С чего начать изучение психологии: 5 советов. Самообучение психологии


Психология для самообразования - Илья Латыпов

Меня часто спрашивают о том, какую бы литературу по психологии почитать для самообразования. Я достаточно давно подготовил этот список, и, наконец, решил выложить в ЖЖ.

Большинство книг являетс64238979я не учебниками, а научно-популярными книгами, рассчитанными на образованного человека. Список составлен исключительно на основе моих личных предпочтений и не является исчерпывающим . Подчеркнутые книги – для уже подготовленного и владеющего терминологией и общими знаниями по научной психологии читателя. Если запомните половину из прочитанного, и еще получится это систематизировать в голове – знать будете больше, чем среднестатистический выпускник психфака (увы…). Читать совершенно не обязательно в указанном порядке и в указанной тематической очередности – и то, и другое достаточно случайны.

Общая психология

Хок Р. 40 исследований, которые потрясли психологию.

Прекрасные описания известных психологических экспериментов в разных областях психологии (от детской до социальной), с их обоснованием, задачами, которые они решали, и с описанием полемики, развернувшейся после этих экспериментов (включая возражения оппонентов).

Роллс Д. Классические случаи в психологии

Здесь описываются уникальные ситуации, происходившие с людьми преимущественно в обычной жизни, и привлекшие внимание психологов. Результатом этого внимания становились серьезные открытия. Ситуации: от неспособности что-либо забывать до человека, жившего с дырой в голове.

Марков А. Эволюция человека в 2-х томах.

Т.1. Обезьяны, кости и гены. Т.2. Обезьяны, нейроны и душа

На мой взгляд, этот двухтомник должен быть фундаментом для материалистического взгляда на жизнь. Он отлично показывает, на чем основывается рациональное мировоззрение, как оно строится. А второй том и вовсе почти весь отведет эволюционной психологии и проведению параллелей между психикой человека и животных.

Майерс Д. Интуиция

Хороший пример попыток научного изучения такого, казалось бы, неуловимого явления, как интуиция.

Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории ,упражнения, эксперименты

Лучше всего искать эту книгу в редакции издательства Прайм-Еврознак (в серии «Психологическая энциклопедия»). Там эта книга дополнена еще несколькими теориями личности, и в итоге книга действительно представляет собой хорошо и понятно написанную энциклопедию психологических (и не только!) теорий личности. Включая даже суфийское и буддистское понимания того, что такое личность.

Кандель Э. В поисках памяти: возникновение новой науки о человеческой психике.

Воспоминания и размышления нобелевского лауреата Э.Канделя о своей жизни и о том, как он изучал психику человека через изучение механизмов памяти. Неспешная, неторопливая такая книга. Хорошо читать зимними вечерами.

Е.Е.Соколова. 13 диалогов о психологии.

Здесь уже требуется некоторый мозговой штурм, но в целом – одна из самых удачных, на мой взгляд, попыток изложить основные идеи курса общей психологии в российской трактовке.

Нейропсихология, нейрофизиология и психофизиология

Сакс О. Человек, который принял жену за шляпу

Сакс О. Антрополог на Марсе

Оливер Сакс – один из самых моих любимых авторов. Он пишет о том, что происходит с личностью человека, когда его психика и мозг в частности дают сбои, когда нарушается их нормальное функционирование. Можно действительно перепутать жену со шляпой или бесконечно жить в одном и том же дне – «День Сурка» может произойти с нами на самом деле. Как? Читайте у О.Сакса.

Голдберг Э. Управляющий мозг: лобные доли, лидерство и цивилизация

Подробное и увлекательное описание значения лобных долей мозга для нашего сознания. Написано с любовью к учителю Э.Голдберга, нашему замечательному нейропсихологу А.Лурии (которому отдает дань уважения и О.Сакс).

Дойдж Н. Пластичность мозга

Книга о способности мозга восполнять утерянные, казалось бы, функции. Не о безграничных возможностях мозга (увы, это не так), но о том, как все-таки можно их расширить.

Фрит К. Мозг и душа: как нервная деятельность формирует наш внутренний мир

Суть книги – в названии. Единственное, что не нравится – это редукционизм автора, стремление все сложные явления в психике свести к простейшим составляющим.

Млодинов Л. Неосознанное: как бессознательный ум управляет нашим поведением

Еще одно само за себя говорящее название. Млодинов, кстати, физик, соавтор С.Хокинга, но это не мешает ему следить за последними научными исследованиями в области психологии и смежных наук. О бессознательном – на современном экспериментальном уровне. В конце концов, со времен Фрейда воды утекло уже достаточно много…

Жуков Б. Биология поведения: гуморальные механизмы

О гормонах и что они с нами делают :). Не думал, что эта книга станет раритетом (а ведь стала!) и что о гормонах можно читать, не зевая…

Социальная психология

Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация: уроки социальной психологии

Книга научная (классика социальной психологии), много сложной терминологии и даже математическая статистика. Зато какие психологические эксперименты там описываются… Если хотите изнутри посмотреть на настоящую научную психологическую кухню - вам сюда.

Чалдини Р. Психология влияния

Классическая книга о том, как на нас влияют, и как мы влияем. Ни прибавить, ни убавить. В последних изданиях – много примеров прикладного применения концепций влияния.

Аронсон Э., Пратканис Э. Эпоха пропаганды: механизмы убеждения.

Еще одна классическая книга по психологии убеждения и манипуляциям. За что люблю американских авторов – минимум теории, максимум экспериментов и данных. И живой язык… А не эти наши российские «эмпирические когниции паралингвальных данных наглядно очерчивают диффузную природу бихевиоральных паттернов поведения…».

Когнитивная психология

Дернер Д. Логика неудачи

Заказывал книгу в издательстве «Смысл» наугад – польстился на маленькую цену :)). Не пожалел. Книга содержит массу замечательных описаний экспериментов на мышление и способность принимать решения, а еще – и это главное – детальный разбор неудачных решений и ошибочной логики, приводящей к провалу.

Лерер Д. Как мы принимаем решения

Шварц Б. Парадокс выбора: как мы выбираем, и почему «больше» значит «меньше»

Книги Лерера и Шварца по сути – об одном. О психологии выбора, о том, какие подчас ничтожные мелочи способны заставить нас изменить свои решения и планы (причем безо всякого нашего сознательного усилия). Шварца на написание книги сподвиг невыносимо тяжелый выбор джинсов в магазине – разновидностей джинсов оказалось слишком много для психики ученого.

Детская психология

Диксон У. 20 великих открытий в детской психологии

По своей структуре книга аналогична работе Хока: эксперимент, его обоснование – и разбор эксперимента вместе с его критикой и осмыслением результатов.

Мурашова Е. Ваш непонятный ребенок

Лучшего сочетания теории и практики по детской и подростковой психологии я пока еще не встречал. Читать обязательно. Застенчивость, капризность, агрессивность, страхи, гиперактивность, неврозы… Любые детские проблемы на ваш вкус.

Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком: как?

Книга даже не про детей. А вообще: про то, как можно нормально общаться. И как доносить друг до друга свои мысли и чувства.

Психодиагностика

Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика

Это  хорошо для подготовленного читателя, и, скорее всего, того, кто в перспективе хочет стать психологом или психотерапевтом. Книга описывает разные уровни функционирования личности, личностные типы и то, как работать психологу/психотерапевту с людьми, у которых проявляются те или иные типы. Не обязательно быть психоаналитком, чтобы взять из этой книги много полезного.

Гиппенрейтер Ю.Б. У нас разные характеры: как быть?

Современная типология характера: просто, доступно и интересно.

Позитивная психология

Чиксентмихайи М. Поток: психология оптимального переживания

Чиксентмихайи М. В поисках потока: психология включенности в повседневность

Люблю этого автора. Он, как и все научные позитивные психологи, изучает то, что чаще всего выпадает из поля зрения «обычных» психологов: счастье, радость, удовлетворенность жизнью. Ну и, конечно же, состояние «потока» - этот термин в научный оборот ввел именно он.

Селигман М. Новая позитивная психология (другие издания той же книги: Селигман М. В поисках счастья)

Книга одного из основоположников научной позитивной психологии. О том, как рождалась это направление. И, конечно же, о счастье, оптимизме и жизнерадостности.

Психотерапия (общее представление)

Каган В. Искусство жить: человек в зеркале психотерапии

Неспешный разговор о том, что такое немедицинская психотерапия и какой она бывает. Рекомендую своим студентам для первичного ознакомления и понимания.

Уоткинс Э., Паттерсон С. Теории психотерапии

Дотошный разбор большинства более-менее известных концепций психотерапии: теория, практика, достоинства, недостатки, критика и проверка эффективности. Своего рода энциклопедия.

Ялом И. Групповая психотерапия

Хотите понять, что такое групповая психотерапия и чем она отличается от карикатурного ее изображения в кино? Вам сюда.

Экзистенциальная психотерапия

Ялом И. Экзистенциальная психотерапия

Книга, затрагивающая четыре темы: смерть, одиночество, свобода и смысл. О человеке, который сталкивается с этими четырьмя темами, и как мы, люди, пытаемся с ними жить. О духовном – без религии и Бога. Оказывается, так тоже можно.

Франкл В. Сказать жизни «Да»

Виктор Франкл три года провел в Освенциме. Выжив, он описывал свой опыт в разных книгах. В этой он изложил его наиболее полно. О человеке лицом к лицу перед невыносимыми жизненными обстоятельствами. И о том, как все-таки говорить «Да» жизни, когда все вокруг дышит «Нет».

Гештальт-терапия.

Лебедева Н., Иванова Е. Путешествие в гештальт: теория и практика

Мне нравится этот учебник. Это единственный учебник по гештальт-терапии, который я дочитал до конца :)).

Гуманистическая психотерапия

Бьюдженталь Д. Наука быть живым. Диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической психотерапии.

Живой и часто пронзительный разговор известного психотерапевта с его клиентами. О жизни и о том, как в ней выживать… Очень близко к экзистенциализму, только акценты немного другие.

Когнитивная и поведенческая психотерапия

Бек Д. Когнитивная терапия: полное руководство.

Эллис А., Макларен К. Рационально-эмоциональная поведенческая терапия

Для тех, кто хочет понять, что такое иррациональные мысли и как они мешают жить. Книга Д.Бек – учебник для психотерапевтов (доступно написанный), а книга Эллиса и Макларена адресована простому читателю.

Прайор К. Не рычите на собаку: книга о дрессировке людей, животных и самого себя

Классическое изложение основ поведенческой психотерапии для непрофессионалов. Лучше не найдете. И себя подрессируете немного.

Разное

Херцог Х. Радость, гадость и обед: вся правда о наших отношениях с животными

Про эту книгу – в моем посте «Принципиальное лицемерие»

Грум Д., Робертс Р. Парапсихология

Что происходит, когда пытаешься изучать сообщения о паранормальных явлениях при помощи науки… Ничего хорошего не получается.

Скиннер Р., Д.Клииз. Жизнь и как в ней выжить

Проникновенный диалог психотерапевта и актера о том, как мы все-таки можем выжить в этом сумасшедшем мире. У них еще есть не менее душевная книга «Семья, и как в ней уцелеть».

Рассел Б. История западной философии

Психология основана на философии. Это – отличный фундамент, база для мировоззрения психолога (и не только). После нее лапшу на собственные уши вешать будет трудно – мышление несколько дисциплинируется.

Кажется, все. Если есть желание – добавляйте в комментарии свои любимые книги по психологии и психотерапии. Буду признателен.

tumbalele.livejournal.com

Первые шаги в изучении психологии — 27 книг

Советы для желающих самостоятельно изучать психологию с форума психологов и от Ирины Камаевой (кандидат психологических наук).

1. Ждан «История психологии: от античности до наших дней».Во всех ВУЗах изучение психологии начинается с истории психологии. Это поможет разобраться в том что такое психология, чем она занималась и занимается, что есть ее предмет и какие методы исследования она использует.

2. Рогов «Общая психология».Далее всегда следует изучение общей психологии. Это необходимо для того что бы понять базовые психические процессы, основные принципы и закономерности функционирования психики.

3. К. Уилбер «Никаких границ».Если хотите получить общий, системный взгляд на психологию, можно также ознакомиться с работами этого американского философа.

4. Хьелл и Зиглер «Теории личности».Полезно изучить различные теории личности. Непременно стоит почитать таких классиков как Выготский, Леонтьев, Лурия, Узнадзе.

4. Дружинин «Экспериментальная психология».Далее уже можно интересоваться более узкими отраслями — возрастной, детской, социальной психологией и т.д. Важный момент — экспериментальная психология, изучение даст возможность понять, каким образом можно получать достоверную информацию о тех или иных процессах и явлениях. Так что однозначно начинать нужно с учебников, а с монографиями уже дальше и самому будет определиться не сложно.

5. Фрейд: «Будущее одной иллюзии», «Психопатология обыденной жизни», «Остроумие и его отношение к бессознательному», «Достоевский и отцеубийство», «Неудовлетворённость культурой». «Я и ОНО», «Толкование сновидений».

6. Метапсихология Фрейда: «По ту сторону принципа наслаждения», «Моисей и монотеизм», «Проблемы метапсихологии».

Начав с Фрейда ли, с Юнга, Райха, Олпорта, Бандуры или Келли, Вы абсолютно не поймете, что собой представляет научная психология, равно как и не приблизитесь к ее изучению. Это всего лишь один из аспектов развития психологии и, начав изучение с него, вы будете как в притче про слепых и слона. К тому же, психоанализ, как и ряд других направлений (в большинстве своем им же и порожденных) не вписывается в парадигму современной психологии, поскольку методология изучения в нем не основана на экспериментальном подходе.

7. К. Хорни «Самоанализ». Для знакомства с психоанализом и самостоятельного применения его идей подойдет эта книга.

8. Камаева советует ознакомиться с Мелани Кляйн, Маргарет Малер, эго-психологией, селф-психологией, с теорией объектных отношений. «Фрейд — это как Ленин. Он всё написал, а дальше на него уже наложили современность».

www.livelib.ru

С чего начать изучение психологии: 5 советов

Прекрасным летним вечером я распивала традиционный коктейль с моей лучшей подругой Алисой. Алиска – невероятная личность. Она увлекается всем и вся. Каждую неделю у нее новая любовь, новая бизнес-идея и запись на очередные курсы.

В тот вечер я смотрела, как она феерично размахивает руками, рассказывая об очередном любовном увлечении. Затем, ее интонация изменилась. Алиса понизила голос и торжественно заявила: «А вообще, я наконец-то нашла себя».

«Ну, сейчас она объявит, что записалась на курсы макраме», — почти закатила глаза я.

Но подруга удивила: «Я хочу быть психологом. Как думаешь, с чего начать изучение психологии?».

Безусловно, психология сейчас пользуется все большей популярностью. Но никогда не думала, что «ты ж психолог» я буду называть свою Алиску!

Вразумительного ответа на вопрос: «Почему ты хочешь стать психологом?» от подружки я так и не услышала. Придется разбираться самой. И помогать.. куда же я денусь-то.

Так все же, почему так стремительно увеличился интерес к человеческому сознанию? И с чего начать изучение психологии?

5 советов тем, кто начинает изучение психологии

После встречи с Алиской я была озадачена. Дома я, конечно же, потрясла мужа с вопросом «почему же так много людей хочет изучать психологию?». В итоге только испугала и его, и кота.

Заварив чашечку кофе, я углубилась в Интернет. Ночь предстояла бессонная, а предмет изучения – глубокий.

Чем я могу помочь моей горе-подружке? С чего каких шагов начать погружаться в пучины психологии?

Совет №1. Сформулируй цель изучения

Первая истина, которую я усвоила, стара, как мир. Прежде чем начать изучать психологию, нужно четко определить: для чего тебе нужны эти знания?

Моя приятельница Лола пользуется огромной популярностью у мужчин. Она красива, умна и невероятно привлекательна. Но даже женщины очарованы ею и хотят вытащить на «еще одну» чашечку кофе! Секрета нет. Лола – профи в области психологии, и давно уже нашла ключик к человеческому сознанию.

Как-то она поведала мне, что каждый человек – это ребенок. Стоит найти ключ к внутреннему ребенку, и барьер между вами исчезнет. Для этого достаточно внимательно слушать и анализировать.

Мотивы для того, чтобы начать изучение психологии могут быть разными:

  • налаживание контакта с окружающими,
  • построение бизнес-отношений,
  • достойное воспитание ребенка,
  • улучшение качества брака и еще 100 и 1 причина.

Ведь наше поведение, образ нашего мышления, наши поступки – все это наша психология. Начать изучать эту науку – значит, начать погружение вглубь, в мотивы и следствия.

Сделав глоток кофе, я задумалась. Ведь вряд ли влиятельнейшие мира сего – специалисты только в одной «своей отрасли»? Не построив качественных отношений с окружающими людьми, не поднимешься слишком высоко.

Вывод делай сама.

Совет № 2. Начать наблюдение

Второй шаг, который стоит сделать в начале пути по изучению психологии – наблюдать. Начать вникать в эту науку невозможно без наблюдения за поведением человека.

Следить можно за любимым, свекровью или друзьями. Коллеги – тоже очень интересные подопытные кролики. Хотя бы потому, что они представляют собой скооперированную группу людей, а там уже свои приколы и иерархии.

Приступить к изучению с интуитивного наблюдения – отличная идея.

Чтобы повысить эффективность этого совета, заведи отдельный дневник. Там ты будешь писать свои открытия о людях, которые сделала только с помощью наблюдения.

Воспользуемся советом Лолы: анализировать и наблюдать, стараться выстроить причинно-следственные связи, понять мотивы поступков. Задавать вопросы.

Таким образом, ты будешь для себя вести изучение людей с разных сторон. И когда в твои руки попадет первая книга по психологии, ты будешь интуитивно понимать, о чем идет речь.

Совет № 3. Книги по психологии

Безусловно, начать изучение этой науки без литературы невозможно. Даже я, стараясь помочь Алиске, нырнула в гугл – искать необходимую информацию.

Тонны литературы посвящены человеческому сознанию. И еще тонны – разбору этого сознания до мельчайших винтиков и шпунтиков.

Совет № 4. Обучение

Если твоей целью является помогать людям – этот совет для тебя.

Ведь естественно в этом случае стоит начать изучение науки с выбора подходящего учебного заведения.

Ну не верю я в специалистов—самоучек! Квалифицированные преподаватели, практика и многое другое сделают из тебя специалиста. При условии самостоятельной работы и влюбленности в предмет, который изучаешь, конечно.

Погуглив, я поняла, что психология охватывает практически все сферы жизни. Посмотри, разве не потрясающе?

Совет №5. Осознание

Начать изучение психологии человека стоит с…осознания человеческих пороков.

Ты должна понимать что:

Ты не имеешь права осуждать и давать оценочное суждение о человеке, его проблеме.

Ты должна хранить всю информацию, которую тебе доверил человек, углядев в тебе специалиста.

Ты должна быть бескорыстной. Ни в коем случае не используй свои знания в психологии для манипуляции людьми и их решениями в своих корыстных целях. Никогда не используй полученную информацию для шантажа.

Ты не должна навязываться. Всегда помни, что если ты и приблизилась к пониманию человеческой души, нельзя требовать откровенности, лезть не в свое дело. Если человек захочет с тобой обсудить свою проблему, он сделает это.

Не берись помогать человеку, только начав изучение психологии. Помни, что человеческая психика очень хрупкая. Если нанести ей урон, это может остаться травмой на всю жизнь.

Автор: dnevnyk-uspeha.com

wiolife.ru

Психология для начинающих | Психология отношений

10 вещей, которые необходимо знать о психологии

Если вы решили изучать психологию, то первое время вам будет тяжело разобраться в ее обширных теориях. Запомните для начала эти 10 основ. Они помогут вам лучше понимать, что такое психология.

Если психология для вас является чем-то новым, скорее всего, она покажется вам слишком запутанной и обширной наукой. Однако знание некоторых базовых истин может помочь вам в начале её изучения. В статье перечислена только малая часть важнейших постулатов, которые нужно знать об этой занимательной науке. Когда вы разберетесь с ними, будьте уверены – вы подготовлены для более глубокого изучения психологии.

1. Психология – это исследование поведения человека и его психики

Психология занимается исследованиями в области человеческого поведения и психики. Сам термин «психология» происходит от греческого слова «psyche», что значит «дыхание, дух, душа», и «logia» – «наука». Она возникла на основах философии и естественных наук, кроме того, соприкасается и с другими науками, например, с социологией, медициной, антропологией и даже лингвистикой.

Одним из самых популярных заблуждений о психологии является то, что это не наука, а просто болтовня, разговоры, руководствующиеся обычным здравым смыслом. Однако психология успешно пользуется именно научными методами для изучения своих проблем и приведения последующих выводов. Психологи работают с целым спектром разных приемов, например, с наблюдением в естественных условиях, экспериментами, тематическими исследованиями и анкетированием.

Проблемы и ситуации, требующие внимания психологов, можно рассматривать под разным углом. Возьмем, например, насилие. Некоторые обратятся к биологическим факторам, влияющим на его применение, другие же рассмотрят эту проблему с точки зрения культуры, отношений в семье, социального давления и прочих ситуаций, могущих спровоцировать насилие. Вот несколько основных подходов, применяющихся в психологии:

  • Биологический подход;
  • Когнитивный подход;
  • Поведенческий подход;
  • Естественнонаучный (эволюционный) подход;
  • Гуманистический подход.

В психологии существует множество разных отраслей. На вводных уроках студенты обычно учат основы разных сфер профессиональной деятельности. Более глубокое изучение каждой сферы, как правило, зависит от выбранной специализации. Клиническая, когнитивная, социальная психология, психология личности и развития – это только несколько возможных специализаций психолога.

Когда кто-то говорит слово «психология», вы сразу представляете себе доброго врача с блокнотом и пациента на кушетке, вещающего про детские воспоминания? Такая терапия, конечно, присутствует в психологии, однако это далеко не всё, с чем работают психологи. На самом деле, многие вообще не занимаются психическим здоровьем людей, так как психология включает в себя и другие области, например, консультирование, обучение, исследования…

Специалисты-психологи нужны в самых разных компаниях и отраслях, например:

  • В колледжах и университетах;
  • В частных компаниях;
  • В начальных и старших школах;
  • В больницах;
  • В правительственных учреждениях.

Психология – это не только академическая дисциплина, которая существует только в учебных классах, лабораториях и приёмных психологических кабинетов. Принципы психологии мы встречаем каждый день в самых обыденных ситуациях. Печатная реклама и реклама, которая каждый день идет по телевизору, основаны на психологическом воздействии, убеждающем нас покупать рекламируемую продукцию и пользоваться услугами. Различные веб-ресурсы, которые мы регулярно посещаем в сети, также используют эту науку, чтобы понять, как люди читают и интерпретируют информацию с интернет-страниц.

В самом начале изучения психологии, вам может показаться, что некоторые теории не слишком применимы к реальной жизни. Тут важно не забывать, что психология – одновременно и теоретическая, и прикладная наука. Некоторые специалисты-психологи сосредоточены только на добавлении нового к совокупным знаниям о психике и поведении человека (это фундаментальные исследования). Тогда как концентрируются на непосредственном решении проблем в жизни пациента, применяя психологические принципы и теории в реальных ситуациях (прикладные исследования).

8. Психология предполагает множество вариаций развития карьеры

Если вы подумываете о карьере психолога, приятной неожиданностью для вас может стать то, что вы можете выбрать один из множества путей её развития. Варианты зависят от вашего образования и полученного опыта работы. Важно знать, какое необходимо обучение, какие предъявляются требования к лицензиям для конкретной специализации. Вот только несколько вариантов: клиническая и судебная психология, организационно-производственная психология и психология здоровья.

9. Психология изучает и нормальное, и отклоняющееся поведение

Многие думают, что психология рассматривает только девиантное (отклоняющееся от ормы) поведение. Не забывайте, что это не так: психологи исследуют и нормальное поведение человека.

10. Задачи психологии: Описать, Объяснить, Предсказать, Изменить и Улучшить

Существуют четыре основные задачи психологии:

  • Описывать человеческое мышление, психику, нормальное и отклоняющееся поведение;
  • Объяснять, почему возникают те или иные реакции;
  • Предсказывать, когда, как и из-за чего такое может произойти в будущем;
  • Изменять и улучшать поведенческие реакции отдельных людей для поднятия уровня их жизни и жизни целого общества.

Начинающий психолог

Вы начинающий психолог.

Что делать молодому психологу?

С чего начинать?

Где взять психологический инструментарий.

Этими и многими другими вопросами озадачены многие начинающие психологи.

Именно для решения этих вопросов был создан данный раздел нашего психологического ресурса.

И так, в помощь начинающему психологу мы предлагаем:

Фильмы о психологах, психотерапевтах, психиатрах и психоаналитиках

1. Принц приливов (Реж. Барбра Стрейзанд, США, 1991)

2. Комната сына (Реж. Нанни Моретти, Франция-Италия, 2001)

3. Кушетка в Нью-Йорке (Реж. Шанталь Акерман, Франция-Германия-Бельгия, 1996)

4. А как же Боб? (Реж. Фрэнк Оз, США, 1991)

5. Анализируй это (то) (Реж. Гарольд Рэмис, США, 1999, (2002))

6. Другая женщина (Реж. Джеймс В. Керн, США, 1951)

7. Мой лучший любовник (Реж. Бен Янгер, США, 2005)

8. Убить Фрейда (Реж. Хоакин Ористрель, Италия-Испания-Германия, 2004)

9. Умница Уилл Хантинг (Реж.Гас Ван Сэнт, США, 1997)

10. Окончательный анализ (Реж. Фил Джоану, США, 1992)

11. Злая (Реж. Карло Лидзани, Италия, 1991)

12. Сабина (Реж. Роберто Фаэнза, Италия – Франция – Великобритания, 2002)

13. Принцесса Бонапарт (сериал) (Реж. Бенуа Жако, Франция, 2004)

14. Приключения трупа (Реж. Бенекс Жан-Жак, Франция, 2000)

15. Грехи отца (Реж. Том МакЛафлин, Канада-США, 2001)

16. Шестое чувство (Реж. М. Найт Шьямалан, США, 1999)

17. Две жизни (Реж. Алан Берлинер, США, 2000)

18. Психоаналитик Дона (Реж. Дэвид Джэблин, США, 1997)

19. Управление гневом (Реж. Питер Сигал, США, 2003)

20. Цвет ночи (Реж. Ричард Раш, США, 1994)

21. Жертва любви (Реж. Джерри Лондон, США, 1991)

22. Просчет во времени (Реж. Николас Роуг, Германия, 1980)

23. Странные родственники (Реж. Грег Гленн, США, 2006)

24. Целитель Адамс (Реж. Том Шедьяк, США, 1999)

25. Готика (Реж. Матье Кассовиц, США, 2003)

26. Мрачное время (Реж. Пол Фокс, Канада, 2005)

27. Фрейд (Реж. Мойра Армстронг, Великобритания, 1984)

Фильмы о психологическом или психиатрическом лечении

28. Полет над гнездом кукушки (Реж. Милош Форман, США, 1975)

29. Прерванная жизнь (Реж. Джеймс Мэнгоулд, США, 1999)

30. В трезвом уме и твердой памяти / Чистый и трезвый/ (Реж. Гленн Гордон Кэрон, США, 1988)

31. 28 дней (Реж. Бетти Томас, США, 2000)

32. Ножницы (Реж. Фрэнк де Фелита, США, 1991)

33. Эрос (Реж. Вонг Карвай, Стивен Содерберг, Микеланджело Антониони, Франция-США-Великобритания, 2004)

34. Безумство (Реж. Дэвид МакКензи, Великобритания-Ирландия, 2005)

35. Мистер Джонс (Реж. Майк Фиггис, США, 1993)

36. Доверься мужчине (Реж. Барт Фрейндлих, США, 2005)

37. Дон Жуан де Марко (Реж. Джереми Ливен, США, 1995)

38. Неотразимая Марта (Реж. Сандра Неттельбек, Австрия-Германия-Италия-Швейцария, 2001)

39. Дорога на Веллвил (Реж. Алан Паркер, США, 2004)

40. Босиком по мостовой (Реж. Тиль Швайгер, Германия, 2005)

41. Чужая ошибка (Реж. Карло Вердоне, Италия, 2003)

42. Опиум: Дневник сумасшедшей (Реж. Янош Сас, Германия-США-Вергрия, 2007))

43. Игры разума /Выдающийся ум/ (Реж. Рон Ховард, США, 2001)

44. Человек дождя (Реж. Бэрри Левинсон, США, 1988)

45. Рука, качающая колыбель (Реж. Куртис Хэнсон, США, 1992)

46. Бойцовский клуб (Реж. Дэвид Финчер, США, 1999)

47. Король-рыбак (Реж. Терри Гиллиам, США, 1991)

48. Грязная, грязная любовь (Реж. Адриан Шерголд, Великобритания, 2004)

49. Пианистка (Реж. Михаэль Ханеке, Франция – Австрия, 2001)

50. Секретарша (Реж. Стивен Шейнберг, США, 2002)

51. Романс Х (Реж. Катрин Брейя, Франция, 1999)

52. Идиоты (Реж. Ларс фон Триер, Дания, 1998)

53. Плюшевый синдром (Реж. Венсан Де Брю, Франция, 2005)

54. Дровосек (Реж. Николь Кассель, США, 2004)

55. Доказательство (Реж. Джон Мэдден, США, 2005)

56. Молчание ягнят (Реж. Джонатан Демми, США, 1991)

57. Заводной апельсин (Реж. Стэнли Кубрик, США, 1971)

58. Основной инстинкт (Реж. Адам Бернстайн, США, 1997)

59. Кровь с молоком (Реж. Пауль Верхувен, США, 1992)

60. Киска с двумя головами (Реж. Жак Ноло, Франция, 2002)

61. Далекие голоса, застывшие жизни (Реж. Теренс Дэвис, Великобритания, 1988)

62. Любит, не любит (Реж. Лецития Коломбани, Франция, 2002)

63. Автокатастрофа (Реж. Дэвид Кроненберг, США, Канада-Франция-Великобритания,1996)

64. Лучше не бывает (Реж. Джеймс Л. Брукс, США, 1997)

65. День восьмой (Реж. Жако Ван Дормель, Бельгия-Франция, 1996)

66. Дьяволы (Реж. Кристоф Ружжиа, Франция, 2002)

67. Птаха (Реж. Алан Паркер, США, 1984)

68. Цыпочки (Реж. Азия Арджетно, США-Великобритания, 2005)

69. Отвращение (Реж. Роман Полански, Великобритания, 1965)

70. Ущерб (Реж. Луи Маль, Великобритания-Франция, 1992)

71. Одержимость (Реж. Энн Тернер, Австралия, 2006)

72. Голоса (Реж. Ден МакКормэк, США, 2000)

73. Трансамерика (Реж. Дункан Такер, США, 2006)

74. Рэй (Реж. Тэйлор Хакфорд, США, 2004)

75. Авиатор (Реж. Мартин Скорсезе, США-Япония-Германия, 2004)

76. Кактус (Реж. Жерар Бито, Франция, 2005)

77. Страна приливов (Реж. Терри Гилльям, США-Канада, 2006)

78. Сестричка Бэтти (Реж. Нил ЛаБьют, США-Германия, 2000)

79. Дура (Реж. Максим Коростышевский, Россия, 2004)

80. Я-Дина (Реж. Оле Борнедаль, Франция-Германия-Норвегия-Швеция-Дания, 2002)

81. Лабиринт Фавна (Реж. Гильермо дель Торо, Испания-Мексика-США, 2006)

82. Висячие сады (Реж. Том Фиджеральт, Канада,2005)

83. Маленькие дети (Реж. Тодд Филд, США, 2006)

84. Тишина (Реж. Джейми Бэббит, США, 2006)

85. Керель (Реж. Вернер Фассбиндер, Западная Германия-Франция,1982)

86. В руках Бога (Реж. Лодж Керриган, США, 2004)

87. Безумие (Реж. Ян Шванкмайер, Чехия, 2005)

88. Паук (Реж. Дэвид Кроненберг, Франция – Канада – Великобритания, 2002)

89. Дикий мессия (Реж. Марио Адзопарди, Канада, 2002)

90. Персонаж (Реж. Марк Форстер, США, 2006)

91. Синдром Стендаля (Реж. Дарио Ардженто, Италия, 1996)

92. Ангелы вселенной (Реж. Фридрик Тор Фридрикссон, Исландия, 2000)

93. Мертвая мама (Реж. Жуанма Бахо Уллоа, Испания, 1993)

94. Слова убийцы (Реж. Лаура Манья, Испания, 2003)

95. Загадочная кожа (Реж. Грегг Араки, США-Нидерланды, 2004)

96. Реквием по мечте (Реж. Даррен Аронофски, США, 2000)

97. Снежный пирог (Реж. Марк Эванс, Канада-Великобритания, 2006)

98. Сияние (Реж. Стэнли Кубрик, США-Великобритания, 1980)

99. Б. Бертолуччи: “Последнее танго в Париже”, “Расколотое небо”, “Ускользающая красота”, “Мечтатели”

100. П. Пазолини: “Арабские сказки”, “Сало или 120 дней Содома”, “Декамерон”

101. Ф. Феллини: “Город женщин”, “Джульетта и духи”, “Сатирикон”

102. Д. Джармен: “Витгенштейн”, “Караваджо”

103. С. Гинсбур: “Шарлота навсегда”, “Я тебя больше не люблю”

104. А. Ходоровский: “Святая кровь”, “Священная гора”

105. К. Рассел: “Измененные состояния”, “Малер”, “Любители музыки”, “Мартину”

106. Х. Медем: “Земля”, “Красная белка”

107. К. Кислевский: “Три цвета”

108. Дж. Кемпион: “Пианино”, “Священный дым”

109. Л . Бунюэль: “Дневная красавица”, “Этот смутный объект желания”

110. Д. ДеВито: “Война Роузов”

111. К. Розенберг: “Полусвет”

112. Н. Шьямалан: “Таинственный лес”

113. А. Аменабар: “Море внутри”

114. Р. Миллер: “Баллада о Джеки и Роуз”

115. С. Кубрик: “С широко закрытыми глазами”

116. Ш. Ауэрбах: “Дорогой Франки”

117. В. Уорд: “Куда приводят мечты”

118. А. Корно “Страх и трепет”

119. П. Стеттнер”Бизнес незнакомцев”

120. Й. Хеден “Ожидание в Нью-Йорке”

121. Кен Квапис “Сексуальная жизнь”

122. Эдвард Блум “Сцены сексуального характера”

123. София Коппола “Девственницы-самоубийцы”

124. Ричард Кертис “Реальная любовь”

125. Оскар Релер “Элементарные частицы”

Опубликоваться на сайте

© 2010-2016 Копируя материал ссылайтесь пожалуйста на «Психология»

Психология: с чего начать изучение самостоятельно

Среди многообразия человеческой жизни внутреннее пространство личности для многих остается неведомым. А эта внутренняя жизнь во многом более важна для человека, чем внешняя, поскольку травмы, нанесенные психике, не заживают десятилетиями, в отличие от ран тела. Это хорошо знают психологи — люди, чья жизнь посвящена изучению тайн души. И, конечно, ценно стремление понимать другого.

Кто ступил на путь самообучения, должен пройти нелегкий путь. В чем основные сложности изучения, почему так непросто освоить науку психология; с чего начать изучение? Попробуем разобраться.

Когда человек решает заняться изучением такой науки, как психология, стоит основательно ознакомиться с методологией науки. И посвятить достаточно много времени чтению различной литературы.

Но с чего начать изучение психологии самостоятельно? Как найти ту базу знаний, на которую можно опереться далее и изучать науку уже углубленно? Без основополагающих упорядоченных концепций не существует ни одна настоящая наука. Сначала изучается предмет науки и методология. Методология — систематичный анализ тех методов, которые применяются в данной науке для получения знаний.

Начало изучения психологии человека — осмысление личных мотивов. В первую очередь нужно понять, для чего делается первый шаг к изучению поведения людей: чтобы хорошо разбираться в развитии детей и помогать им расти гармоничными либо для собственного личностного роста, либо хочется стать профессионалом и получить возможность помогать посторонним.

Важно также определиться заранее, какую сторону науки вы будете изучать досконально: теоретическую или практическую. Ведь сложно найти, не зная, что именно. Особенно в океане информации.

С каких книг начать изучение психологии? Задаваясь целью изучить основы любой науки, надо начинать с азов: самые основные категории, термины и понятия — все это можно найти в любом учебнике первого курса. Такие учебники есть во всех городских библиотеках. Хотя они не очень красноречиво написаны, и пестрят определениями и таблицами, их нужно освоить. Далее будет проще. После прочтения этой первой книги необходимо найти классиков психологии: К. Юнга, К. Хорни, А. Адлера, Э. Фромма и, конечно, нужно ознакомиться с работами Фрейда.

Более легкая и интересная книга И. Ялома «Когда Ницше плакал». Можно поискать затем какую-либо авторскую книгу в том направлении, которое в данный момент более интересно.

Авторских книг очень много, важно найти автора, который является профессионалом и работает в этой сфере не менее 10 лет. Тогда тот опыт, который автор доносит до читателя, авторитетен, и на него можно опираться в дальнейшем.

Не нужно забывать о том, что для психолога важно знать основы философии и социологии. Важно сформировать гуманитарное мышление, наука — не только теории и тезисы.

Художественная литература также содержит много полезной информации для будущего психолога. Писатели-классики четко анализировали природу внутреннего мира и поступки своих придуманных героев. Особенно глубокий анализ можно найти в книгах Ф. Достоевского.

В современном невероятно обширном пространстве информации найти доступный и интересный журнал по психологии — не проблема. Многие университеты выпускают свой журнал и выкладывают в сеть интернет бесплатные версии вполне свободно. Нужно просто найти тот журнал, который будет для вас познавательным и полезным в выбранной области науки.

  • «Российский психологический журнал».
  • Журнал ВАК «Вестник ВлГУ».
  • «Экспериментальная психология».
  • «Экзистенциальная и гуманистическая психология».
  • Онлайн-журнал psychologies.ru.
  • Другие.

Онлайн-журнал psychologies.ru создан для широкого круга читателей. Если нужны научные публикации, написанные квалифицированными сотрудниками институтов, лучше читать официальные издания. Такие как: «Российский психологический журнал».

В каких направлениях развивается современная психология? С чего начать изучение тенденций развития основных направлений этой науки? Нельзя преуспеть во всем сразу, и требуется определиться с тем направлением, в котором человек будет чувствовать себя наиболее уверенно, что ему ближе познавать и применять.

Классические направления таковы:

А еще существуют новые направления: психодрама, коучинг, трансперсональная психология и нейролингвистическое программирование.

Без чего не мыслится наука психология? С чего начать изучение? Новичку нужно изучать и теорию и практику. А практику соответственно, сразу отрабатывать: учиться слушать, учиться обращать внимание на невербальные знаки. Такая практика важна так же, как для изучения иностранного языка необходимо сразу проговаривать предложения.

Невербальные сообщения — это подсказка собеседнику; теория невербального общения гласит, что жесты мимика и позы личности говорят о внутреннем состоянии гораздо больше чем, слова. Хороший психолог сразу «вычисляет» состояние рядом находящегося человека по его внешнему виду. Даже если вы не собираетесь профессионально изучать психологию, а только интересуетесь ею, невербальные знаки нужно научиться определять. Это упростит общение и с близкими, и с коллегами.

Работа с людьми абсолютно невозможна без работы над собой. Психолог — тот, кто изучает души. Так трактуется психология. С чего начать изучение поведения и проблем других? С работы над своими качествами характера. Поскольку, не познав себя, других познать невозможно.

Психея — была богиней-душой, соответственно, наука о душе не может быть изучена без любви к душам людей. Необходимо уметь ставить себя на место другого и представлять его чувства и эмоции. Психологу также нужны хорошие способности к самоанализу и саморефлексии — то есть умению понимать собственное эмоциональное состояние и поведение. Умение налаживать вербальный контакт с любым человеком.

И вправду, не так легко дается изучение психологии человека. С чего начать? Развивать осознанность. Для новичка-психолога это ключевой момент. Если перед новичком стоит вопрос: с чего начать изучение психологии самостоятельно, то лучше его переформулировать — с кого начать изучение. С самого себя. Психолог не сможет решить чужие проблемы, если не научиться решать свои комплексы, проблемы, страхи и тревоги.

Дистанция и необходимость ее соблюдения при ведении беседы изучается такой наукой, как проксемика. Понятие введено в науку Эдвардом Холлом.

Эдвард Холл ввел в научный мир психологов 4 зоны, которые должны соблюдаться при общении:

Понимать внутреннее состояние людей не так просто. Читать книги нет смысла, если новичок не умеет распознавать внутренний настрой собеседника.

Психолог не может давить на человека. Когда он не соблюдает дистанцию, человек закроется и не допустит в свой внутренний мир.

Источники: 10 вещей, которые необходимо знать о психологииОсновные факты о психологии для начинающих Если вы решили изучать психологию, то первое время вам будет тяжело разобраться в ее обширных теориях. Запомнитеhttp://aboutyourself.ru/101/10-veshhej-o-psixologii.htmlНачинающий психологНачинающий психолог. Что делать молодому психологу, с чего начинать, чем руководствоваться, где взять психологический инструментарий??? Этими и многими другими вопросами озадачены многие начинающие психологи.http://psychologiya.com.ua/nachinayushhij-psixolog.htmlПсихология с чего начать изучение самостоятельноКто решил самостоятельно обучиться любой науке, должен пройти нелегкий путь. В чем основные сложности изучения, почему так непросто освоить науку психология; с чего начать изучение? Попробуем разобраться.http://fb.ru/article/302896/psihologiya-s-chego-nachat-izuchenie-samostoyatelno

psiholog4you.ru

С чего самостоятельно начать изучение психологии?

изучение психологии

Когда возникает начало изучения психологии?

Психология, как основа всех наук, отыгрывает достаточно большое значение в современном мире. Те люди, которые плохо разбираются в психологии, обречены, недопонимать людей и не понимать в целом их цели, мотивации и стимулы.

Начало изучения психологии может появиться из-за разных жизненных моментов.

Начало изучения психологии возникает тогда, когда человек понимает что нужно учиться настраивать общественный контакт с окружающей средой.

Многие люди для того, чтобы достичь определенных высот в карьере и в жизни начинают пытаться изучать такую науку, как «Психология», но они не знают с чего им начать.

Большинство людей не знают, какие посмотреть фильмы и, какие начать читать психологические книги.

Изначально перед тем, как написать с каких книг и фильмов начать изучение данной науки, мы предоставим для вас общий перечень рекомендаций, которые смогут вам помочь лучше приступить к изучению.

Рекомендация 1. Начните наблюдать за людьми.

Постоянно наблюдайте за людьми, за их поступками и манерами.

Пытайтесь постоянно находить причинную связь во всех человеческих поступках. Находите бенефициаров во всех деловых и бытовых отношениях. Постоянное наблюдение будет для вас замечательным фундаментом для дальнейшего обучения.

Рекомендация 2. Больше общайтесь с необычными людьми.

Общаясь с необычными людьми, вы будете наблюдать за их словами и не обычными поступками и манерами поведения. Чем больше вы общаетесь с нестандартными людьми, тем больше вы понимаете людей и, что у них твориться в голове.

психология фото

С каких книг начать изучение психологии?

Книги являются и всегда являлись самым лучшим источником информации. Если вы хотите хорошо знать и разбираться в психологии, то вам понадобиться, как можно больше читать различных познавательных учебников и книг.

Перечень книг для изучения психологии.

  1. Пол Экман «Психология лжи, обмани меня, если сможешь».
  2. Зигмунд Фрейд «Очерки по психологии сексуальности».
  3. Роберт Чалдин «Убеждай. Воздействуй. Защищайся. Психология влияния».
  4. Крегер Отто. «Типы людей и бизнес».

С каких фильмов начать изучение психологии?

Фильмы являются, также хорошим источником информации, но с книгами фильмы, конечно, не сравняться.

Список психологических фильмов.

  1. Пролетая над гнездом кукушки (Милош Форман).
  2. Достучаться до небес (Томас Ян).
  3. Бойцовский клуб (Дэвид Финчер).
  4. Реквием по мечте (Даррен Аронофски).
  5. Двенадцать разгневанных мужчин (Сидни Люмет).

polza-tebe.ru

Психология обучения

obucenieПсихология обучения рассматривает познавательный процесс как важнейший фактор формирования личности: ее мышления, памяти, адекватного восприятия себя и окружающего мира.

Как обучение связано с развитием?

Впервые в отечественной психологической науке на эту проблему обратил внимание Л. Выготский. Он подверг тщательному анализу труды своих зарубежных коллег – Ж. Пиаже, К. Бюлера, Э. Торндайка, бьющихся над решением аналогичной задачи.

В результате этих исследований ученый выделил три ключевые позиции:1. Психология обучения независима от развития

Формирование человеческого индивида полностью подчиняется законам природы. Обучение использует возможности, возникающие в ходе созревания личности. Из этого следует, что интеллектуальный потенциал ребенка, ничему не учившегося, ничем не отличается от возможностей его сверстника-школьника.

2. Психология обучения и развития – единый процесс

Этой точки зрения придерживался сам Выготский. Ученый считал: человек развит в той степени, в какой он обучен. Другими словами, развитие нельзя рассматривать в отрыве от обучения.

3. Психология обучения - фактор, определяющий психологию развития

Усвоение новых знаний, расширение индивидуального опыта должно идти впереди развития, опережая и продвигая его.

Следуя идеям Выготского, современная психологическая педагогика исходит из следующих фундаментальных положений:

1. Обучение базируется на определенном уровне развития психологических структур. То, что ребенок не в силах сам освоить в данный момент, в дальнейшем он одолеет под руководством педагога.

2. Физиологическое созревание организма также оказывает воздействие на обучение. В XX веке это подтвердили процессы акселерации и сменившей ее децелерации юного поколения, повлекшие за собой изменения в организации обучения.

Содержание психологии обучения

Выдающиеся психологи современности Д. Эльконин, В. Давыдов, П. Гальперин определяли обучение как особый вид социальной активности, направленной на овладение фундаментальными знаниями, умениями и навыками. В ходе учебы под управлением педагога ученик приобретает теоретическую базу своей будущей практической деятельности.

Содержанием процесса обучения является научный опыт, накопленный предыдущими генерациями, обработанный в соответствии с конкретным социумом, типом учебного заведения и возрастными особенностями школьников.

Учебная деятельность преследует три вида целей:

• ближайшие, или поурочные, – связанные с изучением определенной формулы или закономерности;

• промежуточные, или модульные, – отражающие результаты по усвоению целого тематического пласта знаний;

• перспективные, или личностные, - направленные на развитие способностей: математических, литературных, лингвистических и прочих.

Отличительные черты психологии обучения

Учебная деятельность связана с такими формами активности, как игра и труд. Игра – это также способ познания и преобразования мира. Однако, в отличие от этого свободного творческого процесса, обучение реализуется строго по программе. Если игровая деятельность является основной до 7 лет, то обучение остается приоритетным до 18 лет.

Общими чертами учебной и трудовой активности являются их целенаправленность, планомерность и результативность. Однако плодами учебы становятся теоретические познания, а итогом трудовой деятельности – практическое изменение внешнего мира.

Управляемое педагогом обучение может дополняться и облегчаться самообучением. Непринужденность этого процесса делает его эмоционально привлекательным. Однако хаотичный характер самообучения не позволяет считать его определяющим в интеллектуальном развитии индивида.

Структурные элементы психологии обучения

Локомотивом учебной активности является мотивация – потребности личности, побуждающие ее усваивать новые знания. Исследователем А. К. Марковой выявлены следующие виды мотивов обучения:

• познавательные – отражающие потребность учащегося стать образованным человеком;

• широко познавательные – выявляющие интерес субъекта обучения к невероятным фактам;

• учебно-познавательные - нацеленные на усвоение приемов самостоятельного поиска информации;

• мотивы самообразования – направленные на реализацию программы саморазвития личности;

• социальные – продиктованные стремлением выполнить долг перед обществом;

• позиционные – обусловленные желанием занять определенную нишу в своей социальной группе.

На процесс обучения могут оказывать влияние сразу несколько мотивов. Их количество и качество определяются возрастной категорией учащихся, а также их социальным окружением.

Наименьшей единицей процесса обучения является задание. Оно состоит из двух частей: данных, указанных в условии, и искомого неизвестного. Его требуется найти с помощью оперативных действий: практических или мыслительных. Первые используются при выполнении, например, лабораторных работ. Вторые совершаются в уме. Они могут быть:

• перцептивными – выделение особых признаков предмета;

• мнемическими – запоминание обнаруженных признаков;

• имажетивными – сравнение наблюдаемого предмета с остальными, подведение его под понятие.

Один из определяющих факторов учебной деятельности — психологический микроклимат. Под этим понятием подразумевается ключевое настроение в группе учащихся. Неблагоприятную атмосферу создают индивиды, отличающиеся стремлением к доминированию, неуступчивостью, замкнутостью, категоричностью. Во многом «погода» в классе зависит и от личности учителя, его профессионального мастерства.

Способы педагогического воздействия на учащихся разделяют на две группы:

• конъюнктивные: поощрение, одобрение, благодарность, награда – все то, что вызывает у ученика позитивный настрой, прилив энтузиазма, желание поддержать учителя, спокойно воспринять его замечания;

• дизъюнктивные: резкие порицания, ирония, санкции, наказания – инструменты, как правило, отдаляющие ученика и учителя и портящие микроклимат в классе.

В заключение стоить отметить: не из всякого учебного заведения можно выйти высокообразованным человеком. Но сформированные в процессе обучения навыки дисциплинированной личности позволят в будущем образовывать себя самостоятельно.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

 

Психология отношений между мужчиной и женщиной « Предыдущая запись Психология Ошо Следующая запись »

rostduha.ru

Самообразование | Мир Психологии

САМООБРАЗОВАНИЕ

Самообразование (англ. self-education) - образование, получаемое самостоятельно, вне стен какого-либо учебного заведения, без помощи обучающего; неформальная индивидуальная форма учебной деятельности. Известен ряд блестящих имен в науке и культуре, не получивших систематического образования. Автодидактами (самоучками) были, напр., археолог Генрих Шлиман, антрополог Эдуард Тайлор, художник Нико Пиросмани. Жан-Жак Руссо, заболев в 25 лет и «считая каждый день последним», занялся С., что привело его к мысли о необходимости создания «Энциклопедии». По-видимому, гораздо чаще встречается особый случай, когда основной вид деятельности человека не совпадает с полученным (формальным) образованием. Напр., антрополог Франц Боас образовывался как физик; его ученица, антрополог М. Мид по образованию была психологом; психолог Л.С. Выготский получил юридическое образование. Важность С. как возможности дополнения формального образования понималась во многих странах. В 1893г. в России возникли организации, ставящие своей целью содействие С.: в М. - «Комиссия для организации домашнего чтения» (ею была создана 4-летняя программа для систематического чтения по разным наукам, издана Библиотека для самообразования, включавшая и «Психологию» А. Бэна), в СПб. - «Отдел для содействия самообразованию при Педагогическом музее».

Вопрос о включении Самообразование в категорию учебной деятельности является спорным. Если существенным признаком последней считать содержание деятельности, то он должен решаться положительно; если - общение с обучающим, то предварительно следует рассмотреть проблему, можно ли считать чтение (представляющее основной метод С.) видом общения с обучающим. Основания для такой т. зр. заложены в диалогичности дискурсивного мышления.

Слабые стороны Самообразования: отсутствие руководства, обратной связи, несистематичность. Однако нередко они компенсируются сильными сторонами:

  1. преодолевается то, что Джон Дьюи называл вытекающей из организации школы непродуктивной тратой сил;
  2. решаются (или не приобретают остроты) проблемы индивидуального подхода, мотивации и сознательности учения.

Самообразование требует от субъекта видения жизненного смысла в учении; сознательной постановки целей; способностей к самостоятельному мышлению, самоорганизации и самоконтролю. Это делает его невозможным для многих, в первую очередь, для детей. Однако начиная с юношеского возраста С. м. б. систематическим и очень результативным. Еще Дж. Локк видел цель воспитания не в том, чтобы сделать юношу ученым, а развитии и направлении его ума, чтобы сделать его способным к восприятию любого знания, когда он сам пожелает приобрести его. Д.И. Писарев считал, что настоящее образование есть только С. и что оно начинается, когда человек прощается со всеми школами.

Хотя учебная деятельность является ведущей только для определенного возраста, все же учение проходит через всю жизнь человека (С.Л. Рубинштейн). Т. о., Самообразование - самостоятельно организуемая субъектом деятельность учения, удовлетворяющая его потребности в познании и личностном росте. Так понимаемое Самообразование становится необходимой составляющей саморазвития. (И.А. Мещерякова)

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Самообразование - процесс самообучения вне учебного заведения.

Например, Л.С. Выготский, будучи юристом по образования, стал благодаря самообразованию, одним из выдающихся наших психологов. Без самообразования невозможно стать серьезным врачом-психиатром, даже имея все формальные на это основания, так личный клинический опыт никак иначе не приобретается, а многое решает именно он, а не академические знания.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

нет значения и толкования слова

предметная область термина

 

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

www.persev.ru