Как стать личностью План Человек индивид личность. План личность


Личность План

1. Индивид, личность, индивидуальность.

2. Структура личности.

3. Направленность личности, ее виды, ЦОЕ.

Литература: 3, 6, 34, 52, 58, 60, 62, 63, 74, 82, 86.

Теоретическое введение

Индивид – конкретный человек, независимо от его социального положения, профессии, уровня развития психики и сознания. Это продукт биологической эволюции в фило- и антропогенезе; существо, наделенное антомо-физиологическими особенностями организма, от родителей и прародителей.

Наследственные признаки органов и систем составляют генотип – система генов, закладываемая в момент слияния женской и мужской клеток, что обеспечивает устойчивость и консервативность признаков организма, определяемых ДНК, как одной из составляющих белка клетки.

Врожденные особенности органов и систем приобретаются под влиянием физической и биохимической среды. Например, состояние родителей в период зачатия плода, ход его внутриутробного созревания, протекание беременности, родов и санитарно-гигиенические условия в первые месяцы после родов и.т.д.

Все это определяет индивидуальные особенности человека, которые служат природными предпосылками для становления личности и ее индивидуальности, выраженными особенно в строении, функциях, свойствах и типах нервной системы и темперамента.

Индивид, будучи носителем биологических задатков, в ходе общественно-исторического развития, подвергается влиянию социальных условий - условий жизни людей, и приобретает качественно новые возможности для становления личности.

Личность - исторически более позднее образование, участник общественных отношений, их продукт, активный деятель, преобразователь природы, общества, самого себя. Это индивид, наделенный сознанием и самосознанием. Личность – продукт онтогенеза, в ходе которого совершается личностный рост, социализация индивида.

Становление личности возможно в человеческой общности, о чем говорят примеры найденных в логове животных детях, которые помещенные затем в цивилизованное общество, не смогли приобрести личностные свойства. Между тем, личность – это живой конкретный человек со всеми достоинствами и недостатками, оцениваемыми как полезными, так и вредными для общества с позиций нравственных идеалов.

А.Н.Леонтьев пишет: «Личность есть системное и поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его приобретенными и прирожденными свойствами».

Индивидуальность – это сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. В индивидуальности человека неповторимо сочетаются и взаимодействуют между собой черты всеобщего, типичного и индивидуального. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в способностях, в качествах познавательных процессов, в специфике эмоционально – волевой сферы и т.д.

Платонов К.К. выделяет в структуре личности: направленность, опыт, особенности познавательной сферы, типы нервной системы, темперамента, половые и физические возрастные особенности.

Ковалев А.Г. выделяет в структуре личности психические процессы, психические состояния, психические свойства.

А.В.Петровский рассматривает три составляющие структуры личности:

  1. Интраиндивидная (внутрииндивидная) подсистема, характеризующая индивидуальность личности (темперамент, характер и т.д.)

  2. Интериндивидная подсистема личности, обнаруживающая себя в пространстве межличностных связей.

  3. Метаиндивидная (надиндивидная) подструктура, проявляющаяся в воздействии на тех людей, с которыми личность не контактирует непосредственно, а делая в них «вклады» через книги, кино, картины.

По данным Э. А. Голубевой структура личности состоит из таких составляющих, как:

  1. задатки, темперамент, возрастные половые, психофизические свойства и психические процессы;

  2. социальные роли, статус, опыт, направленность, желания, цели, идеалы, мечты, интересы, притязания, мировоззрение, убеждения;

  3. поведение, деятельность, общение, познавательные процессы, взаимоотношения.

Фрейд выделяет такие компоненты в структуре личности: «Оно», «Я», «Сверх-Я».

«Оно», определяется стремлением к удовлетворению, вызванное половым инстинктом: сексуальное влечение, страсть, жизненная энергия, требующая своего снятия через удовлетворение; трудно управляемая человеком, диктуемая бессознательной сферой психики.

«Я» - это разум и его борьба с телом, с влечением, стремление изменить «Оно»; это знание и сознание, их нравственная сторона на основе познавательной сферы: восприятия, мышления, речи;

«Сверх-Я» - супер Эго, идеальное «Я»; отождествление с родителями из чувства долга, путем запрета, чувства вины, совести, заимствование положительной, вытеснение отрицательной индивидуальности.

Направленность - совокупность устойчивых, ведущих мотивов, ориентирующих деятельность личности. Направленность личности выражает ее ценностные ориентации через поведение, деятельность, общение.

По уровню формирования личности направленность подразделяют на: эгоистически значимую; личностно значимую; общественно значимую.

Эгоистически значимая направленность личности определяется ориентацией на удовлетворение безусловных рефлексов самосохранения, продолжения рода, обеспечения физического развития, здоровья, материального благополучия и комфорта.

Личностно значимая направленность зависит от уровня развития сознания, самосознания, целеустремленности, произвольности, самостоятельности поведения, деятельности, обучения, их успешности. Это стремление, возможность и готовность самоутвердится в группе, приобрести социальную роль, статус. Это опыт личности, стремление самовыразиться, самореализоваться, самоопределиться.

Общественно значимая направленность характеризуется высшим уровнем нравственной, эстетической, культурной ориентаций, высоким творческим потенциалом в поведении, в деятельности, в общении, их успешности, служащей на благо людей, общества, его прогрессивном преобразовании и готовности на самопожертвование для этого.

studfiles.net

Личность План

1. Индивид, личность, индивидуальность.

2. Структура личности.

3. Направленность личности, ее виды, ЦОЕ.

Литература: 3, 6, 34, 52, 58, 60, 62, 63, 74, 82, 86.

Теоретическое введение

Индивид – конкретный человек, независимо от его социального положения, профессии, уровня развития психики и сознания. Это продукт биологической эволюции в фило- и антропогенезе; существо, наделенное антомо-физиологическими особенностями организма, от родителей и прародителей.

Наследственные признаки органов и систем составляют генотип – система генов, закладываемая в момент слияния женской и мужской клеток, что обеспечивает устойчивость и консервативность признаков организма, определяемых ДНК, как одной из составляющих белка клетки.

Врожденные особенности органов и систем приобретаются под влиянием физической и биохимической среды. Например, состояние родителей в период зачатия плода, ход его внутриутробного созревания, протекание беременности, родов и санитарно-гигиенические условия в первые месяцы после родов и.т.д.

Все это определяет индивидуальные особенности человека, которые служат природными предпосылками для становления личности и ее индивидуальности, выраженными особенно в строении, функциях, свойствах и типах нервной системы и темперамента.

Индивид, будучи носителем биологических задатков, в ходе общественно-исторического развития, подвергается влиянию социальных условий - условий жизни людей, и приобретает качественно новые возможности для становления личности.

Личность - исторически более позднее образование, участник общественных отношений, их продукт, активный деятель, преобразователь природы, общества, самого себя. Это индивид, наделенный сознанием и самосознанием. Личность – продукт онтогенеза, в ходе которого совершается личностный рост, социализация индивида.

Становление личности возможно в человеческой общности, о чем говорят примеры найденных в логове животных детях, которые помещенные затем в цивилизованное общество, не смогли приобрести личностные свойства. Между тем, личность – это живой конкретный человек со всеми достоинствами и недостатками, оцениваемыми как полезными, так и вредными для общества с позиций нравственных идеалов.

А.Н.Леонтьев пишет: «Личность есть системное и поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его приобретенными и прирожденными свойствами».

Индивидуальность – это сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. В индивидуальности человека неповторимо сочетаются и взаимодействуют между собой черты всеобщего, типичного и индивидуального. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в способностях, в качествах познавательных процессов, в специфике эмоционально – волевой сферы и т.д.

Платонов К.К. выделяет в структуре личности: направленность, опыт, особенности познавательной сферы, типы нервной системы, темперамента, половые и физические возрастные особенности.

Ковалев А.Г. выделяет в структуре личности психические процессы, психические состояния, психические свойства.

А.В.Петровский рассматривает три составляющие структуры личности:

  1. Интраиндивидная (внутрииндивидная) подсистема, характеризующая индивидуальность личности (темперамент, характер и т.д.)

  2. Интериндивидная подсистема личности, обнаруживающая себя в пространстве межличностных связей.

  3. Метаиндивидная (надиндивидная) подструктура, проявляющаяся в воздействии на тех людей, с которыми личность не контактирует непосредственно, а делая в них «вклады» через книги, кино, картины.

По данным Э. А. Голубевой структура личности состоит из таких составляющих, как:

  1. задатки, темперамент, возрастные половые, психофизические свойства и психические процессы;

  2. социальные роли, статус, опыт, направленность, желания, цели, идеалы, мечты, интересы, притязания, мировоззрение, убеждения;

  3. поведение, деятельность, общение, познавательные процессы, взаимоотношения.

Фрейд выделяет такие компоненты в структуре личности: «Оно», «Я», «Сверх-Я».

«Оно», определяется стремлением к удовлетворению, вызванное половым инстинктом: сексуальное влечение, страсть, жизненная энергия, требующая своего снятия через удовлетворение; трудно управляемая человеком, диктуемая бессознательной сферой психики.

«Я» - это разум и его борьба с телом, с влечением, стремление изменить «Оно»; это знание и сознание, их нравственная сторона на основе познавательной сферы: восприятия, мышления, речи;

«Сверх-Я» - супер Эго, идеальное «Я»; отождествление с родителями из чувства долга, путем запрета, чувства вины, совести, заимствование положительной, вытеснение отрицательной индивидуальности.

Направленность - совокупность устойчивых, ведущих мотивов, ориентирующих деятельность личности. Направленность личности выражает ее ценностные ориентации через поведение, деятельность, общение.

По уровню формирования личности направленность подразделяют на: эгоистически значимую; личностно значимую; общественно значимую.

Эгоистически значимая направленность личности определяется ориентацией на удовлетворение безусловных рефлексов самосохранения, продолжения рода, обеспечения физического развития, здоровья, материального благополучия и комфорта.

Личностно значимая направленность зависит от уровня развития сознания, самосознания, целеустремленности, произвольности, самостоятельности поведения, деятельности, обучения, их успешности. Это стремление, возможность и готовность самоутвердится в группе, приобрести социальную роль, статус. Это опыт личности, стремление самовыразиться, самореализоваться, самоопределиться.

Общественно значимая направленность характеризуется высшим уровнем нравственной, эстетической, культурной ориентаций, высоким творческим потенциалом в поведении, в деятельности, в общении, их успешности, служащей на благо людей, общества, его прогрессивном преобразовании и готовности на самопожертвование для этого.

studfiles.net

основные пункты, комментарии :: SYL.ru

По своей сути жизнь хороша и прекрасна, если только не нужно сдавать экзамены. Это всегда стресс, особенно для тех, кто «плавает» в предмете или не может структурировать свои знания. Для них написать развернутый план «Социализация индивида» будет крайне непросто. Но нет вершин, которые нельзя постигнуть, главное не отчаиваться и хорошо подготовиться.

План «Социализация индивида»

Человек - существо социальное. Всю свою сознательную и бессознательную жизнь он находится в окружении людей, обменивается с ними информацией и пытается походить на своих кумиров. По большому счету, это можно назвать социализацией - когда человек действует в социуме так, как положено. Более детально разобраться в этом поможет план «Социализация индивида», в котором последовательно указаны факторы, влияющие на данный процесс.

Он выглядит следующим образом:

  1. Понятия «индивид» и «социализация».
  2. Этапы социализации.
  3. Агенты социализации.
  4. Социальные институты, влияющие на социализацию.
  5. Десоциализация и ресоциализация.

«Социализация» и «индивид»

Чтобы лаконично и правильно составить план «Социализация индивида», в первую очередь необходимо упомянуть ключевые понятия этого вопроса.

Во-первых, стоит рассказать о том, кто такой индивид, и уже после дать информацию о процессе становления личности.

Индивид – это отдельный представитель человеческого рода, гармонично сочетающий в себе врожденные характеристики. Если рассматривать с точки зрения социологии, то индивид – это обычный биологический вид, который принято называть Homo Sapiens.

По факту, каждый человек является индивидом, и только после того, как он начинает принимать участие в процессе социализации, становится личностью.

Социализация – это процесс, во время которого индивид усваивает нормы и правила общественного поведения. Длится с момента рождения до момента смерти, пока человек находится в обществе других людей.

Стадии становления личности

Во втором пункте плана «Социализация индивида» уместно будет упомянуть об этапах данного процесса, напрямую зависящих от возраста индивида. В учебниках они обозначаются по-разному, но их суть от этого не меняется.

Существует четыре основных этапа становления личности:

  • Детство – в роли агентов социализации выступает преимущественно семья.
  • Юность – на процесс становления личности большое влияние оказывает школа и друзья.
  • Зрелость – на человека большое влияние оказывает рабочий коллектив.
  • Старость – человек осваивает новые роли, агентами социализации выступают друзья и знакомые.

Существует также классификация этапов социализации, состоящая из трех позиций: начальный этап, средний и завершающий. От первоначальной классификации он отличается лишь тем, что последний пункт объединяет этапы «зрелость» и «старость».

Кто влияет на социализацию?

В плане «Социализация индивида» нельзя упускать из внимания агентов социализации, то есть индивидов, групп и СМИ, которые оказывают непосредственное влияние на становление новой личности. Определяют первичных и вторичных агентов социализации.

К первичным принято относить близких друзей и родственников. К последним относятся не все представители одного «кровного», а только родители, принимающие активное участие в процессе социализации индивида с момента его рождения. Остальных родственников можно отнести к вторичным агентам социализации. К данной группе, кстати, принадлежат знакомые люди и СМИ, из которых можно почерпнуть много информации об окружающей среде в целом и обществе, в частности.

Влияние социальных институтов на становление личности

План «Социализация индивида» будет неполным, если в нем не указывать институтов, что влияют на социализацию. Под данным понятием подразумевают определенную группу людей, где индивид может усвоить ее нормы и ценности, набравшись тем самым социального опыта.

К основным институтам социализации стоит отнести:

  • Институт семьи. Именно в семье индивид получает первый опыт общения и усваивает навыки социального взаимодействия. В семье впервые приходит понимание о том, что такое социальная роль и ее правильное распределение. Индивид получает первое представление о нормах и ценностях. В свою очередь, поведение родителей оказывает интенсивное влияние на формирование собственного «Я», с которым индивид переходит на новый уровень социализации.
  • Институт образования. Этот агент социализации обладает некоторыми, только ему присущими особенностями. Так, образование консервативно, ведь его основная задача - пополнять новыми индивидами существующую общественную систему. Оно нацелено на получение некой идеальной модели, которую достичь априори невозможно. Но все равно использует для этого шкалу оценок, чтобы определять, насколько индивид соответствует этому идеалу. Институт образования имеет ограниченный срок влияния на индивида, но это не умаляет его значения.

Помимо этого, можно определить агентом социализации институт религии, он имеет не настолько большое влияние как семья или образование, но все равно оказывает свое воздействие. А в некоторых регионах страны считается основным институтом социализации.

Социализация «наоборот»

Составить план по теме «Социализация индивида» достаточно просто. Главное, правильно структурировать полученные знания и не упустить ничего важного. Такими важными моментами можно считать понятия десоциализации и ресоциализации, о которых вспоминают очень редко.

Так, под ресоциализацией понимают замену ранее выработанных установок. Здесь имеет место самостоятельное оценочное восприятие действительности. В результате индивид принимает новые «правила игры», которые кажутся ему более приемлемыми и соответствуют представлениям о социуме. Например, преступники, ставшие на путь исправления.

А вот процесс десоциализации не настолько приятный. Он предполагает полный отказ от правил и норм, что действуют в обществе. Если человек бросил все и ушел в монастырь, то это положительная десоциализация. Но чаще всего из-за возникновения неблагоприятных социальных условий она бывает отрицательной. Например, потеряв работу, человек начинает пить или принимать наркотики.

Таким образом, социализация - это многофункциональный процесс, который происходит в течение всей жизни человека. На нем отражаются множество факторов. В зависимости от их влияния социализация может как увенчаться успехом, так и нет.

www.syl.ru

Лекция 8. Личность и общество План.

Введение        3

1.        Понятие личности        3

2.        Социализация личности как взаимосвязь личности и общества        4

2.1 Понятие и сущность социализации        4

2.2 Теории социализации        5

2.3 Ролевая концепция личности        8

Заключение        12

Список литературы:        13

Введение

Социология – это наука, исследующая человека как социальный тип, как тип личности, наделенный типичными чертами, обретенными в процессе функционирования социальных общностей. Вместе с тем в ее поле зрения включены и реально существующие личности, чье формирование обусловлено спецификой «текущих» общественно-культурных условий. Но изучаются не их индивидуальные особенности, а социально-типичное в человеке, его функции и роли, а также социально значимая деятельность. Социальное в человеке является исходным, главным в социологическом анализе личности.

Проблема личности, взаимоотношений личности и общества принад­лежит к наиболее интересным и важным темам в социологии. 

Личность непрерывно связано с обществом. Общество в свою очередь представляет собой единый и огромный механизм, состоящий из крошечных элементов - человеческих личностей, все общественные процессы - экономические, политические, духовные и другие - складываются из деятельности людей, представляющих собой те или иные личности. 

В социологической трактовке личности отражается мера социального в человеке, мера его включенности в социальные отношения. Это понятие позволяет выделить и подчеркнуть внеприродную, надприродную сущность человека, обратить научное внимание на его социальное на­чало и сущность. "Человеком рождаются, а личностью становятся". Какими личностями становятся те или иные люди - это зависит от характера общества, в котором они живут, действующей в нем системы образования и воспитания. 

  1. Понятие личности

Сам термин «личность» происходит от слова личина – маска.  В том смысле, что маска представляет собой картину, которую мы создаем о себе, исполняемые нами роли тоже являются масками нашей истинной самости — той самости, которую мы желаем иметь. Исполнение роли становится нашей второй натурой и интегральной частью личности. 

Понятие «личность» следует отличать от понятий «человек», «индивид» и «индивидуальность». 

В понятии «человек» отражаются черты, свойственные человеческому роду. Он обладает членораздельной речью и сознанием, способностью создавать орудия и использовать их в процессе общественного труда, направленного на удовлетворение потребностей.  «Индивид» — понятие, обозначающее конкретного человека как единицу общества, конкретного носителя всех социальных и психологических черт человечества, разума, воли, потребностей, интересов, ценностей и т.д. Однако не каждый индивид является личностью, носителем социально обусловленных психологических свойств и качеств. Родившийся ребенок – индивид, но еще не личность. Взрослого человека с патологией в своем развитии также можно назвать индивидом, но не личностью. 

В понятии «индивидуальность» фиксируется особенное, самобытное, отличающее одного индивида от другого. Это могут быть физиологические, психологические, культурные и другие особенности.

Личность – явление социальное, продукт развития общества, объект и субъект исторического процесса, общественных отношений. 

Личность выступает как качество человека, а человек есть носитель этого качества: качество быть личностью присуще человеку как социальному существу, то есть личность — это результат развития индивида, пол­ное воплощение социальных качеств человека. 

Личность постоянно получает новую информацию, новые знания. Эти знания превращаются в убеждения. В конкретных ситуациях инди­вид, опираясь на знания и убеждения, вырабатывает взгляды и мнения. Знания и убеждения являются наиболее устойчивыми качествами лич­ности, а взгляды и мнения — ее чертами. Качества и черты определяют характер поступков человека, его цели и идеалы. Социальная структура личности постоянно изменяется

Важнейшие элементы внутренней структуры личности, закреплен­ные жизненным опытом индивида и регулирующие его поведение, — ценностные ориентации. Совокупность сложившихся ценностных ори­ентации обеспечивает устойчивость личности, преемственность опре­деленного типа поведения, выраженную в направленности потребно­стей и интересов. 

Сущность и конкретное социальное содержание той или иной личности становятся ясными тогда, когда обнаруживается ее соци­альное положение, то есть к каким социальным группам она принадлежит, каковы ее профессия и виды деятельности, ее мировоз­зрение, ценностные ориентации и т.д.

studfiles.net

Как стать личностью План Человек индивид личность

Как стать личностью

План Человек, индивид, личность. Жизненные ценности и ориентиры. Становление личности.

Человек - это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения. Индивид (от лат. individuum – отдельный человек) – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. Личность (от лат. persona – особа) – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами)

Отличительные признаки человека Индивидные Индивидуальны е Личностные

Индивидные признаки – признаки, характеризующие человека как одного из многих себе подобных. Индивидом он является от природы, поскольку его отличительные признаки во многом определены генетически, наследственностью.

Индивидуальные признаки – признаки, свойственные одному конкретному человеку(отпечатки пальцев, тембр голоса и т. д. ). О человеке, который неповторим, самобытен, говорят: «Это яркая индивидуальность» . Этой характеристикой особенно дорожат люди творческого труда.

Структура личности Социальный статус – место человека в системе общественных отношений Социальная роль – образ поведения, одобренный нормативно и соответствующий социальному статусу Направленность – потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения

Семья Здоровье Образовани е Работа

Мировоззрение – система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире. Оно обусловливает направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации. Убеждение – устойчивый взгляд на мир, идеалами и принципами, стремлением воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

Типы мировоззрения Обыденное – является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей Научное – теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания. Религиозное – связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в своей жизни. Основа – религиозные учения (христианство, ислам, буддизм и др. ).

Социализация (становление личности) Социализация (от лат. socialis – общественный) – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе. Процесс социализации продолжается всю жизнь, поскольку человек за это время осваивает множество социальных ролей.

Становление личности (социализация) Адаптация Индивидуализация Интеграция

Термины Адаптация (от лат. adaptatio). На этой фазе человек усваивает образцы жизненной деятельности этой группы, становится, как все. Суть индивидуализации состоит в том, что человек ищет средства и способы для обозначения своей индивидуальности. Интеграция (от лат. integratio). На этой фазе человек стремится найти лучшее применение своим индивидуальным свойствам.

Агенты социализации Ближайшее окружение человека Формальное, опосредованно е окружение человека

Расширение и углубление социализации происходит: В сфере деятельности • Расширение ее видов. • Ориентировка в системе каждого вида деятельности. В сфере общения • Обогащение круга общения, углубление его содержания. • Развитие навыков общения. В сфере самосознания • Формирование образа собственного «Я» как активного субъекта деятельности. • Осмысление своей социальной принадлежности, социальной роли и др.

Вывод Процесс социализации продолжается всю жизнь, пока человек осваивает разные роли в обществе и приобщается к нормам, правилам и ценностям этого общества.

present5.com

План по обществознанию ЕГЭ задание 35

Итак, Вы проработали очередную тему кодификатора ЕГЭ по обществознанию и хотите проверить себя? Нет ничего лучше, чем попытаться построить сложный план — сделать задание 35. Мы уже указывали на то, что работа с заданием 35 — самый эффективный способ повторения материала. Берите формулировку кодификатора, и стройте свой план! Например «Социализация индивида».

Знаете ли Вы, что средний балл ЕГЭ 2014 по обществознанию в России составил 53? Мой видеокурс позволит Вам подготовиться на результат от 80 баллов! УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ!

Вот Вам пример плана:

35. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социализация индивида». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1. Понятие «индивид»

2. Признаки личности:

— мировоззрение

— сознание

— статусы и роли

3. Институты социализации:

— семья

— церковь

— школа

4. Агенты социализации:

— родители

— священники

— учителя

Правила написания задания 35.

Итак, смотрим в план.

1. У нас 4 пункта, а не 3, как сформулировано задание. Почему? Как эксперт ЕГЭ, советую подстраховываться и здесь, как в любом письменном задании ЕГЭ. Лишний пункт спасет и сохранит максимальный балл, если один из пунктов не зачтут.

2. Мы показали свое понимание основного термина предложенной темы — социализация. Все наши пункты раскрывают это понятие.

3.  Социализация — процесс, поэтому мы начали с индивида, а закончили личностью (итогом социализации индивида).

4. Проще всего начинать план с понятия. Его мы, как видим, не расписываем. Просто показываем его наличие. остальные пункты раскрываем.

5. Показываем понимание конкретики: мировоззрение, школа, родители.

6. Один пункт плана вытекает из другого. 3й — из 4го, агенты социализации соответствуют институтам социализации: семья — родители, церковь — священники.

7. Все задание строим в столбик, не в строчку. Показываем эксперту, что мы детализируем пункты в подпунктах.

Как строить сложные трехсоставные планы в задании 35?

Мы привели пример двухсоставного плана по обществознанию ЕГЭ (индивид — личность). А как поступать с более сложными конструкциями планов? Например:

35. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Реализация престижных потребностей человека». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Принцип тот же: выберем самое важное (обширное) понятие, и начнем его углублять, доходя до менее важного. Расставим приоритеты по объемности терминов: 1) Потребность человека 2) Престижные потребности (вид по классификации А. Маслоу) 3) Их реализация.

В тоже время, чувствуйте тему. Кажется, можно начать с понятия «человек», но суть — в потребностях, начинаем с них!

Теперь, отталкиваясь от понятия и видов потребностей, начинаем строить сложный план:

1. Понятие «потребность»

2. Виды потребностей человека по А.Маслоу:

а) физиологические

б) экзистенциальные

в) социальные

г) престижные

д) духовные

3. Престижные потребности:

а) власть

б) богатство

в) карьера

4. Способы реализации престижных потребностей:

а) вступление в политическую партию

б) занятие предпринимательской деятельностью

в) прохождение курсов повышения квалификации

Показываем знание теории (по Маслоу). Снова 4й пункт вытекает из 3го, показываем знание социальной реальности. Как добиться власти? Как заработать богатство? Как сделать карьеру? Мы отвечаем на эти вопросы четко и коротко!

Пирамида потребностей Маслоу

И последнее. Более четырех пунктов строить не стоит, умейте остановиться во-время. Во-первых, на ЕГЭ по обществознанию дорога каждая минута (задание части С еще придется переписывать на чистовик). Во-вторых — больше содержание ответа — больше шансов ошибки.

Курс ЕГЭ по обществознанию бесплатно

А теперь задание для самостоятельной тренировки:

35. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Роль финансовых институтов в экономической системе». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Ваши ответы мы ждем и обсуждаем в комментариях и в нашей группе VK

Желаю удачи,

egewin.ru

Тема 4 Личность как социальная система План

Тема 4. Личность как социальная система

План 1. Человек, индивид личность 2. Структура личности. Статусы – роли – диспозиции 3. Социальная динамика личности: социализация 4. Психологическое направление изучение личности в социологии – С/Р

Семинар 1. Особенности личности с точки зрения возраста, учебы, здоровья, профессии 2. Социальная роль. Ролевые конфликты 3. Социализация личности 4. Процесс адаптации к условиям социальной среды различных социальных групп

Вопрос 1. Человек и личность

Человек как объект изучения Антропология биологическая вид социальная Психология субъект Личность и культуры и индивидуальность представитель (носитель общности или психических этноса качеств) Социология Социальный агент (актер) и деятель

Главные явления человеческой жизни (предмет изучения) Антропология биологическая Видовые особенности (инстинкты, реакции) социальная Психология Культурные Индивидуальные модели, стили и и социальнохарактеристики психологические особенности Социология Институциональные формы и модели: социальные статусы и роли

Факторы интеграции людей Антропология биологическая социальная Стадность Культурная идентичность Психология Социология Психологическая Социальная совместимость, идентичность и общность целей и солидарность мотивации (единство норм)

Факторы дифференциации людей Антропология биологическая социальная Психология Социология Естественные (физические) различия Культурные различия Психические различия Социальные различия как различия статусов и позиций

Системные свойства человека • • «Родовой человек» Индивидуальность Личность

Родовой человек Субъект сущностных сил и способностей, выражающих его интегративные связи с природой, обществом и другими людьми

Индивид • отдельный представитель человеческого рода • биосоциальное существо • индивид концентрирует в себе некоторые общие черты, присущие всему человеческому роду

Индивидуальность Психологическая сторона Социологическая сторона Неповторимое своеобразие психологических особенностей характера, темперамента и психических процессов Индивидуальностью обладает личность, как субъект общественных отношений Индивидуальность проявляется в манере исполнения социальных ролей

Личность Определяется деятельностью, как специфическим человеческим способом существования и развития

Личность в философии и науке

Философия • Личность рассматривается с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, общения, познания, творчества • Ориентация на познание всеобщих законов бытия человека как личности • Выявление сущего (а не существенного, как в науке) в системе «личность - общество»

Личность в психологии К. К. Платонов Б. Ф. Ломов А. Н. Леонтьев А. В. Петровский Человек как носитель сознания «Интегральное» свойство человека Системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметное деятельности и характеризующее меру представленности в индивиде общественных отношений

Личность в психоанализе Зигмунд Фрейд Существо, деятельность которого обусловлена инстинктами Карл Густав Юнг Альфред Адлер Продукт и Единое и вместилище самоорганизующ родовой истории, ее целое, благодаря которой стремящееся к человек постигает совершенству и собственное творчеству, прошлое однако соц. посредством интересы имеют коллективного врожденный бессознательного характер Эрих Фромм Понимание личности основанного на анализе человеческих потребностей, которые вырастают из условий его существования

Личность в социальной психологии С. Л. Рубинштейн В. А. Ядов М. И. Еникеев Б. Д. Парыгин Общественное существо, включенное в систему общественных отношений и выполняющее определенную роль и функцию Целостность соц. свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему соц. отношений посредством активной предметной деятельности и общения Человек как субъект соц. отношений, носитель социальнозначимых качеств Человек как объект и субъект биосоциальных отношений, соединяющих между собой общечеловеческое, соц. специфическое и индивидуальнонеповторимое

Личность в антропологии (К. Дюбуа, А. Халлоуэлл, Г. Мюррей) • Личность может быть изучена, если изучена культурная среда, в которой личность сформировалась • Человеческая личность сама является сложнейшей системой, способной порождать смыслы

Личность в социологии Г. Мид, Ч. Кули, П. Сорокин, Т. Парсонс, Э. Дюркгейм • Личность рассматривается в ее социальном качестве, которое формируется у человека в процессе его включения в систему социальных отношений • Личность интегрирует в себе единство типовых качеств индивида

2 Вопрос. Структура личности. Статусы – роли - диспозиции

Подсистемы личности (основание - деятельность) • Система общего ориентирования (жизненные смыслы, ориентации, стратегии) • Система мотивации (потребности, мотивы) • Система целеполагания и волевого решения (цели, решения) • Технологическая (поведенческие технологии) • Поведенческая система (реальные акты поведения) • Рефлексивная система (рефлексивное отражение) Эта структура общая для психологии и социологии

Структура личности в психоанализе

Структура личности ИД – ОНО (ИНСТИНКТЫ) ЭГО – Я З. Фрейд СУПЕРЭГО-СВЕРХЯ (НОРМЫ И ЦЕННОСТИ)

Структура личности • Эго • Личное бессознательное • Коллективное бессознательное Карл Густав Юнг

Структура личности Структуру личности определяют экзистенциональные потребности (установление связи, в корнях, в идентичности, в системе взглядов и преданности) Эрих Фромм

Типология личностей • От людей • К людям • Против людей Эрих Фромм

Структура личности Основу личности составляют невротические потребности: Карл Густав Юнг Карен Хорни • • • потребности в любви доверии руководящем партнере в ограничениях власти эксплуатации общественном признании восхищении собой честолюбии самодостаточности и независимости • Безупречности

Гарри Салливан Структура личности • Динамизмы (мельчайшие энергетические единицы психики) • Персонификации (индивидуальные образы самого себя и других) • Когнитивные процессы (переживания и представления)

Структура личности в психологии

К. К. Платонов • Социально обусловленная и преимущественно содержательная подсистема направленности личности (убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы и желания) • Социально-биологические и биологически врожденные процессуальные качества опыта (привычки, умения, навыки, знания) • Формы отражения действительности, выступающие как особенности психических процессов человека (воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции и память) • Биопсихические свойства (конституциональные, половые и возрастные, а также темперамент)

Абрахам Маслоу рассматривал структуру личности через иерархию потребностей Самоактуализация и личное самосовершенствование Признание и самоуважение Принадлежности и любви (потребности сопричастности) Безопасность и защита Физиологические потребности

А. Н. Леонтьев Личностью не рождаются. Личностью становятся в процессе осуществления деятельности Личность в первые возникает в человеческом обществе

Структура личности в социологии

Ч. Х. Кули • Представления о том, как нас воспринимают другие люди • Представления о том как они реагируют на наше поведение • Представления о том, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других людей

Джордж Герберт Мид I имеет автономный характер, означает представление индивидом самого себя. Вносит в структуру взаимодействия изменения, не давая превратиться социальному процессу в жесткий соц. порядок Me свойственная данному индивиду совокупность установок «других» , ценностей и норм сообщества. Это то как индивиды видят себя глазами других индивидов Появляется «обобщенный другой» благодаря которому личность может соотносить себя и свои поступки с другими людьми

Статус – положение индивида в группе и обществе Статус – это права и обязанности С= П+ОБ

Виды статусов • Прирожденный (монарх, принц, национальность, религия, мужчина, инвалид) • Приписываемый (школьник, инвалид) • Достигаемый (зависит от усилий человека: президент, студент, директор)

Социальная роль (Ральф Линтон) • Действия – стержень объединяющий нормы и ожидания • Социальные нормы, фиксирующие круг требований и выполнение роли • Ожидания членов группы Р= Д+Н+О

Экспектации – представления о том, как должны исполняться роли их называют ожидания

Ролевые ожидания включают • Действия • Качества От учителя ожидают не только проверки домашнего задания, чтения материала, но и качества: объективность, компетентность, честность

Статус подчеркивает сходство Роль подчеркивает различие

Вопрос 3. Социальная динамика личности: социализация

Социализация Процесс освоения индивидом социальных норм и ролей, принятых в обществе, посредством как собственной активности, так и «чужой» (агенты социализации)

Виды социализации • Первичная • Вторичная

Социобиологические предпосылки социализации

Соц. организация у пчел и муравьев 1. Присуще коллективное существование 2. Разделение труда: • • Оборона территории Контроль за порядком Размножение Добывание пищи

У животных нет социализации Поведение животных происходит инстинктивно

Характеристика инстинкта • Это биологическая программа действия, которая передается генетически • Предполагает однолинейное поведение, без вариантов • Любое отклонение от инстинкта грозит смертью

Адаптация организмов

1. Все организмы можно расположить на лестнице видов – от простых до самых сложных

2. Чем сложнее организм, тем сложнее ему приспосабливаться

3. Природа позаботилась о том, чтобы выделить специальный период, в котором приспосабливается организм (детство) • Птицы – один сезон • Тигры, слоны, обезьяны – несколько лет

ВЫВОД: чем выше по лестнице видов стоит организм, тем продолжительнее его период адаптации

ЗАКОНОМЕРНОСТИ

1. Чем примитивнее существо, тем больше у него инстинктов • У насекомых поведение на 100% инстинктивно • У слонов, волков меньше инстинктов, и больше приобретенного поведения, которое передается родителями • У человека 40% поведения приобретаемого

2. Чем меньше инстинктов, тем больше роль и ответственность родителей

3. Чем больше инстинктов, тем меньше роль родителей

Период подготовки ко взрослой жизни наиболее затянут у человека

Подходы к этапам социализации

I. Социализация с точки зрения труда (Г. М. Андреева) • Детство и юность (1 -18 лет) – подготовка к активному трудовому периоду • Зрелость (18 -55 лет) – активный трудовой период • Старость (60 лет и старше) – выход из активного трудового периода

II. Социализация с точки зрения кризиса

КРИЗИС

1. Кризис – это любая точка перелома в социальном процессе, где старые механизмы, или способы решения проблемы уже не действуют, а новые механизмы и способы еще не действуют

2. Кризис – это глубокая проблемная ситуация, для которой в данный момент нет подходящей технологии решения

3. Кризис – это мучительный процесс перехода от одного стабильного периода жизни к другому (от школьной жизни к студенческой)

Чем длительнее пауза между двумя периодами, тем глубже кризис, поскольку неопределенность переходного периода ведет к накоплению отрицательной мотивации и связанной с ней фрустрацией

Содержание процесса социализации • Адаптация – приспособление • Интериоризация – включение внешних норм и ценностей социальной среды во внутренний мир человека

Этапы социализации • Рождение человека • Хождение на ногах • Первичное столкновение с внешней средой (дошкольные и образовательные учреждения) • Переходный возраст • Окончание школы (выбор: учеба, работа, армия) • Кризис среднего возраста (ранний средний, поздний средний) • Старость с о б ы т и я жизни

Стадии развития ребенка по З. Фрейду 1. Оральная стадия 2. Нарциссизм 2. 1. Анальная 2. 2. Вагинальная 2. 3. Латентная 3. Генитальная

Ж. Пиаже • До 2 – х лет сенсомоторная (сохранение в памяти образов предметов) • 2 - 7 лет – предоперациональная (различение предметов и символов или их значений) • 7 -11 – стадия конкретных операций (навыки мысленного манипулирования предметов) • 12 -15 лет – стадия формальных операций (решение абстрактных задач и осмысление нравственных проблем)

Эрих Эриксон • Доверие – недоверие – грудной возраст • Автономия – сомнение – 1 -2 года • Инициатива – чувство вины – 3 – 5 лет • Трудолюбие – неполноценность – 6 -11 лет • Идентификация – диффузия – 12 -18 лет • Интимность – одиночество – начало взрослого периода • Творческая активность – застой – средний возраст • Умиротворение – отчаяние - старость

present5.com