www.ronl.ru
Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области
«Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»
(ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко»)
ЛАБОРАТОРНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ОП. 13 Психология личности и профессиональное самоопределение
название дисциплины
программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)по специальности СПО
38.02.04 Коммерция (по отраслям)
код название
Количество лабораторных и практических занятий по дисциплине 16 часов
Лиски
Практическое занятие
форма текущего контроля
по теме:
«Взаимодействие индивидуального, личностного и профессионального
развития личности»
Цель: Практически применять на практике полученные знания и навыки на производстве
По завершению практического занятия студент должен уметь: применять на практике полученные знания и навыки в различных условиях профессиональной деятельности и взаимодействия с окружающими
Продолжительность: 1 аудиторный час (45 минут)
Необходимые принадлежности
1. Раздаточный материал в виде таблиц
Задание
1. Ответьте на поставленные вопросы и приведите свой пример
Самоопределение это - __________________________________________________________.
Профессиональное самоопределение зависит от _____________________________________, а личностное – _________________________________________________________________.
2. Заполнить таблицу, перечисляя знания, полученные в процессе изучения дисциплин и междисциплинарных курсов профессионального цикла и привести примеры применения на практике (работа в магазине) в различных условиях профессиональной деятельности.
Дисциплина, междисциплинарный курсЗнания получение в процессе обучения
Место прохождение практики
Применение знаний в различных условиях профессиональной деятельности
Оформление отчета
1. Ответ переписать в тетрадь для лабораторных и практических занятий по очереди отвечая на вопросы. Например: 1. профессиональное самоопределение зависит от .... и с новой строки привести пример профессионального и личностного самоопределения, потом с красной строки написать второй вопрос и заполнить таблицу, вклеив ее в тетрадь после заполнения.
Контрольные вопросы
1. Значение профессионального самоопределении.
2. Понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором специальности.
3. Значение творческого потенциала человека, карьеры
Литература
1. [1] Основы общей психологии: учебник / Н.С. Ефимова. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. – 288 с. (электронное издание).
2. [7] Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение. Теория и практика: учеб. Пособие. М.: Академия, 2007. 499 с. (электронное издание).
3. [8] Технология. Профессиональный успех. 10-11 классы: учеб.для общеобразоват. учреждений/ [А.В. Гапоненко, С.О. Кропивянская, О.В. Кузина и др.]; под ред. С.Н. Чистяковой, - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с. (электронное издание).
infourok.ru
ДЕПАРТАМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТОМСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ УТВЕРЖДАЮ: Зам. директора по УМР
ПодробнееМинистерство образования и науки Удмуртской Республики Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Удмуртской Республики «Ижевский техникум индустрии питания» Аннотация к РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОЙ
ПодробнееМИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» Колледж Сервиса и дизайна РАБОЧАЯ
ПодробнееЧастное образовательное учреждение высшего образования «Русская христианская гуманитарная академия» (ЧОУ «РХГА») Утверждена решением Учебно-методического совета Протокол 7 от «6» июня 015г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПодробнееСреднее профессиональное образование Основная профессиональная образовательная программа программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 39.02.0Социальная работа код, наименование на
ПодробнееГБПОУ «СТАПМ им.д.и. Козлова» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.12. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ Профессиональный цикл программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 11.02.01Радиоаппаратостроение
ПодробнееДепартамент образования и науки Костромской области областное государственное бюджетное образовательное учреждение «Костромской торгово-экономический колледж» ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы коммерческой
ПодробнееМинистерство образования Тульской области государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области «Тульский сельскохозяйственный колледж имени И.С. Ефанова» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ
ПодробнееИнститут медико-биологических исследований УТВЕРЖДАЮ Директор института /Грибанов А.В./ 2014 г. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «Психология высшей школы» Архангельск 2014 Паспорт фонда оценочных
Подробнее0 Рабочая программа учебной дисциплины «ДЕЛОВАЯ КУЛЬТУРА» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по профессии СПО (далее СПО) «Портной» Организация-разработчик:
ПодробнееМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ» ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ
ПодробнееМинистерство физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области «Училище
ПодробнееМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет" Отделение
ПодробнееДЕПАРТАМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТОМСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ УТВЕРЖДАЮ: Зам. директора по УМР
ПодробнееОбластное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Курский педагогический колледж» РАССМОТРЕНА на заседании ПЦК психологопедагогических дисциплин председатель. ( Панова
ПодробнееУПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЛАСТНОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИПЕЦКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» УТВЕРЖДАЮ Директор ГОАПОУ «Липецкий
ПодробнееМинистерство образования и науки Камчатского края Краевое государственное профессиональное образовательное автономное учреждение «КАМЧАТСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» (КГПОАУ «Камчатский политехнический
ПодробнееПояснительная записка. Первая серьѐзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, выбор будущей профессии. Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже
ПодробнееМИНОБРНАУКИ РОССИИ Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» в г. Находке Отделение
ПодробнееМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный лингвистический
ПодробнееЦели изучения : Краткая характеристика учебной (основные модули, блоки, разделы, темы): Б3.Б.1 «Психология» Составитель аннотации: Троицкая И.Ю., к.пс.н., доцент Кафедра психологии Целями освоения являются:
ПодробнееВопросы к итоговой аттестации Направление: 050700.62 (540600) Педагогика Профиль: Практическая психология в образовании Квалификация: Бакалавр педагогики к итоговому государственному экзамену по модулю
ПодробнееМинистерство образования и науки Удмуртской Республики Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Удмуртской Республики " Кизнерский сельскохозяйственный техникум" Принято на заседании Педагогического
Подробнееdocplayer.ru
Дата поступления: 20 Декабря 2010 в 13:40Автор работы: Пользователь скрыл имяТип: курс лекций Скачать целиком (109.55 Кб) Содержимое работы - 1 файл Скачать файл Открыть файлПсихология профессионального и личностного самоопределения.docx— 111.86 КбБ. Нежелательные стратегии: 1. Стратегия "обмана" В консультационной практике нередко возникает проблема: кого "обманывать" - клиента или начальника-заказчика (которые "обязывают" психолога работать определенным образом и строго наказывают за иные варианты работы)? Если не удается "переубедить" (или "просветить") такого заказчика или администратора, то лучше делать все так, как подсказывает совесть и квалификация, а в отчетах "рапортовать", что работа выполнена "как положено". Опыт показывает, что при некотором навыке это вполне достижимо. Опыт также показывает, что начальство иногда догадывается о "хитрости" психолога, но не наказывает его, т.к. он соблюдает "правила игры" и не стремится публично доказывать, что начальство ведет себя неправильно и некомпетентно. 2. Стратегии "самообмана". Здесь психолог оказывает неполноценную помощь или просто "манипулирует" клиентом (и иногда даже понимает это), но находит оправдание такой работе. Часто основой такого оправдания является "полное удовлетворение" клиентов, которые несут психологу-манипулятору цветы, восторженно рассказывают о нем своим знакомым и т.п. Можно выделить некоторые варианты "самообмана":
•1. Понятия: профориентация и профконсультация, профессиональное и личностное самоопределение, карьера и профессиональный выбор •2. Профессиональное самоопределение как поиск смысла в трудовой деятельности •3. Личное достоинство как высшее (элитное) проявление субъектности в труде •4. Главная (идеальная) цель и основные задачи профессионального самоопределения •5. Психологические "пространства" профессионального и личностного самоопределения •6. Типы и уровни профессионального самоопределения •7. Основные методы профориентации •8. Методы активизации профессионального самоопределения •9. Основные стратегии организации профориентационной помощи Содержание работысодержание отсутствует |
turboreferat.ru
Психология профессионального образования представляет собой интегративную область, опирающуюся на знания общей и возрастной психологии» социологии, педагогики. Психология профессионального образования также непосредственно связана с педагогической психологией, психологией труда и психодиагностикой.
предметная область психологии профессионального образования включает в себя:
- изучение возрастных и индивидуальных особенностей личности в системе профессионального образования;
- изучение человека как субъекта профессиональной деятельности, его жизненного и профессионального пути;
- изучение психологических основ профессионального обучения и профессионального воспитания;
-изучение психологических аспектов профессиональной деятельности.
В современных психологических исследованиях (80-90-е годы) активно разрабатываются проблемы профессионального образования в контексте изучения проблем личности. (Д/з повторить материал по теме «Личность»)
ТРЕБОВАНИЯ К ЗАНЯТИЯМ
Профессиональное самоопределение – это процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии.
Выбор профессии, осуществляемый человеком в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни.
Этапы профессионального самоопределения
1. Первичный выбор профессии, для которого характерны ма-лодифференцированные представления о мире профессий, ситуативное представления о внутренних ресурсах, необходимых для данного рода профессий, неустойчивость профессиональных намерений. Этот этап характерен для учащихся младшего школьного возраста, когда еще не возникает вопросов о содержании профессии, условиях работы. Иногда на этой стадии задерживаются и подростки;
2. Этап профессионального самоопределения (старший школьный возраст). На этом этапе возникают и формируются профессиональные намерения и первоначальная ориентировка в различных сферах труда;
3. Профессиональное обучение как освоение выбранной профессии осуществляется после получения школьного образования;
4. Профессиональная адаптация характеризуется формированием индивидуального стиля деятельности и включением в систему производственных и социальных отношений;
5. самореализация в труде (частичная или полная) связана с выполнением или невыполнением тех ожиданий, которые связаны с профессиональным трудом.
Профессиональное самоопределение рассматривается как процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности. Он пронизывает весь жизненный путь человека. Пиком этого процесса, переломным моментом в жизни является акт выбора профессии. По времени он обычно совпадает с окончанием школы и тесно связан с предшествующими этапами профессионального самоопределения.
lartdoll.net
ГБПОУ ВО «Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К.Лысенко»
(наименование учебного заведения)
РАССМОТРЕНОна заседании цикловой комиссии
«Транспорт» протокол № 1
от «___» августа 2019г.
Председатель ЦК ______________ Попова М.А.
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УР
______________ Попова Ю.А.
«___» августа 2019г.
ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Попова Юлия АнатольевнаДисциплина, МДК, ПМ
ОП. 14. Психология личности и профессиональное самоопределение
Специальность/профессия СПО
23.02.03 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог
№ группы
916ТПС
курс
4
семестр
7-8
Количество часов, по учебному плану
6
Форма обучения: очная
Преподаватель: _______________________
Подпись
Наименование разделов и темВиды (формы) самостоятельной работы
Литература,
стр.
Объем часов
Периодпроведения работ
Введение
Самостоятельная работа по закреплению и систематизации знаний.
Работа с конспектом лекций (обработка текста) по основным понятиям предмета, задач и содержания, значения и основной цели дисциплины «Психология личности и профессиональное самоопределение», а также структуре дисциплины, её связи с другими дисциплинами и междисциплинарными курсами.
[1], стр. 62-70
[7], стр. 42-72
0,25
«__» ________ 2019г.
Тема 1.1.
Становление личности
Самостоятельная работа по овладению знаниями
Чтение текста о ключевых понятиях, о развитии личности и о факторах, движущих силы и стадии профессионального становления личности.
[1], стр. 62-70,
стр. 178-188
0,25
«__» ________ 2019г.
Выписки из текста сведения о подготовки кадров, типовых производственных показателях работы, санитарно-гигиенических условиях труда, квалификационном профиле.
[7], стр. 12-41
[9], стр. 6-81
«__» ________ 2019г.
Самостоятельная работа по закреплению и систематизации знаний.
Работа с конспектом лекций (обработка текста) по основным концептуальным положениям и ключевым понятиям становления личности и стадиям профессионального становления личности.
[1], стр. 62-70,
стр. 178-188
0,25
«__» ________ 2019г.
Составление таблиц для систематизации учебного материала по перечислению знаний, полученных в процессе изучения дисциплин и междисциплинарных курсов профессионального цикла и приведение примеров применяемых на практике в эксплуатационном локомотивном депо в различных условиях профессиональной деятельности.
[7], стр. 12-72
[9], стр. 6-81
«__» ________ 2019г.
Самостоятельная работа по формированию умений.
Подготовка к практическому занятию №1 «Взаимодействие индивидуального, личностного и профессионального развития личности»
[11], стр. 1-288
[9], стр. 6-81
0,25
«__» ________ 2019г.
Подготовка к практическому занятию №2 «Заполнение матрицы выбора специальности»
[11], стр. 1-288
[9], стр. 6-81
0,25
«__» ________ 2019г.
Подготовка к контрольной работе №1 «Становление личности»
[1], стр. 62-70,
стр. 178-188
[7], стр. 12-72
[11], стр. 1-288
[9], стр. 6-81
0,25
«__» ________ 2019г.
Тема 1.2.
Психические особенности личности
Самостоятельная работа по овладению знаниями.
Чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы) о психических процессах и о методах диагностики профессионального отбора
[1], стр. 76-173
0,25
«__» ________ 2019г.
Выписки из текста о монотонии, переключении внимания, помехоустойчивости, стрессоустойчивости, сложной двигательной реакции, объеме внимания, реакции на движущийся объект.
[5], стр. 68-88,
стр. 242-262,
стр. 481-572
[6], стр. 32-38,
стр. 67-78
«__» ________ 2019г.
Самостоятельная работа по закреплению и систематизации знаний.
Работа с конспектом лекций (обработка текста) об общем представлении, о понятии нервной системы и ее свойствах (сила, подвижность, уравновешенность).
[1], стр. 76-173
[5], стр. 68-88,
стр. 242-262,
стр. 481-572
[6], стр. 32-38,
стр. 67-78
0,25
«__» ________ 2019г.
Самостоятельная работа по формированию умений.
Подготовка к практическому занятию №3 «Профессиональный отбор»
[1], стр. 76-173
[5], стр. 68-88,
стр. 242-262,
стр. 481-572
[6], стр. 32-38,
стр. 67-78
0,25
«__» ________ 2019г.
Подготовка к контрольной работе №2 «Психические особенности личности»
[1], стр. 76-173
[5], стр. 68-88,
стр. 242-262,
стр. 481-572,
[6], стр. 32-38,
стр. 67-78
0,25
«__» ________ 2019г.
Тема 1.3. Неисчерпае-мость человеческих возможностей, ведущих к профессиональному успеху
Самостоятельная работа по овладению знаниями.
Чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы) об основных типах связей.
[1], стр. 198-240
0,25
«__» ________ 2020г.
Выписки из текста об индивидуальных различиях в способах восприятия и понимания происходящего.
[8], стр. 37-74
0,25
«__» ________ 2020г.
Самостоятельная работа по закреплению и систематизации знаний.
Работа с конспектом лекций (обработка текста) об общем представлении, о психических свойствах личности о памяти, о внимании и о способностях.
[1], стр. 198-240
[8], стр. 37-74
0,25
«__» ________ 2020г.
Самостоятельная работа по формированию умений.
Подготовка к практическому занятию №4 «Человеческие возможности»
[1], стр. 198-240
[8], стр. 37-74
0,25
«__» ________ 2020г.
Подготовка к контрольной работе №3 «Человеческие возможности»
[1], стр. 198-240
[8], стр. 37-74
0,25
«__» ________ 2020г.
Тема 1.4
Человек на рынке труда
Самостоятельная работа по овладению знаниями.
Чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы) о контрактных связях, малом бизнесе, иностранных инвестициях, разнообразных видах предприятий и форм собственности, о занятости населения, безработицы, о высших учебных заведениях, а также условия приема и обучения студентов.
[6], стр. 40-46
0,25
«__» ________ 2020г.
Выписки из текста информацию о предприятии «Эксплуатационное локомотивное депо».
http://rzd.ru/
0,25
«__» ________ 2020г.
Самостоятельная работа по закреплению и систематизации знаний.
Работа с конспектом лекций (обработка текста) по развитию производственной инфраструктуры, железнодорожного транспорта, менеджмента на железнодорожном транспорте.
http://rzd.ru/
«__» ________ 2020г.
Самостоятельная работа по формированию умений.
Составление таблиц для систематизации учебного материала по сбору информации о плановой численности рабочих, основных причинах увольнения и дополнительных потребностях в рабочих в Эксплуатационном локомотивном депо.
[9], стр.146-158
[9], стр. 180-195
[9], стр. 196-217
[10], стр. 1-28
«__» ________ 2020г.
Подготовка к практическому занятию №5 «Определение изменений состава профессий и специальностей на одном из предприятий за последние пять лет»
http://rzd.ru/
0,25
«__» ________ 2020г.
Подготовка к практическому занятию №6 «Составление резюме»
[9], стр.146-158
[9], стр. 180-195
[9], стр. 196-217
0,25
«__» ________ 2020г.
Подготовка к практическому занятию №7 «Составление плана профессиональной карьеры»
[6], стр. 40-46
[9], стр. 146-158
[9], стр. 180-195
[9], стр. 196-217
[10], стр. 1-28
0,25
«__» ________ 2020г.
Подготовка к промежуточной аттестации по вопросам дифференцированного зачета.
1
«__» ________ 2020г.
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЗА ГОД
6
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основные источники:
1. [1] Основы общей психологии: учебник / Н.С. Ефимова. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. – 288 с. (электронное издание).
Дополнительные источники:
2. [3] Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер. 2016. – 583 с. (электронное издание)
3. [4] Общая психология. Ответы на экзаменационные билеты. Маклаков А.Г. – СПб.: Питер. 2012. – 320 с. (электронное издание)
5. [6]. Психология труда : конспект лекций. Г.X. Боронова, Н.В. Прусова. Издательство: Эксмо, 2008 г. - 160 с. (электронное издание)
6. [7] Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение. Теория и практика: учеб. Пособие. М.: Академия, 2007. 499 с. (электронное издание)
7. [8] Технология. Профессиональный успех. 10-11 классы: учеб.для общеобразоват. учреждений/ [А.В. Гапоненко, С.О. Кропивянская, О.В. Кузина и др.]; под ред. С.Н. Чистяковой, - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с. (электронное издание)
8. [9] Технология: Базовый уровень: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ [В.Д Сидоренко, О.П. Очинин, Н.В. Матящ]; под ред. В.Д. Симоненко, - М.: Вентана-Граф, 2013. - 224 с. (электронное издание)
9. [10] Аналитические материалы. Рейтинг лучших вузов России – 2016. – 28 с. (электронное издание)
10. [11] Атлас новых профессий. Москва. 2015. - 288 с. (электронное издание)
Интернет-ресурсы
1. http://www.proftime.edu.ru
2. http://www.start4you.ru
3. http://www.rabochee-mesto.com
4. http://www.uzn.vrn.ru
5. http://www.ucheba.ru
6. psychology-online.net - сайт "Научная и популярная психология" Библиотека. Мастерская (Компьютерная психодиагностика, Психологический практикум). Психоскоп. Путеводитель (ссылки). Exam Online ( 6 тестов). Биржа труда и др.
7. flogiston.ru - сайт "Флогистон. Психология из первых рук." Публикации. Новости. Обзоры. Библиотека. (Тематические подборки статей.)
8. ido.rudn.ru (Психология и Педагогика) - электронный учебник по курсу "Психология и Педагогика" (авт.: Богданов И.В., Лазарев С.В. и др.) от Федерального фонда учебных курсов на портале Института Дистанц. Образования. Материалы курса "Психология и педагогика" составлены на основе программы, рекомендованной отделением психологии УМО университетов РФ, в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта для специалистов, в процесс подготовки которых "Психология и педагогика" войдет как одна из дисциплин общеобразовательного цикла. (Читать на месте, скачать нельзя.)
9. psi.webzone.ru - сайт под названием "Психологический словарь" Содержит: Сам Психологический on-line словарь, Тесты и Ссылки на сайты и каталоги схожей тематики.
10. http://rzd.ru/
infourok.ru
Подготовка учащихся к осознанному выбору профессии - важная социально-педагогическая задача школы. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. говорится о необходимости улучшения профессиональной ориентации школьника.
Переход на предпрофильное и профильное обучение актуализировал необходимость проведения специальной работы, направленной на оказание учащимся и родителям помощи в определении дальнейшего образовательного маршрута с учетом индивидуальных способностей и возможностей.[2]
К концу девятого класса выпускник должен сделать определенный выбор. Существует два способа выбора. Первый способ - "проб и ошибок". Когда ученик выбирает профиль обучения или учебное заведение вслепую. И второй способ - когда ученик, изучив самого себя, овладев технологическими знаниями и умениями в 5-9 классах на уроках технологии, ознакомившись с миром профессий, осознанно и самостоятельно делает этот выбор
Учащиеся выпускного класса основной школы часто испытывают серьезные затруднения в выборе профиля обучения в старшей школе. Как правило, они делают этот выбор под действием случайных факторов (например, за компанию, по совету взрослых или друзей). При этом подростки считают, что располагают достаточным количеством информации о той или иной профессии для выбора профиля дальнейшего обучения.
Результаты психолого-педагогических исследований показывают, что подростки не готовы самостоятельно, сознательно выстраивать своё будущее. Причиной этого является недостаточные знания о конкретных особенностях каждого вида деятельности, низкая мотивация к этой проблеме, неумение соотнести свои желания с реальными способностями и возможностями. [3]
Самым важным, неотложным и трудным делом становится для старшеклассника выбор профессии. Психологически устремленный в будущее и склонный даже мысленно «перепрыгивать» через незавершенные этапы, юноша внутренне уже тяготится школой; школьная жизнь кажется ему временной, ненастоящей, преддверием другой, более богатой и подлинной жизни, которая одновременно манит и пугает его.
Он хорошо понимает, что содержание этой будущей жизни, прежде всего, зависит от того – сумеет ли он правильно выбрать профессию. Каким бы легкомысленным и беспечным не выглядел юноша, выбор профессии – его главная и постоянная забота.[4]
В пору юности все определенней и отчетливей оказывается индивидуальный облик каждого молодого человека, все ясней выступают те его индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют склад его личности.
Старшеклассники существенно отличаются друг от друга не только по темпераменту и по характеру, но и по своим способностям, потребностям, стремлениям и интересам, разной степенью самосознания. Индивидуальные особенности проявляются и в выборе жизненного пути. Юность – это возраст, когда складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации, установки.[7]
По сути, это период, когда осуществляется переход от детства к началу взрослой жизни, соответствующей степени ответственности, самостоятельности, способности к активному участию в жизни общества и в своей личной жизни, к конструктивному решению различных проблем, профессионального становления. Юношеский возраст по Эриксону, строится вокруг процесса идентичности, состоящего из серии социальных, и индивидуально-личностных выборов, идентификации, профессионального становления.
Как уже говорилось, профессиональное самоопределение начинается в детстве, а заканчивается в ранней юности. Определяющее значение в учебной деятельности приобретают мотивы самоопределения и узкопрактические, в выборе профессии – мотивация выбора профессии у юношей не подвержена изменению с возрастом. У девушек происходит переход от мотивации на общественные нужды к общей мотивации на профессию.[9]
Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения. На этом этапе ученики должны уже вполне реально сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов. В это время у учащихся формируется отношение к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в соответствии с выбранной профессией.
Характерное приобретение ранней юности - формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненный план- это план потенциально возможных действий. В содержании планов существует ряд противоречий. В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьёй, юноши и девушки достаточно реалистичны. Но в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены.
При этом высокий уровень притязаний не подкрепляется столь же высоким уровнем профессиональных устремлений. У многих молодых людей желание больше получать не сочетается с психологической готовностью к более интенсивному и квалифицированному труду. Профессиональные планы юношей и девушек недостаточно корректны. Реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений, они чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления. [16]
При этом девушки ожидают достижений во всех сферах жизни в более раннем возрасте, чем юноши. В этом проявляется их недостаточная готовность к реальным трудностям и проблемам будущей самостоятельной жизни. Главное противоречие жизненной перспективы юношей и девушек - недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. Цели, которые ставят перед собой будущие выпускники, оставаясь непроверенными на соответствие их реальным возможностям, нередко оказываются ложными, страдают "фантазийностью". Порой, едва опробовав нечто, молодые люди испытывают разочарование и в намеченных планах, и в самом себе. Намеченная перспектива может быть или очень конкретной, и тогда не достаточно гибкой, для того, чтобы её реализация завершилась успехом; или слишком общей, и затрудняет успешную реализацию неопределённостью.
Ещё один момент, связанный с самоопределением, — изменение учебной мотивации. Старшеклассники, ведающие деятельность которых обычно называют учебно-профессиональной, начинают рассматривать учёбу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют главным образом, те предметы которые будут нужны в дальнейшем, их снова начинает волновать успеваемость (если они решили продолжить образование). Отсюда и недостаточное внимание к “ненужным” учебным дисциплинам, и отказ от того подчёркнуто пренебрежительного отношения к отметкам, которое было принято среди младших подростков. Как считает А.В. Петровский, именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению.[17]
Профессия все больше начинает рассматриваться и как средство для достижения жизненного успеха, и как средство для нахождения своего места в обществе, и как средство самореализации личности. Проблема самоопределения становится актуальной как для самого ученика, так и для общества. Адекватное профессиональное самоопределение - это главное достижение успеха в профессиональной деятельности.
Профессиональная ориентация – “это целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах определенных профессий и разного уровня квалификации. Она представляет собой единство практической деятельности и развивающейся междисциплинарной теории и реализуется не только в учебно-воспитательном процессе работы с учащимися”
Цели и задачи профориентации успешно реализуются в полной мере тогда, когда сам профориентация сможет опереться на развитую теорию и методологию. И не случайно: ведь в теории и методологии преломляются и проверяются понятия, идеи, взгляды, представления, формы, методы и принципы, которые позволяют повысить эффективность практической работы.[8]
Итак, профориентация - это “научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества”. Профориентация должна представлять собой единство практики и междисциплинарной теории. При этом важное значение имеет теория: ведь именно в ней преломляются те или иные идеи, которые затем помогают превратить практическую работу в научно-практическую. Теория не появляется, как правило, вместе с самой деятельностью, чтобы сформулировать теорию, способствующую совершенствованию практики профориентации. В профессиональной ориентации во главу угла обычно ставилась практическая работа по ориентации учащихся преимущественно на рабочие профессии. Значительно позже было обращено внимание на необходимость разработки теории, и лишь относительно недавно стала ощущаться потребность в разработке методологических вопросов профориентации.[21]
“Практическая сторона включает в себя деятельность государственных и общественных организаций, предприятий, учреждений, школы, а также семьи по совершенствованию процесса профессионального и социального самоопределения в интересах личности и общества в целом”.
Теорию профориентации можно определить следующим образом: “ это совокупность высказываний, отражающих в концентрированной форме комплекс взглядов, представлений и идей, направленных на осуществление эффективной профориентационной деятельности”.
Это определение сравнительно простое и общее: оно хотя и полезно для “вхождения в мир теории, но с точки зрения научной строгости, неизбежной при определении теории любой деятельности. Более глубокое определение следующего понятия следующее: “ теория профориентации – это форма научно организации научного знания, дающее целостное представление о закономерностях и существенных связях двух процессов – профессионального самоопределения молодежи в соответствии с личными интересами, склонностями, способностями и ориентирования ее на те профессии, по которым ощущается общественная потребность в кадрах”.
Рассмотрим основные компоненты теории профессиональной ориентации школьников: факты, закономерности, принципы. Достоверных фактов, полученных с помощью научных методов, в профориентации мало. Поэтому одна из важных задач – собрать новые факты и дать им правильную интерпретацию. Это оказывается важным в тех случаях, когда поиск новых фактов ведется с помощью одной или нескольких гипотез. Последние также составляют важную часть теории, Например, в каждом районе (регионе) могут оказаться свои специфические факторы, влияющие на выбор определенной профессии. Гипотеза о таких возможных факторах помогает созданию методов исследования, позволяющих оценить интересующее явление и на этой основе выработать практические рекомендации по улучшению профориентационной работы с учащимися.[23]
Важный компонент теории профориентации – определенные закономерности. Поиск их служит общей целью научной деятельности. Познание закономерностей – это, в конечном счете, то самое главное, ради чего обычно и предпринимаются научные исследования. Найденные закономерности обычно выражаются с помощью понятийного аппарата и специфического языка науки, отличающегося большей точностью, выразительностью, большими возможностями стыкования профориентации с понятиями других наук, и в том числе и с математикой.
Уровень развития каждой теории нередко определяется составом и качеством принципов, положенных в основу деятельности. Формулированию принципов профориентации уделяется немало внимания. Однако нельзя сказать, что разработка системы принципов профориентации завершена: предстоит еще много сделать для создания стройной, непротиворечивой системы, удовлетворяющей всем требованиям.
Поскольку объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения человека, важно в первую очередь сформулировать группу принципов, которыми руководствуются (или должны руководствоваться) девушки и юноши, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества.[29]
“Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.
Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. По аналогии с известной мыслью нельзя жить в обществе и быть свободным от общества – можно также сказать: нельзя выбирать профессию, исходя только из собственных интересов и не считаясь с интересами общества. Нарушение принципа соответствия потребностей личности и общества приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров.
Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение (по интересующей теме) литературы, работа во время практики и многое другое.
Последним принципом в этой группе является принцип развития. Этот принцип отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т.п.”
“В профессиональной ориентации есть группа принципов, тесно связанных (и во многом пересекающимися) с общепедагогическими принципами. Это следующие принципы:
Связь профориентации с жизнью, трудом, практикой, предусматривающей оказание помощи человеку в выборе его будущей профессии в органичном единстве с потребностями народного хозяйства в квалифицированных кадрах.
Связь профориентации с трудовой подготовкой школьников –это принцип, предусматривающий хорошую постановку трудового воспитания и обучения. В отрыве от трудовой подготовки профориентация приобретает черты абстрактности, призывности, оторванности от практики, от общих задач трудового и профессионального становления личности;
Систематичность и преемственность в профориентации обеспечивает профориентационная работа с 1 по 11 классы при условии обязательной преемственности этой работы из класса в класс
взаимосвязь школы, семьи, базового предприятия, средних профессиональных учебных заведений и общественности в профориентации учащихся предусматривает тесный контакт по оказанию помощи молодым людям в выборе профессии. При этом предполагается усиление целенаправленности и координации в совместной деятельности;
воспитывающий характер профориентации состоит в необходимости осуществления профориентационной работы в соответствии с задачами формирования гармоничной личности, в единстве трудового. Экономического нравственного, эстетического, правового и физического воспитания;
взаимосвязь диагностического и воспитательного подходов к проведению профориентационной работы - принцип, предполагающий недопустимость противопоставления одного подхода другому. Каждый из них решает свои задачи.
дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планов, от уровня успеваемости. Дифференциация учащихся по группам позволяет точнее определять их средства воздействия, которые будучи эффективными в одной группе могут оказаться неэффективными в другой. Дифференциация создает условия для реализации индивидуального подхода;
оптимальное сочетание массовых, Групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и их родителями, утверждающих необходимость использования разных форм, отхода от традиционно используемых одних только массовых форм, усиление внимания к сбалансированному сочетанию всех форм работы;
соответствие содержания форм и методов профориентационной работы потребностям профессионального развития личности и одновременно потребностям района (города, региона) в кадрах определенных профессий и требуемого уровня квалификации”.
Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение – “сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда".
Кроме того, учащиеся должны знать основные общетрудовые и общепроизводственные понятия: что такое культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования, структура предприятия и т.п.[21]
Работа по профпросвещению включает в себя профинформацию, профпропаганду и профагитацию.
Знания о профессиях учащиеся получают не только в школе. Источниками знаний по этому вопросу учащиеся получают не только в школе. Источниками знаний по этому вопросу служат средства массовой информации, родственники, знакомые и др. При этом сведения о содержании профессии и их значимости иногда могут быть даны весьма искажено, вследствие чего возможно создание картины неоправданной привлекательности одних профессий и атмосферы недоброжелательности к другим.
В связи с этим перед школой, как и перед всем обществом, стоит довольно сложная задача – исправить идущие вразрез с потребностями экономики страны и общества отношение к некоторым профессиям и сформировать новое. Решить эту задачу призвана та часть профпросвещения, которую называют профпропагандой. Однако всю работу по профпросвещению ни в коем случае нельзя сводить только к пропаганде профессий.[10]
“Планировать работу по профессиональному просвещению в школе, в частности по профпропаганде и последующей профагитации, следует в соответствии с предварительной профдиагностикой. Только на основе такого подхода можно проводить соответствующую работу со школьниками, направленную на формирование сознательного отношения к выбору профессии.
Исходя из того, что профпросвещение – процесс активный, следует больше опираться на такие методы работы, которые требуют непосредственного участия школьников в самом процессе получения информации”.[1]
Чтобы работа по профпросвещению имела положительные результаты, она должна проводиться умело и с большим педагогическим тактом. Ориентируя на профессии, в которых страна и общество испытывают недостаток, нужно избегать всякого рода нажим, так как неумелое давление на школьников может привести лишь к окончательной потери интереса к данной профессии. “Главный принцип, которым следует руководствоваться в работе по профпросвещению, - связь его с жизнью. Исходя из этого, основные направления работы в этой области можно выразить так:
Профпросвещение предполагает формирование целостного, многопланового представления учащихся о народном хозяйстве страны, его отраслях, предприятиях, профессиях;
В процессе проведения работы по профессиональному просвещению необходимо учитывать направленность в развитии отраслей народного хозяйства данного экономического района, сложившиеся трудовые традиции, наличие общеобразовательных и профессиональных учебных заведений;
Профессиональное просвещение молодежи должно основываться на реальной потребности в конкретных профессиях;
Ознакомление с миром профессий следует тесно увязывать с профессиональными интересами, склонностями и способностями молодежи и динамикой развития этих особенностей молодых людей. Содержание работы по профессиональному просвещению должно учитывать состав учащихся по возрасту, полу”.
Урок – основная организационная форма учебно-воспитательного процесса в школе. Профессиональная ориентация – составляющая часть этого процесса. Поэтому неотъемлемой частью урока должна стать работа по профпросвещению.[5]
Составной частью профпросвещения является профпропаганда, а основными формами ее проведения – встречи с представителями различных профессий, лекции о различных отраслях народного хозяйства, производствах и профессиях и т.д.
Значительное место в работе по профпросвещению занимают беседы, которые проводят классные руководители, учителя-предметники или представители различных профессий. Такие беседы можно посвящать ознакомлению с какой-то одной профессией, с группой родственных профессий, вопросам значимости их правильного выбора для человека. При этом тематика бесед должна отвечать возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих учащихся.
“Ознакомление учащихся с профессиями в процессе беседы можно проводить по такому плану:
Общие сведения о профессии:
Краткая характеристика отрасли народного хозяйства, где применяется профессия, краткий исторический очерк и перспективы развития профессии, основные специальности, связанные с данной профессией.
Производственное содержание профессии:
Место и роль профессии в научно-техническом прогрессе, ее перспективность; предмет, средства и продукт (результат) труда; содержание и характер (функция) трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации труда; общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные качества; связь (взаимодействие) с другими специальностями.
Условия работы и требования профессии к человеку:
Санитарно-гигиенические условия труда; требования к возрасту и здоровью; элементы творчества, характер трудностей, степень ответственности, специальные требования к физиологическим и психологическим особенностям человека, отличительные качества
хорошего работника; специальные условия: влияние профессии на образ жизни работника, его быт и т.д.; экономические условия: организация труда, система оплаты, отпуск.
Система подготовки к профессии:
Пути получения профессии, курсы, техникумы, вузы; связь профессиональной подготовки с учебой и трудовой деятельностью в школе; уровень и объем профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для получения начального квалификационного разряда по данной профессии; перспективы профессионального роста; где можно продолжить ознакомление с профессией; что читать о профессии”.
Таким образом, в теории профориентации существуют и общепедагогические принципы, и специфические принципы, характеризующие профориентационную деятельность как общественное явление. [4]
studfiles.net