Психологическая привязанность. Привязанность психология


Психология привязанности | АнтиДиСтресс

Психология привязанностиНе секрет, что есть здоровее отношения. А есть отношения, где люди отыгрывают собственный психокоплексы.

Граней и оттенков множество во втором случае.

Давайте рассмотрим, в чем заключается психология привязанности человека.

Привязанность может быть у девушки к молодому мужчине и наоборот, у матери к ребенку, у ребенка к родителям, у дедушек и бабушек привязанность к детям и внукам. Мы сейчас не рассматриваем привязанность к алкоголю, наркотикам, табаку, хотя фундамент один и тот же. Однако построения разные.

Привязанность всегда базируется на душевных муках и страданиях. По принципу мне с ним хорошо, а без него плохо, я страдаю.

Откуда это берется?

Если капнуть в самое – самое детство, то очень часто бывает, что ребенок манипулирует вниманием родителей, тем, что когда его оставляют одного, у него начинается реакция «Мама иди сюда, мне страшно» и тому подобное.

Естественно мамочки бегут со всех ног к мелким детям в этом случае.

В итоге закрепляется шизокод у ребенка, который можно озвучить, как при страхе, боли, потери, рядом всегда кто – то будет, поэтому это нужно чувствовать.

Если ребенка в возрасте с 7 до 14 лет не учат к самосознанию и началу глубокого самоанализа, то этот шизокод становится управляющим в построение отношений.

Естественно, нужно оговориться о роли родителей.

При дестабильной психике родителей формируется подобное у детей.

В итоге ребенок, который вырастит, не может выстраивать отношения, отдавать и брать любовь, а он может только привязаться к объекту или субъекту. И вместо отношений одни манипуляции.

Потом от этого эти же люди страдают. Ибо с подобным шизокодом у повзрослевших детей формируется образ жизни того, что нужно переживать, чувствовать, а не действовать.

Вы наверняка, встречались с подобными инфантильными не выросшими детьми, у которых улыбка от уха до уха, потому что они в кого – то бесповоротно и окончательно влюбились с первого взгляда и чрез месяц с  сенниками под глазами от слез, рассказывающие душещипательный истории от того, что ничего опять не вышло.

Вопрос: что делать?

Во первых установленный факт, что испытывающие подобные затруднения, это все люди с дестабильной психикой. Поэтому в первую очередь необходимо перейти в зону стабильной психики. О том что такое стабильность и дестабильность рассказано тут.

Во вторых, если Вы становитесь сами заложником подобных отношений, то есть когда к Вам привязались, то стоит резко прервать все отношения. Несмотря на истерики со второй стороны.

Ибо, это как вампиризм, чем больше жалеть и потакать данному театру, тем глубже вязнет в своем инфантилизме и детскости человек, которые имеет подобные проблемы.

Но даже не это самое интересное и увы, печальное.

Более важно то, как такие люди выстраивают отношения со своими детьми.

Начнем со стариков.

В глубокой старости, если собственных интересов и хобби нет, то в большинстве случаев пожилые люди подсаживаются на сериалы и общение между собой.

Но есть второй вариант, это как раз затрагивает нашу с Вами сегодняшнею тему.

Когда пожилые люди начинают волноваться до такого состояния, что капают себе успокаивающие капли и не могут уснуть от волнения за внуков и детей.

Это как раз работа того самого шизокода. Который можно озвучить в этом случае так: нужно страдать, и постоянно переживать за кого – то и за что – то, ибо в этом и есть смысл жизни.

Более молодые родители при этом шизокоде не могут отпустить своих детей во взрослую жизнь, ведь они так потеряют свою значимость и целый пласт жизни. Ведь они всю жизнь жили только для своих детей.

Совсем молодые родители с подобными установками, если говорить прямым языком, просто уродуют эмоционально своих детей.

И круг замыкается. Ибо это идет от передачи из поколения в поколения.

Да, есть случаи и их очень много, когда в возрасте после 21 года, постоянно сталкиваясь с проблемами, со страданием и не возможностью построить отношения, человек заглядывает в глубину себя и созревает для изменений.

Это радует.

Ибо, это и есть разрыв этого шаблона.

Только от теории необходимо вовремя перейти к практике, чтобы не повянуть в самобичевании и самокопании, ибо психология привязанности несмотря на свою яркость ощущений очень легко корректируется.

Если Вы сами сталкиваетесь с подобным вопросом, естественно Ваша личная история уникальна и Вам самостоятельно трудно выжать практическую ценность из этой статьи. В этом случае пишите мне в личку. Вместе будем разбираться.

Понравилось? Поделись с друзьями!

kuldoshina.ru

Социально-психологическая характеристика привязанности - Проблемы cоциальной психологии личности

Детство – период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным. Но в стране ежегодно выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке взрослых, которые могли бы заменить их семью. Дети-сироты или дети, лишенные родительского попечительства, попадают в детские дома или школы-интернаты. Ребенок, лишенный родительского попечительства и помещенный в условия сложившихся стереотипов системы воспитания, страдает от того, что воспитатели и другие сотрудники учреждения находятся с ним строго в определенное время. Кроме того, в подавляющем большинстве случаев воспитатели – люди профессионально некомпетентные, и поэтому их опыт как воспитателей формируется, прежде всего, на формальном дисциплинировании детей. А это таит в себе опасность отчуждения во взаимоотношениях взрослого и ребенка. В результате воспитания детей-сирот в условиях детского дома наблюдается также специфическое развитие интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер, особенностей поведения, которые они рассматривают как качественно иной характер формирования личности. Эта специфика проявляется и в несформированности внутреннего, психического плана действий, собственной мотивации, в преобладании ориентации на внешнюю ситуацию. Качественно иную форму имеет и развитие всех аспектов «Я» (представления о себе, отношения к себе, образа «Я», самооценки). Следствием депривации потребности ребенка в родительской любви является отсутствие у него чувства уверенности в себе, которое, возникнув на ранних стадиях возрастного развития, впоследствии становится устойчивой характеристикой личности воспитанников детского дома.

На различных этапах развития нашего общества представления о семье как факторе воспитания претерпевали существенные изменения. В 60 гг., например, высказывалось мнение о возможности и даже желательности замены семейного воспитания воспитанием в дошкольных и школьных учреждениях (С.Я. Струмилин, 1960). К настоящему времени накоплено немало убедительных свидетельств принципиальной значимости и в известных пределах незаменимости семьи для формирования личности ребенка. Анализ поведения и психики детей, разлученных с родителями в раннем детстве (в результате ранней госпитализации, смерти родителей или развода), говорит о возможности необратимых искажений личности ребенка из-за воспитания его вне семьи.

Наиболее чувствительными к воздействию семейного неблагополучия оказываются стержневые образования личности ребенка – его представления о себе, самоотношение, самооценка, образ себя. Поскольку полнота удовлетворения потребностей ребенка зависит от родителей, то его представления о себе и образ себя в значительной мере связаны с отношением родителей к ребенку, их восприятием и пониманием ребенка, с характером родительских установок и качества привязанности как матери к ребенку, так и ребенка к матери. В настоящее время изучение формирования и развития привязанностей в онтогенезе является одним из наиболее актуальных направлений исследований в современной психологии развития, где привязанность понимается как базисное образование, оказывающее влияние на психическое развитие ребенка, его жизненный путь.

Изучение привязанности ребенка к матери одно из ведущих направлений зарубежной экспериментальной психологии на протяжении последних десятилетий. В русле этологического подхода связь «мать-дитя» трактовалась как форма запечатления, были получены доказательства того, что взаимодействие матери и новорожденного в первые часы после рождения оказывают влияние на последующее общение. В частности, было показано, что эмоциональные связи ребенка с матерью усиливаются, благодаря наличию взаимодействия в первые часы жизни ребенка, а разлука матери и ребенка в этот период может привести к негативным эффектам. Однако другие исследования не подтвердили установления специфических эмоциональных связей между матерью и новорожденным сразу после рождения. Х.Р. Шеффер обратил внимание на то, что новорожденный имеет определенные биологические механизмы, лежащие в основе потребности ребенка устанавливать эмоциональную связь с кем-либо. Большой вклад в решение этой проблемы внес английский психиатр Дж. Боулби своей теорией привязанностей, согласно которой привязанности к матери, отцу или кому-нибудь другому не являются врожденными или  результатом раннего научения (запечатлением). По его мнению, врожденными являются некоторые формы поведения младенца, способные заставить окружающих находиться рядом с ним и заботиться о нем. Это – гуление, улыбка и ползание по направлению к взрослому. С точки зрения эволюции, эти формы носят адаптивный характер, так как обеспечивают младенцу заботу, необходимую для выживания.

Основным результатом взаимодействия матери и младенца Дж. Боулби считает появление у младенца эмоциональной привязанности, заставляющей ребенка жаждать присутствия матери, ее ласки, особенно если он встревожен или испуган. В первые 6 месяцев привязанности младенцев носят диффузный характер, после начинает явно проявляться привязанность к определенным людям, обычно первым объектом привязанности является мать.

В отечественной психологии изучение привязанностей ребенка к взрослому велось в рамках психологии общения, в русле концепции М.И. Лисиной. Избирательные привязанности ребенка к взрослому рассматривались как продукт общения, зависящий от его содержания. В работе С.Ю. Мещеряковой изучалось развитие системы аффективно-личностных связей ребенка со взрослым на первом году жизни. Было показано, что эти связи возникают в первом полугодии жизни ребенка в ситуативно-личностном общении и являются основным психологическим новообразованием этого возраста.

В западной литературе взаимодействие ребенка со взрослыми обычно обозначается термином «привязанность» (attachment). В рамках этого подхода привязанность к взрослым рассматривается как основной фактор развития ребенка в первые годы его жизни.

Привязанность – это инстинктивное поведение ребенка, а также любая форма поведения, результатом которой является приобретение или сохранение близости с «объектом привязанности», которым обычно является человек, оказывающий помощь. Этот феномен можно проследить на протяжении всей жизни любого человека, и особенно в критические моменты. Таким образом, отношения можно назвать собственно привязанностью в том случае, если они обладают специфическими свойствами привязанности, к которым относится стремление к близости, возникающее при наличии угрозы. Привязанность в данном случае используется как основа безопасности.

Привязанность к родителям – это форма эмоциональной коммуникации, взаимодействия, общения с родителями, прежде всего с матерью как наиболее близким лицом.

Чувство привязанности формируется у человека в определенный период индивидуального развития. Для формирования этого чувства у ребенка младшего возраста необходимы взрослые люди, которые могут вызвать чувство привязанности. Его формирование связано с общим эмоциональным развитием, которое осуществляется в семейных условиях с помощью взрослых людей, занимающих в отношении ребенка положительные позиции.

О начальных проявлениях привязанности можно говорить уже к середине первого года жизни, когда возникает беспокойство при временном отсутствии матери (отчетливо выражается в семь месяцев) и появлении посторонних (в восемь месяцев). Уже в самом раннем возрасте дети проявляют избирательное отношение к знакомым и незнакомым взрослым. Формирование расположения ребенка к окружающим зависит от того, как они удовлетворяют некоторые важные потребности детей.

К проявлениям привязанности (М. Эйнцворт) можно отнести следующие характеристики: реакции при появлении матери, реакции в ответ на попытку матери завязать контакт, поведение, направленное на избегание разлучения, поведение, рассматриваемое как исследовательская активность в ситуации, когда ребенок находится на коленях у матери, реакции типа избегания (например, при контакте ребенка с незнакомым человеком).

Показателем привязанности можно считать стремление ребенка к определенному человеку, его желание общаться с ним, а также протестовать против разлуки с ним. Для образования связей имеет значение не удовлетворение физиологических потребностей ребенка, а частота контактов с ним, эмоциональное отношение к нему. Очень важным надо считать также степень чуткости и реакцию на плач ребенка.

Для развития чувства привязанности у ребенка очень существенны первые 2-3 года жизни. Этот период может определить как критический в формировании привязанности.

Отношения привязанности формируют сущность психологической жизни с рождения и до смерти. Обретение полной независимости (автономии) в психологической сфере является не более возможным, чем в биологической сфере – движение от жизненной зависимости от кислорода к независимости от него. Потребность в близости, безопасности, комфорте и заботе – это выражение нужды взрослого человека в привязанности, а не возврат к инфантильным способам поведения. Сохранение отношений привязанности на протяжении всей жизни и открытое выражения потребности в связи с другим человеческим существом – это, скорее, признак психологического здоровья, чем проявление патологической зависимости.

Противоположностью привязанности является одиночество (или переживание утраты). Парадокс привязанности в том, что мы должны привязываться к тем, кого неизбежно потеряем. Поэтому страхи утраты и оставления - это всегда присутствующая тень привязанности.

Уход, отсутствие того, к кому мы привязаны, запускает болезненное чувство угрозы потери, поэтому зачастую даже негативная реакция более желательна, чем ее отсутствие. Вследствие этого люди могут быть очень привязаны к тем, кто их обижает и даже причиняет эмоциональный или физический вред. Рассерженный родитель, по крайней мере, присутствует. Власть привязанности может превзойти любые другие потребности и даже голос разума. В жизни мы может найти множество примеров этому. Женщина может возвращаться к мужу, который ее избивает. Мужчина может ожидать, что еще немного и его жена-алкоголичка сможет бросить пить.

От того, каким образом привязанность может выполнять свою защитную функцию, зависит от качества взаимодействия между индивидом и его объектом привязанности. Индивид, который может рассчитывать на откликаемость, поддержку и защиту со стороны своего объекта привязанности, способен свободно отдавать свое внимание другим заботам, таким как исследовательская деятельность и/или взаимодействие с другими.

Термин «надежность» в рамках теории привязанности описывает уверенность индивида любого возраста – младенца, ребенка, взрослого - в том, что защищающая и поддерживающая фигура будет доступна и досягаема.

М. Эйнсворт были описаны три вида привязанности детей к близким взрослым, формирующихся к годовалому возрасту: безопасная, избегающая и тревожно-амбивалентная: соответственно, группы В, А и С.

1. Дети группы «А» обычно не огорчаются и не плачут при разлуке с матерью, игнорируют и даже избегают ее при встрече. Такое поведение ребенка свидетельствует об отчуждении и избегании матери, об отсутствии чувства безопасности у ребенка. Этот тип привязанности был назван «избегающая, небезопасная привязанность» (avoidant-unsecure attachment).

2. Дети группы «В» огорчаются и плачут (либо не плачут) при разлуке с матерью и сильно радуются, стремятся к близости и к взаимодействию при ее появлении. Такое поведение ребенка свидетельствует о надежности привязанности и о чувстве безопасности, которое дает ребенку мать. Поэтому тип привязанности этой группы детей получил название «безопасная привязанность» (secure attachment).

3. Наконец, дети третьей группы «С» дают яркую гневную реакцию на разлуку с матерью, но сопротивляются контактам с ней при встрече: сердятся, плачут, не идут на руки, хотя явно хотят, чтобы на них обратили внимание и «взяли на ручки». Такое поведение свидетельствует об амбивалентном, непоследовательном отношении к матери и об отсутствии чувства уверенности и безопасности у ребенка. Данный тип привязанности обычно называют «амбивалентная небезопасная привязанность» или «тревожно-амбивалентная привязанность» (ambivalent-unsecure attachment; anxious-unsecure attachment).

Некоторые исследователи выделяют еще и четвертый тип, который у разных авторов имеет разное содержание и, как правило, является одним из вариантов приведенных выше типов привязанности – дезорганизованная привязанность. Матери в этом случае страдали от депрессии, либо в случаях жестокого обращения, а также в шизоидных семьях. Дети с такой привязанностью вели себя очень по-разному. Часто им был свойственен детский аутизм.

В последние годы усилия исследователей направлены на изучение и понимание природы раннего взаимодействия родителя и ребенка.

С самого рождения младенцы обладают особой способностью выделять в окружающем мире близкого ему человека. Они воспринимают лицо, голос, прикосновения и др.; также исходящие от матери стимульные сигналы как уникальные и отличающиеся от других окружающих звуков, зрительных объектов, стимулов. Младенцы уже с первых дней жизни имитируют некоторые действия своего взрослого партнера по взаимодействию, т.е. появляются на свет со способностями устанавливать взаимоотношения с другими людьми.

Показателем привязанности к матери может служить реакция младенцев на незнакомых людей или поведение в незнакомой ситуации, на кратковременное разлучение с матерью, при стрессе. Другим проявлением привязанности является эмоциональная реакция младенца на незнакомых людей, события в зависимости от реакции матери, получившая название «социальной ссылки». Считается, что в основе надежной привязанности лежат сензитивность и отзывчивость матери к сигналам младенца, желание реагировать на эмоциональном уровне.

Таким образом, на привязанность младенца к матери влияют ее способ выражения эмоций, эмпатия, общительность, привязанность матери к своим родителям в детстве, а также возраст, образование, социальная поддержка в семье.

Привязанность проявляется не сразу, а постепенно, в процессе непосредственного взаимодействия матери с ребенком. С известной долей условности можно считать первую ответную улыбку младенца прообразом привязанности – выражением ответных чувств. О привязанности как таковой можно говорить, когда ребенок эмоционально выделяет мать из числа других взрослых людей и реагирует на ее уход. Обычно это бывает к четырем месяцам.

Необходимо также учитывать, что тревожный характер привязанности часто провоцируется чрезмерно опекающей ребенка матерью и другими взрослыми, заменяющими ему сверстников и всегда ограничивающими в чем-то его активность и самостоятельность. Если отец не принимает участия в воспитании детей, они более привязываются к матери и легче перенимают ее беспокойство. Еще в большей степени это выражено, когда ребенок боится отца из-за его грубости, вспыльчивости, конфликтности. Наиболее травмирующее влияние такая ситуация оказывает на мальчиков, так как одностороннее общение с матерью сказывается в дальнейшем на их отношениях со сверстниками того же пола, ведущими себя более решительно и инициативно.

psyjournals.ru

Психологическая привязанность - Психология Дома Солнца

Правильнее было бы говорить не о самостоятельности, а о нашей внутренней автономии. Первый вздох, первый класс, первая любовь - каждый из этих шагов отделяет родителя от ребенка, и пройти их необходимо обоим.

Рождение

Роды - первая разлука двоих, до сей поры ощущавших себя единым целым. Многим женщинам она дается нелегко: молодые мамы нередко чувствуют себя потерянными и опустошенными. Их чувства - результат первого расставания с ребенком, который теперь не принадлежит им безраздельно. "Для некоторых женщин это еще и утрата того исключительного положения, в котором они прожили целых девять месяцев, - считает пренатальный психолог Галина Филиппова. - Беременная женщина - центр семьи: все интересуются ею, ее здоровьем, самочувствием, настроением. Но вот теперь она сделала то, чего все от нее так ждали, - родила ребенка, и всеобщее внимание переключается на него".

Бывает, что новорожденный разочаровывает родителей. Они хотели девочку, а родился мальчик. Мечтали, что будет похож на него (нее), а он - вылитая свекровь (теща). В этой ситуации родителям вновь приходится переживать расставание со своими иллюзиями - с образом "идеального младенца", который сложился у них за время беременности.

Отнятие от груди

Кормление делает мать счастливой. Она держит ребенка у своей груди, физически чувствуя, как какая-то ее часть переходит от нее к нему. Она ощущает свою незаменимость - молоко, питающее малыша, дает только мать. Этот тесный физический контакт сродни неразрывному союзу, который длился в течение девяти месяцев беременности, и отказаться от него очень трудно. Кормление грудью многим матерям кажется решением всех детских проблем - от здоровья до общения. Иногда мамы затягивают отнятие от груди, боясь потерять эту "универсальную защиту" от всех бед. "С этим страхом легче справиться, когда понимаешь, что происходит с детьми на рубеже первого и второго года жизни", - уверена детский психоаналитик Анна Скавитина. Обычно в это время дети начинают ходить и настает идеальный момент для того, чтобы окончательно завершить грудное вскармливание. "Возможности ребенка познавать мир расширяются, он уже готов довольно далеко отойти от мамы. В альпинизме есть такое понятие - "сванская страховка": "Иди, пока я тебя вижу". Это хорошая метафора для того возраста, о котором идет речь", - объясняет Анна Скавитина. Происходит во всех смыслах выгодный для ребенка обмен: мама как будто говорит ему: "Я больше не кормлю тебя, но взамен своей груди я могу предложить тебе целый мир".

Cнова работа

Многие матери остро переживают свою вину, возвращаясь на работу и оставляя детей на попечение няни или бабушки.

Им кажется, что никто лучше них не сможет позаботиться о ребенке. Если необходимость работать связана с материальными трудностями в семье, чувство вины не так велико: речь о реальной необходимости. А если работа нужна женщине, чтобы жить полноценной жизнью, чувствовать себя счастливой? Тогда чувство вины может стать мучительным, и мама уходит из дома в тревоге, которая, конечно, передается и ребенку. Утренние расставания проходят с детскими слезами, что, разумеется, только усиливает мамины терзания. "Этот замкнутый круг можно разомкнуть только одним способом: примириться с тем, что ребенку может быть хорошо с другими людьми, так же как и маме какое-то время хорошо без него", - поясняет Анна Скавитина

Детский сад, школа

Это начало важного этапа в жизни ребенка. Для тех, кто никогда прежде не покидал дом, это первая большая разлука с близкими. Именно здесь ребенок встречается с внешним миром, знакомится с другими людьми - детьми и взрослыми, учится самоутверждаться в коллективе, и все это он должен делать сам. Не всем детям по вкусу такие перемены. "Многое зависит от позиции родителей. Если их личный опыт был негативным, то, скорее всего, провожая ребенка по утрам, они будут очень тревожиться. А вслед за родителями начнет переживать и малыш", - говорит Анна Скавитина. Но дети - не наши точные копии. Они чувствуют и думают иначе. Главное для них - ощущать нашу поддержку и понимать, что в случае чего мама и папа непременно придут к ним на помощь. Увидев, что вы доброжелательно общаетесь с воспитателем, ребенок удостоверится: ситуация у вас под контролем, все идет нормально, и ничего плохого с ним не случится. Ребенок, который не ходил в детский сад, получит свой первый опыт самостоятельности в школе. Теперь в жизни малыша появляется фигура, которая на протяжении ближайших трех лет будет влиять на него почти так же сильно, как вы, - это его первая учительница. "Постарайтесь выстроить с ней доброжелательные и спокойные отношения, - советует детский психолог Анна Тихомирова. - Не оставляйте детей один на один с проблемами, но и не пытайтесь все уладить сами и в ту же секунду. И всегда будьте на стороне ребенка".

Что для детей самое трудное в разлуке с родителями?

Ольга Трефц: То же, что и для взрослых, – неизвестность, неопределенность. Мы знаем по себе: когда подросток идет к другу, нам спокойнее, если точно известны его маршрут и номер телефона друга. Так и ребенку важно знать, где сейчас родители, с которыми он по какой-то причине разлучен. И что будет происходить с ним самим в то время, пока их не будет рядом. Обо всем этом нужно говорить, объясняя, почему вам и ему надо поступить именно так.

Как себя вести, если предстоит расстаться надолго?

Ольга Трефц: Дети прекрасно чувствуют, когда мы пытаемся их обмануть, пусть и с благими намерениями. Ему нужно реальное представление о том, сколько он пробудет без вас. Конечно, трехлетнему малышу трудно объяснить, что такое неделя. Ищите способы, которые помогут вам это сделать. Я знаю одну маму: уезжая в командировки, она всегда оставляет своей четырехлетней дочке открытки, на которых пишет что-нибудь забавное или просто: «Я тебя люблю». Каждое утро бабушка вместе с девочкой читают одну открытку. И девочка знает: когда они кончатся, мама вернется домой.

Друзья

Друзья в его жизни важнее, чем вы. Еще совсем недавно он плакал, когда вы уходили из дома, скучал, если задерживались на работе, а в выходные с удовольствием шел с вами в кино. Но теперь сын или дочь, кажется, только и мечтают, чтобы вы подольше не возвращались с работы. Да и в кино теперь куда с большим удовольствием он идет вместе с друзьями. Наши чувства противоречивы. С одной стороны, облегчение: у нас наконец-то появилось больше свободного времени. С другой - нам как-то не по себе, и кажется, что мы теряем контроль над ситуацией. Некоторые родители, пытаясь справиться со своей тревогой, ужесточают контроль за жизнью подростка и в результате теряют его доверие. Другие стараются стать "своим парнем" в компании его друзей, надеясь таким образом сохранить свои позиции. "В этой ситуации очень важно не перегнуть палку - не нужно устраивать подростку концлагерь на дому, но и не стоит выставлять себя в смешном свете, слишком откровенно заигрывая с его друзьями. Ведите себя открыто и естественно. Конечно, спокойнее, когда дети все время на виду, но не забывайте, что они нуждаются в своей территории, своих тайнах, своем круге общения. Им необходимо научиться самостоятельно разрешать конфликты, налаживать новые связи, переживать свои драмы", - считает Анна Тихомирова.

Первая любовь

Первая любовь в жизни подростка пробуждает в нас целый букет эмоций. Мы гордимся его успехом, радуемся его счастью, сопереживаем, когда он страдает от первых любовных неудач, и всей душой хотим предостеречь от ошибок. Но в то же время мы прекрасно осознаем, что дети едва ли последуют нашим советам. Мы тревожимся по поводу их первого сексуального опыта, но все-таки до последнего стараемся не замечать, что в их жизни уже появился секс. "Родители испытывают неловкость, ведь это особая область отношений, в которой такт важен как ни в какой другой, - говорит Анна Тихомирова. - Однако с подростками необходимо говорить о сексуальной стороне их жизни - рассказывать о способах контрацепции, правилах гигиены и тому подобных практических вещах. Некоторым родителям невероятно трудно обсуждать эту тему с детьми, разговор не клеится из-за смущения взрослого. В этом случае поговорить с ними о сексе может кто-то другой, тот, кому подросток доверяет: старшая сестра или брат, тетя или дядя. Правило одно: уважайте их заповедное пространство и не слишком драматизируйте: у подростка ни в коем случае не должно сложиться впечатления, что секс - опасная территория, каждый неверный шаг по которой грозит неминуемой гибелью".

И конечно, родителям нужно заранее смириться с тем, что все знать и все контролировать в этой области невозможно. Слишком активное участие родителей в любовной жизни сына или дочери всегда разрушительно. Главное, к чему следует стремиться на данном этапе, - это сохранить отношения, не утратить контакта со своим ребенком и всегда быть рядом в тех случаях, когда ему понадобится ваша помощь.

Первые самостоятельные каникулы

Однажды этот день наступает: ребенок заявляет, что больше не поедет с родителями на дачу, в Хорватию или Турцию. В Альпы он тоже не поедет - не потому, что ему не нравятся Альпы, а потому, что он больше не хочет отдыхать с семьей.

"Ни за что!" - вот наша первая реакция. Мы привыкли проводить вместе хотя бы часть его каникул и весь свой отпуск. Неужели теперь нам придется отказаться от этого навсегда? Он что, больше не нуждается в нас? Особенно страшно отпустить его в путешествие одного: поверить, что ваш ребенок в самом деле повзрослел и способен позаботиться о себе сам, всегда непросто. "Раньше или позже, но нам все равно придется смириться с его самостоятельными поездками, и потому лучше всего делать это постепенно. Сначала на выходные на дачу к другу, потом - на весенние каникулы к родственникам в другом городе, - советует Анна Тихомирова. - Постепенно и он, и вы привыкнете к новому порядку вещей. Главное, чтобы родители всегда знали, где находится их ребенок и могли легко его найти".

Уход из дома

Это критическая точка в жизни семьи. Именно она чаще всего знаменует собой настоящее начало взрослой жизни для бывшего ребенка. А для родителей она всегда становится явным знаком завершения определенного жизненного этапа, центром которого так или иначе были дети.

Когда бы это ни случилось, родителям всегда кажется, что момент еще не настал и дети слишком торопят события. Они чувствуют себя растерянными и беспомощными. После многих лет родителям трудно снова, как в молодости, остаться вдвоем - наедине друг с другом. "Сколько бы детям ни было лет, родители всегда воспринимают их уход из дома как знак приближающейся старости, - рассказывает Анна Скавитина. - Чтобы справиться с чувством ненужности, им приходится искать новые смыслы в собственной жизни. Для супругов это хорошая возможность увидеть друг друга в новом качестве, заняться своей личной жизнью". Что касается отношений с ребенком, то отныне они выходят на новый этап - это уже отношения взрослого со взрослым, и в них скорее всего не будет того напряжения, которое было результатом ежедневного и порой вынужденного общения. И это как раз тот случай, когда расставание может привести к новой встрече с теми, кого мы любим.

www.sunhome.ru