Абстрактное мышление – способность познавать сущность. Абстрактное мышление в психологии это


Абстрактное мышление

Абстрактное мышление

Абстрактное мышление – это такой тип мышления, который позволяет абстрагироваться от мелких деталей и смотреть на ситуацию в целом. Такой тип мышления позволяет шагнуть за границу норм и правил и совершить новые открытия. Развитие абстрактного мышления у человека с детских лет должно занимать важное место, ведь такой подход помогает проще находить неожиданные решения и новые выходы из ситуации.

Основные формы абстрактного мышления

Особенностью абстрактного мышления является то, что оно имеет три разные формы - понятия, суждения и умозаключения. Без понимания их специфики сложно сникнуть и в понятие «абстрактное мышление».

1. Понятие

Понятие являет собой такую форму мышления, при которой предмет или группа предметов отражается в качестве одного или нескольких признаков. Каждый из этих признаков должен быть существенным! Понятие может выражаться как одним словом, так и словосочетанием – например, понятия «кошка», «листья», «студент гуманитарного вуза», «зеленоглазая девушка».

2. Суждение

Суждение являет собой такую форму мышления, при которой отрицается или утверждается какая-либо фраза, описывающая окружающий мир, предметы, взаимосвязи и закономерности. В свою очередь, суждения подразделяются на два типа – сложное и простое. Простое суждение может звучать как, например «кот ест сметану». Сложное суждение выражает смысл несколько в иной форме: «Автобус тронулся, остановка опустела». Сложное суждение, как правило, имеет форму повествовательного предложения.

3. Умозаключение

Умозаключение являет собой такую форму мышления, при которой из одного или группы связанных суждений, делают вывод, который представляет собой новое суждение. Это – основа абстрактно-логического мышления. Суждения, которые предшествую формированию конечного варианта, именуют предпосылками, а конечное суждение носит название «заключение». Например: «Все птицы летают. Воробей летает. Воробей – птица».

Абстрактный тип мышления предполагает свободное оперирование понятиями, суждениями и умозаключениями – такими категориями, которые не имеют смысла без соотнесения с нашей повседневной жизнью.

Как развить абстрактное мышление?

Стоит ли говорить о том, что способность к абстрактному мышлению у всех отличается? Одним людям дано красиво рисовать, другим – писать стихи, третьим – абстрактно мыслить. Однако формирование абстрактного мышления возможно, и для этого нужно с раннего детства давать мозгу повод для размышлений.

В настоящее время существует масса печатных изданий, которые дают пищу для ума – всевозможные сборники задачек на логику, головоломок и тому подобного. Если вы хотите заниматься развитием абстрактного мышления у себя или своего ребенка, достаточно находить всего 30-60 минут дважды в неделю, чтобы погружаться в решение подобных заданий. Эффект не заставит себя ждать. Замечено, что в раннем возрасте мозг проще решает Абстрактное мышление психологияподобного рода задачки, но чем больше тренировок он получает, тем лучше и результаты.

Полное отсутствие абстрактного мышления может породить не только множество проблем с творческими видами деятельности, но и с изучением тех дисциплин, в которых большинство ключевых понятий – абстрактные. Именно поэтому важно уделять этой теме много внимания.

Правильно развитое абстрактное мышление позволяет познать то, что еще не было познано никем ранее, открыть различные тайны природы, отличить истину от лжи. К тому же, этот метод познания отличается от прочих еще и тем, что не требует непосредственного контакта с изучаемым объектом и позволяет удаленно делать важные умозаключения и выводы.

 

womanadvice.ru

Абстрактное мышление человека | Все о психологии

Абстрактное мышление человека – это один из вариантов познавательной деятельности, позволяющий мыслить отвлеченно, другими словами способствующий абстрагированию от незначительных деталей с целью возможности рассмотреть возникшую ситуацию либо явление в целом. Данный вид мыслительной деятельности субъектов способствует видению полноты картины, позволяя не фиксироваться на несущественных деталях.

Абстрактное мышление человека предоставляет возможность шагнуть за рубежи предписанных норм и сводов правил, что ведет к свершению новых открытий.

Развитие абстрактного мышления у индивидов с малых лет должно занимать главное место в детском формировании, поскольку подобный подход позволяет легче отыскивать неожиданные решения, отгадки и находить необычные выходы из возникших ситуаций.

Абстрактное мышление, таким образом является вариацией человеческого познания, представляющей собой выделение существенных качеств и взаимодействий предметов, отвлечение от остальных их качеств и связей, которые считаются частными и несущественными. Такое теоретическое обобщение способствует отражению ключевых закономерностей изучаемых объектов или феноменов, а также прогнозированию новых, ранее неизвестных закономерностей. Абстрактными объектами выступают неделимые образования, которые составляют содержание мыслительной деятельности человека, а именно умозаключения, математические элементы, конструкции, суждения, законы, понятия и т.п.

Абстрактно-логическое мышление

Людское мышление загадочный феномен, вследствие чего психологи постоянно стремятся его систематизировать, стандартизировать и классифицировать, акцентируя при этом абстрактно-логическую познавательную функцию. Такое внимание спровоцировано тем, что собственно данный тип мышления способствует нахождению нестандартных стратегий решений, повышая адаптационные навыки людей к неизменно меняющимся условиям.

Абстрагированием называют совершение мысленных акцентов, вычленение некоторых конструкций, элементов определенного множества и отстранение их от иных деталей такого множества. Абстрагирование является одним из основополагающих процессов умственного функционирования субъекта, позволяющим трансформировать в объект анализа различные качества предметов и опирающимся на знаково-символьное опосредствование. Данное теоретическое обобщение способствует отражению основных закономерностей изучаемых предметов или событий, анализировать их и прогнозировать качественно новые закономерности.

Потребность в абстрактном мышлении обусловлена обстоятельствами, при которых становятся очевидными отличия, возникающие между направленностью интеллектуальной проблемы и существованием явления в его определенности.

Абстракции могут быть примитивно-чувственными, обобщающими, идеализирующими, изолирующими, а также бывают абстракции актуальной бесконечности и конструктивизации.

Примитивно-чувственная абстракция состоит в отвлечении от некоторых свойств предметов и событий, выделении других их признаков (например, выделение конфигурации предмета, абстрагировавшись от его структуры и наоборот). Примитивно-чувственная абстракция неизбежно связана со всяким процессом восприятия.

Обобщающая абстракция направлена на создание обобщенного представления о явлении, отвлеченного от индивидуальных отклонений. Следствием такой абстракции является выделение общего свойства исследуемых предметов. Этот вид абстрактного мышления считается основополагающим в математической логике.

 

Картинки по запросу абстракция человек

Идеализирующая абстракция или идеализация представляет собой замещение действительного эмпирического объекта идеализированной схемой, абстрагированной от реально существующих недостатков. Вследствие чего формируются понятия идеальных объектов, например, «прямая» или «абсолютно черное тело».

Изолирующая абстракция неразрывно взаимосвязана с функцией непроизвольного внимания, так как при этом можно выделить ту суть, на которой сконцентрировано внимание.

В отвлечении от невозможности фиксации каждого элемента беспредельного множества, другими словами бесконечные множества представляются в качестве конечных, заключается абстракция актуальной бесконечности.

Конструктивизация является отвлечением от расплывчатости пределов действительных объектов, то есть их «огрубление».

Кроме этого, абстракции можно разделить по целям на формальную и содержательную.

Выделение определенных свойств объекта, несуществующих сами по себе (например, форма или цвет) является формальной абстракцией.

Содержательная абстракция заключается в вычленении свойств предмета, обладающих относительной автономностью (например, клетка организма).

Способ выделения не воспринимаемых чувственно свойств объектов посредством задания некоторого отношения по типу равенства на предметной области (например, тождества или эквивалентности).

На развитие абстрактного мышления у людей существенно повлияло возникновение и создание языковой системы для коммуникативного взаимодействия. Слова стали закрепляться за различными явлениями, абстракциями, что позволяло воспроизводить их содержательный смысл, который не зависел бы от ситуаций, касающихся соответствующих предметов, а также и их свойств. Речь предоставляет возможность вызывать произвольно и свободно представления в сознании и закреплять репродукционные навыки. Именно благодаря возникновению языковых систем облегчилось воспроизводство представлений и функционирование воображения. Первоначальной и превалирующей формой абстрактно-мысленного отображения предметов и событий является понятие. В процессе познавательной деятельности индивида одной из ключевых функций понятия является выделение, посредством представления в обобщенной конфигурации, предметов некоторой группы по некоторым конкретным (существенным) их признакам.

Понятие в качестве формы мысли, или в качестве мысленного образования является результатом обобщения объектов некоторой группы и мысленного определения этой группы по конкретной совокупности общих для объектов этой группы признаков и отличительных для них свойств.

Одинаковый предмет может быть одновременно вариацией чувственно-сенситивного суждения и формой понятия.

Непосредственно в понятиях могут заключаться существенные и неважные признаки предметов, необходимые, случайные, количественные и качественные. Кроме этого, понятия разнятся и по степени общности. Они могут быть менее общими или более общими, а также предельно общими. Понятия тоже подлежат обобщению.

Абстрактное мышление примеры ярчайшего его применения можно проследить в науке, ведь основой всякой научной деятельности является вначале сбор, а затем систематизация информации и знаний в различных областях.

 

Формы абстрактного мышления

Абстрактная мыслительная деятельность характеризуется несколькими особенностями. В первый черед абстрактное мышление человека носит целенаправленный характер и является активным, посредством него индивиды могут идеально преобразовывать предметы. Мыслительная деятельность позволяет выделять и фиксировать в объектах нечто общее, значимое и повторяющееся, то есть происходит отражение реальности через обобщенные образы.

Функция мышления опосредована чувственной информацией и прошлым опытом. Другими словами благодаря мышлению происходит опосредованное отображение действительности. Кроме этого, мыслительная функция нераздельно связана с языком. Он является средством формулирования, закрепления и трансляции мысли.

Абстрактное мышление человека – это деятельный процесс, заключающий в отражении объективной реальности в форме понятий, суждений, а также умозаключений.

Понятиями называют мысли, отображающие общие и важные признаки предметов, событий и процессов реального мира. Они являют собой отображение единой мысли значимых свойств предметов. Понятие может распространяться на несколько либо на один класс однородных объектов и явлений, характеризующихся одинаковыми признаками.

Понятия делятся по объему и своему содержанию. В соответствии с объемом они могут быть пустыми и непустыми. Пустыми именуются понятия, объем которых составляет нуль. Непустые понятия характеризуются объемом, содержащим, как минимум, один реально существующий предмет. В свой черед непустые понятия классифицируются на общие и единичные. Единичными именуются понятия, относящиеся к совокупности объектов, если такая совокупность подразумевает единое целое. Общие понятия содержат в собственном объеме класс объектов, причем они применимы ко всякому элементу этого класса (например, звезда, государство).

Понятия общего плана подразделяются на регистрирующие и нерегистрирующие. Понятия, в которых масса содержащихся в них элементов может поддаваться учету, и фиксируются, называются регистрирующими. Регистрирующие понятия характеризуются конечным объемом.

 

Картинки по запросу Абстрактное мышление

Общие понятия, имеющие отношения к неконкретному количеству элементов, именуются нерегистрирующими. Нерегистрирующие понятия характеризуются бесконечным объемом.

В соответствии с содержанием понятия подразделяются на положительного характера и отрицательного, собирательной направленности и несобирательной, на безотносительные и соотносительные, конкретные и абстрактные.

Положительными именуются понятия, суть которых составляют качества, свойственные предмету, например, грамотный, верующий. Понятия, содержание которых показывает отсутствие определенных признаков у объекта, называются отрицательными, например, беспорядок.

Собирательными именуют понятия, в которых имеются ввиду признаки отдельной совокупности элементов, являющих целостность, например, коллектив. Содержание собирательного понятия невозможно отнести к отдельному его элементу. Несобирательными именуются понятия, в которых имеются ввиду свойства, характеризующие каждый его элемент, например, район или звезда.

Понятие, в котором подразумевается объект либо совокупность объектов, как нечто существующее самостоятельно, именуется конкретным, например, книга.

Абстрактным именуется понятие, в котором скрыто свойство предмета либо отношение между ними, например, смелость, дружба.

Безотносительными именуются понятия, отображающие объекты, существующие отдельно и вне их отношений с иными предметами, например, студент, закон.

Соотносительными являются понятия, хранящие в себе свойства, указывающие на связь одного понятия с другим, их отношения, например, истец – ответчик.

Суждением называется конструкция мыслительной деятельности, через которую раскрывается присутствие или отсутствие каких-нибудь взаимоотношений и связей между объектами. Отличительным признаком суждения является утверждение или отвержение какой-либо информации о всяком объекте. Оно бывает истинным и ложным. Соответствием действительности определяется истинность суждения, поскольку оно не имеет зависимости от отношения субъектов к нему, а поэтому носит объективный характер. Ложные суждения заключается в искажение объективных признаков и отношений объектов мысли.

Конструкция мыслительной деятельности, которая позволяет из одного либо пары суждений выводить качественно новое суждение, называется умозаключением.

Все умозаключения содержат в себе посылки, заключения и выводы. Отправные суждения, из которых выходит новое суждение, называются посылками умозаключения. Заключением именуется новое суждение, получаемое посредством произведения логических операций с посылками. Выводом же называется логический процесс, состоящий в переходе от посылок непосредственно к заключению.

Абстрактно-логическое мышление примеры прослеживаются практически в каждом мыслительном процессе – «судья Иванов не может в рассмотрении дела принимать участие, если он потерпевший». Из данного высказывания можно вывести суждение, являющееся посылкой, а именно «судья Иванов является потерпевшим». Отсюда следует заключение: «следовательно, судья Иванов участие в рассмотрении дела не может принимать».

Отношения логической последовательности, просматриваемой между заключением и посылками, предполагает присутствие содержательной взаимосвязи между посылками. Другими словами, если нет содержательной связи между суждениями, то заключение вывода будет невозможно.

vseopsycho.ru

абстрактное, наглядное, действенное, образное, словесно-логическое мышление, научное

«Я мыслю, значит существую» (лат. Cogito ergo sum) — философское размышление Декарта об осознании своего мышления, как аргумента обнаружения себя существующего.

Каждый человек наделен возможностью мыслить. Мышление человека, включая представления и образы, является не только показателем склада ума (разума, мудрости) и интеллекта (IQ), но и в зависимости от типа, вида, формы мышления — показателем его чувств, эмоций и поведения, а значит — программы жизни, судьбы, если хотите…Сегодня на психологическом сайте http://Психоаналитик-Матвеев.РФ, вы, уважаемые посетители, узнаете про такие типы, виды и формы мышления человека как абстрактное, наглядное, действенное, образное, словесно-логическое, научное мышление и др., и про то, как это влияет на нашу жизнь и судьбу.

Итак, какие бывают типы, виды и формы мышления человека

Как я мыслю, так я и живу (или существую). Вся схема: Как я думаю (мыслю, представляю себе) в той или иной ситуации (при том или ином жизненном событии), так я себя и чувствую…а как чувствую (эмоции), так и веду себя (поступки, поведение, физиология).В целом все это образует заученные, автоматические паттерны мышления, чувствования и поведения в схожих ситуациях, т.е. удачливый, банальный или неудачливый (последний — комический, драматический или трагический) сценарий жизни. Решение: Измени свое мышление, и ты изменишь свою жизнь

Существует множество типов, видов и форм мышления человека, посредством которых наша психика воспринимает, перерабатывает и преобразует всю информацию, считываемую пятью органами чувств (зрение, слух, обоняние, осязание и вкус) поступающую из внешнего мира.

Мы рассмотрим основные типы, виды и формы мышления: наглядное, образное, предметное, действенное, словесно-логическое, абстрактное, профессиональное и научное, а также ошибки мышления, приводящие человека к психологическим, эмоциональным и жизненным проблемам.

Наглядное и образное мышление

Наглядно-образное мышление — работа правого полушария головного мозга — представляет собой, преимущественно, зрительную (визуальную) переработку информации, хотя это может быть и аудиальная (слуховая). Такой тип мышления присущ животным (у них нет второй сигнальной системы — не могут мыслить словами) и маленьким детям.

Во взрослой жизни, наглядно-образное мышление (его еще называют художественным видом) свойственно людям с ведущим правым полушарием, творческих профессий, например художникам, актерам…

Люди с образным мышлением часто думают картинками, любят представлять ситуации в образе, фантазировать, мечтать…и даже грезить наяву…

Практическое или предметное, действенное мышление

Оперирование предметами, взаимодействуя с ними: разглядывая, ощупывая, слушая, может даже обнюхивая и пробуя на вкус — представляет собой предметно-действенное мышление. Оно свойственно малым детям, познающим таким образом мир, приобретая некий жизненный опыт, и животным.

У взрослого человека также проявляется предметное и действенное мышление — этот вид практического, конкретного мышления используется не только людьми практических профессий, где предметами нужно постоянно манипулировать, но и в обычной, бытовой жизни, например, когда человек раскладывает все предметы на свои места и знает где что находится (в отличие от творческого типа мышления — таким людям свойственен «творческий беспорядок» и постоянный поиск чего-то нового).

Словесно-логическое мышление

По мере развития и взросления, человек учится говорить и логически мыслить. Картинки и образы, непосредственное восприятие (увидеть, услышать, пощупать, понюхать, вкусить) заменяются словесными обозначениями и логическими цепочками рассуждений, приводящих к тем или иным умозаключениям.

У многих начинает больше работать левое полушарие, люди воспринимают и интерпретируют мир: жизненные ситуации и различные явления словами, пытаясь логически осмыслить происходящее вокруг.

Правополушарное (образное, эмоциональное мышление) также никуда не девается, и все, что было воспринято наглядно-образно и предметно-действенно, вместе с эмоциональной окраской, сохраняется в подсознании человека. Однако, большинство людей не помнят своего детства и особенно детских переживаний, т.к. будучи взрослым, человек мыслит логически, словами, а не образами и картинками, как в детстве.

И например, если кого-то в детстве напугала собака, будучи взрослым он может продолжать панически их бояться, совсем не понимая, почему…ведь он не помнит момента испуга, т.к. тогда мыслил образами и предметами, а сейчас словами и логикой…И чтобы человеку избавиться от кинофобии, нужно на время «отключить» (ослабить) левое, словесно-логическое полушарие…перейти к правому, эмоционально-образному, вспомнить и заново пережить ситуацию со «страшной» собакой в фантазиях, тем самым отработав этот страх.

Абстрактное мышление

Абстрагирование, отвлечение от того, что можно воспринять непосредственно, увидеть, пощупать…, думание обобщенными понятиями, представляет собой абстрактное мышление, свойственное старшим школьникам и взрослым людям, у которых уже развилось словесно-логическое мышление.Например, понятие «Счастье» — абстракция, т.е. оно обобщает множество различных человеческих благ, его нельзя потрогать и увидеть, плюс ко всему — каждый по-своему понимает, что такое для него счастье…

Например, часто бывает, что из-за слишком абстрактного мышления человек обобщает каждую ситуацию в жизни, вместо того, чтобы взглянуть на нее в деталях, предметно и практически. Т.е. если кто-то будет стремиться к чему-то абстрактному, не конкретному — к тому же счастью — то он никогда не достигнет успеха.

Профессиональное и научное мышление

Во взрослой жизни человек получает какую-либо профессию, он начинает мыслить профессиональными понятиями, так и воспринимает мир и происходящее вокруг.

Например, как вы думаете, если вслух произнести слово «Корень», о чем подумают люди таких профессий как зубной врач, учитель словесности, садовод-огородник (ботаник) и математик?

Профессиональное мышление пересекается с предметным, а научное — с творческим, т.к. любой ученый, исследователь, постоянно в поисках новых открытий.

Однако всем этим людям не чуждо и словесно-логическое, и абстрактное, и наглядно-образное мышление. Другое дело, когда люди часто совершают — обычно неосознанно, как по программе — множество мыслительных ошибок. Т.е. подсознательно путают, когда и как нужно мыслить, чтобы добиваться успехов в жизни, и того же пресловутого счастья…

Ошибки мышления, приводящие человека к неудачам и краху

Наше мышление (слова, картинки и образы) во многом зависит от хранящихся в глубине психики (заложенных туда извне, в процессе воспитания, окультуривания и первичной социализации) внутренних глобальных, часто обобщенных убеждений (мировосприятия).

Стереотипное мышление и многочисленные, зачастую неосознаваемые логические ошибки и образуют тот или иной, удачливый или неудачный, жизненный сценарий человека (человек, мысля постоянно по одной заученной схеме, живет как робот, кибернетический организм, по программе, по установленным в голове алгоритмам).

И именно от этих алгоритмов мышления и зависит жизнь и судьба человека — счастливая или несчастная.Но если изменить «плохую» программу, т.е. изменить роботизированные мысли, чувства и поведение, то измениться и сама жизнь…и судьба

Нужно немногое — проанализировать негативные ситуации в жизни, и виды, типы и формы мышления в них, чтобы изменить последнее… Здесь вам поможет психоанализ онлайн

Психологическая помощь по скайпу

Консультация психолога

Бесплатная психодиагностика мышления: Пройти тесты на личность и интеллект

Психологический журнал психоаналитика: Читать статьи по психологии онлайн

xn----7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai

Абстрактное мышление - это хорошо или плохо? — журнал "Рутвет"

  1. Особенности абстрактного мышления у школьников
  2. Специфика абстрактного мышления
  3. Рекомендации по развитию абстрактного мышления
  4. Особенности абстрактного мышления
  5. Что в себе таит абстрактное мышление?

Ученые пришли к такому выводу, что абстрактное мышление дошкольников это интересный процесс, который нуждается в постоянном подкреплении и поощрении. Только в таком случае ребёнок будет чувствовать себя комфортно, и продолжать дальше активно изучать окружающий мир.

Особенности абстрактного мышления у школьников

Особое внимание следует уделить вопросу абстрактного мышления у детей младшего школьного возраста, поскольку в данный период дети начинают более активно взаимодействовать с обществом. Согласно учению Л.С. Выгодского главным аспектом в развитии мышления у ребёнка является внутренняя речь, а что касается вопросов развития абстрактного типа мыслить, то оно зависит от трёх главных аспектов:

  1. Речь.
  2. Средства.
  3. Социально-культурный опыт.

Таким образом, развивать абстрактное мышление у младших школьников значит уметь сформировать у них мыслительные операции, правильно формулировать определения, а также научить их строить логические умозаключения. Главным условием развития абстрактного мышления у детей выступает целенаправленное воспитание и специальное обучение. В ходе воспитания малыш овладевает речью, затем учиться самостоятельно решать изначально простые, а потом более сложные задачи. Еще следует сказать о том, что ребёнок учиться воспринимать требования, которые ему предъявляют взрослые и действовать в соответствии этими требованиями.

Отвечая на вопрос, как развивать абстрактное мышление у деток, то можно в ходе учебной деятельности использовать такие задания:

  1. Упражнения на формирование умений выделять наиболее главные качества предмета.
  2. Задания на абстрагирование от второстепенных сведений.
  3. Методики по обучению отделения формы понятия от его главного содержания.
  4. Устанавливать логические связи между несколькими понятиями.
  5. Методы направлены на формирование способности ребёнка оперировать смыслом происходящего.

В основном данный вид начинает активное развитие ещё в младшем школьном возрасте. Именно поэтому школьная программа должна включать в себя логические задания абстрактно-логического направления. Если у ребёнка плохо развито абстрактный способ мыслить, то у него возникнут проблемы в работе с абстрактными понятиями. Поскольку их невозможно воспринимать с помощью основных органов чувств. Данный тип способности рассуждать строится с опорой на понятия. В то время именно понятия отражают суть предмета и выражаются в словах.

Смотрите видео о познаниях, полученных с помощью абстрактного мышления.

Специфика абстрактного мышления

Прежде чем ответить на вопрос о том хорошо или плохо абстрактное мышление у людей, следует рассказать о его общих признаках, к которым можно отнести:

  • оригинальность мыслей;
  • люди с таким типом мысли дают совершенно неожиданные ответы, которые сильно отличаются от стандартных решений;
  • быстрота соображения;
  • высокий уровень восприимчивости к волнующей проблеме;
  • возможность искать новые, нестандартные функции в изучаемых объектах;
  • гибкость в рассуждении. В данном случае речь идет о возможности человека отказываться от стандартного варианта в решении задачи.

Главной особенностью такого способа мыслить можно назвать, то, что человек пытается открывать новые нестандартные знания. Именно поэтому, можно с уверенностью сказать, что абстрактное мышление это хорошо и без него не обойтись в современном мире.

Рекомендации по развитию абстрактного мышления

Не все люди знают достаточно информации о том, что это такое абстрактное мышление. Простыми словами можно сказать, что это возможность оперировать различными понятиями, которые не имеют прямого образного выражения. Специалисты смогли выделить ряд определенных рекомендаций, которые помогут в развитии этого типа мыслить:

  1. Нужно классифицировать суждения, которые строятся на логике, от суждений, что основываются на эмоциональном фоне.
  2. В любой информации нужно учиться искать как положительные, так и отрицательные стороны.
  3. Не нужно ругать себя за то, что у вас возникают сомнения в том, что вам кажется вполне убедительным.
  4. Стараться учится видеть несоответствия в тех событиях, которые с вами происходят.
  5. Не спешить с выводами и умозаключениями, если у вас отсутствует необходимое количество информации.

Читайте о значении креативности в современном мире.А также о том, что такое криминальная психология.

Люди, которые полноценно овладеют этим навыком рассуждения, в дальнейшем смогут:

  • правильно оперировать новыми понятиями;
  • обобщать информацию;
  • анализировать полученный опыт;
  • у них будет отсутствовать необходимость прямого контакта с объектом изучения.

Если человек сможет развить у себя хорошее абстрактное мышление, то в итоге у него будет получаться устанавливать общее закономерности в происходящем. Тем самым предвидеть развитие определенных процессов в обществе.

Особенности абстрактного мышления

Многих интересует вопрос, какая часть мозга, отвечая за развитие абстрактного мышления. Левое полушарие отвечает за этот тип способности мыслить, поскольку оно связанно со словесной разборкой понятий и явлений в окружающей действительности. Левое полушарие мозга даёт возможность говорить, логически размышлять и анализировать происходящие ситуации. В этот процесс присоединяется индукция.

Люди с развитым левым полушарием мозга владеют такими качествами:

  • высокий уровень вербального интеллекта;
  • владеют широким словарным запасом;
  • разговорчивы;
  • проявляют активность в жизнедеятельности;
  • есть возможности прогнозирования ситуаций.

Что в себе таит абстрактное мышление?

Отталкиваясь от исследований многих ученых, можно сделать вывод о том, что в таком понятии, как абстрактный способ мыслить кроется как ум, так и глупость. В одном аспекте слово «абстрактное» считается возможностью анализировать конкретную действительность, в том время как с другой стороны, оно выступает как ширма, которая собой же загораживает эту действительность. В одной ситуации такой навык мысли выступает как вариант понимания ряда вещей, а в другой, как средство умерщвления человеческого интеллекта. Именно такую двойственную природу абстрактного мышления нужно учитывать, прежде чем делать окончательные умозаключения. 

Делитесь своим мнением на тему того, абстрактное мышление - это хорошо или плохо, в комментариях. А также смотрите видео о проявлении абстрактного мышления в искусстве.

www.rutvet.ru

Абстрактное мышление - это... Что такое Абстрактное мышление?

Абстра́кция, или абстра́кт, (от лат. abstractio — «отвлечение», введённого Боэцием как перевод греческого термина, употреблявшегося Аристотелем) — мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон, свойств или связей предметов или явлений для выделения существенных признаков.

Слово «Абстракция» используется в двух смыслах:

  • Абстракция — процесс, то же что и «абстрагирование»
  • Абстракция — «абстрактное понятие», «абстракт», результат абстрагирования.

Абстрактное понятие — мысленная конструкция, представляющая собой некий концепт, или идею, способную олицетворять некие предметы или явления реального мира, но при этом отвлеченная от конкретных их воплощений. Абстрактные конструкции могут и не иметь прямых аналогов в физическом мире, что характерно, например, для математики (вообще, вероятно, являющейся наиболее абстрактной наукой).

Абстрагирование — это форма познания, представляющая собой мысленное выделение существенных свойств и связей предмета и отвлечение от других его свойств и связей, признаваемых «частными», несущественными. Это теоретическое обобщение позволяет отразить основные закономерности исследуемых объектов или явлений, изучать их, а так же прогнозировать новые, неизвестные закономерности. В качестве абстрактных объектов выступают целостные образования, составляющие непосредственное содержание человеческого мышления — понятия, суждения, умозаключения, законы, математические структуры и др.

Потребность в абстракции определяется ситуацией, когда становятся явными отличия между характером интеллектуальной проблемы и бытием объекта в его конкретности. В такой ситуации человек пользуется, например, возможностью восприятия и описания горы как геометрической формы, а движущегося человека — в качестве некой совокупности механических рычагов.

Некоторые типы абстракции, по видам несущественного:

  • обобщающая абстракция — даёт обобщённую картину явления, отвлечённую от частных отклонений. В результате такой абстракции выделяется общее свойство исследуемых объектов или явлений. Данный вид абстракции считается основным в математике и математической логике.
  • идеализация — замещение реального эмпирического явления идеализированной схемой, отвлечённой от реальных недостатков. В результате образуются понятия идеализированных (идеальных) объектов («идеальный газ», «абсолютно чёрное тело», «прямая», «сферический конь в вакууме» (из анекдота про идеализацию) и др.)
  • изолирующая абстракция — вычленение исследуемого явления из некоторой целостности, отвлечение от не интересующих вариантов.
  • абстракция актуальной бесконечности — отвлечение от принципиальной невозможности зафиксировать каждый элемент бесконечного множества, то есть бесконечные множества рассматриваются как конечные.
  • конструктивизация — отвлечение от неопределённости границ реальных объектов, их «огрубление».

По целям:

Понятие «абстрактное» противопоставляется конкретному (конкретное мышление — абстрактное мышление).

См. гносеологический закон «Восхождение от абстрактного к конкретному».

Абстрактное мышление подразумевает оперирование абстракциями («человек вообще», «число три», «дерево», и т. д.), что можно считать более развитым уровнем мыслительной деятельности по сравнению с конкретным мышлением, всегда имеющим дело с конкретными объектами и процессами («брат Вася», «три банана», «дуб во дворе», и т. д.). Способность к абстрактному мышлению является одной из отличительных черт человека, которая, судя по всему, сформировалась одновременно с языковыми навыками и во многом благодаря языку (так, нельзя было бы даже мысленно оперировать числом «три вообще», не имея для него определенного языкового знака — «три», поскольку в окружающем нас мире такого абстрактного, ни к чему не привязанного понятия попросту не существует: это всегда «три человека», «три дерева», «три банана» и т. п.).

В европейской философии и логике абстрагирование трактуется, как правило, как способ поэтапного продуцирования понятий, которые образуют все более общие изображения реальности (иерархию абстракций). Наиболее развитой системой абстракций обладает математика. Степень отвлечённости обсуждаемого понятия называется Уровень абстракции. Например, в зависимости от целей и задач, можно рассуждать об одном и том же объекте на разных уровнях абстракции: от конкретного Петра Ивановича, например, можно абстрагироваться до сантехника вообще, можно — до технаря, до мужчины, до млекопитающего, до живого существа, до единицы, и т. п.

Определение через абстракцию — способ описания (выделения, «абстрагирования») не воспринимаемых чувственно («абстрактных») свойств предметов путём задания на предметной области некоторого отношения типа равенства (тождества, эквивалентности). Такое отношение, обладающее свойствами рефлексивности, симметричности и транзитивности, индуцирует разбиение предметной области на непересекающиеся классы (классы абстракции, или классы эквивалентности), причём элементы, принадлежащие одному и тому же классу, неотличимы по определяемому таким образом свойству.

Например, число, свойство, качество, количество, Математика, Философия, Мифология, Парапсихология, Метафизика, Информация
  • В диалектической логике понятие абстракция часто употребляется в негативном смысле: как нечто одностороннее, неразвитое, слишком оторванное от жизни, в отличие от конкретного.
  • Разг. неодобрит. Неясное, туманное выражение мысли. Например, У него получилась такая абстракция, что никто ничего не понял.

Вид абстрактного искусства. См. Геометрическая абстракция, Постживописная абстракция.

  • В области математического обеспечения, абстракцией называют алгоритм и метод упрощения и отделения деталей для сосредоточения на некоторых понятиях одновременно.

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Что такое абстрактное мышление и как его развить

Абстрактно-логическое мышлениеМир, окружающий человека, полон конкретных вещей, которые можно увидеть, услышать, потрогать. Тем не менее, есть в нашей жизни немало того, что ни глаза, ни уши, ни другие органы чувств определить не в состоянии. К примеру, как представить бесконечность, или чем измерить силу любви, или что будет, если современного человека вдруг переместить в далекое прошлое? Ответы на эти вопрос есть, но они неоднозначны, потому как у каждого человека свое представление о том, что глазами не увидишь, ушами не услышишь и руками не потрогаешь. Эта особенность ему дается благодаря абстрактному мышлению, которое еще называют абстрактно-логическим.

Абстрактно-логическое мышление – это привилегия исключительно людей. Животные не обладают способностью делать выводы, анализировать, сопоставлять и размышлять. Они действуют на основе инстинктов. В отличие от них, человек не только может изучать окружающий мир, но и на основе своего опыта представлять его составляющие в образах и символах и даже прогнозировать будущее, рассматривая альтернативный ход событий. Кстати, для понимания, что такое абстрактное мышление, как раз таки необходимы его навыки.

Какие существуют формы абстрактного мышления

В зависимости от того, на какие вопросы человек способен дать ответы по поводу окружающего мира, выделяются три формы абстрактного мышления:

  • понятие – позволяет  человеку ответить на вопрос: «Что это?», причем одним-двумя словами. Вот, к примеру, на автобусной остановке стоит женщина, а рядом с ней – высокая женщина, а чуть поодаль – тоже женщина, тоже высокая, но чрезвычайно красивая;
  • суждение – способность человека понять, «что происходит или будет происходить?». К примеру, когда подъедет автобус, женщины на остановке наверняка сядут в общественный транспорт;
  • умозаключение – позволит сделать вывод на тему: «Почему это произошло именно так?». Допустим, подъехал к стоящим на остановке женщинам автобус, но лишь одна в него вошла. Почему две другие остались? Видимо, этот маршрут им не подходит.

Таким образом, абстрактно-логическое мышление дает возможность человеку выйти за зримые и осязаемые границы окружающего мира и погрузиться в мир, который он создает в своем сознании.

Следует понимать, что абстрактное мышление в психологии – это взаимодействие связей между причинами явлений и их следствиями на основе личных умозаключений. К нему не имеет отношения то, что составляет область обособленных эмоций и чувств. Интуиция тоже относится к понятию, что не является формой абстрактного мышления.

Возможности абстрактного мышления

Благодаря умению человека видеть больше, чем предлагает окружающая действительность, он получает в дар уникальные возможности:

  • оценивать предметы или явления, сравнивая их между собой;
  • анализировать происходящее, раскладывая событие на составляющие или соединяя в целое его разрозненные части;
  • абстрагироваться от конкретных обстоятельств, отделяя признаки от предмета;
  • обобщать или конкретизировать предметы или явления, находя соответствия между частным и общим;
  • систематизировать и классифицировать знания, извлекая нужное и отодвигая лишнее для данного момента времени.

Все эти способности присущи каждому человеку, но в разной степени. Впрочем, в силах человека эти способности совершенствовать. Вот почему вопрос: «Как развивать абстрактное мышление?» актуален в любом возрасте, хотя, чем раньше на него будет найден ответ, тем лучше.

 

Как развивать абстрактное мышление?

Развитие абстрактного мышления Развитие абстрактного мышления нужно начинать с раннего детства. Чем меньше человеку лет, тем, по мнению ученых, ему проще будет усваивать новую для себя науку. Главное, делать это постепенно и сообразно возрасту. Родители могут взять на вооружение множество нехитрых приемов:

  • играть в ассоциации – к примеру, фантазируйте, на что похожи окружающие вас предметы;
  • сочинять вместе с ребенком сказки, героями которых может выступать все, что найдется у вас под рукой – расческа, холодильник, выращенный на грядке кабачок;
  • дорисовывать рисунки друг друга или попросите ваше чадо продолжить один заданный эскиз в разных вариантах – что скрывается за зигзагом через всю страницу или что могут означать спиральные круги;
  • придумывать жизненные истории случайно увиденным людям – будь то просто прохожие на улице или незнакомцы из глянцевых журналов;
  • создавать цепочки ассоциаций – к примеру, какие слова могут соответствовать слову «отдых» или что подразумевает слово «вкусно»;
  • решать вместе логические задачки – помните, все мы в детстве пытались переправить на берег волка, козу и капусту в одной лодке?

Способов, как развивать абстрактное мышление, существует множество. Достаточно заниматься с ребенком всего лишь по полчаса в день, и спустя некоторые время он будет поражать вас логичность суждений и способностью делать выводы.

Загрузка...

.

golmozg.ru

Формы абстрактного мышления и его характеристика — журнал "Рутвет"

  1. Особенности абстрактного мышления
  2. Понятие абстрактного мышления в психологии
  3. Развитие абстрактного мышления

Говоря об абстрактном мышлении и его формах, следует сказать, что оно состоит из трёх главных элементов – понятие, суждение и последним является умозаключение.

Понятие. Говоря о том, что значит абстрактное мышление, в первую очередь нужно рассказать о первой его форме – понятии. В нём отражается один или несколько признаков в важных для человека предметах. Понятия бывают:

  1. Конкретными. В том случае если предмет рассматривается как самостоятельное и реальное.
  2. Абстрактными. Когда рассматриваются качества или отношения между несколькими предметами.

Важность понятия в ходе способности человека рассуждать - огромна, поскольку именно понятие является главной формой, которой может оперировать мышление, и тем самым в дальнейшем создавая более усложненные мысли и умозаключения. Уметь правильно мыслить, это значит уметь верно, пользоваться понятиями и знаниями.

Суждение. Абстрактное мышление и его основные формы нельзя рассматривать без суждения. Это своеобразная форма способности человека рассуждать, в которой отражаются накопленные связи между несколькими важными понятиями. Эти связи выражаются, как утверждение или отрицание. Характерным отличием суждения от понятия является то, что последнее несёт в себе существенные признаки предметов, как бы перечисляя их. А что касается суждения, то оно отражает в себе эти связи и отношения. Суждение несёт в себе два главных составляющих:

  1. Субъекта. В отношении кого или чего формируется мнение.
  2. Предиката. Раскрывается, как словесное выражение утверждения или наоборот отрицания.

Все суждения разделяются на простые и сложные высказывания. Так, сложное суждение отличается от простого тем, что строятся из нескольких вариантов простых. Ярким примером простого суждения можно назвать: «Боксёр делает удар». Ко второму варианту можно отнести: «Поезд ушёл, на перроне никого не осталось».

Умозаключение. Даёт возможность человеку из ряда сложившихся суждений, связанный между собой сконструировать правильный вывод. Специалисты выделяют именно умозаключение в качестве фундамента этого вида способности рассуждать у человека. Умозаключение несёт в себе три компонента:

  1. Посылок.
  2. Заключение.
  3. Вывод.

К посылкам относятся получаемые суждения, из которых человек может вывести новое уже своё личное суждение. Следовательно, это новое суждение, которое человек составляет из посылок, формирует заключение. А непосредственный логический ход между полученными посылками к сформулированному заключению определяется, как вывод.

Смотрите видео о том, что такое абстрактное мышление.

Особенности абстрактного мышления

Говоря об определении абстрактного мышления, в первую очередь следует сказать о важных моментах в специфике этого понятия, к которым можно отнести:

  • умение быстро оперировать различными понятиями и суждениями, которые могут и не существовать в реальности;
  • возможность обобщать информацию и быстро её анализировать;
  • четкая систематизация услышанной информации;
  • отсутствие обязательного взаимодействия с внешней средой;
  • умение строить причинно - следственные связи.

С уверенностью можно сказать о том, что абстрактное мышление понимается, как возможность абстрагировать происходящую ситуацию не обращая внимания на мелкие детали и рассматривание её в целом. Психология абстрактного мышления берёт своё начало у логики. Человек имеет возможность абстрагироваться от действительного и выстроить логическую цепочку своих действий. Выше перечисленные формы абстрактного мышления для психолога являются приоритетными в ходе изучения проблем и жалоб человека.

Понятие абстрактного мышления в психологии

Чтобы определить уровень выраженности абстрактная способнось человека рассуждать можно пройти ряд специальных тестов. К таким методикам можно отнести:

  • тестирование на выявление типа способности человека рассуждать;
  • тесты, которые помогают выявить причинно – следственные связи;
  • специальные тесты, которые строятся на основе анализа предложенных человеку комбинаций слов.

Чтобы получить максимально точные результаты, желательно пройти несколько различных методик.

Читайте о том, что такое гуманистическая психология.А также о том, что такое креативность.

Логика, абстрактное мышление и его формы, это три понятия, которые стоят очень близко. Логика является одним из разделов философии, которая основывается на изучении рассуждений. Поэтому, можно с уверенностью назвать абстрактное мышление главным инструментом логики. Поскольку оно дает возможность абстрагироваться от реального и выстроить в голове ряд выводов. Следует сказать о том, что отличием от иных наук, именно логика начинала своё развитие с момента появления человечества и даже сейчас продолжает развиваться.

Развитие абстрактного мышления

Особое внимание следует уделить тому, как развивать абстрактное мышление. Самым подходящим периодом для начала развития этого способа рассуждать считается ранний возраст. Поскольку дети, которые находятся на этом этапе своего развития, наиболее восприимчивы к новой информации, их ум более гибкий. С течением времени эти свойства могут утрачиваться, поскольку человек уже узнаёт определенные шаблоны и стереотипы поведения и восприятия окружающего мира. Но, всё же и взрослые люди, если будут прилагать много усилий смогут развить навыки абстрактно-логического способа мыслить, которые очень сильно помогают в жизни.

Наиболее действующим вариантом для старта развития абстрактного мышления у детей считаются задачи на сообразительность. Как правило, эти задачи состоят из явных факторов, у которых есть несколько неправильных решений. Испытуемый должен в ходе решения задачи найти правильный ответ. К числу методик, которые помогут развить это способ мыслить можно с помощью:

  • головоломки;
  • кроссворды;
  • логические задачи;
  • ребусы.

Для занятий потребуется буквально 30 минут несколько раз в неделю. Если ответственно подойти к таким задачам, то положительный результат не заставит себя долго ждать. К сожалению многие не знают, как развивать абстрактное мышление и что это такое. Можно смело проконсультироваться со специалистом, который сможет подобрать ряд методик направленных на развитие такого типа мышления. 

Делитесь своим мнением на тему того, насколько важно наличие абстрактного мышления для человека в комментариях. А также смотрите видео о развитии абстрактного мышления для детей.

www.rutvet.ru