Чтобы не было скучно! Современные игры для подрастающего поколения. Психологические интересные игры для подростков


Большая психологическая игра для подростков: "Время выбрало нас"

Разделы: Школьная психологическая служба

Урок ориентирован на развитие у детей и подростков лидерских качеств, активной жизненной позиции и ее реализации в общественно значимой деятельности в школе.

Ведущая идея урока – создание комфортной среды педагогического общения, развитие лидерских качеств подростков.

Цель урока: Выявление уровня готовности подростков к лидерству, а так же формирование состава школьного актива.

Задачи:

  1. Развитие творческих способностей подростков;
  2. Познание основных идей и принципов деятельности лидера;
  3. Развитие навыков работы в группе, команде.

Участники: Учащиеся старших классов – 9, 10, 11 (группы по 10-20 человек).

Форма одежды: Спортивная одежда и обувь, позволяющая легко и свободно двигаться.

Порядок проведения игры:

1 часть – Организационная:

  • Приветствие.
  • Знакомство с правилами игры “Время выбрало нас”.
  • Получение маршрутных листов.
  • Старт.

2 часть – Основная:

  • Работа игровых станций.

3 часть – Заключительная:

  • Подведение итогов.
  • Формирование из самых ярких лидеров состава школьного актива.

Условия игры:

Каждая группа получает маршрутный лист – групповую карту следования по игровым станциям.

Команды, выполняя предлагаемые руководителями станций задания, получают оценку. Оценивается участие всех членов группы, оригинальность мышления, скорость выполнения задания, творческий подход, умение лидеров организовать работу в команде.

В ходе игры руководители станций по результатом выполнения заданий выделяют из каждой группы одного представителя, обладающего наиболее яркими лидерскими качествами. Выявленному лидеру руководитель дает краткую характеристику два положительных качества, например, настойчивость в достижении цели, дружелюбие, и одно отрицательное, например, медлительность. Аналогично дает характеристику всей команде. Все данные руководитель станции фиксирует в своем блокноте.

По итогам выполненного задания в маршрутный лист руководителем станции заносится оценка в виде символов.

Работа игровых станций:

Основной блок игры включает в себя работу 7 станций. Каждая станция делится на две части:

Первая часть: Выполнение упражнения из “веревочного” курса.

Цель: Создание и сплочение группы, повышение взаимного доверия и поддержки.

“Веревочный” курс – это серия специально подготовленных упражнений для малых групп, используемых в программах лидерской направленности. На примере увлекательных, но довольно сложных упражнений коллектив учится решать общую задачу, вырабатывать тактику и стратегию ее решения. Участников “веревочного” курса просят рассматривать прохождение веревочного курса, как метафору жизненных ситуаций, и когда человек обнаруживает, что он может преодолеть себя, мобилизовав для этого всю свою энергию, то, в конечном счете, это позволяет ему выйти на новые рубежи в своей профессиональной и личной жизни.

Вторая часть: Конкурсное задание.

Цель: Выявление у участников игры творческих возможностей, интеллектуальных способностей.

Конкурсные задания – специально подобранные задания, выявляющие уровень знаний, умений и навыков участников в преодолении разных жизненных ситуаций, как в личной жизни, так и в профессиональном плане.

В конце игры начинает работу “Совет”, состоящий из руководителей игровых станций. На совете руководители игровых станций совещаются, формируют команду, выделяют одного лидера и объявляют об итогах игры.

Игровые станции.

Станция № 1:

1-ая часть: “Здравствуйте!”.

Все участники встают лицом в круг, плечом к плечу. Водящий идет по внешней стороне круга и задевает одного из играющих. Водящий и игрок, который задет, бегут в разные стороны по внешней стороне круга. Встретившись, они должны пожать друг другу руки, сказать “Здравствуйте!”, называть по очереди свое имя и обменяться комплиментами. Затем пытаются занять свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится водящим. Игра продолжается не более трех минут.

2-ая часть: “Имидж лидера”

Предлагается ребятам дать определение понятию “лидер” и создать образ лидера, что включает словесное описание личностных и профессиональных качеств, внешнего вида, стиля поведения, одежды, отличительных значков и т.д.

Станция № 2:

1-ая часть: “Паутина”.

Вам потребуется веревка длиной 10-15 метров, 2 стойки около 1,5 метров.

Между двумя стойками или деревьями натягивается веревка в виде ячеек. Команде предлагается переправиться сквозь паутину, не задевая нитей. В каждую ячейку может пройти не более 2-х человек. В общем, количество участников следует поделить на количество ячеек. Если хоть один игрок задел нить, вся команда начинает выполнять упражнение снова.

2-ая часть: “Ринг ситуаций”.

Команде предлагается разделиться на две группы. Первой группе дается задание придумать конфликтную ситуацию, а второй группе – разрешить ее. При этом нужно найти вариант сотрудничества с оппозиционером, не обидев другую сторону, отстояв свою точку зрения.

Станция № 3:

1-ая часть: “Ха!”

Для этой игры необходима площадка, на которой все участники смогли расположиться лежа. Сначала укладывается один участник, затем другой ложиться головой ему на живот, третий головой на живот второму и так до тех пор, пока все не устроятся на полу. Первый участник произносит слово “Ха!”, второй – дважды, третий – три раза и так до последнего игрока. Главная задача – не ошибиться в количестве слов и не засмеяться. Если правила нарушены, игра повторяется до тех пор, пока последний игрок не произнесет нужное количество слов “Ха!”.

2-ая часть: “Должны смеяться дети!”

Участникам предлагается придумать и разыграть юмористическую миниатюру, вспомнив смешной случай (ситуацию) из школьной жизни.

Станция № 4:

1-ая часть: “Вавилонская башня”.

На уровне трех метров привязан лист бумаги, из которого нужно сделать оригами. Группе необходимо достать до него, не опираясь на то, к чему привязан лист, используя только друг друга в качестве “строительного материала”. Разговаривать во время упражнения запрещается.

2-ая часть: “ Калейдоскоп талантов”

Предлагается каждому участнику и всем вместе продемонстрировать свои таланты в области танца, песни, декламации, пантомимы и т.д.

Станция № 5:

1-ая часть: “Сидячий круг”

Участники встают в круг, прижимаясь друг к другу плотно плечами. Затем ведущий просит ребят развернуться в одну сторону так, чтобы каждый участник увидел затылок впереди стоящего человека. Затем сделать шаг вовнутрь круга. Следующее задание – придумать фразу или вспомнить какую-нибуь песню и спеть. Но прежде, чем участники начнут петь или говорить фразу попросить всех на три счета присесть друг другу на колени и в таком положении пройти по кругу.

2-ая часть: “Публичное выступление”

Участникам предлагается выступить перед аудиторией с речью на одну из следующих тем: “Современный подросток и общество”, “Счастливый человек – кто он?”, “Я и мои друзья”, “Портрет идеального учителя”, “Будущее России”.

Станция № 6:

1-ая часть: “Поиск”

Упражнение выполняется в закрытом помещении. Всей группе завязывают глаза и предлагают найти ленту и сделать из нее равносторонний треугольник. Затем всем нужно взяться за ленту и снять повязки.

2-ая часть: “Мир, в котором я живу…”

Предлагается выявит, молодежные проблемы, которые существуют в школе, селе, районе, городе, России, постараться найти причины их возникновения и возможные пути их решения.

Станция №7:

1-ая часть: “Слепец и поводырь”

Ребята произвольно разбиваются на пары. Одному из партнеров завязывают глаза (слепец), другой (поводырь) водит его по комнате, помогая избежать столкновения с другими парами, а так же помогает достичь того места, которого он пожелает. Меняются ролями. Затем выбирается из всей группы один поводырь, которому будет оказано доверие всей командой – водить слепых. Маршрут определяется руководителем станции. Когда идет парная игра – между собой пары сталкиваться не должны!

2-ая станция: “Бумеранг”

Предлагается участникам выявить наиболее важную социальную проблему, существующую в районе. Придумать и разработать проект (акцию), которая поможет решить данную проблему. Например, одинокие пожилые люди, дети с ограниченными возможностями, подростки с девиантным поведением и т.д.

Помните, что на работу одной станции выделяется до 10 минут, не более! Перед выполнением упражнения “веревочного” курса участникам дается время на выработку стратегии, не более 1 минуты. Во время работы станции участникам запрещается спорить с руководителем станции!

Рефлексия участников игры:

  1. Что понравилось?
  2. Что не понравилось?
  3. Чему научились на данном уроке?
  4. Чему хотели бы научиться?

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

"Психологическая игра с элементами тренинга для подростков"

Разработка психологической игры для учащихся

Возраст участников:   12-16 лет  

Порывкина Татьяна Сергеевна,

педагог-психолог

второй категории

МБОУ «Мужевская средняяобщеобразовательная школа им. Н.В. Архангельского»

Ямало-Ненецкого автономного округа Шурышкарского района

Тема: «Будем успешными!»

ЦЕЛЬ: игра направлена на  сплочение  школьной команды   в период ее  организации.

Задачи:

-  Создать условия для   доверительных  взаимоотношений.

  1. Предоставить возможность  вступить во внутригрупповое  сотрудничество  и  взаимодействие.
  2. Прожить ситуацию взаимоподдержки и взаимопомощи.    

1. Упражнение «Знакомство».   Передать мяч по кругу, называя свое имя и по кругу.

2. «Приветствие без слов». Участники перемещаются по залу и без помощи рук приветствуют друг друга. При этом каждый способ участник вправе использовать один раз, для каждого следующего приветствия нужно придумать новый способ.

Обсуждение.

3. Энергизатор  «Паутинка». Команда  становится в круг, участники берутся за руки, запутываются, задача ведущего распутать их.  

Обсуждение:

4. «Фигурные построения». Участники хаотично перемещаются по помещению. По команде ведущего они закрывают глаза и пытаются построиться, образовав ту геометрическую фигуру, которая названа ведущим. Когда построение закончено, участники по команде ведущего открывают глаза и смотрят, что в итоге получилось.

5. Упражнение «Сквозь кольцо». Участники стоят в шеренге, взявшись за руки, крайнему дается гимнастический обруч. Задача участников: не размыкая рук, «просочиться» через кольцо так, чтобы оно в конечном итоге оказалось на другом конце шеренги.

Обсуждение: Что помогало выполнить упражнение, а что наоборот препятствовало?

6. Упражнение «Опустить предмет». Участникам дается обруч и просят его перенести на другую сторону с помощью указательных пальцев на вытянутых руках.

Обсуждение: Возникли ли сложности при выполнении такого простого на первый взгляд задания? Если да, то с чем они связаны, как их удалось преодолеть?

7.  «Повернись со мной». Играющие становятся круг. По хлопку ведущего  каждый играющий, подпрыгнув, поворачивается на  90  градусов, 180 град. и т.д.  Задача играющих  дружно вернуться  в исходное положение.

8. Упражнение «Путник и скала». Описание: Участники выстраиваются  вдоль нарисованной мелом или краской прямой линией –это край тропинки, за ней огромная пропасть, а за спиной участников отвесная скала.

     Инструкция: стоящему во главе шеренги нужно перейти на другой конец шеренги, стараясь не сорваться в пропасть, команда должна помогать  переходящему изо всех сил, затем переходит следующий, пока ведущий не вернется на свое место.        

 Цель команды: сохранить каждого участника.    

Обсуждение:

9. «Салют».  С напутственными словами!».

10. Энергизатор «Классная  фотография». Ведущий: «Вы  прошли это испытание и  давайте оставим в памяти это событие – сделаем  фотографию, один из вас расставит всю команду для групповой фотографии».    

   

Список использованная литература:

1.Н.П.Майорова, Е.Е.Чепурных, С.М.Шурухт. Обучение жизненно важным навыкам. «Образование и культура», СПб, 2002.

2.Д.В.Рязанова. Тренинг с подростками: с чего начать? «Генезис», М., 2003.

3.Психогимнастика в тренинге. Под  ред. Н.Ю.Хрящевой.- СПб, «Речь», Институт тренинга, 2000.

nsportal.ru

Игры с подростками — Летний лагерь

Да-да! Большие дети тоже любят играть, хоть им и сложно в этом признаться. "Что? Играть? Мы не в детском саду!", - говорят эти серьезные люди, но стоит только начать - и восторгу нет предела.

Они носятся и резвятся с полной самоотдачей, абсолютно искренне радуясь. Главное в этом деле (впрочем, как и во многих других) - это поддержка взрослых. Поэтому это игры с подростками, а не для подростков!

Какие могут быть игры?

  • Игры-разминки. Как правило, это подвижные игры, где важно бегать, двигаться. Их задача соответствует названию - размяться, чтобы начать играть в более сложные игры (командные, на общение), или, напротив, можно ими закончить "серьезную" игру. Также могут они использоваться и сами по себе в качестве способа сбросить напряжение, посмеяться, весело провести время.
  • Командные. Они помогают сплотиться группе, почувствовать себя единой командой, быть ближе друг к другу (а как это важно вожатым!), проявиться личным взаимоотношениям.
  • Благодаря играм на общение удастся лучше узнать друг друга, расширить границы обычного "бытового" общения, сделать его глубже и интереснее.

Такое разделение довольно условно. Все перечисленные группы игр могут носить развлекательный характер, а могут быть и серьезными, заставляющими задуматься над чем-либо.

Зачем играть в игры?

Как правило, задача игр - сбросить напряжение, размяться, посмеяться. Игры помогают быть ближе друг к другу. Имеют они также и развивающее значение: они тренируют память, внимание, воображение, а также умение владеть собой, соотносить свои интересы с интересами других, находиться в центре внимания и лидировать в группе. Благодаря некоторым из них ребята учатся рассуждать о серьезных жизненных проблемах. Кроме того, что немаловажно, они дают веселого времяпрепровождения. А играя вместе со вожатыми, подростки увидят, что вожатые не такие уж и зануды... И, возможно, игра будет мостиком к доверию между вами.

Несколько нехитрых рекомендаций

  1. Как вы уже поняли, вожатые участвуют в игре наравне с подростками. Ваше искреннее желание весело провести время всем вместе поможет начать игру, тогда как указания типа "сейчас я расскажу вам, как вы будете играть" отбивают всякое желание это делать.
  2. Начать стоит с разминочных игр с простыми, легко запоминающимися правилами.
  3. В играх, где необходим ведущий, выбор его нужно доверить ребятам.
  4. Важно вовремя остановиться. Хорошо провести 2-3 игры - как правило, после 3-й игры уровень энергии падает, дети устают, и становится скучно. Поэтому обращайте внимание на степень активности, и при первых признаках усталости мягко заканчивайте играть.
  5. Удовольствие можно получить не только от игры, но и от ее обсуждения.

Разминки

Перемигивания

Для этой игры необходимо нечетное число участников (от 11 до 25 чел). Группа делится на 2 части. Стулья ставятся в круг. Одна половина группы сидит на стульях лицом в круг, другая половина группы стоит за стульями сзади. Таким образом, получается, что у каждого сидящего на стуле есть своя пара за спиной, участник, который его охраняет. Один стул остается свободным и задача того, кто стоит за ним, переманить любого сидящего на свой стул так, чтобы этого не заметил его "охранник". Задача "охранника" не пустить (поймать) "своего" сидящего. Для того чтобы человек оказался "пойманным", достаточно просто положить руки ему на плечи (не допускается хватать за волосы или одежду).

Способы переманивания могут быть разные: подмигивания (отсюда название игры), жесты, кивки головой, просто обращение к человеку - все, что угодно! Игра должна проходить в довольно быстром темпе, сидящим важно не пропустить сигнал и вовремя "сбежать" от своей пары на свободный стул. Эффекты - разрядка, сплочение, проявление личных (особенно между мальчиками и девочками!) взаимоотношений. Игра весело проходит в разнополых группах.

Салки-обнималки

Очень веселая разминка! Может участвовать от 6 до 30 чел. Игра проводится также, как и обычные салочки, с небольшим, но приятным дополнением: водящий не может осалить того, у кого есть пара! (за пару надо крепко держаться, а лучше обнимать). Если образовалась тройка, салить можно любого. И если пара стоит обнявшись больше 3 сек - также можно салить (это важно для динамичного проведения игры). Игра помогает разрядиться, побегать, посмеяться, получить опыт взаимовыручки и "спасающего физического контакта".

Фруктовая корзина

Хорошая разминка. Количество участников - от 6 до 15. Участники сидят в кругу, ведущий в центре. Каждый придумывает себе название фрукта. Ведущий говорит, какие фрукты он купил на базаре, и они должны поменяться местами. Может называться несколько фруктов сразу. Задача ведущего успеть занять место. Тот, кто остался без места, становится ведущим.

Ужасно прекрасный рисунок

Статичная игра. Участникам раздается по листу бумаги и по одному фломастеру. Все садятся в круг. Предлагается нарисовать "прекрасный рисунок". После этого одновременно рисунок передается соседу справа, и тот делает из полученного рисунка в течение 30 секунд "ужасный рисунок", и все одновременно же передают свои "ужасные" рисунки следующему. Следующий участник из "ужасного" делает "прекрасный рисунок", тоже за 30 секунд. Так проходится весь круг. Рисунок возвращается хозяину и результат обсуждается. В результате игры происходит стимулирование группового процесса, разрядка, выражение агрессии. Количество участников 7-12 человек.

Стул справа

Количество участников - любое. Стулья поставлены кругом, все сидят на стульях, один стул пустой, водящий - в центре. Задача водящего занять стул. Тот из игроков, для кого пустой стул находится под правой рукой, должен "защитить" стул, не дать сесть на него ведущему. Для этого он должен совершить 2 действия: хлопнуть по нему правой рукой и назвать имя любого из участников игры до того, как водящий на него сядет. Если не успел - сам становится водящим. Успел - названный игрок садится на этот стул, и задача нового игрока, от которого вновь освободившийся стул стал справа, - в свою очередь успеть "защитить" свой стул от водящего. Действовать и соображать нужно очень быстро, иначе играть будет скучно. Очень веселая, шумная разминка, а также прекрасный способ познакомиться - пока защищаешь свой "стул справа", все имена выучишь!

Птицы, блохи, пауки

Количество участников - от 10 человек. Необходимо просторное помещение. Группа делится на две команды. Каждая команда в тайне от другой решает, кем она будет - "птицами", "пауками" или "блохами". Команды встают в 2 шеренги в центре зала лицом друг к другу ("стенка на стенку"). По команде ведущего одновременно показывают друг другу жест, обозначающий выбранное животное. Про жесты нужно договориться заранее. Пауки убегают от птиц, блохи от пауков, птицы от блох (похоже на "камень, ножницы, бумага"). Того, кто не успел добежать до противоположной стены, ловит команда соперников, и участник переходит к ним в команду. И все повторяется заново, обычно интересно провести не более 6-7 заходов.

Мышки-домики

Участники объединяются в тройки - двое берут друг друга за обе руки, изображая "домик", а третий - мышка - находится в кольце их рук. По команде ведущего "Мышки!" меняются домиками (домики остаются неподвижными). Поле команды "Домики!" пары, не разнимая рук, переходят к новой мышке (мышки при этом остаются на своих местах). По команде "Землетрясение!", тройки распадаются и образуются новые. При этом мышки и домики могут меняться ролями. Игра является прекрасной разминкой, также ее можно использовать как способ разбиться на группы. Количество участников - от 6 и более. Можно играть на выбывание. Хорошо также предложить смену ведущих.

Командные игры

Летающее яйцо

Участникам дается: 1 сырое яйцо, 2 листа бумаги формата А4, несколько соломинок для коктейля, ножницы, немного скотча и пластмассовый или бумажный стаканчик. Задача - придумать конструкцию упаковки яйца таким образом, чтобы его можно было скинуть с высоты второго этажа и не разбить. 10 минут дается на обсуждение и выбор стратегии выполнения упражнения. Во время обсуждения игроки не прикасаются к предложенным предметам. Затем дается 20 минут на создание придуманной конструкции, причем делается это молча и за каждое произнесенное слово штраф: минус 0,5 минуты. Затем ведущий с кем-нибудь из участников группы проводит эксперимент: сбрасывает яйцо. Очень увлекательная игра, помогает группе взаимодействовать, искать конструктивные способы решения проблем, выявляет лидеров.

Выполнение упражнения может быть предложено сразу нескольким группам, что вносит соревновательный элемент в процесс выполнения.

Построится по...

Может использоваться также как разминка. Участникам предлагается построиться в шеренгу по любому признаку, например, дате рождения. То есть в начале шеренги окажутся рожденные в январе, потом в феврале, и т.д. Задача усложняется тем, что разговаривать нельзя - общение происходит на языке жестов. Признак может быть любой - дата рождения, рост, вес, цвет волос, цвет глаз, величина ладони, веселость, активность и т.д. Игра поможет лучше узнать друг друга, разрядиться, сплотиться. Также происходит осознание относительности любой системы оценки.

Посчитаться

Группа должна по порядку посчитать до числа, равного количеству участников в группе, причем каждый человек в группе называет только одно число. Важно соблюдать тишину, иначе просто не слышно будет, какая цифра названа. Договариваться, кто и что произносит нельзя. Как только какое-то число произносят несколько человек одновременно или один человек дважды называет числа, счет начинается заново. Игра помогает "настроиться" друг на друга.

Кочки

На отдельных листочках пишется по одному слову из пословицы или строки из популярной песни. Листочки раздаются участникам команды (в произвольном порядке). Участники встают в линейку на листы бумаги (А4). Задача - не наступая на пол, построится в правильном порядке. Если один из участников наступает на пол - все начинается сначала. В этой игре необходим ведущий, следящий за заступами. Важно заступы отслеживать строго - иначе игра теряет смысл. В игре происходит сплочение, разрядка, выработка групповой стратегии решения проблемы. Количество участников 7-10 человек. Если группа больше, то можно разбиться на 2 команды, тогда игра примет соревновательный характер: "Кто быстрее?", и нужно двое ведущих (для каждой группы).

Сказочная история

Все участники придумывают одну сказку. Кто-то начинает, другой продолжает, и так далее по очереди. Сказка может быть посвящена какой-то теме или событию (новогодняя, походная, футуристичная и др.), может быть задан конец ("и все жили счастливо и умерли в один день"), или начало, может быть все что угодно - это же сказка! Главное - не ограничивать собственную фантазию, и будет интересно.

Гоп-доп

Игра эта очень проста и при этом азартна, попробуйте разобраться в правилах, и яркий досуг вам обеспечен! Ее, возможно, вспомнят некоторые взрослые: она была очень популярна у московского студенчества лет тридцать-сорок назад, и оказалось, что и сейчас в нее играть очень весело! Две команды игроков садятся по обе стороны стола друг напротив друга. В руках у игроков одной из команд находится монетка, причем все руки прячутся под столом. Противоположная команда может сказать два сигнала: "Гоп!" - и держатели монетки стучат ею по столу, показывая ее местонахождение, этот сигнал может повторяться многократно, и "Гоп-доп!" - это требование выбросить руки всех участников команды ладонями вниз на стол. Руки команда держателей монетки выбрасывает так: все дружно показывают над столом сжатые в кулаках ладони и говорят "Гоп-гоп-доп!" (как раз-два-три!). На счет "Доп!" все одновременно хлопают ладошками об стол. Под одной из ладошек находится монетка. Задача - ее найти, определить по различным признакам (у кого оттопыривается ладошка, кто очень уж хитро смотрит, у кого монетка была на команде "Гоп" и т.д.), где же она находится. Руки по одной поднимаются до тех пор, пока монета не будет найдена. Нашли монетку - она переходит к ищущей команде, одно очко в пользу "искателей". Если монета нашлась лишь под последней рукой - ищущая команда проиграла, монетка остается у команды ее держателей, одно очко в ее пользу. Игроки заранее договариваются, до какого счета ведется игра. Проигравшая в итоге команда выполняет фант. Количество участников каждой команды - не менее трех, чем больше народу, тем веселее.

Игры на общение

Подарки

Очень милая игра, хорошо ее проводить на день рождения, но можно и просто так - для поднятия настроения. Ведь дарить подарки не менее приятно, чем получать, особенно когда можно выбрать абсолютно любой, самый необыкновенный подарок. Все садятся в круг, и один из участников - водящий - делает каждому из присутствующих "виртуальный подарок". Свои слова он начинает так: "Я хочу подарить тебе ……….. Берешь?". "Одариваемый" может взять, а может и отказаться от подарка, если сочтет, что он ему не нужен или не понравится. Дарить можно все, что хочешь - начиная от материальных ценностей, и заканчивая исполнением желания и волшебными дарами, все, на что хватит фантазии. То, что "одариваемый" может отказаться, заставляет дарящего выбрать что-то особенное, предназначенное именно для этого человека. После того, как водящий участник одарил всех в кругу, его сменяет следующий. Таким образом, все участники и сами побудут "дарителями", и получат целую гору подарков! А подарки, хоть и виртуальные, хранят частичку тепла дарящего человека и останутся с вами.

В этой игре есть ограничения по количеству участников - не более 8-10 человек, иначе игра становится слишком длинной, затянутой.

Надписи на спине

Эту игру можно использовать как фон во время проведения праздников и дней рождения перед началом или между основных мероприятий. Также она может проводиться отдельно. Количество участвующих - чем больше, тем лучше. Всем участникам прикрепляется к спине листок, и все хаотично ходят по комнате и пишут на спинах то, что им нравится в этом человеке. После все садятся и обсуждают полученные послания. Игра создает хорошее настроение, повышает комфорт в группе, помогает "заговорить" в незнакомой компании.

Поиск общего

Количество участников - от 8 человек. Вся группа делится на двойки, и два человека, общаясь, в течение трех минут находят максимальное количество общих признаков - абсолютно любых, это может быть образование, черты характера, интересы, хобби, семья, внешность, мечты и т.д. Затем двойки объединяются в четверки с той же целью, потом в восьмерки - потом и вся группа может найти что-то общее. Можно остановить процесс на четверках или восьмерках. Игра помогает познакомиться, лучше узнать друг друга (а иногда и себя). Также это способ разбиться на группы перед командной игрой.

Рисуем вслепую

Группа разбивается на пары, одному из пары завязывают глаза. "Поводырь" подводит партнера к листу бумаги на стене и, используя только вербальные инструкции, помогает ему нарисовать рисунок. Это может быть как рисунок на заданную тему (какое-то животное, цветок, праздник), так и свободное творчество. Далее партнеры меняются ролями в паре. Во время игры важно бережно относиться к "слепым". Происходит довольно глубокий межличностный контакт, участники получают опыт беспомощности и ответственности, доверия партнеру.

Еще один вариант: один участник в паре завязывает глаза, другой рисует его рукой, а "слепой" отгадывает, что же нарисовано.

Я никогда не...

Участники по очереди говорят фразу, начинающуюся со слов "Я никогда не...". Например: "Я никогда не прыгал с парашютом". Остальные участники загибают по одному пальцу на руке, если для них утверждение не верно (то есть они, например, прыгали с парашютом). Задача - "выбить" как можно больше участников, то есть назвать признак, подходящий всем. Например: по моим предположениям, в этой компании все умеют кататься на коньках, а я не умею, значит, назвав этот признак ("Я никогда не катался на коньках"), я выбиваю большое число участников, они загибают пальцы. Выигрывает тот, у кого останется последний не загнутый палец на руках, человек с самым неразнообразным жизненным опытом, а проигрывает - с самым богатым. Это может благотворно влиять на самооценку человека. Важно заранее договориться, что фразы должны соответствовать реальности, и пальцы загибать надо честно. Это прекрасный способ побольше узнать друг о друге.

Правда или действие?

Еще один способ поближе познакомиться. Каждого участника по очереди спрашивают: "Правда или действие?". Если человек выбирает "правду", тогда он честно отвечает на один любой вопрос самого разного содержания и степени откровенности. Если человек выбирает "действие", то он, соответственно, показывает любое действие - танец, акробатический номер, какое-то движение, в крайнем случае поет песню. Получается в любом случае интересно: и правдивые истории послушать, и представление посмотреть.

Вопросы мудрецу

Эту игру можно провести при доверительных и теплых отношениях в группе. Количество участников любое, важно только участие всех присутствующих. При определенном антураже (свечи, костер, душевный разговор, тихая музыка) эта игра может носить характер самостоятельного значительного мероприятия. Каждый участник игры пишет на маленькой бумажке вопрос, на который хотел бы получить ответ (другой вариант этой игры - на который сам бы хотел ответить). Бумажки с вопросами складываются в шляпу. Перемешиваются и раздаются участникам в произвольном порядке. Каждый отвечает на тот вопрос, который ему достался, стараясь действительно "быть мудрецом", все знающим и все ведающим. Идея состоит в том, что каждый человек - это вселенная, и в каждом из нас скрыты неисчерпаемые запасы мудрости. Благодаря этой игре удастся лучше познакомиться, увидеть товарищей по группе с новой стороны, выйти на серьезный разговор, обсудить важные жизненные темы, ну и получить ответ на свой вопрос, конечно! Возможный уход от серьезного, вдумчивого хода игры - написание вопросов типа "Какого цвета у меня волосы?". Ведущий может заранее сказать, каково было бы ему получить такой "вопрос-отмазку". Но если в ходе проведения игры, несмотря на предостережение, попадается подобный вопрос, участнику, которому он достался, предлагается все же мудро ответить и на него - чтобы не прерывать и не обесценивать игру.

summercamp.ru

современные забавы для большой компании

Всем большой привет! На связи Евгения Климкович.

В прошедшее воскресение мои старшенькие детишки, сын Денис, которому уже 19 лет стукнуло, и дочь Александра, которой скоро исполнится 11, посетили одно увлекательное мероприятие. Вернулись домой довольные и рассказали мне про новые интересные игры для подростков, которым они на этом мероприятии и обучились.

Они поделились со мной, а я спешу поделиться с вами, дорогие читатели, поскольку игры действительно интересные.

Но сначала кратенько расскажу о самом мероприятии и о том, где оно проходило.

Клуб «Фудзияма»

логотип-клуба-фудзияма

Итак, есть у нас в Липецке клуб «Фудзияма». Там детишек обучают различным единоборствам, танцам, шахматам и другим интересным вещам. В этот клуб я записала своего младшего сына Артема, он ходит на айкидо. Денис на Артема посмотрел и тоже захотел заняться этим видом спорта. Так что теперь у нас в семье целых два начинающих айкидошника)

дети-занимаются-айкидо

И как-то раз, администратор клуба Анна рассказала мне, что на базе клуба планируется открытие «Школы лидеров». Я сразу же подумала про мою Сашку, так как это именно то, что ей (с ее неуемной энергией и стремлением всех организовать) нужно.

И вот, в это воскресение «Фудзияма» устроила день открытых дверей. Где все желающие посещать «Школу лидеров» могли подробнее узнать, что же это такое. Ребята приходили вместе с родителями. Я была на работе, поэтому мои дети пошли туда самостоятельно.

Для взрослых была устроена встреча с психологом, который рассказывал о том, как нужно правильно общаться с детьми, как помочь им в учебе, про другие важные вещи и отвечал на интересующие вопросы.

встреча-с-психологом

Ну а детишки, все в основном в возрасте 10 лет и старше, отправились в соседнее помещение вместе со своим инструктором Петей для того, чтобы и познакомиться друг с другом, и научиться новым интересным играм.

подростки-стоят-в-кругу

Насколько я поняла, игры подбирались с учетом того, что это все-таки «Школа лидеров». Каждая из них направлена на развитие определенного навыка, который наверняка пригодится в жизни любому человеку, а лидеру особенно. За два часа успели сыграть в семь игр, которые я и хочу вам представить.

Игра-знакомство

Об этой игре я знала давно, нечто подобное мы проводили на свадьбах, когда еще работали в своем праздничном агентстве, для того чтобы всех гостей перезнакомить. Но вариант игры, представленный в «Фудзияме» мне понравился больше.

дети-сидят-на-полу-и-играют

Все садятся в круг. Первый участник начинает рассказывать о себе. Например,

«Меня зовут Саша. Я сухопутная. Мне 10 лет. Я учусь в 5 классе. Я люблю танцевать и путешествовать и не люблю рисовать.»

При чем здесь сухопутная? А при том, что обязательно нужно придумать про себя прилагательное, начинающееся на ту же букву, что и твое имя. Слово «сухопутная» пришло Саше на ум первым, так что она его и сказала. По-моему очень оригинальненько)

Задача следующего игрока еще раз кратко представить предыдущего игрока и затем рассказать о себе. Опять же пример, после Саши в кругу сидела девочка Катя. Итак, Катя говорит:

«Это Саша. Она сухопутная. А меня зовут Катя. Я красивая. Мне 11 лет. Я увлекаюсь пением»

Третий человек в круге представляет двух человек, сидящих до него, а потом себя. Например,

«Это Саша. Она сухопутная. Это Катя. Она красивая. А меня зовут Яна. Я яркая, мне 10 лет и т.д.»

То есть, каждый последующий человек представляет всех предыдущих и потом себя.

Во время этой игры запомнить имена всех участников не проблема. Думаю, что прилагательные используются в игре не случайно, они включают в процесс запоминания еще и образную память.

Зиб. Зэб. Заб.

дети-показывают-пальцами-и-улыбаются

Об этой игре я услышала впервые от своих детей, никогда раньше в нее не играла. Эта забава способствует развитию быстроты реакции и наблюдательности.

Опять же игроки становятся в круг.

Первый игрок резко выбрасывает руку в перед, указывая на кого-нибудь из стоящих в кругу и громко говорит: «Зиб!»

Тот игрок, на которого указал игрок номер один, так же резко выкидывает вперед руку, указывает еще на кого-нибудь и говорит слово «Зэб!»

Этот третий игрок опять же указывает на кого-нибудь резко выкинутой рукой и произносит: «Заб!»

И так далее: «Зиб! Зэб! Заб! Зиб! Зэб! Заб!..» Важно, чтобы этот ряд не нарушался.

Мне эта игра показалась ну очень простой. Но Александра сказала, что не так-то все просто, как кажется. Во-первых, можно зазеваться и не заметить, что указали именно на тебя. А во-вторых, можно (и это случалось часто) сказать вместо «Зиб», например, «Заб», то есть сбиться с ряда. Тот, с кем это случается, из игры выбывает.

Где монетка?

монета-в-руке

Игра, направленная на развитие наблюдательности. Итак, все игроки встают в круг и соединяют ладони таким образом.

Правая ладонь лежит на левой ладони игрока стоящего справа, а на левой ладони игрока лежит правая ладонь игрока стоящего слева.

Если не понятно предыдущее предложение попробуйте перечитать его еще раз или два)

Сначала ведущий выходит за дверь, а кто-то из игроков берет в руку монетку и прячет ее в ладошке. Когда ведущий возвращается, участники игры начинают передавать друг другу монетку по часовой стрелке. Из руки в руку. Из ладошки в ладошку. Задача ведущего определить, у кого же в руках на данный момент находится монетка.

дети-стоят-в-кругу-и-держатся-за-руки

Все было бы очень просто, если бы не одно но. Дело в том, что движение руками совершает не только тот, у кого монета находится в данный момент, а вообще все участники. То есть складывается впечатление, что у каждого игрока есть монета и все они передают эти монеты соседу слева.

Если ведущий определяет правильного держателя монеты, то этот игрок становится ведущим, а ведущий становится в круг.

Лягушка

две-лягушки-лопают-комаров

Эта игра чем-то похожа на предыдущую. Все стоят в кругу. Ведущий выходит за дверь. Игроки, пока ведущего нет, договариваются о том, кто из них будет «лягушкой». Ведущий возвращается и встает в центр круга. Его задача определить, кто же назначен на роль «лягушки».

Что делает лягушка? Лягушка показывает язык (высовывает и засовывает обратно). Но делает это только тогда, когда ведущий на нее не смотрит, например, когда он поворачивается к «лягушке» спиной. Ну а когда тот, кто водит поворачивается к «лягушке» лицом, то она старается ничем себя не выдать.

Бывает, что ведущий поворачивается именно в тот момент, когда «лягушка» еще не успевает спрятать язык. Бывает, что «лягушку» выдают взгляды других участников игры, которые на нее смотрят. Так что здесь ведущему нужно быть очень внимательным и учиться читать по лицам, «лягушке» нужно быть осторожной, чтобы не попасться, ну а остальным игрокам нужно сохранять невозмутимость.

Вампум

Знаете, что такое вампум?

Вампум – это нанизанные на шнуры цилиндрические бусины, служившие североамериканским индейцам для различных целей.

ну вот, теперь знаете)

индейские-бусы-вампум

Роль вампумов исполняли небольшие листочки бумаги, которые были привязаны на веревочки и надеты на шею игрокам.

Все делятся на две команды. И по сигналу начинают играть. Задача проста. Сорвать вампумы со своих противников и не дать им сорвать свои вампумы. Та команда, игрок которой остается последним с вампумом на шее, побеждает.

дети-с-вампумами

Если подумать, то становится понятно, что победить в этой игре можно, если выработать хитрую командную  тактику и выбрать одного своего игрока, которого будут защищать все остальные от нападений команды противника, попутно стараясь сорвать вампумы с соперников.

Но с первого раза понять это конечно же трудно. Так что все действовали по одиночке. В результате Сашуля лишилась вампума первой) Кстати, есть небольшой кусочек видео с этой подвижной игры.

Найди свою пару

Для того, чтобы сыграть в эту игру, нужно разбиться на пары. Каждая пара придумывает себе словосочетание. Например, Саша и мальчик, с которым она была в паре, придумали «Старик Хоттабыч». У Саши было слово «старик», у мальчика — «Хоттабыч». Все закрывают глаза. Руководитель игры разделяет пары. Просто уводит одного из игроков куда-нибудь подальше от второго.

дети-разделились-на-пары

И потом, по сигналу пары должны постараться соединиться. Только вот глаза открывать нельзя. Нужно громко выкрикивать свое слово и постараться услышать слово своего напарника и идти на этот зов. Наверно прикольно, когда в зале кричат человек 20, причем каждый громко и каждый свое слово.

Но вот нужно постараться из этого многоголосья вычленить именно тот голос и то слово, которое нужно тебе, и при этом не забывать выкрикивать свое слово, чтобы твой напарник имел шанс идти тебе на встречу.Интересно, не правда ли?

Стройся в ряд

дети-построились-друг-за-другом

И еще одна игра очень похожая на предыдущую. Дети становятся в шеренгу. Ведущий выбирает какую-нибудь пословицу, стишок или скороговорку и распределяет слова между участниками по очереди. Поясню на примере.

Использовалась скороговорка «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Первому игроку достается слово «шла», второму «Саша», третьему «по» и т.д.

Потом игроки закрывают глаза и их перемешивает ведущий. Задача игроков по сигналу с закрытыми глазами выстроиться в правильном порядке выкрикивая свои слова и ориентируясь на те слова, которые выкрикивают другие.

То есть, второй человек в ряду должен обнаружить и встать между игроками кричащими «шла» и «по».

Вот такие вот замечательные игры! Думаю, что играть в них будет интересно детишкам не очень маленьким. Класса с третьего, четвертого. Да и ученикам старших классов они тоже понравятся. Да что уж там, и взрослые были бы не прочь в них поиграть. Согласны?

девочки-подростки-показывают-во

Их можно проводить и в помещении, и на улице. Они идеальны для организации досуга подростков в летнем лагере. Станут интересным развлечением для Дня Рождения. Причем, понравятся как мальчикам, так и девочкам.

На сегодня это все. Надеюсь, вам было интересно) Попробуйте собрать компанию и поиграть в эти игры вместе с детьми.

Делиться статьей с друзьями в социальных сетях можно!

Оставлять комментарии разрешается)

Всегда ваша, Евгения Климкович.

shkolala.ru

Игры на сплочение коллектива для подростков

Игры на сплочение коллектива для подростковКогда ребенок вступает в переходной возраст, он нередко сталкивается с целым рядом проблем: повышенная тревожность, чувство одиночества и отчуждения от окружающих, избыточная эмоциональность, которая иногда переходит в агрессию. В этом случае могут помочь игры на сплочение коллектива для подростков, разработанные специалистами специально для того, чтобы помочь ребятам сдружиться и найти взаимопонимание.

Примеры игр для объединения коллектива

Если ребенок научится играть в команде в своем классе или на кружке по интересам, это значительно облегчит его дальнейшую жизнь. Педагоги или родители могут предложить подрастающему поколению следующие психологические игры для подростков, рассчитанные на сплочение коллектива:

  1. «Электрическая цепь». Участники тренинга делятся на пары. Партнеры должны усесться напротив друг друга и соединить ладони и ступни, образуя таким образом аналог электрической цепи, где ток якобы протекает через сцепленные руки и ноги. Каждая пара должна встать одновременно таким образом, чтобы не расцепить руки и ноги и не нарушить «цепь». Это же упражнение можно повторить с 4 , а затем с 8 людьми.
  2. «На льдине». Это одна из самых увлекательных психологических игр для подростков на сплочение группы. В ней могут участвовать 8-10 человек. Ведущий берет стулья в количестве, соответствующем числу участников, и составляет их вместе. На образовавшуюся своеобразную «льдину» залазят участники тренинга и представляют, что отправляются в путешествие в Антарктиду. Ведущий имитирует раскол «льдины», постепенно убирая стулья. Задача участников – продержаться на стульях как можно дольше, стараясь не потерять никого из членов своей команды.
  3. «Волшебный клубочек». Ее и похожие игры на сплочение для подростков легко организовать как в лагере, так и в школе. Участники тренинга усаживаются в круг и передают друг другу клубок шерстяных ниток, поочередно наматывая нитку на запястье. При этом каждый говорит: «Меня зовут…», «Я хочу дружить с тобой, потому что…», «Я люблю..», «Я не люблю..».
  4. Игры на сплочение для подростков«Волшебный магазин», являющаяся одной из самых полезных игр на сплочение подростков. Ведущий предлагает детям подумать о положительных и отрицательных свойствах своего характера. Затем участников игры делят на «покупателей» и «продавцов». «Покупатели» могут обменять в волшебном магазине те качества, которые им не нужны (лень, занудство, честолюбие и т. д.), на более полезные, по их мнению (ум, смелость и др.). После этого «покупатели» и «продавцы» меняются местами.
  5. «Контакт-слово». Ребята разбиваются на пары. Члены каждой пары берутся за руки, и один из них загадывает слово и произносит его вслух вместе с другими 3-4 словами. Его партнер должен угадать, какое слово загадал его напарник.

 

womanadvice.ru

Методическая разработка "Психологическая игра для подростков "Есть такое мнение..."

Психологическая игра для подростков

«Есть такое мнение…»

(вариация игры «Джеффа»)

Цель игры: научить подростков свободно высказывать свое мнение и научить слушать и слышать мнения других.

Игра учит свободно высказываться, отвечать на актуальные вопросы, защищать свое мнение. Использование этой психологической техники помогает лучше понять свой коллектив. Самое главное в этой игре - научиться уважать мнение других.

Участники:

-взрослый (классный руководитель/психолог/педагог) в роли ведущего;

-ученики в роли участников.

Материальное обеспечение:

-микрофон;

-трибуна для ведущего;

-3 плаката с надписями: «ДА», «НЕТ», «МОЖЕТ БЫТЬ»;

-карточки с вопросами;*

-карточки для анализа ситуаций.

Ход игры

Игра проводится в два этапа: первый - ответы на вопросы, второй - анализ происходящего.

В помещении расставлены стулья по трем секторам: слева над стульями располагается плакат с надписью «НЕТ», справа - плакат с надписью «ДА», посередине – плакат с надписью «МОЖЕТ БЫТЬ».

У ведущего карточки с вопросами/утверждениями. После заданного вопроса все участники переходят под тот плакат, который соответствует их ответу: либо «ДА», либо «НЕТ», либо «МОЖЕТ БЫТЬ». Таким обраом каждый участник выражает свою позицию по заявленной проблеме.

Ведущий спрашивает, кто хотел бы ответить, почему он встал именно под этот плакат. Желающий поднимает руку. Ведущий дает ему микрофон. Тот, у кого в руках микрофон, получает право на ответ. По каждому вопросу выслушиваются не менее 2-3 мнений из каждого сектора. В процессе высказывания своих позиций участники могут менять свое мнение и переходить из одного сектора в другой.

Главное правило игры: участники не имеют права на кого-либо нападать, критиковать, спорить. Они высказывают только свое мнение.

*Тематика обсуждаемых в игре вопросов может быть самой разной, в зависимости от возраста участников, актуальных проблем данной возрастной группы, либо конкретной ситуации, сложившейся в коллективе. Предлагаемый ниже список вопросов был составлен для конкретного классного коллектива, в котором подростки испытывали трудности в общении с противоположным полом, с новым учителем, что в целом осложняло жизнь самого коллектива и мешало учебному процессу.

КАРТОЧКИ

Варианты вопросов/утверждений

по теме: «ДРУЖНЫЙ ЛИ НАШ КЛАСС»

-Согласны ли вы с утверждением: дружный класс-это не про нас!

-Я равнодушен к делам и проблемам моего класса!

-Я знаю три причины, по которым наш класс можно назвать дружным!

-Я могу назвать три причины, по которым нельзя назвать наш класс дружным!

-Я считаю, что нашему классу не хватает командира (старосты)!

-Я хочу, чтобы наш класс был самым дружным классом в школе!

Вопросы к анализу:

Было ли тебе интересно, если да, то почему?

Как ты думаешь, какую цель преследовали заданные вопросы?

Что чувствовали к тем, кто давал ответ противоположный вашему?

Менялось ли при этом ваше мнение?

Помогли ли эти вопросы узнать друг друга больше?

Открыли ли вы что-нибудь новое для себя и в себе?

Тема: « УЧИТЕЛЬ: КАК НАЙТИ ОБЩИЙ ЯЗЫК»

-В нашем классе нет проблем с дисциплиной на уроках.

-Мне интересно, если на уроке учитель использует игровые приемы

-Учитель должен быть строгим, но не злым, тогда его будут уважать ученики!

-Я считаю, что разговаривать на уроке, не реагировать на замечания учителя, нарушать дисциплину во время урока – это хамство.

-Были случаи, когда я доводил учителя, испытывал предел его терпения.

-Я хочу, чтобы у меня с учителем были хорошие, доверительные отношения.

Вопросы к анализу:

Были ли вопросы, над которыми ты раньше не задумывался?

Были ли вопросы, над которыми тебе хотелось бы подумать или

поговорить подольше?

Открыли ли вы что-нибудь новое для себя и в себе?

Тема: «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОЛОВ»

-Согласны ли вы с утверждением: «Бьет – значит любит!»

-«Мне нравится, когда меня называют по фамилии!»

Для мальчиков: «Я никогда не бил девочек!»

Для девочек: «Я никогда не била мальчиков!»

-Я не умею выражать свою симпатию к противоположному полу.

Для девочек: «Меня привлекают мальчики, которые умеют ухаживать».

-Мне не хватает общения с одноклассниками вне школы.

Вопросы к анализу:

Было ли тебе интересно, если да, то почему?

Помогли ли эти вопросы узнать друг друга больше?

Были ли вопросы, над которыми ты раньше не задумывался?

Были ли вопросы, над которыми тебе хотелось бы подумать или

поговорить подольше?

infourok.ru

Психологические игры

Жизнь человека и его деятельность – это уникальные процессы, обладающие множеством особенностей. Человек рождается, уже имея определённые предрасположенности, склонности, способности. Но для того, чтобы его взаимодействие с окружающим миром и обществом могло быть более эффективным и продуктивным, человеку нужно «улучшать», «прокачивать» себя и свою личность. И процесс этого улучшения начинается уже с самых малых лет, но не заканчивается, можно сказать, никогда, т.к., как говорится, нет предела совершенству. С целью формирования, закрепления и улучшения качеств личности сегодня применяется огромное количество самых разных методов и практик. Но поговорим мы, пожалуй, о самой популярной и эффективной из них – социально-психологических играх.

В этой странице мы разберёмся в том, что вообще представляют собой психологические игры, в чём их особенности и для чего они нужны. Всем мы не раз слышали о том, что существуют игры для детей, для подростков, для школьников, для студентов, малые, большие, ролевые, деловые. Они могут быть направлены на развитие каких-либо качеств, на формирование навыков общения, на сплочение и т.д. Игры проводятся в детских садах, школах, лагерях отдыха – это детские игры. В высших учебных заведениях, на предприятиях и в крупных фирмах также проводятся игры, но это уже игры для взрослых, которые нередко входят в программу каких-либо тренингов и семинаров. Бывают даже компьютерные психологические игры – они очень популярны в наше время, когда практически каждый человек имеет домашний компьютер или ноутбук. Так в чём же причина того, что игры стали неотъемлемой частью человеческой жизни и присутствуют практически в каждой её области? И какие игры можно и нужно использовать для себя? Ответы на эти и многие другие вопросы мы и представляем вашему драгоценному вниманию.

Что такое игра?

Игра – это вид деятельности, мотивом которой является не результат, а сам процесс, где происходит воссоздание и усвоение какого-либо опыта. Также игрой является основной вид деятельности детей, посредством которого формируются, изменяются и закрепляются психические свойства, интеллектуальные операции и отношение к окружающей реальности. Термин «игра» используется ещё и для обозначения программ или наборов предметов для осуществления игровой деятельности.

Изучение психологии человека и психологических реальностей его жизни становится интереснее и эффективнее, когда осуществляется через деятельность, представляющую интерес для самого исследователя. И такой деятельностью, конечно же, является игра. Опыт уже не раз показал, что социально-психологические игры помогают людям очень серьёзно и глубоко воспринимать реальность психологического аспекта их жизни.

Функции игровой деятельности таковы:

  • Развлекательная - развлекает, поднимает настроение;
  • Коммуникативная – способствует общению;
  • Самореализационная – даёт возможность человеку проявить себя;
  • Игротерапевтическая – помогает преодолеть различные трудности, возникающие в жизни;
  • Диагностическая – позволяет выявить отклонения в развитии и поведении;
  • Коррекционная – позволяет внести изменения в структуру личности;
  • Социализационная – даёт возможность включить человека в систему социальных отношений и способствует усвоению им социальных норм.

Основные виды психологических игр и их особенности

Игры могут быть деловыми, позиционными, инновационными, организационно-обучающими, обучающими, организационно-мыслительными, организационно-деятельностными и другими. Но всё же выделяют несколько основных видов психологических игр.

Игровые оболочки. В этом виде игр сам игровой сюжет является общим фоном, на котором происходит решение развивающих, коррекционных и психологических задач. Такая деятельность способствует развитию базовых психических свойств и процессов личности, а также развитию рефлексии и саморефлексии.

Игры-проживания. В играх-проживаниях происходит индивидуальное и совместное с группой людей освоение игрового пространства, построение в его пределах межличностных отношений и осмысление личностных ценностей. Данный вид игр развивает мотивационный аспект личности человека, систему его жизненных ценностей, личностную критичность; позволяет самостоятельно выстраивать свою деятельность и взаимоотношения с окружающими; расширяет представления о человеческих чувствах и переживаниях.

Игры-драмы. Игры-драмы способствуют самоопределению их участников в определённых ситуациях и совершенствованию ценностно-смыслового выбора. Развивается мотивационная сфера, система жизненных ценностей, готовность к совершению выборов, умение ставить цели, навык планирования. Формируются особенности рефлексии и саморефлексии.

Проектные игры. Проектные игры оказывают влияние на освоение и осмысление человеком инструментальных задач, которые связаны с построением деятельности, достижением конкретных результатов и систематизацией системы деловых взаимоотношений с окружающими. Происходит развитие навыков постановки целей, планирования и умения адаптировать действия под конкретные условия. Формируются навыки саморегуляции, развивается личная критичность и умение соотносить свои действия с действиями других людей.

Представленные выше виды психологических игр могут применяться и как самостоятельные, и использоваться в совокупности с другими. Данные нами описания являются самыми общими и дают лишь поверхностное представление о психологических играх.

Теперь же мы переходим к самому интересному блоку – самим играм. Далее нами будут рассмотрены одни из самых популярных и эффективных игр, и их польза в развитии и жизни человека.

Самые популярные и эффективные игры и их польза

1

Треугольник Карпмана-Берна

Треугольник Карпмана-Берна – это, если быть точным, даже не совсем игра. Точнее игра, но неосознанная. Игра, в которую играют люди, не имея ни малейшего представления о том, что стали её участниками. Но, в силу того, что это явление существует, о нём необходимо упомянуть.

Этот треугольник представляет собой упрощённую модель психологических манипуляций, которые имеют место быть почти во всех областях жизни человека: семье, дружбе, любви, работе, бизнесе и т.д. Данная взаимосвязь ролей, которые возникают в процессе человеческих отношений, была описана американским психотерапевтом Стивеном Карпманом, продолжающим идеи своего учителя – американского психолога Эрика Берна. Эта взаимосвязь, при условии, если она развивается по «схеме» данного треугольника, сама по себе деструктивна и влияет на людей, участвующих в этом треугольнике, исключительно отрицательно.

Т.к. это треугольник, у него есть три стороны: человек, выступающий в роли жертвы («Жертва»), человек, оказывающий давление («Агрессор») и человек, вмешивающийся в ситуацию и желающий помочь («Спаситель»).

Обычно получается так: между двумя людьми возникает проблема или сложная жизненная ситуация. Таки образом, появляется «Агрессор» и «Жертва». «Жертва», ищущая решение проблемы, обращается к третьей стороне – человеку, который и становится «Спасителем». «Спаситель» в силу своей доброты, осведомлённости или каких-либо других причин решается помочь и что-то советует. «Жертва» следует совету и ведёт себя соответственно совету «Спасителя». В итоге, совет приводит только к ухудшению ситуации и крайним уже оказывается «Спаситель» - он становится «Жертвой», «Жертва» - «Агрессором» и т.д. Время от времени каждый из нас играет роль одной из сторон треугольника Карпмана-Берна. Сам же треугольник нередко становится причиной больших ссор, неприятностей, бед и т.д.

Чтобы вы могли подробно познакомиться с треугольником Карпмана-Берна, узнать его особенности и увидеть наглядные примеры, соотносимые с нашей повседневной жизнью, вы можете в Википедии.

Теперь же мы переходим непосредственно к играм, имеющим очень серьезный психологический аспект. Эти игры намеренно организовываются людьми как с целью победить/выиграть, так и с целью оказать определённое влияние на личность человека. Организация и участие в этих играх дают человеку возможность глубже вникнуть в суть его взаимоотношений с самим собой и окружающими его людьми. Первой игрой, которую нам стоит рассмотреть как психологическую, является игра «Мафия»

2

«Мафия»

«Мафия» - это словесная ролевая игра, созданная в 1986 году студентом МГУ Дмитрием Давыдовым. Играть в неё рекомендуется людям от 13 лет. Оптимальное количество игроков: от 8 до 16. В процессе моделируется борьба меньшей организованной группы с большей неорганизованной. По сюжету, уставшие от деятельности мафии жители города решают посадить в тюрьму всех представителей криминального мира. В ответ на это, бандиты объявляют войну горожанам.

В начале ведущий раздаёт участникам по одной карте, определяющей их принадлежность к мафии или горожанам. Игра проходит «днём» и «ночью». Ночью активна мафия, днём – горожане. В процессе чередования времени суток мафиози и жители города ведут каждый свою деятельность, в ходе которой игроков в каждой команде становится всё меньше. Информация о событиях направляет все дальнейшие действия участников. Игра считается законченной, когда полностью побеждает одна из команд, т.е. когда либо «убиты» все горожане, либо «посажены» все бандиты. Если игроков очень мало, то игра получается слишком короткой, если же игроков больше, чем нужно, возникает суматоха и неразбериха, и игра теряет смысл.

Игра «Мафия», прежде всего, основана на общении: обсуждениях, спорах, установлении контактов и т.д., что максимально приближает её к реальной жизни. Ведь в игре используются и проявляются все черты и свойства человеческой личности. Психологический аспект игры таков, что для успешного взаимодействия с другими человек должен стараться применять и развивать свои актёрские способности, дар убеждения, лидерство, дедукцию. «Мафия» прекрасно развивает аналитическое мышление, интуицию, логику, память, сообразительность, театральность, социальное влияние, командное взаимодействие и многие другие важные в жизни качества. Основной психологизм этой игры состоит в том, какая же команда всё-таки одержит победу. Ведь одна команда – это мафиози, которые знают друг друга, но ни в коем случае не настроены на то, чтобы играть в убыток себе и, к тому же, имеют возможность ликвидировать горожан. А вторая команда – это мирные жители, незнакомые друг с другом, которые могут действовать наиболее эффективно, лишь взаимодействуя с мафией. «Мафия» таит в себе огромный потенциал и приносит огромное удовольствие в интеллектуальном и эстетическом плане.

Детали игры «Мафия», её правила, стратегические и тактические особенности и множество другой касающейся неё подробной и интересной информации, вы найдёте в Википедии.

3

«Покер»

«Покер» - это всемирно известная карточная игра. Её цель – выиграть ставки, собрав для этого самую выгодную комбинацию из четырёх или пяти карт или сделав так, чтобы все участники прекратили своё участие. Все карты в игре либо полностью, либо частично закрыты. Особенности правил могут быть разными – это зависит от разновидности покера. Но для всех видов общим является наличие торговли и игровых комбинаций.

Для игры в покер используются колоды по 32, 36 или 54 карты. Оптимальное количество игроков: от 2 до 10 за одним столом. Самой высокой картой является туз, затем король, дама и т.д. Иногда младшей картой может быть туз – в зависимости от карточной комбинации. Разные виды покера состоят из разного количества улиц – раундов торговли. Каждая улица начинается с новой раздачи. Как только карты розданы, любой игрок может сделать ставку или покинуть игру. Побеждает тот, чья комбинация из пяти карт окажется самой лучшей, или же тот, кто сможет вытеснить других игроков и останется один до того момента, когда карты будут вскрыты.

Психологический аспект покера является очень важным, т.к. играет серьёзную роль в тактике и стратегии игры. Ходы, совершаемые игроками, основываются, в большей степени, на их навыках, привычках и представлениях. Таким образом, стили игроков базируются на определённой психологической основе и являются отражением желаний и опасений людей, понимание которых даёт одним игрокам преимущества над другими. Также стиль игрока является отличным отображением черт его характера. Ведь любая личностная характеристика, как известно, влияет на поведение человека и, следовательно, и на его поведение в игре и те решения, которые он принимает в тех или иных условиях игры. Конечно, покер – это азартная игра, в которую играют на деньги. И не имея игровых навыков, человек рискует оказаться в незавидной ситуации. Но если играть в покер без ставок ради тренировки, например, с друзьями, то он будет отличным способом развития и оттачивания таких качеств, как интуиция, логическое мышление, умение «читать» людей и маскировать свои намерения, психологическая устойчивость, выдержка, хитрость, внимательность, память и многих других. Нельзя не отметить, что игра в покер, помимо всего прочего, развивает, самоконтроль, тактическое и стратегическое мышление, а также способность осознавать мотивы других людей. А эти качества так часто оказываются нам нужны в нашей повседневной жизни.

Подробности игры «Покер», правила, стратегии и другие интересные детали можно найти в Википедии.

4

«Диксит»

«Диксит» - это ассоциативная настольная игра. Состоит из 84 иллюстрированных карт. Играть в неё могут от 3 до 6 человек. В начале каждый игрок получает по 6 карт. Все ходят по очереди. Одного из участников игры объявляют Рассказчиком. Он берёт одну карту и кладёт перед собой так, чтобы не было видно картинки. Затем он должен описать её словом, фразой, звуком, мимикой или жестом, который у него ассоциируется с картинкой. Другие карту не видят, но среди своих карт ищут наиболее подходящую под описание Рассказчика, и так же выкладывают на стол картинкой вниз. После этого все эти карты перемешиваются и выкладываются в ряд, а игроки с помощью жетонов с номерами должны угадать карту, которую изначально описывал Рассказчик. Далее игроки вскрывают все карты, подсчитывают очки. Тот игрок, который угадал карту, двигает вперёд свою фишку. Когда все карты закончатся, игра будет окончена. Побеждает тот, у кого больше всех очков.

Игра «Диксит» обладает рядом особенностей, одна из которых состоит в том, что ассоциации не должны быть не сильно простыми, не сильно сложными, т.к. тогда карту будет очень легко либо очень сложно угадать. Сама же игра является прекрасным средством для развития аналитического и ассоциативного мышления, интуиции, фантазии, сообразительности и других качеств. Во время игры участники учатся чувствовать других людей, понимать их без слов и таким же образом объяснять. Можно сказать, что, помимо всего прочего, формируются и навыки эффективного невербального общения. Игра очень интересна и всегда проходит в позитивной дружеской обстановке.

Узнать больше об игре «Диксит» и некоторых её особенностях вы можете в Википедии.

5

«Имаджинариум»

«Имаджинариум» - аналог игры «Диксит». В ней так же нужно подбирать ассоциации к картинкам разной смысловой нагрузки. Правила игры такие же, как в «Диксит»: один игрок (Рассказчик) выбирает карту и описывает её при помощи ассоциаций. Остальные игроки выбирают одну наиболее подходящую карту из числа своих, и кладут на стол рисунком вниз. После все карты перемешиваются, и игрок начинают их угадывать.

Игра «Имаджинариум» ни чем не уступает своему прообразу и исключительно благотворно влияет на развитие многих качеств человеческой личности, а именно: развивает интеллект, аналитическое мышление, интуицию, воображение, фантазию. Игра активизирует творческие способности, умение интуитивно понимать других, всячески способствует улучшению коммуникативных способностей и повышению эффективности общения.

Познакомиться с более подробным описанием игры «Имаджинариум» можно на сайте Мосигры.

6

«Активити»

«Активити» - это коллективная ассоциативная игра, в которой нужно объяснять слова, записанные на карточках. Всего в игре 440 карточек с шестью заданиями на каждой. Стандартный набор рассчитан на людей от 12 лет. Но существуют варианты «Для детей» и «Для малышей». Минимальное количество игроков – двое. Максимальное – практически не ограничено. Объяснять слова можно с помощью мимики, рисунков или слов-синонимов. Чтобы объяснить, что загадано, у вас есть всего одна минута. Есть задания индивидуальные, а есть общие. Игроки должны передвигать фишки по игровой карте. Побеждает та команда, которая первой дойдёт до финиша. В процессе также можно выбирать более сложные или более простые задания. За более сложное задание даётся больше очков.

Игра «Активити» прекрасно походит для отдыха и весёлого времяпрепровождения и отлично поднимает настроение. «Активити» развивает стратегическое мышление, сообразительность, фантазию, умение работать в команде, интуицию, аналитические способности. Игра способствует раскрытию потенциала и даёт возможность каждому человеку проявить себя с совершенно разных сторон. А множество тактических возможностей и вариантов поведения в ещё большей степени способствуют этому. И дети, и взрослые получат от этой игры массу удовольствия и положительных эмоций.

Прочитать более подробное описание игры «Активити» можно на сайте Мосигры.

7

«Монополия»

«Монополия» - одна из самых известных в мире развивающих настольных игр. Жанр игры: экономическая стратегия. Минимальное количество игроков: двое. Суть игры заключается в том, что добиться экономической стабильности для себя и банкротства для других игроков, используя стартовый капитал. Начальная сумма у каждого игрока одинакова. Игроки по очереди совершают ходы по игровому полю, бросая кубик. Побеждает тот, кто заработал больше всех денег. Игра заканчивается, когда кто-то окончательно разоряется или когда банкомат перестаёт выдавать денежные банкноты и карточки удачи.

Игра «Монополия» уже на протяжении многих лет сохранят свою популярность среди огромного количества людей. Во-первых, она прекрасно поднимает настроение и дарит множество положительных эмоций. Во-вторых, игра формирует культуру общения, благодаря тесному взаимодействию участников друг с другом. В-третьих, в процессе игры развиваются задатки предпринимательства и финансовой грамотности, совершенствуются математические знания, логическое и стратегическое мышление, чувство тактики. Не маловажным является и то, что игра «Монополия» тренирует память, развивает внимание, а также раскрывает лидерские задатки, самостоятельность, ответственность и стремление человека самому быть хозяином своей жизни. В дополнение к этому, вырабатываются такие качества, как умение ждать, терпение, усидчивость, спокойствие.

Узнать больше информации об игре «Монополия» можно в Википедии.

Другие игры

Игры, о которых мы вкратце упомянули, ни в коем случае, не являются единственными в своём роде, но их смело можно назвать достойными примерами одних из самых лучших психологических игр. Направленность и форма психологических игр могут быть совершенно разными. Главное – найти наиболее интересную для себя игру и просто начать играть в неё. А ещё лучше – попробовать все игры. Это, одновременно, окажет положительное влияние на многие ваши личностные характеристики, и поможет определиться с тем, какой вид игр более всего подходит лично вам.

В качестве дополнения можно привести ещё несколько игр, которые вы можете освоить. Это замечательная игра «Телепатия», основной направленностью которой является самопознание, осознание себя и развитие своих скрытых способностей. На развитие умения слушать и внимательность есть прекрасная игра, которая называется «Заблудившийся рассказчик». Она, кстати, затрагивает и межличностные отношения. Хорошая игра на доверие и взаимопонимание – «Монета». В ней также происходит тесное взаимодействие участников, что позволяет им глубже изучить психологические особенности друг друга. К категории подобных игр можно также отнести игры «Гомеостат», «Стыковка», «Шеренга», «Выбор» и другие. Информацию об этих и многих других интересных психологических играх вы сможете легко найти в Интернете. Кстати, об Интернете: сегодня разработано большое количество очень интересных компьютерных и онлайн-игр, имеющих ярко выраженную психологическую направленность. Вы можете найти такие игры в компьютерных магазинах или скачать из Интернета. Установленные на ваш домашний компьютер хорошие игры будут всегда способствовать более расслабленной и дружеской атмосфере в вашем доме. Вы всегда сможете отвлечься от повседневных дел, поиграв, например, в онлайн-монополию. А вашим детям будет интересно и весело наблюдать за тем, как играете вы и самим участвовать в процессе. Естественно, есть развивающие онлайн-игры и для детей, играть в которые - одно удовольствие. Поищите на просторах Интернета что-нибудь подходящее, и вы обязательно найдёте стоящий вариант для себя и своих близких.

Игры как способ эффективного психологического воздействия, как уже упоминалось ранее, нашли применение в самых разных сферах человеческой деятельности. Человек начинает играть с самых малых лет – дома с родителями, в детском саду с другими детьми. Затем мы сталкиваемся с разными играми в младших и старших классах школы, институте, университете. Во взрослой жизни нас тоже окружают игры, но это уже игры для взрослых. С помощью таких игр люди, стремящиеся к успеху и самосовершенствованию, развивают свои сильные качества и работают над слабыми. И это на самом деле делает их более сильными и развитыми личностями, повышает их эффективность и результативность, делает взаимодействие с окружающим миром и самими собой более глубоким и гармоничным.

Не стоит пренебрегать этим способом саморазвития и вам. Играйте в игры, меняйте их, придумывайте свои. Возьмите игры себе на «вооружение» и сделайте их частью своей жизни. Так вы сможете всегда находиться в процессе развития. А сам процесс личностного роста никогда вам ни наскучит и будет продолжать оставаться интересным и увлекательным.

Желаем вам успехов на пути самосовершенствования и изучения психологии человека!

Кирилл Ногалес

4brain.ru