Что такое девиантное поведение человека? Девиантное поведение это в психологии кратко


2. Девиантное поведение и его виды

Девиацию (отклонение) можно определить как любые поступки или действия, несоответствующие нормам, принятым значительной частью людей в группе или обществе. Также под девиантным поведением понимают социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам). Сюда включается множество различных видов поведения (сквернословие, злоупотребление спиртным, употребление наркотиков, хулиганство футбольных болельщиков и т.д.). Социология изучает девиацию как социально обусловленное явление, поскольку представления о норме и девиации связаны с социальным контекстом и варьируют в различных обществах и даже субкультурах.

Социальные отклонения могут иметь положительное и негативное значения для общества. Позитивные отклонения служат средством прогрессивного развития общества (например, социальное творчество). Такие отклонения от норм считаются культурно одобряемыми. Существует целый ряд причин, которые приводят людей не просто к нарушению норм, а к их совершенствованию, улучшению. Это — сверхинтеллектуальность, сверхмотивация, исключительные личные качества. Поэтому большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры.

Негативные, культурно осуждаемые отклонения — это социальная патология: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид.

В социологии различают первичную и вторичную девиации. Первичная девиация — отклонение в поведении, нарушающее социальные нормы, но, как правило, проходящее незамеченным агентами социального контроля. Вторичная девиация — отклонение в поведении, вырабатывающееся у индивида в ответ на реакции других индивидов на его поступки.

Существует два типа девиантов:

Ингрупповой девиант — человек, проявляющий девиантность по отношению к конкретной группе, а не просто к социальным нормам. На таком человеке часто фокусируется внимание, он объединяет людей вокруг себя (например, деревенский дурачок, взводный клоун, толстяк в дружеской компании).

Социальные девианты (проститутки, наркоманы, правонарушители, представители богемы, аферисты, карточные шулеры, сутенеры) представляет собой коллективное отрицание социального порядка.

Различают следующие основные типы отрицательного отклоняющегося поведения: деструктивное, асоциальное и делинквентное поведение.

Деструктивное поведение причиняет вред самой личности и не соответствует общепринятым социально-нравственным нормам (мазохизм).

Асоциальное поведение причиняет вред личности и социальным общностям и проявляется в алкоголизме, наркомании, бродяжничестве.

Крайней формой отрицательных отклонений является преступное поведение (делинквентное). Противоправное поведение, представляющее собой нарушение как моральных, так и правовых норм, выражается в нарушении трудовой и воинской дисциплины, в воровстве, грабежах, изнасиловании, убийствах и других преступлениях. Рост преступности представляет сегодня наибольшую угрозу стабильности и безопасности общества и личности.

Девиация выполняет противоречивые функции по отношению к культуре и обществу потому что, с одной стороны, представляет угрозу порядку, стабильности и устойчивости общества, с другой - поддерживают эту стабильность через адаптацию к социальным изменениям. Успешная деятельность социальных структур эффективна тогда, когда порядок и предсказуемое поведение членов общества. Каждый член общества должен знать, какого поведения он может ожидать от окружающих, какого поведения окружающие ожидают от него самого, на основе его социального статуса. Девиантное поведение нарушает этот порядок и предсказуемость поведения. Порядок, культура и общество в целом разрушаются, когда люди утрачивают чувство ожидаемого поведения и отклонения становятся многочисленными, групповыми. Это происходит в период отвержения людьми важнейших ценностей и когда нравственные нормы перестают контролировать поведение. Поэтому общество будет функционировать эффективно, только когда большинство его членов будет принимать устоявшиеся нормы и действовать в основном в соответствии с ожиданиями других индивидов.

Однако с другой стороны, отклоняющееся поведение (особенно культурно одобряемое) является одним из способов адаптации культуры к социальным переменам. Поскольку нет такого современного общества, которое долгое время оставалось бы неизменным. Демографические всплески, технологические новшества и техногенные катастрофы, экологические проблемы, изменения физического окружения, информационные потоки и многое другое - все это может привести к необходимости принятия новых норм и адаптации к ним членов общества.

3. Основные подходы к объяснению девиантного поведения.

Существуют различные теории объяснения отклоняющегося поведения, которые можно подразделить на психологические, биологические (или теории физических типов), социологические и другие концепции.

Биологические концепции (теории физических типов) девиации (Ч. Ломброзо, Э.Кретшмер, У.Шелдон) пытаются установить связь между физическими факторами и склонностью к преступлению. Основная предпосылка всех теорий типов состоит в том, что определенные физические черты предопределяют совершаемые личностью различные отклонения от норм. Авторы концепции считают, что некоторые люди плохи от рождения, имеют специфическое строение тела, врожденные изъяны, которые стимулируют их антиобщественное поведение, не дают возможность сдерживать низменные потребности. Итальянский врач Ломброзо считал, что «криминальный тип» есть резуль­тат деградации к более ранним стадиям человеческой эво­люции. Этот тип можно определить по таким характерным чертам, как выступающая нижняя челюсть, реденькая бо­родка, длинные руки и пониженная чувствительность к боли. Но ошибка Ч.Ломброзо заключалась в том, что он не произвел обмеры обычных людей. Это сделал британский врач Чарльз Горинг и нашел такие же физические отклонения у людей, которые не были никогда преступниками. У.Шелдон сделал вывод, что наиболее склонны к девиантному поведению, нарушению законов люди с сильным и стройным телом, склонные к беспокойству, активные и не очень чувствительные к боли.

Психологические объяснения девиации связаны с анализом характера человека, проявляющего девиантное поведение. В основе психоаналитических теорий отклоняющегося поведения лежит изучение конфликтов, происходящих в сознании личности. Согласно теории З.Фрейда, у каждой личности под слоем активного сознания находится область бессознательного — это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все природное, первобытное. Человек способен защититься от собственного природного состояния путем формирования собственного Я, а также так называемого сверх-Я, определяемого исключительно культурой общества. Однако может возникнуть состояние, когда внутренние конфликты между Я и бессознательным, между сверх-Я и бессознательным разрушают защиту и наружу прорывается наше внутреннее содержание. В этом случае может произойти отклонение от социальных норм, выработанных социальным окружением индивида.

Социологический подход к описанию причин девиаций учитывает социальные и структурные факторы отклоняющегося поведения. Впервые социологическое объяснение девиации нашло отражение в теории аномии, предложенной Э.Дюркгеймом. Аномия («номос» — норма, «а» — отрицание) — патология общественной жизни, рассогласованность ценностей, нравственных норм и идеалов, в результате чего происходит дезорганизация людей, — все это способствует девиантному поведению. По мнению Дюркгейма, у человека отсутствуют какие-либо «естественные» ограничения потребностей и желаний. Ограничения носят социальный характер, т.е. устанавливаются обществом посредством социальных норм. Аномия возникает тогда, когда общество не в состоянии установить рамки социальных норм, когда в обществе имеется слабый консенсус относительно ценностей и целей, что ведет к утрате эффективности их воздействия на индивида.

Американский социолог Р.Мертон считал, что причиной девиантного поведения является аномия — несогласованность между целями общества и социально одобряемыми средствами осуществления этих целей. Например, когда люди стремятся к финансовому успеху, но убеждаются в том, что его нельзя достичь на основе одобряемых средств, они могут прибегнуть ко многим незаконным способам достижения этой цели.

Одним из важнейших подходов к объяснению причин преступности является теория стигматизации. Сторонники данной теории интерпретируют отклонения как процесс взаимодействия между девиантами и людьми без отклонений. Стигматизация — это процесс выделения и «клеймения» человека на основании некоторых неприемлемых отклонений от нормы с целью применения к нему общественных санкций, стереотипного набора социальных реакций. Термин «стигма» (клеймо, ярлык) указывает на постыдный статус индивида. В социальной основе стигматизации лежат сложившиеся в конкретном обществе исторические, религиозные и социальные предрассудки, которые сводятся, чаще всего, к представлениям об опасности и ущербности человека. Люди, имеющие более высокий социальный статус, представляющие силы закона и порядка, способные навязывать свои моральные установки другим, выступают основным источником «наклеивания» ярлыков. Нередко, если внешний вид или поступки индивидов воспринимаются как девиантные, то окружающие люди стремятся как-то обозначить девиантность «нарушителей»: «наклеивают ярлык» (стигму), применяют разнообразные формы наказания. Человек, однажды заклейменный, вероятнее всего, в дальнейшем будет рассматриваться как не внушающий доверия. Попытки социального контроля над «нарушителями» могут привести к усилению проявлений девиантности.

В последние годы большинство социологов и психологов считает, что отклоняющиеся формы поведения возникают в основном в результате совместного действия и психологических, и социальных факторов.

studfiles.net

Девиантное поведение «Характер девиантного поведения»

Все мы разные и по-разному ведём себя в обществе. Среди различных типов поведения выделяют девиантное. Девианты отличаются от других — нестандартным мышлением и неклассическими путями достижения своих целей.

Девианты России

Девиантное поведение – это что такое?

Асоциальное поведение чаще всего имеет отрицательный окрас, хотя оно не является абсолютно негативным.

Понятие (определение) и виды

Девиантное поведение – это действия, которые отличаются от установленных стандартов и зачастую переходят границы закона, отклонения от общепринятых правил. Понятие весьма абстрактное, оно отталкивается от стандартного поведения и рамок «нормальности», однако в каждом обществе таковые могут отличаться. Поэтому то, что считается девиантным поведением в одной группе людей, во второй называется нормой.

Причины такого поведения

Вызывающий девиантТочные причины данного поведения еще досконально не изучены. Они рассматриваются с точки зрения социологии, психологии, педагогики, медицины и криминалистики, поэтому на сегодняшний день их обнаружена масса в любой из областей жизни. Весьма логично заявить, что для асоциального поведения существует целый комплекс причин.

Основные из них следующие:

  1. Несогласованность целей и средств, которые общество предлагает для их достижения.
  2. Маргинализация, обуславливающая снижение уровня ожиданий и потребностей социума.
  3. Социальные патологии, в частности психические заболевания, алкоголизм, наркомания, ухудшение генетического фонда населения.
  4. Психические причины, среди которых слабоумие, психопатия, дегенеративность, навязчивые страхи.
  5. Туманность мотивации, вроде наставления «делай как можно лучше» — других, не позволяющих адекватно вести себя в конкретной ситуации.
  6. Социальное неравенство.
  7. Войны, техногенные и природные катаклизмы, нарушающие психику людей.

Не менее важной причиной считается излюбленное обществом навязывание ярлыков. Человек, который случайно попал в тюрьму, выйдя из неё априори будет девиантом, ведь нормально относиться к нему мало кто станет.

Факторы, определяющие его развитие

Факторами, определяющими развитие асоциального поведения, можно назвать аддикцию, то есть, стремление убежать от своего внутреннего дискомфорта, поменять своё измененное социально-психическое состояние, решить конфликт внутри себя любыми путями.

Именно этому чаще всего девиантами становятся люди, не обладающие возможностью сделать это легально. Общество давит их, не даёт самореализоваться, ставит ярлыки и всячески напоминает про низкий социальный уровень личности. В итоге последняя считает мир несправедливым, идёт на девиантные поступки, которые, по её мнению, мир заслуживает.

Некоторые девианты говорят, что для них это был единственный вариант, чтобы позволить себе жить, а не исключительно существовать.

Девиантное поведение

Примеры девиантного поведения

Девиантное существоТак как девиантным мы можем назвать любое поведение, выходящее за рамки нормальности, указанной в обществе, примеры могут быть любые.

Каннибализм – девиантное поведение почти во всём мире, но ученые до сих пор находят африканские племена людоедов, где каннибализм считается адекватным образом жизни.

В нашем обществе девиантами можно назвать всех, кто пытается сбежать от действительности, используя для этого любые средства, воздействующие на психику, будь то курение, алкоголизм, наркотики или странное поведение, граничащее с безумием.

Например, бунт, который утроили девушки несколько лет назад в Москве, ходя почти без одежды по городу – яркий пример подобного поведения.

Примеры такого поведения в обществе

Если говорить про общество и на более конкретных примерах, то девианты – это:

  • Личный фанатизмбомжи и попрошайки;
  • проститутки;
  • наркоманы;
  • алкоголики;
  • монахи;
  • гении;
  • убийцы и маньяки;
  • аскеты и другие.

Девиантом можно родиться, а можно стать, точно так же, как от данного поведения можно избавиться, при желании.

Конфликтность в семейных отношениях

Семья – первый образец поведения, с которым сталкивается человек. Поэтому конфликты в семье, побои, насилие и оскорбления априори приводят к девиантному поведению. Личность «ломается» или наоборот – бунтует, требуя справедливости и уважительного к себе отношения. В конфликтных семьях у детей два пути – стать агрессивной личностью или спокойным маньяком. Девочки из таких семей с детства отдают своё тело всем желающим, чтобы взамен получить хотя бы долю любви.

Конфликтность в семье – одна из основных причин, побуждающих как детей, так и взрослых становится девиантами.

Формы девиантного поведения в организации

Существует несколько форм ненормального поведения в организации, которые были составлены социальными работниками и психологами:

Кубинский бунтарьИнновация – подчинение заданным целям, но совсем не средствам для их достижения. Например, вор может желать разбогатеть, как любой нормальный человек, но достигает данной цели неадекватным путём грабежа.

Ритуализм – цель кажется человеку недостижимой, но он продолжает следовать традициям. В этой форме сейчас живёт большинство граждан СНГ, ежедневно ходя на работу, но не получая наслаждения, продвижения по карьерной лестнице и чувствуя свою нереализованность.

Ретретизм – уход из обществами в следствии несогласия, как с целями, так и со средствами их достижения. Так ведут себя монахи, путешественники, пилигримы.

Мятеж, бунт – попытка создать и ввести свой социальный порядок, изменив цели и средства. Яркий пример – Эрнесто Че Гевара.

Нормальной считается форма подчинения, когда индивидуум подчиняется и цели, и средствам её достижения, указанными обществом.

Чем характеризуется человек – девиант?

Мысли девиантаДевиант отличается от других людей, его можно охарактеризовать следующими утверждениями:

  • вызывает негативную оценку со стороны общественности;
  • приносит ущерб себе или другим;
  • поведение всегда повторяется, может быть многократным или длительным;
  • согласует свои действия с общей направленностью личности;
  • выражает индивидуальное и возрастное своеобразие.

 

Девиантное поведение находится в пределах медицинской нормы, однако сопровождается специфическими явлениями социальной дезадаптации.

Позитивные и негативные девиации в психологии

Отклонения от норм социума могут быть не только негативными, а и позитивными. Святые люди, гении, первооткрыватели, художники, поэты, писатели, скульпторы, философы – все они девианты, которые мыслят творчески, неординарно. Однако они приносят обществу пользу.

Негативные девиации делятся на две группы:

  • приносящие вред окружающим;
  • приносящие вред самому девианту.

В последнем случае говорится обо всём, что разрушает человеческую личность – от принятия алкоголя и наркотиков до суицида.

Причины девиантного поведения детей и подростков

ДевианткаДанный термин применим к детям от 5 лет. Только тогда рассуждают о сформировавшейся личности.

Среди детей и подростков данное поведение встречается наиболее часто, так как эта социальная группа более уязвима.

К причинам, которые заставляют детей и подростков так себя вести, психологи и социальные работники относят:

  • наследственность;
  • ошибки воспитания;
  • конфликты в семье;
  • деформация характера;
  • психические заболевания;
  • психические и физиологические отклонения;
  • негативное влияние СМИ;
  • несоответствие требуемых в обществе действий индивидуальным потребностям ребенка.

Дети не хотят подстраиваться под окружающий мир, желают делать так, как нравится им, порой вредя себе или другим. Они не всегда осознают ответственность, но могут становиться на правильный путь под влиянием авторитетного взрослого.

Проблемы социального характера

Своя волнаПроблемы социального характера заставляют вести себя неадекватно в первую очередь детей и подростков, которые только знакомятся с тем, как устроено общество.

Чтобы девиантность не приобрела острые формы, нужно расширить доступ к легальным способам достижения успеха во всех сферах жизни, соблюдать социальное равенство, совершенствовать законодательство, стремиться к адекватному правосудию.

Именно отсутствие этого всего является социальной проблемой, которую нужно исправлять на государственном уровне.

Профилактика и работа с девиантными детьми

Первоначальная профилактика нацеливается в первую очередь на детский и подростковый возраст. В её рамках выявляются и корректируются условия и факторы, вызывающее асоциальное поведение.

Социологи забирают детей у неблагополучных родителей и отдают хорошим семьям с правильным примером поведения. Педагоги и психологи в школах проводят работы по улучшению поведения и мировоззрения учащихся, объясняют, как устроен мир, и что ожидает, если действовать деструктивно.

Работа с девиантными детьми весьма сложна и требует профессиональной подготовки. Поэтому так важно выпустить из учебных заведений опытные и разумные кадры, которые могут помочь изменить судьбы детей и подростков.

В заключение

Девиантное поведение почти всегда поддаётся корректировке при помощи профессионалов и собственного желания девианта. Однако в некоторых случаях оно имеет позитивную роль в обществе. Девиация как разрушает, так и строит общественную мораль и духовность. Она является неотъемлемым атрибутом здорового мира.

ladyeve.ru

Типы девиантного поведения - Патопсихология Библиотека русских учебников

зависимости от способов взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества девиантное поведение разделяется на пять типов:

1 - делинквентное - девиантное поведение, в крайних своих проявлениях являются действиями, влекущие за собой уголовное наказание. Характерна для людей:

- с неустойчивым внутренним миром; человек совершает преступление под влиянием обстоятельств, или окружающих лиц;

- с высоким уровнем правосознания, но пассивным отношением к другим нарушителям правовых норм;

- могут лишь случайно совершить преступление

У этих людей в пределах волевой сознательной действия в силу индивидуально-психологических особенностей нарушается или блокируется процесс предсказания будущего результата деликта (проступка) - не имеет существенного сус общей опасностей.

У таких людей сила побудительного мотива тормозит анализ негативных его последствий. Часто делинквентного действия опосредуются ситуационно-импульсивными или аффективными мотивам. Эти мотивы реализуются без этапа предварительного планирования и выбора адекватных объектов, целей, способов и программы действия для удовлетворения актуальной потребностейби.

Делинквентное поведение может проявиться, в частности, в озорстве и желании развлечься (например, подросток из любопытства и за компанию может бросать с балкона тяжелые предметы или еду у прохожих, получая или удовольствие от точности попадания в «жертву»; человек может позвонить в диспетчерскую аэропорта и предупредить о якобы заложенной в самолете бомбе; чтобы привлечь к себе внимание, молодой человек м оже попробовать залезть на телевизионную башнюйну башту).

2 - аддиктивное поведение - одна из форм девиантного поведения с формированием стремления к бегству от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния через употребление некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности, направленное на развитие и поддержание интенсивных эмоций.

Основной мотив личностей, склонных к аддиктивных форм поведения, - активная изменение психического состояния, не удовлетворяет их и рассматривается ими как"серый","скучный","монотонный","апатичный"

Такому человеку не удается обнаружить в реальной действительности какие-то сферы деятельности, способные привлечь надолго его внимание, увлечь, вызвать какую-то существенную и выраженную эмоциональную реакцию

Жизнь ей видится неинтересным из-за его обыденность и однообразие. Человек не воспринимает того, что считается в обществе нормальным: необходимости что-то делать, чем-то заниматься, придерживаться принятых в семье или обществе традиций и норм.

аддиктивного активность носит избирательный характер - в тех сферах жизни, которые хоть на время, но приносят человеку удовлетворение и вырывают его из мира эмоциональной нечувствительности (стагнации), она может проявить ты большую активность для достижения целей.

Особенности людей с аддиктивного формами поведения:я:

- пониженная выносливость к трудностям повседневной жизни наряду с хорошей выносливостью в кризисных ситуациях;

- скрытый комплекс неполноценности, который сочетается с преимуществом, которое внешне проявляется;

- внешняя социабельность, которая сочетается со страхом перед стойкими эмоциональными контактами;

- стремление говорить неправду;

- стремление обвинять других, зная, что они невиновны;

- стремление к бегству от ответственности в принятии решений;

- стереотипность, повторяемость поведения;

- зависимость;

- тревожность

Предсказуемость, заданность собственной судьбы - дразнящий момент аддиктивного личности. Кризисные ситуации с их непередбачу-ность, риском и выраженными аффектами являются для них той почвой, на котором они приобретаю ют уверенности в себе, самоуважения, чувство превосходства над другими. Отмечается феномен"жажды острых ощущений"(В. А. Петровский.. Петровський).

Е. Берн выделил шесть типов голода, у человека:

- за сенсорной стимуляцией;

- по признанию;

- за контактом и физическим поглаживания;

- сексуальный;

- структурный, или структурированием времени;

- за инцидентами

В рамках аддиктивного типа выделены типы обостряются - человек не находит удовлетворения чувства голода в реальной жизни и стремится снять дискомфорт и неудовлетворенность реальностью, стимуляцией тех или иных видов деятельности. Она пытается достичь повышенного уровня сенсорной стимуляции (предпочитает интенсивным воздействиям, громкому звуку, резким запахам, ярким изображением), признание неординарностью поступков (в том числе сексуальных), наполненностью времени событиями.

Плохая выносливость к трудностям повседневной жизни и догоряння в неприспособленности и отсутствии жизнелюбия со стороны близких формируют в аддиктивных личностей скрытый"комплекс неполноценно ости"- они страдают, отличающиеся от других, способны"жить как люди"Этот комплекс возвращается ги-перкомпенсаторною реакцией - от заниженной самооценки человек переходит сразу к завышены й (минуя адекватную) появляется чувство превосходства над другими, это защитная психологическая функция, что способствует поддержанию самоуважения в неблагоприятных микросоциальных условиях (например, конфронтации с семьей или коллективомсім'єю чи колективом).

На аддиктивного человека действует большое влияние социума, ей приходится подстраиваться под нормы общества, она учится формально исполнять те социальные роли, которые ей навязываются обществом (зразковог го сына, внимательного собеседника, порядочного коллеги.

Внешняя социабельность, легкость настройки эмоциональных контактов сопровождается манипулятивной поведением и поверхностностью эмоциональных связей

Такой человек боится стойких и длительных эмоциональных контактов через быструю потерю интереса к одной и той же человека или вида деятельности, из-за страха ответственности за какое-то дело (например, мотив вом поведения"закоренелого холостяка", когда преобладают аддиктивные формы поведения, может быть страх ответственности за возможную жену и детей и зависимости от нихі від них).

Пытаясь скрыть свой"комплекс неполноценности", человек проявляет стремление говорить неправду, обманывать окружающих, обвинять других в собственных ошибках и промахах

Одной из основных черт в поведении аддиктивного личности является стремление к бегству от реальности

"Побег"заключается в том, что взамен гармоничного взаимодействия со всеми аспектами действительности происходит активация в каком-то одном направлении, при этом человек сосредоточивается на узко направленной сфере деятельно ости (часто негармонично и такой, что разрушает личность), игнорируя концовуючи решту.

Н. Пезешкиан выделяет четыре вида"бегства"от реальности:

-"бегство в тело"- переориентация на деятельность, направленную только на собственное физическое или психическое усовершенствования; гипер-компенсаторным становится захвата оздоровительными мероприятиями ("паранойя здоровья"), сексуальная ими взаимодействиями, собственной внешностью, качеством отдыха и способами расслаблениясобами розслаблення;

-"бегство в работу"- дисгармоничная фиксация на делам;

-"бегство в контакты или одиночество"- общение становится либо единственно желанным способом удовлетворения потребностей, замещая другие, или количество контактов сводится к минимуму;

-"бегство в фантазии"- склонность к размышлениям и отсутствие желание воплощать в жизнь

3 - патохарактерологичний тип девиантного поведения - поведение, обусловлена ??патологическими изменениями характера, которые сформировались в процессе воспитания: расстройствами личности (психопатии), явно выраженными акцентуация характера, невротическим развитием особист тост.

дисгармоничность черт характера приводит к тому, что меняется вся структура психической деятельности человека

Наиболее характерные мотивы:

- стремление к реализации неадекватно завышенного уровня притязаний;

- тенденция к доминированию и властвования;

- упрямство;

- обидчивость;

- нетерпеливость к противодействию;

- склонность к самообвинения и поисков поводов для разрядки аффективного напряжения;

- эгоцентризм;

- жажда признания;

- завышенная самооценка;ка;

- стремление манипулировать окружающими и контролировать их (окружение рассматривается лишь как средство, должен служить удовлетворению потребностей данного человека)

По невротического развития личности девиации проявляются в виде невротических навязчивостей и ритуалов, которые пронизывают всю жизнедеятельность человека и имеют целью снять состояние эмоционального напряжения я и тревоги (например, человек с навязчивыми ритуалами может долго и на ущерб своим планам совершать стереотипные действия: открывать и закрывать двери, определенное количество раз пропускать троллейбус, пи дходить до остановки.

4 - психопатологический тип девиантного поведения - основывается на психопатологических симптомах или синдромах, являющихся проявлениями тех или иных психических заболеваний. Как правило, мотивы поведения психически больного остаются непонятными до тех пор, пока не будут выявлены основные признаки психических расстройствев.

Человек может проявлять девиантное поведение через:

- нарушение восприятия - галлюцинации или иллюзии (например, закрывать чем-то уши, к чему прислушиваться, искать несуществующий объект, разговаривать с собой)

- нарушения мышления (например, выражает, отстаивает и пытается достичь поставленной цели на основе неадекватного толкования действительности, активно ограничивать сферы своего общения с окружающим миром через навязчивые идеи и страхи)

- нарушение волевой активности (осуществляет неразумные и непонятные поступки или месяцами бездействует, осуществляет стереотипные движения надолго застывает в однообразной позе)

Разновидностью патохарактерологичного и психопатологического типа девиантного поведения являются саморазрушительное (аутодеструктивного) поведение - система поступков человека, направлена ??не на развитие и личностный рост ния, и не на гармоничное взаимодействие с реальностью, а на деструкцию личностей.

Агрессия направляется на себя, действительность рассматривается как нечто оппозиционное, что не дает возможности полноценно жить и удовлетворять имеющиеся потребности

Аутодеструкция проявляется в виде суицидального и парасуицидальным поведения, наркотизации и алкоголизации, других видов девиаций

Мотивы саморазрушительной поведения:

- аддикции, неспособность управляться с будничной жизнью;

- патологические изменения характера;

- психопатологические симптомы и синдромы

5 - девиации, обусловленные гиперспособностями человека - человек, способности которого значительно превышают среднестатистические, рассматривается как выходящий за рамки нормального (это проявление одаренности, таланта, гениальности в какой-то одной из деятельностей люди ини.

Отклонение в сторону одаренности в одной сфере часто сопровождается девиациями в повседневной жизни. Такой человек часто оказывается непригодной к"бытового, приземленного"жизнь. Она неспособна правильн но понимать и оценивать поступки и поведение других людей, оказывается наивной, зависит и готовой к трудностям повседневной жизниенного життя.

Если при делинквентного поведении наблюдается противоборство с реальностью, при аддиктивных - бегство от реальности, при па-тохарактерологичному и психопатологическом - болезненное противостояние, то при по овединци, связанной с гиперспособностями, - игнорирование реальности.

Человек существует в действительности ("здесь и теперь") и одновременно как бы живет в собственной реальности, не раздумывая о необходимости"объективной действительности", в которой действуют другие окружающие люди

Она расценивает обычный мир как нечто немаловажное, несущественное и поэтому не принимает никакого участия во взаимодействии с ним, не производит стиля эмоционального отношения к поступкам других, принимает любое событие отстранен

Вынужденные контакты воспринимаются как необязательные, временные, а не как значимые для его личностного развития

Внешне в повседневной жизни поступки такого человека могут быть странными (например, она может не знать, как пользуются бытовыми приборами, как осуществляются бытовые действия; весь интерес сосредоточен н на деятельности, связанной с неординарными способностями.

Тип девиантного поведения детерминирует форму ее обнаружения (одна форма может быть обусловлено различными типами)

uchebnikirus.com

Девиантное и делинквентное поведение

девиантное и делинквентное поведение

Находясь в обществе, человек должен соблюдать общепринятые нормы. То, насколько качественно он это проявляет, характеризует его культурный уровень развития. В случае отклонения от принятых норм его поведение будет называться девиантным или отклоняющимся, а формальных – преступным и, как еще именуют, делинквентным.

Девиантное и делинквентное поведение личности

Данные два вида поведения отличаются тем, что:

  • первое – относительно, потому как относится к нормам культурного характера сугубо одной группы;
  • второе является абсолютным по отношению к нормам, установленными государством.

Для более ясного понимания этих двух понятий, приведем пример. Люди, совершившие уличное ограбление, считают это своей, скажем так, работой, видом зарабатывания денег или, словно Робин Гуд нашего времени, борются, таким образом, за справедливость в обществе. Но существует юридический закон, согласно которому, данное действие следует рассматривать как преступление, а это уже не есть отклонением (девиантным поведением).

Иными словами, девиантное (отклоняющееся) – все те поступки, что противоречат ожиданиям, нормам, официально установленными, или годами сложившимися в определенной социальной группе и делинквентное – поведение, что считается социально отклоняющимся.

Если говорить об этом более детально, то:

Под понятием «делинквентное поведение» понимаются поступки личности, являющиеся противоправными, то есть такими, что отклоняются от законов, установленных в конкретном обществе, но и угрожающие жизнедеятельности, благополучию, социальному порядку других индивидов. В психологии поступки такого человека личность – делинквент. называют девиантное и делинквентное поведение личностиделиктами, саму Поведение данного вида регулируется, в первую очередь, посредством дисциплинарных правил, законов, социальных норм. Общество активно осуждает и стремится наказать поступки делинквента. Стоит отметить, что в основе мотивов поступков нарушителя закона есть внутренний конфликт между личностными стремлениями и интересами общества.

Если мерой допустимого в понятии делинквентного поведения является закон, то в девиантном - социальные нормы, стандарты и в этом случае индивиды, дабы добиться желаемого, готовы прибегнуть к различным средствам. Такие личности становятся или правонарушителями, или преступниками.

 

womanadvice.ru

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ это что такое ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: определение — Социология.НЭС

ПОВЕДЕНИЕ ДЕВИАНТНОЕ

См. ПОВЕДЕНИЕ ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ

Оцените определение:

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Девиантное поведение

поведение, отклоняющееся от социальных норм.

Оцените определение:

Источник: Основы социологических знаний: глоссарий к книге

Девиантное поведение

отклонение в поведении человека от общепринятых норм.

Оцените определение:

Источник: Краткий словарь по социологии

Девиантное поведение

отклоняющиеся от общепринятых норм действия человека, нарушение их.

Оцените определение:

Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге

Девиантное поведение

отклоняющиеся от общепринятых норм действия человека, нарушение их.

Оцените определение:

Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

негативные формы поведения, проявление нравственных пороков, отклонение от норм морали, права и т.д.

Оцените определение:

Источник: Словарь терминов по теории социальной работы

Поведение девиантное (отклоняющееся)

поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются.

Оцените определение:

Источник: Словарь ключевых социологических терминов

Поведение девиантное (отклоняющееся)

поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются.

Оцените определение:

Источник: Основные социологические термины. Учебное пособие

Поведение девиантное

совокупность видов поведения, которые нарушают доминирующие в обществе правила и нормы - моральные, правовые и др., и приводят в конечном счете к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя.

Оцените определение:

Источник: Социологический словарь проекта Socium

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

1) В широком смысле под Д.п. понимаются поступки, действия человека, не соответствующие официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) нормам и ожиданиям, а также социальное явление, выражающееся в относительно массо­вых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным, цивилизованным или же фактически (историче­ски) сложившимся в обществе нормам и ожиданиям. (2) В узком смысле Д.п. – отклоняющееся (от правовых, нравственных норм) поведение. Основные виды Д.п.: преступное, непреступно противоправное, аморальное. Преступность как наиболее общественно опасный вид Д. п. изучается преимущественно криминологией.

Оцените определение:

Источник: Терминологический ювенологический словарь

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

от позднелат.deviatio -отклонение). Девиантным поведением считается любое по степени выраженности, направленности или мотивом поведение, отклоняющееся от критериев той или иной общественной нормы. В зависимости от способов взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества девиантное поведение разделяется на пять типов: делинквентное, аддиктивное,патохарактерологическое, психопатологическое, на базе гиперспособностей. Девиантное (отклоняющееся) поведение имеет следующие клинические формы: агрессия, аутоагрессия (суицидальное поведение), злоупотребление веществами, нарушение пищевого поведения, аномалии сексуального поведения, сверхценные психологические увлечения (фанатизм - религиозный, спортивный, музыкальный и тд.), сверхценные психопатологические «увлечения («философская интоксикация», сутяжничество), характерологические реакции, коммуникативные девиации, безнравственное и аморальное поведение, неэстетическое поведение.

Оцените определение:

Источник: Глоссарий по биосоциологии

Поведение девиантное

от позднелат. deviatio - отклонение) - несоответствие человеческих поступков, признаваемых обществом или его группами, нормам, правилам поведения, идеям, стереотипам, ожиданиям, ценностям (Я. Гилинский, А. Коэн). Девиантное поведение включает также социально одобряемые отклонения, относящиеся к различного вида творчеству. Иная позиция у криминологов, относящих к девиантному преступное или аморальное, противоречащее правовым или нравственным нормам поведение, возникающее в результате асоциального развития личности. По мнению Р. Мертона (1910-2003), американская модель успеха имеет латентную функцию стать причиной девиантного поведения. Существуют достаточно конкретные указания в отношении социально применяемых средств достижения успеха (получить профессиональное образование, много работать, беречь деньги, вести добродетельную жизнь). Однако низшие слои общества имеют гораздо меньше возможностей реализовать свои амбиции, они осознают, что не способны достичь их законными средствами. Это противоречие порождает у многих людей состояние беспомощности, или аномии. Отклонения, как и нормы, не имеют абсолютного характера и различны в разных регионах и в разные периоды времени. Например, убийство из кровной мести не рассматривается в Чечне как преступление, а употребление алкоголя в ряде мусульманских стран, даже не для мусульман, а туристов, считается серьезным преступлением. В России до 1917 г. существовали такие преступления, как покушение на самоубийство, богохульство, зато впоследствии уголовно преследовались спекуляция, валютные операции и частнопредпринимательская деятельность. Одна из разновидностей девиантного поведения - поведение делинквентное (от лат. deliquens - совершающий проступок) - различные нарушения правовых и социальных норм, начиная с небольших проступков и кончая серьезными преступлениями, совершаемые несовершеннолетними [18, 78].

Оцените определение:

Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

( фр. - behaviour, deviant) поведение, отклоняющееся от принятого социально приемлемого в определенном обществе или социальном контексте поведения. Различают множество различных видов девиантного поведения (сквернословие, злоупотребление спиртным, употребление наркотиков, футбольное хулиганство и т.д.) Та часть из них, которая связана с нарушением правовых норм, определяется как делинквентная, или преступная, и карается законом. Однако социальному осуждению подвергается и множество поступков, которые не являются незаконными, но которые самим обществом определяются как девиантные или на которые “наклеивается ярлык” девиантных. У истоков развития понятия «девиантное (отклоняющееся) поведение» стоял французский ученый Э.Дюркгейм (1858-1917) - создатель французской социологической школы. Он выдвинул понятие социальной аномии, определив ее как «состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились». Американский социолог Р. Мертон, используя выдвинутое Э. Дюркгеймом понятие аномии (в работе «Социальная структура и аномия»), проанализировал, каким образом, «социальная структура побуждает некоторых членов общества к несоответствующему предписаниям поведению». Американский социолог А. Коэн называет отклоняющимся поведением такое, которое «идет вразрез с институционализированными ожиданиями». Согласно этой точке зрения, культурные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры. Представитель феноменологической социологии Д.Уолш, утверждает, что «социальное отклонение - это в значительной степени приписываемый статус», то есть только субъективное обозначение, «ярлык», а не объективное явление. По его мнению, отклонение - это не внутреннее, присущее определенному действию качество, а результат социальной оценки и применения санкций. Еще одно направление в изучении девиации представляет австрийский теоретик психологии личности В. Франкл, разработавший основы логотерапии, которая проявила себя как эффективное средство в решении проблем утраты людьми смысла жизни. Выделяют следующие виды отклоняющегося поведения: Культурное и психическое поведение - культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры. Психологов же интересуют психические отклонения от норм личностной организации: психозы, неврозы и так далее. Первичная и вторичная девиация. Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или на худой конец ошибкой. Вторичным отклонение называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное. Определение действия как девиантного предполагает наличие в обществе некоторого нормативного консенсуса – фундаментального согласия по базисным ценностям. Однако современное общество не обладает культурным единством и ценностным консенсусом, для него характерен широкий плюрализм ценностей и норм. В такой ситуации различие между нормой и девиацией становится неопределенным, все более и более локальным, групповым, а социальная реакция на девиацию носит не всеобщий, а социально ограниченный характер. Поэтому главным вопросом становится вопрос о том, кто в обществе определяет девиацию, “наклеивает ярлык” девиантности. Некоторые социологи считают, что все люди в какой-то мере девиантны, поскольку никто не соответствует полностью социальному идеалу, канонам социально приемлемого поведения. Социальные науки изучают девиантное поведение в связи с механизмами социализации. Девиация в поведении является продуктом определенных социальных процессов, приводящих к выпадению индивидов из “нормальных” ролей и групп, ограничению их доступа к обычным ролям и видам деятельности, к принятию ими ценностей девиантной культуры. Результатом становятся девиантное самоопределение и “девиантная карьера”, которые ведут к социальной изоляции, еще более увеличивающей вероятность дополнительной девиантности (девиантного поведения).

Оцените определение:

Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

DEVIANT BEHAVIOUR) Наиболее адекватным способом понимания исследований девиантного (т.е. отклоняющегося) поведения или социологии девиантности является понимание их как реакции на традиционную криминологию. Криминология и социология девиантности резко расходятся в трех важных областях. Исторически криминология сосредоточивалась прежде всего на нарушении правовых норм, тогда как в исследованиях девиантности используется гораздо более широкое определение девиантности как всякого социально осуждаемого (proscribed) отклонения от «нормальности». Таким образом, множество различных форм поведения может подвергаться социальному осуждению даже в том случае, если поведение не является в строгом смысле слова незаконным. Очевидными примерами такого поведения являются сквернословие, принадлежность к «дурной компании», привычка не следовать договоренностям и злоупотребление спиртным. Таким образом, социология девиантности по сравнению с традиционной криминологией считает предметом своего исследования гораздо более широкую и разнородную категорию поведения. Она также склонна включать в свой предмет любое поведение, которое определяется обществом как «девиантное». Исследования девиантности охватывают множество самых различных видов поведения (от употребления наркотиков до футбольного хулиганства и колдовства), на которое «наклеивается ярлык» девиантного. Второе отличие заключается в том, что традиционная криминология сосредоточивалась на причинах преступления, которые, по мнению криминологов, находились как бы «внутри» отдельного преступника, тогда как социология девиантности утверждает, что по крайней мере некоторые типы преступного поведения являются результатом осуществления социального контроля над подчиненными или маргинальными социальными группами. Как это ни парадоксально, но непреднамеренным следствием осуществления закона может быть усиление девиантности в обществе. Теория девиантности сосредоточивается, в частности, на роли господствующих в обществе стереотипов и применяемой в отношении преступников стигмы в создании девиантных карьер. В-третьих, криминологии не свойственно проведение аналитического различия между существованием преступности в обществе, преступной личностью (или характером) и преступным действием: казалось, что если объяснить, почему существуют преступники, это означает объяснить и существование преступности в обществе. Социология девиантности исходит из положения о том, что вопрос о девиантности в обществе и вопрос о превращении в девианта должны считаться аналитически различными. Криминологическое определение преступления просто как нарушения правовых норм порождает множество различных проблем. Правовые определения подвержены изменению (по решению судей или в связи с изменениями в законодательстве), так что «преступление» — это нестабильное, изменчивое явление. С другой стороны, представление о том, что девиантность есть любое отклонение от общепринятых нормативных стандартов, предполагает, что в обществе существует или должен существовать некоторый нормативный консенсус. Альтернативный взгляд заключается в том, что современное индустриальное общество не обладает каким-либо культурным единством или ценностным консенсусом, а, напротив, отличается широким плюрализмом в ценностях и нормах. В таком случае между «нормальностью» и «девиантностью» невозможно провести четкое различие. Со схожими трудностями сталкивается подход к «девиантности» как к поведению, на которое наклеивается ярлык девиантного, поскольку он предполагает, что социальная реакция на отклонение является вполне определенной, недвусмысленной и обычно достаточной для того, чтобы наложить стигму девиантности на нарушителя. Иными словами, такой подход также предполагает существование некоторой формы ценностного консенсуса. Обычно считается, что принятие девиантной идентичности связано с успешным процессом стигматизации, социальной изоляцией, членством в девиантной субкультуре и усвоением девиантной роли. С этой точки зрения, девиант является продуктом определенных социальных процессов, «изгоняющих» индивидов из «нормальных» ролей и групп, заставляющих их принять девиантное самоопределение и ограничивающих их доступ к обычным ролям и видам деятельности. Первичное отклонение — первоначальное нарушение социальных норм — и возникающая социальная изоляция ведут ко вторичному отклонению. Например, если человек осужден за сексуальное преступление, такое, как гомосексуальные действия в отношении детей, то это может резко ограничить круг «нормальных» сексуальных контактов, которые данный индивид мог бы иметь впоследствии. Изоляция от нормального сексуального взаимодействия может еще более увеличить вероятность повторных девиантных действий. Пытаясь справиться с социальной изоляцией и стигматизацией, девиант может найти поддержку в членстве в определенной девиантной субкультуре и, таким образом, принять роль, заключающуюся в постоянной девиантности. Различие между первичным и вторичным отклонением было предложено Э.Лемертом (Lemert, 1951 ; 1967) с тем, чтобы привлечь внимание к значению социальных реакций на девиантность. Индивиды, совершающие девиантные действия, обнаруживают, что им необходимо какимлибо образом справляться с негативными социальными реакциями, а этот процесс может привести их к такому переопределению своего «я», которое будет способствовать дальнейшему отклонению. В основании подобной модели находится идея карьеры. Девиантная карьера может рассматриваться как процесс развития, состоящий из определенных различимых стадий и приводящий в конечном счете к состоянию постоянной девиантности. Исход такого развития может быть неясен для индивида до самого конца, однако каждая отдельная стадия разворачивающейся карьерной прогрессии осознается как самим девиантом, так и другими людьми. В данном случае понятие карьеры используется в строгом смысле: существует традиционный и структурированный образец нарушения правил, при котором индивид со временем социализируется в качестве девианта. При менее строгом использовании данного понятия имеется в виду, что всякое отклонение может быть описано post factum как следующее некоему образцу. Если строгое использование этого понятия может помочь при анализе девиантных карьер, связанных с сексуальными преступлениями и наркотиками, то в случае с другими формами преступности, такими, как убийство, оно менее уместно. Понятие карьеры предполагает также, что девианты единообразно принимают внешние социальные «ярлыки» в качестве личных самоопределений. Следует отметить, что вопрос о конфликтах и противоречиях между социальными «ярлыками» и личными идентичностями, возникающих в процессе формирования девианта, остается неизученным. Тем не менее, ограничения, свойственные парадигме символического интеракционизма, указывают на необходимость создания теории девиантности, в рамках которой ключевым было бы понятие социального контроля. См. также: Беккер; Гофман; Девиантности усиление; Делинквентность; Делинквентный дрейф; Дифференцированной связи теория; Карьера; Моральные паники; «Наклеивания ярлыков» теория; Норма; Пристрастие; Символический интеракционизм; Социальные проблемы; Шайка. Лит.: Downes and Rock (1995)

Оцените определение:

Источник: Социологический словарь

voluntary.ru

Девиантное поведение - это, определение слова, понятие. Что такое Девиантное поведение, значение, словарь, энциклопедия

Девиантное поведение (в клинической психологии) (от англ. deviation — отклонение) — система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам (правовым, этическим, эстетическим) и проявляющиеся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением.

Д. п. может развиваться как по психологическим, так и по психопатологическим механизмам. Выделяются социальный, психологический, психиатрический, этнокультуральный, возрастной, гендерный, профессиональный и феноменологический подходы к оценке Д. п. Социальный базируется на представлении об общественной опасности поведения человека, акцент поставлен на выявлении социально неодобряемых стандартов поведения, конфликтности, нонконформизме. Психологический подход рассматривает Д. п. в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности. Сутью диагностики Д. п. становятся факты блокирования личностного роста и "деградации личности". В рамках психиатрического подхода Д. п. расценивается в качестве донозологических психических расстройств. Под девиациями при этом понимаются не достигшие патологической выраженности психопатологические и поведенческие симптомы или синдромы. Этнокультуральный подход подразумевает, что девиации следует рассматривать сквозь призму этнокультуральных стереотипов поведения. Существенным признается учет этнических, национальных, расовых, конфессиональных особенностей человека. Возрастной подход рассматривает Д. п. с позиции возрастных особенностей и норм. Поведение, несоответствующее возрастным шаблонам и традициям, признаются отклоняющимся. Гендерный подход исходит из представления о существовании традиционных полоролевых стереотипов поведения. Девиантным поведением в рамках данного подхода считается гиперролевое поведение и инверсия шаблонов гендерного стиля. Профессиональный подход в оценке поведенческой нормы и девиаций базируется на представлении о существовании профессиональных и корпоративных стилей поведения и традиций. Научно обоснованным следует признать феноменологический подход, позволяющий учитывать комплекс перечисленных факторов и подходов и использующий феноменологическую психолого-психиатрическую диагностическую парадигму.

Выделяются следующие типы Д. п., различающиеся механизмами формирования: делинквентный, аддиктивный, патохарактерологический, психопатологический. Девиантным может выглядеть поведение людей, чья одаренность существенно отличает их от окружающих. Делинквентный тип характеризуется осознанным противостоянием личности существующей реальности и проявляющийся в противоправном поведении в виде совершения преступлений и проступков, что делает его предметом изучения в социальной психологии. Аддиктивный проявляется в стремлении ухода от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема психоактивных веществ или фиксацией внимания на отдельных видах деятельности с целью развития интенсивных эмоций. Преобладающей является гедонистическая мотивация поведения. Патохарактерологический и психопатологический типы Д. п. базируются на поведенческих и психических расстройствах и являются отражением "болезненного противостояния" личности и реальности, искаженно воспринимаемой в связи с психической патологией. Тип Д. п. на базе гиперспособностей нередко характеризуется игнорированием реальности.

Д. п. проявляется в агрессивной или аутоагрессивной форме, в виде зависимости от психоактивных веществ, нарушений пищевого поведения, сексуальных нарушений, сверхценных психологических и психопатологических увлечений (в частности в настоящее время в форме интернет-зависимости, фанатизме, др.), коммуникативных девиаций (например, аутистическом поведении), безнравственном и аморальном поведении, девиациях стиля поведения.

В. Д. Менделевич

Психологический словарь

- совершение поступков - , которые противоречат нормам социального поведения - в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алког

Психологическая энциклопедия

(англ. deviation - отклонение) - действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию. Основные виды Д...

Психологическая энциклопедия

(лат. deviatio - отклонение) - поведение с отклонением от принятых в обществе правовых или нравственных норм (основные виды такого поведения - преступность и уголовно не наказуемое аморальное поведение).

Психологическая энциклопедия

- поведение, не соответствующее сложившимся в обществе нормам, правилам, ожиданиям.

Психологическая энциклопедия

Словообразование. Происходит от лат. deviatiо - отклонение. Категория. Форма поведения. Специфика. Совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения, принятым в том или ином сообществе. Исследования: - по мнению Э....

Психологическая энциклопедия

- отклоняющееся поведение.

Поделиться:

insai.ru

Девиантное поведение

Девиантное поведение

Наш мир устроен так, что все привыкли жить по каким-либо правилам. Эти правила обязательно должны быть одобрены большинством, то есть обществом. Но зачастую система даёт сбой, и человек ведёт себя не так, как ожидают этого люди. Специалисты придумали такой термин, как девиантное поведение. Что это такое, подробно описано в различных психологических справочниках и другой литературе, связанной с воспитанием подростков.

Девиантное поведениеЧто такое девиантное поведение?

Девиантное, или аномальное поведение подразумевает, что человек сделал что-то не так, как ожидали этого другие люди. То есть совершил поступок, который не соответствует установленным системой нормам. Это может быть как единичное проявление, так и постоянное поведение.

Это понятие очень часто связывают с подростковым проявлением. Девиантное поведение подростков чаще всего является своеобразным протестом воспитанию, школьным правилам. Выражаться оно может по-разному.

Несоответствие может быть как положительным так и отрицательным. К первому относят какие-либо новаторские поступки, связанные с творчеством, которые направлены на развитие общества. Отрицательное девиантное поведение способствует разрушению привычного уклада, дезориентации и искажению системы.

Девиантное поведение зачастую сравнивают с выбором индивида. Если его потребности не совпадают с устоявшимися нормами общества, он поступает так, как сам считает нужным, даже если это противоречит ожиданиям других. В качестве примера можно привести ограбление: когда человек желает лёгких денег, а работа — долгий и нудный путь к богатству, он может прибегнуть к грабежу или другим махинациям. В более глобальном смысле это может быть и коррупция.

Откуда это возникает? 

Причины девиантного поведения зависят от многих факторов. Чаще всего у подростков девиации возникают в связи с недопониманиями с членами семьи или в школе со сверстниками.

На развитие аномальных поступков может влиять плохое воспитание или некачественные условия жизни, в связи с чем у ребёнка развивается чувство неполноценности. Поэтому девиантное поведение можно соотнести с психологическим барьером.

Для многих подростков причиной возникновения девиантного поведения может стать неполная семья. Так же девиантное поведение может возникнуть из-за нарушений характера.

Побеги из дома во избежание наказания — типичные примеры девинтного поведения. Как правило, в таком случае побег является своеобразным протестом против каких-либо норм, которые родители пытаются привить своему ребёнку. Чуть позже это может войти в привычку у подростка, и он будет повторять это снова и снова, но уже рефлекторно, как орудие против «ежёвых рукавиц».

Но есть и другие аспекты, которые могут спровоцировать ненормальное поведение подростка: отсутствие внимания со стороны родителей. В данной ситуации необычный поступок будет сделан для того, чтобы получить недостающее внимание. Так же девиации могут появиться, если к подростку агрессивно относятся в школе в силу каких-либо особенностей. Это может спровоцировать окружение, допустим ребёнок становится причастен к какой-либо субкультуре или группировке.

Проблема девиантного поведения может возникнуть так же из-за излишнего внимания со стороны взрослых, желания избежать надзора. Это бывает опасно, если подросток в качестве протеста начинает употреблять алкоголь или наркотики. Ситуация усугубляется вдвойне, ведь в таком случае ребёнок поддаётся влиянию дурной компании. И для него эти люди являются «друзьями».

К признакам девиантного поведения у подростков относят поступки, которые чаще всего вызывают отрицательную оценку со стороны общества из-за того, что подобная манера поведения не соответсвует требованиям системы, ожиданиям общества. Характеристики девиантного поведения очень легко спутать с проявлениями творческой натуры, эксцентричной личности. Поэтому важно быть очень тонким психологом, прежде, чем ставить конкретный диагноз.

Виды, типы и формы девиантного поведения

Существует несколько классификаций девиантного поведения.

Выделяют два основных вида девиантного поведения. К одному из них относят аномальные поступки, связанные с психическим отклонениями у человека. То есть, человек болен, и ему необходима помощь специалиста. Подобные отклонения могут быть скрытыми или явными.

Ещё один вид девиантного поведения связан с нарушением моральных норм, которые официально приняло общество.

Иная классификация выделяет следующие виды девиантного поведения:

  • Гиперкинетическое расстройство, которое подразумевает предрасположенность человека к тому, что он не может сосредоточиться на определённом деле, в силу его сложности или нежелания включать мыслительные процессы. В результате, человек берёт несколько дел и не завершает ни одного. Данный вид аномального поведения становится причиной разногласий подростка со взрослыми из-за неумения соблюдать субординацию. У ребёнка может возникнуть чувство заниженной самооценки, а так же агрессия к окружающему миру. В семье дети с этим типом поведения ведут себя протестующе и агрессивно. Также им свойственно попадать в несчастные случаи из-за безрассудства и импульсивности.
  • Несоциализированное расстройство характеризуется тем, что подросток ведёт себя агрессивно в кругу сверстников. Так же ему свойственно частое уединение и изоляция от общества. К взрослым у подростков с подобным расстройством, отношение агрессивное  и заведомо отторгающее, ввиду того, что взрослые для подростков авторитетные личности. Подростки с несоциализированным расстройством характеризуются нестабильным эмоциональным состоянием, раздражительностью и перепадами настроения.

Формы девиантного поведения различают социализированное расстройство. Оно подразумевает агрессию, которая проявляется в виде побегов из дома, пререканием со взрослыми, недоверием и лживостью. Такие подростки зачастую попадают в антисоциальные компании, поступки которых противоречат социально установленным нормам. Вообще, понятие девиантного поведения относительно, каждый индивид проявляет себя по-разному в той или иной ситуации, поэтому довольно сложно определить признаки и конкретные типы девиантного поведения. Важно понимать, что девиантное поведение у подростков не является результатом их вины, это скорее психическое расстройство. Оно может сопровождаться депрессией, самообвинением и моральными страданиями.

Девиантное поведение у подростков и детей

Если говорить ненаучным языком, то к формам девиантного поведения можно отнести практически все поступки людей, которые противоречат социальным нормам: алкоголизм, употребление наркотиков, суицидальное поведение, хулиганство, криминальные поступки, проституция.

Люди занимаются подобными вещами в силу каких-либо психологических травм,  социального неравенства. Им необходима психологическая помощь, в то время как большинство не приемлет и осуждает таких личностей, что ещё больше усугубляет ситуацию и заставляет прятаться его в свою «скорлупу». Психология девиантного поведения настолько сложна и не изучена, что довольно сложно подобрать какие-то методы реабилитации и исправления ситуации. Ясно одно, что к каждому человеку нужен особенный подход, ведь формирование личности проходит у всех по-разному, в разных условиях и в окружении разных людей.

Работа с девиантным поведением у подростков включает множество аспектов. Для начала необходимо выяснить причины такого проявления себя. Необходимо выйти с ребёнком на доверительный уровень, чтобы он мог откровенно рассказать психологу о своей семье и друзьях, предпочтениях. Уже эта информация даст какие-то результаты и укажет на правильное решение. Коррекция девиантного поведения, в первую очередь, направлена на то, чтобы человек, подросток чувствовал себя уверенно в обществе и не считал себя не таким как все, «ущербным», хуже других. Это очень тонкая почва, ведь специалисты — взрослые люди, которые априори являются врагами для делинквентных подростков.

Не в коем случае нельзя подавлять человека с девиантным поведением в его желаниях и предпочтениях. Скорее нужно показать, что вам интересны его увлечения и вы хотите разделить с ним радость от них. Важно показать подростку, что он не одинок и его переживания важны для вас.

Важно помнить, что подростковый период —время, когда формируется личность, её основной костяк, на котором будет заложена дальнейшая индивидуальность, особенности характера.  Исходя из этого, будет определено  место в мире этого человека, как бы громко и банально это не звучало.

Для того, чтобы скорректировать подобное поведение у подростков принимают разные меры. Создаются даже учреждения для подростков с нарушениями психики. Школа девиантного типа может быть как открытого, так и закрытого типа. Недостатком таких заведений является то, что ребёнок или подросток находится постоянно среди сверстников с таким же аномальным поведением. С психологической точки зрения это неправильно, хотя с детьми в школах девиантного поведения работают исключительно специально обученные педагоги, тонкие психологи. А обучение направлено на культурное воспитание  развитие творческих навыков у ребёнка.

Как бы то ни было, существует много информации и версий о девиациях у подростков, но не смотря на это, важно понимать, что каждый ребёнок — это чистая доска, на которой можно написать всё, что угодно. Судьба таких подростков в руках общества и людей, которые заботятся о них.

Биполярное расстройство

Шизофрения

Истерия. Истерический невроз

Нервное истощение

Психические заболевания

  • < Назад
  • Вперёд >

nevroz-psixoz.com