2) Климато-географические факторы (правильный ответ). Укажите верный порядок ступеней профессионального становления


Основные этапы и фазы развития профессионала (по е.А. Климову)

Первый этап – поиск своего места в жизни: профессиональное самоопределение и получение образования; карьера выступает как эмоционально насыщенный, но слабоструктурированный образ (часто конкретизируется в значимом человеке).

1. Фаза оптанта – человек вынужден сделать профессиональный выбор.

2. Фаза адепта – выбор сделан, происходит осваивание проф.деятельности (освоение профессиональных знаний).

Второй этап – вхождение в должность и профессиональная адаптация; характеризуется формированием реального отношения человека к избранной деятельности.

3. Фаза адаптации – (2-3 г) адаптация к профессии, проф.деятельности (освоение профессиональных умений, навыков).

Третий этап – становление в должности; характеризуется формированием умений, приобретением навыков прогнозирования и конкретизации социальных ожиданий, связанных с данной проф.деятельностью; накапливается опыт, повышается квалификация, осваиваются новые алгоритмы решения профессиональных задач, повышается готовность к деятельности в нестандартных ситуациях.

4. Фаза интернала – опытный работник, самостоятельный, вошел в профессию.

Четвертый этап – человек оценивает свою профессиональную карьеру как личностно-значимый факт, удовлетворен результатами собственной активности.

5. Фаза мастерства – способен решать самые сложные профессиональные задачи, имеет свой индивидуальный стиль деятельности; имеет формальные показатели квалификации.

6. Фаза авторитета – мастер в профессиональном кругу его хорошо знают; имеет высокие формальные показатели квалификации, с его мнением считаются в профессиональных кругах.

7. Фаза наставничества – передача опыта молодым.

Профессиональная адаптация молодого специалиста

Молодой специалист (менеджер) приходя на работу, сталкивается, прежде всего, с проблемой профессиональной адаптации

  • Под профессиональной адаптацией понимают взаимное приспособление специалиста и коллектива предприятия, в результате чего работник осваивается на предприятии, а именно:

- учится жить в относительно новых для него социально-профессиональных и организационно-экономических условиях;

- находит свое место в структуре предприятия как специалист, способный решать задачи определенного класса;

- осваивает профессиональную культуру;

- включается в систему сложившихся до его прихода межличностных связей и отношений.

Адаптация является многогранным процессом, поэтому различают ее основные виды: психофизиологическую, социально-психологическую и профессиональную адаптацию. Каждый из перечисленных видов может вызвать у вновь пришедшего в организацию специалиста свои сложности, затруднения, проблемы.

Причинами затруднений, как правило, выступают:

• недостаток или несвоевременность получения необходимой информации, позволяющей сориентироваться в новой ситуации и найти правильное решение;

• отсутствие необходимого профессионального опыта и квалификации;

• необходимость решать одновременно несколько очень важных задач: изучать ситуацию, принимать решения, выполнять свои новые обязанности, устанавливать полезные контакты, осваивать новые элементы деятельности, особенно тщательно строить свое поведение;

• недостаточное представление о нормах профессионального поведения и неумение презентовать себя как специалиста;

• необходимость формировать определенное позитивное мнение окружающих о себе, постоянное пребывание в зоне оценивания, иногда необходимость изменить неблагоприятное мнение других о себе.

  • Психофизиологическая адаптация — это привыкание к новым для организма физическим и психофизиологическим нагрузкам, режиму, темпу и ритму труда, санитарно-гигиеническим факторам производственной среды, особенностям организации режима питания и отдыха. Адаптационные реакции на неблагоприятные психофизиологические состояния работника вызывают психическое напряжение, которое приобретает характер стресса.

Психологическое сопровождение на данном этапе профессионального развития заключается в диагностике профессионально значимых психофизиологических свойств, так как этот вид адаптационного синдрома часто детерминирован скрытой профессиональной непригодностью. Для снятия тревожности и мобилизации профессиональной активности специалиста целесообразно использовать психологическое консультирование, тренинг саморегуляции эмоциональных состояний. Психологическая поддержка и помощь состоят в снятии состояния тревоги, формировании позитивной установки на преодоление трудностей, развитии чувства востребованности и социальной защищенности, актуализации резервных возможностей специалиста. Критериями успешного преодоления психофизиологического адаптационного синдрома являются комфортное эмоциональное состояние специалиста, привыкание к рабочему ритму и режиму труда, установление оптимальной работоспособности.

  • Социально-психологическая адаптация — приспособление к новой социальной среде, включение в систему профессиональных межличностных связей и отношений, освоение новых социальных ролей, норм поведения, групповых норм и ценностей, идентификация себя с профессиональной группой.

Наибольшую сложность у новых специалистов вызывает усвоение групповых норм и включение в уже сложившуюся систему межличностных связей. Групповые нормы даже в строго регламентированных деловых отношениях выступают как их основа, выполняя регулятивные, оценочные, санкционирующие и стабилизирующие функции. Наибольшую важность для нового сотрудника представляет информация относительно групповых норм, соблюдение которых является обязательным, а нарушение совершенно недопустимо.

Психологическое сопровождение заключается в том, что новому работнику помогают освоить нормы профессионального поведения, предупредив о возможных последствиях их нарушения. В некоторых случаях могут возникнуть конфликтные ситуации, обусловленные несоблюдением групповых норм поведения. Тогда необходима оперативная помощь психолога в разрешении конфликта.

  • Профессиональная адаптация — это приспособление уже имеющегося профессионального опыта и стиля профессиональной деятельности к требованиям нового рабочего места, освоение сотрудником новых для него профессиональных функций и обязанностей, доработка требуемых навыков и умений, включение в профессиональное сотрудничество и партнерство, постепенное развитие конкурентоспособности. Это в меньшей степени свойственно молодому специалисту, но актуально для молодого руководителя.

Главное — освоение новой профессиональной деятельности. Критерием успешности в этом виде адаптации является соответствие реальной и требуемой компетентности. Превалирование реальной компетентности над требуемой приводит к снижению мотивации, разочарованию, так как для специалиста важно, чтобы был востребован весь имеющийся у него профессиональный опыт. Успешная профессиональная адаптация делает работу привлекательной, повышает шанс на более высокую оплату труда и профессиональный рост, создает предпосылки для самоактуализации специалиста. В отдельных случаях может быть поставлен вопрос о кадровом перемещении на другую работу. Такого рода ситуации вызывают у специалиста тягостное эмоциональное состояние — фрустрацию. Поддержка заключается в основном в выработке специалистом совместно с психологом новых целей профессиональной жизни.

Психологическое сопровождение сводится к оценке реальной компетентности специалиста, оказанию помощи в повышении квалификации, преодолении появившегося чувства профессиональной неполноценности, формировании адекватной профессиональной самооценки. Психологическое сопровождение предполагает коррекцию самооценки: обучение умению сравнивать себя лишь с самим собой, помощь в выработке надежных критериев самооценки, совместный анализ содержания и задач деятельности и сопоставление ее требований с возможностями специалиста.

Таким образом, психологическое сопровождение на стадии адаптации помогает успешному продвижению специалиста в области профессии, а также на предприятии, в учреждении, организации в направлении профессионального самосовершенствования.

На стадии профессионализации менеджер нуждается в дальнейшем профессиональном росте', повышении квалификации и развитии карьеры, в поддержке при переживании трудностей, неудовлетворенности трудом, в конфликтных ситуациях, при увольнении, а также при приеме на работу. На современных предприятиях и в организациях такое сопровождение осуществляется службами развития персонала и рассматривается как форма кадровой политики. Психологическое сопровождение позволяет управлять профессиональным ростом и карьерой работников, планировать повышение их квалификации, создавать резерв на выдвижение. Все это повышает конкурентоспособность работников на рынке труда. Главная цель психологического сопровождения на стадии профессионализации — обеспечение взаимосогласованности и взаимодействия работника и предприятия (организации) в профессиональном становлении. Эта цель достигается путем решения следующих задач:

• согласования целей развития организации и работника;

• предупреждения и устранения «карьерных тупиков», в которых практически не оказывается возможностей для развития работника;

• формирования и уточнения критериев профессионального роста, повышения квалификации, касающихся карьеры;

• изучения и оценки профессионального потенциала работника;

• эффективного использования путей профессионального роста;

• систематического ознакомления работника с перспективами на краткосрочный и долгосрочный период;

• установления требуемого уровня профессиональной компетентности для должностного продвижения.

Планируемое психологическое сопровождение осуществляется в следующих профессионально значимых ситуациях, связанных с профессионализмом менеджера:

• при приеме на работу;

• при проведении аттестации и кадровых перемещений;

• перед направлением на курсы повышения квалификации;

• при выдвижении в кадровый резерв.

При трудоустройстве важно, чтобы кандидат на должность понял, что отбор проводится в его же интересах, так как обеспечит в дальнейшем безаварийную работу, позволит избежать травматизма, повысит удовлетворенность трудом, эффективность профессиональной деятельности.

После оформления на работу совместно с работником определяют перспективы профессионального роста и карьеры. Профессиональное продвижение предполагает достижение признанного высоким профессионального статуса, профессионализацию, рост профессиональной компетентности; достижение определенного социального статуса в профессиональной деятельности, сопровождающееся занятием определенных должностей в соответствии с социально признанными стандартами в данной области.

Обсуждается также профессиональное перемещение (вертикальное, горизонтальное или центростремительное). Вертикальное перемещение ориентировано на переход на более высокую ступень структурной иерархии. Горизонтальное –перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (например, руководитель проекта), расширение или усложнение задач в рамках занимаемой ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения). Центростремительное перемещение представляет собой движение к ядру, руководству организации.

studfiles.net

9. Уровни, этапы, ступени, стадии профессионализма.

Выделим уровни профессионализма и изложим их (от низших к высшим).

1. Допрофессионализм. Здесь человек осуществляет некоторую работу и виды труда, не обладая названными выше качествами профессионала. Иными словами, человек работает, но как новичок, дилетант, не овладев еще нормами и правилами профессии, тем более не достигая в труде высоких и творческих результатов. Этот этап проходит обычно каждый человек в своей трудовой деятельности, но некоторые (пассивные, нездоровые) люди могут задержаться здесь на длительное время,

2. Профессионализм. Этот уровень охватывает большую часть жизни людей, относящихся к активной части населения. Здесь человек последовательно овладевает качествами профессионала. Так, человек усваивает нормы и правила профессии и выполняет сначала работу по образцу, по инструкции в ходе исполнительного труда, затем приобретает специальность, квалификацию и осуществляет квалифицированный труд.

3. Суперпрофессионализм (высший профессионализм). Этот уровень характеризует профессиональную деятельность в ее расцвете («акме»), в ее высоких достижениях и творческих успехах, Здесь человек из субъекта труда и профессионала превращается в творца, новатора, суперпрофессионала, в профессионала высокой квалификации. 4. Непрофессионализм (псевдопрофессионализм). Этот уровень не совпадает с допрофессионализмом, когда у человека отсутствуют необходимые профессиональные знания и умения.

5. Послепрофессионализм. Через этот уровень проходят все люди, дожившие до пенсионного возраста, и каждый переживает его с разной степенью достоинства. На этом уровне человек может оказаться просто «профессионалом в прошлом» (экспрофессионалом), а может остаться желанным консультантом, советчиком, наставником, экспертом, щедро и в то же время ненавязчиво делящимся своим профессиональным опытом, опытом достижений и ошибок, неудач, чтобы помочь молодому поколению избежать этих ошибок. Переход от одних уровней профессионализма к другим и движение внутри уровней протекает у большинства людей как последовательное овладение этапами. Ниже мы излагаем условно выделенные нами этапы и ступени на пути к профессионализму. Подчеркнем, что эти этапы и ступени разных уровней могут наблюдаться у человека одновременно и параллельно друг с другом.

Внутри уровня профессионализма мы выделяем следующие этапы:

– этап адаптации человека к профессии, первичное усвоение человеком норм, менталитетов, необходимых приемов, техник, технологий профессии; этот этап может завершиться быстро за первые 1-2 года начала работы или растянуться на годы, проходить болезненно;

– этап самоактуализации человека в профессии; осознание человеком своих возможностей выполнения профессиональных норм, начало саморазвития себя средствами профессии, осознание человеком своих индивидуальных возможностей выполнения профессиональной деятельности, осознанное усиление своих позитивных качеств, сглаживание негативных, укрепление индивидуального стиля, максимальная самореализация своих возможностей в профессиональной деятельности;

– этап свободного владения человеком профессией, проявляющегося в форме мастерства, гармонизации человека с профессией; здесь происходит усвоение высоких стандартов, воспроизведение на хорошем уровне кем-то ранее созданных методических рекомендаций, разработок, инструкций.

Внутри уровня суперпрофессионализма выделим следующие этапы:

– этап свободного владения профессией в форме творчества: обогащение специалистом опыта своей профессии за счет личного творческого вклада, внесение авторских находок, усовершенствований, достижение вершин («акме») в профессиональной деятельности, творческое преобразование профессиональной среды или проектирование новой професси-ональой среды, иногда создание человеком новой профессии;

– этап свободного владения несколькими профессиями и приемами перехода, переключения от одной к другой;

– этап творческого самопроектирования себя как личности профессионала, то есть формирование человеком у себя ранее отсутствующих психологических и профессиональных качеств.

Психологические уровни, этапы и ступени на пути к профессионализму

Психологические уровни, этапы и ступени на пути к профессионализму:

уровни

роль человека в труде

этапы

ступени

допрофессио-нализм

индивид, работник социндивид, допрофессионал

первичн. ознаком с профессией

дилетант, самоучка

профессионализм

деятель, специалист, субъект труда, профессионал

адаптация человека к профессии

стажер, убежденный специалист, гражданин, эрудит, методист, коллега, специалист в экстремальной ситуации

самоактуализация человека в профессии

самодиагност, осознанная индивидуальность, самоэкспериментатор, целостная личность, самопрогнозирующий специалист, самосохраняющийся специалист, имеющий внутренний локус контроля, реализующий свои индивидуальные возможности и др.

свободное владение профес. в форме мас-терст., гармония с профессией

мастер в профессиональной деятельности и в профессиональном общении, диагност, гуманист, консультант, наставник, координатор, эксперт

суперпрофессионализм

творец, суперпрофессионал

свободное владение профес в форме творчества

участник и инициатор инноваций, новатор, исследователь, экспериментатор, достигающий вершин («акме») в профессиональной деятельности, специалист, оздоравли-вающий профессиональную среду, источник духовных профессиональных ценностей

овладение рядом смежных профессией

универсал

творчес. са-мопроекти-ров себя как лично сти

самосозидатель; достигающий вершин («акме») в развитии своей личности

непрофессионализм

псевдопрофессионал

выполнение труда по профес. искажен, нормам, на фоне деформации личности

узкий специалист, фанатик работы, работник с неэффективной профессиональной деятельностью, специалист с деформированной личностью.

послепро-фессионализм

профессионал в прошлом

завершение профессион. деятельности

наставник, консультант, эксперт

Стадии профессионализации личности. На основании полноты профессионального опыта и особенностей его использования выделяют следующие стадии профессионализации личности в цикле овладения человеком одной профессией (Климов).

Оптант – человек, выбирающий профессию, карьеру; это потенциальный субъект труда. Типичные проблемы данной стадии: принятие решений в ситуации неопределенности, выбор не только профессии, профессионального учебного заведения, но и образа жизни, связанного с будущей профессией.

Адепт – человек, обучающийся в профессиональном учебном заведении, осваивающий азы профессиональных знаний и умений, а также присваивающий систему профессиональных ценностей, свойственную для сообщества профессионалов.

Адаптант – человек, который находится в начале самостоятельной профессиональной деятельности и должен приспособиться к трудовому коллективу и организационной культуре учреждения (социальная адаптация), к сложностям профессиональных задач и ситуаций (профессиональная адаптация), к своей профессиональной роли, ее включению в систему личностных смыслов, потребностей и мотивов, что может потребовать изменений и себя, своей системы ценностей, образа «Я» (личностная адаптация).

Интернал – человек, освоивший профессиональные задачи среднего уровня сложности. Этот период может длиться достаточно долго и не перейти в стадию мастера, так как не все люди склонны к ежедневному выполнению сложных задач. Психологи могут способствовать оптимизации функционального состояния субъекта труда, находящегося на данной стадии развития. В этот период могут проявиться противоречия, конфликты, кризисы развития, преодолеть которые способны помочь психологи.

Мастер – человек, овладевший вершинами профессионального мастерства, умеющий выполнять самые сложные профессиональные задачи. На этой стадии актуальны проблемы профессионального развития, обусловленные кризисами, противоречиями, возможны проявления профессиональной дезадаптации.

Авторитет – человек, достигший квалификации мастера и, кроме того, обладающий неформальными лидерскими качествами, умеющий убеждать, оказывать влияние на коллег по труду.

Наставник – человек, владеющий вершинами мастерства, имеющий потребность передать свой опыт другим людям, реально осуществляющий роль учителя, инструктора по отношению к новым работникам. Если человек всю жизнь проработал в одной профессии и эта стадия совпадает с периодом поздней зрелости (после 50 лет), типичны проблемы, обусловленные снижением профессиональных возможностей, психофизиологических функций, характерные для этого возраста.

studfiles.net

Стадии профессионального становления

Профессиональное становление охватывает длительный период жизни человека (35–40 лет). В течение этого времени меняются жизненные и профессиональные планы, происходит смена социальной ситуации, ведущей деятельности, перестройка структуры личности. Поэтому возникает необходимость разделения данного процесса на периоды, или стадии. В связи с этим встает вопрос о критериях выделения стадий в непрерывном процессе профессионального становления.

Поскольку на выбор профессионального труда, становление спе­циалиста влияют социально-экономические факторы, то правомерно в качестве основания членения профессионального развития человека избрать социальную ситуацию, которая детерминирует отношение личности к профессии и профессиональным общностям.

Следующим основанием дифференциации профессионального становления выступает ведущая деятельность. Ее освоение, совершенствование способов выполнения приводят к кардинальной перестройке личности. Очевидно, что деятельность, осуществляемая на репродуктивном уровне, предъявляет иные требования к личности, чем частично поисковая и творческая. Психологическая организация личности молодого специалиста, осваивающего профессиональную деятельность, вне всякого сомнения, отличается от психологической организации личности профессионала. Следует иметь в виду, что психологические механизмы реализации конкретной деятельности на репродуктивном и творческом уровнях настолько различны, что их можно отнести к разным типам деятельности, т.е. переход с одного уровня выполнения деятельности на другой, более высокий, сопровождается перестройкой личности.

Таким образом, в качестве оснований для выделения стадий профессионального становления личности оправданно взять социальную ситуацию и уровень реализации ведущей деятельности. Рассмотрим влияние этих двух факторов на профессиональное становление личности.

  1. Началом данного процесса является зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием родственников, учителей, сюжетно-ролевых игр и учебных предметов (0–12 лет). Это стадия аморфной оптации.

  2. Затем следует формирование профессиональных намерений, которое завершается осознанным, желанным, а иногда и вынужденным выбором профессии. Этот период в становлении личности получил название оптации. Особенность социальной ситуации развития заключается в том, что юноши и девушки находятся на завершающем этапе детства – перед началом самостоятельной жизни. Ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная. В ее рамках складываются познавательные и профессиональные интересы, формируются жизненные планы. Профессиональная активность личности направлена на поиск своего места в мире профессий и отчетливо проявляется в решении вопроса о выборе профессии.

  3. Следующая стадия становления начинается с поступления в профессиональное учебное заведение (профессиональное училище, техникум, вуз). Социальная ситуация характеризуется новой социальной ролью личности (учащийся, студент), новыми взаимоотношениями в коллективе, большей социальной независимостью, политическим и гражданским совершеннолетием. Ведущая деятельность – профессионально-познавательная, ориентированная на получение конкретной профессии. Длительность стадии профессиональной подготовки зависит от типа учебного заведе­ния, а в случае поступления на работу сразу после окончания школы ее продолжительность может быть значительно сокращена (до одного-двух месяцев).

  4. После окончания учебного заведения наступает стадия профессиональной адаптации. Социальная ситуация коренным образом меняется: новая система отношений в разновозрастном производственном коллективе, иная социальная роль, новые социально-экономические условия и профессиональные отношения. Ведущей деятельностью становится профессиональная. Однако уровень ее выполнения, как правило, носит нормативно-репродуктивный характер.

Профессиональная активность личности на этой стадии резко возрастает. Она направлена на социально-профессиональную адаптацию – освоение системы взаимоотношений в коллективе, новой социальной роли, приобретение профессионального опыта и самостоятельное выполнение профессионального труда.

5. По мере освоения профессии личность все больше погружается в профессиональную среду. Реализация деятельности осуществляется относительно устойчивыми и оптимальными для работника способами. Стабилизация профессиональной деятельности приводит к формированию новой системы отношений личности к окружающей действительности и к самой себе. Эти изменения ведут к образованию новой социальной ситуации, а сама профессиональная деятельность характеризуется индивидуальными личностносообразными технологиями выполне­ния. Наступает стадия первичной профессионализации и становления специалиста.

6. Дальнейшее повышение квалификации, индивидуализация технологий выполнения деятельности, выработка собственной профессиональной позиции, высокое качество и производительность труда приводят к переходу личности на второй уровень профессионализации, на котором происходит становление профессионала.

На этой стадии профессиональная активность постепенно стаби­лизируется, уровень ее проявления индивидуализируется и зависит от психологических особенностей личности. Но в це­лом каждому работнику присущ свой устойчивый и оптимальный уро­вень профессиональной активности.

7. И лишь часть работников, обладающих творческими потенциями, развитой потребностью в самоосуществлении и самореализации, переходит на следующую стадию – профессионального мастерства и становления профессионалов. Для нее характерны высокая творческая и социальная активность личности, продуктивный уровень выполнения профессиональной деятельности. Переход на стадию мастерства изменяет социальную ситуацию, кардинально меняет характер выполнения профессиональной деятельности, резко повышает уровень профессиональной активности личности. Профессиональная активность проявляется в поиске новых, более эффективных способов выполнения деятельности, изменении устоявшихся взаимоотношений с коллективом, попытках преодолеть, сломать традиционно сложившиеся методы управления, в неудовлетворенности собой, стремлении выйти за пределы себя. Постижение вершин профессионализма (акме) – свидетельство того, что личность состоялась.

Таким образом, в целостном процессе профессионального ста­новления личности выделяется семь стадий (табл. 11).

Переход от одной стадии профессионального становления к дру­гой означает смену социальной ситуации развития, изменение содер­жания ведущей деятельности, освоение либо присвоение новой соци­альной роли, профессионального поведения и, конечно, перестройку личности. Все эти изменения не могут не вызывать психической напряженности личности. Переход от одной стадии к другой порождает субъективные и объективные трудности, межличностные и внутриличностные конфликты. Можно утверждать, что смена стадий инициирует нормативные кризисы профессионального становления личности.

studfiles.net

Этапы профессионального становления

Количество просмотров публикации Этапы профессионального становления - 651

Профессиональное становление личности

1. Есть ли среди ваших товарищей такие, о которых вы могли бы с уверенностью сказать — из него может получиться хороший инженер, хороший учитель, дипломат, работник торговли?

2. Чем, по-вашему, характеризуется самопознание? Пониманием другого? Формированием образа ʼʼЯʼʼ ? Образованностью? Стремлением к объективности?

В процессе профессиональной деятельности происходит профессиональное становление личности.

Профессиональное становление — это, с одной стороны, процесс формирования отношения к профессии, степень эмоционально-личностной вовлеченности в нее, с другой — накопление опыта практической деятельности, профессиональное совершенствование и приобретение мастерства.

В процессе профессионального становления можно выделить такие этапы: формирование профессиональных намерений, профессиональное обучение, вхождение в профессию, частичную или полную реализацию в самостоятельной трудовой деятельности. Результатами каждого этапа профессионального становления являются соответственно выбор профессии, профессиональная компетентность (обученность, умелость), профессиональное мастерство и творчество. Эти этапы можно представить графически (см. график).

Кратко охарактеризуем этапы профессионального становления.

Выбор профессии в соответствии со своими способностями и возможностями (профессиональное самоопределœение) должен быть сделан к моменту окончания общеобразовательной школы. Выпускник школы далее приобретает профессиональное образование — профессиональную обученность. И уже в процессе профессиональной деятельности формируется профессиональная компетентность. Термин ʼʼкомпетентныйʼʼ в словаре С.И. Ожегова толкуется как ʼʼзнающий, осведомленный, авторитетный в какой-либо областиʼʼ.

Под профессиональной компетентностью принято понимать глубокое знание дела и свободное владение содержанием профессионального труда, а также осознание соответствия этого труда своим возможностям. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, профессиональная компетентность включает профессиональную обученность, умелость и воспитанность, адекватную самооценку. Профессиональная компетентность зависит от многих факторов. Один из них — уровень теоретической и практической подготовки, а также технологической культуры, достигнутый в т.ч. и в годы школьного обучения.

Следующая ступень профессионального становления личности — профессиональное мастерство — это высший уровень овладения профессиональной деятельностью. Профессиональное мастерство не сводится только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам. Процесс овладения мастерством есть одновременно и процесс формирования личности человека, его интересов, нравственных ценностей и идеалов.

Профессиональное мастерство обусловлено следующими личностными качествами:

□ профессиональные знания и умения, обеспечивающие успешное выполнение сложной трудовой деятельности;

□ высокий уровень общей и технологической культуры;

□ профессиональная мобильность;

□ профессиональная самостоятельность;

□ стремление к самосовершенствованию;

□ творческий подход к работе.

Восхождение к мастерству — процесс сложный и длительный. Немало времени и сил потребуется человеку, чтобы достичь вершин в профессиональной деятельности. Но, к сожалению, есть люди, которые ʼʼдовольствуются малымʼʼ, просто выполняют свои функциональные обязанности, не стремясь достичь высоких профессиональных результатов. Причины тому бывают разные. Среди них — неудачное профессиональное самоопределœение, недостаток профессиональных знаний и умений (низкий уровень компетентности) и др. Размещено на реф.рфНеобходимо помнить, что потенциальные возможности человека велики и каждый может стать мастером своего дела.

Качество профессионального мастерства предполагает элемент профессионального творчества.

Профессиональное творчество — это создание человеком нового, оригинального продукта в ходе профессиональной деятельности.

Творчество в профессиональной деятельности может способствовать развитию как самого процесса деятельности, так и его содержания. Любая творческая деятельность, в т.ч. профессиональная, — создание объективно и субъективно нового[11].

Профессиональное творчество, как правило, начинается с создания субъективно нового. Наиболее ярко профессиональное творчество проявляется в изобретательстве и рационализаторстве. Все блага нашей цивилизации, без которых человечество не мыслит свое существование, созданы на базе технологий и технических средств, которые изобретены творческими людьми.

Некогда считалось, что творчество, изобретательство — удел избранных, отмеченных от рождения талантами. Сейчас известны миллионы изобретателœей и рационализаторов, которые в результате глубокого изучения своей специальности развили творческие способности и стали ʼʼдвигателями прогрессаʼʼ своего времени.

Современному человеку трудно представить, что почти весь окружающий его сегодня искусственный предметный мир, ставший простым и привычным, всœего 150—200 лет назад считался фантастическим. Это касается электричества и фотографии, передачи звука и изображения, автомобилей и летательных аппаратов и многого другого.

ʼʼНевозможноʼʼ — данный психологический барьер возникает в сознании изобретателя, когда он отступает от задачи, которую до него пытались, но не смогли решить признанные авторитеты. Восхождение к творчеству в любой профессии начинается прежде всœего с преодоления этого барьера ʼʼневозможности и непосильностиʼʼ.

Не нужно забывать, что каждому человеку свойственны фантазия, воображение, способность к созданию представлений и мысленных ситуаций, не существующих в реальности. И часто из слов ʼʼкак в сказкеʼʼ рождались самые смелые проекты.

ʼʼГиперболоид инженера Гаринаʼʼ совсœем недолго был фантазией А.Н. Толстого. Авторы лазера — А.Г. Басов и А.М. Прохоров сделали фантазию реальностью. Важно понимать, что развитие способности к творчеству — посильная и осуществимая задача. Каждый может стать творческим человеком, в случае если будет стремиться создавать новое, еще небывалое на благо других людей и самого себя.

referatwork.ru

Профессиональное становление личности

В процессе профессиональной деятельности происходит

профессиональное становление личности.

Профессиональное становление — это, с одной стороны, про¬цесс формирования отношения к профессии, степень эмоцио¬нально-личностной вовлеченности в нее, с другой — накопление опыта практической деятельности, профессиональное совершен¬ствование и приобретение мастерства.

В процессе профессионального становления можно выделить такие этапы: формирование профессиональных намерений, про¬фессиональное обучение, вхождение в профессию, частичную или полную реализацию в самостоятельной трудовой деятельно¬сти. Результатами каждого этапа профессионального становле¬ния являются соответственно выбор профессии, профессиональ¬ная компетентность (обученность, умелость), профессиональное мастерство и творчество.Графически эти этапы можно представить следующим образом:

Кратко охарактеризуем этапы профессионального становления. Выбор профессии в соответствии со своими способностями и возможностями (профессиональное самоопределение) должен ; быть сделан к моменту окончания общеобразовательной школы. Затем формируется профессиональная компетентность. Термин «компетентный* в словаре С.И. Ожегова толкуется как «знающий, осведомленный, авторитетный в какой-то области».

Под профессиональной компетентностью понимается глубокое знание дела и свободное владение содержанием профессионального труда, а также осознание соответствия этого труда своим возможностям. Таким образом, профессиональная компетентность предполагает профессиональную обученность, умелость и воспитанность, адекватную самооценку. Кратко профессиональную компетентность можно определить как уровень мастерства, которого достиг человек на пути профессионального совершенствования. Профессиональная компетентность зависит от многих факторов. Один из них — уровень теоретической и практической подготовки, а также технологической культуры, достигнутый в школьные годы.

Профессиональное мастерство — это высший уровень овладе¬ния профессиональной деятельностью.

Профессиональное мастерство не сводится только к профес¬сиональным знаниям, умениям и навыкам. Процесс овладения мастерством есть одновременно и процесс формирования лично¬сти человека, его интересов, нравственных ценностей и идеалов. Профессиональное мастерство обусловлено такими личностными качествами, как широкие общественные интересы, профессио¬нальные знания и умения, обеспечивающие успешное выполнение сложной трудовой деятельности; высокий уровень обшей и техно¬логической культуры; профессиональная мобильность; самостоя¬тельность и высокая профессиональная устойчивость; стремление к самосовершенствованию: творческий подход к работе.

Восхождение к мастерству — процесс сложный и длительный. Немало времени и сил потребуется человеку, чтобы достичь вер¬шин в профессиональной деятельности.

Но, к сожалению, есть люди, которые «довольствуются ма¬лым», просто выполняют свои функциональные обязанности, не стремясь достичь высоких профессиональных результатов. Причи¬ны тому могут быть разные. Среди них — неудачное профессио¬нальное самоопределение, недостаток профессиональных знаний и умений (низкий уровень компетентности) и др. Необходимо помнить, что потенциальные возможности человека велики, и каж¬дый может стать мастером своего дела.

Профессиональное мастерство связано с профессиональным творчеством.

Профессиональное творчество — это создание человеком нового, оригинального продукта в ходе профессиональной деятельности.

Творчество в профессиональной деятельности может способствовать развитию как самого процесса деятельности, так и его со¬держания. Любая творческая деятельность, в том числе профессио¬нальная, — создание объективно и субъективно нового.

Объективно новое — это все то, чего не было в истории чело¬вечества.

Субъективно новое — это все то, что является новым для данно¬го человека или группы людей (например, перенос известных методов работы в новые условия, включение в свою деятельность но¬вых средств, способов и приемов, расширение границ функциони¬рования и многое другое).

Профессиональное творчество, как правило, начинается с соз¬дания субъективно нового. Наиболее ярко профессиональное творчество проявляется в изобретательстве и рационализаторстве. Все блага нашей цивилизации, без которых человечество не мыс¬лит свое существование, созданы на основе технологий и технических средств, которые изобретены творческими людьми. Раньше считалось, что творчество, изобретательство — удел избранных, отмеченных от рождения талантами. Сейчас известны миллионы изобретателей и рационализаторов, которые в результа¬те долгой работы по своей специальности развили творческие спо¬собности и стали «двигателями прогресса» своего времени.

Современному человеку трудно представить, что почти все ок¬ружающее его, что сейчас стало простым и привычным, всего 150—200 лет назад считалось невозможным. Это касалось элек¬тричества и фотографии, передачи звука и изображения, автомо¬билей и летательных аппаратов и много-много другого.

«Невозможно» — этот коварный барьер возникает в сознании изобретателя, когда он отступает от задачи, которую до него пыта¬лись, но не смогли решить признанные авторитеты. Восхождение к творчеству в любой профессии начинается, прежде всего, с преодо¬ления этого барьера «невозможности и непосильности».

Не нужно забывать, что каждому человеку свойственны фанта¬зия, воображение, способность к созданию представлений и мыс¬ленных ситуаций не существующих в реальности. И часто из слов «как в сказке» рождались самые смелые проекты.

«Гиперболоид инженера Гарина» совсем недолго был фантази¬ей А.Н. Толстого. Басов, Прохоров и Гаут — авторы лазера — сдела¬ли фантазию реальностью. Поэтому развитие способности к творчеству — совершенно посильная и осуществимая задача. Каждый может стать творческим человеком, если будет стремиться созда¬вать новое, еще небывалое на благо других людей и самого себя.

Профессиональное становление, профессиональная компетентность, профессиональное мастерство, профессиональное творчество, объективно новое, субъективно новое.

Термины! Профессиональное становление, профессиональная компитентность, профессиональное мастерство, профессиональное творчество, объективное новое, субъективно новое.

Практическая работа. Составьте перечень профессиональных знаний и умений, которыми должен обладать человек избранной вами профессии.

Вопросы

1. Назовите основные этапы профессионального становления личности.

2. Что такое профессиональная компитентность?

3. Что следует понимать под профессиональным мастерством?

4. Раскройте содержание профессиональго творчества.

berezaklim.ru

2. Спецификация тестового материала

№ пп

Структура учебной дисциплины, наименование разделов и тем*

Количество ТЗ

Количество форм ТЗ

Мера трудности

С выбором одного правильного ответа

С выбором нескольких правильных ответов

Графическая форма ТЗ

легкие

средние

трудные

1

Введение в курс «Экстремальная психология»

2

Раздел 1. Профессиональное здоровье специалиста экстремального профиля

71

32

39

32

26

13

3

Раздел 2. Экстренная психологическая помощь пострадавшим в ЧС

52

24

28

29

8

15

4

Раздел 3. Элементы психологии управления

42

16

26

12

20

10

* соответствует карте ФОС

3. Тестовый материал

1_л_тема_1_1 К объективным факторам риска, воздействующим на специалистов, занимающихся ликвидацией ЧС, относятся:

1) функциональное состояние специалистов в период, предшествующий работе в ЧС и непосредственно в работе

2) климато-географические факторы (правильный ответ)

3) сформированность ПВК

4) физическая нагрузка, режим труда и отдыха (правильный ответ)

5) особые условия работы (правильный ответ)

6) социально-психологический климат в коллективе

2_т_тема_1_1 К социально-психологическим факторам риска, воздействующим на специалистов, занимающихся ликвидацией ЧС, относятся:

1) организационно-управленческие недостатки в ходе работы (правильный ответ)

2) физическая нагрузка, режим труда и отдыха

3) недостатки в информационном обеспечении: отсутствие, недостаток или противоречивость информации об условиях выполнения, содержания задачи (правильный ответ)

4) климато-географические факторы

5) социально-политические аспекты ситуации (правильный ответ)

6) освещение работ СМИ (правильный ответ)

7) функциональное состояние специалистов в период, предшествующий работе в ЧС и непосредственно в работе

3_т_тема_1_1 К факторам риска, характеризующим индивидуальные особенности специалистов, занимающихся ликвидацией ЧС, относятся:

1) организационно-управленческие недостатки в ходе работы

2) сформированность ПВК (правильный ответ)

3) особые условия работы

4) мотивация профессиональной деятельности (правильный ответ)

5) функциональное состояние специалистов в период, предшествующий работе в ЧС и непосредственно в работе (правильный ответ)

6) физическая нагрузка, режим труда и отдыха

7) нагрузка специалиста: количество, спектр и продолжительность работ, в которых принимал участие специалист в последнее время (правильный ответ)

4_л_тема_1_2 Профессиональное здоровье - это:

1) совокупность способностей человека, позволяющих ему справляться с экстремальными ситуациями

2) способность регулировать собственное поведение с целью гармонизации личностного бытия

3) процесс сохранения и развития регуляторных свойств организма, его физического, психического и эмоционального благополучия, обеспечивающий высокую надежность профессиональной деятельности, профессиональное долголетие и максимальную длительность жизни (правильный ответ)

4) особое состояние человека, достигшего высокого уровня самообладания, характеризующееся гармоничностью внутреннего мира, уверенностью в себе, эмоциональной уравновешенностью

5_т_тема_1_2 Формирование психологической устойчивости, как сохранения оптимального функционирования психики, зависит от таких факторов, как:

1) тип высшей нервной деятельности (правильный ответ)

2) опыт специалиста (правильный ответ)

3) экономическая стабильность в стране

4) уровень профессиональной подготовки (правильный ответ)

5) уровень атмосферного давления

6) уровень развития основных познавательных структур личности (правильный ответ)

6_ср_тема_1 _2 Функциональное состояние человека – это:

1) процесс сохранения и развития регуляторных свойств организма, его физического, психического и эмоционального благополучия

2) объединенный комплекс имеющихся характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обуславливают выполнение деятельности (правильный ответ)

3) выработанный личностью защитный механизм в ответ на психотравмирующие воздействия извне

4) вероятность выполнения профессиональных задач с требуемым качеством и в заданных условиях

7_ср_тема_1_2 Укажите верный порядок ступеней профессионального становления:

1) профессиональное обучение, профессиональная адаптация, реализация личности в профессиональном труде, этап достижения мастерства в профессии

2) формирование профессиональных намерений, профессиональное обучение, профессиональная адаптация, реализация личности в профессиональном труде: этап мастера, авторитета, наставника (правильный ответ)

3) формирование профессиональных намерений, этап профессионального обучения, реализация личности в профессиональном труде

4) профессиональное обучение, профессиональная реализация личности, формирование профессиональных намерений

8_т_тема_1_2 Период профессионального развития, характеризующийся вхождением специалиста в тонкости профессиональной деятельности, формированием копинг-стратегий, позволяющих ему справиться с неизбежными сложностями и психотравмирующими обстоятельствами профессиональной деятельности, называется:

1) стадия «вхождения в профессию»

2) этап профессионального обучения

studfiles.net

2) Климато-географические факторы (правильный ответ)

3) сформированность ПВК

4) физическая нагрузка, режим труда и отдыха (правильный ответ)

5) особые условия работы (правильный ответ)

6) социально-психологический климат в коллективе

2_т_тема_1_1 К социально-психологическим факторам риска, воздействующим на специалистов, занимающихся ликвидацией ЧС, относятся:

1) организационно-управленческие недостатки в ходе работы (правильный ответ)

2) физическая нагрузка, режим труда и отдыха

3) недостатки в информационном обеспечении: отсутствие, недостаток или противоречивость информации об условиях выполнения, содержания задачи (правильный ответ)

4) климато-географические факторы

5) социально-политические аспекты ситуации (правильный ответ)

6) освещение работ СМИ (правильный ответ)

7) функциональное состояние специалистов в период, предшествующий работе в ЧС и непосредственно в работе

3_т_тема_1_1 К факторам риска, характеризующим индивидуальные особенности специалистов, занимающихся ликвидацией ЧС, относятся:

1) организационно-управленческие недостатки в ходе работы

2) сформированность ПВК (правильный ответ)

3) особые условия работы

4) мотивация профессиональной деятельности (правильный ответ)

5) функциональное состояние специалистов в период, предшествующий работе в ЧС и непосредственно в работе (правильный ответ)

6) физическая нагрузка, режим труда и отдыха

7) нагрузка специалиста: количество, спектр и продолжительность работ, в которых принимал участие специалист в последнее время (правильный ответ)

4_л_тема_1_2 Профессиональное здоровье - это:

1) совокупность способностей человека, позволяющих ему справляться с экстремальными ситуациями

2) способность регулировать собственное поведение с целью гармонизации личностного бытия

3) процесс сохранения и развития регуляторных свойств организма, его физического, психического и эмоционального благополучия, обеспечивающий высокую надежность профессиональной деятельности, профессиональное долголетие и максимальную длительность жизни (правильный ответ)

4) особое состояние человека, достигшего высокого уровня самообладания, характеризующееся гармоничностью внутреннего мира, уверенностью в себе, эмоциональной уравновешенностью

5_т_тема_1_2 Формирование психологической устойчивости, как сохранения оптимального функционирования психики, зависит от таких факторов, как:

1) тип высшей нервной деятельности (правильный ответ)

2) опыт специалиста (правильный ответ)

3) экономическая стабильность в стране

4) уровень профессиональной подготовки (правильный ответ)

5) уровень атмосферного давления

6) уровень развития основных познавательных структур личности (правильный ответ)

6_ср_тема_1 _2 Функциональное состояние человека – это:

1) процесс сохранения и развития регуляторных свойств организма, его физического, психического и эмоционального благополучия

2) объединенный комплекс имеющихся характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обуславливают выполнение деятельности (правильный ответ)

3) выработанный личностью защитный механизм в ответ на психотравмирующие воздействия извне

4) вероятность выполнения профессиональных задач с требуемым качеством и в заданных условиях

7_ср_тема_1_2 Укажите верный порядок ступеней профессионального становления:

1) профессиональное обучение, профессиональная адаптация, реализация личности в профессиональном труде, этап достижения мастерства в профессии

2) формирование профессиональных намерений, профессиональное обучение, профессиональная адаптация, реализация личности в профессиональном труде: этап мастера, авторитета, наставника (правильный ответ)

3) формирование профессиональных намерений, этап профессионального обучения, реализация личности в профессиональном труде

4) профессиональное обучение, профессиональная реализация личности, формирование профессиональных намерений

8_т_тема_1_2 Период профессионального развития, характеризующийся вхождением специалиста в тонкости профессиональной деятельности, формированием копинг-стратегий, позволяющих ему справиться с неизбежными сложностями и психотравмирующими обстоятельствами профессиональной деятельности, называется:

1) стадия «вхождения в профессию»

2) этап профессионального обучения

studfiles.net