ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%

Особенности развития подростков. Развитие подростков


Здоровье и развитие подростков - Adolesmed

Развитие

Общие закономерности роста и развития подростков

Переход из детского возраста в подростковый сопровождается активизацией роста и взаимосвязанных процессов развития (физического, полового, психосексуального и психосоциального). В пубертатном периоде происходят бурный рост тела и конечностей, развитие половых желез, а вслед за этим — и вторичных половых признаков, что сопровождается изменением строения тела и внутренних органов. К 15-16 годам подростки уже имеют тело практически взрослого человека. Это совпадает с завершением физического и полового созревания, а также становлением сексуальности. Созревание тела служит важной предпосылкой психического и психосексуального развития. В свою очередь, все эти процессы обеспечивают социализацию и формирование личности молодого человека, включая формирование ответственного отношения к своему здоровью.

Однако уровень психосоциальной зрелости в этом возрасте еще далек от совершенства. Образно подростка можно представлять как человека, имеющего тело взрослого, но голову ребенка. Эти особенности помогают понять специфику поведения подростка, в том числе и его рискованных для здоровья форм.

 

 

Биологический и календарный возраст

Важная особенность пубертатного периода – возникновение у части подростков несоответствия между биологическим и календарным возрастом. Это обусловлено различием в темпах полового созревания у разных подростков. Например, при календарном возрасте 14 лет часть подростков будет иметь реальный биологический возраст (физиологическую зрелость), соответствующий 10 годам, часть – 14 годам, а часть – 16–18 годам. При несоответствии биологического возраста календарному подростки испытывают физические, психологические и социальные проблемы. Еще одна важная особенность пубертатного периода, оказывающая существенное влияние на поведение подростка, это то, что характер функционирования центральной нервной системы в большей степени определяется уровнем половой зрелости, чем календарным возрастом. Эндокринные изменения, связанные с половым созреванием, оказывают значительное влияние на организацию деятельности мозга. Повышается активность гипоталамуса и нарушается баланс корково-подкоркового взаимодействия. На этапе бурного полового созревания (13–14 лет) выявляются отрицательные отклонения в функциональной организации мозга. Интеллектуальные способности подростков могут временно снижаться – они начинают хуже учиться. В некоторых старших классах на фоне снижения интереса к учебе может появиться, так называемая, тотальная влюбленность.

Все виды развития подростков взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ориентироваться в закономерностях перехода от детства к взрослости помогут эти данные.

 

Развитие в раннем подростковом возрасте (10–13 лет)

Физическое

Пубертатный скачок роста (существенная прибавка длины и массы тела).

Половое

Начало формирования вторичных половых признаков (рост молочных желез у девочек, яичек и полового члена у мальчиков, специфическое для данного пола оволосение).

Психосексуальное

Платоническое либидо (детская влюбленность).

Психическое

Переход от конкретного к абстрактному мышлению. Фантазии, эгоцентризм, эмоциональная лабильность. Временное ухудшение психофизиологических функций со снижением способности к учебе.

Социальное

Приобретение самостоятельности. Начало отделения от семьи и возрастание роли сверстников. Начало конфликтов с родителями. Попытки рискованного поведения (проба алкоголя, курения, наркотиков). Ранняя стадия формирования морали.

Развитие в среднем подростковом возрасте (13–17 лет)

Физическое

Продолжение увеличения длины и массы тела. Формирование пропорций тела, свойственных данному полу. Преходящие диспропорции тела.

Половое

Появление месячных в среднем в 13,5 лет, поллюций – в 14 лет. 

Достижение зрелости репродуктивной системы – в 15-17 лет.

Психосексуальное

Эротическое либидо (эротическое влечение). Первый опыт сексуальных отношений.

Психическое

Развитие абстрактного мышления. Способность предвидеть будущее. Переживание изменений своего тела. Высокая тревожность, возможно развитие депрессии

Социальное

Ролевое экспериментирование, рискованное поведение. Интенсивное общение со сверстниками и эмоциональное отделение от родителей. Обострение конфликтов с родителями. Размышления о будущей деятельности, профессии.

Развитие в старшем подростковом возрасте (17– 19 лет)

Физическое

Достижение пределов роста и физиологической зрелости.

Половое

Достижение зрелости половой и репродуктивной системы.

Психосексуальное

Сексуальное либидо (сексуальное влечение и сексуальные отношения).

Психическое

Логическое мышление полностью сформировано. Возросший эмоциональный контроль.

Социальное

Отделение от семьи. Преодоление кризиса идентичности. Созревание морали.

Физическое, половое и психосексуальное развитие подростка оказывает огромное влияние на его социальное и личностное развитие. Ускоренное прохождение пубертатного периода современными подростками рождает определенные противоречия между физической биологической и социальной зрелостью. Например, ранее, в 30–40-е годы ХХ века, наступление половой зрелости совпадало с началом трудовой деятельности и самостоятельной жизни, а на сегодняшний день уже полностью физически и психически сформировавшиеся 17–18-летние юноши и девушки в социальном плане все еще остаются на положении детей.

Разрыв между ранним окончанием пубертатного периода и запоздалым психосоциальным развитием создает условия для появления психосоциальной дезадаптации. Подростку хочется вести себя по взрослому, но это ему запрещено. Если подобные устремления подавляются, то они трансформируются в психосоматические расстройства, а если реализуются, то становятся поведением высокой степени риска.

 

 

adolesmed.szgmu.ru

Особенности развития подростков: советы родителям

Подростковый возраст — это длинный и сложный период, в течение которого ребенок становится самостоятельным, осознает себя и свою роль, начинает строить глубокие и содержательные отношения. Но это одновременно и самый тяжелый период, как для родителей, так и для самого подростка, ведь в этот момент рушится и заново выстраивается система интересов, вместо копирования чужого поведения ребенок начинает опираться на внутренние критерии, прежние авторитеты утрачивают власть. Каковы особенности подросткового возраста?

Подростковый возраст

Перемены тела

Вспомните себя в старших классах: на ум наверняка придет неуклюжий угловатый «гадкий утенок». Именно такие ощущения возникают у большинства подростков, независимо от внешности. И это не случайно, ведь пропорции фигуры, как у девушек, так и у юношей стремительно меняются.

В подростковый период увеличивается рост и вес, причем за ростом костей мышцы не всегда поспевают. Да и сама фигура развивается неравномерно: вначале взрослые размеры обретает голова, кисти рук и ступни, затем растут руки, ноги, и, наконец, туловище. В этот период одежда сидит мешковато, возникают постоянные путаницы с размерами, угловатость проявляется во всем.

Перемены тела рождают и перемены психики. Подросток может без устали гонять мяч во дворе или танцевать под музыку весь день, а потом падать от усталости и пребывать в плохом настроении. Резкие перепады физического и психологического состояния — это тоже характерная черта подросткового периода, которая объясняется, в свою очередь, трудностями в функционировании сердца, легких и кровоснабжения головного мозга.

Подростковый период — это этап полового созревания, во время которого сексуальная ориентация и вторичные половые признаки становятся выраженными.

У девочек растут молочные железы, и появляется оволосение по женскому типу, таз становится широким, а плечи — узкими, повышается процент жира в организме. В этот период девушки переживают первую менструацию.

У мальчиков ломается голос, и интенсивно растут мышцы, появляется оволосение по мужскому типу, в этот период происходит первая эякуляция. Бедра будущего мужчины становятся узкими, а плечи — широкими, процент жира, напротив, снижается. У мальчиков становится более выраженным кадык, и к концу пубертатного периода может проявиться алопеция.

Интеллектуальная сфера

Подростковый период — это самый креативный этап в жизни ребенка. Если до этого ваша дочь или сын просто копировали чужие действия, то теперь они будут во всем искать новый подход. И важным становится не то, какие задачи решает ребенок, а то, как он это делает.

Мышление. Подросток развивается разнопланово: с одной стороны, он продолжает приобретать навыки теоретического мышления, с другой стороны, активно развивается логика. При решении задач подросток оперирует гипотезами, абстрактными идеями, начинает видеть и находить ошибки, логические противоречия в абстрактных суждениях. То, что раньше принималось на веру, теперь подвергается строгой внутренней критике.

Восприятие и память. У подростка активно развивается произвольная, опосредованная, логическая память. Теперь он не зубрит, а выявляет взаимосвязи и ухватывает саму суть знаний. Активно развивается воображение, что находит выражение в написании стихов, рисовании, скульптуре, необычных предпочтениях в одежде. Фантазия в этот период становится миром, в котором воплощаются все неудовлетворенные желания и потребности.

Речь. Детский талант читать наизусть и пересказывать прочитанное, уступает место новому достижению — подросток самостоятельно готовит устное выступление, высказывает и аргументирует мысли. Улучшается как устная, так и письменная речь.

Волевая сфера

На подростковый период приходятся самые сильные полярные чувства и переживания. В этот период эмоции направляют разум, настроение меняется резко, что обусловлено легкой возбудимостью нервной системы, ребенок впадает в крайности.

Подростки быстро учатся контролировать выражение своих чувств, но в конфликтных ситуациях могут проявлять большую импульсивность, поэтому обиды в этот период могут иметь серьезные последствия. Например, из-за пустякового повода ребенок может убежать из дома, а непонимание окружающих может довести до самоубийства.

Родительский авторитет в этот период может смениться влиянием сверстников, общение с которыми выходит на первый план и становится объектом сильных переживаний. Сверстники для подростка — это эталон и ориентир в поведении. В общении с родителями, напротив, начинаются трудности. И это связанно не только с тем, что подросток легко может попасть под влияние «дурной» компании. Гораздо большую роль в этом играет чувство эмоциональной зависимости от родителей, от которого дети в этот период стремятся избавиться, причем, у мальчиков это выражено больше, чем у девочек. Подросток стремится взять на себя права и обязанности взрослого, и иногда надо просто это позволить.

Родителям нужно быть крайне осторожными в этот период, поскольку тяжелая обстановка дома или в школе, конфликты со сверстниками и многие другие факторы могут спровоцировать асоциальные проявления — обиду, озлобленность, агрессию.

Чувство взрослости

Главная перемена, которая происходит в жизни подростка, — это ощущение собственного взросления, при этом уверенности в себе еще нет, но есть огромная потребность в том, чтобы право на самостоятельность признали. В этот период дети часто говорят: «я уже не ребенок», причем сознательно.

Подростковый период — это время, когда необходимо ощутить свою уникальность и научиться ее выражать, свергнуть авторитет оценки окружающих и возвести во главу угла самооценку, самоанализ. У подростка появляется представление о «Я-идеальном». К сожалению, не всегда оно складывается благоприятно, иногда к этому возрасту вера в себя слаба, ребенок боится получить отказ, низко оценивает свои силы, что в будущем может повлиять на все его действия. Поэтому подростку важно помочь обрести веру в свои силы.

По окончании подросткового периода ребенок становится взрослым, зрелым, независимым от мнения родителей и учителей, как бы того ни хотелось. И если этап взросления пройдет нормально, у него появится реалистичная оценка собственной личности, вера в свои возможности, а отношения с родителями выйдут на новый уровень.

Оцените статью:

mezhdunami.net

Физическое развитие подростков. Как учиться и не уставать

Физическое развитие подростков

Подростковый возраст – это период роста и развития. Достаточно взглянуть на ребенка в этом возрасте, чтобы сразу же отметить некоторые его внешние особенности: нескладность, непропорциональность частей тела, неловкость движений. Особенно заметно увеличение и вытягивание его конечностей. Эти впечатления подтверждаются данными специальных антропометрических измерений (хотя эти данные у разных авторов весьма противоречивы). Среднее увеличение роста (прирост) за год у мальчиков – от 4,3 до 6,7 см, а в период самого интенсивного роста доходит до 8—10 см; у девочек – от 2,9 до 5,8 см (по Арно).

Рост в длину в значительной мере происходит за счет роста конечностей, грудь и таз отстают в развитии, отчего фигура становится несколько вытянутой и порой очень нескладной, грудь – впалой, подростки выглядят узкогрудыми.

Несоответствие между быстрым ростом трубчатых костей и относительно медленным развитием мышц еще более усугубляет впечатление неловкости и нескладности. Эти особенности физического развития накладывают свой отпечаток на все внешнее поведение и на характер движений подростка: он часто проявляет неловкость, резкость в движениях, не умея соразмерять, координировать их, что причиняет много беспокойства и ему, и окружающим, причем это происходит случайно, неожиданно для него самого. Подросток не замечает, что излишне размахивает руками при ходьбе, жестикулирует при разговоре, как бы восполняя недостаток выразительности речи; когда идет по улице, то не замечает, что задевает прохожих. При возбуждении резкость и порывистость движений увеличиваются. Упражнения, тренировка, повторение движений постепенно устраняют этот недостаток.

С другой стороны, отмечается, что подросток может произвольно управлять своими движениями и неловкость, порожденная указанными особенностями его развития, корригируется воспитанием.

Наряду с увеличением роста подростка отмечается увеличение его веса (общей массы его тела). Прирост веса идет неравномерно, в разные годы он колеблется от 2,4 до 5,3 кг (за год) у мальчиков и от 2,5 до 5,2 кг у девочек (по Арно).

Происходит и рост мышечной силы.

Исследования показали, что в младшем школьном возрасте ребенок еще не способен длительно поддерживать мышечное усилие, что проявляется в частой смене характера движений, но в подростковом возрасте сила и выносливость мышц увеличиваются.

С 12 лет отмечается усиленный рост мышц, который продолжается в последующие годы. Мускулатура подростков (особенно мальчиков) крепнет. Строение мышц при этом мало изменяется, в подростковом возрасте происходит только усиленный рост диаметра волокна мышц.

Однако мышцы подростка еще не достигают того развития, которое свойственно мышцам взрослого человека. Мышечные волокна дифференцируются лишь к 17 годам.

Рост мускулатуры, совершенствование мускульного аппарата влекут за собой осознание подростком своей силы, он явно этим гордится и часто переоценивает свои силы и возможности.

Рост силы и выносливости создает условия для включения подростка в трудовую деятельность, хотя эти возможности, по крайней мере у младшего подростка, еще ограничены. Его неокрепший и быстро развивающийся организм необходимо щадить. Подросток быстро утомляется, и непосильная работа может надорвать его силы.

Временами подросток способен к большому и длительному напряжению, может проводить длительную работу, которая, казалось бы, не соответствует его силам. Это происходит в тех случаях, когда у подростка имеется большой интерес к работе, тогда труд или деятельность вызывают у него подъем, энтузиазм, и он не замечает ни усталости, ни времени.

В этом возрасте довольно быстро усваиваются и совершенствуются сложные движения, особенно эффективно обучение и самообучение трудовым и спортивным движениям. В частности, подросток легко овладевает ездой на велосипеде, лыжах, коньках, быстро усваивает сложные прыжки, па танца, координацию движений при плавании. Родителям надо учесть, что если в этом возрасте не будет обращено специальное внимание на развитие ловкости, пластичности и красоты движений, то в последующий период обычно труднее овладевать ими, а неловкость и угловатость движений, присущая подростку, может сохраниться на всю жизнь.

Движения усваиваются подростками сознательно, совершенствуется способность управлять ими в соответствии с поставленной задачей. Вторая сигнальная система – слово – начинает приобретать все большее значение в образовании и формировании движений. После действия может быть дан словесный отчет о нем. Слово может предшествовать действию, т. е. подросток может рассказать о том, как он будет выполнять действие. Это позволяет анализировать и сравнивать движения, а, следовательно, и лучше управлять ими.

Костная система развивается в связи с ростом и развитием всего организма подростка.

Она становится более прочной, чем в младшем возрасте, но еще не заканчивается окостенение позвоночника, грудной клетки, таза и конечностей, что приводит к разного рода искривлениям, ненормальному развитию частей скелета, если для этого создаются неблагоприятные условия в учебной, трудовой и игровой деятельности. Чаще всего такого рода дефекты возникают от неправильного положения тела при ходьбе (неправильная осанка), сидении (неправильная поза) во время учебных занятий, или от чрезмерной перегрузки, а также при увлечении каким-нибудь одним видом гимнастических упражнений. Следует опасаться разного рода ушибов, резких движений, сотрясений.

Особенно вредна неправильная поза при сидении подростка. Если он сидит за неудобным столом, горбится, наклоняет корпус в одну сторону, ложится грудью на стол, низко наклоняет голову, то при этом, во-первых, фиксируется искривление позвоночника, во-вторых, крайне затрудняется легочная вентиляция, уменьшается снабжение мозга кислородом и, в-третьих, затрудняется приток крови к мозгу (так как при сильно наклоненной голове артерии, по которым кровь поступает в мозг, сдавливаются и перегибаются).

Для подростка характерно несоответствие между быстрым ростом сердца и ростом массы тела.

Мускулатура сердца, его объем возрастают за период подросткового возраста в 2 раза, а масса тела – только в 1,5 раза.

Рост диаметра артерий отстает от роста сердца, просвет кровеносных сосудов относительно объема сердца уменьшается, а это в сочетании с усиленной деятельностью щитовидной железы приводит к повышению кровяного давления и напряжению сердечной деятельности.

В связи с указанными сосудистыми изменениями головной мозг может иногда испытывать недостаток притока крови, что ведет к снижению его работоспособности; отсюда быстрая утомляемость, головокружения. Нередки ослабления пульса, сердцебиения. Поэтому сердце подростка необходимо оберегать от чрезмерных нагрузок и переутомления, которые субъективно порой и не осознаются им, но объективно дают отрицательные показатели. Внешний вид подростков при этом меняется, отмечается посинение губ, рук, а иногда и сильное покраснение или побледнение лица, наблюдаются перебои в работе сердца, неправильный ритм, одышка, сердцебиение.

Легочный аппарат в подростковом возрасте развивается недостаточно быстро, хотя жизненная емкость легких возрастает. Дыхание до некоторой степени учащенное (от 18 до 22 вдохов-выдохов в минуту). На одно дыхание приходится 3–4 сокращения сердца (у взрослого 4–5). Дыхание подростка еще неглубокое, и легочная вентиляция происходит за счет учащения дыхания (а не за счет его углубления, как это происходит у натренированных людей). На воспитание у подростка умения регулировать и управлять своим дыхательным аппаратом следует обратить внимание. Необходимо научить его правильно и глубоко дышать во время работы, ходьбы, учебных занятий. Это важно потому, что в связи с усиленным ростом, интенсивным обменом веществ организм подростка нуждается в большом количестве кислорода (потребность его в кислороде больше потребности взрослого).

В подростковом возрасте продолжаются развитие и совершенствование нервной системы. Мозг подростка по весу и объему мало чем отличается от мозга взрослого человека, значительного прироста размера и веса мозга в подростковом возрасте не замечается, но зато в связи с усложнением условий жизни происходят заметные качественные изменения. Формирование специфически человеческих областей головного мозга, особенно лобных долей, частично височной и теменной долей, установление новых связей между различными отделами нервной системы протекают у подростков довольно интенсивно. Значительно увеличивается количество ассоциативных волокон, соединяющих отдельные части мозга в единую мозговую систему.

В подростковом возрасте продолжается структурное формирование коры больших полушарий головного мозга. Постепенно изменяясь, кора приобретает структуру, присущую коре взрослого человека. Возрастает контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями.

В процессе роста и развития подростка в коре его головного мозга образуются все новые и новые временные связи и их сложные системы, что лежит в основе обогащения фонда знаний, умений, навыков.

В подростковом возрасте наблюдается некоторое непостоянство характера выработки тормозных реакций. С одной стороны, процессы возбуждения иногда настолько преобладают, что подросток бывает не в состоянии затормозить нежелательное действие, сдержать себя. Процессы возбуждения протекают бурно, резко, но и быстро проходят. С другой стороны, подросток может иногда и при сильном возбуждении владеть собой и своим поведением, особенно когда это имеет соответствующую общественную мотивацию.

Наконец, в подростковом возрасте под влиянием, в частности, воспитания и обучения усиливается роль второй сигнальной системы, словесные раздражители начинают приобретать все более значимую сигнальную роль. Это выражается в сознательном отношении подростка к словесным указаниям, советам, распоряжениям авторитетных для него людей, в умении осмыслить свое поведение и в большинстве случаев сознательно регулировать его, в умении опосредствованно и обобщенно познавать действительность в процессе учебной работы, не всегда опираясь при этом на наглядные впечатления, умея абстрагироваться от конкретного.

Нервная система подростка еще находится в стадии формирования и является относительно несовершенной. Она еще не всегда способна выдерживать длительные и сильные раздражители и под их влиянием иногда сравнительно быстро переходит в состояние торможения или, наоборот, в состояние сильного возбуждения, что указывает на известную слабость нервной системы. Новые же отношения, ломка многих привычных форм поведения, новый характер учебной и трудовой деятельности, которые создаются при переходе из IV в V класс, предъявляют относительно большие требования к выносливости нервных клеток.

Под влиянием этих требований, под влиянием новых условий жизни, учения нервная система подростка совершенствуется, преодолеваются указанные выше недостатки ее деятельности.

Значительным фактором физического развития подростка является происходящее в этом возрасте половое созревание, начало функционирования половых желез, которое влияет на работу внутренних органов, на деятельность мозга, сердца, вызывает и внешние изменения в виде вторичных половых признаков.

Подростковый возраст – это период больших возможностей, резкого подъема физических и духовных сил, интенсивного роста жизнедеятельности организма. При правильном воспитании многие недостатки поведения подростков не проявляются, а некоторые, казалось бы, отрицательные черты могут носить положительный характер.

В педагогической литературе, например, неоднократно указывалось, что повышенная возбудимость, характерная для данного возраста, при дурном воспитании может привести к отрицательным формам поведения.

Она же при правильном воспитании может оказаться источником повышенной творческой деятельности, активности, энергии, бодрости и жизнерадостности.

Энергично растущий и противоречиво развивающийся организм подростка требует, чтобы его охраняли от резких переутомлений, чтобы регулировали нагрузку на его неокрепшую нервную систему.

Неблагоприятное влияние на здоровье учащихся нередко оказывают дополнительные занятия, если они проводятся непосредственно после уроков без перерыва. Необходимо принять во внимание, что неуспевающие ученики часто имеют ослабленное здоровье. Подобные занятия тяжелы даже для здоровых учащихся, что же касается слабых, то их здоровье еще больше ухудшается.

Отрицательно влияют на здоровье и снижают успеваемость плохо проветренное помещение и запыленный воздух (в классах и жилых комнатах), на что иногда в школах, а порой и дома не обращается должного внимания. Недопустимо нарушать установленный порядок перерывов между уроками, т. е. не следует допускать укороченных перемен (задерживать учащихся на уроке сверх 45 мин), а также нерационально чередовать уроки в расписании, что приводит к утомлению и неблагоприятно отражается на учебных занятиях.

В условиях города, особенно большого, учащиеся испытывают недостаток чистого воздуха (кислородный голод), поэтому необходим длительный отдых, хотя бы раз в неделю, за городом или в парке.

Были проведены специальные исследования о влиянии на учащихся V класса активного отдыха (физического труда, спорта, игр) на воздухе. Оказалось, что после такого отдыха подростки быстрее включались в работу и занимались более сосредоточенно, не отвлекаясь, продуктивность их учебного труда значительно повышалась. Активный отдых в помещении не дает такого большого эффекта.

Исследования, проведенные с учениками VI класса, показывают, что двухчасовой непрерывный учебный труд является достаточной нагрузкой, вызывает утомление, и работоспособность падает. Часовой перерыв на открытом воздухе полностью восстанавливает внимание и работоспособность на следующие 2 ч.

Активный ежедневный отдых на воздухе обязательно нужен подростку, так же как ежедневная утренняя гимнастика и водные процедуры. Совершенно необходимо соблюдать и нормы сна (для учащихся V классов – 10 ч, а для VII классов – 9 ч).

Иногда посещение кино, театра, слушание радио и просмотр телевизионных передач рассматриваются как отдых. Но это не отдых, а развлечение. Если оно строго нормировано, то – полезное и нужное. Если нормы нарушены, то такие развлечения ведут не к отдыху, а к утомлению подростка, и после них ни о какой нормальной учебной работе не может быть и речи. Надо отдохнуть, а затем уже работать.

Не выспался подросток – на следующий день срывается учебная работа, он уже не может работать нормально, нарушает дисциплину.

Систематические недосыпания, отсутствие прогулок на воздухе неблагоприятно действуют на учебную работу подростка и его успеваемость.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

educ.wikireading.ru

Развитие подростков

Развитие подростков

  • В 9 — 10 лет у девочек и в 11 — 12 лет у мальчиков начинается новый и ответственный период жизни — подростковый возраст.

  • Отрочество. Бурный, неудержимый рост и развитие, совершенствование физических и умственных способностей, формирование воли, характера, мировоззрения происходят за относительно короткое время (около трех лет) и завершаются в юности. Подростковый и юношеский возраст объединяют иногда одним названием — период полового созревания. Он заканчивается у юношей к 18 — 19, у девушек — к 16— 17 годам. К этому времени полностью формируются пропорции тела, завершается рост и окостенение скелета. В то же время сами регулирующие системы (прежде всего нервная и эндокринная) продолжают собственное развитие и формирование.

Созревание организма — процесс не простой, не всегда проходит гладко. Вот почему подростки требуют пристальное (но не назойливого) внимания родителей, постоянного контроля, а иногда, если не «срабатывают» отдельные звенья сложной цепи развития и формирования организма, и прямого вмешательства врача. В 10-летнем возрасте физическое развитие мальчиков и девочек примерно одинаково, но в 11 лет девочки опережают своих сверстников по росту (на 1,6 см) и весу (на 1,7 кг) . В 12 лет девочки опережают мальчиков по всем показателям: по длине тела (на 3,1 см), весу (на 2,9 кг), окружности и экскурсии грудной клетки (на 4,5 и 0,7 см). В 13 лет эта разница еще увеличивается. Однако в 14 лет все показатели физического развития становятся выше у мальчиков. Эти различия связаны с тем, что девочки на 2 года раньше мальчиков вступают в отроческий возраст, у них раньше наступает так называемый пубертатный «скачок роста», т. е. значительное ускорение роста и веса, У девочек он наблюдается в возрасте от 10,5 до 13 лет, у мальчиков — от 12,5 до 15. Пубертатный «скачок роста» предваряет наступление полового созревания. Происходит развитие и повышение деятельности желез внутренней секреции, половых органов. Половое созревание наступает у девочек в 12,5— 13 лет, у мальчиков — в 14 — 15 лет.

  • Созревание организма — процесс не простой, не всегда проходит гладко. Вот почему подростки требуют пристальное (но не назойливого) внимания родителей, постоянного контроля, а иногда, если не «срабатывают» отдельные звенья сложной цепи развития и формирования организма, и прямого вмешательства врача. В 10-летнем возрасте физическое развитие мальчиков и девочек примерно одинаково, но в 11 лет девочки опережают своих сверстников по росту (на 1,6 см) и весу (на 1,7 кг) . В 12 лет девочки опережают мальчиков по всем показателям: по длине тела (на 3,1 см), весу (на 2,9 кг), окружности и экскурсии грудной клетки (на 4,5 и 0,7 см). В 13 лет эта разница еще увеличивается. Однако в 14 лет все показатели физического развития становятся выше у мальчиков. Эти различия связаны с тем, что девочки на 2 года раньше мальчиков вступают в отроческий возраст, у них раньше наступает так называемый пубертатный «скачок роста», т. е. значительное ускорение роста и веса, У девочек он наблюдается в возрасте от 10,5 до 13 лет, у мальчиков — от 12,5 до 15. Пубертатный «скачок роста» предваряет наступление полового созревания. Происходит развитие и повышение деятельности желез внутренней секреции, половых органов. Половое созревание наступает у девочек в 12,5— 13 лет, у мальчиков — в 14 — 15 лет.

У подростка быстро растет сердце.

  • У подростка быстро растет сердце.

  • У подростков завершается анатомическое развитие нервной системы. К 13 — 14 годам заканчивается формирование двигательного анализатора, что имеет огромное значение для формирования выносливости, ловкости, необходимых в трудовой деятельности. Вызванный эндокринной стимуляцией рост скелетной мускулатуры существенно отражается на мышечной силе.

  • У подростков быстро растет сердце.. Вес сердца с 10 до 16 лет удваивается, а объем увеличивается примерно в 2,4 раза. Изменяется и сердечная мышца (миокард), становится мощнее, способна выбрасывать в сосуды при сокращении большее количество крови. В возрасте от 9 до 17 лет ударный объем сердца, т. е. количество крови, выбрасываемое сердцем за одно сокращение, возрастает у мальчиков с 37 до 70 мл, а у девочек — с 35 до 60 мл. Частота сердечных сокращений в покое постепенно снижается. В 15 лет пульс у мальчиков равен 70, а у девочек — 72 уд/мин, к 18 годам уменьшается соответственно до 62 и 70 уд/мин, т. е. становится таким же, как у взрослых. Однако снижение частоты сердцебиений происходит неравномерно, и связано это с темпами роста и полового созревания.

Временное нарушение нервной регуляции.

  • Временное нарушение нервной регуляции.

В развивающейся системе кровообращения часто встречается и несоответствие между просветом сосудов, по которым кровь выбрасывается из сердца, и возросшей емкостью сердца. В связи с этим увеличивается артериальное давление. Так, если у мальчиков и у девочек 10 лет артериальное давление равно 95/55, то к 17 годам оно повышается до 120/65 у юношей и до 115/60 у девушек. Третьей особенностью работы сердечнососудистой системы у подростков является временное нарушение ее нервной регуляции. Это связано с перестройкой деятельности эндокринной и нервной систем и выражается расстройством ритма сердца, повышением или снижением частоты сердцебиений. У юношей и девушек, развивающихся гармонично, такие расстройства не длительны и быстро проходят без всякого лечения.

  • В развивающейся системе кровообращения часто встречается и несоответствие между просветом сосудов, по которым кровь выбрасывается из сердца, и возросшей емкостью сердца. В связи с этим увеличивается артериальное давление. Так, если у мальчиков и у девочек 10 лет артериальное давление равно 95/55, то к 17 годам оно повышается до 120/65 у юношей и до 115/60 у девушек. Третьей особенностью работы сердечнососудистой системы у подростков является временное нарушение ее нервной регуляции. Это связано с перестройкой деятельности эндокринной и нервной систем и выражается расстройством ритма сердца, повышением или снижением частоты сердцебиений. У юношей и девушек, развивающихся гармонично, такие расстройства не длительны и быстро проходят без всякого лечения.

Подростки мало двигаются.

  • По подсчетам ученых, на активную мышечную деятельность, в том числе и на игры, занятия физической культурой, остается лишь 6 часов в сутки. Но и эти 6 часов (при их максимальном и рациональном использовании) могут принести большую пользу здоровью. Однако, по данным исследований, проведенных в разных районах Москвы, 51% подростков вообще не бывают на свежем воздухе после возвращения из школы; перерыв между классными и домашними занятиями более чем у трети ребят не превышает 1,5 часа. Понятно, что в этом случае школьники приступают к работе не отдохнув и работоспособность у них резко понижена. По тем же данным, 28,4 процента учащихся тратят на приготовление уроков более 3 часов, 12,8 процента — более 4 часов, а 4,4 процента — даже более 5 часов. Причем 73,7 процента школьников не устраивают никаких перерывов для отдыха, т. е. сидят за письменным столом непрерывно по 3 — 5 часов. Что же делают старшеклассники в оставшееся время? Оказывается, далеко не все из них проводят его в движении. Чаще после длинного и утомительного рабочего дня подростки располагаются в удобных креслах и смотрят телевизионные передачи. Причем 37,3 процента из них ежедневно проводят у телевизора 1,5 часа, 19,4 процента — 2 часа, 7,2 процента — более 3 часов. Нетрудно подсчитать, что при таком режиме у ребят не остается времени на занятия спортом, физической культурой, а обязательные по программе уроки физкультуры лишь незначительно компенсируют гиподинамию.

Проблема акселерации.

  • Акселерация создает целый ряд проблем в воспитании, особенно подростков и юношей. Если в 30 — 40-е годы достижение половой зрелости совпадало с началом трудовой деятельности, то сейчас ситуация значительно изменилась: уже вполне сформировавшиеся в физическом и нервно-психическом отношении юноши и девушки очень долго оказываются на положении детей. Появились противоречия между ускоренным физическим созреванием и относительно запоздалой социальной зрелостью. Профессиональная деятельность требует дополнительной подготовки в ПТУ, техникуме, вузе, что еще дальше отодвигает сроки самостоятельности. «Ножницы» между ускорением физического созревания и задержкой социальной зрелости увеличиваются и в связи с недостатками семейного воспитания, когда дети и подростки излишне опекаются, растут в атмосфере исключительности и часто не выполняют никаких домашних обязанностей, не испытывают чувства ответственности за свои поступки. Такое положение усугубляется существующей (особенно в городах) демографической ситуацией — преобладанием одно- или двухдетной семьи. С акселерацией связывают и определенный «конфликт поколений», когда современные родители не хотят, а порой и не могут понять своих выросших детей. При тренировке подростков-акселератов, даже если они достаточно способны и «идеально» подходят к избранному виду спорта, возникают определенные проблемы. Переоценка физических возможностей подростков ведет к перетренировке, нарушению здоровья.

Особенности развития самосознания в подростковом возрасте.

  • В подростковом возрасте проявляется актуализация восприятия себя самостоятельным субъектом, которая выражается в появлении "чувства взрослости". Важнейшее место в развитии самосознания приобретает рефлексия (познание) подростком себя и других. Возникновение способности к рефлексии связано с развитием мышления. Подростковая рефлексия, хотя и поднимает подростка на очень важную ступень его возможностей, отличается свободной ассоциативностью, так как мысли текут по разным направлениям в зависимости от состояния на данный момент. Подросток углубленно изучает самого себя, открывает свой внутренний мир, который доступен только ему самому, в котором подросток самостоятелен. Благодаря рефлексии, происходит активное наполнение структурных звеньев самосознания. Адекватность самооценки играет важную роль в межличностных отношениях подростка. Самооценка регулирует и восприятие других людей, создавая избирательность восприятия и внимания при их оценивании Подросток живет настоящим, но для него большое значение имеют его прошлое и особенно будущее. Распространение представлений подростка на сферу возможного будущего можно выделить как один из определяющих признаков подростка. Мир его понятий и представлений переполняют не оформленные до конца теории о самом себе и о жизни, планами на свое будущее и будущее общество.

rpp.nashaucheba.ru

Физическое развитие подростка

Физическое развитие подростка Кто такие подростки? Каковы особенности физического развития подростков? На что должны обратить внимание родители подростков? Давайте выясним это.

В подростковый возраст, который еще часто называют переходным возрастом, девочки вступают в 9-10 лет, а мальчики чуть позже – в 11-12 лет. Собственно подростками девочки являются примерно до 13 лет, а мальчики до 15, т.е. около трех лет. Но также подростками часто называют юношей или девушек, еще не достигших 16-18 лет, – возраста, когда завершается формирование пропорций тела, рост и окостенение скелета. В общей сложности период с 10-12 до 16-18 лет принято называть периодом полового созревания.

Что же происходит с организмом ребенка в подростковом возрасте?

Физическое развитие девочек и мальчиков происходит несколько разными темпами. До 13-14 лет девочки значительно опережают мальчиков в росте, весе, у них быстрее увеличивается грудная клетка, однако после 14 лет все показатели развития выше у мальчиков. К 14-15 годам и у мальчиков, и у девочек заканчивается формирование вторичных половых признаков.

В среднем за период полового созревания масса тела подростков увеличивается на 34 кг у юношей и 25 кг у девушек, рост – на 35 см и 25 см соответственно. За всеми этими внешними изменениями стоит напряженная деятельность всех органов и систем организма.

Формирование скелета, нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой систем в подростковом возрасте еще продолжается. Отсюда характерная неуклюжесть и угловатость подростков, резкие перепады настроения, частые жалобы подростков на общую слабость или даже на сердце. Но это совершенно нормально, поскольку не все системы организма развиваются равномерно и, например, увеличение массы сердечной мышцы (миокарда) может немного отставать от увеличения общей массы тела подростка.

В среднем, в состоянии покоя пульс пятнадцатилетнего подростка равен 70 уд./мин. у мальчиков и 72 уд./мин. у девочек. Уже к 18 годам пульс подростка приближается к показателям взрослого человека: 62 уд./мин. у юношей и 70 уд./мин. у девушек. Артериальное давление у подростков семнадцати лет также приближается к «взрослым» показателям и составляет 120/65 и 115/60 у юношей и девушек соответственно.

Физическое развитие подростка оказывает огромное влияние также на его социальное и личностное развитие. Ведь акселерация, т.е. ускорение роста и развития подростков по сравнению с предыдущими поколениями, рождает определенные противоречия между физической и социальной зрелостью.

Например, ранее, в 30 - 40-е годы ХХ века, наступление половой зрелости совпадало с началом трудовой деятельности и самостоятельной жизни, а на сегодняшний день уже полностью физически и психически сформировавшиеся 17-18-летние юноши и девушки все еще остаются на положении детей.

Современные подростки редко занимаются физическим трудом или спортом, практически не выполняют никаких домашних обязанностей, не чувствуют ответственности за свои поступки. Отсюда: слабое здоровье, инфантильность, лень. Поэтому подросткам очень нужна помощь – помощь любящих и заботливых родителей, которые помогут им полноценно развиваться и войти во взрослую жизнь.

Физическое развитие подростка

strana-sovetov.com

Особенности физического развития подростка 12-17 лет |

Период  развития подростка 12-17 лет называют также пубертатным, или переходным. Его условно делят на собственно подростковый возраст (у девочек он длится с 12 до 16, а у мальчиков - с 13 до 17 лет) и юношеский (у девочек - от 16, у мальчиков - от 17 лет до 25 лет). Под действием гормонов в организме подростка начинаются самые значительные перемены в его жизни, доставляющие порой немало хлопот как самим детям, так и их родителям. Происходит физиологическое созревание всех систем человека и психологическое становление личности. Нельзя забывать, что у каждою человека сроки полового созревания индивидуальны, приблизительно для девочек начало этого периода приходится на 11-13 лет, для мальчиков чуть позднее - 13-15 лет. В последнее время отмечаются процесс акселерации (наличие первых признаков полового развития у девочек в 8-10 лет, а у мальчиков - в 11-12 лет) и процесс ретардации (замедление начала половою созревания на 2-3 года). Преобладание тою или иного пути развития зависит от социальных условий, экологии, питания и образа жизни.

Костная система

Гормоны роста действуют на хрящевую ткань ребенка, заставляя тем самым клетки усиленно делиться. Отсюда резкий скачок в росте, пропорции тела меняются, руки, ноги вытягиваются. Туловище у мальчиков начинает расти, только когда кости газа достигнут своей постоянной ширины и кости конечностей вырастут до своей постоянной длины. Для подростка, еще не освоившегося с его измененным телосложением и не привыкшего управлять своими движениями, собственное тело кажется неуклюжим. Позвоночник в это время не успевает расти за остальным телом. Поэтому где-то до 14 лет между позвонками остается большое количество хрящевой ткани, еще не успевшей окостенеть. Относительная эластичность и малая сопротивляемость под действием нагрузок или просто при постоянном неправильном положении тела ведут к его деформациям. Многие подростки, особенно если они выделяются на фоне других одноклассников, стесняются собственного роста. Комплекс непохожести заставляет их сутулиться, казаться меньше, чем они на самом деле. В комплексе с особенностями роста позвоночника это может привести к искривлению осанки, что внешне совсем не украшает человека. А в последующем сильный сдвиг позвонков приводит к ущемлению нервов, проходящих между позвонками, что может спровоцировать головные боли и колющие боли в области сердца. Если вовремя (до окончательного окостенения) обратить внимание на измененную осанку, с помощью гимнастики и массажа можно вернуть ребенку правильное положение позвоночника. В подростковый период рост ребенка может достигать 3-5 см в год.. Особенно прибавка роста отмечается в 12 лет у девочек, достигая 9 см в год, у мальчиков позже - в 14 лет, они вырастают на 10-12 см. В 16-19 лет рост замедляется и останавливается к 20 годам. Эти данные усредненные, для каждого человека они различны, так как рост зависит от многих факторов (наследственности, питания, физических нагрузок). Кости таза приобретают форму и размеры, характерные для взрослых.

У мужчин он узкий, относительно высокий, у девушек кости как бы раскрываются, газ становится широким, низким, оптимально приспособленным для прохождения ребенка во время родов.

В этот период надо быть особенно осторожными с переломами костей, затрагивающими зоны роста рук и ног (они находятся вблизи суставов). Длительная неподвижность иногда приводит к отставанию в росте и несоответствию в длине. Для девочек, стремящихся выглядеть взрослее, актуален вопрос о раннем одевании туфлей на высоком каблуке. Кроме плоскостопия, есть риск изуродовать ногу появлением «шишки» у основания пальца стопы. Она представляет собой косточку, которая увеличивается под действием силы тяжести, ведь при ношении высокою каблука всю нагрузку будет принимать на себя она вместе с другими пальцами, а слабые кости изначально к нагрузкам не приспособлены.

Мышечная система

Связанная с костной, она закономерно претерпевает изменения вместе с ней. У мальчиков мышечная система развивается по мужскому типу. Под действием андрогенов (мужских половых гормонов) происходит развитие мышечной массы на руках, ногах, укрепляются мышцы брюшного пресса. Плечи становятся шире, тело вытягивается в длину, и соответственно ему бедра кажутся уже. Хорошо, если ребенок в это время систематически занимается спортом, посещает спортивные секции.

Регулярные физические упражнения придадут уверенности в движениях, избавит от излишней закомплексованности по поводу внешнего вида. Подтянутая стройная фигура радует глаз не только обладателя, по и окружающих. Если рассмотреть, отчего увеличивается та или иная часть тела с анатомической точки зрения, можно самостоятельно сформировать фигуру. Например, плечи являются опорой, местом, куда прикрепляются мышцы рук. Если давать определенную нагрузку (соответственно возрасту) на руки, можно влиять на ширину плеч.

Занятия на перекладине способствуют росту в длину. Конечно, никто не отменял наследственность; если гены несут в себе информацию о низком росте, никакая гимнастика не поможет стать двухметровым баскетболистом.

Для девочек характерны изменения по женскому типу. Если у мальчиков на первом плане идет увеличение мышечной массы, то для девушек в результате работы эстрогенов (женских половых гормонов) и гормонов гипофиза более характерно отложение жира на животе, бедрах, мышечная масса увеличивается гораздо меньше. Фигура девушки приобретает женственность и мягкость.

Бедра становятся округлыми, увеличивается грудь. При гармоничном развитии прибавка в весе неизбежна за счет утяжеления костей и округлившихся форм. Но главное это цифра на весах, а распределение массы по всему телу. Не стоит изнурять себя диетами в этот период, это может повлиять на становление менструальной функции. Занятия физкультурой помогут сделать тело красивым.

Сердечно-сосудистая система

Развивающееся и увеличивающееся в весе тело требует при физической нагрузке поступления большего количества кислорода и питательных веществ. Это повышает требования к работе сердца и сосудам. Сердечная мышца быстрее адаптируется к изменившимся нагрузкам, тогда как кровеносные сосуды не успевают расти соразмерно им.

Это выражается головными болями, быстрой утомляемостью, повышением артериального давления, сердцебиениями и болями в сердце. В 12 лет пульс 80 ударов в минуту считается нормой, в последующем он находится в пределах 60-80 ударов в минуту (как у взрослого человека).

Для подросткового возраста характерны признаки, объединенные под общим названием «вегетососудистая дистония»». Они возникают из-за нарушения сосудистого тонуса, находящегося под влиянием нервной и эндокринной систем. При волнении у некоторых юношей и девушек происходит понижение давления, возникают головокружения, чувство тошноты, могут быть даже боли в сердце. Эти приступы иногда заканчиваются обморочными состояниями. Лицо при этом бледнеет, пульс учащается. В таких ситуациях подростка лучше всего положить» на кровать. Через некоторое время наступает улучшение. Вегетососудистая дистония выявляется у людей с повышенной потливостью, быстрой сменой настроения, возникает обычно после физического и психического перенапряжения. С возрастом эти симптомы исчезают, главное - давать организму достаточное время для сна и вести соразмеренный образ жизни.

Дыхательная система

Происходит рост легких и увеличивается их жизненная емкость. К 16-17 годам у мальчиков увеличивается гортань, между пластинками щитовидного хряща образуется острый угол, который становится очень заметным, в простонародье называемый адамовым яблоком. Пока не увеличились мышцы, оно достаточно выделяется на фоне тонкой шеи, но со временем становится менее заметным. В течение полугода у мальчиков происходит ломка голоса, связанная с гормональным фоном и с удлинением и утолщением голосовых связок, голос может периодически срываться от детского высокого до грубого низкого.

Эндокринная система

Объединяет все железы внутренней секреции, т.е. те, которые выделяют свой секрет сразу в кровь. Работа гипофиза, щитовидной, пара щитовидных желез, надпочечников и половых желез находится во взаимосвязи друг с другом. Невозможно себе представить, что активация одной пройдет незаметно для остальных. Их функционирование подчиняется законам обратной связи (чем больше гормона в кровеносной системе, тем меньше его выделяется, и наоборот). Начало всем процессам дают гормоны гипоталамуса (отдел мозга), который, в свою очередь, стимулирует гипофиз. Эта эндокринная железа выделяет несколько видов гормонов, обусловливающих различные изменения в подростковом организме. Одни гормоны способствуют росту и развитию первичных и вторичных половых признаков. К первым относят половые железы (яичники у женщин и семенники у мужчин) и половые органы (матка с маточными трубами, влагалище, половой член и предстательная железа). Вторичные половые признаки обусловливают различие в психике и поведенческих реакциях. У мужчин появляются растительность на лице, волосяной покров на теле, изменяются фигура и голос. У девушек меняются форма таза, распределение подкожно-жирового слоя, волосяной покров развивается по женскому типу.

Кожа

В период полового созревания начинают секретировать апокриновые железы. Это крупные потовые железы, расположенные в паховой области и области подмышечных впадин, у мальчиков также активно начинают работать сотовые железы на стопах. Под влиянием «гормонального взрыва» секрет выделяется обильный. А так как каждому здоровому организму присуще наличие на его теле определенного количества бактерий, составляющих щит от вторжения чужеродных микроорганизмов, то под влиянием этих бактерий ног разлагаются, и от тела начинает исходить типичный неприятный запах. Здесь очень важно соблюдать правила личной гигиены. Прием душа несколько раз в день, смена постельного белья, присыпка ступней ног тальком при их чрезмерном потении помогут справиться с этими проблемами.

Кроме потовых, в активную работу включаются и сальные железы. Активно вырабатывающие кожный жир, они загрязняют кожу, требуя от подростка постоянного внимания. Закупорка выводных протоков желез может привести к их воспалению, появлению красных прыщей. Надо ли говорить, что подростки начинают переживать по этому поводу, нервничать и пробовать различные методы по их удалению, порой не самые безопасные. Родителям стоит проявить чуткость и рассказать, что «цветение» кожи появляется у большинства подростков и что существуют способы борьбы с угревой сыпью, с помощью которых можно предотвратить или снизить ее проявления. Чтобы добиться положительных результатов, мало только гигиенических приемов. Необходимо как можно чаще протирать кожу антисептическими растворами, удаляя избыток жирового секрета.

Недопустимо использование 96%-ого раствора спирта, который дубит кожу и обжигает ее, вызывая шелушение. Не стоит пользоваться жирными кремами. Наиболее заметные прыщи нужно удалять только после очистки кожи, чтобы не занести загрязнения в более глубокие ее слои. Но и этого недостаточно. Нужно обратить внимание на рацион. Ограничение острого и жирного, обильное потребление жидкости, включение растительных продуктов питания, фруктов благоприятно скажется на пищеварении в организме и, как следствие, на здоровье кожи. Ведь ее внешний вид является зеркалом благополучия внутреннего обмена веществ.

Во время становления менструальной функции у девочек не рекомендуется прием гормональных контрацептивов. Искусственное введение гормонов в период, когда собственный гормональный фон девочки не установился, вызывает опасения. В любом случае подбор и применение оральных контрацептивов надо проводить с гинекологом сугубо индивидуально с учетом сопутствующих заболеваний и особенностей организма.

Некоторых девушек беспокоит появление белых сморщенных полос на коже шириной несколько миллиметров. Это растяжки. Чаще они появляются у беременных, когда при быстрой прибавке в весе кожа сильно растягивается. В подростковом возрасте растяжки также появляются в местах, где подкожно-жировой слой за короткое время сильно увеличился, а кожа над ним становится более тонкой и надрывается. На этом месте разрастается соединительная ткань, которая заполняет дефект. В основном растяжки появляются на внутренней поверхности бедер и пояснице около талии. Белый цвет растяжки приобретают за счет отсутствии в них пигмента меланина и кровеносных сосудов, в них также отсутствуют потовые и сальные железы. Мнение думают, что при загаре они станут менее заметны, однако происходит совсем наоборот. Соседние ткани под действием солнечных лучей и синтеза меланина приобретают коричневый оттенок, а места растяжек на их фоне становятся еще белее.

Волосяной покров

Это изменение знаменует, как правило, первый признак начинающегося полового созревания. Как у мальчиков, так и у девочек начинается рост волос в подмышечных впадинах и на лобке. Чуть позже у мальчиков начинают расти пушковые волосы на лице. Вначале мягкие, они впоследствии становятся более грубыми и жесткими. Удалять их или нет, зависит от личного желания человека. Главное не забывать, что любое раздражение может привести к воспалению. И, чтобы не допустить гнойного процесса, надо вовремя применять антисептические (обеззараживающие) растворы.

momma-baby.ru

Развитие подростков - Adolesmed - Портал для специалистов, работающих в сфере подросткового здоровья и медицины

Подростки - определение

Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения, подростки – это люди в возрасте от 10 до 19 лет, молодежь – люди в возрасте от 15 до 24 лет, а молодые люди – лица в возрасте от 10 до 24 лет.

 

В настоящее время международным сообществом  принято определение подросткового возраста, как периода, в течение которого:

  • завершается половое развитие от появления вторичных половых признаков до наступления половой зрелости;
  • психологически детские процессы сменяются поведением, характерным для взрослых;
  • происходит переход от полной социально-экономической зависимости от взрослых к относительной социальной независимости.

 

В целом, с точки зрения международных экспертов, подросток – это человек, который уже не ребенок, но еще и не взрослый, что предъявляет специфические требования к системе охраны здоровья этой категории населения.

 

Подростки в мире и в странах Восточной Европы и Центральной Азии

На долю молодых людей в возрасте 10-24 лет приходится более 25% жителей Земли, что составляет около 1,8 млрд. человек. В 11 странах Восточной Европы и Центральной Азии (Азербайджане, Армении, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане, Республике Молдова, России, Узбекистане, Украине, Таджикистане и Туркменистане) проживает 54,1 миллиона молодых людей. При этом в Беларуси, России, Украине доля молодого населения не превышает 16-17%, в то время, как в Кыргызстане, Узбекистане, Туркменистане и Таджикистане она достигает 29-34%. В Армении, Азербайджане и Казахстане каждый пятый житель в возрасте от 10 до 24 лет.

Смотреть в формате Pdf

 

Развитие подростков

По определению ВОЗ, подростковый возраст – это период роста и развития человека, который следует после детства и длится до достижения зрелого возраста, то есть с 10 до 19 лет. Это один из критических переходных периодов жизненного цикла, для которого характерны бурные темпы роста и изменений, уступающие лишь темпам роста и изменений, происходящих в грудном возрасте. Биологические детерминанты подросткового возраста носят, как правило, всеобщий характер, однако продолжительность и характерные особенности этого периода могут варьироваться в зависимости от времени, культуры и социально-экономической ситуации.

 

Поведение высокой степени риска

Многие подростки под воздействием окружения и других факторов начинают употреблять алкоголь, сигареты, различные наркотические средства и вступают в сексуальные отношения достаточно рано, подвергая себя риску получения преднамеренных и непреднамеренных травм, наступления нежелательной беременности и приобретения инфекций, передаваемых половым путем (ИППП), включая заражение вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ).

 

Подростки отличаются как от детей раннего возраста, так и от взрослых людей. Точнее говоря, подростки не способны полностью понимать сложные понятия или связи между поведением и его последствиями или то, в какой мере они контролируют или могут контролировать процесс принятия решений в отношении здоровья, включая решения, касающиеся сексуального поведения. Такая неспособность может сделать их особенно уязвимыми перед угрозой сексуальной эксплуатации или поведения высокого риска.

 

Источник: сайт ВОЗ http://www.who.int/maternal_child_adolescent/topics/adolescence/dev/ru/ (дата обращения 30.09.2014)

 

Большинство молодых людей считают себя здоровыми. Тем не менее, ежегодно в мире преждевременно умирает более 2,6 миллиона людей в возрасте от 15 до 24 лет в результате несчастных случаев, самоубийств, насилия, осложнений, связанных с беременностью, или других болезней, которые можно либо предотвратить, либо вылечить. Многие подростки практикуют такие формы поведения, которые подвергают опасности их здоровье не только в данный момент, но зачастую и в дальнейшие годы. Около двух третей случаев преждевременной смерти и одна треть общего бремени болезней среди взрослых людей связаны с состояниями и формами поведения, которые начинаются в молодости, включая употребление табака, отсутствие физической активности, незащищенный секс и другие формы рискованного поведения. Стимулирование здоровых поведенческих практик в подростковом возрасте и обеспечение защиты молодых людей от рисков для здоровья имеют решающее значение для здоровья населения и социальной инфраструктуры стран в будущем, а также для предотвращения проблем со здоровьем в зрелые годы.

 

Смотреть в формате Pdf

 

adolesmed.szgmu.ru