8 фактов о влиянии музыки на работу головного мозга. Влияние музыки на деятельность мозга


ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ИНТЕЛЛЕКТ ЧЕЛОВЕКА

Музыка – это удивительное искусство, влияющее на всех нас по нескольким направлениям. Влияние музыки распространяется не только на настроение человека, на глубину, ритм дыхания и сокращения сердца, но и на его мыслительную деятельность.

Так, определённая музыка создана, чтобы быть фоном и не отвлекать нас от процесса (как например, музыка в ресторанах и торговых центрах). Она поддерживает умеренный ритм дыхания и не призвана глубоко затрагивать эмоциональную и интеллектуальную сферу деятельности человека.

Music_listener-864x575

Другой род музыки имеет развлекательную функцию (например, танцевальная и праздничная музыка издревле выполняет эту роль). Эта музыка поддерживает активный ритм сердцебиения и дыхания.

А какая же музыка способна улучшить Вашу мыслительную деятельность, скорость реакции и даже повысить IQ в целом?

Как Вы наверно уже догадались – это качественная классическая музыка.

В наши дни благотворное влияние лучших образцов классической музыки на интеллект живых существ доказан различными опытами и экспериментами.

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА РАБОТУ МОЗГА

Учёные изучили мозговую активность при прослушивании музыки с помощью МРТ. Исследования выявили, что любая музыка влияет на мозг, так как она воздействует на участок, являющийся слуховым центром. В отдельных случаях также были задействованы участки мозга, связанные с эмоциями. При прослушивании образцов классической музыки активизировалась наибольшая часть коры головного мозга.

Сила воздействия классической музыки на мозг научно доказана по 2 направлениям: частоте смены ритма и частоте звуков.

Это связано с тем, что мозг человека имеет в своей работе определённые циклы. Наша нервная система имеет ритм примерно в 20-30 секунд. Учёные высказали предположение, что резонанс в коре головного мозга могут вызвать волны звуков, колеблющихся с этой же частотой. В Университете  Иллинойса проанализировали частотные характеристики музыки 65 различных композиторов, выявляя, как часто в их композициях встречаются волны 20-30 секундной длины. Итоги исследований заносили в единую таблицу, и большинство авторов современной поп-музыки оказались на нижних строках таблицы,  а 1-е место занял В.А.Моцарт. За ним следовали Скарлатти, Вивальди и другие композиторы-классики.

И всё благодаря 30-секундным волнам. В их музыке они встречаются значительно чаще, чем в любой другой, и это соответствует биоритмам  нашего мозга, поэтому влияние музыки именно этих композиторов наиболее велико.

Также в ходе опытов выяснилось, что наибольший резонанс в коре  головного мозга имеют звуки высокой частоты (3 000-8 000 Гц). И в этом случае вновь произведения Моцарта и Вивальди содержат большое количество звуков высокой частоты. Стоит отметить, что высокие звуки (умеренной громкости) укрепляют микроскопические мышцы среднего уха, что в свою очередь улучшает слух и речь.

matreshki.su

Влияние музыки на мозг - наука и психология

Влияние музыки на мозг

С древних времен известно, что музыка может влиять на мозг. Она действует на подсознание, нейроны мозга. Музыка может поднять настроение или навеять лирические мысли.

Перед тем как поговорить о влиянии музыки на наш мозг, разберемся с самим мозгом.

Мозг состоит из двух полушарий: доминантного и не доминантного. Доминантное полушарие отвечает за речь и логическое мышление. Благодаря этому мы можем общаться с друзьями.

Не доминантное полушарие отвечает за пространственное и творческое мышление. Гениальность определяется тоже не доминантным полушарием.

Влияние музыки

Теперь разберемся как влияет музыка на наш мозг. Например, чистые звуки и музыка без слов действует на не доминантное полушарие. Как известно оно больше нацелено на чувства и глубину сознания. Слушая чистую музыку человек подсознательно переживает реальность гораздо острее. Гаммы чувств, сменяя друг друга накрывают одно за другим. Когда человек прекращает прослушивание, он выходит из этого состояния, но ощущения остаются.

В обычной жизни человек использует небольшой процент мозга. Чтобы раскрыть способности человека нужны особые рычаги, и один такой рычаг — это музыка.

Работа мозга

Влияние музыки на мозг

Как уже говорилось, при прослушивании музыки человек переживает большую политру чувств действующую на сознание. Что же в это время происходит в мозге?

Мозг посылая импульсы генерирует электрические волны. Измеряя такие состояния, ученые вывели пять уровней:

1. Дельта — фаза глубокого сна. Сознание в это время не активно.

2. Тета - фаза сновидений и глубоких внутренних переживаний.

3. Альфа — фаза расслабления.

4. Бета — фаза бодрствования, эмоциональной активности.

5. К-комплекс. Часто при этой фазе может снизойти озарение. Оно возникает короткими вспышками.

Эти исследования помогают изучить влияние внешних факторов на мозг и открывать потенциалы.

Иногда мозг может не уловить низких частот. Как этого достичь? Можно послать в мозг разный звуковой диапазон. И тогда именно эту небольшую разницу мозг и уловит.

Психоакустика

Раздел науки, который изучает влияние звуков на мозг, сознание и поведение называется психоакустикой. Ученые верят в возможность корректирования поведения людей, благодаря открытиям этой науки.

Нельзя сказать, что это открытие произошло недавно. Еще в древности люди знали, что музыка может оказывать целительное действие.

Ритм музыки не менее важен чем сама музыка в целом. Правильно подобранный ритм поможет либо расслабится, либо взбодриться.

В одной больнице был проведен эксперимент. Группе младенцев давали слушать инструментальную музыку. В итоге их быстрее выписали из больницы, чем тех кто не слушал.

Так же музыка и звуки может помочь страдающим депрессией. Такая терапия уже практикуется.

Звуки это тоже язык и его нужно изучать.

Поделитесь с друзьями

slavculture.ru

Эффект Моцарта. Влияние музыки на мозговую деятельность

Издавна ученые знали о влиянии музыки на человека. Музыка успокаивала и исцеляла. Но особое внимание к воздействию ее на мозговую деятельность человека возникло в конце ХХ века. Исследования американского ученого Дона Кэмпбелла определили, что классическая музыка может не только исцелять, но и повышать интеллектуальные способности. Это воздействие было названо "эффект Моцарта", эффект моцарта потому что музыка этого композитора обладает самым сильным влиянием.

Проводились разные исследования, которые показали, что даже десятиминутное прослушивание музыки Моцарта повышает коэффициент интеллекта на 9 единиц. Кроме того, она улучшает память, внимание, математические способности и пространственное мышление. Это было проверено на студентах, результаты которых в тестах улучшились после прослушивания ее.

Почему же таким воздействием обладает именно эта музыка? Эффект Моцарта возникает потому, что у этого композитора в произведениях выдерживаются интервалы громкости, соответствующие биотокам человеческого мозга. А звуковой ряд этой музыки больше всего соответствует тембру голоса. Кроме того, Моцарт писал в основном в мажорных тонах, поэтому его произведения так привлекают слушателей и облегчают работу мозга.

Уже много лет проводятся эксперименты по влиянию музыки на детей. Эффект Моцарта заключается в том, что его плавная и очаровательная музыка обладает успокаивающим действием, улучшает настроение и стимулирует творческий потенциал мозга. Когда дети до трех лет часто слушают эту музыку, они лучше развиваются. Она улучшает речь, способности к обучению, координацию движений и успокаивает при нервном перевозбуждении.

Эффект Моцарта для новорожденных тоже доказан. Прослушивая его музыку еще до эффект моцарта для новорожденныхрождения, дети рождаются более спокойными, менее раздражительными, у них более развита речь. Таких детей легче успокоить, и они лучше обучаемы. Кроме того, если включать ее во время родов, то они протекают намного легче.

Ученые проводили многочисленные исследования по влиянию классической музыки на животных и на растения. Эффект Моцарта распространяется и на них. Например, растения дают больший урожай, у коров увеличиваются удои, а лабораторные крысы показывают лучшие результаты в тестах на уровень мышления.

Есть очень много примеров, когда прослушивание музыкальных произведений исцеляло людей от многих болезней. Например, эффект Моцарта помог Жерару музыка эффект моцартаДепардье излечиться от заикания. Прослушивание сонат этого композитора может помочь пациентам с болезнью Альцгеймера и уменьшить интенсивность эпилептических припадков.

Музыку Моцарта используют при лечении неврологических болезней, для улучшения координации движений и мелкой моторики рук. Она улучшает слух, память и речь, а также помогает справиться с психическими проблемами. С чем же это связано?

Ученые считают, что музыка Моцарта обладает таким эффектом, потому что содержит много звуков высокой частоты. Они входят в резонанс с частотами человеческого мозга и улучшают мышление. Доказано также, что эти звуки укрепляют мышцы уха и улучшают память.

загрузка...

worldfb.ru

Влияние занятий музыкой на развитие мозга

Занятия музыкой, особенно с раннего возраста, очень влияют на развитие мозга.

Сейчас очень много программ раннего обучения музыке малышей, включая приложения и программы: методика Карла Орфа, методика раннего музыкального развития детей Шиничи Сузуки, методика раннего музыкального развития детей, разработанная преподавателями музыки — Сергеем и Екатериной Железновыми, «Музыка с мамой».

Более подробно об этих и других методиках в статье Методики раннего музыкального развития

Вот так мы знакомимся с фортепиано — Знакомимся с фортепиано или музыкальное развитие дома

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ИНТЕЛЛЕКТ 

     Исследуя причины возникновения трудностей в процессе обучения, психологи выделяют, среди прочих, следующие: в процессе развития мозговых структур не развиты необходимые межполушарные и внутриполушарные связи; предлагаемые методики обучения не соответствуют типу мышления, половым особенностям познавательных процессов; предъявляемые ребенку требования могут не совпадать по времени со стадией функционального развития мозга, опережая его возрастную готовность к выполнению поставленных задач. В связи с этим представляют большой интерес результаты исследований в области влияния музыки на умственную деятельность детей и на функции мозга, которые отражены в работах таких ученых, как Полякова В.Б (1965-1969), А.Л.Готсдинер (1975), Т.К.Метельницкая (1977), Л.П.Трегубова (1977), В.Ф.Коновалов, Н.А.Отмахова (1983), А.В.Торопова (1995), О.В.Лаврова (1996), Г.Ю.Маляренко, М.В.Хватова (1993- 1996), M.Critchley, R.Henson (1987), N. M.Weinberger (1999) и др.

Головной мозг человека является самым сложным образованием Вселенной. Он содержит около триллиона клеток, из которых 100 миллиардов — нейроны, каждый из которых связан с тысячами других. Формирующиеся в процессе развития мозга межнейрональные комплексы и межцентральные связи лежат в основе его интеграции. По мере созревания мозга степень устойчивости его интеграции нарастает. Лишь при этом условии он способен к обучению и формированию высших психических функций.       Деятельность полушарий является взаимодополнительной, отражая неравномерность распределения функций между двумя различными системами мозгового кодирования. Правое полушарие в большей степени обладает континуальными функциями, т.е. кодирует «целостность», а левое – дискретными функциями, т.е. кодирует существенные признаки целого.       Поскольку восприятие музыки обеспечивается обоими полушариями, каждое из которых регулирует различные функции, цельное впечатление от музыки обеспечивается интеграцией специализированных когнитивных и эмоциональных процессов, протекающих в обоих полушариях. Музыкальная деятельность вызывает усиление межцентрального и межполушарного взаимодействия, т.е. интеграцию мозга. Причем восприятие музыки может происходить как на сознательном, так и на подсознательном уровне, так как анализ частотно-временных соотношений акустических сигналов осуществляется при обеих формах восприятия. Т.П.Хризман (1991) также было установлено, что при восприятии музыки в коре головного мозга возникает сложная функциональная система фокусов взаимосвязанной активности не только в сенсорных (слуховых), но и в ассоциативных лобных отделах коры.

Музыка перестраивает характер внутриполушарных и межполушарных отношений. В результате проведенных экспериментов у всех детей в момент прослушивания музыки отмечались:

• более высокий уровень всех межцентральных связей по сравнению с фоном;

• более сильные межполушарные взаимодействия в передних отделах коры по сравнению с задними отделами, особенно в левом полушарии;

• большее число межполушарных асимметричных связей.

      В работах Г.Ю.Маляренко, М.В.Хватовой (1993-1996 г.) показано, что регулярное восприятие детьми специально подобранной музыки улучшает кратковременную память, а также повышает показатели вербального и невербального интеллекта. В результате музыкального воздействия повышается чувствительность не только слухового, но и зрительного анализаторов, в целом оптимизируются функции мозга, улучшается регуляция произвольных движений, ускоряется переработка информации, повышается умственная работоспособность. М.В.Хватовой было также выявлено, что обогащенная с помощью музыки сенсорная среда пребывания детей повышает устойчивость биоэлектрической активности мозга к весенним астенизирующим влияниям и способствует сохранению достаточно высокого уровня функционального состояния центральной нервной системы у детей в течение года. Пролонгированное акустическое сенсорное воздействие в виде фрагментов специально подобранной музыки активирует созревание подкорковых структур и совершенствование регуляторных механизмов хронотропной деятельности сердца. В целом улучшаются психофизиологические характеристики мозга, а значит — повышается способность мозга к обучению.

«МОЦАРТ-ЭФФЕКТ»  

В 90-е годы весьма широкое распространение получило открытие так называемого «Моцарт-эффекта», которое заключается в том, что кратковременное прослушивание музыки Моцарта повышает показатели интеллекта. Открытие разносилось средствами массовой информации, производя сенсационный фурор. Однако значение «Моцарт-эффекта» преувеличено. Сами авторы исследования – ученые Калифорнийского университета в Ирвине Фрэнсис Раушер и Гордон Шоу — сначала сообщили в 1993 году, что 10 минут слушания сонаты Моцарта для двух фортепиано увеличили способность студентов колледжа решать пространственно-временные проблемы. Ф.Раушер и Г.Шоу определенно указали, что результат продолжался только 10-15 минут и работал только для пространственно-временных задач, но не для других аспектов интеллектуальной деятельности.

       По мнению английского ученого Н.М. Уайнбергера (с которым мы полностью согласны), вера в долговременный эффект от музыки Моцарта на интеллектуальную деятельность возникла «в результате упрощенных сообщений в носителях, которые объединены общей тенденцией получать значительное превосходство умственных процессов, не расходуя при этом лишних усилий». Моцарт-эффект более важен для исследователей, чем для любых практических приложений. Долговременные «интеллектуальные выгоды» от музыки оптимальнее получать интенсивным изучением музыки и практической музыкальной деятельностью.

      Тем не менее, благодаря Моцарт-эффекту, интерес к вопросам влияния музыки на мозг человека и интеллектуальную деятельность резко возрос во всем мире. Этот интерес теперь должен быть поддержан, привлекая внимание ко многим другим аспектам влияния музыки на человеческое мышление и поведение; а также стимулировать потребности общества в большем количестве исследований относительно музыкальных воздействий на человека.

      В конце XX века американским ученым удалось выявить путем сканирования мозга, как годы музыкальной практики изменяют мозг музыкантов. Так, было показано, что мозг музыкантов в определенных зонах имеет гораздо больше нервных клеток. Профессор Готтфред Шлауг обследовал профессиональных музыкантов и 15 человек, не имеющих к музыке никакого отношения. Обе группы состояли только из мужчин. У музыкантов 4 зоны мозга содержали большее количество серого вещества, чем мозг не-музыкантов. Все 4 зоны связаны с музыкальными способностями.

      Однако профессор убежден, что необходимы дополнительные исследования, чтобы окончательно разобраться, как же происходит перестройка мозговой ткани в соответствии с профессиональной деятельностью. Альтернативным объяснением полученного факта может быть то, что эти люди родились с таким мозгом, что и «сделало» их талантливыми музыкантами. Однако эксперименты на животных показали, что мозг действительно может перестраиваться в соответствии с повторяющейся деятельностью. (К такому же результату пришли исследователи, которые изучали мозг водителей такси. Оказалось, что мозг водителей имеет гораздо больший гиппокамп в сравнении с другими людьми. Именно эта часть мозга связывается с навигационными задачами). Результаты исследования мозга музыкантов были доложены на American Academy of Neurology Annual meeting.

      Профессор Чеффилдского Университета Кэйти Овери сформулировала аспекты так называемых «интеллектуальных выгод» от музыки. Как сообщается в журнале «NORDIC JOURNAL OF MUSIC THERAPY» (выпуск 1, Зима 2000г.), ею были определены побочные интеллектуальные эффекты, возникающие в результате музыкальных влияний, такие как:

1. повышение уровня читательских навыков

2. повышение уровня речевых навыков

3. улучшение навыков, необходимых для решения пространственных и временных задач

4. улучшение вербальных и счетно-арифметических способностей

5. улучшение концентрации внимания

6. улучшение памяти

7. улучшение моторной координации.

      Мария Спайхигер из Университета Фрайбоург (Швейцария) в одном из своих выступлений говорит: «Никто не спрашивает, могут ли занятия математикой или языками совершенствовать процессы мышления, так как ответ очевиден – «да». Я продолжаю утверждать, что это также верно и для занятий музыкой». М.Спайхигер является автором исследования, которое показало, что те дети, которые учились по программе, в которой музыкальное обучение было расширено за счет уроков математики и языка, показали лучшие знания в языке и чтении и не хуже в математике, чем те, кто потратил большее количество времени на эти предметы без дополнительного музыкального воздействия. Также М.Спайхигер представила ряд положений относительно музыкального эффекта перемещения. Следует уточнить, что «эффектом перемещения» или «перемещением обученности» называют усовершенствование одной познавательной способности или моторного навыка за счет предшествующего изучения или практики в другой области. Обычный пример перемещения моторного навыка — то, что умение ездить на велосипеде значительно облегчает процесс обучения катанию на коньках или другое действие, которое требует умения поддерживать равновесие при движении. Спайхигер указала, что эффекты перемещения между музыкой и учебными предметами наиболее вероятны, поскольку, как и множество других известных эффектов перемещения, основаны на подобиях между умственными и эмоциональными действиями.

      Музыкальное сопровождение нормализует характер изменения общих активационных процессов, происходящих в связи с обучением. Оно как бы усредняет тип реагирования, ослабляя его в случае избыточности и усиливая при недостаточности. Эти крайние формы реагирования под влиянием музыки сглаживаются, что может быть оценено как положительное для оптимизации процесса обучения. Экспериментальные факты свидетельствуют: в случаях решения той или иной познавательной задачи изменяется содержание и эмоционального состояния, и собственно интеллектуального процесса. Так, по данным И.М.Трахтенберга и С.М.Рашмана, положительные эмоции увеличивают работоспособность на 20-40%. Трахтенберг, воздействуя с помощью музыки на эмоциональное состояние обучающегося устранял напряжение, нерешительность, мнительность, упадки настроения, усталость и т.д. Н.В.Шутова использовала музыкальное воздействие на обучающегося как психологическое средство оптимизации его труда. Ею было доказано, что положительные эмоции, вызванные музыкой, увеличивают мотивацию, активизируют деятельность преподавателей и обучающихся, стимулируют познавательный процесс.

      Музыка может выступать как метод стимуляции, который направлен на пробуждение интереса к излагаемому материалу, удивлению, любопытству. Л.Н.Трегубова отмечает, что использование музыкального сопровождения на школьном уроке способствует сосредоточенности, дает положительный эффект. Исследование В.П.Петрушина показывает, что инструментальная музыка разного характера стимулирует воображение слушателей и способствует созданию перспективных рассказов.

      Венгерский педагог Золтан Кодай в 1951 г. создал первую школу с расширенным преподаванием музыки. В его школах резко возросла успеваемость по сравнению с другими школами, — и это, несмотря на то, что объем преподавания других предметов пришлось сократить в пользу уроков музыки. Этот эксперимент был повторен в Швейцарии (1988-1991) и также выявил положительные результаты. Итоги этого эксперимента зафиксированы в работе Э.В.Вебера «Музыка делает школу». Автор книги «Формирование человека посредством музыки» В.Вюнш рассматривает музыку в качестве центрального предмета преподавания, который формирует человека и позволяет ему набирать духовный опыт.

Американские исследователи X.Leng, G. Shaw считают, что мозг человека с момента рождения способен к восприятию музыки, и она является своего рода предъязыком, ими продемонстрирована польза музыкального обучения с раннего детства и даже грудного возраста для тренировки некоторых специфических высших когнитивных функций. Ранний музыкальный опыт, а также музыкальная деятельность (пение, движение под музыку, музицирование, слушание музыки и т.д.) открывают доступ к врожденным механизмам, ответственным за восприятие, понимание музыки и расширяет использование этих механизмов для образования других высших функций мозга.

Источник

«Эффект Моцарта» в Днепре

В Днепропетровске существует проект «Эффект Моцарта» — это новый формат досуга для семей с детьми-дошкольниками. Авторы проекта Леся Рожкова (фортепиано) и Виталий Рожков (кларнет, флейта) считают, что он позволяет молодым родителям— во-первых, ненавязчиво приобщать малышей уже с памперсного возраста к самым лучшим образцам мировой музыки и тем самым развивать их эмоциональный интеллект,— во-вторых, проводить еще больше времени со своими детьми ,— в-третьих, не отказывать и себе в удовольствии слушать живую классическую музыку.Детям на концерте позволяется танцевать, рисовать, играться на ковре или просто сидеть или даже спать на мягких подушках, «купаясь» в музыкальной «ванной». Малыши участвуют в музыкальных играх и каждый раз создают новые поделки, связанные с исполняемыми произведениями.

Подробнее о проекте ЗДЕСЬ

igromama.com

Влияние музыки на развитие мозговой деятельности

Музыка и мозг

Музыка и мозг

Какое различие между тем, каковую музыку слушать, все это дело вкусовых предпочтений, так ответит множество людей. Но уже давно подметили, что вокруг различных стилей образуются группы из людей, которые похожие чем-то один на одного.Множество любителей тяжелой музыки стараются выглядеть соответственно этому стилю и разбавляют свое одеяние разнообразными аксессуарами, а некоторые просто имитируют своих кумиров. После того, как было доказано эмпирическим путем о том, что чтение играет очень важную роль в развитии деятельности мозга, стали заниматься изучением воздействия музыки на развитие персоны. Поэтому, с помощью чтения можно развивать свои способности к мышлению и анализированию, а также к сопоставлению фактов. Мозговая деятельность человека активизируется даже в тот момент, когда он занимается изучением технической документации.Если такое воздействие оказывает чтение, тогда появляется вопрос, воздействует ли музыка на мозговую деятельность. Множество ученых пришло к заключению, что если человек слушает более сложные музыкальные произведения, то это развивает те же навыки мозга, что приносит чтение. Также ученые выяснили о том, что прослушивание примитивной музыки направляет человеческий мозг в сторону деградации. Конечно же, если пойти на дискотеку 1 раз в неделю, то это не навредит молодому человеку, если в остальное время он будет гармонично заниматься развитием. А если все время слушать мелодию, которая оказывает давление на ушные перепонки, то можно довести себя до плачевных результатов. Наверное, поэтому, множество деятелей в культуре в юные годы прослушивали только лишь классические произведения, а среди любителей джазовой музыки намного больше человек, которые предпочитают читать серьезную литературу.В среде этих открытий, педагоги говорят о том, что низкая обучаемость и огромная малограмотность нынешнего поколения школьников имеет связь с переизбытком обычных музыкальных произведений в радио – и телеэфирах.

Похожие уроки можете посмотреть здесь:

Написать мне: | Опубликовано в Музыкальное образование, Образование, Полезные советы | Метки факты

dlyagalochki.ru

8 фактов о влиянии музыки на работу головного мозга.

Кантри, вестерн-свинг, фри-джаз, блюз, хаус, нойз, рок-н-ролл, пауэр-поп, джаз-рок, панк-рок, ска, регги, диско, джаз-рэп и т. д. — на сегодняшний день известно 17 музыкальных жанров и несколько сотен поджанров, но несмотря на такое разнообразие, у каждого из них есть свои почитатели.

На вопрос «Какова роль музыки в жизни человека?» существует множество ответов. Сегодня мы предлагаем вам ознакомиться с рядом новых научных исследований, проливших свет на еще один малоизведанный аспект — влияние музыки на работу головного мозга.

Может ли музыка сделать нас счастливее?Согласно мнению американского теоретика музыки Джеральда Левинсона (Jerrold Levinson), музыкальный язык является не менее выразительной системой коммуникации, нежели обычный человеческий язык как предмет изучения лингвистики.

Поскольку музыка несет в себе гораздо более мощный эмоциональный заряд, чем реальные жизненные события, современные психологи все чаще прибегают к использованию музыкотерапии. Объяснить ее положительное влияние на состояние человека можно хотя бы тем, что реакции нашей нервной системы на жизнерадостные и сентиментальные музыкальные произведения совершенно разные. К примеру, участники недавнего эксперимента, прослушав короткую композицию, интерпретировали нейтральное выражение лица как счастливое или грустное в зависимости от того, какую мелодию услышали.

Эмоции, возникшие под влиянием музыки, можно условно разделить на два вида — воспринимаемые и прочувствованные. Это значит, что человек способен понять настроение музыкального произведения, даже если ему никогда не приходилось испытывать подобные ощущения в реальной жизни. Так, при психологических расстройствах депрессивного характера веселая музыка только усугубляет состояние человека, тогда как грустные мотивы, наоборот, возвращают в жизнь яркие краски.

2. Как фоновый шум влияет на креативность?

Чтобы не сойти с ума со скуки во время работы над каким-то до боли знакомым заданием — за выполнение какого вы, вполне возможно, получаете солидное материальное вознаграждение — вы надеваете наушники, выставляете нужную громкость, выбираете необходимый список воспроизведения и жмете кнопку «play», ведь так? Как бы то ни было, когда речь идет о работе, требующей активации правого полушария, громкая музыка вряд ли сможет помочь.

Как оказалось, средний уровень шума является своеобразным катализатором творческих способностей. Усложняя процесс обработки информации, фоновый шум стимулирует абстрактное мышление и настраивает мозг человека на креативный рабочий режим. Именно поэтому общественные места — кафе, летние площадки, набережные, парки и т. д. — так привлекают творческих личностей.

При высоком уровне шума мозг человека слишком перегружен, так как пытается не только абстрагироваться ото всех отвлекающих факторов, но и обработать информацию настолько качественно, насколько это возможно.

3. Можно ли определить характер человека, зная его музыкальные предпочтения?

Результаты данного исследования, проведенного учеными Heriot-Watt University (HWU), впервые доказали, что между предпочитаемыми человеком музыкальными жанрами и его характером существует определенная зависимость.

В первой части эксперимента 36 518 молодых людей со всего мира должны были провести ранжирование 104 музыкальных жанров в зависимости от их личных предпочтений. Следующий этап исследования был несколько сложнее: участникам нужно было разбиться на пары и попытаться определить черты характера своих партнеров, исходя из их списка 10 самых прослушиваемых композиций. Для анализа были избраны 5 качеств: открытость новому опыту, экстраверсия, вежливость, добросовестность и эмоциональная уравновешенность.

Ученые пришли к следующим выводам:

поклонники блюза креативны, общительны, вежливы и высокомерны;среди любителей джаза чаще всего встречаются творческие, приветливые люди с завышенной самооценкой;фанаты классической музыки относятся к интровертному типу личности, но несмотря на это, имеют высокое чувство достоинства и незаурядные творческие способности;почитатели рэпа общительны и слегка эгоистичны;к числу любителей оперы принадлежат вежливые, открытые, творческие личности;фанаты кантри-энд-вестерна отличаются своим трудолюбием и умением легко находить общий язык с окружающими;поклонники регги (reggae) имеют высокую самооценку, креативны и общительны, но вот трудолюбие — это точно не про них;любители ритмичной танцевальной музыки относятся к экстравертному типу личности, обладают определенными творческими способностями, но не отличаются хорошими манерами;у фанатов инди (indie) заниженная самооценка, они не трудолюбивы и зачастую плохо воспитаны;почитатели болливуда (музыка из индийских фильмов) очень отзывчивы и дружелюбны;очень часто у любителей тяжелой музыки — хэви-метал (heavy metal), хардкор и т. д. — заниженная самооценка, но они имеют большой творческий потенциал.Полученные результаты позволили ученым разработать уникальную в своем роде модель, отображающую связь между музыкальными предпочтениями и характером человека:

4. Стоит ли слушать музыку во время вождения?

Существует бесчисленное количество гипотез об удивительной силе влияния музыки на процесс вождения, но к сожалению, ни одна из них не дает ответ на вопрос о том, безопасно ли это. Результаты недавнего исследования, проведенного учеными университета имени Бен-Гуриона (г. Беэр-Шева, Израиль), позволили усомниться в правильности общепринятых догадок о положительном влиянии музыки на поведение водителей во время управления автмобилем.

Учеными было протестировано, как на водителей влияет музыка, выбранная ими самостоятельно, «безопасные» композиции, предложенные исследователями, и полное отсутствие какого-либо музыкального сопровождения. В результате предположения, сделанные учеными до начала эксперимента, полностью подтвердились: водители допустили наибольшее количество ошибок во время езды в сопровождении выбранных ими композиций, чуть меньше опасных ситуаций возникло в отсутствии музыкального сопровождения, ну а музыка, предложенная исследователями, подействовала на водителей наиболее благоприятно.

5. Существует ли связь между музыкой и логикой?

Как известно, обучение игре на музыкальных инструментах в раннем возрасте благоприятно влияет на дальнейшее развитие ребенка. В 2008 году Мэри Форджерд (Marie Forgeard), Эллен Уиннер (Ellen Winner) и Андреа Нортон (Andrea Norton), преподаватели Сент-Эндрюсского университета (University of St. Andrews), обнаружили, что дети, занимающиеся музыкой около трех лет, превосходят своих сверстников сразу по четырем показателям: восприятие информации на слух, моторика, словарный запас и логическое мышление.

Таким образом, ученые пришли к выводу, что многолетняя интенсивная музыкальная практика оказывает положительное влияние не только на межполушарную организацию слуховых и двигательных функций, но и на процесс перераспределения психических функций между левым и правым полушариями головного мозга (латерализация).

6. Как классическая музыка влияет на жертв инсульта?

Небольшое исследование, результаты которого были опубликованы на сайте Американской ассоциации трудотерапии, показало, что классическая музыка имеет некие реабилитационные свойства.

Эксперимент проводился при участии 16 пациентов, перенесших инсульт правого полушария головного мозга. На протяжении одной недели исследователи вели наблюдение за тем, как классическая музыка, белый шум и тишина влияют на внимательность и визуальное восприятие каждого больного. Полученные результаты фиксировались учеными при помощи специально разработанных визуально-аналоговых шкал (ВАШ, обычно используются для определения степени интенсивности боли). Как и в случаях с креативностью и вождением, тишина не оправдала ожиданий ученых, а вот классическая музыка значительно увеличила длительность концентрации внимания пациентов и улучшила их визуальную память.

7. Почему подслушивать телефонные разговоры вредно? ;)

В токийском метро есть знак, предупреждающий о том, что телефонные беседы нарушают спокойствие остальных пассажиров. Как выяснилось, этому есть научное объяснение. :)

Согласно результатам исследования, проведенного учеными Калифорнийского университета в Сан-Диего (University of California, San Diego), если человек становится невольным свидетелем подобного «полудиалога», то его внимание рассеивается больше, чем если бы он слышал полноценный разговор.

«Согласно результатам социального опроса, 82% людей считают телефонные разговоры откровенно раздражающими. Нам было любопытно узнать, какому психическому воздействию поддаются пассивные слушатели, поскольку сегодня каждому из нас приходится примерять на себя эту роль по несколько раз за день», — говорит руководитель исследования Вероника Гальван (Veronica Galvan), доцент кафедры психологии.

В ходе эксперимента 164 волонтерам было предложено расшифровать несколько анаграмм. В это время сами исследователи активно общались между собой или разговаривали по телефону, при этом участники даже не подозревали, что неподобающее случаю поведение психологов было также частью эксперимента.

Покончив с заданием, те студенты, для кого фоном послужил телефонный разговор, признались, что это существенно снижало их скорость работы и концентрацию внимания, тогда как вторая половина участников с горем пополам вспомнила, о чем беседовали ученые и беседовали ли вообще.

8. Как сделать тренировки более продуктивными?

Ученые на протяжении долгих лет исследуют влияние музыки на процесс физических тренировок. К примеру, в 1911 году американский ученый Леонард Айрес (Leonard Ayres) обнаружил, что велосипедисты крутят педали гораздо быстрее, слушая ритмичную музыку, чем когда едут в тишине.

Так происходит, потому что музыка просто-напросто заглушает сигналы об усталости. Тело, чувствуя физическое истощение, посылает в мозг соответствующие импульсы о том, что мышцам необходимо время для восстановления сил. Музыка, в свою очередь, предопределяет подобные сигналы и мотивирует человека заниматься дольше. Нужно заметить, что музыкальное сопровождение особенно полезно во время тренировок с низкой или умеренной интенсивностью, так как боль, возникающая во время сильных нагрузок, игнорировать практически невозможно.

Музыкальное сопровождение также помогает человеку распорядиться своим энергетическим запасом наиболее эффективным способом. Исследование, проведенное в 2012 году, показало, что велосипедисты, слушающие музыку во время тренировки, потребляют на 7% меньше кислорода, несмотря на то, что нагрузка остается неизменной.

«Некоторые психологи утверждают, что люди имеют врожденное предпочтение ритма с частотой 2 герца, что эквивалентно 120 ударам в минуту (bpm — количество четвертных нот в минуту, определяющих скорость воспроизведения композиции), хотя для занятий на кардиотренажерах — беговых дорожках, орбитреках, велотренажерах и т. д. — подходит более ритмичная музыка. По мнению исследователей, так называемым “мотивационным потолком”, обеспечивающим пик продуктивности человека, являются композиции с частотой 145 bpm».

musicacademy.ru

8 фактов о влиянии музыки на работу головного мозга

«Без музыки жизнь была бы ошибкой»

 

Фридрих Ницше 

 

 

Кантри, вестерн-свинг, фри-джаз, блюз, хаус, нойз, рок-н-ролл, пауэр-поп, джаз-рок, панк-рок, ска, регги, диско, джаз-рэп и т. д. — на сегодняшний день известно 17 музыкальных жанров и несколько сотен поджанров, но несмотря на такое разнообразие, у каждого из них есть свои почитатели.

 

На вопрос «Какова роль музыки в жизни человека?» существует множество ответов. Сегодня мы предлагаем вам ознакомиться с рядом новых научных исследований, проливших свет на еще один малоизведанный аспект — влияние музыки на работу головного мозга.

 

 

 

 

 

 

1. Может ли музыка сделать нас счастливее?

 

Согласно мнению американского теоретика музыки Джеральда Левинсона (Jerrold Levinson), музыкальный язык является не менее выразительной системой коммуникации, нежели обычный человеческий язык как предмет изучения лингвистики.

 

Поскольку музыка несет в себе гораздо более мощный эмоциональный заряд, чем реальные жизненные события, современные психологи все чаще прибегают к использованию музыкотерапии. Объяснить ее положительное влияние на состояние человека можно хотя бы тем, что реакции нашей нервной системы на жизнерадостные и сентиментальные музыкальные произведения совершенно разные. К примеру, участники недавнего эксперимента, прослушав короткую композицию, интерпретировали нейтральное выражение лица как счастливое или грустное в зависимости от того, какую мелодию услышали.

 

 

Эмоции, возникшие под влиянием музыки, можно условно разделить на два вида — воспринимаемые и прочувствованные. Это значит, что человек способен понять настроение музыкального произведения, даже если ему никогда не приходилось испытывать подобные ощущения в реальной жизни. Так, при психологических расстройствах депрессивного характера веселая музыка только усугубляет состояние человека, тогда как грустные мотивы, наоборот, возвращают в жизнь яркие краски. :)

 

 

 

2. Как фоновый шум влияет на креативность?

 

Чтобы не сойти с ума со скуки во время работы над каким-то до боли знакомым заданием — за выполнение какого вы, вполне возможно, получаете солидное материальное вознаграждение — вы надеваете наушники, выставляете нужную громкость, выбираете необходимый список воспроизведения и жмете кнопку «play», ведь так? Как бы то ни было, когда речь идет о работе, требующей активации правого полушария, громкая музыка вряд ли сможет помочь.

 

Как оказалось, средний уровень шума является своеобразным катализатором творческих способностей. Усложняя процесс обработки информации, фоновый шум стимулирует абстрактное мышление и настраивает мозг человека на креативный рабочий режим. Именно поэтому общественные места — кафе, летние площадки, набережные, парки и т. д. — так привлекают творческих личностей.

 

При высоком уровне шума мозг человека слишком перегружен, так как пытается не только абстрагироваться ото всех отвлекающих факторов, но и обработать информацию настолько качественно, насколько это возможно.

 

 

3. Можно ли определить характер человека, зная его музыкальные предпочтения?

 

Результаты данного исследования, проведенного учеными Heriot-Watt University (HWU), впервые доказали, что между предпочитаемыми человеком музыкальными жанрами и его характером существует определенная зависимость.

 

 

В первой части эксперимента 36 518 молодых людей со всего мира должны были провести ранжирование 104 музыкальных жанров в зависимости от их личных предпочтений. Следующий этап исследования был несколько сложнее: участникам нужно было разбиться на пары и попытаться определить черты характера своих партнеров, исходя из их списка 10 самых прослушиваемых композиций. Для анализа были избраны 5 качеств: открытость новому опыту, экстраверсия, вежливость, добросовестность и эмоциональная уравновешенность.

 

Ученые пришли к следующим выводам:

 

поклонники блюза креативны, общительны, вежливы и высокомерны;

 

среди любителей джаза чаще всего встречаются творческие, приветливые люди с завышенной самооценкой;

 

фанаты классической музыки относятся к интровертному типу личности, но несмотря на это, имеют высокое чувство достоинства и незаурядные творческие способности;

 

почитатели рэпа общительны и слегка эгоистичны;

 

к числу любителей оперы принадлежат вежливые, открытые, творческие личности;

 

фанаты кантри-энд-вестерна отличаются своим трудолюбием и умением легко находить общий язык с окружающими;

 

поклонники регги (reggae) имеют высокую самооценку, креативны и общительны, но вот трудолюбие — это точно не про них;

 

любители ритмичной танцевальной музыки относятся к экстравертному типу личности, обладают определенными творческими способностями, но не отличаются хорошими манерами;

 

у фанатов инди (indie) заниженная самооценка, они не трудолюбивы и зачастую плохо воспитаны;

почитатели болливуда (музыка из индийских фильмов) очень отзывчивы и дружелюбны;

 

очень часто у любителей тяжелой музыки — хэви-метал (heavy metal), хардкор и т. д. — заниженная самооценка, но они имеют большой творческий потенциал.

 

Полученные результаты позволили ученым разработать уникальную в своем роде модель, отображающую связь между музыкальными предпочтениями и характером человека:

 

 

 

4. Стоит ли слушать музыку во время вождения?

 

Существует бесчисленное количество гипотез об удивительной силе влияния музыки на процесс вождения, но к сожалению, ни одна из них не дает ответ на вопрос о том, безопасно ли это. Результаты недавнего исследования, проведенного учеными университета имени Бен-Гуриона (г. Беэр-Шева, Израиль), позволили усомниться в правильности общепринятых догадок о положительном влиянии музыки на поведение водителей во время управления автмобилем.

 

Учеными было протестировано, как на водителей влияет музыка, выбранная ими самостоятельно, «безопасные» композиции, предложенные исследователями, и полное отсутствие какого-либо музыкального сопровождения. В результате предположения, сделанные учеными до начала эксперимента, полностью подтвердились: водители допустили наибольшее количество ошибок во время езды в сопровождении выбранных ими композиций, чуть меньше опасных ситуаций возникло в отсутствии музыкального сопровождения, ну а музыка, предложенная исследователями, подействовала на водителей наиболее благоприятно.

 

 

5. Существует ли связь между музыкой и логикой?

 

Как известно, обучение игре на музыкальных инструментах в раннем возрасте благоприятно влияет на дальнейшее развитие ребенка. В 2008 году Мэри Форджерд (Marie Forgeard), Эллен Уиннер (Ellen Winner) и Андреа Нортон (Andrea Norton), преподаватели Сент-Эндрюсского университета (University of St. Andrews), обнаружили, что дети, занимающиеся музыкой около трех лет, превосходят своих сверстников сразу по четырем показателям: восприятие информации на слух, моторика, словарный запас и логическое мышление.

 

 

 

Таким образом, ученые пришли к выводу, что многолетняя интенсивная музыкальная практика оказывает положительное влияние не только на межполушарную организацию слуховых и двигательных функций, но и на процесс перераспределения психических функций между левым и правым полушариями головного мозга (латерализация).

 

 

6. Как классическая музыка влияет на жертв инсульта?

 

Небольшое исследование, результаты которого были опубликованы на сайте Американской ассоциации трудотерапии, показало, что классическая музыка имеет некие реабилитационные свойства.

 

 

Эксперимент проводился при участии 16 пациентов, перенесших инсульт правого полушария головного мозга. На протяжении одной недели исследователи вели наблюдение за тем, как классическая музыка, белый шум и тишина влияют на внимательность и визуальное восприятие каждого больного. Полученные результаты фиксировались учеными при помощи специально разработанных визуально-аналоговых шкал (ВАШ, обычно используются для определения степени интенсивности боли). Как и в случаях с креативностью и вождением, тишина не оправдала ожиданий ученых, а вот классическая музыка значительно увеличила длительность концентрации внимания пациентов и улучшила их визуальную память.

 

 

7. Почему подслушивать телефонные разговоры вредно? ;)

 

В токийском метро есть знак, предупреждающий о том, что телефонные беседы нарушают спокойствие остальных пассажиров. Как выяснилось, этому есть научное объяснение. :)

 

Согласно результатам исследования, проведенного учеными Калифорнийского университета в Сан-Диего (University of California, San Diego), если человек становится невольным свидетелем подобного «полудиалога», то его внимание рассеивается больше, чем если бы он слышал полноценный разговор.

 

«Согласно результатам социального опроса, 82% людей считают телефонные разговоры откровенно раздражающими. Нам было любопытно узнать, какому психическому воздействию поддаются пассивные слушатели, поскольку сегодня каждому из нас приходится примерять на себя эту роль по несколько раз за день», — говорит руководитель исследования Вероника Гальван (Veronica Galvan), доцент кафедры психологии.

 

В ходе эксперимента 164 волонтерам было предложено расшифровать несколько анаграмм. В это время сами исследователи активно общались между собой или разговаривали по телефону, при этом участники даже не подозревали, что неподобающее случаю поведение психологов было также частью эксперимента.

 

 

Покончив с заданием, те студенты, для кого фоном послужил телефонный разговор, признались, что это существенно снижало их скорость работы и концентрацию внимания, тогда как вторая половина участников с горем пополам вспомнила, о чем беседовали ученые и беседовали ли вообще.

 

 

8. Как сделать тренировки более продуктивными?

 

Ученые на протяжении долгих лет исследуют влияние музыки на процесс физических тренировок. К примеру, в 1911 году американский ученый Леонард Айрес (Leonard Ayres) обнаружил, что велосипедисты крутят педали гораздо быстрее, слушая ритмичную музыку, чем когда едут в тишине.

 

Так происходит, потому что музыка просто-напросто заглушает сигналы об усталости. Тело, чувствуя физическое истощение, посылает в мозг соответствующие импульсы о том, что мышцам необходимо время для восстановления сил. Музыка, в свою очередь, предопределяет подобные сигналы и мотивирует человека заниматься дольше. Нужно заметить, что музыкальное сопровождение особенно полезно во время тренировок с низкой или умеренной интенсивностью, так как боль, возникающая во время сильных нагрузок, игнорировать практически невозможно.

 

Музыкальное сопровождение также помогает человеку распорядиться своим энергетическим запасом наиболее эффективным способом. Исследование, проведенное в 2012 году, показало, что велосипедисты, слушающие музыку во время тренировки, потребляют на 7% меньше кислорода, несмотря на то, что нагрузка остается неизменной.

 

«Некоторые психологи утверждают, что люди имеют врожденное предпочтение ритма с частотой 2 герца, что эквивалентно 120 ударам в минуту (bpm — количество четвертных нот в минуту, определяющих скорость воспроизведения композиции), хотя для занятий на кардиотренажерах — беговых дорожках, орбитреках, велотренажерах и т. д. — подходит более ритмичная музыка. По мнению исследователей, так называемым “мотивационным потолком”, обеспечивающим пик продуктивности человека, являются композиции с частотой 145 bpm».

 

 

 

Теперь, зная о том, как музыка влияет на вашу продуктивность, осталось только синхронизировать свои музыкальные предпочтения с программой тренировок. :)

 

И не забудьте отключить автовоспроизведение видео на сайтах и ледингах!

 

Высоких вам конверсий!

 

 

 

 

Читайте также:

 

 

 

 

 

 

 

tabula-rasa24.ru