САМОПОЗНАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ Татьяна Валерьевна Мастич Мозырский государственный педагогический университет им. И. П. Шамякина Проблема самопознания представляет не только личностный интерес человека к самому себе и своим особенностям, но и практический интерес для исследователей многих научных направлений. Задача изучения внутреннего мира человека в аспекте его личностных особенностей, а также адаптация внутреннего мира человека к внешним условиям, к обществу – актуальна для каждой эпохи. В социально-философской мысли самопознание рассматривается как «высшая цель философского исследования» [4, с. 444] и как «…первая наука о системе философии…» [11, с.177].Процесс самопознания является очень многогранным, охватывающим весь жизненный путь человека, зависящим от духа времени, требований, выдвигаемых обществом человеку, а также требований человека к самому себе. Вряд ли найдётся человек, который не пытался хотя бы однажды задать себе вопросы о смысле своего существования, об отношении к себе других людей, и, конечно, о том, кем же он является на самом деле. Ответы на эти сложные философские вопросы каждый человек находит индивидуально. В основе самопознания лежат глубинные вопросы сущности человека, ответы на которые он и находит в своём внутреннем мире. Особенно актуально вопрос о самопознании личности звучит сегодня, во времена сложных экономических преобразований общества, когда самопознание выступает как необходимое условие целостного и гармоничного восприятия человеческого бытия. Познавая себя, человек не просто стремится к пониманию цели личностного бытия, самополаганию себя через осмысление своего предназначения, но и обусловливает своё самосовершенствование. Самопознание личности невозможно в отрыве от объективной реальности, от социальных отношений в обществе. Поэтому рассмотрение самопознания не представляется возможным без осмысления понятия «личность». Человек – существо биосоциальное. Наделённый сознанием, как биологическое существо, он способен познавать окружающий мир и самого себя, и, основываясь на это, разумно действовать. В то же время человек – существо социальное, что позволяет говорить о личности как совокупности системы общественных отношений, выполняющей различные социальные роли. В различных науках категория «личность» трактуется по-разному. В психологии, например, под личностью понимается человек, достигший определённого уровня развития. «Этот уровень характеризуется тем, что в процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «Я»[2, с. 464]. Для социологии личность выступает как продукт общественных отношений, как субъект общественной жизни, как элемент общности»[10, с. 66]. Во взглядах большинства современных социальных философов (А. Г. Спиркина, В. С. Барулина, О. А. Митроненкова) под личностью понимается каждый человек в совокупности его общественных характеристик. Другая группа философов (С. Э. Крапивенский, И. А. Гобозов, А. Е. Ерыгин и др.) придерживаются точки зрения, при которой всякая личность является человеком, но не всякий человек – личность. К тем, кто личностью не является, относятся психически нездоровые люди, которые не несут ответственность за свои действия или те, кто не способен оказывать активных воздействий на конкретные исторические общественные процессы. Степень проявления индивидуальности у разных людей различна. Поэтому человек становится личностью, когда начинает проявлять свою индивидуальность, обладая представлением о собственном «Я». И. Кант даёт следующее определение личности: « то обстоятельство, что человек может обладать представлением о своём «Я», бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на Земле. Благодаря этому он личность»[5, с. 357]. Исходя из этого, личность можно рассматривать в совокупности биогенетических задатков, воздействия социальных факторов и психосоциального ядра «Я». Личность – это конкретный человек как носитель разума, сознания и социальной ответственности. Чем креативнее сознание и чем выше самосознание человека, тем полноценнее и ярче проявляет себя личность. В работах Серикова В. В. обозначены те проявления человека, которые реализуют феномен «быть личностью». В качестве таких функций выделены: – мотивирующая (принятие и обоснование деятельности), – опосредующая по отношению к внешним воздействиям и внутренним импульсам поведения), – коллизийная (видениескрытых противоречий действительности), – критическая (в отношении предлагаемых из вне ценностей и норм), – рефлексивная, смыслотворческая, ориентирующая (построение личностной картины мира – индивидуального мировоззрения), – функция обеспечения автономности и устойчивости внутреннего мира, – творчески преобразующая, самореализующая (стремление к признанию своего «Образа Я» окружающим), – обеспечение уровня духовности в соответствии с притязаниями (предотвращение редукции жизнедеятельности к утилитарным целям) [8, с. 42-43]. Эти функции возникают в результате углубленной работы самопознания. Нельзя не отметить необходимость и важность процесса самопознания в жизни каждого человека, однако, зачастую для человека важно не только выяснить, кто он есть на самом деле, а придти к необходимости задать себе такой вопрос. Таким образом, процесс самопознания следует рассматривать с точки зрения погружения человека в глубины своего «Я», итог которого позволит ему выявить свои личностные качества, поможет понять и проанализировать процессы и состояния, наполняющие его жизненный путь, оценить и развить свой внутренний потенциал. Сознание человека – это внутренний мир его мыслей, чувств, поток переживаний, которые не воспринимаются непосредственно органами чувств и принципиально не способны стать объектами предметно-практической деятельности. Активно направленное воспитание и образование формируют самосознание, благодаря которому и складываются представления о своей индивидуальной неповторимости и месте в этом мире. Познавая себя, личность открывает те стороны и качества, которые находятся в глубине её души, то, что мы называем «внутренним миром» или «внутренним «Я». Таким образом, возникает вопрос о том, что же представляет собой внутренний мир человека? На наш взгляд, под «внутренним миром человека» следует понимать его духовный мир, познание которого приводит к пониманию собственных ценностей, противоречий, желаний, целей, взаимосвязанных с внешним миром, включающим в себя окружающую его действительность и происходящие в обществе процессы. Рассматривать процесс самопознания лишь с точки зрения прибавления знаний о самом себе будет неверно. В основе самопознания лежит также изменение собственного бытия личности, его внутренняя трансформация. Иными словами, самопознание можно рассматривать как фундаментальную основу становления и изменения человека в ходе его жизнедеятельности, поскольку «мало родиться человеком, нужно стать им» [6]. Известное высказывание Протагора о том, что «человек есть мера всех вещей» [3] применимо к процессу самопознания. То, по каким параметрам человек измеряет самого себя и лежит в его основании. Самопознание представляет собой инструментарий, с помощью которого человек способен открыть свой личностный и творческий потенциал, определить пути самореализации. Самопознание – это особый вид познания, направленный на осмысление человеком своего внутреннего мира. На основании данного осмысления строится не только осмысление и понимание внутренней составляющей личности, но и формируется основа понимания других людей, законов высшего мира и места человека с его особыми индивидуальными особенностями в этом мире. Жизнь человека динамична, она представляет собой цепь быстроизменяющихся событий. В этой ситуации у человека возникает потребность познания самого себя. Происходит это через погружение в глубины своего внутреннего «Я». Однако самопознание превращается в осознанную деятельность только тогда, когда носит целенаправленный характер и определено конкретной целью. «Современный философский словарь» под редакцией Е.В. Кемерова [1] определяет «Я» как понятие, во-первых, для определения действующего агента, во-вторых, для фиксации центра инициативы или сущности личности, источника её активной деятельности, в-третьих, для фиксации ментальной репрезентации личности, её самосознания, её представлений о себе. Эквивалентом русского «Я» является латинское «Эго» и английское «I». Категория «Я» (Эго) представляет собой сложное философское понятие, которое является многослойным и многоаспектным. Самосознание – это духовная практика погружения личностью в глубины своего «Я» с целью прояснения его содержания и выявления происходящих в нем процессов. Раскрытие «механизмов» процесса самопознания личности без осмысления роли «Я» не представляется возможным. В сущности «Я» осуществляется представлением человека о самом себе, выбор жизненного пути, убеждения, установки, усвоенные нормы и цели, личностные идеалы. В американской социологической мысли существует разделение человеческого Я на составляющие «I» и «me», то есть составляющие, условно обозначающие «внутреннее» и «внешнее» Я. «me» представляет собой совокупность воспринятых и усвоенных индивидом норм и установок, принятых в обществе. Иными словами, это непосредственно существующее в опыте и сознании индивидуального «Я». Чтобы быть членом сообщества, «me» должно обладать привычками и реакциями, свойственными другим людям. Присутствие в человеке двух «Я» – индивидуального и социального представляет собой необходимые составляющие, оказывающие важное влияние на самооценку, самоконтроль человека и лежащее в основе его самопознания. Для «Я» – социального («me») характерна постановка вопросов и проблем, тогда же как для «Я» – индивидуального важен поиск ответов и конкретная деятельность по их воплощению. В это и заключается взаимосвязь выделеных учёным двух внутренних ипостасей человека. Отличаемое от других определение Я-концепции предложил К. Роджерс, по мнению которого «Я» – это дифференцированная часть феноменального поля, или поля восприятия человека, которая состоит из осознанного восприятия и ценностей «Я» [7]. Он утверждал, что единственной реальностью, с точки зрения восприятия человека, является субъективная реальность – личный мир его переживаний. Центральное место в этом субъективном мире занимает Я-концепция, – включающая представление о себе, однако отражающая те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя. Первоначальное отношение К. Роджерса к термину «самость» как к «неясному» и бесполезному с научной точки зрения переросло в осознание того, что значение «самости» является важным фактором достижения «реальной сущности», основанной на познании человеком внутреннего «Я». Отношение человека к самому себе с позиции сущностно-образующего фактора и есть его «самость», отражаемая в его сознании в виде «образа Я» и обеспечивающая внутреннюю индивидуальную целостность человека. Феноменалистический подход к пониманию «Я-концепции», развитый К. Роджерсом, основывается на следующих положениях: – «Я-концепция» представляет собой организованную, логически последовательную и интегрированную систему восприятия «Я»; – «Я-концепция» включает в себя не только восприятие индивидом того, какой он есть, то есть некий набор образов «Я», но также и то, каким он должен быть и хотел бы быть. Этот последний компонент «Я» называется «Я-идеальное»; – «Я-идеальное» отражает не атрибуты, которые человек хотел бы иметь, но пока не имеет; это «Я», которое человек больше всего ценит и к которому стремится; – «Я-концепция» возникает в результате взаимодействия с окружающей средой, в результате эволюционного взаимодействия с другими; – «Я-концепция» – это одновременно и представления и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям; – «Я-концепция» – это механизм, регулирующий поведение индивида и направляющий его активность; – Вместе с «Я-концепцией» развивается потребность субъекта в позитивном к ему отношении со стороны окружающих, что обозначает положительное отношение к нему как к человеку безусловно ценному, независимо от того, в каком положении он находится, как себя ведёт, как чувствует; – положительное отношение окружающих превращается в положительное отношение личности к самой себе, в веру в себя, способствует сближению «Я-реального» и «Я-идеального». «Я-идеальное», согласно теории К. Роджерса, включает в себя те атрибуты, которые человек хотел бы иметь, но пока не имеет. Это Я, которое больше всего ценит и к которому стремится человек. Структура самости рассматривается психологом как «организованная, подвижная, но последовательная концептуальная модель восприятия характеристик и взаимоотношений «Я», или самого себя, и вместе с тем система ценностей, применяемых к этому понятию [7]. Отношение человека к самому себе с позиции сущностно-образующего фактора и есть его «самость», отражаемая в его сознании в виде «образа Я» и обеспечивающая внутреннюю индивидуальную целостность человека. Поэтому с помощью «образа Я» человек определяет свою жизненную программу и осуществляет реализацию поставленных на её основе целей и задач. «Я» человека несёт в себе одновременно индивидуальный и социальный характер и проявляется в обществе в процессе совместной деятельности. Поэтому сам по себе индивидуальный организм не может отождествляться с «Я» как результат только биологической эволюции. Только в процессе самопознания, условием возможности которого является его социализация, когда человеческий индивид становится для самого себя объектом внимания, в его сознании возникает понятие «Я». Именно в этот момент человек относится к себе как к объекту, он становится подлинным человеком, личностью, самостью, «собственным Я». В современном обществе человек постепенно теряет те фундаментальные, формируемые в процессе исторического развития общества ценности автономной индивидуальности. Сложившаяся в обществе система воздействия на человека, превращает «индивидуальное Я» в «массовое Я». Такой человек не только лишается свободной воли, творческого потенциала, оценки происходящих изменений, как в самом обществе, так и внутри собственного «Я», поддаётся манипуляции, становясь управляемым объектом и превращаясь в безликое «Оно». Поэтому исследование собственного «Я» как руководящего и господствующего начала является важным процессом. Жизненные смыслы и ценности индивиду следует искать в самой человеческой природе. В этом случае он обретает чувство гармонии с самим собой и миром. Литература 1. Азаренко, С. А., Андрианов, В. М., Анкин, Д. В., Багаев, К. Ю., Белоковыльский, М. С.. Современныйфилософский словарь / В.Е. Кемеров (общ.ред.), Т.Х. Керимов (сост.и ред.). — 3.изд., испр. идоп. — М., 1975. – 864 с.2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Наука, 1968. -464 с. 3. Ильичёв, Л. Ф., Федосеев, П. Н., Ковалёв, С. М., Панов, В. Г. Философский энциклопедический словарь / под ред. Л.Ф. Ильичёва. — М.: Советская энциклопедия, 1983. 4. Кассирер, Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры / Э. Кассирер // Избранное. Опыты о человеке. – М.: Гардарика, 1998. -779 с. 5. Коган, JI.H. Труд и красота / Л.Н. Коган. – М.: Соцэкгиз, 1963. 6. Маслоу, А. Мотивация и личность / Абрахам Маслоу.– 3-е изд.– Санкт–Петербург [и др.]: Питер: Мир книг, 2011.– 351 с. 7. Роджерс, К.Р. Становление личности / Карл Р. Роджерс.– М.: ЭКСМО-пресс, 2001. – 414 с. 8. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. – 272 с. 9. Тронский, И.М.. История античной литературы / И. М.Тронский. – М.: Высшая школа, 1988. 10. Шорохова, Е.В. Социально-психологическое понимание личности / Е.В. Шорохова // Методологические проблемы социальной психологии. – М., 1975. 11. Шпет, Г. Очерки развития русской философии / Г. Шпет. – Петроград: Колос, 1922. Поделитесь с Вашими друзьями: |
dogmon.org
Самопознание — это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.
К сферам самопознания относят выделяемые психологами три уровня организации человека: низший — организм (биологический индивид), далее — социальный индивид (характеризуется способностью овладевать знаниями, умениями, правилами поведения) и личность (характеризуется способностью совершать выбор, строить свой жизненный путь, координировать своё поведение в системе отношений с окружающими людьми).[1]
К областям самопознания относят сознание и бессознательное.[1]
Я-концепция (или образ Я) представляет собой относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе. Эта концепция — результат познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях самых разнообразных реальных и фантастических ситуаций, а также через мнения других людей и соотнесения себя с другими.
Я-концепция характеризуется, помимо прочего, адекватностью или неадекватностью: человек может создать такой образ самого себя (и поверить в него), который не соответствует реальности и приводит к конфликтам с ней; напротив, адекватная Я-концепция способствует более успешному приспособлению к миру и другим людям.[2]
Самопознание как процесс может быть представлено в виде последовательности следующих действий: обнаружение в себе какой-либо личностной черты или поведенческой характеристики, её фиксация в сознании, анализ, оценка и принятие. Целесообразно учесть, что при высоком уровне эмоциональности и непринятия себя самопознание может превращаться в «самокопание», порождающее не объективное знание о себе, а разного рода комплексы, поэтому в самопознании, как и в других делах, важна мера.[3]
Согласно психологу Ю. М. Орлову, эффективное в плане познания себя и саморазвития самонаблюдение невозможно без знания основ психологии чувств и психологии личности. «...Для того чтобы думать о том, как устроена моя обида, мое тщеславие, мой стыд и мой страх, надо прежде всего знать, как вообще «устроены» эти психологические реальности. Поэтому обучение интроспекции (самонаблюдению) предусматривает знание психологических механизмов объектов размышления. Тот, кто знает, как устроена его обида, может сделать ее объектом интроспекции... Тот, кто не знает этого, тот потерпит неудачу, так как он будет воспроизводить в своем воображении лишь образы, вызывающие опять же переживание обиды...»[4]
К наиболее распространённым способам самопознания относятся:
Наиболее широким и доступным способом самопознания считается познание других людей. Давая им характеристики, разбираясь в мотивах их поведения, мы сравниваем себя с другими, а это даёт возможность понять своё отличие от других и то, в чём конкретно оно заключается.[5]
К средствам самопознания относятся:
К специальным средствам познания себя относятся различные современные формы работы психолога:
Самопознание связано с самооценкой личности. В психологии называются три мотива для обращения человека к самооценке:
Уровень самооценки связан с удовлетворённостью или неудовлетворённостью человека самим собой, своей деятельностью. При этом адекватная самооценка соответствует реальным возможностям человека; в завышенной или заниженной — они искажаются.
Самооценку можно выделить такой формулой:
самооценка = успех / притязание
То есть, повысить самооценку можно, либо добившись чего-то (увеличив успех), либо снизив требования к идеалу (притязание). При этом, однако, считается, что человек не может полностью отказаться от притязаний[6].
dik.academic.ru
Самопознание — это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.Самопознание связано с самооценкой личности. В психологии называются [ кто-Я] три мотива для обращения человека к самооценке:
Понимание себя (поиск точных знаний о себе).Повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе).Самопроверка (соотнесение собственных знаний о себе с оценками своей значимости окружающими).
Уровень самооценки связан с удовлетворённостью или неудовлетворённостью человека самим собой, своей деятельностью. При этом адекватная самооценка соответствует реальным возможностям человека; завышенная или заниженная — искажают самооценку.
Самооценку можно выделить такой формулой:
самооценка = успех / притязание
Т. е., повысить самооценку можно, либо добившись чего-то (увеличив успех), либо снизив требования к идеалу (притязание).С раннего детства человек задается вопросом о том, кем он является, пытается разобраться в себе, в своем внутреннем мире. Так начинается процесс самопознания. И это не только созерцание себя, но и наблюдение за своими поступками, мыслями с целью их совершенствования. Ведь познание себя без внутренней работы лишено смысла.
Одним из главных требований к этому является признание собственного невежества и желание обрести это знание. Одним самоанализом невозможно познать себя. Недостаточно и логических рассуждений или иной умственной деятельности. Необходимо пробудить сознание своей Божественной природы и делать это лучше под руководством опытного наставника или Учителя, обладающего знаниями.
Каждый человек — это отдельный мир, который хранит в себе множество загадок. И как сложно постичь внешний мир, так же непросто познать внутренний мир человека. Это очень увлекательная, сложная, но достижимая задача.
Интересен тот факт, что это не разовый процесс, а постепенный. Открывая в себе одну какую-то часть, постепенно человек узнает ещё что-то новое. И в конечном итоге это может занять всю жизнь, делая её невероятно увлекательной.
Для того, чтобы понимать себя, необходимо так же отдавать себе отчёт в том, что движет поступками, каковы внутренние мотивы. Такая оценка должна быть объективной.
С каждым этапом самопознания человек меняет себя, меняет своё отношение к жизни. Он открывает в себе всё новые и новые стороны, новые возможности, о которых не догадывался ранее.
В древних учениях под самопознанием понималось познание своей глубины, в которой открывалась божественная природа человека. Оно объединялось с проработкой душевных состояний. Такое самопознание выводило человека за пределы познания собственного Я.
Чтобы заниматься самопознанием, человек должен иметь не только желание, но и узнать, какие способы самопознания существуют. Это может быть религия, философия, психология, различные медитативные техники или телесные. Важно понимать, к какому результату приводит тот или иной способ познания себя.
Человек должен постоянно развиваться — это ещё одно из важных условий для познания себя. Самопознание постоянно отстаёт немного от объекта познания.
В процессе познания себя важно не принижать свои качества, а также не преувеличивать их. Именно трезвая оценка и принятие себя таким, как есть является залогом для правильного развития личности. В противном случае могут проявиться высокомерие, самоуверенность или наоборот робость, замкнутость, стеснительность. Эти качества станут непреодолимым барьером на пути к самосовершенствованию.
Некоторые философы высоко ценили самопознание. Так Сократ говорил о том, что оно является основой всякой добродетели. Лессинг и Кант утверждали, что это начало и центр человеческой мудрости. Гёте писал: «Как можно познать самого себя? Благодаря созерцанию это вообще невозможно, оно возможно только при помощи действия. Пытайся выполнить свой долг — и тогда ты узнаешь, что в тебе заключено».
Самопознание — это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Формируется постепенно по мере отражения, как внешнего мира, так и познания самого себя. Самопознание присуще только человеку.Если объяснить языком простых, обычных людей самопознание – это познание самого себя для того чтобы знать что ты хочешь. Т.е. кто я? Зачем живу? Есть ли идеальная работа для меня, идеальная семья, идеальный партнер по жизни, идеальный мир и идеальная жизнь для меня? Почему меня не любят? Почему у меня не складываются отношения со сверстниками или с коллегами по работе, или с родителями и т.д.
Думаю, что познание самого себя должно происходить не только на физическом, а и на духовном уровне. Большинство людей в наше время, часто даже не думают ставить цели духовного порядка, наш мир стал очень, если так можно сказать «оденежен, одоллорен», все можно купить за деньги, простите за богохульство, даже священников. Все людские цели чаще всего сводятся к тому, чтобы что-то приобрести, купить.
Человек – изначально существо духовное само низвело себя до материальных потребностей, и оттого страдает, ведь дух угнетён, словно в темнице.Самопознание зарождается и развивается по мере созревания и взросления человека, по мере развития его психических функций и расширения контакта с внешним миром. Самопознание тесно связано с самооценкой личности.
Если рассматривать с точки зрения психологии, то выделяют три основные мотива, которые заставляют обращаться человека к самооценке: 1.понимание себя; 2.повышение собственной значимости; 3. самопроверка.
Уровень самооценки связан с удовлетворённостью или неудовлетворённостью человека самим собой, своей деятельностью. При этом адекватная самооценка соответствует реальным возможностям человека; завышенная или заниженная — искаженная самооценка.
Повысить самооценку можно, либо добившись чего-то (успех), либо снизив требования к идеалу (притязание).
К основным путям самопознания относят• анализ собственной деятельности и поведения на основе сравнения с другими людьми;• самонаблюдение, бывает как внешним, при помощи средств записи видео и аудио, так и внутренним — наблюдение за своими мыслями, чувствами, реакциями на те или иные события;• самоисповедь (внутренний отчёт перед самим собой).
Самопознание реализуется с помощью восприятия и осмысления своего поведения, действий, переживаний, результатов деятельности. Сложность самопознания в его ориентированности на внутренний мир, богатый индивидуально-субъективными, самобытными моментами. Как показывают наблюдения и исследования, зарождается самопознание в детском возрасте. Нарастает вместе с умственным развитием ребенка. Процесс самопознания развивается постепенно, часто неосознанно, и ученик, например, поначалу объясняет факт успешного усвоения данного предмета своим отношением к нему (нравится или не нравится). Развитие самопознания позволяет человеку, познавая свой внутренний мир и переживая внутренние ощущения, понимать его и определенным образом относиться к самому себе, т. е. самопознание — не только рациональный, но и эмоциональный процесс, зачастую неосознаваемое отношение к себе.Чаще всего муки самопознания терзают мыслящих, ищущих, творческих людей. Но не только, многие обычные люди обращаются к самопознанию после переживания кризисной ситуации, например конфликт на работе, в институте, неудачи в личной жизни, потеря контакта с родителями или детьми. Одни пытаются найти готовый ответ, читая разнообразную литературу, просматривая фильмы, советуясь с друзьями, ища поддержки в своей правоте. Другие более зрелые и адекватно оценивающие ситуации (способные посмотреть на нее со стороны) будут стремиться разобраться в себе, понять собственные желания и мотивы своего поведения, отношения к другим. Анализируя себя в конфликтной ситуации будут стремиться найти положительные точки соприкосновения и достичь того положения чтобы в дальнейшем избежать полностью или смягчить конфликтную ситуацию, которая произошла. А кому-то потребуется помощь специалиста по собственному желанию или по совету близких или друзей, в процессе общения с которым будет проводиться работа направленная на самопознание собственного внутреннего мира, для продвижения по пути самосовершенствования, личностного роста, для того чтобы строить гармоничные отношения с самим собой, окружающими людьми и миром.
Если вспомнить все выше изложенное и данные психологической литературы, то процесс самопознание как попытка ответить на вопрос «Кто я?» – есть творение собственной идентичности, индивидуальности.
Самопознание – это встреча со своим бытием, увиденным через знаки и символы культуры. Только благодаря им собственное существование становится понятным и доступным как самому человеку, так и его окружению. Так, через язык самоопределения (дискурсивные концепты) человек обретает самобытие-в-мире: встроенность в мир, сознание себя частью мира.
Этапы самопознания
Первичное самопознание
В процессе самопознания (становления идентичности) выделяют ряд этапов. Первый этап – первичное самопознание – знакомство человека с самим собой через других, окружающих его людей. Это самопознание можно также назвать пассивным, рецептивным и конструирующим, поскольку здесь происходит «доверчивое» восприятие мнения окружающих и создание «Я-концепции», которая полностью формулируется окружающими. На пути первичного самопознания могут возникнуть «проблемы несоответствия», которые исходят как от самого человека, так и от определяющих его людей.
Кризис первичного самопознания
Поэтому рано или поздно наступает второй этап – кризис первичного самопознания, связанный с тем, что появляются несогласованные мнения о человеке, исходящие от разных людей, с тем, что появляются внутренние изменения, которые не вписываются в привычный образ «Я», и т.д. – все это приводит к «когнитивному диссонансу», требующему своего разрешения. Быть может, самопознание в полном смысле – как познание себя самим собой, а не Другим – начинается именно со встречи с опытом, который не умещается в привычную «Я-концепцию». Кризис самопознания приводит также к изменению роли Другого в самопознании. Человек уже не может опираться на Другого, на его определения, человек начинает переходит к самоопределению.
Вторичное самопознание
Таким образом, кризис самопознания инициирует третий этап – вторичное самопознание – изменение представлений человека о самом себе. Это уже активное самопознание, поскольку теперь человек определяет себя сам. Другой в данном случае выступает в качестве образца, модели, он пассивен, он используется лишь как мерка, как эталон или как подтверждающий посредник. Это уже реконструирующее самопознание, поскольку мы имеем дело с переопределением «Я-концепции», которое может состояться только на базе имеющегося представления, когда человек подвергает сомнению истинность своей привычной конструкции. Тогда он переделывает себя в соответствии со своим собственным планом.
В заключении следует сказать, что, по моему мнению, обычно муки самопознания начинаются, когда нет счастья в любви, раз. Не устраивает работа (нет любимого дела), два. Человек утратил здоровье, способность двигаться или узнал о неизбежности скорой смерти, три, и т.п. А самое главное в кризисные периоды развития ребенка, иначе не было бы развития и совершенствования ЧЕЛОВЕКА с большой буквы. Муки самопознания жестоко терзают творческих людей и людей науки, т.к. без них не было бы великих актеров, художников, ученых, великих открытий и жили бы мы в пещерах и т.п.
www.vadimstarov.ru