Эго-психология (А.Фрейд, Э Эриксон). Эго психология эриксона кратко


Эго-теория личности Э. Эриксона - часть 2

1.2 Эго-психология, как результат развития психоанализа

Многие исследователи после Фрейда пытались пересмотреть психоанализ, чтобы показать значение эго-процессов и проследить их развитие. Наиболее выдающимся из эго-психологов был Эрик Эриксон. Теоретические формулировки Эриксона касаются только развития самого эго. Хотя он постоянно настаивал на том, что его идеи не более, чем дальнейшее систематическое развитие концепции З. Фрейда о психосексуальном развитии в свете новых открытий в социальных и биологических науках, Эриксон решительно отошёл от классического психоанализа по четырём важным пунктам. Необходимо отметить, что в его работах отчётливо виден решительный сдвиг акцента от ид к эго, что сам Фрейд только частично признавал в последние годы своей деятельности. С позиции Эриксона, скорее именно эго составляет основу поведения и функционирования человека. Он рассматривал эго как автономную структуру личности, основным направлением развития которой является социальная адаптация, а параллельно идёт развитие ид и инстинктов. Такой взгляд на природу человека, который назван эго-психологией, в корне отличается от раннего психодинамического мышления тем, что эго-психология описывает людей как более рациональных и поэтому принимающих осознанные решения и сознательно решающих жизненные проблемы. В отличие от Фрейда, считавшего, что эго борется, пытаясь тем самым разрешить конфликт между инстинктивными побуждениями и моральными ограничениями, Эриксон доказывал, что эго — это автономная система, взаимодействующая с реальностью при помощи таких психических процессов, как восприятия, мышления, внимания и памяти. Уделяя особое внимание адаптивным функциям эго, Эриксон считал, что человек, взаимодействуя с окружением в процессе своего развития, становится всё более и более компетентным1 .

Также Э. Эриксон развивает новый взгляд относительно индивидуального взаимоотношения с родителями и культурным контекстом, в котором существует семья. Если Фрейда интересовало влияние родителей на становление личности ребёнка, то Эриксон подчёркивает исторические условия, в которых формируется эго у ребёнка. Он основывается на результатах наблюдений за людьми, принадлежащими к различным культурам, чтобы показать: развитие эго неизбежно и тесно связано с меняющимися особенностями социальных предписаний и системой ценностей.

Теория развития эго охватывает всё жизненное пространство индивидуума (период от младенчества до старости). Фрейд же, напротив, ограничился влиянием ранних детских переживаний и не уделял особого внимания вопросам развития за пределами генитальной стадии. Важно отметить, что у Фрейда и Эриксона были разные взгляды на природу и разрешение психосексуальных конфликтов. Целью Фрейда было раскрытие сущности и особенностей влияния на личность неосознаваемой психической жизни, а также объяснение того, как ранняя травма может привести к психопатологии в зрелом возрасте. Эриксон, наоборот, видел свою задачу в том, чтобы привлечь внимание к способности человека преодолевать жизненные трудности психосоциального характера. В его теории главным является качества эго, т.е. его достоинства, раскрывающиеся в различные периоды развития. Возможно, это последнее различие является ключевым для понимания концепции Эриксона об организации и развитии личности. Фрейдовскому фаталистическому предупреждению о том, что люди обречены на социальное угасание, если отдадутся своим инстинктивным стремлениям, противостоит оптимистическое положение о том, что каждый личный и социальный кризис представляет собой своего рода вызов, приводящий индивидуума к личностному росту и преодолению жизненных препятствий. Знание того, как человек справляется с каждой из значимых жизненных проблем или как неадекватное разрешение ранних проблем лишило его возможности справляться с дальнейшими проблемами, составляет, по мнению Эриксона, единственный ключ к пониманию его жизни.

Но между двумя этими великими людьми существовали не только теоретические расхождения, но и вопросы, по которым их мнение совпадало. Например, и Фрейд, и Эриксон считали, что стадии развития личности предопределены, и порядок их прохождения является неизменным. Эриксон также признаёт биологическые и сексуальные основы всех более поздних мотивационных и личностных диспозиций и принимает фрейдовскую структурную модель личности (ид, эго, суперэго).

1.3 Эпигенетический принцип

Свою модель стадий человеческого развития Эриксон называл эпигенетической (epigenetic model). Эта модель — первая психологическая теория, детально описывающая цикл человеческой жизни: детство, зрелость и старость. По Эриксону, психологический рост личности похож на развитие эмбриона. Понятие эпигенез подразумевает, что каждый элемент развивается над остальными частями. «Эпи» означает «над», а «генезис» — рождение. Модель Эриксона по структуре напоминает эмбриональное развитие, при котором возникновение каждой последующей стадии определяется развитием предыдущей.

Все органы живого существа и их системы развиваются в определённые периоды времени и в заданной последовательности. Эриксон поясняет эпигенетический принцип так: «Всё, что растёт, имеет почву, из этой почвы поднимаются отдельные части, каждая из которых имеет свой срок роста, пока все части не поднимутся и не образуют единое функциональное целое».

Другими словами эту фразу можно трактовать так:

1. личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешён готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия;

2. общество устроено таким образом, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а также поддерживать наравне надлежащий темп и правильную последовательность развития.

В своей книге «Детство и общество» Эрик Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития эго (или как по-другому говорят на «восемь возрастов человека»). Согласно его утверждению, эти стадии являются результатом эпигенетически развёртывающегося «плана личности», который, в свою очередь, наследуется генетически. Эпигенетическая концепция развития (по гречески означает «после рождения», «происхождение») базируется на представлении о том, что каждая стадия жизненного цикла наступает в определённое для неё время (так называемый «критический период»)? А также о том, что полноценно функционирующая личность формируется только путём прохождения в своём развитии последовательно всех стадий. Кроме того, согласно Эриксону, каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом — поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определённого уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на данной стадии. Иначе говоря, каждая из восьми фаз жизненного цикла человека характеризуется специфичной именно для данной фазы («фазо-специфической») эволюционной задачей — проблемой в социальном развитии, которая в своё время предъявляется индивидууму, но не обязательно находит своё разрешение. Характерные модели поведения для индивидуума обусловлены тем, каким образом в конце концов разрешается каждая из этих задач или как преодолевается сам кризис. Конфликты играют жизненно важную роль в теории Эриксона, т. к. рост и расширение сферы межличностных отношений связаны с растущей уязвимостью функций эго на каждой стадии. В то же время он отмечает, что кризис означает «не угрозу катастрофы, а поворотный пункт, и тем самым онтогенетический источник как силы, так и недостаточной адаптации».1

Каждый психосоциальный кризис, если рассматривать его с точки зрения оценки, содержит и позитивный, и негативный компоненты. Ведь если конфликт разрешён успешно (т. е. на предыдущей стадии эго обогатилось новыми положительными качествами), то теперь эго вбирает в себя новый позитивный компонент (базальное доверие и автономию), и это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. Но, если конфликт остаётся неразрешённым или получает неудовлетворительное разрешение, развивающемуся эго тем самым наносится вред, и в него встраивается негативный компонент (например, базальное недоверие, стыд, сомнения). Хотя на пути развития личности возникают теоретически предсказуемые и вполне определённые конфликты, из этого не следует, что на предшествующих стадиях успехи и неудачи обязательно одни и те же. Качества, которые эго приобретает на каждой стадии, не снижают его восприимчивости к новым внутренним конфликтам или меняющимся условиям. Задача состоит в том, чтобы человек адекватно разрешал каждый кризис, и тогда у него будет возможность подойти к следующей стадии развития более адаптивной и зрелой личностью.

Эриксон придавал большое значение воспитанию в раннем детстве. Все восемь стадий развития личности в психологической теории Эриксона представлены следующим образом:

mirznanii.com

Эго-психология Эриксона | Шпаргалка к написанию экзаменов

С позиций Эриксона, Эго составляет основу поведения и функционирова¬ния чел. и явл. автономной личност. стр-рой, осн. направлением развития к-рой можно назвать социальную адаптацию. Эго взаимодействует с реаль¬ностью при помощи восприятия, мышления, внимания и памяти, способствуя возрастанию компетентности чел. Развитие Эго неизбежно связано с социо¬культурным контекстом и охватывает все жизн. постранство от рождения до смерти.

Человек в процессе жизни проходит восемь универсальных для всего чело-вечества стадий, восемь возрастов. Эпигенетич. концепция развития (греч. «пос¬ле рождения») базируется на представлении о том, что каждая стадия жизн. цикла наступает в определ. для нее время («критический период»), что полноценно функционирующая личн. формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий.

Каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом — поворотным моментом в жизни чел., возникающим как следствие достижения определ. уров¬ня психол. зрелости. Любой кризис представляет собой своего рода вызов, приводящий чел. к личностному росту и преодолению жизн. препятствий.

Первая стадия (1-й год жизни) носит название орально-сенсорной и предпола-гает формирование базального доверия или недоверия к миру. Вторая стадия (1— 3 года)—мышечно-анальная—предполагает формирование автономии или стыда и сомнений. Третья стадия (3—6 лет)—локомоторно-генитальная — способству¬ет формированию инициативности или вины. Четвертая стадия (6—12 лет)—ла-тентная — предполагает развитие трудолюбия или чувства неполноценности. Пятая стадия (12—19 лет)—подростковая—закладывает основы Эго-идентичности или ролевого смешения, неопределенности. Шестая стадия (20—25 лет) — ранняя зре¬лость — направлена на формирование чувства интимности либо изоляции. Седь-мая стадия (26—64 года) — средняя зрелость — связана с появлением чувства продуктивности или застоя. Восьмая стадия (65 лет—смерть)—поздняя зрелость— предполагает формирование Эго-интеграции или отчаяния.

Для наступления каждого кризиса существует приоритетное время, обуслов-ленное генетич. последовательностью развития. Если первый кризис вовремя не разрешается (как и любой последующий), дилемма доверие—недоверие будет возникать снова и снова на каждой последующей стадии развития.

Общ-ву и чел. придается равное значение в формировании личн. на всем протяжении жизни. Результаты первых четырех стадий развития практически полностью детерминированы влиянием социума, а разрешение конфликтов на более поздних возрастных этапах становится все более зависимым от внутр. факторов.

Стадии психосоциального развития по Э. Эриксону

1. Младенчество

Первая стадия развития человека соответствует оральной фазе классического психоанализа и обычно охватывает первый год жизни. Развивается параметр социального взаимодействия, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным – недоверие.

Степень доверия, которым ребенок проникается к окружающему миру, к другим людям и к самому себе, в значительной степени зависит от проявляемой к нему заботы.

2. Раннее детство

Вторая стадия охватывает второй и третий год жизни, совпадая с анальной фазой фрейдизма. У ребенка развивается самостоятельность на основе развития его моторных и психических способностей. Если родители предоставляют ребенку делать то, на что он способен, a не торопят его, у ребенка вырабатывается самостоятельность.

Но если воспитатели проявляют нетерпение и спешат сделать за ребенка то, на что он и сам способен, у него развивается стыдливость и нерешительность.

Если из этой стадии ребенок выйдет с большей долей неуверенности, то это неблагоприятно отзовется в дальнейшем на самостоятельности и подростка, и взрослого человека.

3. Возраст игры

Третья стадия обычно приходится на возраст от четырех до пяти лет. Он начинает сам придумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия других детей или подражать им. Социальный параметр этой стадии развивается между предприимчивостью и чувством вины.

От того, как в этой стадии реагируют родители на затеи ребенка, во многом зависит, какое из этих качество перевесит в его характере. Дети, которым предоставлена инициатива в выборе моторной деятельности, которые по своему желанию бегают, борются, возятся, катаются на велосипеде, на санках, на коньках, вырабатывают и закрепляют предприимчивость. Закрепляет ее и готовность родителей отвечать на вопросы ребенка и не мешать ему фантазировать и затевать игры.

4. Школьный возраст

Четвертая стадия – возраст от шести до одиннадцати лет, годы начальной школы. В этот период у ребенка развивается способность к дедукции, к организованным играм и регламентированным занятиям. Психосоциальный параметр этой стадии характеризуется умелостью сводной стороны и чувством неполноценности с другой.

В этот период у ребенка обостряется интерес к тому, как вещи устроены, как их можно освоить, приспособить к чему-нибудь.

Когда детей поощряют мастерить что угодно, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость и способности к техническому творчеству. Развитие этого параметра зависит не только от родителей, но и от отношения других взрослых.

5. Юность

При переходе в следующую 5-ую стадию (12-18 лет) ребенок сталкивается, как утверждает классический психоанализ, с пробуждением "любви и ревности" к родителям.

Подросток созревает физиологически и психически, и в добавление к новым ощущениям и желаниям, которые появляются в результате этого созревания, у него развиваются и новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Важное место в новых особенностях психики подростка занимает его интерес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают.

Эриксон считает, что возникающий в этот период параметр связи с окружающим колеблется между положительным полюсом идентификации Я и отрицательным полюсом путаницы ролей. Иначе говоря, перед подростком, обретшим способность к обобщениям, встает задача объединить все, что он знает о себе самом как о школьнике, сыне, спортсмене, друге, бойскауте, газетчике и так далее. В отличие от предыдущих стадий, где родители оказывали более или менее прямое воздействие на исход кризисов развития, влияние их теперь оказывается гораздо более косвенным. Если благодаря родителям подросток уже выработал доверие, самостоятельность, предприимчивость и умелость, то шансы его на идентификацию, то есть на опознание собственной индивидуальности, значительно увеличиваются.

6. Ранняя зрелость

Шестой стадией жизненного цикла является начало зрелости – иначе говоря, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, то есть от конца юности до начала среднего возраста.

Эриксон, учитывая уже совершившееся на предыдущем этапе опознание Я и включение человека в трудовую деятельность, указывает на специфический для этой стадии параметр, который заключен между положительным полюсом близости и отрицательным – одиночества.

Под близость Эриксон понимает не только физическую близость. В это понятие он включает способность заботиться о другом человеке и делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. С близостью дело обстоит так же, как с идентификацией: успех или провал на этой стадии зависит не прямо от родителей, но лишь от того, насколько успешно человек прошел предыдущие стадии.

7. Средняя зрелость

Седьмая стадия – зрелый возраст, то есть уже тот период, когда дети стали подростками, а родители прочно связали себя с определенным родом занятий. На этой стадии появляется новый параметр личности с общечеловечностью на одном конце шкалы и самопоглощенностью на другом.

Общечеловечностью Эриксон называет способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира.

Тот же, у кого это чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточивается на самом себе и главной его заботой становится удовлетворение своих потребностей и собственный комфорт.

8. Поздняя зрелость

На восьмую и последнюю стадию в классификации Эриксона приходится период, когда основная работа жизни закончилась и для человека наступает время размышлений и забав с внуками, если они есть. Психосоциальный параметр этого периода заключен между цельностью и безнадежностью. Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение. Тот же, кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все сначала уже поздно и упущенного не вернуть. Такого человека охватывает отчаяние при мысли о том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь.

shpargalum.ru

Эго-психология (А.Фрейд, Э Эриксон). — МегаЛекции

Аналитическая психология К.Г. Юнга.

В основе – коллективное бессознательное – оно в большей степени определяет поведение человека, чем индивидуальное. имеет культурно-историческое образование человечества в целом и данного общества в частности. Проявляется в виде архетипов – одна из сторон психики человека:

- маска (персона)

- тень – злое начало

- благородный рыцарь

- добрый молодец

- мудрец

- анима (анимус)

Каждый архетип с одной стороны олицетворяет определенную сторону чел-а и одновременно определяет способ восприятия других людей.

Высший архетип самость – символ определенности, гармоничности различных сторон личности.

Учение о психологических типах: 8 типов (мышл, эмоции, ощущ-я, интуиция + экстра- или интроверсия).

Бу Юнг гиене наьаа ерейдеех ете, оссо информацията кордоноорун)

Индивидуальная психология А. Адлера.

В основе - комплекс неполноценности. По его мнению, сексуальная энергия является движущей силой только в определенное время жизни.

Комплекс неполноценности - реакция на слабость, беззащитность. Чем он сильнее, тем сильнее стремление к совершенству. Сидоренко трактует комплекс неполноценности как комплекс недостаточности.

У чел-а формируется социальный интерес как противовес комплексу неполноценности.

Типы личности: 1. КН^, СИv - ипохондрия

2. КН^, СИ^ - чел-к реализует себя по отношению к другим людям.

3. КНv, СИv - растительный образ жизни

4. КНv, СИ^ - слабо развито стремление к совершенству, «медвежьи услуги».

Адлер использовал м-д ранних воспоминаний. У А. психоанализ более социализирован. Источники развития комплекса неполноценности:

- кажущиеся или действительные физические недостатки

- действительные психические недостатки

- источник – изнеживающие воспитание – человек теряет чув-во собственно ценности, жестокость приводит к нечувствительности, жестокости.

 

38. Неопсихоанализ (Э. Фромм, К. Хорни, Г.С. Салливен).

1. Карен Хорни.В основе – базальное чувство тревоги: как реакция только что появившегося на свет ребенка на враждебную среду, к-ая не покидает человека, но может компенсироваться заботой внутри семьи. Это чув-во порождает невротические потребности. Для компенсации невротического состояния строится идеализированный образ Я. Это не устраняет причины, а лишь приводит к обострению.

2. Эрих Фромм. Автор философско-гуманистического направления в психоанализе. В основе – экзистенциональное противоречие человеческого существования - на протяжении всего человеческого существования, вектор развития человека направлен к свободе от инстинктивной предопределенности + это свобода от биологически определенных особенностей поведения – свобода ложиться тяжким бременем на плечи человека – проблема выбора. Сущ-ет только один путь – творчество, но социальные условия препятствуют, и т.о. человек убежден , что самореализация невозможна, ищет пути бегства от свободы:

1. авторитаризм - основан на садомазохизме. Человек убежден, что смысл существования соотносится с целями, к-ые лежат за пределами «здесь и сейчас» - светлое будущее. Средства: чел-к соотносит свое поведение только с судьбой потомков. Это система: либо ты подаляешь, либо ты подавлен.

2.деструктивизм - необ-мо разрушать, убивать, чтобы не быть убитым. Присуще военной диктатуре.

3.автоматический конформизм - смысл существования в том, чтобы быть не хуже других.

 

Социальные типы хар-ра:

- рецепторный тип - человек на то, что все блага поступают из вне.

- Эксплуататорский - самое главное извлекать выгоду из др. людей

- Накопительный

- Никрофильный – min требования к выживанию и сущ-ию, нет необ-ти ничего добиваться

- Рыночный тип – принцип быть таким, какой нужен окр-щим. Для того, чтобы сохранить спрос.

Гарри Спок Салливен: межличностные отношения.

Салливен модифицирует и соединяет в своей концепции два наиболее распространенных в США психологических направления – психоанализ и бихевиоризм.

Личность человека, по Салливену, является не врожденным качеством, но формируется в процессе общения младенца с окружающими, т.е. "личность – это модель повторяющихся межличностных, интерперсональных отношений". В своем развитии ребенок проходит несколько этапов – от младенчества до юношества, причем на каждом этапе формируется определенная модель.

Салливен считал, что потребность и создает напряженность, и формирует способы ее преодоления динамизмы, которые являются не только моделями энергетических трансформаций, но и своеобразным способом накопления опыта, знаний, необходимых для удовлетворения потребностей, для адаптации. При этом существуют более и менее важные для жизни динамизмы, которые удовлетворяют разные по степени важности потребности. Главными, ведущими для всех людей потребностями Салливен считал потребность в нежности и потребность в избежании тревоги.

Таким образом, эта потребность в избегании тревоги становится ведущей для личности и определяет формирование "Я-системы", лежащей в ее основе.

Говоря о "Я-системе", Салливен выделяет три ее структуры – хорошее Я, плохое Я и не-Я.

 

Эго-психология (А.Фрейд, Э Эриксон).

В творчестве Фрейда можно выделить 2 этапа:

- выделение в структуре личности: бессознательное, предсознательное, сознательное.

- 20 гг. «Я и Оно», «По ту сторону удовольствия», «Единство Оно», «Оно и СверхЯ»

Оно – носитель инстинктов, наполненных либидной энергией; по принципу удовольствия.

СверхЯ – носитель моральных норм, как критик, цензор; по принципу « я должен»

Я – между Оно и СверхЯ следует принципу реальности, учитывает особ-ти внешнего мира, его свойства и отношения.

1. Если Я под влиянием Оно чув-во вины

2. Если СверхЯ слишком требовательно – ущемляется энергетика Оно.

Мех-мы защиты: вытеснение, проекция, регрессия, сублимация.

Т.о. по Фрейду, личность – это динамика побуждающих и сдерживающих сил ...

Стадии развития личности:

1. 0-1 год – зона кормления – оральная.

Потребность в еде; либидозное действие – кусание.

Оно наполнено либидозной энегией, м. получить когда наз\ходиться в состоянии сна. Мир безобъектен. Нет разделения Я и не-Я. Глобальное базовое нарциссическое состояние. Биологическая связь с матерью – потребность быть любимым. Недостаток удовлетворения первых желаний приводит к фиксации – жадность, капризность …

2. 2-3 л. анальная стадия. Либидо концентрируется вокруг ануса – центр внимания ребенка к-го приучают к опрятности. Основное внимание к усвоению социальных норм поведения. На этой стадии от Оно отщепляется Я. Впервые ребенок ищет компромиссы, интериоризует запреты – отсюда потом сформируется СверхЯ. Формируются определенные черты хар-ра и на всю жизнь.

3. 3-5 Фаллическая стадия – высшая ступень детской сексуальности. Либидная энергия обретает внешнюю предметность. Привязанность к одному из родителей, всплески чув-ва ревности к родителю своего пола, разрешение конфликта идет по линии идентификации себя с родителем своего пола. Следствием вытеснения является формирование СверхЯ. Появление тревоги, фрустрации и формирование вытеснения и сублимации. Черты личности – склонность к самонаблюдению, благоразумие, рационализм, усиление черт, свойственных полу.

4. 5-12 Латентная стадия – Я полностью контролируется импульсы Оно, либидная энергия переносится на усвоение социального опыта, знаний, на установление дружеских отношений за пределами семьи.

5.Генитальная стадия – стадия возвышения детских сексуальных стремлений. Подросток стремиться к сексуальным взаимоотношениям. Запреты со стороны социума вызывают феномен фиксации и регресса. Хар-на интенсивная борьба Я и Оно. Часто встречается Эдипов комплекс. Новые мех-мы защиты: аскетизм, интеллектуализация.

Патологические хар-ры:

1. психическая гомосексуальность – преувеличенное внимание к общению со своим полом, избегание противоположного.

2. нарциссизм – либидо переноситься с внешних объектов на себя.

 

Эрик Эриксон. Вместо либидо – стремление к самоидентичности. 3 составляющих:

Я хочу

Я должен

Я промежуточное, в к-ом чел-к никогда не находится, всегда колеблеться между двумя крайними.

Развитие личности продолжается всю жизнь, а старость – необ-ый период развития личности – высшее состояние развития = мудрость.

Стадии развития личности:

1. младенчество: глобальное доверие – недоверие к миру

2. ранний возраст: автономия – стыд, сомнение

3. возраст игры: главная особенность – агрессивное постижение мира. Чув-во вины - инициативность

4. латентный период. Школьный возраст: первые оценки окр-щих рез-ов своей деят-ти. Достижения – беспомощность.

5. Подростковый возраст: детское стремление к самоидентичности достигает наибольшей силы. Пытается сознательно определить свое место в социуме. Эго-идентичность – ролевое смешение (диффузная идентичность - самоидентичность). Иден-ть – чув-во принадлежности к социууму. Диффузная идентичность – отрицание взглядов о ролях. М. приобрести форму стойкого синдрома и стать негативной идентичностью – панки.

6. Молодость: чел-к может обеспечить себя сам. Влюленность. Интимность – изоляция.

7. Взрослость: основная деят-ть: порождение, основное чув-во: забота. Творчество – застой(продуктивность - инертность).

8. Старость. Основное чув-во – переживание смысла прожитой жизни. Мудрость – разочарования в жизни.

 

megalektsii.ru

Теории личности. - Эрик Эриксон: эго - теория личности.

Страница 14 из 42

 

Эрик Эриксон: эго - теория личности.

Эриксон строил свою теорию исключительно в связи с развитием эго. Хотя он неизменно настаивал на том, что его идеи не более, чем дальнейшее систематическое продолжение концепции Фрейда о психосексуальном развитии в свете новых открытий в социальных и биологических науках. Однако Эриксон реши­тельно отошел от классического психоанализа по четырем важным пунктам.

Во-первых, в его работе отчетливо виден решительный сдвиг акцента от ид к эго, что сам Фрейд лишь частично признавал в последние годы своей деятельности. С позиции Эриксона, скорее именно эго составляет основу поведения и функци­онирования человека. Он рассматривал эго как автономную структуру личности, основным направлением развития которой является социальная адаптация; параллельно идет развитие ид и инстинктов. Подобный взгляд на природу чело­века, названный эго-психологией, радикально отличается от раннего психодина­мического мышления тем, что эго-психология описывает людей как более рацио­нальных и поэтому принимающих осознанные решения и сознательно решаю­щих жизненные проблемы. В то время как Фрейд считал, что эго борется, пытаясь разрешить конфликт между инстинктивными побуждениями и мораль­ными ограничениями, Эриксон доказывал, что эго - это автономная система, взаимодействующая с реальностью при помощи восприятия, мышления, внима­ния и памяти. Уделяя особое внимание адаптивным функциям эго, Эриксон считал, что человек, взаимодействуя с окружением в процессе своего развития, становится все более и более компетентным.

Во-вторых, Эриксон развивает новый взгляд относительно индивидуально­го взаимоотношения с родителями и культурным контекстом, в котором существует семья. Если Фрейда интересовало влияние родителей на становление личности ребенка, то Эриксон подчеркивает исторические условия, в которых формируется эго у ребенка. Он основывается на результатах наблюдений за людьми, принадле­жащими к различным культурам, чтобы показать: развитие эго неизбежно и тесно связано с меняющимися особенностями социальных предписаний и системой цен­ностей.

В-третьих, теория развития эго охватывает все жизненное пространство инди­видуума (т.е. от младенчества до зрелости и старости). Фрейд, напротив, огра­ничился влиянием ранних детских переживаний и не уделял внимания вопросам развития за пределами генитальной стадии.

И наконец, в-четвертых, у Фрейда и Эриксона различные взгляды на природу и разрешение психосексуальных конфликтов. Целью Фрейда было раскрытие сущности и особенностей влияния на личность неосознаваемой психической жиз­ни, а также объяснение того, как ранняя травма может привести к психопатологии в зрелости. Эриксон, наоборот, видел свою задачу в том, чтобы привлечь внима­ние к способности человека преодолевать жизненные трудности психосоциаль­ного характера. Его теория ставит во главу угла качества эго, т.е. его достоинства, раскрывающиеся в различные периоды развития. Возможно, это последнее разли­чие является ключевым для понимания концепции Эриксона об организации и развитии личности. Фрейдовскому фаталистическому предупреждению о том, что люди обречены на социальное угасание, если отдадутся своим инстинктивным стремлениям, противостоит оптимистическое положение о том, что каждый лич­ный и социальный кризис представляет собой своего рода вызов, приводящий индивидуума к личностному росту и преодолению жизненных препятствий. Зна­ние того, как человек справлялся с каждой из значимых жизненных проблем или как неадекватное разрешение ранних проблем лишило его возможности справ­ляться с дальнейшими проблемами, составляет, по мнению Эриксона, единствен­ный ключ к пониманию своей жизни.

Пока мы касались только основных теоретических расхождений между Эриксоном и Фрейдом. Однако стоит отметить, что существуют и вопросы, по которым между ними существует согласие. Например, оба теоретика сходятся в том, что стадии развития личности предопределены, а порядок их прохождения является неизменным. Эриксон также признает биологические и сексуальные основы всех более поздних мотивационных и личностных диспозиций, а также принимает фрейдовскую структурную модель личности (ид, эго, суперэго). Однако, несмотря на наличие сходных положений, многие персонологи считают, что теоретические посылки Эриксона отличаются от таковых в классическом психоанализе.

Эпигенетический принцип.

Центральным для созданной Эриксоном теории развития эго является положе­ние о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Под этим Эриксон по­нимает следующее:

1) в принципе личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, рас­ширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодей­ствия;

2) общество в принципе устроено так, что развитие социальных возможнос­тей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а также поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последователь­ность развития.

В книге «Детство и общество» (1963) Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития эго (как говорят, на «восемь возрастов человека»). Согласно его утверждению эти стадии являются результа­том эпигенетически развертывающегося «плана личности», который наследуется генетически. Эпигенетическая концепция развития базируется на представлении о том, что каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время («критический период»), а также о том, что полноценно функционирую­щая личность формируется только путем прохождения в своем развитии после­довательно всех стадий. Кроме того, согласно Эриксону каждая психосоциаль­ная стадия сопровождается кризисом - поворотным моментом в жизни индиви­дуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индиви­дууму на этой стадии. Иначе говоря, каждая из восьми фаз жизненного цикла человека характеризуется специфичной именно для данной фазы («фазоспецифи­ческой») эволюционной задачей - проблемой в социальном развитии, ко­торая в свое время предъявляется индивидууму, но не обязательно находит свое разрешение. Характерные для индивидуума модели поведения обусловле­ны тем, каким образом в конце концов разрешается каждая из этих задач или как преодолевается кризис. Конфликты играют жизненно важную роль в тео­рии Эриксона, потому что рост и расширение сферы межличностных отноше­ний связаны с растущей уязвимостью функций эго на каждой стадии. В то же время он отмечает, что кризис означает «не угрозу катастрофы, а поворотный пункт, и тем самым онтогенетический источник как силы, так и недостаточной адаптации».

Каждый психосоциальный кризис, если рассматривать его с точки зрения оценки, содержит и позитивный, и негативный компоненты. Если конфликт разрешен удовлетворительно (т.е. на предыдущей стадии эго обогатилось новыми положительными качествами), то теперь эго вбирает в себя новый пози­тивный компонент (например, базальное доверие и автономию), и это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. Напротив, если конфликт остается неразрешенным  или  получает неудовлетворительное разрешение, развивающему­ся эго тем самым наносится вред, и в него встраивается негативный компонент (например, базальное недоверие, стыд и сомнения). Хотя на пути развития лично­сти возникают теоретически предсказуемые и вполне определенные конфликты, из этого не следует, что на предшествующих стадиях успехи и неудачи обязатель­но одни и те же. Качества, которые эго приобретает на каждой стадии, не снижают его восприимчивости к новым внутренним конфликтам или меняющимся услови­ям. Задача состоит в том, чтобы человек адекватно разрешал каждый кризис, и тогда у него будет возможность подойти к следующей стадии развития более адаптивной и зрелой личностью.

Все восемь стадий развития в психологической теории Эриксона представле­ны в табл. 1. В крайнем левом столбце перечислены стадии; во втором столбце указан приблизительный возраст их наступления; в третьем противопоставлены позитивные и негативные компоненты каждой стадии; в крайнем столбце справа перечислены сильные стороны эго или его достоинства, приобретаемые благодаря успешному разрешению каждого кризиса. В соответствии с принципом эпигенезиса каждая стадия основывается на разрешении и интеграции предшествовавших психосоциаль­ных конфликтов. Эриксон выдвинул предположе­ние, согласно ко­торому все кризисы в той или иной степени имеют место с самого начала постнатального периода жизни человека и для каждого из них есть приори­тетное время наступления в генетически обусловленной последовательности развития.

Полагая, что перечисленные восемь стадий представляют собой универсаль­ную особенность человеческого развития, Эриксон указывает при этом на куль­турные различия в способах разрешения проблем, присущих каждой стадии. Например, ритуал посвящения в юноши существует во всех культурах, но очень широко варьирует и по форме проведения, и по влиянию на человека. Более того, Эриксон считает, что в каждой культуре наличествует «решающая коорди­нация» между развитием индивидуума и его социальным окружением. Речь идет о координации, называемой им «зубчатым колесом жизненных циклов» - зако­не согласованного развития, согласно которому развивающейся личности обще­ство оказывает помощь и поддерживает ее именно тогда, когда она особенно в этом нуждается. Таким образом, с точки зрения Эриксона, потребности и воз­можности поколений переплетаются. Эта сложная модель обоюдной зависимости между поколениями отражена в его концепции взаимозависимости.

<< Предыдущая - Следующая >>

geum.ru