Психология от А до Я: словарь-справочник - фиксация. Психология фиксация


Психологическая травма | pro-psychology.net

Написал nastenka в рубрике Статьи по психологии

Эта статья является продолжением статьи «Структура психики. Часть 2: Аттракторы». В предыдущих статьях я объяснил, что такое аттракторы и убеждения. Сейчас осталось все это собрать вместе. Первое, что важно понимать, это то, что психика человека является самоорганизующейся системой. Эта система состоит из множества подсистем и организуется вокруг аттрактора или группы аттракторов. То есть аттрактор – это то, что задает направление, а вся система формируется вокруг достижения этого аттрактора (Что такое аттракторы описано в предыдущей статье). Метафорически аттрактор можно представить в виде магнита. Чем больше его сила(заряд), тем он важнее в системе психики, тем больше психика самоорганизуется вокруг него, тем больше он влияет на жизнь человека.

 

Схематически это можно изобразить так:

 

психологические травмы

 

Красным нарисованы аттракторы (их можно еще назвать заряды, гештальты, намерения). Круг вокруг аттрактора – подсистема, которая формируется вокруг аттрактора. Например, если аттрактор – успех, то вокруг него формируются убеждения о том, что такое успех, как его достичь, какие критерии успеха, разная информация о том что и как нужно делать, навыки и т.д. Еще можно обратить внимание на то, что эти системы пересекаются между собой и влияют друг на друга, а так же на то, что наиболее заряженный аттрактор является как бы основой, центром, который собирает вокруг себя все остальные аттракторы.

 Чтобы было понятней, рассмотрим пару примеров:

Пример 1:

 

Парень влюбляется в девушку. До этого жил, имел какие-то цели, желания и т.д. Теперь у парня появилось желание получить девушку. Если он ее получит сразу и быстро удовлетворит потребность, то желание быстро пройдет(гештальт закроется, аттрактор разрядится), и он вернется к своим делам. Но если от девушки не получается добиться того, что нужно, у парня есть два варианта – отказаться и переключиться на что-то другое или продолжать вкладывать ресурсы(время, деньги, мысли). Если он отказывается – это может быть неприятным, но через какое-то время аттрактор сам по себе разряжается, и заряжаются другие цели, которые тоже являются аттракторами. Но если парень выбирает второй путь, начинает думать о ней, прикладывать усилия, заряжать свое желание эмоциями, то через какое-то время этот аттрактор (девушка) становится все важнее и важнее. А система психики все больше и больше начинает перестраиваться и постепенно формироваться вокруг этого желания. Такое вот сильное неудовлетворенное желание еще называют влюбленностью. Другие цели в это время разряжаются, становятся мелкими(фоном) в сравнении с этой(фигура) и о них уже не хочется даже думать. Так часто бывает, что влюбленный, который не может добиться взаимности, плюет на все остальное в жизни и живет только этой одной целью.

 

Другой пример – человек очень увлекается карьерным ростом. Работа становится все важнее и важнее. В какой-то момент могут разваливаться отношения с друзьями, потому что на них времени не остается, может семья отойти на второй план, и человек даже не заметит, что его жена уже давно с кем-то переписывается в интернете. Но аттрактор «работа» за то время, что он эмоционально себя накручивал, стал очень важным и большую часть личности и деятельности перетянул на себя. И отказаться от этого очень сложно, потому что этот аттрактор заряжен, а другие разряжены.

 

Итак, я рассмотрел два примера позитивных аттракторов. Давайте рассмотрим теперь, как формируются негативные. Очень сильные негативные аттракторы еще называют психологическими травмами. Как правило, психологические травмы формируются в раннем детстве, потому что это период, когда ребенок не может справиться с некоторыми событиями, и они становятся для него очень болезненными. Во взрослом возрасте уже проще, психика стабильнее, человек обладает большей компетенцией, чтобы справиться с проблемой, поэтому травмы бывают не так часто.

 

Что такое психологическая травма, наверное, не стоит детально объяснять. Если очень кратко –очень неприятный опыт в детстве, который повлиял на формирование личности. Как правило это период от рождения (иногда и до рождения) и лет этак до 7-10. Время, когда закладываются основы психики. А если фундамент положен криво, то все строение будет перекошено. Именно то, что человек получает травму на ранней стадии развития личности, является причиной формирования структуры личности вокруг негативного аттрактора, вокруг травмы и способов ее избежать, компенсировать. Это происходит в первую очередь потому, что травма является самым заряженным аттрактором. То есть, у ребенка нет более сильных переживаний, чем это. А как я уже писал, психика самоорганизуется вокруг самых заряженных аттракторов и они же задают направление развития. Получается, что травма задает ребенку направление развития.

 

Фиксация, которая появилась в результате психологической травмы, становится направляющим вектором психики, а потом вокруг этой фиксации выстраивается вся система личности, наслаиваясь слой за слоем в процессе формирования личности человека.

 

Психологические травмы обычно связаны со значимыми людьми. Чаще всего с родителями. Хотя бывает и с другими людьми – бабушками, дядями, одноклассниками и т.д.Травматический опыт не обязательно должен быть чем-то страшным, вроде избиений. Он может заключаться просто в постоянной критике или недовольстве. Для ребенка на данном этапе жизни такой опыт очень болезненный. Особенно если он не может получить такие важные для него вещи, как любовь, одобрение, заботу, понимание и т.д. И чтобы избежать этих невыносимых страданий, ребенок обычно принимает решение, во-первых, забыть неприятный эпизод(вытеснение), а во-вторых придумывает, как этого избегать в будущем иди как все же получать желаемое(болеть, быть хорошим мальчиком, никогда не расстраивать маму и т.д.). Это избегание и называется компенсацией. Проще всего это объяснить на примере:

 

Мне часто попадаются ребята, которых мамы привели в садик и оставили. Это было серьезной травмой для ребенка, потому что в тот момент он решил, что он не нужен маме. А чтобы это компенсировать, он решает быть самым лучшим для нее.

 

Или, к примеру, мама постоянно ругала ребенка, была недовольна. Ребенок решает, что он плохой и что нужно стараться во что бы это не стало понравиться маме, сделать для мамы все, чтобы хоть как-то избежать этой боли.

 

Травма в данном случае – это боль, которую ребенок получает от того, что он не нужен, что с ним якобы что-то не так. Так же там присутствует сильное невыполнимое желание получить, заслужить любовь матери в том виде, как это ребенок себе представляет.

 

А компенсация – это то решение, которое принимает ребенок, чтобы избежать боли, чтобы больше не попадать в подобную ситуацию. Интересным фактом является то, что обычно это происходит в том возрасте, когда ребенок верит, что мир вращается вокруг него, поэтому все берет на себя. Он даже подумать не может, что проблема может быть не в нём, что, может, это у мамы есть какие-то другие проблемы. Поэтому решение всегда принимает не в свою пользу. То есть если что-то не так, то дело во мне.

 

Давайте рассмотрим это на схеме:

 

психологическая травма

 

Есть что-то очень важное для человека, что он очень хочет, но не может получить (1). Как я уже писал, в большинстве случаев это связано с любовью родителей, одобрением, признанием. В некоторых случаях это просто желание, чтобы родители опять были вместе или чтобы не испытывать боль, то есть получение спокойствия, свободы. Когда человек не может это получить долгое время, оно становится очень важным для человека, превращается в фиксированное желание (2), незакрытый гештальт, если хотите. Так же, из-за невозможности получить желаемое, человек испытывает боль, разочарование от постоянных бесплодных попыток это получить и через какое-то время вырабатывается ограничивающее убеждение (3), которое ограничивает уже в голове. Это убеждение ведет к тому, что человек заранее ожидает негатива(3). Чтобы как-то это обойти, человек придумывает выход, компенсацию, способ, который якобы позволит обойти боль и получить то, что ему не хватает(4). Сам по себе травмирующий опыт для человека представляется тупиковым. Он не смог найти из него выход, поэтому каждый раз попадая в похожую ситуацию, он испытывает то же замешательство, боль и бессилие что-либо изменить, что укрепляет ограничивающее убеждение. Поэтому у него есть нежелание снова переживать это, а значит, появляется вектор, который защищает человека от того, чтобы попадать в подобные ситуации – страх(5).

 

Теперь, чтобы совсем уж стало понятно, давайте рассмотрим это на реальном примере.

 

Девочка в возрасте 3-х лет пережила травмирующий опыт. Мать с отцом уехали и оставили девочку одну с бабушкой. При этом не объяснили, почему и когда уезжают, а просто тихонько уехали. Девочка проснулась и поняла, что ее оставили. С девочкой случилась истерика, потом она еще долго переживала боль (негативный аттрактор(3)). Опыт был очень болезненным, и психике нужно было адаптироваться, найти решение, чтобы это пережить. Причину ребенок всегда объясняет, как умеет, поэтому девочка решает, что это из-за нее. Теперь она верит, что плохая(3), только не понимает почему. При этом принимает решение стать хорошей(4), думая, что когда станет хорошей, получит то, что ей нужно от родителей – любовь(1). Дальше был ряд опытов, которые закрепили данное убеждение. Поскольку девочка очень сильно хотела, но не могла получить любовь родителей, то желание ее получить стало фиксацией(2). При этом чтобы компенсировать, исправить то, что она «плохая», девочка решает быть самой лучшей для родителей(4). В какой-то степени эта компенсация обрастает новыми убеждениями и становится больной частью личности девочки. Этакий внутренний критик, который постоянно говорит ей, что с ней не так. Он собирает любую информацию, о том, что значит быть плохой и какие условия для того, чтобы стать лучше. И эти условия он постоянно предъявляет к внутреннему ребенку. То есть она постоянно их предъявляет сама к себе.

 

Эта компенсация в будущем приведет к тому, что она будет переносить это и на любых других значимых людей, стараться быть для них хорошей, бояться, что ее бросят, взваливать на себя то, что ей не нужно, лишь бы другим было хорошо. То есть пытаться быть хорошей для всех сразу. Понятно, наверное, какая у нее самооценка? Человек, который считает себя плохим и постоянно занимается самокритикой, не может ценить себя высоко. Он всегда ждет оценки от других, а себя считает плохим по умолчанию. Хотя при этом понятия не имеет, что такое быть хорошим. Ведь родители не дали никаких точных критериев, по которым можно оценивать «хорошесть», они просто уехали. А значит цель «быть хорошей» (позитивный аттрактор) никогда не достичь. И она всю жизнь будет стараться не быть плохой (избегать негативного аттрактора), то есть не быть собой. На этом строится ее жизненный сценарий.

 

Привяжем это к схеме:

 

В данном случае желаемый результат(1) – быть нужной, быть хорошей. Фиксация (2) – это желание во что бы то ни стало получить любовь от других людей. Ограничивающее убеждение, а так же боль от невозможности достичь, от критики и т.д.(3). Точнее, как правило, там не одно, а целая система убеждений – это то, что она плохая, не заслуживает любви или того, чтобы быть кому-то нужной, что все равно ничего не выйдет и пробовать не стоит. Так же это является негативным аттрактором, поскольку вызывает негативные переживания, каждый раз, когда попадает в похожую ситуацию (когда от нее уходят).

 

Компенсация(4) – это то, что эта девочка решает делать, чтобы не быть брошенной, не быть плохой, чтобы исправить свой «недостаток» – старается быть хорошей для всех, делать как можно лучше для них, не быть собой. Это обычно ряд убеждений, которые говорят, что нужно в себе исправить, чтобы другие наконец-то полюбили. Проблема только в том, что обычно эта компенсация не просто не решает проблему, а скорее усугубляет.

 

Ну и защитный механизм(5), страх попадать в подобные ситуации, страх остаться одной, желание избегать их в будущем.

 

Это то, что заставляет уже взрослую женщину дергаться и стараться еще больше нравиться (компенсация). Особенно если от нее хочет уйти любимый человек. Она всегда все валит на себя. Причина всех проблем – это всегда она. Даже если этот мужик уже не в первый раз пойман, занимаясь сексом с другой женщиной. Она готова терпеть это, потому что для нее более неприятно остаться одной. Да и мужчин она находит таких низкосортных только потому, что низкая самооценка даже не позволяет ей думать о том, что она может быть нужна кому-то.

 

Этот ее страх и желание быть хорошей приводят к тому, что она не ценит себя, ею часто манипулируют окружающие, давя на то, что она плохая. Она постоянно испытывает неудовлетворенность с одной стороны потому, что никак не получается для всех быть хорошей, а с другой стороны от того, что подавляет свои настоящие желания, чтобы соответствовать ожиданиям других людей. Она сама себя ставит в условия, когда делает много для других просто так. А, как известно, то, что достается просто так, бесплатно, обычно никем не ценится.

 

В отношениях она постоянно пытается «вырвать» из другого похвалу, подтверждение, что она хорошая и нужная, постоянно проверяет, потому что зависима от этой похвалы и очень сильно боится это потерять.

 

Это и есть жизненный сценарий этой девушки. Он сводится к тому, чтобы быть хорошей. Структура личности у нее строится вокруг двух аттракторов – негативного, болезненного (быть брошенной, быть плохой) и позитивного (стараться быть хорошей, быть нужной). Поэтому она цветет, когда ей удается приблизиться к «быть хорошей» и почувствовать себя нужной и для нее концом света является, когда ее бросают. Это для нее самое страшное в жизни.

 

Еще пример:

 

Парень идет на свидание. С одной стороны хочет общения с женщиной, хочет ей нравиться (1). С другой стороны у него есть страх(5) оказаться ненужным (осмеянным, отвергнутым, преданным и т.д.), снова пережить свою ненужность(3), который тормозит его, закрепощает. Он с ним борется, потому что есть другой аттрактор – желание получить секс, любовь и т.д.(1). Но страх(5) не позволит парню действовать спонтанно, творчески. Так же у него есть убеждение, что он не нужен, не может нравиться женщине таким, какой он есть(3), а, значит, нужно стараться ей понравиться(4). И поэтому на свидании парень никак не может начать вести себя как советуют друзья, так как просто боится отказаться от своего заискивающего поведения. Ведь для него быть самим собой, отказаться от компенсации – это значит опять пережить то, чего он больше всего на свете боится – остаться беззащитным перед болью быть ненужным. Поэтому волей-неволей, парень все равно играет в свою привычную игру, часто даже не догадываясь, что именно эта компенсация и является причиной того, что он не понравился девушке. И даже понимая причину, он ничего не может с этим сделать, потому что это работает автоматически. Именно поэтому советы не работают!!!

 

Как бы сильно с одной стороны этот парень не хотел получить девушку, с другой стороны всегда есть часть личности, которая связывает свою боль с девушками (мать является якорем) и поэтому хочет избежать этого негативного аттрактора. А значит, при подходе к девушке в нем всегда будут бороться две силы. Если же парень сумеет разобраться с негативным аттрактором, и отказ не будет в нем вызывать боли, то внутренняя борьба пропадет.

 

Пару слов о жизненных сценариях.

 

Сильные аттракторы вместе с глубинными убеждениями и основными стратегиями формируют жизненный сценарий человека. Это сценарий, который человек отыгрывает раз за разом по кругу. Он заключает в себе самую важную цель человека (смысл жизни), самые большие страхи и основные стратегии по достижению первого и избеганию второго.

 

Приведу еще пример:

 

Разбирал один случай с парнем. Жизнь его шла циклами: большую часть времени он, что называется, существовал, плыл по течению, но когда появлялась женщина, он просыпался, начинал суетиться, приводить жизнь в порядок, интенсивно выкладываться и реализовываться.

 

При этом не для себя. Всегда для кого-то. И жизнь наполнялась интересом. Он много вкладывал в отношения, больше чем мог, потом выдыхался, начинал дергаться, отношения портились, и опять все возвращалось на свои места. Начали разбирать…. Оказалось, что в детстве его оставляли одного в садике. Он стоял возле забора и ждал маму часами. Ничего не делал, не играл, не радовался жизни. Просто стоял и ждал. Сейчас мальчик вырос, но до сих пор не может радоваться жизни без мамы (женщины)…. все ждет, когда она появится в его жизни. А когда появляется, стремится быть для нее самым лучшим, чтобы не дай бог она опять не ушла, чем наоборот подталкивает к разрыву. В первую очередь отношения с женщиной ему нужны для того, чтобы, чтобы доказывать, что он хороший, чтобы чувствовать себя нужным.

 

Я хочу обратить ваше внимание на то, что цеплянием за желание быть нужным и хорошим, парень себя ограничил в получении счастья в жизни. То есть он когда-то решил, что вот пока мамы нет, я не могу жизни радоваться. И до сих пор он не может радоваться жизни сам по себе и жить для себя. Он не может быть самодостаточным, пока не осознает и полностью не откажется от своего детского решения-фиксации. Пока для счастья ему нужен внешний фактор. Это чем-то похоже на наркомана, которому нужна доза, чтобы что-то ощутить внутри. А без нее ему просто плохо. Человек не понимает, что счастье – это его внутреннее состояние и зависит только от него. Но он сам для себя его выключил, запретил себе им пользоваться, пока мамы нет. Вот и получается, что радость в жизни у него напрямую связана с женщинами. Вся остальная жизнь никакая.

 

И самое неприятное в этом – автоматизм. Мы отыгрываем эти сценарии автоматически. Даже понимая свой сценарий сознанием, бывает сложно за него выйти, отказаться от этой игры, потому что других игр просто не знаем. Аттракторы, куча убеждений и мелких привычек удерживают нас в рамках этой игры. Мы привыкли к этому и считаем, что это и есть мы и другими быть не можем.

 

Есть люди, которые говорят: “Не может быть, у меня в жизни гораздо больше вещей, чем какой-то там сценарий. Он слишком простой, а у меня есть работа, есть семья и т.д.” Но как оказывается, человек отыгрывает этот сценарий и на работе и в семье. То есть если есть глубокая травма ненужности, то всю жизнь человек будет крутиться вокруг этой ненужности. И даже когда он работает и строит карьеру, часто, если покопаться, оказывается, что тем самым он хочет компенсировать свою ненужность и верит, что так станет нужным, например. В семье тоже отыгрывается этот же сценарий. И даже с друзьями. Некоторые люди, когда им удается это все увидеть, берутся за голову и удивляются, как они этого не видели. В какой-то момент я сам увидел свой жизненный сценарий и офигел. (Ссылка на статью «Быть самим собой»)

 

Пока о сценариях все. Кому очень интересно – это уже описано неоднократно и до меня. Читайте книжки Берна «Игры, в которые играют люди» и «Люди, которые играют в игры»

 

После того, как мы рассмотрели примеры аттракторов и формирования убеждений вокруг них, я хочу сказать, что они составляют основу психики человека. Обычно у каждого есть ряд вещей, к которым человек стремится и ряд вещей, которых он хочет избежать. А так же убеждения, которые являются связующим звеном между аттрактором и действием, которые объясняют, что и как нужно сделать для того, чтобы получить желаемый аттрактор (ценность, хорошие ощущения) или избежать нежелательного (боль, неприятные ощущения). Вокруг сильных аттракторов формируются подсистемы психики, которые могут касаться какой-то сферы жизни или же какой-то роли, которую человек отыгрывает.

 

Если говорить о тех, которые касаются какой-то сферы жизни, то например, это подсистема, регулирующая семейные отношения. Может строиться вокруг одного аттрактора или ряда связанных между собой аттракторов, доставляющих какое-то удовольствие, какие-то выгоды от того, чтобы иметь семью. Так же эта система будет включать ряд убеждений, регулирующих взаимоотношения этого человека в семье.

 

Пример подсистемы, касающейся какой-то роли (субличности) – бизнесмен. То есть человек, у которого в бизнесе есть какие-то ценности (позитивные аттракторы), страхи (то, что нужно избегать или контролировать, за чем следить), а так же ряд убеждений и стратегий, используемых им для своей деятельности в бизнесе и достижения целей. К примеру, приходя домой, такой человек вполне может переключаться в другую роль – муж или отец, и тогда у него будут срабатывать совсем другие аттракторы и убеждения, а значит, совсем другое поведение.

 

Что интересно, внутри личности могут формироваться чужие системы убеждений. Часто это родительские аттракторы(как правило страхи и ограничения) и убеждения, которые были навязаны человеку и которые он принял за свои не переварив. Особенно важным это становится, когда подобные чужие убеждения или системы убеждений не дают человеку реализовать свои настоящие желания. К примеру, мне как-то пришлось работать с парнем, которому бабушка долгое время внушала о том, что секс – это плохо, что нужно быть хорошим и думать постоянно о других и т.д. Во взрослом возрасте он столкнулся с тем, что не может свободно заниматься сексом, а так же делать свободно все те вещи, которые бабушка считала неправильными.

 

В результате того, что разные системы убеждений могут иметь совершенно противоположные направления векторов, и совершенно противоположным образом относиться к одним и тем же вещам, внутри человека подчас возникает целая война.

 

Например, у меня был опыт работы с девушкой, у которой было две враждующие субличности. С одной стороны это ребенок, который принял решение всем нравиться и быть для всех хорошим, а с другой стороны, это часть личности, которой надоело, что ее обижают и все на ней ездят, поэтому она хотела защищаться. Борьба заключалась в том, что первая в силу принятого в детстве решения, не давала второй защищаться, устанавливать рамки общения с людьми, быть жесткой, если это необходимо, и подавляла внутреннюю агрессию. Поэтому вторая часть выплескивала ее на первую. То есть она злилась и наказывала себя саму, не позволяя себе злиться на других. Это выливалось в депресси, резкие перепады эмоций и т.д. В таком случае работа заключается в том, чтобы убрать внутренний конфликт и интегрировать эти подсистемы.

 

Важно понимать, что таких систем и подсистем у человека много. Они связаны между собой, иногда частично входят друг в друга, пересекаются и постоянно взаимодействуют, влияют друг на друга и на всю систему целиком. Чем более эти подсистемы близки между собой, более гармонизированы(меньше противоречий), тем более целостной и счастливой является личность, тем проще человеку принимать решения и двигаться к своим целям.

 

В следующей статье я собираюсь разобрать модель «Ребенок -Взрослый – Родитель» из трансактного анализа с точки зрения системного НЛП, как продолжении темы о психологических травмах и сценариях.

 

А сейчас напомню основные идеи, которые я описал в этой статье:

 1. Психика является системой, которая состоит из многих подсистем2. Подсистемы психики (системы убеждений) формируются вокруг аттракторов.3. Психика может формироваться вокруг негативного аттрактора в виде компенсаторного механизма, который позволит избежать негатива. В таком случае жизнь человека по большей части направлена на избегание опыта, схожего с травматическим.4. Негативные аттракторы (травмы) создают компенсаторный механизм – ряд убеждений и стратегий, которые должны помочь избегать негативного аттрактора.5. Если аттрактор очень сильный – вокруг него может формироваться вся система личности.6. Формирование личности вокруг негативного аттрактора происходит чаще всего в результате травмирующего опыта в раннем детстве, поскольку именно этот опыт становится самым заряженным аттрактором. Нет ничего более заряженного.7. Как правило, в системе психики есть несколько сильно заряженных аттракторов, которые и формируют основные подсистемы убеждений, имеющие определенную иерархию и способные влиять друг на друга.8. Подсистемы можно условно различать по сфере деятельности или по роли, которую человек отыгрывает.9. Можно различать отдельные субличности – аттракторы и убеждения, которые человек получил от значимых людей в своей жизни – отца, матери, бабушки и т.д.

pro-psychology.net

Фиксация. Очерки по психологии сексуальности

Только что упомянутые благоприятные психические моменты увеличивают значение случайно пережитых влияний детской сексуальности. Последние (в первую очередь соблазн со стороны других детей или взрослых) дают материал, который может при помощи первых зафиксировать и повлечь за собой стойкие нарушения. Значительная часть наблюдаемых позже отклонений от нормальной сексуальной жизни у невротиков и у перверсных с самого начала имеет своим основанием впечатления свободного будто бы от сексуальности периода детства. Причины, вызывающие эти отклонения, распределяются между предрасположением конституции, преждевременной зрелостью, способностью к повышенной цепкости и случайным возбуждением сексуального влечения благодаря постороннему влиянию.

Но неудовлетворительное заключение, к которому приводят эти исследования нарушений сексуальной жизни, состоит в том, что нам слишком мало известно о биологических процессах, в которых заключается сущность сексуальности, чтобы создать из наших отдельных взглядов теорию, достаточную для понимания нормального и патологического.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Психологическая фиксация. | Все астрологи

Последняя, возможно для кого то и нудная, но очень полезная, с точки зрения практического применения психологии, статья автора Алексея Шакина, которая лучше поможет понять психологический принцип замкнутых конфигураций (кроме т-квадрата) с каналами Нептуна/Плутона.

Рекомендуется к прочтению мутабельно — фиксированным людям (мутабельность — переходы к прошлому, повтор сценария, по мотивам фильма «Эффект бабочки», а фиксированность — зона комфорта, фиксация, залипание), у которых нет в ядре и среди сильных каналов воздуха или кардинальности, чтобы проще отпускать ситуации. Особенно с выраженным Плутоном (опять же залипание) и/или Нептуном (подвисание на прошлом) в замкнутых конфигурациях.

В психоанализе мы знаем термин «фиксация» — остановка на определенном периоде развития, обычно ещё и на определенной ситуации, если внешне, а внутренне как остановка на комплексе.Обычно под фиксацией мы подразумеваем концентрацию либидо и поэтому первое в голову приходит то, что это прошлое приятное. Однако при психоанализе мы еще останавливаемся на психологических травмах, на которых человек также зацикливается. Выходит, что так или иначе, есть два вида фиксации, позитивная и негативная или приятная и неприятная. Но в обоих случаях на это затрачивается энергия.

Позитивная (приятная) фиксация — это когда идет стремление психологической энергии на что-то хорошее из прошлого, но не нужное и не работающее сейчас — обычно проявляется в виде инфантилизма (гармоничные связи светил и/или планет в их знаках в замкнутых конфигурациях с Нептуном и Плутоном при вышеуказанных параметрах ядра и основы)

Негативная (неприятная) фиксация — это когда идет стремление психологической энергии от этого периода или ситуации, однако всякий раз идет возврат, чтобы решить проблему — получается замкнутый круг (напряженные связи в замкнутых конфигурациях светил и/или планет в их знаках с Нептуном и Плутоном при вышеуказанных параметрах ядра и основы).

В первом случае, при столкновении с прошлым человеку хорошо, но как сладкая изба бабы яги или как иллюзия приятного. Во-втором, при возврате назад человеку становится плохо вплоть до реакций на физическом уровне — головные боли, тошнота, бессонница и так далее, но психика рассматривает это как то, что нужно решить и всегда возвращает мысленно в прошлое, однако человек отказывается решать из-за боли.

Как действует психоаналитик? В обоих случаях нужно найти эти точки фиксации (чем правит и где стоит Плутон/Нептун). На практике при неврозах присутствует оба варианта фиксации, причем один другого поддерживает, а порой кажется даже одним целым (часто это косые паруса или бисекстили). Это похоже на поиск конфликтов. Например, Смерть или потеря любимого человека: первая фиксация это приятные отношения с ним (скажем, канал Венеры на одном конце оппозиции косого паруса), а вторая это расставание, которое хочется поменять (Плутон на конце другого конца). Не зависимо от того, на какую из этих фиксаций попадем (на какую из планет в оппозиции косого паруса сядем), одна будет качать до другой, примерно таким образом: «О как хорошо было с этим человеком», но чтобы воплотить это «хорошо» в воспоминании сталкиваемся с «болью от расставания», которую хочется поменять, а менять на приятное «как было хорошо с этим человеком». Вспомнив о расставании будет и любовь, вспомнив о любви, будет и расставание.

Или другой пример (с бисекстилем): насилие для девушки оказалось приятным — в будущем секс с мужчиной и насилие будет понимание как одного целого и следовательно мазохистские наклонности (реальный случай из базы: Плутон трин солнце в водных знаках с вершиной Нептуном). И будет воспоминание как и плохое, так и хорошее об одном и том же процессе.

Хочется по логике добавить фиксацию отдельную либо позитивную либо негативную. А вот получается, что именно в неврозе нет такой. Например, инфантилизм, как приятные воспоминания, которые не хочется терять и идет прикрепление к настоящей жизни (солнце в Раке на одном конце оппозиции). Но разве в детство нужно было бы возвращаться, если бы сейчас не было преграды, которую трудно пройти (планета в Козероге на другом конце оппозиции с выходом на Плутон) — вот эта преграда будет негативной фиксацией, а инфантилизм — позитивной фиксацией. А значит перекатывания от одного на другое, только временной промежуток больше, чем с расставанием, однако смысл один и тот же — расставание с определенным периодом, к которому хочется вернуться.

Разница в этих фиксация только в том, как с ними бороться. Позитивную нужно обосновать как прошлую и сейчас не работающую, а негативную перевести в боль и решить проблему, то есть обойти преграду, а не вернуться назад к приятному. Не отчуждать преграду и не превозносить былое приятное.

Источник

katyona Автор астроперевода: Катёна Дятлова

.

1

Поделиться ссылкой:

all-astrology.ru

Психология развития - фиксация

Фиксация

фиксация

(fixation). Согласно Фрейду, «задержка» в развитии, которая приводит к тому, что взрослый человек продолжает искать удовлетворения своих потребностей способами, уместными только для детей.

См. в других словарях

1.

  (Fixation). Отклик на то, что происходит, когда имеет место чрезмерное "застревание" на какой-либо одной фазе развития. В фиксации существует тенденция искать удовлетворения потребностей более простыми или детскими способами, а не способами, характерными для взрослых людей. ...

Glossary of Personality & Personal Growth

2.

  Понятие, исходящее из предположения, что определенные группы представлений (опыт, фантазии, воображение), базирующиеся на прошедших стадиях развития и содержащие соответствующие импульсивные желания или желания, обусловленные определенными отношениями, а также модусы объектного отношения вместе с относящимися к ним аффектами, либо актуально манифестируются, либо могут быть мобилизованы в ходе регрессивных процессов. ...

Базисное руководство по психотерапии

3.

  [от фр. fixation; см. фиксация] 1) установление, определение чего-л.; 2) регистрация, отметка, заметка; 3) закрепление в определенном положении чего-л., (напр., придание неподвижности какой-л. части тела при повреждении или заболевании; 4) биол. обработка клеток, тканей, органов (а иногда и целых организмов) спец. растворами фиксаторами (формалином, спиртом, ацетоном и др.), позволяющая сохранить их прижизненную структуру и предохранить от дальнейших изменений ...

Психомоторика: словарь-справочник

4.

  (от лат. fixus — твердый, нерушимый, крепкий) — момент прекращения движений, остановки афферентного звена в определенных точках объекта (критических либо конструктивных). Для инженерной психологии важнейшее значение имеют зрительные Ф.— моменты относительно неподвижного состояния глаз. В процессе восприятия глаз большую часть времени (около 90%) находится в состоянии Ф., именно в это время он получает максимум перцептивной информации. Статистически определено, что продолжительность Ф. глаза при зрительном поиске — величина относительно постоянная в рамках однородных задач и не зависит от количества элементов информационного поля, индивидуальных особенностей отдельных его элементов. В различных задачах оператора длительность Ф. меняется: средняя длительность увеличивается как при усложнении перцептивной стороны поиска, так и при усложнении алгоритма. Поэтому она может служить индикатором степени трудности перцептивных задач. Ф. всегда сопровождаются микродвижениями глаз (см. также Движение глаз, Информационный поиск). ...

Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика

5.

  – 1. вообще – процесс, посредством которого что-то становится твёрдым, жёстким, устойчивым, негибким, или действие по удержанию чего-либо в фиксированном положении. Часто термин употребляется с уточнением того, какой вид фиксации подразумевается; 2. в психоанализе – сокращённое название аффективной фиксации, процесса, посредством которого человек становится или остаётся амбивалентно привязанным к объекту, уместному на более ранней стадии развития. Тем самым фиксация является свидетельством срыва на пути прогрессивного прохождения через стадии развития либидо. Понятие предполагает, что фиксированый индивид: а) имеет тенденцию вовлекаться в инфантильные, устаревшие паттерны поведения или регрессировать к таким паттернам в условиях стресса; б) склонен к компульсивному (принудительному) выбору объектов на основе их сходства с объектом, на котором он фиксирован; в) страдает от истощения имеющейся энергии в результате вложения её в прошлый объект. В качестве примеров причины фиксации приводятся чрезмерные фрустрация и удовлетворение, чрезмерные любовь и ненависть. Отсюда термины оральная фиксация, анальная...

Большая энциклопедия по психиатрии

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:

Ссылка для форума (bb-код):

www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai

Фиксация (психология) • ru.knowledgr.com

«Фиксация» является понятием, порожденным Зигмундом Фрейдом (1905), чтобы обозначить постоянство анахронических сексуальных черт. Впоследствии, Фиксация' приобрела более широкую коннотацию. С развитием теории относящихся к либидо стадий... термин прибыл, чтобы означать постоянное приложение, не только к определенным инстинктивным целям особой эры, но, вместо этого, ко всему комплексу сам и отношение объекта» в то время.

Более широко это - государство, в котором человек становится одержимым приложением к другому человеку, быть или объекту (в человеческой психологии): «Сильное приложение к человеку или вещи, особенно такое приложение сформировалось в детстве или младенчестве и проявленный в незрелом или невротическом поведении, которое сохраняется в течение жизни».

Фрейд

В Трех Эссе по Теории Сексуальности (1905), Фрейд отличил «фиксации предварительных сексуальных целей... как в случае соглядатаев» от «последствий инфантильного выбора объекта... кровосмесительная фиксация его [или ее] либидо».

Фрейд теоретизировал, что некоторые люди могут развить психологическую фиксацию должная или больше следующего:

  1. Отсутствие надлежащего удовлетворения во время одного из психосексуальных этапов развития.
  2. Получение сильного впечатления от одной из этих стадий, когда индивидуальность человека отразила бы что стадия в течение взрослой жизни. (Он также предположил, что «эти ранние впечатления от сексуальной жизни характеризуются увеличенным упорством или восприимчивостью к фиксации в людях, которые должны позже стать невротиками или извращенцами».)
  3. «Чрезмерно сильное проявление этих инстинктов в очень раннем возрасте [который] приводит к своего рода частичной фиксации, которая тогда составляет слабое место в структуре сексуальной функции».

Является ли особенно одержимое приложение фиксацией, или защитимое выражение любви время от времени спорно. Фиксация к нематериальным активам (т.е., идеи, идеологии, и т.д.) может также произойти. Одержимый фактор также найден в признаках, имеющих отношение к обсессивно-компульсивному беспорядку, который психоаналитики связали с «предполовыми фиксациями», вызванный ли «чередованием необычного удовлетворения и необычных расстройств... [или] согласия инстинктивного удовлетворения с удовлетворением безопасности».

В то время как мысль Фрейда развилась, также - «понятие последовательности возможных 'точек фиксации во время развития, и «отношения между этой последовательностью точек фиксации и выбором невроза». Однако он продолжал рассматривать фиксацию как «проявление очень ранних связей – связи, которые трудно решить – между инстинктами и впечатлениями и объектами, вовлеченными в те впечатления».

Фиксация была по сравнению с путем, «если Вы будете идти перед небольшим птенцом в определенное время в жизни птенца, то он будет следовать за Вами... есть определенное время, когда он 'установлен. Могло бы казаться, что готовое объяснение человеческого явления фиксации - этот вид «сыновнего печатания... на особой стадии рано в жизни... 'чувствительный период' в развитии». Фрейд, однако, «хотел ослабиться, не напрягается, связь между либидо и его объектами», и всегда искал более определенные причины для любого данного (извращенный или невротический) фиксация.

Постфрейдисты

Согласно К. Гейссманн-Чамбону и П. Гайссману «Для Мелани Кляйн, фиксация либидо на данной стадии уже - эффект патологического процесса». Она полагала, что «фиксация, которая приводит к признаку, уже была на пути к возвышению, но была отключена от него репрессией».

Эрик Х. Эриксон отличил два варианта в фиксации стадии – та из «зоны» и «способа». Таким образом в оральной стадии может быть «зональная фиксация, т.е., человек держится за устные удовольствия», или может быть, «фиксация способа... он всегда хочет добраться ли ртом и чувствами, или другими апертурами, рецепторами или поведениями. Этот вид фиксации будет позже перенесен на другие зоны». Он привел в качестве примера человека, который «может нетерпеливо поглотить 'молоко мудрости', где он когда-то желал более материальных жидкостей от большего количества чувственных контейнеров». Его объект психоанализа, Эрик Берн, развил его понимание далее как часть транзакционного анализа, предположив, что «особые игры и подлинники и их сопровождающие физические признаки, базируются в соответствующих зонах и способах».

Хайнц Кохут в его исследовании «грандиозного сам... расценивает его как фиксацию на нормальную структуру детства».

«Основная идея, что люди могут стать зафиксированными в своем развитии, имела важное влияние на многие постфрейдистские психоаналитические теории преступности, сексуального deviancy и агрессии».

Перенос и лечение

В ходе анализа, «новая фиксация, таким образом, установлена... Оригинальная фиксация стала фиксацией переноса». Эти две фиксации могут очень отличаться в природе. «Предположим, что мы преуспели в том, чтобы принести случай к благоприятному заключению, настроив и затем решив сильный перенос отца доктору. Это не было бы правильно, чтобы прийти к заключению, что пациент пострадал ранее от подобного не сознающего приложения его либидо его отцу»: оригинальная фиксация, возможно, очень отличалась от комплекса отца, и «либидо пациента было направлено к ней от других положений».

В массовой культуре

У
  • Теннисона, как утверждали, была «романтичная фиксация... 'экстрасенсорная фиксация в дни, которые больше не являются.
  • Гарольд Блум заявляет, что «Кристабель... использует колдовство в качестве метафоры для психологической фиксации».
  • Грабителей ведет «экстрасенсорная фиксация на слишком влиятельном человеке, подходящем на роль отца».

См. также

  • Навязчивая идея (психология)
  • Психосексуальное развитие
  • Регресс (психология)
  • Зависимость вещества

Внешние ссылки

  • Клод Смэдджа, «фиксация»

ru.knowledgr.com

Психология от А до Я: словарь-справочник

Фиксация

фиксация

Аспект теории Фрейда, обозначающий анормальное состояние, когда ребенок застопоривается на одном конкретном этапе развития. Последующее развитие будет происходить под влиянием этой фиксации, так как она устанавливает черты личности, сохраняющиеся в течение всей жизни (см. к примеру, Анальный тип личности). Если индивидуум получает чрезмерное или недостаточное удовлетворение на одном из этапов развития, у него возникает фиксация с последующей регрессией к этому этапу в условиях стресса или в чрезвычайных обстоятельствах.

См. в других словарях

1.

  особенно тесная привязанность влечения к объекту. ...

Словарь практического психолога

2.

  (Fixation; Fixierung) процесс, посредством которого человек становится или остается амбивалентно привязанным к объекту, уместному на более ранней стадии развития. Юнговский отход от чисто психоаналитического (редуктивного) подхода к интерпретации той или иной фиксации состоит в том, что идея "точек фиксации" ни в коей мере не акцентируется. ...

Словарь аналитической психологии

3.

  1. Вообще – процесс, посредством которого что-то становится жестким, устойчивым, негибким; действие по удерживанию чего-то в фиксированном положении. Это значение широко используется во многих областях психологии: в научении, восприятии, когнитивной психологии, психологии личности, в социальной психологии и т.д. Часто к этому термину добавляются определения, обозначающие, какой из видов фиксации подразумевается, как показано в следующих статьях. 2. В психоаналитической теории, очень распространенная сокращенная форма понятия аффективной фиксации. ...

Оксфордский толковый словарь по психологии

4.

  (FIXATION)Сохранение архаических способов достижения удовлетворения, отношения к объекту и защитного реагирования на угрозу. Так сказать, остатки прошлых действий, имевших место но ранних стадиях развития, 'фиксируются' в психике и готовы сыграть важную роль в более поздней ситуации. Фрейд впервые применил это понятие к перверсиям, которые включают в себя анахронические сексуальные черты, связанные с определенными аспектами детской сексуальности. В дальнейшем он использовал это понятие для описания травмы и различных невротических состояний. Например, невроз навязчивых состояний понимался им как основанный но фиксации на анальной стадии.Фиксация рассматривалась Фрейдом также в связи с воспоминаниями и симптомами, инстинктивными влечениями и специфическими функциями Я и Сверх-Я. Им перечислен целый ряд факторов, мешающих развитию и имеющих отношение к фиксации: конституциональное предрасположение, обстоятельства, в которых была достигнуто необычайная степень удовольствия или фрустрации, случайные события, сопутствовавшие травме, и гипотетическая "вязкость" либидо. Таким образом, представление о фиксации...

Психоаналитические термины и понятия

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:

Ссылка для форума (bb-код):

www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai

Психология мотивации. - Мотивационная фиксация.

Страница 12 из 20

Мотивационная фиксация.

Онтогенетическое развитие мотивации, приобретение и сохранение предметами мотивационного значения, которого они раньше не имели, фиксируются в опыте индивида. Мотивационные события оставляют свои следы. При импринтингоподобном развитии мотивации имеет место мгновенная фиксация мотивационного опыта, способность эмоции переключаться и закрепляться сразу и прочно. Такого рода неугасающие следы могут оставить как сильная боль, так и эмоции, вызванные с помощью другого человека оскорблением, изменой и т.п. В то же время эмоции, бурно и многократно переживаемые в семейной ссоре, могут быть на следующий день забыты, перечеркнуты самим человеком оценкой “погорячился”.

Одной из причин различий в предрасположенности эмоций к следообразованию является их значимость. Так, предвосхищающие эмоции являются менее поучительными, чем констатирующие эмоции, вызываемые свершившимися событиями. Для будущего более важно сохранять не надежду, какой бы сильной и продолжительной она ни была, а последовавшие за ней огорчения.

Различная предрасположенность мотивационных воздействий к фиксации отчетливо обнаруживается в области инстинктов. Эмоции, возникающие здесь в большом количестве и разнообразии, могут оставить соответствующие следы в результате ситуативного развития по типу обычного эмоционального переключения. Помимо этого, мотивационная фиксация обусловливается незавершенностью некоторых инстинктов, необходимостью их содержательной “достройки”. Речь идет о фиксациях по типу импринтинга, в результате которых запечатляемые предметы приобретают абсолютное, функционально независимое мотивационное значение. Из-за генетической предусмотренности мотивационная фиксация на основе импринтинга происходит, как правило, сразу, образует стойкие к угасанию следы и придает запечатляемому содержанию безусловное мотивационное значение.

Любопытная и в полном смысле “высшая” разновидность мотивационной фиксации задействована в процессах выбора человеком целей и планирования деятельности. Исследования данной проблемы в школе К. Левина показали, что намерение относительно некоторой отсроченной цели способно приобрести признаки потребности. Намерение может существовать определенное время в виде “напряжения” внутренних структурных образований личности и сохранять мотивационное значение цели в отдельных случаях даже тогда, когда она перестает быть объективно необходимой. Данная разновидность мотивационной фиксации отличается высокой степенью подконтрольности субъекту и временным, переходящим характером.

libsib.ru