ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%
По словам известного кинодеятеля и публициста Андрея Кончаловского, чем выше духовное и интеллектуальное развитие человека, тем он свободней и счастливей. Вряд ли можно поспорить с этим. Как нельзя и отделить друг от друга эти взаимосвязанные процессы личностного роста. Духовное и интеллектуальное развитие – две стороны одной медали, имя которой Совершенство.
Способность мыслить, то есть перерабатывать получаемую информацию, дает человеку возможность не быть слепым орудием других людей или жертвой обстоятельств.
Развитый интеллект – это инструмент адекватного реагирования на любую жизненную проблему, позволяющий выпутываться из самых затруднительных ситуаций.
Немалое значение имеет развитие следующих умственных навыков:
• искусства общения с людьми;
• умения планировать свою жизнь и составлять программу саморазвития;
• упорства в достижении намеченных жизненных ориентиров.
Чтобы интеллект служил безотказно во всех случаях, психология саморазвития рекомендует совершенствовать его всесторонне. Специалисты выделяют несколько типов интеллекта:1. Цифровой – способность в уме производить различные действия с числами. Нужно ли это в эпоху ЭВМ? Необходимо! И не только для расчета в магазине, успешного ведения финансовых дел и экономии бюджета. Это очень полезно для выработки гибкости и оперативности ума.
2. Пространственный – умение оценить особенности расположения различных предметов, позволяющее свободно ориентироваться на незнакомой местности. Развить пространственное мышление помогут не только теоретические занятия геометрией, но и практика: танцы, бег, плавание, аэробика, йога – любая активность, дающая ловкость и силу мышцам, позволяющая держать равновесие, соблюдать координацию движений.
3. Творческий – генератор новых оригинальных идей, позволяющий экспериментировать, играть, фантазировать. Чтобы привести его в действие, полезно на время отключать аналитическое мышление и позволять себе помечтать. Тем самым вы дадите творческому интеллекту сначала расслабиться, а затем и с новыми силами «обмозговать» вашу проблему. Развитию творческого начала способствуют также занятия рисованием, пением, музыкой, поэзией.
4. Личностный – помощник человека в реализации его потенциала. Развитие его предполагает познание себя, умение слышать свое «Я». Для этого используются практики самоуглубления, медитации, самогипноза. Они также помогают настроиться на позитив, избавиться от иллюзий, сомнений, навязчивых мыслей.
5. Социальный – умение налаживать конструктивные межличностные отношения. Данный вид интеллекта включает в себя и способность заинтересовать разговором, и искусство слушать, и талант тактично задавать вопросы, и готовность идти на компромисс, и соответствие внешнего вида ситуации. Развитию социального интеллекта способствует большая практика общения, а также чтение, наблюдение за поведением публичных лиц и героев книг, фильмов, спектаклей.
6. Сенсорный – способность эффективно управлять не только пятью основными чувствами – слухом, зрением, вкусом, обонянием и осязанием, – но и шестым, то есть интуицией. Есть много способов развития интуиции и проницательности. Самый простой – техника определения с закрытыми глазами расстояния, на котором находится приближающийся к вам человек.
7. Духовный – верхушка всей интеллектуальной пирамиды. Он задает мыслительному процессу гуманный вектор и определяет его полную независимость. Недаром людей, им обладающих, называют «самоактуализованными». Наличие этой разновидности умственной деятельности – лучшее доказательство неразрывной связи духовного и интеллектуального развития.
Некоторые адепты духовного роста человека обрисовывают его как приобщение к пяти природным стихиям. Каждая из них по-своему обогащает человека. А все вместе они выражают единство духовного и интеллектуального развития. Вот эти пять элементов:
1. Вода – это символ наших желаний и целей, которые должны перерасти в дела так же, как полноводная река берет начало с маленьких ручейков. Эволюция человеческого духа предполагает познание себя, своих желаний, своей миссии и неукоснительное следование за своей мечтой.
2. Огонь – умение добывать и копить энергию, чтобы направлять ее на реализацию своих повседневных потребностей и стратегических целей. Одним из важнейших источников жизненных сил является любовь. Поэтому прожить без нее очень трудно. А вот такие эмоции, как злость, гнев, обида, зависть, ревность, – сильнейшие поглотители энергии. Их нужно стараться всячески избегать либо трансформировать в позитивное русло, например, в стремление к материальному благополучию.
3. Дерево – крепкое здоровье и долголетие, предполагающее сочетание здорового тела со здоровым духом. Если первое достигается физическими тренировками и сбалансированным питанием, то в основе второго лежит духовное и интеллектуальное развитие – формирование позитивных мыслей и гармонизация духа.
4. Земля – преобразование пространства вокруг себя, стремление сделать дом чистым, двор – ухоженным, себя – опрятным, а свое окружение – добрососедским. Этот вектор ведет к сотрудничеству, взаимопомощи, бесконфликтному продуктивному общению.
5. Воздух – стремление к свободе мысли, слова, поступков, выбора, не зависимое ни от кого распоряжение местом своего пребывания, временем, финансами, умение не стать рабом денег, а ценить доходы нематериального плана: дружбу, любовь, знания, опыт.
Природа наделила человека умом и душой. Их единство необходимо для любого значительного достижения. Точно так, как для появления на свет ребенка нужны мужчина и женщина. Это можно представить следующим образом.
Мужская энергия интеллекта рождает цель, идею, план. Данный этап развития предполагает интенсивную аналитическую работу мозга. Он должен осознать мечту и суметь ответственно спланировать процесс ее достижения. Подобно зачатию ребенка, этот этап является отправным пунктом на пути к успеху.
Женская энергия души становится реализатором намеченного плана. Настойчиво и вдохновенно, день за днем, она претворяет задуманное. Так терпеливо и любовно дочь Евы в течение долгих девяти месяцев вынашивает свое дитя, пока оно, наконец, не явится миру.
Успех – это наслаждение результатом сотворчества трезвого рассудка и пламенной души. Он подобен радости ребенка, благодарного отцу и матери за дарованную ему жизнь. Так синтез духовного и интеллектуального развития рождает гармоничную самодостаточную личность.
Вконтакте
Google+
Одноклассники
rostduha.ru
Совершенно ясно, что изучение роста и развития следует рассматривать как одну из ведущих наук, на которых должны основываться теория и практика воспитания. Раньше педагоги были тесно связаны с биологией человека, а некоторые из них сами были врачами или антропологами.
Но в течение первой половины этого столетия бурный расцвет педагогической психологии привел к тому, что педагоги почти совсем перестали интересоваться вопросами физического развития. Теперь с этим покончено.Уже сейчас мы располагаем обширным арсеналом фактов и целым рядом выводов, которые имеют важное значение для педагогики. Главные среди них – это вопросы о градиентах роста мозга, об индивидуальной изменчивости в темпах роста, особенно в пубертатном периоде, о взаимосвязи между темпами умственного и физического развития.
Начиная с самых первых стадий внутриутробного развития и на протяжении всего дальнейшего роста, мозг по весу ближе к своему конечному значению, чем любой другой орган человеческого тела, за исключением, пожалуй, глаза. В этом смысле мозг развивается раньше, чем остальная часть тела.
Накоплено много данных, свидетельствующих о том, что дети, более развитые в физическом отношении (судя по их раннему созреванию во время подросткового периода), получают в среднем более высокие баллы в психологических тестах, чем их отстающие в развитии сверстники.
Факторы интеллектуального развития
Генетические факторы - тот потенциал, который ребенок получает с наследственной информацией от родителей. От этих факторов в определенной степени зависит направление интеллектуального развития индивидуума. Однако индивидуум, как можно было бы думать, не наследует определенный уровень "чистого" интеллекта, зависящий от соответствующего уровня у родителей. Об этих генетических факторах, их структуре и механизмах возникновения и проявления на сегодняшний день известно очень мало. Выявлены только ряд генов, отвечающих за грубые дефекты развития организма, а также за ряд физических признаков организма.
От генетических нарушений следует отличать хромосомные аномалии, связанные с нарушениями в процессе образования сперматозоида или яйцеклетки. Это касается, в частности, такого распространенного недуга, как болезнь Дауна.
Пример. Для болезни Дауна характерен определенный внешний вид больных, но главные проблемы для них сосредоточены в умственном развитии. У детей с этим заболеванием обычно наблюдается дебильность в легкой степени, которая, тем не менее, частично компенсируется их большой общительностью; эта черта служит важным фактором их адаптации в обществе. Показано, что болезнь Дауна передается по наследству только в 3-4% случаев Главным фактором этого заболевания служит немолодой возраст родителей. Если мать не старше 25 лет, то его вероятность составляет 1/2000, а если ей больше 45 - 1/40. Есть такая же связь и применительно к отцу.
Факторы, возникающие во время беременности
Во время пренатального развития ребенок живет практически одной жизнью с матерью. Поэтому сильные нарушения физического и психического равновесия у матери в это время могут оказывать влияние, подчас необратимое, на реализацию генетического потенциала ребенка. Приведем примеры таких нарушений.
- Недостаточное питание матери, особенно в бедных и слаборазвитых странах. Так, отсутствие или недостаток иода в пище матерей в определенных районах может вызвать кретинизм ребенка.
- Заболевания матери в период беременности.Так,, краснуха у беременной протекает легко, но на первых месяцах внутриутробной жизни ребенка приводит к необратимым изменениям зрения, слуха и особенно интеллектуальных функций.
- Употребление лекарств и других веществ. Злоупотребление в первые месяцы беременности антибиотиками, транквилизаторами типа элениума или даже аспирином, употребление алкоголя или курение может привести к значительной задержке умственного развития ребенка.
Факторы окружающей среды
Недостаточность или алиментарные нарушения питания у ребенка особенно сказываются в первые 6 месяцев. Однако если в дальнейшем ребенок начинается питаться нормально и жить в стабильных условиях с достаточной психической стимуляцией, то он уже к 4-5 годам догоняет своих обычных сверстников (1976). К сожалению, такую компенсацию большинство детей из бедных семей никогда не получат, и у них нарушения, связанные с неблагоприятным питанием беременной матери, будут только усугубляться.
Психическая стимуляция уже с первых месяцев жизни может иметь решающее значение для интеллектуального развития ребенка, быть может, даже большее, чем правильное питание или физический уход. Было показано, что у детей, воспитанных в учреждениях, где общение было сведено к минимуму (одна воспитательница на 10 детей), уже со второго года жизни отмечается значительное отставание в двигательной и речевой сфере. То есть дети должны расти у родителей, которые дают им возможность общаться с разными людьми, манипулировать с новыми предметами, осваивать новые навыки.
Пример: 30-е гг. ХХ века, штат Айова, приют для умственно отсталых детей. Младенцы целыми сутками находились одни в кроватках с высокими занавесками; вся психическая стимуляция - только общение с нянями во время ухода и кормления. 13 таких детей были помещены в заведение для умственно неполноценных женщин, которые очень скоро приняли этих младенцев как своих. С этого момента развитие детей с каждым днем стало меняться: у них сформировалась речь, и вскоре их интеллект достиг нормы. В течение последующих 40 лет многие обзавелись детьми, имели семьи, четверо получили высшее образование. При этом остальные 12 детей, которые остались в приюте, так и не достигли нормального развития, а треть из них оставалась в приюте пожизненно.
Этот опыт успешно развивается. В частности, в СПбГУ создана специальная лаборатория по развитию интеллектуальных способностей детей раннем возрасте (0-3 года). Они используют специальные развивающие кроватки, а затем - игротеки. Такие же методики, как ни странно, применяются сейчас и в зрелом возрасте - например, при подготовке к серьезным переговорам.
Число детей в семье
Можно было бы предположить, что умственное развитие ребенка будет тем лучше, чем больше у него братьев и сестер. Однако на самом деле это не так: чем больше в семье детей, тем ниже их IQ; первенцы всегда более развиты, чем остальные дети. Самые высокие баллы получают старшие дети в семье из 2 детей, а самые низкие - младшие дети в семье с 9 детьми (разница в IQ - 10 баллов). Предложено объяснение этих результатов. По мнению его авторов, от числа детей в семье зависит ее "интеллектуальный климат". У каждого индивидуума (в том числе и родителей, и детей) имеется свой уровень интеллекта, который можно условно представить некоторым числом. Ясно, что в среднем у родителей оно выше, чем у детей. Тогда, если взять двоих родителей с уровнем, скажем, 30, то для бездетной семьи "индекс интеллектуального развития" будет равен (30+30):2+30, после рождения первого ребенка он упадет до (30+30+0):3=20, а с рождением четвертого ребенка он понизится до (30+30+12+8+4+0):6=14.
Однако, как отмечают те же авторы, совершенно очевидно, что, если в больших семьях этот недостаток в интеллектуальном плане и проявляется, то они имеют ряд преимуществ с точки зрения развития личности (более выражена социальная компетентность, моральная ответственность). Очевидно, что эти факторы играют в социальной адаптации человека не меньшую роль, чем интеллект.
Социальное положение семьи
Исследования, проведенные во Франции (1980), показали, что у детей, родившихся в бедных семьях, но воспитанных в семьях из привилегированного слоя, IQ примерно на 20 баллов выше, чем у их братьев и сестер, воспитанных родителями. Другими словами, между социальной средой, в которой живет ребенок, и его школьной успеваемостью существует тесная связь.
Влияние школы
Большая часть жизни ребенка и подростка связана со школой. Мы вправе ожидать, что в школе все делается для того, чтобы способности каждого развивались как можно лучше. Что же мы имеем на самом деле?
Как самое ценное качество ученика в традиционной школе рассматривается послушание. Хороший ученик - это спокойный ребенок, который ничего не говорит без разрешения, отвечает только на те вопросы, которые ему задают, и именно так, как от него требуется. В курсе общей психологии было показано, к каким последствиям это может привести у детей с высокими творческими способностями и сравнительно низким уровнем традиционного интеллекта.
Как можно бороться с таким положением вещей? В 20 веке предложено несколько открытых систем обучения, в которых каждый ребенок живет и работает в своем собственном ритме. Такой метод предложила, в частности, итальянка Мария Монтессори (1870-1952). В ее классах детям была предоставлена полная свобода передвижения и максимально стимулирующая среда - игрушки и предметы, привлекающие их внимание. В этой школе дети активно работали и с удовольствием учились, хотя там не было никаких экзаменов или дневников, призванных подстегнуть их усилия.
Почему же эти методы, вполне оправдавшие себя, не используются широко в современных школах? Дело в том, что человеческое общество с трудом допускает свободу и самостоятельность своих членов. Любая социальная система отражает культуру и социально-экономическую среду, преобладающую в данном обществе. Естественно, это относится и к воспитанию детей, которым предстоит развивать и, главное, сохранять существующие социальные структуры. Гарантией такой благонадежности и служит более или менее систематический контроль.
Пример: в США проживают представители достаточно многочисленных культурных и социальных слоев, однако школьная система приспособлена в основном для англоязычных представителей белой расы, вышедших из семьи, которой оба родителя имеют стабильное и более или менее престижное положение и являются индивидуально и социально обеспеченными (тип семьи, которую показывают в большинстве телесериалов не только американского, но и европейского производства). В подобной семье остается мало места для каких-либо других установок или представлений о жизни. Основные требования школы, которым должен подчиняться ребенок, - это уважение к вышестоящим персонам, выполнение заданий в срок и в соответствии с определенными требованиями, конкуренция и индивидуализм. Стимулом служит перспектива получить диплом и, следовательно, получить престижную работу, в конечном итоге воспроизведя социальную модель жизни своих родителей.
Хотя такую систему обязательного школьного образования вполне искренне считают демократической, не приходится удивляться тому, что успешность представителей непривилегированных классов здесь крайне мала. К сожалению, динамика социального развития России в настоящее время во многом повторяет этот путь.
С другой стороны, по данным Годфруа (1966), как только система обучения начинает соответствовать мотивации и жизненному ритму детей и поддерживать гармонию с жизнью взрослых, негритята из Заира начинают развиваться так же быстро, как их сверстники из Парижа или Нью-Йорка.
Личностные качества ребенка
Темперамент и характер ребенка играют важную роль в том, как будут налаживаться его отношения в школе. У некоторых детей их стиль (флегматики, холерики и т.д.) не соответствует жестким рамкам традиционной школы; такие дети быстро оттесняются в сторону, и к ним начинаются относиться как к неспособным.
Каган (1965) разделяет детей на вдумчивых и импульсивных. Вдумчивые дети углубляются в задачу, даже если она трудна, и решают ее столько времени, сколько необходимо. Однако их основная мотивация - избегание неудачи. Их социальная активность незначительна, они мало участвуют в жизни коллектива, опасаются попадать в незнакомые социальные ситуации. Считаются успешными в обучении.
Импульсивные дети: хорошо входят в коллектив, не боятся рисковать, стремятся к быстрому успеху. Поэтому часто дают первый ответ, который приходит в голову (иногда это вызывает трудности в обучении, особенно чтению - пропускают строчки, подставляют одно слово вместо другого). При этом могут показывать не худшую успеваемость, чем вдумчивые дети, но их стиль поведения хуже вписывается в систему воспитания, в которой главным достоинством считается послушание, и они находятся в заведомо худших условиях.
У вдумчивых детей, благодаря их способности рассматривать разные подходы к решению задачи, больше шансов стать творческими личностями. В то же время, поскольку импульсивные дети допускают неоднозначные решения и способны спонтанно их выдавать, у них также может развиться дивергентное и оригинальное мышление.
Личностные качества родителей
Родителям детей с высоким уровнем интеллекта и творческих способностей обычно свойственно положительное отношение к жизни: они любят свою работу, энергичны и динамичны, предпочитают на досуге культурное или артистическое времяпрепровождение. Главное их отличие - нонконформизм (независимость от постороннего мнения, от условностей или предрассудков общества). Они уверены в себе и ведут себя свободно, не заботясь особенно о своей репутации.
Если у детей имеются условия для развития и интеллектуальных, и творческих способностей - что будет преобладать? Это во многом зависит от взаимоотношения этих детей с родителями. В обоих случаях важно, чтобы ребенок ощущал человеческое тепло и уважение со стороны взрослых.
Примеры. В атмосфере семьи с преимущественным развитием интеллекта между родителями и детьми уже в раннем детстве установлены взаимоотношения; родители обращают особое внимание на школьную успеваемость; у детей с высокими вербальными способностями, как правило, имеются очень крепкие эмоциональные связи с родителями, что подкрепляет зависимые формы поведения. В этих случаях родители уделяют много внимания умственному развитию детей, покупают им познавательные игрушки и книжки, позволяют участвовать во взрослых разговорах; дети с большими способностями в области математики и пространственного воображения гораздо свободнее в своих инициативах.
В семье с преимущественным развитием творческих способностей у родителей нет никакой авторитарности; детей поощряют за непосредственность и уверенность в себе, в семье ценится чувство ответственности. В таких семьях часто наблюдается эмоциональная дистанция, даже холодность, вплоть до глубокого разлада между родителями и детьми, но это не приводит к враждебности по отношению к детям или к пренебрежению ими).
biofile.ru
Интеллект относится к наиболее сложным умственным способностям личности. В интерпретации его сущности мнения психологов расходятся.
Трудности возникают даже при самом определении интеллекта.
Вот некоторые из определений.Интеллект - это способность к мышлению.Интеллект - это вид адаптационного поведения, направленного на достижение цели.Интеллект - это характеристика рациональных мыслительных функций человеческой психики.Интеллект - это целостная характеристика познавательных процессов человека.Интеллект - это способность человека адаптироваться к окружающей среде.Интеллект - это понятие, предназначенное для объяснения причин различий между людьми в решении сложных проблем.Интеллект - это глобальная способность человека действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.Интеллект - это относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.
В этой связи вносят ся предложения вообще отказаться от этого понятия (Д. Кэррол, С. Максвелл) или заменить его другими, например, «адаптабельностыо» или «умственной структурой» (Д. Меллер и др.)
Обобщенное определение может иметь такой вид: интеллект -это система психических процессов, позволяющих человеку использовать свои способности для оценки ситуации, принятия рациональных решений и организации соответствующего поведения в изменяющейся среде.
В проблеме интеллекта не установлена четкая граница между понятиями «интеллект», «ум» и «мышление», которые рассматривают разные, но взаимосвязанные стороны личности. Попытка соотнести эти понятия в рамках общей проблемы способностей человека приводит к следующей схеме.
Интеллект можно рассматривать как способность к мышлению. При этом интеллект не увязывают с нравственностью, эмпатично-стью, человеколюбием, профессией и даже с элитным образованием. Очевидно, именно это имел в виду А. Энштейн: «Не стоит обожествлять интеллект. У него есть могучие мышцы, но нет лица».
Мышление представляет собой процесс, через который интеллект проявляется, реализуется. Ум - обобщенная характеристика познавательных возможностей человека, процесса мышления. Ум - это целый комплекс качеств, так тесно связанных, что, взятые в отдельности, они проявляют себя по-иному. Когда человека называют умным, эта оценка относится одновременно ко многим его качествам.
Что касается структуры интеллекта, то в настоящее время из-за сложности и самого феномена, и несовершенства его формулировки трудно предложить полноценную его модель. Идет накопление информации по этому уникальному психическому ооразованию. А пока имеющиеся результаты в большей мере обусловлены спецификой научных позиций ученых. В понятие интеллекта включаются от нескольких до десятков факторов. Естественно, это затрудняет оценку интеллекта как целостного явления.
В структуре интеллекта различные исследователи выделяют несколько составляющих.
Общий интеллект (фактор G, от англ. general - общий) - совокупность психических свойств личности, которые предопределяют успех любой деятельности, адаптацию к окружающей среде и высокий темп пеработки информации. Общий интеллект обеспечивается общими способностями. Например, коммуникативные способности человека востребованы многими видами деятельности: управленческой, педагогической, артистической, дипломатической.
Специальный интеллект (фактор S, от англ. special - специальный) - совокупность психических свойств, которые необходимы для решения узких задач в том или ином виде деятельности. Этот вид интеллекта обеспечивается специальными способностями человека.
Имеются и другие подходи к пониманию структуры интеллекта человека. Так, Л. Терстоун выделил набор из 12 независимых способностей, определяющих интеллект, назвав их первичными умственными потенциями (способность восприятия, ассоциативная память, словесная гибкость И др.) «Кубическая» модель интеллекта Д. Гилфорда включает 120 составляющих, характеризующих содержание умственной деятельности (к какой форме приводится обрабатываемая информацию).
Таким образом, при всех различиях во взглядах на проблему общее состоит в многокомпонентности феномена «интеллект», его тесной связи с познавательными процессами, врожденными и социальными факторами.
Неопределенность содержания понятия «интеллект» не остановила исследований этого феномена, которые велись по различным аспектам жизнедеятельное m человека. Вот результаты этих исследований.
Интеллект и наследуемостьТакая связь имеется лини, по некоторым отдельным факторам интеллекта. Попытки увязать интеллект с генетическими факторами позволили лишь считать, ч то, чем больше генетическое сходство (сестер, братьев, близнецов), тем меньше различия по интеллекту. Выявлено также, что уровень развития интеллекта снижается из-за неправильного образа жизни матери в период беременности (курение, алкоголь, заболевание краснухой, злоупотребление лекарствами и др.). По приблизительны расчетам факторы наследственности в интеллекте составляют около 60%.
Интеллект и возрастОтмечено, что с возрастом при сохранении психического здоровья интеллект не утрачивается. Признаки интеллекта могут быть зафиксированы в возрасте трех лет. К 20 годам наблюдаются максимальные формы проявления знаний, умений, навыков и житейского опыта.
Интеллект и семьяС возрастом влияние семьи на становление интеллекта снижается, в ранние же годы уровень развития интеллекта пропорционален интеллектуальному уровню семьи. При это определяющее влияние на интеллект показывает тот из родителей, который эмоционально ближе к ребенку (в большинстве случаев мать).
Интеллект активность личностиУстановлено, что одаренные люди для решения задач привлеклают большие объемы информации и осуществляют переработку ее с большой скоростью и точностью. Кроме того, чем выше интеллект, тем выше способность прогнозировать развитие событий, составляющих основу человеческой деятельности.
Интеллект и адаптацияКазалось бы, коль термин «адаптация» включен в определение интеллекта, ТО вполне логично предположить его взаимосвязь со способностью к адекватному поведению в сложной среде. Однако это определение расплывчато и вряд ли может раскрыть истинную роль интеллекта в адаптационных процессах.
Интеллект и обучаемостьТакая связь может частично характеризовать интеллектуальную личность. Действительно, школьные и вузовские оценки коррелируют (имеют статистически значимую, но не прчинно-следственную связь) с интеллектом, однако они отражают не характеристики процесса обучения, а конечный результат, добытый неизвестно как. Поэтому говорить об интеллекте как об обобщенной способности к обучению неправомерно. Обучаемость различны видам деятельности определяется и спецификой этой деятельности, и индивидуально-личностными характеристиками человека.
Интеллект и деятельностьПсихологи отмечают в этом вопросе пороговые отношения: как высокий уровень интеллекта,,так и низкий могут наносить ущерб результативности деятельности. Еще в древности китайский философ Лао-Цзы говорил: «Грубым умам управление дается проще». Чрезвычайно высокий интеллект может делать его обладателя непонятным окружающим людям, снизить иего мотивацию к интенсивному совместному труду. Справедливо и обратное: каждая профессия требует определенного минимума интеллекта.
Интеллект и полПри разном среднем уровне развития интеллекта у мужчин и женщин больший разброс наблюдается у мужчин. Различаются и ведущие сферы приложения интеллекта между мужчинами и женщинами.
Интеллект и культурно-социальная средаУстановлено, что эта связь существенна для развития интеллекта. Но такой вывод годится только для народов, культура которых не отличается по уровню от современной. Выявлено, например, что по математическим знаниям школьники средних классов Японии превосходят американских ровесников. Однако это явление обусловлено не генетикой и наследственностью, а разным приоритетом, который проявляется в культуре этих стран: трудолюбии, знании, образовании и семьи.
Интеллект и абстрактное мышлениеИнтеллект отражает способность человека решать неформализованные задачи, у которых нет четких правил решения.
Интеллект и нейропсихологические механизмы психикиВ этом плане интеллект связывают с общим числом нервных ассоциативных связей и функциональной ассиметрией головного мозга. Накоплен материал о динамических характеристиках интеллектуальной деятельности, не зависящих от типа задания и вида деятельности. Вот некоторые результаты:- вклад левого полушария в динамическую организацию интеллектуальной деятельности различен;- намеренное (произвольное) ускорение интеллектуальной деятельности (и некоторые другие скоростные параметры) выше у людей с правосторонним типом асиметрии;- «левосторонние» более устойчивы по отношению к сбивающему влиянию помех в процессе интеллектуальной деятельности.
К сожалению, многие из перечисленных выше результатов получены на основе различного понимания интеллекта, что придает им лишь ориентировочный характер.
psyera.ru
Интеллектуальное развитие человека
Человек по-разному проявляет свои интеллектуальные способности. Ученые рассматривают 7 видов интеллекта. Лингвистический интеллект характеризуется способностью использовать язык для передачи информации, а также стимулирования и возбуждения. В этом преуспевают поэты, писатели, редакторы, журналисты. Музыкальный интеллект определяет способность исполнять, сочинять музыку и/или получать от нее удовольствие исполнителей, композиторов, музыкальных критиков. Логико-математический интеллект определяет способность исследовать, классифицировать категории и предметы, выявлять отношения между символами и понятиями путем манипулирования ими. Таким интеллектом обладают математики, ученые. Пространственный интеллект — способность видеть, воспринимать и манипулировать объектами в уме, воспринимать и создавать зрительно-пространственные композиции. Характерен для архитекторов, инженеров, хирургов. Телесно-кинестетический интеллект — это способность использовать двигательные навыки в спорте, исполнительском искусстве, ручном труде. Такими способностями обладают танцовщики, спортсмены, механики. Межличностный интеллект обеспечивает способность понимать других людей и налаживать с ними отношения учителям, психологам, продавцам. Внутриличностный интеллект представляет способность понимать себя, свои чувства, стремления. Преуспевают в этом психологи и поэты.
Общий интеллект в течение жизни претерпевает определенные изменения. . В первые 20 лет жизни происходит основное интеллектуальное развитие человека. Достигает своего максимального развития к 19-20 годам, затем наступает фаза стабилизации и с 30 — 34 лет происходит спад продуктивности интеллектуальных функций. Развитие общих интеллектуальных способностей зависит не только от возраста, но и от вида деятельности человека. Примечательно, что индивидуальные показатели могут у одних людей ухудшаться, а у других — улучшаться в течение жизни, что связано с образом жизни. Изменения связаны также с различиями в семейном окружении. У детей, оказавшихся в благоприятной эмоциональной среде, уровень интеллекта повышается, а у детей, по отношению к которым родители не проявляли достаточной заботы, наблюдается процесс снижения уровня интеллекта. Решающим фактором оказался уровень образования родителей. Развитие интеллекта в школьном возрасте определяется преимущественно внутренней мотивацией ребенка — стремлением к высоким достижениям, тягой к соперничеству и любознательностью.
Экспериментальные исследования психологов показали, что наивысшие моменты научного творчества относятся к 35-45 годам жизни. При этом пик творческих способностей проявляется до 30-34 лет в таких науках как математика, физика, химия; в 35-39 лет- у геологов, медиков и других специалистов; между 40 и 55 годами- кульминационные моменты достижений у представителей научной, философской и политической областей деятельности.
Исследования показывают, что уровень интеллекта взрослого человека в разные периоды жизни остается достаточно высоким.
Лариса Данцова
infourok.ru
Интеллект (от лат. intellectus – ум, рассудок, разум) – устойчивая структура умственных способностей индивида, уровень его познавательных возможностей, механизм психической адаптации индивида к жизненными ситуациям, понимание существенных взаимосвязей действительности, включенность индивида в социокультурный опыт социума.
Интеллект как умственный потенциал индивида может быть объектом психологической диагностики.
В начале XIX в. немецкий астроном Фридрих Вильгельм Бессель (1784–1846) утверждал, что может определить уровень интеллекта человека по скорости его реакции на вспышку света. Но только в конце прошлого века американский психолог Джеймс Маккин Кеттел (1860–1944) выступил в качестве основоположника научной тестологии, разработав систему тестов, направленных на выявление психических возможностей индивида, в том числе и интеллектуальных (ментальных). Формировалась научная концепция человеческого интеллекта. Развитие интеллекта (умственного возраста) исследовалось французским психологом Альфредом Бине (1857–1911). Разработчиком понятия коэффициента умственного развития был немецкий психолог Вильям Штерн (1871–1938).
В 1937 году Д. Векслером была создана первая шкала интеллекта для взрослых. В большинстве тестов интеллекта испытуемому предлагаются задания на классификацию, обобщение, перенос знаний, экстраполяцию и интерполяцию. Некоторые задания состоят из рисунков и геометрических фигур (рис. 80–82). Успех испытуемого определяется количеством правильно выполненных заданий.
Современная психология рассматривает интеллект как устойчивую структуру умственных способностей индивида, его адаптируемость к различным жизненным ситуациям. Уже в начале XX в. английский психолог Чарлз Эдуард Спирмен (1863–1945) разработал статистические методы измерения интеллекта и выдвинул двухфакторную теорию интеллекта. В нем выделялся общий фактор (фактор G) и специальные факторы, определяющие успех в решении задач конкретного типа (фактор S). Возникла теория специфических способностей. Психолог Д. Гилфорд выделил 120 факторов интеллекта и представил его структуру в виде кубической модели.
Его кубическая модель представляет собой попытку определить каждую из 120 специфических способностей, исходя из трех размерностей мышления: о чем мы думаем (содержание), как мы об этом думаем (операция) и кчему приводит это умственное действие (результат). Например, при заучивании таких символических обозначений, как сигналы азбуки Морзе (EI2), при запоминании семантических преобразований, необходимых для спряжения глагола в том или ином времени (DV3), или при оценке изменений в поведении, когда необходимо пойти на работу по новому пути (AV4), вовлекаются совсем различные типы интеллекта.
Интеллектуальные возможности человека проявляются в той стратегии, которую он вырабатывает в различных проблемных ситуациях, в его способности трансформировать проблемную ситуацию в проблему, а затем в систему поисковых задач.
Одни люди способны к быстрым умозаключениям, интуитивным озарениям, одномоментному охвату события во всех его взаимосвязях. Они последовательны в выдвижении гипотез и проверке их правильности. Другие замыкаются на первой пришедшей на ум гипотезе, их мышление нединамично. Некоторые пытаются решать проблемные задачи вообще без всяких предварительных предположений, надеясь на случайные находки. Их мышление бессистемно, оно перекрывается импульсивными эмоциями. Мышление многих людей стереотипно, излишне стандартизировано.
Интеллектуально-волевые качества индивида проявляются в выборе цели и системы средств ее достижения, в качестве переработки исходной информации, в учете условий деятельности, предвидении возможной программы поведения, предвосхищении средств ее исполнения, критериев оценки возможных результатов.
Основными качествами человеческого интеллекта являются пытливость, глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность.
Пытливость ума – стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях. Это качество ума лежит в основе активной познавательной деятельности.
Глубина ума заключается в способности отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного.
Гибкость и подвижность ума – способность человека широко использовать имеющиеся опыт и знания, оперативно исследовать известные предметы в новых взаимосвязях и взаимоотношениях, преодолевать шаблонность мышления. Это качество особенно ценно, если иметь в виду, что мышление представляет собой применение знаний, "теоретических мерок" к различным ситуациям. В определенном смысле мышление имеет тенденцию к стабильности, некоторой трафаретности. Это препятствует решению творческих задач, требующих необычного, нешаблонного подхода. (Косность мышления обнаруживается, например, при решении следующей задачи: зачеркнуть тремя замкнутыми линиями четыре точки, расположенные в виде квадрата. Попытка действовать путем соединения этих точек не приводит к решению задачи. Она может быть решена только при условии выхода за пределы этих точек.)
Логичность мышления характеризуется строгой последовательностью рассуждений, учетом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей. Доказательственность мышления характеризуется способностью использовать в нужный момент такие факты, закономерности, которые убеждают в правильности суждений и выводов.
Критичность мышления предполагает умение строго оценивать результаты мыслительной деятельности, подвергать их критической оценке, отбрасывать неправильное решение, отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи.
Широта мышления заключается в способности охватить вопрос в целом, не теряя из виду всех данных соответствующей задачи, а также в умений видеть новые проблемы (креативность мышления).
Негативным качеством интеллекта является ригидность мышления – негибкое, предвзятое отношение к сущности явления, преувеличение чувственного впечатления, приверженность шаблонным оценкам.
Различное содержание деятельности требует развития определенных ведущих интеллектуальных особенностей индивида. Но везде нужна чувствительность индивида к новому, к актуальным проблемам – его креативность, отсутствие у него ксенофобии, т. е. боязни нового, непривычного.
Показателем развитости интеллекта является несвязанность субъекта внешними ограничениями (например, его способность увидеть возможности новых применений обычных предметов).
Существенное качество ума индивида – предвидение возможного развития событий, последствий предпринимаемых действий. Способность предвидеть, предупреждать и избегать ненужных конфликтов – признак развитости ума, широты интеллекта.
Интеллектуально ограниченные люди крайне узко, локально отражают действительность, не производят необходимого переноса знаний.
Развитие отдельных качеств ума индивида определяется как генотипом данного индивида, так и широтой его жизненного опыта. В тоталитарных социальных режимах у конформных индивидов формируется так называемое "щелевое мышление" – сфера мышления индивида сужается до крайне ограниченных житейских пределов, широко распространяется интеллектуальный инфантилизм, а в среде интеллектуалов – созерцательность. В групповом мышлении начинают преобладать расхожие стереотипы, шаблонные ориентации, схематизированные матрицы поведения. Возникают деформации как в содержании интеллекта, так и в структуре интеллекта, в его организации.
Существенные непатологические нарушения в структуре интеллекта – умственные аномалии. Они выражаются в нарушении всей психической системы личности – его мотивационных, целеобразующих и целедостигающих регуляционных механизмов. Отметим наиболее типичные признаки нарушенности интеллекта:1) неадекватность мотивов совершаемым действиям;2) нарушения в целеобразовании и программировании действий, контроля за их исполнением;3) нарушение смысловых связей, неадекватность средств поставленным целям;4) дефекты мыслительных операций (нарушение обобщения, классификации и т. д.).
psyera.ru
Успех в жизни человека неразрывно связан с его умственными способностями. То есть, не может быть начальника – круглого идиота, или до боли глупого бизнесмена, какими их себе часто представляют те, кто сам на самом деле глуп. Начальник не был бы начальником, если бы он был идиотом, точно так же и бизнесмен не занимался бы бизнесом, если бы он был недалеким человеком. И политик не пришел бы к власти, если бы не понимал в ней больше остальных. В общем как это обычно показывают в фильмах или пишут в книгах, властные люди не глупы, вопреки сложившемуся стереотипу у большинства людей, из числа тех конечно, кто из себя ничего не представляет. Сказка про Ивана дурака, который вечно оказывается при деньгах и с красивой женщиной, это только сказка, в жизни-то совсем все наоборот. Поэтому крайне важно объективно смотреть на то, кем вы являетесь на самом деле, вы должны быть адекватны к себе, если хотите развиваться, в противном случае вы останетесь на месте, а то и вовсе начнете деградировать.
Очень важно понимать, что умный человек, это не тот человек, у которого высокий коэффициент интеллекта, проверяемый бессмысленными тестами, это не хороший шахматист или математик, и тем более не ходячая энциклопедия, которая много чего знает, а толку с этого ноль. Умный человек – это человек который не работает не то что на других, а даже на себя, это человек на которого работают другие. Умным можно назвать человека, который подстраивает окружение под себя, а не сам подстраивается под него, в конце концов это просто человек, который в тридцатиградусную жару сидит в прохладном месте и потягивает коктейль, а не гнет где-нибудь спину в поте лица, за зарплату. Вот линейка, которой вы должны измерять свои собственные способности, и на что должны ориентироваться, возьмите себе эту установку на вооружение. Как психолог могу сказать, что разбор чужих проблем и их решение, не является признаком большого ума, если у психолога своя собственная жизнь идет коту под хвост. Пусть он хороший специалист, но на расстановку приоритетов у него явно ума не хватает.
Как собственно мне всегда было непонятно поведение психологов, создающих например хорошую рекламу себе за деньги, которая реально влияет на психику людей, вынуждая их покупать продаваемый кем-то товар. Если вы ребята такие умные, то почему работаете на других, продвигая их товар за зарплату, вы ведь как минимум должны это делать за процент, а то и вовсе продавать от себя, вы же умеете делать рекламу. Я проходил через все это, до того как помимо работы психологом, занялся еще и бизнесом, который собственно и привел меня к более существенному финансовому положению. Так что понимая столь очевидные вещи, несущие в себе большой смысл, мы по определению меняем свое отношение к себе и окружающим, и затем полностью меняем свое поведение. Ну не будете вы воспринимать всерьез человека, если его жизнь ни чем не отличается от среднестатистической, и если кто и будет вас впечатлять, то это будут люди, которые реально находятся на более высокой ступени развития чем вы.
Причем вам не следует комплексовать по этому поводу или признавать таких людей авторитетами для себя, авторитетов в этой жизни для вас вообще не должно быть. Все что вам следует понять, это то, что люди, живущие реально лучше вас, просто знают то, чего не знаете вы, и умело этим пользуются. Они могут быть немного смелее вас, решительнее, хитрее и так далее, но основой основ интеллектуального уровня развития, является концепция, которой придерживается человек. Достаточно понимать, что единственным показателем вашего ума может быть только ваша жизнь, а не какие-то там тесты, дипломы и прочая ерунда, и вы уже будете жить другой жизнью. Ваша психика очень сильно зависит от вашего представления о себе, но не надо впадать в уныние от осознании своего истинного уровня развития, это очень большая ошибка, которую к сожалению совершают многие. Когда вы знаете истинное положение дел, вам гораздо проще сделать все так, как надо, то есть, понимая свои ошибки, вы с легкостью можете их исправить.
Допустим вы поняли, что знания, не оказывающие на жизнь качественного воздействия, не имеют никакого смысла, а вы наивно считали себя умным человеком располагая ими, то что собственно вам расстраиваться, просто переключите свое внимание на действительно важные вещи. Это очень важный момент, который говорит о том, нет для человека приговора, жить той или иной жизнью, вопреки его собственным убеждениям. Очкарик ботаник, вовсе не должен углубляться в науку, если у него есть проблемы с девушками и друзьями, он не должен отказываться от своей потребности и переключаться на то, что как ему кажется, является его предназначением. Необходимо решить проблему своих потребностей, так как это является более приоритетной задачей, и лишь затем заниматься другими вещами. Это очень важно для психики человека, желающего жить полноценной жизнью, право на которую имеют все без исключения. Причем что самое интересное в этой жизни, в ней нет границы нашего развития, мы можем делать это на протяжении всей своей жизни, и определенно должны это делать, как существа разумные, коими мы себя считаем.
Так что друзья мои, развитие умственных способностей человека, можно оценить качественным улучшением его жизненных условий, безпроблемным удовлетворением всех своих потребностей, который вообще не должны рассматриваться им как проблема. Осознание и принятие этой концепции, уже можно считать хорошим скачком в вашем умственном развитии, но если вы упираетесь и начинаете защищать свои стереотипы, находя аргументы в пользу других, бессмысленных показателей своих умственных способностей, то ваш уровень к сожалению пока еще не велик. А раз так, то ваша деятельность никак не будет связана с целью добиться в этой жизни успеха, посредством достижения положительных результатов в действительно важных для вас делах. Если вы заучили название каждого насекомого на планете, и гордитесь своими знаниями, что же, это ваше право, никто не в праве вас за это судить, но с практической точки зрения, ваши знания не вывели вас на более высокий уровень интеллектуального развития, о чем явно будет свидетельствовать ваша жизнь.
Таких примеров может быть сколько угодно, я не буду возвращаться к признакам типичного заблуждения, скажу лишь, что вы и ваши интересы, страдают больше от вашего непризнания действительного положения дел, нежели от смены своего взгляда на самих себя. Так что хотите измерить свой собственный рост умственного развития, пользуйтесь правильно линейкой, дабы знать куда вам следует расти и стоит ли вообще это делать. Обычно человек понимающий и принимающий данную концепцию, впадает в некий ступор, после которого к нему приходит уныние и грусть. Это естественная реакция, ведь он всегда считал себя достаточно умным, а тут оказывается, что это на самом деле не совсем так. Мы же все чего-то не знаем и не понимаем, верно, только не всего это признаем? Но надо сказать, что это уныние, когда ты не доволен собой, довольно быстро проходит, и вместо него к тебе приходит чувство радости, так как не смотря на угнетающую тебя правду о твоих способностях, ты теперь знаешь правду, которая дает нам всем возможность действовать так, как надо. Ведь это очень хорошо, когда мы, чего-то не зная, узнаем об этом. Зная о чем-то, вы больше не будете стоять в тупике или на месте, ведь у вас появилась возможность все исправить, улучшить, изменить. Так что это хорошо, когда мы узнаем, что в чем-то заблуждались, что в чем-то мы совсем не умны. Правда, не все люди могут принять это, к сожалению.
И все же, друзья, не может не радовать тот факт, что через осознание своего невежества, мы двигаемся вперед. В особенности это не может не радовать человека, нацеленного на результат, желающего чего-то добиться в своей жизни. Так что бояться трезвости своего взгляда на мир и на самого себя не следует. Бояться надо иллюзий, которые для нас создают одно представление о самих себе, а в действительности просто затмевают нам глаза. Это совсем не то, что отвечает нашим, вашим интересам. Закон отрицания отрицания, ясно показывает нам необходимость отрицать старое, чтобы придти к новому, и так мы по задумке природы должны поступать всю жизнь. Делая это, можно предположить, что самой верной нашей мыслью, будет мысль перед нашим последним вздохом, если конечно, мы не находимся на пути деградации, где каждая последующая мысль, заметно хуже предыдущей.
psichel.ru
… важным успехом в вопросе о мышлении, или об умственном развитии человека вообще, мы обязаны трудам знаменитого английского мыслителя Герберта Спенсера. Благодаря его гипотезе о преемственности нервно-психического развитая из века в век и только благодаря ей открылась наконец для ума возможность решить с удовлетворительной ясностью вековой философский спор о развитии зрелого мышления из исходных детских форм, или, что то же, решить вопрос о развитии всего мышления из чувствования. Ему же мы обязаны установлением на основании очень обширных аналогий общего типа умственного развития человека и доказательством того, что путь эволюции мышления должен оставаться неизменным на всех ступенях развития мысли. […]
Так, в настоящее время признают собственно три главные категории отношений - сходство, сосуществование и последование - соответственно тому, что в мысли объекты являются только в трёх главных формах сопоставления: как члены родственных групп, или классификационных систем, как члены пространственных сочетаний и как члены преемственных рядов во времени.
Это обстоятельство во всяком случае указывает на то, что из всех органических основ мысли те, которые соответствуют актам сопоставления объектов мысли друг с другом, должны быть по существу наиболее однородными.
Четвёртый, столько же бесспорный факт, открываемый наблюдением, касается известной прогрессивной последовательности в ходе мышления у человека от детства к зрелости. Эту сторону называют очень метко и справедливо умственным развитием человека. По своему чисто внешнему характеру оно заключается в умножении числа мыслимых объектов, с вытекающим отсюда увеличением числа возможных сопоставлений между ними (хотя бы общие направления сопоставлений и оставались неизменными), и в так называемой идеализации или символизации объектов мышления.
Первый пункт очевиден. Для этого стоит только сравнить между собой по объектам узенькую сферу мышления ребенка с умственным содержанием взрослого. Увеличение числа возможных сопоставлений с умножением числа объектов тоже не требует разъяснений. Общий же смысл символизации определяется следующим.
В первую пору развития ребёнок мыслит только предметными индивидуальностями - данной елкой, данной собакой и т. п. Позднее он мыслит ёлкой как представителем известной породы деревьев, собакой вообще и пр. Здесь объект мысли уже удалился от своего первообраза, перестал быть умственным выражением индивидуума, превратившись в символ или знак для группы родственных предметов. С дальнейшим расширением сферы сравнения по сходству объектами мысли являются растение, животное - группы несравненно более обширные, чем ель и собака, но выражаемые по-прежнему единичным (хотя и другим) знаком. Понятно, что при таком движении мысли объекты её должны принимать всё более и более символический характер, удаляющий их от чувственных конкретов.
Но это ещё не единственный путь развития мысли. Другое направление его определяется дроблением конкретов на части или умственным выделением частей из целого. При этом каждая выделенная часть индивидуализируется, приобретает право на отдельное существование и получает определённый знак. Там, где умственное выделение части совместно с физическим дроблением, первое может и не иметь символического значения (когда говорится, например, о данной части, выделенной из данного индивидуального предмета), но как только этого условия не существует или если выделенная часть употребляется в смысле родового знака для группы соответствующих частей, значение её будет опять символическое; точно так же, если дробление заходит за чувственные пределы.
Третье направление развивающейся мысли определяется воссоединением разъединённых частей в группы в силу их сосуществования и последования. Насколько эта сочетательная деятельность ведет за собой образование символических продуктов, видно из нашей способности мыслить такими вещами, как час, день, год, столетие, песок, ландшафт, Европа, земной шар. Вселенная и пр.
Сумма всех подобных превращений, обязательная для всех сфер мышления, начиная с предметного, составляет то, что можно назвать вообще переработкой исходного чувственного или умственного материала в идейном направлении. Вот те коренные черты мыслительных актов, которые с давних пор открывал для исследователя анализ словесных образов мысли, при помощи сравнительно простых психологических наблюдений, - черты, которыми воспользовались столь различно сенсуалисты и идеалисты.
Сеченов И.М., Элементы мысли, СПб, Питер, 2001 г., с. 212 и 215-217.
Развитие абстрактного мышления у детей по Жану Пиаже.
vikent.ru