Евгений Ильин - Психология творчества, креативности, одаренности. Тест на творческие способности и креативность


Тест на творческие способности: онлайн прохождение и рекомендации

быть креативным

Креативное мышление помогает человеку обнаруживать необычные, творческие решения, что очень важно в критических ситуациях, когда кажется, что выхода нет, и не предвидится. Творческие люди генерируют эффективные идеи, приводящие к успеху. Ведь именно благодаря креативности наш мир настолько разнообразен, интересен и увлекателен. А всё потому, что живость ума и умение нестандартно подходить к различным вопросам помогает совершать открытия и создавать прекрасное и полезное. Но помимо этого важна любознательность и любопытство, умение сосредоточиваться, а также высокий уровень уверенности в себе и своих силах. Более подробную информацию вы сможете узнать, прочитав статью «11 простых методов развития креативного мышления в любом возрасте». А сейчас, давайте узнаем, насколько вы гибкая и творческая личность? Пройдите тест на творческие способности.

Тест определяющий творческий потенциал

 

Лимит времени: 0

Информация

Инструкция

Внимательно ознакомьтесь с вопросами и выберите один из трёх предложенных вариантов. Важно давать ответ, который первым пришёл в голову, именно он будет отображать правду, без включения сознания с критической оценкой. Ниже будут выданы результаты, в зависимости от ваших ответов, а также рекомендации для дальнейшего развития.

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается...

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Время вышло

Вы набрали 0 из 0 баллов (0)

  • У Вас низкий уровень творческих способностей. Возможно, из-за того, что Вы не верите в свои силы, боитесь социального осуждения или отвержения. А может, наоборот, привыкли себя презентовать только с лучшей стороны, поэтому не готовы рисковать, чтобы не потерять «лицо». Позвольте себе попробовать что-то новое, тогда Вы сможете ощутить совсем другую гамму чувств, не совсем привычную и обыденную. Выпуская наружу энергию, человек становится более свободным, а соответственно, более здоровым и счастливым. Если в проявлении своих интересов и особенностей Вас останавливают страхи и переживания, ознакомьтесь со статьёй «15 результативных техник избавления и коррекции страхов», она поможет справиться с ними.

    Также я рекомендую вам посмотреть курс по развитию творческих способностей от викиум.

  • Средний уровень, который означает, что Вы способны создать больше, чем себе позволяете. Вы достаточно любознательная личность, но не всегда способны пойти за своим интересом, довести дело до конца, так как не очень устойчивы и стабильны. Это ни плохо, ни хорошо, только Вам решать, стоит во что-то вкладывать энергию, или пора остановиться. Но если бы Вы были более целеустремленны и упёрты, то могли бы достичь большего, чем имеете на данный момент. Возможно, Вам просто не хватает силы воли? Исследуйте этот вопрос, а именно, в каких моментах Вы склонны резко менять своё мнение. А я на всякий случай порекомендую статью «Укрепление и воспитание своей силы воли и характера», вдруг она Вам пригодится.

    Также, я всем рекомендую посмотреть курсы на развитие творческих способностей.

  • У Вас очень высокий творческий потенциал. Если Вы сможете воплотить свои идеи в реальность – Вас ждёт колоссальный успех. Вы никогда не скучаете, ведь вокруг столько всего интересного, ещё так много необходимо узнать и сделать. Вашим близким может порой казаться, что у Вас неиссякаемый заряд батарейки, но на самом деле, следование за своим интересом только придаёт сил, поэтому Вы очень редко устаёте. Мир вокруг, внутренние ощущения и идеи настолько увлекают, что иногда Вы рискуете упустить из виду очень ценное – отношения с близкими людьми, которые могут не выдержать ожидания Вашего внимания. Посмотрите статью «Как научиться жить здесь и сейчас: осознанно и в данном моменте?», думаю, информация, указанная там, будет Вам полезна.

    Возможно вы еще больше хотите развить свой творческий потенциал? Тогда посмотрите вот эти курсы.

  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре
  1. Задание 1 из 15

    1. Как Вы думаете, можно ли сделать мир лучше, изменив его?

  2. Задание 2 из 15

    2. Как Вы думаете, способна хоть одна Ваша идея значительно повлиять на ту сферу деятельности, в которой Вы трудитесь?

  3. Задание 3 из 15

    3. Когда Вы приступаете к новому делу, обычно Вы уверенны в том, что удастся завершить его успешно?

  4. Задание 4 из 15

    4. Когда Вы находитесь в полном одиночестве, Вы предпочитаете:

  5. Задание 5 из 15

    5. Если у Вас появилась новая идея, то Вы будете её обдумывать:

  6. Задание 6 из 15

    6. У Вас с коллегой возник спор, Ваши действия?

  7. Задание 7 из 15

    7. Вы приступили к работе, в какой момент Вы посчитаете, что пора заканчивать?

  8. Задание 8 из 15

    8. Когда Вы слышите незнакомое иностранное слово, можете ли сразу повторить его без ошибок, даже не узнавая перевода?

  9. Задание 9 из 15

    9. Можете ли Вы вспомнить любую вчерашнюю беседу, причём в подробностях?

  10. Задание 10 из 15

    10. Вы отправились в путешествие, только в те места, где уже были. Легко ли Вам будет сориентироваться и повторить предыдущий маршрут?

  11. Задание 11 из 15

    11. Что-то пошло не по плану, и Вы проиграли, потерпев неудачу. Ваши действия?

  12. Задание 12 из 15

    12. Как Вы думаете, на что следует ориентироваться при выборе профессии?

  13. Задание 13 из 15

    13. Если дело, которое Вас заинтересовало, оказалось совсем непонятым для Вас, попробуете ли Вы его изучить?

  14. Задание 14 из 15

    14. Вам поручили новую задачу, которую Вы прежде не выполняли, попробуете ли выполнить её максимально хорошо, практически добившись совершенства?

  15. Задание 15 из 15

    15. Хотелось бы Вам немного отдохнуть от привычных обязанностей, и заняться чем-то совсем новым и неизвестным для Вас?

 

 

data-ad-format="autorelaxed"data-ad-client="ca-pub-4167948981158684"data-ad-slot="1338464532">

 

qvilon.ru

Тест «Творческие способности» [83]. Психология творчества, креативности, одаренности

Тест «Творческие способности» [83]

Тест направлен на определение творческого потенциала личности.

Инструкция. Оцените в баллах ( от 1 до 10), насколько типичными для вас являются следующие характеристики вашего поведения. Очки выставляются исходя из следующего:

• 10 баллов – ваше соответствие тому, что сказано, очень велико.

• 9–6 баллов – соответствие значительное.

• 5 баллов – в данном смысле вы где-то на среднем уровне.

• 4–2 балла – по этой части ваш уровень ниже среднего.

• 1 балл – это вам вообще не свойственно.

Текст опросника

1.  Любознательны ли вы? Сомневаетесь ли вы в очевидном? Беспокоит ли вас, что, как, почему, почему нет? Любите ли вы собирать сведения?

2.  Наблюдательны ли вы? Замечаете ли вы изменения, происходящие вокруг вас?

3.  Воспринимаете ли вы чужие точки зрения? Когда вы с кем-то не согласны, способны ли вы понять того, с кем несогласны? Можете ли вы взглянуть на старую проблему по-новому?

4.  Готовы ли вы изменить точку зрения? Открыты ли вы новым идеям? Если кто-то делает дополнения к вашей идее или вносит в нее изменения, готовы ли их принять? Ищете ли вы новые идеи, вместо того чтобы придерживаться своих старых?

5.  Учитесь ли вы на своих ошибках? Можете ли вы осознать свою неудачу, при этом не сдаваясь? Понимаете ли вы, что пока вы не сдались, не все потеряно?

6.  Пользуетесь ли вы своим воображением? Говорите ли вы себе: «А что будет, если…»?

7.  Замечаете ли вы черты сходства между вещами, которые, как кажется, не имеют ничего общего? (Например, что общего между растением пустыни и упорным человеком?) Используете ли вы вещи новыми способами (вроде стакана в качестве вазы для цветов)?

8.  Верите ли вы в себя? Приступаете ли вы к делу с уверенностью, что справитесь? Считаете ли вы себя способным находить решения проблем?

9.  Стараетесь ли вы воздерживаться от того, чтобы давать оценки другим людям, чужим идеям, новым ситуациям? Дожидаетесь ли вы, пока не наберется достаточно сведений, чтобы прийти к определенному выводу?

10.  Склонны ли вы находить в любом деле интерес? Станете ли вы заниматься тем, что со стороны выглядит глупым? Верите ли вы в себя достаточно для того, чтобы быть предприимчивым и идти на риск? Предлагаете ли вы решения, которые могут быть отвергнуты другими, или обычно вы не подставляетесь?

Подсчитайте набранную вами сумму баллов и определите свой показатель творческого потенциала:

• 80-100 баллов – потенциал очень велик.

• 60–80 баллов – вы творческая личность.

• 40–60 баллов – вы не хуже большинства.

• 20–40 баллов – вы не столь творческая личность, как большинство.

• 10–20 очков – вам следует посещать кружки с творческой направленностью.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Тест «Каковы ваши творческие способности?» [85]

Тест «Каковы ваши творческие способности?» [85]

Инструкция. Внимательно всмотритесь в эти фигуры. Что они, по-вашему, изображают? Чем еще они могли бы быть? Придумайте как можно больше вариантов. Будьте смелее, будьте безумнее! Правильных и неправильных ответов здесь нет. Дайте себе пять минут. На старт, внимание, марш!

Сколько идей пришло вам в голову при виде каждой из фигур?

А______ Б______ В______ Г______ Д______ Е______

1. Сложите эти цифры, чтобы получить показатель скорости_______

2. Сколько разновидностей идей пришло вам в голову?

Подсказка: рассматривайте каждую разновидность как категорию. К отдельным категориям могут относиться предметы одежды, продукты питания, животные, предметы домашней обстановки. Например, если для фигуры Б написали, что это «ковбойская шляпа» и «сомбреро», поставьте себе 1, потому что и то и другое относятся к одной категории. Если вы написали «ковбойская шляпа», «змея» и «подушка», поставьте себе 3. Сложите эти оценки, чтобы получить показатель гибкости_______

3. Сколько оригинальных идей пришло вам в голову? Если вы сделали этот тест в группе, сравните ваши идеи и вычеркните те из них, которые встретились более чем у одного из участников. Если вы делали его в одиночку, сравните ваши идеи с перечисленными ниже. Вычеркните из своих такие же или очень похожие.

A. Двадцать третья буква русского алфавита, крест, две палочки. Б. Орех в разрезе, спасательный круг, колесо, кольцо.

B. Два пятна, грязные следы, кляксы. Г. Океанские волны, язык пламени.

Д. Прямоугольник, ящик, дорожный знак, яма, холодильник.

Е. Восклицательный знак, бита и мяч, тюбик, из которого выдавливают пасту.

Поставьте себе 1 за каждую свою оригинальную идею:

А______ Б______ В______ Г______ Д______ Е______

Сложите результаты, чтобы получить показатель оригинальности_

4. Насколько разработаны идеи, которые приходят вам в голову? Поставьте себе по 1 за каждое прилагательное, наречие или глагол, которые вы употребили для описания своих идей. Например, «сомбреро на столе» не получит ни одного очка. «Сомбреро, лежащее на столе» получит 1 очко за слово «лежащее». «Соломенная шляпа, нахлобученная на голову старого ковбоя, который едет на велосипеде» получит четыре очка за слова «соломенная», «нахлобученная», «старого» и «едет».

А______ Б______ В______ Г______ Д______ Е______

Сложите результаты, чтобы получить показатель разработанности_

Теперь сложите все суммы, чтобы получить обобщенный показатель креативности:

Показатель скорости + показатель гибкости + показатель оригинальности + показатель разработанности =_______

Если вы выполняли этот тест в группе, то можете сравнить ваши показатели с показателями других. Если вы выполняли этот тест в одиночку, определите ваш творческий потенциал по шкале от 1 до 10 баллов. Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Диагностика творческих способностей: научные подходы, принципы и критерии

Как понять, насколько вы творческий человек? Исследователи  природы творчества и процессов креативности разработали немало диагностических методик, с помощью которых можно   выяснить, творческая ли вы личность и в какой мере. Давайте рассмотрим, как можно проверить, насколько вы креативны.

Научные подходы к проблеме диагностики творческих способностей

Что входит в понятие «творческие способности» и как их оценить? Способности – это своеобразие особенностей личности, позволяющие ей овладевать разными видами деятельности и совершенствоваться в них. Творческие способности предполагают позитивное преобразование окружающего мира путём создания оригинальных, неповторимых, новых духовных или материальных ценностей. Приступая к оценке уровня развития творческих способностей, нужно рассматривать их через призму развития отдельных элементов. Это связано с тем, что только лишь творческое мышление не отражает в полной мере всех составляющих творческой деятельности. Важно оценивать и восприятие, и воображение, и фантазию, и оригинальность, и много другое.

Все исследования способности к творчеству, креативности можно поделить на две группы:

  1. Креативность – универсальная познавательная творческая способность, основанная на взаимодействии интеллекта, когнитивных способностей и реальных достижений. Представители этого направления: Дж. Гилфорд, С. Медник, А. Пономарёв, С. Тейлор, Э. Торренс. Их научные достижения заключаются в изучении влияния интеллекта на способность к генерации новых идей.
  2. Креативная личность представляет собой комплекс своеобразия индивидуальных творческих особенностей. Исследования этого направления посвящены поиску описания характеристик «портрета творческой личности», мотивов и социокультурных факторов креативности (Ф. Баррон, Д. Богоявленская, А. Маслоу).

Критерии оценки творческих способностей

Джой Гилфорд был одним из первых, кто интерпретировал сущность творческого мышления как синтез оригинальности, новизны и гибкости предлагаемых идей. Последующие теории творческого мышления были по сути копиями и вариациями на тему размышлений Гилфорда. Поэтому первые диагностические методики определения уровня развития творческих способностей строились по следующим критериям:

  • как быстро и легко творческие способности будут проявляться при выполнении конкретного задания (здесь важно количество идей, ответов или вариантов решения задачи за определённый промежуток времени)
  • насколько гибки ответы (число переключений с одного вида объектов на другие)
  • насколько оригинальны ответы (частота определённого ответа в однородной группе).

Лёгким способом проверить свои творческие способности стал тест Элиса Пола Торренса. Он представляет собой три части, каждая из которых характеризует вербальное, изобразительное и звуковое творчество. Тест проводится на протяжении обозначенного времени, а оценка его результатов происходит в соответствии со следующими критериями:

  1. Беглость (скорость) – число ответов за определённый промежуток времени.
  2. Гибкость (разнообразие ответов).
  3. Оригинальность (редкость идей).
  4. Разработанность идей (детализация).

Результаты всевозможных научных исследований позволили выделить общие показатели, на которые можно полагаться при оценке уровня развития творческих способностей:

  • внимательность (умение увидеть и определить творческую проблему)
  • разносторонность (способность замечать в поставленной задаче побольше сторон и связей)
  • гибкость (отказ от стандартной точки зрения)
  • оригинальность (отказ от шаблона)
  • вариативность (способность перегруппирования идей и связей)
  • конкретность (умение глубоко анализировать поставленную задачу)
  • абстрактность (умение синтезировать)
  • гармония (генерация идей на основе организационной стройности и идейной целостности)
  • независимость (непринятие суждений и оценок под воздействием чужого мнения)
  • открытость восприятия (восприимчивость к новому, необычному).

Принципы методики диагностики творческих способностей

При подборе или разработке методики диагностики творческих способностей нужно обратить внимание, чтобы методика была надёжной, а значит – охватывающей разные характеристики креативности. Важно обращать внимание на возраст испытуемых, а также на диагностическую среду (ставите ли вы ограничение во времени или нет, как вы озвучиваете условия тестирования и пр.).

«Рекомендация. Сегодня для оценки уровня креативности в основном применяются диагностические методики Торренса, Гилфорда и Джонсона. Попробуйте выяснить свой уровень креативности с их помощью».

Основные принципы диагностики творческих способностей:

  1. Для диагностики креативности не подходят тесты измерения интеллекта, так как их целью является скорость и точность нахождения единственного верного решения из нескольких предлагаемых.
  2. Исследуя креативность, нужно изучать её образную (невербальную, художественную) и вербальную (словесную) стороны.
  3. Диагностические методики должны замерять показатели шаблонности и стереотипности мышления (что отображается в употреблении слов и образов в определённой ассоциативной связи). Индикатор креативности — в отдалённости от стереотипов (устоявшихся связях).
  4. При диагностике нужно замерять продуктивность (отношение числа ответов к количеству заданий).
  5. Оригинальность определяется как число обратных величин с точки зрения частоты встречаемости нестандартных ответов.
  6. Замер уникальности осуществляется с точки зрения количества не встречающихся ранее идей по отношению к общему количеству ответов.

«На заметку. Низкие результаты диагностики вовсе не говорят о том, что человек неспособен к креативности: нужно учитывать, что творческие проявления бывают спонтанными и неподвластными регуляции».

Все методики диагностики творческих способностей не являются абсолютным показателем сформированности креативности. Недостаток тестовых методик в том, что они оценивают творческие проявления в целом, а не в применении к какой-либо конкретной ситуации.  Ещё один недостаток – неоднозначность интерпретации. Эти два фактора снижают уровень объективности диагностики. Несмотря на недостатки, тестовые методики для изучения уровня развития творческих способностей используются многими учёными, психологами, педагогами, тренерами креативности: совмещая несколько вариантов тестов, можно исследовать креативность с различных сторон.

Попробуйте определить своё общий уровень креативности с помощью простого опросника. С помощью него вы, по крайней мере, вы узнаете, насколько вы устремлены к творческой, созидательной деятельности.

Опросник определения уровня креативности

Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений.  Отметьте своё согласие или несогласие рядом с номером утверждения соответственно знаками «+» или «-».

  1. Мне не нравится работа, в которой все чётко определено.
  2. Мне нравится абстрактная живопись, я её понимаю
  3. Я не любою выполнять регламентированную работу.
  4. Мне не нравится ходить в музеи: все они одинаковы.
  5. Я люблю предаваться фантазиям.
  6. Увлечения обогащают жизнь человека.
  7. Я могу смотреть один и тот же спектакль много раз: каждый раз разная игра актёров, новая интерпретация.
  8. Считаю, что лучше быть закройщиком, чем портным.
  9. Я больше ценю процесс работы, чем её конечный результат.
  10. Даже к обычному делу я отношусь творчески.
  11. Я нередко сомневаюсь в том, что для других вполне очевидно.
  12. Абстрактная живопись даёт пищу для ума.
  13. Мне не хотелось бы подчинить свою жизнь какой-то определённой системе.
  14. Мне нравится работа дизайнеров.
  15. Мне не нравится ходить одной и той же дорогой.

Анализ. Подсчитайте сумму «+»: 0-5 баллов соответствует низкому уровню креативности,  6-9 баллов — среднему, 10-15 баллов — высокому

Какой результат у вас?

Автор: Оксана Седашова

 

4brain.ru

Тест «Творческие способности» (1)

Тест направлен на определение творческого потенциала личности.

Инструкция. Оцените в баллах (от 1до 10), насколько типичными для вас являются сле­дующие характеристики вашего поведения. Очки выставляются исходя из следующего:

  • 10 баллов — ваше соответствие тому, что сказано, очень велико.

  • 9-6 баллов — соответствие значительное.

  • 5 баллов — в данном смысле вы где-то на среднем уровне.

  • 4-2 балла — по этой части ваш уровень ниже среднего.

  • 1 балл — это вам вообще не свойственно.

Текст опросника

  1. Любознательны ли вы ? Сомневаетесь ли вы в очевидном? Беспокоит ли вас, что, как, почему, почему нет? Любите ли вы собирать сведения?

  1. Наблюдательны ли вы? Замечаете ли вы изменения, происходящие вокруг вас?

  1. Воспринимаете ли вы чужие точки зрения? Когда вы с кем-то не согласны, способ­ны ли вы понять того, с кем несогласны? Можете ли вы взглянуть на старую про­блему по-новому?

  1. Готовы ли вы изменить точку зрения? Открыты ли вы новым идеям? Если кто-то делает дополнения к вашей идее или вносит в нее изменения, готовы ли их принять? Ищете ли вы новые идеи, вместо того чтобы придерживаться своих старых?

  2. Учитесь ли вы на своих ошибках? Можете ли вы осознать свою неудачу, при этом несдаваясь? Понимаете ли вы, что пока вы не сдались, не все потеряно?

  3. Пользуетесь ли вы своим воображением? Говорите ли вы себе: «А что будет, если...»?

  4. Замечаете ли вы черты сходства между вещами, которые, как кажется, не имеют ниче­го общего? (Например, что общего между растением пустыни и упорным человеком?) Используете ли вы вещи новыми способами (вроде стакана в качестве вазы для цветов)?

  5. Верите ли вы в себя? Приступаете ли вы к делу с уверенностью, что справитесь? Считаете ли вы себя способным находить решения проблем?

  6. Стараетесь ли вы воздерживаться от того, чтобы давать оценки другим людям, чужим идеям, новым ситуациям? Дожидаетесь ли вы, пока не наберется достаточно сведений, чтобы прийти к определенному выводу?

10. Склонны ли вы находить в любом деле интерес? Станете ли вы заниматься тем, что со стороны выглядит глупым? Верите ли вы в себя достаточно для того, чтобы быть предприимчивым и идти на риск? Предлагаете ли вы решения, которые могут быть отвергнуты другими, или обычно вы не подставляетесь?

Подсчитайте набранную вами сумму баллов и определите свой показатель творческо­го потенциала:

  • 80-100 баллов — потенциал очень велик.

  • 60-80 баллов — вы творческая личность.

  • 40-60 баллов — вы не хуже большинства.

  • 20-40 баллов — вы не столь творческая личность, как большинство.

  • 10-20 очков — вам следует посещать кружки с творческой направленностью.

Тест «Творческие способности» (2)

Цель. Оценка творческого воображения, быстроты протекания мыслительных процессов и широты словарного запаса.

Инструкция. После сигнала «Внимание!» я назову и напишу на доске три слова. Ваша задача возможно скорее написать наибольшее количество фраз так, чтобы в каждую из них входили все три слова. Например, даются слова: «дождь», «поле», «земля». Их можно было бы объединить в такие фразы: «Дождь в поле хорошо промочил землю», «После дождя земля стала мокрой, и я не пошел гулять в поле», «Дождя не было уже месяц, и земля в поле стала как камень».

Каждую фразу надо писать с новой строки. Когда я скажу: «Черта», поставьте отчетли­вую черту в том месте, в котором вас застанет моя команда. Пишите быстро, но обычным почерком, чтобы было нетрудно прочитать. Когда я дам команду «Стоп!», прекратите пи­сать и переверните лист бумаги. «Внимание!»... Называются слова. Экспериментатор за­секает время. Через 10 минут экспериментатор дает команду «Стоп!».

Обработка результатов. Каждая фраза оценивается по пятибалльной системе:

  • 5 — остроумная оригинальная комбинация.

  • 4 — правильное, логичное сочетание слов.

  • 3 — пожалуй, и так можно.

  • 2 — два слова связаны, а третье нелогично.

  • 1 — бессмысленное сочетание слов.

Эти показатели могут быть сведены к одному коэффициенту творческого воображения, который равен сумме баллов, деленной на число фраз, написанных за 10 минут.

studfiles.net

Тест «Творческие способности» (2) [84]

Тест «Творческие способности» (2) [84]

Цель. Оценка творческого воображения, быстроты протекания мыслительных процессов и широты словарного запаса.

Инструкция. После сигнала «Внимание!» я назову и напишу на доске три слова. Ваша задача возможно скорее написать наибольшее количество фраз так, чтобы в каждую из них входили все три слова. Например, даются слова: «дождь», «поле», «земля». Их можно было бы объединить в такие фразы: «Дождь в поле хорошо промочил землю», «После дождя земля стала мокрой, и я не пошел гулять в поле», «Дождя не было уже месяц, и земля в поле стала как камень».

Каждую фразу надо писать с новой строки. Когда я скажу: «Черта», поставьте отчетливую черту в том месте, в котором вас застанет моя команда. Пишите быстро, но обычным почерком, чтобы было нетрудно прочитать. Когда я дам команду «Стоп!», прекратите писать и переверните лист бумаги. «Внимание!»… Называются слова. Экспериментатор засекает время. Через 10 минут экспериментатор дает команду «Стоп!».

Обработка результатов. Каждая фраза оценивается по пятибалльной системе:

• 5 – остроумная оригинальная комбинация.

• 4 – правильное, логичное сочетание слов.

• 3 – пожалуй, и так можно.

• 2 – два слова связаны, а третье нелогично.

• 1 – бессмысленное сочетание слов.

Эти показатели могут быть сведены к одному коэффициенту творческого воображения, который равен сумме баллов, деленной на число фраз, написанных за 10 минут.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Евгений Ильин - Психология творчества, креативности, одаренности

Тест "Творческие способности" [83]

Тест направлен на определение творческого потенциала личности.

Инструкция. Оцените в баллах ( от 1 до 10), насколько типичными для вас являются следующие характеристики вашего поведения. Очки выставляются исходя из следующего:

• 10 баллов – ваше соответствие тому, что сказано, очень велико.

• 9–6 баллов – соответствие значительное.

• 5 баллов – в данном смысле вы где-то на среднем уровне.

• 4–2 балла – по этой части ваш уровень ниже среднего.

• 1 балл – это вам вообще не свойственно.

Текст опросника

1. Любознательны ли вы? Сомневаетесь ли вы в очевидном? Беспокоит ли вас, что, как, почему, почему нет? Любите ли вы собирать сведения?

2. Наблюдательны ли вы? Замечаете ли вы изменения, происходящие вокруг вас?

3. Воспринимаете ли вы чужие точки зрения? Когда вы с кем-то не согласны, способны ли вы понять того, с кем несогласны? Можете ли вы взглянуть на старую проблему по-новому?

4. Готовы ли вы изменить точку зрения? Открыты ли вы новым идеям? Если кто-то делает дополнения к вашей идее или вносит в нее изменения, готовы ли их принять? Ищете ли вы новые идеи, вместо того чтобы придерживаться своих старых?

5. Учитесь ли вы на своих ошибках? Можете ли вы осознать свою неудачу, при этом не сдаваясь? Понимаете ли вы, что пока вы не сдались, не все потеряно?

6. Пользуетесь ли вы своим воображением? Говорите ли вы себе: "А что будет, если…"?

7. Замечаете ли вы черты сходства между вещами, которые, как кажется, не имеют ничего общего? (Например, что общего между растением пустыни и упорным человеком?) Используете ли вы вещи новыми способами (вроде стакана в качестве вазы для цветов)?

8. Верите ли вы в себя? Приступаете ли вы к делу с уверенностью, что справитесь? Считаете ли вы себя способным находить решения проблем?

9. Стараетесь ли вы воздерживаться от того, чтобы давать оценки другим людям, чужим идеям, новым ситуациям? Дожидаетесь ли вы, пока не наберется достаточно сведений, чтобы прийти к определенному выводу?

10. Склонны ли вы находить в любом деле интерес? Станете ли вы заниматься тем, что со стороны выглядит глупым? Верите ли вы в себя достаточно для того, чтобы быть предприимчивым и идти на риск? Предлагаете ли вы решения, которые могут быть отвергнуты другими, или обычно вы не подставляетесь?

Подсчитайте набранную вами сумму баллов и определите свой показатель творческого потенциала:

• 80-100 баллов – потенциал очень велик.

• 60–80 баллов – вы творческая личность.

• 40–60 баллов – вы не хуже большинства.

• 20–40 баллов – вы не столь творческая личность, как большинство.

• 10–20 очков – вам следует посещать кружки с творческой направленностью.

Тест "Творческие способности" (2) [84]

Цель. Оценка творческого воображения, быстроты протекания мыслительных процессов и широты словарного запаса.

Инструкция. После сигнала "Внимание!" я назову и напишу на доске три слова. Ваша задача возможно скорее написать наибольшее количество фраз так, чтобы в каждую из них входили все три слова. Например, даются слова: "дождь", "поле", "земля". Их можно было бы объединить в такие фразы: "Дождь в поле хорошо промочил землю", "После дождя земля стала мокрой, и я не пошел гулять в поле", "Дождя не было уже месяц, и земля в поле стала как камень".

Каждую фразу надо писать с новой строки. Когда я скажу: "Черта", поставьте отчетливую черту в том месте, в котором вас застанет моя команда. Пишите быстро, но обычным почерком, чтобы было нетрудно прочитать. Когда я дам команду "Стоп!", прекратите писать и переверните лист бумаги. "Внимание!"… Называются слова. Экспериментатор засекает время. Через 10 минут экспериментатор дает команду "Стоп!".

Обработка результатов. Каждая фраза оценивается по пятибалльной системе:

• 5 – остроумная оригинальная комбинация.

• 4 – правильное, логичное сочетание слов.

• 3 – пожалуй, и так можно.

• 2 – два слова связаны, а третье нелогично.

• 1 – бессмысленное сочетание слов.

Эти показатели могут быть сведены к одному коэффициенту творческого воображения, который равен сумме баллов, деленной на число фраз, написанных за 10 минут.

Тест "Каковы ваши творческие способности?" [85]

Инструкция. Внимательно всмотритесь в эти фигуры. Что они, по-вашему, изображают? Чем еще они могли бы быть? Придумайте как можно больше вариантов. Будьте смелее, будьте безумнее! Правильных и неправильных ответов здесь нет. Дайте себе пять минут. На старт, внимание, марш!

Сколько идей пришло вам в голову при виде каждой из фигур?

А______ Б______ В______ Г______ Д______ Е______

1. Сложите эти цифры, чтобы получить показатель скорости_______

2. Сколько разновидностей идей пришло вам в голову?

Подсказка: рассматривайте каждую разновидность как категорию. К отдельным категориям могут относиться предметы одежды, продукты питания, животные, предметы домашней обстановки. Например, если для фигуры Б написали, что это "ковбойская шляпа" и "сомбреро", поставьте себе 1, потому что и то и другое относятся к одной категории. Если вы написали "ковбойская шляпа", "змея" и "подушка", поставьте себе 3. Сложите эти оценки, чтобы получить показатель гибкости_______

3. Сколько оригинальных идей пришло вам в голову? Если вы сделали этот тест в группе, сравните ваши идеи и вычеркните те из них, которые встретились более чем у одного из участников. Если вы делали его в одиночку, сравните ваши идеи с перечисленными ниже. Вычеркните из своих такие же или очень похожие.

A. Двадцать третья буква русского алфавита, крест, две палочки. Б. Орех в разрезе, спасательный круг, колесо, кольцо.

B. Два пятна, грязные следы, кляксы. Г. Океанские волны, язык пламени.

Д. Прямоугольник, ящик, дорожный знак, яма, холодильник.

Е. Восклицательный знак, бита и мяч, тюбик, из которого выдавливают пасту.

Поставьте себе 1 за каждую свою оригинальную идею:

А______ Б______ В______ Г______ Д______ Е______

Сложите результаты, чтобы получить показатель оригинальности_

4. Насколько разработаны идеи, которые приходят вам в голову? Поставьте себе по 1 за каждое прилагательное, наречие или глагол, которые вы употребили для описания своих идей. Например, "сомбреро на столе" не получит ни одного очка. "Сомбреро, лежащее на столе" получит 1 очко за слово "лежащее". "Соломенная шляпа, нахлобученная на голову старого ковбоя, который едет на велосипеде" получит четыре очка за слова "соломенная", "нахлобученная", "старого" и "едет".

А______ Б______ В______ Г______ Д______ Е______

Сложите результаты, чтобы получить показатель разработанности_

Теперь сложите все суммы, чтобы получить обобщенный показатель креативности:

Показатель скорости + показатель гибкости + показатель оригинальности + показатель разработанности =_______

Если вы выполняли этот тест в группе, то можете сравнить ваши показатели с показателями других. Если вы выполняли этот тест в одиночку, определите ваш творческий потенциал по шкале от 1 до 10 баллов.

Тест на самоопределение предпочтительных видов деятельности одаренных школьников [86]

Инструкция. Тест состоит из 90 утверждений (вопросник), таблицы ответов и таблицы подсчета результатов.

Порядок работы. Прочитайте каждое утверждение опросника и перечеркните квадрат с соответствующим номером в таблице ответов, если вы чувствуете, что оно справедливо по отношению к вам.

Последовательно проработайте весь опросник, если какой-либо вопрос вызывает у вас сомнения, подумайте над ним и ответьте как можно более правдиво. Отвечая на вопросы, будьте максимально искренними.

Проработав все 90 утверждений, подсчитайте число перечеркнутых клеток в столбцах (по вертикали) и запишите число в соответствующей клетке итога, затем переходите к таблице подсчета результатов.

Выпишите соответствующие числа из итога таблицы ответов в первый столбец таблицы подсчета результатов ("Ваш результат").

Заполните столбец "Ранг", придавая наивысшему результату ранг 1, второму – 2 и т. д. Наименьший результат получит ранг 9.

Заполните столбец "Обратный ранг", придавая наименьшему результату ранг 1 и т. д. Наивысший результат получит ранг 9.

Обведите кружком цифры 1 и 2 в столбцах "Ранг" и "Обратный ранг". Прочитайте о ваших достоинствах слева от цифр 1 и 2 столбца "Ранг", а о личных ограничениях – справа от цифр 1 и 2 в столбце.

www.profilib.net