным распределением веса тела, свидетельствует, что это человек сильный «уравновешенный, спокойный, твердого характера, умеющий применяться к обстоятельствам. Неподвижная, застывшая поза, при сильном напряжении, указывает на плохую приспособляемость, упрямство, негибкое самоутверждение.

Изменчивая поза стоя, при недостатке напряжения, о частой сменой опорной ноги и позиции ступней, обнаруживает недостаток твердости и дисциплинированности, ненадежность и боязливость. Покачивание на носках означает либо подготовку к активному движению, либо агрессивную установку, либо свидетельствует о заносчивости. Стойка «широко расставив ноги» указывает на потребность в самоутверждении, широкие притязания, завышенную самооценку к часто — на чувство неполноценности.

Если походка или стойка характеризуются заметной повернутостью носков ног наружу, то это говорит «о чванливой походке», самомнении и самодовольстве («выступает павой»). Если же носки загнуты вовнутрь, то это указывает на известную внутреннюю слабость, относительный недостаток напряжения, сомнение в своих силах.

Различаются несколько способов посадки человека: закрытая (ноги и ступни сомкнуты) — боязнь контакта, недостаток уверенности в себе; беззаботно-открытая (ноги или бедра широко расставлены) — недостаток дисциплины, леность, равнодушно-примитивная бесцеремонность; ноги замкнуты одна за другую — естественная самоуверенность, благодушное настроение, нет готовности к деятельности или защите; посадка на краешке стула, с выпрямленной спиной — высокая степень заинтересованности в предмете разговора; посадка при постоянной готовности вскочить (например, одна ступня — под сидением стоит полностью. другая — позади нее на носке) — типичная для неуверенно-боязливых или злобно-недоверчивых натур;

По мнению Д. Hьюренберга и Г. Калеро, люди, которые ходят быстро, размахивая руками, имеют ясную цель и готовы немедленно ее реализовать, а люди, обычно держащие руки в карманах, скорее всего критичны и скрытны, им очень нравится подавлять других.

Те, что находятся в угнетенном состоянии духа, тоже часто при ходьбе держат руки в карманах, волочат ноги и редко глядят вверх или в том направлении, куда идут.

Таким образом, характер отношений, а также некоторые личностные особенности могут отражаться не осанке, посадке, походке и другой, типичной для данного человека позе.

Высокомерные люди откидывают корпус назад, выпячивают грудь и вскидывают голову — скромные пытаются быть незаметными, поэтому сутулятся, втягивают голову в плечи, которые слегка приподнимают. Типичный подхалим наклоняет весь корпус вперед, при этом устремляя взгляд на собеседника и широко, подобострастно улыбаясь.

Определение характера человека по его внешности — дело, безусловно непростое. Всегда необходимо учитывать, что некоторые люди стремятся замаскировать свое внутреннее содержание внешней игрой. Однако определенную информации об индивидуально-психологических особенностях личности и поведения человека его типичные позы все же содержат.

Представляют интерес данные о типичных позах во время сна. Поза спящего — ночной язык человека» — так назвал свою книгу американский специалист в этой области С. Данкелл (Hью-Йорк, 1978). Приведем описанные в книге некоторые позы спящих и их интерпретацию.

Если человек спит на боку, свернувшись «калачиком» и прижимая подушку руками к животу, то в жизни он слаб и беззащитен, постоянно нуждается в помощи и покровительстве.

Данкелл образно называет таких людей «бутонами», не желающими»расцвести». По его мнению, они подсознательно не желают расставаться с детством, испытывая потребность в покровительстве человека с сильным характером. Им приятно, когда о них заботятся. Нерешительные, не уверенные в себе они избегают ответственности и в равное мере подвержены как хорошему, так и плохому влиянию. По сути, это чувствительные, импульсивные натуры, которые руководствуются в своих поступках больше минутным настроением, нежели здравым смыслом.

Если спящий просто лежит на боку, свернувшись «калачиком» лишь наполовину и слегка разбросав ноги и руки, то он человек уравновешенный, хорошо умеющий приспосабливаться к обстановке.

Тем, кто спит на животе, раскинув руки по всю ширину кровати и подогнув одну ногу, обычно уверены в себе, пунктуальны, последовательны в своих рассуждениях, любят порядок и не терпят неожиданностей; расчетливы, предусмотрительны. Их часто обвиняют в педантичности, отсутствии воображения. Они любят навязывать свое мнение, командовать, руководить.

Hа спине спит тот, кто в повседневной жизни уверен в себе, силен, спокоен, ощущает себя лидером в той среде, в которой живет. Чаше всего так спят балованные дети.

Спящие на спине, заложив руки за голову, обычно общительны и сердечны, знают о своих недостатках, но предпочитают не думать о них. Это люди светлого ума, дружески настроенные к окружающим.

Они принимают мир таким, каков он есть — правда, последнее обусловлено желанием не усложнять себе жизнь.

Те, кто спит на боку, лишь слегка согнув колени, — уравновешенные, покладистые люди. Они редко вступают в конфликты, склонны к разумным компромиссам и без особого труда приспосабливаются к различным житейским условиям и ситуациям. Однако им не хватает смелости, энергии и настойчивости в достижении своих целей. Им не свойственно честолюбие или стремление быть лидерами» блистать в обществе — они предпочитают оставаться в тени, особенно, если это тень человека любимого ими и уважаемого.

Hекоторые спят, свесив одну или обе ноги с кровати, словно они собрались куда-то бежать. Эти люди и в жизни находятся постоянно в бегах. Другие спят, заложив одну ногу за другую, что говорит об их беспокойном характере, не способном уяснить, осмыслить происходящие вокруг события. Тот, кто с пит, завернувшись в одеяло — так, что торчит только кончик носа, — и в жизни прячется в угол, застенчив и боится столкновений в жизни. Спящий ничком на животе не любит всяческих житейских неожиданностей, всегда точен и аккуратен, никогда и никуда не опаздывает. В позе «сфинкс» обычно спят люди, у которых плохой сон, кого жизнь не балует и кто готов в любую минуту вернуться к действительности о ее невзгодами.

Интересы наблюдения А. Штангля за особенностями смеха.

Источник: Психология человека жестыНапример, полностью поднятая голова указывает на уверенность в себе, выраженное самосознание, полную открытость и внимание к окружающее миру из-за интенсивных отношений с ним. Подчеркнуто поднятаяhttp://personology.ucoz.ru/publ/1-1-0-24

psihologvsem.ru

Язык жестов психология

Психология жестов

Данная публикация посвящена языку жестов и мимики, которому отведена существенная роль в изучении психологии человека.

Как известно, в человеческом обществе люди не могут жить без общения друг с другом. С развитием цивилизации формы общения также развиваются, совершенствуются, изменяются. Но есть среди них те, которые существовали и существуют на всех этапах жизни человечества, от самых древних в момент его зарождения — и до нынешнего времени. К такой форме общения относится язык мимики и жестов.

Оказывается, что психология мимики и жестов настолько широка и разнообразна, что может нам рассказать о человеке гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Языком жестов и мимикой, открытой или закрытой позой или, например, красивой улыбкой иногда передаётся гораздо больше информации, чем непосредственно речью. Кроме того, существуют мельчайшие детали языка мимики и психологии жестов, которые просто невозможно сравнивать с речевым общением. Всё это говорит о том, что изучая психологию человека, имеет смысл обратить особое внимание на этот способ общения и передачи эмоций, который во многом отражает психологический портрет личности.

Язык жестов и мимика человека, то есть то, благодаря чему мы можем понимать друг друга без слов, называется невербальным (бессловесным, неречевым) общением. В психологии к такому типу коммуникации относится выражение лица, движение рук, положение тела, походка и т.д. Анализ всех этих составляющих языка жестов и их значений как раз и даст нам описание характера человека, его настроения, его основных черт. При этом какие-то элементы отражают сиюминутные характеристики, как например жесты и мимика лжи, а какие-то соответствуют определённому типу темперамента или более общим свойствам личности (например, небрежная походка с раскачиванием плеч говорит о самовлюблённой и эгоистичной натуре).

Особую роль в психологии жестов играет мимика лица и глаз, а также движение головы.

Поднятая голова говорит об уверенности в себе, готовности к коммуникации и открытости к окружающему миру.

Подчёркнуто высоко поднятая голова свидетельствует о высокомерии и самолюбовании.

Запрокинутая голова — это вызов окружающим, готовность к активным действиям.

Склонённая набок голова — готовность идти на компромисс, отказ от лидерства, согласие на роль подчинённого.

Свисающая вниз голова — это слабость, безволие.

Полностью открытые глаза соответствуют живости характера, хорошей восприимчивости человека.

Прикрытые глаза — это либо сильное утомление, либо признак инертности, равнодушия, пассивности.

Прищуренный взгляд означает либо пристальное внимание, либо хитрость, коварные планы, злой умысел.

Прямой взгляд, обращённый к собеседнику, показывает интерес, доверие, открытость, готовность к сотрудничеству.

Взгляд сбоку уголками глаз демонстрирует скептическое настроение, недоверие, выражает сомнения.

Взгляд снизу при склонённой голове свидетельствует о некоторой агрессии, которая может быть приведена в действие.

Взгляд снизу при согнутой спине означает покорность, услужливость.

Взгляд сверху вниз в психологии жестов — это всегда чувство превосходства и высокомерия, демонстрация презрительного отношения к партнёру.

Если в мимике собеседника Вы улавливаете уклоняющийся взгляд, то, скорее всего, это неуверенность в себе, робость или чувство вины.

Опущенные вниз уголки рта на языке мимики означают негативное отношение к жизни, пессимизм.

Приподнятые уголки рта — это символ позитива, живого и весёлого характера.

В психологии жестов рукам отводится очень большое значение. А связано это с тем, что жестикулируя руками, человек передаёт множество тех чувств и эмоций, которые не может передать словами.

Ладонь, открытая кверху, — символ объяснения, убеждения.

Руки, свисающие вдоль тела, — пассивность, безволие.

Руки, заложенные за спину, — неготовность к действиям, робость, застенчивость, сомнения.

Руки, спрятанные в карманах, — попытка скрыть, неуверенность в себе.

Рука, сжатая в кулак, — концентрация внимания, самоутверждение.

Потирание рук в психологии означает прилив положительных эмоций и удовлетворенность.

Движение рук, закрывающее глаза или лицо, — это стремление что-то скрыть, уйти от разговора.

Высоко поднятые плечи и сутулая спина на языке жестов означают нерешительность, беспомощность, нервозность. Существуют и другие примеры, относящиеся к группе жестов неуверенности, которые человек невольно демонстрирует, если сомневается в принятии решения, совершении выбора, если его что-то беспокоит или тревожит.

Плечи, спадающие вперёд, — знак слабости и подавленности, символ комплекса неполноценности.

Свободное движение плечами — уверенность в себе, внутренняя свобода.

Отведение плеч назад — в психологии жестов и мимики это стремление действовать.

Выпяченная грудная клетка означает завышенную самооценку, жизненную активность.

Впалая грудная клетка — признак замкнутости и угнетённости.

Согласно данным психологов, характер человека и его личностные качества отражаются на осанке человека, его походке и его любимых позах. Давайте рассмотрим эти моменты более подробно.

Быстрая походка с размахивающими руками соответствует таким качествам, как целеустремлённость, уверенность, активность.

Походка с руками в карманах и «волочением ног» свидетельствует о скрытом характере и угнетённом состоянии духа.

Широкие шаги при ходьбе означают ясность целей, предприимчивость, энергичность.

Короткие шаги — признак сдержанности, осторожности, расчётливости.

Ритмичная походка с выраженным движением бёдер выдаёт самоуверенную и самовлюбленную личность.

В человеке, шаркающем ногами, психология отмечает вялость, леность и медлительность.

Угловатая «деревянная» походка — признак самодостаточного и позитивного человека.

В психологии существует ещё огромное количество элементов языка жестов и их особенностей, которые очень многое могут рассказать о человеке. Рассматривать весь набор этого списка мы здесь не будем. Заметим лишь в заключении, что психология жестов очень разнообразна и позволяет выявить весьма тонкие и едва уловимые характеристики человеческой натуры. И, может быть, именно поэтому язык мимики и жестов, несмотря на то, что его обычно никто специально не изучает, так знаком и близок нам с раннего детства.

Источник: Психология жестовПсихология языка жестов и мимикиhttp://psyhoscop.ru/yazik-zhestov

Школа Практической Эзотерики — Аквилон

Знание языка тела (значение различных жестов, мимики и т.д) — на Западе обязательно для менеджеров, начиная со среднего звена. В данной статье приведено значение лишь очень немногих жестов из всего их многообразия.

Жесты открытости. Среди них можно выделить следующие: Раскрытые руки ладонями вверх /жест, с вязанный с искренностью и открытостью/, пожимание плечами, сопровождающееся жестом открытых рук /обозначает открытость натуры/, растегивание пиджака /люди открытые и дружески расположенные к вам часто расстегивает пиджак во время разговора и даже снимают его в вашем присутствии/. Hапример, когда дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают руки, а когда чувствуют свою вину или насторожены, прячут руки либо в карманы, либо за спину. Специалисты заметили также, что во время успешно идущих переговоров их участники расстегивают пиджаки, распрямляют ноги, передвигаются на край стула блике к столу, который отделяет их от собеседника.

Жесты защиты /оборонительные/. Ими реагируют на возможные угрозы, конфликтные ситуации. Когда мы видим, что собеседник скрестил на груди руки, следует пересмотреть то, чти мы делаем или говорим, ибо он начинает уходить от обсуждения. Руки, сжатые в кулаки также означают защитную реакцию говорящего.

Расхаживание. — жест, обозначающий попытку разрешить сложную проблему или принять трудное решение. Пощипывание переносицы — жест, обычно сочетающийся с закрытыми глазами, и говорящий о глубокой сосредоточенности «напряженной мысли.

Жесты скуки. Они выражаются в постукивании ногой о пол или щелкании колпачком авторучки. Голова в ладони. Машинальное рисование на бумаге. Пустой взгляд /»Я смотрю на вас, но не слушаю»/.

Жесты ухаживания, «прихорашивания». У женщин они выглядят как приглаживание волос, поправление прически, одежды, рассматривание себя в зеркале и повороты перед ним; покачивание бедрами, медленное скрещивание и разведение ног на глазах у мужчины, поглаживание себя по икрам, коленям, бедрам; балансирование туфли на кончиках пальцев /»в вашем присутствии я чувствую себя уютно»/, у мужчин — поправление галстука, запонок, пиджака, выпрямление всего тела, движение подбородком вверх-вниз к др.

Жесты подозрения и скрытности. Рука прикрывает рот — собеседник старательно скрывает свою позицию по обсуждаемому вопросу. Взгляд в сторону — показатель скрытности. Hоги или все тело обращены к выходу — верный признак того, что человек хочет закончить разговор или встречу. Потрагивание или потирание носа указательным пальцем — знак сомнения /другие разновидности этого жеста — потирание указательным пальцем за ухом или перед ухом, потирание глаз/

Жесты доминантности-подчиненности. Превосходство может быть выражено в приветственном рукопожатия. Когда человек крепко пожимает вам руку и поворачивает ее так, что ладонь лежит поверх вашей, он пытается выразить нечто вроде физического превосходства. И, наоборот, когда он протягивает руку ладонью вверх, значит он готов принять подчиненную роль. Когда рука собеседника при разговоре небрежно засунута в карман пиджака, а большой палец при этом снаружи — это выражает уверенность человеке в своем превосходстве.

Жесты готовности. Руки на бедрах — первый признак готовности /его часто можно наблюдать у спортсменов, ожидающих своей очереди выступать/. Вариация этой позы в положении сидя — человек сидит на краешке стула, локоть одной руки и ладонь другой опираются о колени /так сидят непосредственно перед заключением соглашения или. наоборот, перед тем, как встать и уйти/.

Жесты перестраховки. Различные движения пальцев отражают различные ощущения: неуверенность, внутренний конфликт, опасения. Ребенок в этом случае сосет палец, подросток грызет ногти, а взрослый часто заменяет палец авторучкой или карандашом и грызет их. Другие жесты этой группы — переплетенные пальцы рук, когда большие пальцы потирают друг друга; пощипывание кожи; трогание спинки стула перед тем как сесть, при собрании других людей.

Для женщин типичный жест придания внутренней уверенности — медленное и изящное поднятие руки к шее.

Жесты фрустрации. Их характеризует короткое прерывистое дыхание, нередко сопровождающееся неясными звуками вроде стона, мычания и т. п. тот, кто не замечает момента, когда его оппонент начинает часто дышать, и продолжает доказывать свое, может столкнуться с неприятностями/; тесно оплетенные, напряженные руки — жест недоверия и подозрения /тот, кто пытается, сцепив руки, уверить окружающих в своей искренности, обычно не имеет успеха/, руки тесно сжимают одна другую — значит человек попал в «переделку» например, должен отвечать на вопрос. содержащий серьезное обвинение против него/; поглаживание шеи ладонью /во многих случаях, когда человек защищается/ — женщины, обычно в этих ситуациях поправляют прическу.

Жесты доверчивости. Пальцы соединены наподобие купола храма /жест «купол»/, что означает доверительность и некоторое сам довольство, эгоистичность или гордость /очень распространенный жест в отношениях начальник-подчиненный/.

Жесты авторитарности. Руки соединены за спиной, подбородок поднят /так часто стоят армейские командиры, милиционеры, а также высшие руководители/. Вообще, если вы хотите дать понять свое превосходство, надо всего лишь физически подняться над оппонентом — сесть выше него, если вы разговариваете сидя, а, может быть, встать перед ним.

Жесты нервозности. Покашливание, прочищение горла /тот, кто часто делает это, ощущает неуверенность, беспокойство/, локти ставятся на стол, образуя пирамиду, вершина которой — кисти рук, расположенные прямо перед ртом /такие люди играют с партнерами в «кошки-мышки», пока те не дают им возможности «раскрыть карты», указанием на что служит убирание рук от рта на стол/, позванивание монетами в кармане, указывающее на озабоченность по поводу наличия или нехватки денег; подергивание себя за ухо — признак того, что собеседник хочет прервать разговор, но сдерживает себя.

Жесты самоконтроля. Руки, заведенные за спину и сильно сжаты. Другая поза — сидя в кресле, человек скрестил лодыжки и вцепился руками в подлокотники /типична для ожидания приема у зубного врача/. Жесты этой группы сигнализируют о желании справиться с сильными чувствами и эмоциями.

Важнейшие – скорость, величина шагов, степень напряжения, связанные с ходьбой движения тела, постановка носков. Не забывать о влиянии обуви (особенно у женщин)!

Быстрая или медленная походка зависит от темперамента и силы побуждений беспокойно-нервные – оживленные и активные – спокойные и расслабленные – вяло-ленивые (например при расслабленной, обвисшей осанке и т.д.)

Широкие шаги (чаще у мужчин, чем у женщин): часто экстраверсия, целеустремленность, рвение, предприимчивость, деловитость. Скорее всего направлен на далекие цели.

Короткие, маленькие шаги (чаще у женщин, чем у мужчин): скорее интроверсия, осторожность, расчет, приспособляемость, быстрое мышление и реакции, сдержанность.

Подчеркнуто широкая и медленная походка – желание выставиться напоказ, действия с пафосом. Сильные и тяжелые движения всегда должны демонстрировать окружающим силу и значение личности. Вопрос: действительно ли?

Выражено расслабленная походка – отсутствие интереса, безразличие, отвращение к принуждению и ответственности, или у многих молодых людей – незрелость, недостаток самодисциплины, или снобизм.

Заметно мелкие и при этом быстрые шаги, нарушенные ритмически: взволнованность, боязливость различных оттенков. (Бессознательная цель: уклониться, уступить дорогу любой опасности).

Ритмически сильная походка, немного раскачивающаяся вперед-назад (с усиленными движениями бедер), притязающая на некоторое пространство: наивно-инстинктивные и самоуверенные натуры.

Шаркающая «провисающая» походка отказ от волевых усилий и стремлений, вялость, медлительность, ленность.

Тяжеловесная «гордая» походка, в которой есть что-то театральное, не совсем уместное, когда при медленной ходьбе шаги относительно малы (противоречие), когда верхняя часть тела держится подчеркнуто и слишком прямо, возможно при нарушенном ритме: переоценка себя, высокомерие, самовлюбленность.

Твердая, угловатая, ходульная, деревянная походка (неестественное напряжение в ногах, тело не может естественно раскачиваться): зажатость, недостаток контактов, робость – отсюда в виде компенсации излишняя твердость, перенапряженность.

Неестественно порывистая походка, подчеркнуто большие и быстрые шаги, заметное размахивание руками вперед-назад: имеющаяся и демонстрирующаяся активность – часто лишь бессодержательная занятость и старания по поводу каких-то собственных желаний.

Постоянное приподнимание вверх (на напряженных носках ног): стремление вверх, ведомый идеалом, сильной потребностью, чувством интеллектуального превосходства.

Хорошая непринужденная осанка – в основе лежит высокая восприимчивость и открытость окружающему, способность к немедленному использованию внутренних сил, естественное доверие к себе и чувство безопасности.

Неподвижность или напряженность тела: реакция самозащиты, когда чувствуют себя не в своей тарелке и хотят отстраниться. Большая или меньшая стесненность, избегание контактов, закрытость, обращенное на себя состояние духа. Часто чувствительность (впечатлительность при потребности в оценке себя).

Постоянная натянутость и внешняя жесткость при известной холодности проявлений: чувствительные натуры, которые пытаются скрыться за видимостью твердости и уверенности (часто вполне успешно).

Плохая, вялая осанка: снаружи и внутри «повесить нос»

Сутулая спина: смирение, покорность, иногда угодничество. Это духовное состояние, которое подтверждается выражением лица, известным каждому.

Часто принимаемые позы конвенционального рода (например, одна или две руки в карманах, руки заложены за спину или скрещены на груди и т.д.) – если не сопряжено с состояниями напряженности: недостаток самостоятельности, потребность в незаметном включении себя в общий порядок. Часто наблюдается, когда несколько человек собирается в группу.

Комбинация: высоко поднятые плечи со слегка сутулой спиной и более-менее втянутым подбородком (более менее склоненная голова, втянутая в плечи): чувство угрозы и следующее из него защитное поведение: беспомощность, чувство «ощетиненности», страх, нервозность, боязливость. Если сохраняется постоянно, — это утвердившаяся черта, развившаяся от продолжительного пребывания в состоянии запуганности, например, при постоянной боязни родителей или супруга (домашнего тирана).

Плечи спадающие вперед – чувство слабости и подавленности, покорности, чувство или комплекс неполноценности.

Сжимание плеч вперед-наружу – при сильном страхе, ужасе.

Свободное опускание плеч – наступившее чувство уверенности, внутренней свободы, владения ситуацией.

Отжимание плеч назад – чувство силы, собственных возможностей, активности, предприимчивости, решимости действовать, нередко переоценка себя.

Попеременное поднимание и опускание плеч – невозможность что-то точно установить, сомнения, раздумья, скепсис.

Выпяченная грудная клетка (интенсивные вдохи и выдохи, постоянный большой остаток воздуха в легких):

«+»: сознание силы, сильное ощущение своей личности, активность, предприимчивость, потребность в социальных контактах.

«-» (особенно, если подчеркнуто): чванство, «надутый» человек, «дутые» намерения, переоценка себя.

Впалая грудная клетка (более интенсивное выдыхание, чем вдыхание, в легких минимальное количество воздуха) – часто плечи спадают вперед:

«+»: внутренний покой, определенной равнодушие, замкнутость, но все это в границах позитивного, так как проистекает из слабости побуждений.

«-»: слабое самочувствие, недостаток напора и жизненной силы, пассивность, покорность, угнетенность (особенно при общем упадке сил).

Руки упираются в бедра: потребность в усилении, упрочнении. Демонстрация другим своей твердости, уверенности, стабильности и превосходства: руки совсем не используются в споре, притязания на большое пространство. Вызов, бравада. Часто компенсация скрываемого чувства слабости или смущения. Действие усиливается при широко расставленных ногах и оттянутой назад голове.

Руки поддерживают верхнюю часть туловища, опираясь о что-либо, например, о стол, спинку стула, низкую трибуну и т.д.: это поддерживающее верхнюю часть тела движение для того, кто слабо стоит на ногах; в психологическом смысле – стремление к духовной опоре при внутренней неуверенности.

Уважаемый посетитель! Психологическое значение жестов в обязательном порядке изучается в рамках предмета «Практическая психология и гипноз»

Центр «АКВИЛОН» — учиться с нами интересно!

Источник: Школа Практической Эзотерики — АквилонО языке тела. Как научиться понимать других без слов, просто наблюдая за их поведением, жестами, движениями, осанкой.http://www.all-esoterika.ru/books/p_gestov.htm

psihologvsem.ru

Азбука жестов психология

Войти на сайт

Знание языка жестов позволит узнать, что на самом деле думает и чувствует ваш партнер, и поможет лучше разобраться в человеке.

Ученые подсчитали, что комбинациями поз, выражений лица, движениями рук человек может передать порядка 700 тысяч разных сигналов! А это гораздо больше, чем словарный запас каждого из нас. Для сравнения, в лексиконе обычного человека порядка 5 тысяч слов, писателя Льва Толстого — около 16 тысяч слов, а у гения и обладателя самого обширного словарного запаса Александра Пушкина — около 30 тысяч слов.

— Мы всегда внимательно всматриваемся в человека и больше верим тому, что говорят жесты, мимика, поза, интонация, — говорит психолог Мария Летучева. — Глядя на собеседника или случайного попутчика, мы видим малейшие изменения взгляда, позы, выражения лица. И уже через несколько минут составляем примерную картину о нем — возможной профессии, семье, настроении.

Как показывает практика, впечатление о человеке действительно складывается в первые минуты. Оппонент, не узнав даже наших способностей или возможностей, уже дает нам определенную оценку. Не случайно в обиходе есть такая поговорка, как «Встречают по одежке».

Екатерина М. после успешного окончания ГУ решила устроиться на работу менеджером. На первом собеседовании в одной из крупных компаний она потерпела фиаско.

— Чтобы хоть немного успокоиться, я теребила в руках резюме, постоянно оправляла одежду. В общем, мне никак не удавалось скрыть волнение. Видимо, это было настолько заметно, что мне дали «отворот-поворот». Неудача постигла меня и на втором собеседовании. Тогда я решила обратиться к знакомому психологу, чтобы разобраться в причинах поражения. Она посоветовала провести эксперимент — попытаться во время собеседования подражать работодателю — принять такую же позу, повторять движения, говорить с такой же громкостью и интонацией. Удивительно, но это сработало! Теперь этот навык я применяю при заключении сделок с клиентами. В 80% случаев я получаю согласие.

— Все легко объясняется, — говорит Мария Летучева. — Подражая собеседнику, мы повышаем степень доверия к самим себе. Оппонент охотнее поверит человеку, который ведет себя так же, как и он. Не случайно люди, которые хорошо друг к другу относятся, со временем подсознательно начинают копировать манеры и жесты друг друга. Опасно копировать агрессивные позы и жесты. Со всеми остальными можно играть без боязни за результат.

Вот еще несколько хитростей, которые помогут грамотно вести деловые переговоры:

1. Легче к соглашению можно прийти сидя бок о бок, а не друг напротив друга. Выберите оптимальное расстояние — не слишком близкое, чтобы не вторгаться в личную зону человека, но и не очень далекое, чтобы легче установить контакт. Оптимальное расстояние — от 60 см до 1 м.

2. Сидите свободно, удобно расположив руки, но не разваливайтесь и не наклоняйтесь вперед слишком сильно.

3. Если вы разговариваете с одним человеком, то делать широкие размашистые жесты не нужно. Но если перед вами зал в 20 и более человек, то мелкие жесты подчеркнут неуверенность, а размашистые, напротив, владение ситуацией.

4. Сдержанно улыбайтесь, но не переусердствуйте, чтобы вас не сочли несерьезным. Если вы будете пристально смотреть в глаза оппоненту, это может показаться своего рода вызовом. Если будете часто отводить взгляд — неискренностью. Идеальное правило — каждые две минуты на одну-две секунды отводить взгляд в сторону.

5. Старайтесь избегать «жестов-паразитов»: потирание носа, затылка, поправления очков или одежды. Они, как правило, раздражают других людей и настраивают протии вас.

ЖЕСТЫ — КОЗЫРЬ В РУКАХ МАСТЕРА

Есть несколько секретов, которые помогут определить настрой собеседника. Туляк Сергей С. рассказал о том, что помогает ему постоянно выигрывать в карты.

— Когда мы собираемся с друзьями по выходным, чтобы сыграть партию-другую в покер, я внимательно слежу не только за ходом игры, но и за реакцией других игроков. Я научился понимать, какая карта приходит соперникам. К примеру, в нашей компании все курят. Я заметил, что когда приходит хорошая карта, ребята непроизвольно откидывают голову назад и выпускают дым в потолок. Если же карта не идет, выдыхают дым вниз. Скорость, с которой человек выпускает дым, тоже говорит о многом: чем быстрее идет струйка дыма, тем более уверен в своих силах игрок.

Есть несколько других нюансов. К примеру, если человек вертит в руках ручку, карандаш или другие предметы, значит, он нервничает. Если он носит очки, а во время беседы снял их и прикусил дужку, значит, он тянет время, обдумывает какое-то важное для него решение.

Достаточно быть немного внимательнее, и вы самостоятельно овладеете этой нехитрой наукой.

Руки. Открытые ладони демонстрируют искренность и доброжелательность. Ладони, сложенные «домиком» на столе или на колене, означают доверие.

Если во время разговора человек жестикулирует только одной рукой, это выглядит неестественно. Поэтому лучше использовать обе руки одновременно или попеременно и левую, и правую. Руки, стиснутые в кулаки — сигнал опасности. Сложенные на груди руки — это защитная поза, служит признаком неуверенности. Если собеседник постоянно что-то вертит в руках, он нервничает.

Потирание ладоней — сигнал позитивных ожиданий.

Потирание большим пальцем по кончикам других пальцев этой же руки означает материальные ожидания. Сцепленные пальцы рук говорят о подавленности или о враждебности.

Сцепленные за спиной руки свидетельствуют об уверенности и превосходстве над окружающими — выставляя вперед незащищенные грудь, сердце, живот, человек как бы демонстрирует бесстрашие. Такая поза так же помогает успокоить волнение.

Ноги. Если колени сжаты, человек нервничает. Если у собеседника есть интерес к разговору, носки его ботинок смотрят строго на вас. Если в сторону — общение ему не интересно (направление ног выражает, куда на самом деле хочет идти человек). Если собеседников несколько и одна нога отставлена в сторону одного из них, это выражает явную симпатию к человеку. Постукивание каблуками о пол говорит о волнении или нетерпеливости.

Голова и лицо. Если в ходе беседы человек касается лица — гладит себя по щеке, дотрагивается до носа или уха — значит он не согласен с оппонентом. Если это навязчивые одинаковые движения — человек нервничает. О заинтересованности скажет наклоненная на бок голова.

Взгляд поверх очков — распространенная ошибка, которая сразу настраивает оппонента негативно.

Взгляд в область переносицы во время беседы подчеркивает деловые намерения, в область шеи и груди — дружеское расположение.

Туловище. Если туловище повернуто к собеседнику, человек заинтересован в разговоре. Об этом так же свидетельствует легкий наклон в сторону человека. О симпатии и понимании говорит копирование позы другого человека. О дружеском расположении скажет снятый или расстегнутый во время беседы пиджак.

Если человек сильно откидывается во время разговора в кресле, это подчеркивает высокомерие. Если, напротив, сильно зажимается или наклоняется вперед — о самоуничижении.

Автор: Ольга СМИРНОВА

Тогда скачайте бесплатно обучающий фильм

Язык Жестов. Как Научиться Читать Чужие Мысли.

Психология жестов

Данная публикация посвящена языку жестов и мимики, которому отведена существенная роль в изучении психологии человека.

Как известно, в человеческом обществе люди не могут жить без общения друг с другом. С развитием цивилизации формы общения также развиваются, совершенствуются, изменяются. Но есть среди них те, которые существовали и существуют на всех этапах жизни человечества, от самых древних в момент его зарождения — и до нынешнего времени. К такой форме общения относится язык мимики и жестов.

Оказывается, что психология мимики и жестов настолько широка и разнообразна, что может нам рассказать о человеке гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Языком жестов и мимикой, открытой или закрытой позой или, например, красивой улыбкой иногда передаётся гораздо больше информации, чем непосредственно речью. Кроме того, существуют мельчайшие детали языка мимики и психологии жестов, которые просто невозможно сравнивать с речевым общением. Всё это говорит о том, что изучая психологию человека, имеет смысл обратить особое внимание на этот способ общения и передачи эмоций, который во многом отражает психологический портрет личности.

Язык жестов и мимика человека, то есть то, благодаря чему мы можем понимать друг друга без слов, называется невербальным (бессловесным, неречевым) общением. В психологии к такому типу коммуникации относится выражение лица, движение рук, положение тела, походка и т.д. Анализ всех этих составляющих языка жестов и их значений как раз и даст нам описание характера человека, его настроения, его основных черт. При этом какие-то элементы отражают сиюминутные характеристики, как например жесты и мимика лжи, а какие-то соответствуют определённому типу темперамента или более общим свойствам личности (например, небрежная походка с раскачиванием плеч говорит о самовлюблённой и эгоистичной натуре).

Особую роль в психологии жестов играет мимика лица и глаз, а также движение головы.

Поднятая голова говорит об уверенности в себе, готовности к коммуникации и открытости к окружающему миру.

Подчёркнуто высоко поднятая голова свидетельствует о высокомерии и самолюбовании.

Запрокинутая голова — это вызов окружающим, готовность к активным действиям.

Склонённая набок голова — готовность идти на компромисс, отказ от лидерства, согласие на роль подчинённого.

Свисающая вниз голова — это слабость, безволие.

Полностью открытые глаза соответствуют живости характера, хорошей восприимчивости человека.

Прикрытые глаза — это либо сильное утомление, либо признак инертности, равнодушия, пассивности.

Прищуренный взгляд означает либо пристальное внимание, либо хитрость, коварные планы, злой умысел.

Прямой взгляд, обращённый к собеседнику, показывает интерес, доверие, открытость, готовность к сотрудничеству.

Взгляд сбоку уголками глаз демонстрирует скептическое настроение, недоверие, выражает сомнения.

Взгляд снизу при склонённой голове свидетельствует о некоторой агрессии, которая может быть приведена в действие.

Взгляд снизу при согнутой спине означает покорность, услужливость.

Взгляд сверху вниз в психологии жестов — это всегда чувство превосходства и высокомерия, демонстрация презрительного отношения к партнёру.

Если в мимике собеседника Вы улавливаете уклоняющийся взгляд, то, скорее всего, это неуверенность в себе, робость или чувство вины.

Опущенные вниз уголки рта на языке мимики означают негативное отношение к жизни, пессимизм.

Приподнятые уголки рта — это символ позитива, живого и весёлого характера.

В психологии жестов рукам отводится очень большое значение. А связано это с тем, что жестикулируя руками, человек передаёт множество тех чувств и эмоций, которые не может передать словами.

Ладонь, открытая кверху, — символ объяснения, убеждения.

Руки, свисающие вдоль тела, — пассивность, безволие.

Руки, заложенные за спину, — неготовность к действиям, робость, застенчивость, сомнения.

Руки, спрятанные в карманах, — попытка скрыть, неуверенность в себе.

Рука, сжатая в кулак, — концентрация внимания, самоутверждение.

Потирание рук в психологии означает прилив положительных эмоций и удовлетворенность.

Движение рук, закрывающее глаза или лицо, — это стремление что-то скрыть, уйти от разговора.

Высоко поднятые плечи и сутулая спина на языке жестов означают нерешительность, беспомощность, нервозность. Существуют и другие примеры, относящиеся к группе жестов неуверенности, которые человек невольно демонстрирует, если сомневается в принятии решения, совершении выбора, если его что-то беспокоит или тревожит.

Плечи, спадающие вперёд, — знак слабости и подавленности, символ комплекса неполноценности.

Свободное движение плечами — уверенность в себе, внутренняя свобода.

Отведение плеч назад — в психологии жестов и мимики это стремление действовать.

Выпяченная грудная клетка означает завышенную самооценку, жизненную активность.

Впалая грудная клетка — признак замкнутости и угнетённости.

Согласно данным психологов, характер человека и его личностные качества отражаются на осанке человека, его походке и его любимых позах. Давайте рассмотрим эти моменты более подробно.

Быстрая походка с размахивающими руками соответствует таким качествам, как целеустремлённость, уверенность, активность.

Походка с руками в карманах и «волочением ног» свидетельствует о скрытом характере и угнетённом состоянии духа.

Широкие шаги при ходьбе означают ясность целей, предприимчивость, энергичность.

Короткие шаги — признак сдержанности, осторожности, расчётливости.

Ритмичная походка с выраженным движением бёдер выдаёт самоуверенную и самовлюбленную личность.

В человеке, шаркающем ногами, психология отмечает вялость, леность и медлительность.

Угловатая «деревянная» походка — признак самодостаточного и позитивного человека.

В психологии существует ещё огромное количество элементов языка жестов и их особенностей, которые очень многое могут рассказать о человеке. Рассматривать весь набор этого списка мы здесь не будем. Заметим лишь в заключении, что психология жестов очень разнообразна и позволяет выявить весьма тонкие и едва уловимые характеристики человеческой натуры. И, может быть, именно поэтому язык мимики и жестов, несмотря на то, что его обычно никто специально не изучает, так знаком и близок нам с раннего детства.

Язык жестов женщины

Наши жесты говорят гораздо красноречивее о том, что мы думаем, чем наши слова. Женщины гораздо более эмоциональны, чем мужчины и жестикулируют намного чаще. О чем же говорит язык жестов женщины, как распознать жесты соблазнения — на эти и другие вопросы вы получите ответ в данной статье.

С одной стороны именно женщина решает, как далеко продвинутся у нее отношения с этим мужчиной, с другой, согласно сложившимся на протяжении веков правилам хорошего тона, женщина не должна открыто проявлять свою заинтересованность в мужчине. Как же тогда ей показать, что мужчина ей нравится? В поисках ответа на этот вопрос женщины придумали тысячи уловок и ухищрений, некоторые из которых мы и рассмотрим в этой статье.

Первое, что делает женщина, чтобы обратить на себя внимание мужчины — начинает прихорашиваться: поправляет и без того хорошо сидящую одежду, разглаживает складочки, поправляет прическу.

Все эти жесты призваны, во-первых, захватить внимание мужчины, вызвав у него ориентировочный рефлекс. Ведь движущийся объект обращает на себя больше внимания, чем статичный.

Во-вторых, показать плавность движений, красоту и ухоженность рук. Многие мужчины именно по состоянию рук судят о том, насколько женщина чистоплотна, и привыкла ли она ухаживать за собой.

В-третьих, это способ продемонстрировать свои запястья, кожа на которых тонка и нежна. Этот жест символизирует и беззащитность, и доступность женщины.

Вообще же демонстрация запястий — весьма распространенный женский жест, в котором женщина как бы раскрывается, обнажая нечто тайне, сокровенное. В давние времена, когда женщины носили перчатки, обнажение рук считалось весьма фамильярным действием А вот слегка обнажить запястья, не боясь показаться нескромной, могла любая женщина, заинтересованная в мужчине.

Браслеты любят носить многие женщины. Они служат тому, чтобы, с одной стороны подчеркнуть женскую хрупкость и беззащитность, а с другой, создают символическое препятствие, которое мужчина должен преодолеть. Помните, во многих сериалах влюбленные не без взаимности поклонники целуют именно ладошки и запястья женщины, отведя браслеты в сторону, в то время как при более официальном поцелуе губы поклонника касаются тыльной стороны кисти или лишь кончиков пальцев.

Вообще, если женщина позволяет к себе прикасаться, то это свидетельствует о том, что мужчина ей как минимум приятен. Поэтому невинные прикосновения к рукам или одежде могут служить своеобразным тестом на доверие и принятие. Если женщина не напряглась и не отстранилась от вашего легкого прикосновения, то можете считать, что она не возражает и против более решительных действий. Вот только действовать нужно осмотрительно, не форсируя события.

Поправление прически — еще один распространенный комплексный жест. Женщина поправляет прическу и тогда, когда нервничает. Это движение помогает ей обрести уверенность в себе и чувство опоры. Но в этом случае жест будет более резким, не плавным. Соблазняя, женщина поправляет прическу медленно и чувственно, давая возможность мужчине хорошенько рассмотреть ее руки и волосы.

Встряхивание распущенными волосами — еще один красноречивый жест. Вслушайтесь в слово «распущенные» — оно говорит об открытости и внутренней свободе. Именно это хотят подчеркнуть женщины, когда встряхивают волосами. Ни на одном официальном приеме, ни в правительственном учреждении вы не встретите женщину с распущенными волосами. А у нас на Украине распущенные или даже просто неприкрытые волосы имели право носить лишь юные незамужние девушки, в то время как замужние дамы должны были всегда покрывать голову платком.

Играя своими волосами, встряхивая их, перенося собранные в пышную охапку волосы с одного плеча на другое, женщина пытается привлечь внимание мужчины, вызвать у него желание прикоснуться к ним, приближаясь к самой женщине. Кроме того, красивые пышные блестящие волосы — показатель хорошего здоровья, что также стоит продемонстрировать мужчине, выбирающему себе партнершу. И еще, встряхивая волосами, женщины часто обнажают прикрытые ими шею и плечи, что тоже относится к жестам соблазнения.

Открывание шеи. Женщины часто откидывают назад или поворачивают набок голову, открывая свою шею. Так они стремятся подчеркнуть красоту осанки и нежность кожи. А еще, косвенно дают понять, что открыты и не боятся мужчины. Ведь шея — весьма хрупкое место, и наши инстинкты говорят о том, что ее нужно защищать.

Часто, чтобы подчеркнуть нежный изгиб, женщина проводит по шее руками. Вообще, такие «ненужные», бессмысленные с точки зрения функциональности жесты, часто имеют своей целью именно привлечение внимания. Поэтому, если вы видите, что женщина проводит пальчиком или всей кистью то по руке, то по ноге, это значит, что она стремится обратить ваше внимания на эти свои части тела. Ну а если она уже начала гладить вас, то это явный и недвусмысленный признак симпатии и заинтересованности в развитии отношений.

Обнаженное плечо своей округлой формой напоминает женскую грудь. Понимая это, осознанно или нет, женщина стремится открыть плечо понравившемуся ей мужчине. В этом уже есть явный элемент обнажения, намекающий на то, что женщина не против продолжить общение в том же направлении.

Часто женщины прикасаются щекой к своему обнаженному плечу, слегка приподнимая его. Этот жест, с одной стороны, подчеркивает ранимость и беззащитность женщины, и призван вызвать у мужчины желание защитить ее, т.е. обнять и прижать к себе. С другой стороны, он говорит о явном желании телесного контакта, стремлении ощутить тепло другого человека.

Взгляд искоса, из под слегка опущенных век, часто сопровождающийся легкой улыбкой также недвусмысленно свидетельствует об интересе женщины и ее желании получить ответные знаки внимания со стороны мужчины. Женщины вообще чаще, чем мужчины поддерживают контакт глаз, но стараются делать это неявно, исподволь. А имея более развитое периферическое зрение, ведут скрытное наблюдение за интересующим их объектом, смотря в его сторону, а не него самого. Но, уж если женщина, слегка опустив голову, смотрит мужчине в глаза, а в них играют озорные искорки, то это явно показывает ее заинтересованность в этом мужчине.

Сокращение дистанции явно свидетельствует о переходе на качественно иной уровень беседы. Если человек вторгается в вашу интимную зону, которая составляет расстояние примерно вытянутой руки, либо позволят вам перейти границы своей, это говорит о его явном желании сблизиться, готовности к более интимным контактам. Поэтому, когда вы подсаживаетесь ближе или прикасаетесь к женщине, следите за ее реакцией. Если она не отодвинулась, а тем более подалась к вам, значит она не против продолжить с вами отношения на более близком уровне.

Покачивание туфельки на пальцах ноги, заставляющее пятку то обнажаться, то вновь прятаться от мужского взора также красноречиво свидетельствует о настрое и ходе мыслей женщины. Точно также, она привлекает внимание к своим стройным ногам и тонким щиколоткам, часто подчеркнутым браслетом. Этот жест также относится к жестам своеобразного обнажения, да и поступательное ритмичное движение туда-сюда наводит на однозначные мысли. Опять же, движение должно быть плавным, изящным. В более резком исполнении оно может свидетельствовать о раздражении женщины.

Кстати, направление, в котором смотрит носок туфельки или согнутое колено женщины указывает на направление, в котором находится объект ее интереса. Поэтому не удивляйтесь, если женщина, прихорашивающаяся и улыбающаяся в вашем присутствии, вдруг отстраняется при попытке сократить дистанцию. Лучше обратите внимание на то, куда смотрят ее ноги, а также направление жестов рук. Возможно, что все эти сигналы заинтересованности были адресованы не вам, а кому-то другому, находящемуся рядом.

Ну и, наконец, жесты явной сексуальной заинтересованности :

Облизывание губ; полуоткрытый рот, демонстрирующий язык; медленное поедание удлиненных предметов (банан, мороженое), глядя в глаза мужчине; сосание коктейля из трубочки, вождение пальчиком в зоне декольте и вверх по ноге, особенно по внутренней ее стороне; расстегивание блузы, позволяющих заглянуть глубже в декольте; распахивание разреза юбки с демонстрацией коленей; верчение и поглаживание в руках предметов удлиненной формы; надевание и снимание колпачка с ручки и т.п. жесты.

Источники: Войти на сайтЗнание языка жестов позволит узнать, что на самом деле думает и чувствует ваш партнер, и поможет лучше разобраться в человеке. Ученые подсчитали, что комбинациями поз, выражений лица,http://subscribe.ru/group/onlajn-testyi-psihologiya-i-samopoznanie/62120/Психология жестовПсихология языка жестов и мимикиhttp://psyhoscop.ru/yazik-zhestovЯзык жестов женщиныО чем же говорит язык жестов женщины, как распознать жесты соблазнения — на эти и другие вопросы вы получите ответ в данной статье.http://psyholog-praktik.ru/commonunication/neverbalika/yazyik-zhestov-zhenshhinyi-zhestyi-soblazneniya

lovewithyou.ru