ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%
В истории йоги очень много загадочных и таинственных мест, так как священные тексты передавались только в устной форме, а ее учения имели очень скрытную природу. Ранние сочинения по йоге были перенесены на хрупкие пальмовые листья, которые можно было легко повредить, уничтожить или потерять. Развитие йоги продолжалось на протяжении почти 5000 лет, но некоторые исследователи считают, что возраст йоги может составлять до 10 000 лет. Длительную богатую историю йоги можно разделить на четыре основных периода инноваций, практики и развития.
На доклассической стадии йога была смесью различных идей, убеждений и техник, которые часто противоречили друг другу. Классический период определяется Йогой-Сутрой Патанджали, первым систематическим представлением о йоге. Написанный когда-то во втором веке, этот текст описывает путь Раджа Йоги, который часто называют «классической йогой». Патанджали организовал практику йоги в «восьмерку», в которой были шаги и этапы достижения Самадхи или просветления. Патанджали часто считают отцом йоги, и его Йога-Сутры все еще сильно влияют на большинство стилей современной йоги.
Через несколько столетий после Патанджали мастера йоги создали систему упражнений, направленных на омоложение тела и продление жизни. Они отвергли учения древних Вед и приняли физическое тело как средство достижения просветления. Они разработали Тантра Йогу, используя радикальные методы, чтобы очистить тело и ум, сломать узлы, которые связывают нас с нашим физическим существованием. Это исследование физико-духовных связей и практик, концентрирующихся на теле, привело к появлению того, что мы на Западе воспринимаем как йогу: Хатха-йоге.
В конце 1800-х и начале 1900-х годов мастера йоги начали путешествовать на Запад, привлекая внимание и последователей. Это началось в Парламенте религий в 1893 году в Чикаго, когда Свами Вивекананда поразил участников лекциями по йоге и универсальностью мировых религий. В 1920-х и 30-х годах Хатха-йога активно продвигалась в Индии работой Т.Кришнамачарья, Свами Шивананды и других йогов, практикующих хатха-йогу. Кришнамачарья открыл первую школу хатха-йоги в Майсуре в 1924 году, а в 1936 году Сивананда основал Общество Божественной Жизни на берегах священной реки Ганг. Кришнамачарья подготовил трех учеников, которые продолжили его наследие и увеличили популярность Хатха-йоги: Б.К.С. Айенгара, Т.К.В. Дешикачара и Паттабхи Джойса. Сивананда был плодовитым автором, написав более 200 книг по йоге, и основал девять ашрамов и многочисленные центры йоги, расположенные по всему миру.
Импорт йоги на Запад все еще продолжался до тех пор, пока Индра Деви не открыла свою студию йоги в Голливуде в 1947 году. С тех пор многие более западные и индийские учителя стали пионерами, популяризировав хатха-йогу и набрав миллионы последователей. Хатха-йога теперь имеет много разных школ или стилей, все они подчеркивают множество различных аспектов практики.
yogarossia.ru
До 20 века йога была слабо связана с идеей физического оздоровления. Это сегодня каждый второй на вопрос: «зачем ты занимаешься йогой?» отвечает «чтобы быть здоровым». Цели древней йоги были другими. Ранние йоги выполняли знакомые нам асаны и пранаямы не для оздоровления физического тела и дыхательной системы. Через практику этих техник они хотели постигнуть загадки Вселенной и найти возможность взаимодействия с Божественным.
В период ранних Упанишад методом йоги служили сосредоточенное наблюдение и концентрация на пране. Позднее, уже в 13 веке, во времена существования натхов, был введён термин хатха. Практики хатха йоги достигали целей йоги посредством работы с телом, а точнее за счёт отслеживания ощущений (чаще всего дискомфортных), которые человек испытывал в определённой позе.
Получается, что ещё задолго до 20 века асаны и пранаямы использовались в йоге и служили там средством развития сосредоточения и концентрации. Однако факт остаётся фактом: в древности крутым йогом считался не тот, кто в совершенстве овладел своим телом и умел успокоить болезненные ощущения от выполнения шпагата, а тот, кто мастерски овладел своим сознанием и мог упокоить колебания ума.
Некоторые могут не согласиться с этим. Казалось бы, средства для достижения современных и древних целей одни – это асаны, пранаямы, медитации и шаткармы. Однако стоит помнить, что выполнение разных задач – пусть и одинаковыми инструментами – не является свидетельством синонимичности деятельности. И если бы на вопрос: «зачем ты занимаешься йогой?» древний йог ответил: «для физического оздоровления» – это наверняка вызвало бы недоумение.
Собственно еще в начале 20 века Индия была страной, где физическому воспитанию не отводилось значимой роли. Ситуация изменилась примерно в 20-ых годах, благодаря YMCA (Юношеской Христианской Ассоциации). Эта организация пропагандировала идею здорового образа жизни, где физкультура использовалась как социализирующий фактор. Физическая культура для YMCA был способом достижения гармоничного развития ума, тела и духа. Благодаря усилиям YMCA, идеи физического развития стали популярны в Индии. Помимо того данная организация создала собственные программы, основанные на синтезе западных и индийских физических упражнений. А также она сыграла свою роль в современном восприятии постуральной йоги как системы развития тройственной природы человека – ума, тела и духа. Позднее асаны стали составной частью национальной программы YMCA.
Направление на физическое развитие было взято и пути назад уже не было. Наоборот, в середине 20 века широкое распространение получила идея о необходимости использовать физкультуру как средство для борьбы с вырождением общества.
Идея евгеники была популярна в то время не только в Индии. Самые выдающиеся умы поддерживали эту науку, задачей которой было улучшение наследственности человека. И мысль «развивая физкультуру мы вырастим новое поколение, которое приведёт нас к лучшему будущему» нашла отклик у миллионов людей. На этой волне были созданы Олимпийские Игры. Стали проводиться реформы на основе физкультуры. Даже популярная фраза «в здоровом теле – здоровый дух» берёт корни оттуда.
Индия особо рьяно подхватила идею укрепления тела и его оздоровления. И в Индии началось строительство нового, крепкого, сильного и выносливого физического тела. Почему это было важно для Индии?
В глазах мировой общественности индусы были изнеженными, женственными и хилыми. В мысль о собственной физической деградации (навеянную им английскими колонизаторам) верили и сами индусы. Вся система образования в Индии, будучи англизированной, всячески поддерживала этот стереотип. Именно поэтому для индусов стало делом чести сделать своё тело маскулинным и физически сильным.
Идея о необходимости физического развития тесно переплелась с идеей борьбы за независимость Индии. Националисты – адепты борьбы за независимость – придумывали разные способы поднятия патриотического духа. Одним из них была идея о создании традиционной индийской физкультуре. Борцы за независимость от Англии не могли мириться с тем, что физкультура в индийских школах преподавалась по английской системе. Как и с тем, что имидж индусов был далёк от спортивных стандартов: жилистые и худые индусы терялись на фоне высоких и мускулистых англичан.
Националисты быстро смекнули: Индии нужна своя физкультура. При этом немаловажно, чтобы в ней были яркие индийские корни. То есть Индии была нужна такая система физического оздоровления, в которой бы традиция сочеталась с современным политическим запросом. А что в Индии самое традиционной? Конечно, йога! Дело было за малым: обновить идеи йоги и продвинуть их в массы.
Идеи YMCA поддерживал Махараджа Майсора – Кришна Раджа Водияра №4. Именно он в 1931 году пригласил уже известного тогда Шри Т. Кришнамачарью в Патхашалу в качестве преподавателя. После чего, спустя 2 года, он выделил Кришнамачарье для преподавания крыло в Майсорском Дворце.
Махараджа Кришна Раджа Водияр №4 был сторонником синтеза физической культуры и асан, и создавал все условия для развития этой идеи. Он видел возможность объединения физкультуры и “традиционной” древней йоги. И Кришнамачарья помогал ему в этом.
В целом, работа Кришнмачарьи того периода была частью программы физического воспитания юных членов королевских семей и (в качестве исключения) особо одарённых учеников из простых семей. В отчётах о работе и деятельности дворца Кришнамачарья вначале (1922-1923 годы) назывался инструктором дворцовой школы мальчиков, а после (со второй половины 1923 года) преподавателем упражнений Йогической Системы Принцу.
Кстати, в школьном отчёте 1935-1935 годов можно найти свидетельства о “физкультурной” роли преподаваемой Кринамачарьей йоги. Там, в разделе «Физическая культура», было указано, что «тридцать два мальчика посещали уроки йогасаны, и большая часть мальчиков приняла участие в уроках сурьи намаскар». (подробнее о деятельности Кришнамачарьи в Майсорском Дворце можно прочитать в книге Марка Синглтона “Тело йоги. Истоки современной постуральной практики”, откуда мы и позаимствовали данный отрывок).
Кришнамачарья и правитель Майсора нашли друг друга. «Отец современной йоги» был амбициозен, умён, решителен и трудолюбив. Он хотел славы и популярности. А Махарадже Майсора как раз нужен был боец, готовый с рвением взяться за их заказ на «традиционную индийскую физкультуру». Такой тандем был обречён на успех.
После «смотрин» деятельности Кришнамачарьи, когда его ученики показывали асаны перед Махараджей и делегатами YMCA, он был окончательно утверждён на роль воскресителя индийского духа посредством создания национальной физкультуры. Кстати, именно так – «физическая культура» или «упражнения» – классифицировалась деятельность Кришнамачарьи в дворцовых отчётах. А в отчёте 1933-1934 года явно говорится о том, что В докладе четко указывается, что йогашала была учреждена для содействия физическому благополучию учеников Майсора. Данный кружок по интересам в этом отчёте назывался «Дворцовой Йогашалой».
Отец современной йоги рьяно взялся за дело. Именно он видоизменил йогу и сделал её такой, какой мы знаем её сегодня. Его репрезентация йоги сильно изменила существующий ранее первообраз. Из способа успокоить умственные колебания йога превратилась в метод физического оздоровления. К тому же сильно изменилась не только цель, но и форма йоги. Если ранее асанам уделялось минимальное влияние (в древнем тексте о йоге «Хатха Йога Прадипика» было упоминание только о 84-ёх асанах, при этом было сказано, что человек может практиковать лишь 32 из них), то теперь асаны были основным элементом тренировки.
Кришнамачарья ввёл в практику йоги много аэробных элементов. В его методе присутствовало много динамичных связок и переходов. Также он включил в свои занятия комплекс Сурья Намаскар, который сегодня стал «визиткой» йоги.
Здесь надо отдать должное другой популярной персоне того времени – К.В. Айеру. Этот известный культурист пропагандировал объединение йоги со штангой и железом. Он успешно лечил многие заболевания благодаря своей авторской методике, которая включала в себя абдоминальный массаж (наули). Одним из его пациентом был уже известный нам Махараджа Кришна Раджа Водияр №4. После того, как Айер восстановил его после инсульта, Махараджа выделил старшему ученику Айера – Ананту Рао – место для тренировок в Майсорском дворце. Находилось оно в нескольких метрах от зала Кришнамачарьи.
Как и его авторитетный учитель, Ананта Рао использовал в своих тренировках комплекс Сурья Намаскар. Данная последовательность впервые была упомнута в 1927 году в книге Пандита Пратинидха «10 пунктов на пути к здоровью». Однако в то время она ещё не была составной части йоги. Так как произошёл синтез йоги и Сурья Намаскар?
С одной стороны, данная последовательность и без того была популятна у многих бодибилеров того времени. С другой стороны Айер (признанный любимчик Махараджи) лично контролировал дворцовое обучение физическим упражнениям, а также давал рекомендации Рао и другим учителям. Поэтому вполне вероятно мнение, озвученное Эллиотом Гольдбергом, что Кришнамачарья мог ввести в свои тренировки комплекс Сурья Намаскар именно благодаря виянию Айера.
Нельзя не заметить, что 20 век оказал значительное влияние на формирование образа йоги в современном представлении. Всего за сто лет тёмная и загадочная система взаимодействия с Богом превратилась в структурированное и чёткое учение о красоте, молодости и здоровье. Вместе с эволюцией в общественной жизни, произошла эволюция в йоге. Это, несомненно, свидетельствует о способности йоги оставаться актуальной даже при изменениях в социо-культурной обстановке.
Как долго будет существовать йога именно в таком виде и какие ещё изменения её ожидают? Вопрос остаётся открытым. Одно очевидно: пока будет жива главная идея йоги – стремление к не порождению колебаний ума (согласно Патанджали) – эти изменения будут позитивными, актуальными и, вероятнее всего, полезными.
yogictv.ru
Левитация
Сиддха-йога вне социума предполагает концентрацию на достижении сверхспособности, сиддха-йога в социуме это способность правильного безошибочного действия, и удерживание своего совершенного состояния ума и энергии. В обычном сознание энергия сиддха это энергия супермена, который всех спасает и всех побеждает.
Многие люди хотят добиться сиддхи, но не понимают истинной сути сверхспособностей. Истинные сиддхи имеют 3 мудрости – не делай элементарных ошибок жизненной энергии, любое проявление силы это чудо, поставь приоритетом высшее и низшие силы подчиняться сами по себе. Именно, наработки правильного видения, что такое сиддхи посвящен семинар магия Тантры. Сиддхи это безошибочное действие вашей жизненной энергии, иными словами, это способность информации внутри вас действовать так, как написано в ее программе, а не искаженно. Сиддхи это исправление ошибок и неповторение их, это покаяние. Сиддхи это возможность делать высшее cознание ощутимым на уровне энергии. Сиддхи не приходят просто так, это плод длительных упорных тренировок. Сиддхи достигаются за счет садханы – регулярной практики, за счет тапаса – усиленной аскетической практики, за счет заслуг пред мастером – шактипат, передача силы и за счет духовной зрелости – дар Божества.
Сиддхи это принцип достижения или реализации, иными словами, это принцип исполнения задуманного. Вы стремитесь получить сиддхи, но опаздываете на встречи, не выполняете элементарной просьбы ближнего, не доводите своих дел до конца. При таком отношении развитие сверхспособностей невозможно, поскольку действие обычной силы развивается некачественно. В Тантре вы учитесь устранять свои ошибки и не совершать новых, вы учитесь снимать с себя вину, и проявляться наиболее оптимальным способом. Если же человек совершает ошибку, неправильное действие, а потом не хочет исправлять ее, тогда следующее его действие будет еще более ошибочным, далее ему придется столкнуться с катастрофой для тотальной перестройки базиса.Что важнее достигнуть мудрости, построить блаженную любовь или сдвинуть спичечный коробок с места, пройти по воде на другой берег? Конечно, же построить любовь или достичь мудрости важнее, поскольку сдвинуть коробок можно и рукой, а переехать на другой берег можно на лодке. Так думает большинство, поэтому человек ставит свои пси-силы в подчинение своему наивысшему сознанию. Поскольку какой прок реализовать управление стихийными силами, но не реализовать любовь или свое призвание? Другое дело, если сиддхи или фокусы это ваше призвание.
Сиддхи это медитация на ваш аспект самореализации во Вселенной. Сиддхи это медитация на единство с вашим сверх-Я. Сиддхи это безошибочное действие вашей жизненной энергии, это успешность действия, если даже внешне оно не было удачным. Cиддхи это медитация на то, что ваши действия совершенны и безошибочны, что вы безупречны, но если вам мастер не дал такой инициации, вам не следует медитировать о своей совершенстве, его еще стоит построить. Хоть в чем-то вы должны добиться совершенства, реализации, и далее это принцип совершенства и реализации опустить на другие сферы. Сиддха любую ситуацию рассматривает успешной и удачливой, если даже по внешним показателям что-то не так, поскольку сиддха видит далеко вперед и широко в стороны, поэтому проигрыш в оперативной сфере действия может дать выигрыш в стратегической сфере.
Чем выше уровень Тантры, тем более серьезные ошибки допускает практикующий, иными словами с вашим ростом увеличивается уровень ответственности и внимательности, хотя на внешнем плане ничего не происходит. Если вы хотите обладать сиддхами, то вам нужно научиться не допускать грубых и тонких ошибок, а если вы их все-таки допустили, то убрать последствия ошибки и прийти в состояние безошибочности процесса. Отсутствие ошибок на уровне действий, эмоций и мышления означает отсутствие утечек энергии, и это есть базовым состоянием для достижения любой формы сверхспособности. Когда вы не допускаете внешних и внутренних ошибок, и сконцентрированы на цели, тогда вы получаете сверхрезультат. Это также означает отсутствие лишних связей и не формирование ненужных карм для вашей самореализации.
В социуме энергия сиддх проявляется в цирке, поскольку там люди пытаются показать сверхъественную энергию, Дрессировщик засовывает голову в пасть тигра, управляет сознанием животного. Канатоходец пытается пройти по канату, шут играет разные роли, гимнаст делает сальто, обычный человек этого сделать не может. Но каждый номер долго тренируется, это глубокая концентрация на каком-то фокусе. Там же можно увидеть фокусника и гипнотизера. Кроме того, энергия сиддх проявляется в опасных профессиях, таких как каскадер или гонщик.
Любой человек обладает хотя бы одной сиддхой, это нужно просто осознать – в чем ваша специфическая сила.
Одним из современных вариантов «Кундалини-йоги» является «Сиддха-йога», которой обучает Свами Муктанан-да. Практика этой системы начинается с таких традиционных методов, как асана, пранаяма, песнопения, джапа. Начинающему даются инструкции к медитации над мантрой «Гуру Ом» или мантрой «со-хам» на каждом дыхании. Мук-тананда акцентирует внимание на отношениях гуру и ученика. Основой тренировок в «Сиддха-йоге» является традиция, при которой гуру предоставляет ученику возможность прямого, мгновенного трансцендентного переживания. Этот процесс, называемый «шактипат дикша», является посвящением посредством слова, взгляда или прикосновения.
Сиддха-ачара это ступень, когда практикующий способен достигнуть любой цели, и в этот момент он не ставит себе уже никаких целей. Для достижения духовной цели существует много методов, и некоторые из этих методов могут сбить практикующего с пути. Многие индуистские и буддистские тантрические садханы предупреждают практикующих, чтобы они не очаровывались получением сиддх и других сверхъестественных сил. Эти силы настолько привлекательны, что многие практикующие стремятся приобрести силу во имя мирских благ и не заинтересованы в освобождении себя и других. Истинный практикующий видит в них только средства к достижению наивысшей цели, а не саму цель. Но на самом деле некоторым людям очень важно добиться сиддх, четко направить их на достижение сверхспособности, поэтому для них важность достижения сиддхи это раскрытие их вира-бхаваны (мироощущения героя). Практикующим с бхаваной дивья(божественный ум) сиддхи не очень нужны.
Восемь великих буддистских сиддх:
1. Кхадга – способность быть непобедимым с мечом, наделённым силой с помощью определённых мантр;2. Анджана – бальзам для глаз, который устраняет невежество;3. Паделепа – способность быть “быстроногим” или мазь, которая делает человека “скороходом”;4. Антардхана – способность становиться невидимым;5.Раса-Расаяна алхимическая способность превращать основные металлы в золото или обладание эликсиром бессмертия;6.Кечара – способность летать по воздуху;7.Бхучара – способность мгновенно оказываться в любом месте;8. Патала – способность посещать нижние миры или бывать в адах без вреда для себя.
Классические сиддхи в индуизме:1. Анима – способность становится очень маленьким, вплоть до размера атома, способность себя отождествлять с атомом.2.Махима – способность становиться очень большим, как Вселенная;3.Лагхима– способность становиться очень лёгким, как перышко;4.Гарима – способность становиться очень тяжелым, как гора;5.Прапти – сила быть вездесущим, расширенным;6.Пракамья – сила получать все желаемое или быть в состоянии за пределами желаний;7.Ишититва – сила превосходства над стихией;8. Вашитва – сила подчинять всё сущее или природную силу,9.Кама-авасайитва – способность полной удовлетворенности.
Каждая из перечисленных сиддх должна быть вами осмыслена на уровне медитативного размышления и жизненного наблюдения. Известный маг и мистик Алистер Кроули указывает на то, что адепт тайных учений должен исследовать все свои физические возможности и расширить их границы:
1. Желательно, чтобы вы изучили свои физические возможности.2. Выясните, ск
meditation-portal.com
Нельзя недооценивать того влияния, которое оказало на репрезентацию образа йоги политическая обстановка и особенности общественной жизни XX-ого века. Если в конце XIX века во всём мире, в том числе и в Индии, йога ассоциировалась с факирами, мошенниками и обманщиками, то в начале XXI века йога стала популярным направлением, ассоциирующимся со здоровьем, красотой и молодостью. Как всего за сто лет произошли такие разительные перемены? Какие изменения за это время претерпевал образ йоги? Постараемся ответить, обратившись к истории йоги.
До XX века йога была слабо связана с идеей физического оздоровления. Это сегодня каждый второй на вопрос: «зачем ты занимаешься йогой?» отвечает «чтобы быть здоровым». Цели древней йоги были другими.
Ранние йоги выполняли знакомые нам асаны и пранаямы не для оздоровления физического тела и дыхательной системы. Через практику этих техник они хотели постигнуть загадки Вселенной и найти возможность взаимодействия с Божественным.
В период ранних Упанишад методом йоги служили сосредоточенное наблюдение и концентрация на пране. Позднее, уже в XIII веке, во времена существования натхов, был введён термин «хатха». Практики хатха-йоги достигали целей йоги посредством работы с телом, а точнее за счёт отслеживания ощущений (чаще всего дискомфортных), которые человек испытывал в определённой позе.
Индийские йоги позднего средневековьяПолучается, что ещё задолго до XX века асаны и пранаямы использовались в йоге и служили там средством развития сосредоточения и концентрации. Однако факт остаётся фактом: в древности крутым йогом считался не тот, кто в совершенстве овладел своим телом и умел успокоить болезненные ощущения от выполнения шпагата, а тот, кто мастерски овладел своим сознанием и мог упокоить колебания ума.
…в древности крутым йогом считался тот, кто мастерски овладел своим сознанием и мог успокоить колебания ума.
Некоторые могут не согласиться с этим. Казалось бы, средства для достижения современных и древних целей одни – это асаны, пранаямы, медитации и шаткармы. Однако стоит помнить, что выполнение разных задач – пусть и одинаковыми инструментами – не является свидетельством синонимичности деятельности. И если бы на вопрос: «зачем ты занимаешься йогой?» древний йог ответил: «для физического оздоровления» – это наверняка вызвало бы недоумение.
Факиры Индии конца XIX-го векаСобственно еще в начале XX века Индия была страной, где физическому воспитанию не отводилось значимой роли. Ситуация изменилась примерно в 20-х годах, благодаря YMCA (Юношеской Христианской Ассоциации). Эта организация пропагандировала идею здорового образа жизни, где физкультура использовалась как социализирующий фактор. Физическая культура для YMCA был способом достижения гармоничного развития ума, тела и духа. Благодаря усилиям YMCA, идеи физического развития стали популярны в Индии. Помимо того данная организация создала собственные программы, основанные на синтезе западных и индийских физических упражнений. А также она сыграла свою роль в современном восприятии гимнастически-ориентированной йоги как системы развития тройственной природы человека – ума, тела и духа. Позднее асаны стали составной частью национальной программы YMCA. История йоги сделала поворот.
Направление на физическое развитие было взято и пути назад уже не было. Наоборот, в середине XX века широкое распространение получила идея о необходимости использовать физкультуру как средство для борьбы с вырождением общества.
Идея евгеники была популярна в то время не только в Индии. Самые выдающиеся умы поддерживали эту науку, задачей которой было улучшение наследственности человека. И мысль «развивая физкультуру мы вырастим новое поколение, которое приведёт нас к лучшему будущему» нашла отклик у миллионов людей. На этой волне были возобновлены Олимпийские Игры. Стали проводиться реформы на основе физкультуры. Даже популярная фраза «в здоровом теле – здоровый дух» берёт корни оттуда. И снова история йоги сделала поворот.
Индия особо рьяно подхватила идею укрепления тела и его оздоровления. И в Индии началось строительство нового, крепкого, сильного и выносливого физического тела. Почему это было важно для Индии?
Юджин Сандоу – человек, вдохновивший Индию на независимость через атлетизм.В глазах мировой общественности индусы были изнеженными, женственными и хилыми. В мысль о собственной физической деградации (навеянную им английскими колонизаторам) верили и сами индусы. Вся система образования в Индии, будучи англизированной, всячески поддерживала этот стереотип. Именно поэтому для индусов стало делом чести сделать своё тело маскулинным и физически сильным.
Идея о необходимости физического развития тесно переплелась с идеей борьбы за независимость Индии. Националисты – адепты борьбы за независимость – придумывали разные способы поднятия патриотического духа. Одним из них была идея о создании традиционной индийской физкультуры. Борцы за независимость от Англии не могли мириться с тем, что физкультура в индийских школах преподавалась по английской системе. Как и с тем, что имидж индусов был далёк от спортивных стандартов: жилистые и худые индусы терялись на фоне высоких и мускулистых англичан.
Националисты быстро смекнули: Индии нужна своя физкультура. При этом немаловажно, чтобы в ней были яркие индийские корни. То есть Индии была нужна такая система физического оздоровления, в которой бы традиция сочеталась с современным политическим запросом. А что в Индии самое традиционной? Конечно, йога! Дело было за малым: обновить идеи йоги и продвинуть их в массы.
Первые бодибилдеры Индии массово пропагандировали патриотизм.Идеи YMCA поддерживал Махараджа Майсора – Кришнараджендра Водияр IV. Именно он в 1931 году пригласил уже известного тогда Шри Т. Кришнамачарью в Патхашалу в качестве преподавателя. После чего, спустя 2 года, он выделил Кришнамачарье для преподавания крыло в Майсорском Дворце. Новый поворот в истории йоги.
Шри Тирумалаи Кришнамачарья – отец современной йоги.Махараджа Кришнараджендра Водияр IV был сторонником синтеза физической культуры и асан, и создавал все условия для развития этой идеи. Он видел возможность объединения физкультуры и “традиционной” древней йоги. И Кришнамачарья помогал ему в этом.
В целом, работа Кришнмачарьи того периода была частью программы физического воспитания юных членов королевских семей и (в качестве исключения) особо одарённых учеников из простых семей. В отчётах о работе и деятельности дворца Кришнамачарья вначале (1922-1923 годы) назывался инструктором дворцовой школы мальчиков, а после (со второй половины 1923 года) преподавателем упражнений Йогической Системы Принцу.
Кстати, в школьном отчёте 1935-1935 годов можно найти свидетельства о “физкультурной” роли преподаваемой Кришнамачарьей йоги. Там, в разделе «Физическая культура», было указано, что
«тридцать два мальчика посещали уроки йогасаны, и большая часть мальчиков приняла участие в уроках сурьи намаскар».
Подробнее о деятельности Кришнамачарьи в Майсорском Дворце можно прочитать в книге Марка Синглтона “Тело йоги. Истоки современной постуральной практики”, откуда мы и позаимствовали данный отрывок.
Кришнамачарья и правитель Майсора нашли друг друга. «Отец современной йоги» был амбициозен, умён, решителен и трудолюбив. Он хотел славы и популярности. А Махарадже Майсора как раз нужен был боец, готовый с рвением взяться за их заказ на «традиционную индийскую физкультуру». Такой тандем был обречён на успех.
После «смотрин» деятельности Кришнамачарьи, когда его ученики показывали асаны перед Махараджей и делегатами YMCA, он был окончательно утверждён на роль воскресителя индийского духа посредством создания национальной физкультуры. Кстати, именно так – «физическая культура» или «упражнения» – классифицировалась деятельность Кришнамачарьи в дворцовых отчётах. А в отчёте 1933-1934 года явно говорится о том, что В докладе четко указывается, что йогашала была учреждена для содействия физическому благополучию учеников Майсора. Данный кружок по интересам в этом отчёте назывался «Дворцовой Йогашалой».
Отец современной йоги рьяно взялся за дело. Именно он видоизменил йогу и сделал её такой, какой мы знаем её сегодня. Его репрезентация йоги сильно изменила существующий ранее первообраз. Из способа успокоить умственные колебания йога превратилась в метод физического оздоровления. К тому же сильно изменилась не только цель, но и форма йоги. Если ранее асанам уделялось минимальное влияние (в древнем тексте о йоге «Хатха Йога Прадипика» было упоминание только о 84-ёх асанах, при этом было сказано, что человек может практиковать лишь 32 из них), то теперь асаны были основным элементом тренировки.
Кришнамачарья ввёл в практику йоги много аэробных элементов. В его методе присутствовало много динамичных связок и переходов. Также он включил в свои занятия комплекс «Сурья Намаскар», который сегодня стал «визиткой» йоги.
Здесь надо отдать должное другой популярной персоне того времени – К.В. Айеру. Этот известный культурист пропагандировал объединение йоги со штангой и железом. Он успешно лечил многие заболевания благодаря своей авторской методике, которая включала в себя абдоминальный массаж (наули). Одним из его пациентом был уже известный нам Махараджа Кришна Раджа Водияр IV. После того, как Айер восстановил его после инсульта, Махараджа выделил старшему ученику Айера – Ананту Рао – место для тренировок в Майсорском дворце. Находилось оно в нескольких метрах от зала Кришнамачарьи.
Как и его авторитетный учитель, Ананта Рао использовал в своих тренировках комплекс «Сурья Намаскар». Данная последовательность впервые была упомянута в 1927 году в книге Пандита Пратинидха «10 пунктов на пути к здоровью». Однако в то время она ещё не была составной части йоги. Так как произошёл синтез йоги и Сурья Намаскар?
С одной стороны, данная последовательность и без того была популярна у многих бодибилеров того времени. С другой стороны Айер (признанный любимчик Махараджи) лично контролировал дворцовое обучение физическим упражнениям, а также давал рекомендации Рао и другим учителям. Поэтому вполне вероятно мнение, озвученное Эллиотом Гольдбергом, что Кришнамачарья мог ввести в свои тренировки комплекс Сурья Намаскар именно благодаря виянию Айера.
Нельзя не заметить, что XX век оказал значительное влияние на формирование образа йоги в современном представлении. Всего за сто лет тёмная и загадочная система взаимодействия с Богом превратилась в структурированное и чёткое учение о красоте, молодости и здоровье. Вместе с эволюцией в общественной жизни, произошла эволяция в йоге. Это, несомненно, свидетельствует о способности йоги оставаться актуальной даже при изменениях в социо-культурной обстановке.
Как долго будет существовать йога именно в таком виде и какие ещё изменения её ожидают? Вопрос остаётся открытым. Одно очевидно: пока будет жива главная идея йоги – стремление к непорождению колебаний ума (согласно Патанджали) – эти изменения будут позитивными, актуальными и, вероятнее всего, полезными.
Записано на уникальных лекциях по истории йоги в Гималайской Академии Йоги (Ришикеш, Индия).
azbukayogi.com
Йога – древнее учение, целью которого является достижение человеком особого состояния, именуемого самадхи, а проще, нирваны. Для простого человека это может показаться чем-то нереальным, тем не менее, состояние самадхи – особое состояние человеческой психики, которое можно сравнить с трансом или летаргическим сном.
Если говорить простым языком, то йога – это комплекс определенных действий и упражнений, сложившихся на протяжении нескольких тысячелетий, и способных привести психику человека к определенному состоянию (самадхи). Собственно, комплекс упражнений и действий называется практикой йоги.
На сегодняшний день занятия йогой настолько популярны, что многие люди начинают их посещать, не очень-то представляя себе, что же такое йога. А ведь это очень важно знать хотя бы для того, чтобы выбрать для себя правильное направление.
Долгое время считалось, что «Йога-сутра», написанная древнеиндийским философом и ученым Патанджали и датируемая 2 веком до нашей эры, является самым древним йогическим текстом. Однако недавно это мнение было опровергнуто. На территории Индостана были произведены раскопки древних городов, возраст которых более 4 тысяч лет до нашей эры, во время которых были обнаружены рисунки людей в традиционных позах йоги – асанах. Таким образом, достоверно можно сказать, что в те время йога уже существовала.
Тем не менее, активное развитие йогического учения ученые связывают именно со знаменитой «Йогой-сутрой», а четкие и лаконические высказывания Патанджали считаются фундаментом йоги.
Несмотря на обилие информации о йоге, большинство людей интересует, что, собственно, дадут им занятия йогой и с чего их начать?
Практика классической йоги состоит из восьми этапов:
Прохождение всех восьми этапов доступно далеко не каждому человеку. Но не стоит рассматривать последний этап йоги, как конечную цель. Прохождение каждого этапа – это поднятие на одну ступень выше вашего умственного и физического самоощущения.
Существует множество видов йоги, но вот самые популярные ее направления:
Существует около восьми миллионов асан. Из них йоги активно используют только две-три сотни и всего несколько десятков асан являются самыми полезными и необходимыми для полноценного здоровья на всю жизнь.
Во время выполнения упражнений йоги раздражение мышечных нервов и напряжение мышц положительно воздействует на центральную нервную систему, улучшая работу сердца, органов дыхания и кровообращения. Пранаяма позволяет освоить все виды дыхания: ритмическое, полное, замедленное, контролируемое. Упражнения воздействуют на двигательный аппарат и все важнейшие системы организма. Таким образом, человек становится бодрее, выносливее, сильнее. При интенсивных занятиях йогой уменьшаются жировые отложения, укрепляются суставы и кости, подтягиваются мышцы, кожа становится эластичной, упругой и гладкой.
Достоинства йоги:
Но следует помнить, что достичь всех этих результатов возможно только при регулярных тренировках.
Еще одним существенным преимуществом йоги является то, что для выполнения упражнений не нужно никакое дополнительное оборудование. Достаточно только удобной спортивной одежды.
www.neboleem.net
Йо́га (дев. योग) — понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психикой и психофизиологией индивидуума ради достижения возвышенного психического и духовного состояния. В более узком смысле, йога — это одна из шести ортодоксальных школ (даршан) философии индуизма. Исходная цель йоги — изменение онтологического статуса человека в мире. Источник - Эзотерика. Живое Знание
Основные направления йоги, это раджа-йога, карма-йога, джнана-йога, бхакти-йога и хатха-йога. В контексте философии индуизма, под йогой понимается система раджа-йоги, изложенная в «Йога-сутрах» Патанджали и тесным образом связанная с основополагающими принципами санкхьи. Йога обсуждается в различных писаниях индуизма, таких как Веды, Упанишады, «Бхагавад-гита», «Хатха-йога-прадипика», «Шива-самхита» и Тантры. Конечная цель йоги может быть совершенно разной: от улучшения физического здоровья и до достижения мокши.
Слово «йога» произошло от санскритского корня йодж или йудж, имеющего много смысловых значений: «упряжка», «упражнение», «обуздание», «соединение», «единение», «связь», «гармония», «союз» и т. п. Впервые встречается в «Риг-веде» — древнейшем из сохранившихся памятников индийской литературы. За пределами Индии термин «йога», как правило, ассоциируется с хатха-йогой и её асанами или с физическими упражнениями. Того, кто занимается йогой, называют йогом или йогином.
Большая статуя в Бангалоре, изображающая медитирующего Шиву
Николай Рерих. «На вершинах (Туммо) », 1936
История йоги уходит своими корнями в древние времена. На нескольких печатях, найденных в долине реки Инд и относящихся к периоду Индской цивилизации (3300-1700 года до н. э.) изображены фигуры в медитативных или йогических позах. Эти археологические находки указывают на возможность того, что население Хараппской цивилизации практиковало одну из древних форм йоги или родственный ей ритуал. Понятие йоги впервые упоминается в древнейшем памятнике индийской литературы «Риг-веде». Считается, что йога развилась из аскетических практик (тапаса) ведической религии, которые упоминаются в ранних комментариях к Ведам — Брахманах (датируемых периодом с X по VI века до н. э.). В Брахманах, в частности, в «Шатапатха-брахмане», присутствуют идеи единения ума, тела и души с Абсолютом. В Упанишадах, наиболее раннее упоминание йоги и медитации можно обнаружить в «Брихадараньяка-упанишаде», — одной из древнейших Упанишад, датируемой учёными X — IX веком до н. э. Основным источником, в котором отражено развитие концепции йоги, являются так называемые «средние» Упанишады (датируемые VI веком до н. э.), «Махабхарата» и «Бхагавад-гита», а также «Йога-сутры» Патанджали (II век до н. э.). В «Йога-сутрах» йога впервые была изложена как одна из школ («даршан» ) индуистской философии. Эта ранняя школа йоги ретроспективно получила известность под ретронимом раджа-йога с целью отличить её от других, более поздних школ.
На нескольких печатях, обнаруженных при раскопках в долине реки Инд и датируемых периодом с 3300 по 1700 год до н. э., были найдены изображения людей в медитативных и йогических позах, занимающихся «одним из видов ритуальной практики, возможно древней формой йоги». Из всех артефактов Хараппской культуры, археолог Грегори Поссель выделяет 16 специфических фигурок в йогических позах. По мнению учёного, они свидетельствуют о том, что обитатели Хараппской цивилизации занимались ритуальными практиками йоги и медитации. При этом, были найдены изображения в йогических позах не только людей, но и божеств. Исследователь и профессор Эгберт Рихтер Ушанас указывает на связь хараппских артефактов с Ведами, в частности с «Риг-ведой» и «Атхарва-ведой».
Наиболее известным из хараппских йогических изображений является «печать Пашупати» обнаруженная британским археологом Джоном Маршаллом, который полагал, что на ней изображена одна из древних форм Шивы. Некоторые учёные, однако, подвергают сомнению идею того, что изображённый на печати «Пашупати» («Господь животных» ) представляет фигуру Шивы или Рудры. К ним принадлежит британский индолог Гэвин Флад, называющий подобные предположения «спекулятивными». К известным сторонникам идеи Пашупати как йогической фигуры принадлежит археолог Джонатан Марк Кенойер, в настоящее время занимающий должность зам. директора Хараппского археологического исследовательского проекта в Пакистане. Идея также нашла поддержку со стороны известного немецкого индолога и историка южно-азиатского искусства Генриха Циммера.
Печать Пашупати Дели, изображающая медитирующего Шиву.
В индийской философии, йогой называют одну из шести ортодоксальных философских школ индуизма. Философская система йоги тесно связана со школой санкхьи. Согласно учению Патанджали, школа йоги принимает психологический и метафизический аспекты философии санкхьи и по сравнению с санкхьей является более теистической. Примером теистичности йоги может служить факт добавления Божественного Существа к 25 элементам бытия санкхьи. Йога и санкхья очень близки друг к другу, по этому поводу Макс Мюллер говорил, что «данные философии в просторечьи называют санкхьей с Богом и санкхьей без Бога….» Тесную связь между санкхьей и йогой также объясняет Генрих Циммер:
Обе философии считаются в Индии близнецами, разными аспектами одной дисциплины. Санкхья обеспечивает основное теоретическое объяснение человеческой природы, перечисляя и давая определение её элементам, анализируя способы их взаимодействия в обусловленном состоянии (бандха), и описывая их состояние в освобождённом состоянии мокши, в то время как йога посвящена специфически определению движущей силы процесса освобождения, описанию практических методов для достижения этого освобождения...
Основным текстом школы йоги являются «Йога-сутры» Патанджали, который считается основателем философии йоги. Йога Патанджали известна как раджа-йога, или йога управления умом. Патанджали даёт определение слова йога во второй сутре, которая является ключевой сутрой всего текста:
योग: चित्त-वृत्ति निरोध:yogaś citta-vṛtti-nirodhaḥ Йога есть обуздание волнений, присущих уму.
«Йога-сутры» 1. 2
Хатха-йога — это одна из систем йоги, описанная Йоги Сватмарамой в своём труде «Хатха-йога-прадипика», составленном в Индии в XV веке. Хатха-йога значительно отличается от раджа-йоги Патанджали: она сосредоточена на шаткарме, очищении тела, приводящего к очищению ума (ха), и праны, или жизненной энергии (тха). Хатха-йога даёт дальнейшее развитие сидящим йогическим позам (асанам) раджа-йоги Патанджали, добавляя к ним гимнастические йогические элементы. В настоящее время, хатха-йога в её многочисленных вариациях представляет собой стиль йоги, наиболее часто ассоциируемый с понятием «йога».
В Европе впервые философию йоги начал изучать Шопенгауэр, одним из основных источников философских взглядов которого были Упанишады. После выступления Вивекананды на Чикагском конгрессе религий в Нью-Йорке и прочтения цикла лекций по йоге в конце XIX века, интерес к ней на Западе не ослабевал. Следующий всплеск интереса пришёлся на первую половину-середина XX в.
Рейтинг: 2.98 (Проcмотров: 7755)
Читайте раздел Йога на портале эзотерики naturalworld.guru.
naturalworld.guru
Добрый день!
Самые главные вопросы возникающие у людей, которые решили заниматься йогой: «Какой стиль йоги выбрать? Чем отличаются многочисленные направления йоги? Как не попасть в секту?».
В этой статье мы рассмотрим основные стили йоги, историю их создания, особенности. Выберем, какое направление подходит именно Вам!
ХАТХА-ЙОГА
Хатха-йога является самым распространенным стилем йоги в западном мире. Это древняя индийская духовная практика, целью которой является физическое здоровье и гармония. Это подготовка тела к длительным медитациям в поиске высших истин.
Термин «Хатха» имеет глубокий философский смысл: «Ха» — Солнце (мужское начало), «Тха» — Луна (женское начало). Йога на санскрите означает «союз«, «единение«. Хатха-йога — это древняя система, помогающая привести в единство и гармонию противоположные начала, существующие в человеке.
История
Хатха-йога была описана и систематизирована Йоги Сватмарамой в своём труде «Хатха-йога-прадипика», (составленном в Индии в XV веке) и представлена как система подготовки физического тела для сложных медитаций.
Хатха-йога даёт дальнейшее развитие сидящим йогическим позам раджа-йоги Патанджали, добавляя к ним гимнастические йогические элементы. В настоящее время хатха-йога ассоциируется с понятием йоги в целом.
Особенности стиля
Хатха-йога включает в себя выполнение асан (поз), пранаяму (дыхательные упражнения), техники концентрации внимания и глубокого расслабления (шавасана), медитацию.
Основной аспект хатха-йоги — это развитие гибкости и поддержание здоровья суставов, особенно позвоночника. Каждое упражнение воздействует на определённую часть тела, орган или группу органов, поэтому важную роль играет последовательность асан. При выполнении упражнений хатха-йоги учитывают дыхание (упражнения могут делаться на задержке, на вдохе или выдохе), а также место в теле, куда должна быть направлено внимание.
Уникальной особенностью этой йоги являются упражнения стимулирующие гормональные железы и осуществляющие массаж внутренних органов. Что помогает сбалансировать эмоции и приобрести более оптимистический взгляд на жизнь.
Выполнять асаны нужно с удовольствие, избегать неприятных ощущений и дрожи от напряжения, позволить энергии свободно течь через ваше тело, оздоравливая его. У некоторых асан есть противопоказания к выполнению, поэтому при наличии серьезных заболеваний рекомендуется заниматься с профессиональным тренером.
Выделяют несколько уровней хатха-йоги. В рамках курса для начинающих практикующие учатся правильно отстраивать позы и регулировать нагрузку, осваивают техники дыхания, расслабления и концентрации внимания. Практика включает в себя основные йогические асаны, базовые пранаямы, комплекс Сурья Намаскар (приветствие солнцу) и основы медитации.
Курс для продолжающих, имеющих опыт в практике, предполагает изучение более сложных пранаям и новых поз.
Основной уровень рассчитан на учеников, регулярно практикующих Хатха-йогу в течение 2-3 лет, освоивших асаны и пранаямы предыдущей ступени. Он характеризуется более глубоким погружением в практику и серьезными нагрузками.
Интенсивная практика рекомендуются исключительно ученикам, усердно занимающимся йогой в течении нескольких лет, и преподавателям.
Рекомендации для начинающих
В целом, данный стиль можно назвать базовым, поскольку изучив основные элементы практики, ученик может начинать осваивать любые другие методики. При этом хатха-йога не подразумевает глубокое погружение в философию йоги.
Хатха-йога прекрасно подходит новичкам, людям любых возрастных групп и людям, имеющим проблемы со здоровьем. Она помогает обрести отличное самочувствие, используя скрытые резервы организма, а также добиться исцеления болезней, красоты и молодости тела. Занятия хатха-йогой укрепляют и успокаивают нервную систему, снимают стрессы и напряжение.
Видеоуроки хатха-йоги с Антоном Ивановым.
АШТАНГА ЙОГА
Популярная йогическая система, в основе которой лежат последовательности асан, совмещенные с пранаямой (дыхательной практикой) и виньясами (повторяющимися комплексами движений).
Аштанга йога считается жесткой динамичной практикой. Это не адаптированный под массы стиль! Ее задача не потворствовать слабостям ученика, а формировать духовно и физически сильную личность.
История
Основателем школы Аштанга йоги является Шри Кришна Паттабхи Джойс, обучавшийся у прославленного индийского учителя йоги и великого гуру Шри Тирумалая Кришнамачарьи более тридцати лет. После смерти Джойса основными хранителями традиции стали его дочь Сарасвати Рангасвами и внук Шарат Рангасвами.
Особенности стиля
Аштанга йога состоит из шести уровней (последовательностей поз), восходящих по уровню сложности. Чтобы перейти на следующий уровень, нужно сначала освоить предыдущий.
Асаны строятся с помощью виньяс (движений, особенным образом связанных с дыханием). Виньясы разогревают тело, что способствует очищению тела и избавлению от токсинов.
Особое внимание уделяется создающим внутренний огонь бандхам (мышечным и энергетическим замкам) и дришти (дополнительным техникам концентрации внимания во время выполнения асаны), каждое из которых соответствует определенной виньясе.
Бандхи представляют мышечные и «энергетические» замки, предотвращающие утечку энергии. Работа заключается в сокращении определенных глубоких мышц и удержании их тонуса.
Дришти — техника концентрации внимания, которая включается в сами асаны. Всего различают девять дришти, и каждая соотносится со своей виньясой. Внимание концентрируется на носу, «третьем глазе», большом пальце, пупке, ладони, стопах, а также на направлении взгляда.
Еще одно неотъемлемое понятие аштанга йоги — тристхана. Это состояние включает три уровня очищения: непосредственно тела, нервной системы и ума. Для его достижения необходим постоянный контроль позы, дыхания и взгляда (дришти).
Традиционно занятие начинается с пения мантр, а затем выполняется комплекс Сурья-намаскар (приветствие солнцу).
Рекомендации для начинающих
Класс для начинающих отличается более медленным темпом и подробными объяснениями. Новички начинают с выполнения самых простых упражнений, постепенно добавляя более сложные. После освоения первой серии, ученик начинает добавлять асаны из следующей последовательности.
Те, кто выбирает аштанга йогу, должны помнить, что это дорога на всю жизнь. Жесткую практику нельзя отнести к массовым продуктам, поэтому не стоит ожидать от себя немедленных успехов. Осваивайте технику постепенно, ставя на каждом этапе только одну задачу.
Видеоуроки по аштанга-виньяса йоге.
ЙОГА АЙЕНГАРА
Йога Айенгара является самым распространенным видом йоги в мире. Она подходит абсолютно для всех, для новичков и людей, имеющих проблемы со здоровьем. Йога Айенгара считается одной из самых мягких статичных методик.
Основное внимание в практике уделяется отстройке правильного положения тела в асанах с помощью дополнительного оборудования – мягких валиков, деревянных брусков, подставок разной высоты и формы, одеял, ковриков, стульев, ремней и веревок. Этот метод предполагает индивидуальный подход к каждому ученику.
История
Основателем этой школы является один из самых выдающихся современных гуру Беллур Кришнамачар Сундараджа Айенгар, который с 16 лет обучался у знаменитого наставника Шри Т. Кришнамачара в созданной при содействии Махараджи Майсора Школе Йоги.
Айенгар хотел, чтобы йога была доступна каждому человеку. Он считал, что больные люди более других нуждаются в целительном эффекте йоги. Гуру скончался в августе этого года в возрасте 95 лет от сердечной недостаточности.
Особенности стиля
Этот статический стиль йоги уделяет особое внимание отстройке асан. Идет тонкая и глубокая работа в позе. Длительное пребывание в асане увеличивает ее терапевтический эффект, массирует внутренние органы и стимулирует работу всего организма.
Важным является вытяжение тела, позволяющее сделать его более симметричным. Понятия ровности и выравнивания тела в позе являются ключевыми в йоге Айенгара, так как помогают не только развить силу и гибкость, но и скорректировать энергетические центры и каналы. И как следствие, улучшить психо-эмоциональное состояние и сознание человека.
В данной практике используются различные вспомогательные приспособления — валики, кирпичи, одеяла, ремни, которые позволяют с самого начала правильно расположить тело в пространстве и создать опору.
Еще одной особенностью йоги Айенгара является постепенное развитие практики, переход от более простых асан к более сложным, по мере того как тело и разум готовы к этому.
Огромную роль в этом направлении йоги играют позы стоя. До Айенгара никто не уделял им должного значения. Гуру же считает, что позы стоя укрепляют и раскрывают тела, подготавливают к продвинутым этапам.
Практика Айенгара состоит из подготовительного класса и четырех базовых уровней (начальный, начальный-2, основной и интенсивный), программы которых различаются по уровню сложности.
Рекомендации для начинающих
Заслуга школы Айенгара заключается в том, что по ее методике могут заниматься люди с любой физической подготовкой и даже проблемами со здоровьем.
Индивидуальный подход к ученику, развитие практики от простого к сложному, использование дополнительных приспособлений исключают травматизм и позволяют более глубоко проработать даже болезненные участки тела.
Регулярная практика способствует достижению различных целей — избавление от болезней, укрепление тела, формирование более гармоничной личности.
Видеоуроки по йоге айенгара с Татьяной Бородаенко.
КУНДАЛИНИ ЙОГА
Кундалини йога – это интегральная йога, работающая сразу на всех ступенях классической йоги. По другому ее еще называют королевская йога. Она включает в себя пение мантр, пранаяму, выполнение асан и медитацию.
«Это удивительная технология, самая необычная из всех видов йоги, действует в 16 раз быстрее, чем обычная йога. Вы почувствуете результаты уже через 11 минут. Не требует никакого опыта занятий йогой или подобным дисциплинам».
Это йога осознанности. Согласно учению, каждый человек нуждается в энергии пробуждения и преобразования для того, чтобы обрести осознанное и гармоничное состояние.
История
Долгое время кундалини йога была закрытой практикой, она передавалась индийскими мастерами только избранным и не была доступна обычным людям.
Впервые западному миру это направление йоги представил йог Сири Сингх Сахибу Йоги Бхаджан, который начал открыто обучать учеников. В 1969 году в Америке был проведен первый публичный класс кундалини йоги.
Йоги Бхаджан учил студентов колледжей и университетов, что с помощью практики йоги возможно достижение осознанности и свободы без употребления наркотиков, сигарет и алкоголя, оставаясь здоровым и адекватным.
Особенности стиля
Самое главное – кундалини йога работает сразу на всех ступенях классической йоги. Медитации и мантры, динамические и статические упражнения, дыхательные техники – в этом стиле эти элементы сплетены в тонкую и точную технологию.
Разнообразие медитаций и комплексов асан позволяют эффективно решать широкий спектр задач: очищение организма, преодоление зависимостей, избавление от стресса и депрессии, трансформация сексуальной энергии и многое другой.
Кундалини йога работает с сознанием, развивает способность наблюдать свои желания, эмоции, мысли, ощущения, позволяет лучше понимать себя.
Во время практики высвобождается «дремлющая» у основания позвоночника энергия Кундалини и поднимется по энергетическим каналам вверх и достигает высшей чакры. Человек с пробужденной Кундалини трансформируется на клеточном уровне, изменяется его энергетическая структура, изменяется физическое тело, появляются необычайные способности.
Особое внимание уделяется бандхам(энергетическим зажимам), техникам дыхания (Пранаяме) и мудрам (расположениям рук), при помощи которых человек может эффективно «разговаривать» с телом и разумом.
Особое значение в практике имеет крийа – последовательность динамических и статических упражнений и релаксаций, направленных на осуществление какого-либо определенного эффекта. Например, крийя, облегчающая прохождение энергии вдоль позвоночника или крийя для высвобождения накопленной боли.
Рекомендации для начинающих
Класс кундалини йоги начинается с пения мантр, чтобы улучшить концентрацию на внутренних ощущениях. Затем идет пранаяма (дыхательная практика). Далее следует разминка для позвоночника, различные растяжки, затем – крийя и расслабление. Медитация может предшествовать релаксации, либо практиковаться сразу после нее. Завершается класс пением заключительной мантры.
«Путь Кундални-йоги — это путь чистых помыслов и открытого сердца. Приходя в эту практику, необходимо четко понимать, с какой целью вы пришли. Если Ваша цель продиктована гордыней, вы ведомы своим эго, и это лишь желание достичь вершин духовного развития, вряд ли вы продвинетесь на этом пути. Но если вы приходите к этой практике с глубоким желанием дарить любовь всем живым существам и способствовать гармонизации мира — это Ваш путь.»
Видеоуроки по кундалини йоге с Майей Файнс.
БИКРАМ ЙОГА
Бикрам йога – это строго повторяющийся комплекс из 26 асан хатха-йоги и 2 дыхательных упражнений, которые выполняются при температуре 40-45º и высокой влажности 40%. Что по словам основателя этого стиля йоги Бикрама Чоудхури позволяет приблизить условия практики к тропическому климату Индии, где и зародилась йога.
При таких условия мышцы становятся эластичными, суставы и связки разогреваются, что значительно снижает травматизм и позволяет более глубоко проработать асаны. При этом происходит мощная детоксикация организма. Бикрам йога помогает мягко снизить лишний вес и уменьшить объемы тела.
История
Основателем школы является Бикрам Чоудхури, с малых лет обучавшийся классической йоге у Бишну Гхоша. Последний был не только одним из самых знаменитых йогинов Индии в 50-х годах прошлого века, но и приходился братом Парамахансе Йогананде, оказавшему значительное влияние на распространение духовных практик на Западе.
Бикрам в возрасте тринадцати лет стал национальным чемпионом Индии по йоге. А через несколько лет получил травму колена, которая должна была по словам врачей приковать молодого йогина к кровати. Как раз в это время Бикраму пришла в голову идея, практиковать йогу в хорошо разогретом помещения, как и индийские мудрецы практиковали йогу в жарком и влажном климате. И уже через несколько месяцев регулярной практики Бикрам смог излечить свое больное колено. После чего начал распространять свой метол по всему миру.
Особенности стиля
Класс Бикрам йоги состоит из 26 упражнений хатха-йоги и двух дыхательных упражнений и повторяется каждый класс. Во время класса прорабатываются абсолютно все мышцы и связки тела, массируются внутренние органы, особенное внимание уделяется позвоночнику и коленям.
Занятия проходят при температуре 40-45º и высокой влажности 40-50%.
Активное потоотделение способствует очищению организма от токсинов. Улучшаются кровообращение, иммунитет и обмен веществ.
Каждый урок длится 90 минут и проходит в интенсивном режиме, каждая поза выполняется от 10 секунд до минуты и повторяется два раза. Это 90 минут непрекращающейся медитации, которая помогает избавиться от депрессии, стрессов и усталости.
Рекомендации для начинающих
Бикрам йога — это йога для всех. Класс рассчитан на все уровни подготовки, от новичков до опытных практикующих.
Это интенсивный динамичный стиль йоги. Будьте готовы выложиться на классе на 100%.
При этом помните, что практика требует терпения и внимания к себе. Во время первых занятий может появиться головокружение или легкое подташнивание, потому что организм проходит адаптацию к непривычным для него условиям. После нескольких занятий все эти симптомы проходят.
Бикрам йога имеет высокие терапевтические показатели. При регулярной практике помогает улучшить иммунитет и справиться с симптомами хронических заболеваний, таких как диабет, астма, артрит, заболевания щитовидной железы.
При нарушениях опорно-двигательного аппарата, проблем с сердцем, сердечно-сосудистой, дыхательной систем (как и любых других) необходимо заблаговременно проконсультироваться с инструктором. При беременности не рекомендуется начинать заниматься в первой трети срока, если до этого Вы никогда не занимались Бикрам-йогой.
ДЖИВАМУКТИ ЙОГА
Дживамукти – это йогическая система включающая в себя выполнение виньяс, дополнительных упражнений напоминающих танец, пение мантр, развитие тонкого слуха с помощью красивой музыки, медитации, изучение Священных писаний и вегетарианство.
В переводе с санскрита слово «дживамукти» значит «душа, освобожденная при жизни» или «человек, достигший освобождения от законов кармы».
Это практика, направленная на освобождение ученика от последствий поступков, совершенных им в течение этой и прошлых жизней. Во время практики человек решает психологические проблемы. «Неразрешенные действия в наших прошлых отношениях вызывают разного рода блокировки в чакрах, — объясняет Шэрон. — Снять зажимы помогают прогибы назад и вперед. Выполнить их подчас сложно, и трудности эти связаны с воспоминаниями о людях, причинивших нам в прошлом боль. Мы не можем о ней забыть, она закрывает сердце, мешает двигаться вперед по жизни с радостью. Если совершая прогиб назад, мы движемся в будущее, то прогибаясь вперед, заново переживаем опыт прошлого».
История
Эта авторская методика, разработанная американскими инструкторами Девидом Лайфом и Шэрон Гэннон. Они долго жили в Индии и учились у великих гуру XX века Свами Шивананды и Свами Нирмалананды, а вернувшись, предложили западному миру новый стиль преподавания йоги. «Для нас йога— это в первую очередь ментальная практика», — говорит Лайф.
Создатели «Поющей йоги» пропагандируют этическое вегетарианство и необходимость защиты природы, сотрудничают с американской организацией РЕТА и проповедуют Бхакти (преданность Богу, которая должна лежать в основе практики).
Особенности стиля
Дживамукти йога – это в первую очередь освобождение от последствия предыдущих карм. Это ментальная практика.
Основу этого стиля составляют пять элементов: изучение Cвященных писаний, познание Бога, отказ от насилия, прослушивание духовной музыки, медитация.
В качестве физической практики ученики выполняют виньясы Паттабхи Джойса — последовательность асан хатха-йоги, синхронизированных с дыханием и плавно перетекающих одна в другую. Их дополняют другими упражнениями, со стороны напоминающими танец.
Творческий подход к освоению йоги также лежит в основе метода. По словам основателей, именно творчество способно возвысить человека над материальным, оторвать от повседневной суеты.
Обязательным условием практики Дживамукти йоги является вегетарианство, как принцип отказа от насилия. «Вы можете самостоятельно установить контакт с Богом напрямую, — говорят создатели методики, — и для этого необязательно из мегаполиса уезжать в ашрам. Главное, не есть мясо и рыбу».
На каждом уроке Дживамукти йоги последователи читают отрывки из древних текстов с дальнейшим их обсуждением, поют «ом» и санскритские молитвы, слушают красивую музыку, осваивают дыхательные техники, выполняют последовательности асан и медитируют. Авторы методики настаивают на необходимости всестороннего развития.
Рекомендации для начинающих
Дживамукти йога – это далеко не мягкий стиль, доступный для новичков и сомневающихся. Она предполагает наличие у практикующего значительного резерва физических возможностей и крепкой силы духа. Это своеобразный вызов себе, своим возможностям.
Данное направление йоги представляет интерес для тех учеников, которые не хотят ограничивать себя только работой с телом, которые стремятся к преодолению границ своих физических возможностей.
«Поющая йога» призывает к саморазвитию и избавлению от негативного опыта прошлого. Регулярная практика помогает снять зажимы и блокировки, придает сил и энергии, формирует красивое тело, привносит гармонию в жизнь.
Видеоуроки по дживамукти йоге с Екатериной Кушнер.
Надеюсь, что моя статья поможет вам ответить на вопрос: «Какой стиль йоги выбрать».
С искренней симпатией, Олеся.
P.S. Если вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями! Спасибо!
bebalance.ru