Конспект семинара – тренинга для родителей ДОУ "Капризульки и упрямцы". Тренинги доу для родителей доу


Конспект семинара – тренинга для родителей ДОУ "Капризульки и упрямцы"

Афанасьева М. Е. – педагог-психолог

дошкольного учреждения № 99 «Жемчужинка»

КГУ «Научно-исследовательского специализированного центра-школы

комплекс развивающего обучения «Восток» для одаренных детей»

г. Усть-Каменогорск 2016 г.

Семинар – тренинг «Капризульки и упрямцы»

(для родителей 2-х младших групп)

Цель: формирование положительных установок на эффективное взаимодействие с ребенком в сознании родителей.

Задачи тренинга:

  • анализ проблем взаимодействия с детьми в кризисные периоды жизни;

  • расширение возможностей понимания своего ребенка;

  • улучшения рефлексии своих взаимоотношений с ребенком;

  • снятие эмоционального напряжения;

  • обучение эффективным способам взаимодействия родителя с ребенком.

Адресат: тренинг рассчитан на работу с родителями, которые имеют проблемы в общение с  детьми 3-4 лет, в период возрастного кризиса.   

Предварительная работа с родителями:

- Выпуск информации для родителей по данной теме «Как справиться с капризами детей».

- Проведение индивидуальных консультаций с родителями имеющих проблемы у детей в данной сфере;

Цель – дать возможность родителям больше обратить внимание на возрастные особенности ребенка, его желания, возможности, победы в развитии.

Актуальность тренинга и научная обоснованность:

Младший дошкольный возраст – крайне важен для развития личности и характера ребенка. В этот период развитие зависит от семейного воспитания.  Ребенок начинает осознавать себя как личность, усложняется эмоциональная жизнь ребенка, обогащается содержание эмоций, формируется самосознание, расширяется сфера деятельности ребенка, интенсивно идёт психо – педагогическое развитие.

          Актуальность работы по данной теме обуславливается с чрезмерной занятостью родителей и отсутствием психолого-педагогических знаний и умений эффективного общения с детьми в момент возрастных кризисов. Учитывая актуальность данной проблемы, был создан тренинг для родителей «Капризульки и упрямцы», направленный на гармонизацию отношения и общения между родителями и детьми,  осознание родителями проблем и их влияние на эмоциональную сферу ребенка, анализ проблем взаимодействий в системе ребенок-родитель. Обучение эффективным способам взаимодействия родителя с ребенком.  

Упражнение «Знакомство». Участникам предлагается встать в круг (или сидят в кругу) и по очереди представляются, коротко рассказывая о своей проблеме.

Теоретическая  часть

«Каприз» (фр. - прихоть, причуда) - стремление детей, прежде всего дошкольного и младшего школьного возраста, добиваться чего-то запретного, недостижимого или невозможного в данный момент.

Особенности проявления капризов:

- обычно бывают беспричинны;

- почти всегда сопровождаются плачем, криком, топаньем ног, разбрасыванием первых подвернувшихся под руку предметов;

- нелепы и совершенно невыполнимы.

- могут быть мимолетными, могут сохраняться весь день, иногда капризы продолжаются довольно долгий период – месяц, два.

- дети, особенно младшего возраста сами не могут понять, чего хотят. И дело здесь не только в том, что многие из них не умеют еще говорить, но и в том, что мыслительных навыков для обобщения своих переживаний и эмоций не хватает.

Для истерик у детей характерны:

- невероятная яркость,

- гротескность, своего рода "игра на публику",

- зависимость от внешних обстоятельств и наличия зрителей.

Детская истерика обычно сопровождается малыми припадками:

- громогласный плач,

- крики,

- битье головой о стену или пол,

- расцарапывание лица.

В тяжелых случаях (большие припадки) происходят непроизвольные судороги, а также так называемый "истерический мост", при котором ребенок выгибается дугой.

Характерной особенностью детских истерик является то, что они возникают в ответ на обиду или неприятное известие, усиливаются при повышенном внимании окружающих и могут быстро прекратиться после того, как это внимание иссякнет. Подобные реакции у некоторых ребят проявляются так часто, что родители начинают относиться к ним как к закономерным явлениям. Склонность к капризам связана с психофизическими особенностями детей. Чем младше ребенок, тем ярче у него выражены процессы возбуждения, а в связи с этим импульсивность, несдержанность.

Если капризы и истерики у детей постоянны, это может быть следствием заболевания нервной системы, и ребенка стоит показать врачу-невропатологу.

Если же со здоровьем все в порядке, и, если капризы или истерики при одном из родителей ребенок себе не позволяет, то корень проблемы стоит искать в семейных отношениях, а именно, в реакциях родителей на поведение ребенка.

Регулярные детские истерики и капризы ведут к психогенным изменениям характера, расшатывают нормальную психику, порождают стойкие психопатические наклонности. Такому типу поведения соответствует следующая клиническая картина - нетерпеливость, нетерпимость к мнению окружающих, требовательность, подозрительность, обидчивость, мстительность, гневливость, неадекватность эмоциональных реакций.

Детские истерики и капризы почти всегда являются следствием неправильного поведения родителей.

Причины появления капризов:

- в ответ на слишком потакающие действия взрослых,

- на их противоречивые требования

- на чрезмерно строгие меры, которые применяются к малышу.

- переутомление,

- некомфортная обстановка,

- неудобная одежда,

- плохое самочувствие,

- повышенная эмоциональная возбудимость,

- чувствительность. 

- капризы могут быть, однако, и предвестниками болезни. Иногда дети капризничают в период выздоровления, когда они привыкли к повышенному вниманию и не желают от этого отказываться. Мягкость в обращении с больным ребенком должна сочетаться с настойчивостью и разумной требовательностью.

Одна из причин непослушания детей – неразумная любовь родителей к ним, вернее, проявления этой любви. Точнее иногда родители проявляют свою любовь слишком (гиперопекают), или проявляют недостаточно (ребенок всем обеспечен, но внимания уделяют недостаточно).

Любовь к ребенку выражается и в уважении, и в последовательной требовательности, и в умеренной доброте. Родительская любовь не исключает, а предполагает разумную строгость, объективность.

Если малыш чувствует, что постоянно является центром всеобщего внимания, что все разговоры в семье – о нем, он поневоле становится домашним тираном, с помощью своих «дай», «принеси», «хочу», «не хочу» командует взрослыми, добиваясь желаемого. Одержимые в стремлении доставить малышу радость, родители забывают о воспитании дисциплины желаний. Ребенок привыкает только брать, ничего не давая взамен. Он смотрит на домашних с позиции потребителя и в кругу сверстников претендует на одни права, не признавая за собой никаких обязанностей.

Если ребенку все разрешают, выполняют все его требования, говорят "только бы он не расстроился", то последствия такого воспитания - обычная капризность, избалованность и вседозволенность. Многим мамам не удается ничего придумать в такой сложной ситуации и они предпочитают уступить, лишь бы он замолчал.

Этот путь ведет к тому, что реакции детей закрепляются и в следующий раз повторится нечто подобное, только с еще большей силой.

Родителям следует:

- четко определить список разрешенных и запрещенных вещей,

- всегда придерживаться однажды установленного запрета.

- родители должны быть непреклонны непреклонны.

Дети гораздо наблюдательней, чем мы думаем. И прекрасно понимают, что за конфетой, которую мама не дает, надо идти к деду, что гулять надо с папой, так как он покупает "запрещенную" газировку, а если устроишь бабушке истерику, можно получить все и немножко больше.

Ни в коем случае один из родителей не должен:

- отменять запретов другого.

- не должны позволять ребенку добиваться желаемого с помощью истерик.

- нужно быть терпеливыми и уметь находить компромиссы.

Рецепты подавления детских истерик могут быть разными.

- закрывать ребенка в детской с рекомендацией подумать над своим поведением,

- иногда просто уйти в другую комнату, давая ему понять, что аудитории у него нет.

- или чтобы успокоиться, нужен строгий родительский окрик или более жесткая реакция, наказание.

Жалея или наказывая ребенка, нужно помнить, что слезы - обычная детская реакция на боль и обиду - превращаются в орудие эмоционального шантажа родителей и, упустив момент адекватной реакции, мы сами формируем у ребенка патологические черты характера.

Решающее значение в воспитании ребенка имеют

- атмосфера, господствующая в семье,

- принятый в доме стиль и тон обращения друг с другом,

- взаимоотношения между членами семьи.

Плохо, когда взрослые затевают при детях споры о воспитании. Это неверно ориентирует ребенка, дает ему повод не считаться с требованиями старших или легко использовать родительские разногласия в своих целях.

Итак, родившийся ребенок за первые 3 года жизни проходит огромный путь – пожалуй, более значительный, чем за все последующие: учится владеть своим телом, говорить, мыслить, радоваться, любить, понимать прекрасное. Эти качества предстоит, конечно, совершенствовать и развивать. Но все начинается с раннего детства: здесь истоки всего человеческого.

Советы родителям

«Как предотвратить приступы истерики у детей»

  1. Научится предупреждать вспышки

Постарайтесь предвидеть такие моменты: не отправляйтесь в магазин за покупками, когда ваш ребенок проголодался. Собираясь в сад, не предлагайте надеть одежду, которую ребенок не может терпеть.

  1. Переключить детей на действия

Маленькие дети более склонны реагировать на просьбу родителей сделать что-то, так называемые команды "вперед", чем прислушаться к просьбе прекратить делать что-то. Поэтому, если ваш ребенок кричит и плачет, попросите подойти к вам, дайте ему что-нибудь в руки, вместо того, чтобы требовать прекратить крик. В первом случае он более охотно выполнит просьбу.

  1. Назвать  ребенку его эмоциональное состояние

Чтобы помочь ему контролировать свои эмоции, следует присвоить им определенное название, например: "Может быть ты сердишься потому, что не получил пирожного". Дайте ему четко понять, что, несмотря на чувства, есть определенные пределы его поведению. Скажите ему: "Хотя ты и рассердился, нельзя кричать в магазине". Это поможет ребенку понять, что есть ситуации, в которых такое поведение не допускается.

  1. Сказать  ребенку правду относительно последствий

При разговоре с маленькими детьми часто бывает полезным объяснить последствия их поведения. Объясните все очень просто: "Ты ведешь себя плохо, и мы не позволим этого. Если ты будешь продолжать, тебе придется уйти к себе в комнату".

«Если истерика все-таки началась»

1.       Дайте ребенку побыть с самим собой

Прежде всего, научиться внешне спокойно переносить крик ребенка. Лучше в такой момент оставить его одного до тех пор, пока не пройдет это состояние. Нужно понимать, что бурная сцена рассчитана ребенком на зрителей и сочувствующих. Если же малыш постоянно будет убеждаться в том, что вопли ничуть не трогают окружающих, то привычка имитировать истерику постепенно исчезнет.

2.  Каприз или потребность?

Если ребенок может спокойно объяснить, зачем ему нужно «то-то», то это не каприз, а потребность. Следует помнить, что потребности взрослых и детей различны в корне. И не стоит пренебрегать детскими потребностями, поставьте себя на место вашего ребенка.

3.     Уделяйте ребенку внимание

Однако если он окружен излишней заботой и вниманием, он бессознательно начинает злоупотреблять ими. В последствии это может привести к постоянным капризам.

4.    Не кричите на ребенка

Даже если у Вас уже нет сил, слушать крики и наблюдать безобразное поведение своего ребенка, постарайтесь сдержать себя (Вы все-таки старше) и спокойным тоном объяснить свое решение. Вы пример для своего ребенка, он копирует Ваше поведение.

5.        Не говорите просто «нет»

Иногда бывает достаточно сложно объяснить, почему Вы не разрешаете ребенку что-либо. Нужно объяснить почему «нет». Ваш ребенок гораздо умнее, чем Вы думаете, и он тоже имеет право знать, почему у него не будет этой прекрасной на его взгляд игрушки.

6.         Не ущемляйте ребенка

В определенном возрасте дети начинают активно познавать мир. Им интересно все, что их окружает и Ваши вещи в том числе. Постарайтесь, с самого раннего возраста объяснить ребенку что есть «свое» и «чужое». И что чужое брать не надо. Но если все же ребенок взял какую-то из Ваших вещей, не отнимайте ее у него, а предложите альтернативу. Например, ребенок взял Ваш мобильный телефон, и не хочет отдавать его обратно. Вы должны взять какую-либо из его вещей (игрушек) и предложить обмен. В 90% случаев ребенок соглашается. При этом не забудьте объяснить, что «это мамино» и нельзя брать это без разрешения. На этом конфликт будет исчерпан. И все остались довольны.

7.        Не потакайте капризам ребенка

Иногда родители позволяют ребенку больше, чем нужно. Очень быстро ребенок начинает считать, что ему можно все. Так продолжается до тех пор, пока не поступит первый отказ. Вот тут-то и начинаются капризы истерики. Поймите, бездействие иногда хуже действия. Прощая ребенку все, Вы его балуете. Если ребенок делает, что-то что Вас не устраивает, нужно сказать ему об этом. Спокойно и обстоятельно объяснить, почему Вы не хотите, чтобы он это делал. Причем, аргументы приводить нужно действительно весомые, а не «Я сказала, не делай так!». Не делайте из себя идола.

Если Вам не нравиться, что ребенок долго смотрит телевизор, скажите ему о том, что Вы беспокоитесь за его глазки, что от телевизора они устают, и что детям можно смотреть его только чуть-чуть. В этом месте ребенок обычно начинает капризничать, но Вы как грамотный воспитатель можете предложить ему заняться чем-то другим (более интересным для него), например, поиграть вместе в его любимую игру. Но если Вы попросите его не смотреть телевизор больше, он начнет плакать и кричать, и Вы уступите, считайте, что Вы «проиграли» и теперь ребенок понял, что Вас можно и не слушать, и будет Вами манипулировать.

8.     Поменяйтесь местами

Этот метод хорош для детишек после 3 лет. Они уже хорошо Вас понимают и смогут понять «в чем подвох». Если ребенок начинает капризничать и никакие способы это прекратить не работают, идите ва-банк. Начните копировать его. Кричите, канючьте, хватайте его за руку (не сильно), требуйте от него что-нибудь. Ребенок не сразу поймет, в чем дело. Вам нужно сделать так, чтобы он как-бы встал на Ваше место.

Этот метод, конечно, не совсем педагогичный но, вполне действенный. Дети начинают понимать, как Вы себя чувствуете, и в следующий раз могут не начать капризничать. С другой стороны, Вы решите конфликтную ситуацию безболезненно и для Вас и для ребенка. Но помните, этот метод на крайний случай. Лучше все-таки все объяснять цивилизованно, с чувством, толком и расстановкой.

9.         Подавайте хороший пример

Если Вы сами все-время капризничаете и ругаетесь с любимым, манипулируете близкими людьми и часто кричите, не ждите, что ваш ребенок будет паинькой. Если Вы обладаете большим темпераментом, старайтесь направить его в позитивное русло. Ребенок смотрит на Вас, и как бы это не звучало банально Вы главный для него пример.

10.        Наказывать ли за капризы?

Смотря, что иметь в виду под наказанием. Если шлепать ремнем или ставить на горох, то нет, ни в коем случае! Если ребенок капризничает, его нужно лишить внимания и дать понять, что Вам это не нравится, и что Вы не обязаны его слушать, пока он не начнет вести себя более благоразумно.

Между вами и ребенком есть одно большое отличие: Вы старше, а значит должны быть более сдержанны и уравновешены. Должны быть в состоянии объяснить ребенку, что он не прав и почему Вы делаете именно так, а не иначе. И тогда дети начинают вести себя также.

- постарайтесь не реагировать на "советы" посторонних, по возможности переждите эту вспышку, дождитесь, когда аффект станет вялым, продолжайте свой путь в молчании. Потом, по прошествии небольшого времени, когда ребенок успокоится, необходимо обсудить происшедшее: "Что сегодня произошло, как надо было попросить". Объясните, что такими поступками он ничего никогда не добьется.  Научите ребенка извиняться за свои поступки, и в следующий раз ему легче будет управлять собой. Но, самое главное - выработайте всем семейством единую линию запретов и поощрений. Нужно учить ребенка выражать свои желания приемлемым способом, объяснять, что криком получить требуемое невозможно, и своим поведением не закреплять у ребенка подобные манипуляции.

Практическая   часть:

Психологическое упражнение «Поляна родительского счастья»

Ресурсы: мелодия классической музыки Yiruma – «Kiss The Rain».

«Итак, сосредоточьтесь на своем дыхании. Особое внимание уделите выдоху. Выдох является актом расслабления. С каждым выдохом вы будете чувствовать себя более спокойно.

Сделайте три глубоких и медленных вдоха и еще более медленных выдоха. Вы сидите на этом стуле, сейчас, в этой комнате, слышите, мой голос, и ощущаете, как ваши ноги касаются пола, вы чувствуете свое дыхание, и оно становится спокойнее. Вы чувствуете, как спина касается спинки стула, и руки лежат на ваших бедрах, при этом вы слышите звуки, которые проходят мимо вас, и вы испытываете удовольствие, и к вам приходит ощущение полного комфорта. Посторонние звуки для вас не будут иметь значения, вы будете слышать мой голос, представлять и чувствовать то, о чем будете слышать.

… Вы идете по тоннелю и выходите на прекрасную светлую поляну. Оглянувшись, вы узнаете знакомое место и вспоминаете, что вы уже были здесь когда-то и чувствовали себя очень счастливым. Рядом с вами близкие и родные люди, среди них и ваш ребенок. Вы наблюдаете со стороны за ним. Посмотрите внимательно, как он выглядит, в чем он одет, что он делает? Вы смотрите на него и чувствуете переполняющую грудь радость. Вас привлекает его внешность, радуют его способности, любые его проявления. Вы принимаете его таким, какой он есть. Испытываете чувство благодарности, к нему за то, что он у вас есть.

Находясь здесь, вы обладаете всеми качествами, которые необходимы для того, чтобы воспитать ребенка в любви и счастье, решать любые возникающие проблемы спокойно и взвешенно.

Выберите те качества, которые необходимо вам взять с собой в настоящее время. Наше приятное путешествие подходит к концу, и вы будете постепенно возвращаться в настоящее время. Я буду считать от 5 до 1, и с каждым счетом вы будете чувствовать бодрость, прилив сил.

5 – Вы уже чувствуете, как поток энергии проходит через ноги и разливается по всему телу, он бодрит вас, и вы испытываете приятное ощущение.

4 – Это ощущение усиливается, чувствуете легкость, энергичность, легкость.

3 – Вам приятно осознавать перемены, которые произошли с вами. Вы все так же испытываете приятные чувства.

2 – А теперь мысленно представьте окружающую вас обстановку, людей, которые находятся радом с вами в этой комнате.

1 – Сделайте глубокий вдох и откройте глаза. Откройте глаза и улыбнитесь.»

Рефлексия: Участникам предлагается рассказать по о своем внутреннем состоянии, пережитом сейчас по желанию.

Упражнение «Мусорная корзина».

Цель: создание благоприятного микроклимата в семье.

Ресурсы: небольшие листочки, ручки, маленькая мусорная корзина.

Инструкция: На листочках бумаги написать все те качества, которые мешают эффективно общаться с близкими людьми, которые мешают в воспитании детей, и которые не нужны в характере «Будущего родителя» и от которых хотелось бы избавиться. После того, как эти качества записаны, подумать, что вы хотели бы получить взамен? Записать желаемые качества на бумаге. Бумажки с ненужными качествами выбросить в корзину. А желаемые оставить у себя.

Вопросы для обсуждения: Какие чувства вы сейчас испытываете?

Итого: Выбросить ничего из жизни нельзя, но можно помнить, что «оно» там, в корзине, и на это влиять.

Деловая игра «Закончи мысль».

Родителям предлагается лист бумаги с началом предложения, которое нужно продолжить. Текст  предложения: «Капризы ребенка вызывает у меня…….»,

-Уважаемые родители, пожалуйста, закончите мысль, предложенную нами, и объясните почему вы её так продолжили.

Упражнение «Меняем формулировку высказывания»

Вместо того чтобы использовать отрицательную частицу «не» (не делай; не ходи и т.д.) защищая ребенка от опасности, можно направить его непосредственно на приятные и не приносящие вреда эксперименты, давая ему увидеть столько всего, что «можно» делать. 

Не ходи

Не делай

Не смотри

Пойдем, иди

Давай сделаем,

Давай посмотрим, сделай, смотри, послушай, иди, смотри, послушай.

Вместо запрета необходимо направить внимания ребенка на другие объекты при этом показать и рассказать, как с этим действовать (цветок – понюхать, дерево – потрогать, песок – поиграть, сделать горку и т.д.).

Упражнение «Я горжусь»

Цель: осознание собственных эмоций и чувств по отношению в семье.

Все участникам тренинга предлагаются закончить фразу «Я горжусь..».

Рефлексия: - Наша встреча подошла к концу. Давайте мы все сядем в один большой круг, и каждый расскажет, что ему сегодня больше всего понравилось и почему, что лучше всего удалось сегодня, что особенно порадовало и т. д.

Заключительное слово:

Спасибо вам за активность. Время, действительно, пролетело совсем быстро. В ходе нашей встречи мы поднимали важные и интересные вопросы, на которых хотелось бы остановиться, поразмышлять. У вас будет такая возможность…На этом наш тренинг закончился. До новых встреч!

infourok.ru

Конспект психологического тренинга для родителей ДОУ "Детская агрессия. Пять шагов, что бы выйти из замкнутого круга"

Афанасьева М. Е. – педагог-психолог

дошкольного учреждения № 99 «Жемчужинка»

КГУ «Научно-исследовательского специализированного центра-школы

комплекс развивающего обучения «Восток» для одаренных детей»

г. Усть-Каменогорск 2016 г.

Психологический тренинг для родителей на тему:

«Детская агрессия. Пять шагов, что бы выйти из замкнутого круга»

Цель: разработка с родителями формы взаимодействия в семье с ребенком, ведущие к снижению и погашению детской агрессии, выявить последствия занимаемой родителями позиции в общении.

Задачи:

  • Знакомство с понятием «Агрессия» и причинами его появления, видами и формами проявления агрессивных действий.

  • Контроль над собственными негативными эмоциональными состояниями, так как умение взрослого владеть собой является лучшим гарантом адекватного поведения детей.

  • Овладение приемами конструктивного, позитивного общения в целях исключения ответной агрессивной поведенческой реакции со стороны детей или погашения уже имеющейся.

  • Видеть в словах и действиях детей позитивный настрой и благие намерения.

  • Обладать навыками саморегуляции.

Принципы тренинга:

  • принцип конфиденциальности;

  • принцип добровольного участия;

  • принцип самодиагностики, т.е. формулирование и осознание самими участниками собственных личностных проблем;

  • принцип открытого взаимодействия, т.е. полноценного межличностного общения, основанного на уважении, эмпатии и доверии друг к другу

Основная часть

Упражнение «Знакомство»

Участники тренинга встают в круг (или сидят в кругу), по очереди представляются, и рассказывают, зачем пришли на тренинг и с какой целью.

Упражнение «Мое настроение»

Участники тренинга выбирают подходящую под их настроение картинку и изображением различных эмоций, и рассказывают, почему выбрали ту или иную картинку.

Теоретическая часть

- Что такое «Агрессия»? (ответы родителей).

АГРЕССИЯ – это мотивированное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящим физический и моральный ущерб людям или вызывающий у них психологический дискомфорт.

АГРЕССИВНОСТЬ – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.

Агрессивное поведение – одна из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

ПРИЧИНЫ  ПОЯВЛЕНИЯ  АГРЕССИИ:  

  1. Можно предполагать, что решающее значение в становлении агрессивного поведения ребенка играет  семейная среда и воспитание. Если его родители ведут себя агрессивно (вербально или физически), применяют физические наказания или не препятствуют проявлениям агрессии у ребенка, то наверняка, у ребенка эти проявления будут повсеместными и станут постоянной чертой характера ребенка. 

  2. Агрессивность нельзя воспринимать однозначно отрицательно, так как она играет еще и защитную функцию: функцию самосохранения, как физического, так и эмоционального. 

  3. Иногда агрессивность является способом привлечения внимания окружающих, причина ее – неудовлетворенная потребность в общении и любви.

  4. Агрессивность может выступать и формой протеста против ограничения каких-то естественных желаний и потребностей ребенка.

  5. Причиной может быть ощущение тревоги и страха нападения, если ребенок неоднократно подвергался физическим наказаниям, унижениям, оскорблениям.

  6. Одной из причин может быть внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству. И если сверстники по той или иной причине не признают ребенка, то агрессивность, простимулированная обидой, ущемленным самолюбием, будет направляться на обидчика, на тех, кого ребенок считает причиной своего бедственного поражения.

  7. Часто агрессивные  реакции могут появляться в период возрастного кризиса.

Каковы же виды агрессии?

Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.Косвенная агрессия – действия, направленные  окольными путями на другое лицо (сплетни, злобные шутки), а также ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битьё кулаками по столу и др.).

Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, ругань).

- Давайте приведём пример на каждый вид агрессии (ответы родителей).

Проявления детской агрессивности часто загоняют родителей в тупик.

«Как же так? Ведь мы так любим ребенка, стараемся учить его только

доброму… », – разводят руки мамы и папы.

Агрессивность необходима для нормального развития ребенка, иначе он не смог бы познавать окружающий мир, защищаться, конкурировать с другими людьми. Если родители строго запрещают ребенку проявлять необходимую агрессию (не бей, не отнимай игрушку, не кричи), то такое подавления агрессии может привести к неврозу или к тому, что однажды эта самая агрессия вырвется наружу с эффектом пружины, которая распрямилась. - Давайте рассмотрим проблему детской агрессивности со всех сторон.

Обучение способам выражения гнева в приемлемой форме:

  • Прямо заявлять о своих чувствах.

  • Умение направлять гнев на объект. При этом, не уклоняясь в стороны от основной жалобы.

  • Вежливость в обращении.

  • Стремление найти конструктивное решение.

Практическая часть

Мозговой штурм «Причины детской агрессии» Перевозбуждение: - гости - громкие звуки - не удовлетворение желаний (требований) - внимание - смена обстановки - страх

Упражнение «Кулак»Всем участникам предлагается разделиться на пары и выполнить следующее: один из участников сжимает кулак, а другой – пробует его разжать.Обсуждение:- Испытывали ли вы сопротивление, когда пытались разжать кулак?- Каким способом вы пытались это сделать?- Какой способ эффективнее – давление или объяснение, уговоры?- Каков внутренний смысл данного упражнения?

Видеоролик «Причины детской агрессии»

Управлять агрессией нас учат с детства. Из сказок, детских фильмов и простого общения с взрослыми дети понимают, как и на кого им следует направлять свою злость, выплеснуть которую просто необходимо.

Но что, если источник информации сам излишне агрессивен? В современном мире жестокость стала обыденностью. Могут ли в действительности телевизионные программы, содержащие сцены насилия, сформировать у ребенка неправильную, излишне агрессивную модель поведения?

(Эксперимент с детьми, которым показываю 2 мультфильма – один добрый другой злой)

Отрывок из фильма «Влияние мультфильмов на сознание детей»

- А какие передачи смотрит ваш ребенок?

- Всегда ли мы знаем, какую информацию (TV, интернет) ребенок получает из вне?

Как мы видим, даже детские мультфильмы бывают агрессивными…

Видеоролик «Пример родителей»

Часто агрессивное поведение является следствием тех отношений, которые ребенок наблюдает в семье. Если родители время от времени кричат, применяют физические наказания, то не следует удивляться, что ребенок не умеет общаться по-другому.

Групповая дискуссия

- Как наше поведение в моменты недовольства, ссор влияет на поведение детей? - Умеем ли мы выражать свое недовольство?

Упражнение «Правило коммуникации»

Ситуации для рассмотрения (работа в парах, тройках) Это упражнение коммуникативный инструмент, позволяющий найти не агрессивные способы выражения своего недовольства.

Когда я прихожу домой и опять натыкаюсь на твои разбросанные вещи…. - Ваш повзрослевший ребенок говорит вам, чтобы вы не вмешивались в его личную жизнь…. - Моя начальница снова обозвала меня бездельницей и лентяйкой…. Варианты ответов от групп.

Упражнение по группам

Цель: Рассмотреть разные варианты отреагирования на агрессивные проявления.Ход упражнения: Группа разделяется на группы по 3-4 человека. В каждой группе участники должны вспомнить какой-либо случай проявления агрессивного поведения и способы отреагирования на них. Обсудить, как бы другие участники реагировали на эти же случаи и как нужно было бы отреагировать в той или иной ситуации?Обсуждение:1. Какие наиболее подходящие способы отреагирования вы выбрали?

2. Давайте подумаем, какими способами можно сдерживать агрессивное поведение и как вы обычно это делаете?

Упражнение «Мир глазами агрессивного ребенка»

Цель: саморефлексия, развитие эмпатии.

Упражнение проводится в кругу. Один из участников выполняет любое (неагрессивное) действие (встает, кладет нога на ногу и т. д.) Окружающие комментируют это действие с позиции агрессивного ребенка. Например, ты встал, потому что хочешь толкнуть мой стул, ты улыбаешься, так как кто-то сказал про меня гадость.

Рефлексия. После проведения упражнения участники рассказывают о том, что они чувствовали, какая роль им ближе: роль им ближе: роль агрессивного человека или «невинной» жертвы. Бывали ли они в похожих ситуациях, приписывая враждебные действия людям, которые, возможно, были не намерены их выполнять.

Упражнение «Обзывалки»

Цель: знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств.

Участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг друга  разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, рыб, цветов… Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты…». Например : «А ты – моя морковка»

В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например «А ты моя радость!»

Рефлексия.  Получение обратной связи. Участники делятся своими впечатлениями, рассказывают об ощущениях в начале упражнения и в конце. Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть с разрешения взрослых негативные эмоции, а вслед за этим услышавших о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.

Пять шагов, что бы выйти из замкнутого круга:

  1. Устанавливаются причины конфликта и даются им названия;

  2. Разрабатываются возможные альтернативные решения

  3. Принимается наиболее приемлемый вариант

  4. Разрабатываются пути выполнения решения;

  5. Осуществляется проверка решения

Упражнение на развитие навыков саморегуляции

Упражнение сопровождается под музыку: Atb Trilogy - (The Final Chapter).

Цель: развитие навыков визуализации и саморегуляции.

ПРЕДИСЛОВИЕ: Все участники садятся в круг и закрывают глаза. Ведущий спокойным голосом зачитывает текст инструкции: «Вспомните день, в который вы охотно идете на  работу… Когда вы идете не очень охотно на работу…Назовите ситуацию, когда вы бываете собранными… Назовите ситуацию, когда вы взволнованы и  невнимательны…

РЕЛАКС: Сядьте, выпрямившись, на стул и держите спину совсем прямо. Положите руки на стол или на колени так,  чтобы ладони смотрели на потолок. Теперь мысленным взором посмотрите в центр своей груди. Вдохните глубоко и выдохните без паузы между вдохом и выдохом. Вдох происходит несколько быстрее, чем выдох… когда вы выдыхаете, представьте себе, что ваш вдох долетает до двери нашей комнаты. А когда вы вдыхаете – не напрягайтесь, пусть воздух просто снова войдет в ваше тело… Если хотите, можете своему дыханию придать какой-то цвет. Например, выдыхать серый воздух. И представьте себе, что вы выдыхаете свое беспокойство, свой страх, свое напряжение, обиду. А вдыхаемому воздуху можно дать какой-нибудь другой, приятный цвет, например, голубой. И представьте себе, что вы вдыхаете спокойствие, уверенность и легкость».Рефлексия.  Получение обратной связи. Участники делятся своими впечатлениями, рассказывают об ощущениях в начале упражнения и в конце.  

Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения

Упражнение сопровождается под музыку: Оxygene - the-ocean.

Цель: развитие навыков саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения.

Под музыку все участники рисуют любые изображения, цветовые пятна в течение 5 с половиной минут. После этого рисунки  отдаются психологу «в сейф».

Рефлексия

Каждый участник тренинга высказывается по очереди: «Во время тренинга я поняла…я узнала о себе .. я почувствовала...»

infourok.ru

Тренинг для педагогов ДОУ «Интерактивные формы работы с родителями. Проблемы, пути решения»

Тренинг для  педагогов ДОУ«Интерактивные формы работы с родителями. Проблемы, пути решения»

Подготовила: Н.В. Янкина,

педагог — психолог

 Цель: способствовать преодолению трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями.

Задачи:

1.Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии

    с родителями;

2.Содействовать повышению уверенности в себе;

3.Упражнять начинающих педагогов в построении эффективного общения

    с родителями.

 

Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников. Почему одним педагогам удается наладить с родителями контакт так, что те по первому зову готовы, что называется, «горы свернуть», а другие, как ни бьются, не могут дозваться родителей ни на одно мероприятие?

      Одной из причин, является непонимание педагогами своей роли в отношениях с родителями, неуверенность и неспособность вести диалог, а порой и полное отсутствие навыков общения. В связи с этим актуальны, и просто необходимы интерактивные мероприятия с педагогами, направленные на восполнение знаний и отработку практических навыков общения и взаимодействия с родителями, способствующие также повышению уверенности в себе, объединяющие коллег из разных детских садов.

 

  1. Диагностика

«Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями (на основе методики оценки уровня общительности педагога» (по  В.Ф. Ряховскому).

 

  1. Игра «Молекулы»Цель: эмоциональная разрядка, разделение на пары, тройки, пятерки. Объединение трех «пятерок» в два круга.. (2-3 мин)

 

3.Психотехническое упражнение «Давление».

Цель: осознание разных моделей в общении и взаимодействии с партнером, установка на равноправное общение.(10 мин)

    Инструкция: встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего – слегка надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнера по игре.

 Правила построения эффективного общения:

 1.«Правило трех плюсов»

Самые универсальные – это:

  1. Улыбка,
  2. Имя собеседника.
  3. Комплимент.

2.Приёмы установления хорошего контакта с собеседником:

  • Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но, не следует «сверлить» собеседника взглядом.
  • Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но,непереступать «границы» личногопространствасобеседника!
  • Необходимо убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
  • Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
  • Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
  • Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»

4.Упражнение  «Тренировка интонации».Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями.

Инструкция:Произнести фразыс оттенками иронии, упрёка, безразличия, требовательности, доброжелательности:

Мне не безразличны успехи Вашего ребенка.

Я благодарна Вам за оказанную помощь.

5.Упражнение  «Волшебная шляпа».Цель: развитие умения доброжелательного общения с родителями. Инструкция:(Участники  в кругу) Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает её на себя и говорит комплимент  рядом стоящему, как одному из родителей своей группы.  Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а так же можно сказать что-либо положительное о «ребёнке». Тот «родитель», которому адресован «комплимент», должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно!».

6.Упражнение  «Самый трудный родитель»Цель: осознание эмоционального восприятия роди­телей воспитанников.

Инструкция:Воспитателям предлагается в группах  создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у Вас  отрицательные чувства.

«Трудные» родители:Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, они стремятся оправдать собственное невмешательство, родительское бессилие в воспитании своего ребенка: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей!».

Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просят о помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знаем что делать, помогите нам!».

Основная цель общения педагога с родителями – объединение совместных усилий для решения конкретной проблемы ребенка (н/р, отставание по программе, плохое поведение).

 

Фазы  общения

На первой фазе общения с «трудными» родителями, необходимо сохранить эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, т.е. не позволить себе зарядится отрицательными эмоциями этого родителя. Как показывает опыт, необходимо «продержаться» примерно 10-15 минут, пока родитель в форме монолога будет высказывать свои претензии или жаловаться на свою беспомощность. В случае с «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности. А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю…», «Успокойтесь».

Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт «остывать», его эмоции начнут иссекать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с нами.

Вторая фаза беседы с родителем – конструктивный диалог, обсуждение вариантов решения проблем.

Чтобы избежать противостояния с родителями:

  • необходимо проявлять сдержанную доброжелательность и открытость;
  • подчеркнуть значимость родителей в воспитании собственного ребенка;
  • показать родителю свою положительную настроенность по отношению к его ребенку.

Когда родитель увидит и почувствует, что педагог заботится о благополучии его ребенка, он перестанет прибегать к «психологической» защите и проявит готовность к сотрудничеству.

  • Не надо стремиться, во что бы то ни стало отстаивать свою позицию, навязывать своё мнение родителям (давление приводит к протесту).
  • Обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка и его родителей.
  • Нужно выразить уверенность в том, что если будут организованы совместные усилия семьи и педагогов детского сада, то существующая воспитательная проблема будет успешно решена. «Мы вместе против проблемы, а не противдруг друга».

7.Упражнение «Решение проблемных ситуаций»

   Ситуация1. Мама забирает ребенка из детского сада. У него грязные брюки. Она предъявляет претензию воспитателю.

    Ситуация 2.  Перед новогодним утренником Маше досталась роль Снежинки, а не Снегурочки. Мама очень возмущена по этому поводу.

8.Упражнение «Объявление» Цель: упражнение воспитателей в составлении неординарного объявления для родителей.

Инструкция:

Составьте объявление для родителей с просьбой помочь заклеить в группе окна.

Составьте приглашение для родителей на акцию «Мой цветущий детский сад»

9.Обратная связь

Оцените  ясность, доступность изложенной информации и возможность практического применения полученных знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

dsraduga.mosk.obr55.ru

Психологический тренинг для родителей в ДОУ «Контроль над собой».

Психологический тренинг для родителей в ДОУ «Контроль над собой»Психологический тренинг для родителей в ДОУ «Контроль над собой»

Тема: Самоконтроль – умение подчинить эмоции собственному разуму.

Цель: развитие самоконтроля, необходимость выработки и преимущества обладания навыками самоконтроля.

Задачи:

  1. Развитие навыков произвольного регулирования своего поведения в различных ситуациях.
  2. Дать представление о способах регулирования своего поведения.
  3. Привитие навыков контроля поведения в эмоционально-напряженных ситуациях.

Методы: Беседа, выполнение упражнений.

равила:

  • Не опаздывать.
  • Конфиденциальность.
  • Активность.
  • Право говорить «нет».
  • Не обманывать (искренность).
  • Право на поддержку (помощь со стороны группы).
  • Обязанность слушать — не перебивать.
  • Участвовать во всем.
  • Право на личное мнение.
  • Ко всем обращаться на «ты».
  • Говорить от себя лично о происходящем «здесь и сейчас».

Условия:

  1. Количество человек не менее 8 человек.
  2. Время проведения: 80 минут.
  3. Место проведения: кабинет психолога.
  4. Оборудование:
  • стул на каждого участника
  • ноутбук
  • карточки с заданиями
  • ручки
  • листы бумаги (формата А4).

Чтобы понимать и прощать, необходимо овладеть характером и выработать самоконтроль. (Дейл Карнеги)

Ход занятия.

Здравствуйте! Сегодня наш тренинг будет посвящен развитию умения регулирования своего поведения (самоконтролю), но прежде чем начать давайте друг с другом познакомимся, для этого каждому из вас нужно будет закончить фразу: «я та (тот), которая (ый)...»

Пример: «я та, которая любит очень сильно клубнику.

Наверно у каждого в жизни была такая ситуация, когда мы хотим сказать одно, а наша мимика показывает совсем другое, или, когда мы хотим скрыть от кого-то плохое настроение, но наши жесты, позы нас выдают. Я думаю, вы согласитесь с тем что умение регулировать свое поведение в различных ситуациях не мало важно, так же это важно для приобретения способности уверенно вести себя в эмоционально напряженных, стресс генных условиях.

И сегодня мы с вами попробуем научиться контролировать как внешние поведенческие проявления, так и внутренне психологическое состояние. И как вы уже наверно поняли тема нашего сегодняшнего тренинга самоконтроль.

Самоконтроль- это процессы, посредством которых человек оказывается в состоянии управлять своим поведением в условиях противоречивого влияния социального окружения или собственных побуждений. Понятие самоконтроль обычно применяется к ситуациям, в которых человек пытается изменить первоначальные мотивы своего поведения (контролируемое поведение). Приводящего к конфликтым или нежелательным последствиям, стремиться трансформировать те переменные, от которых функционально зависит его поведение.

Сегодня нас ждет с вами необычное приключение. Мы с вами отправляемся спасать группу, которая попала в беду в горах, но так как горы- это дело опасное и непредсказуемое, то мы должны владеть специальными навыками и умениями. И нам нужно пройти определенные этапы подготовки.

Все слышали о том, что наши физиологические реакции зависят от эмоционального состояния, например, забрались вы на высокую гору. И нужно перебраться по резкому и узкому хребту, то есть высоко-страшно- ноги дрожат боимся идти дальше, следовательно, чтобы этого избежать мы попробуем проконтролировать внешнее через внутренне.

Упражнение «измени свой пульс»

Замерьте свой пульс: нащупайте на запястье место, где биение сердца ощущается отчетливее всего, сосчитайте количество ударов в течении 15 секунд и для вычисления числа ударов в минуту умножьте полученную сумму на 4. Потом закройте глаза, и расслабившись, в течении минуты вспомните и во всех деталях представьте себе ситуации, когда вы очень сильно радовались. После этого вновь определите пульс. Далее вспомните ситуацию, когда вы сильно боялись, испытывали обиду, чувствовали себя счастливыми. После каждого из воспоминаний фиксируйте свой пульс и отмечайте, насколько он изменился по сравнению с предыдущими измерениями.

Обсуждение: в каких обстоятельствах может пригодиться умение произвольно изменять свое состояние, вспоминая или воображая различные ситуации? От чего зависит, насколько хорошо это получается у человека; почему у некоторых участников пульс менялся мало или не менялся вообще?

Теперь мы с вами видим, что наши физиологические реакции зависят от эмоционального состояния, и что свое психологическое и физиологическое состояние можно контролировать через направленное воображение.

А теперь давайте научимся в определенных жизненных ситуациях делать не то что показывают, а наоборот. Перейдем к следующему этапу нашей подготовки.

Упражнение «Лед и пламень»

Мне нужен один доброволец – помощник. Кто хочет мне помочь?

Садимся, успокаиваемся, расслабляемся, ни о чем не думаем, все мысли, и проблемы прогоняем, прочь, сейчас их нет. Кладем руки на колени открытыми ладонями вверх, закрываем глаза. Представьте, что в одной руке, (в любой) печеная картошка. Ее только что вытащили из печки, она очень горячая… Представляем, … Она обжигает вам руку. … а в другой вашей руке – кусочек льда, он такой холодный, что вашей руке тоже холодно. … Итак, в одной руке, обжигающая жаром горячая картошка, в другой руки обжигающий морозом холодный лед … Представляем. … Сидящие, представляем дальше, а мой помощник, ходит и пробует на ощупь ладошки участников, пытаясь определить в какой руке кто представил горячую картошку, а в какой лед.

Смысл упражнения. Демонстрация эффекта возникновения физиологических изменений под воздействием наших представлений, обучение произвольному регулированию реакций через эти представления.

Обсуждение: Сложно ли было вам представлять в одной руке горячую картошку, а в другой лед? Что было трудного?

Да, наши представления имеют обыкновение воплощаться в реальность. Мы представляем, что в руке холодно или жарко, и ее температура действительно меняется. Так и в жизни, представляем себе неудачи или достижение успеха – тем самым приближаем себя к одному или другому… Можете ли вы привести примеры, когда для того, чтобы приблизится к цели, важно представлять себе во всех деталях себе то, что мы хотим достигнуть.

Упражнение «противоположные движения»

Разбейтесь на пары. Один из партнеров должен выполнять под музыку любые спонтанные движения. Задача другого — выполнять те движения, которые, с его точки зрения, противоположны первым. Через полторы — две минуты, поменяйтесь ролями.

Обсуждение: кому кем больше понравилось быть — демонстрирующим движения или повторяющим противоположные? Когда в реальных жизненных ситуациях важно уметь не делать то, что тебе показывают, а поступать точно наоборот?

Внутренне состояние мы теперь с вами знаем, как можно контролировать, так же знаем, что в определенных жизненных ситуациях важно уметь делать не то, что показывают, а наоборот, так же важно уметь контролировать собственную позу, мимику и т. д., а для того чтобы этому научиться, нам остается пройти последний этап нашей подготовки.

Упражнение «сядьте так, как...»

Сядьте таким образом, чтобы изобразить своим видом ту ситуацию, которая будет написана на вашей карточке.

  1. карточка: футболист- нападающий, забивший в матче решающий гол.
  2. карточка: котенок, только что нагадивший хозяйке на кровать.
  3. карточка: спортсмен, возвращающийся домой с олимпийской медалью.
  4. карточка: школьник, получивший двойку за контрольную.
  5. карточка: бизнесмен, подписавший контракт, который принесет ему 100000 прибыли.
  6. карточка: ребенок у которого забрали игрушку.
  7. карточка: собака которую напугали.
  8. карточка: голодная волчица, которая только что поймала добычу.

Обсуждение: на что конкретно нужно обращать внимание, чтобы понять, что выражает поза сидящего человека? А как вы обычно сидите?

И подводя итог нашего тренинга, хотелось бы сказать, что сегодня мы попытались научиться контролировать как внутренние свои состояния, так и внешние проявления, которые надеюсь, вы сможете использовать в своей жизни

И еще, если хотите регулировать впечатление, которое вы производите на окружающих, учитесь глядеть на себя глазами окружающих.

Благодаря пройденным этапам мы с вами овладели специальными навыками и умениями. И спасли группу, которая попала в беду в горах.

А теперь давайте попрощаемся. Встанем кругом и возьмёмся за руки и крикнем хором одну фразу: «Самоконтроль дает терпение — для преодоления внутренних недостатков и внешних препятствий.»

Теперь перейдем к рефлексии: что понравилось в тренинге, что узнали нового?

< Предыдущая Следующая >
 

doshkolnik.ru

Организация работы клуба "Успешные родители" в дошкольном учреждении

Разделы: Работа с родителями

Семья занимает центральное место в формировании личности ребенка. Именно в семье ребенок получает первичные навыки восприятия действительности, приучается осознавать себя полноправным членом общества. Специалисты нашего учреждения оказывают родителям профессиональное содействие и личностную поддержку, обращая внимание родителей на их приоритетность в воспитании детей.

Часто, находясь в кабинете психолога, родители задают разнообразные вопросы. Одни интересуются, что надо сделать, чтобы растормошить ребенка, побудить его к активным действиям. Другие спрашивают, как наоборот, успокоить малыша, у которого, по словам взрослых, внутри вечный двигатель. Чем старше становится ребенок, тем более необходим для взрослого новый источник информации.

При тесном контакте со взрослыми, в первую очередь ответственными за жизнь и здоровье своих детей, выявляется, что многие из них занимают деструктивную позицию во взаимоотношениях с ребенком, поэтому их воспитательные методы не приводят к эффективному завершению. Причинами подобного родительского поведения, на наш взгляд, являются:

  • неумение взрослых слушать и быть внимательными друг к другу;
  • педагогическая и психологическая неграмотность;
  • нежелание менять свои эгоистические позиции в актуальных вопросах воспитания;
  • нерешенные личные проблемы, мешающие полноценному развитию ребенка.

К сожалению, и некоторые педагоги в работе с семьями используют лишь методы нравоучений или “сухих лекций”. Многолетняя практика убеждает, что подобные “пассивные методы” весьма не эффективны, поэтому мы ориентировались на такую форму работы, как “Родительский клуб”, неоднократно предлагаемую на страницах журнала “Школьный психолог”, где родители могли бы прожить тему встречи и внешне и внутренне проявить свое личное отношение к ситуации, найти оптимальные способы её решения, используя многообразный коллективный опыт всех участников.

Дискуссии, ролевые игры, творческие задания помогают понять, насколько важно помимо безусловной любви к ребенку иметь знания:

  • основных возрастных особенностей детей и тех проблем, с которыми чаще сталкиваются родители, общаясь с ребенком;
  • правил основных игр для родителей и детей, имеющих в своей основе психокоррекционные принципы;
  • как поступать в критических ситуациях.

Свой клуб мы назвали “Успешные родители”, наработали свой опыт и теперь хотим им поделиться.

Самые масштабные цели клуба ориентированы на разрешение:

  • потребности ребенка в понимающих родителях;
  • потребности родителей в психолого-педагогическом образовании и поддержке;
  • потребности общества в здоровой, дружной семье.

Работа клуба изначально организовалась по трем этапам.

  1. Подготовительный: определение потребностей родителей через собеседование и анкетирование. Дифференцирование обозначенных проблемных ситуаций соответственно возрасту детей.
  2. Организационный: составление перспективного плана работы клуба, утверждение графика проведения занятий. Данный этап оснащается методическим сопровождением: составляются конспекты занятий, подбирается стимульный материал.
  3. Непосредственная работа “Родительского клуба”.

Рабочей целью каждой новой встречи специалистов с родителями является

  • моделирование проблемных ситуаций, в которых родители вынуждены размышлять о психофизических закономерностях развития ребенка, тем самым, обогащая свой жизненный опыт и, как следствие:
  • научиться всесторонне изучать проблему, понимать мотивы поведения ребенка;
  • иметь адекватное представление о детских возможностях и потребностях;
  • расширить личный арсенал средств взаимодействия с ребенком;
  • получить профессиональную психолого-педагогическую поддержку в поиске эффективных способов взаимодействия с ребенком.

На заседании родительского клуба мы используем следующие методы:

  • метод групповой дискуссии – способствует повышению психолого-педагогической грамотности родителей, помогает выявить индивидуальные и стереотипные формы взаимодействия с ребенком;
  • метод видеокоррекции – позволяет со стороны увидеть способ взаимодействия с ребенком, провести анализ и самоанализ;
  • метод игры – позволяет смоделировать и проконтролировать ситуацию;
  • метод совместных действий – помогает вскрыть особенности поведения родителя и ребенка в процессе взаимодействия;
  • метод обсуждения и разыгрывания ситуаций – помогает найти оптимальный способ взаимодействия;
  • метод обучающего эксперимента – помогает родителям применить полученные знания на практике;
  • метод анализа поступков детей и родителей – помогает вскрыть причины возникновения конфликта;
  • метод анализа типов коммуникативных взаимоотношений – позволяет выявить причины ухода родителей от решения проблем;
  • метод анализа ситуаций – помогает научить родителей принимать проблему, понимать мотивацию ребенка в совершении тех или иных действий, корректировать поведение ребенка, т.е. развивать у него умение анализировать ситуацию и находить способы решения проблем самостоятельно.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАСЕДАНИЙ

За время существования клуба мы использовали различные формы проведения занятий. Первоначально занятия проводились в двух выбранных группах, но таким образом охват родителей оставался небольшим. Затем занятия стали проводиться 3-4 раза в год, по заранее объявленной теме. Но данная форма проведения осложнялась тем, что увеличение числа родителей на занятиях влияло на качество решения проблемных вопросов. И в том и в другом случае контингент родителей менялся, что так же отрицательно сказывалось на проведении занятий, нарушались принципы преемственности и последовательности.

Тогда мы приняли решение проводить занятия в виде цикла, а заявленные темы распределить по возрастам

  1. БЛОК “МОЯ СЕМЬЯ” - ранний возраст (1,5 – 2 года)
  2. БЛОК “УЧУСЬ БЫТЬ РОДИТЕЛЕМ” - младший и средний возраст (3 –4 года)
  3. БЛОК “Я УСПЕШНЫЙ РОДИТЕЛЬ” - Старший возраст (5-7 лет)

Такая форма проведения занятий помогает нам задействовать большинство родителей дошкольного учреждения. И к выпуску детей из детского сада родители получают полноценное “дошкольное образование”.

  • Занятия проводятся в соответствии с намеченным графиком 9 раз в год;
  • Время проведения — 1-1,5 часа;
  • Для каждого детского возраста выбираются 3 наиболее важные темы.

Тематика занятий в каждом блоке подбирается с учетом запроса родителей и особенностей структуры семьи в целом.

Занятия первого блока базируются на том, что молодая семья только сформировалась; в семье появляется первый ребенок; молодым родителям хочется проявить самостоятельность в его воспитании, а прародители, в свою очередь, пытаются все взять на себя. Неизбежно возникают конфликты между поколениями.

Нередко молодые мамы полностью погружаются в заботы о ребенке, забывая при этом о роли отца в семье, и тогда разгораются конфликты между самими молодыми супругами.

Иногда молодые родители, сталкиваясь с первыми проблемами и не находя способа их решения, самоустраняются от воспитания детей, перекладывая свои обязанности на бабушек и дедушек. Это является одной из причин роста числа неблагополучных семей.

Первый блок занятий способствует укреплению молодой семьи, улучшению внутрисемейных отношений, дает представление о законодательной основе и функциональных обязанностях взрослых членов семьи.

Ребенок растет, начинает активно общаться, и у родителей появляются первые вопросы: “Как построить общение с малышом? Как оградить его от нежелательного влияния? Как его понять? Не находя ответа, они понимают, что не хватает педагогических знаний. Занятия второго блока направлены на решение этой проблемы.

Общение ребенка не ограничивается только взаимоотношением с родителями. Приходя в дошкольное учреждение, он становится существом широко социальным. Появляются первые трудности, конфликты. Как помочь ребенку быть уверенным, справедливым и творческим? И, наконец, впереди школьная жизнь. Как подготовиться к ней? Когда начинать воспитывать самостоятельность и ответственность. Занятия третьего, завершающего блока, помогают найти ответы на данные вопросы, направлены на обобщение полученных знаний, на подготовку родителей к новой социальной роли - “родитель школьника”.

На заключительном занятии последнего блока, самым активным родителям специалистами вручается диплом “Успешный родитель”.

Перспективный план занятий родительского клуба на год

(по возрастам)

Младший возраст

Средний возраст

Старший возраст

“Моя семья”

“Учусь быть родителем”

“Я успешный родитель”

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

“Моя семья”

Цель: сформировать представления молодых родителей о семье.

“Детско-родительские отношения”

Цель: помочь родителям понять характер взаимоотношений с ребенком.

“Общаемся с детьми”

Цель: изменение родительских позиций с целью гармонизации стиля воспитания.

Декабрь

Январь

Февраль

“Психологический климат семьи”

Цель: учить родителей моделировать наиболее комфортные отношения в семье

“Когда ребенок сводит Вас с ума”

Цель: повышение родительской компетентности в понимании природы внутренних переживаний и потребностей ребенка. Обучение эффективным способам взаимодействия с ним.

“Я тебе доверяю”

Цель: обучение конструктивному решению конфликтов.

Март

Апрель

Май

“Роль отца в семье”

Цель: формировать представление о роли отца в семье, его отношения к воспитанию.

Родительский практикум “Учусь быть родителем”

Цель: коррекция взаимоотношений, формирование взаимопонимания, положительного эмоционального настроя. Закрепление полученных знаний.

“Ваш ребенок первоклассник”

Цель: формирование системы представлений родителей о готовности ребенка и семьи в целом к школе. Повышение родительской компетенции по вопросу воспитания ребенка – первоклассника. Снижение тревожности перед трудностями адаптации к школе.

Примерный конспект занятия родительского клуба

Тема: “Формирование детско-родительских отношений”.

Цель: помочь родителям понять характер общения с ребенком.

Предварительная работа: аудиозапись детских высказываний (использованы высказывания детей 5-6 летнего возраста) по вопросам:

  • Самое страшное для меня наказание?
  • Самое приятное поощрение?

Материал: коробка с цветными кружками, аудиозапись, аптекарские весы, монетки, плакаты, фломастеры, карандаши, карточки для индивидуальной работы.

Ход заседания

Упражнение “Знакомство”

П. Здравствуйте! Я рада видеть вас в родительском клубе “Успешный родитель”. Давайте познакомимся друг с другом, а заодно и узнаем, какой теме будет посвящена наша встреча. А знакомиться мы будем так: вы будете передавать коробочку друг другу, называть себя, характерную особенность вашего ребенка и как вы с ним взаимодействуете.

Например: Я Ольга Викторовна, мой ребенок бывает упрям, я пытаюсь его переубедить. Или, мой ребенок самый замечательный и у меня не бывает проблем.

При этом вы выбираете себе кружок из коробки.

Р. высказываются и передают коробку своему соседу.

П. Посмотрите, какие разные кружки у вас оказались, а если учесть, что речь идет о детях, мы можем увидеть, насколько многогранны наши дети и насколько различны методы взаимодействия с ними. Сегодня мы поговорим о детско-родительских отношениях.

Давайте посмотрим на ребенка другими, непривычными, несвойственными нам сегодня глазами.

Упражнение: “Моё солнышко”

Возьмите на столе листочек с нарисованным солнышком (рис.1). Нарисуйте в кружке схематично лицо вашего малыша, каким вы обычно его видите, а на лучиках запишите те качества, которые есть у вашего ребенка.

Р. выполняют задания

П. Любой малыш имеет свою палитру красок. В нем как бы смешались доброта и агрессия, смелость и страх, тяга к познаниям и лень, смех и слезы и многое-многое другое. Но эта палитра гораздо шире, чем вы себе представляете. Снимите верхний слой листка, и вы увидите, как многогранен ваш малыш.

Современный мир устроен так, что сегодня все благополучно, а завтра все идет кувырком и, кажется, нет выхода. Но, для выживания в этом мире, человеку нужны не только положительные качества, но и отрицательные, чтобы он мог постоять за себя, защититься от хамства и насилия. Человек не может ощутить сладость доброты, не познав того, что в мире есть зло. Не сможет сочувствовать, сам не испытав боль. Ребенок, как и мы, живет не в идеальном мире. Мне часто приходиться слышать вопрос: как оградить ребенка от влияния окружающей среды? Как уберечь? Оградить, наверное, нельзя ни стенами шикарных квартир, ни тонированными стеклами лимузинов, ни угрозами в адрес “обидчика”, ни сменой учреждения, ни виртуальным миром компьютера. А вот уберечь наверно можно, при условии правильного воспитания.

Когда же мы начинаем воспитывать своего ребенка?

Р. Ответы

П. Если обобщить все сказанное получается, что тогда, когда ребенок не соответствует некоему эталону, который мы себе нарисовали. Но каждый любящий родитель хотел бы, чтобы ребенок был похож на него и прошел тот путь, который мы для него придумали в наших мечтах. Наверно, малыш действительно чем-то напоминает вас. И все-таки он проживает свою жизнь, а не чью-то, и жизненный опыт он получит только свой, спотыкаясь о свои кочки и находя свои способы преодоления трудностей. Поэтому каждый малыш сравним только с собой. Никому не известно, что ждет его, да и каждого из нас. И пригодятся ли ребенку наши нотации. Ребенок не стоит на месте, он развивается. А мы, замечая у него новые и новые ошибки, пытаемся замаскировать их от глаз окружающих, подгоняя ребенка под некий стандарт.

Но наш ребенок неординарен. И где гарантия, что те проблемы, которые мы так тщательно прятали в своем ребенке, не всплывут позже?

Где же ударов больше всего получает малыш?

Р. Отвечают

П. Да, чаще всего это сфера общения ребенка. В ней он получает как отрицательные, так и положительные эмоции.

Упражнение “Круг общения малыша”

П. Давайте на листе ватмана запишем, с кем общается ваш малыш (высказывания родителей записываются на листе № 1). Прежде всего, ваш ребенок общается и воспитывается в семье. А если в доме, кроме вас, есть другие члены семьи, то каждый воспитывает по-своему, поставляя малышу свои эмоции. И нередко негативные эмоции затмевают положительные.

Упражнение “Стрелы воспитания”

П. Предлагает родителям подумать и записать на листе ватмана № 2 на что направлены воспитательные воздействия со стороны взрослых.

Мы воспитываем ребенка, а он ждет от нас нежности, любви, тепла, улыбки, поддержки.

Но круг общения малыша постоянно растет (продолжает записывать высказывания родителей на листе № 1).

П. Посмотрите, у маленького ребенка получается довольно большой круг общения. И мы постоянно контролируем, с кем он общается. Порой взгляд взрослого малыш ощущает, даже когда нас нет рядом. Но, свобода и контроль не совместимы, и если не ослабить пресс, малыш с подрезанными крыльями вряд ли сможет взлететь.

Наверно, вам хотелось бы узнать, а как ребенок чувствует себя, находясь рядом с вами? Для этого давайте посмотрим, как же мы воспитываем своих детей?

У вас на столах лежат карточки (показывает), давайте запишем свое мнение в них.

Родителям предлагаются карточки:

Как я воспитываю своего ребенка?

наказываю

поощряю

   

Р. Вписывают свои высказывания в соответствующую графу.

П. Итак, давайте назовем, как мы наказываем своего ребенка, и как поощряем.

(Родители называют, а ведущий кладет на ту или иную чашу весов монетку.)

П. Обратите внимание, какая чаша перевешивает? (Как правило, чаша с наказаниями.)

Мы стираем все шероховатости, пытаемся сделать ребенка гладким, удобным. Но для кого? Сможет ли такой ребенок защитить себя? А зачастую мы изживаем в ребенке свои, а не его ошибки.

Мы читаем нотации, обвиняем, не пытаясь разобраться в сути, тем самым унижаем своего ребенка, а не помогаем ему. Отсюда нерешительность, неуверенность в себе, скрытность и, как следствие, заниженная самооценка.

Мы ругаем ребенка, срываемся на нем, а нередко применяем и физические наказания. Но каждое физическое наказание в свое время откликнется физическим протестом.

Мы внушаем малышу готовые правила поведения. Но это правила закрепленного пространства. А как быть ребенку, выходящему в большой мир?

Мы разряжаемся на ребенке, а он в свою очередь заряжается нашей отрицательной энергией. И копит эту энергию в себе. Но ведь рано или поздно она даст о себе знать. И кто знает, чем обернется ваш пример воспитания.

Как правило, детство — это идиллия, где нет места отрицательным эмоциям. Но ребенок не только испытывает их, но и порождает. Поэтому важно научиться гасить агрессию. Воспитывая ребенка, необходимо, чтобы чаша поощрений перевешивала хотя бы в два - три раза. Только тогда ребенок будет ощущать себя комфортно.

Психолог предлагает пополнить чашу поощрений.

Воспитывая ребенка, необходимо, чтобы мы научили его летать, а не ползать.

А хотите послушать, что по этому поводу говорят дети? (Включается аудиозапись).

Надеюсь, это не требует комментария.

Для многих родителей в настоящее время важнее профессиональная деятельность, наши повседневные заботы.

А вопросы воспитания мы оставляем на потом, или прибегаем к ним в состоянии агрессии. Поэтому прежде чем воспитывать, откройте двери в свое детство. Вспомните, какими были вы, чего ждали от своих родителей? Что вы испытываете, воспитывая своего ребенка? Превосходство или сочувствие к нему? А можно ли обойтись без воспитательных воздействий?

Но, самое главное, никогда не воспитывайте малыша в состоянии аффекта. Семь раз отмерьте и один отрежьте. Посмотрите на совершённое его глазами и с его позиции. Старайтесь стать ему таким родителем, о котором вы мечтали в детстве.

Зачитывается стихотворение

Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть И лучше проводить меня, чем указать мне путь. Глаза умнее слуха, поймут все без труда. Слова порой запутаны, пример же – никогда. Тот лучший проповедник – кто веру в жизнь провел. Добро увидеть в действии – вот лучшая из школ. И если все мне показать – я выучу урок. Понятней мне движенье рук, чем быстрых слов поток. Должно быть, можно верить и мыслям и словам, Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам. Вдруг я неправильно пойму твой правильный совет. Зато пойму как ты живешь, по правде или нет.

В конце занятия родителям дарятся памятки “Прежде чем воспитывать…”

(Приложение 1)

Закончить наше заседание я хочу словами Аллы Исааковны Баркан: “Всю жизнь мы стремимся познать сладости рая. И ищем его даже в отблесках мгновений, не понимая, что владели раем в далеком детстве, и из которого ушли.

Божественное наказание — изгнание из рая. А ваш ребенок сам уходит из него, взрослея, чтобы окунуться в половодье жизни. Однако, прежде чем малыш уйдет из детства, мы сами изгоняем нашего ребенка из него земными методами воспитания, где наказаниям - зеленый свет”.

Имеем ли мы право, лишать ребенка детства.?!

В составлении конспекта использованы материалы книги Баркан А.И. Его Величество Ребенок какой он есть. Тайны и загадки./М.:АО “СТОЛЕТИЕ”, 1996-368 с.

(Приложение 2)

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai