ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%

О критериях всестороннего развития личности. Всестороннее развитие личности это


Всестороннее развитие личности - это... Что такое Всестороннее развитие личности?

 Всестороннее развитие личности целостное и полноценное развитие всех сущностных сил человека, его способностей и дарований.

Словарь терминов по общей и социальной педагогике. — Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ. А.С. Воронин. 2006.

  • Воспитывающее обучение
  • Высшая школа

Смотреть что такое "Всестороннее развитие личности" в других словарях:

  • Всестороннее развитие личности — закономерность, условие и важнейшая цель коммунистического строительства. Осуществление В. р. л. предполагает социально экономические и духовные преобразования, направленные ни изменение условий, в которых живут и действуют люди, в единстве с… …   Научный коммунизм: Словарь

  • ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ — гуманистич. идеал воспитания. Как относительно целостная система взглядов сложился в эпоху Возрождения в русле культурного движения гуманизма. Идея В. р. л. получила разл. интерпретации в позднейших филос. и пед. системах, в зависимости от… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Всестороннее развитие личности —     идеал воспитания, присущий гуманистическим педагогическим концепциям. Идея В.р.л. возникла в эпоху Возрождения и получила различные интерпретации во мн. философских педагогических системах. Принцип В.р.л. являлся одним из ведущих в теории… …   Педагогический терминологический словарь

  • ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ — 1) целостное и полноценное развитие всех сущностных сил человека, его способностей и дарований; 2) гуманистический идеал воспитания, сложившийся в эпоху Возрождения в русле культурного движения гуманизма. Идея В. р. л. получила различные… …   Педагогический словарь

  • ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ — формирование и обогащение личностных качеств, составляющих социальную природу человека; высшая цель образования, ставящая задачи: а) подготовки человека к компетентному и ответственному участию в различных сферах жизнедеятельности общества; б)… …   Профессиональное образование. Словарь

  • Всестороннее развитие личности — идеальная модель личностного развития, предложенная человечеству гуманистами эпохи Возрождения. Эта идея состоит в утверждении возможности и необходимости развивать в человеке все возможные умения выполнять разнообразные виды деятельности. Идея… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • ВСЕСТОРОННЕЕ, ЦЕЛОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ — проблема целостного, гармонического развития человека возникает из понимания противоречивого характера прогресса об ва, основанного на разделении труда. В результате этого разделения отдельный человек выполняет лишь часть того, что образует… …   Словарь по этике

  • РАЗВИТИЕ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ — РАЗВИТИЕ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ, закономерный процесс количеств. и качеств. изменений в народонаселении, усложнение системы его связей и отношений, ведущее на определ. этапе обществ. историч. развития к переходу нас. из одного качеств. состояния в… …   Демографический энциклопедический словарь

  • Языковой суверенитет нации / личности —   Совокупность прав народов и личности на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использование языка общения.   См. также: Языковая политика, Языковые права личности, Языковые права народа …   Словарь социолингвистических терминов

  • ИДЕАЛ — (от лат. idealis, греч. idea образ, идея) 1) в общеупотребительном смысле: а) высшая степень ценного или наилучшее, завершенное состояние к. л. явления, б) индивидуально принятый стандарт (признаваемый образец) ч. л., как правило, касающийся… …   Философская энциклопедия

social_pedagogy.academic.ru

Всестороннее развитие личности - это... Что такое Всестороннее развитие личности?

закономерность, условие и важнейшая цель коммунистического строительства. Осуществление В. р. л. предполагает социально-экономические и духовные преобразования, направленные ни изменение условий, в которых живут и действуют люди, в единстве с обогащением их духовного мира, общим и специальным образованием, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием. Практическое осуществление В. р. л. связано с основным принципом коммунизма: «Каждый по способностям, каждому по потребностям!» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 19, с. 20).

В. р. л. — одна из задач социальной политики КПСС, имеет два взаимосвязанных аспекта — социально-экономический и педагогический, воспитательный. Первый призван обеспечить благоприятные условия для В. р. л. Второй имеет целью активное формирование нового человека идеологическими, воспитательными средствами в соответствии с коммунистическим идеалом. Полное В. р. л. может быть достигнуто в зрелом коммунистическом обществе. Однако эта задача не откладывается на будущее, а решается уже при социализме.

Социалистическое общество создает в основном равные возможности для развития и использования способностей людей. Они становятся величайшей социальной ценностью общества, Коллективным достоянием. Но при социализме ставится задача не только создать такие возможности, но и практически обеспечить равное и справедливое использование способностей. Реально это выражается, в частности, в том, что более высокие способности не могут служить основанием для ущемления другой личности, ее подчинения, господства над нею.

В. р. л. предполагает «духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство» (Программа КПСС) человека, развитие и применение его способностей, даровании и талантов во всех сферах общественной жизни — производственной, общественно-политической, духовной, семейно-бытовой, активное освоение достижений в области науки, техники, литературы и искусства. В. р. л. предполагает знание законов общественного развития, умение их применять, широкую общеобразовательную и специальную подготовку, трудовые навыки, высокую ответственность и дисциплину, определенный, соответствующий общественным требованиям образ жизни.

Идея В. р. л. широко отражена в истории социалистических учений, где она связывалась с преодолением социального неравенства. В утопическом социализме решение этой проблемы мыслилось на основе «разумного» (а на деле — утопического) устройства общества и просвещения. Марксизм связывает В. р. л. с революционно-преобразующей деятельностью пролетариата, в результате которой меняется среда, в которой живут люди и меняются они сами. В учении В. И. Ленина эта проблема поставлена в качестве практической задачи строительства нового общества, которое должно перейти «к воспитанию, обучению и подготовке всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей...» (т. 41, с. 33).

Каждый новый этап коммунистического строительства был новым этапом в практическом решении этой задачи. В условиях развитого социализма теоретические и практические вопросы В. р. л. приобретают возрастающую актуальность. Достижения общества все в большей степени направляются на удовлетворение потребностей личности, задача В. р. л. стала все больше учитываться в экономической политике.

В. р. л. связано с повышением уровня материального благосостояния трудящихся, с использованием тех возможностей, которые созданы в обществе. «...Для того, чтобы пользоваться множеством вещей, — писал К. Маркс, — человек должен быть способен к пользованию ими, т. е. он должен быть в высокой степени культурным человеком...» (т. 46, ч. I, с. 386). Повышение идейно-нравственного и культурного уровня людей — один из путей борьбы с рецидивами мещанской, мелкобуржуазной психологии. В документах XXV съезда КПСС сформулировано требование комплексного подхода к воспитанию, связанное с практическим решением задачи В. р. л. Положение о В. р. л. закреплено в Конституции СССР, ст. 20 которой гласит: «В соответствии с коммунистическим идеалом „Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех“ государство ставит своей целью расширение реальных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, способностей и дарований, для всестороннего развития личности». Дальнейшую разработку проблема В. р. л. получила в документах XXVI съезда КПСС, материалах ноябрьского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС, в связи с развитием социально-классовой структуры, укреплением материальных и духовных основ социалистического образа жизни, повышением дисциплины и ответственности личности. Вместе с тем остро ставится задача повышения социальной активности трудящихся. «Мы располагаем большими материальными и духовными возможностями для все более полного развития личности и будем наращивать их впредь. Но важно вместе с тем, чтобы каждый человек умел ими разумно пользоваться. А это, в конечном счете, зависит от того, каковы интересы, потребности личности. Вот почему в их активном, целенаправленном формировании наша партия видит одну из важных задач социальной политики» (Материалы XXVI съезда КПСС, с. 63). В. р. л. тесно связано с укреплением и расширением коллективизма, единства общественных и личных интересов. Развитие способностей возможно только в деятельности, а деятельность предполагает взаимодействие, общение, которое осуществляется в коллективе.

В. р. л. — проблема с большой перспективой. Значение этой проблемы постоянно растет. Ее полное решение приведет к полному расцвету индивидуальности, невиданному ранее богатству личной жизни.

Научный коммунизм: Словарь. — М.: Политиздат. Александров В. В., Амвросов А. А., Ануфриев Е. А. и др.; Под ред. А. М. Румянцева. 1983.

communism.academic.ru

ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ - это... Что такое ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ?

 ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ - 1) целостное и полноценное развитие всех сущностных сил человека, его способностей и дарований; 2) гуманистический идеал воспитания, сложившийся в эпоху Возрождения в русле культурного движения гуманизма. Идея В. р. л. получила различные интерпретации в позднейших философских и пед. системах в зависимости от особенностей историко-культурной ситуации.

Педагогический словарь. — М.: Академия. Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. 2005.

  • ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ВУЗ ОТКРЫТЫЙ

Смотреть что такое "ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ" в других словарях:

  • Всестороннее развитие личности — закономерность, условие и важнейшая цель коммунистического строительства. Осуществление В. р. л. предполагает социально экономические и духовные преобразования, направленные ни изменение условий, в которых живут и действуют люди, в единстве с… …   Научный коммунизм: Словарь

  • ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ — гуманистич. идеал воспитания. Как относительно целостная система взглядов сложился в эпоху Возрождения в русле культурного движения гуманизма. Идея В. р. л. получила разл. интерпретации в позднейших филос. и пед. системах, в зависимости от… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Всестороннее развитие личности —     идеал воспитания, присущий гуманистическим педагогическим концепциям. Идея В.р.л. возникла в эпоху Возрождения и получила различные интерпретации во мн. философских педагогических системах. Принцип В.р.л. являлся одним из ведущих в теории… …   Педагогический терминологический словарь

  • Всестороннее развитие личности — целостное и полноценное развитие всех сущностных сил человека, его способностей и дарований …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ — формирование и обогащение личностных качеств, составляющих социальную природу человека; высшая цель образования, ставящая задачи: а) подготовки человека к компетентному и ответственному участию в различных сферах жизнедеятельности общества; б)… …   Профессиональное образование. Словарь

  • Всестороннее развитие личности — идеальная модель личностного развития, предложенная человечеству гуманистами эпохи Возрождения. Эта идея состоит в утверждении возможности и необходимости развивать в человеке все возможные умения выполнять разнообразные виды деятельности. Идея… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • ВСЕСТОРОННЕЕ, ЦЕЛОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ — проблема целостного, гармонического развития человека возникает из понимания противоречивого характера прогресса об ва, основанного на разделении труда. В результате этого разделения отдельный человек выполняет лишь часть того, что образует… …   Словарь по этике

  • РАЗВИТИЕ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ — РАЗВИТИЕ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ, закономерный процесс количеств. и качеств. изменений в народонаселении, усложнение системы его связей и отношений, ведущее на определ. этапе обществ. историч. развития к переходу нас. из одного качеств. состояния в… …   Демографический энциклопедический словарь

  • Языковой суверенитет нации / личности —   Совокупность прав народов и личности на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использование языка общения.   См. также: Языковая политика, Языковые права личности, Языковые права народа …   Словарь социолингвистических терминов

  • ИДЕАЛ — (от лат. idealis, греч. idea образ, идея) 1) в общеупотребительном смысле: а) высшая степень ценного или наилучшее, завершенное состояние к. л. явления, б) индивидуально принятый стандарт (признаваемый образец) ч. л., как правило, касающийся… …   Философская энциклопедия

pedagogical.academic.ru

Всестороннее развитие личности - это... Что такое Всестороннее развитие личности?

 Всестороннее развитие личности идеальная модель личностного развития, предложенная человечеству гуманистами эпохи Возрождения. Эта идея состоит в утверждении возможности и необходимости развивать в человеке все возможные умения выполнять разнообразные виды деятельности. Идея всестороннего развития человека была подхвачена в теории коммунистического воспитания и воплощалась в практике советской системы образования. Практический опыт показал, что даже попытка использования этой идеи расширяет взгляды воспитателей (родителей, учителей) на возможности растущего организма ребенка, акцентирует их внимание на процесс развития, а не только результатах. Вместе с тем, стала очевидной утопичность идеи: игнорирование реальных материально-технических и дидактических условий развития и индивидуальных способностей и задатков, невнимание к духовно-нравственному образованию и воспитанию как стержню и системообразующему фактору развития. На деле реализация идеи превратилась в формальное освоение детьми как можно большего числа умений вне связи между собой, что не дает ожидаемого эффекта.

Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000.

  • Всемирная отзывчивость
  • Встреча

Смотреть что такое "Всестороннее развитие личности" в других словарях:

  • Всестороннее развитие личности — закономерность, условие и важнейшая цель коммунистического строительства. Осуществление В. р. л. предполагает социально экономические и духовные преобразования, направленные ни изменение условий, в которых живут и действуют люди, в единстве с… …   Научный коммунизм: Словарь

  • ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ — гуманистич. идеал воспитания. Как относительно целостная система взглядов сложился в эпоху Возрождения в русле культурного движения гуманизма. Идея В. р. л. получила разл. интерпретации в позднейших филос. и пед. системах, в зависимости от… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Всестороннее развитие личности —     идеал воспитания, присущий гуманистическим педагогическим концепциям. Идея В.р.л. возникла в эпоху Возрождения и получила различные интерпретации во мн. философских педагогических системах. Принцип В.р.л. являлся одним из ведущих в теории… …   Педагогический терминологический словарь

  • Всестороннее развитие личности — целостное и полноценное развитие всех сущностных сил человека, его способностей и дарований …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ — 1) целостное и полноценное развитие всех сущностных сил человека, его способностей и дарований; 2) гуманистический идеал воспитания, сложившийся в эпоху Возрождения в русле культурного движения гуманизма. Идея В. р. л. получила различные… …   Педагогический словарь

  • ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ — формирование и обогащение личностных качеств, составляющих социальную природу человека; высшая цель образования, ставящая задачи: а) подготовки человека к компетентному и ответственному участию в различных сферах жизнедеятельности общества; б)… …   Профессиональное образование. Словарь

  • ВСЕСТОРОННЕЕ, ЦЕЛОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ — проблема целостного, гармонического развития человека возникает из понимания противоречивого характера прогресса об ва, основанного на разделении труда. В результате этого разделения отдельный человек выполняет лишь часть того, что образует… …   Словарь по этике

  • РАЗВИТИЕ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ — РАЗВИТИЕ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ, закономерный процесс количеств. и качеств. изменений в народонаселении, усложнение системы его связей и отношений, ведущее на определ. этапе обществ. историч. развития к переходу нас. из одного качеств. состояния в… …   Демографический энциклопедический словарь

  • Языковой суверенитет нации / личности —   Совокупность прав народов и личности на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использование языка общения.   См. также: Языковая политика, Языковые права личности, Языковые права народа …   Словарь социолингвистических терминов

  • ИДЕАЛ — (от лат. idealis, греч. idea образ, идея) 1) в общеупотребительном смысле: а) высшая степень ценного или наилучшее, завершенное состояние к. л. явления, б) индивидуально принятый стандарт (признаваемый образец) ч. л., как правило, касающийся… …   Философская энциклопедия

spiritual_culture.academic.ru

Российская педагогическая энциклопедия - всестороннее развитие личности

, гуманистич. идеал воспитания. Как относительно целостная система взглядов сложился в эпоху Возрождения в русле культурного движения гуманизма. Идея В. р. л. получила разл. интерпретации в позднейших филос. и пед. системах, в зависимости от особенностей историко-культурной ситуации.

Представления о всесторонне развитом индивиде неоднозначны. В обыденном сознании это талантливый человек, способный к разным видам деятельности, отличающийся от тех, кто проявляет свои способности только в одной области. Как правило, за норму принимаются односторонне развитые индивиды, а ярко проявившие себя в разных видах творчества воспринимаются как исключение, природа к-рого часто объясняется факторами наследственности или нетрадиц. воспитания.

В. р. л. нельзя рассматривать как проф. принцип организации обучения и воспитания, как совокупность правил, регулирующих деятельность и общение. Корректнее осмысление В. р. л. как процесса саморазвития индивида, осваивающего гл. дело своей жизни и использующего весь спектр возможностей приобщения к общечеловеческой культуре. Отвечающие идее В. р. л. подходы к организации уч. деятельности могут стать необходимыми компонентами формирования личности, однако лишь в том случае, если образование имеет целью создание условий для самостоят. и личностно заинтересованного овладения учащимися средствами воспроизведения и совершенствования разл. форм культуры. Это возможно, когда самодеятельные и в правовом отношении суверенные индивиды могут сами избирать содержание, формы, методы образования в соответствии со своими потребностями, строить обществ. отношения на основе целей и средств универсальной деятельности разных общ-ностей, не противопоставленных друг другу социально закреплённым разделением труда.

В результате науч.-техн. революции обобществление труда достигло уровня унификации средств и способов произ-ва (материального и духовного) в самых разных и изначально далёких друг от друга видах деятельности. Возможности массового распространения высоких образцов культуры, требующих духовного сопереживания и работы мысли, формирующих у человека основы теоретич. и эстетич. восприятия, обусловили повышение интеллектуальных и нравств. потребностей в образовании населения разл. стран. Культура, учитывая массовый спрос, способствовала перестройке совр. пром-сти на продукцию, несущую в себе (хотя бы в редуциров. виде) и общекультурные ценности. Участвуя в их создании, конструкторы, инженеры, мастера, рабочие ориентируются на совершенный образ конечной цели своей деятельности. Их образованность и личные способности становятся основой культурного труда.

В этих условиях общественно необходимая производств. деятельность органично соединяется с исследовательской, культуросозидающей и учебной. Соответствующая форма взаимодействия поколений в труде, учении, частной жизни реформирует систему образования, противопоставляя её прежним образоват. структурам, подчинённым узким интересам, изолированным от продуктивной работы, живого творчества. Школа способна стать культурно-образоват. центром, в к-ром уч. процесс — продуктивная, преобразующая деятельность. Изменение и совершенствование учащимися предмета своей деятельности становится гл. образоват.-воспитат. принципом. Способность видеть в предмете своего дела задачу на его преобразование требует использования интеллектуальных, эмоционально-эстетич., нравств. и физич. сил. Их совместное накопление и использование для формирования разл. способностей и является основой развития личности.

Результатом образования, органически соединённого с наукой и созидат. трудом, должна стать переориентация замкнутого на себя произ-ва на конкретного человека, заинтересованного в культурном саморазвитии, повышении своей и общей готовности к напряжению сил для обеспечения устойчивого развития культуры труда, досуга, быта. Организованная по этому принципу продуктивная связь поколений, благодаря к-рой возрождается и совершенствуется культура, открывает личности возможности оценивать себя, свои способности, желания, цели в системе общечеловеческих ценностей.

Ф. Т. Михайлов.

 

www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai

Всесторонне развитая личность - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Всесторонне развитая личность

Cтраница 1

Всесторонне развитая личность вовсе не совпадает с идеалом всестороннего потребителя. Сведение человеческих потребностей к потреблению вещей и зрелищ - следствие социального воздействия и отчуждения человека от реального процесса производства и от других людей, возмещением за что и служит вещь или развлечение. Истинно человеческое потребление состоит не в присвоении вещи, а в усвоении способа деятельности и общения с другими людьми, что сближает людей и предполагает активную самореализацию личности в творческом труде и общении.  [1]

Воспитание всесторонне развитой личности - длительный и сложный процесс, зависящий от материальных и культурных условий жизни, от глубины и размаха идейно-политической работы. Социалистическая идеология призвана формировать научное, реалистическое представление о характере решаемых задач, о путях к коммунизму, раскрывать преемственность в развитии советского общества, показывать связь высоких идеалов с насущными интересами людей, с решением повседневных практических задач и преодолением трудностей, утверждать единство слова и дела, мысли и действия.  [2]

Процесс воспитания всесторонне развитой личности сложен. Следует иметь в виду, что культурно-технический уровень рабочего класса, крестьянства и интеллигенции неодинаков. Здесь наблюдаются большие различия.  [3]

Сформулированный античностью идеал всесторонне развитой личности принимает соответствующее представлениям новой эпохи содержание. Мыслители Возрождения, проектирующие этот идеал, сами являли собой ярчайшее его воплощение.  [4]

Трудящийся должен развиваться как всесторонне развитая личность, которая активно участвует в управлении и постоянно обогащает свои духовные потребности. Потребительская психология не может быть присуща человеку социалистического типа.  [5]

Ведущую роль в формировании всесторонне развитой личности играет трудовая активность, с которой связано развитие производительных сил и производственных отношений, ускорение социально-экономического развития.  [6]

Осуществление основной цели - воспитания всесторонне развитой личности выдвигает ряд принципов, определяющих содержание и методы работы с читателями. Особенность и важность этой проблемы состоит в том, что она носит методологический характер. Определение принципов важно не только само по себе - в плане уяснения, что есть принципы - оно необходимо для более глубокого понимания многих других проблем работы с читателями.  [7]

Наука при социализме получает призвание быть средством производства всесторонне развитой личности, богатой в своих общественных проявлениях.  [8]

При социалистических производственных отношениях научно-техническая революция есть средство формирования всесторонне развитой личности, когда сознательно направляется ее общественное развитие. При социалистическом строе внутренние закономерности научно-технической революции проявляются в том, что наука выступает как производительная сила, которая находит свою область действия в опирающейся на теорию практике социалистического планирования. Такими производительными силами стали общественные науки, с которыми гармонически сочетаются науки естественные и технические.  [9]

Очевидно, что при такой структуре свободного времени процесс формирования всесторонне развитой личности специалиста значительно затруднен. Тем не менее общественное-производство все более ориентируется на такого специалиста, поэтому проблема свободного времени студента становится для высшей школы едва ли не столь, же актуальной, как и проблема учебного времени.  [10]

Вторая цель состоит в том, чтобы воспитать каждого ученика высоконравственной, всесторонне развитой личностью с коммунистическим мировоззрением, коллективистической направленностью, творчески активной и социально зрелой. Эта цель обычно обозначается как воспитательная цель школы и осуществляется не только ( а зачастую и не столько) в самом учебном процессе, но и в специальном процессе воспитания, выносимом за рамки учебного процесса.  [11]

Эти задачи распространяются как на учебную и научную работу, так и на формирование всесторонне развитой личности и профессиональную подготовку студентов. Особенно существенным в этих задачах является психологический анализ актов педагогического воздействия, выяснение того, в каких случаях и почему был достигнут успех или неуспех в результатах учебной деятельности. Учение как специфический вид целенаправленной и специально организованной деятельности человека происходит на основе синтеза познавательных процессов, способностей человека и соответствующих уровней его развития. Система направленного учения физиологически относится к высшим формам познания, концентрирующим многообразные стороны высшей нервной деятельности.  [12]

Профсоюзным библиотекам, обслуживающим читателей по месту работы, принадлежит важная роль в воспитании всесторонне развитой личности, особенно в пропаганде производственно-технических знаний. На комплектование их фондов влияют, с одной стороны, задачи удовлетворения общего в интересах читателей, с другой - необходимость содействовать подъему производственно-технического уровня читателей, оказывать помощь производству. Более 50 % фондов профсоюзных библиотек составляет художественная литература. Большое место в них занимает литература общественно-политического содержания. Особое внимание уделяется комплектованию литературы в помощь производственному процессу предприятия, которое обслуживает библиотека. При комплектовании фонда профсоюзной библиотеки тщательно выявляют линии размежевания с технической библиотекой предприятия и определяют рамки координации по тематике, видам и типам изданий.  [13]

При этом важно не потерять из виду главный стратегический ориентир, указанный партией - формирование всесторонне развитой личности учащихся.  [14]

Физическая культура активно воздействует на формирование морального и духовного облика человека, а физическое совершенство является главным атрибутом всесторонне развитой личности. Научно технический прогресс, автоматизация производства, технизация быта облегчают труд, в то же время снижают физическую нагрузку на организм человека и лишают его здорового физического напряжения. В связи с этим возникают анатомо-физиологические диспропорции. Технизация среды создает известную опасность здоровью человека.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

О критериях всестороннего развития личности — МегаЛекции

Проблема способностей самым тесным и непосредст­венным образом связана с всесторонним развитием лич­ности, которое в современных условиях выдвигается как одна из важнейших задач коммунистического воспи­тания.

Труды классиков марксизма дают основание для то­го, чтобы связать философскую и социальную проблемы всестороннего развития личности с развитием способно­стей. Выявление этой связи важно для данного исследо­вания потому, что, как уже говорилось, проблему спо­собностей нельзя отрывать от общественно-историческо­го развития.

К. Маркс писал, что «человек присваивает себе свою всестороннюю сущность всесторонним образом, следова-1ельно, как целостный человек»*. Ставя вопрос о связи способностей с всесторонним развитием личности, марк­сизм-ленинизм, по существу, раскрывает общественную природу способностей, указывает, что их развитие пред­ставляет собой общественный процесс. Несомненно, что всестороннее развитие личности предполагает обществен­ную необходимость ее совершенствования.

Всестороннее развитие личности — большая и слож­ная социальная проблема, актуальность которой особен­но возрастает в условиях социализма и перехода к ком­мунизму. В Программе КПСС сказано, что в процессе строительства коммунистического общества увеличива­ются «возможности для развития способностей, дарова­ний, талантов в области производства, науки, техники, литературы и искусства» 2.

' Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения т 42, с 120 2 Материалы XXII съезда КПСС. М., 1961, с, 412.

Проблеме всестороннего развития личности в послед­ние годы посвящено значительное число работ филосо­фов, социологов. По этой теме имеются как отдельные статьи, так и монографические работы. Кроме того, на страницах журнала «Вопросы философии» была прове­дена дискуссия на тему: «Разделение труда и всесторон­нее развитие личности»3. В 1975 г. состоялась Всесоюз­ная научная конференция на тему: «Комплексное изуче­ние человека и формирование всесторонне развитой лич­ности».

Следует отметить, что в научных публикациях многие вопросы этой сложной проблемы получили более или менее четкое обоснование. В частности, в работах послед­них лет проблема всестороннего развития личности зако­номерно связывается с проблемой развития способностей индивида 4, с развитием его психологических особенно­стей. Вместе с тем многие аспекты этой проблемы раз­работаны недостаточно, имеются неясности. Так, отсут­ствуют более или менее четкое определение самого по­нятия всестороннего развития личности и его критерия.

Хотя целью данного исследования не является специ­альный анализ проблемы всестороннего развития лично­сти, но без понимания его содержания нельзя раскрыть социальный аспект развития способностей.

Многие авторы правильно подчеркивают, что процесс всестороннего развития личности тесно связан с корен-

3Струков Э. Всестороннее и гармоническое развитие личности. М., 1963; Мялкин А. В. Свободное время и всестороннее развитие лич-' ности. М., 1963; Байкова В. Г.. Дучал А. С., Земцов А. А. Свобод­ное время и всестороннее развитие личности. М., 1965; Кайда-лов Д. П. Закон перемены труда и всестороннее развитие челове­ка. М., 1968; «Вопросы философии», 1962, № 10; 1963, № 3, 4, 9, 11;

Ануфриев Е. А. Социальная роль и активность личности. М.', 1971';

Ьуева Л. П. Социальная среда и формирование гармонической личности. М., 1971; Мялкин А. В. Личность и строительство комму-

mз!лa•poc'ГOB "/•п- 197\'' Всестороннее развитие личности. Тула 1972; Духовное становление человека. Л., 1972; Устинов А. Ф. Роль

воспитания в формировании личности. Грозный, 1972; Литвинов ". •"• Труд и быт как факторы формирования личности. Тула, 1973;

Мамчур А. Л. Всестороннее развитие личности при социализме и коммунизме. Киев, 1973; Коммунизм и социальный прогресс. Л., 1973; Личность и проблемы коммунистического воспитания. Воро-' неж, 1973; Орлов Г. П. Свободное время и гармоническое развитие личности. М., 1974.

4Батенин С. С. Критерий прогресса личности.—В кн.: Личность при социализме. М.,1968, с. 109.

7 Т. И. Артемьева

ным изменением социальных условий при социализме и коммунизме, которые предоставляют для этого большие возможности. Безусловно, создание социальных условий, адекватных общественной природе индивида, имеет пер­востепенное значение. Классики научного коммунизма видели в этом одно из главнейших условий всесторонно­сти развития личности.

При этом проблему всестороннего развития личности было бы недостаточно рассматривать лишь в негативном плане—в плане ликвидации ограничений, воздвигаемых на ее пути системой антагонистического разделения груда, противоречиями капиталистического общества и т. д. Она нуждается в позитивном решении, в раскры­тии содержания развития личности при социализме и коммунизме. Необходим также показ тех позитивных со­циальных 'сдвигов, которые способствуют развитию лич­ности. В этой связи чрезвычайно важную роль, по на­шему мнению, играет положение К- Маркса об индиви­дуальном потреблении. Кроме того, важно раскрытие не только характера изменения социальных сдвигов, но и процесса развития активности личности и характера тех изменений, которые происходят или должны произойти в самой личности под влиянием новых условий. А между тем эта сторона проблемы еще недостаточно проанали­зирована в работах советских исследователей.

Так, например, некоторые авторы связывают всесто­роннее развитие личности с высокой специализацией в какой-либо одной области, а также с широким кругозо­ром и знанием основ науки в целом, с развитием умст­венных и физических способностей в производственной сфере 5.

5 Всестороннее развитие «следует понимать в широком смысле сло­ва, как развитие всех сторон, способностей и дарований личности во многих сферах деятельности: общественной, духовной, нравст­венной, физической. Оно должно осуществляться в тесном един­стве и на основе трудовой деятельности... Когда речь идет о пере­мене деятельности, о ликвидации жизненной привязанности к одной профессии в сфере материального или духовного производства, следует иметь в виду не уничтожение специализации и профессий, а перемену деятельности в пределах одной профессии и специаль­ности, расширение профиля профессии, соединение в едином процессе труда физической и умственной деятельности» (Стру-ков Э. Всестороннее и гармоническое развитие личности с. 25— 27).

Кроме того, считается, что основным условием, сни­мающим односторонность развития личности, является перемена видов труда и ликвидация остатков старого разделения труда, при котором индивид насильственно закреплялся за тем или иным видом деятельности. Само же всестороннее развитие личности понимается опять-таки как развитие способностей в ряде специальных об­ластей деятельности.

Э. Струков, например, наряду с социальными услови­ями, подчеркивает также значение и роль субъективного фактора во всестороннем развитии личности, однако этот вопрос он не анализирует в полной мере. Пытаясь рас­крыть содержательную сторону всестороннего развития личности и связывая последнее со способностями, Э. Струков пишет: «Всестороннее и гармоническое раз­витие человека как раз и характеризует постоянное стремление к максимальному развитию своих способно­стей, причем не одной, а многих или нескольких... всесто­роннее развитие личности немыслимо без систематиче­ского накопления знаний» 6.

Как видно из сказанного, автор всестороннее разви­тие личности связывает с развитием «многих или не­скольких» способностей, с систематичностью накопления знаний. Если с первым признаком — развитие способно­стей — можно согласиться, то второй — систематическое накопление знаний (такая точка зрения характерна для многих авторов) — вызывает сомнение по той хотя бы причине, что, видимо, нельзя установить необходимый и достаточный объем знаний как какой-то эталон, который являлся бы достоверным показателем всесторонности развития личности.

К взглядам, связывающим всестороннее развитие лич­ности с переменой труда, относится и позиция Д. П. Кай-далова. Он считает, что перемена труда—это то основ­ное условие, которое обеспечит всесторонность развития.

Автор делает некоторые уточнения по этому поводу. Так, он пишет, что ликвидация разделения труда между людьми, разнообразие трудовой деятельности означают свободное чередование не всех, а только тех видов труда, которые обеспечивают здоровое, гармоническое развитие человека, его физических и духовных способностей и

8Струков Э. Всестороннее и гармоническое развитие личности, с, 53. 7* 155

создают возможность для освоения новых видов деятель­ности. Это означает «отсутствие каких-либо ограничений в выборе родов деятельности, в характере 'их перемены, в свободном и всестороннем проявлении личности, ее огромных творческих возможностей»т.

Г. П. Орлов связывает всестороннее развитие лично­сти с проблемой свободного времени. Суть последнего, его предназначение состоит в том, чтобы человек имел возможность развивать свои многообразные способности. Он отмечает в этой связи, что, «чем больше свободного времени, тем в принципе больше возможностей для все­стороннего прогресса человека. Роль свободного времени зависит и от характера его использования для духовного и физического развития, т. е. от содержания самой дея­тельности и отношения к ней человека...»8

Связь проблемы всестороннего развития личности с проблемой свободного времени закономерна. Сама по­становка этого вопроса является свидетельством того, что в пределах «трудового» времени человек не может раз­вить все имеющиеся у него способности. Представляется, что свободное время—это то, в течение которого разви­ваются потенциальные способности человека, не могущие быть реализованы и развиты им в каком-то одном спе­циальном виде деятельности.

У Е. А. Ануфриева всестороннее развитие личности выступает зависимым от социальных условий. «Главное во всестороннем развитии личности состоит в создании реальных условий не только для развития, но и для реа­лизации всех потенциальных возможностей каждого че­ловека» 9. Создание социальных условий, благоприятных для развития личности,—одна из первых задач, которая решается обществом. Однако необходимо более деталь­ное раскрытие того, какие из данных условий реально влияют на развитие личности; на это обращается недо­статочное внимание.

По Ануфриеву, всестороннее развитие личности—это прежде всего процесс развития ее творческого потенциа-

7Кайдалов Д. П. Закон перемены труда и всестороннее развитие че­ловека, с. 107.

8Орлов Г. П. Свободное время и гармоническое развитие личности. М., 1974, с. 42.

9Ануфриев Е. А. Социальная роль и активность личности. М., 1971, с. 128.

да, стремление добиться такого положения, чтобы он стал непрерывным.

А. В. Мялкин связывает рост всесторонности с разви­тием и применением способностей человека.По его мне­нию, «всесторонность развития личности предполагает та­кое развитие человека, когда все его способности применяются и развиваются обществом, становятся об­щественным достоянием». «Непременными качествами всесторонне развитой личности является способность к \ мственному и физическому труду, к активной общест­венной деятельности, коммунистическая убежденность, высокая этическая и эстетическая культура» '°,— пишет А. В. Мялкин.

К этой же точке зрения примыкают и взгляды В. П. Рожина, который считает, что всестороннее разви­тие личности включает в себя ее участие в творческом производительном труде, деятельное участие в сфере коммунистического общественного самоуправления, а 1акже в разных сферах духовной жизни, в создании изо­билия духовных и культурных благ ".

Эти попытки дать определение всестороннего разви­тия личности путем детального перечисления его призна­ков, как правило, оказываются неплодотворными и более всего уязвимыми. Представляется, что нужно идти по ли­нии углубленного раскрытия его социальной сущности и содержания.

Само собой разумеется, что для всестороннего разви­тия личности большое значение имеет перемена видов труда, создание профессий широкого профиля, так как это расширяет кругозор личности, увеличивает ее знания и т. д.

Однако далеко не всегда о человеке, который участ­вует в различных видах труда и даже сочетает различные профессии, можно говорить как о всесторонне развитой личности. Имеется немало примеров, когда люди меняют профессии, сочетают различные виды деятельности, но о многих из них можно скорее говорить как о дилетантах, а не как о всесторонне развитых личностях. И это есте­ственно, так как перемена труда—это необходимая

'0Мялкин А. В. Личность и строительство коммунизма. Ростов н/Д, 1971, с. 7, 8.

1 *7 I 1, t_. / , О.

См.: Рожин В. П. Коммунизм и личность. Л., 1962, с. 49.

предпосылка, условие всестороннего развития, но этим вся проблема отнюдь не решается. Необходимы не толь­ко сами по себе внешние условия, но прежде всего актив­ная позиция самой личности, ее стремление использовать внешние благоприятные условия в интересах собственно­го развития.

Из положения К. Маркса о функциональном потреб­лении следует, что человек, владеющий несколькими ви­дами деятельности, может быть только исполнителем. В этой связи можно также сослаться и на высказывание Б. М. Теплова, который считал, что всесторонне разви­тым может быть и человек, который занимается только одним каким-то видом деятельности. Он писал: «Речь идет не о числе специальностей, а о широте одаренности и о разносторонности ее развития. Человек может иметь только одну специальность и быть в то же время очень разносторонним... Возможность успешно действовать в различных областях объясняется прежде всего наличием некоторых общих моментов одаренности, имеющих значе­ние для разных видов деятельности» 12.

Из всего этого следует, что всестороннее развитие лич­ности было бы недостаточно связывать лишь с наличием благоприятных социальных условий, с возможностью пе­ремены деятельности, с количеством ее видов и др. Прак­тика показывает, что благоприятные условия могут быть использованы человеком и во имя его всестороннего раз­вития, и во имя личной корысти, а многообразие видов деятельности может служить показателем как всесторон­ности личности, так и ее дилетантства. Вместе с тем че­ловек, всю жизнь занимающийся одним видом деятель­ности, может быть всесторонне развитым.

Некоторые авторы одним из главных условий всесто­роннего развития личности считают правильное сочета­ние умственного и физического труда. Ставится акцент на слиянии умственного и физического труда как важ­нейшем показателе всестороннего развития личности. Ко­нечно, такое слияние выступает существенным условием всестороннего развития личности. Однако и в данном случае было бы неверно недооценивать позицию самой личности — во имя чего направлено ее развитие.

12Теплое Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961, с. 37. 158

Следует отметить, что указанные отличительные при­знаки всесторонности не могут служить достаточным ос­нованием для получения критерия всестороннего разви­тия личности, так как за небольшим исключением они не учитывают самого человека, личность в ее развитии. Иными словами, достижение определенного уровня зна­ний, влияние перемены труда и другие факторы хотя и должны входить в характеристику всестороннего разви­тия личности, однако исчерпывающий его критерий нель­зя дать без раскрытия содержательной, качественной стороны этого процесса в самой личносги.

Критический анализ понимания всестороннего разви­тия личности как усвоения суммы знаний дан Ю.Н.Да­выдовым. Он справедливо предостерегает от такого по­нимания всестороннего развития, согласно которому яко­бы каждый индивид должен усвоить, поглотить все знания, умения, способности, которые присущи всему обществу. Эта задача, естественно, непосильна для че­ловека, да к тому же в этом нет и общественной необхо­димости. Поэтому можно лишь присоединиться к положе­нию автора, что «нет ничего ошибочнее такого представ­ления о всестороннем усвоении универсальной культуры коммунистическим индивидом, когда это «усвоение» пред­ставляется чем-то вроде индивидуального «поглощения» (родственного «потреблению») всей суммы знаний, уме­ний и способностей, которыми обладают все остальные участники коммунистической ассоциации. Не говоря уже о том, что такое представление безнадежно утопично...» И далее: «Требовать такого «всестороннего» развития индивида, при котором он проделал бы для себя весь путь развития наук, «распредмечивая» каждую научную идею, еще хуже, чем требовать от него, чтобы он прошел все стадии изготовления булавки» ".

Мысль Ю. Н. Давыдова об утопичности подобного представления весьма справедлива.

В самом деле, в суждениях такого рода слишком без­гранично толкуются возможности каждого человека. Но если учесть, что современная эпоха характеризуется и ускоряющейся специализацией, и тем, что, как пишет академик А. М. Румянцев, продолжающая возрастать специализация труда и знаний создает невозможность

13Давыдов Ю. Н. Труд и свобода. М., 1962, с. 121, 123.

для отдельного человека совладать с потоком информа­ции даже в рамках сравнительно узкой профессиональ­ной сферы14, и бурным развитием вновь появившихся наук, и развитием вглубь тех отраслей научного знания, история которых исчисляется десятилетиями, а также тем, что жизнь каждого человека предельна и что у че­ловека есть какой-то максимум в развитии его возмож­ностей, то понятно, что такие суждения не имеют для себя достаточных оснований.

Основной тезис, из которого исходит Ю. Н. Давыдов, таков: в ходе перестройки общественных отношений бу­дет происходить «производство всесторонне развитых, творческих и свободных индивидов» ". Связывая процесс развития всесторонне развитой личности с «производст­вом самой формы общения», он пишет: «Суть пробле­мы — в такой социальной организации усвоения всеоб­щих продуктов человеческой культуры, при которой зна­ния каждого «другого» индивида были бы не границей, а продолжением моих знаний. Способности каждого «другого» индивида были бы не границей, а продолже­нием моих собственных способностей. Умения каждого другого индивида были бы не границей, а продолжением моих индивидуальных умений. Здесь — основа решения проблемы всестороннего универсального развития ком­мунистического человека» ".

Таким образом, Ю. Н. Давыдов считает, что основной путь формирования всесторонне развитой личности ле­жит в сфере создания общественных отношений, органи­зация которых должна быть такой, чтобы индивид имел всестороннее общение со всеми другими индивидами, чтобы способности каждого индивида выступали не гра­ницей, а продолжением моих способностей, умений.

Как мы видели, всестороннее развитие личности свя­зывают с деятельностью, общением, познанием и т. д. Однако для психологического анализа такое рассмотре­ние достаточно абстрактно. Кроме того, деятельность, общение и познание как разные направления развития личности должны быть связаны между собой примени­тельно к конкретной личности. Такая связь этих различ-

14 См.: Румянцев А. М. Гуманистическая идеология и социальная наука.—«Вопросы философии», 1968, № 11, с. 13.

15Давыдов Ю. Н. Труд и свобода, с. 116.

16 Там же, с. Г21—122.

ных форм (деятельности, общения и познания) по отно­шению к конкретной личности осуществляется в ее жиз­недеятельности.

Проблема жизнедеятельности индивида имеет объек­тивную и субъективную (психологическую) стороны. Анализ объективной стороны жизнедеятельности индиви­да дает возможность выявить всю совокупность социаль­ных предпосылок, объективных условий его развития. Смысл такого подхода заключается в том, что социаль­ные условия рассматриваются конкретно, по отношению к данному индивиду как определенному общественному существу, или, говоря словами Маркса, «особенному» общественному существу. Анализ этой стороны его жиз­недеятельности вскрывает объективные возможности его всестороннего развития.

Рассмотрение субъективной стороны жизнедеятель­ности индивида показывает, как он использует эти объ­ективные возможности для применения и развития своих способностей. В этом смысле можно говорить, например, об организации индивидом своей жизнедеятельности в широком смысле слова, о выявлении им своих возможно­стей, о соотношении их с действительными условиями его жизни. Такое превращение объективных возможно­стей в действительность находит свое выражение в выбо­ре индивидом той или иной профессиональной деятель­ности, в последовательности реализации его жизненной линии, направленной на применение способностей при изменившихся жизненных обстоятельствах (успехе или неуспехе и т. д.), в сознательной перемене им одного вида деятельности на другой в соответствии с обнару­женными способностями.

Соотношение объективной стороны жизнедеятельно­сти индивида с его субъективными возможностями рас­крывает вопрос: какие из своих способностей он разви­вает, носит ли его развитие случайный или закономер­ный, сознательный или интуитивный, целостный или од­носторонний характер?

В качестве примера одностороннего соотношения лич­ности и ее способностей может быть приведен случай развития так называемых вундеркиндов. Его особенность, состоящая в абсолютизации одной какой-либо способно­сти и ее эксплуатации взрослыми, приводит к отставанию развития всей личности от опережающей его какой-либо

одной способности. Материалы наблюдений (опублико­ванные в США) показывают, что, как правило, основная;

масса «вундеркиндов» с наступлением взрослости не мо­жет соотнести свои способности со своими притязаниями,. с существующими социальными условиями, в которых происходит деятельность, не проявляет достаточной ак­тивности, ответственности и т. д.

Когда речь идет о всестороннем развитии личности, то подразумевается не просто конгломерат разных спо­собностей, а связанная воедино совокупность наиболее существенных для данной личности свойств — способ­ностей, развитие которых происходит во всей жизнедея­тельности личности.

В процессе своей жизнедеятельности личность высту­пает как существо активное, причем эта активность вы­ражается не только в осуществлении ею различных видов деятельности, но и в общении личностей друг с другом. Иначе говоря, проблема всесторонности личности—это и проблема «другой человек», «другая личность», про­блема общения ее с другим человеком. В общении с дру­гим человеком многие потенциальные свойства и особен­ности личности могут получить свое наиболее адекватное развитие, при этом даже большее, нежели в каком-то» конкретном виде деятельности. Иначе говоря, в понятие «всестороннее развитие личности» органически входит сам принцип общения людей друг с другом, раскрываю­щий то, что получает данная личность в результате обще­ния и в каком направлении это общение происходит.

В этой связи прав, по нашему мнению, М. С. Каган, который считает, что гармонически развитая личность утверждает «себя в мире как существо познающее, оце­нивающее, действующее и общительное» ".

М. С. Каган критикует такую трактовку всесторонне­го развития личности, которая ограничивает его возмож­ностью овладения многими профессиями, свободного пе­рехода от одного занятия к другому и т. д. По его мне­нию, «всестороннее развитие личности предполагает нечто иное. Это понятие лишается какой бы то ни было утопичности, если интерпретировать его как развитие всех видов деятельности, которые составляют структуру

17Каган М. С. Опыт системного анализа человеческой деятельно­сти.—«Философские науки», 1970, № 5, с. 51.

личности,—деятельности преобразовательной, коммуни­кативной, познавательной, ценностно-ориентационной, художественной». .При этом автор исходит из того, что «идеальной следует считать такую ситуацию, при кото­рой личность сможет так или иначе участвовать во всех направлениях деятельности, раскрывая и утверждая себя в полноте своих личностных человеческих качеств» 18.

Наконец, имеются и такие взгляды, согласно которым всестороннее развитие личности связывается, во-первых, с созданием социальных условий, снимающих какие бы то ни было ограничения, препятствующие этому разви­тию; во-вторых, с развитием самосознания, с новым ти­пом отношения к миру, к обществу, «к своему собствен­ному бытию, к своему собственному сознанию»; в-треть­их, с возникновением новых качественных изменений, ко­торые произойдут под влиянием новых общественных условий. Наиболее выпукло эта точка зрения выражена в статье 3. Н. Файнбурга. Он пишет: «...всесторонне раз­витая личность есть не простое увеличение (или умень­шение) каких-то свойств, качеств современной личности, не просто механическая экстраполяция какого-либо из ныне существующих типов личности на новые социаль­но-экономические условия жизни человечества и челове­ка. Всесторонне развитая личность суть нечто качествен­но новое, возникающее на базе научно-технической и со­циальной революции» 1Э.

Мы остановились лишь на наиболее характерных точ­ках зрения относительно всесторонне развитой личности. Но и они показывают, что, несмотря на известные поло­жительные моменты в них, в целом разработке этой про­блемы присущи в значительной мере описательность и декларативность, что уже справедливо отмечалось в на­шей печати.

Так, академик А. М. Румянцев пишет: «Очень часто, говоря о человеке будущего, ограничиваются сугубо опи­сательным и перечислительным представлением: физиче­ское совершенство, широта образования, общественная активность, эстетическая чуткость, культура и тонкость эмоций и т. д.... Было бы ошибкой понимать всесторон-

18Каган. М. С. Человеческая деятельность. М., 1974, с. 307, 308.

19Файнбург 3. Н. Перспективы научно-технической революции и раз­витие личности—«Вопросы философии», 1969, № 2, с. 42.

нее развитие личности в просветительском плане, рисовать человека будущего при помощи простой арифметической суммы достоинств, вне системы общественных связей, за­ключающей действительную тайну его всесторонности»20. И далее: «Некоторые утешают себя древним изречением:

«Знать все о немногом и немного обо всем». Увы, в наши дни нельзя знать даже о немногом. Знание же «не­много обо всем» грозит оказаться обычным дилетантиз­мом... Понятно, что проблема, видимо, заключается вовсе не только и не столько в объеме знаний, а прежде всего в уровне и принципах мышления. Современный уровень мышления неизбежно формируется у каждого индивида на сравнительно ограниченном познавательном материа­ле, но строгость и гибкость этого мышления могут иметь универсальный характер... Но главное—проблема со­здания всесторонне развитой и свободной личности сво­дится к созданию всесторонне развитого и свободного общества»21.

Иными словами, главный путь формирования всесто­ронне развитой личности—это создание прежде всего всесторонне развитого и свободного от всяких социаль­ных ограничений общества. Коренные изменения соци­альных условий должны, в свою очередь, привести к ко­ренным изменениям личности.

Итак, создание раскрепощающих человека социаль­ных условий имеет первостепенное значение для всесто­роннего развития личности.

В существующих интерпретациях всесторонности раз­вития личности зачастую упускаются из виду, во-первых, качественно-содержательный анализ деятельности самого индивида, служащей показателем его способностей и той общественной позиции, которую он занимает (например, к управлению государством, для работы на ответствен­ных постах привлекаются ведь не только способные лю­ди, но люди с правильным коммунистическим мировоз­зрением, с правильным отношением к труду, к другим лю­дям). Думается, что в критерий всесторонности лично­сти должна входить составной частью общественная по­зиция личности, или, иначе говоря, то, во имя чего при-

20Румянцев А. М. Гуманистическая идеология и социальная наука «Вопросы философии», 1968, № 11, с. 11—12.

21 Там же.

меняются его знания, способности, навыки, осуществля­ется перемена труда и т. д.

Во-вторых, отсутствуют четкие характеристики, свя­занные с психическими особенностями самого индивида, без которых трудно понять возможности его развития. Исследование данной проблемы, как правило, ведется на уровне социологического анализа, в то время как психо­логический ее аспект нередко упускается из виду. Между тем без всестороннего учета психологических особенностей индивида эта проблема не может быть успешно решена.

В-третьих, не учитывается социальный запрос на кон­кретную «форму» всестороннего развития личности, соот­ветствующую данным конкретно-историческим условиям.

В исследованиях, посвященных всестороннему разви­тию личности, почти не затрагивается вопрос (а если и затрагивается, то вскользь) о различии самих этих все­сторонне развитых личностей, а тем более о том, в чем конкретно выступит это различие. Более того, иногда представляется, будто всестороннее развитие индивидов приведет к их уравниванию, стандартизации. А между тем и в условиях развитого коммунизма всесторонне раз­витые индивиды не будут походить друг на друга.

По этому поводу пишут, например, В. И. Белозерцев и В. А. Фомина: «Коммунизм обеспечивает возможности для развития всех способностей человека, но это не зна­чит, что способности у всех будут развиты в равной мере и что у всех людей будут одинаковые способности, ибо, помимо всего прочего, способности определяются и осо­бенностями каждого человека»22. О различиях в способ­ностях людей при социализме и коммунизме пишут А. К. Курылев, Г. М. Гак.

О том, что одинаковое развитие способностей людей нс только невозможно, но и нежелательно, пишут Э. В. Соколов и П. Л. Иванов23.

22Белозерцев В. И , Фомина В. А. Коммунистическое разделение тру­да не исключает всестороннего развития человека.— «Вопросы фи­лософии», 1963, № 9, с. 37.

23 См : Кцрылев А. К. Диалектика развития социального равенства в социалистическом обществе — В кн : Диалектика материальной и духовно:"! жижи общества в период строительства коммунизма. М 1966 с 106; Гак Г. М. Диалектика коллективности и индиви­дуальности. М., 1967; Соколов Э. В, Иванов П. Л. Всесторонне" и гармоническое развитие личности.— В кн.: Коммунизм и лич­ность. Л , 1966.

Стержнем проблемы всесторонне развитой личности при наличии необходимых социальных условий высту­пает сам индивид, общественное развитие его психоло­гической природы, и в первую очередь его способностей. так как именно способности более всего связаны с дея­тельной сущностью человека.

Конечно, всестороннее развитие человека не сводится только к развитию его способностей. Большую роль в этом играет и развитие потребностей, интересов, эмоций и пр. В данной работе предпринимается попытка понять всестороннее развитие лишь в плане развития способнос­тей, которые составляют как бы его ядро.

megalektsii.ru