Что такое личность с точки зрения психологической науки. С точки зрения психологии человек


Глава 1. Сущность человека с точки зрения психологии и философии

Сущность человека — философское понятие, обозначающее сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия, или его естественные свойства, в той или иной мере присущие всем людям. Сущность человека у Аристотеля - это те из его свойств, которые нельзя изменить, чтобы он не перестал быть самим собой.

Сущность человека кажется всем самоочевидной, и очень часто об этом даже не задумываются. Но на самом деле это та проблема, которая до сих пор для многих остается загадкой. Существует разные взгляды на эту проблему: начиная с того, что нет какой-то определенной сущности, или что она-то есть, но ее невозможно познать, до того, что она познаваема и предлагаются разные концепции сущности человека. Особенно распространено мнение, что сущность человека связана с его личностью, а та, в свою очередь - с психикой, и познав психику, можно познать сущность человека. Но может ли наука психология, предметом которой является исследование психики, дать понимание сущности человека?

Ответить на этот вопрос можно, лишь показав историческую связь психики с деятельностью человека, каким образом она возникает в человеке или она присуща ему от рождения?, каковы законы ее изменения, и правильно ли психология рассматривает психику человека. Известно, что термин психология - "наука о душе" - начали использовать в Древней Греции, а термин «психея» происходит из древнегреческой мифологии, которая зародилась еще в первобытнообщинном строе. Это было не случайно, ведь именно тогда люди стали впервые задумываться об окружающем их мире. Согласно материалистической концепции, сознание у человека, как и сам человек, возникает тогда, когда он начинает выделять себя из природы - противопоставлять себя природе. Причиной тому есть реальное противопоставление себя природе с помощью орудий труда. Отныне между ним и природой стоит посредник - предмет, непременно предмет человеческого труда, относясь к которому, человек относится к природе. Поначалу человек относился ко всему как к живому: всякая природная вещь и явление было для него наделено душой, но со временем, когда деятельность человека стала воспроизводить эти природные явления и вещи, когда они стали понятными, изменялось и его отношение к ним. Параллельно у людей складывалось особое отношение к сознанию, которое тогда было неразрывно связано с понятием души. Мифология решала этот вопрос по-своему, в силу имевшихся в то время знаний, но главное, что она дала в этом отношении - это основу понятия душа, с которым впоследствии имела дело наука.

Современные психологи имеют полное право отрицательно относится к термину «душа», поскольку много веков считалось, что душа дается богом, и иного способа познать человека, как через познание бога, нет. Психические заболевания назывались душевными болезнями, а лечили их только в соответствующих учреждениях (и сейчас в городах старые психиатрические лечебницы располагаются рядом с церковью или монастырем). Конечно, это ни на шаг не продвигало человечество к пониманию действительной сущности человека, к пониманию личности.

Учение о душе освободилось от религиозных пут, и стало трактоваться как теория личности. Это было, без сомнения, прогрессивным шагом. Но прямо противоположный подход также не дает понимания сущности человека. Если искать сущность человека в его организме, в работе головного мозга, то этот путь тоже окажется тупиковым. И тем не менее, многие современные психологи ищут сущность человека в особенностях нейрофизиологической структуры организма. В русле такого подхода мышление понимается как продукт работы головного мозга, а загадка личности кроется в особенностях структуры головного мозга. Почему именно общественные условия являются определяющими в формировании личности? Да потому, что сама личность - понятие сугубо общественное, возникает и существует исключительно в обществе. При этом общество - это не просто среда обитания человеческого индивида, и даже не совокупность индивидов, а живой, развивающийся организм, ансамбль всех человеческих отношений.

Об этом говорят и много современных модных направлений в философии и психологии, что сущность человека - это его неповторимый внутренний мир, переживания, эмоции.

Сущность человека нужно искать в его отношении к миру, которое отлично даже от самых ближайших его сородичей по биологическому виду. Поскольку это отношение отличается тем, что человек не приспосабливается к природным условиям, а наоборот, природные условия приспосабливает к своим потребностям, то его сущность нужно искать в способе приспособления, - а это производство. Производство же, хоть оно и осуществляется через деятельность конкретных людей, тем не менее, не может быть сведено к этому. Оно всегда носит общественный характер.

Сущность человека - понятие историческое, она изменяется с каждой эпохой, так как изменяется способ производства.

studfiles.net

Сущность человека с точки зрения психологии и философии

Сущность человека с точки зрения психологии и философии

2008-10-29  Андрей Самарский  Версия для печати

Сущность человека кажется всем самоочевидной, и очень часто об этом даже не задумываются. Но на самом деле это та проблема, которая до сих пор для многих остается загадкой. Существует разные взгляды на эту проблему: начиная с того, что нет какой-то определенной сущности, или что она-то есть, но ее невозможно познать, до того, что она познаваема и предлагаются разные концепции сущности человека. Особенно распространено мнение, что сущность человека связана с его личностью, а та, в свою очередь - с психикой, и познав психику, можно познать сущность человека. Но может ли наука психология, предметом которой является исследование психики, дать понимание сущности человека?

Ответить на этот вопрос можно лишь показав историческую связь психики с деятельностью человека, каким образом она возникает в человеке (или она присуща ему от рождения?), каковы законы ее изменения, и правильно ли психология рассматривает психику человека. Известно, что термин психология - "наука о душе" - начали использовать в Древней Греции, а термин «психея» происходит из древнегреческой мифологии, которая зародилась еще в первобытнообщинном строе. Это было не случайно, ведь именно тогда люди стали впервые задумываться об окружающем их мире. Согласно материалистической концепции, сознание у человека, как и сам человек, возникает тогда, когда он начинает выделять себя из природы - противопоставлять себя природе. Причиной тому есть реальное противопоставление себя природе с помощью орудий труда. Отныне между ним и природой стоит посредник - предмет, непременно предмет человеческого труда, относясь к которому, человек относится к природе. Поначалу человек относился ко всему как к живому: всякая природная вещь и явление было для него наделено душой, но со временем, когда деятельность человека стала воспроизводить эти природные явления и вещи, когда они стали понятными, изменялось и его отношение к ним. Параллельно у людей складывалось особое отношение к сознанию, которое тогда было неразрывно связано с понятием души. Мифология решала этот вопрос по-своему, в силу имевшихся в то время знаний, но главное, что она дала в этом отношении - это основу понятия душа, с которым впоследствии имела дело наука.

Современные психологи имеют полное право отрицательно относится к термину «душа», поскольку много веков считалось, что душа дается богом, и иного способа познать человека, как через познание бога, нет. Психические заболевания назывались душевными болезнями, а лечили их только в соответствующих учреждениях (и сейчас в городах старые психиатрические лечебницы располагаются рядом с церковью или монастырем). Конечно, это ни на шаг не продвигало человечество к пониманию действительной сущности человека, к пониманию личности.

Учение о душе освободилось от религиозных пут, и стало трактоваться как теория личности. Это было, без сомнения, прогрессивным шагом. Но прямо противоположный подход также не дает понимания сущности человека. Если искать сущность человека в его организме, в работе головного мозга, то этот путь тоже окажется тупиковым. И тем не менее, многие современные психологи ищут сущность человека в особенностях нейрофизиологической структуры организма. В русле такого подхода мышление понимается как продукт работы головного мозга, а загадка личности кроется в особенностях структуры головного мозга. К сожалению, обывательская аналогия мышления с процессами обработки информации в компьютере берут на вооружение и ученые (отсюда и попытки построить искусственный интеллект, заменив нейроны системой электронных логических элементов).

Такая традиция была так же очень широко распространена у нас. Конечно, отечественные психологи имели более тонкий подход к вопросу о отношении особенностей психики к особенностям структуры нервной системы, чем кибернетики, однако часто считали, что первое зависит от второго. В 60-х годах на страницах журнала «Вопросы философии» произошел известный спор между философом Э. В. Ильенковым и психологом Д. И. Дубровским [1]. Суть спора - вопрос о том, что является определяющим в личности - биологическое или социальное. Дубровский стоял на позиции, что определяющими являются особенности структуры головного мозга, хотя формируются способности и мышление посредством деятельности субъекта в социальной среде. Позиция Ильенкова была противоположна и состояла в том, что хотя мозг и является органом, с помощью которого мыслит человек, но его структура нисколько не определяют ни способности, ни мышление (естественно, речь идет о медицински здоровом мозге). Т. е. мозг обычного человека не отличается от мозга гения, и различия нужно искать не внутри тела человека, а исключительно в общественных условиях развития каждого конкретного человека.

И Ильенков, и Дубровский стояли на материалистических позициях. Различие было в том, что у Дубровского - это позиция механистического (метафизического) материализма, а у Ильенкова - позиция диалектического материализма.

Почему именно общественные условия являются определяющими в формировании личности? Ответ философа был таким: да потому, что сама личность - понятие сугубо общественное, возникает и существует исключительно в обществе. При этом общество - это не просто среда обитания человеческого индивида, и даже не совокупность индивидов, а живой, развивающийся организм, ансамбль всех человеческих отношений. Формальная логика - логика метафизического материализма - справляется только с одной стороной противоположности, а именно с индивидом, взятым со стороны его частичности, единичности. Об этом говорят и много современных модных направлений в философии и психологии, что сущность человека - это его неповторимый внутренний мир, переживания, эмоции. Диалектическая логика позволяет понять противоречивость личности, в которой, с одной стороны, она выступает как нечто индивидуальное и неповторимое, а с противоположной - как проявление всех общественных отношений.

Но что такое человеческий индивид, и откуда он взялся? Если проследить историю человечества, то представление о человеке как об индивиде возникло довольно поздно - в XVII - XVIII веке, в эпоху зарождения капиталистического строя. Связано это, прежде всего, с экономическими условиями производства - единицей производства стал индивидуальный (частный) производитель. До этого речь о человечестве шла как о племени, роде, сословиях, классах, но не индивидах. Соответственно, сознание человека формировалось не как индивидуальное, а как общественное. Сам человек и его отношение к миру появляется в акте коллективной деятельности: человек появляется в процессе преобразования им окружающей действительности с помощью орудий труда, когда между ним и природой встает посредник - предмет труда. Здесь же возникает и отношение к другому человеку: посредством того, что человек по-человечески относится к предмету, сделанному другим человеком, он по-человечески относится и к самому другому человеку. Ильенков писал по этому поводу, что «и человеческая индивидуальность существует лишь там, где одно органическое тело человека находится в особом - социальном - отношении к самому себе, опосредствованном через отношение к другому такому же телу с помощью искусственно созданного «органа», «внешней вещи» - с помощью орудия общения. Только внутри такой состоящей из «трех тел» системы и оказывается возможным проявление уникальной и загадочной способности человека «относиться к самому себе как к некоему другому», то есть возникновение личности, специфически человеческой индивидуальности» [2]. Сущность человека нужно искать в его отношении к миру, которое отлично даже от самых ближайших его сородичей по биологическому виду. Поскольку это отношение отличается тем, что человек не приспосабливается к природным условиям, а наоборот, природные условия приспосабливает к своим потребностям, то его сущность нужно искать в способе приспособления, - а это производство. Производство же, хоть оно и осуществляется через деятельность конкретных людей, тем не менее, не может быть сведено к этому. Оно всегда носит общественный характер.

Сущность человека - понятие историческое, она изменяется с каждой эпохой, так как изменяется способ производства. Еще в 1844 г., говоря о науке, которая в то время еще не была создана- о будущей материалистической психологии, К. Маркс писал, что именно «история промышленности и сложившееся предметное бытие промышленности являются раскрытой книгой человеческих сущностных сил, чувственно представшей перед нами человеческой психологией» и что «такая психология, для которой эта книга, т. е. как раз чувственно наиболее осязательная, наиболее доступная часть истории, закрыта, не может стать действительно содержательной и реальной наукой» [3]. Такой подход разрушает все основания для представлений о биосоциальной сущности человека. С точки зрения биологии организм современного человека не отличается от организма древнего грека или финикийца, но что касается сознания и мышления - то отличия кардинальные. Изменились не только способ удовлетворения потребностей человека, но и сами потребности. Например, даже если взять сугубо физиологическую потребность в пище, то она давно окультурилась - современный человек не только не захочет есть так, как это делал первобытный человек, но и не сможет есть ту еду, которую ели тогда. Что уж говорить о потребности чистить зубы, бриться или ежедневно мыться?

Изменились социальные условия - изменилась и культура, тип личности, сознание, мышление. Изменилась и психика. То, что психика, как и способности, и сознание, и мышление не являются врожденными, а человек приобретает их в процессе общественной жизни, это научный факт. Неоднократно ученым попадались «маугли» - люди, которые выросли в окружении зверей. Оказывалось, что такие люди вовсе не являются людьми. Отсутствовало все: начиная от прямохождения и речи, заканчивая присущими человеку психическими процессами. Что это означает? То, что принадлежность к соответственному биологическому виду совсем не делает человека человеком. Человек вышел из животного мира, но не биологические мутации сделали его человеком, а труд. Выражение «труд превратил обезьяну в человека» не может устареть только потому, что оно утвердилось очень давно и сейчас подвержено дискредитации со стороны всяких новомодных учений. Но, если не разбирать вопрос по сути, ограничиваясь запоминанием лишь фразы, то мы получим банальную схему.

В Советском Союзе деятельный подход в психологии получил широкое распространение, развиваемое школой Выготского. С другой стороны развивалась философия диалектического материализма, позволяющая научно решать многие вопросы неподвластные как идеализму, так и метафизическому материализму. Особенно, это касалось сущности человека. Любая теория требует экспериментального подтверждения. В советской психологии был поставлен абсолютно всеобъемлющий эксперимент по становлению человеческой психики, мышления, способностей - по становлению личности. Для чистоты эксперимента были взяты слепоглухонемые дети. При рано наступившей слепоглухоте такие дети очень быстро деградируют и атрофируются все те намеки на человеческую психику, которые едва успели возникнуть до этой беды. Ребенок становится подобным некоему человекообразному растению, чем-то вроде фикуса, который живет лишь до тех пор, пока его не забыли полить. И все это при нормальном (с биологической точки зрения) мозге. Мозг продолжает развиваться по программам, закодированным в генах, в молекулах ДНК. Однако в нем не возникает ни одной нейродинамической связи, обеспечивающей психическую деятельность. Под руководством замечательных ученых И. А. Соколянского и А. И. Мещерякова была проведена колоссальная работа, в ходе которой слепоглухонемых детей воспитывали по методике, основанной на диалектико-материалистическом понимании личности. В результате все дети, участвующие в эксперименте, стали полноценными людьми, у которых появилась не только психика и сознание, но и способность говорить, читать, писать, а четверо закончили университет и занимаются наукой [4]. Эти люди живы и сейчас, и каждый желающий без особых трудностей может убедиться в «чуде».

Секрет личности кроется не внутри тела человека, а снаружи - в обществе, в «неорганическом теле человека». Силу личности составляет сила общества, которую усвоил индивид. Попытки искать сущность человека в нейрофизиологических процессах ни к чему не приводят и по сей день. Если раньше сторонники этого подхода говорили, что не хватает вычислительных мощностей, чтобы смоделировать сознание и мышление, то теперь, когда техника значительно развилась, и удается совместив работу мозга с электроникой, «измерить» состояние каждого нейрона мозга (пока только мозга животного), то ожидаемых результатов все равно не получают. Потому, что ищут не там. С другой стороны, простое сравнение превосходства личности человека, который получил всестороннее универсальное образование, над личностью, с узкоспециализированным образованием, почему-то не убеждает сторонников биологического и биосоциального подхода. А какая личность может быть в современном обществе у человека без образования?

Философия подходит к сущности человека через его деятельностное отношение к миру, через его деятельность, и следовательно, мышление. Этот подход может дать намного больше, чем «препарирование» индивида вида «homo sapiens», даже со ссылкой на его связи с окружающей средой, потому что связь здесь рассматривается как нечто данное и неизменное. На самом деле самый важный момент здесь - это диалектический характер этой связи. В этом характере связи и кроется разгадка сущности человека, его личности, мышления, психики и индивидуальности. И эта связь выражается в форме исторически-развивающегося общественного производства. Как говорил Маркс, сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений. Психология для дальнейшего своего развития должна переходить от старой, метафизической методологии к новой - диалектической. Только в этом случае возможна действительно материалистическая психология, наука о закономерностях развития личности, способная постигнуть настоящую сущность человека.

  1. см. Психика и мозг (Ответ Д.И. Дубровскому) «Вопросы философии», 11 (1968), с. 145-155
  2. Э. В. Ильенков. Философия и культура. М. 1991 с . 396
  3. См.: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, т. 42, с. 265
  4. см. http://caute.2084.ru/ilyenkov/texts/genpers.html

 

теория

propaganda-journal.net

Что такое личность с точки зрения психологической науки :: SYL.ru

В психологической науке рассматривается, что такое «личность», «индивид», «индивидуальность» и «человек». Все эти категории связаны друг с другом, хотя и описывают субъект в разных плоскостях, выделяя его различные свойства и качества. Под термином «человек» понимается существо, воплощающее самую высокую стадию развития жизни. Данное понятие описывает субъект в разрезе его общественной и исторической деятельности. Человек рассматривается в качестве системы, в которой нерасторжимое единство образуют физическое и психическое, природное и социальное, генетически обусловленное и сформированное в процессе жизнедеятельности. Психологи включают в понятие «человек» его физическое тело, организм, индивидные характеристики, индивидуальность, свойства и установки личности.

Что такое личность, индивид и субъект деятельности? В чем их различия?

Понятие личности, индивидуальности и индивида взаимосвязаны, но каждое имеет свою специфику. Третий термин включает в себя несколько определений. С одной стороны, он рассматривается как конкретное природное существо, имеющее родовую принадлежность, как биологический представитель вида Homo sapiens. С другой стороны, индивид может пониматься как социальное, применяющее орудия труда, как единичный образец человеческой общности. Человек обладает рядом индивидных особенностей: возрастными и конституциональными особенностями, половым диморфизмом, нейродинамическими свойствами головного мозга, функциональной мозговой асимметрией, органическими потребностями и психофизиологическими функциями. Интеграция индивидных качеств человека обуславливает задатки субъекта и его темперамент. Что такое личность? Это понятие также имеет различные толкования. Личность может рассматриваться как субъект сознательной деятельности и отношений в социуме. Она выступает как результат онтогенетического развития индивида. Именно им рождается человек. А личностью он может стать только во время жизни и деятельности в обществе. При рассмотрении вопроса о том, что такое личность, отмечается: человек, достигший определенного возраста и вступающий во взаимоотношения с другими людьми, может быть личностью. Главная его черта, отличающая его от других биологических существ, – наличие сознания, высшей формы психического отражения реальности. В психологии рассматривается еще одно важное понятие, характеризующее человеческое существо как носителя сознания, способного к целенаправленной активности – субъект деятельности. Под этим термином понимается индивид, наделенный уникальными индивидуальными и социально-психологическими характеристиками, занимающий определенную нишу в обществе и выполняющий какую-либо общественно-полезную работу. Субъект деятельности наделен способностью формирования целенаправленного поведения.

Что такое самоопределение личности и индивидуальность?

Личность развивается в процессе социализации и имеет свой собственный интегральный способ активности – самоопределение. Это сознательная предприимчивость субъекта по формированию, выявлению и отстаиванию собственной позиции в различных ситуациях, не имеющих нормативных решений. Самоопределение личности представляет собой не набор каких-то локальных, ситуативных решений, а базовый способ реагирования на различные жизненные обстоятельства. Индивидуальность рассматривается психологами как глубинное изменение человека, как совокупность индивидных качеств, свойств субъекта деятельности и приобретенных в процессе жизни в обществе личностных характеристик. Она выступает как система физиологических, психических и социальных особенностей человека, являющаяся уникальной, неповторимой и своеобразной. Она проявляется в свойствах его темперамента, привычках, особенностях характера, установках, способностях.

www.syl.ru

Человек с точки зрения психологии

Человек с точки зрения психологии

Вернуться на главную страницу

Сущность человека с точки зрения психологии и философии

Сущность человека кажется всем самоочевидной, и очень часто об этом даже не задумываются. Но на самом деле это та проблема, которая до сих пор для многих остается загадкой. Существует разные взгляды на эту проблему: начиная с того, что нет какой-то определенной сущности, или что она-то есть, но ее невозможно познать, до того, что она познаваема и предлагаются разные концепции сущности человека. Особенно распространено мнение, что сущность человека связана с его личностью, а та, в свою очередь — с психикой, и познав психику, можно познать сущность человека. Но может ли наука психология, предметом которой является исследование психики, дать понимание сущности человека?

Современные психологи имеют полное право отрицательно относится к термину «душа», поскольку много веков считалось, что душа дается богом, и иного способа познать человека, как через познание бога, нет. Психические заболевания назывались душевными болезнями, а лечили их только в соответствующих учреждениях (и сейчас в городах старые психиатрические лечебницы располагаются рядом с церковью или монастырем). Конечно, это ни на шаг не продвигало человечество к пониманию действительной сущности человека, к пониманию личности.

Учение о душе освободилось от религиозных пут, и стало трактоваться как теория личности. Это было, без сомнения, прогрессивным шагом. Но прямо противоположный подход также не дает понимания сущности человека. Если искать сущность человека в его организме, в работе головного мозга, то этот путь тоже окажется тупиковым. И тем не менее, многие современные психологи ищут сущность человека в особенностях нейрофизиологической структуры организма. В русле такого подхода мышление понимается как продукт работы головного мозга, а загадка личности кроется в особенностях структуры головного мозга. К сожалению, обывательская аналогия мышления с процессами обработки информации в компьютере берут на вооружение и ученые (отсюда и попытки построить искусственный интеллект, заменив нейроны системой электронных логических элементов).

И Ильенков, и Дубровский стояли на материалистических позициях. Различие было в том, что у Дубровского — это позиция механистического (метафизического) материализма, а у Ильенкова — позиция диалектического материализма.

Но что такое человеческий индивид, и откуда он взялся? Если проследить историю человечества, то представление о человеке как об индивиде возникло довольно поздно — в XVII — XVIII веке, в эпоху зарождения капиталистического строя. Связано это, прежде всего, с экономическими условиями производства — единицей производства стал индивидуальный (частный) производитель. До этого речь о человечестве шла как о племени, роде, сословиях, классах, но не индивидах. Соответственно, сознание человека формировалось не как индивидуальное, а как общественное. Сам человек и его отношение к миру появляется в акте коллективной деятельности: человек появляется в процессе преобразования им окружающей действительности с помощью орудий труда, когда между ним и природой встает посредник — предмет труда. Здесь же возникает и отношение к другому человеку: посредством того, что человек по-человечески относится к предмету, сделанному другим человеком, он по-человечески относится и к самому другому человеку. Ильенков писал по этому поводу, что «и человеческая индивидуальность существует лишь там, где одно органическое тело человека находится в особом — социальном — отношении к самому себе, опосредствованном через отношение к другому такому же телу с помощью искусственно созданного «органа», «внешней вещи» — с помощью орудия общения. Только внутри такой состоящей из «трех тел» системы и оказывается возможным проявление уникальной и загадочной способности человека «относиться к самому себе как к некоему другому», то есть возникновение личности, специфически человеческой индивидуальности» [2]. Сущность человека нужно искать в его отношении к миру, которое отлично даже от самых ближайших его сородичей по биологическому виду. Поскольку это отношение отличается тем, что человек не приспосабливается к природным условиям, а наоборот, природные условия приспосабливает к своим потребностям, то его сущность нужно искать в способе приспособления, — а это производство. Производство же, хоть оно и осуществляется через деятельность конкретных людей, тем не менее, не может быть сведено к этому. Оно всегда носит общественный характер.

Изменились социальные условия — изменилась и культура, тип личности, сознание, мышление. Изменилась и психика. То, что психика, как и способности, и сознание, и мышление не являются врожденными, а человек приобретает их в процессе общественной жизни, это научный факт. Неоднократно ученым попадались «маугли» — люди, которые выросли в окружении зверей. Оказывалось, что такие люди вовсе не являются людьми. Отсутствовало все: начиная от прямохождения и речи, заканчивая присущими человеку психическими процессами. Что это означает? То, что принадлежность к соответственному биологическому виду совсем не делает человека человеком. Человек вышел из животного мира, но не биологические мутации сделали его человеком, а труд. Выражение «труд превратил обезьяну в человека» не может устареть только потому, что оно утвердилось очень давно и сейчас подвержено дискредитации со стороны всяких новомодных учений. Но, если не разбирать вопрос по сути, ограничиваясь запоминанием лишь фразы, то мы получим банальную схему.

Секрет личности кроется не внутри тела человека, а снаружи — в обществе, в «неорганическом теле человека». Силу личности составляет сила общества, которую усвоил индивид. Попытки искать сущность человека в нейрофизиологических процессах ни к чему не приводят и по сей день. Если раньше сторонники этого подхода говорили, что не хватает вычислительных мощностей, чтобы смоделировать сознание и мышление, то теперь, когда техника значительно развилась, и удается совместив работу мозга с электроникой, «измерить» состояние каждого нейрона мозга (пока только мозга животного), то ожидаемых результатов все равно не получают. Потому, что ищут не там. С другой стороны, простое сравнение превосходства личности человека, который получил всестороннее универсальное образование, над личностью, с узкоспециализированным образованием, почему-то не убеждает сторонников биологического и биосоциального подхода. А какая личность может быть в современном обществе у человека без образования?

Что такое «человек» ? С разных точек зрения.

(Фил) Человек — это единство материального и духовного (нематериального). Материальное — это организм человека. Духовное — это сознание человека.

(закон) Человек это субъект который имеет права и обязанности

(психол) Человек с точки зрения психологии представляет собой индивидуальную личность, то есть, набор определенных психологических черт (темперамент, характер и т. п.)

(Религ) Религиозная точка зрения рассматривает людей как часть общей божественной схемы и судит об их поведении по тому, как оно вписывается в такую схему. Только религия поднимает человека над животным.

(Моральн) Общепринятая форма поведения человека в обществе и отношений между людьми вообще.

Человек – внеусловное существо, безусловное существо, условное существо.

Человек – это сообщающиеся между собой сосуды тела, души и разума.

Человек – это информационная матрица, состоящая из двух основных файлов – файл «безусловность» и файл «условность». Оба файла ограничены определенным количеством операций, т. е. объемом памяти и количеством функций. Пусть безусловная часть будет беспристрастным наблюдателем, а условная – тем, за кем наблюдают. Значит, файл «безусловность» представляет собой непроизвольную способность к запоминанию, а файл «условность» представляет собой способность к действию, контролирующуюся способностью к запоминанию, потому как любое действие, характер этого действия, провоцируется неким информационным опытом, присутствующим в структуре человека.

1.Сущность человека с точки зрения психологии и философии

Сущность человека — философское понятие, обозначающее сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия, или его естественные свойства, в той или иной мере присущие всем людям. Сущность человека у Аристотеля — это те из его свойств, которые нельзя изменить, чтобы он не перестал быть самим собой.

Сущность человека кажется всем самоочевидной, и очень часто об этом даже не задумываются. Но на самом деле это та проблема, которая до сих пор для многих остается загадкой. Существует разные взгляды на эту проблему: начиная с того, что нет какой-то определенной сущности, или что она-то есть, но ее невозможно познать, до того, что она познаваема и предлагаются разные концепции сущности человека. Особенно распространено мнение, что сущность человека связана с его личностью, а та, в свою очередь — с психикой, и познав психику, можно познать сущность человека. Но может ли наука психология, предметом которой является исследование психики, дать понимание сущности человека?

Современные психологи имеют полное право отрицательно относится к термину «душа», поскольку много веков считалось, что душа дается богом, и иного способа познать человека, как через познание бога, нет. Психические заболевания назывались душевными болезнями, а лечили их только в соответствующих учреждениях (и сейчас в городах старые психиатрические лечебницы располагаются рядом с церковью или монастырем). Конечно, это ни на шаг не продвигало человечество к пониманию действительной сущности человека, к пониманию личности.

Учение о душе освободилось от религиозных пут, и стало трактоваться как теория личности. Это было, без сомнения, прогрессивным шагом. Но прямо противоположный подход также не дает понимания сущности человека. Если искать сущность человека в его организме, в работе головного мозга, то этот путь тоже окажется тупиковым. И тем не менее, многие современные психологи ищут сущность человека в особенностях нейрофизиологической структуры организма. В русле такого подхода мышление понимается как продукт работы головного мозга, а загадка личности кроется в особенностях структуры головного мозга. К сожалению, обывательская аналогия мышления с процессами обработки информации в компьютере берут на вооружение и ученые (отсюда и попытки построить искусственный интеллект, заменив нейроны системой электронных логических элементов).

Такая традиция была так же очень широко распространена у нас. Конечно, отечественные психологи имели более тонкий подход к вопросу о отношении особенностей психики к особенностям структуры нервной системы, чем кибернетики, однако часто считали, что первое зависит от второго. В 60-х годах на страницах журнала «Вопросы философии» произошел известный спор между философом Э.В. Ильенковым и психологом Д.И. Дубровским (см. Психика и мозг (Ответ Д.И. Дубровскому) «Вопросы философии», 11 (1968), с. 145-155)

Суть спора — вопрос о том, что является определяющим в личности — биологическое или социальное. Дубровский стоял на позиции, что определяющими являются особенности структуры головного мозга, хотя формируются способности и мышление посредством деятельности субъекта в социальной среде. Позиция Ильенкова была противоположна и состояла в том, что хотя мозг и является органом, с помощью которого мыслит человек, но его структура нисколько не определяют ни способности, ни мышление (естественно, речь идет о медицински здоровом мозге). Т. е. мозг обычного человека не отличается от мозга гения, и различия нужно искать не внутри тела человека, а исключительно в общественных условиях развития каждого конкретного человека.

И Ильенков, и Дубровский стояли на материалистических позициях. Различие было в том, что у Дубровского — это позиция механистического (метафизического) материализма, а у Ильенкова — позиция диалектического материализма.

Но что такое человеческий индивид, и откуда он взялся? Если проследить историю человечества, то представление о человеке как об индивиде возникло довольно поздно — в XVII-XVIII веке, в эпоху зарождения капиталистического строя. Связано это, прежде всего, с экономическими условиями производства — единицей производства стал индивидуальный (частный) производитель. До этого речь о человечестве шла как о племени, роде, сословиях, классах, но не индивидах. Соответственно, сознание человека формировалось не как индивидуальное, а как общественное. Сам человек и его отношение к миру появляется в акте коллективной деятельности: человек появляется в процессе преобразования им окружающей действительности с помощью орудий труда, когда между ним и природой встает посредник — предмет труда. Здесь же возникает и отношение к другому человеку: посредством того, что человек по-человечески относится к предмету, сделанному другим человеком, он по-человечески относится и к самому другому человеку. Ильенков писал по этому поводу, что «и человеческая индивидуальность существует лишь там, где одно органическое тело человека находится в особом — социальном — отношении к самому себе, опосредствованном через отношение к другому такому же телу с помощью искусственно созданного «органа», «внешней вещи» — с помощью орудия общения. Только внутри такой состоящей из «трех тел» системы и оказывается возможным проявление уникальной и загадочной способности человека «относиться к самому себе как к некоему другому», то есть возникновение личности, специфически человеческой индивидуальности» (Э. В. Ильенков. Философия и культура. М. 1991 с. 396)

Сущность человека нужно искать в его отношении к миру, которое отлично даже от самых ближайших его сородичей по биологическому виду. Поскольку это отношение отличается тем, что человек не приспосабливается к природным условиям, а наоборот, природные условия приспосабливает к своим потребностям, то его сущность нужно искать в способе приспособления, — а это производство. Производство же, хоть оно и осуществляется через деятельность конкретных людей, тем не менее, не может быть сведено к этому. Оно всегда носит общественный характер.

Сущность человека — понятие историческое, она изменяется с каждой эпохой, так как изменяется способ производства. Еще в 1844 г., говоря о науке, которая в то время еще не была создана- о будущей материалистической психологии, К. Маркс писал, что именно «история промышленности и сложившееся предметное бытие промышленности являются раскрытой книгой человеческих сущностных сил, чувственно представшей перед нами человеческой психологией» и что «такая психология, для которой эта книга, т. е. как раз чувственно наиболее осязательная, наиболее доступная часть истории, закрыта, не может стать действительно содержательной и реальной наукой» (См.: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, т. 42, с. 265)

Такой подход разрушает все основания для представлений о биосоциальной сущности человека. С точки зрения биологии организм современного человека не отличается от организма древнего грека или финикийца, но что касается сознания и мышления — то отличия кардинальные. Изменились не только способ удовлетворения потребностей человека, но и сами потребности. Например, даже если взять сугубо физиологическую потребность в пище, то она давно окультурилась — современный человек не только не захочет есть так, как это делал первобытный человек, но и не сможет есть ту еду, которую ели тогда. Что уж говорить о потребности чистить зубы, бриться или ежедневно мыться?

В Советском Союзе деятельный подход в психологии получил широкое распространение, развиваемое школой Выготского. С другой стороны развивалась философия диалектического материализма, позволяющая научно решать многие вопросы неподвластные как идеализму, так и метафизическому материализму. Особенно, это касалось сущности человека. Любая теория требует экспериментального подтверждения. В советской психологии был поставлен абсолютно всеобъемлющий эксперимент по становлению человеческой психики, мышления, способностей — по становлению личности. Для чистоты эксперимента были взяты слепоглухонемые дети. При рано наступившей слепоглухоте такие дети очень быстро деградируют и атрофируются все те намеки на человеческую психику, которые едва успели возникнуть до этой беды. Ребенок становится подобным некоему человекообразному растению, чем-то вроде фикуса, который живет лишь до тех пор, пока его не забыли полить. И все это при нормальном (с биологической точки зрения) мозге. Мозг продолжает развиваться по программам, закодированным в генах, в молекулах ДНК. Однако в нем не возникает ни одной нейродинамической связи, обеспечивающей психическую деятельность. Под руководством замечательных ученых И. А. Соколянского и А. И. Мещерякова была проведена колоссальная работа, в ходе которой слепоглухонемых детей воспитывали по методике, основанной на диалектико-материалистическом понимании личности. В результате все дети, участвующие в эксперименте, стали полноценными людьми, у которых появилась не только психика и сознание, но и способность говорить, читать, писать, а четверо закончили университет и занимаются наукой [4]. Эти люди живы и сейчас, и каждый желающий без особых трудностей может убедиться в «чуде».

Философия подходит к сущности человека через его деятельностное отношение к миру, через его деятельность, и следовательно, мышление. Этот подход может дать намного больше, чем «препарирование» индивида вида «homo sapiens», даже со ссылкой на его связи с окружающей средой, потому что связь здесь рассматривается как нечто данное и неизменное. На самом деле самый важный момент здесь — это диалектический характер этой связи. В этом характере связи и кроется разгадка сущности человека, его личности, мышления, психики и индивидуальности. И эта связь выражается в форме исторически-развивающегося общественного производства. Как говорил Маркс, сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений. Психология для дальнейшего своего развития должна переходить от старой, метафизической методологии к новой — диалектической. Только в этом случае возможна действительно материалистическая психология, наука о закономерностях развития личности, способная постигнуть настоящую сущность человека.

Похожие главы из других работ:

2.1 Будущее человека и человечества с точки зрения известных философов

Интерес к исследованиям, посвященным будущему, постоянно растет. Практически каждый философ имеет свой взгляд на будущее. Остановимся на положениях некоторых мыслителей. Николай Федорович Федоров.

3.1 Основные точки зрения на революцию в математике

Когда заходит речь о характере изменений, происходящих в развитии математического познания, в первую очередь обращают внимание не на качественные, а на количественные — постепенные, медленные — изменения.

1.1 Понятие и сущность нормы с точки зрения философии

Что же есть «норма»? Тем более, что многие люди с подачи уважаемых медиков совершенно искренне считают депрессии, а тем более суицид, выражением психического, органического заболевания. «Норма» — самоконтроль, уравновешанность.

Сознание выступает термином, трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, ощущения, восприятия, настроения, воображение и самоСознание.

Природа человека — спорный философский вопрос, однако, чаще всего, природу происхождения философы называют бинарной (двойной), а самого человека определяют как биосоциальное существо, которое обладает членораздельной речью, сознанием.

2.1 Противоположные точки зрения на взаимодействие человека и мира

Сопоставляя уже описанные выше метод объяснения и метод понимания, мы сможем сделать между ними такое важное различие. Познание есть процесс, в котором происходит взаимодействие человека и мира. Если при этом признается.

2.2 Классические философские концепции с точки зрения современности

Итак, немецкая классическая философия представлена системами И.Канта, И.Г.Фихте, Ф.В.Й.Шеллинга, Г.В.Ф.Гегеля, Л.Фейербаха. И.Канту принадлежит важнейший этический постулат: «Поступай так.

Среди многих проблем современности одной из центральных является проблема будущего. Все, кто живет сегодня, строят мир будущего, мир XXI века. Каким он будет? Что даст человечеству? Марксистско-ленинской концепцией общественного развития.

Известно, что животные чуют приближение смерти, особенно домашние, и их предсмертное поведение чаще всего напоминают мучительные поиски уединения и успокоения. Смерть вообще — расплата за усложнение биологической системы.

Основные признаки «живой воды» с научной точки зрения.

Проанализировав представленные выше другие результаты исследований можно сформулировать 8 основных признаков живой воды [25-29]. 1. Чистота от механических примесей и биологических загрязнений растительного происхождения. 2.

Чтобы ответить «что есть человек? ” надо найти сущность человека, то, что делает человека человеком, человеческое в человеке. Поскольку наука никогда не говорит ни о самом предмете, ни о его сущности, но только лишь об его отдельных свойствах.

Смысл проблемы бытия с точки зрения экзистенциализма. Краткое определение экзистенциализма

Начнем с рассмотрения вопроса: что такое экзистенциализм? Экзистенциализм — (от позднелат. exsistentia — существование), или философия существования, — направление в философии иррационализма, возникшее в нач. 20 в. в России, Германии, Франции и др.

Экзистенциализм упрекают в том, что он пессимистичен, подчеркивает человеческую низость, смотрит на человека как на изолированное существо; и это следствие того, что это исходит из чистой субъективности, из картезианского «я мыслю».

Альбер Камю будучи, прежде всего писателем, а не только философом (экзист., абсурд), написал множество произведений, в которых изображены и жизнь во всех ее проявлениях с точки зрения экзистенциализма, так и многие вопросы.

Две крайние точки зрения, из которых одну можно было бы назвать точкою зрения формального, другую — реального образования, составляют основную антиномию теории научного образования, аналогичную той.

Память человека с точки зрения психологии: плюс 7 интересных фактов

Здравствуйте, уважаемые читатели блога Валерия Харламова. Память в психологии давно занимает почётное место, существуют даже различные теории о том, как устроен процесс запоминая, и сегодня мы рассмотрим каждую из них.

Какие бывают виды?

Подробнее узнать о том, какие существуют виды, вы сможете, посмотрев статью , которая как раз посвящена этому вопросу. Вообще, процесс запоминания информации требует включения таких механизмов, как психологический, физиологический и химический. Мы же попробуем рассмотреть непосредственно теории, которые включает в себя психологический подход.

То есть, как вы уже поняли, основополагающим является принцип ассоциаций. Она является самой первой, и, между прочим, опирается непосредственно на учении Аристотеля. Он утверждал, что человек создаёт связи между явлениями, подбирая их по сходству, или наоборот, отличию, а также по смежности (то есть объединение с предыдущей полученной информацией).

В практически каждом упражнении предлагается создать связь между необходимым материалом и своими образами, картинками, мыслями, возникающими при его прочтении. Психолог и физиолог Вильгельм Вундт создал даже классификацию ассоциаций, по его мнению, они бывают:

  • Вербальные. То есть поиск и создание связей между словами. Например, в статье про мнемотехнику , рассказано о таком способе, как рифмование. То есть, если необходимо выучить номер телефона, человек придумывает рифму к цифрам, отчего легко впоследствии может воспроизвести его в любой момент.
  • Внутренние. Выбираются по сходству предметов или по содержанию. Например, волк – собака, речка – море…
  • Внешние – поиск привычных, последовательных и логичных ассоциаций. Допустим, если сказать «бульдог», то у многих в ответ возникнет слово «собака»…

Ассоцианисты открыли закон, который называется закон забывания Еббингауза. Его суть состоит в том, что после изучения какой-то информации, уже в течение первого часа примерно 60% её объёма забудется. А по истечении пяти-шести дней объём утраченных данных достигнет 80%. Вот почем специалисты в области рекомендуют неоднократно повторять выученное, чтобы оно навсегда отложилось в недрах вашего мозга.

Определение, историю возникновения и суть этого направления наряду с ценными рекомендациями вы узнаете тут .

Психика человека устроена таким образом, что, если она определила для себя задачу и не смогла её выполнить, то будет находиться в напряжении, пока всё-таки не завершит действие. И неважно, думает об этом человек или нет, часть энергии будет уходить в никуда, пока он не осознает свою проблему или не найдёт методы, с помощью которых реализует сформированную цель. Это подробно описано в статье про незавершенный гештальт .

Так вот, особенности не закрытого гештальта состоят в том, что личность способна на всю жизнь запомнить ту потребность, которую не смогла удовлетворить. Существует даже феномен Блюмы Зейгарник. Она обнаружила во время экспериментов, что группа испытуемых смогла через время восстановить условия задач, во время выполнения которых их прервали и не дали возможности доделать.

Эти задания они вспоминали в несколько раз чаще, чем те, с которыми удалось справиться. Также гештальтисты выяснили, что чем сложнее структура необходимого к изучению материала, тем хуже он запомнится, именно поэтому человек обычно пытается его систематизировать, ранжировать и преобразовать в более доступную для понимания форму.

Психологи этого направления внесли значительный вклад в экспериментальную психологию тем, что придумали массу методик, с помощью которых стало реально изучить память и её характеристики. Их теория немного схожа с учением асоццианистов, но существует одно значимое отличие.

Бихевиористы считают, что наиболее важным является выполнение упражнений на развитие когнитивных процессов, именно это способствует получению результатов. То есть, помимо использования различных мнемотехник, важно неустанно работать и повторять пройденный материал. Также они выяснили, что, чтобы закрепить выученную информацию, необходимо перенести положительные результаты ранее полученных навыков на будущее.

Например, мотивация к изучению нового у вас будет намного выше, если вы вспомните приятные последствия предыдущего обучения. Можете даже провести собственное исследование, вспомнив ситуации, где вам помогли ваши знания и принесли приятные ощущения. В большинстве случаев, вы сможете воспроизвести тот материал, за который получили долго ожидаемую похвалу на совещании или хорошую оценку на зачёте у очень скупого на них преподавателя.

Её яркими представителями являются Жан Пиаже, Валлон, Леонтьев, Смирнов, Рибо и прочие. Жан первым заявил о том, что память является системой действий, таких как, запоминание, переработка и хранение. Интересно, что психологи пришли к мнению, что животные и маленькие дети, примерно до 4-х лет не обладают способностью запоминать и хранить данные. И только со временем, развиваясь и обучаясь, они берут контроль над этими процессами.

В доказательство этого приведу в пример эксперимент над тремя группами испытуемых. Первая – дошкольники, вторая – непосредственно школьники, и третья – студенты. Первоначально всем участникам предлагалось для запоминания 15 фраз, после чего задание немного изменяли. Им давали новые 15 предложений, только с условием использования предоставленных изображений, которые совсем не отражали суть и не были связаны ассоциативно с текстом.

По результатам исследования было выявлено, что дошкольникам эти картинки совершенно были не нужны, они справились с поставленной задачей, не опираясь на них, как и студенты, кстати, тоже. Школьникам же они пригодились, показатели значительно увеличились.

А знаете, почему так? Потому что у маленьких детей процессы запоминания непроизвольные, естественные, в то время как ученики уже способны контролировать своё поведение и когнитивные процессы, отчего всякие дополнительные изображения будут в помощь. А студенты уже настолько овладели различными техниками, что вполне могли опираться на внутренние ресурсы, не пользуясь предложенными.

То есть, они с самого начала эксперимента создавали рифму, рисовали мысленно образы, многократно повторяли и, конечно же, придумывали ассоциации.

Заключение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Если вышеизложенные теории вас заинтересовали, и вы хотели бы уделить максимальное время своему развитию, рекомендую ознакомиться со статьёй «9 упражнений для развития образной памяти» . Успехов вам и вдохновения!

Материал подготовила Журавина Алина.

С уважением, Валерий Харламов

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

  1. Влад (6)
  2. Надежда Введенская (5)
  3. Юлия (4)
  4. Владимир Шебзухов (3)
  5. Полина (3)

Блог Валерия Харламова

При копировании материалов с данного сайта, наличие активной и индексируемой ссылки обязательно.

Источники: Человек с точки зрения психологииЧеловек с точки зрения психологии Вернуться на главную страницу Сущность человека с точки зрения психологии и философии Сущность человека кажется всем самоочевидной, и очень часто об этомhttp://propaganda-journal.net/283.htmlЧто такое «человек» ? С разных точек зрения.Здравствуйте. Задали задание: объяснить, что такое человек с точки зрения: а) биологии; б) психологии и психики; в) общества; г) закона; д) религии; е) морали и…http://otvet.mail.ru/question/1880207861.Сущность человека с точки зрения психологии и философии1.Сущность человека с точки зрения психологии и философии Сущность человека — философское понятие, обозначающее сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем инымhttp://fil.bobrodobro.ru/10798 Память человека с точки зрения психологии: плюс 7 интересных фактов Память в психологии давно занимает почётное место, существуют даже различные теории о том, как устроен процесс запоминая. Сегодня мы рассмотрим каждую.http://qvilon.ru/sila-mysli-i-razvitie-mozga/pamyat-v-psihologii.html

notoffended.ru

Смысл жизни человека с точки зрения психологии

Смысл жизни человекаЧеловек, который начинает задумываться о целях своего существования – это истинный человек, умный, умеющий мыслить за рамками своих животных инстинктов.

С точки зрения медицины ХІХ-ХХ века физическое тело человека развивается по нисходящей траектории. Никто не сможет обмануть смерть. Аналогично этой концепции душа прекращает существование в момент ухода органической жизни. Но человек должен ощущать потребность в своей деятельности. Только тогда в его существовании будет смысл. Это возможно при общении с другими индивидами, должна проявляться польза для окружающих.

Позже научная точка зрения изменилась в пользу индивидуальности. Каждый человек неповторим - у него есть свои мечты, планы, чувства. Будучи в центре своего маленького психологического мира, индивид сам формирует основную цель своего существования, которую, кроме него, никто не может знать.

Наиболее глубокие исследования в сфере осознания смысла жизни провел психиатр, невролог и психолог из Австрии В. Франкл. Он пришел к выводу, что понимание значимости человеческого бытия зависит не только от индивидуальных характеристик, но и от возраста или периода жизни. Смысл общества построен на индивидуальности каждого из его членов, а смысл личности исходит из смысла общества. Франкл объясняет это убеждение на примере ценности неповторимости мозаичного изображения лишь в совокупности всех составляющих элементов.

Смысл жизни человека

Поиск себя и своего предназначения в этом мире – это врожденная потребность. Она характерна для всех людей и является основным мотиватором для развития личности. В определенный период времени человек инстинктивно начинает чувствовать потребность в определении смысла существования. Например, великий Бетховен говорил, что от ухода из жизни его удерживает только искусство и желание сделать все, к чему он чувствовал предрасположенность.

Можно выделить объективный и субъективный смысл жизни. В первом случае – это потребность в размножении, сохранении своего вида и передачи генов. Во втором – мы все хотим знать, зачем необходимо обеспечивать бессмертие своим генам и какая цель пребывания на Земле всего человечества.

Необходимо стараться сделать свою жизнь более осмысленной. Как показывает практика и исследования, в таком случае люди живут дольше и сохраняют свое психологическое здоровье.

Следовательно, человек может справиться с любыми испытаниями, когда видит в них определенный смысл.

Группа аналитиков "Точка зрения" www.rgdn.info.

  • Добавлено: 26.10.2017
  • Добавил(а): Tengu
  • Просмотров: 346
  • Теги: смысл жизни

viewout.ru

Здоровы ли вы с точки зрения психологии?

Мы все привыкли к тому, что когда речь идет о психиатрии и даже о психологии, то первое о чем идет разговор, так это о разного родах психологических проблемах: неврозах, расстройствах, депрессиях, да и просто о дезадаптивном поведении.

Такой подход не является чем-то удивительным, ведь мы обращаем внимание на такие вещи, как психологическое состояние человека в основном тогда, когда или он, или окружающие начинают испытывать проблемы и трудности связанные с его поведением или с внутренним состоянием. Подобного похода придерживались все психологические школы на заре 20 века, это именно те школы с которых, собственно и начиналась психология.

На протяжении долгих десятилетий никто даже не подвергал такой подход сомнению, а одинокие голоса тех ученых, которые это пытались сделать, тонули в темных водах безоговорочного авторитета бихевиоризма и психоанализа. 

Так продолжалось вплоть да середины 20 века, когда несколько талантливых ученых, изменили многие представления, как о психологии вообще, так и о принципах работы с людьми. Сегодня их имена известны всем, это Эрих Фромм, Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Альберт Эллис и некоторые другие. Эти люди стали родоначальниками совершенно нового направления в психологии, которое назвали гуманистическим.

Одним из краеугольных столпов гуманистического направления стало радикально иное отношение к человеку. Многие гуманисты полагали, и они опирались на эту идею в своих исследованиях, что каждому человеку изначально присуще стремление к самоактуализации, которая и является настоящей целью психотерапии. Именно такое отношение к человеку и делало гуманистическое направление столь новаторским по сравнению с другими школами.

Из отношения вытекала и разница в оценке клиента со стороны психотерапевта, так, если в психоанализе и бихевиоризме главной целью было избавление от психологических проблем, которым считались подвержены практически все люди, то гуманистическая психология постулировала иной поход, они отталкивались во многом не от проблем, а от психологического здоровья человека, разумеется, сами проблемы не отрицались, но представали в совершенно ином ракурсе.

Далее мы перечислим особенности личности человека, которые с точки зрения одного из основателей гуманистического подхода Альберта Эллиса являются отличительными чертами (признаками) психологического здоровья.

альберт эллис

Критерии психологического здоровья по Альберту Эллису.

1. Собственное психологическое благополучие на первом месте.

Каждый человек рождается и живет для того, чтобы быть благополучным и счастливым и именно в процессе самоактуализации и приходят эти состояния. Поэтому, эмоционально и психологически здоровые люди в первую очередь ориентируются на свои собственные интересы, по крайней мере, они ставят их всегда, хотя бы немного, но выше, чем интересы других, даже самых близких им людей. Безусловно, они могут многое сделать для других, но никогда не уходят в такое самопожертвование, когда страдает их собственное психологическое благополучие.

2. Отношение к обществу.

Мы все живем в социуме и проводим большую часть своего времени в обществе других людей. Это реальность с которой приходится считаться и социум важная часть нашей жизни, которая во многом способствует нашему собственному благополучию. Поэтому, каждый психологически здоровый человек, живущий в обществе, содействует его процветанию и уважает права других людей. Именно такое поведение является адаптивным и способствует тому, чтобы мир в котором мы живем, был бы безопасным, комфортным и счастливым.

3. Самостоятельность и ответственность.

Психологически здоровый человек, живя в обществе, всегда осознает и несет ответственность за свои действия, а значит и за свою жизнь. Он взаимодействует с другими людьми, но при этом полностью самостоятелен, он не нуждается ни в какой существенной помощи и поддержке со стороны других и не требует такой поддержки.

4. Принятие своих и чужих ошибок и промахов. 

Здоровый человек уважает право на свои собственные ошибки и ошибки других людей. При этом, он не склонен к осуждению себя и других за неприемлемое поведение, но всегда осознает факт такого поведения и принимает его к сведению.

5. Высокая стойкость к психологическому дискомфорту.

Мы живем в мире далеком от совершенства, в котором время от времени происходят события, приносящие в нашу жизнь сложности и проблемы. Тем не менее, психологически здоровый человек  способен стойко переносить лишения вызванные перепетиями его судьбы, он относится к ним, как к естественным событиям жизни, спокойно принимает их, и в этом спокойствии и принятии лежит отличный шанс для их решения, в то время как человек, склонный к невротичным реакциям, имеет куда меньшие шансы на выход из кризисной ситуации. Это означает, что толерантность к жизненным проблемам и дискомфорту, который они приносят, является весьма адаптивным способом поведения и может с полным правом считаться важным признаком психологического здоровья.

7. Готовность к переменам. Гибкость.

Зрелый человек не склонен попадать под власть догм, стереотипов и деструктивных убеждений, ему чужд фанатизм и он свободен от догматов. При этом, если стойкие убеждения все же возникли, он всегда готов их изменить под влиянием реальности. Такой человек не приемлет жестких правил ни для себя, ни для других.

8. Стойкость к неопределенности жизненных обстоятельств.

Человек обладающий психологическим здоровьем понимает и принимает тот факт, что мы живем в мире полном вероятностей и случайностей и даже в хорошо налаженной жизни всегда есть элементы абсолютной неопределенности. При этом, к этой неопределенности  он относится не как к чему-то страшному или плохому, но напротив, видит в этом возможности и источник дополнительного интереса в жизни. Такой человек не настаивает на точном знании будущего и не требует от жизни гарантий.

9. Осознание важности своего дела. Творчество.

В жизни психологически здорового индивида всегда есть место для творческого занятия, которое единственно способно полностью раскрыть его характер и привести к самоактуализации. Такой человек хорошо осознает важность любимого дела и неустанно в нем совершенствуется. Это приводит к тому, что в такой жизни нет места бессмысленности и эмоциональной пустоте, а это означает залог психологического благополучия.

10. Реалистичное мышление.

Важным признаком здорового человека является хорошо выраженная способность к рациональному мышлению. Такой человек ни в коей мере не является бесчувственным, напротив, он способен на глубокое эмоциональное осознание реальности, но при этом он в состоянии регулировать свои действия, которые не совершаются под влиянием лишь одних эмоций.

11. Принятие себя таким как есть.

Одна из основ психологического благополучия, это принятие себя полностью. Такой человек радуется жизни только лишь потому, что он жив, он не ставит радость бытия в зависимость от своих успехов, неудач, а также того, насколько он сам соответствует своему идеалу. Таким же образом эти люди оценивают и других людей, они не привязываются к внешним проявлениям и успешности, но смотрят на то, каков именно этот человек на самом деле.

12. Способность к риску.

Смелость важная отличительная черта психологически здоровой личности. Она способна к раскованным  действиям, если это необходимо, даже тогда, когда велик шанс неудачи. При этом, этот риск никогда не бывает безрассудным, ибо такой человек не дает эмоциям управлять собой. 

13. Рациональное отношение к удовольствиям.

Любой человек стремится к наслаждениям, но для психологически здорового человека чужд лозунг «удовольствие прямо здесь и любой ценой». Такие люди редко теряют контроль и закрывают глаза на то, что может случится в будущем ради сиюминутной выгоды. Это вовсе не говорить об их аскетизме, они ценят наслаждения и стремятся избежать боли, но при этом сознают, что придет и завтрашний день, и ради этого можно пожертвовать сегодняшним наслаждением. Итак, это рациональный отказ от сиюминутного удовольствия ради будущего.

14. Антиутопичность.

Здоровый человек хорошо понимает, что совершенный идеал недостижим. Это значит, что он никогда не получит всего, что хочет полностью или не сможет избавится от всего плохого в своей жизни. По этой причине им не завладевает деструктивная идея тотального счастья, совершенства или наоборот, жизни полностью лишенной страданий. Такие люди чужды построению утопий.

15. Ответственность за свое психологическое состояние.

Здоровый человек полностью принимает свое личное авторство в том, что касается его психологического состояния, неважно, будь оно хорошим или плохим, он не обвиняет других или внешние обстоятельства в том, что чувствует себя не так, как ему хотелось бы.

Комментировать через Facebook

Comment

xn--108-iddybtxbgw3cxi.xn--p1ai

Особенности характера с точки зрения психологии — Психология человека

Зрелая личность должна уметь работать над негативными проявлениями своего характера, соответственно, поведения и направлять определенные особенности в конструктивное русло. 

портрет в багете

Характером называют устойчивую систему постоянных свойств психики. Эти свойства определяют основной стиль поведения человека, обуславливают особенности его взаимодействия с окружающими людьми и отношение к различным аспектам реальности.

Характер‒ понятие чрезвычайно многогранное. Категорически неправильно определять характер в психологии, опираясь на какую-то одну, даже ярко выраженную черту. Это совокупность многих свойств и черт.

Человек проявляет свой характер в суждениях и действиях. Если кто-то проявляет выдержку, смелость, резкость либо же любую другую черту, то о характере такого человека судят соответствующим образом ‒ называют его терпеливым, смелым или резким. Но каждое такое проявление ‒ всего лишь одна из граней личности, которых может быть очень и очень много.

Разные черты проявляются в соответствующих обстоятельствах. Часто бывает так, что человек в той или иной ситуации поступает неожиданно с точки зрения окружающих. Но это вовсе не означает, что его характеру не была присуща определенная черта ‒ просто, скорее всего, не было ситуации, в которой личность смогла бы открыться с такой стороны.

Как формируется характер личности

Характер как совокупность определенных черт начинает формироваться с самого раннего детства, с первых лет жизни. Даже годовалый малыш уже проявляет те или иные качества. Это объясняется тем, что характер в психологии тесно связан с темпераментом. Темперамент обусловлен физиологическими процессами, то есть человек уже рождается с немалыми задатками к определенному характеру. Например, сангвиники ‒ зачастую веселые люди, а флегматикам часто присуща терпеливость. Но воспитывать и корректировать характер, несомненно, вполне возможно и во многих случаях нужно.

chertu-kharaktera

Существует множество факторов, которые влияют на формирование характера. Психология выделяет несколько основных направлений, где человек проявляет себя наиболее полно. Это реакция на различные явления; отношение к себе и окружающим; отношение к труду, своей работе; отношение к материальным вещам. Характер проявляется в учебной и трудовой деятельности, в спорте и развлечениях и во многих других аспектах.

Характер психология определяет как набор устойчивых свойств. То есть это значит, что у каждого из нас могут время от времени, постоянно или фрагментарно, проявляться разнообразные черты. Но это еще не значит, что эти проявления можно называть характером. Даже самый вежливый человек в гневе может не сдержаться, но несправедливо будет утверждать, что он ‒ грубиян.

Для чего необходимо изучать характер в психологии?

Для того чтобы исследовать такое понятие, как характер, психология проводит множество опытов. Это важное знание ‒ информация о свойствах личности, ведь такие данные позволяют определять, как будет вести себя человек в тех или иных обстоятельствах. Кроме того, в таких случаях становится возможной коррекция поведенческих реакций.

Нередко определенным характером люди оправдывают свои действия. Например, вспыльчивый человек утверждает, что он не может вести себя по-другому, ведь у него такой характер. Поскольку характер тесно связан с понятием социализации, то он оценивается обществом с точки зрения морали. Есть черты, которые считаются позитивными, а есть такие, которые определяются как негативные.

Но взрослая, зрелая личность должна уметь работать над негативными проявлениями своего характера и, соответственно, поведения и направлять определенные особенности в конструктивное русло.

psychologieshomo.ru