Из книги «Самоопределение психолога» Татьяны Сизиковой
Далее мы предлагаем вашему вниманию те мифы, которые были порождены переходным периодом от матриархата к патриархату, приведшим к изменению представления о женском и мужском, наполнив новым содержанием. Женское и мужское – это скорее всего принципы, символ противоположных сил в обыденном сознании реализовавшиеся в образах женщины и мужчины, в мифологическом сознании – в образах женского и мужского. Подробнее »
Влияние культуры и истории на создание мифовИз книги «Самоопределение психолога» Татьяны Сизиковой
Для психологического консультирования, распознавания и обозначения проблем клиента и клиентом, самоопределения психолога эти два подхода равнозначны. Человеком, обществом миф может воплощаться, равно, как и твориться.Мы не претендуем на перечень всех имеющихся мифов и в данной работе лишь поверхностно коснемся тех, которые, на наш взгляд, являются базовыми для самопознания психолога–консультанта, его взаимоотношений, внутриличностных и межличностных проблем, если таковые им переживаются. Такое самопознание неизбежно приведет к плодотворным результатам в профессиональной деятельности, понимании клиента, поиске наиболее эффективных путей решения проблем. Данное самопознание имеет свою особенность: психолог работает не с самим мифом, а лишь с утверждением о нем, в отличии от психологического консультирования клиента. Подробнее »
Из книги «Самоопределение психолога» Татьяны Сизиковой
Мифологическая основа является фундаментом психологической интерпретации проективных методов диагностики, сновидений, жизненных сценариев, болезней физических и психических. А мифологическая вера в психолога как в волшебника, мага, чародея, панацеи от всех бед приводит клиента на консультацию и помогает психологу верить в свои возможности. Осознание своей мифологемы это вопрос о профессионализме психолога. Подробнее »
Синтез восточных и западных принципов психологического консультированияВ Европу все более настойчиво проникают идеи Востока и это, несомненно, оказывает влияние на индивидуальные подходы в психологическом консультировании, поиске обобщенной теории. Психолог – консультант, живущий в традициях европейской культуры, может не принадлежать к каким – либо религиозным конфессиям Востока, получившим свое распространение на Западе, но в своей практической деятельности осуществлять консультирование, основанное на идеях духовных восточных учений – идеях просветления, пути освобождения, игры в общественную игру, недеяния и др. Подробнее »
Пространство КультурИз книги «Самоопределение психолога» Татьяны Сизиковой
По мнению А.Ф. Лосева имеются западно – европейское и восточно – христианское направления в философии. Д.Р. Киплинг в стихотворении «Баллада о Востоке и Западе» так выделил проблему Запада и Востока: «О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут, Пока не предстанет Небо с Землей на Страшный господень суд». (Восточные мотивы: Стихотворения и поэмы. М., 1985, с.275). Далее в стихотворении контекст усложняется и снимается однозначность толкования проблемы различения Востока и Запада, просматривается интенция их взаимообогащения. К. Юнг считал, что знание даосизма, буддизма, джайнизма способно существенно обогатить, западную психотерапию. М. Хайдегер же утверждал, что диалог между Западом и Востоком невозможен. Подробнее »
Из книги «Самоопределение психолога» Татьяны Сизиковой
“Человеку со всей определенностью необходимы общие убеждения и идеи,которые придают смысл его жизни и помогают ему отыскивать свое местово Вселенной”.К.Г. ЮнгЖизнь в этом мире слишком коротка,Чтобы пренебрежительно относиться к своим поступкам.А. Минделл
В последнее время, по мнению Дж. Мора, все более становится осознаваемым, что результаты психиатрии, психотерапии, психологической помощи всегда одни и те же, несмотря на теоретические рамки, которыми ограничен каждый психотерапевт, а, следовательно, личность психотерапевта, психолога более важна, чем его принадлежность к определенной школе или системе взглядов. Помогающая клиенту целительная сила психолога-консультанта не в знании теории и использовании техник, а в нем самом. Подробнее »
Роль психологической службы в профессиональном самоопределении обучающихся.
Для того чтобы быть счастливым,
нужно лишь три условия- здоровье,
хорошая семья и любимая работа.
Всё остальное не имеет значения.
Б.Франклин
Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивает как самого человека, так и все общество. По подсчетам ученых, правильный выбор профессии в 2-2.5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10-15% увеличивает производительность труда и в 1.5-2 раза уменьшает стоимость обучения кадров.
Что означает правильный выбор профессии? Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие 2-х сторон: личности с его индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадают с требованиями профессии. Помочь обучающемуся правильно решить проблему профессионального выбора и призвана профориентация. Профессиональная ориентация - руководство выбором профессии, наиболее отвечающей индивидуальным особенностям, склонностям и способностям человека.
Участие в профориентации и помощь обучающимся в обоснованном выборе профессии- одна из важнейших сторон работы педагога-психолога. В содержание этой деятельности входит:
1. Выявление интересов, склонностей обучающихся, направленности личности, первичных профнамерений и их динамики;
2. Определение социальных установок и помощь в их формировании;
3. Определение мотивации выбора и ее структуры;
4. Формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;
5. Определение выраженности и структуры способностей;
6. Определение уровня развития различных сторон личности, динамики проявлений, жизненного стиля, возможной «цены» деятельности (конфликтность, напряженность, тревожность, потенциальные возможности и их реализация, устойчивость и настойчивость, целеустремленность).
7. Осуществление профподбора;
8. Определение степени соответствия «профиля личности» и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения обучающихся;
9. Проведение занятий по курсу «Слагаемые выбора профессии».
В работе используется профориентационная беседа, которая помогает ответить обучающемуся на вопросы:
-Кто я?
-Какой я?
-Зачем я?
-Кем я могу быть?
-Кем я хочу Быть?
-Кем мне надо быть?
-Как осуществить намеченные планы?
Индивидуальная беседа с обучающимися ведётся по плану:
1. Профессиональные намерения обучающегося;
2. Интересы;
3. Склонности;
4. Способности;
5. Личные качества
6. Советы и рекомендации обучающемуся по подготовке к выбору профессии.
Необходимо предусмотреть специальные средства психолого-педагогической диагностики, позволяющие обобщать весь комплекс факторов, влияющих на готовность обучающихся как к выбору профиля обучения. Так и к дальнейшему жизненному, профессиональному и социальному становлению.
В практике индивидуальной и групповой развивающей работы используются различные формы активизирующих профориентационных методов работы:
· Ролевые игры «Как устроиться на работу»
· Профориентационные игры «Угадай профессию»
· Игровые упражнения «Автопортрет», «Самая-самая», «Цепочка профессий».
· Групповые занятия с элементами тренинга «Ошибки в выборе профессий»
Психолого-педагогическая работа по профессиональному самоопределению обучающихся должна строиться на основе личностного подхода. Это предполагает последовательное отношение педагога-психолога к обучающемуся как к личности. Необходимо развивать личностные качества подростков: способность к познанию себя и окружающего мира, к осознанному изменению той или иной ситуации, независимость, умение делать выбор. Нести за него ответственность. Необходимо создавать условия для проявления активности самого обучающегося. Для осознанного, самостоятельного выбора вида образования в соответствии со своими ценностными ориентациями, личностными возможностями и способностями. При этом у обучающегося должно формироваться чувство ответственности за этот выбор и психологическая готовность.
Любое развитие и формирование личности невозможно без участия семьи (родителей). Осуществляя психологическое сопровождение профессиональной ориентации, педагог-психолог организует информационную, диагностическую и консультативную помощь не только для обучающихся, но и для родителей. Основные формы работы педагога-психолога: родительские собрания, собеседования, индивидуальные консультации.
infourok.ru
Психологическое сопровождение профессионального самоопределения
Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники – это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задаёт себе каждый молодой человек. И здесь главное не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, конечно же, тем требованиям, которые предъявляет профессия к личности кандидата.
Задача психологического сопровождения системы профориентационной работы заключается в постепенном формировании у ученика внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и перспектив.
Строя работу по профориентации, не только ориентирую учащегося на определенную профессию или ряд родственных специальностей, но и показываю ему, что высококвалифицированный специалист должен быть готовым приобретать на базе имеющихся у него знаний и навыков такие же знания и навыки в близкой и даже совершенно новой для него специальности, быть психологически готовым к смене специальности.
Главный принцип развивающей профконсультации - перенесение акцента с акта выбора профессии на подготовку к ней путем правильной оценки природных особенностей и направленного формирования необходимых качеств и свойств личности.
Основными формами деятельностипсихологической службы в рамках сопровождения профориентационной работы школы являются:
1) психологическая диагностика с целью:
- использования ее результатов для выявления недостатков, пробелов в развитии тех или иных качеств, способностей, которые важны для будущей профессиональной деятельности;
- учета ее результатов при принятии решения о характере коррекционно-развивающей работы с целью подготовки к будущей профессии;
- учета результатов диагностического обследования для определения ограничений в выборе сфер профессиональной деятельности, предъявляющей жесткие требования к психофизиологическим особенностям индивида;
- использования результатов для стимулирования потребностей учащегося к самопознанию и самосовершенствованию в ходе подготовки к своему профессиональному трупу в будущем.
В основе диагностического комплекта:
- комплексная методика Л.А. Ясюковой «Профессиональное самоопределение старшеклассников» (позволяет получить "интеллектуальный профиль" испытуемого, степень выраженности гуманитарных, математических, технических и других способностей, а также способностей к различным сферам профессиональной деятельности),
- школьный тест умственного развития (ШГУР) помогает определить выраженность способностей к трем циклам дисциплин: гуманитарных, естественно-научных, физико-математических;
- «Карта, интересов» А.Е.Голомштока» методика Л. А Верещагина, опросник ДДО Е А Климова - помогают выявить сферу познавательных и профессиональных интересов учеников,
- опросник Дж.Хэлланда помогает исследовать взаимосвязи типа личности и сферы профессиональной деятельности;
- личностный опросник Айзенка.
2) Развивающая профконсультация для учащихся, построенная на принципе сотрудничества, цель которой — активизировать учащегося, сформировать у него стремление к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных с помощью психолога знаний о себе, своих способностях и перспективах их развития.
Для учащихся хорошо зарекомендовала следующая схема консультирования:1. Выявление интересов, склонностей, профессиональных предпочтений.2. Формирование образа “идеальной” профессии.3. Анализ мира профессий и конкретизация «идеального» образа в виде возможных вариантов профессий.4. Анализ психологических портретов реальных профессий.5. Изучение индивидуально-психологических особенностей клиента.6. Сопоставление выявленных особенностей с требованиями профессий.7. Уточнение профессии, разработка программы и способов овладения профессией.
В зависимости от степени развития профессиональных планов и уровня развития способностей ученика намечаю стратегию проведения консультации. Для одних достаточно две-три беседы и краткое диагностическое обследование, чтобы принять решение о выборе профессии и начать подготовку к ней. Для других требуется углубленное обследование и многократные консультации, чтобы подойти к этому решению.
Ребята, имеющие выраженные профессиональные интересы и достаточно устойчивый профессиональный план, в наименьшей степени нуждаются в помощи профконсультанта, и их консультируют только в случае самостоятельного обращения к психологу. Подмечено, что такие учащиеся обращаются к профконсультанту за получением подтверждения правильности уже совершённого выбора.
В результате озвученной работы у одних учащихся происходит укрепление профессиональных планов, а у других может произойти изменение их намерений.Эта работа активизирует учащихся, даёт им возможность приобретать опыт, осваивать алгоритм ознакомления с профессией.
Правильно сделанный выбор старшим подростком – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.
infourok.ru
Религиозное самоопределение психолога
Из книги «Самоопределение психолога» Татьяны Сизиковой
Мы не акцентировали внимание на религиозном самоопределении психолога, только в связи с тем, что рассматриваем церковную религию как проявление культуры и об этом самоопределении речь шла выше. О личностной религии как чувстве, действии, опыте человека, постигающего себя как такового и вступающего в отношения уединения с тем и непосредственного переживания того, кого считает божественным, мы касались, раскрывая переживание мифа.
Самоопределение психолога дает возможность получать новое знание и вопрос его истинности может его волновать как волновал умы во все времена. Самой истинности как проблемы не существует в мифе и у психолога, творящего свой миф. Психолог уже обладает тем, что К. Роджерс назвал «организмическим доверием». Но познающего миф, идущего по пути самоопределения в культуре она волнует и решается в зависимости от того, какие способы переработки информации он выбирает и использует. Сквозь призму религиозных, научных или ненаучных концепций он просеивает поступающую информацию, используя рациональные (логические) или иррациональные приемы ее переработки.
Согласно Шлейермахеру все религии одинаково истинны, поскольку они всецело относят-ся к миру чувств и ничего общего с истинностью знания не имеют. Религия имеет дело не с познанием Бога или мира, а лишь с опытом нашего духа, внутреннего мира. Наука же ограничивается причинным объяснением взаимосвязи вещей и процессов. Наука и религия могут существовать независимо друг от друга. Такое разрешение противоречия между двумя способами построения картины мира возможно только из парадигмы разделения внутреннего и внешнего, что само по себе это противоречие не разрешает. Одни исследователи поддерживают мнение Шлейермахера, другие, как О. Пфлейдерер, придерживаются мнения что компромисс может быть достигнут на идее Бога, которая присуща нашему разуму и о которой писали все мыслители, начиная с Платона и Аристотеля. Единственной религии – буддизму эта идея не свойственна, и поэтому она атеистична.
Психология как наука (данный тезис также вызываем множество споров, о чем писал Т. Кун) в этом направлении продвинулась глубже других наук, что привело к возникновению христианской психологии. Психология в целом занимает особое место в системе наук - у нее нет возможности использовать для подтверждения истины истинный эксперимент, она существует не только как научное знание, но и как бытовая психология, потребляемая каждым человеком, у нее особый объект изучения – субъект, изменяющийся в каждом взаимодействии, жизненном событии и т.д. Эти и другие особенности определяют необходимость самоопределения психолога – консультанта не только в рамках культуры, религии, познании и творении собственного мифа, но и в способах переработки поступающей информации: научных или ненаучных, к которым мы не относим религию, т. к. в религии переплетены мифологические, мистические, научные способы построения образа мира.
www.ccru.ru
«Найти свою дорогу, узнать свое место в жизни — в этом всё для человека, это для него значит сделаться самим собою».Виссарион Григорьевич Белинский
Выбор профессии – это очень ответственный шаг, от которого зависит вся ваша дальнейшая жизнь, и потому подходить к этому вопросу необходимо взвешенно и обдуманно. Почему так важно не ошибиться в выборе? Когда человек занимается «не своим» делом, работой которую не любит, и к которой у него нет предрасположения, она, чаще всего, у него не ладится, не получается продвигаться вперед, и человек начинает ощущать себя неудовлетворенным собой и своей жизнью. Что впоследствии может привести к тяжелым депрессиям, нервным срывам и различным болезням. При профессиональном самоопределении лучше всего прислушаться к советам психолога.
В моей практике встречалось немало людей, которые оказались в сложнейших жизненных ситуациях именно из-за того, что потерялись в этой жизни, что выбрали для себя нелюбимую работу. Забыв о своих мечтах, они не реализовали себя, и как итог, получили либо расстройства психики и вместе с ними испорченные отношения с родными и близкими людьми, либо болезни физические или алкоголизм. Если вы вдруг поняли, что выбрали не ту профессию, знайте, что никогда не поздно изменить свою жизнь! Всё зависит только от вас и вашего желания!
Как же правильно выбрать профессию? Самое главное, чтобы при решении этого вопроса вы исходили только из своих личных интересов!
Какие бывают ошибки при выборе профессии:
Как выбрать профессию?
Часто, но не всегда в выборе профессии помогают тесты на профориентацию, если вы решили прибегнуть к их помощи, обратите внимание на тесты, которые были специально разработаны в МГУ. Но лучше, если вы самостоятельно начнете исследовать собственную личность на предмет своих склонностей и способностей.
Помните, что каждому из нас ещё от рождения даны способности и таланты, которые мы должны развивать, что бы быть полезными обществу, чтобы реализовать себя в этой жизни и быть счастливыми.
Ваш личный психолог
Елена Райская.
Вам будет интересно: «Как достичь успеха в работе и сделать карьеру. Советы психолога.»
psihologtver.ru
Во многих работах показана возможность формирования или применения психолого-педагогического воздействия на рефлексивный и личностный компоненты мышления. П.Я.Гальперин и В.Л.Данилова (1980) обучали испытуемых анализу собственных неудачных попыток решения задач, т.е. интеллектуально - рефлексивной оценке совершенных действий относительно адекватности требованиям, сформулированным в тексте экспериментального задания. Кроме того, применялись особые психолого-педагогические воздействия личностного характера на мотивацию испытуемых с тем, чтобы умерить их желание продемонстрировать свои способности по быстрому решению этих задач, которое, как правило, приводило в итоге к негативному результату, т.е. к неверному ответу, либо к отказу от мыслительного поиска. Подробнее »
Определение роли рефлексии в мышленииДля определения роли рефлексии в мышлении необходимо рассмотреть процесс решения задачи. По мнению С.В. Дмитриева в структуре поиска решения задачи есть три взаимосвязанные стадии: стадия понимания задачи (ориентация в ситуации и формирование замысла решения), стадия планирующих действий (выдвижения принципа решения и основных механизмов действия) и стадия реализации замысла (например, моторное решение). Каждая стадия завершается соответствующим принятием решения, осуществляющимся с помощью рефлексии. Так, понимание заканчивается тем, что субъект дает оценку и самой задачи, и своей возможности решить ее. При этом он приступает к поиску решения или отказывается от задачи (уход от решения). Подробнее »
Механизмы рефлексииМеханизм самобилизации представлен в преодолении во что бы то ни стало конфликта между привычными, наиболее очевидными представлениями, актуализирующихся в связи с отдельными условиями задачи и условиями проблемной ситуации (фрагментарное представление), в которых обнаруживается неадекватность этих средств. Субъект либо преодолевает затруднение, либо отказывается от дальнейших усилий на каком-либо щадящем самооценку основании. Подробнее »
Исследование интеллектуальной рефлексииВ общепсихологических исследованиях И.Н.Семенова, С.Ю.Степанова, совместно с М.И.Найденовой, Г.Ф.Похмелкиной, Н.Б.Ковалевой, А. В. Советовым, И.В.Палагиной и других интеллектуальная рефлексия представлена в виде осознания оснований и средств решений основной задачи после наводящей (и обратной ей) задачи. Разработаны способы прогнозирования влияния рефлексии на репродуктивное мышление в отличие от продуктивного, собственно творческого, характеризующегося возникновением инсайта при непосредственном решении лишь основной задачи. Подробнее »
Внутрисубъектные формы рефлексииСубъект деятельности может быть представлен как отдельным индивидом, так и их группой. Во внутрисубъектных формах рефлексии И. С. Ладенко различает корректирующую, избирательную и дополняющую, а в межсубъектных - кооперативную, состязательную и противодействующую. Посредством избирательной рефлексии производится выбор одного или двух или более способов решения задачи. “Выбор может осуществляться из множества уже известных способов или же при их конструировании. Подробнее »
Личностная обусловленность умственной деятельностиДругие исследования выделяют более узкий класс задач и проводятся преимущественно специфическими методами. Изучению визуального мышления посвящены работы И.М. Ариевич (1977) и Н.Н.Нечаева (1977) и др., дискурсивное мышление рассмотрено в работах И.Н.Семенова (1980), С.Ю.Степанова (1980), В.К.Зарецкого (1980), А.В. Советова (1986) и других. В целом, большинство работ опирается на предложенную П.Я.Гальпериным (1980) линию исследования мышления. “От формирования отдельных умственных действий с определенными средствами через общие типы и методы ориентировки и методы исследования задачи к формированию творческого мышления” (Семенов И.Н., 1990, С.15). Подробнее »
Определение рефлексии в интеллектуальном аспектеРефлексия в интеллектуальном аспекте определяется В.В.Давыдовым как умение субъекта выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией свои собственные способы деятельности. Н.Г. Алексеев и Э.Г.Юдин рассматривают ее как направленность испытуемого на осознание им средств, используемых при решении поставленной в эксперименте задачи. При решении задачи логика субъекта позволяет проецировать ее в многомерное оценочное пространство, сопоставлять различные точки зрения на ситуацию задачи, осуществлять когнитивную репрезентацию задачи с учетом не только предъявляемых к человеку объективных требований в сочетании с внешними условиями, но и в равной мере систему ценностей и личностных свойств самого субъекта решения, его отношение к цели, условиям и своим возможностям. Подробнее »
Рефлексия в структуре мышленияВ зависимости от той области, в которой проводится психологическое исследование, выделяется та или иная грань рефлексии, акцентируется тот или иной ее аспект.В мышлении мы рассматриваем отдельные элементы структурно - содержательного аспекта рефлексии, определяем ее роль и место в структуре мыслительного процесса. Большинством исследователей считается, что рефлексия в мышлении в общем виде может быть представлена как отношение мышления к самому себе, его направленность на самого себя, посредством чего выявляются и описываются уже существующие или формируются новые его компоненты. Такими компонентами выступают задачи, схемы рассуждений, признаки предметов и понятия, знаковые формы рассуждения. Но что значит отношение мышления к самому себе? По сути, не определен онтологический статус рефлексии(раскрыть категорию, отношение). Подробнее »
Основные направления изучения рефлексии в психологииВ настоящее время рефлексия приобрела одно из наиболее важных значений и трактуется как механизм социальной жизни человека во всех ее проявлениях, механизм самоорганизации и саморазвития сложных систем, источник и средство свободы личности (И.С. Ладенко, Ю.В.Громыко, О.С.Анисимов и др.). Рефлексия включена в качестве предмета и объекта исследования в науку о сознании (философия, психология, педагогика), в теорию мышления (когнитивная психология, герменевтика, дидактика), в науку о личности (психология, педагогика) и в теорию деятельности (психология, управление). Достигнутые успехи изучения функционирования рефлексии в этих предметностях позволили поставить задачу анализа накопленного знания и представления рефлексии в качестве одного целостного предмета и объекта исследования. Для решения данной задачи необходимо выделить результаты, полученные при изучении ее в разных направлениях и подходах психологической науки. Подробнее »
Взаимосвязь профессиональной и личностной позиции психологаИз книги «Самоопределение психолога» Татьяны Сизиковой
В исследованиях по психологическому консультированию решается вопрос о существовании двух позиций психолога–консультанта: профессиональной и личностной, и их взаимосвязи. Существует два подхода к решению этого вопроса. Одни считают, что эти две позиции существуют и они различны, другие стремятся к их единству, третьи не выделяют позиций, рассматривая личностно – профессиональное как единое целое. Основные разногласия проявляются не в области различения позиций в деятельности, а в области наполнения профессиональной позиции личностными качествами и личной позиции профессиональными качествами. Подробнее »
Развитие личностных и профессиональных свойств психологаИз книги «Самоопределение психолога» Татьяны Сизиковой
Самопознание и самоопределение психолога это процесс развития определенных профессиональных и личностных черт, составляющих «модель эффективного консультанта» (Р. Кочунас). В основе такого подхода – теория черт личности. Исследований в этой области достаточно много и однозначного ответа о личностных и профессиональных свойствах психолога нет. Следуя по пути познания собственного мифа, переживая и осознавая свое движение, совершая выбор и отвечая за поступки перед самим собой, творя себя, психолог развивает следующие черты: Подробнее »
Сближение методов современной науки и мистического взгляда на мирИз книги «Самоопределение психолога» Татьяны Сизиковой
Мы выделяем две позиции психолога–консультанта, которые он может занимать в процессе самоопределения. Консультант может придерживаться какой-либо одной концепции психологической помощи, развиваемой в рамках какого-либо из научных подходов или выбрать из каждой теории идеи, которые, по его мнению, наиболее точны в отражении его профессиональной и личностной (мировоззренческой) позиции. Границы этого диапазона зависят и от знаний, которыми он располагает, и от его личностных качеств. Другая позиция, позиция мастера, действующего спонтанно для решения задач консультирования, понимающего и принимающего безграничность творческого личностного и профессиональразвития как своего, так и клиента, знающего, что происходящие изменения определены не методами и концепциями, а взаимодействием двух личностей. Подробнее »
Пространство науки и магииИз книги «Самоопределение психолога» Татьяны Сизиковой
Наука является отраслью культуры и существовала не во все времена и не у всех народов. По Канту, наука есть совокупность знаний, упорядоченная согласно некоторым принципам. И основным ее принципом является рационализм. Как писал С. Гроф: «Рационализм стал единственной мерой всех вещей и быстро заменил все духовные и религиозные веро-вания». (С. Гроф. Духовный кризис. М., 1995). По мнению Т. Куна три класса проблем исчерпывают все поле науки: установление значительных фактов, сопоставление фактов и теории, разработка теории. Подробнее »
Религиозное самоопределение психологаИз книги «Самоопределение психолога» Татьяны Сизиковой
Мы не акцентировали внимание на религиозном самоопределении психолога, только в связи с тем, что рассматриваем церковную религию как проявление культуры и об этом самоопределении речь шла выше. О личностной религии как чувстве, действии, опыте человека, постигающего себя как такового и вступающего в отношения уединения с тем и непосредственного переживания того, кого считает божественным, мы касались, раскрывая переживание мифа. Подробнее »
Проявление мифов в поступкахИз книги «Самоопределение психолога» Татьяны Сизиковой
Вторичные мифы лежат в основе нашего способа изложения представлений о жизни и определяют, как мы собираемся прожить оставшуюся жизнь, если базовые мифы нами не познаны. Как считает Джеймс Хиллман, наша жизнь, жизнь наших клиентов - это особый литературный жанр. ”Мы берем все происходящее (независимо от степени страстности и эротизма, трагичности и благородства, странности и случайности явлений) и превращаем в одну из форм литературы. Подробнее »
Развитие мифологического сознания как прерогатива индивидуальной идентификацииИз книги «Самоопределение психолога» Татьяны Сизиковой
Миф о творении, относящийся к космогоническим мифам, более всего может воплотить представление о взаимодействии психолога и клиента. Творение первосущества, первочеловека – это творение в процессе консультации двух самостей, самостоятельно развивающихся людей – и психолога, и клиента. Завершение творения связано с уходом творца от дел созданной им вселенной и человечества, с переходом от времени мифологического к историческому. Консультация подходит к концу, когда клиент способен самостоятельно разрешать возникающие проблемы и более не возвращаться к психологу. Каждый из них благодаря встрече движется в своем направлении развития. В жизненных сценариях многих людей обнаруживаются определенные циклы, началом которого является разработка и воплощение в практической деятельности проекта (развитие какой- либо организации, внедрение инновации и т.п.), а завершением – запуск и развитие процессов самоорганизации, т.е. рефлексивных механизмов, последующий уход от дел и начало нового цикла. Подробнее »
Мистическое начало в мифахИз книги «Самоопределение психолога» Татьяны СизиковойЦентральной фигурой шаманских мифов является шаман, осуществляющий посредничество между людьми и духами с помощью камлания (путешествия в мир духов). Другое представление о шаманизме, данное Олардом Диксоном – «шаманизм – это естественная, природная магия, основанная на знании Космического порядка и раскрытие человеческих возможностей. Знания о строении Мироздания складывались в результате экстатических экспериментов, а не являлись продуктом веры, как в боль-шинстве современных религий… когда – то шаманизм был общечеловеческим факто-ром, причем его форма практически не отличалась, даже если практиковавшие его на-роды были отрезаны друг от друга. Подробнее »
Выращивание личности в мифеИз книги «Самоопределение психолога» Татьяны СизиковойК мифу личностного содержания, выращивания индивидуальности, основой которой является стремление к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации относятся: миф о герое, рассмотренный К. Юнгом, О. Ранком, Дж. Кемпбеллом, миф о шаманах, миф о творении, миф о трикстере (дублера культурного героя). Подробнее »
Отражение гендерных взаимоотношений в мифеИз книги «Самоопределение психолога» Татьяны СизиковойПоследующие мифы - это мифы, раскрывающие взаимоотношения между женщинами и мужчинами по вертикали власти. Для психолога – консультанта кроме самопознания, знание этих мифов может помочь наиболее быстро распознавать стратегии поведения клиентов, их ожидания в процессе взаимодействия и определиться в своей стратегии при проведении консультации с противоположным полом. Подробнее »
Отражение в мифе социальной роли мужчиныИз книги «Самоопределение психолога» Татьяны Сизиковой
Мужское начало олицетворено в китайской мифологии энергией Ян, в язычестве – куль-том Солнца, в восточных и западных религиях - силой Духа, властью, порядком, сводом правил, активностью, защищенностью и безопасностью. Мифы, раскрывающие мужское начало более всего относятся к героическим мифам (мифам о герое), в которых внутренний конфликт сознательных (герой) и бессознательных (дракон) сил разрешается победой и обуздыванием темных, не имеющих форму сил. Подробнее »
www.ccru.ru