ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%

Педагогическая поддержка учащихся на основе развития и самоопределения личности. Деятельность направленная на развитие личности создание условий для самоопределения


Основы воспитательной деятельности - Физкультура

IV Основы воспитательной деятельности

1.ФЗ «Об образовании в РФ» (ФЗ-273) от 29.12.2012г

Определяет воспитание как

деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося

целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией

вид образования, который направлен на развитие личности

2. Профессиональный стандарт педагога к трудовым действиям воспитательной деятельности относит

Постановка воспитательных целей

Проектирование и реализация воспитательных программ

Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления

Все ответы верны ,

3. Выбрать правильный ответ

Цель Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

А)определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей,

Б)определение основных направлений и механизмов развития институтов воспитания,

В)формирование общественно-государственной системы воспитания детей в Российской Федерации

Г)все ответы верны

4. Согласно отечественной психолого-педагогической традиции, личность – это явление, которое:

-Присуще человеку от рождения и неизменно на протяжении всей жизни

-Проявляется в ходе онтогенетического развития

-Характеризует индивидуальность человека

-Свойственно лишь избранным людям

5. Выбрать правильный ответ

Одним из приоритетов государственной политики в области воспитания являются: поддержка единства и целостности, преемственности и непрерывности

А) воспитания

Б) социализации

В) коррекции

Г)обучения

6. Социализация в широком значении характеризуется как:

-Взаимодействие человека и общества

-Приспособление человека к требованиям общества

-Развитие и саморазвитие человека

-Общественное воспитание

7. К микрофакторам социализации (факторам, оказывающим непосредственное влияние на человека), выделенным в теории воспитания А.В. Мудриком относятся:

-Космос, общество, государство и др.

-Телевидение, город, поселок и т.п.

-Семья, группа сверстников и пр.

-Генетика, физиология человека

8. Создание условий для приспособления к жизни в социуме, преодоления или ослабления недостатков или дефектов развития отдельных категорий людей в специально созданных для этого организациях это:

-Социальное воспитание

-Диссоциальное воспитание

-Коррекционное воспитание

-Семейное воспитание

9. Установите соответствие принципов гуманистического воспитания с их содержанием:

1. Принцип соединения воспитания с трудом. Социальное и интеллектуальное содержание труда, его нравственная направленность, труд как источник радости и удовлетворения

2. Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности Обращать внимание на положительные стороны человека, а не на его недостатки

3. Принцип увлечения детей перспективами, создания ситуаций ожидания завтрашней радости. Необходимо помочь ребенку наметить перспективы его личностного роста и соотнести их с перспективами развития коллектива

4. Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. Как можно больше требований и как можно больше уважения одинаково направленных на всех обучающихся и на самого педагога

10. Цель государственной политики в сфере патриотического воспитания включает:

А) создание условий для повышения гражданской ответственности

Б) повышение уровня консолидации общества

В)воспитание гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию

Г)все ответы верны

11. Гражданско-патриотическое воспитание ориентировано на:

-Внутреннюю свободу личности

-Уважение к государственной власти

-Гармоничное проявление культуры межнационального общения

-Все ответы верны

12. Трудолюбие может быть сформировано у детей, если:

-Работа, которую необходимо выполнить детям, прописана в программных документах образовательного учреждения

-Работа, которую необходимо выполнить, задается взрослым, который сам не желает трудиться и не участвует вместе с детьми в процессе выполнения трудового задания

-Работа, которую необходимо выполнить, приносит детям увлеченность и перспективу «завтрашней радости»

-Работа, которую необходимо выполнить, предъявляется исключительно в форме требования взрослого

13. Формирование эстетического вкуса и преобразовательной эстетической деятельности детей возможно в условиях:

-Пристального внимания к природной привлекательности ребёнка

-Повышенных требованиях к эстетике одежды и внешнему виду детей

-Эстетически оформленного места жизни ребенка, созданного взрослыми

-Эстетически оформленного места жизни ребенка, идентификацией ребенка с этим местом и активным посильным участием в подержании его эстетической привлекательности

14. Методы воспитания - это:

-Способы профессионального взаимодействия педагога и детей с целью решения воспитательных задач

-Техника и логика построения процесса воспитания

-Формы организации детской активности

-Наборы приемов воспитания

15. Современный национальный воспитательный идеал определяется:

-Конституцией Российской Федерации

-Законом Российской Федерации об образовании

-Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

-Федеральным Государственным Образовательным Стандартом общего образования

16. В сфере личностного развития духовно-нравственное воспитание должно обеспечить:

-Трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей

-Развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности

-Законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок

-Ориентацию в сфере религиозной культуры и светской этики

17. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет роль педагога, прежде всего как:

-Источника информации

-Медиатора

-Фасилитатора

-Воспитателя

18. Знание теоретических концепций воспитания (к примеру, теория коллектива А.С. Макаренко, теория воспитательных систем Л.И. Новиковой, теория воспитывающего обучения И. Гербарта и др) относится к:

-Методологическому уровню знания

-Методическому уровню знания

-Теоретическому уровню знания

-Технологическому уровню знания

19. Выбрать правильный ответ

Дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи – это

-опекаемые дети

-несовершеннолетние обучающиеся

-дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации 

20. Выбрать правильный ответ Духовно-нравственное воспитание личности – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися

-Гуманистических ценностей

-Общечеловеческих ценностей

-Базовых национальных ценностей

-Общенациональных ценностей

multiurok.ru

Педагогическая поддержка учащихся на основе развития и самоопределения личности

Разделы: Общепедагогические технологии

На развитие и саморазвитие человека накладывает влияние среда, в которой он живет и действует. Обретая в процессе жизнедеятельности определенный опыт (на основе внутренних потребностей), человек начинает свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять средой, одновременно совершенствуя и развивая свои способности, т.е. заниматься саморазвитием. Это значит, что необходимо обеспечить развитию ребенка такое направление, которое было бы сообразно природе человека, вело бы к его самосовершенствованию, улучшению и развитию его природных данных.

Саморазвитие - это самоизменение, самоуправление, самовоспитание, самообучение. Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь школьнику осознать процессы и вызвать их мотивацию, научить управлять ими, ставить цели своего развития, т.е. подвести к самосовершенствованию. Школьник должен хотеть и уметь развивать себя, самосовершенствоваться. Этому поможет технология саморазвития личности, специальные цели педагогического процесса, содержание, методы и средства.

Основой, определяющей интенсивность и направление развития личности, являются потребности: социальные и духовные - потребности в улучшении и совершенствовании себя. В основе развития познавательных потребностей лежат: любопытство, любознательность, интерес, склонность, осознанному самообразованию, творческий поиск, стремление к истине, рефлексия. Потребность в самоутверждении: это стремление иметь преимущество перед окружающими; занимать достойное место в обществе, быть уверенным в себе, быть не хуже других, становиться лучше и лучше, т.е. совершенствоваться. В этом как раз и нужна педагогическая поддержка учащихся со стороны учителя.

Самореализация - это осуществление себя, использование своих возможностей, достижение личностных смыслов, целей, планов, своего предназначения в жизни. Это строительство своей судьбы. Чтобы человек мог самореализоваться, необходимо создать ему соответствующие условия: стимулировать свободу волепроявления, пространство творческой деятельности, социальный комфорт.

Ведущей мотивацией является нравственно-волевая мотивация. Ставка делается на самостоятельную творческую деятельность учащихся, рефлексию деятельности и своей позиции. Стимулирующую роль играет “самоотметка”. Выявилось, что у трети учащихся самооценка занижена. Изменить ситуацию помогает кропотливая индивидуальная работа. Успех в работе становится возможным благодаря реализации принципа педагогической поддержки, а это значит:

  • верить в каждого ребенка и его возможности;
  • оценивать не личность, а действия, поступки;
  • видеть ценность не только результата, а и самого процесса взаимодействия с ребенком;
  • проявлять внимание к каждому ребенку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их;
  • не торопиться с выводами;
  • помогать каждому в поиске своего “Я”, в сохранении уникальности.

Начиная с 5-го класса и далее понижается мотивация учащихся к познавательной деятельности, снижается количество учащихся, обучающихся на “отлично” и “хорошо”, детей, имеющих одну или две тройки по итогам учебного цикла, особенно к 7-му классу. Именно в этом возрастном периоде и нужно искать резервы для улучшения учебной деятельности по сравнению с другими интересами. Количество активности на уроках падает.

Одной из главных причин понижения успехов в учебе является недостаточная теоретическая разработанность стимулирования учебной деятельности учащихся, скудный арсенал используемых стимулов во время урока, формирующих мотивацию успеха.

Анкетирование учителей показало, что педагогическое стимулирование понимается учителями как поощрение деятельности учащихся, дающее возможность ребенку проявить себя с лучшей стороны, как создание условий, при которых дети работают с наибольшей эффективностью и наименьшим напряжением, как своевременная оценка деятельности учащегося.

Диапазон стимулов колеблется от двух до шести. В основном это:

  • оценка;
  • запись благодарности в дневник;
  • словесное поощрение;
  • групповая работа;
  • назначение консультантом;
  • выставка лучших работ.

Возможна постановка следующих целей:

  • сбор и изучение стимульного материала;
  • выяснение характера взаимоотношений стимулов и мотива;
  • выработка своего отношения к понятию “Стимулирование учебной деятельности”.

Сбор стимульного материала осуществляется через посещение уроков, опрос и анкетирование учащихся, анкетирование учителей, работающих в этих классах.

Наиболее часто называются стимулы:

  • в 5-х классах - похвала, оценка, включение в учебную деятельность игр, юмористических минуток, взаимопроверка;
  • в 6-х классах - познавательные игры, задания практического характера, работа в парах и группах, креативные минутки;
  • в 7-х классах - познавательные игры, юмористические минутки, оценка, похвала, дозированное домашнее задание, сравнение своих результатов с прошлыми, положительные эмоции учителя.

Учителя часто включают “мнимые стимулы”, не имеющие социально-педагогической значимости: обещание поставить оценку “5”, отпустить до звонка, обещание наказания (угроза вызвать родителей, поставить неудовлетворительную оценку и прочее), ссылки учителя на усталость, плохое самочувствие. Мы считаем необходимым проведение диагностики стимулирования учебно-познавательной деятельности.

Мысли о необходимости поддержки растущего человека волнуют многих педагогов и психологов. В систему педагогической поддержки они включают и психологическую, поскольку она также интегрируется образовательным учреждением. К анализу понятия "педагогическая поддержка" и к характеристике его содержания подходят по-разному.

Так, психологи рассматривают психологическую поддержку как процесс. Они поясняют, что взрослый в процессе поддержки сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки, помогает ребенку поверить в себя и свои способности, помогает ребенку избежать своих ошибок, поддерживает при неудачах.

Под педагогической поддержкой понимается деятельность профессионального педагога по оказанию оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, успешным продвижением в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением. Таким образом, в растущей личности поддерживается положительная заданность, а также стремление к самостоятельности, самодвижению.

Теоретически обосновывая идею педагогической поддержки, отмечается, что суть ее состоит в том, чтобы помочь учащемуся преодолеть то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий. Ключевое слово здесь — “помощь” ребенку.

Педагогическая поддержка может и часто использует средства обучения и воспитания, но характер ее деятельности принципиально развивающий, форма отношений с ребенком - договорная, а результат - выбор ребенком того пути, который он считает правильным и который готов пройти, беря на себя ответственность. Педагогическая поддержка не гарантирует, что всегда будет, достигнут результат, желательный и легкий для обучающего или воспитывающего. Но минимальный результат педагогической поддержки будет заключен в том, что ребенок всегда будет иметь шанс исследовать собственную проблему, осуществлять действия по ее разрешению и получит возможность соотнести собственный выбор с теми последствиями, которые он за собой повлечет. Возможно, что многих негативных последствий удастся избежать, благодаря тому, что ребенок имеет возможность при проектировании собственных действий по выходу из проблемы увидеть, спрогнозировать их, и это может повлиять на поиски каких-то других решений. Опыт показывает, что, как правило, педагогическая поддержка все же достигает результатов.

Итак, задача педагогической поддержки, установление необходимого баланса, как того реального "мостика" – с одной стороны взрослого, педагога-профессионала, с другой стороны ребенка, на которого направлена деятельность взрослого.

В чём суть понятия “педагогическая поддержка”? Под ним понимается система совместной деятельности педагога и ученика, направленная на сохранение самостоятельности последнего и ставящая целью поддержать его в действиях. Педагогическая поддержка относится к культуре воспитания, вырастающей на внутренней свободе, творчестве, реальном (а не мнимом) демократизме и гуманизме взаимоотношений взрослого и детей. Основное правило педагогической поддержки: дать возможность ребенку преодолеть очередное препятствие, развив при этом интеллектуальный, нравственный, эмоциональный, волевой потенциал, ощутить себя человеком, способным на поступок и самостоятельное решение. Поддержать можно только то, что уже имеется в наличии развитие самостоятельности человека.

Для чего нужна школьнику педагогическая поддержка? Для того чтоб он мог удачно осваивать социально важные ценности, нормы, культуру поведения, чтоб сам мог выбрать свой жизненный путь и воплотить его, постигать и осваивать внешний мир, познавать и развивать свой внутренний мир и, естественно, чтоб удачно обучаться, получать знания, сформировывать умения и навыки учебной деятельности.

Педагог - не транслятор, а инициатор культурной нормы открытых, доверительных, партнерских взаимоотношений меж взрослым и ребенком. До этого всего, он помогает школьнику развивать рефлексию, как метод выявления самооценки анализа собственного творчества.

Для организации образовательного пространства на базе концепции педагогической поддержки требуется смена, либо актуализация ценностных ориентации педагогов, построение взаимоотношения и взаимодействия с детьми и сотрудниками на доверительности и открытости. Взаимодействие педагога и детей - ценность, которую нужно добывать, развивать и хранить. Переход от привычной ориентации на “воздействие” к “взаимодействию” происходит в динамике смены личных и профессиональных состояний, переосмысления накопленного опыта. Это колоссальный труд души и мысли, который вызывает большущее уважение и которому нужно оказывать квалифицированную поддержку.

Проблема самоопределения личности не нова в педагогической теории и практике. В трудах философов, психологов и педагогов находит отражение и проблема самоопределения учащихся старшего школьного возраста.

Невозможно однозначно утверждать, что в старшем школьном возрасте формируется либо готовность к самоопределению, либо само самоопределение. Для самоопределения должны сложиться определенные обстоятельства, создающие готовность к восприятию действительности.

Под самоопределением старшеклассника мы понимаем процесс конструирования им близкой, реально осуществимой и далекой перспективы на основе свободного выбора целей, средств и путей саморазвития, включающего в себя как совокупность индивидуальных ценностей, реальных действий. В настоящее время актуальные проблемы личности, ее самоопределения требуют новых педагогических решений, остро стоит вопрос о поиске современных методов, форм и средств обучения, способствующих эффективному самоопределению школьников.

Сегодня традиционное образование дополняется новыми формами, стимулирующими личностную инициативу, и выступающими в качестве движущей силы самоопределения учащегося. Среди них актуализируются достаточно известные ранее олимпиады, смотры, конкурсы, фестивали, которые в настоящий момент испытывают трансформацию и становятся самостоятельным явлением педагогической действительности

Предметом педагогической поддержки является процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

Под педагогической поддержкой понимается оперативная помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением).

Одним из условий самоопределения старшеклассников считается создание ситуаций успеха. Ситуации успеха позволяют пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя, в свои творческие возможности. Успех - это механизм самосовершенствования, саморазвития школьника. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить самочувствие ученика, ритм, стиль и качество его деятельности, характер взаимоотношений с окружающими. Проблема создания ситуации успеха не нова для психолого-педагогической науки и школьной практики. Очевидно, что в учебно-воспитательном процессе ситуацию успеха необходимо создавать каждому школьнику, поскольку переживаемый человеком успех является источником его движения к новым достижениям, самосовершенствованию, развитию и самоопределению личности ребенка.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Диалектика воспитательного процесса.

Поиск Лекций

Теория воспитания как раздел педагогики.

Теория воспитания является составной частью педагогической науки, раскрывает общие закономерности формирования личности человека и обосновывает содержание воспитания.

 

Основные проблемы теории воспитания:

1) раскрытие сущности воспитания в процессе формирования личности;

2) выявление содержания воспитательной работы;

3) разработка методов воспитания;

4) формирование системы воспитательной работы по развитию личностных качеств детей.

Содержание воспитания - это единство всех компонентов воспитания (цель, задачи, содержание, формы, методы, предполагаемые результаты), которое реализуется в его результатах. Результаты эти проявляются не сразу, т.к. между воспитательным воздействием и выработанными качествами личности лежат различные по времени периоды. Каждый ребенок при одинаковых условиях воспитания будет давать не одинаковый результат, что зависит от многих факторов (среды, наследственности, внешних и внутренних факторов). Поэтому воспитание должно учитывать все составляющие факторы.

Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

( ФЗ-273 от 29ю12ю2012Закон об образовании в Российской Федерации)

 

Сущность воспитательного процесса.

Воспитательный процесс - это двухсторонний взаимосвязанный процесс деятельности учителя и ученика. Учитель организует, планирует, направляет, корректирует, а ученик или поддается воздействию, или проявляет противоборство к воспитательным воздействиям. Ученик одновременно выступает и как объект воспитания (руководят взрослые), и как субъект (сам действует, усваивает). Поэтому воспитательный процесс связан со сложными и глубинными, внутренними отношениями, пронизывающими все составные элементы процесса воспитания.

Сущность воспитательного процесса заключается в том, что внешние объективные факторы становятся достоянием внутренних, субъективных качеств личности ребенка, т.е. переводятся в область сознания, а затем это отражается в результатах поведения и деятельности.

Личность формируется в единстве многих факторов (социальных, биологических, внешних, внутренних). Чем грамотнее воспитатель, тем воспитание становится более подвластным управлению. Источником регуляции поведения являются потребности, которые становятся основным видом отношений человека к окружающей действительности. От удовлетворения потребностей зависит само существование и место человека в обществе. Поэтому смысл воспитательной работы лежит в “отборе и воспитании человеческих потребностей” (А.С.Макаренко). В психике ребенка находятся регуляторы поведения: убеждения, мотивы, интеллектуальная и эмоционально-волевая активность. Эффективность воспитания будет выше, если оно обогащает и перестраивает потребности и мотивационную сферу личности и развивает ее активность. Сущность человеческой личности проявляется в поступках и деятельности. Для этого недостаточно лишь одного желания; здесь необходимы отдельные поступки совершать многократно. Чтобы сознание перешло в акт поведения, следует связать длительные упражнения в правильном поступке, реальные взаимоотношения и организацию жизни детей на основе деятельности и общения. Длительные упражнения в поведении порождают навыки и привычки поведения. Эти привычки могут становиться свойством личности. “Добрая привычка - это прочный капитал человека” (К.Д.Ушинский).

Сама личность может достигать определенных результатов через самовоспитание, т.е. внутренней деятельностью, направленной на выработку ценных качеств личности с точки зрения самой личности.

Процесс воспитания имеет определенные характерные особенности, он является процессом:

- целенаправленным;

- двусторонним;

- многофакторным;

- организованным;

- комплексным (качества формируются не поочередно, а сразу):

- длительным, непрерывным;

- сложным, многогранным.

Для процесса воспитания характерна отдаленность и неодинаковость результатов воспитания.

 

Диалектика воспитательного процесса.

Ребенок в окружающей действительности входит в бесконечное число отношений. Это сообщает воспитанию гибкость, динамичность, изменчивость. Здесь постоянно возникают различные противоречия. Движущей силой всякого развития является разрешение противоречий между различными факторами. Личность под воздействием этих факторов постоянно развивается. Несоответствие между притязаниями ребенка и его возможностями может приводить к новым внутренним противоречиям. Всякое противоречие может быть разрешено, или оно существует до тех пор, пока не исчерпает себя. Одним из основных источников развития человека как личности становятся противоречия между потребностями и способами их удовлетворения. Преодолевая противоречия, личность поднимается на новый уровень, обусловленный психическими новобразованиями (приобретает новые качества, готовность разрешать более сложные задачи, овладевает новыми способами деятельности). И наоборот, движение личности приостанавливается, если противоречия не разрешаются, продолжают существовать или исчезают сами по себе.

 

 

1. Воспитательный процесс – это….

 

 

poisk-ru.ru

Михаил Кушнир, Москва: Что может воспитать школа?

Воспитание – избитая тема и можно увидеть много разных определений его, однако далеко не все из них позволяют отличить аспекты разных педагогических воздействий. Я выделю несколько определений воспитания, которые кажутся мне более точными:
  • Толковый словарь Ожегова – «навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни»
  • Зигмунд Фрейд – «процесс побуждения к преодолению принципа удовольствия и к замещению его принципом реальности»
  • С. Ю. Головин. Словарь практического психолога – «планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определённых установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду»

Ключевым признаком воспитания я считаю поведение– внешнюю реализацию личности, которая часто фигурирует в других определениях. В мудреном определении Фрейда я вижу тоже поведенческий аспект. Важно понять, что и как влияет на поведение? Является ли воспитание составной частью образования? Является ли обучение составной частью образования?

Поведение, безусловно, опирается на систему ценностей, картину мира, эмоциональный интеллект человека. Можно ли считать человека воспитанным, проявляется исключительно в социальном виде как адекватное поведение – адекватное окружающему контексту: людям, ситуации, нормам, культуре. То, на что опирается поведение, – это уровень его образованности. Но одной образованности для формирования норм поведения недостаточно.

Образованность же может формироваться разными способами, в том числе обучением. Но, вопреки формуле образования из учебника педвузов, обучение– только один из способов образования. На этапе всеобуча, когда задача стояла охватить огромные массы неграмотных, обучение было основным способом образования. Именно поэтому сложилась практика использования этих слов как синонимов. Но это не так! Сегодня смешение этих терминов существенно искажает информационное поле.

Мне близка модель формирования поведения каждым человеком как личного выбора из наблюдаемых образцов. Гуманистический современный вариант – человек наблюдает и выбирает для себя образец поведения в значимых ситуациях как наиболее эффектное поведение и/или поведение наиболее значимых людей. Наибольшее влияние обычно оказывают родители. На семейные образцы накладываются постепенно другие примеры. В том числе, образцом могут выступать модели поведения героев художественных произведений, особенно актуально для редких или отсутствующих в обычной жизни человека ситуаций.

Возможен и манипулятивный вариант, когда человека заставляют вести себя определенным образом под угрозой наказаний или дрессируют поощрениями.

Таким образом, можно выработать требуемые навыки, но, в отличие от животных, они могут демонстрироваться только на виду и игнорироваться, когда никто из контролирующих такое «воспитание» не видит.

Воспитание в школе

В логике этой модели воспитания как осознанного выбора поведения я хочу проанализировать призывы к школе и учителю заниматься воспитанием. Что они могут сегодня воспитать? Итак, ищем в школе значимых людей и значимые события. Беру своих значимых учителей, из 3-х школ, в которых учился:
  • 0 – из 1-й,
  • 1 – из 2-й,
  • 7 - из 3-й.

При этом 3-я была спецшколой физмат-профиля высшего уровня– таких по всей Москве немного.

А из этих 7-ми значимых учителей моей последней школы:

  • 2 – по профильной физике,
  • 2 – по профильному матанализу,
  • 1 – по непрофильной литературе за предметный профессионализм,
  • 1 – по непрофильному английскому, причем не за предмет, а за неожиданный гуманизм ко мне, молодому обалдую,
  •  директор-фронтовик – за атмосферу в школе, после ухода которой школу вскоре развалили.

Скольких значимых учителей вспомнит уважаемый читатель? Больше? Сомневаюсь.

Сакраментальный образ недалекой Марьванны, подкрепляемый регулярными роликами в сети и скандалами в прессе, – не происки вредителей, а правда жизни. Инфантильный и покорный учитель, неспособный защитить свои права, директор, неспособный отстоять права своей школы, – это реалии почти каждого дня почти в каждой школе. Истории со вбросами бюллетеней на выборах носителями «разумного-доброго-вечного» и сексуальными домогательствами в воспоминаниях повзрослевших и осмелевших выпускников. Их ученики сочтут значимыми? Их образ поведения сочтут достойным подражания?

В чем могут быть образцом те редкие, которых ученик сочтет значимыми? Скорее всего, в профессионализме и в своем предмете. Это тоже воспитание, конечно, но не в тех аспектах, которые обычно понимают, пафосно говоря о воспитании. Многие ли учителя могут оказаться значимыми в общегражданском контексте? Есть ли у них шанс проявить себя как достойных подражания в школьном формате, основанном на повсеместных ограничениях, формальностях, отчетах, цейтнотах? О каких значимых событиях в школе может идти речь, которые потребуют выработки особой модели поведения? Жизнь в школе обычно нудная и размеренная. Самые интересные события обычно происходят в общении учеников друг с другом, а не под впечатлением от учителя.

В этом контексте стоит обратить внимание на «образовательное событие» – термин современной педагогики, подразумевающий такое мероприятие, которое оказывает яркое эмоциональное впечатление на учеников. Только такие мероприятия могут оказывать заметное развивающее и воспитывающее влияние. Поскольку текст о воспитании, обращаю внимание именно на этот аспект, хотя образовательное событие в большей степени направлено на образование. Воспитывающее влияние случится только в том случае, если оно будет требовать определенного поведения и образцы такого поведения будут на мероприятии предъявлены или порождены.

Что же тогда воспитывает школа? Прежде всего, исполнительскую дисциплину и неготовность отстаивать свои права, свою точку зрения, потому что сами учителя никаких прав не имеют, не знают, не умеют их отстаивать, а в отношении учеников сплошь и рядом занимаются манипуляциями и подавлением личного мнения. И не из злого умысла, а потому что как-то управлять классом надо. Ситуация вынужденная, а иных навыков у большинства нет. Кроме того, в каждом классе есть, как минимум, один ученик, который из семьи пришел неспособным к самостоятельной дисциплине и уважению других – с ним нужно либо индивидуально работать, либо подавить, ибо невозможно раздвоиться и одновременно работать с классом и индивидуально с ним. Но невозможно одного подавить, а остальных не трогать – давятся в результате все. С той силой, которой достаточно для удержания под контролем самого неконтролируемого. Остальные вынуждены это тоже терпеть.

В таких условиях о воспитании «разумного-доброго-вечного» речи идти не может. Накладываем на это наблюдения за учителями, поведение которых даже в школе не всегда являет собой достойные образцы. Добавляем бытовые зарисовки на улице, на природе, по телевизору, в сети... Получаем воспитание – воспроизведение окружающих образцов поведения. Именно поэтому, когда начинают пафосно говорить о воспитании в школе, я вспоминаю советское воспитание говорильней и нудными публичными мероприятиями, окончания которых с нетерпением ждали. Как говорили тогда, «с фигой в кармане».

Воспитывает учитель ученика своим собственным поведением, даже когда он об этом не думает: он волей-неволей демонстрирует свое поведение в разных ситуациях. Оно становится в ряд наблюдаемых учеником образцов. Если учитель для ученика значим или если его поведение кажется ему удачным, достойным подражания, он может взять его за основу своего поведения в подобных ситуациях.

Если же мы говорим о воспитании патриотизма, мы должны поставить ученика в значимую для него ситуацию и предъявить ему те образцы поведения, которые он сочтет (или не сочтет!) для себя достойными подражания (или избегания: как нельзя себя вести– тоже воспитание). Если показать патриотический фильм с героическими героями, а у ребенка сосед по дому фронтовик позабыт-позаброшен даже обязанными его лечить врачами...

Зачем я это написал?

Профанация при обучении квадратному трехчлену и при воспитании отличаются глубиной последствий, хотя любая профанация – это плохо. Профанация при воспитании формирует циников, а не патриотов. Я боюсь инерции восприятия воспитания как примитивного средства вколачивания в ребенка «стань таким, как я хочу», без понимания реальных закономерностей формирования у ребенка личных моделей поведения. Я боюсь лозунгового сознания об «отсутствии воспитания в школе» в духе старых определений «образования» и непонимания, что образование и воспитание – личностные процессы, которые идут все время на протяжении всей жизни человека, независимо от желания родителей и/или учителей.

  • Человек всю жизнь наблюдает за происходящим вокруг и корректирует свое представление о мире и своем месте в нем на основании видимого.
  • Человек всю жизнь наблюдает за поведением окружающих, соотносит со своим поведением и корректирует его в соответствии со своим представлением о правильном и неправильном, эффективном и неэффективном, полезном и вредном.

Чтобы поведение наших детей отвечало нашим представлениям о правильном и достойном, надо обеспечить им убедительные примеры для подражания – себя воспитывать. Слово «себя» стоит понимать и буквально, и расширительно – взрослых, формирующих бытовую повседневность детей. Это самое важное и изрядно запущенное. Наивно ожидать исключения ненормативной лексики у детей, если весь окружающий мир использует ее без стеснения, а высоко интеллектуальные представители элиты эффектно этим манкируют. Рабочие, военные, связисты и гастарбайтеры на нем просто разговаривают – без этой лексики могут не понять.

Смешно в этих условиях валить всех собак на школу, ибо она все проглотит, поскуливая в Интернете. Потому и проглотит, что она бесправна. Кого может воспитать раб? Ответственный, вменяемый и понимающий реальные процессы воспитания твердо знает, что роль школы в воспитании не стоит переоценивать. За воспитание по нашей Конституции отвечают родители – это совершенно справедливо и правильно. Никто не в состоянии больше повлиять на ребенка в вопросах воспитания, чем родитель. Ему и отвечать за воспитание. И государству с обществом, которые в состоянии (или не в состоянии) обеспечить в быту соблюдение требуемых норм поведения.

Из всего написанного не следует, что школа должна отстраниться от воспитания. Но надо взвешенно и ответственно ставить задачи школе в рамках реально возможного. В рамках предметного обучения, которое превалирует в школе, можно и нужно воспитывать отношение и поведение в соответствующих предметных сферах деятельности. И это реально происходит. У кого лучше, у кого хуже: кто как может. Призывать воспитывать бессмысленно: кто не может, тот не сможет. Воспитывает только тот, кто являет собой пример для подражания. А он это делает без разговоров о воспитании – само собой получается.

Единственное, что могло бы заслуживать внимания в контексте воспитания и школы – охват типовых поведенческих образцов ценностными обсуждениями. Учитывая энциклопедический принцип охвата учебными предметами практически всех аспектов жизнедеятельности человека, можно предусмотреть практически все возможные поведенческие ситуации, имеющие проекцию в каждом конкретном предмете. Причем это абсолютно типичный методический подход к формированию учебной программы.

Давайте жить здраво, ответственно и адекватно. Без избыточной бюрократизации и формализации. Тогда и воспитываться будет здравомыслие, доброжелательность и патриотизм как забота о дорогой сердцу среде обитания и общения. Причем без пафосных речей о воспитании и патриотизме.

Читайте на нашем сайте: 

www.ug.ru

Статья на тему «Педагогическая поддержка учащихся на основе развития и самоопределения личности»

«Педагогическая поддержка учащихся на основе развития и самоопределения личности»

На развитие и саморазвитие человека накладывает влияние среда, в которой он живет и действует. Обретая в процессе жизне­деятельности определенный опыт (на основе внутренних потребно­стей), человек начинает свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять средой, одновременно совершен­ствуя и развивая свои способности, т.е. заниматься саморазвитием. Это значит, что необходимо обеспечить развитию ребенка такое на­правление, которое было бы сообразно природе человека, вело бы к его самосовершенствованию, улучшению и развитию его природных данных.

Саморазвитие - это самоизменение, самоуправление, само­воспитание, самообучение. Педагогическая задача состоит в том, что­бы помочь школьнику осознать процессы и вызвать их мотивацию, научить управлять ими, ставить цели своего развития, т.е. подвести к самосовершенствованию.

Школьник должен хотеть и уметь развивать себя, самосовершенствоваться.

Этому поможет технология саморазвития личности, специальные цели педагогического процесса, содержание, методы и средства.

Основой, определяющей интенсивность и направление развития личности, являются потребности: социальные и духовные - потреб­ности в улучшении и совершенствовании себя. В основе развития позна­вательных потребностей лежат: любопытство, любознательность, интерес, склонность, осознанному самообразованию, творческий поиск, стремление к истине, рефлексия.

«Потребность в самоутверждении: это стремление иметь пре­имущество перед окружающими; занимать достойное место в общест­ве, быть уверенным в себе, быть не хуже других, становиться лучше и лучше, т.е. совершенствоваться.

В этом как раз и нужна педагогическая поддержка учащихся со стороны учителя.

hello_html_5b4e0177.gif Самореализация - это осуществление себя, использование своих возможностей, достижение личностных смыслов, целей, планов, своего предназначения в жизни. Это строительство своей судьбы.

Чтобы человек мог самореализоваться, необходимо создать ему соответствующие условия: стимулировать свободу волепроявления, пространство творческой деятельности, социальный комфорт.

Ведущей мотивацией является нравственно-волевая мотивация.

Ставка делается на самостоятельную творческую деятельность учащихся, рефлексию деятельности и своей позиции.

Стимулирующую роль играет «самоотметка». Выявилось, что у трети учащихся самооценка занижена. Изменить ситуацию помогает кропотливая индивидуальная работа. Успех в работе становится воз­можным благодаря реализации принципа педагогической поддержки, а это значит:

* верить в каждого ребенка и его возможности;

* оценивать не личность, а действия, поступки;

* видеть ценность не только результата, а и самого процесса взаимодействия с ребенком;

* проявлять внимание к каждому ребенку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их;

* не торопиться с выводами;

* помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уни­кальности.

Начиная с 5-го класса и далее понижается мотивация учащихся

к познавательной деятельности, снижается количество учащихся, обучающихся на «отлично» и «хорошо», детей, имеющих одну или две тройки по итогам учебного цикла, особенно к 7-му классу. Именно в этом возрастном периоде и нужно искать резервы для улучшения учебной деятельности по сравнению с другими интересами. Количест­во активности на уроках падает.

«Одной из главных причин понижения успехов в учебе является недостаточная теоретическая разработанность стимулирования учеб­ной деятельности учащихся, скудный арсенал используемых стимулов во время урока, формирующих мотивацию успеха.

Анкетирование учителей показало, что педагогическое стимули­рование понимается учителями как поощрение деятельности учащих­ся, дающее возможность ребенку проявить себя с лучшей стороны, как создание условий, при которых дети работают с наибольшей эф­фективностью и наименьшим напряжением, как своевременная оцен­ка деятельности учащегося.

Диапазон стимулов колеблется от двух до шести. В основном это:

* оценка;

* запись благодарности в дневник;

* словесное поощрение;

* групповая работа;

* назначение консультантом;

* выставка лучших работ.

Возможна постановка следующих целей:

* сбор и изучение стимульного материала;

* выяснение характера взаимоотношений стимулов и мотива;

* выработка своего отношения к понятию «Стимулирование учебной деятельности».

Сбор стимульного материала осуществляется через посещение уроков, опрос и анкетирование учащихся, анкетирование учителей, работающих в этих классах.

Наиболее часто называются стимулы:

* в 5-х классах - похвала, оценка, включение в учебную дея­тельность игр, юмористических минуток, взаимопроверка;

* в 6-х классах - познавательные игры, задания практического характера, работа в парах и группах, креативные минутки;

* в 7-х классах - познавательные игры, юмористические минут­ки, оценка, похвала, дозированное домашнее задание, срав­нение своих результатов с прошлыми, положительные эмо­ции учителя.

Учителя часто включают «мнимые стимулы», не имеющие соци­ально-педагогической значимости: обещание поставить оценку «5», отпустить до звонка, обещание наказания (угроза вызвать родителей, поставить неудовлетворительную оценку и прочее), ссылки учителя на усталость, плохое самочувствие.

Мы считаем необходимым проведение диагностики стимулирования учебно-познавательной деятельности.

Мысли о необходимости поддержки растущего человека волнуют многих педагогов и психологов. В систему педагогической поддержки они включают и психологическую, поскольку она также интегрируется образовательным учреждением.

К анализу понятия "педагогическая поддержка" и к характеристике его

содержания подходят по-разному.

Так, психологи рассматривают психологическую поддержку как процесс. Они поясняют, что взрослый в процессе поддержки сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки, помогает ребенку поверить в себя и свои способности, помогает ребенку избежать своих ошибок, поддерживает при неудачах.

Под педагогической поддержкой понимается деятельность профессионального педагога по оказанию оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, успешным продвижением в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением. Таким образом, в растущей личности поддерживается положительная заданность, а также стремление к самостоятельности, самодвижению.

Теоретически обосновывая идею педагогической поддержки, отмечается, что суть ее состоит в том, чтобы помочь учащемуся преодолеть то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий. Ключевое слово здесь — «помощь» ребенку.

Педагогическая поддержка может и часто использует средства обучения и воспитания, но характер ее деятельности принципиально развивающий, форма отношений с ребенком - договорная, а результат - выбор ребенком того пути, который он считает правильным и который готов пройти, беря на себя ответственность.

Педагогическая поддержка не гарантирует, что всегда будет, достигнут результат, желательный и легкий для обучающего иливоспитывающего. Но минимальный результат педагогической поддержки будет заключен в том, что ребенок всегда будет иметь шансисследовать собственную проблему, осуществлять действия по ее разрешению и получит возможность соотнести собственный выбор стеми последствиями, которые он за собой повлечет. Возможно, что многих негативных последствий удастся избежать, благодаря тому, чторебенок имеет возможность при проектировании собственных действий по выходу из проблемы увидеть, спрогнозировать их, и это можетповлиять на поиски каких-то других решений. -

Опыт показывает, что, как правило, педагогическая поддержка все же достигает результатов.

Итак, задача педагогической поддержки, установление необходимого баланса, как того реального "мостика" – с одной стороны взрослого, педагога-профессионала, с другой стороны ребенка, на которого направлена деятельность взрослого.

В чём суть понятия «педагогическая поддержка»? Под ним понимается система совместной деятельности педагога и ученика, направленная на сохранение самостоятельности последнего и ставящая целью поддержать его в действиях.

Педагогическая поддержка относится к культуре воспитания, вырастающей на внутренней свободе, творчестве, реальном (а не мнимом)

демократизме и гуманизме взаимоотношений взрослого и детей. Основное правило педагогической поддержки: дать возможность ребенкупреодолеть очередное препятствие, развив при этом интеллектуальный, нравственный, эмоциональный, волевой потенциал, ощутить себячеловеком, способным на поступок и самостоятельное решение. Поддержать можно только то, что уже имеется в наличии развитие самостоятельности человека.Для чего нужна школьнику педагогическая поддержка? Для того, чтоб он мог удачно осваивать социально важные ценности, нормы, культуру поведения, чтоб сам мог выбрать свой жизненный путь и воплотить его, постигать и осваивать внешний мир, познавать и развивать свой внутренний мир и, естественно, чтоб удачно обучаться, получать знания, сформировывать умения и навыки учебной деятельности.

Педагог - не транслятор, а инициатор культурной нормы открытых, доверительных, партнерских взаимоотношений меж взрослым и ребенком. До этого всего, он помогает школьнику развивать рефлексию, как метод выявления самооценки анализа собственного творчества.

Для организации образовательного пространства на базе концепции педагогической поддержки требуется смена, либо актуализация ценностных ориентации педагогов, построение взаимоотношения и взаимодействия с детьми и сотрудниками на доверительности и открытости. Взаимодействие педагога и дитя - ценность, которую нужно добывать, развивать и хранить. Переход от привычной ориентации на «воздействие» к «взаимодействию» происходит в динамике смены личных и профессиональных состояний, переосмысления накопленного опыта.

Это колоссальный труд души и мысли, который вызывает большущее уважение и которому нужно оказывать квалифицированную поддержку.

Переход школ на профильное обучение в рамках 12-летнего образования в Республике подводит учащихся выпускных 9-х классов к необходимости осуществления выбора профиля и дальнейшего образовательного маршрута. Серьёзные затруднения испытывают школьники в принятии данного решения. Необходимо, чтобы этот выбор оказался не случайным, а взвешенным и личностно осмысленным. Таким образом, главной линией в сопровождении учащихся становится проблема самоопределения.

Самоопределение - это сложное личностное образование, которое складывается на протяжении длительного развития ребенка

Решению проблемы выбора профиля и дальнейшего

образовательного маршрута может способствовать курс личностного и профессионального самоопределения, разработанный для учащихся 8-9 классов. Данный курс может быть комплексным по содержанию, так как состоит из двух программ: 1) "Психология самопознания" для 8-х классов; 2) "Я и моя профессия" для 9-х классов. Курс можно предложить учащимся по выбору для того, чтобы сформировать у подростка индивидуальный образовательный запрос, развить способность разбираться во внешних обстоятельствах и умение использовать информационные ресурсы.

Проблема самоопределения личности не нова в педагогической

теории и практи­ке. В трудах философов, психологов и пе­дагогов находит отражение и проблема са­моопределения учащихся старшего школь­ного возраста.

Невозможно од­нозначно утверждать, что в старшем школь­ном возрасте формируется либо готовность к самоопределению, либо само самоопреде­ление. Для самоопределения должны сложиться определенные обстоятельства, созда­ющие готовность к восприятию действительности.

Под самоопределением старшек­лассника мы понимаем процесс конструи­рования им близкой, реально осуществи­мой и далекой перспективы на основе сво­бодного выбора целей, средств и путей са­моразвития, включающего в себя как сово­купность индивидуальных ценностей, реальных действий. В настоящее время актуальные проблемы личности, ее самоопределения требуют новых педагогических решений, остро стоит вопрос о поиске современных методов, форм и средств обучения, способ­ствующих эффективному самоопределению школьников.

Сегодня традиционное образование до­полняется новыми формами, стимулирующи­ми личностную инициативу, и выступающи­ми в качестве движущей силы самоопреде­ления учащегося. Среди них актуализируют­ся достаточно известные ранее олимпиады, смотры, конкурсы, фестивали, которые в на­стоящий момент испытывают трансформа­цию и становятся самостоятельным явлени­ем педагогической действительности. Готов­ность к самоопределению формируется в пе­риод старшей школы. Введение конкурсной системы – центр «Дарын», ПГК, ЕНТ в образовательный процесс будет наиболее отвечать возрастным потребностям учащихся и существенно дополнять возможности образования для самоопределения школьников.

Предметом педагогической поддержки является процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, це­лей, возможностей и путей преодоления пре­пятствий, мешающих ему сохранить свое че­ловеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

Под педагогической поддержкой понимается оператив­ная помощь детям в решении их индиви­дуальных проблем, связанных с физичес­ким и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жиз­ненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением).

Одним из условий самоопределения стар­шеклассников считается создание ситуаций успеха. Ситуации ус­пеха позволяют пережить радость достиже­ния, осознать свои способности, поверить в себя, в свои творческие возможности. Успех - это механизм самосовершенствования, само­развития школьника. Даже разовое пережи­вание успеха может коренным образом изме­нить самочувствие ученика, ритм, стиль и ка­чество его деятельности, характер взаимоот­ношений с окружающими. Проблема созда­ния ситуации успеха не нова для психолого-педагогической науки и школьной практики. Очевидно, что в учебно-воспитательном про­цессе ситуацию успеха необходимо создавать каждому школьнику, поскольку переживае­мый человеком успех является источником его движения к новым достижениям, самосовер­шенствованию, развитию и самоопределению личности ребенка.

infourok.ru