ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%
Психоанализ по Фрейду основан на двух ключевых предпосылках. Первая предпосылка – генетическая – заключается в том, что те переживания, которые ребенок испытывает в детстве, оказывают огромное влияние на формирование личности во взрослом возрасте. Суть второй предпосылки сводится к тому, что человек изначально имеет определенное количество сексуальной энергии – либидо. Именно либидо при развитии человека проходит через несколько стадий, представляющих тесную взаимосвязь инстинктов, психологии и сексуальной активности.
Гипотеза о четырех этапах развития человека получила название «Теория Фрейда о личности» и представляет большой научный и практический интерес для психологов и врачей. По Фрейду развитие личности человека проходит на протяжении 4 этапов, каждый из которых ниже рассмотрены.
Стадия 1. Оральная фаза.
В оральной фазе пребывает младенец в возрасте от рождения до одного года. В этот период ребенок полностью зависит от матери, а кормление является основным источником получения удовольствия. Теория личности Фрейда подчеркивает, что в этой фазе у ребенка есть только одно стремление – поглощение пищи, а потому главной эрогенной зоной является рот, ведь это средство питания и первоначального обследования окружающих предметов.
Стадия 2. Анальная фаза.
Следующий этап развития личности – анальный, который по продолжительности включает возраст ребенка с 12-18 месяцев и до третьего года жизни. Теория личности Фрейда утверждает, что в этот период ребенок начинает учиться контролировать физиологические функции своего организма. В это время либидо концентрируется около ануса, который теперь является объектом внимания ребенка.
Детская сексуальность теперь находит свое удовлетворение при обладании контролем над функциями своего организма (в первую очередь, над дефекацией и выделением). Важно отметить, что по Фрейду именно в этот период ребенок сталкивается с первыми запретами. Внешний мир теперь для него – это высокий барьер. Развитие на данной стадии приобретает характер конфликта.
Стадия 3. Фаллическая фаза.
Новая эрогенная зона проявляется у ребенка в возрасте от трех до шести лет. Теперь либидо концентрируется в области гениталий. На данной стадии дети начинают понимать и осознавать сексуальные различия. Ребенок замечает либо наличие пениса, либо отсутствие такового.
По мнению Фрейда, на данной стадии ребенок уже чувствует удовольствие от стимуляции гениталий, однако такое возбуждение связано с близким присутствием родителей.
Стадия 4. Латентный период.
Этот период характеризуется уступкой сексуальных проявлений любопытству, которое связано с многообразием окружающего ребенка мира. Период латентного периода совпадает с возрастом 5-12 лет. Сексуальная активность в данный период снижена, либидо непостоянно, ребенок пытается идентифицировать свое собственное «Я».
Теория личности Фрейда указывает, что сексуальные импульсы в данный период подавляются идеалами эстетики, а также моралью, стыдом и отвращением. В этом возрасте развитие личности происходит в совокупности биологических процессов, а также под влиянием культуры и образования.
Стадия 5. Генитальная фаза.
Переход к последней фазе развития личности сопровождается переход концентрации сексуального влечения, возбуждения и удовлетворения к области гениталий. Генитальная мастурбация на данном периоде приобретает ключевое значение при удовлетворении сексуальных потребностей.
В заключение отметим, что теория личности Фрейда послужила основой для формулирования основ генеза психики детей: детское развитие соответствует по стадиям перемещением зон либидо.
fb.ru
Понятия, принципы и закономерности психического развития объединяются в рамках теорий, весьма многочисленных к настоящему времени. Одни теории делали акцент на эндогенных (внутренних) причинах психического развития, другие — на экзогенных (внешних). Кроме того, в рамках разных теорий внимание их авторов концентрировалось на различных сферах психического развития. Например, Ж. Пиаже объяснял ход интеллектуального, а Л. Колберг — нравственного развития человека. Таким образом, при классификации теорий психического развития следует использовать два параметра: во-первых, это источник, движущая сила развития, а во-вторых — область, сфера развития.
В своей периодизации возрастного развития Зигмунд Фрейд прослеживает одну линию — психосексуального развития.
Человек, по 3. Фрейду, изначально биологическое существо, обладающее инстинктами жизни, а также инстинктом смерти. Энергией жизненных поступков является энергия либидо (от лат. «желать», «хотеть»), которая находит разрядку в сексуальном поведении.
Зрелая личность имеет сложную структуру: она состоит из трех инстанций — Оно (ид), Я (эго) и Сверх-Я (супер-эго). Оно как биологическое начало «содержит страсти», иррационально и аморально. Побуждения, исходящие из Оно, требуют немедленного и полного удовлетворения. Подчиняется Оно принципу удовольствия — первичному принципу человеческой жизни.
Вторая инстанция Я принимает решения, удовлетворяя желания Оно в той мере, в какой это позволяют реальные обстоятельства. Ориентируется Я на ограничения, налагаемые внешним миром, и подчиняется принципу реальности. Жить по принципу реальности — значит знать, что кроме собственных потребностей существует внешний мир, и ждать, когда в нем создадутся необходимые условия для удовлетворения потребностей, терпеть отсрочку этого удовлетворения.
Если Оно является воплощением страстей и влечений, то Я — разума и рассудительности. Однако, как подчеркивает 3. Фрейд, «по отношению к Оно Я подобно всаднику, который должен обуздать превосходящую силу лошади... Как всаднику, если он не хочет расстаться с лошадью, часто остается только вести ее туда, куда ей хочется, так и Я превращает обыкновенно волю Оно в действие, как будто бы это было его собственной волей».
Третья инстанция личности, Сверх-Я, становится носителем моральных норм, критиком и цензором. Когда действия Я расходятся с требованиями Сверх-Я, появляется чувство вины.
Структура личности, включающая три инстанции, формируется в онтогенезе постепенно. Рождаясь, ребенок имеет только Оно и живет по принципу удовольствия. Сталкиваясь с ограничениями и запретами, исходящими от окружающих его людей, ребенок развивается как личность — у него появляются Я и Сверх-Я. Таким образом, с одной стороны, человек с самого начала жизни находится в антагонистических отношениях с обществом, общество давит на него, с другой стороны, без этого давления невозможен личностный рост.
Возрастное развитие, его стадии, по 3. Фрейду, связаны со смещением эрогенных зон — тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие (отсюда — своеобразные названия возрастных этапов).
На оральной стадии (до 1 года) эрогенная зона — слизистая рта и губ. Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствии пищи — собственный палец или какой-нибудь предмет. Поскольку абсолютно все желания младенца не могут быть немедленно удовлетворены, появляются первые ограничения, и кроме бессознательного, инстинктивного начала личности, Оно, в конце стадии появляется вторая инстанция — Я. Формируются такие черты личности, как ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым.
На анальной стадии (1—3 года) эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника. Ребенка в это время приучают к опрятности, возникает много требований и запретов, в результате чего интенсивно развивается Я, определяющим становится принцип реальности. Кроме того, в личности ребенка начинает формироваться последняя, третья инстанция — Сверх-Я как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть. Развиваются аккуратность, пунктуальность, упрямство, агрессивность, скрытность, накопительство и некоторые другие черты.
Фаллическая стадия (3—5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры). Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования Сверх-Я. Зарождаются новые черты личности — самонаблюдение, благоразумие и др.
Латентная стадия (5—12 лет) как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Влечения, исходящие из Оно, хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т.д.
Генитальная стадия (с 12 лет) соответствует собственно половому развитию. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению. Биологическое начало — Оно — усиливает свою активность, и личности приходится бороться с его агрессивными импульсами, используя механизмы психологической защиты.
studfiles.net
Психоанализ, как понятно уже из названия – теоретическая наука о психике человека. Ее основатель Зигмунд Фрейд разработал и обосновал свою теорию еще в конце XIX столетия. Поначалу его идеи были под запретом в Европе и отметались, как псевдонаучные в СССР. Но постепенно они завладели миром, у Фрейда появились последователи, развившие его постулаты, например психологи Юнг и Адлер. Поэтому психоанализ развития личности человека является таким важным аспектом духовной и физической жизни.
Сегодня, на основании теорий Фрейда, начали развиваться такие области знания, как сексология, сексопатология. Традиционная психология начала учитывать, а не отрицать при определении состояния человека, чувство вины, тревожность, комплексы неполноценности, о чем не раз и писал Фрейд.
Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте! Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб! Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию... Читать подробнее..В понятии психоанализа, по признанию самого Фрейда, переплелись философия с психологией и психиатрией. Его основные положения невозможно продемонстрировать или доказать. Тем не менее, он является связующим звеном между состоянием человеческого организма и его психики в тот момент, когда возникает телесное заболевание, вызванное психическим расстройством.
Слово лечит, им можно расстроить, словом можно обрадовать или убить. В психоанализе основной метод воздействия и лечения — беседа врача с пациентом. Именно в беседе, умело ведомой в нужном направлении психотерапевтом, пациент раскрывает свои тайны, обнаруживает комплексы, обнажает источники своего состояния, спрятанные в глубинах его подсознания.
Таким образом, психоанализ – это набор методов и приемов исследования и воздействия на психику человека. Главное в психоанализе – влияние бессознательного на осознанные поступки человека. Именно определение того, насколько инстинкты, заложенные в человеке, определяют его поведение и проявления личности, и является основой теории психоанализа.
Важное место в психоанализе занимает личность человека. Через психоанализ Фрейд дает определение личности и описывает воздействие на нее. Основой психоанализа является теория психосексуального развития личности. Как психиатр, Фрейд вообще все явления, связанные с развитием личности, воспринимал через призму сексуальности – явной или скрытой.
Многие научные теории и их создатели дают различные определения личности. По Фрейду личность – это совокупность трех сущностей: Ид, Эго и Супер-эго.
• Ид – «Оно» — бессознательное влечение, либидо, инстинкты, удовольствие, заложенные с рождения.• Эго – «Я» — осознание на определенном этапе развития своего «я», существующего в реальности.• Супер-эго – «Супер-Я» — появление внутреннего цензора, самоконтроля, совести, позволяющих повиноваться общественным законам, контролировать свое поведение.
Фрейд считал, что личность не стремится к росту и совершенствованию. Она лишь постоянно пытается уравновесить стремление к получению удовольствия со страхом перед расплатой за него, страхом перед получением наказания.
Из определения личности вытекает и теория психосексуального развития человека, выведенная Фрейдом. Она охватывает период от рождения ребенка до окончания пубертатного периода – до 18 лет. Состоит развитие личности по Фрейду из 4 стадий, каждая из которых связана с той или иной эрогенной зоной, которые к 18 годам оформляются в единое целое, полностью раскрывая сексуальность человека, формируя способность к полноценной половой жизни.
• Оральная – период грудного вскармливания – бессознательное получение удовольствия младенцем в процессе сосания материнской груди с помощью рта и языка, период появления «ид».
• Анальная – стадия приучения ребенка к горшку, процессу осознанной дефекации. В это время у ребенка появляется осознание того, что он может отдать или не отдавать (фекалии), и, в зависимости от этого, получить похвалу или наказание. Его попка в этот период приковывает всеобщее внимание, это ему доставляет определенное удовольствие.
• Фаллическая – период с 3 до 6 лет. Начало формирования «эго». Рассматривание внешних половых признаков, сравнение их, желание дотронуться, начало мастурбации. Проявления Эдипова комплекса.
• Латентная – период до начала полового созревания. Ребенок занимается учебой, увлечениями. Спокойствие в плане сексуального развития.
• Генитальная – совпадает с периодом полового созревания, гормональной перестройкой организма, переходом к полноценной сексуальности, формирования «супер-эго» — внутреннему механизму регулирования и сдерживания, завершает формирование личности. Генитальный тип личности для Фрейда являлся идеальным.
О них мы уже писали более подробно в другой статье о Фрейде.
Каждая из приведенных стадий развития личности накладывает определенный отпечаток на дальнейшую жизнь человека и формирует отдельные его качества. Эти качества зависят от успешности прохождения каждой стадии. Комплексы неполноценности тоже появляются в период психосексуального развития, связаны по Фрейду с «фиксацией» на той или иной стадии.
Исходя из подобной интерпретации личности, рассматривается и наличие защитных механизмов, компенсирующих перевес одного из трех составляющих личности. Таковыми являются:
• отрицание;• замещение;• рационализация;• вытеснение;• проекция;• регрессия;• сублимация.
Каждый из них направлен на восстановление равновесия в проявлении той или иной личностной составляющей, чтобы не допустить возникновения крайних проявлений и возможных патологий психики, невротических состояний. Однако порой воздействие защитного механизма психики носит настолько эмоциональный характер, что приносит больше вреда, чем пользы. И выходит, что психоанализ развития личности не может отрицать побуждения и чувства человека, но и не может им препятствовать.
Например, студент, не подготовившись к экзамену и получив плохую оценку, переносит свою вину за это на преподавателя (проекция). Он объясняет плохую оценку предвзятым отношением к себе. И если он достаточно себя в этом убедил, то вряд ли сможет успешно пересдать экзамен.
К таким же разрушительным механизмам психологической защиты относится замещение. Оно проявляется в перенесении внимания с объекта, несущего угрозу, на другой, более безобидный. Ребенок, которого отругали родители, вымещает злобу на других детях или игрушках, ломая их. Взрослый человек, получивший выговор начальника, переносит злость на членов семьи.
Одной из психотехник, придуманной Фрейдом, является метод свободных ассоциаций. Он заключается в том, что пациенту дается возможность рассуждать на любую тему, рассказывать все, что первым пришло на ум. Такой метод позволяет обнаружить скрытые глубоко в подсознании, подавляемые «супер-я», мотивы, причины поступков, вплоть до раскрытия преступлений. Он также помогает понять в какой из моментов человек «включает» механизм подавления, нежелания обнаружить потаенные чувства и эмоции.
Таким методом можно обнаружить причину психологических проблем человека, психической патологии, невротического состояния, определить и устранить травмирующий фактор, высвободить угнетаемые чувства, направить их в конструктивное русло.
Личность и является объектом психоанализа. Фрейд рассматривал личность, как динамическую систему. Внутри нее постоянно происходит борьба природных инстинктов, стремления к удовлетворению потребностей с этическими законами общества. Есть еще внутренние противоречия, психологические компромиссы, скрытые конфликты нашего «эго» с «супер-эго» и т.п.
Психоанализ, как теория и практический механизм исследования всех проявлений личности, способен корректировать их, влиять на изменение поведенческой динамики. Одним из воззрений неофрейдистов (Юнга, Адлера) является то, что психоанализ доступен и как самоанализ. Это происходит в том случае, когда грамотный психоаналитик сможет не только глубоко вникнуть в суть проблемы, но и научить основным приемам психоанализа пациента.
Фрейд и сам пришел к открытию своей теории через самоанализ, о чем он писал своему коллеге, немецкому врачу Флиссу. Кто, кроме самого человека может по-настоящему глубоко проникнуть в суть личностных проблем, их подсознательных источников?
Конечно, не каждый индивидуум способен проанализировать свое внутреннее состояние досконально, сделать правильные выводы. Поэтому многие и прибегают к услугам психоаналитиков, чтобы профессионал помог с помощью методов фрейдистской теории разобраться в проблеме данной личности, помочь ее грамотно разрешить.
Человек так устроен, что иногда достаточно одной беседы, чтобы облегчить его состояние. Грамотный психотерапевт путем проведенного психоанализа как бы поднимает на поверхность души, спрятанные глубоко чувства, сомнения, тревоги, пробуждает инстинкты. Фрейд считал, что даже сновидения играют большую роль в психоанализе, чему посвящена одна из его книг.
В своем учении, как сказал один ученый, Фрейд был первым, писал что хотел. Но теперь его заслугами, теориями и системой психоанализа успешно пользуются психологи и психотерапевты всего мира. Его методы применяются даже в педагогике.
Он первым отделил анатомию от психологии, подведя ее ближе к философии. Фрейд смог заинтересовать даже скептиков от науки в изучении бессознательных проявлений человеческого «я», врожденной сексуальности, влияющих на осознанные поступки. Его вклад в развитие психологии велик и бесспорен, хоть и неоднозначен.
Фрейд смог доказать, что неудовлетворенные желания и первобытные инстинкты, заложенные на генетическом уровне, могут определять свойства личности, ее поведение в обществе, если не срабатывают компенсаторные механизмы, уравновешивающие три ее сущности.
Как грамотный психолог, Фрейд впервые обратил внимание на связь формирования личности с тем, как проходили детские годы человека, с влиянием родительского воспитания на эти процессы. Так, одним из главных определяющих факторов он считал Эдипов комплекс, успешность его преодоления, его отголоски в каждый период жизни человека.
Несмотря на репутацию у некоторых собратьев по науке, как сексуально озабоченного невротика, Фрейд не являлся псевдоученым, а его теория не является ложной. Спорной – да, во многом умозрительной, но подтвержденной многочисленными примерами, случаями из реальной жизни, опыта психиатров, психологов, психотерапевтов. А во времена постоянно сотрясающих мир сексуальных революций, бешеного ритма жизни и связанных с ним стрессов теория Фрейда стала мега популярной, имеющей ответы на все вопросы.
zazama.ru
В исследовании проблемы личности психология опирается во многом на положения философии, которая определяет, какое содержание вкладывается в это понятие и какая из сторон личности — социальная, индивидуальная, рациональная или этическая — является ведущей. Психологию же в первую очередь интересуют вопросы структуры личности, движущих сил и механизмов ее развития. Именно они и стали центром внимания большинства теорий.
Одной из первых и наиболее известных является теория австрийского врача-психиатра 3. Фрейда. В 1900 г. появилась его книга «Толкование сновидений», в которой он впервые опубликовал важнейшие положения своей концепции, дополненные в его последующих книгах «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Я и Оно» (1923), «Тотем и табу» (1913), «Психология масс и анализ человеческого «Я» (1921). Взгляды Фрейда можно разделить на три области — это метод лечения функциональных психических заболеваний, теория личности и теория общества, при этом стрежнем всей системы являются его взгляды на развитие и структуру личности человека.
С его точки зрения, развитие психики есть приспособление, адаптация к окружающей, преимущественно враждебной среде. Эта биологическая детерминация и направляет процесс становления психики. Движущими силами психического развития являются врожденные и бессознательные влечения (или чувства, как у более поздних психоаналитиков). С точки зрения психоанализа основой психического развития является не интеллектуальная сфера (как в других школах), но эмоции и мотивы человека, а познавательное развитие есть следствие мотивационного.
Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев — сознательного, предсознательного и бессознательного, в которых и располагаются основные структуры личности. При этом содержание бессознательного, по мнению Фрейда, не доступно осознанию практически ни при каких условиях. Содержание предсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий.
Им было выделено также три части в структуре личности: Ид, Эго, Супер-Эго.
В бессознательном слое располагается структура личности Ид, которая фактически является энергетической основой психического развития, так как в ней располагаются врожденные бессознательные влечения, которые стремятся к своему удовлетворению, к разрядке, и таким образом детерминируют деятельность субъекта. Фрейд считал, что существуют два основных врожденных бессознательных влечения — инстинкт жизни и инстинкт смерти, которые находятся в антагонистических отношениях между собой, создавая основу для фундаментального, биологического внутреннего конфликта. Неосознанность этого конфликта связана не только с тем, что борьба между влечениями, как правило, происходит в бессознательном слое, но и с тем, что поведение человека вызывается одновременным действием обеих этих сил.
С точки зрения Фрейда, врожденные влечения являются каналами, по которым проходит энергия, формирующая нашу деятельность. Поэтому и сам Фрейд, и его последователи иногда называли его теорию динамической (или даже гидравлической), подразумевая, что психическая энергия стремится к разрядке (т.е. удовлетворению влечений) и равномерному распределению по всему континууму. Именно поэтому фрустрация влечения приводит к неврозу, так как при этом невозможна разрядка. На основании этих положений разрабатывалась и идея катарсического очищения (разрядки) в сеансе психоанализа, и идея трансфера, т.е. переноса, обмена энергией между пациентом и психоаналитиком.
Либидо, о котором так много писал и сам Фрейд, и его ученики, и является той специфической энергией, которая связана с инстинктом жизни, Для энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии, Фрейд не дал собственного имени, но постоянно говорил о ее существовании. Он также считал, что содержание бессознательного постоянно расширяется, так как те стремления и желания, которые человек не смог по тем или иным причинам реализовать в своей деятельности, вытесняются им в бессознательное, наполняя его содержание.
Вторая структура личности — Эго, по мнению Фрейда, также является врожденной и располагается как в сознательном слое, так и в предсознании. Таким образом, мы всегда можем осознать свое Я, хотя это может быть для нас и нелегким делом. Если содержание Ид в процессе жизни ребенка расширяется, то содержание Эго, наоборот, сужается, так как ребенок рождается, по выражению Фрейда, с «океаническим чувством Я», включая в себя весь окружающий мир. Со временем он начинает осознавать границу между собой и окружающим миром, начинает локализовать свое Я до своего тела, сужая, таким образом, объем Эго.
Третья структура личности — Супер-Эго — не врожденная, она формируется в процессе жизни ребенка. Механизмом ее формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием Супер-Эго. В процессе идентификации у детей формируется также Эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек), т.е. комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации.
Фрейд подчеркивал, что между этими тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, так как не только их но и направления их развития противоположны друг фугу. Влечения, содержащиеся в Ид, стремятся к своему удовлетворению, диктуя человеку такие желания, которые практически не ыполнимы ни в одном обществе. Супер-Эго, в содержание которого входят совесть, самонаблюдение и идеалы человека, предупрежает его о невозможности осуществления этих желаний и стоит на соблюдения норм, принятых в данном обществе. Таким образом Эго становится ареной борьбы противоречивых тенденций, >торые диктуются Ид и Супер-Эго. Состояние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится человек, держит его всегда в напряжении, снижая устойчивость к неврозам. Поэтому Фрейд подчеркивал, что не существует четкой грани между нормой и патологией и испытываемое людьми напряжение делает их потенциальными невротиками.
Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить (так как это фактически невозможно), то хотя бы смягчить конфликт между Ид и Супер-Эго. Фрейд выделял несколько защитных механизмов, главными из которых являются вытеснение, регрессия, рационализация, проекция и сублимация.
Вытеснение является самым неэффективным механизмом, так как при этом энергия вытесненного и неосуществленного мотива (желания) не реализуется в деятельности, но остается в человеке, вызывая рост напряженности. Так как желание вытесняется в бессознательное, то человек о нем совершенно забывает, но оставшееся напряжение, проникая сквозь бессознательное, дает о себе знать в виде символов, наполняющих наши сновидения, в виде ошибок, описок, оговорок. При этом символ, по мнению Фрейда, не является непосредственным отражением вытесненного желания, но его трансформацией. Поэтому он придавал такое значение «психопатологии обыденной жизни», т.е. толкованию таких явлений, как ошибки и сновидения человека, его ассоциации. Отношение Фрейда к символике было одной из причин его расхождения с Юнгом, который считал, что существует непосредственная и тесная связь между символом и стремлением человека, и возражал против толкований, придуманных Фрейдом.
Регрессия и рационализация — более успешные виды защиты, так как они дают возможность хотя бы для частичной разрядки энергии, содержащейся в желаниях человека. При этом регрессия представляет собой более примитивный способ реализации стремлений, выхода из конфликтной ситуации. Человек может начать сать ногти, портить вещи, жевать резинку или табак, верить в или добрых духов, стремиться к рискованным ситуациям и т.д. причем многие из этих регрессий настолько общеприняты, чт< даже не воспринимаются таковыми. Рационализация связана стремлением Супер-Эго хоть как-то проконтролировать ся ситуацию, придав ей добропорядочный вид. Поэтому человек не осознавая реальные мотивы своего поведения, прикрывает их объясняет придуманными, но морально приемлемыми мотивами.
При проекции человек приписывает другим те желания и чувства, которые он испытывает сам. В том случае, когда субъект, которому было приписано какое-либо чувство, своим поведением подтверждает сделанную проекцию, этот защитный механизм действует достаточно успешно, так как человек может осознать эти чувства как реальные, действительные, но внешние по отношению к нему, и не пугаться их. Необходимо подчеркнуть, что введение этого защитного механизма дало возможность в дальнейшем разработать так проективные методы исследования личности. Эти методы, заключающиеся в просьбе завершить неоконченные фразы или рассказы либо составить рассказ по неопределенным сюжетным стали существенным вкладом в экспериментальное исследование личности.
Наиболее эффективным механизмом защиты является сублимация, поскольку она помогает направить энергию, которая связана с сексуальными или агрессивными стремлениями, в другое русло, реализовать ее, в частности, в творческой деятельности. В принципе Фрейд считал культуру продуктом сублимации и с этой точки зрения рассматривал произведения искусства, научные открытия. Наиболее успешной эта деятельность является потому, что в ней происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис или очищение человека от нее. На основе этого подхода к сублимации позднее в психоанализе были разработаны основы терапии искусством — арт-терапии.
Энергия, которая связана с инстинктом жизни, является также основой развития личности, характера человека и, исходя из закономерностей ее развития, Фрейд создал свою периодизацию, о которой речь шла в гл. 4.
Либидозную энергию Фрейд считал основой не только развития индивидуального человека, но и человеческого общества. Он писал о том, что вождь племени является своего рода его отцом, к которому мужчины испытывают Эдипов комплекс, стремясь занять его место. Однако с убийством вождя в племя приходит вражда, кровь и междоусобица, оно слабеет, и такой негативный опыт приводит к созданию первых законов, табу, которые начинают регули-социальное поведение человека. Позднее последователи Фрейда создали систему этнопсихологических концепций, которая особенности психики различных народов способами основных этапов в развитии либидо. Писалось, в частности, что способы ухода за младенцем, зафиксированные в культуре общества, являются основой как индивидуальной психики, так и ментальности данной нации. Однако дальнейшие исследования не подтвердили эту часть теории Фрейда, выявив более сложные и неоднозначные причины и формирования личности ребенка, и развития культуры и общества в целом.
Если теория культуры не нашла широкого распространения и подтверждения в науке, то метод, разработанный Фрейдом, со временем получал все более широкую популярность.
Психоанализ занимал важнейшее место в теории Фрейда. Именно для объяснения работы этого метода и были созданы остальные части его теории. В своей психотерапии Фрейд исходил из того, что врач замещает в глазах пациента родителя, доминирующее которого он признает безусловно. При этом между ними как бы устанавливается канал, по которому происходит беспрепятственный обмен энергией между терапевтом и пациентом, т.е. появляется трансфер. Благодаря этому терапевт не только проникает в бессознательное своего пациента, но и внушает ему определенные положения, прежде всего свое понимание, свой анализ причин его невротического состояния. Этот анализ происходит на основе символической интерпретации ассоциаций, снов или ошибок пациента — следов его вытесненного влечения, о котором мы говорили выше. При этом врач не просто делится с пациентом своими наблюдениями, но внушает ему свое толкование, которое пациент некритично принимает. Это внушение, по мнению Фрейда, и обеспечивает катарсис, так как, принимая позицию врача, пациент осознает свое бессознательное и освобождается от него. Из-за связи такого выздоровления с внушением такая терапия была названа директивной, в отличие от той, которая основана на равноправном отношении пациента и врача.
Хотя не все аспекты теории Фрейда получили научное признание, а многие его положения на сегодняшний день кажутся принадлежащими скорее истории, чем современной психологической науке, невозможно не признать, что его идеи повлияли на развитие мировой культуры, не только психологии, но и искусства, ны, социологии. Фрейд открыл целый мир, который лежит за пре делами нашего сознания, и в этом его огромная заслуга перед человечеством.
Дальнейшее развитие психоанализа связано с именами ближайших учеников Фрейда, прежде всего с теоретическими поисками К. Юнга и А. Адлера.
psyera.ru
Теория личности З. Фрейда представляет психоаналитическое направление глубинной психологии, которая называется также психодинамической. Фрейд стремился проникнутьв глубинные источники активности человека, раскрыть природу его энергии, конфликты и влечения. Его теория охватывает такие стороны личности, как ее: 1) структуру; 2) динамику;3) развитие, а также 4) типологию, которые и будут представлены далее.
Взгляды Фрейда на личность являются противоречивыми, они неоднократно менялись по мере своего прояснения. Различные элементы структуры личности, их взаимосвязи и механизмы функционирования названы искусственными понятиями, которые должны были показать новаторский характер самой теории и подчеркнуть слабость традиционной психологии.
Теория личности Фрейда неоднократно подвергалась критике с разных позиций. К.Г. Юнг назвал ее научным описанием ограниченного типа людей. А польский психолог Ю. Козелецкий считал, что основные идеи Фрейда не выдержали проверки временем и что сегодня всерьез обсуждать их может или недоучившийся психолог или конъюнктурщик.
Фрейд иногда не делал различий между понятиями личность и психика. Его последователи, говоря о личности, пользовались понятием “психического аппарата”. Столь же часто не делалось особых различий между личностью и характером.
Личность структурно состоит из трех основных систем, или инстанций: ид (Оно), эго (“Я”) и суперэго (“Сверх-Я”). Каждая из этих систем характеризуется определенными свойствами, обладает собственными функциями, принципами действия и динамикой. Они взаимодействуют столь тесно, что трудно взвесить их относительный вклад в поведение; чрезвычайно редко одна из них действует без двух других. Например, “Эго – это часть Оно, изменившаяся в результате прямого воздействия внешнего мира, проникающего внутрь через систему “восприятие – сознание”. Точно так же и “Сверх-Я” нельзя считать вполне самостоятельной инстанцией: большая его часть бессознательна и “погружена в Оно”. Происхождение различных инстанций рассматривается скорее как постепенно нарастающее расчленение, как возникновение различных систем.
Ид (Оно) – одна из трех инстанций, выделяемых Фрейдом в теории личности; примитивный, животный, инстинктивный элемент, вместилище бушующей либидозной энергии; все генетически предопределенное, то, что предшествует “Я” на пути развития психики. Слово “Оно” использовано Фрейдом для того, чтобы показать, что внутри личности живут и действуют силы, неизвестные и неподвластные “Я”, которые подразумеваются, когда человек говорит, например: “это сильнее меня”. Идея “Оно” заимствована Фрейдом у Ницше, который называл так “...все безличное, что есть в человеческом существе”.
Ид – исходная система личности: из него вырастают и отделяются две другие инстанции: Эго и Суперэго. Ид служит также первичным источником психической энергии, обусловливая динамику личности в целом. Ид тесно связано с телесными процессами, откуда черпает свою энергию, и находится в конфликте с “Я” и “Сверх-Я”.
“Оно” выступает как “большой резервуар” энергии влечений. Используемая “Я” энергия черпается из этого общего источника и используется прежде всего в виде сублимированной, то есть десексуализованной.
Многое из того, что входит в Ид, является врожденным, включая инстинкты. Некоторые его элементы образуются в результате вытеснения. Содержание Ид бессознательно. Фрейд назвал Ид “истинной психической реальностью”, поскольку оно отражает мир субъективных переживаний и не знает об объективной реальности.
“Оно” – это “хаос”, лишенный организации и не порождающий единой воли, противостоящий способу организации, свойственному “Я”. Отсутствие организации выражается прежде всего в том, что “противонаправленные влечения существуют бок о бок, не упраздняя и не ослабляя друг друга”. Для “Оно” характерно отсутствие единого субъекта.
Ид функционирует по “принципу удовольствия”, будучи ориентированным на избежание боли и получение удовольствия. Ид стремится к некоему комфортному состоянию, которое характеризуется незначительным внутренним напряжением. Когда уровень напряжения организма повышается – либо в результате внешних воздействий, либо вследствие внутреннего возбуждения – Ид действует таким образом, чтобы немедленно снять напряжение и вернуть организм на удобный энергетический уровень.
Достигнуть этого Ид может двумя способами: рефлекторным действием и так называемым первичным процессом. Рефлекторное действие – это врожденная автоматическая реакция типа чихания и мигания; она обычно сразу снимает напряжение. Первичный процесс состоит в создании образа объекта, в связи с чем напряжение (энергия) перемещается. Например, у голодного человека появляется образ пищи. Галлюцинации, сновидения, так называемое аутистическое мышление – все это функции первичного процесса. Эти исполняющие желания образы являются единственной реальностью, известной Ид.
Очевидно, что сам по себе первичный процесс не способен снять напряжение, например, устранить голод. Должен появиться новый, вторичный психический процесс, и с его появлением начинает оформляться вторая система личности – Эго (“Я”).
Эго (“Я”) – совокупность познавательных процессов, соотносимых с реальностью, а также определенных защитных механизмов. Разработкой концепции “Я” Фрейд занимался на протяжении всего своего творчества. В ранних работах Фрейд говорил о “Я” как о личности в целом. Затем это понятие закрепилось в качестве главной инстанции личности. Превращение “Я” в особую инстанцию было нужно Фрейду для более убедительного обоснования конфликтности психики. Эта инстанция появляется в связи с тем, что жизнь организма требует соответствующих взаимодействий с внешней реальностью. Основное различие между Ид и Эго заключается в том, что Ид знает только внутреннюю реальность, в то время как Эго различает внутреннее и внешнее. Эго – организованная часть Ид – появляется для того, чтобы следовать целям Ид, и вся его сила черпается из Ид.
“Я” не считается единственной олицетворенной инстанцией внутри психики. Вследствие расщепления в психике могут обособляться отдельные части, например критическая инстанция или моральное сознание, и тогда одна область “Я” будет противостоять другой, критически оценивать ее и обращаться с ней как с объектом.
“Я” не является вполне сознательным. Внутри “Я” обнаружено бессознательное, которое ведет себя так же, как вытесненное, т.е. оказывает мощное воздействие и требует для осознания особой работы.
“Я” реализует целый спектр функций: контроль за движением и восприятием, исследование реальности, предвосхищение, упорядочение психических процессов во времени, рациональное мышление и пр. В то же время “Я” свойственны и такие процессы, как отказ от признания очевидного, устойчивое непонимание, рационализация, навязчивая защита от влечений.
Хотя “Я” защищает интересы личности в целом, его самостоятельность относительна. “Я” выступает преимущественно как посредник, пытающийся примирить противоречивые требования. “Я” – это “...слуга трех господ, который подвергается опасностям с трех сторон – внешнего мира, побуждений Оно и сурового “Сверх-Я”. “Я” стремится опосредовать отношения между миром и Оно, подчинить Оно требованиям внешнего мира и – посредством мышечных действий – привести мир в соответствие с желаниями Оно. “Я” выступает прежде всего как аппарат регуляции и приспособления к реальности, а его происхождение – в процессах физического созревания и обучения.
Эго подчиняется принципу реальности и действует посредством вторичного процесса. Принцип реальности – предотвращение разрядки напряжения до тех пор, пока не будет обнаружен объект, подходящий для удовлетворения. Принцип реальности приостанавливает действие принципа удовольствия, хотя, в конечном счете, при обнаружении нужного объекта и снижении напряжения реализуется именно принцип удовольствия. Принцип реальности связан с вопросом об истинности или ложности опыта. Вторичный процесс – это реалистическое мышление, которое формулирует план удовлетворения потребностей, а затем подвергает его проверке, – как правило, некоторым действием. Это называется проверка реальностью. Эго контролирует все познавательные функции.
Эго называют исполнительным органом личности, т.к. оно решает, какие инстинкты и каким образом должны быть удовлетворены. Осуществляя эти функции, Эго старается интегрировать команды нередко противоречивые, исходящие от Ид, Суперэго и внешнего мира. Это непростая задача, часто держащая Эго в напряжении. В ответ на неприятный аффект (сигнал тревоги) Эго приводит в действие защитные механизмы.
Суперэго (“Сверх-Я”) – третья инстанция личности, которая образуется в результате интериоризации родительских требований и запретов; ответственно за нравственное сознание, самонаблюдение и формирование идеалов. Эта инстанция обособилась от “Я”, но властвует над ним, например, когда человек становится объектом критики и упреков. По отношению к “Я” “Сверх-Я” играет роль судьи и цензора, содержит одновременно и запрет, и идеал. “Сверх-Я” может действовать бессознательно.
Фрейд разделил “Сверх-Я” на две подсистемы: совесть и эго-идеал. Совесть приобретается посредством родительских наказаний за “непослушное поведение”. Совесть включает способность к критической самооценке, моральные запреты и возникновение чувства вины, когда ребенок не сделал того, что должен был сделать. Поощрительный аспект “Сверх-Я” – это эго-идеал.Он воплощает в себе то, что родители одобряют или высоко ценят. Эго-идеал способствует установлению высоких личных стандартов.
Формирование “Сверх-Я” связано с угасанием Эдипова комплекса: отказываясь от исполнения запретных желаний, ребенок достигает самоотождествления с родителями и интериоризует запрет. Впоследствии “Сверх-Я” обогащается социальными (религиозными, моральными) нормами. Считают, что интериоризация запретов происходит раньше угасания Эдипова комплекса: в частности, раньше усваиваются некоторые педагогические требования. Последователи Фрейда вычленили три главные предпосылки формирования “Сверх-Я”: навязанные извне физические действия, овладение жестикуляцией через самоотождествление с другими людьми и, что всего важнее, идентификация с агрессором.
“Сверх-Я” считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем. Однако этот принцип самоконтроля не служит целям принципа реальности. “Сверх-Я”, пытаясь затормозить общественно осуждаемые импульсы Ид, старается направлять человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. Короче говоря, оно пытается убедить Эго в преимуществе идеалистических целей над реалистичными.
Теория личности должна давать свою модель движущих сил, источников и форм активности человека, то есть динамики личности. Фрейдовская модель представляет динамику личностив виде взаимодействия сил побуждения (катексиса) и сил сдерживания (антикатексиса). Все внутриличностные конфликты могут быть сведены к оппозиции этих двух сил.
Такова структура личности по Фрейду.
Фрейд считал, что энергия, обслуживающая мышление и память, только по форме отличается от энергии дыхания или пищеварения, и ее можно назвать психической энергией. В соответствии с принципом сохранения психическая энергия может трансформироваться в физиологическую. Местом встречи этих двух энергий выступает Ид и его инстинкты. Разумеется, вся энергия извлекается из телесных обменных процессов.
Фрейд полагал, что источники возбуждения, находящиеся во внешней среде, менее важны для динамики личности, чем инстинкты, то есть внутренние источники возбуждения. Внешнего стимула можно избежать, но от инстинкта убежать невозможно. Вместе взятые, инстинкты составляют суммарную психическую энергию, находящуюся в распоряжении личности. Ид представляет резервуар этой энергии и местоположение инстинктов. Инстинкт, по Фрейду, – это врожденное психологическое представительство телесного источника возбуждения. Психологическая составляющая инстинкта называется желанием; телесное возбуждение – потребностью. Желание, порожденное потребностью, действует как мотив поведения. Поэтому инстинкты считаются движущими факторами личности. Они не только побуждают поведение, но и направляют его.
Предложенная Фрейдом модель личностной динамики – это модель “редукции напряжения”. Поведение человека активизируется внутренними побудителями; активность убывает по мере того, как соответствующие действия снижают возбуждение. Это означает, что цель инстинкта регрессивна, т.к. предполагается возвращение человека к состоянию, предшествующему проявлению инстинкта. Инстинкт считается также консервативным, т.к. его цель – сохранить равновесие организма посредством снятия возбуждения.
В соответствии с фрейдовой теорией инстинктов, источник и цель инстинкта остаются постоянными на протяжении жизни; изменения возможны в связи с физическим созреванием. Объект же, или средства удовлетворения могут в течение жизни существенно варьироваться. Психическая энергия способна смещаться. Если тот или иной объект недоступен, энергия будет вкладываться в другой объект. Объекты могут заменяться, чего не бывает с источником и целью инстинкта.
Перемещение энергии из одного объекта в другой – наиболее важная характеристика динамики личности. Она объясняет пластичность человеческой натуры и неисчерпаемое разнообразие поведения. Практически все интересы, предпочтения, вкусы, привычки взрослого человека представляют собой перемещение энергии от инстинктивных объект-выборов. Почти все они производны от инстинкта. Фрейдова теория мотивации основана на допущении, что инстинкты – это единственные источники человеческого поведения.
Фрейд объединил все инстинкты в две большие группы: “инстинкты жизни” и “инстинкты смерти”. Инстинкты жизни (голод, жажда, секс) служат целям выживания индивида и человеческого рода. Форма энергии, связанная с инстинктами жизни, называется либидо. Наибольшее внимание Фрейд уделяет сексуальному инстинкту. Он вездесущ и его удовлетворение связано с значительными трудностями, в том числе социальными.
Гипотеза инстинктов смерти, или деструктивных инстинктов основана на смертности человека. Производным инстинктов смерти является агрессивность – саморазрушение, обращенное вовне и направленное против замещающих объектов. Человек сражается с другими и является деструктивным потому, что желание смерти блокируется силами жизненных инстинктов и другими обстоятельствами внутри личности, противостоящими инстинктам смерти. Война1914–1918 гг. убедила Фрейда, что агрессия – такой же важный мотив, как и сексуальный.
Динамика личности определяется способами распределения и использования психической энергии со стороны Ид, Эго и Суперэго. Так как общее количество энергии ограничено, эти три системы соревнуются за обладание ею. С усилением одной системы две другие ослабляются. Изначально всей энергией обладает Ид, используя ее для рефлекторных действий и первичного процесса. Так как Ид неспособно проводить четкое различение между объектами, инстинктивная энергия легко перемещается между различными объектами. Например, голодный младенец тащит в рот почти все.
На протяжении первых двух десятилетий жизни, пока распределение энергии более или менее не стабилизируется, имеют место частые и непредсказуемые перемещения энергии из одной системы в другую. Эти перемещения энергии удерживают личность в динамическом состоянии.
Эго не обладает собственным источником энергии и заимствует ее у Ид. Этот процесс осуществляется при помощи идентификации. Идентификация – а) механизм взаимодействия Эго и Ид; это сопоставление внутреннего образа и физической деятельности, в результате чего энергия субъективных психических процессов Ид переводится в объективные, логические процессы Эго; б) механизм развития личности, представляющий собой принятие некоторых черт другого человека и преобразование их в часть собственной личности. Под идентификацией понимается сопоставление внутреннего образа и физической реальности. В результате идентификации энергия отвлекается от субъективных психических процессов Ид и переводится в объективные, логические процессы Эго. Благодаря идентификации первичный процесс замещается вторичным. Так как вторичный процесс гораздо эффективнее снимает напряжение, то Эго постепенно обретает монополию на психическую энергию. Однако в случае неудачи Эго в удовлетворении инстинктов власть забирает Ид.
Эго использует энергию более разнообразно. Часть энергии расходуется на то, чтобы перевести на более высокий уровень процессы восприятия, памяти, мышления. Другая часть энергии используется для того, чтобы сдержать импульсивную иррациональную активность Ид. Наконец, Эго, как исполнительный орган, использует энергию для интеграции трех систем личности, создания внутренней гармонии для того, чтобы эффективно осуществлять взаимодействие со средой.
Механизм идентификации обеспечивает энергией и Суперэго. Его доступ к энергетическому резервуару Ид осуществляется посредством детской идентификации с родителями, от которых изначально зависит удовлетворение потребностей ребенка. Идеалы родителей становятся эго-идеалом ребенка, а их запреты – его совестью.
Работа Суперэго часто, хотя и не всегда, направлена против импульсов Ид. Тем не менее, иногда Ид “подкупает” Суперэго. Это происходит, например, когда некто в приступе морализаторства предпринимает агрессивные действия против тех, кого считает аморальными.В таких случаях под маской справедливого негодования (“Сверх-Я”) скрывается агрессия (Ид).
Чтобы мудро управлять личностью, Эго должно держать под контролем Ид и Суперэго, и при этом у него должно оставаться достаточно энергии для установления взаимоотношений с внешним миром. Если Ид удерживает контроль над значительной частью энергии, поведение человека становится импульсивным и примитивным. Если же слишком много энергии контролируется Суперэго, поведение будет регулироваться моральными соображениями, а не реальностью. Совесть может связывать Эго моральными узами и мешать действиям любого типа, в то время как эго-идеал может выдвигать перед Эго столь высокие стандарты, что человек оказываетсяв постоянной фрустрации и в конце концов у него развивается депрессивное чувство собственной несостоятельности.
Динамика личности во многом определяется взаимодействием с объектами внешнего мира, которые служат удовлетворению потребностей. Однако внешний мир содержит и опасности. Он может причинять боль и увеличивать напряжение. Обычная реакция индивида на угрозу, с которой он не готов справиться, – страх. Эго, подавленное стимуляцией, неподвластной контролю, наполняется тревогой. Тревога представляет собой состояние напряжения; это – побуждение, подобное голоду или сексуальному желанию, но возникает не во внутренних тканях, а изначально связано с внешними причинами. Возросшая тревога мотивирует человека на действия. Он может уйти из опасного места, сдержать импульс, подчиниться голосу совести. Функции тревоги – предостеречь Эго о надвигающейся опасности. Фрейд различал три вида тревоги: реальную, невротическую и моральную, или чувство вины. Основной вид – реальная тревога, то есть страх реальных опасностей внешнего мира. Невротическая тревога представляет страх того, что инстинкт выйдет из-под контроля и заставит человека сделать нечто, за что последует наказание. Невротическая тревога – это страх наказания, которое последует за удовлетворением социально неодобряемого влечения. Моральная тревога – это страх совести. Люди с хорошо развитым Суперэго чувствуют вину, совершая нечто противное моральному кодексу. Даже думая об этом, они терзаются муками совести.
Тревога, с которой невозможно справиться рационалистически, называется травматической. Она возвращает человека к состоянию инфантильной беспомощности. Прототипом более поздних форм тревоги является травма рождения. Мир обрушивает на новорожденного стимулы, к которым тот не готов и не может адаптироваться. Если Эго не в состоянии справиться с тревогой, оно вынуждено обратиться к нереалистическим методам – защитным механизмам.
Защитные механизмы Эго – чрезвычайные меры, которые вынуждено принимать Эго, чтобы снизить невыносимое давление тревоги. К числу защитных механизмов относят вытеснение, проекцию, формирование реакции, фиксацию, регрессию и ряд других. Все эти механизмы имеют две общие характеристики: 1) отвергают или искажают реальность; 2) действуют бессознательно.
Вытеснение – это защитная функция Эго, состоящая в перемещении из сознания в область Ид болезненных образов, воспоминаний и чувств. Вытесненное содержание может нарушать нормальное психическое и физическое функционирование человека. Например, сын, вытеснивший враждебные чувства к отцу, выражает неприязнь по отношению к другим авторитарным личностям. Вытесненная враждебность может способствовать развитию артрита. С вытесненным содержанием трудно справиться самостоятельно. Поэтому взрослые несут в себе множество детских страхов: у них нет возможности обнаружить, что для этих страхов нет причин.
Проекция заключается в обращении невротической или моральной тревоги в объективный страх. Например, человек защищается от негативных переживаний тем, что приписывает их другим людям. Он говорит: “Она меня ненавидит” вместо: “Я ее ненавижу” или: “Он меня преследует” вместо: “Меня мучит совесть”.
Формирование реакции – это замещение в сознании тревоги, болезненного чувства или вле-чения противоположным переживанием. Например, неприемлемая ненависть заменяется (маски-руется) любовью. Реактивные чувства отличаются от истинных тем, что принимают крайние формы: они экстравагантные, показные и компульсивные, то есть непреодолимые. Формирование реакции возможно в том случае, когда мать “душит” ребенка своей любовью и вниманием.
Фиксация представляет собой защиту путем остановки нормального развития личности на одной из ранних стадий, поскольку дальнейшее движение несет в себе тревогу.
Регрессия – это возвращение личности на раннюю стадию развития, обусловленное травматическим переживанием. Человек склонен регрессировать к той стадии, на которой до этого был фиксирован. Инфантильное поведение испуганного взрослого – это проявление регрессии.
Большое место в теории личности Фрейда занимает проблема развития личности, решение которой является развертыванием основных идей психоанализа. Фрейд подчеркивал решающую роль раннего детства в формировании базовых структур личности. Он полагал, что эти структуры складываются к концу пятого года жизни, а последующий рост представляет собой только определенное преобразование их. Фрейд верил, что “ребенок – отец взрослого”.
Личность развивается на основе четырех источников напряжения: 1) физиологического роста; 2) фрустраций; 3) конфликтов и 4) угроз. Для всех этих процессов свойственно возрастание напряжения. Развитие личности является результатом овладения новыми способами редукции напряжения. Основные методы снятия напряжения и, следовательно, механизмы развития – идентификация и смещение.
Идентификация как механизм развития личности – принятие некоторых черт другого человека и преобразование их в часть собственной личности. В качестве моделей выбираются более успешные люди. Ребенок идентифицируется с родителями, поскольку они представляются ему всемогущими. Для каждого возраста есть свои идентификационные фигуры. Идентифицироваться можно и с животными, воображаемыми персонажами, группами, идеями и вещами. Объектами идентификации могут служить даже умершие люди. Дети, отвергнутые родителями, склонны идентифицироваться с ними в надежде вернуть их любовь. Возможна идентификация из-за страха. Ребенок идентифицируется с запретами родителей, чтобы избежать наказания. Этот вид идентификации – основа для формирования Суперэго. Большей частью идентификация бессознательна и осуществляется методом проб и ошибок. Критерием результата служит снижение напряжения.
Смещение – второй механизм развития личности – это замена объекта, который мог бы удовлетворить потребность, но по каким-либо причинам недоступен. Этот процесс продолжается до тех пор, пока не будет найден объект, позволяющий снять напряжение. Серии подобных смещений ведут к развитию личности, хотя при этом меняется лишь объект, а не источник и цель инстинкта. Замещающий объект редко столь же удовлетворительно снижает напряжение, как оригинальный объект, поэтому вследствие ряда смещений напряжение накапливается и действует как постоянный мотивирующий фактор поведения. Человек ищет новые и лучшие способы снятия напряжения. С возрастом наступает относительная стабилизация, некий компромисс между инстинктами и Эго и Суперэго. Смещение, приводящее к высоким культурным достижениям, называется сублимацией. Фрейд объяснял сублимацией (облагораживанием) художественное творчество, научные достижения и стремление к власти. Сублимация не приводит к полному удовлетворению, поэтому всегда существует остаточное напряжение. Оно может разряжаться в форме нервозности или беспокойства – состояний, которые являются платой за достижения. Способность к замещению объектов – это самый сильный механизм развития личности. Вся система интересов, ценностей и привязанностей взрослого формируется благодаря смещению. Если бы этот механизм отсутствовал, человек не смог бы выйти за пределы тех факторов, которые действуют на него рефлекторным образом. Общество пытается управлять смещениями, поощряя одни его направления и наказывая другие.
Процесс развития личности делится на ряд стадий. В течение первых пяти лет жизни ребенок проходит три стадии, вслед за чем наступает пяти-шестилетний латентный период, которому свойственна некоторая стабилизация. С наступлением подросткового периода динамика усиливается и затем, по мере взросления, спадает.
На первой стадии, длящейся около года, источником развития являются функции, связанные с областью рта. Это – оральная стадия. За ней следует анальная стадия, когда развитие связывается с функциями выделения. Она продолжается в течение второго года жизни, затем следует фаллическая стадия, когда развитие предопределяется активностью половых органов. Оральная, анальная и фаллическая стадии называются прегенитальными. Затем ребенок попадает в длительный латентный период – так называемые спокойные с динамической точки зрения годы.В это время импульсы в основном вытеснены и удерживаются в этом состоянии. И, наконец, наступает финальная стадия созревания – генитальная. Для нее характерно появление альтруизма – бескорыстной любви к другим людям. Ищущий удовольствий (нарциссический) ребенок превращается в ориентированного на реальность социализированного взрослого. Ему все более свойственны сексуальная аттракция, групповая активность, профессиональное определение, подготовка к женитьбе и семейной жизни.
Однако прегенитальные тенденции не замещаются генитальными. Происходит смешение оральной, анальной и фаллической стадий с генитальными импульсами. Важнейшая биологическая функция генитальной стадии – воспроизводство; психологический аспект связан с определенной степенью стабильности и безопасности. При окончательной организации личности концентрируется то, что привнесено всеми четырьмя стадиями.
Со стадиями развития определенным образом связывается характер человека. Психоаналитики определяют характер как “...привычный способ приспособления Эго к внешнему миру, к Ид и Суперэго, а также специфический тип сочетания этих приспособлений друг с другом”. Решающее влияние на формирование характера оказывает внешний мир. Принято считать, что характер социально детерминирован. Существенную роль в формировании характера играет Суперэго, так как индивид строит шаблоны поведения, основываясь на представлении о “хорошем” и плохом”. Относительное постоянство характера обусловливается тремя аспектами: частично – наследственной составляющей Эго и природой инстинктов, но главным образом базируется на специфической установке Эго, обусловленной давлением внешнего мира.
По Фрейду, многие черты взрослого человека обусловлены фиксацией на той или иной стадии развития. Фиксация (остановка) – это следствие неразрешенного конфликта, свойственного определенной стадии. Определенные черты характера являются продолжением тенденций, которые наблюдались в ранний период развития ребенка.
Психоаналитическая литература содержит описания широкого разнообразия типов характера, среди которых чаще встречаются оральный, анальный, фаллический и генитальный типы.
Оральный характер – это выраженные элементы оральной фиксации в раннем детстве. Человек с таким характером крайне зависим от других в сохранении самоуважения. Внешняя поддержка играет для него наиважнейшую роль, но он жаждет ее пассивно. Оральные тенденции: глубокое чувство одиночества, разочарования и беспомощности, потребность во внимании, похвале, протест против дисциплины. Распространенная форма поведения – идентификация с объектом, который служит источником кормления. Человек с оральным характером не принимает мысль о необходимости работы. Он чувствует, что мир обязан обеспечить ему жизнь. Он может совершенно не чувствовать проблем других людей.
Анальный характер сосредоточивает личностные черты, которые формируются в конфликтах, возникающих на почве обучения ребенка культуре отправлений. Конфликт состоит в том, чтов соответствующем возрасте ребенок, обретая возможность произвольно управлять физиологиче-скими функциями, может радовать родителей или досаждать им степенью своей чистоплотности. Основные черты анального характера взрослых: бережливость, раздражительность, педантич-ность, скупость, упрямство, аккуратность. Скупость – последствие привычки к анальному задерживанию. Формируется иррациональное отношение к деньгам, которые не рассматриваются как полезное средство, а бесцельно копятся или в некоторых случаях бессмысленно транжирятся. Такое же отношение и ко времени: человек с анальным характером может быть пунктуальным до долей минуты или чудовищно ненадежен. Упрямство также свойственно анальному характеру как пассивное выражение агрессии. В анальных чертах ярко проявляется защитный механизм реактивного образования. Так, чистоплотный и дисциплинированный человек может в определенные периоды быть удивительно неряшливым и дезорганизованным.
Фаллический характер – это беспечная, решительная, самоуверенная, вызывающая манера поведения, как неосознанная защитная реакция на не преодоленный в детстве страх кастрации. Человек с таким характером живет в предвосхищении нападок на себя и потому наступает первым. Агрессивность и провоцирующее поведение выражаются скорее не в содержании слов или поступков, а в манере говорить и действовать. Показное мужество в духе бесшабашного мотоциклиста считается способом гиперкомпенсации.
Генитальный характер – это зрелая личность, воплощающая в себе синтез предыдущих стадий психосексуального развития, способная к сублимации энергии Ид. Способность получать полное удовлетворение посредством генитального оргазма делает возможной физиологическую регуляцию сексуальной функции. Таким образом, прекращается блокирование разрядки энергии с неблагоприятными последствиями в поведении. Это одновременно приводит к зрелым любовным отношениям и увеличивает возможность сублимации. Вместо запрета на эмоциональную жизнь Эго выражает эмоции естественно, как составляющую часть целостной личности.
Такова теория личности (психики) Фрейда. Она кажется странной и полуфантастической. Тем не менее она сыграла важную роль, расширила подход в познании личности, показала новые возможности поиска ответов на старые вопросы и загадки человеческой природы.
megaobuchalka.ru
Мы все с вами проходим один и тот же путь от рождения до зрелости. Каждый из нас имеет опыт нахождения в утробе матери, пережил шок от извлечения из теплого и безопасного мира материнского чрева в чужой и странный внешний мир. И каждый вынужден был приспосабливаться к этому миру, как мог. От того, как происходило приспособление к этому внешнему миру, в каких условиях и под какие требования, зависит то, какой личностью мы с вами становимся. Но еще больше влияет на нас то, насколько адекватный отклик у нашего окружения находили наши естественные желания.
Ведь не секрет, что переживания раннего детства накладывают сильный отпечаток на нашу личность. З. Фрейд в своей психоаналитической теории вывел стадии развития личности, изучение которых проливает свет на понимание того, почему те или иные черты преобладают в нашем характере. Давайте последовательно рассмотрим эти стадии.
Думаю, многие слышали, что З. Фрейд большое значение придавал стремлению человека получать удовольствие от своего тела. Он называл это стремление либидоносным инстинктом, а саму энергию желания — либидо. Фрейд полагал, и в т.ч. этой предпосылкой пользуются современные психологи, что каждый человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо). При чем, под сексуальной энергией мы будем подразумевать не только стремление получать удовольствие от секса, но и в принципе, получать удовольствие от любых своих телесных функций.
В разные периоды жизни эта энергия в наибольшей степени проявляется в какой-то одной зоне организма, которая служит основным источником получения удовольствия. Именно по «месту» получения удовольствия и были названы стадии развития человека. Все они связаны с разными эрогенными зонами, т.е. особо чувствительными участками тела. К ним относятся глаза, уши, рот, анус, молочные железы, половые органы.
Т.о. психологическое развитие человека в значительной степени определено его биологической логикой развития. Но индивидуальные черты и особенности характера будут зависеть от того, насколько благоприятно или нет протекала та или иная стадия, в каких социальных условиях это происходило, какие ценности и установки вкладывались родителями на той или иной стадии развития человека.
1. Оральная стадия длится от момента рождения до полутора лет и занимает период кормления ребенка грудью.
2. Анальная стадия длится от полутора до трех лет. Это период, когда ребенка наиболее интенсивно приучают к горшку, и он учится контролировать свои сфингтры (мышечные кольца), овладевая своей выделительной функцией.
3. Фаллическая стадия занимает период от трех до шести лет, когда на первый план выходит интерес к противоположному полу и осознание имеющихся между полами различий.
4. Латентная стадия длится от шести до двенадцати лет, характеризуя период затишья в психике человека, когда на первый план выходит не инстинктивная жизнь, а познание мира и построение социальных контактов.
5. Генитальная стадия приходится на период полового созревания. С этого момента сексуальная энергия начинает заявлять о себе в полный голос и человек находит новые способы получения удовольствия, лишь частично доступные ему ранее. На фоне этой гормональной бури и происходит окончательное формирование личности человека.
Но наибольшее влияние на формирование личности и черт характера оказывают наиболее ранние этапы развития человека, названные Фрейдом прегенитальными стадиями. Ведь человек их проходит еще до того, как в полной мере осознает, какое значение в получении удовольствия играют его половые органы. От того, получает ли ребенок на каждой этой стадии достаточное внимание и заботу или напротив, эта забота проявляется сверх меры, зависит то, как в дальнейшем будет идти этот человек по жизни, какие черты характера будут у него преобладать.
Если ребенок недополучает желаемого, например, его рано отнимают от груди, то и в дальнейшем он может чувствовать, что ему не хватает чего-то важного в жизни, искать и не находить этого. Если же ребенка окружают чрезмерной заботой, не давая ему возможности самостоятельно контролировать свои естественные функции (например, выделительные), то у него формируется ощущение некомпетентности и зависимости.
И в том и в другом случае энергия либидо не находит нужного выхода и накапливается в соответствующей зоне тела. Происходит фиксация на той или иной стадии развития, т.е. застревание на ней. Это выражается в придавании чрезмерного значения способам получения удовольствия, характерным для более ранних стадий. Так, наиболее часто встречающаяся сегодня форма подобного поведения — это переедание. Оно является прямым следствием желания человека получать большее удовольствие от жизни. Но, вместо того, чтобы найти более взрослые формы получения этого удовольствия, человек скатывается на более раннюю стадию, и ведет себя как маленький ребенок, сосущий материнскую грудь.
Этот процесс перехода на более ранние этапы развития получил название регрессии. И чем сильнее была фиксация, застревание на предыдущей стадии, тем больше вероятность скатывания человека в детские формы поведения. Особенно явно этот процесс виден, когда человек переживает стресс. Тогда он пытается восстановить свое душевное равновесие путем «испытанного» способа получения удовольствия. Курильщики начинают курить одну сигарету за другой, обжоры объедаются, порой даже не чувствуя вкуса еды, полностью занятые самим процессом поглощения, ну а часть людей «топит горе в вине»…
И чем хуже человек справляется с теми требованиями и задачами, которые возлагают на него более поздние этапы развития, тем больше он подвержен регрессии в моменты эмоционального или физического стресса. Поэтому избавиться от такого регрессивного поведения можно двумя путями: проанализировав, поняв и отработав те наиболее ранние психологические причины, которые привели к формированию и закреплению такого поведения — наиболее действенный, но и наиболее сложный и трудоемкий путь. Или же обратить внимание на свое умение справляться с жизненными трудностями, отрабатывая соответствующие навыки — это вторичный, вспомогательный путь, который поможет частично устранить нежелательное поведение, но не его корни. Куда направить свои силы — дело за вами.
В следующих статьях остановлюсь на вышеописанных стадиях и соответствующих им чертах характера более подробно.
Типология личности по З. Фрейду. Оральный характер.
Типология личности по З. Фрейду. Анальный характер.
Типология личности по З. Фрейду. Фаллический характер.
psyholog-praktik.ru
Теория развития личности (теория социализации личности), разработанная Зигмундом Фрейдом, в какой-то мере противоположна концепции Мида, поскольку основывается на убеждении, что индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом.
Согласно Фрейду, биологические, и в частности сексуальные, побуждения противоречат нормам культуры, а социализация ни что иное, как процесс, призванный обуздать эти побуждения.
Теория личности Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид или другими словами «Оно», Эго или другими словами «Я», Суперэго или другими словами «сверх – Я».
Ид, «Оно» – источник энергии, который направлен на получение удовольствия. При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает чувство удовольствия. «Оно» побуждает нас не только к сексу. Эта энергия сподвигает к осуществлению таких функций организма, как приём пищи и реализация естественных потребностей.
Эго, «Я» контролирует поведение человека, в какой-то мере напоминая светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире. Эго руководствуется главным образом принципом реальности. Эго регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряжённость, связанную с Ид. Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает ему употреблять в пищу ядовитые ягоды; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи.
Суперэго, «сверх – Я» – это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом.
Эти три компонента активно воздействуют на формирование и дальнейшее развитие личности ребёнка. Дети должны следовать принципу реальности, ожидая, пока представится подходящее время и место, чтобы уступить напору Ид. Они должны также подчиняться моральным требованиям, предъявляемым родителями и собственным формирующимся Суперэго. Эго несёт ответственность за поступки, поощряемые или наказываемые Суперэго, в связи с этим человек испытывает чувство гордости или вины.
Стадии сексуального развития. Согласно теории Фрейда, процесс формирования личности проходит четыре стадии. Каждая из этих стадий связана с определённым участком тела – той или иной эрогенной зоной. На каждой стадии возникает конфликт между стремлением к удовольствию и ограничениями, установленными сначала родителями, а в дальнейшем и Суперэго.
В самом начале жизни ребёнка эрогенной зоной является рот. Вся энергия младенца направлена на то, чтобы получить удовлетворение через рот – не только от приёма пищи, но и от процесса сосания как такового; таким образом, источником удовольствия для ребёнка является рот. Данный период жизни малыша Фрейд назвал оральной стадией.
На второй, анальной стадии главной эрогенной зоной становится задний проход. В это время дети стремятся к самостоятельности, а родители стараются приучить их просится на горшок. В этот период важное значение приобретает умение контролировать процессы экскреции.
Третья стадия названа фаллической стадией. На этой стадии главным источником удовольствия для ребенка является пенис или клитор. Именно в этот период, как считает Фрейд, начинают проявляться различия мальчиков и девочек. Мальчики вступают в так называемую Эдипову стадию – подсознательно они мечтают занять место своего отца рядом с матерью; девочки же осознают, что у них отсутствует пенис, поэтому они чувствуют себя неполноценными по сравнению с мальчиками.
После окончания латентного периода, когда девочки и мальчики еще не обеспокоены проблемой половой близости, в жизни юношей и девушек наступает генитальная стадия. В этот период сохраняются некоторые особенности, характерные для ранних стадий, но главным источником удовольствия становится половое сношение с представителем противоположного пола.
Продолжение следует…
psychologyc.ru