2.2 Психологическое насилие в межгрупповом взаимодействии. Психологическое насилие определение и виды


Что такое насилие. Жестокое насилие: определение, причины и факторы

В древности насилие считалось наиболее эффективным методом воздействия, заставляющим принимать превосходство одного человека над другим. Что такое насилие? Почему в современном обществе данное воздействие не изжило себя? Психология помогает получить подробные ответы на вопросы.

Что такое насилие

Насилие: значение и толкование слова

Само понятие включает в себя не только определенное физическое, но и психологическое, моральное воздействие негативного характера. Насилие представляет собой осознанное поведение индивидуума, направленное на:

  • обретение власти и контроля над другой личностью;
  • утверждение собственного статуса, положения в обществе (семье, коллективе).

Человек может использовать любую форму негативного воздействия для достижения собственных целей и реализации задуманного.

Формы

Чаще всего встречаются следующие формы насилия:

  1. Физическое. Проявляется в виде нанесения травм и увечий, часто является причиной смерти. Используется некоторыми индивидуумами для отстаивания собственных интересов или принуждения к каким-либо действиям.
  2. Сексуальное. Имеет множество разновидностей. Основное направление сексуального насилия – принуждение к половому акту.
  3. Психическое (моральное, эмоциональное). Заключается в постоянных словесных угрозах, оскорблениях, приводящих жертву в депрессивное, тревожное состояние и провоцирующих ее действовать против собственных моральных принципов и устоев.
  4. Политическое. Принуждение народа к принятию власти, авторитаризм. Эскалация политического насилия может перейти в геноцид.
  5. Домашнее. Семейное насилие – одна из распространенных форм негативного воздействия одного индивидуума на другого. Чаще всего жертвами становятся женщины и дети – более слабые члены общества.
  6. Насилие над детьми. Может проявляться в других формах (физическое, эмоциональное, сексуальное).
  7. Информационное (телевизионное). Жестокое насилие, транслируемое по ТВ, а также в интернет-сообществах. Сюда входят и фильмы различной тематики, и новостные передачи, в которых подается неправильная, ложная информация.
  8. Вооруженное насилие. Воздействие на индивидуума при помощи угрозы каким-либо видом оружия.

Жестокое насилие

Влияние на современное общество

С приходом технологического прогресса первобытные инстинкты человека никуда не ушли – конфликтность, агрессивность некоторых индивидуумов возросла в разы. Согласно исследованиям, это обусловлено влиянием информации, получаемой из интернета и ТВ. Жестокое насилие и секс, открыто демонстрируемые в различных передачах, провоцируют людей на то, чтобы они принимали такое поведение как должное, само собой разумеющее. Убивать, бить женщину или ребенка, принуждать человека к свершению каких-либо действий - все это становится нормальным и приемлемым для членов общества.

Что такое насилие? Это проявление неуважения к моральным принципам, потребностям других людей, становление собственных интересов превыше всего. Насилие оказывает негативное влияние на людей всех возрастов, оно препятствует нормальному развитию общества, постоянно отбрасывая его назад.

Действия насильственного характера, будь то рукоприкладство или ненависть, по отношению к ребенку способствуют формированию слабой личности, не способной отстаивать свои интересы и защищать себя. Также существует вероятность, что такой ребенок, став взрослым, будет воспринимать насилие как должное, и в будущем начнет использовать такую же модель поведения, как и агрессор, истязавший его в детстве.

Политическое насилие, проявляемое в виде авторитарного режима, тирании, вызывает негодование со стороны народа, что может спровоцировать войны и революции.

Физическое насилие встречается практически во всех сферах жизни. Наиболее предрасположены к его проявлению подростки с нестабильным эмоциональным состоянием, а также лица, страдающие психическими заболеваниями.

Насилие значение и толкование слова

Причины и факторы, способствующие развитию насилия

Основных предпосылок к насильственным действиям на сегодня не существует, однако есть определенные психологические и социальные факторы, влияющие на человека и делающие его потенциальным агрессором.

К ним относятся:

  • Особенности воспитания (если родители были садистами, то вероятность агрессивного поведения ребенка возрастает в разы).
  • Окружение человека (круг общения оказывает сильное влияние на формирование личности).
  • Алкоголизм и наркомания.
  • Генетическая предрасположенность к психическим заболеваниям.
  • Врожденное стремление занимать руководящие позиции, неправильное, извращенное понимание лидерства.

Что такое домашнее насилие

Насилие в семье психология

Данная форма негативного воздействия объединяет в себе несколько видов насилия: физическое, эмоциональное, сексуальное, насилие над детьми. Это воздействие представляет собой систематическое причинение вреда одним из партнеров или родственников другому члену семьи. Согласно статистике, в большей мере от домашнего насилия страдают самые незащищенные члены общества – дети, женщины и лица старшего возраста.

Можно ли бороться с семейным насилием

Как предотвратить насилие в семье? Психология говорит о цикличности семейного насилия. То есть если негативная ситуация произошла один раз, то вскоре она вновь повторится. Агрессивному поведению предшествует напряженность в отношениях, затем происходит вспышка гнева и рукоприкладство, а после – извинения со стороны виновника конфликта. Далее отношения восстанавливаются, наступает непродолжительная гармония. Спустя некоторое время все повторяется.

Что такое домашнее насилие

Психологи советуют женщинам не предотвращать насилие в семье, а избегать личностей, предрасположенных к таким действиям. Определить потенциального агрессора можно, руководствуясь следующими поведенческими особенностями:

  • человек жестоко обращается с животными;
  • не приемлет никакой критики;
  • мужчина при знакомстве унижает женщин, встретившихся ему ранее;
  • на ранних этапах отношений он старается полностью ограничить круг общения женщины.

Применение насилия в виде рукоприкладства карается законом, и не нужно искать оправданий супругу. Если вовремя не пресечь проявление агрессии, то в будущем существенно возрастает угроза жизни для женщины и совместных детей.

Причины возникновения насилия в семье

Часто проявление негативного воздействия связано с особенностями характера партнеров, однако существуют и другие факторы, дестабилизирующие гармоничный союз. Что такое насилие в семье? Это в первую очередь неуважение одного из партнеров по отношению к его второй половине (чаще – супруге), проявляющееся в виде унижающих ее достоинство оскорблений, поступков. Крайняя стадия насилия – рукоприкладство.

К факторам, провоцирующим развитие насилия в семье, относятся:

  • Наличие агрессивного поведения родителей одного из партнеров в его детстве. В данной ситуации он будет копировать поведенческую модель и воспроизводить ее в своей семье.
  • Употребление алкоголя или наркотических веществ. Алкоголь и наркотики усугубляют психическое состояние человека.
  • Низкий уровень культуры, отсутствие понятий о морали.
  • Заниженная самооценка одного из партнеров.

Это лишь малый список причин, вызывающих агрессивное поведение в семье. На самом деле их достаточно много: на поведение людей может влиять и просмотр ТВ, и общение с людьми, для которых насилие - это норма (различные секты, общины).

Как избежать насилия в воспитании детей

Применение насилия

Что такое насилие над ребенком? Это не только физическое воздействие, но еще и эмоциональное, заставляющее его чувствовать себя ненужным и нелюбимым. Как с этим бороться? Нужно уделять ребенку больше внимания, не пренебрегая совместным времяпрепровождением. Психологи не советуют использовать в отношении детей наказания в виде рукоприкладства, оскорблений, так как все это может вылиться в будущем в неуравновешенную, замкнутую личность.

fb.ru

1. Определение и диагностика насилия

Агрессию можно определить как целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт [2].

Понятия жестокости и насилия - более узкие и входят в понятие агрессия.

Жестокость - это свойство личности, заключающееся в безразличии к страданиям людей или же в стремлении к их причинению [1].

Насилие - это нарушение чужого поведения (Философский словарь) .

Определяют 4 типа жестокого обращения с ребенком [8]:

  1. Физическое насилие
  2. Пренебрежение
  3. Сексуальное насилие
  4. Психологическое жестокое обращение

Определения видов жестокого обращения с детьми

Насилие может быть двух типов явное и скрытое (косвенное). По времени насилие делится на происходящее в настоящем и случившееся в прошлом. По месту происшествия и окружения насилие бывает: дома - со стороны родственников, в школе - со стороны педагогов или детей, на улице - со стороны детей или со стороны незнакомых взрослых.

  1. Физическое жестокое обращение - любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет.
  2. Сексуальное насилие над детьми - это использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения.
  3. Пренебрежение - это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего 18-летнего возраста, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре [8].
  4. Психологическое насилие:
    • Психологическое пренебрежение - это последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность.
    • Психологическое жестокое обращение - хронические паттерны поведения, такие, как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка [8].

В связи со скрытностью, латентностью явления насилия во время диагностики приходится иметь дело с большим количеством симптомов и поведенческих индикаторов.

У ребенка, подвергшегося насилию, могут наблюдаться следующие симптомы:

  1. Физические: членовредительство, повреждение костей или мягких тканей, субдуральная гематома с переломом черепа или без перелома, кровоизлияние сетчатки глаза, ушибы тела, ягодиц или головы, определенный тип ожогов (множественные от сигарет, от утюга и другие), разрыв печени или селезенки из-за абдоминальной травмы, следы укусов, радиологические знаки (смещение суставов и другие) .
  2. Психологические: жалобы ребенка на хронические паттерны поведения обидчика, такие, как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание [8].
  3. Ребенок имеет забитый вид, поведение замкнутое, отчужденное, тревожное, раздражительное, с низкой самооценкой и другими проявлениями насилия.

Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие, в зависимости от возраста ребенка

Возраст 0 - 6 месяцев:

  • малоподвижность
  • безразличие к окружающему миру
  • отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы
  • редкая улыбка в возрасте 3 - 6 месяцев
Возраст 6 месяцев - 1, 5 года:
  • боязнь родителей
  • боязнь физического контакта со взрослыми
  • постоянная беспричинная настороженность
  • плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль
  • испуг, или подавленность при попытке взрослых взять на руки

Возраст 1, 5 - 3 года:

  • боязнь взрослых
  • редкие проявления радости, плаксивость
  • реакция испуга на плач других детей
  • крайности в поведении - от чрезмерной агрессивности до безучастности

Возраст 3 года - 6 лет

  • примирение со случившимся, отсутствие сопротивления
  • пассивная реакция на боль
  • болезненное отношение к замечаниям, критике
  • заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость
  • псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых)
  • негативизм, агрессивность
  • лживость, воровство
  • жестокость по отношению к животным
  • склонность к поджогам

Младший школьный возраст:

  • Стремление скрыть причину повреждений и травм
  • одиночество, отсутствие друзей
  • боязнь идти домой после школы
  • Странные пищевые пристрастия: штукатурка, кал, листочки, улитки, жучки и т. д.

Подростковый возраст:

  • побеги из дома
  • суицидальные попытки
  • делинквентное поведение
  • употребления алкоголя, наркотиков [7].

Сексуальное насилие

Сексуальное насилие характеризуется как одна из форм жестокого обращения с ребенком. В литературе отмечается, что не существует единого определения этого понятия по целому ряду причин, в том числе в силу трудности определения границ насилия, а также из-за часто встречающихся сочетаний разных видов насилия, в которые входит и сексуальное.

В этом случае сексуальное насилие сопровождается, например, побоями и угрозами, что означает также физическое и психологическое насилие (1) .

Сексуальное насилие является частным случаем злоупотребления. В большинстве стран насилие над ребенком преследуется по закону, поэтому четкое определение понятие сексуального насилия имеет еще и юридический смысл.

  1. Сексуальное насилие - это использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения (1) .
  2. Сексуальным насилием (посягательством) называется вовлечение зависимых, незрелых детей и подростков в сексуальную активность, которую они не полностью осознают, на которую они не могут дать информированное согласие или которая нарушает социальные (общественные) табу на семейные роли. (2) .

Виды сексуального насилия

  1. Инцест
  2. Сексуальное соблазнение
  3. Сексуальное нападение
  4. Изнасилование
  5. Эксплуатация ребенка для порнографии и проституции
  6. Приглашение или поощрение к прикосновениям д

psyonline.ru

2.2 Психологическое насилие в межгрупповом взаимодействии. Психологическое насилие в межличностном и групповом взаимодействий, как источник негативного влияния на человека

Похожие главы из других работ:

Задачи и виды деятельности психолога в образовании

Изучение представлений сторон о взаимодействии

Это изучение представлений сторон о взаимодействии, проявляющихся в исследовании субъективного отражения социальной ситуации. Непосредственными участниками родительско-детского взаимодействия является ребёнок и его родитель...

Невербальные средства общения в педагогическом процессе

Глава 2. Невербальное общение в педагогическом взаимодействии

Содержанием труда учителя является содействие психическому развитию ученика, а главным инструментом выступает его психическое взаимодействие с ребенком, педагогическое общение. Общение, согласно А.А. Леонтьеву...

Невербальные средства общения и их роль в усилении социально-психологического взаимодействия

1. Кинесико-проксемическое поведение субъектов во взаимодействии

Многие авторы считают, что истинные отношения людей проявляются в их экспрессивном поведении. Так как экспрессия трудно поддается контролю и осознанию, она непосредственно передает различные движения души человека. Элементы...

Недостойное обращение с детьми

2.2 Психологическое насилие

Это совершенное по отношению к ребёнку деяние, которое тормозит или вредит развитию потенциальных способностей ребёнка. Душевным насилием считают частые конфликты в семье и непредсказуемое поведение родителей по отношению к ребёнку...

Недостойное обращение с детьми

2.3 Физическое насилие

Физическое насилие--это вид недостойного отношения к ребёнку, в ходе которого ребёнок умышленно ставится в физически и психически неудобное состояние...

Особенности социальной перцепции в сфере делового взаимодействия

1.4. Барьеры в деловом взаимодействии.

В условиях деловой коммуникации могут возникать специфические барьеры. С одной стороны, причиной этого является отсутствие единого понимания ситуации общения, вызванное социальными, политическими...

Особенности формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии со сверстниками

ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СО СВЕРСТНИКАМИ

общение дошкольный коммуникативный...

Профессиональные ошибки консультантов, их профилактика и предупреждение

1. Типовые ошибки Консультанта во взаимодействии с Клиентом

консультирование коммуникативный ошибка клиент Ошибаться не только свойственно человеку: это - его главное занятие. В. Крачковский Ошибки Консультанта во взаимодействии с Клиентом могут быть весьма многообразны...

Психологические особенности взаимодействия человека с компьютером

1.3 Психологические проблемы, возникающие при взаимодействии человека с компьютером

Можно выделить следующие основные проблемы взаимодействия человека с компьютерными системами: 1. Гигиенические, медицинские проблемы, связанные с вредным воздействием компьютера на организм и нервную систему человека. С одной стороны...

Психологические травмы ребенка, полученные в ходе воспитания

1.2.4 Сексуальное насилие

Как правило, сексуальное насилие над детьми в семье происходит тогда, когда в семье появляется новый член (например: у ребенка появляется отчим). Он дарит ребенку подарки и проявляет различные знаки внимания...

Психологическое насилие в межличностном и групповом взаимодействий, как источник негативного влияния на человека

1. Подходы к изучению понятия «психологическое насилие»

Феномен насилия известен с древнейших времен и является примитивным решением для достижения определенной цели. Гусейнов А.А., давая определение понятию насилия отмечал, что это внешнее...

Психологическое насилие в межличностном и групповом взаимодействий, как источник негативного влияния на человека

2.1 Психологическое насилие в детско-родительских отношениях в межличностном взаимодействии

Психологическое насилие в межличностном взаимодействии будет рассматриваться на основе детско-родительских отношений в семье. Цымбал Е.И. давая определение психологическому насилию говорил...

Содержание и динамика конфликтов учения-обучения в младшем школьном возрасте

1.3 Представления о взаимодействии и функциях конфликта в генетической психологии

Генетическая теория Ж. Пиаже весьма близко подходит к описанию конфликтных механизмов развития, но не описывает их прямо, т.е. не представляет как собственно конфликтные. Эти два обстоятельства, как нам кажется, являются существенными...

Содержание и динамика конфликтов учения-обучения в младшем школьном возрасте

1.4 Представления о взаимодействии и функциях конфликта в психоанализе

Психоанализ является одной из двух наиболее признанных психологических традиций, которая обсуждает конфликт как один из ключевых механизмов психического. В работе З...

Содержание и динамика конфликтов учения-обучения в младшем школьном возрасте

1.5 Представления о взаимодействии и функциях конфликта в культурно-исторической концепции

Впервые глубоко и систематически проблема культурного развития ребенка начала исследоваться в рамках культурно-исторической концепции...

psy.bobrodobro.ru