Open Library - открытая библиотека учебной информации. В психологии фактор это


Психический фактор. Опыт выживания. Часть 3

Психический фактор

Россия погибала дважды. Первый раз это был крах Российской империи, второй раз — при распаде Советского Союза. В обоих случаях погибало государство, но страна выживала. Никто толком не смог объяснить причин гибели Российского государства.

Сначала модным был образ прогнившей монархии. Но в нынешней Европе из десяти самых высокоразвитых стран восемь являются монархиями. Причем уровень жизни в таких монархиях, как Англия, Швеция и Испания, не в пример выше, чем в России.

Долго обсуждались ужасы социализма и слабости его экономики. Но китайцы, сохранив социализм, заняли ведущее место в мировой экономике. В период перестройки Китай существенно отставал от России по многим показателям, а сейчас по тем же показателям обогнал ее. Значит, дело не в социализме.

Последние двадцать лет Россия уверенно строит капиталистическое и демократическое общество и откатывается при этом чуть ли не на самые последние позиции в мире.

Получается, что все основные модели государственного устройства привели Россию к краху.

Особенность нынешнего положения России — в коренном противоречии между страной и государством. То воровское государство, которое было создано Ельциным около двадцати лет назад, работает против страны, обрекая и себя, и страну на гибель. Что любопытно, сейчас происходит уничтожение не только настоящего, но и будущего страны. Реформы образования и культуры, которые весь народ воспринимает как истребление будущего, тем не менее, упорно проталкиваются чиновниками.

Остается задать себе вопрос: почему все это стало возможным в России? Почему рухнула царская монархия? Почему разложился и погиб социализм? Почему такое положение складывается в нынешней России?

Недавно в поисковой системе Интернета я набрал слово «Калигула» и получил информацию об этом странном римском императоре, который жил в эпоху Христа. Он с детства страдал эпилепсией и неумеренной похотливостью, то есть зависимость от инстинктов была повышенная. В раннем возрасте он получал много унижений и сносил их, не подавая вида, что в значительной степени озлобило его. Калигула правил Римом всего четыре года, с 37 по 41 год нашей эры. За это время полностью была растрачена государственная казна. Это после его правления императору Веспасиану пришлось сделать платными даже общественные туалеты.

Калигула не только разрушил экономику государства, не только предавался разврату и издевался над всеми вокруг. Рядом с ним всегда ходил палач, который убивал любого, повинуясь лишь одному жесту императора.

Калигула ввел в сенат своего коня, то есть сделал его сенатором. Но и это еще не все. Всем статуям бога Юпитера император приказал отбить головы и заменить их изваяниями своей головы. Калигула объявил себя богом, то есть попытался соединить в себе светскую и духовную власть. При этом он постоянно кидал подачки народу, устраивая пышные празднества. Хлеба и зрелищ у римского народа было предостаточно. Поэтому только заговор помог спасти страну от гибели.

Итак, почему же Калигула мог вести себя подобным образом, уничтожать и отдельных людей, и всю страну? Ответ простой; не было сдерживающих механизмов, отсутствовала обратная связь. Неправильных действий руководителя никто не мог остановить. Демократия куда-то исчезла. Вообще, если посмотреть на судьбы римских императоров, оказывается, что, в основном, свою жизнь они заканчивали похожим образом: убит, задушен, отравлен, покончил жизнь самоубийством.

То, что мы называем демократией, на самом деле, есть возможность обратной связи между властью и народом. Если голова думает неправильно, то при этом страдает все тело. Но если одновременно страдает и голова, то это подталкивает к более разумному поведению и дает возможность выжить в дальнейшем.

Обратная связь может выглядеть как боль и смерть. Обратная связь может выглядеть как неприятности, то есть реализовываться на уровне не только тела, но и духа. Высшая обратная связь напоминает о проблемах с душой и называется нравственностью.

Безнравственное общество не чувствует, как умирает душа в каждом человеке. Потом оно не станет реагировать на явные признаки неблагополучия — такие, как разрушение образования, утрата обороноспособности, экономический застой. И только в самый последний момент, когда распад становится явным и приближается гибель, общество начинает как-то реагировать. Правда, может оказаться, что уже слишком поздно.

В основе всего лежит психический фактор. Как человек думает, то с ним и будет происходить в дальнейшем. Народ не может управлять государством, и это факт. Демократия есть там, где существует конкуренция между различными формами власти. Нам с Детства твердили, что существуют только три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная.

Калигула мог убить любого, потому что его власть не имела конкурентов. Ни суды, ни сенат составить оппозицию не могли. Народ, как правило, слабо реагирует на разложение души и духа властителя. Протест начинается тогда, когда пахнет голодной смертью или когда внутренний конфликт между властью и народом достигает максимума. Когда цели народа и цели власти перестают совпадать, возникает революционная ситуация. Она может завершиться убийством, смещением властного лица группой заговорщиков или народным восстанием, которое сметает всю действующую власть.

При Калигуле исполнительная власть забрала себе все полномочия. Но если нет конкуренции, если нет единства и борьбы противоположностей, развитие заканчивается. А затем вступает в действие неизбежная схема распада.

Почему власть в Российской империи была абсолютной, а в Европе обратная связь все-таки существовала? Почему в Европе отдельный человек имел право голоса, а в России этого не было? Скорее всего, потому, что в Европе сохранялась диалектика. Практически в каждой стране был монарх как символ светской власти и было духовенство с единым центром в Риме. Духовная и светская власть конкурировали, и это позволяло надеяться на справедливость и возможность критики, то есть на формирование обратной связи. Кроме того, в Европе было множество мелких государств, и это тоже создавало конкуренцию между феодалами, монархами и позволяло придерживаться принципа золотой середины.

В России из-за огромных территорий легче было перейти на жесткую схему управления. Конкуренция могла привести к гибели империи. Объединить разные народы в рамках одного государства может лишь вера, нравственность, высокая цель. Если духовная власть находится под контролем светской, тогда вера, нравственность и высокая цель начинают деградировать. И тогда остается только жесткий, рабовладельческий стиль управления.

Православие пришло в Россию через светскую власть. Именно она насаждала религию. Традиционное подчинение религии государству способствовало ее печальной трансформации. Вместо любви, веры и нравственности Церковь сосредоточилась на выполнении ритуалов и строительстве храмов.

Насилие, жестокость и воровство для государства, подмявшего под себя Церковь, было нормальным явлением. Подобно тому как в XVII веке духовная власть истребляла старообрядцев, противившихся новым бессмысленным церковным реформам, так же любую критику и оппозицию устраняла светская власть.

Декабристы предприняли отчаянную попытку создания обратной связи. Но исполнительная власть, подмявшая под себя религию, парламент и суды, делиться полномочиями не хотела.

Народ был недоволен крепостным правом, нравственным разложением элиты, но форм протеста у народа не было. Обратная связь — это не только восстания. Забастовки, выступления в прессе, создание партий — все это формы спасения государства и при ведения власти в порядок.

В царской России все это было запрещено. Светская власть подавляла всех и вся. Обычно главным оппонентом светской власти, утратившей возможность развиваться, является власть духовная, то есть религия. В России этого не было. Церковь занималась собственными проблемами, а о защите нравственности и о критике светской власти не могло быть и речи.

Любой организм с разрушенной обратной связью нежизнеспособен. Царская империя была обречена. Почему народ пошел за большевиками?

Большевики призывали к забастовкам, создавали подпольные газеты, информируя народ о происходящем, призывали объединяться, формируя очаги независимости. Большевики объявили, что власть должна принадлежать народу. Они объяснили, как выглядят механизмы народной власти: создание политических партий, коммун — независимых экономических и политических объединений.

Коммунисты говорили о необходимости выборов чиновников, о создании газет, защищающих интересы народа, о том, что власть должна зависеть от народа и отчитываться перед общественностью. Все это получило небывалую поддержку среди населения страны.

Когда большевики захватили власть, может быть, сначала они, и в самом деле, верили в то, что коммунизм победит на всей Земле. Но оказалось, что, кроме мифической идеи построения рая на Земле, существует грубая реальность. Выяснилось, что отсутствие классов и государства приводит к полному хаосу.

Многие с изумлением убедились в том, что человек не хочет руководствоваться братством и коллективизмом. Оказалось, что у слаборелигиозных людей инстинкты всегда стоят на первом месте. Грабеж, воровство и предательство стали нормальным явлением после революции. Мечты о светлом будущем исчезли далеко и надолго. А вперед вышел вопрос сохранения власти.

Идея непогрешимости Компартии, подчинение ею всех ветвей власти опять привели к полному разрушению обратной связи и постепенному загниванию социализма. Уничтожено было именно то, что привело к победе большевиков, — исчезла свободная пресса, истреблены были оппозиционные партии. Понятие выборов стало фиктивным, проводить забастовки стало невозможным. Депутаты, представлявшие интересы народа, превратились в клоунов, игравших в театре абсурда.

Один из главных факторов обратной связи — это доступ народа к информации. Прозрачность бюджета страны, отчетность чиновников, информированность о тактических и стратегических шагах власти — все это было закрыто наглухо. Принцип «больше трех не собираться» стал одной из визитных карточек советского государства. Такой строй был обречен, и гибель его была лишь вопросом времени.

Если посмотреть на современную Россию, не нужно напрягаться, чтобы увидеть ту же картину: полная монополия исполнительной власти. Законодательная влас 1ь в нынешней России является фикцией. То, что не имеют власти и суды, ни для кого не секрет. Может быть, есть политические партии, предлагающие свою программу спасения страны и критикующие действия исполнительной власти? Таких партий тоже нет.

Может быть, о нравственности и об обратной связи вспомнит религия? Но она тоже целиком и полностью зависит от государства, то есть от исполнительной власти. Недавно Православной Церкви начали возвращать имущество, которое весьма укрепит ее экономический статус. Как же после этого критиковать власть?

В современной России сложилась парадоксальная ситуация. Есть закон о контроле над доходами, но начисто отсутствует закон о контроле над расходами. Любой чиновник, отчитавшись о своей зарплате, может жить в шикарном особняке, и никто не имеет права спросить, откуда у него такие средства. Этот вопрос попросту противоречит законодательству.

Власти вот уже десять лет трубят о борьбе с коррупцией. Но закона о расходах никто не принимает.

Рабовладельческое, идолопоклонническое мышление, столетиями существовавшее в России, сейчас подходит к своему логическому концу. Либо Россия погибает, либо она переходит на другой уровень Мышления. Бутафорская вера в доброго «боженьку», Который дает только здоровье и леденцы, должна быть заменена той верой, которая изложена в Библии и которую проповедовал Христос.

Я задумываюсь, вспоминая и сравнивая. Почему в нынешних Европе и Америке существует возможность критики? Почему быстро принимаются меры для изменения и развития страны? Наверное, потому, что там сохраняется диалектика.

Как правило, выдерживается «принцип троичности». Во многих странах существуют две партии. Когда одна захватывает исполнительную власть, другая, присутствуя в законодательной, представляет собой постоянную оппозицию и критикует за малейшие ошибки, тактические и стратегические. Между двумя противоположностями должна быть сила, их объединяющая, — независимый судья, так сказать. Эту роль может выполнять монарх. Эту роль может выполнять религия. Эту роль может выполнять народ.

Если религия утрачивает веру в Бога, монархия слабеет, а народу нужны только хлеб и зрелища, в этом случае конкуренция между разными ветвями власти может ослабнуть. Они могут стать разновидностями одной и той же силы, — скажем, крупного капитала. И тогда «бороться» друг с другом они могут сколь угодно долго, но в главном вопросе — служении маммоне — они всегда будут солидарны. Похоже, именно такая картина и разворачивается сейчас на Западе.

В принципе, в этом есть смысл. Если народ утратил веру в Бога, его должна истреблять собственная власть. Ни суды, ни свободная пресса, ни религия не остановят сращение законодательной и исполнительной власти, которые начинают служить деньгам, а не нравственности.

В Интернете есть фильм о том, что мировая элита готовит распад России и истребление ее народа. Но в России существует нечто, что неподвластно мировому закулисью. Это психический фактор. Российский народ никак не хочет впадать в разврат, считать нормой поклонение инстинктам и душевное разложение. Хоть и слабо, но этому народу помогает Православная Церковь, сохраняющая, при всех своих проблемах, идею любви и единобожия. Люди не хотят принимать духовное рабство и утрачивать идею спасения души. Психический фактор делает свое дело.

Часто люди на встречах с болью задают мне вопрос:

— Нашу страну уничтожают, наша цивилизация идет к гибели, а что мы можем сделать?

— На внешнем плане — ничего, — отвечаю я. — Или очень мало. Для начала, вы можете создавать неформальные объединения. Вы можете защищать свой подъезд от нерадивых коммунальных служб. Вы можете защищать свой дом, объединяясь, жалуясь, требуя, чтобы чиновники вам ответили.

Недавно в телевизионной передаче один из депутатов напрямую обратился к народу:

— Правительству трудно бороться с наркотиками. Помогайте ему, начинайте бороться сами. Находите тех, кто торгует этим ядом. Пишите на стенах: «Здесь торгуют наркотиками». Собирайтесь и всей толпой идите в милицию. Требуйте, чтобы чиновники как-то отреагировали. И результат, рано или поздно, будет.

— Но самое главное, — объясняю я слушателям на лекциях и семинарах, — это не внешние действия. Если вы не приведете в порядок свою душу, снаружи мало что изменится. Десять святых, то есть те, для кого любовь была важнее инстинктов, могли спасти Содом и Гоморру. Эта история из Ветхого Завета обычно воспринимается как сказка. Но, на самом Деле, здесь раскрыт уникальный механизм, доказывающий единство всего живого на Земле.

Несколько десятков лет назад в Японии было обнаружено уникальное явление. На одном из островов, где обитали обезьяны, самочка научилась мыть в воде сладкий картофель. Ученые с любопытством наблюдали, что будет дальше, сумеет ли она передать свои знания другим обезьянам. И оказалось, что она сумела. Многие ее сородичи, следуя ее примеру, стали мыть картофель в воде, избавляя его от песка и грязи. А вот дальше произошло самое интересное. Когда количество обучившихся этому обезьян увеличилось до сотни особей, вдруг на всех близлежащих островах приматы тоже стали мыть картофель в воде. Включился эффект коллективного сознания. Группа, в которой более ста особей, объединенная какой-то целью, начинает функционировать как единый организм с мгновенной передачей информации каждому члену группы как каждой клетке.

Существует похожий механизм, но уже у муравьев. Если взять несколько десятков особей и унести их далеко от муравейника, насекомые будут суетиться, добывать пишу, общаться, но никакой слаженности в их действиях наблюдаться не будет. Если же увеличивать количество муравьев, то в какой-то момент стиль их поведения резко изменится. Как только число муравьев достигает некой определенной величины, они сразу начинают строить муравейник. Общая цель объединяет их, превращая в единый организм.

Людям, пришедшим ко мне ца лекцию, я не раз задавал такой вопрос:

— Если муравьи и обезьяны могут сплачиваться и менять окружающий мир, как вы думаете, доступно ли это людям?

То, что происходит с нашей нынешней цивилизацией, проистекает, в конечном счете, из утраты таких понятий, как любовь, вера и нравственность. Если даже небольшая часть людей вернется к этим изначальным ценностям, — неужели человечество не спасется?

Я видел, какие чудеса происходят с отдельными людьми, поверившими в Бога. Значит, такие же чудеса выздоровления могут произойти и с народами, и с государствами. Главное — знать, кто мы такие, откуда пришли и куда идем.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

self.wikireading.ru

Внутренний фактор развития психологии — Учись Как На Парах!

Эти факторы более субъективны, их невозможно исследовать так же строго и получить однозначные ответы. Это — социальная ситуация развития науки и особенности личности конкретного ученого.

Влияние социальной ситуации заключается в том, что общественные, исторические условия, культурное и политическое окружение воздействуют как на содержание научных концепций, так и на их распространение, помогают развитию научных школ и направлений или затрудняют его. Естественно, что это влияние осуществляется опосредованно, через социальную перцепцию, т. е. через особенности восприятия и понимания этих социокультурных условий учеными, научным сообществом в целом.

Социальная ситуация может повлиять на развитие науки несколькими путями. Во-первых, она создает условия для возникновения той или иной концепции. Например, проведение реформ в 60-х годах XIX в. в России, подъем национального самосознания способствовали появлению первых психологических концепций ментальности, или, как их тогда называли, концепций «психологии национального характера».

Социальная ситуация влияет и на принятие (либо отторжение) той или иной теории. Созвучность научных концепций ожиданиям общества способствует не только их распространению, но и привлечению наиболее способных, целеустремленных молодых исследователей к работе над этими теориями. Таким образом, именно в русле определенного подхода и происходят наиболее ценные открытия, находки, которые придают ему еще большее значение. Так, в середине XIX в. в России ожидания скорейших изменений в идеалах и системе ценностей как общества в целом, так и конкретного человека привели к тому, что из двух подходов к построению психологии был выбран предложенный И. М.Сеченовым, а не К. Д.Кавелиным. Это произошло потому, что именно теория Сеченова, впервые описанная им в работе «Рефлексы головного мозга», связывала психологию с популярной в то время и многообещающей физиологией, тогда как Кавелин основывал ее на философии, не имевшей объективных методов исследования.

Не меньшее значение имеет и другой фактор — Личность ученого, творца той или иной психологической теории, его ценностные ориентации, когнитивный стиль, волевые качества, особенности общения с коллегами, принадлежность к определенной научной школе и т. д. Принадлежность к научной школе может помочь ученому, особенно в начале его творческого пути, так как предоставляет и необходимую информацию, и простор для дискуссий, оппонирования, и некоторую защиту от критики. Однако мнение коллег, выработанный общими усилиями подход к решению проблем могут стать и тормозом на пути научного прогресса, сковывая творческую активность либо из боязни вступить в противоречие с коллегами, либо из-за догматического пристрастия к высказанному единожды мнению.

Анализ личности ученого, его биографии дает возможность понять, каким образом происходит выбор научных задач, как он ведет борьбу за свои убеждения с невежественностью или отчуждением окружающих, сможет ли противостоять общественному мнению и просто бытовым неурядицам. Таким образом, этот фактор раскрывает внутренние перипетии творческой деятельности, а иногда и душевной драмы ученого.

Записи по теме

naparah.com

Генетический фактор - это... Что такое Генетический фактор?

 Генетический фактор — влияние на развитие ребенка процессов в организме, обусловленных унаследованным от родителей набором генов.

Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК. Под общей редакцией А.А. Реана. 2002.

  • Генетическая психология
  • Генитальная стадия

Смотреть что такое "Генетический фактор" в других словарях:

  • ФАКТОР, НАСЛЕДСТВЕННЫЙ — Просто ген. Более широкое значение: любая передача информации через генетический материал …   Толковый словарь по психологии

  • доминантный [фактор] эмбриональной летальности с материнским эффектом — medea, maternal effect dominant embryonic arrest [factor] доминантный [фактор] эмбриональной летальности с материнским эффектом. Генетический фактор, отсутствие которого в геноме потомков межлинейных скрещиваний приводит к гибели на эмбриональном …   Молекулярная биология и генетика. Толковый словарь.

  • доминантный [фактор] эмбриональной летальности с материнским эффектом — Генетический фактор, отсутствие которого в геноме потомков межлинейных скрещиваний приводит к гибели на эмбриональном этапе развития; система факторов medea, локусы которой отмечаются в различных участках генома, обнаружена Р. Биманом с соавт. в… …   Справочник технического переводчика

  • Доминантный фактор эмбриональной летальности с материнским эффектом — * дамінантны фактар эмбрыянальнай лятальнасці з матчыным эфектам * medea maternal effect dominant embryonic factor (or arrest) генетический фактор, отсутствие которого в геноме потомков от межлинейных скрещиваний приводит к гибели на… …   Генетика. Энциклопедический словарь

  • Половой фактор —         генетический элемент, определяющий половую дифференциацию у бактерий и сообщающий им способность передавать при конъюгации (См. Конъюгация) от клетки донора («мужской» клетки) клетке реципиенту («женской» клетке) хромосомные Гены.… …   Большая советская энциклопедия

  • ГЕН (наследственный фактор) — ГЕН (от греч. genos род, происхождение), участок молекулы геномной нуклеиновой кислоты, характеризуемый специфической для него последовательностью нуклеотидов, представляющий единицу функции, отличной от функций других генов, и способный… …   Энциклопедический словарь

  • Экологический фактор — Экологический фактор  условие среды обитания, оказывающее воздействие на организм. Среда включает в себя все тела и явления, с которыми организм находится в прямых или косвенных отношениях. экологических факторов  температура, влажность …   Википедия

  • Резус-фактор Rh — Резус фактор, Rh * рэзус фактар, Rh * rhesus factor or Rh антиген, присутствующий в эритроцитах людей. Rh системав крови человека включает в себя группу антигенов, имеющих липопротеиновую структуру, которая не зависит от факторов, определяющих… …   Генетика. Энциклопедический словарь

  • Личность преступника — Фотографии преступников. Попытки обнаружить связь между внешностью человека и его преступным поведением предпринимались неоднократно, но успехом так и не увенчались Личн …   Википедия

  • Злоумышленник — Фотографии преступников. Попытки обнаружить связь между внешностью человека и его преступным поведением предпринимались неоднократно, но успехом так и не увенчались Личность преступника совокупность социально психологических свойств и качеств… …   Википедия

Книги

  • Программы индивидуальной селекции в молочном скотоводстве, Сидорова Виктория. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Издание посвящено проблемам наиболее полного использования генетических, технологических,… Подробнее  Купить за 9613 руб
  • Мотив преступления как генетический признак субъекта. Монография, Н. Г. Иванов. Мотив есть определитель человеческого поведения, в чем бы оно ни выражалось и как бы оно ни оценивалось социумом. Мотив это импульс, детерминирующий поведенческиеакты, фатально действующий и… Подробнее  Купить за 476 грн (только Украина)
  • Мотив преступления как генетический признак субъекта. Монография, Иванов Н.Г.. Мотив есть определитель человеческого поведения, в чем бы оно ни выражалось и как бы оно ни оценивалось социумом. Мотив — это импульс, детерминирующий поведенческие акты, фатально действующий… Подробнее  Купить за 396 руб
Другие книги по запросу «Генетический фактор» >>

psihologiya_cheloveka.academic.ru

Психологические факторы здоровья

Многие специалисты задавались вопросом: как взаимосвязаны факторы жизни человека со здоровьем и болезнью. Психологи предложили выделить 3 группы психологических факторов, ведущих к здоровью и болезни: независимые, передающие и мотиваторы.

Независимые факторы имеют самые сильные корреляции со здоровьем и болезнью:

    1. Предрасполагающие факторы:

      1. Поведенческий профиль. Существует 3 типа поведения: тип А, тип Б и тип С. Также выделяют 12 типов поведения – опросник AVEM. Каждый тип включает следующие характеристики: поведенческие позиции (амбициозность, агрессивность, компетентность), специфическое поведение (мышечное поведение, определенный эмоциональный стиль речи) и преобладающие эмоциональные ответы (раздражение, враждебность, гнев). Некоторые ученые с поведением, предшествующим ишемической болезнью сердца, связывают тип А и его наиболее прогностическую черту личности – «потенциал враждебности».

      2. Поддерживающие диспозиции – это личностные конструкты, связанные с определенными возможностями реагирования на различные трудности в оптимистической или пессимистической манере (диспозиция-оптимизм и диспозиция-пессимизм). Сюда же ученые относят «силу-Я» как механизм, связывающий здоровье с психосоциальным влиянием, например, такое качество человека как выносливость, самообладание, настойчивость, решительность, целеустремленность.

      3. Эмоциональный профиль или эмоциональные паттерны. Это трудности в эмоциональном выражении, связанные с алекситимией. Трудности могут быть связаны с множеством психосоматических расстройств, с особенностями дыхательной системы: астмой бронхитами. Могут встречаться трудности в выражении эмоций, что характерно для поведенческого типа С, т.к. для него свойственен репрессивный личностный стиль – избегание потенциальных повреждающих ситуаций, сознательных конфликтов, затрудненному опыту. Тип С не способен выражать негативные эмоции, особенно в открытой манере.

    2. Когнитивные факторы – это представления о здоровье, разнообразные модели веры в лечение:

      1. Представления о болезни. Люди оценивают физиологические расстройства и симптомы в зависимости от общепринятого подхода и представлений медицины о болезни (чаще всего в историческом контексте), от формального образца (атрибуции, которые касаются приписывания причин болезни или излечения каким-либо факторам личностного плана).

      2. Восприятие риска и уязвимости. Чаще всего риск идет к заболеваниям или другим негативным жизненным событиям.

      3. Контроль над своей жизнью: чувство ответственности и волевая регуляция.

    3. Факторы социальной среды:

      1. Социальная поддержка может быть положительной и негативной (если референтная группа является неблагоприятной).

      2. Брак и семья.

      3. Профессиональное окружение.

    4. Демографические переменные:

      1. Фактор пола. Концепция биологического детерминизма объясняет различия в психике и здоровье мужчин и женщин.

      2. Фактор восприятия возраста. При восприятии пожилого возраста усиливается корреляция между здоровьем и влиянием социальной среды, т.к. изменяется социальная поддержка. Существует корреляция между уровнем здоровья и материальным доходом.

      3. Этнические группы и социальные классы. Снижается способность к психологической адаптации, т.к. некоторые группы имеют низкий социально-культурный и материальный статус. Происходит снижение стабильности жизни и здоровья.

Передающие факторы представляют собой специфическое поведение, которое возникает в ответ на различные стрессоры:

  1. Копинг-стратегия или совладание с проблемами разного уровня, т.е. переживания, регуляция, саморегуляция, восстановление. Копинг-стратегии влияют как на соматику, иммунную систему, так и на психосоматику.

  2. Употребление и злоупотребление веществами: алкоголь, никотин, лекарственные препараты, пищевые продукты, наркотики. Они в психологии рассматриваются как одна из стратегий преодоления и регуляции внешних стрессоров или внутренних проблем, чаще всего с отрицательными результатами для здоровья.

  3. Особые виды поведения, способствующие здоровью: физическая активность, выбор экологической среды, самосохранительное поведение в целом.

  4. Соблюдение правил по поддержанию здоровья и приверженность им. Сюда относят добровольные усилия, направленные на планирование и осуществление лечения, профилактику различных заболеваний через профосмотры, посещение групп поддержки, выполнение определенных гигиенических процедур, использование ремней безопасности и т.д.

Мотиваторы:

  1. Стрессоры. Именно стресс приводит в действие другие факторы, прежде всего, передающие, через активизацию механизмов копинга.

  2. Существование в болезни: процесс адаптации к острым эпизодам болезни, поведение по оценке болезни (информационный поиск, социальные сравнения или отрицание болезни).

Оценка этих факторов позволила создать тесты для определения собственного уровня и оценки здоровья.

ДЗ: измерить рост, вес, пульс, кровяное давление.

studfiles.net

Внешние факторы развития психологии — Учись Как На Парах!

Ведущий фактор — логика развития психологических знаний — Связан с изменением ее предмета, влиянием смежных с психологией наук, с развитием принципов и категориального строя психологии. Уже из этого краткого описания становится понятным, что этот фактор достаточно объективен и поддается научному изучению.

Кроме изменения предмета изменялись и основные принципы психологии и ее связи с другими науками. Начиная с VII-VI вв. до н. э. она была ориентирована прежде всего на философию, и уровень развития философских знаний главным образом влиял на психологию и проблемы, которые перед ней стояли. Так, в III в. до н. э. произошло изменение философских интересов, связанное с тем, что в центре познания оказались не общие законы природы или общества, а человек, хотя и рассматривавшийся в общей картине мира, но принципиально отличающийся от других живых существ. Это привело к появлению новых проблем и в психологии, возникновению вопросов о природе особенности психики человека, содержании его души

Многое связывало в то время психологию также с математикой, биологией, медициной и педагогикой. Уже Пифагор показал значение математики для психологии. Платон доказывал, что без математики, прежде всего геометрии, невозможно заниматься ни философией, ни психологией. В дальнейшем влияние математики на психологию несколько ослабело, однако в Новое время практически все ученые снова подчеркивали ее значение. С этого времени математика играла неизменно большую роль в психологии, становясь одним из важнейших факторов ее превращения в объективную науку (возможность математической обработки полученного материала), а иногда и значимым параметром психического развития как такового (например, развития логического мышления).

С середины прошлого века психология в течение более ста лет в первую очередь была ориентирована именно на биологические, естественные науки, а не на философию. Точно так же связь с педагогикой, возникшая еще в античности, оставалась достаточно слабой до периода Просвещения. Начиная с этого времени проблемы педагогики, требования педагогической практики стали одним из ведущих факторов, влияющих на психологическую проблематику.

Изменение предмета психологии и ее связей с другими науками привело к бесплодным по существу вопросам о том, естественная она наука или гуманитарная и что должно являться ее методологией — биология или философия. Анализ развития психологии показывает, что уникальность и ценность ее как науки заключаются именно в межпредметном характере, в том, что она строится и как естественная наука (объективная и экспериментальная), и как гуманитарная, так как в ее проблематику входят вопросы нравственного развития, становления мировоззрения, ценностных ориентации человека. Можно сказать, что экспериментальную основу, подход к материалу и его обработке психология заимствует у естествознания, в то время как подход к интерпретации полученного материала, методологические принципы — у философии.

Записи по теме

naparah.com

Психологические факторы

Психология Психологические факторы

просмотров - 111

И ВОСПРИНИМАЮЩЕГО ПРОЦЕСС (Р) ТИПОВ ЛИЧНОСТИ

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОВЕДЕНИЯ ПРОДАВЦА

И ПОКУПАТЕЛЯ РЕШАЮЩЕГО РЕЗУЛЬТАТ (J)

Результат (J) Процесс (Р)

Продавец Покупатель Продавец Покупатель
Дает точные ответы Хочет получить ясные ответы на заранее подготовленные вопросы Нетороплив, не давит на клиента Проявляет нерешитель­ность
Нацелœен на завершение продажи Нуждается в быстром закрытии продажи Ведет клиента к принятию решения В ходе продажи может несколько раз менять решение
Ценит время клиента Ценит свое время Может перескакивать с одного на другое Требуется время для принятия решения
Порой отсутствует гибкость, бывает слишком напорист Может быть категоричным, требовательным Предоставляет клиенту слишком много выборов Нуждается в специальных подходах для стимуляции его решения о покупке

Ж. Ситуационные влияния— это влияние времени суток, года, живого и неживого окружения, настроения до и после потребления (использования) изделия и т.д.

Связь доходов с потреблением изучал Дж. Кейне, от­разив найденные закономерности в законе. Он утверж­дал, что предельная склонность к потреблению повыша­ется по мере роста доходов, но медленнее, чем сам доход. «Доходное состояние» человека определяется величиной самого дохода, а также привычками, традициями, психо­логическими склонностями.

Существенное влияние на поведение потребителя оказывают психологические факторы, к наиболее важ­ным из которых относятся мотивация, восприятие, убеждения, установки, Я-концепция, психологическое состояние, познавательные процессы, ведущий род дея­тельности.

1. Мотивация— в любой момент жизни человек испы­тывает множество потребностей. Некоторые из них имеют биогенную природу, возникают при опреде­ленном физиологическом состоянии человеческого организма — голоде, жажде, температурном диском­форте и пр. Природа других, скорее, психогенна, ре­зультат таких состояний психологического напряже­ния, как потребность индивида в признании, уважении или духовной близости. Большая часть челове­ческих потребностей не требует немедленного удов­летворения. Потребность становится мотивом в том случае, когда она заставляет индивида действовать, а ее удовлетворение снижает уровень психологическо­го напряжения. Психологами разработано несколько базовых концепций мотивации человека. Самые из­вестные из них (3. Фрейд, А. Маслоу) рассмотрены выше. В контексте психологических влияний имеет значение также модель Ф. Герцберга. Он автор двухфакторной теории мотивации, в соответствии с кото­рой недовольство человека и его удовлетворение оп­ределяются двумя группами различных факторов. Для того чтобы покупка состоялась, недостаточно от­сутствие фактора недовольства, крайне важно активное присутствие фактора удовлетворения. К примеру, от­сутствие гарантии у компьютера может стать факто­ром недовольства. Но наличие обязательств по ре­монту приобретенной техники не является фактором удовлетворения или мотивом, который подтолкнет к покупке, так как гарантия не послужит основным ис­точником удовлетворения. На практике теория двух факторов применяется двояким образом.

В первую очередь, продавец должен избегать появления факторов недовольства (к примеру, непонятная инструкция к компьютеру или же плохое обслу­живание). Такие упущения не только не способ­ствуют росту продаж, но и могут сорвать покупку.

Во-вторых, производитель должен определить ос­новные факторы удовлетворения или мотивацию к покупке товара и проследить, чтобы их наличие у товара не осталось незамеченным потребителœем. Данные факторы согласно этой модели и опреде­лят выбор покупателœем той или иной торговой марки.

За каждым решением о совершении покупки стоит какой-то мотив. Под мотивом совершения покупки можно понимать возникшую потребность, желание, стимул. Такой мотив дей­ствует как фактор, порождающий соответствующее поведение, направленное на удовлетворение появившегося желания. Рас­познавание мотивов совершения покупки раскрывает перед продавцом причины, по которым покупатель принимает реше­ние о покупке. Некоторые решения о совершении покупки мо­гут быть обусловлены более чем одним мотивом. В таком случае мотив, оказывающий основное влияние на принятие решения о покупке, принято называть доминантный мотив покупки.

Выделяют ряд мотивов.

Эмоциональные— это те, которые побуждают потен­циального покупателя к действию по зову настроения или страсти. Эмоции бывают огромной силой, и нередко именно они образуют фундамент доминант­ного мотива покупки.

Рациональные— это мотивы совершения покупки, об­ращенные к разуму и рассудительности покупателя, основанные на процессе объективного осмысления. Рациональные мотивы совершения покупки включа­ют в себя потенциальную прибыль, качество обслужи­вания, возможности технической поддержки.

Но продавцам следует знать, что их бизнес не может быть в полной мере логичным процессом. Чтобы вдохновить людей и направить их в нужном направлении, крайне важно затронуть их эмоции. Причем продавец, способный наладить личный кон­такт, получает преимущество. Продавцам следует постоянно прилагать усилия, чтобы вызвать те эмоции, которые влияют на принятие решения о покупке.

Покупка же, основанная на рациональных мотивах, — это, как правило, результат объективного просмотра всœей доступной информации без проявления эмоциональных чувств и чаще всœего руководство такими мотивами, как своевременная дос­тавка, финансовая прибыль, компетентная установка, экономия времени, увеличение выгоды или продолжительности сро­ка службы.

Мотивы, обусловленные приверженностью потребите­ля.Эти мотивы побуждают потенциального покупа­теля приобретать товары в одной фирме. Причем на поведение потребителя влияют превосходное обслу­живание, обширный ассортимент товаров, компетен­тность торговых работников.

Мотивы, обусловленные характерными особенностями товара.При этом имеют значение качество товара, тор­говая марка, цена, дизайн или инженерное решение.

Читайте также

  • - Психологические факторы

    Личностные факторы. · Возраст и этап жизненного цикла семьи: меняющиеся вкусы в отношении одежды, мебели, отдыха и развлечений. · Род занятий. Влияет на характер приобретаемых человеком товаров или услуг. Рабочий покупает рабочую одежду, рабочую обувь и т.д.... [читать подробенее]

  • - Психологические факторы определяются прежде всего отношением руководящих работников банка, его учредителей и контрагентов к маркетинговой деятельности.

    К числу основных экономических факторов относится размер банковского уставного фонда, количественная и качественная структура клиентуры и другие. К внутренним факторам относятся экономические и психологические. Существует... [читать подробенее]

  • - Психологические факторы определяются прежде всего отношением руководящих работников банка, его учредителей и контрагентов к маркетинговой деятельности.

    К числу основных экономических факторов относится размер банковского уставного фонда, количественная и качественная структура клиентуры и другие. К внутренним факторам относятся экономические и психологические. Существует... [читать подробенее]

  • - Социально-психологические факторы первобытной культуры

    Одним из психологических регуляторов социальных отношений древних людей являлась рекламная деятельность, которая возникала под воздействием внутренних условий (социальных мотивов) и внешне проявлялась в форме саморекламы. Многие трудовые действия в этом случае... [читать подробенее]

  • - Психологические факторы

    Личностные факторы 3.1. Возраст и этап жизненного цикла семьи. Со временем меняются вкусы человека в отношении пищи, одежды, мебели, отдыха. Структура потребления индивида зависит и от того, на какой стадии жизненного цикла находится его семья - в начале жизненного... [читать подробенее]

  • - Психологические факторы профессионального развития учителя (по Л.М.Митиной)

    Системные, факторно-аналитические модели СПО (Пермская научная школа психологов) а) Модель СПО по Анат.Александр. Коротаеву и Тамаре.Степ. Тамбовцевой (1991) СПО рассматривается авторами как многоуровневая система, включающая в себя как различные операции пед общения,... [читать подробенее]

  • - Здоровье и психологические факторы его определяющие.

    ТЕМА 2. ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ. ЛЕКЦИЯ 2 № Учебные вопросы Мин.   Здоровье и психологические факторы его определяющие.     Умственная работоспособность - ведущий показатель состояния психики.       Возрастные особенности... [читать подробенее]

  • - Здоровье и психологические факторы его определяющие.

    ТЕМА 2. ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ. ЛЕКЦИЯ 2 № Учебные вопросы Мин.   Здоровье и психологические факторы его определяющие.     Умственная работоспособность - ведущий показатель состояния психики.       Возрастные особенности... [читать подробенее]

  • - Психологические факторы и эффекты потребительского поведения

    В научной и прикладной литературе представлены различные классификации факторов, влияющих на принятие решения о покупке, которые должны быть учтены в рекламе и продажах. Одна из наиболее распространенных классификаций принадлежит Ж.Ф.Кролару. Автор предлагает опираться... [читать подробенее]

  • - Психологические факторы

    И ВОСПРИНИМАЮЩЕГО ПРОЦЕСС (Р) ТИПОВ ЛИЧНОСТИ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОВЕДЕНИЯ ПРОДАВЦА И ПОКУПАТЕЛЯ РЕШАЮЩЕГО РЕЗУЛЬТАТ (J)Результат (J) Процесс (Р) Продавец Покупатель Продавец Покупатель Дает точные ответы Хочет получить ясные ответы на заранее... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    Личность в психологии - это психология личности в социуме — Акулизм

    Здравия всем, люди добрые!

    Прежде предлагаю посмотреть небольшой фильм, определяющий тему статьи

     

     

    Далее дам небольшое определение понятия психологии. Разберём некоторые ключевые моменты личности в психологии, влияющие на жизнь конкретного человека, формирование мировоззрения, восприятия, осознания мира, как и влияние внешних и внутренних факторов на психологию личности. Что, как и почему те или иные факторы влияют на психическое состояние личности и каким образом обрести независимость от влияния внешнего мира, не удаляясь из него, а живя насыщенной жизнью.

     

    Психология личности зависит в основном от того, что мы называем углом зрения и направлением движения энергии в сознании человека. В этом случаи есть только две основополагающие позиции, назовём условно – позиция первого и позиция второго.

     

    Позиция первого – психология человека – личность и окружающий мир, всё воспринимается, как внешний фактор по отношению к личности.

    Позиция второго – психология человека – личность, как часть окружающего мира.

     

    Другие позиции мы пока рассматривать не будем. Отметим только, что психология личности зависит в той или иной степени от обеих позиций.

     

    1. Психология личности в позиции второго

    2. Психология личности в позиции первого

    3. Факторы влияния на психологию личности

    4. Выводы

    5. Тест

     

    Психология личности в позиции второго

     

     

    Начнём с позиции второго. Почему? Причина проста, потому что основная масса человечества живёт и воспринимает мир именно в этой позиции. Позиция второго – это позиция подчинённого. В этом случае всегда есть тот или то, что укажет, научит, приведёт, поможет. Это позиция вечного ученика, личность не мыслит себя вне общества, вне руководящего наставника, авторитета, всегда оперирует в своих утверждениях авторитетами или авторитетными источниками, которые таковыми считает.

    Всё бы хорошо, но авторитетные источники выбираются обычно по принципу титульных регалий, количества денег (в современном мире) а не знаний.

    Пример: прежде, как читать, освоить любую информацию человек смотрит кто её излагает, кто написал и если это академик, например, или член академии наук, или известная богатая личность, то всю информацию берёт на веру, как непреложность.

     

    Психологический фактор личности строится на авторитетах, а не на прямом мировосприятии.

     

    Разумеется, внешние факторы восприятия влияют на психологию личности, но только по принципу иерархии авторитетов, то есть такая личность видит мир через призму уже готового стереотипа, даже если стереотип истинный. Такие люди легко внушаемы, их психология строится, как частный фактор общества. Это не значит, что человек не умеет мыслить самостоятельно и добиваться больших успехов. Их основное качество – безынициативность, уровень разума определяется скоростью перебирания готовых вариантов информационных образов.

    Именно таким людям принадлежит фраза – инициатива наказуема. По карьерной лестнице они поднимаются принципом услужливости, как хорошие исполнители тех или иных стереотипов. Их уровень разумности строится по принципу скорости перебирания в сознании чужих информационных образов восприятия, готовых формул, примеров.

    Психология личности в позиции второго можно подразделить для большего понимания на два пункта – это рабочие и дети божьи. Разница между этими видами личности только в том, что психология рабочего строится на объективных авторитетах, а психология детей божьих строится на субъективном авторитете. В первом случаи – это атеисты – авторитетами для которых являются вожди, учёные, руководители, учителя. Во втором случае – это теисты – авторитетами для которых являются боги, святые, высшие миры и прочее.

     

    Лучшее качество личности в позиции второго – это раб божий, как объединяющий фактор психологии личности рабочих и детей божьих.

     

    В этом случае появляется особенность, которую можно определить по формуле личность в психологии, как психология личности. То есть обе функции – объективная и субъективная сливаются в одну, личность становится и объектом, и субъектом одновременно, то есть человек становится рабом божьим. Такие люди даже на должности президента действует не от своего имени, а от имени авторитета, которые и субъект, и объект одновременно. Они называют или считают себя мессиями, проводниками высшего, избранными.

    Трагедия современного мира в том, что такие люди стоят у руля жизни всей цивилизации. Если нет авторитета высшего, то эти люди создают его искусственно, президент и конгресс, например, президент и дума. То есть для президента авторитетом является дума, для думы президент. Это в идеале, разумеется, в жизни – это постоянная борьба за авторитет.

     

    Психология личности в позиции первого

     

     

    Основная формула такой личности – это «Я сам».

    Личность в психологии выстраивает свою жизнь с точки зрения личности, как доминирующего фактора жизни – детский образ мышления, который человек не теряет с возрастом.

    Это испытатели, экспериментаторы, изобретатели, творческие личности, путешественники, авантюристы, романтики, во всём, как в науке, на производстве, в жизни. Их слабость в том, что они не признают авторитетов и потому для сохранения своего образа жизни становятся вечными воинами и бросают вызов всему миру, ибо мир таких людей воспринимает, как нечто отдельное от себя, как инородное тело.

    В то время, как человек в качестве части мира может вступить в битву только с другой частью, как конкурентом на место в жизни, личность в психологии в качестве воина бьётся только со всем миром. Например, попытка уничтожить систему, сковывающую его свободу, опровергнуть какое-либо каноническое утверждение, разрушить, создать, сотворить, построить, не задумываясь о последствиях.

    Самое важное для такой личности – это справедливость, хотя, что это такое, не всегда понимает правильно.

    Психологию личности в позиции первого так же можно подразделить на два пункта – это эгоист и альтруист. Здесь я беру слово эгоист в понимании осознания человеком себя вне мира при полном понимании себя как части этого мира. Он искусственно выделяет себя вне. Альтруист – это тот же эгоист, живущий по принципу – для всего мира. Помогая кому-либо, он помогает изменению всего мира. Так считает.

     

    Лучшее качество личности в позиции первого – это индивидуальность, как объединяющий фактор психологии эгоиста и альтруиста.

     

    В этом случаи так же сливаются две функции в одну – Личность в психологии и психология личности, то есть объективный фактор становится и субъективным – объект становится субъектом для себя, осознаёт себя и личностью, и всем миром. Он не ищет авторитеты для себя, а меняет мир вокруг себя меняя в себе психологию осознания себя в этом мире.

     

    Факторы влияния на психологию личности

     

     

    Личность в психологии формируется с самого детства, начиная с момента рождения. Это очень важный период жизни любого человека. Любой ребёнок считает и желает всё делать сам. Чрезмерная помощь, желание видеть своего ребёнка лучшим, первым блокирует многие функции будущей личности, и ребёнок выбирает для себя самый удобный вариант жизни. Если ему удобно быть ведомым, а чаще так и бывает, он немедленно выбирает этот вариант.

    Самое лучшее – это предоставить ребёнку возможность выбора. Если, например, ребёнок ходит, держась за вашу руку, поставьте его к кровати, к дивану, чтобы он ходил сам. Нельзя категорически ребёнка заставлять, но незаметно направлять необходимо. У человека будет вырабатываться психологический принцип личности в психологии в той или иной позиции осознания. Не бывает людей, живущих только в одной психологической позиции, но принимать мир по необходимости конкретного момента времени может только индивидуальность в качестве раба божьего, при условии, что он сам и является этим божеством.

     

    Обозначим основные моменты личности в психологии.

     

    1 – Внешний фактор воздействия, как мир для исследования.

    2 – Внутренний фактор воздействия, как возможность выбора.

    3 – Фактор взаимодействия – равный среди равных. Неважно что - имеется в виду, другая личность или мир, или часть мира.

    4 – Фактор сотрудничества – мой учитель всё, что было, есть и будет или я одновременно являюсь и учителем, и учеником.

    5 – Фактор объединения – мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем. Взял эти строки не потому что интернационал, а как строки, призывающие к сотворчеству.

     

    Мир захватывает личность своей грандиозностью, широтой и глубиной, зависимостью человека от внешних факторов жизни, и он с самого детства пытается противопоставить себя миру и далее или сдаётся на милость внешних факторов и становится во вторую позицию ведомого, захватывается вихревыми потоками психологии внешнего мира и теряет себя, как личность. В этом случаи – это не проявление личности, а проявление внешних факторов через человека. В таких случаях человека нет, а есть только стереотипы общечеловеческие ценности через призму современности и места человека в этой среде.

    Важно не место личности в психологии изначально, а как человек себя позиционирует в отношении к окружающему миру, в качестве ведомого или в качестве ведущего. Психология человека выстраивается по этим двум позициям.

     

    Выводы

     

     

    Пример: сейчас в психологии основной части человечества проявляются не качества личности, не говоря об индивидуальности, а качества психологии дикаря в призме окружающего мира современности и его знаний. В итоге получается что-то весьма извращённое и ужасное, не ведающее нравственности и морали разумного начала жизни, одни потребности в психологии потребления.

    И как же выбраться их этого заколдованного круга, ведь человек не может жить без потребления? Найти в себе себя, стать индивидуальностью, тогда все внешние и внутренние воздействия подчинятся воле. Для общества нужна объединяющая идея сотворчества по принципу равный среди равных, например – семья, как ключевой фактор жизни. Идея не противоречит ни одному фактору психологии личности, как личности в психологии. Любой человек, независимо от происхождения и титулов в идее семья является равным среди равных.

    Ещё раз повторюсь.

    Семья, как идея – это не светлое будущее для всего человечества, а прекрасное настоящее для ячейки общества, которую мы называем семья. Если будет счастлива каждая семья общества, общество будет процветающим. О счастье предлагаю поговорить в следующей статье.

     

    Вывод о личности в психологии, как два фактора психологии – это

    1 - иерархическая система образования жизни  

    2 - система жизни в сотрудничестве со творческой деятельности двух и более индивидуальностей.

    И как пример такого образования – это семья, в которой нет иерархии воздействия, а идёт процесс совместного сосуществования на основе со творческой деятельности каждого члена семьи по уровню его возможностей, зависящих от многих факторов – возраст, умение, желание, взаимовыручка и взаимопонимание. Постепенно образ жизни на основе ячейки общества – семья, будет охватывать всё большие пространства психологии всего общества.

    И в конце предлагаю тест для определения качеств индивидуальности

     

    Тест

     

    Понравилась статья, дорогие читатели? Разумеется, в статье могут быть ошибки, которые возможно найти только в режиме взаимодействия. Пишите, распространяйте и если не мы с вами, то другие люди найдут, дополнят, применят в жизни.

    akulizm.ru