Тренинг самопознания и саморегуляции "Я-это интересно". Упражнения на самопознание


Тренинг самопознания и саморегуляции "Я-это интересно"

Тренинг самопознания и саморегуляции

Тема тренинга: «Я – это интересно»

Цель тренинга: развитие самопознания, рефлексии в группе, формирование положительного эмоционального климата.

Задачи тренинга:

– формирование и развитие установки на самопознание и саморазвитие;

– овладение навыками практического самопознания;

– преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению;

– самодиагностика и самораскрытие членов группы;

– развитие креативности и формирование необходимой коммуникативной дистанции.

I. Вводная часть

Каждый человек уникален, неповторим, и в каждом из нас есть что-то красивое, положительное. Нужно просто хотеть видеть в людях прекрасное, в первую очередь в нас самих. Положительные суждения о себе и окружающем мире создают приятные ситуации. Сегодня мы попытаемся раскрыть себя, получше разобраться в своей личности, посмотреть на своих товарищей по-другому.

II. Разогрев

Упражнение «Приветствие»

Цель: формирование положительного благоприятного климата в группе.

Время: 5 мин.

Ход упражнения

Каждый участник должен поприветсвовать своего соседа оригинальным способом («своим способом»), при этом приветствия не должны повторяться.

Рефлексия.

III. Основной этап

1. Упражнение «Три имени»

Цель: развитие саморефлексии, формирование установки на самопознание.

Время: 8 мин.

Материалы: карточки, ручки.

Ход упражнения

Каждому участнику выдается по три карточки. На карточках нужно написать три варианта своего имени (например, как вас называют родственники, сослуживцы и близкие друзья). Затем каждый член группы представляется, используя эти имена и описывая ту сторону своего характера, которая соответствует этому имени, а может быть послужила причиной возникновения этого имени.

Рефлексия.

2. Упражнение «Интервью»

Цель: подчеркнуть индивидуальность участников.

Время: 15 мин.

Материалы: микрофон.

Ход упражнения

Инструкция: «Представьте себе, что один из вас – журналист популярной телевизионной программы. Возьмите интервью у вашего собеседника, постарайтесь узнать о нем как можно больше, задав не более 3х вопросов. Задача партнера – дать содержательный, интересный ответ, не откланясь от вопроса».

Рефлексия.

3. Упражнение «Я- великий мастер»

Цель: более глубокое осознание личностного существования.

Время: 10 мин.

Материалы: мяч

Ход упражнения

Участник, получив мяч, должен закончить фразу «Я великий мастер…». Затем, передавая мяч другому участнику, задать вопрос: «А вы, в чём великий мастер?».

Рефлексия

4. Упражнение «Я – подарок всему человечеству»

Цель: полюбить себя и научиться раскрепощаться.

Время: 15 мин.

Ход упражнения

Инструкция: «Представьте, что существует такая номинация, как «Я – подарок всему человечеству», Вам нужно аргументировать и доказать почему именно Вы достойны этой номинации».

Рефлексия.

5. Упражнение «Времена года»

Цель: развитие творческих способностей участников.

Время: 15 мин.

Материалы: листы бумаги (ватман), цветные карандаши / фломастеры.

Ход упражнения

Участники делятся на группы (по времени рождения). Каждая команда должна провести презентацию своего времени года и доказать, что оно лучше остальных сезонов. Это можно сделать при помощи рисунков, песен, танцев. Главная задача – яркая, интересная презентация.

infourok.ru

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ САМОПОЗНАНИЯ ~ Трансерфинг реальности

Познать себя — это, пожалуй, одна из важных задач любого человека. Когда вы делаете это, то понимаете многое о себе, осведомлены о своих достоинствах и недостатках, учитесь правильно реагировать на проблемы и неудачи.

Важно знать ответы на многие вопросы. Вот лишь некоторые из них:

  • О чем я постоянно думаю?
  • Что нахожу значимым?
  • Во что я влюблен?
  • Каковы мои интересы?
  • Каковы мои ценности?
  • Каковы мои убеждения? Каковы мои ограничивающие убеждения?
  • Какие эмоции я обычно испытываю?
  • Как я чувствую себя прямо сейчас и почему?
  • Почему я веду себя так, как веду?
  • Какие маски я надеваю?
  • Какое впечатление на других произвожу?
Если вам сложно ответить на эти вопросы прямо сейчас, следуйте советам ниже.

Примените анализ обратной связи

Всякий раз, когда иезуит принимает важное решение, он записывает, как пришел к этому решению и свои ожидания относительно того, что произойдет. Затем, девять месяцев спустя, он сравнивает фактические результаты с тем, что он ожидал. Этот метод позволяет иезуиту делать следующее:

  • Заметить, что сработало, а что нет.
  • Оценить свой процесс принятия решений.
  • Обратить внимание на любые изъяны в причинно-следственном анализе и на то, как он приходит к заключениям.
  • Применять обратную связь в будущем.
  • Анализ обратной связи помогает выявить, какие навыки иезуит должен развивать дальше.

Уоррен Баффет также применяет анализ обратной связи. Согласно Harvard Business Review, когда он принимает инвестиционное решение, то тщательно излагает причины, по которым вкладывает деньги. Его записи об этом служат для оценки точности своих инвестиционных решений.

Вы можете начать применять анализ обратной связи в своей собственной жизни, чтобы лучше узнать, как принимаете решения, и понять, как улучшить процесс принятия решений. Запишите свои размышления и действия, когда принимаете важное решение, а затем — примерно через девять месяцев — оцените результаты.

Пройдите психометрические тесты

Психометрические тесты могут помочь измерить навыки человека, численные или вербальные способности или их тип личности. Хотя результаты этих тестов не следует воспринимать как факт, они являются хорошим способом больше узнать о себе и повысить самосознание.

Определите свои сильные и слабые стороны

Одна из самых важных вещей, которые вам нужно знать о себе, это ваши сильные и слабые стороны. Это позволит вам сосредоточиться на первом и управлять вторым. Возьмите и прямо сейчас запишите ответ на следующий вопрос: «Каковы ваши сильные стороны?».

Что же касается слабых, вот три подсказки для определения областей, на которые нужно обратить внимание:

  • Спросите себя, чего вы избегаете.
  • Вспомните о своих неудачах. Существует ли что-то общее в них? Какие ваши слабые стороны приводят к этим неудачам?
  • Вспомните каждую полученную оценку, будь то в школе или на работе. Есть ли что-то, над чем вам нужно работать?

Пройдите курс по самопознанию

Курс по самопознанию, по своей сути, является ответом на ваши заданные и еще не заданные вопросы. Вы сможете достичь внутренней гармонии, определить свои ценности, научитесь выстраивать взаимоотношения с другими людьми и применять в жизни многое из того, о чем узнаете.

Попросите обратную связь у друзей

Вы никогда не сможете быть уверенными в том, что понимаете себя или отдельные качества своей личности лучше, чем окружающие люди. По той причине, что на все и сразу обратить внимание невозможно. Да и со стороны многие вещи оцениваются иначе.

Прислушивайтесь к тому, что говорите себе

Подумайте о своих мыслях как о реке, в которой вы плаваете. Время от времени выходите из нее и садитесь на берег. Затем наблюдайте за рекой. Прислушайтесь.

Запишите, что говорит река. Попытайтесь скопировать то, что вы слышите слово в слово. Если вы будете делать это два или три раза в день в течение нескольких дней, то научитесь с огромной точностью понимать, что говорите самому себе каждый день.

Ведите «утренние страницы»

«Утренние страницы» — это упражнение, созданное Джулией Кэмерон в ее книге «Путь художника». Суть его в том, что в течение 15-20 минут вы просто пишете о том, что у вас на уме. По сути, это слова вашего подсознания, когда сознание еще до конца не проснулось.

Маркируйте свои эмоции

Часть самосознания понимает ваши эмоции. Как вы себя чувствуете сейчас? Сколько разных эмоций вы ощущали за последние 24 часа? Какова самая распространенная эмоция в вашей жизни на данный момент?

Определяйте свои эмоции, если вы научитесь делать это, то сможете более адекватно реагировать на то, что происходит вокруг вас.

Имейте четкое видение жизни и миссию

Вы просто выживаете или живете целенаправленно и работаете над созданием той жизни, которую хотите? Люди без самосознания и самопознания обычно попадают в первую группу, в то время как люди, осознающие себя ­— во вторую. Отличный способ начать жить своей целью — создать видение и миссию.

Вот вопросы, на которые нужно ответить для создания видения:

  • Каким будет мое наследие?
  • Какова будет моя жизнь через 5, 10, 15 и 20 лет?
  • Над чем я работаю в долгосрочной перспективе?

Вот вопросы, на которые нужно ответить для создания миссии:

  • Что я делаю?
  • Для кого я это делаю?
  • Как мне это сделать?

Подвергайте сомнению свои автоматические мысли

Зачастую наши автоматические мысли отрицательны и иррациональны. Люди, которые мало знакомы с самопознанием, часто принимают эти мысли как истинные, что искажает их восприятие реальности.

С другой стороны, самопознающий человек осознает когнитивные искажения. Это позволяет ему оспаривать иррациональные мысли и заменять их мыслями, которые более точно отражают реальность.

В качестве иллюстрации, вот три когнитивных искажения, на которые следует обратить внимание:

  • Мышление «Все или ничего»: видеть вещи в черно-белом цвете. Вы раз проиграли и считаете себя неудачником.
  • Ментальный фильтр: вы выбираете одну отрицательную вещь и останавливаетесь на ней исключительно таким образом, чтобы ваше видение реальности искажалось.
  • Удаление позитива: Вы отвергаете положительный опыт, настаивая на том, что он случаен, незакономерен или что-то еще.

Познавайте себя и получайте огромные преимущества от этого.

www.transurfing-real.ru

Простой метод самопознания - практическое упражнение

Есть различные техники и способы, которые преследуют разные цели. Это упражнение на самопознание  способствует познанию себя, что означает, по сути, достижение высшей цели человеческой жизни на Земле. 

Познать себя означает постичь свою истинную природу - природу души, чистое сознание. Согласно Священным писаниям, душа является чистым сознанием, неотъемлемой частицей Бога, она вечна, исполнена знания и блаженства, и всегда чиста. Однако эти качества души (нашего высшего Я, чистого сознания) скрыты иллюзорными отождествлениями с материальным телом, умом, эмоциями и игровыми ролями, которые человек играет в обществе, а медитация как раз позволяет увидеть иллюзорность этих отождествлений. Таким образом, избавляясь от иллюзий, человек может познать себя – свою вечную духовную природу, исполненную знания и блаженства. 

То, что природа человека не материальна, а духовна, доказывается тем фактом, что человек никогда не может удовлетвориться преходящими материальными объектами и удовольствиями. Природа души – это счастье, вечность и знание, и ничто в материальном мире не может стать достаточно хорошим заменителем вечности, счастья и мудрости. Само стремление быть вечно счастливым и мудрым – это стремление к обретению себя, осознанию своей истинной природы. 

Данное упражнение – это довольно простой метод самопознания. Его можно назвать медитацией на разотождествление, то есть устранение иллюзорных отождествлений. 

Упражнение состоит из нескольких шагов, в каждом из которых есть два элемента – наблюдение и размышление. Это несложный метод, который может использовать каждый человек. 

Шаг 1. ОСОЗНАЙТЕ, ЧТО ВЫ НЕ ТЕЛО. 

Это осознание достигается путем наблюдения и размышления. Торопиться не нужно. 

Вы наблюдаете тело, воспринимаете его каким-то образом – с этим фактом не поспоришь. Когда вы осознали, что воспринимаете свое тело, вспоминаем научно доказанный факт из физики – наблюдатель не может быть тем, что он наблюдает. То есть, если вы что-то наблюдаете (воспринимаете), то очевидно, что вы не являетесь этим, иначе не смогли бы это наблюдать. Этот научный факт подтверждается практически всеми религиями, духовными практиками и мудрецами. 

Дальше идут размышления: если я наблюдаю тело, значит я нечто отличное от этого тела. Таким образом достигается осознание «я не тело», после чего может возникнуть логичный вопрос «Кто же я тогда, если не тело?». Это первый шаг в медитации на самопознание. Не следует ожидать, что с первого же раза вы получите полное разотождествление с телом, но уровень осознания по данному вопросу повысится. 

ШАГ 2. ОСОЗНАЙТЕ, ЧТО ВЫ НЕ УМ (НЕ МЫСЛИ).

Выполняется таким же образом – с помощью наблюдения и размышления. 

Ум, думающий механизм, состоит из мыслей. В момент, когда нет мыслей, нет и ума. Вы осознаёте процесс мышления, наблюдая свои мысли, а значит – являетесь чем-то отличным от этих мыслей. 

Желания тоже относятся к уму, так как в нем и возникают. Поэтому вы также можете познать, что, по сути, не имеете ничего общего с желаниями, кроме того факта, что наблюдаете их возникновение и исчезновение. 

Это более сложный шаг, чем первый, потому что природа ума более тонка, чем природа тела (ум и тело состоят из разных энергий). Природа ума ближе к природе души, чем природа грубого материального тела. 

Но просто наблюдая ум, т.е. возникающие мысли, и все чаще осознавая, что наблюдаемое не есть наблюдатель, медитирующий человек углубляется в самопознании, и у него может возникнуть следующий логичный вопрос: «Если я не ум, то кто же я?»

ШАГ 3. ОСОЗНАЙТЕ, ЧТО ВЫ НЕ ЭМОЦИИ

Выполняется точно таким же образом – путем наблюдения и размышления. 

Эмоции тоже относятся к уму, но для удобства их можно рассмотреть отдельно. Эмоции или чувства, как и мысли, появляются и исчезают, и вы можете их наблюдать (воспринимать, осознавать). Просто понаблюдайте, как они появляются, изменяются и исчезают, осознайте их как нечто временное. Они приходят и уходят, как и мысли, а вы остаетесь. И здесь снова возникает вопрос «если я являюсь наблюдателем чувств, а значит, не являюсь ими, кто же я?»

Завершая третий шаг упражнения, медитирующий еще больше погружается в свою истинную природу, и цель данного метода самопознания становится все ближе. 

Итак, получается, что я не тело, я не ум, я не эмоции. Я наблюдаю все эти преходящие вещи. Всё меняется, а я остаюсь наблюдателем. Что же я собой представляю как наблюдатель? 

ШАГ 4. ОСОЗНАЙТЕ, ЧТО ВСЕ ОТОЖДЕСТВЛЕНИЯ ЛОЖНЫ

На данном шаге упражнения человек может подробно разобрать идеи типа «я являюсь духом», «я душа» и другие подобные, которые более или менее понятны для ума, но, по сути, ничего толком не объясняют и удовлетворения не приносят.  

Как бы вы себя не назвали, какие бы характеристики себе ни приписали, этого надолго не хватит – вы будете чувствовать, что здесь что-то не то – так как наблюдатель не является наблюдаемым. Если вы говорите, что вы дух или душа, то кто тогда наблюдет этот дух или душу, кто называет себя этим? 

Все отождествления временны, и потому ложны. Как бы вы себя ни назвали – это все будут временные наблюдаемые ярлыки, создаваемые умом. 

Четвертый шаг – последний в этом упражнении и самый сложный, и ум не сможет завершить его полностью. Самопознание, то есть познание себя как чистого сознания, без ярлыков и самоидентификаций, может произойти, что говорится, по Воле Бога, когда ум зайдет в тупик и отключится ввиду своей некомпетентности в данном вопросе. 

Тогда исчезают все отождествления, вы больше не считаете себя кем-то или чем-то в противоположность чему-то еще.

econet.ru

Сборник психологических игр и упражнений | Игры и тренинги

Сборник психологических игр и упражнений

17.05.2011 23285 3233
Как научить детей сотрудничать?

К. Фопель

Игра 1 (с 8 лет)

Прогноз погоды

Цели: Бывают дни, когда дети (да и учителя) чувствуют себя «не в форме». Может быть, их охватывает уныние, обида или злость, и им хочется, чтобы их оставили в покое. Получив право побыть какое-то время в одиночестве, дети легче приходят в нормальное состояние, справляются со своими чувствами и быстрее включаются в жизнь класса. С помощью этого упражнения учитель дает ребенку понять, что он признает за ним право побыть какое-то время необщительным. В это время другие дети учатся уважать такое состояние души у каждого человека.

Материалы: Бумага и восковые мелки.

Инструкция: Иногда каждому из нас бывает необходимо побыть наедине с самим собой. Может быть, вы слишком рано встали и чувствуете себя не выспавшимися, может быть, что-то испортило вам настроение. И тогда вполне нормально, если другие оставят вас на некоторое время в покое, чтобы вы смогли восстановить свое внутреннее равновесие.

Если с вами случится такое, вы можете дать нам понять, что вам хочется побыть в одиночестве, чтобы к вам никто не подходил. Сделать это можно так: вы можете показать одноклассникам свой «прогноз погоды». Тогда всем будет понятно, что на какое-то время вас нужно оставить в покое.

Возьмите лист бумаги и восковые мелки и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению в таких случаях. Или просто напишите большими раскрашенными буквами слова «Штормовое предупреждение». Таким способом вы можете показать другим, что у вас сейчас «плохая погода», и вас лучше не трогать. Если вы чувствуете, что вам хочется покоя, вы можете положить такой лист перед собой на парту, чтобы все знали об этом. Когда вы почувствуете себя лучше, можете «дать отбой». Для этого нарисуйте небольшую картинку, на которой из-за дождя и туч начинает проглядывать солнце или покажите своим рисунком, что для вас солнце уже светит вовсю.

Пожалуйста, поощряйте использование «прогнозов погоды» детьми, будет очень здорово, если это станет для них привычным. Это сделает атмосферу в классе более гармоничной и научит детей считаться с настроением друг друга. Лучше всего, если Вы сами время от времени будете представлять детям свой личный «прогноз погоды», что позволит им принимать во внимание настроение и душевное состояние взрослого.

Игра 2 (с 9 лет)

Любовь и ярость

Цели: Когда мы испытываем любовь или злобу, это вызывает у нас совершенно различные телесные ощущения. В этой игре дети учатся обращать внимание на свои телесные ощущения в связи с испытываемыми ими сильными чувствами. Одновременно они учатся по мере надобности осознанно вызывать у себя эти чувства. Тем самым они доказывают себе, что в определенной степени могут контролировать собственные эмоции.

Инструкция: Разбейтесь на пары. Встаньте друг напротив друга и выберите, кто из вас будет делать это упражнение первым, а кто при этом будет наблюдателем.

Закрой глаза и представь себе кого-нибудь, кого ты очень любишь. Полностью сконцентрируйся на чувстве любви, пусть оно усиливается. Где это чувство расположено в твоем теле? Какой оно температуры? Какой у него цвет? Какое оно на ощупь? Полностью сконцентрируйся на чувстве любви, которое усиливается все больше и больше. Направь на него все свои мысли и ощущения... (1 минута.)

Теперь открой глаза и выслушай рассказ своего партнера о том, что он при этом наблюдал. Вопросы наблюдателю: Что ты видел? Ты можешь догадаться, о ком с такой любовью вспоминал твой партнер и что он при этом думал?. Поговорите друг с другом о том, что вы при этом обнаружили. Вопросы тому, кто делал упражнение: Где в своем теле ты ощущал любовь? Можешь ли ты как-нибудь описать это чувство? (2 минуты.)

А теперь снова закрой глаза и представь себе человека, который выводит тебя из себя. Полностью сконцентрируйся на чувстве злости. Пусть эта ярость растет. Где в твоем теле располагается это чувство? Какой оно температуры? Какого она цвета? Какова на ощупь поверхность этого чувства? Сконцентрируй все свои ощущения и мысли на этом. (1 минута.)

Теперь открой глаза. Пусть твой партнер расскажет все, что он наблюдал. Что он видел в этот раз? Где в своем теле ты ощущал ненависть? Как ты можешь описать это чувство? (2 минуты.)

Пусть затем дети поменяются ролями в парах, инструкция повторяется.

Анализ упражнения:

§     Какое чувство ты ощущал сильнее – любовь или злость?

§     Есть ли кто-то, кого ты то любишь, то ненавидишь?

§     Почему мы любим других людей?

§     Почему мы иногда сильно злимся на других людей?

§     Что происходит, когда мы чаще испытываем злость, чем любовь?

§     Ты знаешь, как можно прекратить чувство злости?

Игра 3 (с 10 лет)

Копилка хороших поступков

Цели: Дети (как и взрослые) нередко не ценят свои успехи и достижения. Вместо этого они предпочитают помнить о своих ошибках и недочетах, считая, что именно они дают импульс для решения новых задач, которые ставит перед ними жизнь. Поэтому мы предлагаем Вашему вниманию очень важное мероприятие, которое поможет детям завершить школьную неделю приятными переживаниями. Начинайте это упражнение за 5-10 минут до конца последнего урока недели.

Материалы: Каждому ребенку нужны бумага и карандаш.

Инструкция: Мы все хотим достичь в жизни успехов. Может быть, вы хотите стать такими же успешными в своих делах, как ваши родители, а, может быть, даже еще больше, чем они. Большинство людей полагает, что они добьются большего успеха, если постоянно будут подгонять себя, требуя от самих себя быть лучше, быстрее, умнее. И многие из них забывают сделать самый первый и самый важный шаг, лежащий в основе всякого успешного результата. Мы можем считать себя добившимися успеха лишь тогда, когда знаем, в чем именно мы его добились и каким образом мы это сделали. Обычно нам нужно некоторое время на то, чтобы заметить и запомнить свои достижения. Возьмите лист бумаги и запишите три хороших поступка, которые вы совершили в течение этой школьной недели. Мысленно вспомните все хорошее, что вы сделали. Например, выполнили сложное и неприятное домашнее задание, подготовились к трудному уроку, выучили наизусть длинное-длинное стихотворение. Выберите из всего этого три поступка, которыми вы особенно гордитесь и запишите их на листе бумаги. Убедитесь, что вы выбрали именно три пункта. После того, как вы их запишете, похвалите себя одним спокойным предложением за все три события. Например: «Инна, ты на самом сделала это здорово». Затем запишите на свой лист и эту фразу.

На все это у вас есть пять минут.

Такое признание своих достижений мы будем проводить отныне каждую неделю. А тот из вас, кто захочет стать еще более успешным в жизни, может делать следующее. Каждый вечер перед сном ты можешь на пять минут сесть за письменный стол и записать три достойных поступка, совершенные за этот день. Тогда ты почувствуешь удовлетворение, убедишься в своей прилежности и поймешь, что заслужил хороший спокойный сон.

Конечно, вы всегда радуетесь, когда окружающие признают ваши достижения. Но они могут и не замечать всех ваших успехов. Поэтому важно уметь самостоятельно замечать все хорошее, что вы сделали и заслуженно хвалить себя. Это станет залогом ваших новых побед.

Игра 4 (с 9 лет)

Без ложной скромности

Цели: В этой игре дети могут развивать в себе умение вести позитивный внутренний разговор о самом себе. В процессе игры они могут понять какими качествами и способностями они хотели бы обладать.

Материалы: Большой лист бумаги (размера A3 или больше) и восковые мелки.

Инструкция: Обычно всем людям нравится, когда их хвалят. Чья похвала нравится вам больше всего? Говорите ли вы сами что-то хорошее о себе? Что, например?

Когда мы говорим о себе хорошо, это здорово помогает нам добиваться в жизни успеха, переживать сложные ситуации и доводить до конца трудные дела.

Я хотела бы, чтобы вы сейчас подумали о трех вещах, которым вы хотели научиться или которые хотели бы делать лучше, чем сейчас. Выбрав эти три вещи, представьте себе, что вы уже умеете делать их. Сформулируйте это в утвердительной форме. Например: «Я отлично пробегаю стометровку», «Я пишу интересные сочинения», «Я очень хорошо плаваю»...

Теперь возьмите лист бумаги и запишите эти три фразы большими-большими буквами. Возьмите восковые мелки и украсьте буквы, которыми написаны эти предложения. Если захочется, можете взять каждую фразу в красивую рамку.

Пройдите по рядам, пока дети рисуют. Расскажите им что-нибудь о важности добрых слов о себе. О том, как такие слова могут помочь им стать старательнее и добиваться больших успехов. Помогите детям, которые ничего не написали, потому что у них есть какие-то комплексы, связанные с этой темой. Поправьте, если кто-то написал о себе что-то негативное. Поговорите также о том, что часто люди придерживаются установки, запрещающей «набивать себе цену», заставляющей их быть скромными. Подчеркните, что с помощью позитивных слов о себе мы подготавливаем наш будущий успех и что эти фразы могут помочь нам делать сложные вещи.

По завершении упражнения попросите каждого ребенка показать свой маленький плакат классу и громко зачитать то, что на нем написано. Очень полезно организовать этот процесс так, чтобы ребенок при этом прохаживался по классу, обращаясь к конкретным детям, и каждую новую фразу говорил новому ученику.

Попросите детей в конце урока забрать свои плакаты домой и повесить их дома на стену. Чем чаще они будут смотреть на них, тем легче им будет добиться того, чтобы эти слова стали правдой.

Игра 5 (с 8 лет)

Кто я?

Цели: Эта игра предоставляет возможность каждому ребенку выразить себя с помощью рисования своего автопортрета и рассказа о себе. Для детей, так же, как и для взрослых, нет ничего интереснее собственной персоны, поэтому эта игра вызывает большой интерес, к тому же она позволяет детям проявить свое творчество и фантазию. В ней не может быть правильных или неправильных ответов, ведь каждый человек – лучший эксперт самого себя, он знает себя лучше всех. И старшим, и младшим детям это упражнение пойдет на пользу, но особенно оно полезно детям со слаборазвитой рефлексией.

Материалы: Каждому ребенку необходимы бумага, карандаш и восковые мелки.

Инструкция: Представь себе, что у тебя есть друг, который живет в другой стране и с которым ты переписываешься. Он очень хочет побольше узнать о тебе, ему интересно, какой ты, как ты выглядишь, что тебе интересно... Чтобы он получше узнал тебя, ты решил отправить ему свой автопортрет. Нарисуй картину, на которой будет изображена либо только твоя голова, либо ты весь целиком, с головы до пят. Где-нибудь на листе большими буквами напиши свое имя. Например: «Меня зовут Валера». (10 минут.)

Теперь напиши своему другу очень простое стихотворение. Пусть каждая его строчка будет начинаться словами «я», «мой», «у меня» и т.д. Стихотворение не должно рифмоваться и может не иметь правильного стихотворного размера. Ты сам решишь, насколько длинным оно будет. Может быть, оно будет выглядеть примерно так:

Я Валера.Я люблю иногда подурачиться.Я самый старший ребенок в семье.Мой рост – один метр и тридцать пять сантиметров.У меня рыжие волосы.Я обожаю мороженое.

(5-10 минут. По окончании пусть дети покажут свои портреты и зачитают «стихи».)

Анализ упражнения:

§     Хотел бы ты переписываться с кем-нибудь из далекой страны?

§     Как ты думаешь, обрадовался бы твой друг по переписке такому письму?

§     Насколько тебе понравилась эта игра?

§     Чей автопортрет тебе понравился больше всего?

§     Чье стихотворение тебе особенно понравилось?

Игра 6 (с 8 лет)

Самого себя любить

Цели: В этой управляемой фантазии мы учим детей внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя.

Материалы: Для каждого ребенка – один лист упаковочной бумаги и восковые мелки.

Инструкция: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха…

Представь себе зеркало. Громадное-громадное зеркало в светло-красной раме. Возьми платок и вытри зеркало как можно чище, так, чтобы оно все блестело и сияло... Представь, что ты стоишь перед этим зеркалом. Тебе видно себя? Если да, то подай мне знак рукой. (Дождитесь, пока большинство детей подадут вам знак.)

Разгляди свои губы и цвет своих глаз... Посмотри, как ты выглядишь, когда немного покачиваешь головой... Посмотри на свои плечи и грудь. Посмотри, как ты поднимаешь и опускаешь плечи...

Тебе видно свои ноги? Посмотри, как высоко ты можешь подпрыгнуть... У тебя хорошо получается! Теперь представь себе, что твое отражение улыбается и ласково смотрит на тебя...

Посмотри на свои волосы! Какого они цвета? Возьми расческу и причешись, глядя в зеркало перед собой. Причешись, как обычно...

Посмотри в улыбающиеся глаза своего отражения. Пусть твои глаза блестят и светятся радостью, пока ты рассматриваешь их в зеркале. Набери немного воздуха в легкие и надуй немного маленьких светлых искорок в свои глаза... (При этих словах глубоко вдохните и громко и отчетливо выдохните воздух. Повторите свою просьбу к детям добавить блеска в глаза.) Постарайся разглядеть золотое свечение вокруг твоих глаз. Пусть твои глаза выглядят совершенно счастливыми...

Теперь посмотри на свое лицо в зеркале. Скажи самому себе: «Мое лицо улыбается. Я люблю улыбаться. От этого мне становится приятнее». Если твое лицо все еще серьезно, то преврати серьезное лицо в одну громадную и довольную улыбку. Покажи свои зубы зеркалу... У тебя это здорово получилось!

Теперь посмотри на все свое тело в зеркале и увеличь его. Твои плечи пусть станут совсем ровными и прямыми. Постарайся почувствовать, как это приятно – вот так гордо стоять и нравиться самому себе. И, разглядывая себя с ног до головы, повторяй за мной: «Я люблю себя! Я люблю себя! Я люблю себя!» (Произнесите эти слова с большим энтузиазмом и очень эмоционально.) Ты чувствуешь, как это приятно? Ты можешь повторять про себя эти слова всякий раз, когда захочешь почувствовать себя счастливым и довольным. Постарайся прочувствовать всем своим телом, как ты произносишь: «Я люблю себя!». В какой части тела ты ощущаешь это? Покажи рукой на это место, где чувствуешь свое «Я люблю себя!». Хорошо запомни, как в твоем теле отражается твое «Я люблю себя!». Сейчас мы обсудим это.

А теперь ты можешь вернуться снова в наш класс. Потянись, немного напряги и расслабь все свое тело и открой глаза...

Попросите по завершении этой фантазии всех детей хором произнести фразу-подтверждение «Я люблю себя!». Спросите детей, где в своем теле они чувствуют эту любовь.

Затем дети могут нарисовать свой образ. Они могут работать в парах, при этом каждый ребенок рисует контур своего партнера на большом листе упаковочной бумаги. Потом этот контур раскрашивается и превращается в улыбающийся и счастливый портрет. Дети могут отдельные части тела характеризовать позитивными прилагательными. Например: «мои красивые карие глаза», «мои золотые умелые руки» и т.д.

Анализ упражнения:

§     Почему некоторые люди любят самих себя?

§     Почему некоторые люди себя не любят?

§     Почему некоторым людям редко приходят в голову приятные мысли о себе?

§     Что ты можешь сделать для того, чтобы чаще думать о себе хорошо?

§     Что делает тебя счастливым?

Игра 7 ( с 8 лет )

Невидимые помощники

Цели: Совсем маленькие дети еще, как правило, сохраняют способность концентрировать свое внимание на совсем простых вещах и наслаждаться ими в полной мере. Они разглядывают солнечные блики на стекле и прыгают от восторга, наблюдая, как таинственным образом перемещаются солнечные зайчики. Заслышав голоса птиц, они способны полностью сконцентрироваться на этих звуках и наслаждаться этими краткими мгновениями. Маленькие дети – прирожденные оптимисты, лишь с годами они постепенно перенимают у взрослых скепсис и пессимизм. Чтобы достичь больших успехов в жизни и развить у себя высокий уровень самоуважения, нам необходим оптимистический взгляд на жизнь. Это будет сделать проще, если Вы научитесь концентрироваться на приятных моментах жизни, отмечая и запоминая их. Каждый день мы сталкиваемся с приятными событиями гораздо чаще, чем с неприятными. Это легко заметить, если внимательно проанализировать прожитый день, но пессимист концентрируется на своих неприятностях и неудачах и, соответственно, видит весь мир в серых тонах.

В этой игре мы предлагаем детям сконцентрироваться на тех вещах, которые делают их жизнь прекрасной.

Материалы: Колокольчик.

Инструкция: Представь себе, что у тебя есть невидимый помощник, не отстающий от тебя ни на шаг. Всякий раз, когда ты испытываешь что-то приятное, он нежно касается твоего плеча и тихо говорит тебе: «Как прекрасно!» Конечно, такой невидимый помощник не нужен тебе, чтобы замечать и без того бросающиеся в глаза приятные мгновения твоей жизни. Например, ты и сам без посторонней помощи можешь насладиться отменой занятий в школе. Да и когда ты в жаркий день ешь порцию своего любимого мороженого, тебе не нужно посторонней помощи, чтобы всласть порадоваться этому. Но тебе понадобится помощь твоего невидимого помощника, чтобы наслаждаться теми важными, но неуловимыми вещами, которые ежечасно и постоянно происходят с нами и делают жизнь прекрасной и удивительной. Можно, например, порадоваться теплым лучам солнца, получить облегчение после глубокого и сильного вздоха, услышать доброе слово одноклассника, увидеть улыбку друга и так далее. Невидимый помощник может обратить твое внимание на все эти маленькие радости жизни, чтобы ты успел насладиться ими. Чем больше ты наслаждаешься каждым мгновением своей жизни, тем счастливее ты станешь.

Давайте проверим, насколько вы поняли мои слова. Ведь это так просто, и все же все эти ворчуны и пессимисты на своем жалком примере показывают всем нам, как необходим в жизни такой невидимый помощник, вновь и вновь шепчущий нам на ухо: «Как прекрасно!»

Встаньте, пожалуйста, и начните медленно бродить по классу...

Представь себе, что невидимый помощник ходит рядом с тобой и каждый раз кладет свою руку тебе на плечо, как только ты замечаешь нечто красивое и приятное. Почувствовав руку на своем плече, ничего не произноси вслух, просто подойди к моему столу и позвони в колокольчик. И снова броди по классу в ожидании момента, когда еще что-нибудь приятное привлечет твое внимание. (5-10 минут.)

Попросите детей после этого рассказать обо всем, что их обрадовало.

И пусть весь сегодняшний день твой невидимый помощник незримо следует за тобой. Постарайся заметить все эти маленькие радости, на которые укажет тебе помощник-невидимка. Завтра я расспрошу вас обо всем, чему вы порадуетесь сегодня.

Анализ упражнения:

§     Какие прекрасные звуки тебе удалось услышать?

§     Какие прекрасные образы ты смог увидеть?

§     Удалось ли тебе почувствовать какой-нибудь приятный вкус?

§     Почувствовал ли ты прекрасные запахи?

§     Прикасался ли ты к чему-нибудь приятному на ощупь?

§     Совершал ли ты такие движения, которые были бы приятны твоему телу?

§     Слышал ли ты приятные слова?

Игра 8 (с 8 лет)

Цветок

Цели: У каждого ребенка есть потребность чувствовать себя для кого-то ценным. В этом кратком путешествии в мир фантазии мы можем подарить детям символ внутреннего покоя и доверия самим себе.

Инструкция: С какими чувствами вы начали сегодняшний день? Что вы хотели от него? Бывают ли у вас такие дни, которые начинаются не столь хорошо? Чего вам не хватает в такие дни? Я хочу пригласить вас в путешествие в страну фантазии, во время которого я покажу вам, как можно вызывать у себя приятные ощущения.

Сядь поудобнее и закрой глаза. Сделай три глубоких вдоха и выдоха ...

А теперь представь себе какой-нибудь цветок, куст или дерево с прекрасными бутонами. Выбери какое-нибудь любое растение, цветы которого тебе нравятся... Внимательно рассмотри его, его листья, цветы и еще нераспустившиеся бутоны...

Представь теперь, что ты – один из этих нераспустившихся бутонов. Посмотри на плотную оболочку вокруг себя, постарайся почувствовать, как тебе хочется, чтобы эта оболочка раскрылась и ты бы потянулся навстречу теплому солнечному свету...

А теперь ты можешь представить себе, как твой бутон постепенно раскрывается. Постарайся почувствовать аромат этого цветка... Рассмотри цвет его лепестков... Посмотри, как ярко они сияют... Если хочешь, можешь понаблюдать, как мимо проходят дети и взрослые и восхищаются таким прекрасным цветком. Слышишь, они говорят: «Какой красивый цветок! Он так нравится мне!» Восхищайся и ты этим цветком, повторяя про себя: «Я хочу очень хорошо запомнить его. Я хочу, чтобы моя жизнь стала такой же прекрасной и яркой». Ты чувствуешь, как приятно смотреть на этот цветок? Возьми это приятное чувство и помести в какую-нибудь часть своего тела. Например, ты можешь вдохнуть это чувство и поместить его в район солнечного сплетения...

А теперь потянись, расслабься, открой глаза и вернись к нам в класс бодрым и отдохнувшим.

Если хотите, Вы можете положить в центре класса лист ватмана и сказать группе: «А теперь давайте быстро нарисуем волшебное дерево, на котором будут расти все те разнообразные и прекрасные цветы, которыми вы были». Нарисуйте сами волшебное дерево, и пусть каждый ребенок пририсует свой цветок к одной из его веток.

Анализ упражнения:

§     Какое растение ты себе представил?

§     Ты можешь рассказать о себе как об этом растении, от первого лица?

§     Можешь ли ты описать свой аромат?

§     Бывает ли, что кто-нибудь восхищается тобой?

§     Есть ли на свете люди, от которых ты очень ждешь восхищения тобой? Кто это?

§     Можно ли сказать, что «каждый человек – это чудо»?

§     Чей цветок тебе понравился?

Игра 9 (с 9 лет)

Любовь и злость

Цели: В ходе этой игры дети могут обратить внимание на то, что по отношению к одним и тем же людям они одновременно испытывают и позитивные, и негативные чувства. Кроме того, они могут научиться не поддаваться этим чувствам целиком, а ощущать и любовь, и злость, сохраняя при этом глубокий контакт с другим человеком.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один общий круг и закройте глаза.

Представь себе, что сейчас ты разговариваешь с кем-нибудь, на кого ты рассердился. Скажи этому человеку, за что ты на него рассердился. Может быть, он не выполнил своего обещания или не сделал того, что ты ожидал от него. Поговори с этим человеком про себя, так, чтобы никто не мог тебя услышать. Скажи очень четко и точно, на что именно ты рассердился. Если, к примеру, ты рассердился на своего младшего братишку Федьку, то можешь сказать ему: «Федя, меня выводит из себя, когда ты рисуешь всякие каракули в моей тетради». Если ты рассердился на свою сестру Соню, можешь сказать ей, например: «Я весь дрожу от злости, когда ты проходишь через мою комнату и по дороге разбрасываешь все мои вещи и игрушки». Если ты рассердился на своих родителей, скажи им тоже как можно точнее, чем они тебя прогневили: «Мама, меня очень обижает, что ты заставляешь меня опять выносить мусорное ведро, тогда как Маша и Ира могут вовсе не помогать тебе». (1-2 минуты.)

А теперь скажи человеку, с которым ты разговаривал, что тебе в нем нравится. Скажи об этом тоже как можно конкретнее. Например: «Федя, мне очень нравится, что когда я прихожу из школы, ты бросаешься мне навстречу и радостно обнимаешь меня» или: «Мама, мне очень нравится, когда перед сном ты читаешь мне сказки». (1-2 минуты.)

А теперь подумай немного о том, кто в классе тебя иногда злит. Представь, что ты подходишь к этому человеку и четко и конкретно говоришь ему, чем именно он тебя вывел из себя... (1 минута.)

Теперь мысленно подойди к этому ребенку вновь и скажи ему, что тебе нравится в нем. (1 минута.)

Теперь ты можешь снова открыть глаза и оглядеть круг. Внимательно посмотри на других детей. А сейчас мы можем обсудить, что каждый из вас пережил в своем воображении.

Если Вы заметите, что кто-то из детей допускает обидные замечания в адрес кого-то из присутствующих или отсутствующих в классе, тут же потребуйте, чтобы он сказал в адрес этого же человека что-то позитивное. Также внимательно отслеживайте, чтобы дети выражали свою злость или обиду без обобщений и оценок, то есть, чтобы никто не говорил ничего типа: «Ты дурак!». Допустимо только выражение своих чувств в отношении другого ребенка в виде описания фактов и чувств, например: «Я обижаюсь, когда ты рисуешь своим фломастером на моей парте». Таким способом дети могут ощутить свои негативные эмоции и скрывающуюся за ними энергетику. Благодаря содержательно точному называнию причин своей злости или обиды дети могут заметить, что отвергают не всего человека, а только определенный способ его поведения. Когда гнев точно сфокусирован, ребенок не подпадает столь сильно под его воздействие.

Анализ упражнения:

§     Как ты себя чувствуешь, когда не говоришь другому о том, что ты рассердился на него?

§     А как ты себя чувствуешь, когда сообщаешь ему о том, что ты рассердился?

§     А можешь ли ты выдержать, если кто-нибудь скажет тебе, что он рассердился на тебя?

§     Есть ли такие люди, на которых ты никогда не сердишься?

§     Есть ли такие люди, которые никогда не сердятся на тебя?

§     Почему так важно точно говорить, на что именно ты рассердился?

§     Когда твой гнев проходит быстрее, когда ты замалчиваешь его, или когда ты о нем рассказываешь?

 

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.На странице приведен только фрагмент материала.

tak-to-ent.net

формирование и развитие установки на самопознание и саморазвитие

ТРЕНИНГ САМОПОЗНАНИЯ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

1)Программа тренинга

Задачи тренинга:

-формирование и развитие установки на самопознание и саморазвитие,

- овладение навыками практического самопознания;

- развитие личностно значимых качеств: рефлексии, эмпатии и гибкости установок;

- преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению.

Тренинг состоит из 2-х занятий по 1,5 часа каждое.

Занятие первое

Назначение:

- создание благоприятных условий для работы группы;

- создание атмосферы искренности и доверия;

- ознакомление участников с основными правилами и принципами тренинга;

- принятие правил групповой работы;

- самодиагностика и самораскрытие членов группы;

- развитие креативности и формирование необходимой коммуникативной дистанции.

Многих людей волнует вопрос: «Что есть истинное Я?». По мнению Карла Роджерса, американского психолога гуманистического направления, проблемы каждой личности сводятся к обретению ими своего истинного Я, осознания своей сущностной природы. Роджерс вводит понятие полностью функционирующей личности, которое является синонимом оптимальной психологической зрелости, оптимального психологического здоровья:

- осознание собственной ценности для мира и вытекающее из него самоуважение, независимо от каких-либо условий;

- доверие своему организму, своим внутренним побуждениям и интуитивной оценке, которые приводят личность не к раздумьям о том, чего она сделать не может, а к мыслям о том, что она может и должна сделать, чтобы достичь полной самореализации;

- быть «здесь и сейчас», открытость своему опыту в каждый момент своей жизни;

- открытость своим переживаниям, стремление разрушить те защитные механизмы, внутренние заслоны, чтобы стать открытым своим нередко противоречивым чувствам: страха, неуверенности в себе, а в следующий момент – внутренней силы, мужества.

Овладению навыками самопознания и должен послужить предлагаемый тренинг.

I. Знакомство. "Ассоциации"

Назначение:

- развитие ассоциативной памяти для запоминания имен;

- психологическое раскрепощение с целью создания благоприятного климата в группе.

Участникам предлагается назвать свое имя и добавить к нему личностное качество, начинающееся на ту же букву, что и его имя, например: «Татьяна – творческая», «Ольга – обаятельная», «Дмитрий – деловой», «Никита – настойчивый». Затем каждый участник произносит свое имя, прибавляя к нему придуманное качество. Причем каждый следующий участник сначала повторяет то, что говорил до него предыдущий участник. Упражнения, направленные на раскрепощение членов группы, снятие напряжения и сокращение эмоциональной дистанции.

2. Упражнение «Водилочки»

Назначение:

- психологическое раскрепощение с целью создания благоприятного климата в группе;

- формирование у членов группы установки на доверие и взаимопонимание. Участникам нужно разделиться на пары: один будет ведомый, а другой ведущий. Ведомый закрывает глаза, а ведущий становиться позади него, берет его за плечи или за талию и медленно ведет, осторожно обходя все препятствия (стулья и тд.). Упражнение проводится в сопровождении тихой приятной музыки. Через 5 минут ведомый и ведущий меняются местами.

Рефлексия: по окончании упражнения участники рассказывают о том, как они себя ощущали в той и другой ролях.

Упражнения на углубление процессов самораскрытия, развития умений самоанализа и преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению.

3. Упражнение "Зеркало"

Назначение:

- развитие осознания "языка" собственного тела и телодвижений;

- развитие эмпатии и рефлексии.

Участники делятся на пары и встают лицом друг к другу. Один - ведущий, другой – ведомый.

Ведущий начинает делать медленные движения руками, ногами, туловищем под музыку. Ведомый отражает движения партнера - как зеркальный образ. Через 5 минут меняются ролями.

По окончании задания участники делятся своими ощущениями. На упражнение отводится

15 минут. 4. Упражнение "Давай меняться!"

Назначение:

- формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики;

- выявление значимых личностных качеств для совместной тренинговой работы;

- углубление знаний друг о друге через раскрытие качеств каждого участника. Каждому участнику предлагается написать на листе бумаги в два столбика свои положительные и отрицательные качества. Все делятся на пары: «продавец» и «покупатель». «Продавец» принимает какое-либо человеческое качество или его часть (из списка качеств «покупателя»), от которого хочет избавиться «покупатель», и меняет его на то качество (из своего набора качеств), которое хочет приобрести «покупатель». Например, кому-то не хватает для эффективной жизни красноречия, и он может предложить за него какую-то часть своего спокойствия и уравновешенности.

Через 7 минут меняются местами. На упражнение отводится 20-25 минут.

По окончании задания подводятся итоги и обсуждаются впечатления. 5. Упражнение "Тележка"

Назначение:

- формирование творческого воображения;

- формирование умения абстрагироваться;

- умение работать в команде и способность найти свое место в ней.

Участникам необходимо составить между собой упряжку лошадей с возницей и тележкой. Нужно распределиться, кто будет возницей, лошадьми, тележкой, колесами, пассажирами этой тележки и т.д.

На упражнение отводится 15 минут.

По окончании задания участники делятся своими ощущениями.

Заключительная часть занятия

6."Позиция"

Назначение:

- рефлексия взаимооценочных позиций участников тренинговых занятий.

1. Участники образуют 2 круга: внутренний и внешний. Внешний круг движется, внутренний остается на месте. Находящиеся во внешнем круге высказывают свое впечатление о партнере по внутреннему кругу, начиная с фразы "Я хочу тебе сказать…", "Мне нравится в тебе…". Через 2 минуты внешний круг смещается на одного человека и т.д.

Занятие второе

Назначение:

- закрепление тренингового стиля общения;

- совершенствование навыков самоанализа и самовыражения;

- формирование умения слушать и давать "обратную связь". 1.Упражнение "Приветствие" В начале второго дня участники группы обмениваются мнениями и впечатлениями о предыдущем дне. Ведущий предлагает группе вопросы для обсуждения (вопросы могут носить как открытый, так и закрытый характер). Например:

1. "С каким настроением вы сегодня пришли на занятие?"

2. "Хотелось ли вам сегодня прийти в группу?" "Чего вы ждете от сегодняшнего занятия?"

3. "Чем вызваны затруднения, с которыми вы вчера встретились?"

Довольно часто взрослые люди, которыми вы уже и являетесь, очень озабочены тем, что другие о них думают. Альберт Эллис, автор рационально-эмотивной терапии, ввел понятие иррациональных идей. Иррациональные идеи – это наши ожидания по поводу того, чего другие люди ждут от нас, и наши ожидания по поводу того, какими должны быть другие люди и мир в целом. Важным является то, что это такие ожидания, в которые мы твердо верим, и поэтому, если они не оправдываются, это у нас вызывает всплеск эмоций – как правило, отрицательных.

Давайте приведем примеры таких иррациональных идей, или долженствований: «Я должен (должна) всегда быть на высоте». «Я должен нравиться». «Я должен брать ответственность на себя» и т.д.

  1. Упражнение «Я должен…»
Назначение:

- рефлексия собственных неадаптивных и иррациональных способов интерпретации событий, вызывающих отрицательные эмоции.

Каждому участнику предлагается на листе бумаги столбиком сформулировать собственные иррациональные идеи, долженствования.

Например: «Я всегда должен быть успешным», «Я должен всем нравиться», «Я никогда не должен расслабляться» и т. д.

По окончании задания участники делятся своими ощущениями. На упражнение отводится 20 минут. 2. Упражнение "Найди эмоцию"

Назначение:

- вызвать у другого человека эмоцию, причем незаметно для него самого;

- формирование у членов группы установки на взаимопонимание.

Участники объединяются в группы по 3-5 человек. Каждая команда выбирает себе целевую персону из другой команды. Так, команда А выбирает себе целевую персону из команды Б, команда Б – из команды С, а команда С – из команды А. Каждой команде выдается на листке бумаги свое задание. Например, «Вызвать любопытство», «Вызвать смех», «Вызвать скуку». Ваша задача – вызвать у целевой персоны определенные эмоции.

На упражнение отводится 20 минут.

Рефлексия: по окончании задания участники делятся своими ощущениями.

  1. Упражнение "Без маски"
Назначение:

- снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности;

- формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности "я".

Каждому участнику дается карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. Если остальные члены группы почувствуют фальшь, участнику придется брать еще одну карточку.

Примерное содержание карточек:

"Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня..."

"Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это ..."

"Иногда люди не понимают меня, потому что я ..."

"Верю, что я ..."

"Мне бывает стыдно, когда я ..."

"Особенно меня раздражает, что я ..." и т.п."

На упражнение отводится 15 - 20 минут.

  1. Упражнение "Образ Я"
Назначение:

- более глубокое осознание личностного существования;

- соединение вербального и невербального компонентов выразительности самооценочной позиции.

Каждому участнику предлагается произнести слово "Я" с только ему присущей интонацией, мимикой, жестами. Нужно сделать это так, чтобы одним словом как можно полнее выразить восприятие своего "Я", свою индивидуальность и свое место в мире.

На упражнение отводится 10-15 минут.

  1. Упражнение "Комплименты"
Назначение:

- отработка навыков эмпатии и новых способов поведения;

- формирование умения делать комплименты и создавать позитивные установки друг на друга.

Участникам дается задание: «Вы можете спокойно передвигаться по комнате, подходить к любому члену группы и обмениваться комплиментами, добрыми пожеланиями. Таким образом, обойдите всех участников тренинга».

Для этого упражнения желательно использовать лирическую музыку.

На упражнение используется 20 минут.

6. Получение обратной связи по двум дням тренинга.

Ведущий задает участникам вопрос: «Чем были эти два дня для каждого из нас?» Он старается записывать высказывания участников. После того, как все из них выскажутся, психолог может резюмировать идею о том: «Что же есть истинное Я?» высказыванием известного психолога, основателя гуманистической психологии, Карен Хорни: «Человек, просто такой, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, начинает понимать, что не обязательно быть экстраординарным, чтоб обладать какой-то ценностью».

Поделитесь с Вашими друзьями:

dogmon.org

Упражнение на самопознание "4 квадрата"

4-kvadarataНаверняка ты задумываешься о том, какой ты – какие у тебя качества, достоинства, что в тебе притягивает или раздражает окружающих. Чтобы лучше понять себя и проанализировать свои особенности, выполни психологическое упражнение «Четыре квадрата».

Возьми лист бумаги и раздели его на четыре квадрата. В углу каждого из них поставь цифры 1, 2, 3, 4 – как на рисунке справа.

1)      В квадрате №1 напиши пять своих положительных черт. Можешь назвать их одним словом, например, «дружелюбный», или описать подробнее – «я умею готовить».

2)      Перейди к квадрату №3. Заполни его, указав такие личные качества, которые тебе в себе не нравятся. Не стесняйся и будь искренним, выполняя это задание, – никто ведь не увидит таблицу с квадратами, если только ты сам не покажешь.

3)      Следующий этап: посмотри еще раз на характеристики в квадрате №3 и переформулируй их таким образом, чтобы вместо негативных они выглядели позитивными. Переделанные с отрицательных на положительные свойства запиши в квадрате №2.

Скажем, у тебя написано, что ты «жадный». Подумай, что в этом хорошего? Возможно, то, что ты бережно относишься к деньгам, не переплачиваешь и не тратишь попусту, ценишь вещи. Чтобы тебе легче выполнить задание, представь, что список с твоими недостатками видит человек, который тебя любит и не согласен с тем, что у тебя есть негативные особенности. Вспомни – когда мы влюблены, недостатки возлюбленных кажутся нам достоинствами. Посмотри на себя глазами влюбленного в тебя человека или мамы, которая тебя обожает.

4)      Возвратись к квадрату №1 с пятью положительными качествами и переделай их на отрицательные, записав в квадрате №4. Снова может помочь воображаемый человек, который тебя настолько не “переваривает”, что в штыки воспринимает любые твои слова и действия, и все его в тебе категорически не устраивает. Даже то, что ты «белый и пушистый», дико раздражает. К примеру, ты считаешь себя «добрым». Что же плохого в доброте? Иногда под ее видом удобно совершать манипуляции и вынуждать людей делать то, что нужно «добренькому»: «Я тебе помог – теперь верни-ка мне должок».

Заполнил четыре квадрата? Молодец. Закрой ладонью квадраты 3 и 4, и посмотри на квадраты 1 и 2. Приятно? Еще бы – столько положительных характеристик! Многие мечтают о таком сыне/дочери, друге/подруге, внуке/внучке, брате/сестре и т.д.

Теперь, наоборот, прикрой квадраты 1 и 2, и взгляни на квадраты 3 и 4. Неприятно? Не хочется общаться с такой личностью.

Затем убери ладонь и посмотри на лист бумаги с квадратами в целом. Все эти качества – твои. Одни и те же характеристики описаны с разных сторон – глазами друга и врага. Нарисуй круг на пересечении квадратов и напиши в центре «Я». Недостатки – продолжение наших достоинств, равно как и достоинства найдутся в недостатках. В одних ситуациях определенное качество окажется уместным и полезным, а в других – нет.

Ты сам выбираешь, как относиться к себе. Если видишь только квадраты 3 и 4 – негатив, то будешь себя презирать, ругать, ненавидеть.

Если ты стараешься увидеть квадраты 1 и 2 – позитив, ты будешь уважать, ценить и принимать себя.

От того, как ты к себе относишься, зависит, как тебя воспринимают окружающие, и какими ты видишь их.

Упражнение «4 квадрата» полезно проделывать, если у тебя с кем-то конфликт. Попробуй пересмотреть то, что тебе не нравится в «противнике», переформулировать его качества с отрицательных на положительные. Это поможет наладить контакт, разрешить сложную ситуацию. Также постарайся увидеть себя глазами «противника» – иногда это позволяет понять, где и из-за чего произошло недопонимание. Тогда легче восстановить доверие и доброжелательные отношения.

pomoschryadom.ru

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ САМОПОЗНАНИЯ — Мегаобучалка

Каждому участнику группы предлагается назвать свое имя, придумать себе еще одно (ласковое) и на невербальном уровне выразить чувство любви к себе (жестами, интонацией, тембром голоса).

„Самокритика". У каждого человека есть свое собственное представление о том, что делает его уникальным, неповторимым, отличает от других. При этом невольно возникает вопрос, разделяют ли окружающие его мнение о самом себе, видят ли его другие таким, каким он сам видит себя. В упражнении выясняется этот вопрос. Участники берут листы бумаги, подписывают их, разделяют на три полосы по вертикали.

1-я графа. „Кто я?". 10 слов-эпитетов. Ответы записываются быстро, точно в той формулировке, в какой они приходят в голову.

2-я графа. „Как на этот вопрос ответили бы ваши родители, знакомые?" (можно выбрать одного из них).

3-я графа. На этот же вопрос отвечает кто-то из группы. Кто именно, участник определяет сам.

Затем каждый забирает свой листок, сравнивает ответы. Выделяет, в чем сходство характеристик. Можно выделить доминирующую линию поведения — она повторяется во всех трех характеристиках. Подсчитывается количество совпадений. По количеству совпадений можно предполагать степень открытости человека.

При обсуждении следует обратить внимание на то, что не всегда открытость человека в общении говорит о его личностной открытости. Обсудить, когда легче общаться с человеком: когда он „открыт" или „закрыт"?

3. Выписать по порядку 10 слов, фраз, которые характеризуют участника. Проранжировать эти характеристики от наиважнейшей (1 балл) до наименее важной (10 баллов). Проанализировать, что относится к положительным качествам, что к отрицательным, сколько нейтральных (ролевых).

Выделить 2 качества, которые ваш друг счел бы наиболее присущими вам, и 2, которые он считает наименее характерными. Совпадает ли его мнение с вашим? Можно предложить знакомому заполнить 10 пунктов по тому же образцу. Сопоставить результаты.

Выбрать отрицательные самохарактеристики и переформулировать их так, чтобы сделать позитивными (у меня мало друзей — я дружу с немногими, но верными и надежными людьми).

4. „Проективный рисунок". Всем предлагается выполнить 2 рисунка: „я такой, какой есть" и „я такой, каким хочу быть". На выполнение дается 5 минут. Рисунки не подписываются. Техническая сторона рисунка не важна.

Все рисунки раскладываются вместе в центре комнаты. Произвольно выбрать один. Поставить его, чтобы всем было видно. Теперь каждый по очереди рассказывает, что он видит на рисунке — не формальное описание, а свои ощущения от рисунка: каким, по его мнению, человек, нарисовавший себя, видит себя, что хотел бы изменить в себе. Все высказываются по очереди. При этом автор рисунка не объявляет себя. После того как все желающие выскажутся, можно попытаться определить, кто автор рисунка. Затем автор объявляет себя, рассказывает, что он хотел выразить своим рисунком, отмечает наиболее понравившиеся ему реплики. Таким образом обсуждаются все рисунки.

При обсуждении отметить тех, чьи интерпретации понравились авторам рисунков.

5. „Инвентаризация". Мы привыкли считать, что работа над собой или самосовершенствование предполагает анализ ошибок и борьбу со своими слабыми сторонами. Однако есть одна не менее (если не более) важная сторона работы над собой. Она заключается в обнаружении в себе друга и помощника. У каждого из нас есть сильные стороны, но обнаружить их в себе оказывается порой довольно нелегко. Некоторые люди даже полагают, что не обладают никакими качествами, которые могли бы послужить для них внутренней опорой. Как ни странно, большинство людей не умеют думать о себе в позитивном ключе. Давайте попробуем. Каждый член группы расскажет о себе очень коротко — о своих сильных сторонах, о том, что он любит, ценит, принимает в себе, о том, что дает ему уверенности в себе, доверия к себе в разных ситуациях.

Не обязательно говорить только о положительных чертах характера. Важно отметить то, что является или может явиться точкой опоры в различные моменты жизни. Не умаляйте своих достоинств, говорите прямо, без обиняков, без всяких „но", „если" и т. д.

Упражнение выполняется всеми по очереди.

6. „Самое хорошее и самое плохое". На листе бумаги в столбик выпишите 5 самых приятных событий в вашей жизни; после каждого пункта отметьте, благодаря кому произошло это событие. Выпишите 5 неприятных событий из вашей жизни; после каждого пункта отметьте, из-за кого или из-за чего произошло это событие.

При обсуждении полученных результатов, обратить внимание на следующее:

— какие события вспомнились легче;

— из-за кого произошло большее количество событий (приятных, неприятных) от общего числа.

Произвести подсчет. Общее число событий — А. События, которые произошли „благодаря мне" — X. Найти отношение: (Х:А) х 100%.

Полученное число — это степень зависимости вашей жизни от ваших желаний, от вас самих. В процессе обсуждения можно обговорить такие словосочетания, как „не могу" и „не хочу". „Не могу" — „что же мешает?" Лучше это разбирать на каком-либо конкретном примере, предложенном участниками. Обсуждается проблема: мера ответственности человека за свою жизнь, эффективность общения с другими людьми.

7. „Конфликт в транспорте". В классе устанавливаются два стула рядом, имитируя парные сиденья в автобусе, один стул устанавливается впереди. Два участника уходят за дверь и там получают инструкцию ведущего: «Сейчас вы войдете в автобус, вам нужно поговорить. Постарайтесь сесть вместе». Третий участник упражнения занимает одно из двух спаренных мест, получив от ведущего инструкцию: «Ты освободишь это место, когда почувствуешь, что хочется это сделать. Ориентируйся на собственное внутреннее состояние». Перед остальными участниками ставится задача — быть наблюдателями того, что произойдет в „автобусе", и сделать анализ происходящего.

Произошедшее анализируют участники „дорожно-транспортного" конфликта, затем — зрители. Примерные вопросы для анализа.

Почему он (она) все-таки уступил (а) свое место?

Были ли моменты, когда тебе хотелось освободить это место?

Опиши чувства, которые ты испытывал.

Чей способ решения задачи был наиболее успешен?

Что именно было причиной успеха?

Вариант.

Работа в группах. Учащиеся делятся на группы по 3—5 человек по случайному принципу. Для этого можно использовать разноцветные квадратики, различные символы.

Каждая из групп получает задание: в течение 3—4 минут показать сценку „Конфликт в транспорте". Время на подготовку 3—5 минут.

Примерные вопросы для анализа.

Что было общего во всех сценах (чем они были похожи)? Какие слова (интонации) наиболее часто встречаются в подобных ситуациях? Что, на ваш взгляд, стало причиной данного конфликта?

megaobuchalka.ru