ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%

Интеллектуальное развитие личности подростка. Интеллектуальное развитие личности


Интеллектуальное развитие личности подростка

 

Подростковый возраст - это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, бурной активности, энтузиазма, инициативности, стремления к героическим делам, опасности, риску. Заметное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты - настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности на этом пути. В отличие от младшего школьника подросток способен не только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности. Он уже обычно сам ставит перед собой цели, сам планирует деятельность по их осуществлению. Но недостаточность воли подростков сказывается, в частности, в том, что, проявляя настойчивость, в одном виде деятельности, они не могут не обнаруживать ее в других видах.

В средних классах учащиеся приступают к изучению и освоению основ наук. ребятам предстоит овладеть большим объемом знаний. Материал, подлежащий усвоению, с одной стороны, требует более высокого, чем раньше, уровня учебно-познавательной и мыслительной деятельности, а с другой - направлен на их развитие. Учащиеся должны овладеть системой научных понятий, особой системой знаков, которая существует в математике, физике, химии, и научиться рассуждать в теоретическом плане. Именно эти новые и объективно самые трудные учебные предметы предъявляют новые требования к способам усвоения знаний и направлены на развитие интеллекта высшего уровня - теоретического, формального, рефлексивного мышления.

Специфическое качество теоретического мышления - способность рассуждать гипотетико-дедуктивно, т.е. на основе одних общих посылок путем построения гипотез и их проверки. На этом уровне все рассуждение, вплоть до заключения, идет в словесном плане, а его содержанием являются высказывания или в обычной системе знаков - в словах, или в особой знаковой системе, которая применяется, например, в математике. Новое в развитии мышления подростка заключается в его отношении к интеллектуальным задачам как к таким, которые требуют их предварительного мысленного решения. Подросток, в отличие от ребенка, начинает анализ задачи с попыток выявить все возможные отношения в имеющихся данных, создает различные предположения об их связях, а затем проверяет эти гипотезы. Умение оперировать гипотезами в решении интеллектуальных задач - важнейшее приобретение подростка в анализе действительности. Мышление предположениями является отличительным инструментом научного рассуждения. Своеобразие этого уровня развития мышления заключается не только в развитии абстракции, но и в том, что предметом внимания, анализа и оценки подростка становятся его собственные интеллектуальные операции. Поэтому такое мышление называется рефлексивным.

Хотя усвоение научных понятий в школе уже само по себе создает ряд объективных условий для формирования у школьников теоретического мышления, однако оно формируется не у всех. У разных учащихся может быть разным уровень и качество его реальной сформированности.

В целом для этого уровня мышления характерно осознание подростком собственных интеллектуальных операций и управление ими. Этот процесс становится возможным и для других психических функций. Контролируемой и управляемой становится речь, причем в некоторых лично значимых ситуациях подростки особенно стремятся говорить красиво, правильно.

Понятийный, обобщенный и логически организованный материал по предметам математического цикла требует значительной интеллектуальной активности во время его первоначального усвоения, т.е. при объяснении учителем. Поэтому в подростковом возрасте развивается умение длительное время удерживать внимание на отвлеченном, логически организованном материале, но это умение развивается постепенно и не в одинаковой мере у всех учащихся. Практически выражены все свойства внимания (объем, устойчивость, переключение, распределение, концентрация), уровень сформированности их соответствует в старшем подростковом возрасте. Достаточно активно развивается послепроизвольное внимание, поддерживаемое интересом и целенаправленной мотивацией. особенно сильна связь внимания и восприятия.

Интеллектуализация процессов восприятия - необходимое условие успешного усвоения любого учебного материала, в том числе и наглядного: чертежей, схем, рисунков. Невнимательное отношение к такому материалу и недооценка его важности достаточно распространены. Например, от умения "видеть" чертеж, "читать" его прямо зависит качество усвоения теоремы. Совершенно недостаточно просто запомнить чертеж и уметь его воспроизвести. Значимая информация может быть извлечена только при работе с ним, когда выделяются определенные связи и зависимости. Только при такой деятельности восприятие чертежа насыщается размышлением и качественно меняется.

В процессе и в результате усвоения научных понятий создается новое содержание мышления, новые формы интеллектуальной деятельности. Существенным показателем неполноценного усвоения теоретических знаний является неумение подростка решать задачи, требующие использование этих знаний. Именно решение задач по геометрии, физике и химии вызывает (особенно в начале) трудности у многих учащихся: они не умеют преобразовывать данные, видеть в них проявление известного закона, правила, теоремы.

Овладевая материалом по гуманитарным предметам, учащиеся тоже усваивают научные понятия, классификации фактов, учатся видеть связи и причинно-следственные зависимости, давать краткие характеристики и развернутые описания, делать выводы. Усвоение такого материала представляет меньшие трудности, чем по предметам математического цикла, но многие подростки тратят на подготовку домашних заданий больше времени, чем это предусматривается, так как не владеют приемами правильной работы над учебным материалом.

Распространенный дефект самостоятельной работы младших подростков - установка на запоминание материала (а не на понимание) и привычка все заучивать путем неоднократного повторения. Для них типичен прием "задалбливания". Мышление как бы не участвует в запоминании. Установка на дословное материала - серьезный тормоз развития речи и, в частности, умения сформулировать и выразить мысль своими словами. Однако именно в подростковом периоде память развивается в направлении интеллектуализации. Возрастает число учащихся, применяющих приемы опосредованного запоминания, увеличивается запас таких приемов, их применение становится все более сознательным, намеренным, целенаправленным. Существует прямая зависимость между использованием приемов запоминания, уровнем владения ими и продуктивностью запоминания и воспроизведения.

Умение логически обрабатывать материал - часто развивается у подростков стихийно, хотя и является специальной задачей учителя, т.к. от этого зависит не только успеваемость, но и возможность дальнейшего развития интеллекта.

Содержание понятия "учение" расширяется в подростковом периоде, так как приобретение знаний уже нередко выходит за пределы учебной программы, осуществляется самостоятельно и целенаправленно. С возрастом эта тенденция увеличивается. Однако отношение к учению и знаниям может качественно различаться у разных учащихся. Отчетливо выделяются две крайние группы. У значительной части подростков появляется устойчивая склонность к умственной работе и стремление овладеть новыми знаниями и умениями, стойкий интерес к определенным учебным предметам и соответствующим отраслям науки, техники или искусства. У некоторых подростков объем знаний гораздо больше требуемого по школьной программе. В значительной мере сходна с такими учащимися обычно существующая группа способных, у которых склонность к интеллектуальной деятельности, вдумчивости, умение долго и сосредоточенно работать, увлеченность познавательно-продуктивной деятельностью проявляются не при усвоении содержания учебных предметов. У таких подростков ценные качества личности формируются в самостоятельной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьных программ.

Оптимальные условия для интеллектуального развития личности складываются тогда, когда приобретение знаний становится для подростка субъективно необходимым и важным для настоящего и подготовки к будущему. Именно в подростковом периоде появляются новые мотивы учения, связанные с формированием жизненной перспективы и профессиональных намерений, идеала и самосознания. Недовольство собой и стремление исполнить задуманное становится источником познавательной активности подростка. В его самостоятельных занятиях появляются далекие и близкие цели, они организуют и направляют его конкретную деятельность. Учение приобретает личный смысл и превращается в самообразование. Этот качественно новый и высший тип учебной деятельности возникает и начинает формироваться в подростковом периоде.

 

Специфика подросткового общения. Взаимоотношения подростка и взрослого.

 

Личность подростка формируется не без трудностей, которые связаны не только с развитием самого ребенка, но и с отношениями к нему взрослых. В соответствии с уровнем психического и соматического развития подростки ожидают, что определенным образом изменится отношение к ним взрослых. Однако эти ожидания в большинстве случаев не оправдываются из-за неадекватных представлений взрослых о возрастных нормах. Так, понимание или недоучет взрослыми истинных мотивов поведения подростка, реагирование лишь на внешний результат или, что еще хуже, приписывание подростку несоответствующих действительности мотивов приводит к внутреннему сопротивлению подростка, воспитательным воздействиям, к отрицательной реакции на них. Это явление ряд психологов называют смысловым барьером (Л.И. Бажович, Л.С. Славина), который появляется тогда, когда подросток не принимает требований взрослых, потому что эти требования, даже абсолютно правильные, не имеют для него подлинного смысла.

Однако термин "смысловой барьер" искажает в данном случае суть дела. Подросток, как правило, понимает смысл требований взрослых. Если же ему не понятен смысл, то его реакция тогда вполне объяснима. Тревожно именно то, что, понимая смысл требований, подросток иначе их воспринимает, дает им оценку, отличную от понятий, вложенных в требования самими взрослыми. И причина этого зачастую кроется в несоответствии между тем, как оценивают подростка взрослые люди, и тем, как подросток оценивает сам себя, как он вообще относится к себе, своим возможностям, своей деятельности.

Если же взрослые не считаются с тем, что подросток уже не маленький ребенок, не считаются с его потребностями и интересами, то появляются обиды и разнообразные формы протеста - грубость, упрямство, непослушание, замкнутость, негативизм. К сожалению, в школьной и семейной практике часть педагогов и родителей до сих пор в своих рассуждениях и действиях придерживаются удобной формулы: подросток - ребенок и поэтому должен беспрекословно слушаться учителей, родителей, уже потому, что они взрослые. Подросток начинает сопротивляться требованиям, которые раньше охотно выполнял; он обижается и протестует, когда ограничивают его самостоятельность и вообще, "как маленького" опекают, направляют, контролируют, требуют послушания, наказывают, не считаются с его интересами, отношениями, мнениями и т.п. У подростка появляется обостренное чувство собственного достоинства, он осознает себя человеком, которого нельзя подавлять, унижать, лишать права на самостоятельность. Существовавший в детстве тип отношений со взрослыми (отражающий неравноправное положение ребенка в отношениях с ними) становится для подростка неприемлемым, не соответствующим его представлению об уровне собственной взрослости. права взрослых он ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение его личности и человеческого достоинства, на доверие и предоставление самостоятельности, т.е. на известное равноправие со взрослыми, и старается добиться признания ими этого. Разные формы протеста и неподчинения подростка - средство изменить прежний тип отношений с взрослыми на новый, специфический для общения взрослых.

Самооценка формирующаяся под влиянием оценок взрослых и, что не менее важно, под влиянием результатов собственной деятельности подростков, начинает активно влиять на их поведение, определяя их реакции на воздействие взрослых. Практика показывает, что если эта самооценка поддерживается взрослыми достаточно длительное время и если она к тому же обеспечивает подростку значимое положение в коллективе, то сохранение такой самооценки, безусловно, должно стать в конце концов потребностью подростка.

Сложившийся уровень притязаний побуждает подростка сопоставлять оценку взрослых со своей собственной оценкой, из чего в значительной мере проистекает отношение подростка к другим людям. Так, осознание себя как личности, стремление утвердить себя зачастую приводят к тому, что подросток во всем видит покушение на свою независимость и болезненно сопротивляется тому воспитанию, которое возвращает его в положение ребенка. При этом у подростков наблюдается известной противоречие между ярко выраженной общей потребностью в самооценке и неумением адекватно удовлетворить ее. Неправильная самооценка подростка может иметь далеко идущие последствия переоценки либо недооценки себя, приводящие к серьезным трудностям в воспитании.

В начале подросткового периода складывается ситуация, чреватая возникновением противоречий, если у взрослого сохраняется отношение к подростку еще как к ребенку. Это отношение вступает в противоречие с задачами воспитания и препятствует развитию социальной взрослости подростка, а с другой - вступает в противоречие с представлением подростка о степени собственной взрослости и его претензиями на новые права. Именно это противоречие является источником конфликтов и трудностей в отношениях взрослого и подростка. Конфликты и трудности возникают из-за расхождения их представлений о характере прав и степени самостоятельности подростка.

Если взрослый не изменяет отношение к подростку, то подросток сам становится инициатором перехода к новому типу отношений. Сопротивление взрослого вызывает ответное сопротивление у подростка в виде разных форм непослушания и протеста. Существование этих противоположных тенденций и сопротивление друг другу порождают столкновения, которые при неизменности отношения взрослого становятся систематическими, а негативизм подростка - все более упорным. При сохранении такой ситуации ломка прежних отношений может затянуться на весь подростковый период и иметь форму хронического конфликта. Разными формами неподчинения и протеста подросток ломает прежние, "детские" отношения со взрослым и навязывает ему новые, "взрослые" отношения, которым принадлежит будущее. Конфликт может продолжаться до тех пор, пока взрослый не изменит отношение к подростку. Конфликтные отношения благоприятствуют развитию приспособительных форм поведения и эмансипации подростка. Появляется отчужденность, убеждение в несправедливости взрослого, которые питаются представлением о том, сто взрослый его не понимает, и понять не может. На этой основе может возникнуть уже сознательное неприятие требований, оценок, взглядов взрослого, и он вообще может потерять возможность влиять на подростка в этот ответственный период становления моральных и социальных установок личности. Чем больше подросток недоволен отношением взрослых, тем нужнее ему товарищи, тем сильнее их влияние на него.

Важность и особое место подросткового периода определяются тем, что именно в это время происходит переход от характерного для детства типа отношений взрослого и ребенка к качественно новому, специфическому для общения взрослых людей. Этот переход существует как процесс становления новых способов социального взаимодействия подростка и взрослого. старые способы постепенно вытесняются новыми, но они и сосуществуют. Это создает большие трудности и для взрослых, и для подростка. Новые нормы отношения с взрослыми - важное содержание формирующегося этического мировоззрения подростка.

Благополучная форма перехода к новому типу отношений возможна, если взрослый сам проявляет инициативу или, учитывая требования подростка, перестраивает свое отношение к нему.

 

lektsia.com

Интеллектуальное развитие личности: Пифагор, Архимед и Гитлер

Каждый ли отдает себе отчет в том, что интеллектуальное развитие личности современных людей, весь теперешний мир в его богатстве и многообразии построен на идеях древних греков? Эллада щедро одарила человека своими изобретениями: здесь зародилась философия и появился театр; именно в Греции впервые возникли Олимпийские игры; с ее времен осталось бесчисленное количество прекрасных памятников архитектуры. Но, пожалуй, самое главное наследие античной Эллады, доставшееся европейской цивилизации – ее великие умы. Детища Древней Греции – это Диоген и Сократ, Гиппократ и Евклид, Пифагор и Архимед.

Загадка гения всегда волновала воображение современного человека: одаренные люди то считаются аутсайдерами общества, то зовутся венцом эволюции. Биографические детали выдающихся людей интересны и тем, кого интересует интеллектуальное развитие личности. Ведь они помогают выявить некоторые закономерности, которые могут оказаться полезными в том числе для самосовершенствования в избранной сфере.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте! Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб! Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию... Читать подробнее..

В этой статье мы обратимся к фактам из жизни древних гениев – Архимеда и Пифагора – чтобы научиться обогащать свое будущее пусть и небольшими, но яркими озарениями.  Но учиться нужно и на ошибках, поэтому также в этой статье вы узнаете о личности одного из самых страшных вождей войны. Тень Адольфа Гитлера чуть не погубила цивилизацию, выросшую на блистательных достижениях Древней Греции. Это рассмотрение поможет понять, в чем заключались истоки смертоносной машины, которая по некоторым оценкам погубила порядка 50 млн. человек.

skuka

Скука как национальный симптом

Но начнем издалека. Ощущение, которое проявляется сегодня быстрее всего у представителя практически любой профессии – это скука. Даже те, кто мечтает о своем бизнесе, вскоре понимают: то, что они рисовали в своих фантазиях, мало совпадает с реальностью. Работать в «солидной фирме» — предел мечтаний современного выпускника. Он возлагает огромные надежды на будущее. Однако они редко связаны с повседневным монотонным трудом. Молодой человек мечтает о быстром заработке, стремительной карьере, высоком уровне личной свободы.

Но в подавляющем большинстве случаев он оказывается зрителем в театре собственных фантазий.  Скука стала самым распространенным симптомом. Сегодняшнюю эпоху не без оснований называют «веком потребления» — люди живут ради того, чтобы покупать. За деньги можно приобрести не только имущество, но и эмоции. В этом утверждении нет ничего удивительного. Ведь занятия экстремальными видами спорта, спиртные напитки или наркотики, различные развлечения являются ни чем иным, как покупкой эмоциональных переживаний за деньги.

Иногда, правда, человек вспоминает о своих нереализованных мечтах, планах на будущее, так и оставшихся в далеком прошлом. Эти мечты можно расценивать как позабытое стремление к величию. Но проблема в том, что порождение новых, революционных идей всегда было уделом единиц – эти великие умы еще в Древней Греции носили название «гениев».

Но откуда человек может взять вдохновение в рутине повседневности? Интеллектуальное развитие личности, строго говоря, в настоящее время не является жизненным приоритетом – гораздо «приличнее» в обществе вести беседу о возможных способах заработка, продвижении по службе и эмиграции, чем о своих желаниях стать автором произведения искусства или научной теории. Каждый отдельно взятый человек считает, что свершения того или иного масштаба – удел избранных. Ему же лучше придерживаться обыденного образа жизни, не выделяясь из серой массы.

legenda_arkhimed

Легенда об Архимеде

Однако никаких одаренных и талантливых «других» нет.

Никто кроме самого человека не может произвести те изменения, которые под силу только ему – включая и выход из экзистенциального вакуума.

Чтобы создать достойное будущее, необходимо обратиться к великим примерам из прошлого – по крайней мере, в них можно обрести опору для созидательных перемен.

Каждый знает восклицание «Эврика!», которое произнес древнегреческий ученый Архимед. История этого возгласа стала легендой, но даже теперь она передает то состояние инсайта, которое нам необходимо изучить.

Это предание относится ко времени коронации правителя Сиракуз – Геры II. Царь желал обеспечить свою безопасность, заручившись поддержкой олимпийских богов. В их честь он решил отлить огромную корону из золота. Вскоре мастер принес ему готовое изделие. Но Гера боялся, что, подобно другим ремесленникам, ювелир мог забрать часть золота себе, заменив его на серебряный сплав.

Тогда царь решил приобщить к делу Архимеда, и поставил перед ним задачу: вычислить истинное количество золота в короне. Ученый долго искал решение. Чтобы немного отвлечься, он отправился в одно из тогдашних любимых развлекательных мест – сиракузские бани. Когда Архимед погружался в ванну, то заметил, как часть воды начинает перетекать через край. Чем больше он погружался, тем больше воды вытекало из ванны. Внезапно Архимеда осенило: объем вытесненной из ванны жидкости равен объему погруженного тела.

По легенде, Архимед  голым выскочил из общественных бань и помчался по Сиракузам, выкрикивая свое знаменитое «Эврика!».

Условия для озарения

История Архимеда показывает: феноменальные идеи приходят внезапно, они появляются как озарение у человека, которые перед этим длительно пытался решить определенную проблему. Если интеллектуальное развитие личности происходит постепенно, то прорывы в науке и других областях совершаются рывками. При этом для них необходимо соблюдение нескольких условий.

Одним из таких условий является длительная умственная деятельность, напряжение ума в процессе изучения определенной предметной области. Во-вторых, для озарения необходимо внешнее событие-толчок. Часто таким событием бывает совершенная случайность, которая вызывает за собой ряд ассоциаций, поток новых образов. Иногда это случайно сложившиеся обстоятельства, как было в легенде об Архимеде.

В 1838 году прошел год с тех пор, как Дарвин окончил свое знаменитое кругосветное путешествие на корабле «Бигль». Он изучил огромное количество новых видов растений и животных, и теперь занимался их классификацией. Дарвин получил немало подтверждений того, что миром живой природы правит процесс эволюции. Но ученого все больше интересовало: при помощи какого механизма осуществляется этот процесс? Что именно приводит эволюцию в действие?

Рабочие тетради Дарвина были заполнены догадками  на этот счет. Однако до истинного ответа докопаться он не мог. Как-то раз Дарвин решил расслабиться и отдохнуть за чтением книги Томаса Мальтуса, которая называлась «Опыт о законе народонаселения». В ней Мальтус стремился доказать, что бесконтрольный прирост населения грозит человечеству тотальной катастрофой – ведь рост производства экономических благ происходит намного медленнее.

Размышляя над тезисами Мальтуса, Дарвин внезапно пришел к выводу: растения и животные выживают благодаря передаче наиболее удачных качеств потомкам по наследству. Заслуживает внимания тот факт, что Дарвин еще добрых два десятка лет скрывал свою гипотезу от общественности, стараясь найти для нее как можно больше убедительных и весомых аргументов.

pifagor

Пифагор и его философская школа

Древнегреческий философ и мудрец родился на о. Самос. По совету одного из известнейших философов того времени – Фалеса Милетского – Пифагор отправился в Египет. Там он  изучал закономерности движения светил, причины солнечных и лунных затмений, способы толкования снов. На самом деле, «Пифагор» — это не имя. Это прозвище, означающее «Убеждающий речью». Так Пифагора прозвали за то, что он обладал колоссальной памятью – мудрец мог запоминать огромный объем информации без помощи записей.

Сам философ утверждал, что когда-то он спускался в подземное царство страшного бога Аида, и провел там 207 лет. Там он видел, как «страдает дух Гесиода, прикованный к столбу, а душа Гомера находится среди омерзительных змей». Согласно поверьям пифагорейцев, число 207 – священно. Оно равно количеству лет, которое разделяет душу от одного воплощения до другого.

Согласно еще одной легенде, во время своего предыдущего воплощения Пифагор был сыном Гермеса Трисмегиста. Философ просил своего отца сохранить ему память, и тот удовлетворил просьбу сына. В результате великий философ в течение 207 лет помнил обо всех своих перевоплощениях и смертях.

Но военные действия персов прервали учебу Пифагора – он был захвачен в плен с другими жрецами и перевезен в Вавилон. Там он снова принялся за изучение тайн исчислений, движения небесных тел. В Вавилоне философ встретил мудреца Заратустру, который рассказал ему о своем учении. Набравшись знаний, Пифагор возвращается на родной Самос. Там ученый открывает собственную философскую школу.  Своих учеников он обучает математике, акустике, астрономии, а также мистическим учениям. Пифагор держался аскетического образа жизни и этому же учил своих учеников. Нравственность и интеллектуальное развитие личности – вот приоритеты в учении пифагорейской школы.

Числа и Пифагор

Пифагор очень серьезно относился к числам. В отличие от других философов Древней Греции, которые видели начало всех вещей в Стихиях (воде, огне, земле и воздухе), он утверждал, что «Все есть число». Бога пифагорейцы считали великим математиком и пифагорейцем. Кроме того, Пифагор и его последователи изучали философию и религию. Все свои исследования они объединяли под общим названием «математа» (в переводе – «науки»; в них входили арифметика, геометрия, учение о музыке и астрономия). Пифагорейцы полагали, что во главе всех наук лежит арифметика.

Пифагорейцы, подобно индийским брахманам, или жрецам из Древнего Египта, считали священным число семь. Оно символизировало чистоту, здоровье и высшее познание.

Отдельного рассмотрения заслуживает процесс организации философской школы. Пифагор самостоятельно отбирал учеников. В течение первого года обучения все, что должен был делать кандидат в пифагорейцы – почтительно молчать и запоминать информацию. Если ученик оказывался неспособным к запоминанию, он отчислялся. Пифагор считал, что такие юноши не могли стать эрудированными и сильными. Затем учащийся должен был пройти испытание. На «экзамене» желающий стать последователем Пифагора получал право говорить перед более опытными учениками.

Те, в свою очередь, могли его свободно критиковать. Если юный последователь выдерживал залп критики в адрес сказанного им, он оставался в школе. Если же по каким-то причинам – будь то самолюбие или же неспособность выстроить диалог – он не мог выдержать испытания, ученик отчислялся. Это не было поводом для осуждений или издевательств. Однако стать пифагорейцем в то время было большой честью.

В обстановке пифагорейской школы родилось много понятий, дошедших до наших времен. Например, тогда впервые стало употребляться слово «теория» — оно использовалось для обозначения чувства восторга от сделанных человеком открытий. Крах пифагорейской школы произошел внезапно для ее основателя. Подготовлен он был теми учениками, которые не прошли «отбор». Труды Пифагора не сохранились в письменном виде.

gitler

Гитлер: гений или психопат?

Судьбы великих умов всегда интересны потомкам. Гитлер хотел завоевать мир, но из-за его действий европейская цивилизация едва спаслась от смерти. Обречены были и славяне. Личность Гитлера, оказавшая огромное влияние на ход истории, при этом не может претендовать на исключительность. Скорее она отличается большим количеством психопатологий.

Планы Гитлера по захвату мира были поистине чудовищными. В 1942 году была создана программа полного захвата СССР, а также издан указ об уничтожении всякого, кто посмеет противиться гитлеровской власти. Службы Генриха Гиммлера, политического приближенного Гитлера, подготовили еще один план. Согласно этой программе, 80% всех жителей Литвы должны были быть убиты или депортированы. Та же судьба ждала 60% населения Западной Украины, 75% белорусов. Полное уничтожение было уготовано Москве и Ленинграду. Общая территория Советского Союза площадью более 700 кв. км. должна была быть «очищена» от коренных жителей – а их количество на тот момент составляло порядка 30 миллионов человек. Целью гитлеровцев было полное уничтожение славянского этноса.

Каким же образом Гитлер планировал осуществить свои кровавые замыслы? В чем заключались его ошибки, которые, к счастью, дали возможность советским войскам победить и спасти сотни тысяч жизней? А какие ошибки совершали оборонявшиеся от агрессоров?

Ошибки стран в отношении гитлеровской армии

Для миролюбивых стран фатальной ошибкой была недооценка возможности нападения со стороны нацистской Германии. В войне критически важно уметь адекватно оценивать силы противника. Нужно также понимать, какими методами действует неприятель, стараться предугадать его следующее действие. Гитлер отличался тем, что не скрывал своих честолюбивых намерений – все они были изложены в его книге «Моя борьба» (“Mein Kampf”). Эта открытость свидетельствует не только о том, что власть Третьего Рейха не была следствием случайности – она также является еще одним доказательством недальновидности стран, впоследствии оборонявшихся от страшной силы нацизма.

Беззаботность Гитлера еще раз преподносит урок о том, что люди часто не замечают очевидных вещей, находящихся у них прямо перед глазами. В этом отношении Гитлер смог использовать одно из главных средств сохранения тайны – полную открытость. Благодаря этой политике в отношении его намерений ни у кого не возникало подозрений.

Современники Гитлера вспоминают, что он был заядлым читателем, особенно ценившим историческую литературу. Поначалу его главным кумиром был Фридрих Великий, однако затем предметом симпатий Гитлера стал Наполеон, который не знал меры в своих желаниях. Но этот недостаток стал одной из причин поражения гитлеровских войск.

porajenie

Психопатия, просчеты, причины поражения

Еще одним кумиром Гитлера был Клаузевиц, известный военный теоретик. Однако пристрастие к его трудам также не принесло Гитлеру особой пользы. Клаузевиц не обладал никаким представлением о том, какими могущественными могут быть морские державы. Гитлер как полководец был приверженцем сухопутной войны, понятия не имел о том, как с ними воевать.

Однако во многом фюрер переступил границы мышления своих предшественников и военных теоретиков. Клаузевиц считал кровопролитные бои основой победы в любом сражении. Гитлер же был уверен, что целью военных действий должно быть вскрытие слабых мест противника. Ведь нанесение удара по сильным местам означало потерю сил и ослабление армии. В гитлеровском государстве стратегия обладала властью над политикой – таким образом, армия сама для себя создавала цели. Этим Гитлер создал для себя преимущество, которыми в древнем мире обладали Цезарь и Александр Македонский.

Еще одним просчетом Гитлера была надежда завоевать территорию Советского Союза до наступления зимы. Эта ошибка до него была сделана шведским королем Карлом XII, а затем и столь любимым Гитлером Наполеоном. Гитлеровцы наступили на те же грабли – даже в теории выполнение плана «Барбаросса» до конца октября 1941 года было невозможным.

Гитлеровские просчеты

Интересно, что никто их окружавших Гитлера генералов не посмел ему возразить. «Табу на поражение» действовало на всех уровнях власти нацистской Германии, что и явилось одной из причин поражения вермахта. Черчилль и Сталин, напротив, все стратегически важные решения принимали на советах, обговаривая их со своими соратниками. В расчетах они руководствовались тем, что могут потерпеть и поражение. В отличие от них, любые пораженческие настроения в гитлеровской Германии строго карались, пресекаясь на корню. Поэтому Гитлер не мог выстроить основательной концепции своих военных действий.

Учитывая чудовищный размах действий построенного Гитлером нацистского государства, интеллектуально-личностное развитие фюрера всегда представляло особый интерес для исследователей. Первым, кто поставил ему диагноз «психопатия», был психиатр Кронфельд, впоследствии эмигрировавший и покончивший с собой из-за опасений расправы.

Психопатия не свидетельствует о невменяемости – и с этой точки зрения психопаты так же ответственны перед законом, как и представители других психотипов. Многие исследователи относят Гитлера к так называемому возбудимому типу – его основными характеристиками являются раздражительность, повышенная нервная возбудимость, регулярные вспышки ярости. Гневные реакции сопровождаются приливами крови к голове. Все это откладывает серьезный отпечаток на интеллектуальное развитие личности, моторику, мышление и даже ценности.

Вождь Третьего Рейха страдал не только от вспышек гнева, но и от постоянно сниженного эмоционального фона. Неоднократно происходили попытки самоубийства (иногда демонстративные, иногда – истинные). Мышление Гитлера, вследствие его принадлежности к возбудимому психотипу, отличалось вязкостью, медленностью, ненужными подробностями.

zakluchenie

Заключение

Самая заметная черта Древней Эллады – это ее антропоцентризм. Именно в древнегреческих Афинах впервые были произнесены слова: «Человек есть мера всех вещей». Они принадлежали мыслителю по имени Протагор. Один из семи древнегреческих мудрецов, Питтак, говорил: «Дело умных — предвидеть беду, пока она не пришла, дело храбрых — управляться с бедой, когда она уже пришла».  На рубеже XIX-XX веков европейская цивилизация снова вступила в кризис – и в различных формах он охватывает самые разные сферы жизни. Ценности Европы, пережившей страшные войны, революции, взлеты и падения, сейчас находятся на грани исчезновения. На вопрос «Есть ли будущее у европейской цивилизации?» ответа пока нет.

Так же вам может быть интересно:

zazama.ru

Интеллектуальное развитие личности. Кому оно нужно?

«Я мечтаю быть модной, я хочу выглядеть всегда красивой, я желаю быть мега успешной…» Почему мы перестали хотеть быть просто умными, начитанными и эрудированными? По какой причине интеллектуальное развитие и личностный рост превратились в атавизм современной леди, для которой главным мерилом счастья ее жизни, стал успех во всех делах, деньги и псевдолюбовь?

Лучше быть тупой, чем прослыть умной!

Никогда не забуду высказывание одной знакомой про нашу общую коллегу… «Алина — слишком уж умная! Нужно быть проще! Ну кому интересны её мозги и дебильная серьезность. Все время что-то анализирует… Она слишком много думает!». Почему-то тогда я не смогла возразить и промолчала, хотя чувствовала, что при мне развитого, духовного и очень интересного человека без причин грубо оскорбили. Если бы вы слышали с какой это было сказано интонацией! Такое ощущение, что Алинка больна была проказой и всем демонстрировала свои кровоточащие язвы! Дальше в ее адрес было сказано еще много нелестных слов из чего я сделала вывод, что если ты еще не нашла свое окружение и вообще морально не готова к борьбе за свое мироощущение, то твои мысли и эмоции необходимо прятать. Иначе заклюют, всё опошлят, переврут и загнобят.

Интеллектуальное развитие — это не для всех?

Разве можно слишком много думать? Мы же все-таки родились на этот свет людьми, а не обезьянами! Мы должны учиться рассуждать, анализировать и делать свои собственные выводы постоянно, так как жизнь — это не сериал с перерывами! Раньше от бессилия, непроходимого хабальства и жлобства, мне приходилось просто уходить в себя и ждать, когда внутри меня переварятся все мои мысли. А мне так порой хотелось с кем-то ими поделиться! Через какое-то время нашлись люди, которые думали вместе со мной в унисон, точнее им интересна была моя логика и мы с удовольствием рассуждали и делились эмоциями по интересующим нас вопросам и ситуациям. В эти моменты я всегда думала, как же хорошо, что в этом мире интеллект и жажда знаний всё-таки осталось востребованной ценностью, хотя по каким-то непонятным мне причинам отвергнутыми многими людьми. Почему мы от страха быть непонятыми, отрубаем в себе все эмоции, лишаем свою личность индивидуальности, душим нежные побеги души, которые даже не успевают прорасти на поверхность и зацвести красивыми цветами?

Развитие интеллектуальных способностей зависит только от нас

Может быть это происходит из-за нехватки времени? Мы просто не успеваем за ритмом современной жизни, боимся везде опоздать и предпочитаем провести час свободного времени в социальных сетях, вместо того чтобы развивать свое мышление с людьми истинно близкими по духу, а не шапочными знакомыми. Иногда создается ощущение, что ты плаваешь в бездонном океане информации, несмотря на то, что настоящая жизнь на поверхности. Просто почему-то всё время возникает желание опустить голову вниз в бутафорию и иллюзию существования, вместо того, чтобы насладиться драгоценным воздухом свободы от чужих мнений и соревновательных желаний. Рассуждать на эту тему можно бесконечно. Главное, не превратиться в безразличного человека, которому все равно до глупости, примитивизма и превращения человека в обезличенное существо, которое жаждет только благ и мнимой любви.

Уровень интеллектуального развития

Чем старше ты становишься, тем глубже ты понимаешь, как тонка грань между серостью обычной и серостью высокомерной. К примеру, твой знакомый с помощью природной наглости и хамства, а также, умения сесть более слабому, но умному на шею, добился материальных успехов. Он теперь ничего не боится и хвастается тем, что «серый народ», который по его мнению остался где-то под ним, никогда не научится разбираться в хорошем вине, дорогих ресторанах и культурном отдыхе на элитных курортах нашей планеты. При всём том, он как остался дремучей личностью, которая засыпает от всего того, что не понимает (а понимает он только конкретные материальные ценности и ден.знаки)… Но при этом продолжает стебаться над теми, кто по его мнению так и остался в лузерах-колхозниках 21 века. А быдло-народ, который толкает друг друга в автобусах и пытается сделать друг другу как можно больнее думает, что если бы у них была возможность набить карманы, то они бы скоренько превратились в заправских интеллектуалов! А там уже им в миг полюбилась руккола и беллини, а также они смогли бы с легкостью обсуждать новые коллекции французских дизайнеров.

Развитие интеллектуального потенциала… невозможно?

Как убедить эти два враждующих клана, что они порой похожи друг на друга, как однояйцевые близнецы? И количество доходов, модные тачки и квартиры в элитных домах абсолютно не влияют на их одинаковую хабальскую сущность и примитивную ментальность? Это, к сожалению, бесполезно. Ни «аристократы», ни «лохи», которые трудятся за оклад никогда друг друга не поймут и будут всегда считать, что главной задачей каждого клана, когда-нибудь припереть врага к стенке и восстановить божью справедливость.

Быть неразвитой дурой уже не модно

Если тебя не волнуют вопросы собственного развития, природы мышления и духовного роста, считай, что ты родилась «счастливым» человеком. По крайне мере так считает весь современный глянец, телевидение и вездесущее СМИ. Чем примитивнее ты живешь, тем проще тебе грести в свой лодочке, чтобы в итоге причалить к общему финишу с пустой корзиной. Может быть и не очень важно в каком статусе и с каким багажом знаний ты приплывешь к флажку с надписью «Финал». Но хотелось бы верить, что прожить жизнь, богатую эмоциями, искренним желанием развиваться и постоянным анализом своих поступков, ты увеличиваешь свой шанс приблизиться к Богу. Пусть эти пафосные слова пугают и настораживают ограниченных инфузорий туфелек. Но те девушки и женщины, у кого мышление не заморозилась еще в школе и мысли роятся в хаотичном, но непрерывном движении, будут продолжать совершенствоваться, несмотря на критику, сочувствие и жалость людей штампов. Скорее всего с целью-жаждой постоянной динамики своих «мозгов», окружающий тебя мир сможет стать похожим на бокал чудесного нектара, отпивая из которого по маленькому глоточку на протяжении всей своей жизни, ты сможешь почувствовать ни с чем не сравнимую сладость и чувство своей принадлежности к Всевышнему.

womanico.com

Интеллектуальное развитие личности подростка

Количество просмотров публикации Интеллектуальное развитие личности подростка - 622

Подростковый возраст - это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, бурной активности, энтузиазма, инициативности, стремления к героическим делам, опасности, риску. Заметное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты - настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности на этом пути. В отличие от младшего школьника подросток способен не только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности. Он уже обычно сам ставит перед собой цели, сам планирует деятельность по их осуществлению. Но недостаточность воли подростков сказывается, в частности, в том, что, проявляя настойчивость, в одном виде деятельности, они не могут не обнаруживать ее в других видах.

В средних классах учащиеся приступают к изучению и освоению основ наук. ребятам предстоит овладеть большим объёмом знаний. Материал, подлежащий усвоению, с одной стороны, требует более высокого, чем раньше, уровня учебно-познавательной и мыслительной деятельности, а с другой - направлен на их развитие. Учащиеся должны овладеть системой научных понятий, особой системой знаков, которая существует в математике, физике, химии, и научиться рассуждать в теоретическом плане. Именно эти новые и объективно самые трудные учебные предметы предъявляют новые требования к способам усвоения знаний и направлены на развитие интеллекта высшего уровня - теоретического, формального, рефлексивного мышления.

Специфическое качество теоретического мышления - способность рассуждать гипотетико-дедуктивно, ᴛ.ᴇ. на базе одних общих посылок путем построения гипотез и их проверки. На этом уровне всœе рассуждение, вплоть до заключения, идет в словесном плане, а его содержанием являются высказывания или в обычной системе знаков - в словах, или в особой знаковой системе, которая применяется, к примеру, в математике. Новое в развитии мышления подростка состоит в его отношении к интеллектуальным задачам как к таким, которые требуют их предварительного мысленного решения. Подросток, в отличие от ребенка, начинает анализ задачи с попыток выявить всœе возможные отношения в имеющихся данных, создает различные предположения об их связях, а затем проверяет эти гипотезы. Умение оперировать гипотезами в решении интеллектуальных задач - важнейшее приобретение подростка в анализе действительности. Мышление предположениями является отличительным инструментом научного рассуждения. Своеобразие этого уровня развития мышления заключается не только в развитии абстракции, но и в том, что предметом внимания, анализа и оценки подростка становятся его собственные интеллектуальные операции. По этой причине такое мышление принято называть рефлексивным.

Хотя усвоение научных понятий в школе уже само по себе создает ряд объективных условий для формирования у школьников теоретического мышления, однако оно формируется не у всœех. У разных учащихся должна быть разным уровень и качество его реальной сформированности.

В целом для этого уровня мышления характерно осознание подростком собственных интеллектуальных операций и управление ими. Этот процесс становится возможным и для других психических функций. Контролируемой и управляемой становится речь, причем в некоторых лично значимых ситуациях подростки особенно стремятся говорить красиво, правильно.

Понятийный, обобщенный и логически организованный материал по предметам математического цикла требует значительной интеллектуальной активности во время его первоначального усвоения, ᴛ.ᴇ. при объяснении учителœем. По этой причине в подростковом возрасте развивается умение долгое время удерживать внимание на отвлеченном, логически организованном материале, но это умение развивается постепенно и не в одинаковой мере у всœех учащихся. Практически выражены всœе свойства внимания (объем, устойчивость, переключение, распределœение, концентрация), уровень сформированности их соответствует в старшем подростковом возрасте. Достаточно активно развивается послепроизвольное внимание, поддерживаемое интересом и целœенаправленной мотивацией. особенно сильна связь внимания и восприятия.

Интеллектуализация процессов восприятия - крайне важно е условие успешного усвоения любого учебного материала, в т.ч. и наглядного: чертежей, схем, рисунков. Невнимательное отношение к такому материалу и недооценка его важности достаточно распространены. К примеру, от умения "видеть" чертеж, "читать" его прямо зависит качество усвоения теоремы. Совершенно недостаточно просто запомнить чертеж и уметь его воспроизвести. Значимая информация должна быть извлечена только при работе с ним, когда выделяются определœенные связи и зависимости. Только при такой деятельности восприятие чертежа насыщается размышлением и качественно меняется.

В процессе и в результате усвоения научных понятий создается новое содержание мышления, новые формы интеллектуальной деятельности. Существенным показателœем неполноценного усвоения теоретических знаний является неумение подростка решать задачи, требующие использование этих знаний. Именно решение задач по геометрии, физике и химии вызывает (особенно в начале) трудности у многих учащихся: они не умеют преобразовывать данные, видеть в них проявление известного закона, правила, теоремы.

Овладевая материалом по гуманитарным предметам, учащиеся тоже усваивают научные понятия, классификации фактов, учатся видеть связи и причинно-следственные зависимости, давать краткие характеристики и развернутые описания, делать выводы. Усвоение такого материала представляет меньшие трудности, чем по предметам математического цикла, но многие подростки тратят на подготовку домашних заданий больше времени, чем это предусматривается, так как не владеют приемами правильной работы над учебным материалом.

Распространенный дефект самостоятельной работы младших подростков - установка на запоминание материала (а не на понимание) и привычка всœе заучивать путем неоднократного повторения. Стоит сказать, что для них типичен прием "задалбливания". Мышление как бы не участвует в запоминании. Установка на дословное материала - серьезный тормоз развития речи и, в частности, умения сформулировать и выразить мысль своими словами. При этом именно в подростковом периоде память развивается в направлении интеллектуализации. Возрастает число учащихся, применяющих приемы опосредованного запоминания, увеличивается запас таких приемов, их применение становится всœе более сознательным, намеренным, целœенаправленным. Существует прямая зависимость между использованием приемов запоминания, уровнем владения ими и продуктивностью запоминания и воспроизведения.

Умение логически обрабатывать материал - часто развивается у подростков стихийно, хотя и является специальной задачей учителя, т.к. от этого зависит не только успеваемость, но и возможность дальнейшего развития интеллекта.

Содержание понятия "учение" расширяется в подростковом периоде, так как приобретение знаний уже нередко выходит за пределы учебной программы, осуществляется самостоятельно и целœенаправленно. С возрастом эта тенденция увеличивается. При этом отношение к учению и знаниям может качественно различаться у разных учащихся. Отчетливо выделяются две крайние группы. У значительной части подростков появляется устойчивая склонность к умственной работе и стремление овладеть новыми знаниями и умениями, стойкий интерес к определœенным учебным предметам и соответствующим отраслям науки, техники или искусства. У некоторых подростков объём знаний гораздо больше требуемого по школьной программе. В значительной мере сходна с такими учащимися обычно существующая группа способных, у которых склонность к интеллектуальной деятельности, вдумчивости, умение долго и сосредоточенно работать, увлеченность познавательно-продуктивной деятельностью проявляются не при усвоении содержания учебных предметов. У таких подростков ценные качества личности формируются в самостоятельной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьных программ.

Оптимальные условия для интеллектуального развития личности складываются тогда, когда приобретение знаний становится для подростка субъективно необходимым и важным для настоящего и подготовки к будущему. Именно в подростковом периоде появляются новые мотивы учения, связанные с формированием жизненной перспективы и профессиональных намерений, идеала и самосознания. Недовольство собой и стремление исполнить задуманное становится источником познавательной активности подростка. В его самостоятельных занятиях появляются далекие и близкие цели, они организуют и направляют его конкретную деятельность. Учение приобретает личный смысл и превращается в самообразование. Этот качественно новый и высший тип учебной деятельности возникает и начинает формироваться в подростковом периоде.

referatwork.ru

1.2 Интеллектуальное развитие личности. Искусство как фактор интеллектуального развития личности

Похожие главы из других работ:

Адаптация и самоадаптация в теории Эриксона

Б) Психическое развитие как развитие личности по Эриксону

Американский психолог Э. Эриксон (1902 - 1994) известен как представитель направления эго - психологов. Эриксон пересмотрел некоторые важные психоаналитические положения, сделал акцент на развитие. Я индивид. С одной стороны...

Влияние детско-родительских отношений на становление различных сторон личности ребенка-дошкольника

2.1 Развитие личности

Под этим понятием психологи обычно имеют в виду не степень обаяния и не способность убеждать, какой обладает тот или иной человек. Они используют этот термин для определения образа мышления, чувств поступков...

Влияние эмоций на жизнь человека

3.5 ЭМОЦИИ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Два рода факторов важны при рассмотрении вопроса о соотношении эмоции и развития личности. Первый - это генетические задатки субъекта в сфере эмоций. Генетический склад индивида играет, по-видимому...

Интеллектуальное самовоспитание педагога

Интеллектуальное самовоспитание

Самовоспитание - это не только своего рода механизм, позволяющий учителю сформировать у себя те или иные умения педагогической техники, но и средства профессионального развития личности, ее интеллекта чувств и воли, т.е...

Искусство как фактор интеллектуального развития личности

Глава 1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ, СУЩНОСТЬ И ФАКТОРЫ

...

Искусство как фактор интеллектуального развития личности

1.3 Факторы, влияющие на интеллектуальное развитие личности

Влияние среды Согласно Р. Пломину различают три типа корреляции человека и среды: - пассивное влияние -- когда члены одной семьи имеют и общую наследственность...

Методология и методика исследования влияния психомоторного тонуса на интеллектуальное развитие ребёнка младшего школьного возраста

1. Методологии исследования влияния психомоторного тонуса на интеллектуальное развитие ребёнка младшего школьного возраста

...

Методология и методика исследования влияния психомоторного тонуса на интеллектуальное развитие ребёнка младшего школьного возраста

3. Результаты исследования влияния психомоторного тонуса на интеллектуальное развитие ребёнка младшего школьного возраста

На основании всех, указанных выше положений об интеллектуальном развитии и психомоторном тонусе, было решено провести собственное исследование...

Проблема развития в психологии и философии

1.2. Развитие психики и развитие личности. Проблема ведущей деятельности.

Проблема развития ребенка становится приоритетной для российской психологии с 30-х годов. Однако общие теоретические аспекты возрастной психологии до сих пор остаются дискуссионными...

Процесс формирования самоконтроля учащихся

1.3 Развитие ответственности личности

ответственность мотивация самоконтроль учащийся Концепция локуса контроля. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ является важнейшей характеристикой личности, это то, что в первую очередь отличает социально зрелую личность от социально незрелой...

Психологические особенности подростков

1.2 Интеллектуальное развитие подростка

подросток акцентуация интеллектуальный тревожность В подростковом возрасте активно идет процесс познавательного развития. В это время оно происходит в основное в формах, мало заметных как для самого ребенка, так и для внешнего наблюдателя...

Психология личности - проблема, структура, активность

3. Активность личности. Связь личности с деятельностью. Формирование и развитие личности.

Основной источник активности личности - это потребности. Все стороны личности проявляются в деятельности, и именно потребности заставляют действовать человека. Потребность - это побуждение к деятельности...

Связь между личностными свойствами и профессиональными планами и притязаниями студентов различных форм обучения

Глава 2. Влияние свойств личности на профессиональное самоопределение и развитие личности

...

Соотношение и динамика взаимодействия уровней личностной организации при невротических, психотических и пограничных расстройствах

§ 1.3 Формирование и развитие личности

С каждым типом теории личности связано свое особенное представление о развитии личности. Психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе...

Характеристика младшего школьного возраста

3. Развитие личности

Развитие личности, начавшиеся в дошкольном детстве в связи с соподчинением и становление самосознания, продолжается в младшем школьном возрасте...

psy.bobrodobro.ru

Физическое, интеллектуальное и духовное развитие личности

духовное развитие личностиФизическое, интеллектуальное и духовное развитие личности — три кита, на которых стоит наше движение к Успеху.

Очень часто бывает так, что мы усердно трудимся, но ни на шаг не приближаемся к намеченной цели. Это происходит потому, что выполняя намеченные действия, мы не изменяемся сами. Чтобы изменить свое окружение, свою жизнь, нужно измениться самому — таков закон Природы. Мы не изолированы от внешнего мира, и потому любое изменение Вашего внутреннего состояния влечет за собой изменение вокруг Вас.

движение к успехуУспех, который мы достигаем, напрямую связан с нашим внутренним миром, с нашим постоянным совершенствованием во всех сферах жизни: в бизнесе, в личной жизни, в духовном плане, здоровье, отношениях с окружающими. Достигая одного уровня, нужно стремиться к более высокому. Как только стремление пропадает, начинается деградация.

интеллектуальное развитие личностиВажно найти людей, которые станут для Вас ориентирами в той или иной сфере жизни. Одному очень трудно понять, что делать, и к чему стремиться. У других людей можно поучиться, посмотреть, как они действуют, подражать им, и таким образом выйти на новый уровень своей жизни.

Есть три направления, в которых необходимо совершенствоваться:

  • Физическое развитие личности;
  • Интеллектуальное развитие личности;
  • Духовное развитие личности.

Физическое развитие личности

Наш основной ресурс — здоровье. Это — база для всех наших достижений. Без здоровья Вы ничего не сможете, потому что Вам ничего не будет нужно. Спросите себя — ведете ли Вы тот образ жизни, который укрепляет Ваше здоровье? Не обманывайте себя — сегодня Вы здоровы и прекрасно себя чувствуете, а завтра организм не выдерживает того образа жизни, который никак не укрепляет здоровье, а только разрушает его, и ломается, начинает болеть.

Нельзя травить себя спиртным и сигаретами, есть жирную некачественную пищу, напичканную химикатами, не нагружать себя физически — и надеяться на то, что у Вас будет хорошее здоровье. Рано или поздно организм не выдерживает, и награждает букетом болячек.

Для того, чтобы у Вас было могучее и прекрасное здоровье, необходимо отказаться от вредных привычек, и заняться:

Интеллектуальное развитие личности

Основа Вашего продвижения к Успеху — получение и переработка новой информации. Вы должны информацию уметь добывать, упорядочивать и систематизировать, а главное — применять. В идеале нужно стремиться получать только ту информацию, которая Вам нужна именно в настоящий момент, чтобы продвинуться вперед в реализации своих целей. В жизни получается не так — обычно Вы получаете и перерабатываете информацию в гораздо больших количествах.

Проанализируйте время, в течении которого Вы получаете какую-либо информацию: общаетесь, читаете книги, смотрите телевизор, сидите за компьютером. И спросите себя, действительно ли Вам необходимо делать то, что Вы делаете, и тратить на это время? Если Вы хотите отдохнуть, читая художественную книгу, или за телевизором, может быть, лучше пойти на природу? По крайней мере, это будет полезно для здоровья.

Читайте книги, которые будут Вам полезны. Если Вы занимаетесь своим развитием, то без труда найдете массу книг, которые стоит прочесть. Или займитесь совершенствованием своих профессиональных навыков.

Составьте список книг, которые Вам нужно прочесть, видео, которые Вам нужно просмотреть, и начинайте методично их прорабатывать. Затем нужно пересказать то, что Вы поняли, несколько раз своим друзьям и знакомым, чтобы идеи, которые Вы почерпнули, уложились у Вас в голове и стали Вашими.

Пройдет совсем немного времени, и Вы станете экспертом в любой области, которая Вам нужна.

Также посещайте тренинги, бесплатные и платные, учитесь в онлайн и реальных заведениях, найдите себе учителей, наставников и единомышленников. Повторяйте действия успешных людей, постоянно учитесь новому и применяйте на практике.

Духовное развитие личности

духовное развитие личностиБез духовного развития человек не может быть счастливым. Духовное развитие — это постоянное совершенствование во всех сферах своей жизни. Только тогда Вы почувствуете удовлетворение своей жизнью, когда все сферы Вашей жизни будут раскрыты по максимуму.

Есть один очень простой способ проверки, вкладываетесь ли Вы на все 100% во все, что делаете. После завершения любого дела спрашивайте себя и других: а какую оценку по 5 бальной шкале Вы заслужили? Стремитесь всегда к 5.

В любом деле есть три ступени:

  • Творчество. Мужская энергия зарождения идеи, планов, целей. Этап формирования мечты и планирования — как процесс зарождения ребенка, приятный и недолгий, но который является толчком для всего остального.
  • Реализация. Женская энергия действия, когда нужно упорно и кропотливо реализовывать свои цели. Женщина девять месяцев терпеливо вынашивает ребенка, прежде чем он появится на свет.
  • Достижение. Успех, который Вы получаете. Ребенок появляется на свет, и живет своей жизнью. Цели достигнуты, и Вы заслуженно наслаждаетесь результатом.

Более подробные сведения Вы можете получить в разделах "Все курсы" и "Полезности", в которые можно перейти через верхнее меню сайта. В этих разделах статьи сгруппированы по тематикам в блоки, содержащие максимально развернутую (насколько это было возможно) информацию по различным темам.

Также Вы можете подписаться на блог, и узнавать о всех новых статьях. Это не займет много времени. Просто нажмите на ссылку ниже:     Подписаться на блог: Дорога к Бизнесу за Компьютером

Проголосуйте и поделитесь с друзьями анонсом статьи на Facebook:  

pro444.ru

Интеллектуальное развитие в юности

Характерный уровень когнитивного развития в отрочестве и юности — формально-логическое, формально-опера­циональное мышление. Это абстрактное, теоретическое, гипотетико-дедуктивное мышление, не связанное с конкретны­ми условиями внешней среды, существующими в данный момент. К концу подросткового возраста общие умственные способности уже сформированы, однако на протяжении юности они продолжают совершенствоваться. Обучение в старших классах школы связано со значитель­ным изменением и усложнением структуры и содержания учебного материала, увеличением его объема, что повышает уровень требований к учащимся. От них ожидают гибкости, универсальности, продуктивности познавательной деятель­ности, четкости, самостоятельности в решении когнитивных задач.

Направленность на будущее, постановка задач профессио­нального и личностного самоопределения сказывается на всем процессе психического развития, включая и развитие познавательных процессов.

Интерес к школе и учению у старшеклассников по сравнению с подростками заметно повышается, поскольку учение приобре­тает непосредственный жизненный смысл, связанный с будущим. Также возникает выраженный интерес к различным источникам информации (книгам, кино, телевидению). Усиливается потреб­ность в самостоятельном приобретении знаний, познаватель­ные интересы приобретают широкий, устойчивый и действен­ный характер, растет сознательное отношение к труду и учению. Индивидуальная направленность и избирательность ин­тересов связана с жизненными планами.

Происходит в эти годы и совершенствование памяти школьников. Это относится не только к тому, что увеличива­ется вообще объем памяти, но и к тому, что в значительной мере меняются способы запоминания. Наряду с непроиз­вольным запоминанием у старших школьников наблюдается широкое применение рациональных приемов произвольного запоминания материала. Старшие школьники приобретают метакогнитивные умения (такие, как текущий самоконтроль и саморегуляция), которые, в свою очередь, влияют на эффек­тивность их познавательных стратегий.

Совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями анализа и синтеза, теоретического обобщения и аб­страгирования, аргументирования и доказательства. Для юно­шей и девушек становятся характерными установление причин­но-следственных связей, систематичность, устойчивость и критичность мышления, самостоятельная творческая деятель­ность. Возникает тенденция к обобщенному пониманию мира, к целостной и абсолютной оценке тех или иных явлений дей­ствительности].

Возрастная особенность состоит в быстром развитии специальных способностей, часто связанных с выбираемой профессиональной областью (математических, технических, педагогических и др.)- В результате когнитивные структуры в юности приобретают очень сложное строение и индивидуаль­ное своеобразие.

Описанные изменения когнитивных структур служат предпосылкой возникновения способности к интроспекции, к рефлексии. Собственные мысли, чувства, поступки инди­вида становятся предметом его мысленного рассмотрения и анализа. Другой важный аспект интроспекции связан со спо­собностью различать противоречия между мыслями, словами и поступками, оперировать идеальными ситуациями и обсто­ятельствами. Появляются возможности для создания идеалов (семьи, общества, морали или человека), для сравнения их с реальной действительностью, для попыток их реализации, Юноши и девушки склонны к формулированию широких философских обобщений, к теоретизированию и выдвиже­нию гипотез, часто на ограниченном фактическом основа­нии, без знания предпосылок.

В дальнейшем в молодости интеллектуальное развитие предполагает выход на качественно новый уровень, связан­ный с развитием творческих способностей и предполагаю­щий не просто усвоение информации, а проявление интел­лектуальной инициативы и создание чего-то нового: речь идет о способности увидеть проблему, поставить и перефор­мулировать вопросы, находить нестандартные решения.

Развитие личности в юности

Психологической особенностью раннего юношеского воз­раста является устремленность в будущее. Важнейшим факто­ром развития личности в ранней юности является стремление старшеклассника строить жизненные планы, осмысливать построение жизненной перспективы.

Жизненный план — широкое понятие, которое охватывает всю сферу личного самоопределения (род занятий, стиль жиз­ни, уровень притязаний, уровень доходов и т. д.). У старше­классников жизненные планы зачастую еще весьма расплыв­чаты и не вычленяются из мечты. Старшеклассник просто воображает себя в самых разнообразных ролях, соизмеряет степень их притягательности, но не решается окончательно выбрать что-то для себя и часто ничего не делает для дости­жения задуманного.

О жизненных планах в точном смысле слова можно гово­рить лишь тогда, когда в них включены не только цели, нон способы их достижения, когда молодой человек стремится оценить собственные субъективные и объективные ресурсы, Л.С. Выготский рассматривал жизненные планы как показа-тель овладения личностью своим внутренним миром и как систему приспособления к действительности, связывая с ними «целевую» регуляцию принципиально нового типа. Предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее — центральное психологическое новообра­зование юношеского возраста .

Основой для планирования субъектом собственного буду­щего является существующая в обществе модель «типичного жизненного пути» члена данного общества. Эта модель за­креплена в культуре, системе ценностей общества, в ее осно­ву положен принцип своевременности: в какое время субъект должен уложиться, чтобы социально «успеть» в нужное вре­мя сделать следующий шаг.

В западной психологии процесс самоопределения обозна­чается как процесс формирования идентичности. Э. Эриксон рассматривал поиск личностной идентичности как централь­ную задачу периода взросления. Идентичность как сознание тождественности субъекта самому себе, непрерывности соб­ственной личности во времени требует ответить на вопросы: «Каков я? Каким мне хотелось бы стать? За кого меня при­нимают?» В период взросления, на фоне резких физических и психических трансформаций и новых социальных ожида­ний, необходимо достичь нового качества идентичности, т. е. объединить различные свойства, связанные с семейны­ми, тендерными, профессиональными ролями, в непротиво­речивую целостность (какая я дочь и внучка, спортсменка и студентка, будущий врач и будущая жена), противоречащие ей отбросить, согласовать внутреннюю оценку себя и оценку, данную другими. Эриксон считал, что кризис идентичности включает ряд противостояний:

• временная перспектива или расплывчатое чувство вре­мени;

« уверенность в себе или застенчивость;

• экспериментирование с различными ролями или фик­сация на одной роли;

• ученичество или паралич трудовой деятельности;

• сексуальная поляризация или бисексуальная ориента­ция;

• отношения лидер-последователь или неопределенность авторитета;

• идеологическая убежденность или спутанность системы ценностей.

Чем успешнее индивид преодолеет этот первый кризис идентичности, тем легче ему справиться с подобными пере­живаниями в будущем. На этом сложном пути могут быть и неудачи.

Диффузия идентичности (или ролевое смешение) характе­ризуется тем, что молодой человек в течение более или менее продолжительного времени не способен завершить психосо­циальное самоопределение, что вынуждает его возвратиться на более раннюю ступень развития. При этом могут возник­нуть специфические трудности:

• диффузия времени — нарушение восприятия времени, проявляющееся двояким образом; либо возникает ощу­щение жесточайшей регламентации, либо растянутости и пустоты времени, скуки и никчемности;

• застой в работе ~ нарушение работоспособности, выражающееся в поглощенности бесполезными для дальнейшего развития вещами в ущерб всем остальным занятиям, возвратом к эдиповой ревности и зависти к братьям и сестрам; неспособность ни продолжить обра­зование, ни выбрать работу;

• отрицательная идентичность проявляется прежде всего в отрицании, вплоть до презрения, всех предлагаемых ролей и ценностей, ориентация на «противополож­ное» — опасный, вредный, нежелательный образец, от которого настойчиво предостерегают (алкоголь, нарко­тики).

Эриксон ввел понятие «психосоциальный мораторий» для обозначения определенного интервала времени между под­ростковым периодом и взрослостью, когда общество терпимо относится к пробам различных социальных и профессио­нальных ролей молодыми людьми. Так, системе высшего об­разования иногда приписывают, среди прочих, роль отсроч­ки окончательного выбора взрослых ролей.

Таким образом, выстраивание жизненной перспективы может проходить относительно благополучно при оптималь­ном сочетании прошлого, настоящего и будущего Я, а может протекать и в кризисных формах.

Многие исследования посвящены развитию и качеству Я-концепции у молодых людей, исследованию соотношений между Я реальным и Я идеальным, особенно важным в этот период. Подчеркивается, что по мере взросления, по мере накопления опыта реальной деятельности и общения, скла­дывается более реалистичная оценка собственной личности и возрастает независимость от мнения родителей и учителей.

Позитивная Я-концепция, чувство самоуважения, самоцен­ности благоприятно сказывается на постановке перспектив­ных целей и активном стремлении к их достижению.. Переоценка собственных возможностей, «юношеская са­моуверенность» встречается достаточно часто и порой толка­ет молодых людей на неоправданный риск.

Отрицательная Я-концепция (проявления которой — низкая самооценка и низкий уровень притязаний, слабая вера в себя, боязнь получить отказ) воздействует наиболее негативно. Со сниженным самоуважением и негативной самооценкой связы­вают социальную пассивность, одиночество, конформистскую позицию, деградацию, агрессивность и, наконец, преступ­ность.

Развитию самосознания и личности Л.С. Выготский отво­дил в юности центральную роль. В этом возрасте происходит открытие Я, собственного мира мыслей, чувств и пережива­ний, которые кажутся самому субъекту неповторимыми и ори­гинальными. Тенденция воспринимать свои переживания как уникальные имеет опасность перерасти в отгороженность и замкнутость, основанные на ошибочной убежденности в том, что понять его особый внутренний мир не сможет никто.

Стремление познать себя как личность приводит к реф­лексии, к углубленному самоанализу: как и почему поступил в тех или иных обстоятельствах, проявил себя умно, сдержан­но или вел себя развязно, или пошел на поводу у другого.

Размышляя о чертах характера, о своих достоинствах и недостатках, молодой человек начинает всматриваться в дру­гих людей, сопоставлять свойства их личности и поведения и собственные, отыскивать сходство и непохожесть. Это позна­ние других и самопознание приводит к постановке задач само­совершенствования. Во многих личных дневниках молодых людей находит выражение стремление к самовоспитанию, самоорганизации, к работе над собой.

В юности вырабатываются ценностные ориентации (науч­но-теоретические, философские, нравственные, эстетические), «которых выявляется самая сущность человека. Складывается мировоззрение как система обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности и других людях и са­мом себе и готовность руководствоваться им в деятельности. Формируется осознанное «обобщенное, итоговое отношение к жизни» (С.Л. Рубинштейн), которое позволяет выйти на про­блему смысла человеческой жизни.

В юности создаются благоприятные условия для становления интегративного психического образования, смысла жизни. При­бывающие жизненные силы, открывающиеся возможности настраивают подростков, особенно юношей, на поиск перс­пективы и жизненного смысла. Появляется заинтересованное, взволнованное отношение к личному смыслу жизни. Активно развивается в юности сфера чувств. Направлен­ность на будущее, ощущение расцвета физических и интел­лектуальных возможностей, открывающихся горизонтов со­здают у юношей и девушек оптимистическое самочувствие, повышенный жизненный тонус. Общее эмоциональное само­чувствие становится более ровным, чем у подростков. Резкие аффективные вспышки, как правило, уходят в прошлое; но в некоторых ситуациях, например, когда взгляды молодого че­ловека, его максималистские суждения расходятся со взгля­дами собеседника, могут возникать резкие выпады и неожи­данные реакции.

Юность — это период, которому свойственны противо­речивые переживания, внутреннее недовольство, тревож­ность, метания, но они менее демонстративны, чем в подростничестве.

Эмоциональная сфера в юности становится значительно богаче по содержанию и тоньше по оттенкам переживаний, повышаются эмоциональная восприимчивость и способность к сопереживанию.

В то же время эмоциональная восприимчивость часто сочетается с категоричностью и прямолинейностью юношес­ких оценок окружающего, с демонстративным отрицанием нравственных аксиом, вплоть до морального скепсиса. Важ­но осознавать, что это отражение собственного интеллекту­ального и морального поиска, стремление критически пере­осмыслить «азбучные истины» и принять их уже не как навязанные извне, а как выстраданные и содержательные.

studfiles.net