Довольство мужа – счастье жены. Вдова в исламе


Вдова | Ислам в Дагестане

О! Одинокие женщины,Нет вам в обществе никакой ценыБудь та, что разведенная,Что вдова «прослезенная!»

 * * * 

Он ушел, и стало пусто ей,Стало тяжко, грустно на душе.Не желает она верить,Нет его больше на свете.

Слишком рано он покинул нас,Ох! Презирает она тот час,Когда судьба спиной былаИ к пропасти его свела...

Нить жизни его оборвалась,Дышать нечем ей становилось,Как же теперь будет одна,Дом, семью тащить на себя?

Планы ведь строили напередВместе держались и в зной и в лед.Как жаль, что больше никогдаНе посидеть им, как тогда.

Люди все навещали их дом,Плач и стоны слышны были в нем.Подходили к одной в углу,Страдающей не на виду.

«Соболезнуем, не унывай,У вас ведь дети, не забывай,Будь сильной, крепись, Пакизат,Время пройдет, грусть уйдет вспять».

Легче не становилось от слов.Время не лечило всех рубцов,Все напоминало о нем,Хорошо им было вдвоем.

Не встречала гостей Пакизат,И отвечала всем ее мать:«Не вините, прошу я вас,Боль в сердце у нее сейчас».

Многим не было дела до чувств:«Нас всех как надо встречает пусть.У многих умерли мужья,Но так никто не вел себя».

«Правила всем надо соблюдать,Нам не положено унывать,Позаботься уж о гостях».Строга мать в наставлениях.

Эх, хозяйка, еще сорок дней,Должен быть дом открыт для гостей.По четвергам всех собирать,Быть любезной и угощать.

«Ведь все равно им на боль мою,Приходят лишь по обычаю,Душа рвется, мать, плохо мне,Жить не хочется вообще».

«Опомнись дочка, приди в себя,Жизнь свою цени, слышишь меня».Говорила мать ей гневно,Потрясла за плечи нервно.

«Дети – твое утешение,Они твой смысл, нет сомнения,Жизнь без кормильца нелегка.Ну а ты то еще жива.

Поднять их на ноги цель твоя».А мысли не дают покоя,Овладели вовсю вдовой.Душа ушла в скорбь с головой.

Надо откинуть все мысли прочь,Никто в этом не сможет помочь,Надо самой постараться.Жить без него попытаться.

 * * *

С той несчастной поры время шлоПара месяцев тогда прошла,На работу вышла она,На ней была вся семья.

Взирали все в ее сторону,Скорбен был лик, будто «ворона»,В траур вся одета была,Любила яркие цвета.

И в самом деле, вид был жалкий,Руки, ноги схожи с палками,Мешки под глазами, отек.От прежней ее лишь «кусок».

В работу вовлеклась по уши,Это отвлекало от души.Заработок хоть невеликКонцы помогало сводить.

А с детьми иногда посидетьПомогали мать, сестра, отец.Родня порой навещала,Бытом интересовалась.

Сама-то ни к кому не пойдет,Кто хочет, тот чем помочь найдет.Помощь, что не для вида всем,Хороша, оценима тем.

Навестил как-то кузен с детьми,С городов приезжали они,Красиво одетые все,Нос держали на высоте,

«А поставьте-ка нам стол вон тут,Под деревом, где цветы растут.В доме сыро наверняка,Всегда так было, помню я.

Наверху открывай ты окнаА внизу вообще болото».Говорил неважно кузен,Глядя на дом с презрением.

«Мага, Зара, дети, как дела?Где старшая?» – спросила вдова.«Там в машине она сидит,Не желает к вам выходить!»

«Что так, чем обидели ее?»«Нелюдима, уперта в свое.А взгляните, тетя, сюда».Вытянул он руку тогда.

Часы Мага показал вдове.«Еле нашли, такие есть не везде.Кстати, очень дорогие,Хоть сами не золотые.

А Заре туфли взяли вон те,Кожаные, нынче что в моде.В дом мы взяли одеяла, А на диван – покрывало».

Говорила кузена жена,И выглядела очень важно.«Обещали детям каток,Под вечер море и песок.

Ну что стоите, Римма, МусаПодойдите-ка ко мне сюда.Смотрите, что дядя вам принес,Вот книжка, а вот паровоз».

Раздала тетя им подарки,И были те китайской марки,Расстроены дети стали,Иного, видимо, ждали.

«Мама, пап, поехали уже,Скоро будет закрыто везде».«Ну, мы, наверное, пойдем,В другой раз и вас всех возьмем.

Будет помощь нужна, Пакизат,Обращайся, помочь буду рад.Огород тебе вскопаю,Дров на зиму наломаю».

«Не нужно ничего, ну что ты,У каждого свои заботы»,–Отвечала она грустя,Не напросится никогда.

Помощь, конечно, была нужна,По хозяйству мужская рука,Лучше молча с нуждой помочь,Чем просто языком молоть.

Оправдываются те, лестно.Кто ждет «нет» в ответ бессовестно.«Предлагали, отказались!»Будто этого и ждали.

«Что ж, ждут неотложные дела,До свидания, дети, пока!»Села в машину вся семья,Просигналила, уезжая.

Вмиг охватила вдову тоска,Обидно за ребят ей стало,Все чада хотят веселья,Походы на карусели.

Зашла в дом и обняла детей,«А давайте купим мы бассейн,Поставим на траве в саду,Надуем, наберем воду».

Развеселить пыталась она,И воскликнули детки «Ура!»Улыбкой святились лица,Участились стуки сердца.

 * * *Проходили дни, год за годом,Но она все была в заботах,Работа, дети, хозяйство,Не до веселья и празднества.

Негаданно в дом пришла беда,Дочь заболела, диагноз – астма.Лечение стоит затрат,Мучил вдову вопрос: «Где взять?»

В долг приходилось брать ей деньги,В этом помогали коллеги,С зарплаты им отдавала,И хозяйство выручало.

Бывали дни порой без гроша,Не унывала ничуть она.«Что-нибудь из дому продам,В лапы болезни чад не дам».

Наступила весна как раз встать,В огороде «пашет» Пакизат,Чтобы урожай потом собрать,От убытка впредь не страдать.

Сынок со школы пришел грустный,«Что случилось, почему тусклый?»,-Спросила мать, уверенаВ том, что в оценке дело-то.

Заметила под глазом синяк,Сам весь в пыли, дело не пустяк.«Подрался? С кем? Почему?Разбираться полез к кому?»

Предупреждала его она,Чтобы не дрался ее Муса.«Он сам напал на меня драться,Я не лох, стал защищаться», –

Рассказывал сын все, что было,Мать, выслушав, все позабыла.Пришел того парня отец,Он обозвал Мусу «подлец».

Взял за шиворот его при всех,Устроил зрелище для потех.Взрослый дядя на школьника,Словно на уголовника.

Мужик потряс его за пиджак,Приставил к нему большой кулак,Пригрозил сквозь зубы грозно,Говорил вполне серьезно.

«Не подходи к моему мальцу,А то ведь получишь по лицу.Он же меньше тебя, не знал?Знайте все, я предупреждал».

Посмотрел он на детей кругом,Окинул их сердитым взглядом,Ничего себе, кто б сказал?Сам на меньшего напал.

Вдруг вдову пронзила обида,Ох жаль, что она не мужчина,Пошла бы разбираться с ним,Чтобы знал, что Муса не один.

Узнала, кто был, где тот живет,За что на мальчика был налет.Навестила их дом она.Встретил «отец» у крыльца.

«Ты защитить дитя поспешил,Но вот от кого – поразмыслил?Мой такой же малый, как твой,Такой же сын и любим мной.

Он безотцовщина – вся беда.Только лишь мать у него одна.«Примеришь» сыну, как драться?Учил бы, как защищаться.

Не стерпел, что сына кто-то побил,Весь гнев на моего обрушил»,-Говорила, слезы душа,Чтобы слабость не была видна.

«Хватит, женщина, иди домой»,-Сказал он хлопнув дверь за собой.Показалась его жена,Взглянула на вдову косо.

«Что разбираешься с мужиком,Иди надели мальца умом,Он виноват, и спору нет,Наш сын от него страдает.

Лезете к нам, что, нет совести?»И руки ее на поясе.Вдова в растерянности вся,Повернувшись, молча ушла.

Всю дорогу мысли терзали,Разбирая все, что сказали,А может, не люди вовсе –Так грубо отвечать гостье.

Многое она повидала.Потерю, голод испытала.Пора судьбе быть к ней добрей,Возвысь ее среди людей.

 * * *

Как-то заглянул к ним друг к МусеЭтот мальчик ей был по душе.«Крепитесь, тетя, Аллах есть,Не это ли благая весть?»

Сказал он и подошел к вдове,В грусти та сидела на траве,«О нас Он позабыл давно,Счастье нам, увы, не дано».

«Все в мире властно воле Его,Он ведь Создатель всех и всего.Кого захочет, возвысит.А пожелает, унизит.

От Него все мы, к Нему возврат,Счастливы те, кто стал понимать,Милостив в мире ко всему,Старайтесь быть ближе к Нему.

Лишь вера поможет быть сильней,Совершайте дуа за детей,Молитесь Ему пять раз в день,Станет легче, поверьте мне».

Сказал и подарил ей Коран,И так она приняла Ислам,На мир смотрела иначе,И тусклость казалось ярче.

Закрыла голову платком,И платья ее все с рукавом,«С ума, наверное, сошла,Под старость веру обрела».

Смеялись над ней соседи,Не внимала сплетням этим.Просила Аллаха вдова,За детей молилась она.

Прошло в ту пору несколько лет,Сынок уехал посмотреть на свет,Дочь замуж выдала она,И осталась совсем одна.

 * * *Один раз пригласил сосед к себе,Гостей усадили во дворе, Все ели, вели беседы,В основном о своих детях.

«Мой сын уехал за границу».«А мой работает в столице».«К дочке сватались богачи.Сам юрист, а предки врачи».

«Какая у того машина?Молодец, при деньгах мужчина».«Колье купили недавно,На курорт съездили славно».

Ха-ха, хи-хи, восхищения.Лишь вдова в недоумении.Платье носит который год подряд,Чтобы сэкономить на ребят.

Дочка замужем за сельским,Парень не богат, таксист всего.Сын без гроша на чужбине,Живет на съемной квартире.

Нет у них родственников знатных,Чтобы в жизни подталкивать статных.Не наделены наглостью,Это считают слабостью.

Там дома помолилась вдова,«Пусть будет счастье детям сполна.И не впадут они в грехи,В вере их, Аллах, сохрани».

И внезапно сын ей позвонил,Переехать к нему он молил.Попросил ее бросить все,Рядом с детьми ведь хорошо.

Работу ему предложили,Честный нрав его оценили,Лишь одна у него мечта,Видеть мать счастливой всегда.

Зятя тоже он туда позвал,Тот ему приехать обещал.У Мусы был выбор пути –Правый или левый найти,

Если бы не его большой Иман,Был бы трудностью жизни сломан.Вера помогла их семьеЖить с наделенным в довольстве.

А теперь Аллах их наградилИ достатком большим наделил.Бабушкой стала Пакизат,Нянчит нынче своих внучат...

Эпилог

Кто хочет добиться большего,Добивайтесь дозволенного.Не будем красть и угнетать,Всем нам за дела отвечать.

Прошу, дорогая родня,Не оставляйте вдов никогда,Сироты чтобы хоть иногдаЗабыли потерю отца.

И без папы все дети растут,И про все они помнить будут.Всевышний доволен теми,Кто был в помощь нужде семьям.

Самира Магомедова

islamdag.ru

Ислам для всех! - Идда вдовы

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного.

Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.

Дорогой брат! Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь.

Ваша родственница должна соблюдать траур в течение четырех месяцев и десяти дней. Это основано на повеленииу Аллаха в Коране: “Если кто-либо из вас упокоится и оставит после себя жен, то они должны выжидать, не выходя замуж четыре месяца и десять дней . Когда же они дождутся истечения этого срока, то вы не будете в ответе за то, как они распорядятся собой, согласно обычаю. Аллаху ведомо о том, что вы делаете.” (Коран: 2: 234). Вышеупомянутый период применим только к не беременным женщинам, поскольку для беременных срок траура отличается: “Для тех же жен, которые беременны, установленный срок - до тех пор, пока они не разрешатся от бремени.” (Коран: 65: 4)

Цель идды множественна: она предоставляет достаточное количество времени вдовам для того, чтобы выразить горе разлуки и время для исцеления и преодоления потери спутника жизни, она подчеркивает важную природу брака; она также устраняет и исключает подделывание незаконной тайны/связей или союзов, помимо удостоверения в том, что у женщины нет беременности от предыдущего брака.

1. Вдова должна соблюдать вышеупомянутый период ожидания в состоянии траура, избегая всех форм веселого времяпровождения;

2. Она должна провести так много времени насколько возможно предпочтительно в их супружеском доме; однако, если она одна, и она боится оставаться одной из-за различных обстоятельств, она может переехать в дом ее близких родственников мужского пола, таких как сыновья, братья или дяди, и т.д.

3. Она должна избегать использования украшений и яркой и привлекательной одежды, драгоценностей; придерживаясь простого внешнего вида, избегая косметики и украшений;

4. Она не должна принимать предложение руки и сердца, пока период ожидания не закончен.

5. Ей разрешается выйти из дома по уважительным причинам, таким как поход в магазин, регулярные прогулки, или даже просто разговор с соседями, чтобы развеять скуку и одиночество, если она возвращается домой на ночь. В источниках сказано, что “(после сражения Ухд) вдовы мучеников пришли к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и спросили, могут ли они выходить из своих домов поговорить с женщинами из окрестности, чтобы развеять скуку и одиночество. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: “Конечно Вы можете выходить и общаться столько, сколько пожелаете, но Вы должны возвращаться домой на ночь”.

6. Если вдова работает, если она студентка или учитель, ей разрешено ходить на работу или на учебу, если она возвращается домой после окончания ее работы/учебы.

7. Большинство ученых и юристов считают, что вдовам во время соблюдения периода идда, не разрешается ехать в хадж или умру, но меньшинство, включая Аишу, мать правоверных, считают, что им позволительно это сделать, если они соблюдают надлежащие этикеты, связанные с идда в путешествии.

Представив здесь требования идды, важно указать, что среди простых людей существует множество предрассудков относительно того, что можно и что нельзя во время идды, но у большинства из них, однако, нет никакого основания в подлинном учении ислама. Среди них следующие:

1. Вдова во время идды ни в коем случае не должна разговаривать с мужчинами: это не правильно; ей разрешается разговаривать с мужчинами, независимо от того, являются ли они ее близкими родственниками или нет, если она соблюдает надлежащие этикеты и манеры;

2. Она должна ограничиться лишь внутренним помещением ее дома: это также является абсолютно неправильным, поскольку мы уже изложили выше, что вдовы (соблюдающие идда) во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, выходили из дому, чтобы побеседовать со своими соседями, и он одобрил это.

3. Ей не разрешено наносить на волосы масло: Это является также неправильным; поскольку ей разрешается использовать обычные масла; она лишь обязана избегать ароматизированных масел, спреев, духов и ароматов.

4. Наконец, важно указать, что ислам, как нам об этом постоянно говорил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, неоднократно говорил нам, "прост и легок в практике; и кто затрудняет его, лишь наносит урон самому себе.”

Всевышний Аллах знает лучше.

islam.plus

Ислам для всех! - Хадж вдовы в период траура

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного.

Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.

Дорогая сестра! Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь.

В Шариате имеется законоположение, согласно которому вдова должна соблюдать траур в течение четырех месяцев и десяти дней, согласно словам Всевышнего, переданным в аяте со следующим смыслом: «Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жен, то они должны выжидать четыре месяца и десять дней. Когда же они дождутся истечения положенного им срока, то на вас не будет греха, если они распорядятся собой разумным образом. Аллах ведает о том, что вы совершаете» (Коран, 2:234).

При этом ученые раннего периода Ислама разошлись в том, входит ли в число предписаний по соблюдению траура обязанность вдовы не покидать своего жилища или нет.

Большинство ученых и раннего и позднего периода Ислама считают, что женщина в период траура и послеразводного периода обязана находиться в своем доме, и не выезжать ни для совершения хаджа, ни для чего другого.

Они опираются в этом на хадис от аль-Фурайат бинт Малик ибн Синан, сестры сподвижника Абу Саида аль-Худри (да будет доволен Аллах ими обоими). Согласно этому хадису, посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) приказал ей оставаться в доме, пока не закончится ее «идда». Хадис приводится у имама Малика в «Аль-муватта», у аш-Шафии, имама Ахмада ибн Ханбала, Абу Давуда, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. Достоверным его признали Ибн Хиббан и аль-Хаким.

От некоторых сподвижников и табиинов передается, что необходимость не покидать дом не входит в число условий соблюдения «идды». Женщина в период траура или в послеразводной период может находиться там, где пожелает, и ей не запрещается совершение хаджа и умры. Это передается от Али ибн Аби Талиба, от Абдуллаха ибн Аббаса, от Аиши, от Джабира ибн Абдуллаха (да будет доволен Аллах ими всеми). Также этого мнения придерживались аль-Хасан аль-Басри, Джабир ибн Зейд, Атаа ибн Аби Рабах, это мнение ученых захиритского мазхаба, которые опираются на тот довод, что в кораническом аяте указывается на необходимость соблюдения «идды», но там нет указания на обязательность нахождения женщины все это время в своем доме. При этом вышеприведенный хадис они признают слабым, и даже если он и будет достоверным, то это единичный случай, произошедший с конкретным человеком.

Несмотря на то, что мнение большинства ученых в данном случае наиболее предпочтительно, поскольку опирается на достоверный хадис, следует указать, что согласно правилам Шариата не может быть порицаемо совершение того, относительно дозволенности чего ученые разошлись. Порицаемо лишь совершение того, что единогласно признано запретным. Поэтому можно ориентироваться на мнение тех ученых, которые разрешают хадж во время «идды», в случае необходимости. Чтобы установить необходимость хаджа в данном случае, обратимся к словам ученых раннего периода Ислама, которые указывали, что трудно получить повторную возможность совершить обязательный хадж, если она была однажды упущена. Также следует учесть, что женщина (к моменту смерти мужа) уже понесла расходы на хадж, а они, как известно, немалые.

Все ученые – как запрещающие выход из дома, так и дозволяющие его – единогласны в том, что если женщина вышла из дома в период «идды» для совершения хаджа, то ее паломничество действительно, и тем самым с нее снимается обязанность его (повторного) совершения. Поэтому мнение о том, что хадж недействителен – не может быть признано правильным.

Всевышний Аллах знает лучше.

По материалам сайта www.dar-alifta.org

islam.plus

Употребление имущества сирот и их притеснение

Употребление имущества сирот и их притеснениеИслам, как религия социальной справедливости, категорически не допускает какое-либо ущемление слабых и немощных, особенно сирот. Всевышний в Коране прямо говорит (смысл): «Поистине, тех, которые несправедливо употребляют имущество сирот, будет пожирать огонь» («Ниса», 10).

В другом аяте Корана сказано (смысл): «Вы не приближайтесь к имуществу сирот» («Анам», 152).

Передается от одного из предыдущих праведных людей: «Вначале я был большим грешником: пил вино, совершал другие грехи. Как-то раз я встретил сироту. Я взял его, накормил, одел, искупал как своего ребенка. В ту ночь я увидел во сне, будто Судный День наступил, и всех людей зовут на Суд. Позвали и меня. После Суда ангелы мук (забания) поволокли меня, чтобы бросить в огонь. Тут мы встретили того сироту. Он сказал ангелам мук: «Оставьте его, я заступаюсь за него перед Всевышним. Он позаботился обо мне». Ангелы сказали ему, что им не повелели это. Тут мы услышали голос Всевышнего: «Оставьте его, поистине, Я простил ему все из-за заступничества за сироту, за то, что он заботился о нем». Я проснулся, раскаялся и всю оставшуюся жизнь посвятил заботе о сиротах. Поэтому имам Малик (да будет Аллах доволен им) говорил: «Лучший из домов – дом, где сиротам делается добро. Худший из домов тот, в котором сироты притесняются. Больше всех Всевышний любит тех рабов, которые делают добро сиротам и вдовам».

Передали, что Всевышний ниспослал пророку Давуду (мир ему) откровение (вахью) следующего содержания: «О, Давуд, будь милостивым к сиротам как отец, для вдов - хорошим как муж». Давуд (мир ему) в беседе со Всевышним говорил: «Какое вознаграждение тому, кто сделал добро сиротам и вдовам ради Тебя?». Всевышний ответил: «За это ему тень там, где нет больше тени, т.е., тень Арша в Судный День.

Приведем одну из историй, в которой говорится о  превосходстве добра для сирот и вдов: в стране Балх у правителя была жена и дочери. Жили они в роскоши и богатстве. Но правитель умер и в результате козней других родственников они остались в нищете, без всяких средств на существование. Боясь злорадства врагов, они покинули Балх в холодную зиму и отправились в другую страну. Оставив дочерей в разрушенной мечети, мать отправилась в поисках пищи и крова для них. Она обратилась к главе в этой местности, потому что он был мусульманином. Рассказав ему о своем знатном происхождении и тяжелом положении, она попросила пропитания хотя бы на одну ночь. Он сказал ей: «Приведи мне доказательство того, что вы – люди высокого положения». Она ответила ему: «Я в этой стране никого не знаю и не могу доказать вам этого». Затем она обратилась за помощью к огнепоклоннику, который там проживал, и рассказала ему все. Он тотчас отправил своих жен за ее дочерьми, привел их домой, накормил лучшей пищей, одел в лучшие одежды и одарил их всевозможными подарками.

В ту ночь тот глава мусульманин увидел во сне, что наступил Судный День, и увидел Пророка (мир ему и благословение) со «знаменем хвалы» (лива уль хамд) возле дворца из зеленых изумрудов, драгоценных жемчугов, яхонта, его купола были из драгоценных камней. Глава спросил Пророка (мир ему и благословение): «О, Посланник Аллаха, для кого этот дворец?». Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Для мусульманина в единобожии». Шейх сказал: «О, Посланник Аллаха, я мусульманин и я в единобожии». Пророк (мир ему и благословение) сказал ему: «Докажи мне, что ты мусульманин и ты в единобожии». Он стоял, не зная, что ответить. Пророк (мир ему и благословение) сказал ему: «Когда к тебе приходила женщина высокого положения, ты велел ей привести доказательство того, что она высокого положения. Теперь и ты приведи доводы, что ты – мусульманин». Тут он проснулся в печали, что отказал той женщине, и начал искать ее по всей стране. Спрашивал у всех, пока его не отправили к тому огнепоклоннику. Глава сказал ему: «Я хочу забрать у вас почтенную женщину и ее дочерей». Огнепоклонник сказал ему, что ни за что их не отдаст, так как из-за них он получил великую благодать. Глава предложил ему тысячу динаров. Но огнепоклонник не согласился и сказал: «Я больше достоин того, чего ты желаешь. Те дворцы, которые ты видел во сне, получил я. Разве ты научишь меня Исламу? Посланник (мир ему и благословение) спросил меня: «Женщина высокого положения и ее дети возле тебя?». Я ответил, что да. Он сказал: «Эти дворцы принадлежат тебе и твоей семье. Ты был рожден Всевышним в предопределении мусульманином», - сказал огнепоклонник и принял Ислам.

Вот такова благодать за доброе отношение к вдовам и сиротам. Поэтому в достоверных хадисах от Пророка (мир ему и благословение) сказано: «Тот, кто делает добро вдовам и сиротам, подобен тому, кто сражается на пути Аллаха»; «Делающий добро сиротам – подобен тому, кто проводит все ночи в молитвах и постится каждый день». 

islamdag.ru

Семь советов молодым супругам | Ислам в Дагестане

Семь советов молодым супругамПервый совет - в первую очередь, в доме должна быть праведная жена. Потому что наши семьи должны быть здоровыми, настоящими ячейками общества. Если в доме не будет порядка, если в наших семьях мы не будем жить по Исламу, то мы не сможем воспитать хороших членов этого общества, хороших мусульман. Первая основная наша задача - чтобы умма постоянно пополнялась хорошими, богобоязненными, милосердными, примерными мусульманами. А для этого нужно знать порядки, по которым строится семья, этику устройства дома, отношений внутри семьи.

К большому сожалению, сегодня многие из наших семей создаются не по примеру лучших семей Ислама, а следуют западной культуре, которая противоречит всем человеческим принципам, нормам Ислама, которая разрушает наши семьи.

В первую очередь, это начинается с супруги, с ее роли в мусульманской жизни. Самая главная роль женщины - это воспитание детей. Ущемлением прав женщин является, когда она вынуждена заниматься тяжелой работай - выгружать машины, таскать камни или делает еще что-то другое, не соответствующее женскому естеству. Её природа, устроена так, чтобы быть матерью, воспитательницей детей. Об этом свидетельствует хадис Пророка (салляллаху аляйхи васаллям). Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сообщает, что женщина пришла к Пророку (салляллаху аляйхи васаллям) и сказала: « О Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям), я послана женщинами к Вам с вопросом. Они говорят, что джихад предписан мужчинам. И они (мужчины) за это получают вознаграждение. Если они отдадут свои жизни, то остаются живыми возле Господа. А мы, женщины, теряем такую награду. У нас нет того, что могут мужчины, великого деяния у нас нет. Тогда Посланник (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Доведи до всех женщин, что воистину покорность мужу и признание его долга перед собой сравнимо с джихадом на пути Всевышнего, однако мало среди вас тех, кто делает это».

Также вспомним хадис Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям), в котором он рассказывает, что в ночь Вознесения, когда ему представлен был Рай, он заметил женщину, которая пыталась опередить его при входе в Рай. И тогда Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) спросил: «О Джибрил, кто эта женщина, которая пытается опередить меня, входя в Рай? Джабраил ответил: «Это женщина - вдова, которая отказалась от супружества после смерти мужа ради воспитания своих детей, ради того, чтобы содержать их. Эта женщина получает награду от Всевышнего». Посмотрите же, награда женщины, воспитывающей детей и проявляющая покорность мужу, стремясь быть покорной Всевышнему, ничем не уступает человеку, который отдаёт свое тело и имущество, а также жизнь на пути Аллаха.

Во-первых, сегодня вопрос возникает по поводу работы женщины. Да, если женщина вынуждена и у неё нет иного выхода, кроме как выйти на работу, то она имеет на это право.

Всевышний в Коране говорит: «Пребывайте в своих домах».

То есть дом - это место женщины, супруги. Второе условие. Конечно же, её работа должна отвечать требованиям Шариата, то есть обязательное ношение хиджаба, не уединяться с посторонними мужчинами. Если женщина идёт на работу и, к примеру, с восьми до шести сидит с посторонним коллегой-мужчиной в одной комнате, то это харам и оставаться на такой работе нельзя. То есть условия должны обеспечивать соблюдения норм Шариата.

Но, к сожалению, многие работают только потому, что им дома скучно. Им весело на работе, там и общаться можно и т. д., что противоречит нормам Ислама. Сегодня очень много малолетних детей, которые плачут не тогда, когда их покидает мама, а когда она их на руки берёт от няни. Они няньку, постороннюю женщину больше любят, чем родную мать, потому что родная мать для них стала как гость, утром уходит и вечером приходит. И какое воспитание получит этот ребенок? Конечно, хорошо, если эта нянька женщина богобоязненная, которая будет воспитывать их в духе Ислама. Но таких очень мало. А любовь няни - не та любовь, которую могла бы дать мать.

Конечно винить во всем женщин тоже нельзя. Мужчина тоже должен выполнять долг перед своей супругой. Он должен зарабатывать, не бездельничать, а работать, обеспечивать семью.

Второй совет - беречь супружеские тайны, особенно, то что касается интимных отношений. Они не должны выходить за рамки недозволенного, это запрещено хадисами Посланника (салляллаху аляйхи васаллям) и аятами Священного Корана. В хадисе Посланника (салляллаху аляйхи васаллям) говорится: «Самый худший среди людей перед Аллахом в Судный день - мужчина, который приближался к жене, и женщина, которая приближалась к мужу, выполняя супружеские обязанности, а потом разглашали свои секреты. К большому сожалению, в наше время, когда воспитание передано в руки «ящика» (телевизора), из которого постоянно пропагандируется вседозволенность и открытость, женщины и мужчины спокойно обсуждают при людях то, что не должно быть сказано за стенами дома. Мужчина рассказывает о своей жене, женщина рассказывает на работе о своём муже и.т.д. Это запрещено (харам). Потому что наносит вред семье и приводит к разрушению. Даже если супруги разводятся, интимные отношения между ними, их особенности они не имеют права разглашать, это грех.

Третий совет - не выносить ссоры за рамки семьи, даже самым близким людям. То есть не бывает такого, чтобы между мужем и женой не возникали разногласия. Но самое худшее, когда один из супругов выносит «сор из избы». Обычно супруга рассказывает о ссоре своим родителям. Родители становятся на защиту дочери. И это быстро приводит к разводам. Иногда бывает, что муж бывает психически неуравновешенным человеком, рядом с которым опасно находиться. Это исключение. В нормальной семье ссоры не должны выноситься и обсуждаться среди близких и знакомых. В таком случае намного больше шансов разрешить споры и помириться. Если же об этом узнают посторонние, то отношения заходят в тупик, из которого можно выйти зачастую лишь посредством развода. Следующий адаб, к которому призывал Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) - это любовь, милосердие. Этого требует наша религия во всех делах. Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) в хадисе говорил: «Когда Всевышнему угодно проявить милость какой-то семье, то в эту семью Аллах вселяет милосердие, мягкость, доброту в отношениях». Не жёсткость, не грубость, а мягкость и доброту. И это лучшее, средство для решения внутрисемейных проблем.

Четвертый совет - оказывать физическую поддержку своей супруге, следуя примеру Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям). Не быть человеком, который пренебрегает какой-то работой. Айшу (да будет доволен ёю Аллах) спросили: «Как вёл себя Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) дома?». Она ответила, что Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) зашивал одежду, чинил обувь, то есть делал всё, что делают обычные люди». Таким образом, поддержкой и помощью следует закреплять внутрисемейные отношения.

Пятый совет - забавлять свою семью всякими дозволенными высказываниями. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) был таким. Айша (да будет доволен ею Аллах) спрашивает: «Как ты меня любишь, о Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям)?». Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) ответил: «Моя любовь как узелок на верёвке». Когда возникали какие-то ситуации, Айша (да будет доволен ею Аллах) спрашивала: «Узелок ещё не развязался?». Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) отвечал: « Узелок ещё крепко держится». Он (салляллаху аляйхи васаллям) шутил и играл со своими детьми. Дети не слезали с его спины, т.е. отличие между человеком с верой и человеком без веры в том, что когда человек с иманом приходит домой, для семьи это праздник, а для семьи человека без имана праздник, когда он уходит из дому. Сделайте так, чтобы ваш приход домой для семьи был праздником, чтобы они радовались, ждали, когда же придёт их папа или муж домой. Чтобы они видели в вашем лице радость и пребывание ваше дома было радостью. Таким был наш Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) и его сподвижники (да будет доволен ими Аллах).

Шестой совет связан с решением нехороших явлений внутри семьи. Не бывает так, чтобы в семье не было ребенка, который не совершал бы плохой поступок. Поэтому если кто-то из членов семьи, из детей, к примеру, солжёт, то пусть ребёнок знает, что вам это очень не понравилось, отворачивайтесь от него дня на два с целью перевоспитания. Но, ни в коем случае не переходить на метод кнута, на удары, крики и т.д. Это ничего не даст. Вы мягкий, добрый человек, радость для семьи, но вы эту радость не даёте тому, кто провинился. И это самый лучший метод воздействия. Так поступал Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям).

В то же время Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) говорил: «Вешайте плеть на видном месте, чтобы обитатели семьи видели её». Это не для того, что бы она была использована, а для того, чтобы семья почувствовала, что отец, глава семьи может быть не только мягким, но и суровым.

Седьмой совет: чтобы близкие, не являющиеся махрамами (родственники, брак с которыми не запрещён), не заходили в дом, когда тебя нет. К большому сожалению, у нас это норма нарушена. Брат не имеет права находиться в доме своего родного брата наедине с его супругой, когда его нет дома, если, конечно, в доме нет совершеннолетних детей, которые могут нарушить уединение. Это надо знать, потому что неспроста существует такой запрет. Дорогие братья, очень много печальных и некрасивых случаев, о которых даже упоминать неприятно. В хадисе Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) говорится: «Какой бы мужчина не уединился с посторонней женщиной, третьим там будет шайтан».

Следующая норма, которая должна быть соблюдена нашими семьями - остерегаться смешивания мужчин и женщин. К примеру, часто бывает, что приглашаем друга с семьёй на праздник. И женщины и мужчины садятся за один стол. Это запрещено в Исламе. Женщины должны находиться в отдельном помещении. И это очень важно соблюдать. Для чего? Как раз для того, чтобы семьи сохранились. Для этого и даны предписания. Дай Аллах, нам всем порядка в наших семьях! Знайте, пока в семье нет порядка, решение других дел отходит на второй план. Мы должны больше всего об этом думать. Счастьем и спасением верующего является решение собственных проблем, а потом уже очередь может дойти и до окружающих. Дай, Аллах нам всем помощь! Амин.

Ибрагимов Исмаил.

islamdag.ru

Довольство мужа – счастье жены

Мусульманка (Moslem, 	muslim)Айша (да будет доволен ей Аллах) передает, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «У какой бы женщины не начался период ежемесячного осквернения, то оно не дано, кроме как очищение от грехов». Если женщина в первый же день осквернения в любом состоянии, в котором она находится, скажет: «Альхамдулиллях!» и будет каяться перед Всевышним Аллахом, произнося: «Астагфируллах!», то Аллах запишет ее в список тех, кого освободили от огня Ада. Также Всевышний Аллах запишет ее в списки тех, кто пройдет мост Сират и будет обезопасен от наказаний в Аду. Если женщина будет из числа поминающих Аллаха, благодарящих Его, кающейся перед Ним в дни ежемесячного осквернения, то за каждый день и за каждую ночь ей будет записываться вознаграждение 40 шахидов.

Но, если женщина станет считать себя превосходной за эти дары и возгордится перед своим мужем, будет считать себя особенным созданием Аллаха, то таким образом она навлечет на себя гнев Создателя.

Однажды сподвижник Али (да будет доволен им Аллах) со своей женой Фатимой (да будет доволен ею Аллах), которая приходится дочерью Посланника (мир ему и благословение), решили его навестить. Войдя в дом, они увидели Пророка (мир ему и благословение) сидящим и плачущим на полу. Фатима (да будет доволен ею Аллах) спросила: «О Посланник Аллаха! Что вас так сильно опечалило? Какова причина ваших слез?» Пророк (мир ему и благословение) ответил: «В ночь моего вознесения (ми’радж) Всевышний Аллах показал мне восемнадцать категорий женщин, которые получат восемнадцать видов наказания. Эти женщины из моей уммы (народа), и их я оплакивал».

Фатима (да будет доволен ею Аллах) спросила: «О Посланник Аллаха, опишите нам категории этих женщин». Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Я видел женщину, которую повесили за ее язык. Видел ту, которую повесил за грудь. Видел женщину, которую повесили за ноги. Видел ту, чьи ноги были привязаны ко лбу, и в таком состоянии к ней были направлены змеи и скорпионы, чтобы поедать ее тело. Видел женщину, которая сама поедала свое мясо, а под ней был огонь. Видел ту, которая сама же срывала с себя свое мясо огненными ножницами. Мне была показана и та, чье лицо Аллах сделал черным, а сама она поедала свои же мозги. Также я видел женщину, которая была слепой, глухой и немой. Видел ту, чью голову Аллах уподобил голове свиньи, а тело уподобил ослиному телу, и на ней было несколько видов наказания. Также я увидел женщину, чье тело было уподоблено собачьему телу. Была и та, которую повесили за волосы…».

Услышав все это, Фатима (да будет доволен ею Аллах) сказала: «О Посланник Аллаха! О радость моих очей! Расскажи нам, за какие деяния эти женщины получили такие наказания». Пророк (мир ему и благословение) сказал: «О Фатима, если сказать о той женщине, которую повесили за волосы – это была та женщина, которая не скрывала свои волосы от посторонних мужчин. Если говорить о той женщине, которую повесили за ее язык, она была из категории тех людей, которые всячески приносят вред своим языком окружающим людям. Какая бы женщина не начнет своим языком приносить вред своему мужу, Всевышний Аллах удлинит ее язык на 70 локтей…». Абу Бакр по этому поводу передал, что Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Какая бы женщина не начала своим языком мучить своего мужа, она будет находиться под проклятием Аллаха, ангелов и всех творений Аллаха». Усман (да будет доволен им Аллах) передал: «Какая бы женщина не сказала своему мужу: «Я от тебя ничего хорошего не видела!», если даже она прожила в богослужении 70 лет, то Всевышний Аллах лишает ее всех благих деяний, которые она совершила за время своего существования».

«Та женщина, которая станет жаловаться мужу на недостаток в его заработке, несмотря на то, что ему не позволяет его здоровье зарабатывать больше, тем самым заставляя мужа переживать за это, Аллах не примет у нее ни один намаз и ни один день поста». (Хадис)

Далее, рассказывая о наказаниях женщин, Пророк (мир ему и благословение) передал нам: «…Если говорить о той женщине, которую повесили за грудь, то это та, которая кормила посторонних детей своим молоком, без ведома на то своего мужа. Если рассказать о той, которую повесили за ноги, то это та, которая выходила из дому без согласия на то своего мужа. Также это была та, которая не купалась после периода ежемесячного осквернения и после рождения ребенка. Если говорить о той, которая сама же поедала свое тело, то это та, которая приукрашивалась для посторонних мужчин и вела ненужные беседа за спиной других людей. Если говорить о той, которая сама с себя срывала свое мясо огненными ножницами, то это та, которая хвасталась перед людьми своей красивой фигурой, а также старалась подчеркнуть ее различной одеждой для посторонних мужчин. Что касается тех женщин, чьи ноги привязаны ко лбу, к которой в таком положении направлены змеи и скорпионы для поедания ее тела, то эта та категория, которая была в силах соблюдать столпы Ислама (держать пост, совершать намазы и т. д.), но ничего не соблюдала, к тому же не совершала полное ритуальное купания после осквернения. Что же касается тех женщин, чьи головы уподоблены голове свиньи, а их тело уподоблено ослиному телу, то это та категория, которая была склонна к сплетням и обманам. Что же касается той категории женщин, чьи тела уподоблены телу собаки, то это та категория, которая создавала смуту и вводила в гнев своего мужа...).

Передается, что Пророк (мир ему и благословение), сказал: «Если женщина скажет своему мужу: «Будь ты проклят!», то тогда все, кто находится на седьмом небе и все, кого сотворил Аллах, будут проклинать эту женщину».

Абдурахман бин Ауф (да будет доволен им Аллах) передал следующий хадис Пророка (мир ему и благословение): «Та женщина, которая станет жаловаться мужу на недостаток в его заработке, несмотря на то, что ему не позволяет его здоровье зарабатывать больше, тем самым заставляя мужа переживать за это, Аллах не примет у нее ни один намаз и ни один день поста».

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если все, что находится на земле превратить в золото и серебро и подарить своей жене, а она после этого, возгордившись, скажет: «Это все имущество только мое!», хотя это ее муж все подарил, то Аллах сотрет все ее благие поступки». Подобное может произойти, к примеру, если женщине муж принес калым или подарил что-либо, а она, в последствие, возгордившись, произносит подобные слова.

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передал: «Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Если женщина выйдет из дому без разрешения мужа, то все, на что попадает луч солнца, будет проклинать ее до тех пор, пока она не вернется домой». Далее он рассказывает, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда женщина выходит из ворот, будучи приукрашенной, надушенной с разрешения и согласия мужа, то за каждый ее шаг, Всевышний Аллах уготавливает для ее мужа дом в Аду».

Тальхат ибн Абдуллах (да будет доволен им Аллах) передал нам следующий хадис Пророка (мир ему и благословение): «Если женщина будет наносить сурьму (косметику), даже будучи дома, но при этом ее муж будет не доволен этим (то есть, ему будет предпочтительна жена без косметики), то Аллах будет гневаться на нее до тех пор, пока муж не улыбнется ей».

Пророк (мир ему и благословение) передал: «Если муж захочет близости со своей женой, а жена откажет ему в этом, и он уснет, будучи не довольным ею, то ангелы до утра будут проклинать эту женщину».

Однажды Фатима (да будет доволен ею Аллах) пришла к Пророку (мир ему и благословение) и поведала ему о своей проблеме: «О Посланник Аллаха, между мной и моим мужем Али возник разговор, из-за чего мы поссорились с ним», тогда Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Вернись домой и сделай все, чтобы твой муж улыбнулся тебе». Вернувшись домой, Фатима увидела мужа сидящим неподвижно и тогда, для того, чтобы ее муж улыбнулся ей, она вокруг него прокружилась 70 раз, и тогда Али, улыбнувшись, пошутил: «Бедная жена!» Тогда Фатима прибежала к Пророку (мир ему и благословение) и сказала: «О Посланник Аллаха, мой муж улыбнулся мне, и мы уже с ним помирились!» Тогда Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Я клянусь Тем, в Чьей власти находится моя душа, Который послал меня истинным Пророком, если бы ты умерла до того, пока твой муж не стал бы довольным тобой, я не совершил бы за тебя джаназа-намаз. О дочь моя, разве ты не знаешь, что довольство Аллаха в довольстве мужа, а гнев Аллаха, в гневе мужа. О дочь моя, какая бы женщина не поклонялась Всевышнему Аллаху подобно поклонению праведной Марьям, матери пророка Исы (мир ему), а тем временем, ее муж не будет доволен ею, то Аллах не примет от нее ничего. О дочь моя, самый превосходный поступок, который может совершить женщина – это подчиниться своему мужу».

Если муж повелевает совершить своей жене то, что противоречит нормам Ислама, то в таком случае женщина ни в коем случае не должна подчиняться ему.

После подчинения повелениям Всевышнего Аллаха и послушания мужу, женщина не может совершить более превосходный поступок, чем вязание. Обращаясь к своей дочери Фатиме (да будет доволен ею Аллах), Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Дочь моя, если женщина займется вязанием, то для нее это лучше, чем целый год поклонении в совершении желательных намазов, и чтобы эти вязаные изделия надевал ее муж». Далее, Пророк (мир ему и благословение) говорит: «За каждый узелок, который вяжет женщина, Аллах приписывает ей награду шахида. О дочь моя, если женщина вяжет что-либо и то, что связала, будет надевать ее муж или их дети, ей обязательно будет награда – Рай. За каждый узелок, за каждую нить в том, что эта женщина вяжет, Аллах уготавливает для нее город в Раю». Также, Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Аллах доволен женщиной, когда ее муж доволен ею». В другом хадисе Пророк (мир ему и благословение) говорит: «Та женщина, которая услужит своему мужу в течение семи дней подряд, Всевышний Аллах закроет перед ней семь врат Ада и откроет восемь врат Рая, и ей будет позволено войти в Рай из тех ворот, какие сама пожелает». Далее Пророк (мир ему и благословение) говорит: «Самая превосходная, обладающая верой женщина та, на которую муж смотрит и радуется».

Дорогие сестры мусульманки, не теряйте возможность получить таким совершенным и к тому же легким путем безграничное довольствие Всевышнего Аллаха!

Да поможет вам Аллах сохранить целомудрие и истинное лицо праведной мусульманки. Аминь!

islamdag.ru

Социальная сплочённость в Исламе

Мы все являемся свидетелями того, что время подчас рождает слова и термины, которые плотно укореняются в нашем обиходе. Сейчас всплеск словоупотребления «социальная сплочённость». Идею социальной сплоченности называют древнейшей в истории человечества. В современную эпоху принцип социальной сплоченности становится объективно необходимым способом дальнейшего цивилизованного развития человечества.

Пророк Мухаммад еще в седьмом веке возрождал идею социальной сплоченности общества. Так, с приходом Ислама, упорядочились взаимоотношения между мужчиной и женщиной, между мужем и женой, между последователями ислама. Ислам проявил заботу о вдовах, инвалидах, сиротах, даровав им социальные гарантии. Мусульманская община на сегодняшний день распространилась по всеми миру, люди различной расовой, национальной и этнической принадлежности объединяются в единую общину, которая является прекрасным примером социальной сплоченности и называется уммой.

Мусульмане - это люди излучающие добро и милосердие, ведь религия призывает мусульман относиться хорошо как к единоверцам, так и к представителям других верований. Любовь – один из важнейших аспектов братства. Поэтому мусульмане должны любить и заботиться друг о друге так же, как они заботятся о себе.

Пророк Мухаммад сказал:

«В своей любви, милосердии и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны [единому] телу — когда [одну из] его частей поражает болезнь, всё тело отзывается на это, [испытывая] бессонницу и горячку» (Муслим). 

Ислам регулирует поведение, отношения, права и обязанности отдельных членов по отношению к Богу, родителям, семье, нации. Основной реформой, провозглашённой пророком Мухаммадом, было то, что исламское общество представляет собой крепкий союз, обладающий чувством ответственности за своих членов. В истории человечества нет ни одной системы, которая могла бы сравниться с исламской системой солидарности и взаимопомощи.

Посланник Аллаха сказал:

«Все правители, которые вели дела мусульман и проявляли усердие (для улучшения их жизни), и наставляли их - войдут в Рай вместе с ними». 

Ответственность человека перед другими представителями общества и, наоборот, ответственность сообщества к личности имеет настоящий смысл. Ислам предписывает обществу не пренебрегать правами отдельного человека, обязывает защищать его интересы, уважать его права и гарантировать свободы, дарованные ему Всевышним.

Обсуждение и решение актуальных проблем с помощью других представителей общины - это особенность Ислама. При решении вопросов, учитывается голос каждого, таким образом, каждый индивид является неотъемлемым элементом исламского общества. Каждый мусульманин совершенствует свое окружение и совершенствуется сам, что-то вкладывает в общество и взамен получает, что-то от него, он защищает общество, и сам находится под его защитой. Такая двухсторонняя ответственность делает Ислама одной из самых солидарных религий в мире.

Пророк говорил по этому поводу:

«Каждый из вас является пастырем и каждый из вас несёт ответственность за свою паству: правитель является пастырем, и мужчина является пастырем для своей семьи, и женщина является пастырем (присматривающим) за домом своего мужа и его детьми. Итак, каждый из вас является пастырем и каждый из вас несёт ответственность за свою паству» (Бухари).  Отношение Ислама к беднякам

Ислам учит мусульман мягкости, снисходительности и щедрости в отношении бедности и беднякам, он призывает верующих помогать и защищать более слабые и уязвимые слои общества. Последний божий посланник, Мухаммад, не оставлял бедняков без своего внимания и щедро одаривал их всякий раз, порой не оставляя ничего своим домочадцам.

Бедный житель Средней Азии, рисунок Источник фотографии: islam.kherson.ua

В Коране есть много аятов призывающих нас делиться с ближними

«Видел ли ты того, кто считает ложью воздаяние? Это – тот, кто гонит сироту и не побуждает накормить бедняка». Сура «Мелочь», аят1-3.

«Веруйте в Аллаха и Его Посланника и расходуйте из того, что Он дал вам в распоряжение. Тем же из вас, которые уверовали и расходовали, уготована великая награда». Сура «Железо», аят 7

«Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите, и что бы вы ни расходовали, Аллах ведает об этом». Сура «Семейство 'Имрана», аят 92

«О те, которые уверовали! Делайте пожертвования из приобретенных вами благ и того, что Мы взрастили для вас на земле, и не стремитесь раздать в качестве пожертвования дурное, чего бы вы сами не взяли, пока не зажмурили глаза. И знайте, что Аллах – Богатый, Достохвальный». Сура «Корова», аят 267

«Они дают пищу беднякам, сиротам и пленникам, несмотря на любовь к ней. Они говорят: «Мы кормим вас лишь ради Лика Аллаха и не хотим от вас ни награды, ни благодарности! Мы боимся от своего Господа того Мрачного и Томительного дня». Аллах защитит их от зла того дня и одарит их процветанием и радостью». Сура «Человек», аяты 8-11

«О те, которые уверовали! Делайте пожертвования из того, чем Мы наделили вас, до наступления дня, когда не будет ни торговли, ни дружбы, ни заступничества. А неверующие являются беззаконниками». Сура «Корова», аят 254

Хадисы (высказывания) Пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) о помощи нуждающимся:

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил:

«Если человек даст в качестве милостыни равное одному финику из праведно заработанного — а ведь Всевышний принимает только хорошее, благостное, — то Господь непременно примет это, а затем приумножит, подобно как выращиваете вы жеребенка, причем увеличит это до размеров, соизмеримых с горой». Бухари

«Милостыня должна стать неотъемлемой частью каждого мусульманина. Если же у человека ничего нет, он должен зарабатывать себе на жизнь своими собственными руками и отдать часть заработанного на благотворительность. Если же физическое состояние не позволяет ему работать, то он должен просто помочь бедным и тем, кто в нужде. Если же он не может сделать даже этого, пусть побуждает других делать добро ...».(Бухари)

«Тот, кто ложится спать сытым, а сосед его голоден и он знает об этом, тот - не из нас». (Аль-Хаким)

Мусульмане считают своим шансом для обретения успеха в мирских делах и загробном мире – благотворительность, поддержку малоимущих. Заботу о них они считают залогом успеха своей деятельности, и в действительности мусульмане обретают это.

Помощь беженцам

Сегодня, все в мире, от мала до велика знают, кто такие беженцы и что помощь им является хорошим богоугодным делом. Но мало кто догадывается, что первыми беженцами в истории ислама были сподвижники пророка Мухаммада.

С первых дней распространения Ислама, призыв пророка Мухаммада встретили резкой критикой и оскорблениями. В Мекке, на мусульман, не имеющих защиты и покровительства, нападали, применяли физическое насилие. В результате ущемления их прав и невозможности совершения религиозных обрядов, истории ислама известны несколько переселений в Эфиопию и переселение пророка Мухаммада в Медину. Если перефразировать «вынужденное переселение» на современный язык, то это беженец или мигрант. Аллах в Коране сообщил о огромной награде, которая уготована тем, кто оказывает помощь беженцам.

Толпа беженцев Источник фотографии:24smi.org

Всевышний сказал в Коране:

«А те, которые жили в доме (Медине) и обрели веру до них, любят переселившихся к ним и не ощущают никакой нужды к тому, что даровано им. Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются. А уберегшиеся от собственной алчности являются преуспевшими». Сура Собрание, аят 9). 

Говоря о прекрасных качествах ансаров, Всевышний Аллах подчеркнул, что они возлюбили переселившихся к ним мусульман, потому что еще раньше они возлюбили Аллаха и Его Посланника и всех, кого любит Аллах и кто помогает Его религии. Они не испытывали никакой тяги к тому, что было отдано мухаджирам (переселившимся), и не завидовали той милости, которой Аллах одарил мухаджиров, и тем достоинствам, которыми Он наделил только их. Все это свидетельствует о том, что ансары были великодушными людьми, а злоба и зависть не находили места в их сердцах, они были готовы пожертвовать своим богатством и одарить другого, даже если сами находились в стесненном положении или в нужде..

Когда переселенцы прибыли в Медину, Пророк первым делом связал переселенцев (мухаджиров) и местных жителей (ансаров) узами братства, прикрепив к каждому переселенцу ответственного, который должен был оказывать помощь в решении его проблем. Благодаря шефству, которое взяли на себя состоятельные мединцы, выказав благородство и щедрость души, мухаджирам-переселенцам была оказана материальная и духовная помощь.

Примером этого служит история одного из ансар, приходящая в Откровении. В доме одного из ансар гости остались на ночь. Хозяин дома предпочёл накормить их, а сам со своей женой и детьми лег спать голодным. Такие черты бывают присущи только людям с благородным нравом, которые любят Всевышнего Аллаха сильнее, чем собственные страсти и земные удовольствия.

Пенсии в Исламе

Кроме этого, помощь бедным и выплата им пособий из государственной казны была еще одним предписанием Ислама. Они выплачивались в пользу сирот, вдов, путников, старцев, оставшихся без попечения родственников.

Пожилая женщина Источник фотографии: vladtime.ru

В Коране сказано:

«Отдавай должное родственнику, бедняку и путнику, но не расточай чрезмерно». Сура «Перенос», аят 26 

«Мусульманин, который спешит на помощь вдовам и бедным, подобен муджахиду, сражающемуся на пути Аллаха, или праведнику, день и ночь совершающему поклонения и соблюдающему пост» (Бухари).

 

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Пекущийся о вдове и неимущем подобен сражающемуся на пути Аллаха или тому, кто молится (все) ночи напролёт и (постоянно) постится днём». (Бухари)

«Опекающий сироту (из числа) его (родственников) или посторонних ему (людей будет) в раю столь же (близок) ко мне, как два этих пальца». (Муслим)

«Аллах сказал: «Расходуй же, сын Адама, и Я буду расходовать на тебя». (Бухари)

Во время своего правления Умар ибн Хатаб (да будет доволен им Аллах), путешествуя по своим владениям, встретил старца и расспросил его о прошлом и настоящем. Тот пожаловался на то, что влачит жалкое существование. Халиф, обращаясь к старику, сказал: «Было бы нечеловечно получать от тебя подати в твоей молодости и оставить тебя в старости на произвол судьбы». Старцу было назначено пожизненное содержание, то есть, говоря современным языком, пенсия. Прочитав эту историю, снова приходишь к выводу о том, как многогранен Ислам и что абсолютно всё подчинено идее благополучия человека.

Отношение к инвалидам  «Если Мой раб выкажет терпение в тот момент, когда Я, лишив его зрения, подвергну его испытанию, то в награду за это Я помещу его в Рай!» Бухари

 

Еще одна группа людей, которые всегда чувствуют себя ущемленными и лишенными всего - это калеки и инвалиды.

Согласно канонам шариата, степень терпения оценивается согласно тому, чего лишился раб. В соответствии с этим воздастся ему в мире вечном. В хадисе сообщается, например, что того, кто, потеряв зрение, не станет причитать и стонать, Аллах обязательно поместит в Рай.

Молодой мужчина в инвалидном кресле Источник фотографии: wrc-info.ru

Потеря зрения является огромной и тяжелой утратой. Порой встречаются настолько тяжелые случаи, что лечение оказывается безрезультатным. В таких случаях ничего не остается, как терпеть и смириться. Перед невзгодами и проблемами, решение которых на первый взгляд представляется невозможным, человек остается на ногах лишь благодаря терпению. В результате выказанного терпения значительно возрастает духовная степень раба, и он после перехода в иной мир обретает вечное счастье.

Пророк Мухаммад учил заботиться о инвалидах сказав:

«Помощь слепому, общение с глухим и немым таким образом, чтобы он понял; провожание нуждающегося в то место, где он сможет получить то, в чем нуждается; оказание помощи страдающему, который ищет средство избавления от своего недуга; помощь слабому, беря его за руки; помогать человеку, который испытывает сложности при общении – все это разновидности cадака». (Ахмад) 

Мы можем изменить мир Источник фотографии:storia.me

Следует отметить, что мусульманин должен относиться хорошо, проявить благонравие не только по отношению к мусульманам, но и по отношению к последователям других религий. Мы являемся единой братской общиной, которая одна часть общества сопереживает и болеет всей душой за другую часть. Мы должны вспоминать в наших мольбах всех тех, кого Аллах испытал бедностью, болезнью или бедой от рук несправедливых. Мы должны молиться за души тех невинных мусульман, кто погиб в Мьянме (Бирме), Сирии, Палестине и в каждом уголке земного шара...

info-islam.ru

Рафис Сайфуллин

dauren.islam.kz