Вина является сложным психологическим феноменом, тесно связанным с таким моральным качеством, как совесть, и в имплицитном сознании обозначается как «угрызение совести».
Западные психологи выделяют винусостояние и винучерту. В терминологии, принятой в нашей стране, речь идет об эмоции вины и совестливости как моральной черте личности. Виначерта, по данным И. А. Белик (2006), выше у женщин, чем у мужчин, и ниже у лиц с высоким уровнем образования.
Сущность вины. В разных науках вина понимается поразному. В уголовном праве вина понимается как субъективная сторона преступления, под которой понимается психическое отношение лица в форме умысла или неосторожности к совершаемому им деянию и его последствиям. В вину человеку вменяется его действие (или бездействие) и отсутствие предвидения его опасных последствий. При таком толковании вины субъективная сторона преступления сводится к мотивации (умысел, желание наступления последствий деяния или недостаточное предвидение последствий этого деяния), хотя и не полной. Отсюда говорят о виновности или невиновности человека, который является причиной, источником содеянного. В юриспруденции вина соотносится с предшествующим проступку периодом. Она рассматривается как отношение, которое предшествует и сопровождает совершение противоправного деяния. Отношение же человека к уже совершенному негативному деянию и его последствиям (раскаяние, сожаление), что является предметом изучения психологии, в понятие вины не входит, а может быть учтено лишь как смягчающее вину обстоятельство.
Психологическое понимание вины сводится к переживанию недовольства собой, связанного с обнаружением человеком рассогласования между собственным поведением и принятыми моральными нормами (Jenkins, 1967).
В психологии вина, как подчеркивают О. С. Васильева и Е. В. Короткова (2000), соотносится со следующим за негативной активностью периодом времени. Следуя распространенному в обыденной речи штампу, они называют вину чувством, детерминированным потребностью, локализующейся на высшем уровне пирамиды потребностей (чувство в их понимании — это высшая эмоция). В то же время эти авторы показывают биологические истоки вины: «Наблюдение за невербальным поведением животных и детей показывает, что они также переживают эмоции, похожие на моральные чувства высокоразвитого человека. Например, провинившееся животное при виде хозяина поджимает уши, хвост, скашивает глаза, опускает голову и старается удалиться. Аналогично и невербальное поведение детей, когда они осознают, что своим поведением обижают родителей. Более того, ребенок уже в раннем возрасте демонстрирует способность просить прощения, раскаиваясь в содеянном. Характерен в отношении изучения моральных чувств дошкольников эксперимент, описанный А. Н. Леонтьевым. Ребенку предлагалось достать удаленный от него предмет, не вставая со своего места. Несмотря на то что ребенок после ухода экспериментатора нарушал данное правило, встав со своего места, пользуясь отсутствием наблюдения за ним, он не смог впоследствии принять от экспериментатора в награду за выполненное задание шоколадную конфету. Конфета, столь желанная вначале, оказалась горькой: вызывала слезы. Эти слезы ребенка дошкольного возраста свидетельствуют о способности маленького человека уже в таком возрасте переживать вину по поводу нарушения принятого правила» (с. 32–33).
Структура вины. Д. Ангер (Unger, 1962) рассматривает вину как двухкомпонентную эмоцию. Первый компонент — вербальнооценочная реакция человека («Я не должен был делать этого!»), или раскаяние. В ее основе лежит негативное отношение к себе, самообвинение, связанное с осознанием либо совершенного проступка, либо нарушения собственных моральных принципов. Признание своей провинности («неправильного» поступка), неправоты или предательства своих убеждений порождает второй компонент — вегетативновисцеральную реакцию с целой гаммой мучительных и довольно стойких переживаний, преследующих человека: угрызения совести, сожаление о совершенном, неловкость (стыд) перед тем, кого обидел, страх потерять дорогого человека и печаль по этому поводу. Правда, возможно и раскаяние без эмоциональной реакции, чисто формальное, внешнее, неискреннее, вошедшее в привычку, или как рассудочный вывод. Так, дети часто раскаиваются, но не исправляются.
И. А. Белик (2006) рассматривает вину как четырехкомпонентное образование. В нее входят: 1) эмоциональный компонент (переживания дисфорического характера — угнетенность, подавленность, страдание и т. д.), сожаление и раскаяние; 2) когнитивный компонент, который включает осознание и анализ поступка, осознание несоответствия «реального» и «идеального»; 3) мотивационный компонент: желание исправить или изменить сложившуюся ситуацию или поведение; 4) психосоматический компонент, связанный с неприятными физическими ощущениями (головная боль, тяжесть в животе и т. д.).
Один из видных представителей современного психоанализа Д. Вайсс (1998) полагает, что вина межличностна по происхождению и функциям и играет адаптивную роль в поддержании взаимоотношений между людьми. Сходная точка зрения имеется и у других авторов (например, Locke, Horovitz, 1990). Вина, отмечает Вайсс, может стать малоадаптивной, иррациональной и патогенной, когда она преувеличена и сдерживаема или когда она неоднократно связана со стыдом.
З. Фрейд (Freud, 1959) рассматривал вину как нравственную разновидность тревоги, как «тревогу совести». Этой же точки зрения придерживается и другой психоаналитик — Г. Мандлер (Mandler, 1975), утверждающий, что вина и тревога — это разные названия одного и того же явления. Вина, по этому автору, — это тревога относительно реального или воображаемого промаха. Переживание этой разновидности тревоги запускает особый защитный механизм, с помощью которого человек пытается загладить или нейтрализовать ущерб, нанесенный его ошибочными действиями.
Некоторые западные психологи отмечают тесную связь вины со страхом (Switzer, 1968; Sarason, 1966), а О. Маурер (Mowrer, 1960) вообще отождествляет вину со страхом перед наказанием. Такая позиция авторов объясняется тем, что они придерживаются представлений о генезисе вины с позиции теории научения, где наказание (порицание) является основным фактором. Несмотря на имеющиеся различия, с легкой руки З. Фрейда, вина рассматривается многими ученымипсихоаналитиками и практикамипсихотерапевтами как деструктивный психологический феномен.
Мне представляется, что авторы, придающие большое значение внешнему наказанию и отождествляющие вину и страх, допускают ошибку. Страх перед наказанием имеется и у преступников, но все ли они испытывают вину за содеянное? Дело не во внешнем наказании и не в страхе, а в том, что переживание вины, угрызение совести само по себе является наказанием для человека. Поэтому более правильным представляется мнение тех ученых, которые считают вину самостоятельным феноменом, помогающим снижать тревогу и избегать серьезных психических расстройств (Rosenhan, London, 1970). С этих позиций вина играет положительную роль.
Исходя из вышесказанного, вина выполняет три функции: 1) выступает в качестве морального регулятора для поддержания норм просоциального поведения; 2) участвует в формировании самоотношения и 3) способствует профилактике психических расстройств.
Однако успешное осуществление этих функций возможно только в том случае, если уровень переживания вины будет у человека не слишком большим, но и не слишком малым, т. е. оптимальным (И. А. Белик, 2006). Ведь иногда чувство вины бывает необоснованным и преувеличенным, нанося человеку вред: вызывает хроническую усталость, фригидность, может даже привести к самоубийству.
Ряд авторов (MacKennan, 1938; Miller, Swanson, 1956 и другие) показали, что для эффективного научения вине более подходят не методы физического наказания, а психологические, ориентированные на «любовь» (при использовании их родителями, находящимися в психологическом контакте с ребенком). Именно боязнь потерять любовь родителей чаще всего приводит к раскаянию, угрызению совести, тревоге, т. е. к переживанию вины (MacKennan, 1938). Переживание вины повышает готовность человека идти на уступки (Freedman, Wallington, Bless, 1967). Однако этого не наблюдается в том случае, если уступка предполагает непосредственное взаимодействие с обиженным человеком. С другой стороны, как отмечает Б. Маэр (Maher, 1966), переживание вины может заставить человека желать наказания. Действительно, в некоторых религиях осознание вины перед богом приводит к физическому самоистязанию.
Различия между виной и стыдом. К. Изард отмечает, что неверный поступок может вызвать и стыд, но в том случае, когда поступок осознается неверным не вообще, а только в связи с осознанием своего поражения, своей несостоятельности, неуместности этого поступка. Человек чаще всего испытывает стыд, потому что ему не удалось скрыть свой проступок.
Барретт с коллегами провели невключенное наблюдение двухлетних детей, которые играли с «любимой куклой» экспериментатора; у куклы отваливалась нога после того, как экспериментатор покидала комнату. После возвращения экспериментатор «замечала» оторванную ногу, говорила об этом ребенку и только через две минуты (в течение которых и анализировалось поведение детей) сообщала ребенку, что он(а) не виноват(а) в повреждении куклы. Обнаружились две основные стратегии поведения: представители одной части детей («исправляющие») сразу же признавались и предлагали както восстановить куклу, в то время как остальные («избегающие») избегали взгляда экспериментатора и не говорили об инциденте (Barrett, ZahnWaxler, Cole, 1993). Если первые, по мнению исследователей, демонстрировали чувство вины, то «избегающие», у которых можно было наблюдать «улыбку смущения» с отворачиванием головы, демонстрировали чувство стыда.
В последующей работе Барретт отмечает, что эти данные указывают на то, как маленькие дети воспринимают себя или неадекватными, или обладающими хорошими намерениями в регуляции социального взаимодействия (Barrett, 1995). Таким образом, если Льюис считает наличие определенного уровня самосознания необходимой предпосылкой возникновения стыда и акцентирует развитие Яконцепции, то Барретт считает, что само переживание стыда вносит весомый вклад в развитие самосознания, и выделяет функциональную связь между социальными эмоциями и развитием социальной связанности, субординации и гармонии. При этом оба исследователя убеждены в решающей роли социального контекста в развитии социальных эмоций, несмотря на то что в одном случае эта роль ведет к формированию позитивного отношения к другим (чувство благодарности), в другом — к социофобии. Как показывают данные многочисленных наблюдений, при переживании стыда индивиды реагируют уходом от контактов, а испытывая вину — стремятся исправить положение и выйти из него с честью.
Бреслав Г. М., 2004, с. 273–274.
Причиной для переживания стыда могут стать поступки, не вступающие в противоречие с моральными, этическими и религиозными нормами. Д. Осьюбел (Ausubel, 1955) такую разновидность стыда назвал «неморальным стыдом». «Моральный стыд», по этому автору, возникает при осуждении проступка другими людьми с позиции нравственности. При этом вовсе не обязательно самому придерживаться такого же мнения о своем поступке. Осьюбел считает, что в основе стыда лежит осуждение, идущее извне, причем оно может быть как реальным, так и воображаемым.
В противоположность стыду, вина не зависит от реального или предполагаемого отношения окружающих к проступку. Переживание вины вызывается самоосуждением, сопровождается раскаянием и снижением самооценки. По мнению Осьюбела, вина является разновидностью «морального стыда». Таким образом, получается, что стыд является родовым феноменом, а вина — видовым, т. е. ниже рангом в классификации.
Г. Льюис (Lewis, 1971) видит следующее различие между стыдом и виной: эмоция стыда играет существенную роль в развитии депрессивных заболеваний, а эмоция вины вызывает обсессивнокомпульсивный невроз и паранойю. Однако ряд авторов не согласны с этой точкой зрения.
Д. Тангней (Tangney, 1993) отмечает, что вина вызывает желание извиниться, исповедаться, а стыд — желание спрятаться, убежать. Вина связана с негативной оценкой своего конкретного поведения, а стыд — с негативной оценкой своей личности. Переживание стыда преимущественно связано с социальной терпимостью, переживание вины — с социальной эмпатией.
Разделяя переживание стыда и вины, К. Изард пишет, что стыд временно затуманивает рассудок, а вина, напротив, стимулирует мыслительные процессы, связанные, как правило, с осознанием провинности и с перебором возможностей для исправления ситуации. Получается, что сначала возникает вина (неизвестно почему), а потом осознается причина вины — проступок. И это не единственная неясность в описании Изардом данного чувства. Так, он называет вину то эмоцией, то чувством, говорит о ситуации вины, хотя логичнее было бы говорить о ситуации проступка.
Сравнение стыда и вины выявляет бульшую переживаемость стыда, при котором создается впечатление своего физического уменьшения («съеживание»), беспомощности и ничтожности. Человеку кажется, что в этот момент все на него смотрят, он очень озабочен мнением других по данному поводу (Tangney, 1993). При стыде человек больше хочет спрятаться и меньше сознаваться в содеянном, чем при вине (LindseyHartz, 1984). Стыд приводит к отмене определенных харак
Метки:автор, активность, будет, взаимодействие, взаимоотношение, взгляд, возможности, возникновение, возраст, восприятие, высота, действительность, демонстрация, желание, женщины, испытания, качество, класс, контакт, личность, люди, мужчины, необходимость, образ, определение, ответ, отметка, отношения, отсутствие, оценка, переживание, периодичность, поведение, позиция, положительное, помощь, понимание, потребность, привод, причина, процесс, психологическое, работа, развитие, реакция, ребенок, речь, родители, связь, ситуация, случай, собственность, соответствие, состояние, социальное, способ, старость, субъект, учитель, характер, хорош, человек, чувства, эмоциональностьcomm-psy.ru
Вина́, чу́вство вины́, угрызе́ния со́вести — отрицательно окрашенное чувство, объектом которого является некий поступок субъекта, который кажется ему причиной негативных для других людей, или даже для самого себя, последствий. Если последствия имеют негативное влияние только на субъект, то возникает чувство досады, а не вины.
Отличие чувства вины от стыда[1]:
В российской психологии существует несколько подходов к изучению чувства вины и стыда.
Зигмунд Фрейд рассматривал вину как восприятие «Я» критики «Сверх-Я», как напряжение между требованиями «Сверх-Я» и достижениями «Я»[8]. Механизм супер-эго — источник чувства вины. Тревога и страх могут непосредственно переходить в чувство вины. В нормальном функционировании «Сверх-Я» осуждает «Эго», и это приводит к появлению чувства вины. Фрейд считал, что чувство вины свойственно преимущественно мужчинам, так как возникает в результате идентификации с отцовской фигурой, а «Сверх-Я» женщины является неполноценным. Современные исследования доказывают, что женщины способны испытывать вину не меньше, чем мужчины[9].
Согласно Эриксону, чувство вины появляется у детей в возрасте от 4 до 5 лет[10]. Ребёнок к этому моменту приобретает много физических навыков и сам может проявлять инициативу при выборе занятий. Дети, которым родители позволяют проявлять самостоятельность в выборе моторной активности, вырабатывают предприимчивость. Если родители не позволяют ребёнку проявлять активность, показывают, что она вредна и нежелательна, у ребёнка возникает чувство вины.
Автор теории объектных отношений Мелани Кляйн считала, что чувство вины возникает в первые месяцы жизни у ребёнка по отношению к кормящей матери[11]. Зависть к груди и чувство порчи её добра завистливыми нападками являются причиной появления чувства вины. Таким образом, М. Кляйн рассматривает чувство вины как результат конфликта между любовью и ненавистью, испытываемыми по отношению к одному и тому же объекту (материнской груди).
Пайерс и Сингер полагали, что вина возникает как результат рассогласования реального поведения со стандартами поведения, характерными для супер-эго[12].
Экзистенциалисты возводят вину до уровня мировоззренческих, философских категорий, как нечто, имеющее бытийный характер и существующее не в душе, а в бытии[12]. По их мнению, человек несовершенен изначально, поэтому избежать переживания чувства вины нельзя. Экзистенциальная вина появляется у человека, если он осознаёт, что имеет обязательства перед собственным бытием и понимает, насколько важно реализовать бытийный потенциал, данный ему природой.
Ирвин Ялом подчеркивал тесную связь чувства вины с ответственностью[13]. Он выделял невротическую, подлинную и экзистенциальную вину.
Ролло Мэй считал, что чувство вины появляется из-за восприятия различия между тем, кем является человек, и тем, каким, по его мнению, он должен быть. Данная эмоция возникает в случае, если человек отрицает собственные потенциальные возможности или же терпит неудачу[14]. Мей выделил три формы экзистенциальной вины:
Критики экзистенциальной психологии пишут о том, что в данном подходе понятие вины генерализуется настолько, что приравнивается к самому человеческому существованию[15].
В когнитивной психологии вина исследуется как способ интерпретации событий. Аарон Бек считает, что вина и самокритика возникают как результат приписывания себе причинности событий и ответственности за неудачи[16]. Условием переживания вины является внутренний локус контроля. Глобальное и стабильное самообвинение, носящее неуправляемый характер, приводит к болезненным переживаниям, а внутренние, частные, нестабильные или управляемые атрибуции являются желательным адаптивным способом переживания вины, так как они сочетаются с мобилизацией условий и стремлением контролировать ситуацию.
wikiredia.ru
В психоанализе речь идет прежде всего о чувстве вины. На возникновение этого чувства психоаналитики смотрят иначе, чем многие представители академической психологии, этики и права. Последние считают, что виновным является тот человек, кто нарушил установленные в обществе предписания, совершил проступок или преступление. Психоаналитики исходят из того, что чувство вины может возникнуть у человека как вследствие осуществления им преступного или противомо-рального деяния, так и вследствие имеющегося у него соответствующего намерения. Клинический психоанализ имеет дело с невротическим чувством вины, возникающим на почве внутрипсихических конфликтов, разыгрывающихся в душе человека.
З. Фрейд уделял значительное внимание рассмотрению вопроса о происхождении чувства вины и сознания вины. В работе «Некоторые типы характеров из психоаналитической практики» (1916) он показал, что чувство вины у человека может существовать до свершения им проступка. Оно не возникает из проступка. Напротив, сам проступок совершается потому, что человек до этого испытывал чувство вины. Основываясь на клинической практике и анализе художественных произведений, З. Фрейд пришел к выводу, что таких людей можно назвать «преступниками вследствие сознания вины».
Говоря о происхождении первоначального бессознательного ощущения чувства вины, З. Фрейд исходил из представления, согласно которому источником возникновения этого чувства является эдипов комплекс (эротическое влечение мальчика к матери и враждебное чувство к отцу). Чувство вины – это реакция на два преступных замысла: убить отца и иметь кровосмесительную связь с матерью. В основе данного чувства лежат исторические события, имевшие место в далеком прошлом, в первобытной орде, о чем З. Фрейд писал в работе «Тотем и табу» (1913). Согласно его гипотезе, убийство первобытного отца сыновьями породило у них последующее раскаяние и привело к возникновению сознания вины. Это, по словам З. Фрейда, «творческое сознание вины» существует и у современного человека. Оно действует как покаяние в совершенных преступлениях и как мера предосторожности против новых преступных деяний. У невротиков же сознание вины покоится не на фактических поступках, а на психической реальности, на тех мыслях, чувствах и фантазиях, которые овладевают человеком и воспринимаются им как нечто запретное, постыдное, социально неприемлемое.
В трудах позднего периода З. Фрейд развил свои представления о чувстве вины. В работе «Недовольство культурой» (1930) он назвал сознанием вины то напряжение, которое возникает в психике человека между Сверх-Я и Я. В качестве двух источников чувства вины им рассматриваются страх перед авторитетом и позднейший страх перед Сверх-Я (требованиями совести). Страх перед авторитетом заставляет человека отказываться от удовлетворения своих влечений, в результате чего у него не остается чувства вины. Отказ от влечений, обусловленных страхом перед Сверх-Я, не устраняет чувства вины, так как от совести невозможно скрыть запретные желания. С психоаналитической точки зрения, человек оказывается как бы обреченным на «напряженное сознание виновности».
З. Фрейд не отказался от ранее выдвинутой им гипотезы о происхождении чувства вины. Напротив, исходя из того, что человеческое чувство вины было приобретено вместе с убийством праотца сыновьями, он пришел к следующему заключению. Склонность к агрессии против отца повторяется в последующих поколениях. Чувство вины усиливается при подавлении агрессии и перенесении ее в Сверх-Я. Не имеет значения, произошло ли убийство на самом деле или от него воздержались. «Роковая неизбежность» чувства вины обнаруживается в обоих случаях, поскольку, как полагал З. Фрейд, это чувство является выражением амбивалентного (двойственного) конфликта в человеке, обусловленного «вечной борьбой между Эросом и инстинктом разрушительности или смерти».
Изучение неврозов способствует пониманию отношений между чувством вины и сознанием вины. С точки зрения З. Фрейда, при неврозе навязчивых состояний чувство вины навязывается сознанию и играет значительную роль в жизни больного. В случае иных неврозов оно остается неосознанным, находит свое выражение в бессознательной потребности в наказании. Чаще всего чувство вины ощущается в качестве некой тревоги, так как оно является разновидностью страха. В процессе анализа одни пациенты принимают интерпретации, касающиеся их чувств вины, в то время как другие полностью отвергают их, чувствуя себя не виновными, а больными. Нередко чувство вины может проявляться в виде сопротивления выздоровлению.
Представления З. Фрейда о чувстве вины, страхе и тревоге получили свою дальнейшую разработку у ряда психоаналитиков. Так, для К. Хорни (1885–1952) тревожность стала динамическим центром неврозов, а главным источником невротической тревожности – имеющиеся у человека враждебные побуждения различного рода. Согласно ее позиции, нашедшей отражение в работе «Новые пути в психоанализе» (1939), нельзя ни утверждать, что неспособность соответствовать строгим моральным стандартам Сверх-Я «порождает подлинные чувства вины», ни заключать из наличия чувства вины, что «их источником является подлинная вина». Если З. Фрейд считал бессознательные чувства вины препятствием к излечению тяжелых неврозов, что нашло отражение в его концепции негативной терапевтической реакции, то К. Хорни полагала, что в процессе анализа следует обратить внимание на природу невротических самообвинений, мешающих невротику понять реальные недостатки, и тех уловок, которые препятствуют излечению пациента, полагающего, что сами терзания совести делают его лучше других.
С точки зрения представителей экзистенциального психоанализа, включая Л. Бинсвангера (1881–1966) и М. Босса (р. 1904), страх и тревога внутренне присущи человеку, а осознание им своей виновности необходимо для его «нового рождения». Согласно Р. Лэйнгу (1927–1989), страх, тревога и виновность человека порождают различные формы психологического давления на него. По убеждению В. Франкла (р. 1905), страдание, вина и смерть – трагическое триединство человеческого существования, а право становиться виновным и преодолевать вину – привилегия человека.
Э. Фромм (1900–1980) исходил из того, что понимание виновности человека предполагает рассмотрение не только индивидуальной, но и национальной вины. При этом следует иметь в виду, что вина у всех разная, поскольку одни совершали явные преступления при молчаливом попустительстве других. Тем не менее, как считал он, пока люди не отважатся на признание своей национальной вины, они останутся в шорах стереотипного мышления, под воздействием которого «резко осуждаются преступления врагов при полной слепоте в оценке преступлений своего народа».
В теории и практике современного психоанализа проблемам вины, страха и тревоги придается важное значение и уделяется пристальное внимание.
vocabulary.ru
Зачем нам чувство вины?
Бывает ли у Вас такое, что вы ругаете ребенка, а потом чувствуете себя виноватым. Или читаете книги по правильному воспитанию, понимаете, что делаете все не так и опять чувствуете себя виноватыми, задержались на работе, поболтали с друзьями, в результате, поздно вернулись и снова это чувство своей плохости, своей виноватости. Пришли в школу/сад и вас обвиняют в том, что вы плохо воспитываете своего ребенка, он не соответствует рамкам и ожиданиям воспитательного учреждения. Дома вы чувствуете себя виноватым в том, что не все домашние дела переделаны, а на работе, что не решили всех поставленных задач. Если ребенок заболел, вы чувствуете себя виноватым за то, что не по погоде одели, были недостаточно бдительны. Иногда, сам вид ребенка вызывает в вас чувство вины и тем самым раздражает вас. И вы начинаете, ругаться на него, постоянно цепляться к нему, пытаясь его исправить, терпите неудачу и опять чувствуете себя виноватым. Часто другие люди, чтобы не так остро ощущать свое чувство вины, навешивают его на вас впрямую или косвенно. Чувство вины вас как бы съедает изнутри, не дает вам жить полноценно.
Вы тратите огромное количество сил на чувство вины, и сил просто порадоваться своим детям у вас не остается. Просто порадоваться, что один любит покушать, а другой не любит. Порадоваться тому, какие они есть, особенные, непохожие на других, порадоваться тонкой организации обеих. Порадоваться тому, что они дерутся, ведь это говорит о том, что каждый отстаивает свои интересы — и это прекрасно. Чувство вины появляется у родителя с появлением ребенка, вы не одни такие, я думаю, каждый родитель найдет, за что себя поругать, тем более, что так нас воспитывали, считалось, если ткнуть человека в грязь носом, то он станет лучше, вот мы сами себя по привычке и ругаете, детей стараемся ругать меньше, но когда не контролируем себя, то все равно ругаем и цепляемся к ним по всяким пустякам. Колготки спущены, кофта наизнанку, уроки не сделал. А по сути, какая разница, если человеку хорошо. Но жить с чувством вины очень тяжело не только нам, но и нашим детям тяжело жить с нашим чувством вины. Они начинают себя чувствовать совсем плохими. И либо пытаются все делать очень правильно – и тотально проигрывают, потому что нельзя все сделать правильно. Либо принимаю на себя роль плохого ребенка, перестают реагировать на замечания и с каждым разом только убеждаются в своей плохости. Остается один выход – болеть. В такой ситуации они становятся хорошими, им все прощается.
Но вот вопрос: зачем нам это чувство? Чувствуя себя плохим и виноватым, у нас опускаются руки, ничего не хочется делать, наступает апатия, хочется уйти от этого чувства. Подразумевается, что критика нам нужна, что бы мы могли исправить свои ошибки и тем самым стать лучше. Однако, на деле получается на оборот, выслушивая критику, мы чувствуем себя плохо и нет никаких сил ничего менять. Давайте представим, что живут два человека с равными способностями и возможностями. Одному из них постоянно указывают на его ошибки, ставят ему в вину происходящие события с благими намерениями его исправить и сделать лучше. А второго всегда хвалят, поддерживают, верят в его уникальность и неповторимость. Кто из них будет лучше себя чувствовать, не боятся пробовать себя в разных областях, верить в свой успех. Вряд ли первый, скорее второй. Было проведено исследование. Учителю давали класс слабеньких, хулиганистых учеников. И говорили, что это класс одаренных детей. Работая с этими детьми, как с одаренными, прежде всего, относясь к ним так, учитель выводил класс на уровень успешных учеников. То есть, веря сам в уникальность этих детей, учитель транслировал им свое отношение, дети начинали верить ему, верить в свой успех, у них появлялась уверенность в своих силах, и желание делать то, что раньше они делать отказывались. Получается, что чувство вины тормозит нас, не дает нам развиваться. Если бы каждый из нас научился принимать свои ошибки как бесценный и очень важный для нас опыт, энергетическая дыра в виде чувства вины закрылась бы, и, возможно, наша жизнь и жизнь наших детей наполнилась бы новыми смыслами и стала как минимум более радостной.
Как же избавиться от чувства вины?
Сначала признаться себе, что оно у вас есть, найти его. Понять, зачем оно вам? Понять, в чем ваша вина есть, а в чем нет? Ловить себя на том, что чувствуете виноватым, анализировать в какой момент это чувство возникает, в чем оно вам помогает, а чем мешает. Это не простой путь, ведь чувствовать себя виноватым мы учились в течение многих лет, у нас было много талантливых учителей в этой области. Иногда проделать это самому без помощи психолога становится невыносимо трудно. Однако, это важно, так как, избавляясь от чувства вины, мы открываем просторы своего развития, начинаем делать что-то для себя начинаем себя любить и чувствовать более счастливым и уверенным в себе человеком. А что может быть приятнее, чем жить рядом со счастливой мамой или женой, рядом со счастливым папой или мужем.
Автор — Смирнова Анна
www.psychology.su
Бутылка вина Château Lafite-Rothschild (Шато Лафит-Ротшильд) стоит около $500, а бутылку Charles Shaw можно купить всего за $2. Многие экономисты уверены в том, что уровень корреляции между стоимостью бутылки вина и его качеством очень низкий или же вовсе равен нулю. Результаты ряда исследований не только подтверждают предположения ученых, но и показывают, что вкус вина зависит от восприятия человека.
Например, в 2008 году в Журнале винной экономики была опубликована заметка, в которой было сказано, что если потребители не знают, сколько стоит вино, они наслаждаются дешевым напитком дольше, чем дорогим. Причем это касается не только рядовых покупателей, но и всемирно известных экспертов.
В ходе другого эксперимента винные критики дегустировали белое и красное вина. Все они описали белое вино в терминах, традиционно применяемых к белому вину, а красное — на языке, характерном для красного вина. Однако проблема была в том, что в обоих бокалах было белое вино, просто в один из них добавили пищевой краситель.
Роберт Паркер, один из наиболее известных и влиятельных винных критиков (в прошлом — неудавшийся юрист) изобрел 100-бальную шкалу для оценки качества вин, согласно которой вино, получившее меньше 59 баллов, считается ужасным, а вино, которому присваивается от 93 до 100 баллов — великолепным.
Специалист в области статистики Роберт Ходжсон использовал шкалу Паркера для проведения одного из самых курьезных исследований в истории виноделия. Ему удалось доказать, что именитые сомелье, кависты и дегустаторы не намного лучше разбираются в вине, чем обычные люди. Почти 90% судей не смогли понять, что им подавали одно и то же вино, но в разных бутылках.
«Некоторые судьи продемонстрировали ошеломляющую некомпетентность, но в основном их оценки отличались на +/- 4 балла. Например, вино, получившее в первом туре 91 балл, в следующем могло получить 87 или 95 баллов. Как правило, всего 1 из 10 экспертов оценивал одно и то же вино примерно одинаково».
Исследование Ходжсона длилось в течении 5 лет. Он уверен, что результаты проведенных им экспериментов отображают реальную цену наград, присуждаемые на винных конкурсах.
Ознакомившись с исследованием Ходжсона, один из авторов блога priceeconomics Алекс Майяси (Alex Mayyasi) попытался выяснить, какие факторы влияют на формирование цены вина. Люди, работающие в винодельческой промышленности, признали, что масштабные выставки негативно влияют на способность критика распробовать вкус напитка, и рассказали о том, что 75% от стоимости бутылки составляет плата за категорию вина. К сожалению Алекса, никто из опрошенных им участников не привел ни единого аргумента против предположения о том, что корреляция между ценой и вкусовыми качествами вина равна нулю.
Признав свое поражение, он написал статью, в которой рассказал, как на стоимость вина влияют производственные факторы (несмотря на свои сомнения в том, что они каким-то образом сказываются на вкусе напитка), брендинг, структура и тип каналов распределения, а также здоровая доза снобизма и романтики.
Нужно отдать автору должное: он удержался от заявлений о том, что вкусовые качества вина — это полная чушь, выдумка, обман. Ведь если представить, что это предположение истинно, значит, то же самое можно сказать о сыре, пиве и стейках?
Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Вкус и вкусовые рецепторы
Для начала попытаемся разобраться, что люди вкладывают в понятие «вкус». Вкусовые рецепторы человека распознают всего 4 вкусовых качества: горький, кислый, сладкий и соленый. К сожалению, рецептора, который распознавал бы вкус жареного цыпленка или свежей клубники, не существует. Возможность понять, каким вкусом обладает то или иное блюдо/напиток, дает информация, поступающая от всех органов чувств.
Чтобы проверить истинность данного утверждения, достаточно вспомнить, как менялся вкус еды, когда вы страдали от насморка. Другим доказательством может быть упомянутый выше эксперимент с окрашиванием белого вина в красный цвет.
Репортер New York Times Гардинер Харрис в своей статье «Разноцветная еда» приводит пример другого не менее интересного эксперимента:
«Когда в ванильный пудинг добавили безвкусный желтый краситель, одна часть участников сказала, что он лимонный, а вторая утверждала, что пудинг банановый. По словам доктора Шельке, цвет и запах еды создают ожидание определенного вкуса. Это одна из наиболее распространенных психологических ловушек».
Как ни странно, но то, что мы видим, является одним из наиболее важных факторов, влияющих на восприятие вкуса. Об этом хорошо известно владельцам ресторана At Dans Le Noir, гости которого могут насладиться шедеврами французской кулинарии, находясь в кромешной тьме.
Однако это еще не все особенности этого уникального в своем роде заведения — посетителям не предлагают меню. Директор At Dans Le Noir объясняет решение так: «После обеда мы показываем гостям фотографии блюд, которые они попробовали, и постоянно наблюдаем одну и ту же реакцию: люди не верят своим глазам. Да, они могут почувствовать разницу между морковью и бобами, но путают телятину с тунцом, белое вино с красным».
Существует множество примеров того, как информация, полученная от разных органов чувств, влияет на восприятие вкуса. Немаловажным фактором является также окружающая обстановка: человек получит больше удовольствия от пищи, если в комнате будет мягкое освещение.
Не все вина одинаковые
Лучшие дегустаторы вина носят почетный титул Master Sommelier (Мастер Сомелье). На сегодняшний день этого титула были удостоены меньше 200 человек, ведь для того, чтобы получить право называться Мастером Сомелье, дегустатор должен вслепую определить сорт винограда, регион и винтаж 6 разных вин.
Если предположить, что присуждение данного звания является не только попыткой законспирировать великую тайну виноделов, то способность дегустаторов пройти этот тест доказывает, что не все вина на вкус одинаковые. Но как же им это удается, если так называемые «эксперты» из эксперимента с красителем были так легко одурачены?
Ответ можно найти в статье Лоренса Розенблюма, автора книги «Ты видишь то, о чем я говорю: экстраординарная сила 5 органов чувств», для журнала Psychology Today:
«Исследования показывают, что вопреки широко распространенному мнению вкусовые рецепторы винных экспертов ничем не отличаются от вкусовых рецепторов обычного человека. Например, большинство из них не обладают низкими порогами чувствительности, позволяющими определять содержание спирта или танина в вине.
Мастера сомелье Стивена Поу экспертом делает его способность применять теоретические знания о виноделии на практике. Например, Поу знает, какие запахи сопровождают процесс яблочно-молочного брожения. Во время слепой дегустации он может почувствовать знакомый аромат, что поможет ему определить регион и винтаж вина».
Нельзя исключать вероятности того, что Мастер Сомелье также может попасться на уловку с окрашиванием белого вина в красное. Но он никогда не станет делать выводы о вкусовых качествах вина, принимая во внимание лишь его стоимость. Распознать сорт винограда и винтаж вина Мастеру Сомелье помогают лишь его знания и богатый опыт.
Что это значит?
Люди очень неоднозначно реагируют на предположения о том, что «хорошее дорогое вино» ничем не отличается от самого дешевого. Такие заявления шокируют, потому что цена бутылки вина может варьироваться от $2 до $2000.
Тем не менее все эти исследования показывают, что вкус не должен восприниматься нами как независимая величина. Всем нам хорошо известно, что у каждого человека есть свои вкусовые предпочтения, однако они непостоянны. Поскольку вкус зависит от всех органов чувств, ожиданий человека и даже окружающей обстановки, им очень легко манипулировать.
С помощью желтого пищевого красителя можно убедить человека в том, что ванильный пудинг на самом деле лимонный. Рыбные магазины, рестораны и суши-бары ежедневно обманывают покупателей, выдавая не самую дорогую рыбу за наиболее престижную лишь для того, чтобы быстрее ее продать. В 2013 году жители Европы с удовольствием ели тефтели шведской компании IKEA, изготовленные якобы из свинины и говядины, до тех пор, пока чешские специалисты не обнаружили в них конину.
Таких примеров гораздо больше, чем вы могли бы себе представить. Тем не менее это еще не является поводом пересмотреть свои взгляды на питание, отказаться от посещения ресторанов и хорошего вина. :)
Высоких вам конверсий!
По материалам priceonomics.comimage source Sean Duan
03-02-2015
lpgenerator.ru