Когнити́вный диссона́нс (от англ. слов: cognitive — «познавательный» и dissonance — «отсутствие гармонии») — состояние индивида, характеризующееся столкновением в его сознании противоречивых знаний, убеждений, поведенческих установок относительно некоторого объекта или явления, при котором из существования одного элемента вытекает отрицание другого, и связанное с этим несоответствием ощущение психологического дискомфорта.
Дословно это означает: «отсутствие гармонии при познании, или в нормальном переводе — несоответствие полученного ожидаемому».
Понятие «когнитивный диссонанс» впервые введено Леоном Фестингером в 1957 году.
Теория когнитивного диссонанса была предложена Леоном Фестингером в 1957 г. Она объясняет конфликтные ситуации, которые нередко возникают «в когнитивной структуре одного человека»[1]. Теория ставит своей целью объяснить и исследовать состояние когнитивного диссонанса, возникающее у человека как реакция на некую ситуацию, действия индивидов или целого
Леон Фестингер формулирует две основные гипотезы своей теории:
Диссонанс может появиться по различным причинам[2]:
Когнитивный диссонанс возникает из-за несоответствия двух «когниций» (или «знаний») индивида. Индивид, располагая информацией по какому-либо вопросу, бывает вынужден пренебречь ею при принятии некоторого решения. Как следствие, возникает несоответствие («диссонанс») между установками человека и его реальными поступками.
В результате такого поведения происходит смена определенных (на которые ситуация так или иначе влияет) установок человека, а оправдать это изменение можно исходя из того, что человеку жизненно необходимо поддерживать согласованность своих знаний[3].
Поэтому люди готовы оправдать свои заблуждения: человек, совершивший проступок или ошибку, склонен оправдывать себя в мыслях, постепенно сдвигая свои убеждения относительно случившегося в сторону того, что происшедшее на самом деле не так страшно. Таким образом индивид «регулирует» свое мышление, чтобы уменьшить конфликт внутри себя[3].
В различных ситуациях, которые возникают в повседневной жизни, диссонанс может усиливаться или ослабевать, — все зависит от проблемы, которая встает перед человеком.
Так, степень диссонанса будет минимальной в случае, если человек, к примеру, подаст на улице деньги нищему, который (как видно) не сильно нуждается в подаянии. Наоборот, степень диссонанса во много раз увеличится, в случае, если человеку предстоит серьёзный экзамен, а он не пытается к нему подготовиться[2].
Диссонанс может возникнуть (и возникает) в любой ситуации, когда человеку предстоит сделать выбор. Причем степень диссонанса будет расти в зависимости от того, насколько важен этот выбор для индивида...
Понятно, что существование диссонанса, независимо от степени его силы, принуждает человека избавиться от него полностью, а если по каким-то причинам это сделать пока невозможно, то значительно уменьшить его. Чтобы уменьшить диссонанс, человек может прибегнуть к четырём способам:
Поясним это на конкретном примере. Например, человек — заядлый курильщик. Он получает информацию о вреде курения — от врача, знакомого, из газеты или из другого источника. В соответствии с полученной информацией, он либо изменит свое поведение — то есть бросит курить, потому что убедился, что это слишком вредно для его здоровья. Либо он может отрицать, что курение наносит вред его организму, попытаться, например, найти какую-нибудь информацию о том, что курение может быть в некоторой степени «полезно» (например, пока он курит, он не набирает лишний вес, как это бывает, когда человек бросает курить), и тем самым снизить важность отрицательной информации. Это уменьшает диссонанс между его знаниями и поступками. В третьем же случае, он будет стараться избегать всякой информации, подчеркивающей вред курения[1][2].
В некоторых случаях, индивид может предотвратить появление диссонанса и, как следствие, внутреннего дискомфорта тем, что попытается избежать любой негативной информации относительно своей проблемы. Если же диссонанс уже возник, то индивид может избежать его усиления, путем добавления одного или нескольких когнитивных элементов «в когнитивную схему»[2] вместо существующего негативного элемента (который и порождает диссонанс). Таким образом, индивид будет заинтересован в поиске такой информации, которая бы одобрила его выбор (его решение) и, в конце концов, ослабила бы или полностью устранила диссонанс, избегая при этом источников информации, которые будут его увеличивать. Однако частое такое поведение индивида может привести к негативным последствиям: у человека может возникнуть страх перед диссонансом или предубеждение, что является опасным фактором, влияющим на мировоззрение индивида[2].
Между двумя (или более) когнитивными элементами могут существовать отношения несоответствия (диссонанса). При возникновении диссонанса индивид стремится к тому, чтобы снизить его степень, избежать или избавиться от него полностью. Это стремление оправдывается тем, что человек ставит своей целью изменение своего поведения, поиск новой информации, касающейся ситуации или объекта, «породившего диссонанс»[2].
Вполне объяснимо, что для человека намного проще согласиться с существующим положением дел, подкорректировав свои внутренние установки согласно сложившейся ситуации, вместо того, чтобы продолжать мучиться вопросом, правильно ли он поступил. Часто диссонанс возникает как следствие принятия важных решений. Выбор из двух в одинаковой мере заманчивых альтернатив дается человеку нелегко, однако, сделав наконец этот выбор, человек часто начинает ощущать «диссонирующие когниции»[3], то есть положительные стороны того варианта, от которого он отказался, и не очень положительные черты того, с чем он согласился. Чтобы подавить (ослабить) диссонанс, человек старается всеми силами преувеличить существенность принятого им решения, одновременно приуменьшая важность отвергнутого. Вследствие этого, другая альтернатива теряет всякую привлекательность в его глазах[3].
Все мы знаем, что такое диссонанс в музыке. Это негармоничное ее звучание. Но, оказывается, диссонанс бывает и в когнитивистике. Что же он означает в этой науке, давайте разберемся на примерах.
Что такое диссонанс? Это слово произошло от латинского понятия dissonantia, что в переводе означает "разноголосица". Поэтому неудивительно, что первое значение термина "диссонанс" именно негармоничное звучание музыкальных звуков. Но со временем язык менялся, и термин приобрел более широкое значение. Сегодня термин "диссонанс" определяется как то, что резко отличается от чего-то общепринятого. Например, противоречит понятиям, традициям или устоям.
Преемственность понятий особенно заметна в психологии, да и в науках в целом. Что это когнитивный диссонанс? Простыми словами можно сказать, что это состояние человека, когда в его сознании возникает противоборство между его моральными устоями, жизненными ценностями и эмоциональной реакцией.
Понятие термина было введено Леоном Фестингером в 1957 году. Ученый ставил цель понять и объяснить реакцию человека на ситуацию, когда персона не хочет принимать действительность за реальность, но ему приходится это сделать. В таких условиях подопытный старался всеми силами избегать ситуации, которая доставляла ему дискомфорт.
Психология – это очень интересная наука. Разбирая, что такое диссонанс, нельзя не упомянуть причины, по которым он появляется. Одной из самых распространенных является логическое несоответствие. Так как все люди разные, воспитывались в разных семьях и как следствие получили знания из различных областей. Поэтому и воспринимают мир они как бы «со своей колокольни».
Да, еще существуют люди, которые верят, что в мире нет зла, все красивое такие индивиды считают хорошим. Это нельзя назвать болезнью или помешательством. Просто им не объяснили в детстве, что это не так. И они свыклись с неправильными суждениями, изменить которые порой бывает очень сложно. Иногда проще даже поменять отношение к происходящему, чем перестраивать свою картину мира.
Теория диссонанса говорит, что вторая причина его возникновения – это различие культурных обычаев. В каждой стране свои праздники, обряды и священные ритуалы. Человеку, прожившему с христианским вероисповеданием всю жизнь, сложно принять мусульманство или ислам.
Чтобы лучше понять сложные психологические термины, нужно рассмотреть житейские ситуации, которые их иллюстрируют. Примеры когнитивного диссонанса можно найти повсюду.
Два выпускника поступают в университет. Один из них отличник, а другой - троечник. И, конечно, все преподаватели ждут, что и в институте школьная ситуация повторится. Но годы идут, и троечник прилагает все усилия, чтобы получить знания. Он горит своей профессией, со второго курса активно практикует ее в жизни, начинает работать и в итоге очень хорошо устраивается.
А вот у отличника дела идут не так бойко. Он учится по-прежнему хорошо, знания ему даются легко, но он не считает нужным применять их на практике. А как известно, то, что не подкрепляется ежедневной практикой, быстро забывается. Вот и получается такая ситуация, когда молодой человек заканчивает институт, а работу найти не может, так как теории в его голове много, а практических навыков нет. Когнитивный диссонанс состоит в том, что троечник найдет хорошую работу и сможет многого добиться в жизни, а отличник сможет только посредственно работать в маленькой фирме или обучать теоретическим знаниям других людей.
Или другой пример. Люди стоят на остановке. Рядом с ними на лавочке сидит бомж и ест пирожок. Все стараются не смотреть на этого грязного человека, который, по их мнению, является недостойным членом общества. Доев пирожок, бомж встает, подходит к мусорке и выкидывает целлофановый пакет в нее. Люди в шоке - как так? Такой неприятный с виду тип оказался довольно порядочным человеком.
Жизнь очень непостоянна, и ситуации в ней можно встретить разные. Поэтому в разные периоды времени когнитивный диссонанс может усиливаться или, наоборот, становиться слабее. Есть случаи, когда человек может что-то изменить в ситуации. Например, ему нужно поесть, но нет времени готовить еду. У него есть два выхода - сходить в магазин и купить полуфабрикаты или же заказать доставку обеда. Оба варианта кажутся довольно приемлемыми, и диссонанс будет слабый. А вот когда нужно сделать сложный выбор, то уровень стресса возрастает. Человеку нужно принять решение по поводу поступления в университет. И он понимает, что в случае неправильного выбора можно загубить себе жизнь. В этой ситуации когнитивный диссонанс будет невероятно силен. Но, конечно, убрать такие психологические проблемы все равно можно.
Если не в силах человека изменить текущую ситуацию, он всегда может изменить свое отношение к ней. Поняв, что такое диссонанс, мы можем поговорить о самом простом способе его предотвращения. И это - изменение мышления. Вместо отрицательных моментов надо искать положительные. Например, человек искал работу и получил сразу два привлекательных предложения. Взвесив все "за" и "против", он сделал выбор. Но как только он озвучил свое решение, сомнение поселилось в его душе. Ведь на другом месте условия были лучше, хоть и зарплата ниже. Там - замечательный коллектив и отличные корпоративы.
Чтобы избежать таких самобичеваний, нужно не искать плюсы в отвергнутом предложении, а найти минусы. Ведь по каким-то причинам предложение не подошло. Вот и стоит озвучить в своей голове эти причины. А в новой работе нужно искать положительные моменты. И не стесняться ими делиться с друзьями. Ведь когда человек вслух озвучивает мысли и получает на них положительную реакцию друзей, волей-неволей начинает и сам верить в сказанное.
Никогда не стоит сожалеть об ошибках, сделанных в прошлом. Ведь именно благодаря им вы стали тем, кем являетесь сейчас. А не соверши человек промахов, он бы никогда не приобрел нужных навыков и опыта. Поэтому не стоит жалеть о том, что случилось, и тогда когнитивный диссонанс не будет "докучать" слишком часто.
www.syl.ru
Нервные симптомы
Когнитивный диссонанс - это выход из эмоциональной зоны комфорта, который спровоцирован состоянием внутреннего противоречия, отрицания или растерянности. Он может явиться причиной глубокой депрессии или сильнейшего стресса. Само по себе состояние диссонанса неопасно, но неумение распознать его и справиться с ним приведет к накоплению психоэмоционального напряжения, которое потребует лечения.
Психологический дискомфорт при правильном понимании и отношении является своеобразным тренажером деятельности головного мозга. Он учит мозг лояльности, концентрации и тренирует способность к быстрому усвоению и осмысливанию новой информации.
1
Сущность когнитивного диссонансаТеория когнитивного диссонанса личности основывается на убеждении, что каждый человек стремится обрести и сохранить внутреннюю гармонию. Ее также называют теорией соответствия.
Название теории и ее постулаты были сформулированы в 1956 г. Автором является ученик Курта Левина, основоположника многих теорий в психологии, американский психолог Леон Фестингер.
Основные положения теории простыми словами можно сформулировать так:
Что такое когнитивная психология: основные идеи, терапия, упражнения
2
Личностный конфликтКогнитивный диссонанс может возникнуть по отношению к себе из-за столкновения собственных когниций. А может появиться из-за различия взглядов и жизненной позиции с окружающими. Это естественный процесс, который сопровождает человека на протяжении жизни с момента начала мыслительной деятельности и до момента ее прекращения.
Для понимания когнитивного диссонанса, вызванного несоответствием собственных элементов когниций к собственным же поступкам, следует рассмотреть примеры из жизни.
Сказкотерапия для детей как метод психологической коррекции поведения
2.1
Пример №1Человеку неприятен коллега, их взгляды и мнения на рабочий процесс диаметрально противоположные. Знание правил хорошего тона диктует, что человек должен улыбаться неприятному субъекту и быть с ним вежливым. Но, так как коллега вызывает раздражение, хочется направить негатив в его адрес.
Описанная ситуация является демонстрацией конфликта между знаниями и ощущениями человека. Сам же выбор и его оправдания выглядят так:
Понятие идентификации личности человека в психологии
2.2
Пример №2Человек получает предложение о работе, которая не соответствует его миропониманию, но за нее предлагают большое материальное вознаграждение. У него появляется выбор:
2.3
Пример №3Человек, придерживающийся правильного питания, купил себе на ужин нечто вкусное, но вредное для здоровья. После употребления в пищу неподходящего на его взгляд продукта он ощущает внутреннее недовольство. Чтобы устранить душевный дискомфорт, человек может:
3
Диссонанс масштабного значенияВ истории есть случаи массового возникновения когнитивного состояния.
3.1
Крещение РусиХристианство пришло взамен язычества. У людей забрали их привычный уклад и навязали другую веру. Когнитивный диссонанс массово возникал в душах людей.
Князь Владимир Красно Солнышко в 988 г. принял решение о смене вере самостоятельно. Те люди, которым было приказано изменить веру, выбирали разные пути для приведения в соответствие своего внутреннего мира и новой реальности:
3.2
Научное открытиеЕще один массовый когнитивный диссонанс был спровоцирован теорией о том, что земной шар вращается вокруг своей оси. Подобную теорию выдвинули Д. Бруно и Г. Галилей. Большинство их современников восприняли это предположение агрессивно. Это было когнитивным конфликтом между собственным мнением и мнением большинства.
Г. Галилей отрекся от своей теории, мотивируя это желанием жить и продолжать быть причастным к миру науки. Д. Бруно не смог привести в соответствие свои знания и убеждения окружающих. Он не стал отрекаться от своего утверждения и искать этому оправдание, а выбрал смертную казнь.
4
Когнитивный диссонанс у детейВ детском возрасте, когда ребенок познает мир, он неизбежно сталкивается с дисбалансом между собственными ощущениями и реакцией окружающих.
4.1
Ситуация №1У ребенка, увидевшего, как кого-то хвалят за раскроенную или сшитую вещь, в сознании складывается последовательность действий, необходимых для достижения похвалы. Он воспроизводит эти действия из подручных предметов. Показывая результат окружающим, ребенок уверен в их одобрении. Чаще всего реакция выглядит так:
4.2
Ситуация №2Ребенок, которому внушают отрицательное отношение к вранью, уличает родителей в преднамеренном искажении действительности. Для него это психологическая травма, так как знания, полученные им от родных, не соответствуют их действиям. Для избавления от внутренних несоответствий ребенок принимает решение:
Если у ребенка психика не стабильна, то он может быть не в состоянии самостоятельно справиться с возникшим несоответствием. В таком случае без квалифицированной помощи ребенок погрузится в состояние стресса, получит психологическую травму, которая в будущем выразится в комплексах.
5
ЗаключениеКогнитивный диссонанс - это результат восприятия или непринятия быстро изменившейся реальности.
Если не снимается состояние внутреннего несоответствия, не удается найти компромисс между собственными когнициями и происходящим, то появляется психоэмоциональное напряжение. В результате этого развивается полная фрустрация - состояние, при котором человек испытывает только негативные эмоции, что провоцирует появление комплекса неполноценности.
neurofob.com
Каждый человек, по сути своей, стремится жить в мире с самим собой, формируя на протяжении жизни свой «космос»: свои взгляды, мировоззрения, свою философию и убеждения. Это как строительство своей крепости, в которой чувствуешь себя безопасно, и правым во всех своих действиях.
Но порой эту крепость хотят расшатать некие силы, которые приходят в нашу жизнь в виде действий других людей или какой-то непонятной и новой информации, никак не согласующейся с нашим внутренним пониманием вещей.
Именно в этот момент начинается некий внутренний конфликт и ступор, который каждый из нас пытается преодолеть или решить. И это самое состояние на умном научном языке носит название — когнитивный диссонанс.
Для примера, я говорю вам слово: монашки. И вы уже имеете представление о том, кто это, как они выглядят, какие действия присущи и какие не присущи этой категории людей. А теперь посмотрите на картинку и впадите в состояние когнитивного диссонанса.
Получилось? Думаю, да. Как видим наши представления отнюдь не состыковались с реальностью, отображенной на картинке.
Само понятие когнитивного диссонанса в 1957 году ввел психолог из Америки Леон Фестингер. Его теория должна была объяснить как порождаются ситуации конфликта внутри самой личности в процессе познания, которые вызываются какими — либо событиями или поступками других людей. В теории когнитивного диссонанса есть две основных гипотезы:
В обыденной жизни, люди не задумываются над тем, на сколько сложно бывает порой человеку, находящемуся в состоянии такой внутренней разбалансировки, недооценивается сама роль когнитивного диссонанса. А человек, находящийся в таком положении, дабы не усугубить свое состояние на время отказывается от своих установок и принимает какое-либо решение как бы в стороне от своего мировозрения, что вызывает несоответствие между тем, что человек делает и что на самом деле он думает.
Впоследствии данного опыта, у личности могут поменятся какие-то внутренние установки, чтобы уменьшать напряженность и впоследствии оправдать свои действия, ошибки или решения.
Причиной появления когнитивного диссонанса могут стать различные условия, это может быть спровоцировано и столкновением с другой культурой, и с какой-то новой ситуацией, которая вразрез идет с опытом из прошлого, так же это может быть мнение какого-то человека, несоответствующее мнению большинства или же логическое несоответствие вещей или фактов.
В зависимости от условий, в которых протекает когнитивный диссонанс он может как усиливаться, так и уменьшаться.
Например, вы помогаете человеку, которому ваша помощь и не особо-то нужна, вроде как степень дискомфорта минимальна, но если к данной ситуации еще и прибавятся подавляющие над вами срочные дела, то степень его усилится в разы. Интенсивность диссонанса прямопропорциональна важности выбора, который стоит в эту минуту перед человеком, а само состояние внутреннего конфликта всегда мотивирует личность на его устранение. И чтобы выбраться из этого состояния, человек может поменять свои убеждения, либо изменить тактику действий или же просто критически оценить поступившую информацию, и не дать ей оказать влияние на его жизнь.
Например рассмотрим ситуацию, когда некая девушка «в теле», вдруг осознает необходимость обретения стройной красивой фигуры и задается целью как раз заполучить себе новое тело. Чтобы дойти до намеченной цели необходимо свершение многих дел, это и походы на тренировки, и пересмотр рациона, с соблюдением диет и правильный режим. Если внутренний конфликт желания стройной фигуры и необходимости свершения постоянных действий дойдет до пикового уровня, то чтобы избежать внутреннего конфликта начнется поиск необходимых причин: нет времени на хождение в спортзал, да и денег особо нет, да и самочувствие ухудшается от диеты, да и тело как тело и так сойдет…Все сведется к тому, чтобы избежать внутренних противоречий и вернуть «мир» внутри себя.
Чтобы избежать состояние когнитивного диссонанса, можно проигнорировать информацию, которая касается данной проблемы, но вразрез идет к тем заданиям , которые уже имеются. Если же избежать диссонанса не удалось, можно сгладить его действия тем, что принять в свою систему убеждений, новые аспекты, заменив старые. На деле получится необходимость поиска информации, которая оправдает наши действия и мысли и игнорирование старых знаний, которые опровергают наши поступки. Но данный путь — это может быть путь к неврозу и психологическим расстройствам.
Если вы читали Карлоса Кастанеду, то возможно, вы сейчас вспомнили, как Дон Хуан рассказывал о том, как современный человек смотрит на этот мир. По его представлению, человек находится в мыльном пузыре своих иллюзий и сквозь замочную скважину пытается разглядеть этот мир, видя при этом лишь малую долю действительности и по большей части лишь свое отражение. Поэтому так важно в жизни расширять свое сознание и разрешать событиям, явлениям и новой информации входить в вашу жизнь безболезненно. Дать место для всего нового и не отрицать что-то, что не стыкуется с системой ваших ценностей.
Почему вообще возникает такое явление, как когнитивный диссонанс? Все просто, мы на столько убеждены в своей правоте и неоспоримости наших взглядов, что все должно быть только так, как мы представляем себе и никак иначе.
Многие люди считают, что их мнение — это истина и неподвергают свои мысли ни каким опровержениям или сомнениям.
Они считают, что все делают правильно и все должно быть так, как они хотят. Но жизнь на столько многообразна и диктует свое, сталкивая их как упертых ослов с их же крепостей, что полеты с этих отвесных стен порой меняют не только мысли человека, но и саму жизнь. И как правило, самые стойкие убеждения, ломаются самой жизнью, призывая к осмыслению многогранности мира и множеству путей.
Когнитивный диссонанс присущ всем людям, но его понимание и осознание может дать нам раскрытие новых идей, мыслей, а так же переосмысление своих покрытых паутиной устоев, это как глоток чистого воздуха в непрерывно скользящем потоке жизни.
Могли бы вы вспомнить состояние внутреннего конфликта? С чем это было связано и чему вас научило?
Напишите вашу ситуацию, которую вы можете отнести к когнитивному диссонансу, из вышесказанного. Форма комментариев, ждёт вас ниже…
не в сети 1 год
leadinlife.info
Жизненные ситуации часто приводят человека к тому, что ему приходится выбирать между тем, что нравится и тем, что отвечает потребностям большинства людей. Отличие от общепринятого эталона в науке получило название диссонанс.
Латинский термин «dissonantia» в переводе с древнегреческого языка означает понятие «разноголосого звучания». Изначально этот термин применялся в музыкальном искусстве для определения негармоничного звучания музыкальных звуков. Он характеризовал несозвучность нескольких тональностей, звучащих в одно время. С ходом мировой истории термин широко распространился в другие области познания, в том числе психологическую и социальную науки. В настоящее время термин «диссонанс» используют для определения того, что не является общепринятым и отличается от мнения большинства. К примеру, может выступать как противоречивое понятие традиционным представлениям общества или общественным устоям.
Наиболее широкое распространение данного понятия можно проследить в психологической науке. Своё начало оно находит в конце 50-х годов двадцатого столетия, когда Леон Фестингер – учёный-психолог американской науки и родоначальник учения психологии масс, выдвинул теорию когнитивного диссонанса.
В качестве основной цели выступало понятие и объяснение реакции человеческого сознания на обстановку, при которой личность не желает воспринимать происходящее за реальное, но в силу моральных устоев происходит принятие ситуации.
В основе теории лежали предшествующие события, которые связаны с большим землетрясением, затронувшим территорию одного из штатов Северной Америки. В результате природного катаклизма в народных массах порождались различные слухи. Каждый человек воспринимал для себя ту правду, которую он считал наиболее достоверной, находя баланс между мнением общественности и своими личными мотивациями.
Теория когнитивного диссонанса давала положительные результаты при исследовании массового психологического сознания и помогала объяснить возникновение противоречивых конфликтных ситуаций.
Чтобы понять сущность понятия диссонанса, важно выявить причины его возникновения. К ним относятся:
Рассмотрим каждую причину на жизненном примере обычного человека.
Женщина долго не была в отпуске. И вот долгожданный период настал, она выбирает турагентство для путешествия. Красивые яркие брошюрки обещают сделать отдых незабываемым. Золотой песок на пляже, интереснейшие экскурсионные туры и отель пять звёзд «всё включено». Полная желания достойного отдыха женщина приезжает в указанное место и заселяется в зарезервированный отель.
Далее начинается сплошная череда разочарований: сервис в отеле не так хорош, экскурсия была всего одна, питание самое обычное, а золотой песок вперемешку с каменной галькой. Отдых вроде и проходит хорошо, однако не так как ожидала того женщина. Подобная ситуация порождает состояние когнитивного диссонанса.
Два друга детства идут рука об руку на протяжении многих лет. Один примерный ребёнок, отличник и помощник родителям. Другой – плохо учится, часто попадает в разные передряги и конфликтует с окружающими. Время идёт и подростки вступают во взрослую жизнь. Мальчик, у которого плохо складывались отношения с окружающими людьми, начинает меняться в лучшую сторону и заслуживает уважение окружающих, добившись больших успехов.
У его друга жизненная ситуация складывается обратным образом и в какой-то переломный момент она идёт по наклонной. В его сознании возникает противоречие, что от него ждали и кем он стал в конечном итоге. Конфликт противоречия реальности и общепринятой нормы в сущности диссонанса.
Два близких человека расстаются на несколько лет и не имеют возможности общения. Спустя длительное время они встречаются случайным образом в чужом городе. Радость встречи вызывает бурные эмоции прошлых лет дружбы. Но пообщавшись какое-то время, они оба понимают, что встретили уже совсем другого человека. Данная ситуация является основой возникновения противоречия между опытом прошлых лет и действительностью.
И такие ситуации происходят в жизни каждого человека чуть ли не каждый день. Непостоянство жизненного процесса сводится к тому, что в определённые периоды диссонанс усиливается в силу определённых событий или наоборот снижает своё воздействие. Мышление и способность рассуждения часто позволяет человеку найти альтернативу сложившегося противоречия. Например, при возникновении чувства голода необходимо приготовить еду и поесть. Но человек не имеет возможности приготовить покушать.
Есть возможность разрешения сложившейся ситуации, которая заключается в приобретении готовой еды в супермаркете. Проблема решена. Но тут же может возникнуть другая – отсутствие денег на приобретение еды. Этот круговорот жизненных испытаний призван развивать человеческое мышление и массовое психологическое сознание для выживания человека в современном мире.
microzajmi.ru
У каждого человека существует уникальный внутренний «прибор», некий цензор, помогающий определять негативные и положительные аспекты повседневной жизни. Люди называют его «совесть». И каждый в своей жизни сталкивался с моментами (ситуациями), которые нужно решать, идя вразрез существующих правил и привитых норм поведения, чувствуя при этом внутренний дискомфорт.
Не обращая внимания на угрызения совести, люди совершают несвойственные поступки, чувствуя, что это единственно правильное решение. При этом переживая глубокое противоречие. Это и есть ответ на вопрос, что такое когнитивный диссонанс, определение которого с латинского означает «познание».
Когнитивный диссонанс: внутренний дискомфорт личностиПсихологи говорят об этом синдроме, как об определенном психическом состоянии, проходящим с дискомфортом осознания собственного «Я». Данная ситуация сопровождается дисбалансом (несостыковкой) в человеческом сознании ряда противоречащих понятий либо идей.
Несмотря на такое сложное определение с когнитивным диссонансом сталкивался каждый человек в своей жизни. Порой, такое ощущение приходит по вине самой личности, но чаще синдром развивается по независящим причинам.
Автором теории когнитивного диссонанса является американский психолог Фриц Хайдер. А полная разработка и описание синдрома принадлежит другому специалисту по психологии из США – Леону Фестингеру. Он стал основателем когнитивной психологии, которая увидела свет в 1957 году.
Леон Фестингер, автор теории когнитивного диссонансаТолчком к созданию теории когнитивного диссонанса послужило широкое распространение всевозможных слухов после землетрясения в Индии 1934 года. Жители регионов, не пострадавших от толчков, стали распространять слухи, что следует ожидать новых, более сильных подземных сотрясений, угрожающих остальным местностям. Эти пессимистичные и абсолютно необоснованные прогнозы расползлись по всей стране.
Фестингер, изучая и пытаясь объяснить повальную веру в слухи, сделал оригинальный вывод: «Люди неосознанно стремятся к внутренней гармонии, балансу между личностными поведенческими мотивами и получаемой извне информацией».
Иными словами, жители раздували слухи, пытались оправдать внутренний страх перед угрозой нового землетрясения, чтобы объяснить собственное иррациональное состояние.
В теории когнитивного диссонанса Фестингером были использованы главные постулаты гештальтпсихологии.
Гештальтпсихология – направление психологии, образовавшееся в Германии начала XX века. Ее представители утверждали, что человеческое восприятие мира не зависит только от совокупной суммы различных ощущений, а единичная личность не описывается через отдельные свойства. В человеческом сознании все части организуются в единое целое (гештальт).
Главные цели гештальтпсихологии – развитие осознанного мышления отдельного индивидуума, конечным шагом которой является принятия и понимание себя как личности. По мнению приверженцев этого направления, личность стремится к полной гармонии представлений о себе, окружающих их мнении и любых уже имеющихся знаний.
Главные постулаты гештальтпсихологииВозникающее несоответствие таких представлений воспринимается личностью, как нечто очень неприятное, которое следует максимально сгладить. Когда человек сталкивается с внутренними противоречиями, у него развивается специфическая мотивация, меняющая мышление:
В Россию термин «когнитивный диссонанс» ввел в широкий обиход Виктор Пелевин. Знаменитый автор в своих книгах описывал когнитивный диссонанс, что это простыми словами, доступными непосвященному человеку.
Это понятие сейчас используется в повседневной жизни, там, где можно обойтись выражением: «Я озадачен». Чаще внутренние конфликты, вписывающиеся в определение синдрома, возникают на фоне эмоционального, морального или религиозного несоответствия.
Разрабатывая теорию когнитивного диссонанса, Фестингер использовал две главные гипотезы:
То есть, когнитивный диссонанс определяет дальнейшее поведение человека. Он относится к категории мотивационных. На основании этого можно сделать вывод о сути теории.
Так как этот синдром является мотивационным, он имеет непосредственное влияние на развитие индивида. Такое состояние становится определяющим в поведенческих реакциях человека, влияя на его жизненную позицию, убеждения и взгляды.
Как именно отреагирует человек, столкнувшись с когнитивным диссонансом, зависит от его жизненного опыта, склада характера и наличия подобных событий в прошлом. Личность может испытывать чувство раскаяния, совершив определенный поступок. Причем угрызения совести наступают не сразу, а через промежуток времени, заставляя человека искать оправдание действиям, смягчая ощущение вины.
Проблема когнитивного диссонанса кроется в следующем факте. Личность, пытаясь разрешить внутренний дискомфорт, занимается не поиском настоящей истины, а примитивным приведением уже имеющихся знаний к одному общему знаменателю. То есть поиском первого попавшего подходящего оправдания.
Проблема когнитивного диссонансаФестингер не только подробно разъяснил суть теории когнитивного диссонанса, но постарался объяснить причины и пути возможного выхода из возникшей ситуации.
Возникновение когнитивного диссонанса можно объяснить следующими причинами:
Это состояние провоцирует развитие стойкого внутреннего противоречия, создающего сильный дискомфорт. У некоторых, особо чувствительных людей внутренний стресс вызывает развитие бессонницы, апатию, утрату жизненного интереса.
Как избавиться от когнитивного диссонансаЧтобы снизить дискомфорт, психолог предлагает использовать следующие способы:
Представьте вполне обыденную ситуацию. У вас имеется хорошая работа. Приходит новый шеф, с которым не складываются служебные отношения. Появляются придирки с его стороны, некорректное поведение. Хамство директора вызывает желание избавиться от него. Но смена руководства без смены работы невозможна.
Что делать, как убрать сложившийся дискомфорт? Есть три варианта выхода:
Любой из трех вариантов решает возникшую проблему и купирует когнитивный диссонанс. Но первый создает дополнительные сложности (поиск другой работы). Этот вариант наихудший. Варианты 2 и 3 – самые щадящие, но и они требуют работы над собой.
Ученый, изучая когнитивный диссонанс и разрабатывая пути выхода из него, опирался на ряд реальных жизненных случаев. Их знание помогает понять суть ситуации и избавиться от нее «малой кровью».
Эти реальные истории, случившиеся с людьми, являются самыми типичными психологическими примерами когнитивного диссонанса.
Пример 1. Во время II Мировой войны в одном американском лагере, где проживали японские беженцы, появились слухи о лживости американцев. Люди говорили, что, такие хорошие условия для жизни, которые существовали в лагере, американцы организовали неспроста. Их дружелюбие обманчивое, а якобы приличный быт создан специально, чтобы усыпить бдительность беженцев для облегчения расправы над ними.
Такие слухи японские беженцы распускали из-за внутреннего непонимания искренности американцев. Ведь в представлениях японцев США – страна, настроенная по отношению к Японии крайне враждебно.
Пример 2. Взятый из басни. Всем известный сказ про виноград и хитрую голодную лисицу – яркий пример когнитивного диссонанса. Зверь очень хочет отведать виноград, но не может достать ягоды на высоко растущей лозе. Тогда лисица, пытаясь убрать возникший внутренний дискомфорт, убеждает себя, что виноград зеленый и кислый.
Пример 3. Поговорим с заядлыми курильщиками. Все они отлично знают, что пагубная привычка негативно сказывается на здоровье, и курение нужно бросать. Но сила привычки оказывается сильнее. Человек оправдывает себя тем, что именно с ним ничего не произойдет.
Создавая внутреннюю уверенность в безопасности, курильщик приводит в пример (для успокоения) судьбы различных знаменитостей. Например, Фиделя Кастро, который дожил до преклонных лет, не выпуская из рук сигару. Курильщиком делается вывод, что вред от никотина преувеличивается – обретается внутренний покой и дискомфорт отступает.
Такая особенность психологического склада человека становится на руку многим мошенникам-манипуляторам. Зная основы и суть синдрома, можно умело манипулировать людьми. Ведь личность, боясь появления внутреннего дисбаланса, способна согласиться на неприемлемые для нее поступки.
Мошенники играют в этом случае и на врожденном внутреннем тщеславии, которое имеется у каждой личности. Например, чтобы «развести» человека на деньги, следует изначально убедить его в щедрости, умело проведя предварительную беседу. А затем попросить деньги. Возникший когнитивный диссонанс играет на руку мошенникам. Жертва отдает деньги, чтобы удержать в себе уверенность в собственной доброте.
Когнитивный диссонанс может стать и полезным. В этом случае нужно научиться не искать первое попавшееся оправдание в попытке заглушить внутреннее противоречие. Вместо этого спокойно размышляя, распутать весь клубочек тревожащей ситуации, превращая неудобство в мощный стимул саморазвития.
Именно так практикуют в желании познать себя дзен-буддисты. Они искусственно создают мощное состояние когнитивного диссонанса, выводя личность за рамки привычного логического восприятия событий.
Таким образом, человек приближается к «сатори» (полному пробуждению). У дзен-буддистов эта практика называется «парадоксальный притч-коан». Стоит попрактиковаться – ведь жизнь, основанная на внутренней гармонии, ведет к долголетию и процветанию.
Читайте также:
Вконтакте
Одноклассники
Google+
ktovdepressii.ru
Наверное, каждый из нас в своей жизни переживал моменты, когда он что-то ощущает по-своему, несогласно с устоявшимся мнением окружающих или в разрез неоспоримых фактов. Ведь если вы получаете новые знания или информацию, которые начинают вступать в конфликт с уже раннее имеющимися или изученными фактами – это и есть когнитивный диссонанс.
Первым кто смог сформулировать фразу «когнитивный диссонанс» был Фриц Хайдер в 1944 году. А вот сама разработка теории когнитивного диссонанса принадлежит Леону Фестингеру в 1957 году. Основные ее принципы заключаются в том, что определение диссонанс принимается как несоответствие между знанием или мнением, или представлением индивида в зоне определенного социального общества. В России этот термин появился в большей степени благодаря писателю Виктору Пелевину. Зачастую конфликты, определяющими когнитивный диссонанс внутри человека, являются на фоне религиозного, морального, ценностного, эмоционального несоответствия.
Причинами, из-за которых индивидуумы зачастую чувствуют внутреннюю неудовлетворенность, могут выступать:
Психологическая наука современности видит свою цель, в изучении когнитивного диссонанса, в исследовании и объяснении разногласий, которые могут возникать, как у отдельной личности, так и у группы людей.
Каждый человек за определенный отрезок времени набирается какого-то жизненного опыта, но проходя временный рубеж, он должен действовать согласно условиям, в которых он обитает, вразрез накопленным знаниям. Вот это и будет душевным дискомфортом. Чтобы его как-то ослабить, каждый человек будет искать компромисс.
Примером ситуационного когнитивного диссонанса могут служить погодные условия. Например, вы собираетесь с друзьями провести выходные за городом. Вечер пятницы вас радует солнечной погодой, а утром вы просыпаетесь, и видите, за окном идет дождь. Конечно, вы сразу же думаете, что поездка не удалась. Ведь ничто не предвещало, что будет дождь. И вот получается что дождь – это и есть причина когнитивного диссонанса. И как поступает человек? Один расстроится и будет думать, что выходные не удались. А другой решит, что раз так, то все равно можно уехать к друзьям на дачу и там, в тепле, возле камина развлекаться песнями под гитару. То есть, во второй ситуации человек идет на компромисс.
Ведь это вполне можно объяснить, когда хочется снизить неудовлетворенность ситуацией, а если есть такая возможность, то и полностью устранить. И этого можно добиться несколькими способами:
Иногда, есть возможность предотвращения ситуации возникновения когнитивного диссонанса в индивидуума, что может привести к дискомфорту душевному. Но, если такой диссонанс появился, то можно изменить эту ситуацию добавлением элемента когнитива вместо негативного, который и служит причиной конфликта.
Многим знакома и объяснима ситуация, когда для определенного лица проще будет принять и согласиться с существующей ситуацией и подкорректировать свое внутреннее несогласие к тому, что уже свершилось, чем искать иной выход, задавая вопрос: «А правильно ли я поступил и все ли сделал, что мог в данной ситуации?»
Также диссонанс может быть следствием после принятия важного жизненного решения. Когда есть два выхода и оба привлекательные, но нужно выбрать только одну значимую альтернативу. Такой выбор, зачастую, дается очень трудно, однако придя к какому-то определенному решению, человек обязательно будет ощущать диссонанс. Проще говоря, так как мы все натуры сомневающиеся, выбрав, например, из двух предложенных мест работы (притом с хорошей должностью и зарплатой в равной степени) одно, индивидуум будет думать о неверном выборе. Сразу же будут видеться только положительные черты в том месте работы, которое он отклонил, и только плохие – в выбранном.
И поэтому для подавления диссонанса, новоиспеченный работник всем своим друзьям и родственникам будет рассказывать о том, как ему хорошо работается, какое понимающее начальство, и какие умные подчиненные. То есть, будет многократно преувеличивать положительные стороны нового места работы и находить плохое в отказанном месте. Благодаря этому индивидуум теряет в своих глазах привлекательность того места работы, от которого он сам же и отказался.
Поверьте, каждый из нас, проходя улицей или садясь в автобусы-трамваи-троллейбусы, постоянно сталкивается с когнитивным диссонансом, только не придает этому факту значения. Некоторые могут, конечно, отметить, что поведение того или иного субъекта противоречат его внешнему виду. Также и со студентами. Были случаи, когда поступают учиться медалист и троечник на один и тот же факультет. И все преподаватели ждут хороших знаний от медалиста, но, иногда, бывает так, что он практически не знает или не может воспринимать новые знания. А троечник, от которого ничего особенного не ждали, выдает огромные познания в данной области. Чем не когнитивный диссонанс?
Но вот недавно был один случай. Люди стояли на остановке и ждали маршрутку. И понятное дело, что скучая, начали осматриваться вокруг. И что вы думаете, увидели? Личность без определенного места жительства, такая хрестоматийная, которую каждый из нас наблюдает постоянно у себя во дворе, в парке, на лавочке, под киосками. Он сидел себе спокойно и ел беляш. А потом поднялся и прошел, почти пять метров, ради того, чтобы выбросить обертку от пирожка в урну. Вы представить себе не можете шок людей. Тем более, рядышком стоял дорого одетый, самоуверенный молодой человек, который наблюдал за бомжем с презрительной ухмылкой, и тут же, развернув пачку сигарет, выбросил целлофан под ноги.
Думаю, каждый из вас вспомнит подобную историю. А всем хочется пожелать, если так складываются обстоятельства, что вам не уйти от внутреннего диссонанса, тогда находите выход в другом, переверните ситуацию так, чтобы вы извлекли из нее пользу.
wikigrowth.ru