Что такое эмпатия в психологии и как ее развить? Упражнения на эмпатию


10 упражнений для развития эмпатии

Эмпатия — это осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека. Это значит, что вы распознаете чувства и эмоции других людей, умеете утешать и помогаете им выходить из сложных психологических и эмоциональных состояний.Преимущества эмпатии

  • Эмпатия объединяет людей. Когда к человеку относятся с эмпатией, он склонен отвечать взаимностью. Если вы эмпатичны, люди тянутся к вам: вы можете стать отличным лидером.
  • Эмпатия исцеляет. Негативные эмоции разрушают психику и физическое здоровье человека, в то время как проявление эмпатии помогает заживить раны.
  • Эмпатия создает доверие. Любой, даже самый недоверчивый человек, начинает доверять вам со временем, если вы проявляете к нему живой интерес и понимаете, что он чувствует.
  • Эмпатия несовместима с критикой. Большинство людей постоянно критикует близких, не задумываясь о том, как это ранит их самолюбие. Если вы развиваете эмпатию, то начинаете понимать, что нужно и чего не нужно говорить.

Большинство современных профессий требуют развитой эмпатии. Но даже если вы программист или строитель, вы все равно хотите учиться строить хорошие взаимоотношения с другими людьми. Можно ли научиться быть эмпатичным?

Психолог Дэниел Киран представляет десять упражнений на развитие эмпатии для детей и взрослых. Некоторые задания требуют помощи со стороны других людей, остальные же вы можете выполнять сами.1. Создание вашего эмоционального словаряОписание: лидер (ведущий) представляет упражнение, сообщая, что создание словаря для разных эмоций и ощущений поможет создавать эффективные предложения для выражения чувств. Большой список эмоций вы можете найти в интернете — психологи насчитывают от 200 до 500 эмоциональных состояний.

Эмоции можно разделить по категориям на позитивные, болезненные (негативные) и нейтральные. Позитивной может считаться счастье, возбуждение, умиротворенность, спокойствие, надежда. Негативной — страх, злость, вина, грусть, пустота, заниженная самооценка, отчаянье. Нейтральной — удивление, любопытство, интерес.

В свою очередь болезненные эмоции можно разделить на тяжелые и легкие. Тяжелыми могут быть гнев, фрустрация, раздражение, в то время как легкие — это печаль, вина, пустота, низкая самооценка.

Если вы выполняете упражнение сами, то возьмите лист бумаги и запишите все эмоции и ощущения, которые переживаете на протяжении дня. Для этого сначала точно определите, какой деятельностью вы занимаетесь. Например: проснулся, привел себя в порядок, сделал зарядку, оделся, почувствовал запах кофе, ехал на работу, услышал спор людей, услышал смех людей, вошел в комнату, сел за стол, слушал учителя, выполнил задание, пообедал, увидел родителей, поиграл с друзьями, поужинал, пошел спать. Как видим, даже мелкая деятельность имеет значение. Дело в том, что любая смена деятельности так или иначе меняет ваши чувства, настроение и эмоции. Отмечайте все, что чувствуете на протяжении дня и попытайтесь дать точное определение своим ощущениям.

Итоги упражнения:

  • Что вы узнали нового о своих эмоциях и ощущениях?
  • Поняли ли вы, в чем смысл быть осведомленным об эмоциях, которые вы ощущаете в настоящий момент?
  • Как осознанность о ваших эмоциях повлияла на ваше понимание чувств и ощущений других людей?
  • Какие выводы можно сделать относительно взаимосвязи конкретных эмоций с конкретной деятельностью? Почему вы испытываете позитивные эмоции в одной ситуации и негативные в другой?
  • 2. Распознавание эмоций и мыслейОписание: в этом упражнении вам нужно закончить предложение, начинающиеся со слов «я чувствую…», за которым следует эмоция. Помните, что список эмоций вы можете найти в интернете. Лучше всего будет записать эмоции в дневнике и периодически пополнять, когда вы столкнетесь с новой.

    Примеры:

    • Я чувствую себя счастливым, когда вижу своего друга.
    • Я прихожу в восторг, когда рисую.
    • Я чувствую себя грустным, когда понимаю, что наступает осень.

    Помните, что мысль, в отличии от эмоции, выражается словосочетанием «я чувствую» в контексте «я думаю», «я полагаю». Например, когда вы произносите «я думаю играть на гитаре интересно», то это ваше мнение, ваша мысль, но не эмоция.

    Итоги упражнения:

    • Какая разница между мыслью и ощущением?

    Мысль — это идея и мнение, ощущение — эмоция.3. Создание предложенийОписание: ваша задача — создать предложение, имея шаблон и подставляя свой готовый список эмоций. Шаблон для упражнения в команде и наедине:

    «Ты чувствуешь ___, потому что ___. Я прав?»

    «Я чувствую __, потому что ___».

    Помните, что вы можете подставлять совершенно любую эмоцию: злость, раздражение, счастье, подавленность, пустоту, смятение.

    Примеры: вот два примера ситуаций, в которых человек создает правильное предложение с точки зрения эмпатии.

    • Джилл нахмурила свое лицо и сказала, что ее друг просто взял и уехал.

    Эмпатический ответ: «Джилл, ты чувствуешь себя грустной, потому что твой друг уехал? Я прав?».

    • Отец пришел домой очень уставшим и сказал, что только что потерял свою работу.

    Эмпатический ответ: «Пап, ты чувствуешь себя обеспокоенным из-за того, что потерял работу? Я прав?»

    Данные примеры являются настолько простыми, что могут показаться слишком очевидными. Однако если вы тщательно проанализируете свою жизнь, то можете заметить, что часто игнорировали эмоции и чувства других людей, будучи заваленными своими проблемами.

    Практические примеры: для каждой следующей ситуации придумайте эмпатический ответ.

  • Ваш брат пришел домой в слезах и сказал, что ему дали обидное прозвище в школе.
  • Ваш одноклассник, которому сегодня дали обидное прозвище, сидит тихо, понурив голову.
  • Ваш друг сказал, что не хочет идти домой, потому что провалил экзамен.
  • Ваш друг сказал, что не может пригласить вас к себе, потому что его мама заболела.
  • Ваш сотрудник сидит в одиночестве за обеденным столом, не ест свой обед и не произносит ни слова.
  • Итоги упражнения:

    • Какие вопросы и трудности у вас возникли при создании предложений, демонстрирующих эмпатию?
    • Почему так важно проверять, верно ли вы трактовали эмоцию человека?
    1. Перестановка ролейОписание: эмпатия проявляется в том случае, когда вы представляете себя в роли другого человека. Вы можете пройти это упражнение как в группе, так и отдельно, но тогда вам придется напрячь свое воображение. Вспомните всех своих знакомых и близких, составьте список этих людей. Затем поочередно вживляйтесь в эти роли.

    Ответьте на вопросы:

  • Как вас зовут?
  • Каков ваш возраст?
  • Какие ваши любимые книги?
  • Куда вы ездили в отпуск?
  • Что вы больше всего любите?
  • Что вас больше всего печалит?
  • Что вас приводит в восторг?
  • В каких ситуациях на вас накатывает ностальгия?
  • Чего вы боитесь?
  • На что или на кого вы чаще всего надеетесь?
  • Суть упражнения в том, чтобы перестать думать о своих проблемах и задуматься о том, что чувствует другой человек и почему. Вы можете составить собственный список или вовсе пуститься в воображаемое путешествие.

    Итоги упражнения:

    • Спросите у человека, правильны ли ваши догадки о нем. В чем вы правы и в чем ошиблись?
    • Какие чувства вы испытываете, исполняя роль разных людей?
    1. ДублированиеОписание: данное упражнение выполняете в паре. Первый человек (спикер) говорит о счастливых воспоминаниях или о восторге от будущего события. Второй человек (дублировщик) является как бы его настоящей эмоцией, которую спикер испытывает. Суть упражнения в том, что дублировщик, зная, какую эмоцию испытыват спикер, начинает сознательно распознавать ощущения других людей.

    Пример:

    Спикер: «Я хочу навестить своих родителей на следующей неделе».

    Дублировщик: «И я чувствую себя от этого счастливым».

    Спикер: «Моя мама готовит лучшие пироги на свете».

    Дублировщик: «Я в восторге, когда их ем».

    Задание можно усложнить, когда спикер заранее не сообщает, нравится ли ему то, о чем он скажет. Поэтому дублировщику приходится угадывать.

    Итоги упражнения:

    После того, как два человека поменяются местами и пройдут упражнение еще раз, задайте себе следующие вопросы:

  • Каково быть спикером и слышать от дублировщика о его догадках?
  • Каково быть дублировщиком и угадывать настоящую эмоцию спикера?
  • Что было самым сложным?
  • Какие эмоции было сложнее всего распознать? Какие легче?
  • Как это упражнение помогло мне узнать человека?
  • 6. Эмпатичное слушаниеОписание: еще одно упражнение, для которого вам понадобится партнер. Его суть в том, чтобы выслушать человека о том, что является важным для него и создать предложение, которое максимально точно передает то, что он чувствует при этом. Помните, что эмпатия означает отбросить в сторону свои мысли и ощущения, а затем обратить внимание на то, что чувствует и о чем думает ваш собеседник.

    Подумайте о чем-то сокровенном и имеющем большое значение для вас. Расскажите об этом, пытаясь максимально подробно описать ситуацию, при этом не давая подсказок. Берите паузы, во время которых ваш партнер скажет, о чем вы думали и что чувствовали в прошлый и настоящий моменты. Повторите упражнение, поменявшись ролями. Помните о том, что лучше ошибиться со своим предположением, чем вовсе не высказывать его вслух. Также ничего страшного в том, если вы преувеличите эмоцию, которую ощущает человек — например, назовете раздражение злостью, а злость гневом. Вы учитесь и только методом проб и ошибок можно достичь серьезных успехов.

    Итоги упражнения:

  • Каково чувствовать себя в роли слушателя? Что было самым сложным?
  • Каково чувствовать себя в роли рассказчика?
  • Как вы себя чувствовали, когда человек составлял предположения о том, что вы ощущали?
  • 7. Становление другим человекомОписание: чтобы выполнить это упражнение, обратитесь за помощью к двух близким друзьям. Сделайте следующее:

  • Напишите диалог между тремя действующими лицами. Например: жертва, задира, наблюдатель или придирчивый покупатель, ранимый продавец и наблюдатель. Можете придумать свои варианты.
  • Каждый сценарий играется трижды и при каждом исполнении люди меняются ролями. Таким образом вы играете роли жертвы, задиры и наблюдателя.
  • После завершения упражнения, все участники делятся впечатлениями о своих мыслях, эмоциях и ощущениях.
  • Итоги упражнения:

  • Какие эмоции вы испытывали, будучи жертвой?
  • Какие эмоции вы испытывали, будучи задирой?
  • Какие эмоции вы испытывали, будучи наблюдателем?
  • Какие решения вы приняли по окончании упражнения?
  • 8. Понимание историиОписание: это упражнение научит вас понимать историю другого человека.

  • Попросите своего близкого друга подумать (или записать) о ком-то, кого он боится или с кем не хочет общаться по какой-либо причине.
  • Попросите этого человека подумать о том, почему неприятный ему человек ведет себя подобным образом и записать причины.
  • Попросите его поделиться о том, какие ощущения вызывает неприятный ему человек теперь.
  • Например:

  • Я не хочу дружить с Джоном, потому что он редко со мной говорит.
  • Я понял, что Джон — несчастный и одинокий человек. А еще, что его мать не в состоянии платить за аренду квартиры.
  • Теперь, когда я понял, что это может быть правдой, я хочу с ним дружить, потому что его молчаливость и угрюмость говорит не об отношении ко мне, а о его ощущениях, которые вызваны домашними проблемами.
  • Итоги упражнения:

  • Изменило ли это упражнение ваше мнение о человеке, которого вы боялись или с которым не хотели иметь дело?
  • Задумайтесь о том, как понимание истории жизни человека влияет на ваше восприятие.
  • 9. Воображение эмоций исторических персонажейОписание: составьте список пяти исторических персонажей. Затем перечислите эмоции, которые человек испытывал на протяжении всей (или части) своей жизни.

    Пример: Авраам Линкольн видел, как людей продавали на рыночной площади и в этот момент он ощутил печаль от того, что не имел собственной семьи, злость из-за того, что людьми торговали как животными и беспомощность от того, что он ничего не мог с этим поделать.

    Итоги упражнения:

  • Стали ли вы лучше понимать действия и мотивы исторических персонажей?
  • Какие чувства у вас теперь вызывают эти люди?
  • 10. Эмпатия и злостьОписание: это упражнение поможет вам справиться со злостью на другого человека при помощи эмпатии. Придумайте (или воскресите из жизни) ситуацию, при которой вы были чрезвычайно злы на другого человека, а затем создайте эмпатическое утверждение.

    Пример:

    Раздраженный человек: «Ты никогда не делаешь того, о чем я прошу!»

    Эмпатический слушатель: «Ты испытываешь раздражение из-за того, что я не сделал свою работу и тебе пришлось работать за меня. Я прав?».

    Итоги упражнения:

  • Что вы чувствовали, когда придумывали раздраженную фразу?
  • Что вы чувствовали, когда придумывали эмпатический ответ?
  • Как вы думаете, что почувствует раздраженный человек, когда услышит эмпатический ответ?
  • Согласны ли вы с тем, что враждебность (хоть и не сразу) исчезнет при эмпатических ответах?
  • Источник

    www.marketopic.ru

    12 лучших упражнений для развития способности эмпатии. Упражнения на развитие эмпатии

    Развитие эмпатии у педагогов

    «Развитие эмпатии у педагогов»

    Выполнила:

    педагог – психолог МАОУ СОШ № 67 г. Тюмени

    В.В. Цветикова

    Тема: «Развитие эмпатии»

    Цель: способствовать развитию эмпатии.

    Задачи:

    • Расширение способов взаимопонимая.
    • Развитие умения распознавать эмоции.
    • Формирование навыков быстрого реагирования на эмоциональное состояние партнера при вступлении в контакты.

      Упражнение №1. «Тайны имени»

      Ведущий: Давайте познакомимся.

      Рассказать значение своего имени или историю, почему так назвали, или что-то связанное с именем. (7)

      Как вы думаете, что такое эмпатия и важно ли вам как педагогам развивать в себе это качество, ответ аргументируйте?

      Эмпатия — понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Тот или иной уровень эмпатии является профессионально необходимым качеством для всех специалистов, работа которых непосредственно связана с людьми (чиновники, руководители, продавцы, педагоги, психологи, психотерапевты и проч.).

      Как вы думаете, какими качествами и умениями обладает человек способный к эмпатии (умение сочувствовать, сопереживать, дружелюбие)

      Упражнение № 2 «Поделись со мной»

      Цель упражнения: эмпатийная диагностика личностных качеств; расширение репертуара способов взаимопонимания.

      Участникам тренинга предлагается записать на карточке 10 качеств, которые присутствуют у человека обладающего эмпатией.Затем каждый участник должен решить, какое качество присутствует у кого-либо из группы в большей степени, чем у него и подходит к этому человеку с фразой: "Пожалуйста, поделись со мной, например, твоим умением сочувствовать". Тот участник, к которому обратились с просьбой, отмечает у себя на карточке это качество. Таким образом, нужно обойти всю группу, попросив у каждого какое-либо качество (или несколько). На карточке каждого участника будут отметки о том, какие качества были у него востребованы другими, и какие качества он запрашивал сам.На упражнение отводится - 20 минут.

      После выполнения задания участники садятся в круг для обсуждения.

      Обсуждение результатов может происходить как по количественному, так и по качественному составу признаков. (7)

      Упражнение №3 . «Передача чувства» по кругу.

      Все члены группы очень плотно друг к другу садятся на стульях в круг. Все закрывают глаза. Задача в том, чтобы передать по кругу какое-нибудь чувство без слов, только используя прикос­новения к рядом сидящему члену группы, в соответствии с переда­ваемым чувством. Тренер назначает того, кто делает это первым. После этого участник может открыть глаза, а член группы, воспри­нявший переданное чувство, должен передать его следующему чле­ну группы. При этом совсем не обязательно в точности повторять движения предыдущего члена группы, главное — передать то же самое чувство, состояние, при этом можно использовать другие движения, прикосновения. После того как чувство передано по кругу, оно возвращается тому, кто его отправил. К этому моменту все сидят с открытыми глазами. Каждого, начиная с первого участника, спрашивают, ка­кое чувство получил, какое отправил. В результате находят того или тех людей, из-за которых произошло искажение. (1)

      Упражнение №3 «Любящий взгляд».

      Цель: развитие эмпатии.

      Один из участников выходит за дверь. Его задача — опреде­лить, кто из группы будет смотреть на него «любящим» взгля­дом. Ведущий в его отсутствие выбирает для этой цели двух-трех человек. Затем выбирается другой отгадывающий. Коли­чество смотрящих «любящим» взглядом увеличивается. (2)

      Упражнение №4 «Атомы и молекулы»

      Ход игры:

      Ведущий объясняет: атом – это самая маленькая частица. В игре атомом будет каждый играющий. Молекула состоит из атомов, поэтому объединение в цепочку нескольких игроков в игре называется молекулой. Ведущий произносит: «Атомы». Все игроки начинают хаотично передвигаться. После слова «молекула по трое» играющие должны соединиться в группы по три человека. Игру можно усложнить: атомы должны двигаться с закрытыми глазами. Игра проводится для того, чтобы разделить участников на пары. Участники группы разбиваются на пары. (7)

       Упражнение №5 «Зеркало»

      Цель: развитие умения распознавать эмоции выраженные пантомимикой.

      Инструкция: «Один из участников пары будет „зеркалом”, а второй –"обезьяной”. "Обезьяна”, оказавшись перед «зеркалом», ведет себя достаточно свободно: ее мимика, пантомимика, жестикуляция очень разнообразны. "Зеркало” повторяет как можно точнее все движения, выражения лица "обезьяны”». Через три - четыре минуты тренер предлагает партнерам поменяться ролями. После завершения упражнения можно задать группе такие вопросы: «Какие трудности у вас возникали в процессе выполнения упражнения?», «Насколько точно вам удавалось распознавать чувства и эмоции вашего партнера и воспроизводить их?» (3)

      Упражнение №7 "Я ТЕБЯ ПОНИМАЮ"

      Назначение:

      - формирование умения давать обратную связь;

      - выработка навыков прочтения состояния другого по невербальным проявлениям.

      Каждый член группы выбирает себе партнера и затем в течение 3-4 мин. в устной форме описывает его состояние, настроение, чувства, желания в данный момент. Тот, чье состояние описывает партнер, должен или подтвердить правильность предположений, или опровергнуть их. Работа может происходить как в парах, так и в общем круге.

       Цель: развитие умения по движениям, позе, мимике определять чувства другого человека.

      Участники группы садятся полукругом. Перед ними в центре стоит стул.

      Инструкция: «Сейчас на этот стул по очереди будут садиться некоторые из нас и "говорить” по воображаемому телефону. При этом они не будут произносить ни одного слова вслух. (Предварительно тренер договаривается с 3-4 участниками группы. Одного из них тренер просит «поговорить» по телефону с ребенком, другого - с начальником, третьего - с другом или с любимым человеком и т.д.) Наша задача - постараться понять, с кем и о чем идет разговор». Каждый разговор длится около минуты. После этого тренер просит наблюдавших высказать предположения, с кем и о чем говорили. На следующем этапе обсуждения тренер может задать вопрос: «На какие признаки вы ориентировались, определяя, с кем разговаривала (к примеру) Таня?». С этим вопросом лучше обратиться к тем участникам группы, которые дали правильные ответы на первом этапе обсуждения. Во время обсуждения, как правило, обнаруживается, что основным ориентиром для определения того, с кем «разговаривает» человек, были его состояния, идентифицируемые с помощью наблюдения за невербальными, прежде всего, мимическими проявлениями.

      Упражнение №8. Карусель

      Цель упражнения: - формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты; - развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения.В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.Члены группы встают по принципу "карусели", т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижныйПримеры ситуаций:

      1. Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече...

      2. Перед вами незнакомый человек. П

      madamvong.ru

      10 упражнений для развития эмпатии

      Эмпатия — это осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека. Это значит, что вы распознаете чувства и эмоции других людей, умеете утешать и помогаете им выходить из сложных психологических и эмоциональных состояний.

      Преимущества эмпатии: Эмпатия объединяет людей. Когда к человеку относятся с эмпатией, он склонен отвечать взаимностью. Если вы эмпатичны, люди тянутся к вам: вы можете стать отличным лидером.Эмпатия исцеляет. Негативные эмоции разрушают психику и физическое здоровье человека, в то время как проявление эмпатии помогает заживить раны.Эмпатия создает доверие. Любой, даже самый недоверчивый человек, начинает доверять вам со временем, если вы проявляете к нему живой интерес и понимаете, что он чувствует.Эмпатия несовместима с критикой. Большинство людей постоянно критикует близких, не задумываясь о том, как это ранит их самолюбие. Если вы развиваете эмпатию, то начинаете понимать, что нужно и чего не нужно говорить.

      Большинство современных профессий требуют развитой эмпатии. Но даже если вы программист или строитель, вы все равно хотите учиться строить хорошие взаимоотношения с другими людьми. Можно ли научиться быть эмпатичным?

      Психолог Дэниел Киран представляет десять упражнений на развитие эмпатии для детей и взрослых. Некоторые задания требуют помощи со стороны других людей, остальные же вы можете выполнять сами.

      1. Создание вашего эмоционального словаряОписание: лидер (ведущий) представляет упражнение, сообщая, что создание словаря для разных эмоций и ощущений поможет создавать эффективные предложения для выражения чувств. Большой список эмоций вы можете найти в интернете — психологи насчитывают от 200 до 500 эмоциональных состояний.

      Эмоции можно разделить по категориям на позитивные, болезненные (негативные) и нейтральные. Позитивной может считаться счастье, возбуждение, умиротворенность, спокойствие, надежда. Негативной — страх, злость, вина, грусть, пустота, заниженная самооценка, отчаянье. Нейтральной — удивление, любопытство, интерес.

      В свою очередь болезненные эмоции можно разделить на тяжелые и легкие. Тяжелыми могут быть гнев, фрустрация, раздражение, в то время как легкие — это печаль, вина, пустота, низкая самооценка.

      Если вы выполняете упражнение сами, то возьмите лист бумаги и запишите все эмоции и ощущения, которые переживаете на протяжении дня. Для этого сначала точно определите, какой деятельностью вы занимаетесь. Например: проснулся, привел себя в порядок, сделал зарядку, оделся, почувствовал запах кофе, ехал на работу, услышал спор людей, услышал смех людей, вошел в комнату, сел за стол, слушал учителя, выполнил задание, пообедал, увидел родителей, поиграл с друзьями, поужинал, пошел спать. Как видим, даже мелкая деятельность имеет значение. Дело в том, что любая смена деятельности так или иначе меняет ваши чувства, настроение и эмоции. Отмечайте все, что чувствуете на протяжении дня и попытайтесь дать точное определение своим ощущениям.Итоги упражнения: Что вы узнали нового о своих эмоциях и ощущениях?Поняли ли вы, в чем смысл быть осведомленным об эмоциях, которые вы ощущаете в настоящий момент?Как осознанность о ваших эмоциях повлияла на ваше понимание чувств и ощущений других людей?Какие выводы можно сделать относительно взаимосвязи конкретных эмоций с конкретной деятельностью? Почему вы испытываете позитивные эмоции в одной ситуации и негативные в другой?

      2. Распознавание эмоций и мыслейОписание: в этом упражнении вам нужно закончить предложение, начинающиеся со слов «я чувствую...», за которым следует эмоция. Помните, что список эмоций вы можете найти в интернете. Лучше всего будет записать эмоции в дневнике и периодически пополнять, когда вы столкнетесь с новой.Примеры:Я чувствую себя счастливым, когда вижу своего друга.Я прихожу в восторг, когда рисую.Я чувствую себя грустным, когда понимаю, что наступает осень.Помните, что мысль, в отличии от эмоции, выражается словосочетанием «я чувствую» в контексте «я думаю», «я полагаю». Например, когда вы произносите «я думаю играть на гитаре интересно», то это ваше мнение, ваша мысль, но не эмоция.Итоги упражнения:Какая разница между мыслью и ощущением?Мысль — это идея и мнение, ощущение — эмоция.

      3. Создание предложенийОписание: ваша задача — создать предложение, имея шаблон и подставляя свой готовый список эмоций. Шаблон для упражнения в команде и наедине:«Ты чувствуешь ___, потому что ___. Я прав?»«Я чувствую __, потому что ___».

      Помните, что вы можете подставлять совершенно любую эмоцию: злость, раздражение, счастье, подавленность, пустоту, смятение.Примеры: вот два примера ситуаций, в которых человек создает правильное предложение с точки зрения эмпатии.1. Джилл нахмурила свое лицо и сказала, что ее друг просто взял и уехал.Эмпатический ответ: «Джилл, ты чувствуешь себя грустной, потому что твой друг уехал? Я прав?».2. Отец пришел домой очень уставшим и сказал, что только что потерял свою работу.Эмпатический ответ: «Пап, ты чувствуешь себя обеспокоенным из-за того, что потерял работу? Я прав?»Данные примеры являются настолько простыми, что могут показаться слишком очевидными. Однако если вы тщательно проанализируете свою жизнь, то можете заметить, что часто игнорировали эмоции и чувства других людей, будучи заваленными своими проблемами.

      Практические примеры: для каждой следующей ситуации придумайте эмпатический ответ.1. Ваш брат пришел домой в слезах и сказал, что ему дали обидное прозвище в школе.2. Ваш одноклассник, которому сегодня дали обидное прозвище, сидит тихо, понурив голову.3. Ваш друг сказал, что не хочет идти домой, потому что провалил экзамен.4. Ваш друг сказал, что не может пригласить вас к себе, потому что его мама заболела.5. Ваш сотрудник сидит в одиночестве за обеденным столом, не ест свой обед и не произносит ни слова.Итоги упражнения:Какие вопросы и трудности у вас возникли при создании предложений, демонстрирующих эмпатию?Почему так важно проверять, верно ли вы трактовали эмоцию человека?

      4. Перестановка ролейОписание: эмпатия проявляется в том случае, когда вы представляете себя в роли другого человека. Вы можете пройти это упражнение как в группе, так и отдельно, но тогда вам придется напрячь свое воображение. Вспомните всех своих знакомых и близких, составьте список этих людей. Затем поочередно вживляйтесь в эти роли.

      Ответьте на вопросы: Как вас зовут?Каков ваш возраст?Какие ваши любимые книги?Куда вы ездили в отпуск?Что вы больше всего любите?Что вас больше всего печалит?Что вас приводит в восторг?В каких ситуациях на вас накатывает ностальгия?Чего вы боитесь?На что или на кого вы чаще всего надеетесь?Суть упражнения в том, чтобы перестать думать о своих проблемах и задуматься о том, что чувствует другой человек и почему. Вы можете составить собственный список или вовсе пуститься в воображаемое путешествие.Итоги упражнения:Спросите у человека, правильны ли ваши догадки о нем. В чем вы правы и в чем ошиблись?Какие чувства вы испытываете, исполняя роль разных людей?

      5. ДублированиеОписание: данное упражнение выполняете в паре. Первый человек (спикер) говорит о счастливых воспоминаниях или о восторге от будущего события. Второй человек (дублировщик) является как бы его настоящей эмоцией, которую спикер испытывает. Суть упражнения в том, что дублировщик, зная, какую эмоцию испытыват спикер, начинает сознательно распознавать ощущения других людей.Пример:Спикер: «Я хочу навестить своих родителей на следующей неделе».Дублировщик: «И я чувствую себя от этого счастливым».Спикер: «Моя мама готовит лучшие пироги на свете».Дублировщик: «Я в восторге, когда их ем».Задание можно усложнить, когда спикер заранее не сообщает, нравится ли ему то, о чем он скажет. Поэтому дублировщику приходится угадывать.Итоги упражнения:После того, как два человека поменяются местами и пройдут упражнение еще раз, задайте себе следующие вопросы:Каково быть спикером и слышать от дублировщика о его догадках?Каково быть дублировщиком и угадывать настоящую эмоцию спикера?Что было самым сложным?Какие эмоции было сложнее всего распознать? Какие легче?Как это упражнение помогло мне узнать человека?

      6. Эмпатичное слушаниеОписание: еще одно упражнение, для которого вам понадобится партнер. Его суть в том, чтобы выслушать человека о том, что является важным для него и создать предложение, которое максимально точно передает то, что он чувствует при этом. Помните, что эмпатия означает отбросить в сторону свои мысли и ощущения, а затем обратить внимание на то, что чувствует и о чем думает ваш собеседник.

      Подумайте о чем-то сокровенном и имеющем большое значение для вас. Расскажите об этом, пытаясь максимально подробно описать ситуацию, при этом не давая подсказок. Берите паузы, во время которых ваш партнер скажет, о чем вы думали и что чувствовали в прошлый и настоящий моменты. Повторите упражнение, поменявшись ролями. Помните о том, что лучше ошибиться со своим предположением, чем вовсе не высказывать его вслух. Также ничего страшного в том, если вы преувеличите эмоцию, которую ощущает человек — например, назовете раздражение злостью, а злость гневом. Вы учитесь и только методом проб и ошибок можно достичь серьезных успехов.Итоги упражнения:Каково чувствовать себя в роли слушателя? Что было самым сложным?Каково чувствовать себя в роли рассказчика?Как вы себя чувствовали, когда человек составлял предположения о том, что вы ощущали?

      7. Становление другим человекомОписание: чтобы выполнить это упражнение, обратитесь за помощью к двух близким друзьям. Сделайте следующее:Напишите диалог между тремя действующими лицами. Например: жертва, задира, наблюдатель или придирчивый покупатель, ранимый продавец и наблюдатель. Можете придумать свои варианты.Каждый сценарий играется трижды и при каждом исполнении люди меняются ролями. Таким образом вы играете роли жертвы, задиры и наблюдателя.После завершения упражнения, все участники делятся впечатлениями о своих мыслях, эмоциях и ощущениях.Итоги упражнения:Какие эмоции вы испытывали, будучи жертвой?Какие эмоции вы испытывали, будучи задирой?Какие эмоции вы испытывали, будучи наблюдателем?Какие решения вы приняли по окончании упражнения?

      8. Понимание историиОписание: это упражнение научит вас понимать историю другого человека.Попросите своего близкого друга подумать (или записать) о ком-то, кого он боится или с кем не хочет общаться по какой-либо причине.Попросите этого человека подумать о том, почему неприятный ему человек ведет себя подобным образом и записать причины.Попросите его поделиться о том, какие ощущения вызывает неприятный ему человек теперь.

      Например:- Я не хочу дружить с Джоном, потому что он редко со мной говорит.- Я понял, что Джон — несчастный и одинокий человек. А еще, что его мать не в состоянии платить за аренду квартиры.- Теперь, когда я понял, что это может быть правдой, я хочу с ним дружить, потому что его молчаливость и угрюмость говорит не об отношении ко мне, а о его ощущениях, которые вызваны домашними проблемами.Итоги упражнения:Изменило ли это упражнение ваше мнение о человеке, которого вы боялись или с которым не хотели иметь дело?Задумайтесь о том, как понимание истории жизни человека влияет на ваше восприятие.

      9. Воображение эмоций исторических персонажейОписание: составьте список пяти исторических персонажей. Затем перечислите эмоции, которые человек испытывал на протяжении всей (или части) своей жизни.Пример: Авраам Линкольн видел, как людей продавали на рыночной площади и в этот момент он ощутил печаль от того, что не имел собственной семьи, злость из-за того, что людьми торговали как животными и беспомощность от того, что он ничего не мог с этим поделать.Итоги упражнения:Стали ли вы лучше понимать действия и мотивы исторических персонажей?Какие чувства у вас теперь вызывают эти люди?

      10. Эмпатия и злостьОписание: это упражнение поможет вам справиться со злостью на другого человека при помощи эмпатии. Придумайте (или воскресите из жизни) ситуацию, при которой вы были чрезвычайно злы на другого человека, а затем создайте эмпатическое утверждение.

      Пример:Раздраженный человек: «Ты никогда не делаешь того, о чем я прошу!»Эмпатический слушатель: «Ты испытываешь раздражение из-за того, что я не сделал свою работу и тебе пришлось работать за меня. Я прав?».Итоги упражнения:Что вы чувствовали, когда придумывали раздраженную фразу?Что вы чувствовали, когда придумывали эмпатический ответ?Как вы думаете, что почувствует раздраженный человек, когда услышит эмпатический ответ?Согласны ли вы с тем, что враждебность (хоть и не сразу) исчезнет при эмпатических ответах?

      Опубликовано: 03 Апрель 2018

      Просмотров: 551

      fsr.in.ua

      Что такое эмпатия в психологии и как ее развить?

      что такое эмпатия

      Часто мы не задумываемся над психологической составляющей своего поведения и эмоций. Некоторые из них видятся нам абсолютно нормальными. Так, способность сопереживать другим людям в сложной ситуации может показаться окружающим естественной, но этому факту есть научное объяснение, и, зная, что такое эмпатия, можно глубже понять человека, его эмоции и чувства.

      Эмпатия - что это?

      В настоящее время все чаще можно услышать данное слово, но мало кто знает что такое эмпатия. Данный термин не означает конкретного поступка при постижении переживаний – это комплексный набор жестов, слов, чувств, эмоций, говорящих об этом действии. Эмпатия это способность человека осознавать происходящие с человеком события и, при необходимости, сопереживать им. Причем подобные действия происходят абсолютно осознанно.

      Что такое эмпатия в психологии?

      При использовании рассматриваемого термина есть некоторые нюансы. Так, эмпатия в психологии это естественное проявление своих эмоций при сопереживании. Для каждого человека свойственен свой уровень подобного восприятия – от полного растворения в проблеме человека до скупого проявления эмоций. Часто эмпатия в психологии проявляется как отражение чувств и ощущений партнера, и, как правило, возникает из-за восприятия внешних признаков проявления эмоций – жестов, разговора, поступков.

      эмпатия это способность

      Что такое эмпатия в педагогике?

      Стоит отметить, что эмпатия в педагогике имеет немаловажное значение. Учителя или воспитатели в какой-то степени являются психологами. Между педагогом и учащимися важно установить такой тип психологического взаимодействия, который будет подходить обеим сторонам. В данном случае эмпатия это способность учителя понять, а в некоторых случаях и предсказать, психическое состояние и эмоциональный настрой ребенка.

      Это важно в той ситуации, когда педагог видит талант и способности ученика и дает ему более сложные задачи, помогает ему почувствовать себя более уверенным при ответе у доски - задает наводящие вопросы, в соответствующий момент может похвалить или поругать школьника. Естественно, нельзя переходить установленные грани между учителем и учеником – более серьезными вопросами воспитания должны заниматься родители, а чрезмерная эмоциональность или сопереживание могут навредить учебному процессу.

      Эмпатия - это хорошо или плохо?

      Подобное чувство свойственно практически всем живым существам, и человек здесь не исключение. Особенность заключается в том, что каждый испытывает разный уровень рассматриваемого ощущения. Кто-то может остро реагировать на любое проявление чувств другого человека и сопереживать ему – это будет высокий уровень эмпатии, а для кого-то не мало будет доброго слова или поступка без бурных эмоций и криков.

      Первый вариант иногда может негативно влиять на психическое состояние столь эмоционального собеседника. Иногда ему трудно абстрагироваться от переживаний другого человека – это может перейти в фобию или психическое расстройство, но при отсутствии зацикливания на своем чувстве народ начинает лучше разбираться в людях. Отсутствие эмпатии может сказаться на взаимоотношении индивида с обществом. Его назовут холодным или черствым, а иногда и упрекнут в невозможности переживания вместе с другими.

      Независимо от различных ситуаций и обстоятельств важна золотая середина. В современном мире с его суетой, нередкой подменой моральных ценностей и бешеным ритмом жизни крайне значимо оставаться личностью. Умение сопереживать и не быть равнодушным в некоторых случаях будет уместно, а его крайние степени проявления могут негативно сказаться на самом человеке.

      отсутствие эмпатии

      Эмпатия и симпатия - разница

      Понятия эмпатия и симпатия, казалось бы, одинаковые, но смысл, заложенный в них, все-таки имеет различия. Для эмпатии характерно слияние с эмоциями другого человека, примерка их на себя, но никак не участие в них, а для симпатии – проявление внимания к индивиду, его проблеме или эмоциям, возможно, некоторое участие, а самое главное - перенос подобных чувств на свою шкуру.

      Чем отличается эмпатия от рефлексии?

      Термины эмпатия и рефлексия различаются с психологической точки зрения. Для второго понятия свойственно переживание и размышление о собственных чувствах и эмоциях, изучение внутренней психологии личности. В некоторых случаях это будет переоценка ценностей, мышления, механизма принятия решений. В отличие от эмпатии – восприятия эмоций других людей, это понятие относится к переживаниям самого человека, а не другого лица.

      Виды эмпатии

      Зная, что такое эмпатия, можно разобраться в некоторых ее особенностях. Так, есть мнение выделения отдельных составляющих рассматриваемого слова – сочувствия и сопереживания. В первом случае - это разновидность проявления своей эмоциональной реакции в ответ на переживания человека. Сопереживание - психологическая возможность перенять на себя те же эмоции и ощущения, которые испытывает другой индивид.

      Как правило, проявление эмпатии можно разделить на три группы:

      • когнитивная – к которой относятся интеллектуальные процессы – аналогия или сравнение;
      • эмоциональная – которая заключается в подражании некоторых реакций человека;
      • предикативная – особенность которой в возможности предсказывания различных реакций на происходящее.
      эмпатия что это

      Уровень эмпатии

      В развитии данного чувства выделяют три основных уровня:

      1. Первый или низкий уровень эмпатии характеризуется сосредоточением индивида на себе и своих заботах, отсутствием интереса к жизни друзей или коллег. Для таких людей бывает сложно поддержать разговор или принять участие в общественной деятельности.
      2. Второй уровень – это способность сопереживать другим людям в некоторые моменты, а иногда быть равнодушными к чужим заботам или бедам. К такой группе относится публика, редко проявляющие свои эмоции. Чаще она остается рассудительной и спокойной.
      3. Третий же уровень нередко характерен для эмоциональных и восприимчивых людей, их мало, но они способны отлично понимать и чувствовать других. Это самые лучшие друзья, душевные, способные в любой ситуации вникнуть в суть вопроса и найти подходящие слова и решения, но иногда они основываются только на чувствах.

      Как развить эмпатию?

      Есть некоторые моменты, которые могут развить чувство эмпатии, или хотя бы быть полезными для более глубокого понимания данного вопроса. Среди некоторых советов выделяют те, что говорят об изучении личности – ее поведения, эмоций, реакций на различные факторы или раздражители. Что же такое эмпатия и как ее развить:

      1. Слушайте своего собеседника - данный метод способствует пробуждению эмоций и лучшему пониманию своего партнера.
      2. Обращайте внимание на окружающих людей в различных ситуациях и постарайтесь понять, о чем они думают, представителями каких профессий являются, к какому территориальному положению относятся.
      3. Заводите разговоры с незнакомыми вам людьми: в маршрутке с попутчиком, во время поездки на поезде или в метро. Любопытство – одно из орудий развития эмпатии.
      4. Поставьте себя на место другого человека, чтобы рассмотреть какие-либо вопросы с другой стороны. В качестве субъекта для перенятия можно обратиться к психологическим фильмам, герои которых находятся в безвыходном положении. Попробуйте понять, как поступить в той или иной ситуации.
      5. Развивайте навыки по определению собственных эмоций и чувств, займитесь выработкой эмоциональной памяти.
      эмпатия в психологии это

      Упражнения на развитие эмпатии

      Есть два простых и эффективных упражнения, выделяющихся из множества, способных развить эмпатию в короткие сроки:

      1. «Телефон». Суть данного метода заключается в том, что вы при помощи мимики и жестов изображаете какой-то предмет или тему разговора, а окружающие должны отгадать, о чем идет речь.
      2. «Зеркало и мартышка» Одна из излюбленных детских игр, но также она способствует раскрытию эмоционального состояния взрослого человека и попаданию в комфортную зону. Для данного упражнения обзаведитесь компаньоном, встаньте напротив партнера и с помощью жестикуляции показывайте различные чувства, затем поменяйтесь с товарищем местами и повторите такие же действия. Это поспособствует тому, что вы научитесь понимать эмоциональное состояние и чувства окружающих людей.

      Как управлять эмпатией?

      Часто человеку, увидевшему в себе некоторые свойства эмпата, сложно с ними справиться. Излишние переживания за посторонних и сильная эмпатия не всегда приносят пользу. В таких случаях важно проявить способность управления данным состоянием – отпустить ситуацию, расслабиться и отвлечься на другое дело. Больше времени проводить с близкими людьми или за хобби. Возможно, стоит подумать о своих переживаниях и проблемах, не связанных с другими индивидами. Нельзя при этом забывать и о своем здоровье.

      Как избавиться от эмпатии?

      Часто причиной беспокойства человека является гипертрофированная эмпатия. Данная проблема может вызвать трудности в общении с людьми. Избавиться от нее можно путем управления рассматриваемым чувством и своими эмоциями, переключением на собственные заботы и увлечения. Важно получать удовольствие от общения с человеком, находить в нем положительные моменты. Эмпатия это способность сопереживать человеку, чувствовать его, поэтому стоит подумать над тем, что полное избавление от подобного ощущения может привести к отторжению от социума и поспособствовать замыканию в себе.

      эмпатия это способность

       

      www.kodokved.ru