Пять способов саморазрушения, которым нас научили в детстве. Психология саморазрушения


Православный портал - Психология саморазрушения личности

«Кто любит себя, тот любить Бога не может» Преподобный Серафим Саровский

«Я пришел не судить мир, но спасти мир».

В этой статье хотелось бы показать психологические детали распространенного духовного заболевания, обозначаемого в Православии как себялюбие (гордыня). Ведь в той или иной степени этому недугу подвержены практически все живущие люди. Предположим, что многие знают об этом из православной святоотеческой литературы. Однако попробуем взглянуть на это явление с психологической и социальной точки зрения. Эта статья должна помочь взглянуть на себя, как на личность, со стороны, а также как на члена социального общества.

Воцерковление: неофиты и «опытные»

Время от времени в православной прессе появляются негативные статьи о новоначальных.  В среде «опытных» церковных людей развернулась целая кампания против неофитства. Слово «неофит» стало чуть ли не ругательством: мало найдется высказываний, где бы оно употреблялось не в негативном смысле. Над делами и стараниями неофитов либо подсмеиваются и ставят их в пример «как делать не надо», либо с неприязнью обличают их. В лучшем случае говорят, что это «болезнь роста» или «духовный недуг». Достаточно вспомнить хотя бы статью «Осторожно: неофит!» Георгия Дублинского, которая под разными названиями уже несколько лет кочует из газеты в газету, из сайта в сайт. Неофитством называют явление, когда человек, только пришедший к вере, с большой ревностью старается воплотить в своей жизни все нормы и требования христианской религии, насколько он их понимает. Словарь Даля: Неофит  - новичок, новобранец, новоприемыш, новик; новокрешон. Материал из Википедии - свободной энциклопедии: Неофит - новичок в чем-либо. В основном значении - новый приверженец какой-либо религии. Также употребляется для обозначения нового сторонника какого-либо учения или общественного движения. Как исторический термин, означает новых членов тайных собраний, например элевзинских таинств в древней Греции; в первоначальной христианской церкви - новокрещенные, обыкновенно с Пасхи, когда их крестили, до Фоминой недели носившие белую одежду; позже в монашеских орденах - новопостриженные. Когда человек приходит в Церковь, Господь дает ему много благодати и сил, чтобы поддержать, пока тот окрепнет, и часто защищает от искушений, о чем и прп. Иоанн Лествичник говорит: «Господь, по особенному промыслу Своему облегчил брань для новоначальных, чтобы они при самом начале не возвратились тотчас же в мир. Итак, радуйтесь всегда о Господе, все рабы Божии, видя в этом первый знак любви Господней к вам, и что Он Сам вас призвал». И та ревность в вере, которую переживают новообратившиеся, – она сама по себе хороша. Их искренность, жертвенность, готовность отказаться от своих привычек и комфорта, нелицемерное желание соблюдать заповеди Христовы и доверять Богу – это отнюдь не «духовный недуг», а как раз напротив. Можно ли сохранить эту чистую радость, искреннюю и любовную ревность в деле духовного преуспеяния? Можно. История Церкви знает их предостаточно. Например, один из самых знаменитых «неофитов» – прп. Антоний Великий. В порывах неофитства совершаются большие духовные подвиги. Однако со временем это состояние обычно оставляет новоначального. Господь отнимает от человека благодать, о которой говорит прп. Иоанн Лествичник, чтобы человек сам потрудился, осознал свои немощи и смирился. На этом этапе от человека  требуется приложение больших усилий для духовного и нравственного совершенства. И если христианин опускает руки, перестает бороться со своими, как ему кажется, усилившимися страстями и духовными недугами – неофитство проходит как удивительный и прекрасный сон. И человек начинает каменеть, черстветь, углубляться в свою, от рождения греховную природу, оставаясь при этом, возможно, прилежным прихожанином. Грубые привычки, возможно, оставлены, но навыка борьбы с душевными страстями не приобретено. Такой «прихожанин» становится теплохладным и забывает, как сказано в Апокалипсисе св. ап. Иоанна Богослова, «свою первую любовь». Он, часто начинает свысока относиться к людям, живущим вне Церкви.  В этой статье хотелось бы подробнее рассмотреть эту проблему с психологической стороны. Явление (душевное заболевание) самовлюбленности, неотделимое от высокомерия, часто путают с неофитством. Оно бывает свойственно и внешне «воцерковленным» людям, т.е. усвоившим внешние обычаи церковные, но далеким от духа Христовой любви и терпения немощей ближнего. Часто по людям с такого рода самомнением, к сожалению, судят обо всей Церкви. Кстати, с такими вот «опытными верующими», или, как их еще называют, «болящими» людьми одними из первых сталкиваются новоначальные и много от них страдают. Не подумайте, что здесь речь идет только о верующих людях, этому душевному недугу подвержены все люди, вне зависимости от вероисповедания, нации, социального и политического статуса.

«Я» вместо «Мы»

Речь идет, как было сказано выше, о самовлюбленных людях. Об этом явлении много сказано святыми отцами и современными известными богословами. Итак, мы рассмотрим  психологическую и социальную сторону этого явления. Нарциссизм (или себялюбие) – это глубокое душевное заболевание. На эту патологию не обращает особого внимания официальная медицина, только разве что в крайних случаях, когда состояния нарциссизма переходит в грубую стадию мании или психоза. Кстати официальная медицина в России, психотерапия в частности, не занимается психологическим анализом личности. Лечат у нас не словом, не психоанализом, а сразу – инъекциями и таблетками мощнейших психотропных препаратов, от которых человек теряет свое человеческое лицо и достоинство. Предполагаю, что эта статья вызовет в медицинских кругах большое возмущение. Но это факт – медицинская психология в России практически не развита. Обратите внимание на термины – психоЛОГИЯ и психоТЕРАПИЯ – это далеко не одно и то же. Психология по своему назначению всего ближе находится к христианству. Итак, человек, страдающий недугом нарциссизма, мало чем отличается от состояния новорожденного младенца. Отличие состоит лишь в том, что для младенца внешний мир (люди, общество, природа и др.) еще не возник как реальность, а для взрослых «болящих»  внешний мир перестал существовать как реальность. Естественная, природная любовь к себе, инстинкт самосохранения, осознание себя как личности у больного нарциссизмом приобретает уродливую форму. Его «я» вытесняет все вокруг.  Особый род нарциссизма можно наблюдать у людей, обладающих огромной властью. Такие люди делают все, что пожелают. Их власть кажется безграничной, и только болезнь, смерть или старость могут им помешать. Они поступают таким образом, как будто не существует границ для их прихотей и жажды власти. Для решения общечеловеческих задач им приходиться перешагивать через свой властный эгоизм, чтобы выйти за границы своей болезни, однако им это удается редко. Они – боги. Чем больше человек пытается стать Богом, тем больше он изолируется от людей. Изоляция нагнетает на такого «бога» всевозрастающий страх. Такому человеку кажется, что все вокруг – враги, и чтобы справиться с этим страхом он все больше и больше укрепляет свою власть и нарциссизм. Результатом такого состояния будет психоз. Это состояние, когда человек порвал все связи с внешней реальностью. Он весь переполнен самим собой, он превратил себя в бога и в весь мир.

Непонимание или болезнь?

Менее тяжкое, но также распространенное душевное заболевание человека – состояние, когда человек не воспринимает интересы и ситуацию других людей. Например – один человек просит встречи или о чем–либо у другого. Ему отвечают, что сейчас нет времени для встречи, или что его просьба не может быть удовлетворена именно сейчас. Однако просящий будет настаивать на своем, объясняя это не важностью проблемы, а тем, что дело не займет много времени, что это быстро (или рядом, или что так удобнее для него самого). Просящий не в состоянии отделить свою ситуацию от ситуации человека, к которому он обращается. Такой человек считает, что если ему самому удобно просить о встрече, или просить о чем-либо, значит это должно быть удобно и ответной стороне. Человек способный побороть свой эгоизм скажет в такой ситуации: «Я вас понимаю, извините за мое беспокойство». «Болящий» же будет продолжать настаивать на своем, и при этом еще критиковать и обвинять в равнодушии сторону, не удовлетворяющую его просьбу.

Гибель Эхо. О древней легенде

Другой вариант нарциссизма копирует греческую легенду о юноше Нарциссе, который пренебрег любовью нимфы по имени Эхо, умершей затем от разбитого сердца. Юношу за это наказала богиня Афродита, наслав на него проклятье. Молодой Нарцисс влюбился в собственное отражение в воде и погиб от восхищения собой.  Самовлюбленность – это действительно проклятие для человека.  Наглядность легенды видна на картинах, где изображен легендарный юноша. Картина образно показывает направление всей душевной и духовной деятельности страдающего человека. Вся его энергия направлена в плоскость – в воду, которая растворяет в себе все и вся. Он видит там свое отражение, отражение смерти.  Человек, влюбленный в себя не видит ничего кроме плоскости, он отвернулся от неба, от Бога и погружен всем сердцем, душой и умом вниз, в плоскость, в прах.

Свет мой зеркальце, скажи…

Есть женщины (сейчас и молодые мужчины) часто проводящие время перед зеркалом. Они причесываются, подкрашиваются, посещают дорогие салоны красоты. Делают они это не только из тщеславия. Такие люди прямо одержимы своим телом, своей красотой. Тело  для них – единственная реальность в этом мире. С возрастом у таких людей появляется страх болезней, хотя уже красоте уделяется меньше внимания. Такое явление называют ипохондрией. Все эти недуги объединяются в одном – человек занят своей персоной, что ограничивает интерес к окружающей реальности. Моральная ипохондрия – дело здесь обстоит еще хуже. Человек занят не своей внешностью, а только своим внутренним, душевным состоянием. Человек все время думает, как бы не провиниться, что он сделал неправильно, в чем согрешил. При этом со стороны и в собственных глазах он видит себя совестливым и глубоко моральным и верующим человеком, даже готовым заботиться о других. На самом деле такой человек занят только собой, своей душой и совестью, что о нем скажут другие. Он живет только для себя. Другие люди, их проблемы и беды, реальность таких людей мало интересует. В отличие от тщеславия, нарциссизм менее заметен для неопытного взгляда. В нашей повседневной жизни нарциссизм проявляется в менее выраженной форме. Для наглядности приведем анекдот, который прекрасно выражает эту тему. Один поэт встречает друга, долго и нудно рассказывает о себе и своих делах. Наконец он говорит: «Что я все о себе, да о себе, давай поговорим о тебе. Как тебе понравилась мои последние стихи?» Этот поэт является типичным примером тех, кто занят только собой и интересуются другими постольку, поскольку они являются как бы эхом, отражением его персоны.

Как можно распознать больного?

Человеку, болеющему самовлюбленностью, свойственны качества самодовольства. Если он скажет несколько слов, то делает выражение, будто он сказал нечто очень важное. Обычно такие люди не слушают других, часто перебивают собеседника, впрочем, им вообще не интересно, что говорят другие. Если этот человек умен, он для вида может задавать вопросы и делать вид заинтересованности. Нарциссы очень болезненно реагируют на любую критику в их адрес. Он будет оспаривать обоснованную критику, будет проявлять гнев или подавленность. Также самовлюбленный человек может быть с виду скромный и безропотный, однако быть влюбленным в свою эту безропотность и скромность. Часто признаки нарциссизма, особенно в крайних проявлениях, можно определить внешне - по выражению лица этого человека. На лице такой личности можно увидеть блеск ума или некую усмешку, которая одним придает выражение самодовольства, другим, сияющим от счастья, – ребячливости, что вызывает доверие. У таких «болящих» людей особый блеск глаз, который одни принимают за признаки святости, другие – за признак помешательства. Как бы не выглядели формы этого душевного заболевания, - а таковых множество, здесь же перечислены только самые яркие, - общим для них является отсутствие подлинного интереса к внешней реальности, к реальным людям, к реальным проблемам общества.

Уход от мира …

К сожалению можно наблюдать, как в среде верующих одобряется тенденция отрицания реальности. Не в смысле отрицания зла мiра сего, греха, а отрицания самого этого мира, внешней среды  - общества, государства, людей, общественных явлений. Часто из уст верующих можно услышать такие фразы, отдельные или все вместе: «Мы не смотрим телевизор, не читаем газет, не слушаем радио, не участвуем в политике, не ходим на выборы, у власти масоны, в бизнесе воры, и вообще кругом зло…» и прочее и прочее. Но такие люди, как правило, совершив внешний акт удаления от общества, не занимают силы своей души внутренним духовным деланием, борьбой со страстями, жительством во всем по заповедям Христа. Внешне такой человек принимает на себя порой и аскетическое, почти, что иноческое делание, а на самом деле устраняется от реальных проблем, оставаясь при этом глубоко страстным человеком. К монашеству не все способны. Такому человеку лучше оставаться в миру, стараясь в нем жить по-христиански, познавая свои немощи и смиряться от этого, а также и бороться со злом мира сего и трудиться для Церкви. Таким образом, постепенно приобретая смирение, такой христианин научается и любви христианской, к которой он призван Христом: «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Между тем неразумное удаление от мира в затвор развивает гордыню. Поэтому подобные «подвижники» приравнивают себя к монахам, к пророкам, и с этой высокой колокольни смотрят на «падший мир», обвиняя и осуждая всех и вся. Они забывают слова Христа, Который говорил: «Я пришел не судить мир, но спасти мир». Видимо, для многих гораздо легче увидеть зло вокруг, чем увидеть зло в себе, увидеть свою душевную и духовную болезнь и бороться с этим.  С точки зрения психологии вышеупомянутый уход от мира может быть связан с болезненным проявлением нарциссизма, когда внешняя реальность для больного человека, его область «не-Я» – неполноценна, аморальна, опасна и враждебна. Человек с таким убеждением приходит к колоссальному искажению вещей. Все, что вне его интересов – недооценивается, а то, что касается его личности – переоценивается.

Предметы и качества самовосхищения

Человек не обязательно может влюбляться только в свою личность. Нарциссизм может проявляться как пристрастие нарцисса к отдельным своим качествам, например, - к чести,  к образованности,  к интеллигентности, к физическим способностям, к остроумию, к отдельным членам своего тела  - носу, волосам, ногам и др. Если спросить такого человека, что есть его личность, он скажет, что «он» это - его разум, совесть, богатство и другое.  Это заболевание проявляется и когда больной человек переносит свой нарциссизм на все, что связано с его личностью в этой жизни. Идеи, имущество, родственники, дети, друзья – все, что входит в сферу его интересов и служит пищей для самолюбования. Часто любовь родителей к своим детям имеет нарциссический характер. Они считают, что их дети самые красивые, умные и они лучше других. Родители переносят свое нарциссическое «Я» на детей, и видят в них продолжение своей личности, не осознавая того, что ребенок – это совершенно отдельная личность. Языческие культы и религии, их идолы как раз представляют и питают различные нарциссические аспекты человека и его природы.  В отличие от язычества православное христианство призывает человека избавиться от недуга самовосхищения и самовлюбленности. Заповеди Христовы направляют человека любить Бога, близких, родителей, своих врагов. Пример – Сам Христос, Который добровольно пожертвовал своей жизнью за падших людей, показав людям истинный путь духовного совершенства, путь спасения от смерти. К сожалению, некоторые люди и целые общества могут из какой-либо идеи сделать культ самовосхищения и насильственно навязывать его всему миру. Например, так делали католики в своих крестовых походах, в инквизиции, когда именем Христа мечом и огнем уничтожались нехристиане, а протестанты вырезали индейцев в Северной Америке. Эти несчастные верующие вообразили себя мечом Правосудия, приравняв себя к Богу. Человек может передавать свои страсти в общество, находясь в поисках удовлетворения своих больных идей. Тяжелые последствия бывают, когда общественный деятель или политик, больной нарциссизмом начинает любыми средствами добиваться одобрения своих фантазий среди миллионов людей. Они ищут восторженных возгласов, аплодисментов, сопровождающих массовый психоз народа. Вспомним Ленина, Гитлера, сюда же можно отнести и Сталина, явно страдающего от этого заболевания. Вожди, больные манией величия, «лечили» свой нарциссизм тем, что переделывали общество под себя, физически уничтожая вокруг себя каждого критика, каждого, кто не принимает этих бредовых идей.  Посмотрите, как США сегодня проводят политику демократизации по всему миру. Североамериканская демократия стала нарциссической страстью целого государства! Они считают эту систему самой лучшей, и лучше, по их мнению, быть не может, а кто не согласен, того ждет экономическая блокада или военная расправа.

Общественный нарциссизм как источник насилия

Индивидуальный нарциссизм может превращаться в групповой. Род, нация, религия, раса и подобное помещаются на место индивидуального поклонения и превращаются в предмет нарциссической страсти. Существование группового нарциссизма зависит от веры людей в их исключительность, превосходство над другими, или, по крайней мере, в свою правоту. Если в группах, обществах, нациях, религиях нарциссизм (любование своим блеском, славой, красотой, умом, своими убеждениями) преобладает над благородными целями созидания, творчества, служения ближнему и обществу, то рано или поздно наступает моральная, нравственная, духовная, физическая деградация и распад этого общества или группы. В обществе, которое ориентирует большинство своих членов на материальное удовлетворение, вместо духовного развития, со временем появляются признаки злокачественного нарциссизма. Для людей бедных в культурном и духовном отношении, нарциссическая гордость к принадлежности к этой группе (нации, религии, расе) является единственным источником удовлетворения. Жизнь для людей в таких обществах не представляет интереса, у них нет творческого и духовного развития, что приводит к крайним, экстремистским проявлениям нарциссизма. Для примера можно сказать о расовом нарциссизме «третьего рейха» в Германии, воплотившегося в государственную политику и международную агрессию в 30 годах XX столетия. Дикий расовый нарциссизм существует и в наши дни, например в южных штатах США, в странах постсоветской Прибалтики, где например, многие русские считаются «не гражданами» страны. Во всех этих случаях рассадником нарциссических чувств остается мелкая буржуазия (еще их называли мелкими лавочниками). Отсталый и обделенный в духовном и культурном отношении класс, без надежды на изменение своей ситуации (так как эти группы являются пережитком прошлого) знает только единственное удовлетворение - непомерно раздутое представление о себе, как о самой значительной группе в мире, которая чувствует свое превосходство над другими, по их мнению, неполноценными группами. «Даже если я не очень богат, необразован, я все же представляю нечто важное, поскольку я принадлежу к самой замечательной группе в мире: «Я – белый». Или: «Я – ариец».  Групповой нарциссизм распознать сложнее, чем индивидуальный. Предположим, что некто рассказывает о своей семье, и говорит, что его семья – самая лучшая на земле, что только они чистые, истинно верующие, культурные и духовные люди, все остальные – глупы, грязны, неграмотны, неполноценны, враждебны. Такие высказывания будут восприняты как агрессия, грубость, наглость или как речь сумасшедшего. Однако если оратор будет говорить в своей речи не про свою семью, а про народ, нацию, религию, страну, партию – то многие будут славить и уважать его как патриота, как правоверного и нравственного человека. Польщенный такой самовлюбленной энергией народ или группа могут совершать перевороты и революции!  У каждого народа есть свои достоинства и недостатки. Если народу указать в нужный момент на его славную историю, его лучшие качества, то этим можно подвигнуть его на великие свершения. Вспомним Великую Отечественную войну, когда коммунисты вынуждены были достать из советского небытия имена св. Александра Невского и др., чтобы спасти свой режим. И это надо делать постоянно для воспитания народа, а не только в нужный для власти момент. И при этом не обязательно унижать другие народы. Революция в России была сделана на ложном патриотизме, - на противоположном чувстве по отношению к исторической России. Ораторы, провозглашающие «избранность» группы могут стать вождями. Для большинства людей «разумно» - когда с этим соглашаются миллионы. Для многих рядовых нацистов было «разумным» сжигать в газовых печах, ставить медицинские эксперименты, расстреливать, морить голодом миллионы детей, женщин, мужчин и стариков другой нации. Для верных Ленину и Сталину товарищей было «разумно» расстреливать и гноить в концлагерях миллионы православных христиан: монахов, священников, казаков, офицеров, крестьян и рабочих.

Нарциссизм сегодня

В России, например, на почве материальных трудностей, болезненных «реформ» 1990 годов, групповой нарциссизм пророс на национальной почве, в конфессиональной среде, превратившись в отдельных уголках страны в откровенный бандитизм и терроризм.  К великому сожалению, это явление появляется сегодня среди людей, считающими себя православными, в группах, где обильно поливается почва разговорами об исключительности «русских», о «великой России» о «вражеских заговорах», при этом такие люди, как правило, настроены негативно по отношению к Православию. Появляются группы верующих по национальным признакам с маленькими национальными вождями внутри группы.  Возрождается и пропагандируется некоторыми людьми поклонение Сталину. В обществе с новой силой замаячил призрак К. Маркса. Руководители крупнейших Российских партий без стеснения говорят о воплощении в жизнь «идей Маркса», этого идейного «гуманиста». Время от времени появляются инициативы «снизу», а вернее всего это проделывается истинными врагами России, различные ложные «национальные», «общественные» и «гражданские» движения, которые нагло и грубо соблазняют народ на разрушительное самолюбование и гордость своей нацией или вероисповеданием, и обязательно указывают внешних и внутренних «врагов». Главная цель этих действий – возмутить человека, отвлечь его от истинного пути, расколоть созидательное движение в России. Обычно на такие «приманки» попадают люди склонные к нарциссизму. Больным нарциссизмом людям обязательно нужен «вождь», который воплощает самовлюбленную энергию в жизнь. Неудивительно, что в группах верующих появляются, так называемые младостарцы, и некоторые группы «верующих» приобретают свойства секты.

Реальная цель России - христианство

У России действительно есть великая миссия в мире – хранение истинного, неискаженного христианства – Православия – и проповедь о нем всему миру перед концом истории. Для этого России нужен православный монарх, а Россия должна возродиться как православная монархия и осознать смысл своего существования в служении Богу, в хранении Православия в условиях враждебной мировой апостасии, а не в материальном благополучии граждан, как это сейчас провозглашается. Но это возрождение России (ибо, только это можно считать возрождением России) без Божией помощи невозможно, а ее (Божию помощь) еще надо заслужить, что при настоящем нравственном растлении нашего народа вряд ли возможно. Но невозможное человекам возможно Богу. Эта «русская идея» обязывает нас всех православных христиан, независимо от национальности, к ответственности, к жизни во Христе, к духовному трезвению, к молитве за себя и за Россию. Хотя иные в этой русской идее ничего не видят, кроме гордыни, и гнушаются ей, а иные действительно начинают ею гордиться без осознания причин катастрофы, постигшей Россию в ХХ веке и которая отнюдь не закончилась с падением режима КПСС и продолжается сейчас.

Опасная ловушка – прелесть

Религиозные секты, как правило, существуют до первой серьезной ошибки их «вождя», после чего их звезда славы закатывается, а секта, в лучшем случае – разбегается, в худшем  - кончают жизнь самоубийством, так как все их надежды рушатся в один миг. Вспомним историю с Пензенскими затворниками, которые замуровались в подземелье, ожидая конца света. Они всю зиму 2008 года просидели в катакомбах. Весной их сооружения размыла талая вода, это и было их «концом света». Их вождь, который, кстати, не разделил «подвига отшельничества» со своими единоверцами, был помещен в психиатрическую клинику. Не дождавшись конца света, наставник затворников пытался покончить жизнь самоубийством. Ошибки у таких вождей неизбежны в силу их искаженного видения реальности, а часто и основ христианства. Нарциссически «болящий» приравнивает себя к Богу. Вместо смирения и покаяния, он начинает приравнивать себя к Всевышнему и говорить от Лица Бога, - «пророчествовать», «прозревать», а главное - приказывать. Это так популярно сегодня среди «верующих» в современном мире. Часто можно услышать: «Вот там-то старец, он прозорливый, бесов изгоняет», и т.п.. Пришедши в храм, люди часто ищут не милосердного Бога – Христа, а ищут вождя, ищут своего рабства, ищут оракулов и волшебников. В среде верующих часто можно слышать и видеть самолюбование своей группой (приходом), своими добрыми делами, обожаемым священником, с одновременным осуждением других верующих и их пастырей. «Однако, - говорил Святитель Игнатий, - раб Христов не может быть чьим-то врагом. Где Христос, там нет зависти и рвения». «Верую… во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь», - произносят христиане каждый раз на Божественной литургии, и тут же некоторые забывают эти святые слова молитвы!  Если же самовлюбленная группа людей находится вне традиционной религии, можно наблюдать и такие последствия как возникновение молодежных фашиствующих группировок, которые могут убить человека только за цвет кожи или за «неправильный» разрез глаз. Убить за то, что они «не такие». Существование нарциссизма всегда противостоит рассуждению и любви. Это даже не нужно объяснять, и так понятно.

«Я есмь путь и истина и жизнь»

Православие призывает избавиться от идолов личного и группового нарциссизма, христианство говорит: «Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского… нет ни варвара, Скифа: ибо все вы одно во Христе Иисусе». Для спасения человечества, которое словно листья на деревьях, сменяется поколение за поколением, пришел Логос – воплощенное Слово Божие – Христос: «Я есмь путь и истина и жизнь» «Одно занятие может быть признанно истинно полезным, - говорит Святитель Игнатий, - во время кратковременной земной жизни, доколе наша череда зеленеет, - познание Христа, Который и податель вечной блаженной жизни, и путь к этой жизни. Христос присутствует в Евангелии, Евангелие – тот вертоград, в котором может найти Христа Мария – верная душа, пребывающая в покаянии… за городом, вне любви к миру. Там гроб Христов! Там плачут Его любимые – плачут пред Ним и о себе». Каждому необходимо взглянуть на себя со стороны, сверить свои мысли, дела и жизнь с Евангелием и сделать правильные выводы.

Александр Чураков.

http://pravoslavie44.blogspot.ru/2016/07/blog-post_14.html#more

voblago44.ru

САМОЕДСТВО: Психологическое самоуничтожение

Эмоциональная самоинтоксикация, которая в свою очередь, легко может стать причиной физической соматизации

 

Аутофагия: психологическое самоуничтожение

 

Как вам название? Звучит жутковато, правда? Но увы, этим действом занимаются очень многие люди среди нас. Психологический аутоканнибализм = аутофагия = самоедство в народе)

Об этом собственно и статья.

 

Как у и любого явления, у самоедства есть свои причины. Для их понимания стоит различать действия и намерения.

 

Например, родители исходя из "благих" намерений научить ребенка осознавать свои действия, ругают, наказывают и возможно даже бьют его. То есть есть действие укутанное в благое намерение. Не зря ведь говорят, что благими намерениями устлана дорога в ад.

 

Возвращаемся к самоедству.

«Благое» намерение самоедства – это защита.

Знакомое всем выражение:

«лучшая защита – нападение», в случае самоедства – нападение на себя.

 

Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru. Подписывайтесь! 

 

Это своего рода механизм детской психологической защиты: «наказывая себя самостоятельно, я освобождаюсь от наказания со стороны окружающих», устраивая внутри себя свой персональный ад...

Самонасилие как благое намерение — одна из мощных игр эго, которой родители научают детей в рамках их воспитания, что заметно на взгляд таких родителей облегчает процесс «воспитательных» манипуляций. 

 

Ребёнок медленно, но верно привыкает к мысли о том, что самый значимый социальный навык — умение соответствовать заданным кем-то значимым стандартов поведения, тогда есть шанс получить одобрение, поглаживание, похвалу, принятие, любовь — такие необходимые для комфортного самоощущения.

 

Убеждения, что нужно быть или идеальным или не быть вообще, что ошибаться это плохо, что нет права на недостатки находят своё отражения в шаблонах взаимодействия с миром.

В основе этих шаблонов и паттернов — отсутствие принятия и любви к себе, самоуважения, уверенности в себе, лишь закрепляют процесс самоедства, и в итоге ведут к перманентному саморазрушению.

 

Можно условно выделить основные виды самоедства:

 

Демонстративная форма самоедства - это "игра на публику". В этой игре человек не приносит себе особых психологических страданий — ибо это формальное самоедство, без соответствующего содержания. Это игра вымогания внимания, жалости, сочувствуя и поиск утешения во вне.

 

В определенной культуре самоедство является утонченным развлечением, вариантом мазохизма и частью образа жизни, чем можно когда-то выделиться, считая это интеллектуальным аристократизмом...(  

Тоскливая форма - привычка драматизировать свои промахи и постоянно перегонять одни и те же безрадостные мысли по кругу...

 

Интровертированное самоедство — здесь уже нет зрителей процесса самоедства. Данный вид самоуничтожения свойственен людям, с высоким уровнем чувства вины внутри себя и минимально низким уровнем любви к себе.  

У такого человека всегда есть повод поругать себя, а если нет-то он его обязательно придумает на ровном месте. Поэтому зачастую таким людям страшно оставаться наедине с собой.

 

Невротическое самоедство — это когда привычка к самоуничтожению становиться жизненной стратегий человека. Человек может даже не отслеживать сознательно данную стратегию своей жизни, ибо она для него единственная из возможных , на его взгляд.

 

Куда приводит самоедство?

 

Самоедство — процесс, мягко говоря малоприятный, закрепляющий внутри человека негативно окрашенное эмоциональное состояние, которое приводит к эмоциональной самоинтоксикации, которая в свою очередь, легко может стать причиной физической соматизации.

Ибо пребывание в негативно окрашенных эмоциях напрочь лишает человека возможности рационально, разумно решать какие-либо жизненные задачи, и очередной неуспех лишь усиливает мотивацию самоедства.

 

 

 

В состоянии перманентного самоедства, человек напрочь лишает себя возможности быть продуктивным и качественным в чём-либо.

Однозначно самоед - не творец априори.

Когда человек не принимает сам себя, как он может принять кого-либо?

Никак.

Какие отношения можно выстроить если нет принятия?

Никакие.

Бензин для машины самоедства — чувство вины. Чувство вины внутри человека делает его легким объектом для различных манипуляций. Самоеды-одни из самых управляемых людей.

 

Прежде чем завести речь о том, во что трансформировать привычку самоедства. Мне хотелось бы вам рассказать о Ёсинори Осуми, который доказал полезность аутофагии на физическом уровне для здоровья человека.  Да, вы не ослышались.

 

Этот специалист по клеточной биологии из Японии - стал Нобелевским лауреатом в области физиологии и медицины Пресс-релиз Нобелевского комитета гласит: 

 

Аутофагия - это процесс утилизации и переработки ненужных частей клетки - разного накопившегося в ней «мусора». Аутофагия присуща живым организмам, в том числе и нашим. Благодаря ей клетки избавляются от ненужных частей, а организм в целом - от ненужных клеток. 

Природа предусмотрительно наделила клетки столь удивительной и полезной способностью - переваривать то, что «выглядит» лишним или вредным. Действуют они почти как мы. Только автоматически.  

Упаковывают «мусор» в специальные мешки - аутофагосомы. Далее перемещают в контейнеры - лизосомы. Где «всякая гадость» разрушается и перевариваются. 

Продукты переработки - эдакое «вторсырье» - идут на производство топлива для питания клетки. Из них изготавливаются и новые строительные блоки, используемые для обновления клетки. Благодаря аутофагии клетка отчищается от попавшей в нее инфекции и от образовавшихся токсинов.   

Как вам?

Так вот возвращаясь к психологической фитофаги. Человеку есть чему поучиться у самого себя, вернее у своих клеток.

 

Как же правильно трансформировать самоедство в разумное действо?

 

Для этого, в первую очередь стоит взрослеть, брать на себя ответственность за свою жизнь.

Это позволит вам научиться четко различать установки привитые вам в ходе "благого" воспитания и действительно разумные паттерны, сформированные вам самостоятельно и которые способствуют укреплению уверенности в себе.

 

Кому-то достаточно разумного решения о том, что самоедство психологическое  в привычном виде есть банально опасно и посему есть смысл использовать более продуктивные способы взаимодействия с собой и миром. Кому-то нужны ритуалы по утилизации "отработанных" привычек, контейнированию их и переработке в новое сырье" для саморазвития)

 

А ещё лучше профилактика нежели утилизация — умение реализовывать свои психологические потребности качественно, дабы не было изначально повода для самоедства.

Ты то, что ты ешь (с). Выбирать вам-кем вам быть.

 

Автор Татьяна Лявенко

econet.ru

Пять способов саморазрушения, которым нас научили в детстве

Пять способов саморазрушения, которым нас научили в детстве

В процессе воспитания многие родители учат детей самопожертвованию и саморазрушению для удовлетворения чужих потребностей. Часто удовлетворение нужд родителей — основная функция, которую выполняют дети. Но это в корне неправильно: родитель должен заботиться о ребенке, а не наоборот. Многие становятся отцом и матерью, не будучи к этому готовыми. Речь не столько о материальном состоянии, сколько о психологическом и эмоциональном. Взрослые люди, живущие с неразрешенными психологическими проблемами, заводят детей по «неправильным» причинам и наносят им травмы, которые сами пережили в детстве.

В некоторых случаях родители желают детям самого лучшего и, чтобы не травмировать их, обращаются за помощью к психологам и много работают над собой. Но в большинстве случаев они не готовы обращаться за помощью к профессионалам, потому что это ставит их в неловкое положение и требует слишком много усилий.

Если ребенок постоянно чувствует угрозу, последствия такого воспитания могут преследовать его до конца жизни

В результате травмирующего воспитания ребенок вырастает подчиненным и зависимым от других. Он превращается во взрослого, который старается всем угодить, не умеет устанавливать личные границы, жертвует своими интересами или разрушает себя. Пять особенностей воспитания, которые с детства приучают жертвовать благополучием.

1. Недостаток любви и заботы. Во-первых, все случаи неприкрытого физического, сексуального или вербального насилия. Во-вторых, сюда относится скрытое или пассивное насилие, например, отвержение, эмоциональная холодность родителей, насилие над другими членами семьи, создающее губительную среду для ребенка, психологическое давление, манипуляция и ложь. Ребенок усваивает урок: его невозможно любить. Он считает себя плохим, дефектным, недостойным, неважным и неприметным. Он постоянно чувствует угрозу. Последствия такого воспитания могут преследовать до конца жизни.

«Хочу вернуть первую любовь, но она замужем»

2. Ложные представления. Родители и другие значимые взрослые внушают ребенку ложные убеждения. Они могут говорить о них явно или подавая пример поведением: «родители всегда правы», «я твой отец/твоя мать/твой учитель, так что я лучше знаю», «семья — главное в жизни», «ты еще маленький», «не будь эгоистом». Ребенок усваивает принцип: главный тот, кто сильнее. Потребности не важны, он должен удовлетворять чужие нужды. Заодно он понимает, что нельзя ставить власть под сомнение, ребенок должен подчиняться родителям.

Пять способов саморазрушения, которым нас научили в детстве

3. Нарушенная самооценка и чувство собственной важности. В токсичной среде ребенок усваивает много ложных представлений о себе, большинство из которых впоследствии принимает за собственные. Эти представления начинают определять его самовосприятие. Например, дети усваивают, что они никчемные, что они ответственны за все, что идет не так. Они застревают в состоянии выученной беспомощности. Они чувствуют, что не могут никому доверять и должны все делать сами. Их самооценка зависит от восприятия других людей: «Если я нравлюсь людям, все хорошо. Если я им не нравлюсь, все плохо».

4. Необоснованные ожидания и сценарий «обречен на провал». Многие родители ожидают, что их дети должны быть идеальными, и устанавливают нереалистичные стандарты. Что бы ни сделал ребенок, его накажут за «провал». На самом деле совершать ошибки нормально. Они необходимы, чтобы ребенок учился и развивался. Тем не менее многим детям родители запрещают ошибаться и сурово карают: наказанием, отвержением, отказом в любви и заботе. Дети вырастают тревожными и невротичными, превращаются в перфекционистов, которые стремятся все довести до совершенства или, наоборот, теряют мотивацию что-либо делать.

Вырастить психологически здорового ребенка проще, чем «исправить» искалеченного взрослого

5. Запрет настоящих мыслей и эмоций. Чувства человека передают важную информацию о его среде и благополучии, отражают восприятие реальности и помогают более точно осмыслять и систематизировать информацию об этой реальности. Запрещать детям испытывать определенные чувства и выражать их естественным образом — жестокое преступление. Чтобы подстроиться и выжить в токсичной и потенциально опасной среде, ребенок начинает подавлять свои истинные чувства и мысли. В противном случае он рискует потерять благосклонность родителей. Он учится подчиняться и разрушать себя. Такие дети становятся взрослыми, которые не знают, кто они и что они чувствуют, потому что с детства их заставляли подавлять свое «Я». Иногда значительная часть «я» теряется навсегда.

Вырастить психологически здорового ребенка проще, чем «исправить» искалеченного взрослого. Тем не менее во многих случаях взрослые оказываются в состоянии заново открыть свое «Я» и залечить раны с помощью работы над собой и профессионалов.

Дарий Сиканавичюс

Об авторе

Дарий Сиканавичюс, психолог-консультант, коуч по личностному росту. Его сайт.

Читайте также

www.psychologies.ru

из-за чего это происходит и как с ним бороться

Саморазрушение на энергетическом уровне является следствием негативных мыслей и эмоций, которые человек проживает на протяжении всей жизни. Это негативно отражается не только на самочувствии, но и на физическом здоровье.

Энергетика саморазрушения не способствует активной жизни и хорошему настроению. Человек перестает ощущать радость, и не способен к активности из-за недостатка сил и мотивации. Такое воздействие на собственное биополе является разрушительным, поэтому эзотерики советуют как можно быстрее взять себя в руки, чтобы избежать не только депрессии, но и физических недомоганий.

Из-за чего происходит энергетическое саморазрушение

Саморазрушение происходит из-за постоянного чувства вины и самобичевания. К человеку перестают поступать потоки положительной энергии в необходимом количестве, что ведет к частым перепадам настроения, обострению негативных эмоций и упадку сил.

Отсутствие любви к самому себе является еще одной причиной саморазрушения. Если вы не начнете любить и уважать себя как личность, то можете запустить негативную программу, избавиться от которой будет непросто.

Неприятие своих недостатков и постоянные негативные мысли по поводу собственного несовершенства создают энергетические бреши в биополе, которые способствуют оттоку положительной энергетики и делают человека уязвимым к внешнему негативу, в том числе сглазу и порче.

Негатив по отношению к собственным ошибкам, отсутствие самоуважения и постоянные обиды похожи на бомбу замедленного действия. Если вы не способны прощать себя и извлекать полезные уроки из ошибок и недочетов, то негативная энергетика со временем вытеснит положительную, что скажется на всех уровнях: от эмоционального до физического.

Как избавиться от саморазрушения

Научитесь смотреть на мир позитивно. Начните любить и уважать себя. У каждого человека есть свои достоинства, которые необходимо культивировать. Прекратите испытывать недовольство собой, подходите к зеркалу и улыбайтесь собственному отражению. Проговаривайте вслух все достоинства и то, чего вы хотите добиться от жизни. Таким образом вы дадите мозгу сигнал к действию.

Никогда не останавливайтесь. Запишите на листке бумаги план на ближайшее время и начните по пунктам выполнять все то, что приведет вас к счастью и благополучию. Это может быть список дел, отказ от вредных привычек, новый курс упражнений, который поможет вам исправить недостатки и несовершенства фигуры.

Опишите то, что с вами произойдет, если вы не прекратите заниматься самобичеванием. Помните, что негатив способствует преждевременному старению организма и разрушению внутренних органов.

Используйте проверенный способ избавиться от саморазрушения. Для этого опишите все свои недостатки в одной колонке, а в другой противопоставьте им ваши достоинства. Таким образом вы сможете проанализировать сложившуюся ситуацию, и найдете способ бороться за собственное счастливое будущее, в котором вас ожидают счастье, любовь и уважение окружающих вас людей.

Начните курс упражнений, которые помогут вам восстановить жизненный тонус. К примеру, тибетская гормональная гимнастика поможет вам вернуть утраченное здоровье, а бег по утрам или походы в бассейн поднимут настроение, помогут воспитать силу воли и настроиться на успех.

Любая программа самоуничтожения начинается с негатива, который вы испытываете по отношению к себе. Не забывайте и о том, что вы можете попросту сглазить самого себя, зацикливаясь на неудачах. Начинайте каждый день с улыбки и четкого плана дел, которые вам необходимо выполнить. Чаще бывайте на свежем воздухе, путешествуйте, проводите время с близкими, которые вас поддержат.

Автор: dailyhoro.ru

wiolife.ru

Как остановить программу саморазрушения - Психология

Программа самоуничтожения

Речь пойдет о моих взрослых детях, имеющих свои собственные семьи.Никто даже не может допустить предположения, что я и моя личная жизнь фактически давно безразлична для них. (за исключением одной дочери). Понимаете?! Мне невыносима сама мысль о том, что мои дети могут меня не любить, но это-так.Я не знаю причины такого отношения ко мне.Видимо однажды они поняли, что их мать(я)-несовершенна, и это стало для них шоком.Возможно, в какой-то момент я не удовлетворила какие-то их потребности.Наверно я породила какую-то глубокую обиду, которая потом переросла в ненависть.Мне захотелось признаться кому-нибудь, поэтому я пишу.Вы имеете право знать, чтобы дать мне какой-нибудь совет, быть может... Да, двое из моих детей-«нелюбящие» и даже внутренне «разрушающие меня» дети.Именно по этой причине я пытаюсь разорвать такую болезненную связь.Все трое живут в разных странах.Я живу поочередно с каждым из них, поскольку я не имею моего собственного места, где жить.Я всё когда-то уступила им.Мне некуда деваться.Я стала ненужной.Мне дают понять, что вскоре я должна уехать.Я не воюю, я соглашаюсь, я не хочу мешать никому. Я уже лет 5 тому назад в уме имею фразу" Я хочу избавить моих детей от себя"… Правда речь не идет о суициде.Я ищу возможные способы знакомств с мужчинами, чтобы начать житй своей собственной жизнью, Однако мне не удается встретить такого человека.Однажд я писал на этот сайт о странных взаимоотношениях с одним из мужчин.Эта история продолжается.Я в западне.Я вижу, чтомы не будем вместе никогда (!).У меня идет постоянная депрессия из-за него.Что касается детей, то сейчас я живу на территории сына (20 лет я была здесь хозяйкой )это-всё ешё болезненно. Я боюсь его. Я боюсь выразить своё мнение по любому поводу, чтобы он «не взорвался».Когда я приезжаю-какая-то жестокость и злоба просыпаются в нем. Потом, уезжая, я много плачу из-за того, что он так презирает меня.Мне позорно за меня самое и за него.Стыдно писать Вам об этом. Это является невероятно тяжело, но я пытаюсь себя защитить, установив дистанцию в отношениях.Отделиться, удаляясь, не разговаривая с ним, является трудно, но оказалось, что это- жизненно необходимо для меня, потому что я вызываю у него раздражение, а для меня это-нестерпимо больно. У нас внешне все нормально –я стараюсь общаться корректно, внутренне не реагировать, чересчур близко к сердцу ничего не принимать.Он и моя старшая дочь поддерживают со мной «хорошие» отношения, хотя и не особенно близкие.Пока я вдалеке от них, они пишут мне дружелюбные письма. Только со средней дочерью, мы имеем бесконечную, бескорыстную и светлую любовь между матерью и дочерью. Сами мысли: «Я -плохая мать»,«Я мешаю»,«Я должна избавить их от себя», являются разрушительными для меня.Поэтому я готова «сжечь все мосты». Было бы легче идти своим путём.Когда отношения слишком мучительны, то дистанция в них становится жизненно необходимой.

Я мечтаю обрести душевную защиту… и признаюсь, что не могу ее найти.Я стараюсь разобраться со своей жизнью и научиться согласиться с тем, что есть. Т.е.жить с этим…Я старалась полностью «отключиться» от них двоих, переехав к средней дочери.Во время моих (вначале довольно редких) посещений мы поддерживаем некую формальную связь… Это-мое выстраданное безразличие.Наше взаимодействие является похожим на поверхностную дружбу. Изменение стиля отношений с нелюбящими детьми позволяет сделать их менее болезненными.Это получается, если душе удается пережить эту давнюю отчужденность и нехватку тепла и любви.Моя боль притупилась со временем...

Действительно, трудно понять причину.Видимо, они не могут мне простить того, что я- неудачница, ничего не имею (ни дома, ни машины, ни счета в банке и даже мужчины )… Все мои попытки заслужить что-то положительное от нихкк, не увенчиваются успехом. Такое его отношение нельзя понять, это можно только принять как факт, дистанцироваться во всех отношениях, пережить и жить дальше.Я хотела искоренить всю свою боль, я старалась не зацикливаться, я простила всех, медитируя, проговаривая медитацию прощения, однако сейчас я понимаю, что мне следовало бы давно простить самое себя.Я знаю, что хочу оставаться в моем доме, где я прожила долгие годы. Сейчас, в связи с операцией, которую я имела 12-го июня, я,«на правах больной» живу здесь беспрепятственно.Сын вынужден «терпеть» моё присутствие.Правда, я чувствую, что должна уехать рано или поздно, поскольку я мешаю ему.Я чувствую отторжение.Он хочет быть свободным и это желание доходит до ненависти ко мне.По сути я -чужой человек для него.Мы имеем общение соседей, не более того...(«Привет!» и «До свидания!»).Однако моя любовь к нему остается, невзирая ни на что.Для меня он остается моим ребенком.И я так же хочу отдать ему все, что у меня есть, невзирая на то, что он не нуждается в этом. Когда я вылечилась, мне пора «перелетать из этого чужого гнезда в другое чужое гнездо».Всё ещё множество ожиданий и надежд остается в моей душе.Во многих из них я еще не определилась и не разобралась.Я живу в ожидании перемен, новшеств.Надеюсь на результаты каких-либо новых встреч здесь, где находятся все мои друзья.Так же я люблю мою работу(я художник) и пытаюсь реализоваться всё ешё, делая новую картину.Так или иначе я нахожусь в поиске моей точки опоры.Когда я уезжаю из чужой страны, где живет моя средняя дочь, то я выбираюсь на свободу(!).Я часто задаю мне самой этот вопрос: «Хочу ли я доживать мою жизнь в комфортной скуке и безумии безделия?»Именно такую жизнь я имею там... Мы с дочерью живём жизнь, лишённую какого-либо содержания и смысла.Всё, что окружает нас-показ, одна лишь видимость благополучия и богатства.Наши жизни являются жизнью комнатных растений.Все наши занятия не служат нам.Они не удовлетворяют нас.Нам не интересно жить. .Я исповедуюсь вам потому что ищу понимания. Я настолько не хочу уезжать, что теперь я преобрела новую болезнь(!).НО!!! Я не искала путь болезней(!), но будто Высшие силы, услышав мои мольбы остаться в моем родном городе «позаботились», предоставив возможность поселиться в противотуберкулезном диспансере... Да, теперь у меня теперь есть предлог остаться… А я не довольна.

www.liveexpert.ru

Почему у людей бывает склонность к саморазрушению?

В рамках философии, в том числе на стыке с психологией, существует множество концепций, отвечающих так или иначе на вопрос об источниках тенденции человека к саморазрушению. Например, часто к этой проблеме обращаются сторонники фрейдизма. 

Еще самими Фрейдом было намечены основы концепции "инстинкта смерти", или "мортидо", предполагающей, что в человеке вместе со стремлением к жизни и продлению своего рода (либидо) заложен своего рода "инстинкт смерти". Впоследствии эту концепцию развила последовательница Фрейда Мелани Кляйн. Обращались к теме деструктивности и самодеструктивности и другие авторы фрейдистского направления, например, Эрих Фромм, развивший свою оригинальную концепцию "биофилии" и "некрофилии" и увязывавший стремление к смерти и разрушению с неспособностью человека справиться со сложной, изменчивой и непредсказуемой реальностью жизни.

Современные авторы также обращаются к проблеме деструктивности. Славой Жижек в своей работе "Добро пожаловать в пустыню Реального", в частности, пишет о том, что стремление к деструктивности появляется в современном обществе на фоне того, что общество создает для человека иллюзию совершенного мира, своего рода виртуальную реальность СМИ, кинематографа, политических идеологий. Живя в этом идеализированном мире, из которого вытеснены все неприятные темы, человек рано или поздно начинает понимать, что с миром что-то не так. Это выражается в стремлении выйти за пределы иллюзии, в "тоске по реальной вещи", что эквивалентно стремлению разрушить сформировавшуюся общественную реальность. Секреты от клуба интеллектуалов Что нужно знать, чтобы выиграть в передаче «Кто хочет стать миллионером?»Почему у кого-то эта картинка двигается, а у кого-то нет?Почему ответ 30? 1+1+1+1+1 1+1+1+1+1 1+1х0+1=...Больше интересных загадок

Это, в принципе, можно распространить и на тему саморазрушения. В конце концов, если наше общество является иллюзией, то мы, как продукт этого общества, тоже иллюзорны, а значит, уничтожить общество, не уничтожив себя, невозможно. В том же "Бойцовском клубе", например, стремление разрушить общественную реальность и освободиться от нее для главного героя находит последовательное воплощение только в саморазрушении. Не разрушив себя как продукт этого общества, получается, невозможно избавиться от иллюзий, навязанных обществом.

Впрочем, все это ни в коем случае не значит, что саморазрушение - это выход. В той же работе Жижек хорошо показывает, что разрушение и саморазрушение, на самом деле, являются только лишь очередной иллюзией, никак не позволяющей продвинуться на пути к Реальному.

thequestion.ru

Глава 2 Механизм саморазрушения. Психология вредных привычек

«Непроизвольное Я» обладает множеством привычек, существующих помимо нашего сознания, которые могут неумышленно приводить к негативным последствиям. Я использовал слово «неумышленно», поскольку здесь, в отличие от последующих глав, мы не говорим о скрытых мотивах, таких как, например, гнев или ненависть к себе. В основном такое непроизвольное поведение служит задаче поддержания комфорта, самооценки, не подрывая наших базовых представлений о жизни, но оно способно и травмировать нас. Таково действие «непроизвольного Я», неподконтрольного сознанию. Как мы уже говорили, «непроизвольное Я» обычно заслуживает доверия. Мы постоянно принимаем решения ниже уровня сознания, большинство из которых нас вполне устраивает. Тем не менее «непроизвольное Я» часто ошибается из-за недостатка информации, предубеждений, неверной логики, социальных влияний, неверных убеждений и множества других факторов. Эти погрешности далеко не всегда приводят к саморазрушающим последствиям, но, когда это происходит, да еще и повторяется, возникают те самые ошибки, на которых надо учиться. Главное – обратить на них внимание. Такое поведение должно было бы вызывать самообвинение любого вида, однако в дело вступают умственная леность и жалость к себе. Яркое проявление подобного характера можно увидеть у мультипликационного персонажа Гомера Симпсона, лишенного рефлексии. Но попробуйте подумать о тех моментах, когда вы ненамеренно поставили себя в неловкое положение или причинили боль другим, не заметив очевидного или сделав неверные выводы. Или вспомните эпизод, когда вы совершили нечто под влиянием скрытых мотивов или когда пришлось поступиться принципами, чтобы лучше выглядеть в глазах других, о чем теперь жалеете. Тут главный посыл выглядит так: «Я знаю, что делаю, а что из этого получится – не моя вина».

Дело в том, что самые счастливые люди пребывают в не совсем реальном мире. Счастье (как мы обычно его определяем) зависит от специфического оптимистичного настроя или эгоистичного отношения к себе{15}. Нам всегда кажется, что мы немного лучше остальных. Мы самые правдивые, более воспитанные, мы справедливее других, мотивы наших поступков честнее, чем у многих. Мы лучшие водители и спиртное переносим тоже лучше остальных. Мы верим, что наши слабости не выходят за пределы нормы, они просто характерны для всех людей, и так со всеми остальными недостатками. С другой стороны, наши сильные стороны уникальны и бесценны. Нам хочется верить, что мы будем жить на десять лет дольше среднестатистического человека. Пока мы не испытываем настоящих трудностей, мы полагаем, что всем хорошим в жизни обязаны своим незаурядным качествам, а все плохое считаем просто невезением. Мы уверены, что успех приходит благодаря нашим талантам, тогда как неудачи списываем на внешние обстоятельства. Мы слышим только позитивную обратную связь, но весьма скептически относимся к негативным отзывам. Мы лучше помним свои успехи, чем поражения. Мы тщательно выбираем примеры, с которыми хотим себя сравнивать. Счастливые и уверенные в себе люди твердо верят, что их хорошие черты – большая редкость и высокая ценность, ну а вредные привычки – это «то, что делают все без исключения».

Иными словами, мы склонны считать, что гораздо меньше подвержены ложным представлениям, чем среднестатистический человек{16}. В собирательном смысле эти убеждения отражают ошибку эгоистичности. И она позволяет нам быть счастливее – до тех пор, пока она не становится единственной движущей силой. Некоторые из этих убеждений становятся самосбывающимся пророчеством, что приводит к потрясающим результатам: оптимисты оказываются упорнее пессимистов; у позитивных людей больше друзей. Другие склонности просто поддерживают нашу самооценку.

«Непроизвольное Я» (то, что мы обычно представляем внешнему миру, то, как мы действуем в моменты беспечности) – это наша личность. Однако то, что мы считаем своей личностью, связано с «сознательным Я»; мы судим о ней по нашим поступкам и по тому, что нам говорят окружающие. Когда мы задаем себе вопрос: «Я хороший друг? Честный человек? Спокойный? Добрый?» – мы находимся во власти собственных представлений и умозаключений. Некоторые из них исходят из того, что говорили другие люди, особенно наши родители, а некоторые – наши собственные выводы. И все это, вместе взятое, безусловно, основывается на личных интересах. Мы сплетаем воедино свою реальность и поток повествования, помогающие осознать самих себя. К сожалению, все это, как правило, не соответствует нашей «реальной» личности. Доброта, открытость, лидерство, законопослушность, чувствительность, умение рисковать, скептицизм – вы полагаете, что знаете за собой все эти качества. Но есть существенная разница между нашей сознательной верой в свои сильные стороны и тем, как оценивают в нас эти качества друзья. Себялюбие позволяет видеть себя в лучшем свете, привлекательнее, с характеристиками, далекими от неприятной правды. Суждения друзей будут иметь больше общего между собой, чем с нашими оценками; более того, они будут вернее оценивать наши поступки и расходиться с нашими представлениями о себе{17}.

За последние 30 лет социальные психологи усердно составляли список склонностей, позволяющих нам лучше уживаться с собой и собственной жизнью. В «Википедии» мы найдем длинный перечень таких ошибок эгоистичности («Список когнитивных искажений»), читая который, сделаем много открытий. Как только мы задумаемся, как на самом деле наш мозг принимает решения, немало удивимся разнообразию способов самообмана. Некоторые из этих искажений представляют собой такие классические защитные механизмы, как отрицание или рационализация, давно сформулированные и научно обоснованные. Другие стали открытием недавно. Но все они служат одной цели – искажать реальность таким образом, чтобы почувствовать себя комфортнее. Большинство этих искажений не опасно и просто помогает нам в повседневной жизни. Однако иногда мы искажаем действительность до такой степени, что не видим настоящей опасности и идем на реальный риск. В этот момент мы вступаем на территорию самодеструктивного поведения. Если вы постоянно спотыкаетесь о камень, лежащий на пути, пора что-то с этим делать.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru